Становление и развитие джазового искусства в Китае тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Чжао Ифэй

  • Чжао Ифэй
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки»
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 183
Чжао Ифэй. Становление и развитие джазового искусства в Китае: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки». 2022. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Чжао Ифэй

Введение

Глава I. Истоки и эволюция джазового искусства в Китае

1.1. Ранний период: проникновение в Китай западной джазовой традиции (1920-е - 1940-е годы)

2.2. Современный период: самоидентификация джазовой культуры в Китае (с 1980-х годов)

Глава II. Ключевые фигуры современного джазового искусства Китая

2.1. Лю Юань

2.2. Кун Хунвэй

2.3. СяЦзя

2.4. ЧжанИн

2.5. Ли Сяочуань

2.6. А Бу

Глава III. Национальная специфика китайского джазового искусства

3.1. Формы работы китайских музыкантов с джазовой идиомой

3.2. Виды джазовой импровизации

3.3. Жанрово-стилевая панорама современного китайского джаза

Заключение

Список литературы

Нотное приложение

Введение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие джазового искусства в Китае»

Актуальность исследования

Джазовое искусство принадлежит к тем художественным явлениям, которые - по мере своего развития - удивительным образом смогли «имплантироваться» во многие другие национальные культуры. В начале XX века джаз проникает на почву китайской музыкальной культуры, которая оказалась вполне восприимчивой к столь непривычной для нее ветви музыкального творчества.

Китайское джазовое искусство сегодня - это яркий феномен с примерно столетней историей, сложившейся эстетикой и практикой, художественные достоинства которого признаны не только в Китае, но и за его пределами. Китайские джазмены регулярно выступают на престижных международных джазовых фестивалях, успешно сотрудничают с ведущими американскими и европейскими коллегами. Молодые музыканты стажируются в лучших учебных заведениях мира по различным эстрадно-джазовым специальностям. В крупных городах Китая регулярно выступают зарубежные джазмены. С 1993 года проводится старейший в Китае Пекинский джазовый фестиваль, в 2005 году в Шанхае был основан JZ Festival. В разные годы гостями этих крупных международных форумов были ведущие джазмены мирового уровня: гитаристы Джон Скофилд и Пэт Мэтини, контрабасист Рон Картер, саксофонисты Кенни Гарретт и Брэнфорд Марсалис, трубач Уинтон Марсалис, пианист Хэрби Хэнкок и другие мэтры. Все это - свидетельства того, что джазовое искусство Китая в XXI веке находится на подъеме. Динамичное развитие китайского джаза на современном этапе определяет актуальность данной темы.

Другая грань актуальности определяется самим ходом развития джазового искусства в Китае. Закрепившись в 1920-х годах в Шанхае и других портовых городах как новая «заморская» музыка, джаз к началу

войны с Японией в 1937 году пустил в стране прочные корни. В Китае выступали несколько оркестров высокого исполнительского уровня, выдвинулся ряд ярких фигур джазменов. В течение 1934-36-х годов в Шанхае работал собранный в Лос-Анджелесе биг-бэнд одного из лучших трубачей эры свинга Бака Клэйтона. В военные годы развитие китайского джаза закономерно затормозилось. С окончанием военных действий и основанием в 1949 году Китайской Народной Республики развитие джаза не только не возобновилось, но и практически прекратилось. Постепенное возрождение джазового искусства началось лишь по окончании Культурной революции в 1976 году. Поэтому столетняя история китайского джаза, в которой ранний и современный периоды разделились сорокалетним перерывом, представляет собой уникальный материал для исследования.

В новых условиях китайским джазменам пришлось, фактически, заново осваивать забытую традицию и форсированными темпами догонять мировой джазовый процесс. Поэтому особый интерес вызывают фигуры музыкантов, возвращавших джаз в страну, а в XXI веке сделавших китайское джазовое искусство феноменом современной культуры.

Джаз в Китае вобрал в себя выразительный комплекс джазового мэйнстрима (блюзовый лад, свинг, гармония и т.д.), на который наложились элементы традиционной китайской музыки. В результате взаимодействия разнокультурных начал стилистика китайского джаза сложилась как уникальная целостность. Особенно органичным оказался синтез в ладовой области, поскольку пентатоника одинаково характерна для обеих взаимодействующих традиций. Потребность в научном осмыслении диалога джазовой и китайской национальной традиций также определяет актуальность темы исследования.

Таким образом, проблематика исследования охватывает ряд аспектов: историю становления и развития китайского джаза как национальной традиции, творческую деятельность наиболее значимых джазменов, а также

вопросы взаимодействия интернациональных и национальных компонентов в джазовом искусстве Китая.

Степень научной разработанности

Российским музыкознанием китайский джаз как целостная музыкальная традиция практически не исследован. Опубликованы лишь несколько работ, освещающих различные аспекты китайского джазового искусства: историю становления национального джаза в первой половине XX века [1, 70, 72, 81, 92]; пути распространения в Китае саксофона [17, 21]; развитие системы эстрадно-джазового образования [67, 82, 83]; положение джаза в концертной жизни современного Китая [44, 71]; творчество отдельных китайских джазменов [68, 69, 73].

Первые шаги на пути изучения джаза в Китае сделали американские исследователи. Так, Эндрю Джонс в книге «Желтая музыка: медиакультура и колониальная современность в "джазовый век" Китая» [187] описывает джаз как продукт модернизации Китая в первой трети XX века. Автор проводит параллель между американским jazz age 1920-30-х годов и соответствующим периодом в развитии китайской популярной музыки. Ключевым в концепции Джонса является понятие «желтая музыка», характеризующее закрепившееся в сознании консервативной части китайского общества ложное представление о джазе как о непристойной музыке, навязанной иностранцами. Пренебрежительное отношение к джазу, сформированное средствами массовой информации, более или менее явно сохранялось в Китае на протяжении полувека - с 1930-х до 1980-х годов, и серьезно повлияло на его судьбу.

В 2018 году в США вышла первая книга, целиком посвященная истории джаза в Китае. Ее автор Юджин Марлоу [193] последовательно рассматривает этапы появления, частичного упадка, запрета и возрождения китайского джаза, сознательно оставляя вне поля зрения анализ музыкального материала. Охватывая почти столетний исторический период, Марлоу раскрывает несколько причин закрепления джаза в Китае. Это

личности музыкантов, инициировавших джазовые концерты, способы включения джаза в китайскую культуру, а также места выступлений джазменов. Особую ценность книге придают уникальные интервью автора с ведущими джазменами Шанхая и Пекина, а также с владельцами клубов, промоутерами и эмигрантами. Марлоу тщательно прослеживает связь эволюции джаза в Китае с социальными, экономическими и политическими преобразованиями страны в ХХ-ХХ1 веках. Глубокий анализ комплекса причин, обусловивших крутые повороты судьбы китайского джаза, позволяет считать книгу Марлоу фундаментальным социокультурным исследованием.

В круг англоязычных исследований входят еще несколько работ меньшего масштаба. В докторской диссертации Су-Вэй Чен «Музыкальная индустрия и популярная песня в Шанхае 1930-40-х годов» [207] очерчен широкий контекст формирования китайского джаза. Автор всесторонне исследует феномен шанхайской популярной песни, трактуя этот жанр как «питательную почву» для самых разных направлений эстрадной музыки, в том числе и для джаза. Работа Су-Вэй Чен позволяет глубже понять жанровую и стилевую специфику китайского джаза на стадии его становления.

Проблеме модернизации китайской музыки в первой половине XX века на примере Шанхая посвящена докторская диссертация Джойс Хой Ян Чен «Китайская музыка и транслированная современность в Шанхае 1918-37 годов» [188]. В ней джаз предстает органичным компонентом шанхайской музыкальной жизни, наполнявшим звуковую атмосферу города наряду с другими иностранными стилями и жанрами. Особенно ценными представляются суждения автора о музыке танцевальных оркестров, созданных по образцу американских биг-бэндов.

Упомянем также несколько англоязычных статей, в которых освещаются вопросы бытования китайского джаза на разных этапах его истории [186]. Из англоязычных источников несомненный интерес представляют мемуары американских джазменов, работавших в Китае.

Наиболее ценные из них - это автобиографии Уайти Смита, Бака Клэйтона и Вилли Раффа, написанные ярким, и в то же время, удивительно точным языком [177, 200, 204]. Книги Смита и Клэйтона, игравших в Шанхае в 1920 - 30-е, погружают читателя в экзотическую атмосферу джазовой жизни крупного азиатского портового города, доносят множество специфических подробностей в организации концертов и подборе репертуара. В мемуарах Вилли Раффа содержится подробный рассказ о первых послевоенных гастролях американского коллектива в Шанхае, состоявшихся в 1981 году.

В самом Китае национальное джазовое искусство изучено частично. Начиная с 80-х годов XX века, исследователями разрабатываются следующие направления:

1. история джаза в Китае;

2. методика джазовой импровизации и игры на инструментах;

3. эстрадно-джазовый репертуар;

4. стилевые аспекты китайского джаза.

Кратко обозначим характер научного поиска по каждому из направлений.

1. В Китае не существует целостных исследований истории отечественного джаза. В настоящее время предприняты результативные попытки обозначить основные направления научного поиска [108]. Поскольку основа развития китайского джазового искусства была заложена в Шанхае, начальный, шанхайский период его истории исследован наиболее подробно [146, 148, 160].

Кроме того, исследования национальной поп-музыки, история которой не прерывалась, обычно включают и разговор о джазе. Таковы, например, «Краткая история китайской поп-музыки» Сунь Вэй [145] и «История и стили популярной музыки» Ю Циньбо [167]. Уделяется внимание и творчеству Ли Цзиньхуэя - одного из основоположников китайского джаза, и в частности, жанра «современной песни» (ВВ^Й - шидайцю) [129, 141, 155].

2. Методические материалы, предлагаемые китайскими педагогами, помимо перевода зарубежных концепций, как правило, содержат идеи, отражающие специфику национального музыкального мышления [96, 144, 147, 157]. При этом по каждому из традиционно джазовых инструментов написано достаточное количество работ. В качестве примера приведем пособия для фортепиано: «Введение в джазовое фортепиано: импровизация шагающего баса» и «Введение в джазовое фортепиано: гармония» Синь Ди, «Джазовая импровизация на фортепиано» Хуан Даохэна, а также ряд фортепианных переложений в джазовой стилистике [142, 156, 169].

3. Изучается эстрадно-джазовый репертуар, представленный нотами для инструментов, ансамблей и оркестров, а также сборниками джазовых тем [122, 124, 128], в которые, наряду с общепризнанными американскими стандартами, входят и национальные китайские мелодии.

4. Стилистика китайского джаза - одно из наиболее перспективных направлений. Как и для джаза, для китайской традиционной музыки в целом характерна импровизационность. Еще в 1988 году музыковед Хуан Сянпэн в научном докладе «Сохранение традиции, развитие традиции», представленном на семинаре «Освоение опыта китайской музыки», говорил: «Китайская традиционная музыка - это вовсе не что-то записанное в нотах. Не поняв импровизационную природу творчества народных музыкантов, вы не поймете суть китайской народной музыки. Импровизация - вот суть китайской традиционной музыки» [цит по: 98, с.30]. Диапазон подходов исследователей в этом направлении весьма широк: от попыток эстетического осмысления китайского джаза в книге Го Чжихао «Ночь превращается в джаз» [100] до изучения зарубежных влияний в статье Ли Дуоцзяо «Влияние европейской и американской поп-музыки в Китае» [118] и трансформаций основных джазовых жанров в китайском звуковом пространстве в статье У Цзянляна «Как в Китае играют блюз и джаз?» [154]. О том, что все перечисленные работы должны в обозримом будущем привести к выработке системного подхода к китайскому джазу, свидетельствует «Обзор

современного состояния отечественных исследований джаза» [126], выполненный Лю Ли и охватывающий период с начала XXI века до сегодняшнего дня. Автор рассматривает пять аспектов изучения джаза в Китае (происхождение, стиль, динамика развития, игра на инструментах, личности музыкантов), не все из которых удается подкрепить соответствующими научными материалами. Поэтому смысл обзора Лю Ли заключается, прежде всего, в маркировке наиболее явных лакун, требующих заполнения.

Палитра исследований китайских ученых была бы неполной без учета их интереса к мировому джазовому процессу. Особое место в этой области их научного поиска занимают комплексные исследования, включающие сведения по истории джаза, его жанровой системе, а также справочную информацию о музыкантах, стилях и произведениях [119,123,158].

Несмотря на весомый корпус музыковедческих трудов, целостного исследования, посвященного становлению и развитию джазового искусства в Китае, выявлению его национальной специфики, на сегодняшний день не существует.

В связи с этим, обоснованным является выбор объекта данного исследования: творчество китайских джазовых музыкантов XX - начала XXI века, представляющих основные сферы джазового искусства в Китае. Предмет исследования - особенности эволюции китайского джаза на всех этапах его существования. Выбор объекта и предмета исследования обусловлен художественно-эстетической значимостью джазового искусства в контексте современной музыкальной культуры Китая, а также его востребованностью в мировом джазовом пространстве.

Цель исследования - выявление характерных процессов становления и развития китайского джазового искусства как культурного феномена. Данная цель требует решения следующих задач:

- проследить хронологию становления китайского джаза от истоков до современности;

- определить степень влияния зарубежной джазовой традиции;

- выявить черты преемственности между ранним и современным этапами развития джаза в Китае;

- изучить творчество основоположников китайской джазовой школы и ведущих современных ее представителей;

- очертить особенности национальной специфики освоения джазовой традиции;

- обозначить устойчивые жанрово-стилевые черты, а также методы импровизации китайских джазменов;

- установить основные тенденции развития китайского джаза на современном этапе.

Материал исследования образуют произведения китайского джаза, представленные в аудио и видео-форматах, а также в нотном формате. Стилистически данный материал состоит из двух групп:

1. Архивные аудиозаписи шанхайского джаза 1920 - 1940-х годов. В эту группу вошли эстрадно-джазовые композиции Ли Цзиньхэуя и его последователей - Чэнь Гэсиня, Ли Цзиньгуана.

2. Аудио и видеоаписи китайского джаза современного периода. Центральное место в этой группе занимают следующие CD-альбомы китайских музыкантов: Ли Юань «Женские грезы» (1992); Лю Юань «Старое дорожное настроение» (1995); Группа «Tien Square» «Сделано в Китае» (1996); Кун Хунвэй «Летний дворец» (2004); Чжан Ин «Джазовая лихорадка Чжан Ин» (2006); Чжан Ин «Sondia» (2014); Ся Цзя «Сближение» (2019); Ли Сяочуань «Новая эпоха» (2014); «Томас Стабеноу представляет Ли Сяочуаня» (2015); Ли Сяочуань «В самом начале» (2016); Ли Сяочуань «Шанхайские зарисовки» (2018); А Бу «Мелодия, исполняемая на 88 клавишах» (2014); А Бу «Бабочки летают парами» (2016).

Дополнительный блок материалов составляют ноты, аудио и видеозаписи всемирно известных джазовых стандартов, а также их интерпретации джазменами разных стран. Дополнительные материалы

привлечены с целью установления путей проявления национальной специфики в интерпретации китайскими джазменами интернационального материала.

Методология исследования опирается на представления, сложившиеся в современном джазоведении благодаря классическим трудам американских и европейских исследователей - Дж. Л. Коллиера, Дж. Мехегана, Дж. Саймона, У Сарджента, М. Стернса, М. Уильямса, Л. Фэзера, Г. Шуллера (США), А. Азриля, Э.Й. Берендта (Германия), А. Одера (Франция) и других. Большой вклад внесли исследователи из России - Е. Барбан, Ю. Верменич, Ю. Кинус, В. Конен, Л. Переверзев, В. Сыров, В. Фейертаг, А. Фишер, А. Цукер, Ф. Шак.

Использованы работы Ю. Козырева, Э. Кунина, Г. Левина, Е. Овчинникова, содержащие трактовки феномена джазового свинга, что позволило прояснить жанрово-стилевую картину современного китайского джаза [27,31,40,41,42,51,53].

С целью наиболее полного обоснования национальной специфики китайского джаза в данном исследовании были привлечены работы, посвященные китайской культуре [22, 39, 45], и в частности, музыке [4, 13. 43,75, 93]. Они помогли исследовать характерные черты мелодического, ритмического и гармонического мышления китайского этноса, в той или иной степени проявляющихся и в творчестве джазменов. Поскольку эти черты отчетливо видны в джазовом музыкальном материале, одним из ключевых понятий методологии данного исследования стала этнизация. Исследователь творчества китайских композиторов для саксофона Гэ Мэн понимает под этнизацией «использование в профессиональной музыке средств музыкальной выразительности, максимально стилистически приближенных к экзотическому китайскому фольклору» [19, с. 10]. Импровизационный тип профессионализма джаза не мешает точному и продуктивному использованию данного понятия. При этом не следует смешивать этнизацию джаза и этно-джаз. В первом случае речь идет о «национальном почерке»,

неизбежно выдающем происхождение музыканта (особенно заметном при интерпретации джазменами интернационального материала). Во втором случае имеет место определенный стиль, за которым стоит художественный метод, выраженный, в том числе, в строгом отборе и гармоничном соединении национальных и интернациональных элементов.

В данном исследовании были использованы следующие научные методы:

- исторический (при исследовании зарождения и эволюции китайского джаза в контексте развития национальной музыки XX - начала XXI века);

- типологический (при выявлении характерных жанровых и стилистических моделей китайского джаза);

- аксиологический (при определении художественной и исторической ценности произведений, отбираемых с целью музыковедческого анализа);

- аналитический (при изучении смысловых и структурных компонентов произведений китайского джаза);

- монографический (при характеристике творчества видных представителей китайской джазовой школы).

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые:

- определены периоды становления джазового искусства в Китае;

- выявлена степень влияния зарубежной джазовой традиции, позволяющая говорить о самобытности китайского джаза;

- представлены творческие портреты значимых джазовых музыкантов Китая;

- обозначены характерные жанрово-стилевые черты, а также методы импровизации китайских джазменов;

- введен в научный обиход ряд значимых джазовых произведений китайских музыкантов;

- переведены на русский язык и введены в научный обиход соответствующие заявленной теме работы китайских исследователей.

Теоретическую значимость работы определяет возможность использования материалов диссертации в научных исследованиях джазовой музыки, а также в дополнении существующей жанрово-стилевой системы современного джаза.

Практическая значимость состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах по истории джаза и стилей музыкальной эстрады, истории неевропейских музыкальных культур, а также при подборе репертуара джазовых ансамблей и солистов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Становление джазового искусства в Китае происходило в два этапа, разделенных сорокалетним перерывом: ранний (1920 - 1940-е годы) и современный (с 1980-х годов). Между ними существует преемственная связь, выраженная в общности творческих подходов к инокультурному музыкальному материалу - джазовым ритмам, ладам, аккордам, методам аранжировки;

2. В ранний период китайская культура адаптировала танцевальный свинг во многом благодаря усилиям иностранных музыкантов: М. Пачи, У Смита, В. Сноу, Б. Клэйтона, С. Ермолаева, О. Лундстрема. Импровизация не была освоена, однако в пьесы раннего китайского джаза привносился определенный национальный колорит;

3. Современный период начался с «повторения пройденного», то есть с возрождения свинговой музыки в Шанхае, где также немалую роль сыграли иностранные музыканты, однако, в целом, их вклад оказался менее заметным. В 1980-е годы сложилась и заявила о себе плеяда молодых музыкантов, открытых к самым современным джазовым веяниям (Лю Юань, Кун Хунвэй, Хуан Юн и др.);

4. В творчестве ведущих китайских джазменов сохраняется в тех или иных формах связь с национальной музыкальной традицией в виде:

- джазовой интерпретации народных китайских мелодий, представленной современными аранжировками и импровизациями (Чжан Ин, Ли Сяочуань);

- стилизации народной музыки, выраженной в органичном соединении национальных мелодических, ладовых, ритмических элементов с джазовыми стандартами (Лю Юань, Кун Хунвэй, Ся Цзя, А Бу);

- диалога традиций, результатом которого становится появление самобытных авторских композиций (Кун Хунвэй);

5. Китайские музыканты используют широкий спектр методов работы с джазовой идиомой - от ее сохранения до почти полного растворения. В творчестве отдельных джазменов преодоление джазовой идиомы средствами национальной музыки приводит к качественно новому результату, что позволяет говорить об активном становлении китайской национальной джазовой школы;

6. В современном китайском джазе представлены все основные виды импровизации, но более распространены ладовая хорусная и модальная импровизации как наиболее созвучные китайской традиционной музыке. Прочие, коллективные виды - новоорлеанская и свободная импровизация -почти не встречаются;

7. В музыкальной палитре китайского джазового искусства наиболее часто представлены стили и жанры, в которых ярко выражена идея межкультурного диалога: фьюжн, джаз-рок, этно-джаз, фанк, босса-нова;

8. Развиваемый на протяжении многих десятилетий джазменами разных стран универсальный язык музыкальной коммуникации благодаря творчеству ведущих китайских джазменов пополняется новыми идиомами.

Степень достоверности и апробация работы

Диссертация обсуждалась на кафедре истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки (протокол заседания кафедры № 10 от 28 июня 2022 г.). Основные ее положения были представлены в докладах на международной научно-практической

конференции «Музыкальное образование и наука» (Нижний Новгород, 2019), международной научной конференции «Биография как предмет междисциплинарного исследования» (Нижний Новгород, 2021), международной научной конференции «Музыка в диалоге культур и цивилизаций: новые информационные и коммуникативные ресурсы гуманитарных наук» (Нижний Новгород, 2021), Всероссийской конференции «Джазовое искусство в современной музыкальной культуре» (Москва, 2022).

Содержание работы отражено в шести научных публикациях, три из которых состоялись в журналах, рекомендованных ВАК Министерства науки и высшего образования РФ.

Структура исследования обусловлена поставленными целью и задачами, включает Введение, три главы, Заключение, список литературы, нотное приложение.

Глава I. Истоки и эволюция джазового искусства в Китае

1.1. Ранний период: проникновение в Китай западной джазовой традиции (1920-е - 1940-е годы)

История становления джазового искусства в Китае начинается с крупного портового города - Шанхая. Исторически именно он стал «главными воротами», сквозь которые в страну входила иностранная культура. Его роль в развитии национального джаза сопоставима с ролью таких портовых городов как Нью-Орлеан (США) и Одесса (Россия), также ставших отправной точкой для формирования джазовой культуры в своих странах. Все три города отличало смешение культур, языков и традиций, а также большое количество увеселительных заведений.

К 1920-м годам Шанхай превратился в крупнейший и самый современный город Китая. Современники называли его городом декаданса и роскоши [210, р. 14-15]. Ранее, в 1863 году благодаря объединению британской и американской концессий возник Шанхайский международный сеттльмент1. Он положил начало Шанхаю как центру мировой экономики в Восточной Азии. Кроме китайцев, его жителями были, в основном, граждане Британии, США, Франции, Португалии, Филиппин, России, Германии, Индии и Японии. Расширение торговых связей и последовавший за этим стремительный рост города дали возможности трудоустройства в Шанхае для людей всех национальностей. При этом в городе сложилась социальная иерархия колониального типа. На ее вершине находились англичане, американцы и французы, ступенью ниже располагались представители других европейских народов, а низшие ступени занимали коренные жители и представители других азиатских народов.

1 Шанхайский международный сеттльмент (- часть городской территории на северном берегу Янцзы, до 1942 года находившаяся под международным управлением.

В Шанхае сложилась международная индустрия развлечений. Ее начало было положено в 1879 году, когда был основан Шанхайский общественный оркестр (Shanghai Public Band) - первый в Китае крупный коллектив западного типа. До 1925 года этот оркестр выступал исключительно для европейцев из-за территориального отделения сеттльмента от остального города. Дальнейшее развитие коллектива шло по пути привлечения европейских музыкантов в страну, а также обучения музыкантами оркестра местных учеников. В результате этих процессов на рубеже XIX-XX веков участники Шанхайского общественного оркестра стали основоположниками европейского инструментального образования в Китае. К 1930-м годам некоторые их местные ученики достигли профессионального уровня как оркестранты, а в 1927 году они, наряду со своими наставниками из Шанхайского общественного оркестра, составили костяк симфонического оркестра в недавно открытом Национальном музыкальном колледже (

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чжао Ифэй, 2022 год

Список литературы

На русском языке

1. Амирханова, С. Джаз как искусство самовыражения / С. Амирханова. -Уфа : РИС УГАИ им. З. Исмагилова, 2014. - 193 с.

2. Анисимова, П. Музыкальная культура Шанхая первой половины XX в.: основные направления и тенденции развития / П. Анисимова. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2017. - 77 с.

3. Арановский, М. Музыкальный текст: структура и свойства / М. Арановский. - Москва : Композитор, 1998. - 344 с.

4. Арзаманов, Ф. Заметки о современном развитии музыки Китая / Ф. Арзаманов // Сообщения института истории искусств. - 1959. - № 15. - С. 159-169.

5. Барбан, Е. Джазовые диалоги / Е. Барбан. - Санкт-Петербург : Композитор, 2006. - 304 с.

6. Барбан, Е. Джазовые опыты / Е. Барбан. - Санкт-Петербург : Композитор, 2007. - 336 с.

7. Барбан, Е. Джазовые портреты / Е. Барбан. - Санкт-Петербург : Композитор, 2006. - 302 с.

8. Барбан, Е. Черная музыка, белая свобода / Е. Барбан. - Санкт-Петербург : Композитор, 2007. - 284 с.

9. Борисов, Б. Китайский джаз: современные проблемы изучения / Б. Борисов // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. -2017.- №3(45).- С. 63-67.

10. Валькова, В. Понятие «музыкальная идиома» в отечественной научной традиции: опыт осмысления и применения / В. Валькова // Журнал Общества теории музыки. - 2017. - Вып. 1 (17). - С. 37-52.

11. Верменич, Ю. Джаз: история, стили, мастера / Ю. Верменич. - Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2007. - 607 с.

12. Верменич, Ю. И весь этот джаз / Ю. Верменич. - Воронеж : Инфа, 2002. - 376 с.

13. Виноградов, В. Музыка в Китайской Народной Республике / В. Виноградов. - Москва : Советский композитор, 1959. - 86 с.

14. В Москве прозвучал китайский джаз «Золотого Будды». - URL: http://blog.cety.ru/prosto-mariya/4482-v-moskve-prozvuchal-kitayskiy-diaz-zolotogo-buddy.html (дата обращения: 23.01.2020). - Текст : электронный.

15. Гэ Мэн. Жанровая специфика сочинений для саксофона китайских композиторов второй половины ХХ - начала XXI вв. / Гэ Мэн // Музычная культура Беларус i мiра у навуковым асэнсаванш : материалы XXII Международных научных чтений памяти Л. С. Мухаринской : Минск, 17-18 апреля 2013 г. / Белорусская государственная академия музыки. - Минск : Изд-во Белорусской государственной академии музыки, 2014. - С. 48-61.

16. Гэ Мэн. Исполнительская импровизация в китайской народной музыке и преломление ее принципов в профессиональном исполнительском искусстве (на примере интерпретации Го Ячжи «Китайской рапсодии» № 3 Хуан Анлуня) / Гэ Мэн // Вести института современных знаний. - 2014. - № 2.-С. 13-18.

17. Гэ Мэн. К вопросу о развитии саксофонного искусства в Китае ХХ -начала XXI века / Гэ Мэн // Искусство и культура. - 2014. - № 3. - С. 48-54.

18. Гэ Мэн. Музыка для саксофона в творчестве китайских и белорусских композиторов второй половины ХХ - начала XXI века : диссертация ... канд. иск. : 17.00.02 / Гэ Мэн. - Минск, 2018. - 212 с.

19. Гэ Мэн. Некоторые особенности гармонической организации произведений китайских композиторов для саксофона конца ХХ века: принцип этнизации аккордов / Гэ Мэн // Наука в современном обществе : материалы V международной научной конференции : г. Ставрополь, 17 марта 2014 г. / редкол. И. Б. Красина, И. Н. Титаренко, В. В. Баев и др. -Ставрополь : Логос, 2014. - С. 10-16.

20. Гэ Мэн. Особенности ладовой организации китайского музыкального фольклора и их претворение в произведениях для саксофона китайских композиторов второй половины ХХ века» / Гэ Мэн // Наука в современном обществе : материалы V международной научной конференции : г. Ставрополь, 17 марта 2014 г. / редкол. И. Б. Красина, И. Н. Титаренко, В. В. Баев и др. - Ставрополь : Логос, 2014. - С. 3-10.

21. Гэ Мэн. Трансплантация саксофона в китайскую музыкальную культуру ХХ века / Гэ Мэн // Универсальное и национальное в культуре : материалы международной научной конференции : Минск, 20-21 апреля 2012 г. / отв. ред. Э. А. Усовская. - Минск : БГУ, 2013. - С. 317-328.

22. Духовная культура Китая : энциклопедия в 5 томах : т. 6 (дополнительный) : Искусство / гл. ред. М. Л. Титаренко ; Ин-т Дальнего Востока РАН. - Москва : Восточная литература, 2010. - 1031 с.

23. Заднепровская, Г. Анализ музыкальных произведений / Г. Заднепровская. - Москва : Владос, 2003. - 272 с.

24. Зисер, И. Синкопы джазовой судьбы. Очерк творческого пути Олега Лундстрема и его оркестра (к 100-летию) : ч. 1 / И. Зисер. - URL: https://www._jazz.ru/2016/08/19/oleg-lundstrem-orchestra-01/ (дата обращения: 05.05.2019). - Текст : электронный.

25. Зисер, И. Синкопы джазовой судьбы. Очерк творческого пути Олега Лундстрема и его оркестра (к 100-летию) : ч. 2 / И. Зисер. - URL: https://www._jazz.ru/2016/09/30/oleg-lundstrem-orchestra-02/ (дата обращения: 05.05.2019). - Текст : электронный.

26. Зисер, И. Синкопы джазовой судьбы. Очерк творческого пути Олега Лундстрема и его оркестра (к 100-летию) : ч. 3 / И. Зисер. - URL: https://www.jazz.ru/2016/10/25/oleg-lundstrem-orchestra-03/ (дата обращения: 05.05.2019). - Текст : электронный.

27. Ивэнс, Л. Ритмы джаза в игре на фортепиано. Основы синкопирования и полиритмии / Л. Ивэнс. - Киев : Музична Украша, 1986. - 40 с.

28. Кинус, Ю. Импровизация и композиция в джазе : дис. ... канд. иск. : 17.00.02 /Ю. Кинус. - Ростов-на-Дону, 2006. - 161 с.

29. Кинус, Ю. Импровизация и композиция в джазе / Ю. Кинус. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 192 с.

30. Китайский джаз «Золотого Будды». - URL: http: //www. nanya. ru/stati/2014/11/24/kitaj skij-dzhaz-zoloto go-buddy/ (дата обращения: 13.05.2019). - Текст : электронный.

31. Козырев, Ю. Введение в джаз. Начальный теоретико-практический курс / Ю. Козырев. - Москва : Кабур, 1994. - 72 с.

32. Коллектив "Золотой Будда" из Китая на GNESIN-JAZZ : (1 часть). -URL: https: //www. youtube. com/watch?v=tGFtGKMmcR0 (дата обращения: 23.01.2020). - Текст : электронный.

33. Коллектив "Золотой Будда" из Китая на GNESIN-JAZZ : (2 часть). -URL: https://www.youtube.com/watch?v=gHtPdbiJG6c (дата обращения: 23.01.2020). - Текст : электронный.

34. Коллиер, Дж. Становление джаза : популярный исторический очерк : пер. с англ. / Дж. Коллиер. - Москва : Радуга, 1984. - 392 с.

35. Конен, В. Блюзы и XX век / В. Конен. - Москва : Музыка, 1981. - 81 с.

36. Конен, В. Пути американской музыки : очерки по истории музыкальной культуры США / В. Конен. - Москва : Советский композитор, 1977.-446 с.

37. Конен, В. Рождение джаза / В. Конен. - 2-е изд. - Москва : Советский композитор, 1990. - 320 с.

38. Конен, В. Третий пласт : Новые массовые жанры в музыке XX века / В. Конен. -Москва : Музыка, 1994. - 160 с.

39. Кравцова, М. История культуры Китая / М. Кравцова. - Санкт-Петербург : Лань, 1999. -416 с.

40. Кунин, Э. Секреты ритмики в джазе, рок- и поп-музыке / Э. Кунин. -Москва : Мега-Сервис, 2001. - 53 с.

41. Кунин, Э. Скрипач в джазе / Э. Кунин. - Москва : Советский композитор, 1988. - 78 с.

42. Левин, Г. Swing в джазовой музыке / Г. Левин // Jazz-квадрат. - 2002. -№ 6 (43). - С. 32-35.

43. Ли Сяо Сяо. Китайская классическая музыка в ее связях с духовными и религиозно-философскими основами культуры / Ли Сяо Сяо // Научные труды Белорусской государственной академии музыки. - 2009. - Вып. 18. -С. 161-170.

44. Ло Чжихуэй. Концертная жизнь современного Китая : дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Ло Чжихуэй. - Санкт-Петербург, 2016. - 213 с.

45. Малявин, В. Китайская цивилизация / В. Малявин. - Москва : АСТ/Астрель, 2001. - 632 с.

46. Маркин, Ю. Школа джазовой импровизации. Часть 1. Теоретический курс / Ю. Маркин. - Москва : Брасс Коллегиум, 2008. - 140 с.

47. Маркин, Ю. Школа джазовой импровизации. Часть 2. Хрестоматия / Ю. Маркин. - Москва : Брасс Коллегиум, 2008. - 154 с.

48. Мошков, К. Бэндлидер Олег Лундстрем (1916-2005) : 100 лет со дня рождения / К. Мошков. - URL: https://www.jazz.ru/2016/04/01/oleg-lundstrem-centennial/ (дата обращения: 05.05.2019). - Текст : электронный.

49. Мошков, К. Импровизация и джаз: кто кого : (часть 3) : лекция в Центре современного искусства им. Сергея Курехина : Санкт-Петербург, 17.04.2013/К. Мошков. - URL:

http: //www. mo shkow. net/improvisation-vs-i azz03. htm (дата обращения: 13.08.2020). - Текст : электронный.

50. Мошков, К. Пианист Серж Ермолл: русский джазмен в Австралии. К 75-летию со дня рождения. Джаз.Ру / К. Мошков. - URL: https://www._iazz.ru/2018/08/16/serge-ermoll-75/ (дата обращения: 09.08.2019). -Текст : электронный.

51. Ньютон, Ф. Джазовая сцена / Ф. Ньютон. - Новосибирск : Сибирское универсальное издательство, 2007. - 224 с.

52. О китайской музыке : статьи китайских композиторов и музыковедов : вып. 1 / сост. и ред. Г. Шнеерсон. - Москва : Музгиз, 1958. - 143 с.

53. Овчинников, Е. История джаза : учебник в 2 вып. : вып. 1 / Е. Овчинников. - Москва : Музыка, 1994. -240 с.

54. Огородова, А. Этноджаз как социокультурный феномен : дис. ... канд. философ. наук / А. Огородова. - Белгород, 2008. - 169 с.

55. Переверзев, Л. Из истории джаза : очерки / Л. Переверзев // Музыкальная жизнь. - 1966. - № 3, 5, 9, 12.

56. Переверзев, Л. Импровизация versus композиция: вокально-инструментальные архетипы и культурный дуализм джаза / Л. Переверзев // Музыкальная академия. - 1998. - № 1. - С. 125-133.

57. Переверзев, JI. От джаза к рок-музыке / Л. Переверзев // Пути американской музыки / В. Конен. - 3-е изд. - Москва : Музыка, 1977. - С. 365-391.

58. Пэн Чэн. Ладовая система китайской музыки и ее претворение в творчестве композиторов XX века : дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Пэн Чэн. -Нижний Новгород, 2011.-301 с.

59. Рогачев, А. Системный курс гармонии джаза. Теория и практика / А. Рогачев. - Москва : Владос, 2000. - 128 с.

60. Саймон, Дж. Большие оркестры эпохи свинга / Дж. Саймон. - Санкт-Петербург : Скифия, 2008. - 616 с.

61. Сапонов, М. Искусство импровизации / М. Сапонов. - Москва : Музыка, 1982. - 77 с.

62. Сарджент, У. Джаз: генезис, музыкальный язык, эстетика : пер. с англ. / У. Сарджент. - Москва : Музыка, 1987. - 296 с.

63. Столяр, Р. Джаз. Введение в стилистику : учебное пособие / Р. Столяр. - Москва : Лань : Планета музыки, 2015. - 112 с.

64. Столяр, Р. Сибирский опыт. Как мы делали оркестр импровизаторов в Шанхае / Р. Столяр. - URL: https://www._jazz.ru/2016/08/08/shanghai-improv-orchestra/ (дата обращения: 13.05.2019). - Текст : электронный.

65. Сыров, В. Джаз и европейская традиция / В. Сыров // Проблемы музыкальной науки. - 2007. -№ 1. - С. 159-166.

66. Сыров, В. Свинг в джазе / В. Сыров // Полный джаз. - 2003. - № 34. -URL: https://www.jazz.ru/mag/225/swing.htm (дата обращения - 27.08.2020). -Текст : электронный.

67. Сяо Юаньюань. Влияние джазовой музыки на музыкальное образование в Китае / Сяо Юаньюань // Культура : открытый формат - 2016 : сб. науч. статей. - Минск : БГУКИ, 2017. - С. 360-365.

68. Сяо Юаньюань. Молодые исполнители джаза в КНР / Сяо Юаньюань // Культура. Наука. Творчество : вып. 8 / пред. редкол. В. М. Черник. -Минск : БГУКИ, 2014. - С. 225-230.

69. Сяо Юаньюань. Синтез китайской традиционной классики и современных музыкальных форм в творчестве джазового пианиста Ло Нина / Сяо Юаньюань // Веснгк Беларускага дзяржаунага ушверсггэта культуры i мастацтвау. - 2017. -№ 1 (27). - С. 102-110.

70. Сяо Юаньюань. Творческая деятельность джаз-маэстро Олега Лундстрема в Китае / Сяо Юаньюань // Искусство и культура. - 2017. - № 3. - С. 34-38.

71. Сяо Юаньюань. Фестивали джазовой музыки как фактор развития джаза в Китае / Сяо Юаньюань // Аутэнтычны фальклор : праблемы захавання, вывучэння, успрымання / пред. редкол. В. Р. Языкович. - Мшск : БГУКИ, 2014.-С. 149-151.

72. Сяо Юаньюань. Формирование джаза в Шанхае / Сяо Юаньюань // Аутэнтычны фальклор : праблемы захавання, вывучэння, успрымання / отв. ред. В. Р. Языкович. - Мшск : БГУКИ, 2015. - С. 175-176.

73. Сяо Юаньюань. Чень Инь Си - представитель джазового вокала в Китае / Сяо Юаньюань // Сучасны культурны працэс: праблемы, перспектывы, метады даследавання : XXXVII навуковая канферэнцыя студэнтау, маггстрантау i астрантау Беларускага дзяржаунага ушверсггэта

культуры i мастацтвау (18-19 красавка 2012 г.) / пред. редкол. М. А. Можейко. — Мшск : БГУКИ , 2012. - С. 197-201.

74. Таскина, Е. Китайские годы Олега Лундстрема / Е. Таскина // Проблемы Дальнего Востока. - 2006. - № 1. - С. 144-148.

75. У Ген-Ир. История музыки Восточной Азии: Китай, Корея, Япония : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / У Ген Ир. - Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2010.-541 с.

76. Фейертаг, В. Джаз : энциклопедический справочник / В. Фейертаг. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : Скифия, 2008. - 675 с.

77. Фишер, А. Н. Стилевая модуляция в джазе 1940-х годов - из коммерческой музыки к элитарному искусству / А. Н. Фишер // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. -№ 12, часть 2. - С. 190-193.

78. Фишер, А. Н. Творческий портрет Диззи Гиллеспи в контексте стилевых метаморфоз джаза 1940-1950-х годов / А. Н. Фишер // Манускрипт. - 2020. -№ 12, том 13. - С. 278-282.

79. Фишер, А. Н. Творчество Телониуса Монка в контексте джазовой эволюции середины ХХ века / А. Н. Фишер // Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре : материалы Международной науч.-практ. конференции : (30-31 марта 2016 г.) / Краснодарский государственный институт культуры. - Краснодар : Юг, 2016. - С. 55-59.

80.Фишер, А. Н. Творчество Чарли Паркера как образец новаторства в джазе / А. Н. Фишер // Манускрипт. - 2021. - № 12, том 14. - С. 278-282.

81. А. Хисамутдинов: «Русский джаз в Китае очаровал даже Чарли Чаплина» : Как музыка помогала беженцам из России выжить на чужбине / А. Хисамутдинов. - URL: http://blog.beinenson.news/2017/02/06/china-music-russia/ (дата обращения: 13.05.2019). - Текст : электронный.

82. Хуан Сяньюй. Мировоззренческие особенности музыкальной культуры и музыкального образования в Китае и России / Хуан Сяньюй // Теория и практика общественного развития. - 2015.- № 2. - С. 105-107.

83. Хуан Сяньюй. Становление системы музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Хуан Сяньюй. - Санкт-Петербург, 2015.-187 с.

84. Цукер, А. И рок, и симфония... / А. Цукер. - Москва : Композитор, 1993.-303 с.

85. Чугунов, Ю. Гармония в джазе / Ю. Чугунов. - Москва : Советский композитор, 1988. - 152 с.

86. Чугунов, Ю. Эволюция гармонического языка джаза. Джазовые мелодии для гармонизации : учебное пособие / Ю. Чугунов. - Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2015. - 336 с.

87. Шак, Ф. М. Джаз и массовая музыка в социокультурных процессах второй половины ХХ - начала ХХ1 в. / Ф. М. Шак. - Краснодар : Краснодарский государственный институт культуры, 2018. - 342 с.

88. Шак, Ф. М. К проблеме нормативности в джазе / Ф. М. Шак // Известия РГПУ им. А. И. Герцена : Аспирантские тетради / РГПУ им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - № 38. -С. 391-394.

89. Шак, Ф. М. Стилевые и исполнительские аспекты развития современного джаза / Ф. М. Шак // Культурная жизнь Юга России. - 2011. -№42.-С. 21-24.

90. Шак, Ф. М. Феномен джаза / Ф. М. Шак. - Краснодар : Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2009. - 157 с.

91. Шахназарова, Н. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма / Н. Шахназарова. - Москва : Советский композитор, 1983. - 152 с.

92. Шахов, А. Джаз в Китае 1930-1947 года. Из истории русской эмиграции / А. Шахов. - URL: https://harbinjazz.ucoz.ru/HarbinJazz.html (дата обращения: 13.05.2019). - Текст : электронный.

93. Шнеерсон, Г. Музыкальная культура Китая / Г. Шнеерсон. - Москва : Музгиз, 1952. - 249 с.

На китайском языке

94. Бэнд Ли Юаня (MlJ J j A). - URL: https://baike.baidu.com/item/М j j A/14469186 (датаобращения: 12.05.2019).-Текст : электронный.

95. «В Китае тоже есть свой джаз»: интервью с джазовой певицей и

композитором Чжан Ин (" + ШШ^ g "-). -

URL: http://www.jlhlls.com/xingyexinwen-2/38956723.htm (дата обращения: 13.09.2020). - Текст : электронный.

96. Ван Хэ. Об освоении свингового ритма в джазовом ансамбле в художественных ВУЗах / Ван Хэ // Голос Хуанхэ. -2013.- №9. - С. 42-43.

дар. [j] .ш^

Р, 2013 (9) : 42 -43).

97. Ван Яо привнесла аромат гучжэна в американское турне оркестра «ЗолотойБудда» Д^ШТЙФШ^). -URL: http://ent.ijntv.cn/hot/2016-02-15/1106123.html (дата обращения: 23.01.2020). -Текст : электронный.

98. Вэй Вэй. Развитие джаза и джазовых элементов в современной китайской музыке : магистерская диссертация / Вэй Вэй. - Цюйфу :

Университет Цюйфу, 2008.-34 с. ^ФЙ

А^. Й# : 2008^ 34Ж).

99. Го Ланьлань. Ранний период развития джазового фортепиано / Го Ланьлань // Музыкальная жизнь. - 2006. - № 5. - С. 11-13. (

[J] . 2006 (5) : 11-13).

100. Го Чжихао. Ночь превращается в джаз / Го Чжихао. - Пекин : Народное музыкальное издательство, 2001. - 125 с. .

Ш. 2001^ 125Ж).

101. Джазовый фестиваль в Гуанчжоу 2019 года. - URL: https://www.sohu.eom/a/339853010_273496 (дата обращения: 20.09.2020). -Текст : электронный.

102. Девятнадцать лет: что это за «юный фанатик фортепиано»? (19^ ÖÜ Ш » % fr £ й " ^ ¥ Ч Е " ? ). - URL : https://www. sohu.com/a/241065563_168491 (дата обращения: 11.06.2020). -Текст : электронный.

103. Джазовый диск преподавателя университета Чжан Ин наконец-то выпущен ( X ^ Ш № & ® ^ № И 7 ). - URL: https://site.douban.com/SendersChen/widget/notes/462672/note/417821707/ (дата обращения: 07.06.2020). - Текст : электронный.

104. Джазовый колледж Пекинской академии современной музыки (Ж,

ж щ тс п ^ ¥ ш rn ± ¥ ш ). -

URL: :http://www.bjcma.com/college/jslxy/xyjj/2010/09/29/5750.html (дата обращения: 23.08.2019). - Текст : электронный.

105. Джазовый фестиваль Чанша 2014 (^^^±^^^2014). - URL: http://www.9tour.cn/info/info_25043.html (дата обращения: 23.08.2019). -Текст : электронный.

106. Джазовый фестиваль OCT-LOFT. - URL: http://www.octloftjazz.com (дата обращения: 23.08.2019). - Текст : электронный.

107. Дин Хуэйфэн. Интервью Ся Цзя «Южно-Китайской городской газете» 07.12.2017/Дин Хуэйфэн. (ТШ$о

Ш "). - URL: http://ent.sina.com.cn/s/m/2017-12-07/doc-ifyppemf5727321.shtml (дата обращения: 06.06.2020). - Текст : электронный.

108. Еньчжа Эрдэму. О распространении и развитии джаза в Китае / Еньчжа Эрдэму // Школа драмы. - 2015. - № 24. - С. 65-66. (

+ 2015^24^65-66).

109. Жэнь Дамин. Акустика поп-музыки и джаза / Жэнь Дамин. -Пекин : Народное музыкальное издательство, 1997. - 273 с. ({i^Ä- Ш^Т^

1997^ 273Ж).

110. Знакомство с джазовой группой Чжан Ин (-URL: http://blog.sina.com.en/s/blog_5949a2d3010161j6.html (дата обращения: 07.06.2020). - Текст : электронный.

111. Интеграция элементов национальной музыки в джаз: новая эра джазовой трубы Ли Сяочуаня -

^ ^ Bt ft ). - URL: https://www.sohu.eom/a/207903230_370876 (дата обращения: 08.06.2020). - Текст : электронный.

112. Интервью крестного отца джазового фортепиано Кун Хунвэя, данное ресурсу «Vocal Network»: различные музыкальные формы должны идти вперед рука об руку

. - URL: https://www.sohu.com/a/203432450_100010427 (дата обращения: 17.01.2020). - Текст : электронный.

113. Интервью Ли Сяочуаня о новой джазовой эре: «Moremusic» с Ли

Сяочуанем (-Moremusic АШ^^П). - URL:

https://www.cnbrass.com/knowlege/1431 (дата обращения: 11.06.2020). - Текст : электронный.

114. Кафедра современной инструментальной музыки и ударных инструментов Шанхайской консерватории (Шft^ ^ ^ fT Ф ^ Ж ). - URL:

http://www.shcmusic.edu.cn/view_22.aspx?cid=93&ppid=33 (дата обращения:

24.08.2019). - Текст : электронный.

115. Китайский джазовый пианист А Бу и Московский джазовый оркестр представят музыку Николая Капустина. Джаз.Ру, 20.10.2016. - URL: https: //www.j azz.ru/2016/10/30/a-bu-kapustin-moscow/ (дата обращения:

12.06.2020). - Текст : электронный.

116. Кун Хунвэй (?L%fr). - URL: http s: //baike .baidu.com/item/ % fr /1676880?fr=aladdin (дата обращения: 13.09.2020). - Текст : электронный.

117. Лей Чжэньчжэнь. Анализ истории развития джазовой фортепианной музыки / Лей Чжэньчжэнь, Ли Синсин // Журнал писателей. - 2009. -№ 2. - С. 227-228. (ШШШ, .

[J] 2009 (2) : 227-228).

118. Ли Дуоцзяо. Влияние европейской и американской поп-музыки в Китае / Ли Дуоцзяо // Радиовещание и электричество. - 2004. - № 11. - С. 51-53. + . 2004, (11) : 51-53).

119. Ли Хунцзе. Джазовая Библия / Ли Хунцзе. - Пекин : Новый свет, 2003.-465 с. ^Ж: 2003¥ 465^).

120. Ли Цзиньхуэй (ЩЩЩ). - URL: https://zh.wikipedia.org/wiki/ЩЩ @ (дата обращения: 11.05.2019). - Текст : электронный.

121. Ли Цзюэши. Джазовая школа / Ли Цзюэши. - Пекин : Издательство Китайского народного университета, 2004. - 250 с. (^^i. И

^Ж: + 2004¥ 250Ж).

122. Ли Юйпэн. «Пианист в Шанхае» - прекрасный импровизационный фортепианный джаз / Ли Юйпэн // Музыкальный инструмент. - 2005. - № (4), (5), (6). (^ЩЩ. -

[J] 2005 (4) (5) (6) )

123. Ло Цинь. Заметки о столетней судьбе джаза / Ло Цинь. - Хэфэй : Аньхойское издательство литературы и искусства, 2002. - 301 с. (Ж^. Ш

2002¥ 301Ж).

124. Лу Ин. Избранные джазовые темы / Лу Ин. - Пекин : Народное музыкальное издательство, 2005. - 46 с. (Mf. if ±ЙЙ. 4ЬЖ: ЛЙ^

2005¥ 46Ж).

125. Лю Е. О стилевых характеристиках джазовой музыки / Лю Е // Научный вестник Шаньсиского университета телерадио. - 2006. - № 6. - С. 54-55. (£№. [J] . ШШГШ^ШХ^^Ш. 2006, (6): 54-55Ж).

126. Лю Ли. Обзор современного состояния отечественных исследований джаза : (2000-2015) / Лю Ли // Научный вестник Цзянханьского университета (издание по общественным наукам). - 2016. -Вып. 33, № 3 : июнь. - С. 117-123. (W. 0 Й ifi^^Ä^if (20002015). . 31л 2016¥ 6ЯШ17-ш).

127. Лю Сюэцинь. История европейской музыки в Харбине / Лю Сюэцинь, Лю Синьсинь. - Пекин : Народная музыка, 2002. - 403 с. (^iJ^h , Ш^. ^Ж: ЛЙ^ШШ?± 2002. 403Ж).

128. Лю Чэнхуа. Популярная интерпретация китайской музыки / Лю Чэнхуа. - Шанхай : Шанхайское музыкальное издательство, 2002. - 302 с.

фШ^ШШтШ. 2002¥ 302Ж).

129. Мао Ди. Исследование «шидайцю» Ли Цзиньхуэя : магистерская диссертация / Мао Ди. - Наньчан : Университет финансов и экономики Цзянси,2012.-34 с. (ШШ.

^х^. Ш^: 2012¥34Ж).

130. Международный джазовый фестиваль Бейшань И

^ ^). - URL: https://zh.wikipedia.org/wiki/ Ж Ш ^ ч'/ (дата обращения: 23.08.2019). - Текст : электронный.

131. Международный джазовый фестиваль «Девять Ворот» (Л П Ш Ы ЦА^-^^). - URL: http://www. 9gatesjazz.com/ (дата обращения: 23.08.2019).

- Текст : электронный.

132. Музыкальный фестиваль Midi. - URL: https://zh.wikipedia.org/wiki/ Ш ^ ^ ^ ^ (дата обращения: 23.08.2019). -Текст : электронный.

133. Оригинальный альбом Ли Сяочуаня получил первую Китайскую Музыкальную Премию СМА

- URL: https://www.sohu.eom/a/160507646_653354 (дата обращения: 10.06.2020). - Текст : электронный.

134. Оригинальный джазовый альбом Чжан Ин «Inside U» в сети (^М Ш'ЩАА^АИ «Inside U» АШ. - URL: http://ent.sina.com.cn/y/2014-09-22/17454214387.shtml (дата обращения: 07.06.2020). - Текст : электронный.

135. Пекинская школа MIDI (Beijing Midi School of Music). - URL: http://www.midischool.com.cn/introduce_E.htm (дата обращения: 23.08.2019). -Текст : электронный.

136. Пекинский международный музыкальный фестиваль «Фонд искусств» (). - URL: http://bmf.org.cn/ (дата обращения: 23.08.2019). - Текст : электронный.

137. Первый джазовый фестиваль в Центральной консерватории (Ф^ в ). - URL: http://www.cnbrass.com/photo/set/10120 (дата обращения: 25.08.2019). - Текст : электронный.

138. Первый европейский джазовый фестиваль в Гуандуне (

https://cn.ambafrance.org/^&ZM± (дата обращения: 23.08.2019). - Текст : электронный.

139. Понимание Ся Цзя импровизации: написано по случаю выхода сольного альбома (Mii -^soloAft^TA^). - URL:

https://www.douban.com/group/topic/2782607/ (дата обращения: 27.01.2020). -Текст : электронный.

140. Представление артиста: Ли Сяочуань о 11). - URL: https://www.xiami.com/artist/m8lavP5219f (дата обращения: 08.06.2020). -Текст : электронный.

141. Си Вэнь. Обзор развития шанхайской шидайцю по газете «Шэньбао» : магистерская диссертация / Си Вэнь. - Нанкин : Нанкинский

педагогический университет, 2017. - 52 с. ЖФ Éfo

RM. ШЖ : 2017^52^).

142. Синь Ди. Введение в джазовое фортепиано: гармония / Синь Ди. Шанхай : Шанхайское музыкальное издательство, 2004. - 227 с. (ФШ. Hi

-^Ш. 2004¥ 227Ж).

143. Синь Ди. Введение в джазовое фортепиано: импровизация шагающего баса / Синь Ди. - Шанхай : Шанхайское музыкальное издательство, 2006. - 138 с. (ФШ. П . Walking Bass — gp

ШШ. 2006 ¥ 138Ж).

144. Синь Ди. Джазовые гаммы и аккорды / Синь Ди. - Пекин : Народное музыкальное издательство, 2004. - 145 с. (ФШ. Hi^^-H

4ЬЖ: 2004¥ 145Ж).

145. Сунь Вэй. Краткая история китайской поп-музыки : (1917-1970) / Сунь Вэй. - Пекин : Изд-во Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства, 2004. - 341 с. (?/Щ. Ф ШШт^^М^ (19171970). ^Ж: 2004¥ 34Ш).

146. Сунь Цинань. Повесть о шанхайском танцзале «Paramount Hall» / Сунь Цинань. - Шанхай : Изд-во Шанхайской Академия общественных наук, 2010.-245 с.

2010. 245Ж).

147. Сюй Сяо. Исследование преподавания джаза : обучающее значение создания песен в технологии MIDI в процессе преподавании джазовой музыки / Сюй Сяо // Ляонинский Высший специальный научный вестник. - 2004. - № 2. - С. 146-147. (Ш1- ААША^Ш^ШШ^ М-«ffifrJ^ MIDI +

[J] • 2004, (2) : 146-147Ж).

148. Сюн Юэчжи. Иностранцы в Шанхае. 1942-1949 / Сюн Юэчжи, Ма Сюэцзян. - Шанмэй : Изд-во древней литературы, 2003. - 322 с. (ШЛА, ^М. ±УШ^ША1942-1949,±ШМ1ЖЮ±, 2003, 322^).

149. Ся Цзя. Джазовая импровизация на фортепиано (2VCD). Пекинская школа MIDI. Серия: Преподавание современной музыки / Ся Цзя.

Ш ^ Ж Ш ). - URL: http://www.midibooks.net/product-1632.html (дата обращения: 06.06.2020). - Текст : электронный.

150. Ся Цзя. Джазовый колледж Пекинской академии современной музыки / Ся Цзя ( Ä # о ^H^t^^^ii^^ ). - URL: http://www.b_cma.com/college/jslxy/szll/gq/8752.html (дата обращения: 06.06.2020). - Текст : электронный.

151. Ся Цзя (Ä#). - URL: https://www.mask9.com/node/9359 (дата обращения: 25.01.2020). - Текст : электронный.

152. Ся Цзя: Джаз в последние годы становится все лучше, но я хочу услышать больше незнакомых звучаний : интервью блогу «Blue Note Beijing» / Ся Цзя

Ш ^ A i Blue Note Beijing ^ ff ^ ). - URL:

http: //blog. sina. com. cn/s/blog_12da9394b0102xi0p. html (дата обращения:

06.06.2020). - Текст : электронный.

153. Тао Синь. Джазовое фортепианное искусство (с продолжением) / Тао Синь // Фортепианное искусство. - 2003. (Цф. (^Ш

[J] . 2003).

154. У Цзянлян. Как в Китае играют блюз и джаз? / У Цзянлян //

Народная музыка. - 2004. - № 4. - С. 50-51. (ЙЙЙ. ifi-#

+ [J] . ЛЙ^. 2003, (4): 50-51 Ж).

155. Фэн Чуньлин. Создание популярных песен Ли Цзиньхуэя / Фэн Чуньлин // Музыкальные исследования. - 2007. - № 2. - С. 53-62 (

^ШЯ. 2007¥02Л Ж53-62).

156. Хуан Даохэн. Джазовая импровизация на фортепиано / Хуан Даохэн. - Шанхай : Шанхайское музыкальное издательство, 1996. - 111 с. (й'

Ж^. ±У«^ШШ?±. 1996¥ 111Ж).

157. Цай Сонци. Гармонические приемы поп-музыки / Цай Сонци. Шанхай : Шанхайское музыкальное издательство, 1997. - 452 с. (^föJ^. Ш

1997¥ 452Ж).

158. Цао Ян. История джазовой музыки / Цао Ян. - Шэньян : Издательство Северо-восточного университета, 2001. - 217 с. (W#. HiW

№ ИЬХ^ШШ^. 2001¥217Ж).

159. Цю Хао. Гершвин и «Голубая рапсодия» / Цю Хао. - Пекин : Народное музыкальное издательство, 1980. - 174 с. (ЕМ. (ШЙН Ш» . ^Ж: ЛЙ^ШШ?±, 1980.174 Ж).

160. Чен Чен. Исследование адаптации джаза в Шанхае : магистерская диссертация / Чен Чен. - Шанхай : Шанхайский педагогический университет, 2005.-76 с. дам. ± Ш: 2005 76 Ж).

161. Чжан Ин ( & Щ ). - URL: https://baike.baidu.com/item/ & Ш /43983?fr=aladdin (дата обращения: 12.05.2019). - Текст : электронный.

162. Чжан Ин (Сондия). Официальный сайт (ЗКМ (Sondia). I^AHM).

- URL: http://www.zhangying.com/sondia.asp (дата обращения: 07.06.2020). -Текст : электронный.

163. Чжан Фэйфэй. Краткий анализ джазового фортепиано / Чжан Фэйфэй // Бизнес (исследования экономического образования). - 2007. - № 12.- С. 27-29. (. [J] .ШШ (^Ш^Я, 2007

(2) : 27-29).

164. Чжэн Цзюньшэн (Ш^Й). - URL: https://baike.baidu.com/item/Ш (дата обращения: 17.01.2020). - Текст : электронный.

165. Шестнадцатилетний джазмен А Бу выступит с концертом «Молодежный тур» (16 " А ¥Ш" t ^ #). - URL: https://cul.sohu.com/20160421/n445330622.shtml (дата обращения: 12.06.2020).

- Текст : электронный.

166. Шидайцю (0t ft Й). - URL: https://zh.wikipedia.org/wiki/ BB ft Й (дата обращения: 13.08.2019). - Текст : электронный.

167. Ю Циньбо. История и стили популярной музыки / Ю Циньбо. -Хунань : Хунаньское издательство литературы и искусства, 2007. - 573 с. (А ШШ. ^Tt^MA^M^. ШШ: 2007¥ 573Ж).

168. Ян Мин. Джазовый колледж Пекинской академии современной музыки ( Щ Щ о ^Ilftt^^^ii^ß ). - URL: http://www.bjcma.com/college/jslxy/szll/gl/8980.html (дата обращения: 13.05.2019). - Текст : электронный.

169. Ян Чэнган. Новая подборка джазовых фортепианных переложений, концертных пьес и учебных пособий / Ян Чэнган // Музыкальные исследования. - 2003. - № 2. - С. 72-74. (ШШВД.

ЙШ-^Ш. 2003,(2): 72-74Ж).

На английском языке

170. Ackermann, K. Dai Liang, Aka A Bu : Beijing Prodigy / К. Ackermann // All About Jazz. - URL: https://www.allaboutjazz.com/beijing-prodigy-by-karl-ackermann.php (дата обращения: 16.01.2020). - Текст : электронный.

171. Asriel, A. Jazz. Analysen und Aspecte / А. Asriel. - Berlin : VEB Lied der Zeit Musikverlag, 1977. - 287 s.

172. Bailey, D. Improvisation: Its Nature and Practice in Music / D. Bailey. -London : Moorland Publishing, 1980. - 146 p.

173. Beijing Sanwei Bookstore. - URL: https: //www. chinaculturetour. com/beij ing/beij ing-sanwei-bookstore. htm (дата обращения: 22.08.2019). - Текст : электронный.

174. Berendt, E. J. Kniha o jazze / E. J. Berendt. - Bratislava, 1968. - 302

s.

175. Buzash, T. Liu Yuan, the CD Cafe, and Jazz in China / Т. Buzash. -URL:

https://www.webcitation.org/query?url=http://www.geocities.com/CollegePark/Ho using/7534/chinajazz.html&date=2009-10-25+06:58:41 (дата обращения: 06.06.2020). - Текст : электронный.

176. Chen Nan. Teen jazz pianist set to entertain with original compositions / Chen Nan. - URL: http: //usa. chinadaily. com. cn/culture/2016-04/29/content_24957814.htm (дата обращения: 12.06.2020). - Текст : электронный.

177. Clayton, B. Buck Clayton's Jazz World, assisted by Nancy Miller Elliot / В. Clayton. - Oxford : Bayou Press Ltd., 1989. - 272 p.

178. Feather, L. The Book Of Jazz / L. Feather. - New York, 1957. - 324 p.

179. Field, A. D. Foreword to: Smith Wh. I Didn't Make a Million : How Jazz came to China / A. D. Field. - Hong Kong : Earnshaw Books Ltd., 2017. -214 p.

180. From Mao to Mozart : Isaac Stern in China. - URL: https: //en.wikipedia. org/wiki/From_Mao_to_Mozart:_[saac_Stern_in_China (дата обращения: 21.08.2019). - Текст : электронный.

181. Golden Buddha. - URL: https://www.last.fm/music/Golden+Buddha/+wiki (дата обращения: 23.01.2020). - Текст : электронный.

182. Gordon, S. Live Music / S. Gordon // Moon Spotlight Beijing. -Berkeley : Avalon Travel, 2012.

183. Hodeir, A. Jazz : Its evolution and essence / А. Hodeir. - New York : Grove Press, 1956. - 320 p.

184. Holden, K. Modern day jazz resurgence draws on bygone eras / K. Holden // China Daily. - 2005. - May 12. - URL: http://www.chinadaily.com.cn/english/doc/2005-12/05/content_500283.htm (дата обращения: 22.08.2019). - Текст : электронный.

185. Hong Kong Green Jazz Festival. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Hong_Kong_Green_Jazz_Festival (дата обращения: 23.08.2019). - Текст : электронный.

186. Hon-Lun Yang. From Colonial Modernity to Global Identity : the Shanghai Municipal Orchestra // China and the West : Music, Representation and Reception. Ann Abor. - Michigan : University of Michigan Press, 2017. - P. 4964.

187. Jones Andrew, F. Yellow Music : Media Culture and Colonial Modernity in the Chinese Jazz Age / F. Jones Andrew. - Durham : Duke University Press, 2001. - 213 p.

188. Joys Hoi Yan Cheung. Chinese Music and Translated Modernity in Shanghai, 1918-1937 / Joys Hoi Yan Cheung. - Michigan: University of Michigan, 2008. - 538 p.

189. JZ Club: All that jazz. - URL: http://travel.cnn.com/shanghai/drink/jz-club-642894/ (дата обращения: 24.08.2019). - Текст : электронный.

190. JZ Festival. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/JZ_Festival (дата обращения: 23.08.2019). - Текст : электронный.

191. JZ School. - URL: http://www.jz-school.com/ (дата обращения:

24.08.2019). - Текст : электронный.

192. Laskowski, Ch. Pioneering saxophonist, 50, still hitting the right note / Ch. Laskowski. - URL: http: //www. chinadaily. com. cn/life/2010-03/29/content_9655355. htm (дата обращения: 06.06.2020). - Текст : электронный.

193. Marlow, E. In the Land of the Dragon / Е. Marlow // Chamber Music America Magazine. - 2011. - September / October. - P. 86-90, 139.

194. Marlow, E. Jazz in China : From Dance Hall Music to Individual Freedom of Expression / Е. Marlow. - Jackson : University Press of Mississippi, 2018.-288 p.

195. Mehegan, J. Jazz Improvisation. Tonal and Rhythmic Principles / J. Mehegan. - New York : Music Sales Corporation, 1992. - 224 p.

196. Moser, D. The Book of Changes : Jazz in Beijing / D. Moser // Jazz Now.- 1997. - Spring. -P. 5-22.

197. Rea, D. Live at The Forbidden City : Musical Encounters in China and Taiwan / D. Rea. - Bloomington : Universe Inc., 2006. - 212 p.

198. Reitz, R. Valaida Snow : Queen of the Trumpet Sings and Swing / R. Reitz //Black American Literature : Forum 16. - 1982. - No. 4 (winter). - P. 50.

199. Roschinsky, C. A Bu : and the child pointed to the piano. - URL: https://en-us.sennheiser.com/shape-the-future-of-audio-abu (дата обращения:

12.06.2020). - Текст : электронный.

200. Ruff, W. A Call to Assembly : The Autobiography of a Musical Storyteller / W. Ruff. - New York : Viking, 1991.-432 p.

201. Schuller, G. Early Jazz. Its roots and musical development / G. Schuller. - New York : Oxford University Press, 1968. - 401 p.

202. Shidaiqu. - URL: https: //en. wikipedia. org/wiki/Shidaiqu (дата обращения: 13.05.2019). - Текст : электронный.

203. Shapiro, D. JZ International Music Festival 2010 : Jazz to be 'signature of Shanghai'. - URL: http://travel.cnn.com/shanghai/play/shanghai-jazz-jz-festival-788923/ (дата обращения: 24.08.2019). - Текст : электронный.

204. Smith, Wh. I Didn't Make a Million : How Jazz came to China / Wh. Smith. - Hong Kong : Earnshaw Books Ltd., 2017. - 214 p.

205. Stearns, M. The Story Of Jazz / M. Stearns. - New York : Oxford University Press, 1956. - 367 p.

206. Sunset Happiness. CCTV.com English. - URL: http: //www. cctv. com/pro gram/rediscoveringchina/20060714/103515. shtml (дата обращения: 21.08.2019). - Текст : электронный.

207. Szu-Wei Chen. The music industry and popular song in 1930s and 1940s Shanghai: a historical and stylistic analysis. Submitted for the Degree of Doctor of Philosophy / Szu-Wei Chen. - University of Stirling. Stirling, 2007. -358 p.

208. Toland, P. The Best Jazz Club in Beijing / P. Toland, L. Tornquist. // Time. - 2008. - February 29.

209. Tom Smith. - URL: http://tomsmithjazz.wixsite.com/music (дата обращения: 25.08.2019). - Текст : электронный.

210. Waller, J. Shanghai: the growth of the city / J. Waller. - London : Compendium publishing, 2008. -211 p.

211. Williams, M. The Jazz Tradition / M. Williams. - New York : Oxford University Press, 1993. - 320 p.

212. Willie Ruff. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Willie_Ruff (дата обращения: 21.08.2019). - Текст : электронный.

213. Woodard, J. East-West Jazz Link : Chinese reed player, visiting UCSB, will perform with the campus band / J. Woodard // Los Angeles Times. -1998.-April 16.-URL: http://articles.latimes.com/1998/apr/16/entertainment/ca-39687 (дата обращения: 21.08.2019). - Текст : электронный.

214. Yu Hui. Chinese Jazz Program Breaks Down Walls / Yu Hui // Downbeat. -2012. - November. -P. 78.

215. Zhang Weihua. Notes on the Current Jazz Scene in China / Zhang Weihua // Journal of Music in China. - 2000. - Vol. 2, no. 2. - Р. 265-272.

216. 2018-2019 Berklee Factbook. - URL: https://www.berklee.edu/sites/default/files/2018-

2019%20Berklee%20Factbook.pdf (дата обращения: 29.08.2019). - Текст : электронный.

На украинском языке

217. Бойко, А. Розвиток китайського естрадно-вокального мистецтва в 1970-1990-х рр. : культурно-юторичш та жанрово-стильовi особливост / А. Бойко // Культура Украши. Cерiя : Мистецтвознавство. - 2018. - Вип. 59. - С. 90-100.

218. Ло Кунь. Розвиток саксофонного мистецтва Китаю у вимiрах мiжкультурного дiалогу : дис ... канд. мистецтвознавства (д-ра фшософп) : 26.00.01 / Ло Кунь. - Львiв, 2017. - 229 с.

Нотное приложение Нотный пример 1. Ли Цзиньхуэй. Моросящий дождик.

Нотный пример 2. Чэнь Гэсинь. Ночной Шанхай.

В[> Вк/р Cm F9/A At>

C/G

F9/C F

Voice

2 А](и Sax

3 Tenor S;ix

Dru m Sct

Piano

Cotí Irabass

pm -O- _t » h^N-, - йе m -T Г f г M ¿ H rf, >F r fe Ш J—J-

Hg> " г Г r =» -0---V J-: Л_ í* i" f -Г Г F 7 - -f- Щ! *—f-j i г =« - jt

8> Г Г Г „ ,j j j -4 г Г J J . -ú— r J J J 1

—' г г г H i i I r^ г г г r —1—1—1-1— Г r r r T—Г—Г—Г- —1-1-1 1

ff"1 -1 1 i i itfí —>-->— I ^ --i— —i— i i i i I J—r i--

/ I» i, « J Л í m ? bj * « J**-« A --:-L ..m £ m г J r * :

Нотный пример 3.

а) Д. Гиллеспи. Труды Бёрка. Тема.

б) Д. Эллингтон. В сентиментальном настроении. Тема.

в) Г. Акст. Дайана. Тема.

Нотный пример 4.

а) А Бу. Бабочки летают парами. Тема.

б) Телониус Монк. Грустный Монк. Тема.

в) Кун Хунвэй. Летний дворец. Тема.

г) С. Роллинз. Олео. Тема.

Нотный пример 5.

а) Ли Сяочуань. Танец Яо. Тема.

б) Лю Юань. Женские грёзы. Тема.

в) М. Петруччани. Чарли Браун. Тема.

Нотный пример 6.

а) Чжан Ин. Река Люян. Соло фортепиано.

б) Лю Юань. Выстрелы в ночи. Дуэт саксофона и блок-флейты.

Нотный пример 7.

а) Т. Монк. Около полуночи. Бридж.

б) А Бу. Около полуночи. Бридж импровизации фортепиано.

Нотный пример 8.

а) Т. Монк. Грустный Монк. Тема.

б) Ся Цзя. Грустный Монк. Первый квадрат импровизации.

в) Кун Хунвэй. Большая поп-звезда. Импровизация фортепиано.

Нотный пример 9.

а) Чжан Ин. Цветные облака преследуют луну. Импровизация.

б) Лю Юань. Выстрелы в ночи. Импровизация сона.

Нотный пример 10.

а) Кун Хунвэй. Сделано в Китае (1996). Раздел А.

б) Кун Хунвэй. Сделано в Китае (1996). Раздел В.

в) Кун Хунвэй. Сделано в Китае (2004). Раздел С.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.