Постбоп как явление современного джазового искусства: история, теория, практика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Ся Юй
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 187
Оглавление диссертации кандидат наук Ся Юй
Введение
Глава 1. Постбоп в исторической динамике джаза
1.1. Формирование специальных исследований музыки стилей бибоп и 10 хардбоп
1.2. Разновидности джаза восточного и западного побережья США
1.3. Хардбоп как историческая предтеча постбопа
Глава 2. Постбоп как новое стилистическое явление в джазовом
искусстве
2.1. Образование термина «постбоп» в современных исследованиях 56 джаза
2.2. Развитие джазовой терминологии в XX веке
Глава 3. Персоналии в постбопе
3.1. Постбоповые основы в музыке Уинтона Марсалиса
3.2. Влияние творчества Унтона Марсалиса на джазовых музыкантов 107 последнего десятилетия ХХ века
3.3. Представители постбопового пианизма начала XXI века
3.4. Постбоп в области современного джазового вокала: творчество 143 Джазмеи Хорн
3.5. Прогрессивные разновидности постбопа в творчестве Эмануэля 155 Уилкинса
Заключение
Список литературы
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Фортепиано в джазе на рубеже XX-XXI веков: истоки, тенденции, индивидуальности2014 год, кандидат наук Лубяная, Елена Владимировна
Становление и развитие джазового искусства в Китае2022 год, кандидат наук Чжао Ифэй
Джазовое искусство Китая в контексте взаимодействия Востока и Запада2023 год, кандидат наук Борисов Борис Борисович
Гармония в афроамериканском джазе периода стилевой модуляции - от свинга к бибопу2004 год, кандидат искусствоведения Фишер, Анжелика Николаевна
Третье течение и прогрессив в эволюции джаза2019 год, кандидат наук Полищук Аэлита Эдисоновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Постбоп как явление современного джазового искусства: история, теория, практика»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Формирование стиля бибоп в 1940-х гг. становится поворотным моментом для всей дальнейшей истории джазового искусства. От сравнительно простого и связанного с областями популярной музыкальной культуры явления джазовая музыка после появления бибопа трансформируется в комплексный феномен, получивший выраженную художественную значимость. Процесс превращения джаза в полноценный образец современного музыкального искусства связано с появлением школы исполнителей, преобразовавших гармонию, ритмическую основу, фразировку, а также углубивших роль импровизации в качестве одного из основных элементов джазовой практики. Достижения в области импровизационной лексики бибопа с течением времени подвергаются многочисленным переосмыслениям, нашедшим отражение в более позднем стиле хардбоп (1950-1970 гг.). В 1960 г. трубач М. Дэвис формирует второй квинтет, в который входят Х. Хэнкок, Р. Картер, Т. Уильямс. Музыка коллектива Дэвиса образует поворотную точку, отделившую ранний бибоп и хардбоп от более сложных, концептуально насыщенных разновидностей импровизационного джаза. Этапные записи М. Дэвиса, выпущенные во временном отрезке с 1965 по 1969 гг., отличаются последовательным отказом от 32-тактовой формы АЛБЛ, усилением приоритета модальных импровизаций, наращиванием элементов хроматизации. Пришедшие на сцену в 1970-е и более поздние периоды музыканты формируют новые прочтения бибопа и хардбопа, принимая во внимание ансамблевые и импровизационные идеи, предложенные М. Дэвисом и его коллегами. С течением времени их творчество образует авторитетный стиль, заметно отличавшийся от классических разновидностей джаза середины XX столетия. На уровне музыковедческого осмысления значительный пласт музыки исполнителей нового поколения, включая У. Марсалиса, Р. Харгроува, Н. Пейтона и др. не
только не получал должного рассмотрения и анализа, но был лишён специальных терминологических обозначений. Сложилась ситуация, в которой большой объём импровизационной музыки не имел специального терминологического определения. Качественные изменения в данной области происходят в 1990 г., связываясь главным образом с формированием обозначения «пост-боп». Рассмотрение постбопа в качестве джазового стиля, базирующегося на достижениях выдающихся инструменталистов ушедших поколений, с выявлением характеристик музыкального мышления, исполняемого материала, взаимодействия солистов в ансамблях делает тему настоящей диссертации актуальной.
Степень разработанности темы исследования. В отечественном искусствоведении изучение постбопа в качестве отдельного стилистического явления импровизационной сцены не осуществлялось. Бибоповой импровизации, напротив, уделялось значительное внимание. Более поздний исторический период развития импровизационной музыки с 1970 гг. по настоящее время в исследованиях связывался с анализом отдельных персон музыкантов. При этом стилистические особенности их музыки в качестве прогрессивного развития джазового языка не рассматривались
Стиль бибоп, давший начало целому ряду процессов, связанных с движением джаза в сторону полноценного вида искусства, привлёк внимание авторов, представляющих различные области искусствоведческого знания. Бибоп изучался в работах, связанных с общим историзмом джазовой сцены. Среди таковых выделим тексты отечественных теоретиков, в числе которых Е. С. Барбан [1], Ю. Г. Кинус [14], Е. П. Овчинников [25], Л. Б. Переверзев [28], В. Б. Фейертаг [43], и зарубежные труды, представленные комплексными исследованиями Г. Гиддинса [89], Т. Джоя [91], Л. Острански [129], М. Стернса [151], Ф. Тирро [155], Б. Улланоу [157], Л. Фезера [84], С. Янноу [165]. Изучение специальных особенностей бибопа, джазовой импровизации и джазовой композиции производилось П. Берлинером [64], С. Дево [81].
Ю. Г. Кинусом [13], Д. Р. Лившицем [20], Д. Рамси [137], А. Н. Фишер [44].
4
Важным звеном, предшествующим появлению бибопа, становится стиль хардбоп, созданный второй волной музыкантов, пришедших в джазовое искусство главным образом в 1950-е г. Численность специальных трудов, анализирующих формирование стиля, особенности ансамблевой работы и импровизации в хардбопе, не является значительной. Среди них выделяются тексты Д. Розенталя [140], К. Мэтисона [126], Р. Перчарда [135], Н. Каталано [68].
В середине 1950-х гг. в западном джазовом сообществе появляется достаточно дискуссионная теория джаза восточного и западного побережий, разделяющая импровизационную музыку согласно её географической принадлежности появления и бытования. В русле изучаемой темы теория представляет особый интерес, поскольку в ней стиль хардбоп получает определение в качестве территориально обусловленного явления, развивавшегося в культурных процессах восточного побережья США. Разнообразные аспекты данной теории представлены у отечественных (Е. С. Барбан [4], Ю. Г. Кинус [12]) и зарубежных (И. Берендт [63], М. Страйкер [153]) авторов.
Проблематика постбопа, понимаемого как отдельное художественное явление, представляет собой сравнительно молодую отрасль знания о джазовом искусстве. Первым музыковедом, предложившим дефиницию данного термина, следует считать Дж. Юдкина [169]. В дальнейшем термин был использован в работах К. Уотерса, анализирующего исполнительские составы трубача М. Дэвиса, Ч. Кориа и У. Шортера [159]. После двух упомянутых авторов термин закрепляется в джазовом сообществе, что наглядно прослеживается в более поздних работах Д. Чепмена [69], С. Смитер [149], Н. Чайнена [70]. В силу широты и многообразия идей и творческих взглядов, свойственных музыкантам постбоповой направленности, возникает необходимость анализа данного явления новейшей джазовой истории в качестве полноправного стиля современной импровизационной музыки.
Объект исследования - современное джазовое искусство.
Предмет исследования - постбоп как явление современного джаза.
Цель исследования - осмысление роли постбопа в исторической динамике современного джазового искусства в аспекте теории и исполнительской практики.
Задачи исследования:
- выявить роль бибопа и хардбопа в качестве исторических предтеч постбопа;
- сформировать теоретическое определение термина «постбоп»;
- определить основу постбоповой стилистики в музыке У. Марсалиса;
- уточнить влияние творчества У. Марсалиса на джазовых музыкантов последнего десятилетия ХХ века;
- обозначить понятийные противоречия в разновидностях джаза восточного и западного побережья США;
- показать влияние персоналий постбопа в области инструментальных и вокальных практик современного джаза на общую стилистику современного джазового искусства.
Научная новизна. Диссертация является первым специальным исследованием стилистических особенностей постбоповой музыки. В ней впервые систематизированы и изучены представители современного постбопа, вышедшие на сцену после 1980 г.; исследованы исторические и социокультурные процессы в формировании бибопа и его поздних разновидностей; изучены проблемы джазовой терминологии применительно к этапным видоизменённым разновидностям бибоповой стилистики; проанализированы исследовательские интерпретации и дано обоснование стилистическому термину «постбоп», определяемому в качестве эволюционной ветви современного акустического джаза.
Материалом исследования выступают инструментальные и вокальные образцы джазовой музыки следующих стилевых направлений:
- бибоп (Диззи Гилесспи, Майлз Дэвис, Телониус Монк, Бадд Пауэлл,);
- хардбоп (Клиффорд Браун, Ред Гарланд, Элвин Джонс, Ли Морган,
Макс Роуч, Хэнк Мобли, Сонни Роллинз, Хорас Сильвер, Маккой Тайнер);
6
- переходные от хардбопа к бибопу проекты (второй квинтет Майлза Дэ-виса, Рон Картер, Хэрби Хэнкок, Тони Уильямс, Уэйн Шортер);
- музыка «западного побережья» (Ли Кониц, Ленни Тристано);
- ранний постбоп (второй квинтет Майлза Дэвиса, Кенни Киркленд, Брэн-форд Марсалис, Уинтон Марсалис, Джеф «Тейн» Уотс, Маркус Робертс, Фредди Хаббард);
- продолжатели стилистической линии У. Марсалиса (Теренс Бланшар, Рой Харгроув, Николас Пейтон, Рассел Ганн, Орберт Дэвис);
- современный постбоп (Эмануэль Уилкинс, Салливан Фортнер, Джазмея Хорн, Тейлор Эйгсти).
Методы исследования. В процессе изучения темы был применен ряд взаимодополняющих методов:
- исторический, используемый для уточнения джазовой событийности, развития языковых особенностей импровизации отдельными джазменами и группами;
- системный, позволяющий представить постбоп как элемент жанрово-стилевого ландшафта джазовой музыки;
- сравнительный, открывающий возможность сопоставления исполнительских интерпретаций, индивидуальных стилистических особенностей импровизации джазовых исполнителей;
- культурологический, применяемый для изучения феномена в динамике культурно-исторического процесса.
Теоретическая значимость диссертации заключается в разработке проблематики стиля постбоп - одного из наиболее комплексных и преемственных к опыту предыдущих исторических пластов джазового искусства направлений. Выводы, намеченные в работе, могут стать основой для дальнейшего изучения актуальных разновидностей джазового искусства в XXI веке.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материала диссертации в консерваторских дисциплинах исто-
рического («История эстрадно-джазовой музыки», «История джазовых стилей», «История исполнительского искусства», «Массовая музыкальная культура»), теоретического («Интерпретация музыкального произведения»), методического («Методика преподавания эстрадно-джазового пения», «Методика преподавания профессиональных дисциплин») циклов для специальностей: «Музыкальное искусство эстрады», «Музыковедение», «Композиция», «Менеджмент в сфере искусства», «Музыкальная звукорежиссура». Особенно значима данная проблематика для профилей подготовки «Инструменты эстрадного оркестра», «Эстрадно-джазовое пение», поскольку позволит преподавателям и студентам ознакомиться с наиболее актуальными достижениями джазового исполнительства второй половины XX — начала XXI в.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Постбоп представляет собой закономерный процесс развития корневой стилистики импровизационных и ансамблевых идей, сложившихся на этапе организации предшествующих ему джазовый стилей бибоп и хардбоп.
2. Формирование постбопового стиля сопряжено с деятельностью второго квинтета трубача М. Дэвиса.
3. Крупнейшим представителем постбопового стиля становится трубач У. Марсалис, записи и выступления которого оказывают влияние на джазовую сцену 1990-х, формируя повышенный интерес музыкантов и аудитории к хардбопу и акустическому постбопу. Вышедшие на сцену в 1990-е представители молодого поколения акустического постбопа продолжили развивать ансамблевые, импровизационные и композиционные идеи, предложенные десятилетием ранее У. Марсалисом.
4. В тематическом плане постбоп взаимодействует как с устоявшимися джазовыми стандартами, так и новым авторским материалом. При использовании традиционных джазовых стандартов наблюдаются их изменения, в результате чего темы интерпретируются в пользу большей абстрактности и свободы в изложении гармонических и мелодических последовательностей.
5. Произведения в постбоповой стилистике демонстрируют ритмическую иррегулярность, противосложения в ритм-секции с задействованием нечетных и переменных размеров.
6. Постбоп не производит глобальной реформы джазового языка, вместо этого создавая определённые идейные надстройки и дополнения ранее существовавших в бибопе и хардбопе художественных достижений.
7. В постбопе сохраняется консервативная приверженность к использованию акустических составов и отказ от электронных инструментов.
8. Характерная для бибопа хроматизация импровизаций получает в пост-бопе значительное расширение и развитие.
Степень достоверности и апробация результатов исследования обусловлена опорой на большое количество специализированных источников отечественной и зарубежной науки в области джазоведения, посвящённых прямо или косвенно проблематике настоящей диссертации, и послуживших её теоретической основой; сбалансированным сочетанием теоретической и аналитической частей исследования; внедрением полученных в ходе научной работы данных в учебный процесс.
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории музыки ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова». Основные идеи и положения исследования были представлены на международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях в Ростове-на-Дону (2020, 2021), Красноярске (2021), Тамбове (2020), Саратове (2021). Положения диссертации отражены в 10 научных публикациях общим объемом 4 п. л., 3 из которых (объем 1,4 п. л.) - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и нотного приложения.
ГЛАВА 1. ПОСТБОП В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ ДЖАЗА
1.1. Формирование специальных исследований музыки стилей
бибоп и хардбоп
Джазовая музыка — явление, представляющее собой одну из наиболее быстро развивающихся разновидностей музыкального искусства XX — XXI вв. Наиболее значимым событием, появление которого перестроило и насытило новыми смыслами всю джазовую сферу, становится стиль бибоп, чьё развитие активизируется в исторически сложный период начала 1940 гг. Диапазон смыслов и идей, привнесённый бибопом в джазовую музыку, отделил последнюю от областей массовой музыкальной культуры. Система правил и концепций бибопа, выдвигающая на первый план индивидуальную импровизацию, авторский почерк и мышление солиста — становится определяющим фактором, который повлиял на облик джаза в дальнейшем.
Бибоп, как структурно важная для всей джазовой истории единица, получает дальнейшее развитие в хардбопе (1950-1960 гг.), после чего разработки и идеи бибоповых мастеров продолжают развитие в исполнительской практике более молодых поколений музыкантов. Меняются и многие профессиональные установки, принятые в джазе. В первой половине XX в. не существовало такого феномена, как джазовое образование и джазовая педагогика. Основные специальные кафедры и факультеты на тот момент времени ещё не были созданы. Программы таких, ставших в дальнейшем стандартом джазового образования учебных заведений, как колледж Беркли, только начинали формироваться. Передача умений и опыта происходила во время личной коммуникации между музыкантами, связанной главным образом с практиками джем-сейшн. В их рамках пестовались коллективные импровизации — без подготовки и с минимальными договорённостями. Обычная для джем-сейшн
практика состояла в том, что на одной сцене начинающие музыканты получали возможность выступления с состоявшимися профессионалами. Джазовая практика второй половины века меняется. Многие социокультурные факторы, среди которых расовое притеснение отдельных музыкантов и социальная мар-гинальность исполнителей, сменяются более устойчивым профессиональным существовании-ем. Формирование развитой системы образования, включающей в себя колледж Беркли, джазовые факультеты в Джульярде, Консерватории Новой Англии и ряде других университетов, способствовали появлению нового поколения джазовых солистов, чьё образование и общее знание не только импровизационной, но и академической музыки разительно превосходили знания их предшественников. Данные аспекты отразились не только на профессиональных целях, но и на преобразованиях самого джаза, закономерным образом последовавших во второй половине XX столетия.
Новое поколение музыкантов мыслило шире своих предшественников. Не отказываясь от обширной системы правил бибоповой импровизации, они намеревались расширить индивидуальное мышление и ансамблевое звучание значительно расширившимся спектром влияний, полученных из различных областей музыкальной культуры. Данные аспекты приводят к расширению общего лексикона бибопа. Ключевым явлением, преобразовавшим стилистические нормы джазовой музыки, стал стиль бибоп. Важным смысловым звеном бибопа необходимо назвать резкое изменение смыслов и содержаний, сформировавшее целую волну новаций, отделяющих бибоп от джазовых стилистических норм свинга, чикагского и новорлеанского стилей и хот-джаза. В своём происхождении бибоп совместил в себе очевидные претензии джазменов, связанные с усилением художественной состоятельности джазового исполнительства. В некотором роде он изменил роль и место джазмена в мире музыкального искусства. Общеизвестные качества, которые к настоящему времени успели стать трюизмом, - усиление приоритетной роли солиста, вынос на первый план глубинных содержательных аспектов импровизации позволили рас-
сматривать бибоп в качестве не просто нового, но гораздо более содержательного, глубокого и претендующего на статус высокого музыкального искусства, явления современного джазового искусства. Отсюда происходит вполне выраженное качественное изменение внутренних процессов, исследовательской логики и музыковедческих интересов, произошедшее в самих исследованиях джазовой музыки. Произошел вполне прогнозируемый переход от общего к особенному. Объяснить это можно тем, что многие музыковедческие работы и исторические тексты о джазе, написанные до 1950 гг., рассматривали джаз как обобщённое явление. Исследователи останавливали внимание на всей существовавшей к историческому моменту написания их работ пестроте джазовой палитры, но, как правило, не концентрировались на более развёрнутом анализе какого-то отдельного избранного музыкального явления. С появлением бибопа эта ситуация меняется, вследствие чего появляются нишевые исследования, в которых авторы приоритетно рассматривают не весь джаз целокупно, но отдельные стилистические его проявления. И в этом отношении бибоп, с его притязательностью, сложным строением импровизаций и смелой, по сути, революционной по отношению к предыдущим периодам джаза лексикой выступил идеальным объектом для анализа.
Задаваясь целью проследить изменения джазовых исследований от общих джазовых тенденций к нишевым художественным активностям, обратимся к исследовательской динамике, представленной в основных исследованиях джаза ушедшего и настоящего веков. Специально подчеркнём, что основные задачи параграфа строятся на осознании необходимости сформировать обобщающий слепок из основной исторической и исследовательской литературы, показывающий, как и в каком историческом порядке авторы из США и Европы присоединялись к процессу изучения бибопа и хардбопа1. Среди пер-
1 Обратим внимание на сравнительно малое количество переводной литературы о джазе, доступной на русском языке. Надо признать, - ситуация в российском книгоиздании мало изменилась в лучшую сторону в сравнении с поздним советским периодом. Как тогда, так и сейчас на русский переводится достаточно
вичных апологетов бибопа важную роль играли модернистски мыслящие критики, которые в полной мере осознавали художественную значимость и глубину развития бибоповой стилистики. Важную роль в настоящем направлении сыграли работы выдающегося просветителя и лоббиста джазовой культуры Маршала Стернса [151]. Стернс принадлежал к «белым» исследователям джаза, что в расовом плане было типично для области исследований афроаме-риканской музыки, поскольку в то время о ней писали преимущественно белые авторы. В работах Стернса представлено всеохватное исследование исторических периодов джазовой музыки. Бибопу в них уделялось достаточное внимание. Показательным является факт, согласно которому в России книга Стернса, очевидным образом устаревшая с момента своего выхода (1955), по-прежнему цитируется некоторыми авторами и исследователями. Современных гуманитарных исследователей джаза интересует не то, как и что писал Стернс. Они обращаются к автору и его взглядам как к определённому историческому документы эпохи, который можно анализировать как образец взглядов ушедшего времени. Указанная тема весьма подробно разбирается М. Дункель в обширной статье, опубликованной в академическом издании «American Music» [82, 468-504]. Стернс придерживался прогрессивных социокультурных взглядов, настаивая на придании джазу статуса общенационального явления культуры США, своего рода новой разновидности классической музыки. Высказывая подобные суждения, Стернс, сделавший много для создания исследовательской и дискуссионной инфраструктуры, связанной с обсуждением и изучением вопросов джаза, многократно в корреспонденции, переписках, лекциях и публикационной активности высказывался на тему признания афроамериканского по своей сути джаза на одном уровне с официальной, разделявшейся «белым» большинством культурой. Учитывая тот факт, что эти высказывания делались в период всё ещё сохранявшейся расовой сегрегации, линия взглядов Стернса обеспечена явным гуманистическим потенциалом.
скромное количество специализированных книг о проблемах джаза. Вследствие этого далее автор будет рассматривать преимущественно англоязычные исследования, которые отсутствуют в русском переводе.
Взгляды Стернса на бибоп тоже сохраняли выраженный социокультурный ракурс. После появления бибопа в 1940 г. этот стиль не смог снискать большого резонанса в прессе. За рамками американского джаза он оставался сравнительно периферийным явлением, имеющим локальную известность. Разворот непрофильной прессы к освещению каких-то отдельных музыкальных явлений бибопа состоялся позднее - в 1950-е. Но в это же время на него начинает падать тень пагубной активности реакционно настроенного сенатора Д. Маккарти. Сам Маккарти напрямую не выступал против джаза, но созданная им идеологическая активность нашла сочувствие в деятельности некоторых СМИ. Далее, на волне высказываний последних, джаз в первой половине 1950-x воспринимался не по его, бибоповым, достижениям, а с позиции аморального поведения и повсеместно практикуемой среди всё тех же музыкантов бибопа 1940-1950-x наркомании. Стернс же пытался сделать всё от него зависящее для того, чтобы перенести внимание общества с отрицательных аспектов джаза и сомнительных подробностей жизни мастеров бибопа на позитивные стороны [82,p 485]. Ещё раз укажем на сравнительно широкий диапазон рассматриваемых Стернсом джазовых феноменов, что позволяет отнести его основную работу к исследованиям джаза обобщающего плана.
Сравнительно хорошо известный, в том числе благодаря своему приезду в 1962 г. вместе с оркестром Б. Гудмана, критик британского происхождения Л. Фезер зарекомендовал себя в качестве одного из продуктивных исследователей бибопа. Фактически Фезер может рассматриваться как ярый апологет модернистского джаза, как называли тогда бибоп, поскольку благодаря его деятельности записи представителей ранней бибоповой эстетики были изданы на лейбле RCA Victor. Фезер известен в первую очередь как автор одной из первых специализированных музыкальных энциклопедий, посвящённых джазу [83]2. Отдельно следовало бы выделить свойственный Фезеру космопо-
2 Книга переиздавалась в общей сложности три раза.
14
литизм в описании джазовых феноменов. Дело в том, что многие из американских авторов, писавших о джазе (Фезер родился в Британии, но работал в США, где и получил признание), в основном ограничивались рассмотрением событий, происходивших на американской джазовой сцене. Фезер же на этом фоне выделялся интересом к коммуникации между странами и творческим обменом. В большой совместной работе «New Yearbook of Jazz» в написании которой, помимо Фезера, приняли участие другие видные джазовые специалисты, среди которых И. Берендт, Б. Грин и Б. Руссо, был размещён раздел с кратким освещением джазовых событий в Европе. Он концентрировался на музыкальной жизни Британии, Германии, Франции и Швеции. В этой вышедшей в 1958 году книге Фезер заостряет внимание на том, что джаз, который в начале 1950-x гг. всё ещё игнорировался некоторыми представителями художественного сообщества США и её дипломатическими кругами, превратился в форму культурного экспорта, заряженного положительными смыслами. Упоминая имена Л. Армстронга, Д. Гиллеспи, «Модерн джаз квартета» и Л. Хэмптона в связи с их выступлениями в различных европейских, австралийских и африканских регионах, Фезер высказывается следующим образом: «Даже железный занавес оказался пронизан визитами Тонни Скотта, квартета Дейва Брубека и Гленна Миллера, оркестра под управлением Рэя Маккинли. Похоже, и это весьма вероятно, что это проникновение через год-два дойдёт и до Советской России» [85, p. 41]. Он был абсолютно прав, поскольку уже в 1962 г. в СССР состоялись концерты джазовых музыкантов, вместе с которыми в страну приезжал и сам Фезер.
Взгляды Фезера на активно поддерживаемый им бибоп были представлены в работе «Inside Jazz», получившей переиздания и циркулировавшей в некоторых из них под изменённым названием «Inside Bebop» [84]. Фактически «Inside Jazz», впервые вышедшая в 1949 г. была работой, посвящённой истории джаза, в которой особый ракурс внимания сосредотачивался на бибопе. На самом деле бибоп в период, в котором писалась книга Фезера (конец 1940
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Джазовая фуга в контексте взаимодействия академической и джазовой музыки ХХ – начала XXI века2022 год, кандидат наук Чувилкин Всеволод Станиславович
Импровизация и композиция в джазе2006 год, кандидат искусствоведения Кинус, Юрий Григорьевич
Феномен свободной импровизации в музыке XX века2013 год, кандидат искусствоведения Сысоев, Алексей Юрьевич
Искусство импровизации в джазе последней трети XX столетия: к проблеме звукоидеала2007 год, кандидат искусствоведения Шулин, Вячеслав Валерьевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ся Юй, 2023 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барбан, Е. С. Джазовая импровизация (К проблеме построения теории) // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера [Текст] / Е. С. Барбан. -М. : Советский композитор, 1987. - С. 162-184.
2. Барбан, Е. С. Джазовые контакты: встречи и судьбы. От Дюка Эллингтона до Орнетта Колмана [Текст] / Е. С. Барбан. - СПб: Композитор. Санкт-Петербург, 2021. - 268 с.
3. Барбан, Е. С. Джазовые портреты. Книга 1. [Текст] / Е. С. Барбан. -СПб: Композитор. Санкт-Петербург», 2010. - 304 с.
4. Барбан, Е. С. Джазовый словарь [Текст] / Е. С. Барбан. - СПб.: Композитор, 2014. - 368 с.
5. Барбан, Е. С. Черная музыка белая свобода [Текст] / Е. С. Барбан. -СПб: Композитор. Санкт-Петербург, 2007. - 284 с.
6. Барбан, Е. С. Анализ и оценка джазового опуса: к разработке методологии [Текст] / Е. С. Барбан. - СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2013. -С. 28-38.
7. Бейкер Г. Аутсайдеры [Текст] / Г. Бейкер. - М.: Элементарные формы, 2018. - 272 с.
8. Беличенко, С.А. Мегаджаз 1975-2020 г.г. [Текст] / С. А. Бели-ченко. - Новосибирск, М.: Сибирский институт джаза, 2020. - 472 с.
9. Волченко, В. В, Шак, Ф. М. Индивидуальные особенности звуко-режиссерского стиля в современной джазовой звукорежиссуре (на примере работ Дж. Андерсона) / [Текст] Ф. М. Шак, В. В. Волченко // Южно-Российский музыкальный альманах. - 2021. - № 3 (44). - С. 32-41.
10. Волченко, В. В. Джазовая звукорежиссура как объект музыкальной критики XX столетия [Текст] / В. В. Волченко // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство : сборник статей по материалам
XVII Международной научно-практической конференции, Тамбов, 19 февраля 2021 года. - Тамбов: ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2021. - С. 141-146.
11. Гасич, Е. Ю. Феномен стиля в отечественном музыкознании: исторические трансформации научных концепций [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Гасич Екатерина Юрьевна. - Ростов н/Д, 2012. - 240 с.
12. Кинус, Ю. Г. Джаз: истоки и развитие [Текст] / Ю. Г. Кинус. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 496 с.
13. Кинус, Ю. Г. Импровизация и композиция в джазе [Текст] / Ю. Г. Кинус. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 496 с.
14. Кинус, Ю. Г. Становление европейского джаза [Текст] / Ю. Г. Кинус. - Ростов н/Д: Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова, 2017. - 140 с.
15. Коллиер, Д. Становление джаза [Текст] / Д. Коллиер. - М.: Радуга, 1984. - 390 с.
16. Конен, В. Д. Рождение джаза [Текст] /В.Д. Конен. - М.: Сов. композитор, 1984. - 311 с.
17. Конен, В. Д. Пути американской музыки: очерки по истории муз. культуры США [Текст] / В. Д. Конен. - М.: Музыка, 1965. - 524 с.
18. Конен, В. Д. Третий пласт: новые массовые жанры в музыке XX века [Текст] / В. Д. Конен. - М.: Музыка, 1994. - 160 с.
19. Левайн, М. Теория джаза [Текст] / М. Левайн. - Москва - Ижевск: Изд. «Институт компьютерных исследований», 2014. - 370 с.
20. Лившиц, Д. Р. Феномен импровизации в джазе [Текст] / автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Лившиц Д. Р.; Нижегор. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Н. Новгород, 2003. - 26 с.
21. Лубяная, Е. В. Афро-кубинское джазовое исполнительство во Второй половине ХХ-начале XXI века: традиции и новаторство [Текст] / Е. В. Лубяная // Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре : Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием, Краснодар, 08 ноября 2018 года. -
166
Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2018. - С. 93-104.
22. Лубяная, Е. В. Латинское джазовое фортепиано - век прошлый и век настоящий [Текст] / Е. В. Лубяная // Музыка в пространстве медиакультуры: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, Краснодар, 14 апреля 2014 года. - Краснодар: Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2014. - С. 215-221.
23. Лубяная, Е. В. Синтез академических и джазовых элементов в творчестве Эльдара Джангирова [Текст] / Е. В. Лубяная // Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре: Материалы Международной научно-практической конференции, Краснодар, 30-31 марта 2016 года. - Краснодар: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский Дом - Юг", 2016. - С. 34-36.
24. Лубяная, Е.В. Фортепиано в джазе на рубеже XX-XXI веков: истоки, тенденции, индивидуальности [Текст] / Е. В. Лубяная // автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. - Ростов н/Д, 2014. - 27 с.
25. Овчинников, Е. В. Джаз как явление музыкального искусства: к истории вопроса [Текст] / Е. В. Овчинников. - М.: ГМПИ, 1994. - 66 с.
26. Панасье, Ю. История подлинного джаза [Текст] /Ю. Панасье. Пер. с фр. Л. Никольской. - Л., М.: Музыка, 1978. - 128 с.
27. Переверзев, Л. Б. Джаз [Текст] / Л. Б. Переверзев // Муз. энциклопедия: в 6 т. Т. 2. - М.: Сов. энцикл., 1974. - 211-216.
28. Переверзев, Л. Б. Избранная джазология: краткий очерк [Текст] / Л. Б. Переверзев. - М.: Музыка, 1981. - 170 с.
29. Переверзев, Л. Б. Импровизация versus композиция: вокально-инструментальные архетипы и культурный дуализм джаза [Текст] / Л. Б. Переверзев // Музыкальная академия. - 1998. - № 1. - С. 125-133.
30. Переверзев, Л. Б. Музыкальная культура Западной Европы и экспансия американизма [Текст] / Л. Б. Переверзев // Западная Европа и культурная экспансия «американизма». - М.: Искусство, 1985. - С. 83-120.
167
31. Переверзев, Л. Б. От джаза к рок-музыке [Текст] / Л. Б. Переверзев. - 3-е изд., перераб. - М.: Сов. композитор, 1977. - С. 365-392.
32. Полищук, А. Э. Третье течение и прогрессив в эволюции джаза [Текст] / А. Э. Полищук. - Краснодар: КГИК, 2021. - 249 с.
33. Преснякова, И. А. Джазовая терминология как коммуникативный барьер [Текст] / И. А. Преснякова // Мир образования - образование в мире. -2018. - № 2 (70). - С. 204-211.
34. Преснякова, И. А. Русский глоссарий «теории джаза» М. Левина (к вопросу о национальной специфики терминолексики) [Текст] / И. А. Преснякова // Из педагогического опыта Казанской консерватории: прошлое и настоящее. - Казань, Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова, 2016. - С. 179-189.
35. Рахманова, Н. Н. Стиль звукозаписи. Джазовая музыка [Текст] / Н. Н. Рахманова. - СПб: Лань, 2018. - 184 с.
36. Софронов, Ф. М. Джаз и родственные ему формы в пространстве культуры Центральной Европы 1920-х годов [Текст]: автореф. дис... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Софронов Федор Михайлович. - М., 2003. - 15 с.
37. Сохор, А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки [Текст] / А. Н. Сохор. - Л.: Сов. композитор, 1980. - 295 с.
38. Сохор, А. Н. Массовые жанры [Текст] / А. Н. Сохор // Музыка XX века: очерки. Ч. 2, кн. 3 / отв. ред. Б. М. Ярустовский; ред. Л.Н. Раабеи. - М.: Музыка, 1980. - С. 445-483.
39. Сохор, А. Н. Социология и музыкальная культура [Текст] / А. Н. Сохор. - М. : Сов. композитор, 1975. - 203 с.
40. Сыров, В. Н. Джаз и европейская традиция [Текст] / В. Н. Сыров // Проблемы музыкальной науки. - 2007. - №1. - С. 159-164.
41. Уолд, Э. Как The Beatles уничтожили рок-н-ролл. Альтернативная история популярной музыки [Текст] / Э. Уолд. - М.: Издательский Дом РАН-ХиГС, 2020. - 448 с.
42. Ухов, Д. П., Фейертаг В. Б. Ю. Панасье. История подлинного джаза [Текст] / Д. П. Ухов // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. -М.: Советский композитор, 1987. - 511-514 с.
43. Фейертаг, В. Б. Джаз: XX век: энцикл. справочник [Текст] / В. Б. Фейертаг. - СПб.: Скифия, 2001. - 564 с.
44. Фишер, А. Н. Гармония в афроамериканском джазе периода стилевой модуляции - от свинга к бибопу [Текст]: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Фишер Анжелика Николаевна. - Магнитогорск, 2004. - 24 с.
45. Хасаншин, А. Д. Вопросы стиля в музыке: суждения, феномен, ноумен [Текст] / А. Д. Хасаншин // Музыкальная академия. - 2000. - № 4. - С. 135-143.
46. Цукер, А. М. Бытовая музыкальная культура и академическое музыкознание [Текст] / А. М. Цукер // Бытовая музыкальная культура: история и современность. - Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С. В. Рахманинова, 1995. - С. 47.
47. Цукер, А. М. Массовые музыкальные жанры в контексте культуры [Текст] / А. М. Цукер // История современной отечественной музыки (19601990).- М., 2001. - Вып. З. - С. 453-514.
48. Цукер, А. М. От диалога к синтезу [Текст] / А. М. Цукер // Сов. музыка. - 1986. - №6. - С. 15-21.
49. Цукер, А. М. Отечественная массовая музыка: 1960-1990 [Текст] : учеб. пособие / А. М. Цукер. - 2-е изд., доп. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2016. - 256 с.
50. Цукер, А. М. Тихонова М. А. Музыкально-стилевые особенности бибопа в творчестве Чарли Паркера и «Диззи» Гиллеспи [Текст] / А. М. Цу-кер// Искусствознание: теория, история и практика. - Челябинск: Южноуральский государственный институт им. П. И. Чайковского, 2015. - С. 41-44.
51. Цукер, А. М. И рок, и симфония... [Текст] / А. М. Цукер. - М.: Композитор, 1993. - 304 с.
52. Чередниченко, Т. В. Музыкальный запас. 70-ые. Проблемы. Портреты. Случаи [Текст] / Т. В. Чередниченко. - М.: НЛО, 2002. - 572 с.
53. Чугунов, Ю. Н. Семь кругов джаза [Текст] / Ю. Н. Чугунов. - М. : Старая Басманная, 1999. - 320 с.
54. Чугунов, Ю. Н. Эволюция гармонического языка джаза [Текст] / Ю. Н. Чугунов. - М.: Моск. гос. ин-т культуры, 1994. - 83 с.
55. Шак, Ф. М. Коммерциализированные разновидности джазового искусства: опыт социокультурного анализа [Текст] / Ф. М. Шак // Philarmonica International Music Journal. - 2019. - № 1- С. 88-93.
56. Шак, Ф. М. Феномен джаза [Текст] / Ф. М. Шак. - Краснодар, КГУКИ, 2009. - 156 с.
57. Шак, Ф. М. Джаз и рок-музыка в социокультурных процессах второй половины ХХ - начала XXI вв. [Текст] / Ф. М. Шак. - Краснодар: КГИК, 2018. - 342 с.
58. Шак, Ф. М. Роль маркетинга в процессах структурной коммерциализации джазового искусства. Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре [Текст] / Ф. М. Шак // Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры», 2018. - C. 35-61.
59. Юрченко, И.В. Джазовый свинг: явление и проблема [Текст]: ав-тореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02/ Юрченко Ирина Викторовна. - М., 2001. - 24 с.
60. Arom S. African Polyphony and Polyrhythm: Musical Structure and Methodology. - Cambridge University Press, 2004. - 700 p.
61. Bailey D. Improvisation is nature and practice in music. - De Capo Press, 1993. - 143 p.
62. Banks, D. Third-Stream Music Church // Proceedings of the Royal Musical Association, Vol. 97 (1970-1971). Taylor and Francis, Ltd., 2014. - pp.59-67.
63. Berendt I. Huesmann G. The Jazz Book. From Ragtime to the 21 st Century. - Lawrence Hill Books, 2009. - 754 p.
64. Berliner P. F. Thinking in Jazz: The Infinite Art of Improvisation. -University of Chicago Press, 1994. - 904 p.
65. Blake, R. Teaching Third Stream. [Electronic resource]. Access mode: mej.sagepub.com at Kungl Tekniska Hogskolan // Royal Institute of Technology on March 9, 2015. - pp. 30-33
66. Blake, R. Third Stream and the importance of the ear: a position paper in narrative form / College Music Symposium, Vol. 21, No. 2 (Fall, 1981). - pp. 139-146.
67. Campbell, D. Olsen J. P. Walden L. The Narcotic Farm: The Rise and
Fall of America's First Prison for Drug Addicts. - Abrams; 1st edition.2008. - 208 p.
68. Catalano, N. Clifford Brown: The Life and Art of the Legendary Jazz Trumpeter. - Oxford University Press, 2001. - 232 p.
69. Chapman, D. The Jazz Bubble: Neoclassical Jazz in Neoliberal Culture. - University of California Press, 2018. - 296 p.
70. Chinen, N. Playing Changes, Jazz for the New Country. - Pantheon books, New York, 2018. - 288 p.
71. Cook, R. Blue Note Records, The Biography. - Boston: Justin Charles & co, 2003. - 282 p.
72. Cook, R. Blue Note Records: The Biography, - Justin, Charles & Co., 2003, - 288 p.
73. Corbella, M. Gunther Schuller e l'equivoco della Third Stream. Ricos-truzione di un progetto culturale della fine degli anni Cinquanta // Musica/realta, Jan 1, 2008. - pp. 73-105.
74. Crouch, S. Kansas City Lightning: The Rise and Times of Charlie Parker. - Harper, 2013. - 384 p.
75. Crowther, B. Singing Jazz. - Backbeat, 1998. - 290 p.
76. Dean, G. Kenny Kirkland's harmonic & rhythmic language. - The System, 2022. - 90 p.
77. Deveaux, S Bebop and the Recording Industry: The 1942 AFM Recording Ban Reconsidered // Journal of the American Musicological Society, Vol. 41, No. 1 (Spring, 1988), - pp.126-165.
78. Deveaux, S. Constructing the jazz tradition // Jazz cadence of American culture. Columbia University Press, 1998. - pp. 484-505.
79. Deveaux, S. Giddings G. Jazz. - W. W. Norton & Company; Second edition. 2015. - 560 p.
80. Deveaux, S. Giddings G. Jazz: Essential Listening. - W. W. Norton & Company; Second edition. 2019. - 365 p.
81. Deveaux, S. The Birth of Bebop: A Social and Musical History. -University of California Press; First edition, 1999. - 587 p.
82. Dunkel, M. Marshall Winslow Stearns and the Politics of Jazz Historiography // American Music, Vol. 30, No. 4 (Winter 2012). - p.p. 468-504
83. Feather, L. Gitler I. The Biographical Encyclopedia of Jazz. - Oxford University Press, 2007. - 718 p.
84. Feather, L. Inside Jazz. - De Capo Press, 1949. - 262 p.
85. Feather, L. The New Yearbook of Jazz, - Horizon Press, 1958. - 187 p.
86. Friedwald, W. Jazz Singing: America's Great Voices from Bessie Smith to Bebop and Beyond. - Scribner, 1990. - 477 p.
87. Gaspard, J.J. Sidney Bechet, Maitre et Symbole // JazzHot, July 1959, - pp. 12-13.
88. Giddins, G. Celebrating Bird: The Triumph of Charlie Parker. - Uni-virsety Of Minnesota Press, 2013. - 208 p.
89. Giddins, G. Visions of Jazz: Second Century. - Oxford University Press, 2004. - 656 p.
90. Giddins, G. Visions of Jazz: The First Century. - Oxford University Press, 1998. - 704 p.
91. Gioia, T. History of Jazz, - Oxford University Press; 3rd edition, 2021
- 453 p.
92. Gioia, T. How to Listen to Jazz. - Basic Books, 2017. - 268 p.
93. Gioia, T. Jazz and the Primitivist Myth. The Musical Quarterly, Vol. 73, No. 1, 1989. - pp. 130-143
94. Gioia, T. Music: A Subversive History. - Basic Books, 2019. - 480 p.
95. Gioia, T. The Jazz Standards, A Guide the Repititore, Oxford University Press, 2012. 527 p.
96. Gioia, T. The Jazz Standards: A Guide to the Repertoire, - Oxford University Press, 2012. - 539 p.
97. Gitler, I. Swing to Bop: An Oral History of the Transition in Jazz in the 1940s. - Oxford University Press; First American Edition, 1985. - 352 p.
98. Gitler, I. The Masters of Bebop: A Listener's Guide. - Decapo Press 2001. - 320 p.
99. Gleason, R. J. Conversation in Jazz. The Ralph J. Gleason Interviews. -Yale University Press, New Heaven and London. 2016. - 296 p.
100. Goodwin, G. Thinking Big of the Lest Coast // Downbeat, Volume 76, Number 7. June 2011. - pp. 36-40.
101. Gourse, l. Gloria Estefan: Pop Sensation. - Franklin Watts, 2000. -112 p.
102. Gourse, l. Art Blakey: Jazz Messenger. - Omnibus Pr & Schirmer Trade Books, 2002. - 209 p.
103. Gourse, l. Every Day: The Story of Joe Williams. - Da Capo Press, 1986. - 208 p.
104. Gourse, l. Sassy: The Life of Sarah Vaughan. - Da Capo Press, 2009.
- 320 p.
105. Gourse, l. Straight, No Chaser: The Life and Genius of Thelonious Monk, - Schirmer Trade Books, 1998. - 340 p.
106. Gourse, l. Wynton Marsalis: Skain's Domain: A Biography. -Schirmer, 1999. - 311 p.
107. Gridely, M. C. Concise Guide to Jazz. - Pearson; 7th edition, 2012. -320 p.
108. Guck B. Miles Davis Lost Quintet. - University of Chicago, 2016. - 264
p.
109. Haidu, N. McDonald M. Doctone: An Oral History of the Legendary Pianist Kenny Kirkland (1955-1998): A book, a film, and an album on Sunnyside Records. Independently published, 2000. - 209 p.
110. Hall, F. It's About Time: The Dave Brubeck Story, - University of Arkansas Press. 1996. - 182 p.
111. Hamilton, A. Lee Konitz. Conversation on the Improviser s Art. - The University of Michigan Press, 2007. - 284 p.
112. Hayes, E. M. Queen of Bebop: The Musical Lives of Sarah Vaughan. -Ecco, 2017. - 432 p.
113. Henry, C. B. Global Jazz. A Research and Information Guide. Routledge music Bibliographies. Routledge, New York and London, 2022. - 378 p.
114. Horowitz, I. L. Culture, Politics, and McCarthyism. - The Independent Review, Spring 1996, Vol. 1, No. 1. 1996. - pp. 101-110
115. Interview with Jeff "Tain" Watts // [Электронный ресурс] URL: https://ethaniverson.com/interview-with-jeff-tain-watts/ (дата обращения 12.02.2022)
116. Iverson, E. Richie Beirach and Kenny Kirkland // [Электронный ресурс] URL: https://ethaniverson.com/2022/09/23/richie-beirach-and-kenny-kirk-land/ (дата обращения 16.05.2022)
117. Iverson, I. Interview with Wynton Marsalis, Part 2 // [Электронный ресурс]: URL:https://ethaniverson.com/interviews/interview-with-wynton-marsalis-part-2/ (дата обращения 18.02.2022)
118. Jeff "Tain" Watts: The Reign of "Tain" [Электронный ресурс] URL: https://iazztimes.com/features/profiles/ieff-tain-watts-the-reign-of-tain/ (дата обращения 03.01.2021)
119. Kart L. Jazz in Search of Itself. - Yale University Press, -2004. - 342 p.
174
120. Kastin, D. Nica's Dream: The Life and Legend of the Jazz Baroness. -W. W. Norton & Company, 2011. - 288 p.
121. Kelley, R. Thelonious Monk: - The Life and Times of an American Original Free Press, 2010. - 624 p.
122. Klopotek, F. Free Jazz West. [Электронный ресурс] URL: http: //www. fmp-label. de/fmplabel/dokumentationen/dokumentation_5_d_liner.php
123. Klopotek, F. How they do it: Free Jazz, Improvisation und Niemands-musik. - Ventil Verlag, 2002. - 222 p.
124. Kofsky, F. Elvin Jones Part II: Rhythmic Displacement in the Art of Elvin Jones. Journal of Jazz Studies №4 (2): 1977. - pp. 11-32.
125. Lopez, P. The Rise of a Jazz Art World. - Cambridge University Press, 2004. - 294 p.
126. Mathieson, K. Cookin': Hard Bop and Soul Jazz 1954-65. - Canongate Books, 2012. - 436 p.
127. McCutchan, А. Muse That Sings. Composers speak about creative process. - Oxford university press, 1999. - 262 p.
128. McMillan, J. Delightfulee: The Life and Music of Lee Morgan (Jazz Perspectives). - University of Michigan Press, 2008. - 272 p.
129. Ostransky, L. The Anatomy of Jazz. - University of Washington Press, 1960. - 310 p.
130. Owens, T. Bebop: The Music and Its Players. - Oxford University Press, 1995. - 344 p.
131. Pannasie, H. Douze anne 'es de jazz (1927-1938). -Souvenirs. Paris: E'ditions Corre~a, 1946. - 190 p.
132. Pannasie, H. Histoire des disques Swing. - Grasset, 1944. 340 p.
133. Pannasie, H. Hot Jazz: The Guide to Swing Music. - Dowling. London: Cassell, 1936. - 278 p.
134. Paudras, F. Dance of The Infidels: A Portrait of Bud Powell. - Da Capo Press, 1998. - 368 p.
135. Perchard, T. Lee Morgan: His Life, Music and Culture. - Equinox Publishing Limited. 2008. - 297 p.
136. Petitat, P. Louis Armstrong, Detroit // Jazz Hot, Mar. 1946. - pp. 8-10
137. Ramsey, G. P. The Amazing Bud Powell: Black Genius, Jazz History, and the Challenge of Bebop. - University of California Press, 2013. - 254 p.
138. Ratliff, B. Come si ascolta il jazz. - Minimum Fax, 2010. - 149 p.
139. Riech, H. Portraits in Jazz. - Agate Digital. 2014. - 616 p.
140. Rosental, D. H. Hard Bop: Jazz and Black Music 1955-1965. - Oxford University Press; Oxford, New York, Toronto. 1992. - 208 p.
141. Russel, R. Bird Lives. The High Life and Hard Times of Charlie (yardbird) Parker. - Da Capo Press, 1996. - 432 p.
142. Rutheford-Jhonson, T. Music after the fall, Modern Composition and Culture since 1989. - University of California Press, 2017. - 368 p.
143. Schuller, G. Annotation by «City of Glass», Blue Note Records. - 1994/ [Веб-ресурс] URL: https://www.discogs.com/Stan-Kenton-Plays-Bob-Graettinger-City-Of-Glass/release/2362756
144. Schuller, G. Jorney Into Jazz & Variants for Jazz Quartet and Orchestra. BMOP/sound. [Электронный ресурс] URL: https://www.bmop.org/audio-record-ings/gunther-schuller-j ourney-j azz
145. Schuller, G. Musings: The Musical Worlds of Gunther Schuller - Oxford University Press, 1986. - 328 p.
146. Shim, E. Lennie Tristano His Life in Music. University of Michigan Press, 2007. - 309 p.
147. Shoook, A. B. Last Stop Carnegie Hall. New York Philharmonic Trumpeter William Vacchiano. - University of Texas Press, Denton, Texas, 2011. - 194 P.
148. Silver, H. Let's get to the nitty gritty. The Autobiography of Horace Silver. Ed. by Phil Pastras. - University of California Press. Berkley, Los Angeles, London, 2006. - 264 p.
149. Smither, S. Flexible Conceptual Maps: A Schema-Based Approach to the Analysis of Jazz Tunes. Theory and Practice, vol. 44, 2019, - pp. 83-118.
150. Spencer, J. Jazz and Death: Medical Profiles of Jazz Greats. University Press of Mississippi, 2002. - 311 p.
151. Stearns, M. The Story of Jazz. - Oxford University Press, 1953. - 416
p.
152. Strauss, D. French Critics and American Jazz // American Quarterly, Vol. 17, No. 3 1965. - pp. 582-587.
153. Stryker, M. Jazz from Detroit. - University of Michigan Press. Ann Arbor, 2019. - 342 p.
154. Theard, M.C. It's All Good, Colossal Conversations with Sonny Rollins. - They Are Divine Books, 2018. - 202 p.
155. Tirro, F. Jazz a history. - Yale University Press, 1993. -720 p.
156. Turner, R. B. Soundtrack to a Movement: African American Islam, Jazz, and Black Internationalism. - New York University Press, 2021. - 246 p.
157. Ulanov, B. A History of Jazz in America. - Viking Press, 1952. - 382 p.
158. Wallace, J. McGrattan A. The Trumpet (Yale Musical Instrument Series). -Yale University Press, 2011. - 360 p.
159. Waters, K. Postbop Jazz in the 1960s: The Compositions of Wayne Shorter, Herbie Hancock, and Chick Corea. - Oxford University Press, 2019. - 192 p.
160. Waters, K. The Studio Recordings of the Miles Davis Quintet, 1965-68 (Oxford Studies in Recorded Jazz). - Oxford University press, 2011. - 320 p.
161. Watson, B. Derek Bailey and the Story of Free Improvisation. - Verso, 2014. - 459 p.
162. Williams, M. Free Jazz - Ornette Coleman Duble Qartet. CD-Annotation. Atlantic Records, 1960.
163. Wynton's Blog, Think Of One: I remember that time like it was yesterday, although it was almost 40 years ago // [Электронный ресурс]
177
URL: https: //wyntonmarsalis. org/blog/entry/think-of-one (дата обращения 10.04.2022)
164. Yanow, S. Afro-Cuban Jazz: Third Ear - The Essential Listening -Companion. - Backbeat Books, 2000. - 214 p.
165. Yanow, S. Bebop: Third Ear - The Essential Listening Companion. Backbeat Books, 2000. - 402 p.
166. Yanow, S. Classic Jazz: Third Ear - The Essential Listening Companion. 2001. - 315 p.
167. Yanow, S. Swing: Third Ear - The Essential Listening Companion: The Best Musicians and Recordings. Backbeat Books, 2000. - 526 p.
168. Yanow, S. The Jazz Singers: The Ultimate Guide. Backbeat Books, 2008. - 280 p.
169. Yudkin, J. Miles Davis, Miles Smiles, and the Invention of Post-Bop. Indiana University Press, Bloomington & Indianapolis, 2007. - 184 p.
Приложение
Нотные примеры
rV~ 44 С iftH » »—-ж— M * г—# ■ р 1*—s—^—
#м ■ts jat11 С-з-1 if Л Л и з-1 ---<7v ^ -r7T- w * —
w 52 a >/c * i—m¡ 1---г— * ijib J ж. *. -
7 ' 56 Dm1 f ■> - г——3— 1/2. v. ^—H^—
¥ щ ¿r Л' —frf- *—Í-f— '' f f
MS к» Г -7 г = i:iaj7LÍ 1 Ii ¥ Jp* * .*ir ft»
Ф 6S Ab/G r- * ,* * -JÍ # г Г Г г f —Л—1—t—— 0 --m ---— - , i h ■ г -i--- —=J—0 0 0
72 — f1 ^ * —* _Cl! (T ■ iJi Lj ^
78 * —»— -г— Gm11 A * , .71 ЩЩ ад fff
jgLJ 82 -pyV-J • ' —í— ----í— ^ г —í—--- Dt/C ■te h* fV tf flff gag p ^t—
1SC
Tfr —г- -|ш Hi llf» f = c - r J 1
U. 91 1 í -r-ч- - ■W—.— i T гз'
W--- W 1-; 95 (¡till b L.. . —г; 4=t! Ф f f ~ 1 1 г 1 r^ Emaj'i:n> -* г » г hi J ■ J I ~| F
99 e J rjff*^!* r4* J — Ab/Ст r -j-^ ' ]lt" L ГШ P¥ jf V "Г—
«j iWJ 4#— i tjv < ч— И' ' ' 3= " fr* g—g ___i— ^ |f T'^I
w— -Jf Cm11 Ж —г -j—î——
i' Ш Gm» 1 J Л Г -3—1 ЬГС li ' J -, -мГ —i _— -1--
m --Í— Dm7 --1— —4ft Ий Г Г Г J r* * г # П
bJ— /23 Ф ê í г . * г rff » » 1 * -J-s-E ГТТПь J—
iJS ntï™.!7^1 и Г- -Л- Ь —t— jrmaj' (ill) ——T > —' !
-fry? ■ ■— •J 132 Gm7 --*— T—^ —J— * — 4-g tfy jjJ - i
-kEt-—^ * zif" —m— -ш—Ф-— * .f. 1.....
Knozz-Moe-lCing
Think Of One
Re leased on: 1983-10-11 Wy mon Marsalis
320
L-4-_--J- .■—'V-- ---J > u--1-- T i--r---
6 -<—a ' J J J J J-m 3 rn J ■ ■ i p r * — * tiJ t-- I.J j hi J ^ * J: J^J
# - ~ -f---, ■ J J
X ;> v i—r e , -i- -- 'J J I 1- --1* 1* «■ y br *
ft-r 24 -I—t-- —ffr- -i-- rrti TT
29 ±i. FT. _ ¿h» —?m Jim №J J J J ii® ft" fo- i-
34 * ** 0 —¡^— — 1——— brr - J _1-i-¿E kg .yj,.--
41 (1 t - p ^ gj *— * W 9 ¥?m*m r f^^iT^
¿L j,J---- r«r-T
fog EAJU^ iff p-T- r 11_ J—i—i J— —L
w it n , -J . tt f ^r---i — tff f ft" JTTU iJ^1 H" * ff £ ■t—----■ m'— 1* 1* ■ \rm-—=n - —— ——
lO' -I = ^ I ■■ ' fc' -d ->1-» * J a J»* •f : ^--;--^
L
----ff—Г— 65 i J1 * T1 ^r- ■ ><■ -H~T1 i----
7<ï & —F - n Пг- NJ ^ffih
w--1— i) 76 A h y фг.0» ezmf t.* rr 'Tr-r J 1 f" *
w7 агент ь J. flipvrv h« J 1 -1--U—L-l-LJ -1 ^¡^.... s frf r r f■,
tJ (!■ 1 ■ m =fc=— ✓ > ■ ■ J J
Ф LDlr ^ WÍ jfe II HT l'w--■- T: -—=—=—¡—=pi
S/.5 - -.111 -M Л| = —-
51 * TÍrfe—ri-1 1 ■ i — J U J - - .......é- —^—■ Ü— J^kJ * —-——— _ _
? w - i-— £ ь F Щ± £ £ * --1-
W-- •j ш Jk J I г --- 0 —, It. * Ig» 11* f ч —
iJ—■ l»J n. ^J --- —i-* =Mt _
w-^ 1 =ц
Ifl Could, I Would
Wandering Moon, Released on: 2000-01-12.
Terence Blanchard
- = 280
GmJ Ei>7
A A A A ¿V * * ---—- ---S--i—• b 1- 1 -J rn t— V?* + ^
r4 r dfjyj d(m 6 J » r d 7--' * (syd1 V* 'TTT^—V-?- ■■ * ---1--fr^— L>- L i «. 1. !C- 1 «■ J'i, K
11 M > V ^ J' ^ - -: ^ Ba7
- 17 GBI1 -if*- r ---i- ■■r ^ U J » a
21 F ' P - * r |br r —fH^f * n flf -i»
W lI—1 ** 25 Gtii7 __!_1—J_1_p___ -----t Eb7
$ 1 JO k L1' „, V. —J—d—d—f-'—W— -v .'wJ.+ .lif Bi>m7 J p f f---/ f *---f----—P-
(r)" l&M. __^.JV^? ----i_ Et7 B r* » iJk]i J h* ^ ^rr'i u !?m7 Etni7 * » I *■ I- _P ! 'I'm
f -^r-- -r Ei>7 E 1 - — II -R-?-* * gt il>7 i ~ J J J. Jl" J
jn ySTW 9 —:Vt--j 1---f W № r-k—- ftrfplf----J-1--
-*— J t ■i^aj * g» ' * i X- 1- ft
¡19 ' Эта- 3 «k-L-----
123 G7 '—" ■■ W>--r 41-—- —ЦЧ i" vfcuÜ 1 1 =1-»-----
129 —f —1-П -* f * ь ---w---- —f-*- f—* ff U 'y?JHJJ л. tnr; ■ -W ■ HJ.L »I к t ij
W f g -- 134 m_ - ■-- " Л < r--- f J T—г-- * l4"iJ J 'jf 0 г f ym —P ÄT > --
$ /J9 J? J. _ , Г НГ Д/ [j^jx*1—^- ------Ж FVS
144 ; i ^ ¿ £ * - «—t—— » » f M
¡48 u-? fr¿ MM f + • 1» .'n, 'Г * * g if ijjl-j »Vf á Ш-- ir-^S—i 3 3 ■ Ii J. -= —i---- ■
—-> - -----U-l r « Ь» fTf-T Lrr ? h« 9
■f--F—f- 3 —^ H- * P- —F— 1-.4-1 3 3 3 ¡-b^V^-- 3 jË ^ ^
1—3—1 ¡57 ■> A A'-rf f 1- - ™ za :. \tm tw " * г u ft^rrYn и 1 v—
-----1— Ц) 163 —й---Л r t 1— -J—j- T1 j D -V ^ *9\ГЦЯ r^f-V * - r
WT -i-=--=-m — 4-4—— bIj^ irJiiL ' J » J *--J S,., 1 ._ п 1 г rJ ^ —^—std——
I- ---» i Eu! Л 12 f *- * j - í
ßj* * i г J*r—Ï—i— Mi I-J—Г*- - *tt s , РФ 'H ft ■ r^r ff 1
fo í í rj* ■ í- í- ^ h JT I Г ■ i. * ■ £ -i-i— 7 . Í ; . t i -»--Ф-7 Т r L =:3-=l . 1 1
A4 г1 ГЕ h ■ - ? * t* -™ " f.. j. * i i г ГП - —#— 0 ш i
# * * #
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.