Культурологические особенности социальных представлений народа саха о нравственном человеке тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Елисеева, Наталья Дмитриевна

  • Елисеева, Наталья Дмитриевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.05
  • Количество страниц 177
Елисеева, Наталья Дмитриевна. Культурологические особенности социальных представлений народа саха о нравственном человеке: дис. кандидат психологических наук: 19.00.05 - Социальная психология. Москва. 2004. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Елисеева, Наталья Дмитриевна

Введение.

Глава 1. Теоретический анализ по проблеме исследования

1.1.Культурологические особенности менталитета народа саха

1.1.1. Проблема нравственности в этнической психологии.

1.1.2. История народа саха.

1.1.3. Религиозные и нравственные воззрения народа саха.

1.1.4. Традиционные ценности народа саха.

1.1.5. Изменения в менталитете народа саха.

1.2. Проблема изучения нравственности

1.2.1. Теории морали.

1.2.2. Тендерные и возрастные особенности развития нравственности.

1.3. Социальные представления

1.3.1. Методологические основы изучения социальных представлений.

1.3.2. Эмпирические исследования социальных представлений.

1.4. Краткие выводы.

Глава 2. Обоснование метода исследования

2.1. Проблема метода в этнопсихологии.

2.2. Методы изучения этнических стереотипов.

2.3. Методы изучения нравственности в современной психологии.

2.4. Описание метода исследования.

2.5. Краткие выводы.

Глава 3. Эмпирическое исследование социальных представлений народа саха о нравственном человеке

3.1. Анализ культурологических характеристик социальных представлений народа саха о нравственном человеке 3.1.1. Описание исследования.

3.1.2. Характеристики объекта исследования.

3.1.3. Результаты исследования и их обсуждение

3.1.3.1. Анализ характеристик социальных представлений о нравственном человеке.

3.1.3.2. Анализ возрастных характеристик социальных представлений о нравственном человеке.

3.1.3.3. Анализ тендерных характеристик социальных представлений о нравственном человеке.

3.1.4. Краткие выводы.

3.2. Возрастные и тендерные характеристики социальных представлений о нравственном человеке

3.2.1. Описание исследования.

3.2.2. Характеристики объекта исследования.

3.2.3. Результаты исследования и их обсуждения

3.2.3.1. Анализ возрастных характеристик социальных представлений о нравственном поступке.

3.2.3.2. Анализ тендерной специфичности социальных представлений о нравственном поступке.

3.2.3.3. Анализ социальных представлений о нравственном поступке респондентов среднего и пожилого возраста.

3.2.4. Краткие выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурологические особенности социальных представлений народа саха о нравственном человеке»

Актуальность исследования. Проблема этнического самосознания становится особенно актуальной в наше время. Один из факторов, определяющих динамичность этнического сознания, заключается в его сензитивности к социальным изменениям.

Народ саха со времени вступления в состав Российской Империи находится под сильным воздействием приезжего населения, состоящего из представителей десятка различных народов, причем это воздействие не всегда положительное. Исследования менталитета народа саха показывают, что изменения в сознании якутского народа в разные исторические эпохи происходили с разной интенсивностью. Исследователи отмечают, что наибольшие изменения в менталитете народа саха произошли во время советской власти (Кротов 1962, Иванов 1974, Винокурова 1994, Новиков 1995, Антонова 1995, Саввинов 1995, Сафронов 1995,1998 и др.). Процесс урбанизации в сочетании с коммунистической идеологией послужили причиной трансформации многих традиционных ценностей. Так, исследователи отмечают исчезновение многих традиционных ценностей, норм и правил, в том числе, «культуры молчания», почитания животного и растительного мира, уважения старших по возрасту и т.д. (Попова 1979,2000, Брагина 1985, Винокурова 1992, Максимов 1993, Попов 1994,2000, Оконешникова 1996, Егорова 1997, Федорова 1997, Портнягин 1999, Тимофеева 2001 и др.). Несмотря на многочисленные исследования менталитета народа саха в социологии, педагогике, этнографии, на сегодняшний день отмечается недостаточность собственно психологических эмпирических исследований.

В различных культурах на первый план выдвигаются те или иные нравственные ценности, что придает свою специфику нравственному сознанию и поведению. Исследования различных аспектов нравственного сознания, поведения и нравственных ценностей были проведены Абульхановой (1998, 2000, 2002), Анцыферовой (1998), Асеевым (1998), Воловиковой (1987, 1995, 2000, 2002), Николаевой (1993), Гренковой (Дикевич) (1999), Габдуллиной (2000), Смирновой и Холмогоровой (2001), Журавлевой (2002), Журавлевым и Купрейченко (2003).

Социальные представления о нравственности являются важной характеристикой этнического самосознания народа. Являясь одновременно общественно одобряемой нормой поведения и личными убеждениями конкретного человека, представления о нравственности по своей сути являются способом адаптации человека и общества в окружающем мире. В этих представлениях формулируются правила поведения индивидов в конкретном обществе. Представления о нравственности в разных культурах имеют свою специфику.

Одним из основных компонентов этнического самосознания являются этнические стереотипы как разновидность социальных стереотипов (Лебедева 1998, Стефаненко 1999, Егорова 2000). Этнические стереотипы - это обобщенные, устойчивые, эмоционально насыщенные образы этнических групп, регулирующие воспитание и поведение ее представителей (Егорова 2000). Этнические стереотипы регулируют поведение индивидов в группе и являются частью обыденного сознания. Источником знаний, лежащих в основе стереотипов, являются стихийные элементы обыденного уровня, житейский опыт, здравый смысл, контакты с людьми, массовая информация и др. В этнических стереотипах и в социальных представлениях отражается специфичность понимания различными социальными группами тех или иных психических процессов и явлений.

Эмпирические исследования социальных представлений были проведены Смирновой H.JI. (1996), Гренковой-Дикевич JI.J1. (1999), Джидарьян И.А. (1999,2001,2002), Воловиковой М.И., Тихомировой C.B. и Борисовой A.M.

2003), Петровой О.П. и Смирновой Н.Л. (1998), Сосниной Л.М. (2002), Емельяновой Т.П. и Чупасовой М.К. (1999), Журавлевым A.JI. и Журавлевой Н.А. (2002), Хащенко B.C. и Шибановой Е.С. (2002), Ребеко Т.А. и Никитиной Е.Щ1999).

Методологические основания работы. Проблема социальных представлений о нравственном человеке связана с проблемой морального развития (Пиаже 1932, 1977, Колберг 1964, 1976, Эльконин 1960, Божович 1968, Братусь 1977, Анцыферова 1998, 1999 и др.) и с социальными представлениями (Московичи 1984, Абульхановой 1997,2002 и др.).

Методологической основой работы является развитый в школе C.JI. Рубинштейна субъектный подход (Абульханова 1973, 1997, Брушлинский 1994,1996, Знаков 1994, 1999) и концепция нравственного развития (Рубинштейн 1997).

Цель исследования выявить культурологическую специфичность современных социальных представлений народа саха о нравственном человеке.

Объект исследования - представители народа саха (подростки, молодые люди и люди старшего возраста).

Предмет исследования - социальные представления о нравственном человеке

Задачи исследования:

1. Провести культурологический анализ особенностей менталитета народа саха;

2. Разработать инструментарий для эмпирического исследования социальных представлений о нравственном человеке;

3. Изучить социальные представления народа саха о нравственном человеке;

4. Сопоставить социальные представления о нравственном человеке в трех возрастных группах (подростки-молодые люди- люди среднего и пожилого старшего возраста);

5. Дать описание тендерных различий социальных представлений о нравственном человеке;

6. Провести сопоставительный анализ социальных представлений о нравственном человеке в якутской культуре с литературными данными по русской культуре.

Гипотезы исследования

1. Социальные представления о нравственном человеке народа саха связаны с особенностями традиционной якутской культуры: субъектным диалогическим отношением к природному миру и почитанием окружающего природного мира.

2. Тендерная специфичность социальных представлений о нравственном человеке заключается в направленности социальных представлений на обуславливаемую культурой специфику тендерных ролей.

3. Возрастная динамика социальных представлений о нравственном человеке заключается в направленности представлений на актуальные для конкретного возраста проблемы.

Методика исследования. Социальные представления о нравственном человеке исследовались на основе метода, предложенного Азумой и Кашиваги, включающего в себя два этапа. На первом этапе респондентов просят в виде свободного рассказа описать нравственного человека. На основании контент-анализа ответов составляется бланк с утверждениями, касающимися нравственной личности.

На втором этапе исследования респондента просят вспомнить нравственного человека, которого он знает лично, и оценить его по каждому из утверждений с помощью 3-балльной шкалы. Респондентов также просят указать пол, возраст описываемого человека и социальное положение описываемого человека по отношению к респонденту.

На каждом из этапов предлагалось также задание, основанное на положении С.Л. Рубинштейна о роли поступка как единицы нравственного поведения. Предлагалось описать конкретный поступок, подтверждающий нравственность описываемого человека. Исследование проводилось на русском и якутском языках.

Для обработки данных были использованы методы контент-анализа, микросемантического анализа по Брушлинскому A.B. (1979) описаний нравственных поступков и статистические методы обработки данных: критерий Манна-Уитни, корреляционный и факторный анализы. При обработке данных использован статпакет SPSS 11.0.

Научная новизна исследования.

Впервые проведено эмпирическое исследование социальных представлений о нравственном человеке в якутской культуре.

Впервые проведен психологический анализ данных этнологических исследований народа саха.

Изучены тендерные различия и возрастная динамика социальных представлений о нравственном человеке в якутской культуре.

Практическое применение результатов.

Результаты нашего исследования можно использовать в организации тренингов и в индивидуальном консультировании по межкультурному взаимодействию.

Результаты исследования также могут применяться в составлении курсов этнопедагогики, этнопсихологии и кросс-культурной психологии.

Результаты нашего исследования также могут быть использованы при формировании имиджа политика или при прогнозировании эффективности политической программы.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Современные социальные представления о нравственном человеке народа саха связаны с особенностями традиционной якутской культуры: расширение границ нравственного поведения за счет понимания природного мира как полноправного участника в жизни человека, ориентация на мнение группы, акцент на сотрудничество с социальным и природным миром.

2. Возрастные различия социальных представлений о нравственном человеке в подростковой и молодежной группах отражают актуальные для данного возраста проблемы.

3. Тендерная специфичность социальных представлений о нравственном человеке заключается в преобладании социально-этических характеристик в представлениях женщин, и деловых качеств личности в представлениях мужчин.

Достоверность полученных результатов и сделанных на их основании выводов обеспечивается проведением культурологического анализа якутского народа, использованием адекватных методов исследования, сочетанием качественного анализа с методами статистической обработки данных при интерпретации результатов и сравнением полученных результатов с результатами, полученными в работах других авторов.

1. Культурологические особенности менталитета народа саха

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Елисеева, Наталья Дмитриевна

Заключение

Теоретический анализ и эмпирическое исследование подтверждают о наличии культурологического влияния на социальные представления о нравственном человеке. По результатам исследования можно сделать следующие выводы.

1. Раскрыто психологическое содержание традиционных феноменов якутской культуры (субъектное диалогическое отношение к природному миру, «культура молчания») в контексте социальных представлений о нравственном человеке.

2. Традиционной культурно-специфической особенностью народа саха является субъектное диалогическое отношение к природе. Нормы и правила якутской культуры направлены на под держание представлений об одухотворенности природы. Основной ценностью является почитание социального и природного мира.

3. Современные социальные представления народа саха о нравственном человеке связаны с традиционными ценностями народа. В социальных представлениях наблюдается расширение границ нравственного поведения за счет понимания природного мира как полноправного участника в жизни человека, ориентация на мнение группы, акцент на способность человека сотрудничать с социальным и природным миром.

4. Сравнительный анализ с опубликованными результатами исследования русских выявил, что существуют различия в социальных представлениях о нравственном человеке в якутской и русской культурах.

Способность коммуникации в ответах якутских респондентов имеет смысл тактичности в общении, которая основывается на «активном выслушивании», у русских коммуникация заключается в собственно общительности.

Способность контролировать себя в якутской культуре понимается как умение контролировать себя: сдерживать свои эмоции; в русской культуре самоконтроль понимается как способность к самоорганизации.

- В представлениях якутских респондентов когнитивные качества связываются с волевыми качествами (храбрость, оптимизм, целеустремленность), а у русских когнитивные качества связываются с характеристиками интеллигентности (культурность, тактичность, деликатность).

Отличительной особенностью социальных представлений о нравственном человеке является то, что если русские делают акцент на возможности доверия человеку, то якутские респонденты - на способности человека сотрудничать с социальным и природным миром.

5. Существуют общее для всех возрастных и тендерных групп представление о нравственном поступке — оказание помощи в трудную минуту.

6. Тендерные различия социальных представлений о нравственном человеке заключаются в преобладании в женской выборке социальных характеристик, способности нравственного человека поддерживать и понимать. В представлениях мужчин преобладают характеристики, олицетворяющие стабильность и надежность человека.

7. Существует возрастная динамика социальных представлений о нравственном человеке.

В социальных представлениях подростков наиболее часто встречаемыми описаниями являются поступки, связанные с принятием, поддержкой и пониманием человека.

В юношеской группе значимыми являются представления, характеризирующие способность к самоактуализации. В группе людей старшего возраста нравственными качествами считаются личностные качества человека, которые делают его полезным для общества. 8. В социальных представлениях людей среднего и пожилого возраста наиболее ярко проявляется качество динамичности социальных представлений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Елисеева, Наталья Дмитриевна, 2004 год

1. Абульханова К.А. C.JL Рубинштейн — ретроспектива и перспектива.//Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000. — с. 1327

2. Абульханова К.А. Социальное мышление личности.//Современная психология состояние и перспективы исследований — М., 2002, Часть 3-е. 88-104

3. Абульханова К.А., Воловикова М.И. Исследование личностных особенностей и детерминант социальных представленийУ/Современная психология: состояние и перспективы исследований, 4.2 М.: Изд-во Институт Психологии РАН, 2002. - с. 71-85

4. Абульханова К.А., Пуздрова О.М. Российская проблема свободы и смирения.//Психология личности: новые исследования. — М.: Изд-во Института Психологии РАН, 1998 — с.25-37

5. Абульханова К.А., Славская А.Н. К проблеме этноцентризма// Психология личности: новые исследования. — М.: Изд-во Института Психологии РАН, 1998-е. 104-144

6. Асеев В.Г. Мотивационная регуляция нравственного поведения личности.//Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М.: Инст-т Психологии АН СССР,1988 - с.36-42

7. Алексеев H.A. Традиционные религиозные верования якутов в XIX в. — в начале 20 в. — Новосибирск: Наука, 1975. — 199 с.

8. Алишев Б.С. Некоторые особенности ценностного мира современных студентов./Социальная психология в периоды кризиса общества. — Набережные челны, 2000. С. - 10-20

9. Ю.Андросенко М.Э. Влияние культурологических факторов на жизненные цели и ценности современной молодежи.//Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе. М., 1999. с. 14-16

10. Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. -Якутск: Изд-во Якутск, 1995. 55 с.

11. Анисимов А.Ф. Космологическое представление народов Севера. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959. 107 с.

12. Анцыферова Л.И. Условия деформаций развития личности и конструктивные силы человека.// Психология личности: новые исследования. М.: Изд-во Института Психологии РАН, 1998 — с. 38-66

13. Н.Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследования Л. Колберга и его школы).//Психологический журнал, Том 20, №3, 1999. — с. 5-18

14. Ассадулина М.Ф., Урванцев Л.П. Особенности представлений о суицидальном поведении в подростковом и раннем юношеском возрасте./Социальная психология в XXI в. Ярославль, 1999, Т.1. - с. 22-25

15. Ачылова Р. Нация и семья. — Фрунзе: Илим, 1987. — 204 с.

16. Бевуар С. Старость./Социальная геронтология: современные исследования. -М., 1994.-с. 17-40

17. Березницкий C.B. Этнические компоненты верований и ритуалов коренных народов Амуро-сахалинского региона. — Владивосток: Дальнаука, 2003.-486 с.

18. Борисова A.M. Представления о празднике москвичей старше 50 летУ/Современная психология: состояния и перспективы/ Отв.ред. A.B. Брушлинский, A.JI. Журавлев. М.: Изд-во Инст-т Психологии РАН, 2000, Т.2. - с. 76-78

19. Бороноев А.О. Нравственно-психологическое единство образа жизни советского народа. Л., 1978 - 103 с.

20. Брагина Д.Г. Современные этнические процессы в Центральной Якутии. — Якутск: Якутское книжное изд-во, 1985. -86 с.

21. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. -М.: Наука, 1987.-335 с.

22. Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.Воронеж, 1996

23. Брушлинский A.B., Темнова Л.В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач.//Психология личности в условиях социальных изменений. — М.: Изд-во Института Психологии РАН. с.45-56

24. Бызова В.Н. Представления коми о русских и друг друге.//Психологический журнал, Том 21, №1, 2000. с. 87-93

25. Бююль А. Цефель П. SPSS: искусство обработки информации: Перевод с нем./А. Бююль, П. Цефель Спб.: ООО "ДиаСофтЮП", 2002. - 608 с.

26. Василенко И.В., Коваленко Н.В. Нравственные координаты внутрисемейного сознания.// Мужчины и женщины в современном мире: меняющиеся роли и образы, Т.1 — М., 1999 — с. 141-148;

27. Васильев Г.М. Живой родник. Якутск: Якутское книжное изд-во, 1973. — 303 с.

28. Виктор К. Старость в современном обществе: руководство по социальной геронтологии./Социальная геронтология: современные исследования. М., 1994.-с. 41-57

29. Винокурова У.А. Сказ о народе саха. Якутск: Бичик, 1994. - 144 с.

30. Винокурова У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации -М.: Наука, 1992 144 с.

31. Воловикова М.И. Нравственное становление человека: субъектный подход.// Проблема субъекта в психологической науке./ Под ред. A.B. Брушлинского и др. М., 2000. - с. 235-260

32. Воловикова М.И. Представления о русском человеке.//Психология личности: новые исследования. М.: Изд-во ИП РАН, 1998. - с. 147-161

33. Воловикова М.И., Гренкова JI.JI. Современные представления о порядочном человеке // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики М., 1997 - с. 93-111

34. ЗЗ.Воловикова М.И., Тихомирова C.B. Представления о празднике: пилотажное исследование./Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе. М., 1999. с. 37-38

35. Воловикова М.И., Шустов A.B. Представления о любимом "герое" в юношеской среде./Психология личности: новые исследования. М.: Изд-во ИП РАН, 1998. - с. 249-259

36. Воловикова М.И. и др. Психология и праздник: праздник в жизни человека. М.: ПЕР СЭ, 2003. - 143 с.

37. Воловикова М.И. и др. Утверждение через отрицание/Российский менталитет: психология личности, сознания, социальные представления./ Под ред. Абульхановой-Славской К.А. и др. М.: Инст-т Психологии РАН,1996. — с.86-99

38. Воловикова М.И., Соснина JI.M. Этнокультурные исследования представлений о справедливости (на примере молдаван и живущих в Молдавии цыган).//Вопросы психологии, 2001, №2. с. 85-94

39. Вопросы социальной и этнической психологии. — Владикавказ, 2001 — 138с.

40. Вундт В. Проблемы психологии народов. — М.: Космос, 1912. -132 с.

41. Габдуллина Л.Б. Обращение к национальным культурным ценностям в воспитании молодого поколения./Социальная психология в периоды кризиса общества. — Набережные Челны, 2000. с. 40 - 42

42. Гаюрова Ю.А. Проблема этноконтактной зоны в исследовании особенностей межэтнического взаимодействия и восприятия (на примере Самарской области).// Этнографическое обозрение, 2003, №5. с. 7 — 8

43. Гренкова Л.Л Представления подростков о порядочном человеке.//Психология личности: новые исследования. М.: Изд-во ИП РАН, 1998. - с. 239-249

44. Гренкова-Дикевич Л.Л. Нравственные представления современной молодежи.//Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе. М., 1999.-е. 48-49

45. Григорьев C.B. Человек как субъект развития празднично-игровой культуры.//Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000. с. 260268

46. Дементий Л.И. Ответственность: типология и личностные основания. — Омск: Омский гос. Ун-т, 2001. — 192 с.

47. Дементьева И.Ф. Изменение положения женщин в пореформенной России.// Мужчины и женщины в сов ременном мире: меняющиеся роли и образы, Т. 1 -М., 1999-с. 54-60

48. Дикевич Л.Л. Обыденные представления о порядочном человеке. Дисс. на соискание ученой степени к.п.н. М., 1999

49. Джидарьян И. А. Счастье в представлениях обыденного сознания.//Психологический журнал, Том 21, №2. с. 40-49

50. Дуаз В. Явление анкеровки в исследованиях социальных представлений.//Психологический журнал, Том 15, №1, 1994. с. 19-27

51. Дуран М.А. Представления о социальных классах в испанском обществе.//Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе./Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во Инст-т Психологии РАН,1996.-с. 91-96.

52. Душков Б.А. Психосоциология менталитета и нооменталитета. Екатеренбург: Деловая книга, 2002. 448 с.

53. Егорова А.И. Внутриэтнические различия в полоролевых стереотипах супружеских пар народа саха. Автореферат на соиск. канд. п.н. Иркутск,1997.

54. Егорова А.И. Введение в этническую психологию. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2000. - 106 с.

55. Емельянова Т.П. Социальные представления как инструмент коллективной памяти (на примере Великой Отечественной войны).//Психологический журнал, Том 23, №4. с. 49-60

56. Емельянова Т.П. Социальные представления — понятия и концепция: итоги последнего десятилетия.//Психологический журнал, Том 22,№6,2001.-с. 39-48

57. Емельянова Т.П., Чупасова М.К. Социальные представления о демократии./Социальная психология в ХХ1в. — Ярославль, 1999, Т.2. с. 189

58. Ермаков Д.С. Экологические проблемы в детских рисунках.// Вопросы психологии, №1,2003. -с. 12-17

59. Жанбуршина Г.Б. К вопросу о приоритете духовно-нравственных ценностей над инструментальными в процессе формирования личности./Социальная психология в периоды кризиса общества. — Набережные Челны, 2000. — с.75-77

60. Журавлев A.JL, Журавлева H.A. Экономические представления работников предприятий с разными формами собственностиУ/Современная психология: состояние и перспективы исследований, 4.2 — М.: Изд-во Институт Психологии РАН, 2002. с. 317-332

61. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М.: ИП РАН, 2003. - 436 с.

62. Иванов В.Ф. Историко-этнографическое изучение Якутии 17-18 вв. — М.: Наука, 1974.-283 с.

63. Ильин И.А. Основы государственного устройства. Проект основного закона российской империи. М.: Too «Рапогъ», 1996. - 160 с.

64. Историко-этносоциальные исследования: региональные проблемы. Новосибирск: Наука, 1998. - 104 с.

65. Кипиани Г.Г. Представления об эффективном руководителе в грузинской культуре.//Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе. М., 1999. с. 85-86

66. Козлова М.А. Взаимосвязь этнической идентичности, толерантности и личностной зрелости (на примере молодежных групп обских угров и русских). Автореферат на соискание канд.ист.н. М., 2004 - с.23

67. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982 - 207 с.

68. Концепции современной этнологии: критические этюды./ Ред. Ю.В.Бромлей и др. М.: Наука, 1976. - 214 с.

69. Кринко Е.Ф. Устная история и проблема междисциплинарности в гуманитарных и социальных исследованиях./^/ конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов. — М., 2003. с. 81

70. Ксенофонтов В.Н. Этика: генезис, содержание, особенности. — М. 2000. -190 с.

71. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай — сахалар. Очерки по древней истории якутов. — Якутск: Нац. Изд-во Бичик, 1992, Том 1, Книга 1. — 416 с.

72. Кулаковский А.Е. Научные труды. — Якутск: Якутское книжное изд-во, 1979. -483 с.

73. Купрейченко А.Б. Некоторые методические подходы к исследованию отношения личности к соблюдению нравственных норм.//Современнаяпсихология: состояние и перспективы исследований, 4.2 — М.: Изд-во Институт Психологии РАН, 2002. с. 113-143

74. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М.: Старый сад, 1998. 316 с.

75. Лебедева Н.М. Новая русская диаспора — психологический анализ. — М.: ИЭА РАН, 1995.-329 с.83 .Лебедева Н.М. и др. Межкультурный диалог. Тренинг этнокультурной компетентности. М.:Изд-во РУДН, 2003. - 268 с.

76. Лебедева Н.М. и др. Межкультурный диалог в школе. Теория и методика, Книга 2 М.:Изд-во РУДН, 2003. - 194 с.

77. Лебедева Н.М. и др. Межкультурный диалог в школе. Программа тренинга, Книга 1- М.:Изд-во РУДН, 2003. 302с.

78. Лисовский В.Т., Дмитриев A.B. Личность студента. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. -184 с.

79. Лопухова Т.В. Формирование познавательной мотивации в процессе непрерывного образования./Социальная психология в периоды кризиса общества. — Набережные челны, 2000. — с. 165-167

80. Макаров Е.Д. Основы экологического воспитания. — Якутск, 2001 — 167 с.

81. Максимов Г.Н. Географическая среда этноса и его экологический императив// Экологические традиции аборигенов Севера в интересах выживания человечества Якутск: Изд-во ИПЭС СО РАН, 1993 - С. 122-124;

82. Менталистика: проблемы, решения, перспективы исследования. Самара: СНЦРАН, 2001.-64 с.

83. Методы социальной психологии./Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. 175 с.

84. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд//Психологический журнал, Том 16, № 1, 1995. с. 3 -15

85. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд//Психологический журнал, Том 16, №2, 1995. с. 3-15

86. Мухоплепова С.Д. Якутские народные обрядовые песни. Новосибирск: Наука, 1993-112 с.

87. Национально-культурная специфика речевого поведения./Ред. А.Н. Леонтьев и др. М.: Наука, 1977 - - с.

88. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг./Ред. JIM. Дробижева и др. М., 1994 - с.273

89. Непрерывное повышение квалификации: материала межрегиональной конференции. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1997. - 128 с.

90. Нестик Т.А. Функции социальных представлений в свете идей СЛ. Рубинштейна.//Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе. M., 1999. - с. 112-114

91. Николаева О.П. Морально-правовые суждения и проблема развития морального сознания в разных культурах. Дисс. на соискание ученой степени к.п.н. М., 1993

92. ЮО.Новиков А.Г. О менталитете народа саха. Якутск, 1995. - 230 с.

93. Обозов H.H. Психология взрослого человека. — СПб.: Академия психологии предпринимательства и менеджмента, 1997. — 64с.102.0йунский П.А. Нюргун Боотур Стремительный./Под общей ред. C.B. Михалкова. — Якутск: Якутское книжное изд-во, 1982. — 430 с.

94. ЮЗ.Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. — Перьм, 1996. 149 с.

95. Павленко В.Н. и др. Этнические и национальные идентификации представления украинских детей и подростков.//Психологический журнал, Том 23, №5, 2002. —с. 60-73

96. Павленко В.Н., Таглин С.С. Введение в этническую психологию. — Харьков: Изд-во ХГУ, 1992. 108 с.

97. Юб.Петрова О.П., Смирнова H.JI. Сказочные персонажи впредставлениях школьниковУ/Психология личности: новые исследования. -М.: Изд-во ИП РАН, 1998. с. 209-222

98. Попов Б.Н. Изменение семьи народов Якутии. Якутск, 1994. - 140 с.

99. Попов Б. Культура семейного воспитания народов Севера. Якутск: Бичик, 2000. - 64 с.

100. Попова Г.С. Воспитание детей у народа саха. Якутск: Бичик, 1979. - 90 с.

101. Ю.Портнягин И.С. Этнопедагогика «Кут-сур». М.: Academia, 1999. -164 с.111 .Психология индивидуального и группового субъекта./Под ред. A.B. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. - 368 е.;

102. И2.Психологическая наука в России 20 столетия: проблемы теории и истории./Под ред. A.B. Брушлинского. — М.: Изд-во Институт Психологии РАН, 1997.-576 е.;

103. НЗ.Пути развития зарубежной этнологии./Под ред. Ю.В. Бромлей и др. — М.: Наука, 1983.-204 с.

104. Разумова М.А. О влиянии вероучения в представлениях о священнике./Социальная психология в ХХ1в., — Ярославль, 1999, Т.2. — с. 216-220

105. И5.Ребеко Т. А., Никитина Е.П. Конкретные и обобщенные представлениям/Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе. М., 1999. - с. 127-128

106. Нб.Резников E.H. Задачи этнической психологии./Этническая психология и общество. — М.: «Старый сад», 1997. — с. 26-30

107. Резников E.H., Товуу Н.О. Этнопсихологические характеристики народа тыва: теория и практика. — М., 2002. —223 с.

108. И 8.Религия: национальное согласие и возрождение России./Под ред. H.A. Трофимчук и др. М.: Луч, 1993. — 163 с.

109. Репнякова H.H. Особенности языка китайских сказок.//У конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов. — М., 2003. с. 77

110. Рехвиашвили Н.М. Исследование представлений современной молодежи о способах достижения материального успеха./Социальная психология в ХХ1в., Ярославль, 1999, Т.2. - с. 235-239

111. Решмидт X. Подростковый и юношеский возраст. — М.: Мир, 1994 — 320 с.

112. Рогов М.Г. Системное исследование ценностно-мотивационной сферы личности в процессе ее профессионализации./Социальная психология в периоды кризиса общества. — Набережные Челны, 2000. — с. 257-260

113. Российское сознание: психология, феноменология, культура./Отв. ред. В.А. Шкуратов. — Саратов: Изд-во СамГПИ, 1994. — 300 с.

114. Рубинштейн C.JI. Человек и мир. — М.: Наука, 1997 191 с.

115. Саввинов A.C. «Кут-сур» как форма якутской ментальн0сти.//Международная жизнь Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 1995 -с. 104-108

116. Саввинов A.C. Человек через призму «Кут-сур». Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1995.-112 с.

117. Сафронов Ф.Г. Православное христианство в Якутии. — М.: АлРоса, 1998. — 78 с.

118. Сборник музея Антропологии и этнографии. Л.: Изд-во АН СССР, 1930, Том 9- 167 с.

119. Силласте Г.Г. Эволюция социально-психологического облика россиянок в условиях перехода к рыночным отношениям/Мужчины и женщины в современном мире: меняющиеся роли и образы, Т.1 — М., 1999 — с.20-37

120. Синицын А.Г. Формирование экологического сознания в условиях социальной нестабильности./Психология человека в условиях социальной нестабильностиЛТод ред. Б.А. Сосновского. —М., 1994. — с. 82-87

121. Смирнов Г.Л. Советский человек. — М.: Политиздат, 1973 — 415 с.

122. Смирнова НЛ. Образ умного человека: российское исследование./ Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 1997. -с. 112-131

123. Смирнова Н.Л. Образ умного ребенка: исследование имплицитных концепцийУ/Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и паталогии/ Отв.ред. К.А. Абульханова и др. М.: Изд-во Инст-та Психологии РАН, 2000. - с. 18-25

124. Смирнова Н.Л. Типы социальных представлений об интеллектуальной личности./Современная психология: состояние и перспективы исследований: Социальные представления и мышление личности, Ч. 3. — М.: Изд-во Институт Психологии РАН, 2002. 129-140 с.

125. Смирнова Е.О, Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей.//Психологический журнал, 2001,№1. с. 47-57

126. Современный русский язык. Социальная и функциональная дифференциация./Отв. ред. Л.П. Крысин. — М.: Языки славянской культуры, 2003.-568 с.

127. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. — М.: Смысл, 1998.-389 с.3&Сомо5отто С. Происхождение народа саха. — Якутск: НИПК Сахаполиграфиздат, 1995. 112 с.

128. Соснина Л.М. Формирование представлений о категории справедливости: западная и восточная культурные парадигмы./Современная психология: состояние и перспективы исследований, 4.4. — М., 2002. с.244-256

129. МО.СоснинаЛ.М., Воловикова М.И. Личностные представления о нравственностиУ/Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе. М., 1999.-е. 154-156

130. Софронов Д. Социально- психологические корни якутского шаманства.//Айсберг, 1991 №3. с. 83-86

131. Социальная психология личности./Отв. Ред. Шорохова Е.В. М.: Наука, 1979-343 с.

132. Социальная психология и общественная практика./Ред. Е.В. Шорохова, В.П. Левкович. М.: Наука, 1985. - с.446

133. Социально-политическая ситуация на Кавказе: история, современность, перспективы. М., 2001 - 160 с.

134. Стефаненко Т.Г. и др. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 80 с.

135. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для студентов вузов по специальности «Психология». — М.: Инст-т Психологии РАН, 1999. 320 с.

136. Тимофеева Е.П. Особенности межэтнических отношений подростков в Республике Саха (Якутия). — СПб.: Лицей, 2001. 172 с.

137. Трепалов В.В. Светская и сакральная власть в эпическом и историческом социуме./Л/ конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов. — М., 2003.-с. 78

138. Урванцев Л.П., Митрушина H.A. Сравнительное исследование представлений об идеальных и реальных родителях, их детях и типах воспитания в семье./Социальная психология в ХХ1в., — Ярославль, 1999, Т.2. -с. 348-352

139. Урываев В.А. Психология ответственности в условиях кризиса общества: междисциплинарный подход./Социальная психология в периоды кризиса общества. — Набережные Челны, 2000. с. 290-292

140. Уткин К.Д. Культ женщины в якутских традициях. Якутск: Ситим, 1994. -31 с.

141. Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания. -Якутск: Изд-во ИПКРО, 1997. 104 с.

142. Философия и методология науки./под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект Пресс, 1996.-551 с.

143. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: наука о душе. М.: Владос, 2001. 206 с.

144. Фольклорное наследие для народов Сибири и Дальнего Востока: материалы региональной конференции. Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН. - 168 с.

145. Формирование личности старшеклассника./Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Педагогика, 1998. 168 с.

146. Халаменкова Н.Е. Образы мужчины и женщины у подростков.//Современная психология состояния и перспективы. — М., 2002, Ч. 3. — с.140-153

147. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса (вторая половина 20 века)./ Под ред. Н.В. Лукиной. — Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2001.-228 с.

148. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. — 240 с.

149. Шибанова Е.С., Хащенко В.А. Представления о богатом и бедном человеке в различных социально-экономических ситуациях.//Современная психология: состояние и перспективы исследований, 4.2 — М.: Изд-во Институт Психологии РАН, 2002. — с. 332-346

150. Шихирев П.Н. Проблемы исследования межгрупповых отношений.//Психологический журнал, 1992, Том 13 №1. с. 15-24

151. Шихирев П. Современная социальная психология. М.: ИП РАН; КСП+; Академический Проект, 1999. - 448с.

152. Щербич Л.И. Ценности семьи и профессиональной карьеры в представлениях подростков.// Мужчины и женщины в современном мире: меняющиеся роли и образы, Т.1 — М., 1999 — с. 125-131

153. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб.: Алетейя, 1996. -156 с.

154. Экологические традиции аборигенов Севера в интересахвыживания человечества. — Якутск: Изд-во ИПЭС СО РАН, 1993. — 310 с.

155. Экопсихологические аспекты развития индивидуальности./Под ред. В.И. Панова. — М.:Изд-во Психологический институт РАО, 1997. —147 с.

156. Энциклопедический социологический словарь./Общ. ред. Г.В. Осипова. — М.: ИСПИ РАН, 1995. 939 с.

157. Этнические стереотипы поведения./Под ред. А.К. Байбурина, И.С. Кон. -СПб.: Наука, 1991.-319 с.

158. Этническая толерантность в поликультурных регионах России./Отв. Ред. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. М.: Изд-во РУДН, 2002. - 296 с.

159. Этнос: традиции и современность, Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 1994, 92 с.

160. Этносоциология: Учебное пособие для вузов./Под ред. Ю.В. Арутюнян и др. М.: Аспект Пресс, 1998. — 271 с.

161. Этносоциальное развитие Республики Саха (Якутия): потенциал, тенденции, перспективы./Под ред. В.Б. Игнатьева и др. — Новосибирск: Наука, 2000.-277с.

162. Кротов М. Саха Сирин туЬунан ученайдар уонна айанньыттар этиилэриттэн//Хотугу Сулус, 1962, №3 с. 150-153

163. Alexander R.D. The biology of moral systems. New York, 1987. - 301 p.

164. Anand C.P. Indigenous psychology in the post-colonial context: an historical perspective.//Psychology & developing societies a journal, 2002, V. 14, №1. — p. 11-27

165. Azuma, Kashiwagi Descriptors for an intelligent person: a Japanese study// Japanese Psychological Research, 1987,Vol. l.-p. 17-26

166. Barry A. The Pusuit of Virtue. The Union of of moral Psychology & Ethics. -New York, 1998 252 p.

167. Coles R. The moral life of children. -Boston New York. - 302 p.

168. Danto A.C. Mystisism and morality. New York, 1988. - 127 p.

169. Durganand S. Culture & psychology: perspective of cross-cultural psychology .//Psychology & developing societies a journal, 2002, V. 14, №1. — p. 27-45

170. Endicott L., Bock T., Narvaez D. Moral reasoning, intercultural development and multicultural experiences: relations and cognitive underpinnings.// International journal of Intercultural relations, V. 27, №4,2003. p. 403 - 421

171. Herman B.Tthe practice of moral judgment. Cambridge: Harvard University Press, 1993 - 252 p.

172. Flanagan Owen J. Varietes of normal personality: ethocs and psychological realism. Cambridge: Harvard University Press, 1991 - 393 p.

173. Kohlberg L. Development of moral character and moral ideology.// Review of child development research, Vol.1. New York, 1964. - p. 383 - 432

174. Kohlberg L. Moral stage and moralization.// Moral development and behavior, Vol. 1. New York, 1976. - p. 31 -53

175. Lomansky L.E. Persons, rights, and the moral community. — New York, 1987 — 283 p.

176. Magny G., Carugati F. Social representations of intelligence. — Cambridge, 1989

177. Mapping the moral domain. Edited by C.Galligan, J.V. Ward, J. McLean Tailor. Cambridge. - 324 p.

178. Maxell M. Moral inertia: ideas for social action. Niwot: University Press of Colorado, 1991.-239 p.

179. Mazis E. Hetherington, Ross D. Parke. Child psychology a contemporary viewpoint. McGraw - Hill book company, 1986 - 780 p.

180. Miller K.B. Ideology and moral philosophy, New York, 1971 — 191 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.