Способы выражения точки зрения в художественном тексте: автор и герой в произведениях Б.К. Зайцева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Мельникова, Елена Александровна
- Специальность ВАК РФ10.02.01
- Количество страниц 178
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Мельникова, Елена Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТОЧКА ЗРЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ И
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТИПОЛОГИИ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ.
§ 1. «Чужое слово» как предмет изучения в науках о языке и тексте. 13 1.1. Повествование: определение, признаки, проблемы. Категории времени и лица в тексте.
1.2. Автор и герой в социально-философской теории языка М.М. Бахтина.
1.3. Категория «образа автора» В.В. Виноградова.
1.4. «Несобственно прямая речь» как стилистический прием (И.И. Ковтунова).
1.5. Повествование от первого лица и от третьего лица (К.Н. Атарова, Г.А. Лесскис).
1.6. Типы повествования по Н.А. Кожевниковой.
§ 2. Современные инструменты интерпретации художественного текста и терминология.
2.1. Точка зрения.
2.2. Эгоцентрические элементы и режимы интерпретации.
2.3. Типы модусов.
2.3.1. Категория модуса в современной системной грамматике: таксис и категория эвиденциальности.
2.4. Инструменты анализа текста в Коммуникативной грамматике.
2.4.1. Коммуникативный регистр (синтаксическое время).
2.4.2. Субъектная перспектива (синтаксическое лицо).
2.5. Темпоральность и субъектность в понимании современной западной нарратологии.
2.6. Дедуктивная типология точек зрения и проблема «владельца» модуса (точки зрения).
ВЫВОДЫ по первой главе.
ГЛАВА И. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В
ТРАДИЦИОННОМ НАРРАТИВЕ» Б.К. ЗАЙЦЕВА.
§ 1. Б.К. Зайцев - литературная фигура и современник XX века.
§ 2. «Традиционный нарратив» в прозе Б.К. Зайцева и его признаки.
2.1. Тип героя.
2.2. Авторские ипостаси.
§ 3. Языковые средства точки зрения
3.1. Авторская точка зрения.
3.2. Консолидированная точка зрения.
3.3. Паритетная точка зрения.
3.4. Персонажная точка зрения.
ВЫВОДЫ по второй главе.
ГЛАВА III. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЖАНРАХ» Б.К. ЗАЙЦЕВА.
§ 1. «Экспериментальные жанры» в прозе Б.К. Зайцева и их признаки.
1.1. Типы героев.
1.2. Авторские ипостаси. Торжество ментальных модусов.
§ 2. Авторская точка зрения и ее языковые средства.
2.1. Жанр литературной биографии.
2.2. Рассказы о современной истории.
2.3. Путешествия по святым местам.
§ 3. Элементы персонажной точки зрения и ее языковые средства. 146 ВЫВОДЫ по третьей главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Формы выражения авторского присутствия в мемуарной прозе М. Цветаевой2009 год, кандидат филологических наук Богатырева, Дарья Александровна
Грамматическое единство художественного текста: Проза и поэзия2000 год, доктор филологических наук Сидорова, Марина Юрьевна
Композиционный и образный строй рассказа как типа целого текста: на материале современной американской прозы2007 год, кандидат филологических наук Шабликова, Надежда Петровна
Способы эксплицирования картины мира автора в прозаическом тексте: деятельностный аспект: На материале творчества Ю.К. Олеши2005 год, кандидат филологических наук Мусагитова, Галия Нильевна
Референциальные механизмы фольклорного и авторского художественного текста2008 год, доктор филологических наук Фролова, Ольга Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Способы выражения точки зрения в художественном тексте: автор и герой в произведениях Б.К. Зайцева»
Лингвистику второй половины XX века - начала XXI века принято характеризовать как антропоцентрическую, интегральную, текстоцентрическую, объяснительную. Лингвистический анализ текста позволяет по-новому взглянуть не только на традиционные грамматические объекты, но и на закономерности порождения художественных текстов - на роль языковых средств в создании индивидуальной авторской манеры, с одной стороны, и в типологии словесного художественного творчества, с другой. Современная грамматика включает в число своих объектов художественный текст, который традиционно изучался в литературоведении, стилистике (труды В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Е.А. Иванчиковой, H.A. Кожевниковой, А.П. Чудакова, Л.В. Щербы и др.), в формальной поэтике (труды М.М. Бахтина, В.Н. Волошинова, Б.А. Успенского, Б.М. Эйхенбаума и др.).
В современной лингвистике художественным текстом с точки зрения способов выражения точки зрения (воплощения различных типов модусов) в текстовом композитиве, обнаружения пространственно-временной позиции субъекта модуса, а также с точки зрения функционирования частных грамматических категорий (морфологизированных, например, видо-временная организация текста, либо семантических, например, категория определенности / неопределенности и т.д.) занимались и занимаются такие исследователи, как Н.Д. Арутюнова, Г.А. Золотова, Вяч. Вс. Иванов, И.И. Ковтунова, Н.К. Онипенко, Е.В. Падучева, М.Ю. Сидорова, Т.В. Цивьян и др.
В проблематике, связанной с построением художественного текста, выделяется проблема типа (или формы) повествования (ср. также термин «коммуникативная форма повествования»). Эта проблема решалась в стилистике и грамматике: В.В. Виноградовым («Проблема сказа в стилистике», 1925; «О художественной прозе», 1929; «Стиль „Пиковой дамы"», 1936), Г. А. Гуковским («О реализме Гоголя», 1954), Н.А. Кожевниковой («Типы повествований в русской литературе», 1994), Ю.В. Манном («Об эволюции повествовательных форм», 1992), Е.В. Падучевой («Семантические исследования», 1996). Традиционный вопрос о типе повествования пересекается с проблематикой точки зрения (становясь частью этой проблематики), которой в современной лингвистике занимаются ученые, соединяющие системно-грамматическое исследование с анализом текста.
При лингвистическом решении вопроса о точке зрения (типе повествования) в центре внимания оказывается соотношение автора и героя и языковые средства воплощения их точек зрения (позиций), что обнаруживает потребности 1) системного описания типов точки зрения и 2) интерпретации посредством такой типологии конкретных текстов.
Настоящая диссертационная работа посвящена лингвистическому анализу художественных текстов Б.К. Зайцева, в частности, реализации синтаксических категорий времени и лица, что позволяет соотнести языковые средства воплощения точки зрения с ее владельцем (автором и / или героем).
Борис Константинович Зайцев (29 января (10 февраля) 1881, Орёл - 28 января 1972, Париж)- русский писатель, мемуарист и переводчик. Современник Л.Н. Андреева, И.А. Бунина, А.П. Чехова. Жил в Москве, часто бывая в Санкт-Петербурге. С 1922 года в эмиграции (Берлин, Италия, Париж). Уникальной характеристикой писателя является его бытие в литературном и журналистском процессе на протяжении более семидесяти лет, т.е. почти всего XX века, тем самым он соединяет русский Серебряный век с послевоенным этапом русской литературы в зарубежье.
Актуальность настоящей работы состоит в том, что в исследовании соединяются грамматические и лексические категории и анализ текстов, что позволяет выявить единые признаки классификации типов точки зрения в рамках одного художественного мира, одной художественной манеры.
Предметом исследования являются синтаксические категории времени и лица в художественных текстах Б.К. Зайцева различной жанровой принадлежности (повести, рассказы, мемуарные и биографические заметки и очерки, литературные биографии русских писателей), написанных на протяжении разных жизненных и творческих этапов.
Цель исследования - построить типологию точек зрения, применить ее к изучаемому автору, определить механизм обнаружения носителя точки зрения (автора или персонажа) с помощью языковых средств.
Сформулированная таким образом цель исследования определила следующие исследовательские задачи:
• представить условия реализации точки зрения в связи с такими категориями, как модус и субъект модуса (говорящий либо субъект сознания в рамках художественного текста);
• определить конкретные языковые средства, которые участвуют в формировании точки зрения, т.е. в том, как воплощаются модус и точка зрения в тексте;
• продемонстрировать конкретные типы точки зрения на примере художественной прозы Б.К. Зайцева;
• соотнести выбор точки зрения у Б.К. Зайцева с жанром.
Новизна исследования состоит в том, что типы точки зрения и языковые способы ее выражения исследуются в рамках единой художественной системы с применением последних достижений когнитивного и текстово-интерпретационного направлений в современной отечественной лингвистике, в том, что используются современные инструменты анализа текста (режим интерпретации, коммуникативный регистр речи, субъектная перспектива высказывания и текста).
Теоретическая значимость заключается в том, что предложенные единые критерии для выделения типов точки зрения могут быть использованы в рамках частной художественной системы и при построении общей типологии повествовательных форм.
Практическая ценность диссертации заключается в том, что основные идеи и наблюдения могут быть использованы в лекционных курсах грамматики и текста, лингвистики текста, стилистики, на спецкурсах и спецсеминарах, посвященных проблемам изучения творчества Б.К. Зайцева, при преподавании русского языка как иностранного, на факультативах и элективных курсах по художественной литературе и русскому языку в школе, при написании учебников и учебных пособий для высшей школы, а также могут учитываться при корпусных исследованиях текстов.
Научная гипотеза состоит в том, что соотношение автора и героя в художественном тексте можно представить в виде типологии точек зрения, которая позволяет установить, кому принадлежит не только слово, но и модус. Выбор точки зрения во многом обусловлен типом героя и жанром.
Положения, выносимые на защиту
1. Типология точек зрения включает четыре варианта соотношения автора и героя: авторская, консолидированная, паритетная и персонажная точка зрения (термины - Е.М.).
2. Художественное наследие Б.К. Зайцева можно разделить на два жанровых класса - традиционный нарратив и экспериментальные жанры. В каждом из жанровых классов можно лингвистически охарактеризовать тип героя и преобладающую точку зрения.
3. Консолидированная и паритетная точки зрения представлены в традиционном нарративе в прозе Б.К. Зайцева, но не находят в его творчестве яркого выражения.
4. В творчестве Б.К. Зайцева максимально представлено повествование, в котором сосуществуют, не солидаризируясь, автор и герой. Такому повествованию соответствует авторская точка зрения. Повествование с авторской точки зрения - доминирующая манера Б.К. Зайцева во всех жанрах в творческом наследии Б.К. Зайцева. Если в традиционном нарративе такая манера может быть интерпретирована как слабость авторских повествовательных техник, то в экспериментальных жанрах авторская точка зрения становится уникальным приемом предъявления особых типов героя и обязательным компонентом структуры самих жанров.
5. Персонажная точка зрения представлена частично в традиционном нарративе, максимальное художественное воплощение получает в путешествиях по святым местам (автор становится героем).
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Во введении определены цели работы, отмечены актуальность и новизна исследования, показана его теоретическая и практическая значимость. Первая глава содержит обзор работ в отечественной филологической традиции по проблеме автора и героя и принадлежности слова. В данной главе избираются и обсуждаются методы и инструменты лингвистического анализа текста, которые будут применяться в настоящем исследовании, обосновываются лингвистические принципы типологии точек зрения, а также приводится классификация точек зрения, которая положена в основу лингвистического анализа художественных текстов Б.К. Зайцева. Во второй и третьей главах предложенная типология точек зрения применяется к художественным текстам Б.К. Зайцева, которые распадаются на два жанровых класса - «традиционный нарратив» и «экспериментальные жанры», обосновывается связь между точкой зрения и типом героя и жанром. Библиография насчитывает 297 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Типы и функции номинаций персонажа: на материале романов М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и В.В. Набокова "Лолита"2010 год, кандидат филологических наук Гуцалюк, Ольга Николаевна
Коммуникативные аспекты литературного нарратива2002 год, доктор филологических наук Попова, Елена Александровна
Система повествовательных точек зрения в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и языковые способы их выражения2008 год, кандидат филологических наук Михайлова, Елена Игоревна
Нарративный потенциал несобственно-прямой речи в художественном тексте2004 год, кандидат филологических наук Сысоева, Валентина Владимировна
Формы художественного повествования в "малой прозе" А. И. Солженицына2000 год, кандидат филологических наук Ким Ын Хи
Заключение диссертации по теме «Русский язык», Мельникова, Елена Александровна
выводы по третьей главе
1. В главе показано, что талант Б.К. Зайцева максимально воплотился в экспериментальных жанрах, выделенность которых относительно традиционного нарратива обусловлена особым типом героя.
2. Типы героя в соотнесении с конкретными экспериментальными жанрами таковы: 1) прецедентная литературная личность - литературная биография; 2) неиндивидная множественность, масса - произведения о современной истории на стыке эпох; 3) галерея знаменитых исторических религиозных деятелей и частных лиц из монастырской среды - путешествие по святым местам.
3. Типом героя и своеобразием авторской манеры обусловлено особое соотношение «автор - герой» в субъектной перспективе. Если в традиционном нарративе доминирование авторского Я и внешняя точка героя (отсутствие признаков консолидированной точки зрения) может восприниматься как слабость авторской техники, в экспериментальных жанрах отделенное друг от друга сосуществование автора и героя стало признаком особого авторского стиля, индивидуальной манеры и характеристикой жанра. Такое повествование терминологизировано с помощью понятия «авторская точка зрения» (воплощающаяся в различных модусах).
4. В главе рассмотрены авторские ипостаси - философ, филолог, знаток истории, путешественник, языковая личность, знаток природы, историософ. Показаны языковые средства воплощения точки зрения (авторских ипостасей): индивидуализирующие (субъективные) грамматические и лексические средства: оценочная лексика, парцелляция, вопрос, восклицание, вставная конструкция, модусные предикаты, неопределенно-личная конструкция, характер соотнесенности между субъектом и предикатом по семантике обоих компонентов, сравнительная и превосходная степень прилагательных, грамматика неопределенности (местоимения, частицы).
5. Показано, что преобладающим типом точки зрения в экспериментальных жанрах является авторская точка зрения, характеризующаяся внешней позицией по отношению к герою.
6. Показано, что в литературных биографиях дистанцирование от героя проявляется не только в функционировании синтаксической категории лица, но и в операциях по отношению к категории времени (автор и герой обычно существуют в разных временных пластах, что позволяет автору интерпретировать героя и его поступки в категориях Судьбы, членить время героя на разные временные срезы, нарушать хронологию, свободно перемещаться во времени и т.п.).
6. Показано, что в цикле произведений о современной истории отсутствие индивидных (личностных) черт у героя находит категориальное завершение в сближении с категорией вещественности, что определяется выбором грамматических средств (категория числа, собирательность), функционированием синтаксических конструкций (неопределенно-личные, метонимические), лексическим выбором (вещественная лексика, в частности ж.р. на мягкий согласный - 3 скл.).
7. Произведено сравнение между изобразительными средствами в цикле о современной истории и в путешествиях по святым местам. Сцены, обусловленные перцептивным модусом, становятся исходным пунктом лирического переживания авторского Я\ множественность героев используется как повод для доминирования авторского Я.
8. Показано, что для экспериментальных жанров характерны элементы персонажной точки зрения, для которой свойственно появление авторского Я в сюжете (автор как герой). Продемонстрированы примеры персонажной точки зрения в литературной биографии «Чехов», в мемуарных очерках, в путешествиях по святым местам.
9. Рассмотрены пересечения с лирическими, публицистическими, научно-популярными жанрами в рамках произведений экспериментальных жанров в прозе Б.К. Зайцева.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном диссертационном исследовании проблематика точки зрения в художественном тексте и языковые средства ее воплощения изучались в рамках единой художественной системы (творчество Б.К. Зайцева) с применением последних достижений когнитивного и текстово-интерпретационного (функционального) направлений в современной отечественной лингвистике, которые предполагают обращение к таким современным инструментам анализа текста, как режим интерпретации, коммуникативный регистр речи, субъектная перспектива высказывания и текста.
В рамках исследования разрабатывалась дедуктивная типология точки зрения, т.е. вариантов соотношения точки зрения автора и героя в связи с категорией модуса. В результате построена четырехчленная типология соотношения автора и героя: авторская, консолидированная, паритетная, персонажная точка зрения. Показано, что авторская, паритетная, персонажная точка зрения связаны с доминированием определенного субъекта (личности), консолидированная точка зрения - с равноправием голосов автора и героя. Разные варианты соотношения точек зрения автора и героя обнаруживаются конкретными языковыми средствами, которые являются сферой проявления в синтаксических категориях времени и лица. В частности, синтаксическая категория лица лежит в основании выделения эгоцентрических элементов.
Исследование показало, что соединение частной художественной системы (в нашем случае творческое наследие Б.К. Зайцева) и дедуктивной типологии точек зрения может быть плодотворным и дать интересные научные результаты. Так, в работе на лингвистических основаниях разграничены различные жанры в творчестве Б.К. Зайцева, охарактеризованы типы героев и позиция автора по отношению к герою.
Авторским выбором типа точки зрения решается вопрос о характере соотношения (предъявления) автора и героя. Тип повествования как композиционные единство, организованное определенной точкой зрения (автора, рассказчика, персонажа), в словесном произведении держится на грамматических средствах (синтаксические категории лица и времени). Это позволяет, с одной стороны, объединять произведения разных литературных жанров в один повествовательный тип, с другой - обнаруживать склонность определенных жанров к тому или иному типу.
Тип точки зрения в форме 3-го лица, позволяющий осуществить как максимальное сближение между позициями автора и героя (внутренняя точка зрения), так и их размежевание (внешняя точка зрения) представлен в традиционных нарративных жанрах в произведениях Б.К. Зайцева. Если в рамках традиционного нарратива на протяжении всей истории его существования ставилась задача максимального сокрытия автора (которое проявлялось в выборе языковых средств и особом их функционировании) и перехода на точку зрения героя (что наиболее полно воплощено в чеховской поэтике позднего периода), то в нарративах Б.К. Зайцева эти приемы не нашли яркого воплощения: автор обнаруживает дистанцированность от героя (эгоцентриками, маркирующими ментальный модус, в рамках репродуктивного повествования, оценочными номинациями героя, контрфактивными рассуждениями), что может восприниматься читателем как несовершенство повествовательной техники.
Однако эти же приемы, обнаруживающие слабость повествовательной техники в рамках традиционного нарратива, становятся существенными, значимыми, эстетически ценными характеристиками в условиях экспериментальных жанров. Талант Б.К. Зайцева максимально воплотился в разработанной им индивидуальной повествовательной манере с таким преобладающим типом точки зрения, в котором представлены герой (которому принадлежит 3-е лицо) и автор (которому принадлежат 1-е лицо и эгоцентрики) в одинаковой мере либо с доминированием Я. Тем самым в повествовании соприсутствуют автор и герой, не солидаризируясь (внешняя точка зрения). Это может сближать авторскую позицию в прозе Б.К. Зайцева с той, которая традиционно выражается в жанрах в рамках публицистического или научно-популярного стилей, в «романе в стихах» в рамках художественного стиля. Такой тип точки зрения получил наивысшее художественное воплощение в произведениях с особым типом героя (историческая прецедентная личность, современный неиндивидный герой).
Тип точки зрения, тип героя и жанр оказываются взаимосвязанными категориями. Тип героя обусловливает авторскую позицию и жанровую принадлежность. Оригинальность фигуры героя (в лингвистическом плане, особенности его индивидного статуса) задает особую субъектную перспективу (модусно-диктумное субъектное соотношение).
В работе разграничены традиционный нарратив и экспериментальные жанры. К первому относятся рассказы, повести, романы с вымышленными индивидуализированными героями; ко второму - романы-биографии, повествующие о великих русских писателях (Жуковский, Тургенев, Чехов), рассказы о современной истории (время исторических переломов - граница веков, революция, гражданская война) с неиндидными героям, путешествия по святым местам (с героями, как историческими личностями, так и частными лицами, встречи или воспоминания о которых становятся поводом для лирического размышления).
Субъективизация в прозе Б.К. Зайцева часто происходит не по «нарративному» типу («растворение» автора в герое), а по «лирическому» -доминирование Я и вспомогательная функция героя (отход от героя), что может сближать эту прозу с лирическими жанрами (ср. с традиционными «стихотворениями в прозе»), что в пределе выражено в бахтинской интерпретации лирического: «И о чужом поэт говорит на своем языке. Для освещения чужого мира он никогда не прибегает к чужому языку как более адекватному этому миру».
Сфера реализации авторского Я в прозе Б.К. Зайцева - ментальные модусы, перцептивность представлена в малой степени.
Авторское дистанцирование в прозе Б.К. Зайцева выражается не только в функционировании категории лица, но и категории времени: для прозы Б.К. Зайцева характерна временная дистанция, взгляд на прошлое «со стороны», с позиций настоящего или «вечности».
Возведение различных вариантов субъектной перспективы к «образу автора» как ключевой категории в понимании авторского замысла позволяет заключить, что главным героем в прозе Б.К. Зайцева становится субъективно переживаемые автором время и история, воплощаемые в конкретных историях жизни реальных знаменитых, реальных частных, вымышленных индивидуализированных и неиндивидуализированных героях, либо целом поколении, к которому принадлежал сам писатель.
Представленная типология, безусловно, не является полной и окончательной в силу ограниченности рамками диссертационного исследования, типы точки зрения в произведениях Б.К. Зайцева могут служить предметом дальнейшего изучения. Предложенное диссертационное исследование отнюдь не закрывает тему изучения повествовательных типов и типов точки зрения в целом и в словесном творчестве Б.К. Зайцева в частности, напротив, оно обнаруживает новые аспекты теории повествования и классификации разных его типов. Настоящее исследование может служить стимулом для новых подходов к интерпретации текста: соотношения автора и героя, героя и жанра, жанра и точки зрения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Мельникова, Елена Александровна, 2012 год
1. Анализ сюжетопорождающей модели Греймаса см.: Косиков Структурная поэтика сюжетосложения во Франции // Зарубежное литературоведение 70-х гг.: Направления, тенденции, проблемы. -М., 1984.
2. Андреев Н. Древо жизни // Грани. 1953. - № 17.
3. Андреева C.B. Трансформация вопросительных высказываний в речевом общении // Вопросы стилистики. Саратов, 1998. - Вып. 27. - С. 94103.
4. Анненский И.Ф. Книга отражений. М.: Наука, 1979.
5. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. И. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995.-766 с.
6. Апресян Ю.Д. Типы синтаксического отсутствия в русском языке // Системный анализ значимых единиц русского языка. Синтаксические структуры. Красноярск: Краснояр.ГУ, 1984. - С. 111-113.
7. Арутюнова Н.Д. Диалогическая цитация (К проблеме чужой речи) // Вопросы языкознания. 1986. - № 1. - С. 50-64.
8. Арутюнова Н.Д. О синтаксических типах художественной прозы // Общее и романское языкознание. М.: Наука, 1972. - С. 188-199.
9. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. -М.: Наука, 1988.-338 с.
10. Ю.Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. -1981.-№4.-С. 356-367.
11. Атарова К.Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1976. - № 4. - С. 343-357.
12. Атарова К.Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. -1980.-№ 1.-С. 33-46.
13. Ауэрбах Э. Мимезис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. -М.: Per Se; СПб.: Унив. кн., 2000. 510 с.
14. Ахутина Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение речевого высказывания // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985. - С. 99-116.
15. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.: Изд-во иностранной литературы, 1955. - 416 с.
16. Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961. - 393 с.
17. Бальбуров Э.А. Поэтика лирической прозы (1960-1970-е годы). -Новосибирск: Наука, 1985. 132 с.
18. Бальбуров Э.А. Советская лирическая проза (Вопросы поэтики): Автореф. дис. . канд. филолог, наук. JI., 1980.
19. Баранов А.Н., Крейдлин Г.Е. Иллокутивное вынуждение в структуре диалога // Вопросы языкознания. 1992а. - № 2. - С. 84-99.
20. Баранов А.Н., Крейдлин Г.Е. Структура диалогического текста: лексические показатели минимальных диалогов // Вопросы языкознания. -19926.-№3.-С. 84-93.
21. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Изд. группа «Прогресс», 2000а. - С. 196246.
22. Барт Р. Нулевая степень письма // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Изд. группа «Прогресс», 20006. - С. 50-96.
23. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979а. - С. 7-180.
24. Бахтин М.М. Из записей 1970-71 годов // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 19796. - С. 336-360 с.
25. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // М.М. Бахтин. Литературно-критические статьи / Сост. С. Бочаров и В. Кожинов. М., 1986а.-С. 428-473.
26. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // М.М. Бахтин. Литературно-критические статьи / Сост. С. Бочаров и В. Кожинов. М., 19866.-С. 473-501.
27. Бахтин М.М. Слово в романе // М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975.
28. Бахтин М.М. Тетралогия. -М.: Лабиринт, 1998. 607 с.
29. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист; общ. ред., вступ. ст. и коммент. Ю.С. Степанова. Пер. с фр. Ю.Н. Караулова и др.. 2 изд., стер. - M.: URSS, 2002. - 446 с.
30. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М.: Республика, 1995. - 448 с.
31. Бергельсон М.Б., Кибрик А.Е. К вопросу об общей теории языковой редукции // Формальное описание структуры естественного языка. -Новосибирск: АН СССР, 1980.
32. Блакар P.M. Язык как инструмент социальной власти (теоретико-эмпирические исследования языка и его использования в социальном контексте) // Язык и моделирование социального взаимодействия. М.: Прогресс, 1987. - С. 88-126.
33. Богданов В.В. Классификация речевых актов // Личностные аспекты языкового общения. Калинин: КГУ, 1989. - С. 25-37.
34. Бондарко A.B. Вид и время русского глагола (значение и употребление). М.: Просвещение, 1971. - 239 с.
35. Бондарко A.B. Временная локализованность // Теория функциональной грамматики. Введение. Аспектуальность. Таксис. Л.: Наука, 1987.-С. 210-234.
36. Бондарко A.B. Грамматическое значение и смысл / Отв. ред. Б.А. Серебренников. Л.: Наука, 1978. - 175 с.
37. Бондарко A.B. К вопросу о перцептивности // Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура: Сб. статей в честь Н.Д. Арутюновой / Отв. ред. Ю.Д. Апресян. М.: Языки славянской культуры, 2004. - С. 276-282.
38. Бондарко A.B. Основы функциональной грамматики: Языковая интерпретация идеи времени / A.B. Бондарко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2001.-260 с.
39. Бондарко A.B. Функциональная грамматика. Л.: Наука, 1984.136 с.
40. Борщев В.Б., Парти Б.Х. О семантике бытийных предложений // Семиотика и информатика. Вып. 37. М., 2002. - С. 59-77.
41. Булаховский Л.А. История русского литературного языка. 1-я треть XIX века.-М., 1954.
42. Булыгина Т.В. Я, ты и другие в русской грамматике // RES PHILOLOGICA. Филологические исследования: Памяти ак. Г.В. Степанова 1919-1986.-М.-Л, 1990.-С. 111-126.
43. Булыгина Т.В., Шмелев А. Д. Пространственно-временная локализованность как суперкатегория предложения // Вопросы языкознания.- 1989. -№3. С. 51-61.
44. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997. - С. 335-352.
45. Валгина Н.С.Теория текста: учеб. пособие. М.: Логос, 2003.278 с.
46. Вежбицка А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике.- М: Прогресс, 1978. Вып. 8. - С. 402-421.
47. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик. М: ГИРЯ им. A.C. Пушкина, 1999. - 84 с.
48. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: Гослитиздат, 1940.648 с.
49. Виноградов В.В. Из истории изучения поэтики (20-е гг.) // http://www.opojaz.ru/vinogradov/vinogradovizistorii.html (22.06.2012)
50. Виноградов В.В. Композиционно-речевые категории литературы // Избр. труды. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980а. - С. 70-82.
51. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высш. шк., 1971.-240 с.
52. Виноградов В.В. О языке Л.Н. Толстого (50-60 годы) // Литературное наследство: Т. 35-36. М., 1939. - С. 117-220.
53. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: ГИХЛ, 1959.-656 с.
54. Виноградов В.В. Проблема сказа в стилистике // Избр. труды. О языке художественной прозы. М.: Наука, 19806. - С. 42-54.
55. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). -М.-Л.: Учпедгиз, 1947. 784 с.
56. Виноградов В.В. Стиль прозы Лермонтова. Язык и стиль русских писателей. М.: Наука, 1990. - С. 183-205.
57. Виноградов В.В. Стиль «Пиковой дамы» // Пушкин. Временник пушкинской комиссии Академии наук СССР. № 2. - М.: Изд-во АН СССР, 1936.-С. 74-147.
58. Виноградов В.В. Этюды о стиле Гоголя. Эволюция русского натурализма: Гоголь и Достоевский // Избр. труды. Поэтика русской литературы. М., 1976. - С. 230-366.
59. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М.: Высш. шк., 1991.-448 с.
60. Винокур Г.О. Я и ты в лирике Баратынского // Г.О. Винокур. Филологические исследования. М., 1990. - С. 241-249.
61. Винокур Г.О. Язык писателя и норма // In honor of professor Victor Levin: Russian philology and history / W. Moscovich et al., eds. Jerusalem, 1992. - C. 19-33. Или http://danefae.org/pprs/levin/vinokur.htm (22.03.2012)
62. Волкова E.B. Эстетика M.M. Бахтина. M.: Знание, 1990. - 62 с.
63. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. Л.: Прибой, 1929. -188 с.
64. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 тт. Т. 2. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
65. Вяльсова А.П. Типы таксисных отношений в современном русском языке (на материале причастных конструкций): Автореф. дис. . канд. филолог, наук. М., 2008. - 25 с.
66. Гак В.Г. К проблеме соотношения языка и действительности // Вопросы языкознания. 1972. - № 5. - С. 12-22.
67. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981.- 139 с.
68. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.: Просвещение, 1955. - 408 с.
69. Геймбух Е.Ю. Лирическая прозаическая миниатюра в системе родов и жанров (лингвостилистический аспект). М.: МГПУ, 2004. - 132 с.
70. Геймбух Е.Ю. «Стихотворение в прозе» и «смежные жанры» (эссе) // Восьмые международные Виноградовские чтения. Русский язык: уровни и аспекты изучения: Сборник научных трудов. М.: МГПУ, 2005.
71. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л.: Сов. писатель, 1974. - 407 с.
72. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Сов. писатель, 1979.222 с.
73. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Худ. лит., 1977.86 с.
74. Гинзбург Л.Я. Устная речь и художественная проза // Семиотика устной речи // Уч. зап. Тарт. ун-та. Тарту, 1979. - Вып. 481.
75. Винокур Г.О. Язык писателя и норма // In honor of professor Victor Levin: Russian philology and history / W. Moscovich et al., eds. Jerusalem, 1992. - C. 19-33. Или http://danefae.org/pprs/levin/vinokur.htm (22.03.2012)
76. Волкова E.B. Эстетика M.M. Бахтина. М.: Знание, 1990. - 62 с.
77. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. Л.: Прибой, 1929. -188 с.
78. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 тт. Т. 2. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
79. Вяльсова А.П. Типы таксисных отношений в современном русском языке (на материале причастных конструкций): Автореф. дис. . канд. филолог, наук. М., 2008. - 25 с.
80. Гак В.Г. К проблеме соотношения языка и действительности // Вопросы языкознания. 1972. - № 5. - С. 12-22.
81. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981.- 139 с.
82. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.: Просвещение, 1955. - 408 с.
83. Геймбух Е.Ю. Лирическая прозаическая миниатюра в системе родов и жанров (лингвостилистический аспект). М.: МГПУ, 2004. - 132 с.
84. Геймбух Е.Ю. «Стихотворение в прозе» и «смежные жанры» (эссе) // Восьмые международные Виноградовские чтения. Русский язык: уровни и аспекты изучения: Сборник научных трудов. М.: МГПУ, 2005.
85. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л.: Сов. писатель, 1974. - 407 с.
86. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Сов. писатель, 1979.222 с.
87. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Худ. лит., 1977.86 с.
88. Гинзбург Л.Я. Устная речь и художественная проза // Семиотика устной речи // Уч. зап. Тарт. ун-та. Тарту, 1979. - Вып. 481.
89. Гловинская М.Я. Русские речевые акты со значением ментального воздействия // Логический анализ языка: Ментальные действия. М.: Наука, 1993.-С. 82-88.
90. Грамматика русского языка: В 2-х тт. / Под ред. В.В. Виноградова. -М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. 2. - Ч. 2. - 444 с.
91. Грек А.Г. О словах со значением речи и молчания в русской духовной традиции // Логический анализ языка: Язык речевых действий. -М.: Наука, 1994.-С. 117-125.
92. Грек А.Г. Ирина Ильинична Ковтунова и ее труд о «несобственно прямой речи» в контексте научной биографии и личной судьбы // «Несобственно прямая речь» в языке русской литературы конца XVIII -первой половины XIX в. / И.И. Ковтунова. М., 2010. - С. 5-37.
93. Григорьев В.П. Из прошлого лингвистической поэтики и интерлингвистики. -М.: Наука, 1993. 175 с.
94. Григорьев В.П. Поэтика слова. М.: Наука, 1979. - 344 с.
95. Гришко Ф.Т. Пунктуация в текстах со свободной прямой речью // РЯШ. 1990. - № 4.
96. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959. - 164 с.
97. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.-397 с.
98. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.451 с.
99. Данилова Е.С. Поэтика нарратива в романе В.В. Набокова «Защита Лужина» // Филологические этюды. Вып. 6. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.-С. 196-202.
100. Девятова Н.М. Сравнение в динамической системе языка. М., 2010.-318 с.
101. Девятова Н.М. Человек наблюдающий, мыслящий, чувствующий: к проблеме сравнения, погруженного во внутренний мир человека //
102. Прагматические аспекты речевого общения. Сборник научных трудов. М.: МГПУ, 2007.-С. 150-169.
103. Дмитровская М.А. Знание и достоверность // Логический анализ языка. Прагматика и проблемы интенсиональности. М.: Наука, 1988а. -С. 166-188.
104. Дмитровская М.А. Знание и мнение: Образ мира, образ человека // Логический анализ языка. Знание и мнение. М.: Наука, 19886. - С. 6-18.
105. Дмитровская М.А. Природа: язык и молчание (о миросозерцании А. Платонова) // Логический анализ языка: Язык речевых действий. М.: Наука, 1994.-С. 126-130.
106. Ермоленко Г.Н. «Фигуративный сюжет» в рассказе И.А. Бунина «Часовня» // Риторика лингвистика. Сб. ст. - Вып. 2. - Смоленск: СГПУ, 2000.-С. 199-206.
107. Женетт Ж. Фигуры. В 2-х тт. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998.
108. Жолковский А.К. К описанию связи между глубинными и поверхностными уровнями художественного текста // Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1974.-С. 161-167.
109. Журинская М.А. О выражении значения неотторжимости в русском языке // Семантическое и формальное варьирование. М., 1979. - С. 295-345.
110. Зайцев Б.К. О себе // Б.К. Зайцев Собр. соч.: В 11 тт. Т. 4: Путешествие Глеба: Автобиографическая тетралогия. - М.: Русская книга, 1999.-617 с.
111. Зайцева-Соллогуб Н.Б. Я вспоминаю. // Б.К. Зайцев Собр. соч.: В 11 тт. Т. 4: Путешествие Глеба: Автобиографическая тетралогия. - М.: Русская книга, 1999. - 617 с.
112. Золотова Г.А. Грамматика как наука о человеке // Русский язык в научном освещении. 2001. - № 1. - С. 107-113.
113. Золотова Г.А. Категории времени и вида с точки зрения текста // Вопросы языкознания. 2002. - № 3. - С. 8-29.
114. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. -М.: Наука, 1982.-368 с.
115. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. -М.: Наука, 1973. 351 с.
116. Золотова Г.А. Перфектив как категория структуры текста // Язык. Личность. Текст. Сборник статей к 70-летию Т.М. Николаевой. М., 2005. -С. 149-161.
117. Золотова Г.А., Дручинина Г.П., Онипенко Н.К. Русский язык: от системы к тексту. М.: Дрофа, 2002. - 320 с.
118. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 2004. - 541 с.
119. Зюлина О.В. Повествовательная структура прозы Е.И. Замятина: Автореф. дис. . канд. филолог, наук 10.02.01 / Моск. пед. ун-т. -М., 1996. -17 с.
120. Иванчикова Е.А. Двусубьектное повествование в романе «Идиот» и формы его синтаксического изображения. Науч. докл. высш. шк. // Филологические науки. 1990. - № 2. - С. 62-71.
121. Иванчикова Е.А. Синтаксис текстов, организованных авторской точкой зрения // Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза. М., 1977.
122. Иванчикова Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского. М.: Наука, 1979. - 287 с.
123. Исаченко A.B. Грамматический строй русского языка в сопоставлении со словацким: Морфология. 2-е изд. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 880 с.
124. Исследования по теории грамматики. Вып. 4. Грамматические категории в дискурсе. - М., 2008. - 488 с.
125. Карпенко Е.П. К проблеме диалога в поэзии // Восьмые международные Виноградовские чтения. Русский язык: уровни и аспекты изучения: Сборник научных трудов. М.: МГПУ, 2005.
126. Кобозева И.М. «Теория речевых актов» как один из вариантов теории речевой деятельности // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1986. - Вып. 17. - С. 7-21.
127. Кобозева И.М., Лауфер Н.И. Интерпретирующие речевые акты // Логический анализ языка. Язык речевых действий. М.: Наука, 1994. - С. 6371.
128. Кобозева И.М., Лауфер Н.И. Языковые аномалии в прозе А. Платонова через призму процесса вербализации // Логические анализ языка. Противоречивость и аномальность текста. М., 1990. - С. 125-138.
129. Ковтунова И.И. Несобственно-прямая речь в русском литературном языке // РЯШ. 1953. - № 2. - С. 18-27.
130. Ковтунова И.И. «Несобственно прямая речь» в языке русской литературы конца XVIII первой половины XIX в. - М., 2010. - 284 с.
131. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М.: Наука, 1986.206 с.
132. Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976. - 238 с.
133. Кодухов В.И. Способы передачи чужой речи в русском языке 2-й половины XVII XVIII вв.: дис. . канд. филол. наук. - Л., 1953.
134. Кожевникова H.A. Несобственно-прямой диалог в художественной прозе // Синтаксис и стилистика. М.: Наука, 1976. - С. 283300.
135. Кожевникова H.A. О соотношении речи автора и персонажа // Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза.-М., 1977.-С. 7-98.
136. Кожевникова H.A. О типах повествования в советской прозе // Вопросы языка современной русской художественной литературы. М.: Наука, 1971.-С. 97-163.
137. Кожевникова H.A. Речевые разновидности повествования в русской советской прозе: дис. . канд. филол. наук. М., 1973. - 207 с.
138. Кожевникова H.A. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв. М.: ИРЯ РАН, 1994.
139. Кожевникова H.A. Язык и композиция произведений А.П. Чехова. Нижний Новгород, 1999. - 103 с.
140. Козинцева H.A. Категория эвиденциальности (проблемы типологического анализа) // Вопросы языкознания. 1994. - № 3. - С. 92-93.
141. Козинцева H.A. Типология категории засвидетельствованности // Эвиденциальность в языках Европы и Азии. СПб., 2007.
142. Козловский П.О сочетании предложений прямой и косвенной речи в русском языке // Филологические записки. Вып. IV-Y. Воронеж, 1890.
143. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. -М., 1972.- 113 с.
144. Корман Б.О. О целостности литературного произведения // Избр. тр. по теории и истории литературы. Ижевск, 1992. - С. 119-128.
145. Кошмидер Э. Очерки науки о видах польского глагола. Опыт синтеза // Вопросы глагольного вида. М.: Иностр. лит., 1962. - С. 105-167.
146. Краснянский В.В. Стилистика художественной речи (Повествовательная речь): учеб. пособие по спецкурсу. М.: МГУ, 1972.
147. Краснянский В.В. Эволюция повествовательной речи в творчестве И. Бунина // Современный русский язык. Лингвистический сборник. М.: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1976. - Вып. 6. - С. 152-160.
148. Крестинский C.B. Коммуникативно-прагматическая структура акта молчания // Коммуникативно-функциональный аспект языковых единиц. Тверь, 1993. - С. 59-67.
149. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Изд. группа «Прогресс», 2000а. - С. 427-457.
150. Кристева Ю. К семиологии параграмм // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Изд. группа «Прогресс», 20006. - С. 484-516.
151. Кристева Ю. Разрушение поэтики // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косикова.- М.: Изд. группа «Прогресс», 2000в. С. 458-483.
152. Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. -М.: Просвещение, 1977.
153. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988.- 191 с.
154. Левин В.Д. Литературный язык и художественное повествование // Вопросы современной русской литературы. М., 1971. - С. 135-148.
155. Левин В.Д. Средства языковой исторической стилизации в романах Ю.Н. Тынянова // Исследования по языку советских писателей. М., 1959.-С. 90-214.
156. Левитин Л.С., Цилевич Л.М. Основы изучения сюжета. Рига, 1990. - 190 с.
157. Леонтьев A.A. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. M.: URSS: Комкнига, 2006.- 244 с.
158. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
159. Лингвистический энциклопедический словарь (ЛЭС) / Под ред. В.Н. Ярцевой. М.: Сов энцикл., 1990. - 685 с.
160. Литература русского зарубежья («первая волна» эмиграции: 1920-1940 годы): учеб. пособие: В 2-х ч. / А.И. Смирнова, A.B. Млечко, В.В. Компанеец и др.; под общ. ред. д-ра филол. наук, проф. А.И. Смирновой.- Ч. 1. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. - 243 с.
161. Литературная энциклопедия: В 11 тт. / Под ред. A.B. Луначарского М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. «Сов. Энцикл.», 1935. -Т. 9. - 832 с.
162. Лихачев Д.С. Избранные работы в 3-х тт. Л., 1987.
163. Лотман Ю.М. Анализ поэтического стиха. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. - 271 с.
164. Лотман Ю.М. К структуре диалогического текста в поэмах Пушкина. М., 1970.
165. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Об искусстве / Ю.М. Лотман. СПб., 1998. - С. 14-285.
166. Львов-Рогачевский В. Борис Зайцев // Собр. соч. Т. 10 (доп.). Письма 1901-1922 гг. Статьи. Рецензии / Б.К. Зайцев; Сост. Е.К. Дейч, Т.Ф. Прокопов. М., 2001. - С. 273-280.
167. Любомудров А. Святая Русь Бориса Зайцева // Собр. соч.: В 11 т.- Т. 7: Святая Русь: Избранная духовная проза. Книги странствий. Повести и рассказы. Дневник писателя / Б.К. Зайцев. М., 2000. - С. 3-21.
168. Манн Ю.В. Автор и повествование // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. -1991.-№ 1.-С. 3-19.
169. Манн Ю.В. Об эволюции повествовательных форм (вторая половина XIX в.) // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 1992. - № 1. - С. 40-59.
170. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. - 436 с.
171. Маслов Ю.С. Очерки по аспектологии. Л., 1984. - С. 182-183.
172. Матвеева Т.В. Непринужденный диалог как текст // Человек. — Текст. Культура. - Екатеринбург, 1994. - С. 125-130.
173. Меликян C.B. Молчание в русском общении // Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 1. Воронеж, 2000. - С. 47-52.
174. Мельникова (под фамилией Денисова) Е.А. Поэтика молчания в произведениях Б.К. Зайцева // Текст. Структура и семантика: доклады XI международной конференции. Т. 2. - М.: СпортАкадемПресс, 2007. -С. 8-14.
175. Мельничук O.A. Повествование от первого лица. Интерпретация текста. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. - 207 с.
176. Мельчук И.А. О синтаксическом нуле // Типология пассивных конструкций. Диатезы и залоги. Д., 1974. - С. 343-361.
177. Милых М.К. Конструкции с косвенной речью в современном русском языке. Ростов-н/Д., 1975.
178. Милых М.К. Синтаксические особенности прямой речи в художественной прозе. Харьков, 1956.
179. Морозов М. Старосветский мистик (Творчество Бориса Зайцева) // Собр. соч. Т. 10 (доп.). Письма 1901-1922 гг. Статьи. Рецензии / Б.К. Зайцев; Сост. Е.К. Дейч, Т.Ф. Прокопов. - М., 2001. - С. 212-215.
180. Никитина E.H. Акциональность / неакциональность возвратных глаголов и категория субъекта (к грамматической сущности категории залога): Автореф. дис. . канд. филолог, наук. М., 2008. - 26 с.
181. Никитина E.H. Взаимодействие категорий в предложении и тексте // Современная русистика: направления и идеи. Т. 3: Когнитивная поэтика: проблемы, опыт исследования. - Olsztyn, 2011. С. 53-72.
182. Никитина E.H. Грамматика детской точки зрения: герой и адресат // Онтолингвистика наука XXI века: материалы международной конференции. - СПб., 2011. - С. 345-350.
183. Никитина E.H. Категория залога и точка зрения в художественном тексте // Виноградовские чтения в МГУ: Сб. докладов. М., (в печати).
184. Николаева Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике. 1978. - Вып. 8. - С. 5-39.
185. Николина H.A. Композиционные функции видо-временных форм в автобиографической прозе // Язык и композиция художественного текста. -М, 1984.
186. Николина H.A. Образ автора в автобиографической прозе // Стилистика и поэтика. Вып. 2. - М., 1989.
187. Одинцов В.В. О языке художественной прозы. Повествование и диалог. М.: Наука, 1973. - 104 с.
188. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980. - 263 с.
189. Онипенко Н.К. Идея субъективной перспективы в русской грамматике // Русистика сегодня. 1994. - №3. - С. 74-83.
190. Онипенко Н.К. Категория субъекта и эгоцентрическая грамматическая техника в художественном тексте // Gramatyka a tekst. Т. 3. -Katovice, 2011. - S. 64-79.
191. Онипенко Н.К. «Синтаксические нули» и грамматика эгоцентризма // Текст и подтекст: поэтика эксплицитного и имплицитного. -М., 2011.-С. 162-169.
192. Онипенко Н.К. Теория коммуникативной грамматики и проблема системного описания русского синтаксиса // Русский язык в научном освещении. 2001. - № 2. - С. 107-121.
193. Онипенко Н.К., Никитина E.H. Автор и герой в художественном тексте. Субъектная перспектива высказывания и текста // Русская словесность. 2004. - № 8. - С. 55-62.
194. Падучева E.B. Высказывание и его соотнесенность с действительностью (референциальные аспекты семантики местоимений). -М.: Наука, 1985.-271 с.
195. Падучева Е.В. Говорящий: субъект речи и субъект сознания // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. - С. 164168.
196. Падучева Е.В. Прагматические аспекты связности диалога // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1982. - № 4. - С. 305-313.
197. Падучева Е.В. Эгоцентрические валентности и деконструкция говорящего // Вопросы языкознания. 2011. - № 3. - С. 3-18.
198. Падучева Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива). М., 1996. - 464 с.
199. Падучева Е.В., Крылов С.А. Дейксис: общетеоретические и прагматические аспекты // Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики. Сб. обзоров. М.: ИНИОН, 1984. - С. 25-96.
200. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Учпедгиз, 1956. - 511 с.
201. Плаксин В.Т. Краткий курс словесности, приспособленный к прозаическим сочинениям. СПб., 1832.
202. Плунгян В.А. Дискурс и грамматика // Исследования по теории грамматики. Вып. 4: Грамматические категории в дискурсе. - М., 2008. - С. 7-34.
203. Плунгян В.А. Общая морфология. М.: Эдиториал УРСС, 2000.383 с.
204. Полянский С.М. Таксис относительное время -эвиденциальность (к проблеме критериев разграничения) // Сибирский лингвистический семинар. - Новосибирск. - 2001. - № 2.
205. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. М., 1988. - 528 с.
206. Поспелов Н.С. Несобственно-прямая речь и формы ее выражения в художественной прозе Гончарова 30-40-х годов // Материалы иисследования по истории русского литературного языка. Т. 4. - М., 1957. -С. 218-239.
207. Поспелов Н.С. О разграничении прямого и относительного употребления форм настоящего времени в русском языке // Проблемы современной филологии. Сб. ст. к 70-летию акад. В.В. Виноградова. М.: Наука, 1965.-С. 220-223.
208. Поспелов Н.С. О соотношении грамматических значений глагольных форм времени в русском языке // Проблемы современной лингвистики. М: МГУ, 1968. - С. 111-137.
209. Поспелова Е.Г. Семантико-синтаксические типы и текстовые функции вставных конструкций: дис. . канд. филол. наук. М., 2005. - 134 с.
210. Потебня A.A. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905. -652 с.
211. Потебня A.A. Теоретическая поэтика. М.: Высш. шк., 1990.344 с.
212. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. - 614 с.
213. Почепцов Г.Г. Молчание как знак // Анализ знаковых систем. -Киев, 1986.-С. 90.
214. Почепцов Г.Г. Слушатель и его роль в актах речевого общения // Языковое общение: единицы и регулятивы. Калинин: КГУ, 1987. - С. 26-38.
215. Правила русской орфографии и пунктуации: полный академ. справ. / Под. ред. В.В. Лопатина. М.: Эксмо, 2007. - 479 с.
216. Прокопов Т.Ф. Восторги и скорби поэта прозы. Борис Зайцев: Вехи судьбы // Собр. соч.: В 11 тт. / Б.К. Зайцев. Т. 1. - М., 1999а. - С. 6-27.
217. Прокопов Т.Ф. Легкозвонный стебель. Лиризм Б.К. Зайцева как эстетический феномен // Собр. соч.: В 11 тт. / Б.К. Зайцев. Т. 3. Звезда над Булонью: Романы. Повести. Рассказы. Книга странствий. - М., 19996. - С. 311.
218. Пропп В.Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928. - 152 с.
219. Прямое и относительное употребление форм настоящего и будущего времени глагола в современном русском языке // Исследования по грамматике русского литературного языка: Сб. ст. М.: Наука, 1955. - С. 206-246.
220. Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности: Пер. с фр. / Общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: ЖИ, 2008. - 238 с.
221. Ринберг B.J1. Свободная косвенная речь в современном русском языке // РЯШ. 1977. - № 2. - С. 86-90.
222. Ровицкая Ю.В. Философские основы повести Б. Зайцева «Голубая звезда» / Проблемы изучения жизни и творчества Б.К. Зайцева: Сб. ст. // Вторые Межд. Зайцевские чтения. Калуга: Гриф, 2000. - Вып. II.
223. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. -М., 1999.-400 с.
224. Романова H.H., Филиппов A.B. Стилистика и стили: учеб. пособие; словарь. М.: Флинта: МПСИ, 2006. - 405 с.
225. Русская грамматика: В 2-х тт. Т. 2. - М., 1980. - С. 485-487.
226. Саватеев В.Я. Выросло из России, лишь Россией и дышит. // Независимая газета. 2006. - № 5.
227. Сапочкина Г.А. Система способов передачи чужой речи и ее реализация в идиостиле А.П. Чехова: Автореф. дис. . канд. филолог, наук. -М., 2003.
228. Семененко Л.П. Аспекты лингвистической теории монолога. -М.: МГЛУ, 1996.-323 с.
229. Серль Дж.Р. Косвенные речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1986. - Вып. 17. - С. 185-222.
230. Сидорова М.Ю. Неопределенно-личность в поэтике А.П. Чехова // Gramatyka а tekst. Т. 3. - Katovice, 2011. - S. 100-115.
231. Сидорова М.Ю. О значениях термина «регистр» в современной лингвистике // Вопросы русского языкознания: Сб. Вып. XIV. Грамматикаи текст (К юбилею Галины Александровны Золотовой). М., 2011. - С. 442462.
232. Сидорова М.Ю. Особенности репродуктивного плана в тексте романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» // Русский язык сегодня. 2000. -Вып. 1.-С. 562-572.
233. Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л. : Сов. писатель, 1977. - 223с.
234. Синева О.В. Стилистическая структура художественной прозы Б.Л. Пастернака (роман «Доктор Живаго»): Автореф. дис. . канд. филолог, наук. М.: Институт русского языка им В.В. Виноградова, 1995. - 16 с.
235. Смирнова Т.Н. Экспликация пропозициональной установки в предложениях с предикатами состояния // Пропозициональные предикаты в логическом и лингвистическом аспекте. Тезисы докл. рабочего совещания. -М.: Наука, 1987.-С. 113-115.
236. Современное зарубежное литературоведение: (страны Зап. Европы и США): концепции, школы, термины: энциклопед. справ. / Сост. и ред. И.П. Ильин, Е.А. Цурганова. М., 1996. - 319 с.
237. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. M.: URSS, 2007.248 с.
238. Соколова Л.А. Несобственно-авторская (несобственно-прямая) речь как стилистическая категория. Томск, 1968.
239. Солганик Г.Я. К проблеме модальности текста // Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. Виноградовские чтения XII-XIII. -М.: Наука, 1984. С. 173-186.
240. Соловьева А.К. О некоторых общих вопросах диалога // Вопросы языкознания. 1965. - № 6. - С. 103-110.
241. Соснина Н.В. Художественное пространство героя романа Б.К. Зайцева «Заря» / Проблемы изучения жизни и творчества Б.К. Зайцева: Сб. ст. // Вторые Межд. Зайцевские чтения. Калуга: Гриф, 2000. - Вып. II.
242. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Труды по языкознанию / Ф. де Соссюр. М., 1977. - 695 с.
243. Степанов С.П. Речь повествователя и речь персонажа в поздних рассказах Чехова: Автореф. дис. . канд. филолог, наук. СПб., 1991. - 16 с.
244. Степанов Ю.С. Имена. Предикаты. Предложения. М., 1981.360 с.
245. Степун Ф. Борису Константиновичу Зайцеву к его восьмидесятилетию // Собр. соч.: В 11 тт. - Т. 5. Жизнь Тургенева: Романы-биографии. Литературные очерки / Б.К. Зайцев. - М., 1999. - С. 3-17.
246. Тарасов Е.Ф. К построению теории речевой коммуникации // Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, A.M. Шахнарович. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. -М.: Наука, 1979. С. 5-147.
247. Тарасов Е.Ф. Место речевого общения в коммуникативном акте // Национально-культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977. -С. 67-95.
248. Тарасова И.П. Структура личности коммуниканта и речевое воздействие // Вопросы языкознания. 1993. - № 4. - С. 70-83.
249. Тарасова И.П. Структура смысла и структура личности коммуниканта // Вопросы языкознания. 1992. - № 4. - С. 103-110.
250. Тимофеев Л.И., Тураев C.B. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.
251. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М.: Дом интеллект, кн., 1997. - 144 с.
252. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 2001.-334 с.
253. Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения. М.: РГГУ, 1995.-511 с.
254. Топоров В.Н. Из истории русской литературы. Русская литература второй половины XVIII века: Исследования, материалы, публикации. T. II. - М., 2001. - 928 с.
255. Труфанова И.В. Прагматика несобственно-прямой речи. М.: Прометей, 2000. - 568 с.
256. Труфанова И.В. Расслоение говорящего // Язык и мышление: Психологические и лингвистические аспекты: Материалы 4-й Всеросс. науч. конф. М.-Пенза, 2004.
257. Труфанова И.В. Речевые стратегии, речевые тактики, речевые жанры, речевые акты, тропы и риторические фигуры в сфере комического // Прагматические аспекты речевого общения. М., 2007. - С. 41-50.
258. Труфанова И.В. Способы передачи чужой речи в русском языке. Елец: ЕГПИ, 1994. - 214 с.
259. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.-574 с.
260. Усенко JI.B. Импрессионизм в русской прозе начала XX века. -Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1988. 240 с.
261. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. - 224 с.
262. Фатеева H.A. Автокоммуникация как способ развертывания лирического текста // Фил. науки. 1995. - № 2.
263. Фатеева H.A. Поэт и проза: Книга о Пастернаке. М.: Новое литер, обозрение, 2003. - 399 с.
264. Фатеева H.A. Синтез целого: На пути к новой поэтике. М., 2010.
265. Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи // Жанры речи. Саратов, 1997. - С. 66-88.
266. Филиппов К.А. Лингвистика текста: Курс лекций. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003.-334 с.
267. Флоренский П.А. Анализ форм пространственности и времени в изобразительных искусствах. М.: Прогресс, 1993. - 324 с.
268. Флоренский П.А. Обратная перспектива // П.А. Флоренский. У водоразделов мысли. Т. 2. - М.: Правда, 1990. - 446 с.
269. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997.-448 с.
270. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Ростов-н/Д.: Феникс, 1999.-317 с.
271. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высш. шк., 1999. - 398 с.
272. Человеческий фактор в языке: коммуникация, модальность, дейксис / Под ред. Т.В. Булыгиной. М.: Наука, 1992. - 282 с.
273. Черников А.П. Б. Зайцев в литературном процессе серебряного века / Проблемы изучения жизни и творчества Б.К. Зайцева: Сб. ст. // Вторые Межд. Зайцевские чтения. Калуга: Гриф, 2000. - Вып. II.
274. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. M., 1971. - 292 с.
275. Чудаков А.П. Проблемы целостного анализа художественной системы: О двух моделях мира писателей // Славянские литературы. М., 1973.
276. Чудаков А.П. Виноградов и теория художественной речи первой трети XX века // В.В. Виноградов. Избранные труды. О языке художественной литературы. М., 1976. - С. 285.
277. Чумаков Г.М. Синтаксис конструкций с чужой речью. Киев: В ища шк., 1975.-220 с.
278. Шаповалова Т.Е. Категория синтаксического времени в русском языке.-М., 2000. 151 с.
279. Шапиро А.Б. Современный русский язык. Пунктуация: учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература». Изд. 2-е, испр. - M.: URSS, 2006. - 295 с.
280. Шапиро Г. Поместив в своем тексте мириады собственных лиц: к вопросу об авторском присутствии в произведениях Набокова // Литературное обозрение. 1999. - № 2. - С. 30-38.
281. Шахматов A.A. Синтаксис русского языка. М.: УРСС, 2001.620 с.
282. Шведова Н.Ю. К вопросу об общенародном и индивидуальном в языке писателя // Вопросы языкознания. 1952. - № 2.
283. Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 377 с.
284. Ширяев E.H. Структура разговорного повествования // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. Виноградовские чтения XI. М.: Наука, 1982.-С. 106-121.
285. Шкловский В.Б. Искусство как прием // О теории прозы. М., 1929.-С. 7-23.
286. Шмелев Д.Н. Слово и образ. М., 1964. - 120 с.
287. Шмелев Д. Н. Языковая небрежность и поэтическая вольность // Res Philologica. М.-Л.: Наука, 1990.
288. Шмелева Т.В. Семантический синтаксис. Красноярск, 1954.47 с.
289. Шмелева Т.В. Смысловая организация предложения и проблема модальности // Актуальные проблемы русского синтаксиса. М.: МГУ, 1984. -С. 78-100.
290. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. -311 с.
291. Шмид В. Проза как поэзия: Пушкин, Достоевский, Чехов, авангард. СПб.: ИНАПРЕСС, 1998.-352 с.
292. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. М., 1927. - 217 с.
293. Шпет Г.Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. - 601 с.
294. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Гос. учеб. пед. изд-во М-ва просвещения РСФСР, 1957. - 188 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.