Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат технических наук Санжитов Радна

  • Санжитов Радна
  • кандидат технических науккандидат технических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 120
Санжитов Радна. Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья: дис. кандидат технических наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2008. 120 с.

Оглавление диссертации кандидат технических наук Санжитов Радна

Введение.

Глава первая. История и современность художественной обработки металла и орнаментальное наследие народов Забайкалья.$

История и современность художественной обработки металла.

Орнаментальное наследие народов Забайкалья.

Выводы первой главы.

Глава вторая. Орнаментальные символические модели народов Забайкалья

Орнаментальные символические модели народов Забайкалья.

Выводы второй главы.

Глава третья. Процесс разработки математической модели бурятского традиционного орнамента «Шоо».

Процесс разработки математической модели бурятского традиционного орнамента «Шоо».

Глава четвертая. Выбор материалов для художественных изделий с орнаментом

Шоо».

Выбор материалов для художественных изделий с орнаментом

Шоо».

Глава пятая. Художественно-конструкторская и технологическая разработка декоративно-кованой решетки и бурятского ножа с орнаментом

Шоо».

Художественно-конструкторская разработка декоративно-кованой решетки и бурятского ножа с орнаментом «Шоо».

Технологическая разработка декоративно-кованой решетки и бурятского ножа с орнаментом «Шоо».—.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья»

Человечество переступило рубеж третьего тысячелетия в условиях расцвета гуманистической культуры, всеохватывающего научно-технического прогресса и вместе с тем обострения глобальных проблем.

По мысли философа В. В. Мантатова, важнейшим условием осуществления программы развития человеческого общества XXI века с устойчивым социумом, экологией, экономикой является реализация стратегии посредством воплощения евразийской цивилизованной уникальности и духовности в глобальные конкурентные преимущества.

Именно уникальность положения Забайкалья на стыке цивилизаций дает основания рассматривать край как микромодель нового экологического общества. Забайкалье - это Евразия в миниатюре, здесь мирно уживаются различные этносы и конфессии, идея устойчивого развития согласуется с духовными традициями народов. Это реальность. Значит, следует научиться жить в этом многообразии, уважать выбор каждого народа, должны пользоваться этим и из этой разности получать новые, обогащать друг друга, словом, этническая культура не должна замыкаться в узконациональных рамках, она должна функционировать и развиваться в контексте российской и мировой культур.

Под влиянием буддизма народы Забайкалья выработали целостную систему экологического мировоззрения, принципиальную установку на духовную жизнь в гармонии с природой. Высокой оценки заслуживает и экологическая культура местного русского населения, в частности, традиция «народного календаря». Возрождение эколого-культурных традиций местного населения, возрождение нравственности основ экологического поведения гарантируют успешное развитие человеческого общества в перспективе, причем экономически выгодным.

Потому заметно усиливается потребность и, естественно, интерес к национальным многовековым корням, традициям и обычаям, опыту предков как к ответу на вопрос, на каких принципах строить взаимоотношения с природой и себе подобными.

Сейчас доживает, к великому сожалению, последнее поколение людей, 3 заставших проявление традиционной культуры в их естественном бытовании. Некоторые секреты технологии обработки металла народными умельцами уже трудно восстановить, но и то, что удается наблюдать в практике, тоже очень быстро исчезает из жизни, сменяясь новейшими способами изготовления художественно-кованых изделий. Сохранение наследия традиционной культуры народов Забайкалья представляется, бесспорно, актуальным. Задача сбора и систематизации сведений, наследии в эскизах, уникальных произведений с применением орнаментов, технологий народных мастеров по художественной обработке металла становится приоритетной.

Важным на сегодняшний день является основное положение дизайна -"некоторая человеческая потребность, некоторая неприспособленность или неадекватность между людьми и их окружающей средой, которая нуждается в исправлении" (Норман Ньютон). Поэтому возникает задача в удовлетворении человеческой потребности в металлоизделиях с современным дизайном и исключении "неприспособленности или неадекватности между людьми и их окружающей средой".

Исходя из этого, становится актуальной задача использования в современных дизайнерских разработках инновационных решений по изготовлению металлоизделий на основе знаний о культурном наследии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Санжитов Радна

Заключение.

В проделанной работе определены цель и задачи.

- Разработка современных дизайнерских изделий из кованого металла на базе традиционных мотивов культуры народов Забайкалья. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Сбор и анализ материалов по традиционно-прикладному искусству Бурятии и их систематизация по обработке металла, орнаментальных фигур и элементов.

2. Разработка и художественное проектирование символической модели «Шоо».

3. Разработка математической модели символа «Шоо».

4. Изготовление на основе полученных результатов художественных металлоизделий.

Выявлена научная новизна.

-Осуществлен систематический анализ традиционных национальных изделий из кованого металла и малой пластики, реализованных в регионах Забайкалья;

-Выявлена система художественного декорирования национальных изделий;

-Осуществлена материальная интерпретация национальных узоров для металлических изделий, включая символ «Шоо»;

-Создана концепция формирования новых символов с национальным колоритом;

-Разработаны технологические режимы ВТО стали для кованых изделий.

Практическая значимость и реализация полученных результатов.

1. Установлено значимость орнаментального символа «Шоо», позволяющее расширить область символа в изделии прикладного характера.

2. Получена аналитическая модель, описывающая символ «Шоо».

3. Изготовлены декоративно-кованая решетка и бурятский нож с символом

113

Шоо».

4. Сформулированы практические рекомендации по подбору материалов и технологии их применения, нанесению орнаментальных мотивов в дизайне металлоизделий народов Забайкалья, представляющих собой наилучшее визуальное решение, отвечающие запросам целевого рынка, доставляющие эстетическое удовольствие, укладывающиеся в бюджет и выполняемые в предельно сжатые сроки.

Сделаны основные выводы:

1. Осуществлен исторический анализ национальных бурятских орнаментов, на основе которого был разработан новый дизайн символа «Шоо» .

2. Проведён анализ геометрических особенностей бурятского орнамента «Шоо», в результате разработана его модель, из которой получают новые варианты орнаментов.

3. Выявлены структурные изменения в сталях при обработке давлением, на основе которых разработан технологический процесс восстановительно-термической обработки, позволяющий повысить прочность художественных изделий из стали.

4. Разработан технологический процесс нанесения и применения орнаментальных мотивов в дизайне изделий народов Забайкалья.

5. На основе практических рекомендаций по подбору и нанесению орнаментальных мотивов, математического моделирования орнаментальных символов изготовлены металлоизделия в современном стиле с учётом национальных традиций.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Санжитов Радна, 2008 год

1. Абрамова З.А. Древнейшие формы изобразительного искусства. М., 1972, стр. 28.

2. Адыгейский народный орнамент. Художественные ремёсла. Адыгов, г. Майков. Книжное издательство.

3. Академия Художеств СССР. Проблемы народного искусства. — М.: Изобразительное искусство, 1982.

4. Академия Художеств СССР Рерих Н.К. Сборник статей. — М.: Изобразительное искусство, 1978.

5. Академия Наук СССР. Эстетика, искусство, человек. — М.: Наука, 1977.

6. Академия наук СССР, О бурятском изобразительном искусстве, Бурятское книжное издательство, У-У, 1963, стр.3-30.

7. Академия наук СССР, Художественная обработка металлов в Бурятии, Бурятское книжное издательство, У-У, 1974, стр. 22-86.

8. Академия наук СССР, Быт Бурят в настоящем и прошлом, У-У, 1980, стр.3-15, 65-73.

9. Акунин П.И. Художественная ковка, литье, чеканка «Баро-Пресс», Ростов-на-Дону: 2002, стр.95

10. Андреев М., Роза Мира, тов-во Клышников-Комаров, М., 1993, стр.67.

11. Антонов В.И. Символика в познавательном и идеологическом процессе У-У.: 1991 стр.33-54, 66, 78

12. АН СССР издательство Улан-Удэ: 1974 Бурятский бытовой орнамент, Бурятское книжное издательство, У-У, 1974, стр. 55-57, иллюстрации.

13. Артемова Г.А. Основы художественного конструирования институт химического машиностроения. -М.: 1974, стр. 27

14. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят У-У.:2004, стр.26-53.

15. Басилова В.Н.Сб. статей,М., ИЭА РАНД 999,с.308.

16. Безмоздин JI.H. Художественная конструкторская деятельностьчеловека Узбекская ССР издательство «ФАН» Ташкент 1975, стр.138115

17. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990.

18. Белобородова К.П.Приамурские узоры «Художник РСФСР» JL: 1975. стр. 8-18.

19. БНН СО РФ Быт бурят в настоящем и прошлом, Улан-Удэ 1980, стр.53

20. БНЦ СО РСФСР О бурятском изобразительном искусстве, Улан-Удэ: 1963, стр. 30

21. Борисовский Г.Б. Современная строительная техника и эстетика-М.: 1963

22. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела Л.Машиностроение 1973•

23. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева «Нютаг». Улан-Удэ: 1992

24. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. — М.: Наука, 1974.

25. Васильев С. Теория отражения и художественное творчество. — М.: Прогресс, 1970

26. Воронов Н.В.Очерки истории отечественного дизайна ч.П. М.:1998,с.З-11.

27. Георги И.Г.Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Ill IV; с.З 8-39.

28. Герчук Ю. Декоративное искусство №7 М., Советский художник. 1983, стр. 140-154.

29. Дандарон Б.Д. Мысли буддиста Владивосток: 1970

30. Дондокова Д.Д. Лексика духовной культуры бурят. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ 2003. стр. 58-71.

31. Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. М.: Молодая гвардия, 1970. стр.34-74

32. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства. — М.: Искусство, 1977.

33. Закин Р. На пути к творчеству // Художник РСФСР. Ленинград, 1971.

34. Золотарёв A.M. Родовой строй и первобытная мифология.М., «Наука», 1964,с.23 8 244.

35. Искусство с компьютером и без.ДИЗАЙНА КУДИЦ-ОБРАЗ. Стр. 33-43.

36. История Усть-ордынского бурятского автономного округа издательство «Прогресс», М.:1995, стр.101

37. Кантор К. «Правда о дизайне» М.гАНИР 1996

38. Канцедикас А. Искусство и ремесло «Изобразительное искусство» — М.: 1997, стр.31,72,73.

39. Коновалов П.Б. Хунну в Забайкалье. Бурятское книжное издательство, У-У, стр. 8-18, 207-219, иллюстрации.

40. Кочева Т.В. и др. Машинное орнаментирование. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН. Стр. 5-31.

41. Кочешков Н.В. Народное искусство. М., 1973, стр. 17-19, иллюстрации.

42. Куманин В.И.,Мамедова И.Ю. Материоловедение и технология конструкционных материалов. М., 2005, с.85-97.

43. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве.Изд.-во «Наука», 1974,31

44. Линховоин Л. Заметки о дореволюционном бытие Агинских бурят, Улан-Удэ: 1972, стр.42

45. Лихонин А.С. Ковка и чеканка «Времена». Н.Новгород 1998, стр.98

46. Лямин И. В.Художественная обработка металлов «Машиностроение» М.: 1978,стр.49

47. Маймин Е. Искусство мыслить образами. М.: Просвещение, 1977,143-144.I

48. Марченков В.И. Ювелирное дело М.Высшая школа 1975. стр. 47

49. Материалы круглого стола. У-У: 2005. стр. 118-124.

50. Межвузовский сборник. М., 2006.3имин Ю.А.,с.16-17.

51. Минерт Л. К.Архитектура, Улан-Удэ: 1983,стр.65117

52. Михайлов В.А. Традиционные промыслы бурят. Охота. Рыболовство. У-У.: Изд-во «Респ. типография» 2006. стр.73-81.

53. Новиков В.П. . Ручное изготовление ювелирных украшений «Политехника», Спб.: 1991

54. Овсянников Ю. Рассказы об архитектуре. М.: Детская литература, 1985.

55. Одноралов Н.В. Декоративная отделка скульптур и художественных изделий из металла М: Искусство 1954

56. Ожегов С.И. и др. Толковый словарь. М.: Азь,1995.

57. Окладников А.П. Кяхтинский Музей Краеведения и его вклад в археологию Забайкалья. Том XXVI, У-У, 1961.

58. Окладников А.П. Археологические работы в зоне строительства Ангарских гидроэлектро станций, Иркутск, 1958, стр. 18-21

59. Отражение символики традиционной культуры в искусстве народов Байкальского региона и Центральной Азии. У-У.: Изд-во БНЦ 2001, стр. 58, 171-195.

60. Очерки истории культуры Бурятии. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, том I, 1972. стр. 11-54.

61. Очерки культуры МНР. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1971. стр. 155-165

62. Панов Е.Н. Знаки Символы Языки. М.: Знание, 1980, стр. 66-87.

63. Панынина И.Н. Декоративно-прикладное искусство издательство «Народная-АСВЕТА» Минск.: 1975, стр.8

64. Петри Б.Э.Орнамент кудинских бурят, т. 5,вып.2, 1918,с.220.

65. Рунге В.Ф., Семеновский В.В. Основы теория и методология дизайна М.:2003 МЗ. Пресс.

66. Рябов В.Ф. Искусство как общественная потребность // Художник РСФСР.-Ленинград, 1977

67. Ремпель Ю. «Декоративное искусство» №6. М. Советский художник, 1983, стр.170-181.

68. Сампилов Ц. Этнографические зарисовки. Наука, Новосибирск, 1995118

69. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. — М.: Просвещение, 1969

70. Сафронов Б.В. и др. Мир человека. М.: Мысль,1975. стр. 38-56.

71. Сибиданов Б.Б. Традиционная реальность бурят: пространство и время. У-У.: Изд-во БГУ 2002. стр. 41-105.

72. Соколова M.JI. Металлы в дизайне. М. МИСИС, 2003, стр. 10-19.

73. Соколова М.Л.,МамедоваИ.Ю.,Фурникэ М.Ш.,М.,2005,с.26-27.

74. Соктоева И.И. Художники Бурятии Худ. РСФСР, Л.:1976, стр.58

75. Соктоева И.И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии Новосибирск «Наука» 1988, стр.76

76. Солдадзе Л. Семантика древнего орнамента. Декоративное искусство. 1980, стр. 17-22.

77. Старокалмыцкое искусство. Элиста. 1991. Книжное издательство, стр. 26,27

78. Степанов Г.П. Взаимодействие искусств // Художник РСФСР. — Ленинград, 1973.

79. Стили в искусстве: Орнаменты и декоративные узоры. М.: Астрель-АСТ, 2007

80. Тумахани А.В. Бурятское народное искусство. У-Удэ,1970. Бурятское кн. изд., стр.60.

81. Турунов А. Прошлое бурят-монгольской народности. Иркутск, 1922, стр.24.

82. Уткин П.И. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа, 1992. стр. 4-10.

83. Философский энциклопедический словарь, Издательский дом «ИНФРА М», Москва, 1997, стр. 468.

84. Фишер И. Сибирская история. СПб., 1774, стр.542.

85. Флеров А.В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов. Высшая школа М.: 1081, стр. 115

86. Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000, стр. 18-20.

87. Хангалов М.Н. Собр. соч., т. I, У,- Удэ, 1958, стр. 75, 440, 541-542119

88. Цыганкова Э. Г.У истоков дизайна «Наука» М.: 1977,с.З-5.

89. Черных Е.Н. Металл человек - время. М., 1972. стр. 199

90. Энциклопедия символов. М., СПб.: Изд-во «Сова» 2006. стр. 14, 20, 26, 428, 933-938, 149.

91. Энциклопедия символы, знаки, эмблемы, стр. 484, 485.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.