Бурятское народное декоративно-прикладное искусство в XIX - начале XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Дагданова, Жигмыт Николаевна

  • Дагданова, Жигмыт Николаевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 185
Дагданова, Жигмыт Николаевна. Бурятское народное декоративно-прикладное искусство в XIX - начале XXI вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Москва. 2006. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Дагданова, Жигмыт Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА

1. Художественная обработка металла.

Традиции в современное! и

2. Этно1срритриальныс различия в художее!венной обработке металла вХ1Х - начале XX вв.

ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДЕРЕВА

1. Художественная обрабомса дерева. Традиции в современности

2. Эмнперриюриальнмс различия в художественной обработке дерева в XIX - начале XX вв.

ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕНАЯ ОБРАБОТКА МЯГКИХ

МАТЕРИАЛОВ - КОЖИ, ВОЙЛОКА, ТКАНЕЙ

1. Художественная обрабо1ка мяпсих ма1срналов. Традиции в современное(и

2. Эт¡территориальные различия в художееiвенной обработке мягких ма1сриалов в XIX - начале XX вв.

ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БУРЯТСКОГО ОРНАМЕНТА И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЕГО ГЕНЕЗИСА

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Бурятское народное декоративно-прикладное искусство в XIX - начале XXI вв.»

Предварительные замечания. Буряты живу г в Южной Сибири: в Республике Бурятия и двух авюномных OKpyiax - Усгь-Ордынском в составе Иркутской облаем и и Aihiickom в сосмаве Читинской обласми. г)тнотрафически и географически Бурятия, как принят счта1ь в научной лиicpaiype, делится на две части Западную - 11редбайкалье и Восточную - Забайкалье.

Этическая и культурная история Бурятии была весьма сложной. В древности и средневековье здесь жили разноязычные племена и народы. Происхождение и расселение болыпинемва родоплеменных групп бурят к началу XVII в. доааючно хорошо освещены в научной литературе [Румянцев, 1949; Он же, 1961; Он же, 1962; Он же, 1965; Он же, 1969; Токарев, 1939; Долгих, 1952; Оп же, 1960, Цыдепдамбаев, 1972; Балдаев, 1970; Нимаев, 1988, с.89-133; Он же, 1993; Оп же, 1996, Оп же, 2000]. Установление Россией устойчивых фапиц с Монголией и Китаем привело к обособлению бурятских племен 01 остальною мошочоязычного мира, к разрыву их традиционных хозяйспзеппо-кулыурпых связей с народами Центральной Азии, Кигая. Дальнейшее их этическое развитие шло под непосредственным влиянием русскоязычною населения [Пимаев, 2000, с.159-160]. Именно после прихода русских возникают соответствующие условия для завершения процесса консолидации различных родоплеменных групп в единую народность в первой половине XIX в. [Нимаев, 2000, с 188J.

К началу XIX в. западные буряты вели в основном оседлый образ жизни, .занимаясь земледелием и ckoi оводе гном, а воем очные бурянл - кочевым или полукочевым с ко i оводе i вом.

Между западными и восточными бурятами были определенные различия в духовной кулыуре. 1ак, западные буряты исконно были шаманистами, но после российской миссионерской деятельности со второй половины XIX в. основная масса нредбайкальских буря i была обращена в православие. Впрочем, древние культы в большинстве православных семей сохранялись и в XX в.

Восточные буряты в эют период были буддистами и несмотря на усилия миссионеров, православие прививалось здесь с Iрудом.

Переходя к основной теме диссершции, прежде всего отметим, что уже к первой половине XIX в. сложились основные черп.1 современного бурятскою народного декоративно-прикладною искуса ва, изучение ко юрою показывает, чго наряду с мубокими месшыми фадициями в ею формировании важную роль сыграли значтельные кулыурные кон гак ¡ы с народами Южной Сибири и Цешральной Азии. Эпкменегические связи, родоплеменные и территориальные деления, особенности природтыеофафических условий, специфика хозяйавепною и религиозною уклада гакже во мпоюм повлияли на своеобразие декоративно-прикладного искусе та западных и восточных бурят.

В конце Х1Х-начале XX вв. основными видами буря1ского народною декорагивпо-прикладпою искусства были художественная обрабо1ка металла, роспись и резьба по дерев), деревянная скулып>ра малых форм, шспепие и аппликация по коже, орнамешация войлока, плаение ковриков из конского волоса

С начала XX в. о ¡дельные виды украшаемых изделий уфачивают свое значение, 1ак как условия оседлой жизни неизбежно веду! к исчезновению из бьпа традиционных предмеюв кочевническою уклада. Э101 процесс вполне закономерен, но вмеае с тем он аавит перед рабо!никами кулыуры важнейшую задачу - сохранить в новых условиях достижения мпо1 овекового развития декора 1ивпо-прикладного искусе та буряь

Актуатюсть темы иссшдования Исюрико-лполо1 ичеекое изучение народною декорашвпо-прикладною искусана имеет большое значение для понимания нпической исюрии народа и ею иаорико-кулыурпых связей с дру1 ими Э1 носами, для возрождения и сохранения в современных условиях художеавенных традиций в буря1ской кулыуре. Рабо!Ы по л ой проблематике, опубликованные ранее, включают в юй или иной мере поаавленные выше вопросы, но не позволяю! получить предаавления о буря1СКом народном декоративно-прикладном искусстве в целом, в особенности в начале XXI в., чю 3 является очень важным и актуальным в современных условиях изменяющейся России.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в заполнении имеющихся пробелов в изучении декоративно-прикладною искуса ва бурят. Оно может быть испольювано в обобщающих исюрико-зтпофафических i рудах, а также, в частое ж, в научно-педак)1 ической дсчпельноаи, при тении спецкурсов по зпкшмии и исюрии народною искуса ва. Содержащиеся в paôoie описания 1ехиических приемов художественной обработки металла, дерева и мя1ких материалов могут бьпь полезными в деле возрождения и сохранения некуда забьиых традиционных форм декора жвно-прикладного искуса ва.

Историография. Первые краткие сведения о наличии у бурят 1каней, изделий из серебра встречаются в записях-доиссепиях служилых людей -казаков-первопроходцев XVII в. в ходе освоения Сибири и вхождения Бурятии всоаав России [Сборник докумешов., 1960].

В конце XVII - начале XVIII вв сведения о буря i ах, в част nocí и об их украшениях, одежде, пополнились офывочпыми данными дипломатов-посланников русскою царя И.Идеса, Д.Бсля. И.Идее, познакомившись с бурятами BpaicKoio и Нала!анскою острогов, опубликовал сведения об их хозяйаве, жилищах |Идес, Бранд 1967]. Он огмешл, ню «в своих коммерческих операциях буряш не беру i серебра в монаах, предпочитая им золото и серебро исключи¡ельно в слшках» [Гирчепко, 1939, с. 13]. Джон Бель описал отдельные украшения замужних женщин: « jaiuieiaior свои волосы в две косы по одной на аороне и вкладывают их в железные два кольца, чтобы не спутались оные на 1рудь» [Басанова, 1969, с. 204 j.

Сведения, касавшиеся в тй или иной мере художеа венной культуры буря i, продолжали вофлаам» блаюдаря предприняшм в XVIII в. академическим женедициям, в задачу которых входил сбор сведений о коренных народах Сибири. Труды таких выдающихся исследователей как Г.Ф.

Миллер [Миллер, 1999, 2000, 20051, И.-Г. Гмелин [Gmelin, 1751], U.C. Паллас i

Паллас, 1773-1778], И.1 . Геор1и [1 еорги, 1799] сьпрали немаловажную роль в пробуждении научных ишересов к бурятскому народу, к ею истории и культуре.

И.Г. Геор1и одним из первых обратил внимание на параллели между одеждой бурят и других народов - 1атар, калмыков, туш усов [Геор1и, 1799, с. 32-34], особо ошежв искусство «бра1ских» (бурякжих) кузнецов, «между коими есть нарочито искусные.» [там же, с.29]. Он писал, чю «.мужчины подпоясываются поясом, покрытым братскою вороненою работою, к которой привешивают нож, огниво и табашный прибор. мужчины нося1 серьги, перстни, кольца» [шм же, с.31]. Отметил и женские украшения: «.часю надеваюI на косы свои чехлы, сделанные и* бархат или дру1их каких материй. Серьги, к коим привешивают корольковые пронизки, бывают величиною в рубль. Шею и грудь покрываки сделанною из коральков (кораллов) выпезкою» [там же, с.34].

С.П. Крашенинников, приводя описания украшений буря1ских женщин, писал: «к косам своим приплетаю г лошедипые черные хвосты, на половине косы продеш сквозь оловянную грубку и концами в оловянных же трубках утверждены» [Крашенинников, 1966, с.66], «поясы у женщин такие ж, как у мужчин, серебром насеченные имеюI.а около ею рашые медные фигуры, кольцы и про!чсе навешаны, а над поясом медные колокольчики с язычками, над колокольчиками спина оловянными фигурками выкладена, на нереди змеиные юловки нашшы, на шеи бисерные перлы» [1ам же, с.66-67].

Некоторые интересные сведения о возрааных и социальных особенностях украшений бурятских женщин имеются в работе Ф. Лангаиса [Ким, 1965]. Лвюр упомипае! бурягское пашапие пакосников в виде фуигяра для кос и* бархага шиберги. Он же пишет, что «девки плетуг на все стропы вокруг кос по двадцати, и* коих па одной, висящей на лбу приделываюг бляху» [там же, с.150].

Специальные лнографическис исследования кулыуры буряI начинаются с середины XIX в., чю связано с организацией Восточно-Сибирского Отделения 5

Императорскою Русскою 1 сографического Общее та (ВСОРГО). Интересные сведения о ма1ериальной культуре буря i приведены в работах ряда исследователей Цешральной Азии: Г.Н. Гкманина [Поганин, 1833], A.B. Потаниной [Поганина, 1895], A.II. ПДапова [Щапов, 1875], U.M. Ядринцева [Ядринцев, 1891], В.II. Харузиной и II.II. Харузина [Харузина, Харузин, 19111912].

Необходимо особо отметин, фуды выдающихся ученых M.II. Хапгалова [Хапгалов, 1958 - 1960] и Д. Сатарова [Банзаров, 1955], в которых содержа1ся mhoi ие важные, подчас уникальные сведения о культуре бурят.

Однако в бурятоведческой литературе XIX в. декорашвно-прикладное искуса во не являлось предметом специальною исследования, хотя материалы указанных авторов, касавшиеся лой 1емы, не уфачивакм своей ценности и в наши дни.

В начале XX в. появляются первые рабош, посвященные буря1Скому орнамешу. Орнамешальные мошвы бурят рассмофены Ь.Э. Псмри [Пефи, 1918]. В своей pa6oie авюр привел сведения но художесчвенной обработке мя1ких материалов, металла и дерева у кудипских (эхиршеких) буряк Им были описаны некоторые способы декоративною оформления предмеюв быта, дан анали? основных ориаметальных moiивов у данной фуппы.

В 1920-х п. II.II. Хороших продолжил изучение орнамента прибайкальских буряi [Хороших, 1926]. Он предложил типологию орнамеша в зависимости от материала и способа его нанесения на предмет. Объектом ею специального рассмотрения были орнаментальные узоры, выполненные на вязаных шераяных чулках ольхонских бурят, в результате чею был выделен Kpyi основных орнаменюв («зубчашй зима!», сшли юванные изображения шиц, «бараний poi»). Друиш публикация II.II. Хороших основана на ма1сриалах по орнаменжке северных (предбайкальских) буряi [Хороших, 1927]. В пей авюр рассмафиваа вышише узоры, используемые мастерицами на изделиях из гкани, войлока и кожи.

С середины XX в. число иселедова1елей, снимающихся народной культурой бурят, существенно возросло. Эю офашлось в публикациях юго времени.

В 1958 г. И.С. Тугутов опубликовал KHHiy «Материальная культура бурят. Этнографическое исследование» [IyiyroB, 1958]. В л ой работе автор описал процесс изготовления различных изделий бурятских маем еров. Описывая конское снаряжение, консфукцию и отделку бурятского седла, автор обращается 1акже к ма1ериалам по народному искусству, но при этом им не были выделены особенности развития ма1ериалыюй кулыуры у разных этно1ерригориальных ipynii.

Сга1ья ГЛ. Ленхобоева и K.M. Герасимовой, вышедшая в 1963 г., посвящена народным умельцам селений Нижнею и Верхнею Оронгоя Буря1ии [Ленхобоев, Герасимова, 1958]. В данной с i а i ье даю ich общие сведения о строительном, аолярном, литейном, малярном, иконописном ремеслах, распространенных в лих селах и некоторых других меаах Бурятии во второй половине XIX-начале XX вв., рассматривается влияние буддийского искусства па 1ворчество народных умельцев.

В KHHie К.В. Вя1Кинои «Очерки культуры и быта буря1» [Вяткииа, 1969] затронуты лишь некоторые особенности одежды, украшений и предметов быта бурят. Но вмеае с тем в данной публикации дае1ся описание отдельных технических приемов, используемых буря1скими мааерами при обработке металла, кожи и войлока.

В 1970 I. A.B. Тумахани издал книгу о бурятском народном искусстве [Тумахани 1970]. Данная работа дает лишь общее представление о декоративно-прикладном искуса ве. 0тсу1ствие описания 1ехничееких приемов и герминолотии, исполь*уемой бурятскими маеiерами, является одним из недоста1ков данного исследования.

В pa6oie «Художеавенная обрабо1ка металла в Ь>ря1ии», написанной коллек!ивом авюров под руководсчвом И.И. Соктоевой, дан анализ приемов металлообработки у бурят, а также приведены сведения о творчестве мастеров 7 художественного мегалла Бурятии в середине XX в. [Художественная обрабо1ка маалла, 1970].

Ценная моншрафия И.И. Сокюевой «ИзобразиIельное и декорашвное искусство БуряIии», вышедшая в 1988 г. [Соктоева, 1988], основана на материале преимущественно прошлою века. В книге рассмотрены искусствоведческие аспекты материальной и духовной культуры бурят и их декорашвное и изобразигельное искусство, влияние на нею русской культуры, а гакже ламаизма. Ею освещается вопросы развишя советского изобразительного искусства Бурятии.

Первым обобщающим исследованием художса венного опыта мошолоязычных народов, в юм числе и буряI, явился фуд 11.В. Кочешкова «Декорашвное искусспю мош олоя зычных народов Х1Х-середины XX вв.» Автор рассмафивает кру1 вопросов, связанных с историей декораивного искусства мошолов, бурят и калмыков XIX - 70-х годов XX в. [Кочешков, 1979].

В книге Р.Д. Бадмаевой [Бадмаева, 1987] рассматриваем один из видов материальной культуры - бурятский народный косном в бытовом, производсIвенном, социальном, обрядовом и эсгешческом значениях. Автор прослеживает изменения в одежде буряI с XVII в. до конца XX в.

В 1987 г. Л.Р. Павлинская защишла диссертацию, посвященную художественному ме1аллу бурят Х1Х-начала XX вв. [Павлинская, 1987], в ко юрой впервые была представлена проблема необходимое! и исследования художеавеннот металла в атрибутах бурятских шаманов.

Большой интерес в сравнительном плане для нас представляет монофафия В.А. Кореняко «Мошольская народная скульптура», посвященная декоративной скульптуре Х1Х-первой чегверш XX вв. - монгольским шахма1ам, шре «хорло», резному камню [Кореняко, 1990]. Авюр рассматривает скульптуру малых форм как одну из облааей традиционнот искусава мошолов. Главным содержанием каждой 1лавы являася публикация произведений искуса ва, даны их описание и анализ. 8

В другой KiiHic В.Л. Кореняко, вышедшей в 2002 г., проведено сравнительное исследование скифо-сибирскою звериною стиля I гыс. до н.э-начала I гыс. н.э. и искусства кочевников Цешральной Азии в XIX-XX вв. [Кореняко, 2002]. Исследование огличае1ся высоким уровнем анализа материала, автором предложена новая гипогсча происхождения древнекочевническо1 о искуссi ва.

В 1997 г. опубликована монография A.A. Бадмаева, посвященная традиционным ремеслам (XIX - начало XX вв.) одной из этнолокальных групп бурятского парода - агипских бурят [Бадмаев, 1997]. Особый интерес вызывает глава о происхождении традиционных ремесел агипских буряi, основанная на данных фольклора, орнаментики и лингвистики.

В 2004 г. под редакцией ПЛ. Жуковской и JI.JI. Абаевой в серии «Народы и культуры» был опубликован обобщающий груд «Бурягы» [Буряты, 2004]. Издание явило собой наиболее полное па сегодняшний день собрание сведений по этической истории и кулыуре бурят. В разделе «Декоративно-прикладное искусство», написанном Е.А. Баторовой, рассмотрены общие черты характерные для ною вида народною гворчеава.

Декора швно-прикладное искусство буря i изучено далеко не исчерпывающим обраюм. Эю послужило основанием для более углубленною исследования данной проблемы с включением новых источников - музейных, архивных и полевых материалов автора.

При разработке вопросов формирования декоративио-прикладного искусства бурят и влияния на нею культуры соседних народов учтены работы таких видных исследователей, как C.B. Иванов (1954, 1963], A.I1. Окладников [1937, 1955, 1971, 1976], С.И. Вайнштейн [ 1974, 19911

Цель и задачи исследования Основная цель диссертации, как уже отмечено выше, - всестороннее исследование основных видов декоративно-прикладного искусства буряi - художественной обработки металла, дерева и мятких материалов (кожа, войлок, 1кани) в XIX - начале XXI вв.

Поставленная цель предполагает решение следующих конкречных задач: о детальное описание основных видов декоративно-прикладного искусства бурят в XIX - XX вв.; сравнительное исследование основных форм декоративно-прикладною искуссша воеIочных и западных бурят в конце XIX -начале XX вв.; влияние на художественную обрабо1ку металла, дерева и мягких ма1ериалов у буря I кулыуры соседних народов; выявление основных особенностей буряIскот орнамента и попы I ка решения вопросов его I енезиса; анализ состояния бурятскою народного декора швно-прикладного искуса ва в современной России, фапеформация традиций в начале XXI в.

Источники Совокупность источников, исполыуемых в данном исследовании, можно классифицировав по чаырем Iруинам: 1. музейные коллекции; 2. полевые Мсиериалы авюра, 1. архивные докуметы.

1. Музейные коллекции. Особую ценность для диссертации имели музейные материалы по декоративно-прикладному искусству буря г, привлечение коюрых создало значительную но объему и содержанию источпиковую базу исследования.

Буря Iекая коллекция «Государственною музея Востока» (I .Москва).

Декоративно-прикладное искусеI во буря I Х1Х-середины XX вв. здесь нредс1авлено изделиями из металла, дерева, мя1ких ма1ериалов - у1варь, детали конской упряжи, верхняя одежда, юловные уборы, войлоки, деревянная скульптура малых форм. Наиболее ценной является коллекция драюцеипых мегаллов - разнообразные богато орнаментированные женские на1 рудные, височные, иакосные, поясные украшения, навершия на шапки, серьги, пуговицы, предметы религиозного кулыа, ножи, огнива.

Му^ей истрии Бурятии им. М.Н. Хангалова» (г.Улан-Удэ) насчи1ывае1 более 85000 единиц хранения. Коллекция музея являегся одной иI самых ишересных собраний буддийского искусава позднего

10 периода (XVIII - начала XX вв.)- Декоративно-прикладное искусеi во представлено изделиями народных мастеров - колчаны, нарядная упряжь верхового коня, украшения, облачение шаманов, традиционная одежда.

Коллекция «Республиканского художса венного музея им. Ц.С. Самгшлова» (г. Улан-Уд)) насчитывает около 7000 единиц хранения, из них более 1000 изделия бурятских народных маеiеров: резьба по дереву, i обелены из конскою волоса, монументальная чеканка, роспись по шелку. Особую ценность представляет серебряный фонд музея, насчип.шающий около 1000 единиц хранения. В коллекции предаавлены классические комплекш мужских и женских украшений бурят забайкальского региона, а также ювелирное искусство современных мастеров металлообработки.

Коллекции «r)inoi рафическо1 о му*ея народов Забайкалья» (i. Улан-Уд )) офажают бьи как воеiочных (забайкальских), 1ак и западных (предбайкальских) бурят. В пей собраны традиционная одежда и обувь, упшрь, мебель, стсчаные войлоки, коврики И1 конского волоса - таары, конское снаряжение, орудия труда.

Государственный национальный музей Уаь-Ордынского Бурятского авюномного OKpyia» (пос. Усть-Ордынский) насчитывае1 более 6 1ыс. единиц хранения. Наиболее ценными являю1ся инографическая коллекция, насчи1ывающая более 700 нредмеюв, и археологическая коллекция свыше 500 нредмеюв. Здесь предеiвалено декорагивпо-прикладпое искусство западных бурят - фадиционпая одежда, обувь, украшения. Также в коллекции му*ея имекнея колчаны, стрелохрапилища, наборные пояса, ршуалыше шаманские принадлежности, оружие, утварь, коврики из конского волоса.

В «Агинском окружном краеведческом му*ее им. профессора Г.Ц. Цыбикова» (пос. А1инское) собрано около 7 i ыс. экспонатов, раскрывающих материальную и духовную культуру агипеких бурят и прошлого столетия. Наиболее ценной является коллекция ювелирных украшений.

Коллекция «Кях1ипского краеведческого музея им. академика В.Л.Обручева» (г. Кяхта) насчитывает около 100000 единиц хранения. Декоративно-прикладное искусство, в основном офажающее быт бурят цонгольских родов XIX-начала XX вв. представлено в музее мужской и женской одеждой, обувыо, юловпыми уборами. Художеа венный металл представлен в музее ювелирными изделиями, выполненными буря1скими мастерами - женские украшения, навершия на головные уборы, наборные пояса, подвески, ножи, курительные трубки, огнива.

Я имела возможность изучить также коллекцию сельского музея Ацатской средней школы им. Агваиа Доржиева Заиграевского района Бурятии (с. Ацагат), отражающую быт хоринских бурят. Это одежда, сундуки, утварь, орудия фуда. Традиционная буря i екая одежда и утварь начала XX в. была изучена мною в Moiсохопском краеведческом музее им. С.II. Очирова Кижишинскою района Бурятии (с. Moicoxoh). В Баяшольском историко-краеведческом музее Баргузинского района (с. Баянгол) я ознакомилась с домашней утварью, предметами культа.

Инвенгарные номера учтенных музейных коллекций приведены в соогве1С1вующих разделах данной диссертации.

2. Полевые материалы. Важную роль в предприняюм исследовании сыграли нолевые ма1ериалы, собранные мною в 2001-2004 гг. в г. Улан-Удэ, селах Бурятии, а 1акже в Aihhckom и Ус1ь-Ордынском Бурятских автономных округах.

В июие - авгуае 2001 i. мною были совершены поездки в села

Ацагат, Арбижил Зашраевскот района; села Хоринск, Улап-Одон,

Анинск Хоринскот района; села Могсохон, Кижиш а Кижиш инского района, села Сосново-Озерск, Усть-Э1 игуйск Еравнинского района

Бурятии; в июне - авгуае 2002 г. - поездка в села Курумкан, Бар[ахан,

Элысун, Api ада Курумканского района, села Улюн, Хил1ана, Баянгол,

12

Дырен Баргузипского района Бурятии; в июне - сентябре 2003 г. -поездка в села Жаргалаша, Ноехон, Гахой Селенгииского района, село Алтай Кяхтинскою района, села Подлопатки, Цолга, Харашибирь Мухоршибирского района, села Верхний Ичетуй, Нижний Ичетуй, Алцак, Оёр Джидинского района. В период 2003 - 2004 п. были предпринят поездки в нос. Усгь-Ордынский Уаь-Ордынскою Бурятского авюиомною окру1а и в нос. Агинское Айнскою Бурятского автономно! о округа.

В ходе сбора нолевого материала я столкнулась с рядом трудностей, связанных с исчезновением памятников традиционной ма!ериальной культуры и со сложными условиями ее бытования в наши дни. Тем не менее, в результате обследования удалось сделан» фотоснимки, зарисовки и описать вещееIвенный ма[ериал, включая художественно оформленные предмеш конца Х1Х-ХХ вв. К ним относятся отельные детали женских украшений, предметы религиозною культа, сундуки, единичные экземпляры войлочных изделий различной сохранности. Сбор материалов проводился пу1ем опроса и записи сведений у жи1елей старшею поколения, знающих фадиционные формы бы 1а, одежды, украшений, отдельных приемов художественной обработки дерева и мя1ких ма1ериалов.

В ходе полевого сбора материалов было проанализировано современное сосюяние народного декоративно-прикладного искусства в указанных бурятских селах. Данные о состоянии народных художественных промыслов в Бурятии были ¡акже получены от С.С. Сзмбуева - заведующею Отделом декорашвно-прикладного искусства Республиканского цен фа народного творчества (г. Улан-Удэ).

3. Архивные материалы. Ценными для диссертации явились архивные материалы Иркутскою краеведческого музея по миографии бурят, хранящиеся в Отделе письменных памятников Института мошоловедения буддологии и тибетологии СО РАН, которые во многом

13 помогли автору при выявлении типологизации женских и мужских украшений, одежды локальных групп бурят.

Ма1ериалы о современном состоянии народных промыслов в Бурятии, Усть-Орде и соседних республиках были получены мною из Главною информационно-вычислительного центра Министерства Культуры (ГИВЦ МК) за 2002 I.

Территорий ¡ьные и хроно югические границы исследования. В ареал исследования включены Республика Бурятия и два автономных округа -Усгь-Ордынский в составе Иркутской области и Агинский в составе Читинской области, представляющие собой зону традиционного расселения локальных групп бурят. Хронологически работа охватывает Х1Х-начало XXI вв., однако в исследовании затрат иваюгея и более ранние формы традиционной культуры бурятскою народа.

Методоюгической основой диссертации являю гея башеные принципы исторической науки: принцип историша, коюрый позволяем рассматривать исторические процессы и явления в их реальном развитии и тесной взаимосвязи; принцип всестороннею анализа фактов в их совокупности. Сравнительно-иеюрический метод позволил, путем обнаружения историко-1иполо1 ических параллелей, выявим, общее и особенное в декорашвно-прикладном искусстве бурят и сопредельных - кочевых - народов Сибири и Центральной Азии. В основу анализа декоративно-прикладного искусства буряI я стремилась положить системный подход, позволяющий охватить изучаемый объект в его целостности на основе комплексного использования исюрических и архивных источников, музейных материалов, данных сравнительной лишвистики, лпологии и археологии.

Научная повита Как уже ошечено выше, предлатаемое исследование является первым опьмом всестороннею изучения народною декоративно-прикладного искусства бурят, включая ею современное состояние. В частности, проанализировано современные формы художественной обработки металла, дерева, мятких материалов и трансформация традиций в начале XXI в.

14

Впервые детально изучены эшо1ерриториальные различия в декоративно-прикладном искусстве восточных и западных буряI в конце XIX - начале XX вв. Выявлены основные особенности бурятскою орнамента, и предпринята попытка решить вопросы его генезиса.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Дагданова, Жигмыт Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмофели бурятское народное декорашвно-прикладное искусе I во Х1Х-пачала XXI вв. Ис трико-этнологическое изучение художественной обработки мегалла, дерева, мягких материалов, деревянной скульптуры малых форм показало, что к началу XIX в. завершился процесс сложения основных черт этих видов художественного творчества бурятского народа.

Еще в XVII в. у предков бурятского этноса существовала высоко развитая торевтика. С тех пор вплоть до начала XX в. работа по металлу находилась в руках кузнецов. Кузнец дархан кроме своею мастерства обладал обычно еще и жреческим даром дархан утха, пользовался особым высоким положением в бурятском общее те. Кузнецы делились на белых сагаан дархад и черных хара дархад Белые кузнецы сагаан дархад считались мастерами ювелирного искусства, работавшими с благородными металлами, а черные кузнецы хара дархад - людьми, изюювлявшими лишь различные бьновые и хозяйственные предметы из черных металлов. В конце XIX - начале XX вв. кузнечное ремесло постепенно утратило свое значение, и за потомками кузнецов сохранялись лишь жреческие и лечебные функции. Однако, дарханы владевшие ювелирным искусством, по-прежнему оставались востребованными среди местного населения. Создание ремесленных центров в конце Х1Х-начале XX вв. послужило сложению более узкой специализации мастеров металлообработки. Дарханы работали, как правило, на заказ и для продажи, применяя для $ изготовления кузнечных изделий железо, реже - черные металлы и некоторые цветные металлы, а особо искусные мастера для ювелирных изделий использовали серебро, реже золото. Буряты издавна имели собственные рудники в Прибайкалье, но к началу XX в. сведения о местонахождении выходов металлической руды, являвшиеся родовой и личной тайной кузнецов большей частью были утрачены. Присоединение к Российскому государству, а также расширенные тортовые связи с соседними странами, привели к покупке и

использованию привозного сырья. Бурятские умельцы дарханы в конце XIX -начале XX вв. использовали различные 1ехнико-художес1 венные приемы: насечку серебром по железу, фавировку, художественную ковку, литье, чеканку, филшрань, юлочение и серебрение, инкрустацию полудрагоценными камнями. Комплекс технических приемов и инсфуменюв, используемых бурятскими маеIерами ме1аллообрабо1ки, показываем что торевтика бурят во многом близка художественной обработке металла других кочевых скотоводческих народов Южной Сибири и Центральной Азии.

С приходом советской власти началась решшельная борьба с пережитками

прошлого как в бьпу и сознании парода, так и в художественном творчестве,

однако уважительное отношение к ремеслу, несмофя на все перипетии нового

времени, не стерло из иамяж народа то исконное, что складывалось на

протяжении МП01ИХ веков. Мааера металлообрабо1Ки счали умело сочетать

символику нового времени с традиционными орнаментальными мотивами.

Активное учасше в сохранении этого народного вида искуса ва на протяжении

всего XX в. принимала ишеллшенция - знатоки бурятских традиций.

Проводимые в эю время республиканские, зональные, всесоюзные и

зарубежные выставки во многом способствовали выявлению потомственных

мастеров металлообработки в различных уголках Бурятии. В этот период

происходило поаепепное слияние народного творчества и искусства

профессиональною. Несмотря на го, чю в современных условиях многие

технические приемы художестемной обработки металла совершенствуются,

способы изготовления уникальных и малосерийных художественных изделий

по-прежнему сохраняются и передаются новым поколениям мастеров и

художников. Поныне приемы художественной обработки металла и

инструментарий во мноюм остаются неизменными. Традиции в современности

сохранены благодаря талантливым ученикам мастеров - «дарханов» прошлого,

однако их искусство в большинстве своем характеризуется как искусство

профессиональное. В селах же Бурятии мастеров, занимающихся

художественной обработкой металла, остались единицы. Это объясняется

отсутствием возможности у населения заказывать и покупать художественные изделия масмеров, что в свою очередь связано с утраюй ряда народных традиций.

Прослеживаемые )i но территориальные различия между западными и восточными буря1ами в художественной обрабо1ке металла главным образом связаны с 1см, чю буряты складывались на разноплеменной основе и традиции художественной кулыуры этих племен отразились па разнообразии украшений, в применяемых орнаментальных мотивах. Немаловажно и ю, что западные буряты в большей мере испытали связи с Россией и православием, а восточные находились под большим влиянием Монюлии и буддизма. Рассмотренные художественно оформленные изделия из металла - женские и мужские украшения, конское )бранс1во, бытовые предметы - показали, что торевтика у восточных бурят в конце XIX-пачале XX вв. имела более разнообразные формы. Восточные мастера при декорировке изделий из металла использовали более сложные мотивы: витиеватые переплетения растительных побеюв, лотосовые moi ивы, модификации узла счастья, различные вариации меандра, стилизованные образы драконов, львов, летучих мышей. В художественной обработке металла западных бурят были сохранены многие архаичные мотивы -круги, роювидпый орнамент, розетки. Смысловое содержание изображений в виде кружков и дисков, олицетворяющих солнце и луну, во многих случаях было утрачено, по все же форма оказалась более усюйчивой. В определенные исторические периоды локальные группы бурят активно взаимодействовали с народами, коюрые находились в ближайшем соседстве с ними, а в некоторых случаях имели и общеменетические связи, данные процессы также отразились на торевтике буря i. Наиболее близка - как в отношении используемых технических приемов, 1ак и по характеру украшений - металлообработка у монголов, тувинцев, хотя определенные связи выявляются также и с калмыками, и с алтайцами, народами Средней Азии, с Тибетом. Общие в основных чертах для бурят, тувинцев, монголов особенности

центральноаша1Скою с шля художественною металла сложились сравнительно поздно, примерно во вюрой половине XIX - начале XX вв.

Художественная обработка дерева издавна являлась неотъемлемой составляющей кочевою бы га буря к Ее развитие объясняется, прежде всего, простотой обрабо1ки материала, его доаупностью. Деревянные предметы быта могли сделать мужчины в каждой бурятской семье, но требовавшие большого мастерства сундуки, покрытые росписью, седла и остовы юрт изготовляли ремесленники-столяры. В конце Х1Х-пачале XX вв. бурятские маеIера деревообрабо1ки доашли определенных высот в эюм виде искуса ва. В этот период ор1аииювываю1ся ремесленные центры, что послужило сложению более узкой специали шции мастеров деревообработки. Опытные дарханы знали особые свойава древесины разных пород деревьев, особое внимание уделяли правильной сушке и обработке дерева. Инструменты бурятских умельцев были аналогичны ¡аковым у других кочевых скотоводческих народов Центральной

Азии и Южной Сибири. У буря I деревянная посуда кустарною производства к

концу XIX в. аановтея невостребованной, лишь наиболее полезные и незаменимые предмет из дерева дархапы мастерили еще до середины XX в., декорировка которых осуществлялась наиболее распространенными приемами орнаментировки - плоскорельефная, плосковыемчатя, тонколинейная двухгранновыемчашя резьба.

В конце XIX - начале XX вв. основным украшением интерьера юрты являлась специфическая «кочевническая» деревянная мебель, украшенная росписью. Вся мебель делалась без гвоздей и металлических стержней, на сыромятном клее, деревянных шпуншх и угловых креплениях в шип. В конце XIX - начале XX вв. для росписи мебели мастера испольювали в основном готовые покупные краски, лишь на доро!ие и особо важные произведения культового назначения испольювали минеральные и расшгельные краски собственного ириюювления. Бурятские мастера обычно пользовались самодельными киаями. Роспись наносили, зачастую применяя бумажные трафаре I ы сагбар

После революции произошли коренные изменения в хозяйственном укладе бурят - коллективизация сельскою хозяйства и переход бывших кочевников и полукочевников к оседлости; все гло оказало существенное влияние на их материальную культуру и бык Смена традиционного жилища - юрты на оседлое - избу, привела к изменению внутреннего убрана ва. Традиционная мебель и утварь, приспособленная к кочевому образу жизни, оказалась не'( востребовапой. Ныне в Бурятии изготовлением традиционной малогабаритной мебели и ее росписью практически не занимаются.

Яркой составляющей художественной обработки дерева бурят в конце Х1Х-начале XX вв являлась скульптура малых форм, несущая в себе древние традиции. 11ервоистоками деревянной скульптуры по праву можно считать деревянные культовые фшурки, которые имелись уже у ранних кочевников. Большинство культовых скульптур конца XIX - начала XX вв. не отличались большой сложностью и искусством, ограничиваясь задачами схематической символики с элементами реализма. Некоторые же деревянные скульптуры, например, антропоморфный образ Белого старца Сагаан убгэн, распространенный в кулыах и фольклоре мнотих народов, в том числе бурят, монюлов и тувинцев, вырезались более пцагельно. В конце Х1Х-начале XX вв. особое мест в искусаве мелкой деревянной плааики бурят занимают анималистические образы. Наиболее традиционной тематикой являлись образы пяти видов домашнею скота табаихушуу мал (кони, бараны, козлы, верблюды, быки и коровы), изображения которых являются устоявшимися образами в искусстве друтих централыюазиатских народов. Анималистические образы в конце XIX - начале XX вв. воплощалась в основном в шахматных фигурках и игрушках. В работе над скульптурой из дерева мастер пользовался остро наточенным ножичком и пилкой. В рассматриваемый период пластическое искусство отдельных мастеров подверглось заметному влиянию буддийского искусства.

После создания Буря1-Мопт ольской АССР в 1923 г. деревянная скульптура малых форм, в отличие от расписной мебели и утвари, продолжала свое

существование блаюдаря ор1анизации выставок художественною творчества с участием самодея1ельных скульпторов. В сове1СКое время происходило постепенное слияние народного художественного пюрчества с искусством профессиональным. В ло1 период получают преимущественное развитие рельефные деревянные панно с анималиаическими сюжетами, в названиях которых выражалось веяние советского времени. Народные мастера и профессиональные скульпторы стремились к созданию ор1апичного сплава, в котором мудрость веков сочеталась бы с новым временем. Эта тенденция характерна и для современных резчиков. В последние юды бурятские мастера по дереву добились серьезных успехов, они творчески ра шиваюI национальные традиции в искусстве, расширяюI круг 1ем. Лучшие работы бурятских резчиков по дереву демонарируклся на многих выставках, в том числе и международных, однако искусство прославленных мастеров - скульпторов -это искусство профессиональное. Художественная резьба по дереву у многих сельских жителей и в наши дни остается любимым занятием, однако не в том объеме, когда можно юворшь об активизации его дальнейшею развития.

Этнотерриториальные различия в художественной обработке дерева в конце XIX - начале XX вв. прослеживаются как в самом жилище и некоторых элементах его убрана ва, так и в орнаментальных мотивах, используемых бурятскими мае Iерами при их декорировке. Орнамешы на традиционной мебели восточных буря I разнообразны, многие из них были почерпнуты из разных художеавенно-эстетических систем Индии, Тибета, Китая, в основном это сочетания различных вариаций шака шоу, стилизованные изображения облаков, лотоса, раашельных побегов, буддийские символы. Вместе с тем даже заимствованные элемешы были в значительной мере переработаны в бурятской среде, что привело к созданию своих самобытных черт в этом виде искусства, причем не юлько в характере уюров, но и в особенностях колорита росписей. Особенное!и восючнобуря1Ской красочной декорировки сундуков и других предметов уIвари весьма близки к монгольским и тувинским XVIII -начала XX вв., для которых шкже характерны полихромность, переплетение

декоративных элементов, использование светотени для создания впечатления рельефности. Для друтих южносибирских народов подобные росписи не харак!ерны. Росписи большинства сундуков западных буря1 выполненны в двух - трех цветах. Западнобурятские монохромные росписи с присущими ей узорами - бараньи рога, круги, ромбы, зит зати, розетки, звездчатые фигуры -вполне самобытны и, возможно, имеют глубокие многовековые традиции. Важно подчеркнуть значительное своеобразие росписи западных бурят, отличающейся 01 художественной росписи других скотоводческих народов Южной Сибири и Центральной Азии. Любопытно, что некоторые параллели выявляются лишь с алтайскими образцами сундуков.

В XIX - начале XX вв. художественная обработка мятких материалов также была неотъемлемо связана с кочевым образом жизни скотовода-кочевника и во мноюм зависела 01 мастерства бурятских женщин, коюрые с детства обучались шитью и владели простейшими навыками обработки овчины, кожи. Однако, наиболее качественные высокохудожественные изделия изготовляли все же специалисты - мастера.

Бурятские мастерицы применяли при очистке кожи 01 мездры скрбок (подобные скребки бы I овал и у эвенков, тувинцев, монголов), косу-литовку, не пригодную для сенокошения, ножной крюк, использовали различные кожемялки, коюрые предназначались для основательного размягчения кожи. Буряты, как и мошочы, применяли схожие способы в окрашивании кожи. У западных бурят в конце XIX - начале XX вв. было распространено дубление кожи - способ, заимствованный у русских. Буряты издревле умели сучить нити из сухожилий животных. Кожаные изделия декорировались в основном тиснением и аппликацией

Из овечьей шерсти катали войлок, покрывая им юрты, изготовляли

некоторые виды одежды, коврики, матрацы. Способ изготовления войлока у

бурят совпадает в основных чертах с приемами, описанными в

этнографической литературе у монголов, 1увипцев, калмыков, алтайцев,

киргизов, казахов. Войлочные изделия, как правило, декорировали стегаными

узорами, выполненными толстыми шераяными или же сучеными нитями из сухожилий ЖИВ0П1ЫХ. При декорировке стежкой изделий из войлока орнамент располагался, как правило, в виде сетки, которую окаймлял бордюр. Бурятам издавна было и шее I но искусство пле1епия из конского волоса. Из него плели веревки, вожжи, поводья для узд, сети для рыболовной ловли. Особого внимания заслуживают оршинальпые по отделке коврики из конского волоса-таары, изготовление коюрых в конце XIX - начале XX вв. было широко распространено среди предбайкальских буря I.

В отличие от кожи и шерсти, которые выделывали сами, ткани буряты покупали и обменивали на пушнину или на продукты скотоводства. Специальных ремесленников-портных у бурят не было. Шитьем, аппликацией, вышивкой, вязанием занимались в основном женщины.

В первые десятилетия советского периода резкого отказа 01 традиционных изделий из мя1ких материалов не происходило. Основным занятием бурятского населения оставалось сельское хозяйство, значительную часть которого составляло животноводство, т.е. существовали условия для сохранения традиционных промыслов и одежды скотовода. В ходе дальнейшего колхозного строительства и постепенною перехода к оседлости наблюдаются более резкие изменения в жизни бурят. Необходимость в войлоке во многих хозяйствах резко упала, все реже счали изютавливать войлочные стеганые шэрдэки, на смену им пришли более доступные покупные фабричные ковры и матрацы. В советское время традиционная одежда, приспособленная к кочевому образу жизни, постепенно счала заменяться на одежду европейскою покроя. Хотя бытовой уклад буря I с рассматриваемого нами периода до наших дней координалыто изменился, что, естественно, привело к вытеснению традиционных предметов, некогда столь необходимых при кочевом образе жизни, но все же творения мастеров прошлого не утеряны бесследно. Современные художники и мастерицы, изучая декоративные достижения и творческий опыт мнотих поколений мастеров из народа, возрождают традиции художественной обработки мягких материалов. На основе традиционного

способа плегения из конского волоса стали создаваться великолепные образцы художественной обработки мягких материалов - гобелены. В последнее годы обращение не юлько сельских жителей, но и городских, к традиционной национальной одежде значительно возросло. По-иному обстоят дела в кожевенном MaciepciBe. Выделкой кож на селе практически никто не занимается, лишь аарожилы помпя1 о способах ее обработки. Соответственно и изделия из кожи, выполненные руками мастериц, - большая редкость.

Этпотерриториальные различия в художественной обработке мягких материалов у буря т в первую очередь прослеживаются не только в крое одежды и обуви, выборе 1каней, отдельных технических приемах декорировки, но и в используемых орнаментальных мотивах. Западными бурятами в декорировке изделий из мягких материалов в большей степени были сохранены архаичные орнаменты - розетки, зигзати, круги, ромбы, звездчатые и свааические фигуры. Восючным бурятам присущи переплетения криволинейных узоров -узел счастьяуиы, свааика дурболжэн (хастамга), иеропшфы шоу, различные вариации меандра. Moi ив бараньи рога хусын эбэр встречается как у восточных, так и у западных буряi. В особенностях традиции декорировки мягких материалов - кожи, войлока, ткани - достаточно ярко отразились сложные пути исторического развития бурятскою народа, многообразие ето этнических связей. В художественной обработке мягких материалов западных буряг обнаруживаются некоторые параллели с якутским, южноалтайским, калмыкским и 1ушусским народами. В художественной обработке мягких материалов у восточных буряi прослеживается влияние культур народов, тесно взаимодейсм вовавших друг с другом - монголов и тувинцев.

В бурятском декоративно-прикладном искусстве удалось выявить восходящие к определенным историческим эпохам усюйчивые труппы орнаментальных мотивов, которые мы именуем историко-генетическими слоями (по С.И.Вайнштейну). Мы выделяем в декоратипо-прикладном искусстве бурят XIX - XX вв. три основных последовательно развивавшихся

историко-генетических слоя - докочевнический, раннекочевнический, позднекочевнический.

Наиболее древние узоры бурятского орнамента формируют докочевнический историко-генетический слой. К нему относятся - пояски из вертикальных, прямых и наклонных линий; диа1 опально пересеченные четырехугольники и квадраты; пояски из ромбов, в том числе ромбы с вписанными меньшими ромбами; пояски из треугольников; зигзаг косые кресты; кружковый орнамент - простые кружки, кружки с точкой; мотив волны; шевроны; г-образный меандр; свастика. Эго1 комплекс характерен как для искусства забайкальских бурят, у которых отдельные его мотивы встречаются главным образом в узорах на войлоке, 1ак и для предбайкальских бурят в их орнаментальной вышивке и в узорах на вязаных чулках, в резьбе на серебряных пластинах, в отдельных образцах росписи на сундуках.

Второй историко-генетический слой - раннекочевнический. Он включает мотивы розетки, завитки, парные перевернутые спирали, «бегущие» спирали, б-образные фигуры, роговидные мотивы. Формы, характерные для раннекочевнического слоя, встречаются главным образом у западных бурят в вышитых узорах па рукавичках, кисетах, па носках ушов, в монохромной росписи сундуков, в аппликациях на войлоках. В орнаменте восточных бурят некоторые мотивы этого слоя (бегущие спирали, бараньи рога), представлены в отдельных элементах росписи на сундуках, реже в декорировке войлоков. Большая часть мотивов раннекочевнического слоя характерна для искусства довольно широкого круга народов Средней Азии и Южной Сибири, в частности тувинцев и якутов.

Узоры, преимущественно восточноазиагского происхождения -облаковидный узор, цветок лотоса, растительные побеги, различные вариации китайского иероглифа шоу, пальмсмки, стилизованные образы мифических животных (драконы, львы, летучие мыши), а также орнаменты, связанные с ламаистскими культами «семь драгоценностей» и «восемь жертв», формируют позднекочевнический историко-генетический слой. Эти мотивы используются

исключи юлыю в орпамешике восточных буря i и преде 1авлсны в росписях на сундуках, в художественном мешше, в меньшей степени в художеавенной обработке мя1ких мак'риалов. Мотиву, преде 1авлеппые в этом слое, чрезвычайно широко распространены в орнаментальном искусаве Восючпой, Юго-Восточной и Ценфальной Азии, в том числе и па сопредельных с Бурятией терри юриях Монголии и часшчно Чувы. Многие moi и вы позднекочевпического слоя проникли на 1ерриторию Забайкалья вместе с буддизмом (ламаизмом).

Наряду с основными историкочепетическими слоями, развивавшимися в течение очень длшелыюю времени и сосявляющими основной фонд буряткой орпамешики, в пей имеклея и менее зиачи1елы1ые слои. 1аков весьма поздний и относительно небольшой слой, включающий советскую символику.

Таким образом, каждый из этих слоев связан с определенными лапами этнической иаории бурят. Многие орнаментальные формы, заимствованные в процессе культурного взаимодействия у соседних народов, были в значительной мере переработаны в бурятской среде и в трансформированном виде могут рассматриваться как специфически бурятские.

Ныне народное декора 1ивно-прикладпое искуса во представлено

различными формами. 1радиционные орнамешальные мотивы прочно вошли в

современную художественную кулыуру бурятского народа. Они использую1ся

при оформлении печатых изданий, в самодеятельном искусстве, в

архитектурном декоре. В настоящее время аало возможным использовап,

компьютерное моделирование орнамента, позволяющее работать над

преобразованием и моделированием как oiдельных частей (фрашешов)

узоров, так и орнамешов в целом, добиваясь необходимой по замыслу

конфшурации и композиции. Использование компьютера обеспечиваем

возможность хранения извесшых образцов народных орнаменюв, разработки

новых узоров в фадиционных смилях, варьирования цветовой 1аммы, чю

приведе!, в конечном счсме, к ускорению процесса создания и нанесения узоров

на различные ма1ериалы, а, следовательно, поможет сохранять и развивать духовную и материальную кулыуру в сфере декоративно-прикладно1 с искусства.

Говоря о современном состоянии декоративно-прикладного искусава буря I, необходимо привеаи данные Главною информационно-вычислительного цешра Министерства культуры за 2002 г. Па этот период н Бурятии насчитывалось около 340 постоянно работающих мастеров народных ремесел, в Уаь-Орде около 400, в Тыве - 1198 мастеров; в Хакасии - 552, а в Красноярском крае 2958 [1 ИВЦ, 2002].

В рамках реализации президентской про1раммы "Сохранение и развитие культуры и искусства (2004-2007 годы)" Министерство кулыуры Республики Бурятия объявило о начале заявочной компании на участие в конкурсах па соискание фашов Один и* конкурсов на получение грантов объявлен и среди мастеров народных промыслов, занимающихся изготовлением традиционных художественных изделий. Целью конкурса является предоставление финансовых средств народным мастерам на приобретение сырья, материалов и оборудования для развития художественною творчества. Задача конкурса -активизация художественных промыслов в Республике Бурятия; продвижение в сферу туризма услуг мастеров народных художественных промыслов; рекламирование изделий бурятских умельцев.

Один из путей возрождения и развития народных художественных промыслов видится именно в связи с сельским туризмом. Как выяснилось, в Министерстве экономического развития Бурятии в такой форме развития туризма весьма заинтересованы.

«В Бурятии на самом деле масса возможностей для развития сельского туризма. У нас живут старообрядцы, эвенки, буряты. Эт культуры абсолютно разные и потому очень интересны с туристической точки зрения», - юворит Андрей Измайлов, председатель комитета по туризму Министерства экономического развития Республики Бурятия.

Для туристов, приезжающих в Бурятию весьма интересно окунуться в атмосферу сельскою бьпа, в том числе увидев процесс изготовления традиционных художественных изделий из меч алла, дерева, мя1ких материалов. Появятся дош^оцшельные предпосылки для возрождения бурятского народного декоративно-прикладною искусства. У народных умельцев и мастериц появится возможность производить и продавать свою продукцию, чго весьма важно в современных рыночных условиях.

В настоящий момеш в Прибайкальском регионе особенно успешно развивается именно этнографический вид туризма. Проект про1раммы "Рекреационная зона Байкальской природной территории", разрабатываемый специалистами, является нововведением для России. По данным 1лавпою художника Усть-Ордынского Бурятскою авюпомпого округа, специалиста по бурятским народным промыслам Анжелики Алсат кипой, возрождение национальных ремесел бысчрыми темпами иде1 именно в Ольхонском районе. Это не случайно, ведь о. Ольхоп - одно из самых популярных месч 01 дыха па Байкале. Интерес у туристов, приезжающих па Байкал, вызывают не только природные ландшафты. Они интересуются традиционной культурой бурят, шаманизмом, месшыми обрядами, художественными изделиями бурятских мастеров. У жителей Ольхона возникает потребность обучаться изготовлению традиционных художественных изделий, национальной одежды, изучап» этнографические материалы. В Ольхонском районе назрела необходимость создать свой дом народных промыслов. Мастера хош не прост вьнодпо продать художеавенно-оформленные изделия, а наши решение - как эю изделие выполнить в художественных традициях прошлого [ПМА, 2005, 1.4, л. 26-29]. На всей территории - от Иркутска до побережья Байкала создается рынок изделий национальных народных промыслов. Будут востребованы традиции, обряды и художесгвенно-оформленные изделия бурятских умельцев - все, то, что едва не оказалось забытым.

Администрация Агинскою Бурятскою авюномного округа также поддерживает наиболее значимые проекты, мероприяшя для сохранения и развития национальной культуры. В 2001 году принята окружная целевая программа «Развитие кулыуры в Айнском Бурятском авюномном окрую на 2002 - 2005 ¡г.». В окрую приня1 закон «О развитии народных промыслов на 2002 - 2005 гг.». Один раз в два года проводится окружной традиционный праздник «Зунай паадан» (Летние шры). В профамме праздника - смотры-конкурсы среди народных умельцев, в юм числе выставки декоративно-прикладного искусства.

Администрацией Усть-Ордыпского Бурятского автономною округа в 2002 г. был принят Закон «О народных художественных промыслах», направленный на восстановление и развитие народных ремесел западных бурят. Центр художественных народных промыслов, получивший свой статус в 1996 I., содействует выявлению в районах округа маеIеров-умельцев, самодеятельных и профессиональных художников, ведется жепедиционпая, научно-исследовательская работа по возрождению и развитию традиционных художественных народных ремесел. Одаренное молодое поколение продолжает ремесла прадедов, выявляет народные традиции и характер древней кулыуры предков, претворяет в различных материалах и технике галерею обраюв и эпоса «Гэсэр», бурятских скаюк, духов-«опгонов», используем в своем творчестве мифоэпическое наследие, космолотические представления западных бурят. На базе Центра созданы ювелирная, столярная мастерские, цех по шитью национальных костюмов, мастерская дизайна, методический кабинет с банком информации и фоюфондом по декоративно-прикладному искусству предбайкальских бурят, выставочный зал, экспонирующий изделия и произведения художников и мастеров округа. Филиал центра художественных народных промыслов в Осинском районе Усть-Ордынского округа славен наиболее талантливыми художниками и мастерами. Они стараются развить национальное творческое мышление у

детей. Появляемся первые семейные династии мастеров. Самобытные изделия мастеров округа экспонируются на международных, всероссийских и окружных выставках.

Все вышеизложенное, служи 1 достаточно убеди 1ельным доказательством возможности и в наш век рыночных отношений полнокровно развивать традиционные формы народного искусства, когда для эюю создаются благоприятные условия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Дагданова, Жигмыт Николаевна, 2006 год

1. Сундук с росписью (нач. XX в.) 46,5x142x44,5 см.

2. Ручная кожемялка aap manxu\

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.