Современный альбом: Типология, поэтика, функции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.08, кандидат филологических наук Калашникова, Марина Владимировна
- Специальность ВАК РФ10.01.08
- Количество страниц 266
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Калашникова, Марина Владимировна
Введение
Глава 1 Альбом как вид массового рукописного сборника текстов
Глава 2 Альбом как текст: структура, поэтика, функции
Глава 3 Современные альбомы: культурные концепты и текстовые реализации
Глава 4 Проблема словесного текста в альбоме
Глава 5 Печатные альбомы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК
Рукописный девичий альбом: Традиция, стилистика, жанровый состав2006 год, кандидат филологических наук Чеканова, Анна Владимировна
Эпистолярные формы в фольклоре современной подростковой и молодежной субкультуры2006 год, кандидат филологических наук Пономарева, Елена Николаевна
Субкультура девичества: Российская провинция 70 - 90-х гг. ХХ в.2002 год, доктор культурологии Борисов, Сергей Борисович
Русская детская литература XX в. и детский фольклор: Проблемы взаимодействия2002 год, доктор филологических наук Лойтер, Софья Михайловна
Девичий альбом как жанр естественной письменной русской речи2024 год, кандидат наук Горовая Яна Олеговна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современный альбом: Типология, поэтика, функции»
Альбом появился в отечественной культуре в конце XVIII века, со временем возникли новые виды альбома и в настоящий момент альбом существует в разных видах и формах. Это - песенник, «дневник друзей», «эстафета друзей» и анкета, как называют их школьницы; блокнот или тетрадь, как принято называть их среди солдат срочной службы и несовершеннолетних осужденных. Все эти разновидности альбома -явления одного порядка. Они представляют современный альбом, который мы определяем, как особым образом оформленный феномен рукописной письменности - многожанровый, гетерогенный сборник текстов, (сопровождаемых / не сопровождаемых рисунками), выполняющий ряд функций, связанных с художественным самовыражением составителя и его социализацией в своей культурной среде.
Альбом представляет собой комплексное явление, которое может быть соотнесено как с письменной культурой, так и с устной традицией, и дает первостепенный материал для теоретического исследования. Цели и задачи исследования.
Основная цель диссертации состоит в синхронном описании и анализе (функциональном, структурно-типологическом, семантическом) устоявшейся формы рукописного сборника - альбома, бытующего в современных молодежных субкультурах (школе, армии, тюрьме). В ходе исследования предполагается решить следующие задачи: определить место альбома в рукописной письменности и выделить его основные разновидности; выявить структуру и текстовый состав альбомов современных субкультур; описать содержание основных концептов альбомных текстов; установить специфику функционирования каждого типа альбомов внутри субкультуры; проанализировать текстовые изменения, происходящие в процессе письменной трансмиссии; выяснить влияние рукописной традиции на появление массовой печатной продукции. Методика исследования
Анализ альбомных текстов и присущих им жанровых структур предполагает использование филологического подхода к альбому. В то же время альбом - рукописный сборник, который по способу создания и функционирования относится к явлениям книжности. Это заставляет уделять внимание и книговедческим аспектам исследования, рассматривать альбом в общем контексте книжности и книжного дела. Альбом представляет собой артефакт, вещь, которая создается в контексте определенной субкультуры и функционирует как знак принадлежности владельца к данной субкультуре, и потому изучение альбома требует культурологического подхода.
Однако при этом нельзя упускать из виду главного: альбом является целостным феноменом письменной культуры и изучение различных его аспектов должно быть увязано друг с другом - в рамках единого подхода, который можно определить как системно-аналитический. Он включает в себя элементы историко-типологических и структурно-семиотических исседований, что и позволит ответить на главные вопросы теории литературы: как существует альбомный текст, как он соотносится с действительностью и какова его общественная функция. Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы при подготовке общих и специальных курсов по теории литературы и общей теории словесности, по русской литературе и русскому фольклору, а также при разработке собирательских экспедиционных программ и написании учебных пособий. Апробация работы
Отдельные положения диссертации были представлены в виде докладов, обсуждавшихся на научных конференциях и семинарах.
• Серия семинаров по современной устной и письменной словесности (Москва - Санкт-Петербург, 1996-1998 годы).
• Круглый стол "Традиции в самодеятельной литературе - формы структурные особенности" (23-24 апреля 1999 года, ИВГИ РГГУ). Доклад "Самодеятельная поэзия в местах лишения свободы: творчество A.JL".
• Круглый стол "Между литературой и устной традицией - песни и романсы в фольклоре" (1999 год, ИВГИ РГГУ, г. Москва).
• "Детская субкультура: психология, мифология, фольклор" (1-2 октября 1999 года, ИВГИ РГГУ)
• Устные и письменные традиции в фольклоре и самодеятельной литературе (20-22 апреля 2000 года ИВГИ РГГУ)
• Круглый стол "Рождение фольклора: 20-30-е годы" Доклад: "Альбомы 1920-30-х годов" (2002 год, ИВГИ РГГУ)
• Work-shop "Document of Culture/ Document in Culture" (31 августа - 3 сентября 2002 года, Стокгольм, Швеция), доклад: "Рукописные традиции современных субкультур".
• «Виноградовские чтения» (2003 год, СПбГУКИ), доклад "Топосы современных мужских альбомов";
• «Гайдаровские чтения» (17-19 декабря 2004 года, СПбГУКИ), доклад «А.П. Гайдар о 'необходимости строить новый быт'».
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
• Калашникова М.В. Альбомы современных детских колоний // Новое литературное обозрение. № 22 [1996]. С. 346-361.
• Калашникова М.В. Альбомы детской колонии // Русский школьный фольклор: От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А.Ф. Белоусов. М., 1998. С. 363-398.
• Калашникова М.В. Литературные произведения в альбоме // Традиция в фольклоре и литературе / Сост. M.JI. Лурье. СПб., 2000.
• Калашникова М.В. Самодеятельная поэзия в местах лишения свободы: творчество А.Л.// "Наивная литература": исследования и тексты. Научные доклады / Сост. С.Ю. Неклюдов. М., Московский общественный научный фонд, 2001. С. 202-234.
• Калашникова М.В. Современная альбомная традиция //
Современный городской фольклор. М., 2003. С. 599-619. Материал
Для исследования нами были отобраны материалы, представляющие собой рукописные сборники, созданные во второй половине XX века (главным образом, в 1980-е-1990-е годы) представителями современных молодежных субкультур: школьницами, солдатами срочной службы и малолетними осужденными. Мы ограничиваем себя в хронологическом отношении во многом из соображений корректности анализа. Материалы альбомов предшествующего времени привлекаются нами для историко-типологических сопоставлений.
В качестве материала исследования используются также тексты устных и письменных интервью по разработанным опросникам и материалы полевых записей студентов-филологов. Интервью брали как у носителей культуры в настоящее время, так и у тех, кто вел альбом в недавнем прошлом. Возраст информантов: от 10 до 35 лет, представители различных регионов (Санкт-Петербург, Ленинградская область, Архангельская область, Камчатская область, Пермская область, Мурманская область, Республика Карелия и др.) и социальных групп (школьники, студенты, осужденные, курсанты военных училищ, бывшие военнослужащие и др.).
В ходе работы также было проведено анкетирование, в котором приняли участие около 200 человек. Материалы интервью и анкеты хранятся в коллекции автора. Характеристика источников.
Постановка проблемы.
Рукописная традиция не является открытием сегодняшнего дня. Существуют всевозможные виды записей, которые отличаются по функциям и по форме.
Условно эти сборники можно разделить на «хозяйственно -бытовые» (сборники рецептов, домашние бухгалтерские книги и др.) и имеющие отношение к творчеству - «художественные».
Наряду со сборниками активно бытуют другие формы письменной культуры: граффити, «марочки», наколки - татуировки, существующая преимущественно в письменной форме так называемая «Школьная хроника» и т.д. Наша задача - определить место альбома среди выше перечисленных явлений. Опубликованные материалы.
Альбомные тексты публикуются достаточно активно с начала 1990-х годов. Схема представления материала традиционная: короткая вступительная часть и сами материалы. Так организованы публикации
B.Ф. Лурье, С.М. Лойтер и Е.М. Неёлова, К.Э. Шумова и С. Кучевасова,
C.Б. Борисова (альбом заключенного), И.Н. Райковой. Несмотря на то, что авторы выбирают довольно распространенные и репрезентативные фрагменты, привлекать их можно только для анализа конкретных альбомных текстов и для поиска вариантов. Такого рода представление материала не отражает альбомной структуры и не дает возможности анализировать «текст» альбома в целом. Следует признать такого рода публикации не вполне корректными.
Гораздо более полезными являются те публикации, в которых «текст» альбома приводится целиком. К таковым относятся альбомы 1940-х годов, опубликованные С.Б. Борисовым, а также альбомы, представленные В.В. Головиным и В.Ф. Лурье в сборнике «Школьный быт и фольклор». Последовательное, без купюр, представление текстов дает возможность увидеть как особенное, так и традиционное в конкретном альбоме, проследить специфику жанрового состава данного сборника, сопоставить его с уже имеющимися материалами. Однако даже при такой публикации существует ряд довольно существенных недостатков. Многими исследователями отмечается, что для альбома важны не только тексты, но и рисунки, особенности почерка, выбор шрифтов, иллюстрации и другие элементы «декорирования». Весь этот интереснейший материал «остается за скобками». Приведение отдельных иллюстрации в таком случае сравнимо по ценности с публикациями отдельных текстов.
Наиболее адекватными публикациями следует, очевидно, признавать такие, при которых альбом копируется целиком. Технически это, безусловно, дорого, однако для этого возможно шире использовать средства Интернет. Так, В.Ф. Лурье на своем сайте представил ряд альбомных иллюстраций.
Для сравнения нами также будут привлекаться публикации более ранних материалов (XIX - первой половины XX веков) (Вацуро 1979; Корнилова 1990; Кукушкина 2002; Головин, Лурье 1998 и др.). Архивные материалы.
В ходе работы над собиранием материалы были просмотрены материалы государственных и частных архивов.
Архив сектора фольклора ИР ЛИ РАН. Содержит материалы первой половины XX века.
Архив МЦНКОКНЦ РАН.
Архив И.А. Разумовой.
Личный архив B.C. Бахтина.
Личный архив В.Ф. Лурье.
Личный архив Е.С. Ефимовой.
Собственные материалы.
В настоящее время мы располагаем 137 рукописными сборниками, которые являются основным материалом. Еще 34 привлекаются для сравнения, поскольку не отвечают хронологическим рамкам работы и не являются собственно альбомами (Приложение «Опись материалов»).
История изучения альбомной традиции
Альбом как специфическое явление письменной культуры изучается довольно давно. Первыми исследователями альбомной традиции были литературоведы и историки литературы. Объектами их изучения являлись альбомы, на страницах которых были найдены автографы крупнейших представителей русской культуры XIX-XX веков. В этих работах не ставилась задача исследования альбома как самостоятельного культурного феномена.
В.Э. Вацуро в статье «Литературные альбомы в собрании Пушкинского Дома (1750-1840-е годы)» указал на возможности иного подхода к изучению альбома, заметив, что уже в XIX веке «складывается своего рода «альбомный фольклор» - переходящие от альбома к альбому стихотворные мадригалы, утерявшие авторскую принадлежность и видоизменяемые в меру версификаторских способностей пишущего» (Вацуро 1979:40).
Особая роль в изучении альбома принадлежит Л.И. Петиной. Ценность ее работы «Художественная природа литературного альбома первой половины XIX века» заключается в том, что в ней был предложен новый подход в изучении альбома. Он состоит «в разработке концепции альбома как целостного письменного текста. Впервые описаны отличительные черты альбомной структуры, установлены закономерности функционирования произведений художественной литературы и раскрыты его особенности как источника и хранителя текстов» (Петина 1988:5). Альбом, по мнению Л.И. Петиной, имеет коммуникативную природу и «присваивает себе целый ряд особенностей устной диалогической речи» (Петина 1988:6): направленность записи на адресата, необратимость, уникальность текста, значимость контекста. Альбом, отмечает исследовательница, «организован нелинейно: смысл целого возникает в результате всех возможных соотнесений альбомных текстов между собой» (Петина 1988:7). Содержащиеся в альбомах рисунки «представляют в виде изобразительных символов строго определенный набор понятий», поэтому 9 рисунок и слово составляют два основных способа альбомного общения» (Петина 1988:8). На основании анализа текстов, включенных в альбом, Петина выделяет «ядро или концепцию альбомной структуры», которая выражается в оппозициях «сиюминутное - вечное», «жизнь - смерть», что в свою очередь определяет главные темы альбомных записей. Отметим особенно интересные для нас темы: «плавание по житейскому морю1», «разлука», «прощание», «воспоминание», «надежда» (Петина 1988:9).
Исследовательница также отмечает, что «отбор стихотворений и последующая их деформация носят регулярный характер и подчиняются действию строго определенных закономерностей» (Петина 1988:9). Среди способов адаптации литературного текста к альбомным нуждам выделяются «переадресация» («сказать» от себя и переориентировать на конкретную ситуацию определенный литературный текст) и «присвоение» (усиление позиции «я»). «Смысловые и функциональные преобразования, -пишет Л.И. Петина, - внося качественные изменения в поэтический сюжет, лексику, жанровую структуру и объем авторского текста, дают основания утверждать, что в альбомах мы имеем дело не с сочинениями Карамзина, Дмитриева, Долгорукова, Жуковского, Пушкина и др., а с их альбомными вариантами - произведениями принципиально иной формы и содержания» (Петина 1988:10). «Установка на воспоминание, - пишет Л.И. Петина, -закрепляет за альбомной записью по существу только одно значение -быть напоминанием, а это в свою очередь влияет и на содержание альбомных текстов, снижая их информативность» (Петина 1988:7). Эти и другие положения исследования Л.И. Петиной представляются нам чрезвычайно плодотворными для изучения современной альбомной традиции.
Среди важных работ оказывается и книга А.В. Корниловой «Мир альбомного рисунка. Русская альбомная графика к. XVIII - первой половины XIX века». Представленные иллюстрации помогают составить впечатление об альбомах (как женских, так и мужских) в
1 Ср. с распространенной в культуре несовершеннолетних осужденных наколкой в виде плывущего парусника с подписью «Плыви, мой парусник, туда, где нет закона и суда».
10 предшествующую эпоху. Ряд фотографий альбомных страниц также содержат и тексты, которые могут быть использованы для сравнения с текстами современных альбомов.
В качестве особенности Корнилова отмечает, что мужские альбомы чаще выполняли мемориальную функцию: «Момент воспоминания о прошлом был одной из основных функций альбома» (Корнилова 2003: 28). Характеристика альбомной традиции прерывается автором на рубеже XIX - XX веков.
А.П. Гайдар в статье «Альбомные стихи» не решал никакой исследовательской задачи, цель его публикации - воспитательная. Тем не менее, важно, что он отметил преемственность (в первую очередь, на уровне текстов) между гимназической альбомной традицией и «альбомами пермских совпартшкольцев» (Гайдар 1951: 279).
Многие публикации 1990-х годов, посвященные современной альбомной традиции, носят, как правило, описательный характер, что объясняется необходимостью введения исследуемого материала в научный оборот.
На сегодняшний день наиболее полно описанными являются альбомы (песенники, анкеты) школьниц. Им посвящено довольно много работ фольклористов и культурологов. С.М. Лойтер в статье «Школьный (подростковый) фольклор и его формы» (Лойтер 1994) указывает на существование альбомной традиции школьников наряду с другими явлениями современного школьного фольклора: рукописными любовными рассказами, «страшилками», «садистскими стишками» и др.
Некоторые исследователи сосредотачиваются не только на альбоме и на традиции в целом, но и на отдельных альбомных жанрах.
Одна из первых таких работ - статья А. Ю. Ханютина «Школьный рукописный альбом - песенник: новый успех старого жанра», вышедшая в
1989 году. Комментируя заголовок статьи, автор указывает, что словосочетание «альбом - песенник» является «попыткой научной терминологизации приведенных фольклорных обозначений рассматриваемого жанра» (Ханютин 1989: 207). В его работе проделана,
11 пожалуй, первая попытка проследить процесс развития альбомной традиции с момента ее возникновения до наших дней. Автор возводит основные жанровые элементы современного альбома к «русскому домашнему альбому XIX века». К этому времени относится появление специальных «ритуалов и навыков, владение которыми (например, умение записать в альбом стихотворный экспромт) вменяется в обязанность светского человека» (Ханютин 1989: 197). Тогда же, по мнению автора, происходит «дифференциация» альбомной культуры: «верхние этажи» занимают «элитарные альбомы» московских и петербургских салонов и кружков, а «нижние» - «массовая альбомная продукция». Элитарным альбомам были присущи оригинальные авторские тексты, «высокий литературный уровень записей, обеспеченный участием профессиональных поэтов и писателей». В «нижних этажах» происходит формирование «альбомного фольклора» и стереотипных форм, которые становятся доминирующими (Ханютин 1989: 197) (автор ссылается здесь на цитированную выше работу В.Э. Вацуро). Начиная с середины XIX века, происходит постепенное проникновение альбома в «культурную жизнь социальных групп более низкого ранга». Важную роль в этом процессе автор отводит женским и мужским (отчасти) учебным заведениям, поскольку в конце XIX века именно они «служили местами сословного смешения» (Ханютин 1989: 199). «В послереволюционное время, - далее пишет А.Ю. Ханютин, - этот процесс, по-видимому, активизировался благодаря окончательному распаду старой сословной иерархии, распространению грамотности и школьного образования». Автор обращает внимание на то, что происходит «резкое снижение уровня альбомного стереотипа, вымывание непонятных для новых владельцев альбома аллегорических и символических элементов» (Ханютин 1989: 200). Однако сохраняется жанровый репертуар (хотя и в адаптированном виде) и особенности функционирования альбома.
Автор далее рассматривает пути трансформации и приспособления высоких» культурных образцов текстов в альбоме XX века. Первый способ - «альбомная фольклоризация» известного (иногда классического)
12 текста». Другой - «более радикальный способ адаптации слишком «сложных» для аудитории текстов старого альбомного репертуара заключался в постепенном их замещении более примитивными и доступными жанровыми эквивалентами, тематизирующими те же вопросы на более низком литературном уровне» (Ханютин 1989: 201). Так, например, низовой, «уличный» эквивалент городского романса полностью вытесняет из альбомного репертуара классические образцы жанра» (Ханютин 1989: 202). «Новым приобретением» альбомов 1930-х годов Ханютин называет «жалостные» уличные песни с «преступно -романтическим содержанием». В это же время, по мнению автора, происходит ассимиляция альбомом новых интересов и ценностей, приспособление его к «меняющемуся социальному фону» (Ханютин 1989: 203). Указывая на существовавшее в 1920-1930-е годы идеологическое давление, автор пишет, что «рукописный альбом становится одной из немногих щелей, где продолжают свое существование уличная песня, бытовая лирика, городской романс, изгнанный с официальной эстрады» (Ханютин 1989:204). Эта жизнеспособность и неофициальность становится условием массового распространения альбома, в том числе, и в сельской среде в 1940-е годы. В настоящее время, по мнению исследователя, альбом распространен повсеместно, «хотя и не во всех культурных стратах».
Живучесть и популярность исследуемого явления видится автору в «гибкой, открытой для любых изменений жанровой структуре» и способности «альбомного жанра легко адаптироваться к разным культурным уровням, разным функциям в социальной среде» (Ханютин 1989:206). Основной функцией альбома Ханютин считает социализацию и самоидентификацию девушки - подростка. Именно поэтому, рассматривая альбом в контексте крестьянской традиции, автор склонен видеть в данном явлении нечто, что замещает привычные старые, но уже «утраченные формы социализации молодежи» (Ханютин 1989: 206). Однако последнее положение автор, к сожалению, подробно не раскрывает.
Характеристика альбомных жанров наиболее полно представлена в публикации В.Ф. Лурье «Современный девичий песенник - альбом» в
13 сборнике «Школьный быт и фольклор» (Лурье 1992). В.Ф. Лурье, по-видимому, не знаком с работой А.Ю. Ханютина, но использует тот же термин для обозначения исследуемого материала. Это, вероятно, объясняется необходимостью «соединить» в одном термине изначальное название явления - «альбом» - и его современный аналог - «песенник», чтобы продемонстрировать их историческое родство. Тем не менее, следует признать данный термин не вполне удачным, поскольку исследователи в данном случае опираются на «внутреннюю терминологию», что ведет к путанице. Было бы полезней, на наш взгляд, развести эти понятия и использовать в научном обиходе термин «альбом» для характеристики тех явлений, о которых и рассуждают указанные авторы, а «песенник» - для характеристики сборников, содержащих только песни.
Основным материалом статьи В.Ф. Лурье послужили альбомы 1930-х годов из рукописного собрания фольклорного архива ИР ЛИ РАН, а также песенники школьниц 1980-х годов из личной коллекции автора. Как значимые для структуры альбома, выделяются тексты зачинов и финалов. Сравнивая альбомы разных эпох, В.Ф. Лурье приходит к выводу об общности мотивов альбомной лирики, свойственных мадригальной поэзии: воспоминание, любовь, дружба и др. Автором также делается попытка проследить историю отдельных альбомных жанров. Так, появление частушки в альбоме связывается им с проникновением самого явления в крестьянскую среду. Другие жанры «спустились» в детскую культуру из взрослой, например, романсы, или так называемый «Журнал любви». Истоки последнего текста автор обнаруживает в типографских песенниках конца XVIII века (только у исследователя этот текст назван «стихотворением»).
Переходя к характеристике современного материала, В.Ф. Лурье отмечает, что в каждом классе (начиная с 4-го и заканчивая 8-м классом) есть девочки, которые заводят специальные тетради, а вокруг них собирается группа примерно из семи человек. Эта группа, по наблюдениям автора, является «поставщиком» текстов для альбомов, заполняет анкеты, использует «гадалки» и т.д. То, что песенники и альбомы заводят только некоторые ученицы, связывается с тем, что предлагаемые альбомные «нормы» разделяются далеко не все девочки. Далее автор подробно описывает структуру альбома - песенника 1980-х годов и приводит примеры.
Рассматривая функциональные особенности альбомов - песенников, В.Ф. Лурье отмечает: «В основном содержание песенника направлено на познание и воспитание открывающегося в подростковом возрасте мира чувств. Когда эти чувства и переживания перестают быть для девушек тайной, потребность в песенниках исчезает. Приобщение к миру взрослых влечет и использование сложившейся «взрослой» традиции» (Лурье 1992:64).
Указывая на сходство альбомов девушек - школьниц и солдат срочной службы, автор, на наш взгляд, не совсем правильно делает вывод о сходстве этих феноменов по своему назначению (курсив мой - МК) (Лурье 1992: 65). В тюремной и солдатской среде идентичность формируется более яркими и очевидными способами, например, особенностью ношения одежды или обмундирования, существует развитая «ритуальная» практика: «прописка», посвящения и др. Ведение блокнота или тетради, как представляется, все-таки не является важным элементом стратификации в мужской группе.
Описанию альбомов 1980-1990-х годов посвящен раздел «Девичий альбом» в пособии - хрестоматии С.М. Лойтер и Е.М. Неёлова «Современный школьный фольклор». Авторы также обращают внимание на некорректность термина, употребленного В.Ф. Лурье - «альбом -песенник». «Есть альбомы, - пишут они, - почти без песен или с несколькими песнями. И, напротив, много альбомов, которые наряду с песнями включают большой разнородный материал, синтезирующий в себе профессиональное и народное творчество преимущественно одной -любовной тематики. И сами хозяйки называют их не альбомами, а тетрадями любви» (Лойтер, Неёлов 1995:89). Далее авторы характеризуют имеющийся у них материал и приводят довольно обширный набор текстов. Тексты распределены по группам: «Зачины. Визитки», «Любовные стихи», «Хозяйке «на память», «Надписи на фотографиях», «Стихотворения. Баллады» и др. Исследователи нигде не называют выделенные группы «жанрами», что обусловлено неясностью критериев их выделения. На примере указанных групп очевидно, что часть из них выделяется на «функциональном» основании (зачины, надписи на фотографиях), а часть выделена по тематическому принципу («Любовные стихи» и «на память»). Впрочем, ни в одной из рассматриваемых работ вопрос о критериях выделения жанров не ставился, хотя эта проблема представляет существенный интерес. Недостатком публикации С.М. Лойтер и Е.М. Неелова является разрозненность текстов, в результате чего не видна структура альбома и особенности его «репертуара». В совместной публикации В.В. Головина и В.Ф. Лурье делается попытка проследить историю альбомной традиции в России. Авторы выделяют несколько этапов становления этой традиции:
- с момента появления альбома в России (конец XVIII века) до последней трети XIX века - бытование семейного альбома;
- последняя треть XIX века - период перехода альбома из домашнего круга в ученический;
- 20-30-е годы XX века - «смена парадигмы».
Именно в тридцатые годы XX века, по мнению авторов, альбом активно «насыщается» фольклорными текстами, доля которых ранее была не так велика. Это наблюдение перекликается с замечаниями, сделанными А.Ю. Ханютиным. В данной работе В.Ф. Лурье фактически повторил свою предыдущую публикацию, поэтому останавливаться на ней более подробно не имеет смысла.
С.М. Аникина в работе «Функции рукописного школьного альбома в контексте массовой культуры» выделяет следующие функции альбома: «коммуникативную, инкультурационную, функцию творческой реализации, социальной регуляции» (Аникина 1997: 77). Из-за краткости публикации описания и комментарии к функциям даны предельно обобщенно, что делает выводы работы несколько тривиальными. Аникина также указывает на разнообразие форм альбома: «альбом - дневник, альбом, посвященный одному жанру и альбом как многожанровое образование, которое включает в себя и песни, и паремиологию, и рисунки, и т.д.» (Аникина 1997: 77). Это расширение представляется не вполне оправданным. Альбомом, по-видимому, может называться только многожанровое целое. Например, тетрадь, куда вписываются только песни, именуется песенником и выполняет иные, по сравнению с альбомом, функции. То же касается сборников рукописных любовных рассказов и анкет (в чистом виде).
Последним посвящены тезисы В.А. Базанова «Функциональный аспект бытования детских анкет». Возраст школьников, составляющих анкеты, - как отмечает автор, - 10-14 лет. Однако он не сообщает, кто заводит анкеты - мальчики или девочки, и в каком соотношении внутри одной группы. Эта информация была бы небезынтересной. Автор отмечает не только коммуникативную, но и другие социальные функции детских анкет: выявление структуры коллектива, определение в ней места хозяина анкеты, его значимости. Как дополнительные, выделяются (только перечислением) эстетическая, развлекательная и когнитивная функции анкет. Тезисная форма изложения не позволила автору подробнее остановиться на их характеристике.
Значительный вклад в дело изучения бытования альбомных жанров сделал шадринский исследователь С.Б. Борисов. Его публикация «Эволюция жанров девичьего альбома в 1920-1990-е годы» представляет различия в жанровом составе альбомов первой и второй половины XX века, правда, в довольно схематичной форме. Так, полемизируя с С.М. Лойтер относительно времени появления девичьих рукописных рассказов, автор настаивает на том, что данный жанр не мог появиться раньше 1950-х годов. Его аргументы строятся на отсутствии соответствующих материалов и их публикаций. Аргументы же оппонентки не приводятся. Хотя очевидно, что рукописный любовный рассказ возник не на пустом месте и имеет предшествующую традицию. Ко времени возникновения любовного рассказа автор относит и появление так называемых «Законов и правил любви».
Декларируя свой интерес к эволюции альбомных жанров, автор в большинстве случаев анализирует явления другого уровня, например: «В альбомах 1920-1940-х годов сохраняются еще остатки «дореволюционного» мышления. В стишках упоминаются ангелы. Изредка можно встретить стихотворения, написанные на дореволюционную тему (о барине), пусть и юмористического характера» (Борисов 1997: 88). Далее Борисов отмечает, что альбомы 1940-х годов содержат довольно большое количество песен идеологического характера, «коммунистических», «официальных», тогда как в более позднее время их процент гораздо меньше. Исследователь объясняет это «немалой политизированностью девичьего сознания в 1940-е годы» (Борисов 1997: 89). Даже если это и так, все-таки рассматривать тематическую группу песен как особый жанр неверно. Само наблюдение нуждается в дополнительной проверке, что, впрочем, осознается самим автором. Ценность альбома как особого феномена видится автору в следующем: «Изучая и сравнивая тексты разных лет, можно выявлять не только собственно фольклорную динамику, но и изменения в общественном сознании, смену приоритетов (или, напротив, инвариантную ценностную составляющую в меняющейся чреде жанров и текстов)» (Борисов 1998: 69).
Однако несомненным достоинством данной публикации являются представленные автором 4 альбома 1940-х годов, которые напечатаны полностью, без купюр, что в это время еще не было привычной эдиционной практикой.
Различные формы девичьей рукописной культуры рассматриваются С.Б. Борисовым в его работе «Культурантропология девичества», вышедшей в 2000 году. Среди «неальбомных жанров» указываются
Анкеты», «Пожеланники», «Дневники» (личные и коллективные), особый род писем - «Письма счастливому солдату» и «Эпистолярные клише». В очередной раз обращает на себя внимание неаккуратное употребление термина «жанр» применительно к столь неоднородным явлениям.
Из отдельных альбомных жанров особое внимание исследователя привлекает девичий рукописный любовный рассказ, который может бытовать как внутри альбома, так и отдельно. С.Б. Борисов, как уже было отмечено, относит появление этого жанра к 1950-1960-м года XX века. Рассматривая особенности поэтики этого жанра, автор полагает, что «девичий рукописный любовно-трагический рассказ является семантическим ядром девичьей рукописной культуры» (Борисов 2000: 75). Подводя итог своему исследованию, автор делает следующий вывод: «С функциональной точки зрения устный (нерифмованный) фольклор представляет собой способ передачи, прежде всего, прагматических поведенческих образцов, письменный фольклор большей частью является механизмом трансляции любовно-романтических (непрагматических) ценностей. Песенный же фольклор осуществляет трансляцию как романтических ценностей, так и прагматическо — эротической информации» (Борисов 2000: 77-78).
Изложенные выше теоретические положения С.Б. Борисов повторяет в своих более поздних работах (Борисов 2002а; Борисов 20026).
Заметки об альбомах времен Великой отечественной войны, в частности, описание одного девичьего альбома, датируемого 1946-1947 годами, представлены в публикации А.И. Лазарева «Альбомные песни войны» (Лазарев 2002). Как следует из публикации, песенный репертуар альбома отражает песенные пристрастия того поколения, чья молодость пришлась на годы войны.
Е.Н. Пономарева описывает особый вид девичьего альбома, который называется «Эстафета моих друзей» (Пономарева 2002). Специфика этого вида объясняется автором тем, что «Эстафета» создается во временных коллективах, в частности, когда школьники учатся вместе не все годы, а только определенное время. Ситуация грядущего расставания и порождает такие особые «эстафеты».
Н.Б. Храмова рассматривая изменения в жанровом составе альбома, которые, по ее мнению, произошли в середине XX в., отмечает, что трансформации, прежде всего, сказались на функциональности альбома: к 1950 годам из формы коммуникации альбом превращается в прагматический «репертуарный сборник» (Храмова 2002: 37). Далее автор останавливается на рассмотрении содержания альбомов второй половины XX века и их оформления. Выводы, к которым она приходит, на наш взгляд, довольно общие и требуют проверки на более обширном материале. Тем не менее, кажется перспективным замечание о необходимости сравнительного изучения альбомов городских и деревенских школьниц, чего пока ни один исследователь не делал.
И.Н. Райкова в своей статье «Фольклор современных солдат: идейно-художественное своеобразие и отношение к детскому фольклору» рассматривает фольклор солдат и опирается при этом на материалы солдатских блокнотов. Важным в работе оказывается сопоставление особенностей текстов армейского и фольклора и текстов, бытующих в детской и школьной среде. Рассматривая пародийные переделки, песенные тексты и др., автор отмечает, что «поэтика фольклора современных солдат сформировалась во многом под влиянием профессиональной поэзии. Эта особенность роднит его с подростковым фольклором и со всеми поздними жанрами народного творчества, возникающими и существующими в культуре параллельно с профессиональным искусством, с литературой» (Райкова 1995: 84). Исследовательница выделяет две главные темы армейского фольклора: мир армии и мир «гражданки». «Тот и другой, -пишет И.Н. Райкова, - условны, это не реалистическое воссоздание действительности, скорее, это утопия и антиутопия» (Райкова 1995: 79). Интересным является замечание о том, что фольклор солдат ориентирован на восприятие девушками, то есть, рассчитан на читателя. К сожалению, эта идея осталась не развитой.
И.Н. Райкова считает, что «письменная форма» бытования солдатского фольклора может быть обусловлена «влиянием подросткового девичьего творчества», полагая, что песенники, увиденные мальчиками у девочек - одноклассниц, «во многом и определили сходную форму бытования фольклора выросших мальчиков». Это «влияние подтверждается сходством в структуре девичьих и солдатских альбомов, способов передачи текстов, жанровом составе, отчасти в тематике и поэтике» (Райкова 1995: 74). На самом деле, речь, как кажется, должна идти не о влиянии, а об общем генезисе, общей исходной точке существования мужских и женских альбомов.
В.В. Блажес в статье «Солдатский юмор в свете народной поэтической традиции» опирается на материалы солдатских блокнотов, при этом, к сожалению, не указывая ни времени составления блокнотов, ни их количества. Цель исследователя - обнаружение в солдатской словесности «народной поэтической традиции»: «Когда читаешь солдатские блокноты подряд, невольно вспоминаешь высказывания А.С.
Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова о склонности к шутке, розыгрышу, острому слову, о веселости как свойствах натуры русского народа»
Блажес 2000:53). Автор, по всей видимости, исходит из неверного положения о том, что человек думает то же самое, что и пишет. Это заметно в таких его высказываниях: «С одной стороны, в нем (в блокноте
МК) такие изречения, как «забудь о бабах и вине, ведь ты попал служить в ПВ», «армия — это дурдом, а учебка — двери в него», «пятнистые кепи, наглые лица: отряд погранцов идет похмелиться» и т.п., а с другой стороны, тот же парень записывает в свой блокнот стихи и афоризмы, которые позволяют видеть в нем сознательного пограничника, понимающего, что такое настоящая служба, преданность родине, честь и достоинство: «граница — это сотни бессонных ночей, это подвиг настоящих парней», «закон границы: если смерть смотрит в глаза друга, то переведи ее взгляд на себя». Ведь никто не заставлял парня именно эти вещи записывать в свой личный блокнот. Совершенно очевидно, что им двигала внутренняя потребность, желание выразить свои мысли, чувства,
21 настроение» (Блажес 2000:53). Не принимая интерпретацию автора, все же заметим, что статья дает хороший текстовый материал, который может быть использован как сравнительный.
В издании 2001 года «Дембельский альбом - русский Art Brut: между субкультурой и книгой художника» в центре внимания находится «дембельский» альбом. Несмотря на то, что при оформлении дембельского альбома используются тексты, входящие также в солдатский блокнот, здесь, как представляется, мы имеем дело с явлением иного порядка. Наиболее интересной для нас в этом сборнике является статья Ж.В. Корминой «Из армейского блокнота (заметки о топике и риторике солдатского письменного фольклора)» (Кормина 2001). Автор статьи рассматривает такие важные для армейской субкультуры понятия, как время, героизм, тендер, школа жизни и их интерпретацию в текстах солдатских блокнотов.
В настоящее время не существует отдельных работ, посвященных солдатским (курсантским) блокнотам. Однако В.В. Головин и соавторы, вслед за И.Н. Райковой, указывают на это явление среди других феноменов армейской субкультуры. Армейская словесность, по мнению авторов, «существует преимущественно в письменной форме». При этом они разводят понятия «дембельский альбом» и «солдатский блокнот»: «Их прагматика различна, - указывают авторы, - если блокнот является своеобразным «аккумулятором» солдатской традиции, то основное предназначение альбома - «память о службе» (Головин, Кулешов, Лурье 2003: 218-219). Авторы подробно останавливаются на характеристике входящих в блокнот текстов и демонстрируют то, каким образом выстраивается «картина мира солдата» и как происходит идентификация лирического героя произведений в качестве члена армейской общности. Особое внимание уделяется анализу женских образов в армейском фольклоре, справедливо указывается на двойственность образа «девушки» и категорическую однозначность образа матери солдата (Головин, Кулешов, Лурье 2003: 220, 222).
И.Е. Иванова в статье «Песни армейских альбомов» (Иванова 2002) рассматривает песенный репертуар армейской субкультуры. Материалом для автора послужили, по-видимому, тексты песен из армейских блокнотов, хотя источники нигде не характеризуются. Сама исследовательница называет свои материалы то «солдатские дневники», то «дембельские альбомы».
Альбом привлекает внимание и авторов работ по культурной антропологии. В недавно опубликованной монографии K.JI. Банникова, посвященной субкультуре военнослужащих срочной службы, альбомные тексты используются для характеристики текстового репертуара представителей субкультуры (Банников 2002: 159 и др.) По ходу повествования автор постоянно ссылается на тексты и иллюстрации то из «дембельского блокнота», то из «дембельского альбома». При этом только последнему посвящен отдельный раздел книги (Банников 2002: 206-215), тогда как первый оставлен без внимания, и, в конечном счете, не очень понятно, что понимает автор под «дембельским блокнотом». Е.С. Ефимова, рассматривая субкультуру тюрьмы и тюремную словесность, также останавливается на альбомной традиции (Ефимова 2003:259-262). Автор выделяет основные темы текстов тюремного альбома: особое отношение к жизни, жизнь заключенного как игра, любовь, ненависть к властям и др. В задачу автора этой публикации не входило подробное описание альбомов, поэтому ряд важных для нас тем здесь не затронут совсем. К исследованиям культурантропологического направления примыкает и работа С.Б. Борисова, о которой шла речь выше.
Менее всего изучены на сегодняшний день альбомы осужденных. О существовании альбомной традиции в местах лишения свободы в 20-30-е годы XX века неоднократно писал Д.С. Лихачев («Черты первобытного примитивизма воровской речи», «Соловки»), однако развернутой характеристики материалов в указанных работах нет (Лихачев 1992, Лихачев 1994).
Альбом заключенного, составленный в 1970-х годах, предположительно, в Краслаге (Красноярский край) рассматривается
23
С.Б. Борисовым в работе «Мотивы неприятия социально-политического устройства СССР.», где исследуются политические аспекты лагерного фольклора (Борисов 1994).
Первая публикация альбомов заключенных принадлежит К.Э. Шумову и С.В. Кучевасову. Авторы описали 4 современные тетради из СИЗО г. Перми. Предложенная ими интерпретация материалов представляется недостаточно аргументированной и точной. Так, авторы полагают, что альбомные тексты ярче всего остального демонстрируют «эстетические привязанности» подростков, а в альбомы «попадает только то, что действительно существенно» (Шумов, Кучевасов 1995:12). Между тем известно, что в альбом попадают далеко не все тексты, бытующие в субкультуре. Альбом «обеспечивает» определенный канал коммуникации -с миром «по ту сторону», и тексты «отбираются» по определенным правилам. Для внутригруппового общения используются тексты иного характера, и мы вряд ли можем говорить, что они менее значимы. При этом несомненная ценность данной публикации заключается во введении в научный оборот большого количества интереснейших текстов.
Коммуникативным жанрам альбомной культуры посвящена специализированная публикация К.Э. Шумова «"Шифровки", "эпистолы", поздравления и пожелания в рукописных традициях» (Шумов 2003). Автор анализирует использование рукописных сборников (альбомов, блокнотов и тетрадей) как форму письменной коммуникации между носителями традиций различных субкультур. Ценность этой публикация заключается, прежде всего, в том, что в ней сделана одна из первых попыток рассмотреть альбомную культуру нескольких субкультур как целостную традицию, и предложен подход к рассмотрению коммуникативной природы альбома через анализ текстов, входящих в альбом.
Работы Байбы Мейстере (Латвия) демонстрируют существенное сходство альбомов латышских школьниц (и внешнее, и функциональное) с песенниками российских сверстниц. Исследовательница проанализировала около 40 альбомов, составленных с 1987 по 1995 годы (Meistere 1996). На материале альбомной традиции можно проанализировать специфику конструирования «гендерного текста», как это делается в работе У. Липпонен (Финляндия) (Lipponen 1996)
Таким образом, за последние годы немало сделано для изучения альбомной традиции: предприняты попытки определения и описания жанрового состава альбома, выделены тематические пласты, характерные для каждой традиции в отдельности, сложилась определенная эдиционная практика, значительное количество материалов введено в научный оборот.
Однако пока никто не пытался рассмотреть альбомную традицию как нечто единое, существующее по своим особым законам. Не проведено сравнение мужских и женских альбомов. Остаются не рассмотренными вопросы, связанные со спецификой вариативности альбомных текстов.
Итак, альбом - не собрание случайных текстов. Это - целостный текст, обладающий определенной структурой и отличающийся особой поэтикой. Он функционирует в специфической культурной среде и отражает мировосприятие представителей данной субкультуры. Альбом следует рассматривать в ряду иных рукописных сборников, что поможет определить его жанровую природу. Описание альбомных материалов необходимо дополнить: выйти за его пределы - в большой мир словесности и культуры; и углубиться в микромир альбомных текстов. Изучение альбома, которое в настоящее время представляет собой конгломерат историко-литературных, фольклористических и культурологических штудий, настоятельно требует синтеза, теоретических обобщений. Лишь с помощью теории текста, теории литературы, теории словесности можно продвинуться в исследовании и осмыслении феномена альбома.
Идея изучения альбома как целостного явления культуры и определила цели и задачи данной работы, которая носит принципиально теоретический характер. Автора работы интересуют не столько конкретные альбомы, сколько Альбом как особый тип сборника рукописных текстов.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК
Интердискурсивность как коммуникативный феномен: На материале поздних альбомов Pink Floyd2004 год, кандидат филологических наук Мельникова, Олеся Александровна
Стратегии освоения библейского текста в творчестве Б. Гребенщикова2010 год, кандидат филологических наук Еремин, Евгений Михайлович
Трансформация детской повседневности в социокультурном пространстве школы: на материале 1980-х - 1990-х гг.2013 год, кандидат культурологии Ляшок, Александра Сергеевна
Жанр надписи в русской поэзии XVIII - первой трети XIX в. в.2000 год, кандидат филологических наук Прокопович, Оксана Алексеевна
Удмуртские лирические песни: истоки и формирование традиции2006 год, кандидат филологических наук Пчеловодова, Ирина Вячеславовна
Заключение диссертации по теме «Теория литературы, текстология», Калашникова, Марина Владимировна
Заключение
Несмотря на то, что альбомная традиция изучается уже давно, систематическое изучение современного альбома только начинается. В современной культуре существуют и другие рукописные сборники, каждый из которых обладает собственными чертами, но не существует изолировано от других сборников.
В этом контексте современный альбом определяется нами как особым образом оформленное многожанровое гетерогенное явление (сборник текстов, сопровождаемых/ не сопровождаемых рисунками), выполняющее ряд функций, связанных с художественным самовыражением составителя и его социализацией в группе (субкультуре).
Существующая в фольклористике и литературоведении жанровая система не отвечает специфике альбомного материала и не может покрыть весь корпус текстов, входящих в альбом, поэтому при описании альбома мы сочли целесообразным группировать тексты иным способом. В нашей работе выделяются следующие группы текстов:
• структурообразующие,
• тексты с выраженной адресацией,
• тематически актуальные тексты,
• случайные тексты.
Структурообразующие тексты - тексты зачинов и финалов - организуют пространство альбома. При этом мужские альбомы можно охарактеризовать как закрытые, поскольку структурообразующие тексты довольно жестко регламентируют «читательский доступ», тогда как девичий альбом -открытый для чтения при выполнении немногочисленных и простых правил.
Группа текстов с выраженной адресацией включает в себя жанры, которые не являются исключительной принадлежностью рукописного альбома. Это поздравления, пожелания, лирические обращения, тексты тостов, подписи для фотографий, стихотворные заготовки для писем, а также дидактическая поэзия. Особое место в этой группе занимают афористические тексты.
Ряд текстов попадают в альбом благодаря тематической актуальности и, по-видимому, отвечают эстетическим пристрастиям большинства потребителей альбомной продукции. К этой группе относятся песни, количество которых в конкретном альбоме зависит от разных причин: от вкуса владельца, от традиции субкультуры и т.п. Особое место в девичьем альбоме занимают гадательные справочники: мантические тексты поддерживают гадательные практики, широко бытующие в субкультуре школьниц. В альбом эти тексты попадают наряду с другими, поскольку альбом часто используется как справочник на разные случаи жизни.
Случайными» мы называем тексты, которые бытуют в субкультурах самостоятельно и попадают в альбом по ряду причин, характеризующих особые пристрастия владельца альбома. Так, например, в альбомах попадаются «садистские стишки». Эти тексты активно бытуют в школьной среде и в устной форме, однако записать эти тексты в альбом позволяет все то же представление о сборнике на все случаи жизни. Записываются «садистские стишки» в альбом, как и анекдоты, для памяти.
Изображения в альбоме (рисунки, вклейки) часто несут дополнительный по отношению к основному - текстовому - смысл. Особенно это заметно в мужских альбомах, где часто изображаются значимые для данной субкультуры символы. Рисунки и изображения в девичьем альбоме в настоящее время не обладают той символичностью, которая была свойственна им столетие назад. Особой формой альбомной коммуникации являются «секреты». Они провоцируют читательскую активность и вовлекают «гостей» альбома в мир словесной игры. Несмотря на то, что содержание «секретов» читателю чаще всего известно заранее, пропустить эту страницу он не может. Об этом часто говорят владелицы альбомов и информанты.
Отдельно рассмотрены функции альбома в современных субкультурах. Основной можно считать коммуникативную функцию, при которой вокруг альбома создается особое поле письменной коммуникации как внутри данной группы, так и за ее пределами. Внутри группы посредством альбома происходит социализация новых членов, их приобщение к групповым ценностям. Не случайно мужские альбомы заводятся тогда, когда молодой человек включается в новый социум. Альбом, наряду с другими средствами социализации, присущими данной субкультуре, является важным средством идентификации человека. Среди важных отметим также мемориальную функцию, которая довольно часто декларируется в текстах внутри самого альбома.
Анализируя альбом как целостный текст, можно выявить важные для традиции культурные концепты и их содержательные аспекты. Для армейской традиции значимыми оказываются понятия «армия», «гражданка» и «водка». Среди персонажей выделяются непосредственный начальник -антагонист солдата, друг, девушка, мать. Особыми чертами обладают время и пространство. Набор важных концептов в тюремном альбоме близок, но не тождествен. В мире тюрьмы у лирического героя нет антагониста, друзей нет тоже. Герой один противостоит системе и государству.
Женский альбом построен иначе. Выделяемые для мужской традиции концепты оказываются нерелевантными. Нет в женском альбоме и системы персонажей. В женском альбоме одна тема - любовь. Все остальное имеет значение только в связи с ней. Нет в альбоме и образа лирической героини: читательницам и владелицам предлагается как бы пережить множество различных любовных ситуаций, «примерить» на себя всевозможные поведенческие стратегии.
Диалогическая природа альбома, характерная для альбомов предшествующей эпохи, остается актуальной только для девичьей субкультуры. Мужские современные альбомы другие: в них нет диалога, а подавляющее число текстов - от первого лица. Монологичность мужского альбома позволила выделить фигуру лирического героя и рассмотреть его взаимодействие с другими персонажами и пространством.
Рассмотреть альбом на фоне фольклорного репертуара субкультуры не всегда представляется возможным, поскольку не все субкультуры для этого достаточно изучены. Сложнее всего обстоит дело с изучение фольклора солдат срочной службы. Имеющиеся работы основаны на материалах солдатских блокнотов и не позволяют охарактеризовать весь репертуар в целом. С этой точки зрения наиболее изучена субкультура школьниц. В контексте нашего исследования оказалось возможным наметить пути взаимодействия между альбомной традицией и самодеятельной литературой на примере сборников самодеятельной поэзии Алевтины Ивановны JT., которая на момент создания своих произведений отбывала срок в одной из колонии Пермской области.
При переписывании текста в альбом зачастую происходит трансформация текстов. В ходе аналитической работы выделены следующие типы трансформаций:
1. межжанровые трансформации: а) переход песен в стихотворения; б) переход стихотворных произведений в прозаические;
2. изменения с сохранением жанровой принадлежности оригинала. Вариативность, таким образом, может иметь не только устное, но и письменное происхождение, поскольку, как мы постарались показать, переписывание не сводится к простому копированию.
С развитием технологий и развитием потребительского рынка возникают печатные альбомы. Издатели воспользовались существованием альбомной традиции и предложили барышням более простой способ создания альбома: теперь его можно просто его купить. Печатные альбомы рассчитаны на разную покупательную способность. Но в целом они отражают стереотипное представление об альбоме как о «собрании всего», смешивая под одной обложкой публичный альбом и личный дневник.
Исследование альбомной традиции может быть продолжено в следующих направлениях:
• сравнение провинциальных и столичных девичьих альбомов: специфика жанрового состава, особенности оформления;
• степень развитости альбомной традиции в зависимости от условий службы (армейская субкультура);
• сравнительное исследование тюремных альбомов разных регионов - причины однообразия;
• взаимодействие русскоязычной и иноязычной традиции на территории РФ, феномен двуязычных альбомов, специфика текстов;
• психологический аспект: какие психологические потребности удовлетворяет альбом, если ведут его не все;
• альбом в общем контексте технического прогресса тиражирования текстов;
• искусствоведческий аспект: эмблематика альбома, изменение стилистики рисунков, каллиграфия на страницах альбомов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Калашникова, Марина Владимировна, 2004 год
1. Адоньева 1998 — Адоньева С.Б. Баллады // Русский школьный фольклор: От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А.Ф. Белоусов. М.: Ладомир, 1998. С. 135-184.
2. Астахова, Эвальд 1932 Астахова A.M., Эвальд З.В. Работа бригады ИПИН по собиранию и изучению фольклора рабочей среды // Советская этнография. 1932. № 2. С. 143-144.
3. Базанов 1998 Базанов В.А. Функциональный аспект бытования детских анкет // Традиционная культура и мир детства: Мат. межд. науч. конф. «XI Виноградовские чтения». Ч 1: Тезисы. Ульяновск, 1998. С. 65-67.
4. Базанов 2000 — Базанов В.А. Функциональный аспект бытования детских анкет // Фольклорный текст 99: Материалы научно-методического семинара. Пермь, 2000. С. 87-93.
5. Банников 2002 Банников К.Л. Антропология экстремальных групп: Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии. М., 2002. 399 с.
6. Бахтин 1994 — Бахтин B.C. «Пишите, милый подруги.». Русские альбомные стихи // Пятница (еженедельное приложение к газете «Час пик»), 1994. 5 августа, № 32. С. 4.
7. Бахтин 1995 — Бахтин B.C. «Писал поэт, фамилии нет.» // Российская провинция. № 1, 1995. С 2-10.
8. Бахтин 1996 Бахтин B.C. Реальность письменного фольклора // Экспедиционные открытия последних лет: Народная музыка, словесность, обряды в записях 1970-1990-х годов: Статьи и материалы. СПб., 1996. С. 151-159.
9. Бахтин 19976 — Бахтин B.C. «Краснобай» пишет письма Формулы для писем. // Вечерний Петербург, 1997. 25 июля. С. 4.
10. Ъ.Бахтин 1997в Бахтин B.C. «Краснобай» беспризорный Три песни малолетних беспризорных и уголовников. // Вечерний Петербург, 1997. 5 декабря. С. 4.
11. Белинский 1900 Белинский В.Г. Страсть к альбомам // Полное собрание сочинений в 12 тт. Т. 1. СПб., 1900. С. 191-195.
12. Белоусов 1989 Белоусов А.Ф. Детский фольклор: Лекция для студентов-заочников. Таллинн, 1989. 40 с.
13. Блажес 2000 Блажес В.В. Солдатский юмор в свете народной поэтической традиции // Устная и рукописная традиции. Сб. науч. трудов. Екатеринбург, 2000.
14. Богатырев, Якобсон 1977 Богатырев П.Г., Якобсон P.O. Фольклор как особая форма творчества // Богатырев П.Г. Вопросы теории народного творчества. М., 1977. С. 369-383.
15. Богданов 2003 Богданов К.А. Повседневность и мифология. СПб, 2001.438 с.
16. Борисов 1997 Борисов С.Б. Эволюция жанров девичьего альбома в 1920-1990-е годы // Шадринский альманах. Вып. 1 (1997). Шадринск, 1997. С. 87-110.
17. Борисов 2000 Борисов С.Б. Культурантропология девичества. Шадринск, 2000. 88 с.
18. Борисов 2001 Борисов С.Б. Девичий рукописный рассказ как жанр «наивной литературы» // «Наивная литература»: исследования и тексты / Сост. С.Ю. Неклюдов. Серия «Научные доклады», № 129. М.: МОНФ, 2001.С. 153-186.
19. Борисов 2002а Борисов С.Б. Мир русского девичества: 70-90 годы XX века. М.: «Ладомир», 2002. 343 с.
20. Борисов 20026 Борисов С.Б. Любовный рассказ в ансамбле девичьего альбома // Рукописный девичий рассказ / Сост. С. Борисов. М.: ОГИ, 2002. С 19-48.
21. Борисов 2003 Борисов С.Б. Культурные коммуникации и ритуалы. Шадринск, 2003. 91 с.
22. Вацуро 1979 Вацуро В.Э. Литературные альбомы в собрании Пушкинского Дома (1750-1840-е годы) // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 1977 год. Л., 1979. С. 3-56.
23. Гайдар 1951 Гайдар А.П. Альбомные стихи // Жизнь и творчество А.П. Гайдара. М.; Л., 1951. С. 277-280.
24. ЪЪ.Головин 1997 Головин В.В. Девичий альбом 20-30 гг. XX века // Новое литературное обозрение. № 26 (1997). С. 400-417.
25. Ъ9.Головин, Кулешов, Лурье 2003 Головин В.В., Кулешов Е.В., Лурье М.Л. Субкультура солдат срочной службы // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 186-230.
26. Гусев 1960 Гусев В.Е. Опыт изучения современного состояния народного творчества (По материалам фольклорной экспедиции в 1959 году в костромскую область) // Советская этнография. 1960. № 2. С. 167- 170.
27. АЪ Дмитриева 1972 Дмитриева Р.Г. Четьи сборники XV века как жанр // История жанров в русской литературе X-XVII в. Л., 1972. С. 150180.
28. Дмитриева 1974 Дмитриева Р.Г. Волоколамские четьи сборники XVI века // ТОДРЛ. Т. 28. Л., 1974. С. 202-230.
29. Ефимова 2001 Ефимова Е.С. Картина мира тюремной лирики // «Наивная литература»: исследования и тексты / Сост. С.Ю. Неклюдов. Серия «Научные доклады», № 129. М.: МОНФ, 2001. С. 187-201.
30. Ефимова 2003 Ефимова Е.С. Субкультура тюрьмы // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 231-266.
31. Ефимова 2004 Ефимова Е.С. Современная тюрьма: Быт, традиции и фольклор. М.: ОГИ, 2004. 398 с.
32. Иванова 2002 Иванова Е.И. Песни армейских альбомов // Традиционная мужская культура и фольклор Великой отечественной войны / Ред. и сост. М.В. Строганов. Тверь: Золотая буква, 2002. С. 14-18.
33. Иезуитова 1989 Иезуитова Р.В. «Альбом Онегина» (Материалы к творческой истории) // Временник Пушкинской комиссии. Выпуск 23. Л.: Наука, 1989. С. 19-31.
34. Калашникова 2001 — Самодеятельная поэзия в местах лишения свободы: творчество А.Л. // «Наивная литература»: исследования и тексты / Сост. С.Ю. Неклюдов. Серия «Научные доклады», № 129. М.: МОНФ, 2001. С. 202-234.
35. Калашникова 2003 Калашникова М.В. Современная альбомная традиция // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 599-619.
36. Кормила 2001 Кормина Ж.В. Из армейского блокнота (заметки о топике и риторике солдатского письменного фольклора) // Дембельский альбом - русский Art Brut: между субкультурой и книгой художника. СПб., 2001. С. 20-28.
37. Корнилова 1990 Корнилова А.В. Мир альбомного рисунка. Русская альбомная графика к. XVIII - первой половины XIX века. Л., 1990.
38. Корнилова 2003 Корнилова А.В. Альбомы домашние // Быт пушкинского Петербурга: Опыт энциклопедического словаря. А-К. СПб., 2003 С. 26-31.
39. Костюхин 1993 Костюхин Е.А. К вопросу об особенностях современной фольклорной традиции // Сохранение и возрождение фольклорной традиции. Вып.2. 4.1. М.,1993. С. 163-166.
40. Костюхин 1994 — Костюхин Е.А. Литература и судьбы фольклора // Живая старина. 1994. № 2. С. 5-7.6\.Кубанские станицы 1967 Кубанские станицы: Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М., 1967.
41. Литягин 2000 Литягин А.А. Число в детской игровой поэзии // Традиция в фольклоре и литературе / Под ред. М.Л. Лурье. СПб., 2000. С. 82-90.
42. Лихачев 1979 Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: «Наука», 1979. 360 с.
43. Лихачев 1983 Лихачев Д.С. Текстология. На материале русской литературы X-XVII веков. Л., 1983. 640 с.
44. Лихачев 1992 Лихачев Д.С. Черты первобытного примитивизма воровской речи // Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона / Сост. Д.С. Балдаев, В.К. Белко, И.М. Исупов. М.: Края Москвы, 1992. С. 354-398.
45. Лойтер, Неёлов 1995 — Девичий альбом // Лойтер С.М., Неелов Е.М. Современный школьный фольклор: пособие хрестоматия. Петрозаводск, 1995. С. 87 - 114.
46. Медриш 1980 Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Саратов, 1980. 296 с.
47. Митрофанова, Азбелев 1963 Митрофанова В.В., Азбелев С.Н. Фольклорная экспедиция Пушкинского Дома в 1961 году // Советская этнография. 1963. № 1. С. 14 - 138.
48. Морозова 2001 Морозова Т.Г. В институте благородных девиц // Институтки: Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц / Сост., подгот. текста и коммент. В.М. Боковой, Л.Г. Сахаровой. М.: НЛО, 2001 С. 457 - 459.
49. Неклюдов 1994 Неклюдов С.Ю. О слове устном и книжном // Живая старина. № 2. 1994. С. 2-4.
50. Николаев 1997 Николаев О.Р. Почему мы не допеваем «русские народные» песни до конца? (О некоторых механизмах трансляции русской песенной традиции) // Русский текст: российско-американский журнал по русской филологии. № 5. СПб., 1997. С. 124-140.
51. Новикова 1982 Новикова A.M. Русская поэзия XVIII первой половины XIX века и народная песня. М., 1982. 192 с.
52. Новицкая 1994 Новицкая М.Ю. Хроника школьной жизни // Живая старина. 1994. №.2. С. 64.
53. Петина 1970 Петина Л.И. Альбом пушкинской эпохи как вид литературного текста // Материалы XXV научной студенческой конференции: Литературоведение. Лингвистика. Тарту, 1970. С. 3638.
54. Петина 1985 Петина Л.И. Структурные особенности альбома пушкинской эпохи // Проблемы типологии русской литературы: Труды по русской и славянской филологии: Литературоведение. Тарту, 1985. С. 20-23.
55. Пирожкова 1998 Пирожкова В. Потерянное поколение: Воспоминания о детстве и юности. СПб., 1998. 222с.
56. XIX вв. / Под ред. А.К. Байбурина и Н.И. Решетникова. СПб.: «Европейский Дом»; М.: «Знак», 2004. 640 с.
57. Прохоров 1991 Прохоров К. Фольклор советской армии // Грани, 1991. (№160). С. 84-86.
58. Путилов 2003 Путилов Б.Н.Фольклор и народная культура. In Memoriam. СПб., 2003. С. 18 - 236.
59. Пушкарев 1995 Пушкарев А.Н. По дорогам войны: Воспоминания фольклориста - фронтовика. М., 1995. 310 с.
60. Разумова 2001а Разумова И. А. Потаенное знание современной русской семьи: Быт. Фольклор. История. М.: «Индрик», 2001.376 с.
61. Разумова 20016 Разумова И.А. Письменные традиции современной семьи: проблемы собирания и изучения // «Наивная литература»: исследования и тексты / Сост. С.Ю. Неклюдов. Серия «Научные доклады», № 129. М.: МОНФ, 2001. С. 93-115.
62. Райкова 1995 Райкова И.Н. Фольклор современных солдат: идейно-художественное своеобразие и отношение к детскому фольклору // Мир детства и традиционная культура: Сб. науч. тр. и мат. / Сост. С.Г. Айвазян. М., 1995. С 73-101.
63. Руппиева 2002 Руппиева И.В. Рассказы о создании и распаде семьи: структурно - семантический аспект. Дипломная работа. Рукопись. КГПУ. Петрозаводск, 2002.
64. Русский школьный фольклор 1998 Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А.Ф. Белоусов. М.: «Ладомир», 1998. 774 с.
65. Смена 1927 П.У. Секрет краснофлотских тетрадок // «Смена», 1927. 2 июня, № 124. С 3.
66. Смилянская 2003 Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. М., 2003. 464 с.
67. Сперанский 1963 Сперанский М.Н. Рукописные сборники XVIII века: Материалы для истории русской литературы XVIII века. М., 1963. С. 13-180.
68. Современная баллада 1996 — Современная баллада и жестокий романс / Сост., статья, морфологические таблицы С. Адоньева, Н. Герасимова. СПб., 1996. 417 с.
69. Ханютин 1989 Ханютин А. Школьный рукописный альбом -песенник: новый успех старого жанра// Массовый успех: Сб. ст. / Отв. ред. А. Ханютин. М., 1989. С. 193-209.
70. Храмова 2002 Храмова Н.Б. Девичий альбом 50-90-хх гг. XX века // Традиционная культура и мир детства: Мат-лы молодежной фольклорной научной конференции «XII Виноградовские чтения». Нижний Новгород, 2002. С. 344.
71. Хромова 2001 Хромова А.В. «С Новым годом поздравляю и от всей души желаю.»: тексты новогодних поздравительных открыток // Антропология. Фольклористика. Лингвистика: Сб. статей. Вып.1. СПб.: Европейский Дом, 2001 С. 100-124.
72. Царькова 1999 Царькова Т.С. Русская стихотворная эпитафия XIX-XX веков: Источники. Эволюция. Поэтика. СПб., 1999. 191 с.
73. Чеканова, Кац 2003 Чеканова А.В., Кац Е.А. Рукописные девичьи альбомы (методические указания и вопросник) // Актуальные проблемы полевой фольклористики. Вып. 2. М.: МГУ, 2003. С. 119-121.
74. Чередникова 1995 — Чередникова М.П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Ульяновск, 1995. 256 с.
75. Чинякова 2000 — Чинякова М.Е. Традиции «Зеркального» // Традиция в фольклоре и литературе / Под ред. М.Л. Лурье. СПб., 2000. С. 332-367.
76. Шаламов 1989 Шаламов В. Левый берег. М., 1989.
77. Шарафадина 2004 - Шарафадина К.И. Алфавит Флоры в аллегорическом языке графики и поэзии рукописных альбомов первой половины XIX века // Русская литература. 2004. № 1. С. 7495.
78. Школьный быт 1992 Школьный быт и фольклор / Сост. А.Ф. Белоусов. В 2-х ч. Таллин, 1992.
79. Шумов 2003 — Шумов К.Э. «Шифровки», «эпистолы», поздравления и пожелания в рукописных традициях // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 711 732.
80. Шумов, Кучевасов 1995 Шумов К.Э., Кучевасов С.В. «Розы гибнут на морозе, малолетки - в лагерях.». Рукописные тетради из камеры малолетних преступников // Живая старина. 1995. № 1. С. 1115.
81. Яковлев 1828 Яковлев П.Л. Альбомы // [Яковлев П.Л] Записки москвича. 1828. С. 122-127.
82. Golovin 1996 Golovin V. Girls' Albums of the 20th Century: Changes In Tradition // Contemporary Folklore : Changing World View and Tradition. Tartu, 1996. P. 129-136.
83. Lipponen 1996 Lipponen U. The Cultural Construction of Feminity and Masculinity: Clues from Girls' Notebooks of the 1980s // Contemporary Folklore: Changing World View and Tradition. Tartu, 1996. P.105-128.
84. Meistere 1996 Meistere B. Memory Albums as a Means of the Informal Communication among Schoolchildren // Contemporary Folklore: Changing World View and Tradition. Tartu, 1996. P. 137-152.1. Опись материалов
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.