Советско-французские научные и культурные связи в 20-е годы ХХ в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Миронова, Татьяна Петровна

  • Миронова, Татьяна Петровна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1999, Орел
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 263
Миронова, Татьяна Петровна. Советско-французские научные и культурные связи в 20-е годы ХХ в.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Орел. 1999. 263 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Миронова, Татьяна Петровна

Введение.

Глава 1. Советско-французские научные связи в 20-е годы XX в.

1.1 Развитие советско-французских научных контактов с 1920 г. до дипломатического признания СССР Францией.

1.2 Расширение научного обмена между СССР и Францией в 1925- 1929 гг.

1.2.1 Естественно-научные дисциплины.

1.2.2 Медицина.

1.2.3 Физико-математические науки, техника.

1.2.4 Гуманитарные науки.

Глава 2. Культурные контакты СССР и Франции в 20-е годы XX в.

2.1 Возникновение и деятельность обществ сближения с СССР.

2.2 Контакты в сфере литературы.

2.3 Связи в области театра и кино.

2.4 Сотрудничество представителей изобразительного искусства и музыки.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Советско-французские научные и культурные связи в 20-е годы ХХ в.»

Актуальность исследования. На протяжении Х1Х-ХХ вв. между Россией и Францией преобладали дружественные отношения. Как отмечал выдающийся советский историк А.З. Манфред в своих многочисленных работах, эти страны исторически тяготели друг к другу, а наполеоновские войны против России следует рассматривать как печальное недоразумение. Несмотря на явное приукрашивание истории русско-французских отношений, ученый во многом прав: в 1875 г. Россия не допустила нового разгрома Франции Германией, а в XX в. наши народы дважды вели совместную борьбу против немецкого милитаризма и фашизма.

Наряду с сотрудничеством в области международных отношений между Францией и Россией, а затем и СССР, сложились благоприятные условия для сближения в сфере научной и культурной жизни. Для русских художников Париж всегда был Меккой в искусстве. Новые направления во французской живописи привлекали пристальное внимание русских художников и оказывали на них большое влияние. В свою очередь творчество Тургенева, Толстого, Достоевского оказало несомненное воздействие на французскую литературу. Еще до Октябрьской революции Франция рукоплескала "дягилевским сезонам" - русскому балету и оперному искусству. Русским ученым принадлежит большая заслуга в области изучения истории Франции. Многие русские медики и естествоиспытатели работали в Инсштуте Пастера, а французские ученые внесли свою лепту в развитие научной и технической мысли России.

Хорошие долговременные традиции культурного и научного сотрудничества между Россией и Францией получили развитие и после свершения Октябрьской революции. Признание в 1924 г. СССР Францией позволило восстановить утраченные в годы Первой мировой войны и революции научные и культурные связи. 20-е годы в условиях НЭПа, несмотря на идеологический контроль, были кратковременным периодом в истории двух стран, когда научные и культурные связи были восстановлены и началось плодотворное сотрудничество ученых, писателей, художников и музыкантов СССР и Франции. Советская творческая интеллигенция стремилась вынести на суд интеллектуальной и культурной столицы мира, каковой был Париж, свои творения. В свою очередь, французские интеллектуалы проявляли интерес к тем переменам, которые произошли в СССР, и к новому советскому искусству во всех его формах и направлениях. Однако этот период советско-французского научного и культурного сотрудничества оказался кратковременным. К концу 20-х годов он оказался фактически свернутым в результате осложнения международной обстановки, усиления в СССР идеологического диктата и наступления сталинизма. На рубеже 20-30-х годов "железный занавес" в области научного и культурного сотрудничества СССР и Франции опустился.

Попытки оживить сотрудничество в области науки и культуры двух стран в середине 30-х годов в связи с победой Народного фронта во Франции носили эпизодический характер и свелись к взаимным визитам отдельных писателей и деятелей культуры. Парадокс этого времени состоял в том, что несмотря на дипломатическое сближение СССР и Франции, контакта двух стран в сфере науки и культуры резко сократились. Установление тоталитарного режима в СССР исключало возможность возрождения нормальных научных и культурных связей.

Не удалось восстановить советско-французское сотрудничество в области науки и культуры в достаточном объеме и после окончания Второй мировой войны, несмотря на кратковременные улучшения отношений. Наступившая "холодная война", борьба против "космополитизма" в СССР и другие проходившие в стране идеологические кампании делали невозможным нормальное сотрудничество двух стран в сфере науки и культуры.

Некоторое оживление наступило лишь со 2-й половины 60-х годов, когда в связи с "особым курсом" генерала де Голля наступило некоторое потепление советско-французских отношений, охвативших и сферу научных и культурных контактов. Однако вплоть до конца 80-х годов они развивались не в полной мере и не исчерпали для этого всех своих возможностей.

Ликвидация идеологического диктата на рубеже 80-90-х годов, соблюдение в России прав человека, предусматривающие свободу передвижения и контактов, взаимная заинтересованность России и Франции в нормальном сотрудничестве позволили расширить научные и культурные контакты двух стран. Особенно это приобрело важность в связи с интеграционными процессами в Европе и стремлением России на правах полноправного члена войти в единый европейский дом.

На фоне этих процессов изучение традиционных отношений России и Франции, и особенно их отношений в 20-е годы в области науки и культуры, делает изучение данной темы очень актуальным. При этом следует учесть, что в 90-е годы в России открылись для изучения многие новые архивные фонды, материалы которых позволяют восстановить картину советско-французского сотрудничества более полно и глубоко. Опираясь на опыт советско-французских научных и культурных связей в 20-е годы, можно использовать много интересного для разработки перспективных отношений между нашими странами в XXI в., в том числе и в области научного и культурного сотрудничества. Несмотря на тяжелое положение, в котором пребывает ныне Россия, родник науки продолжает здесь пульсировать, жива и процветает российская культура, обогащающая мировую культуру, и от контактов с нею европейская цивилизация может только обогатиться.

Данная проблема получила освещение в отечественной и французской историографии. Ей посвящены как общие работы по истории советско-французских отношений в 20-е годы, так и специальные исследования по истории научных и культурных связей СССР и Франции в изучаемый период.

В группе работ, рассматривающих непосредственно советско-французские научные и культурные связи, следует выделить диссертацию Г.Д. Котовой "Франция и развитие культурных и научных связей с Советским Союзом (1924-1935 гг.)."1 В ней автор дает картину становления и развития советско-французского научного и культурного сотрудничества, отмечая при этом вклад прогрессивной интеллигенции обеих стран. Многие темы в указанном исследовании поднимаются впервые. К достоинствам работы можно отнести то, что в ней Г.Д.Котова детально рассматривает все возникающие в изучаемый период во Франции общества дружбы с СССР. На основе новых архивных документов автор впервые анализирует их состав и трудности, связанные с деятельностью этих организаций. Особое место в диссертации отведено рассмотрению роли и значения гастролей советских театральных коллективов во Франции в 1928 и 1930 гг., анализу многочисленных откликов прессы. Однако основным недостатком этой работы является схематизм и иллюстративность в изложении материала и подборе фактов. Кроме того, Котова обошла вниманием тот факт, что научное и культурное сотрудничество являлось составной частью международной и внутренней жизни страны и находилось под жестким контролем центральных институтов власти. Для ее кандидатской диссертации характерен идеологический подход к данной теме, что определило подбор фактов и расстановку акцентов на сотрудничестве в области культуры только с левыми силами во Франции. К тому же Г.Д.Котова не имела возможности использовать в полной мере закрытый в то время богатый архивный и печатный материал.

Среди литературы по исследуемой проблеме особняком стоит монография Е.С. Белогловского "Очерки истории советско-французских культурных связей (1924-1939 гг.)."2 Это первое крупное исследование в отечественной историографии, посвященное истории сотрудничества СССР и Франции в сфере искусства (театр, кино, музыка и изобразительное искусство) в межвоенный период. Работа основана на большом фактическом материале. В научный оборот впервые вводятся многие, не использовавшиеся ранее источники - материалы прессы, мемуары, письма. В книге отражено международное значение советско-французских культурных связей в 20-30-е годы, как своеобразного исторического эксперимента, формы мирного сосуществования государств с различным общественно - политическим строем. Однако при всей своей ценности работа написана в духе своего времени и тоже несет на себе отпечаток заидеологизированности.

Большой интерес представляют статьи Н.В.Тимофеевой "Из истории развития советско-французских культурных связей. 1918-1927 гг."3, М.С. Кузьмина "Из истории советско-французских культурных связей. 1917-1927 гг."4 и Л.С. Никольской "Установление советско-французских контактов в области науки и культуры. 1919-1928 гт."5 В них авторы не ограничиваются рассмотрением культурных контактов на межгосударственном уровне. Предметом исследований становится культурная жизнь СССР и Франции в 20-е годы. Анализируя развитие связей по линии общественных организаций, авторы дают небольшой обзор деятельности обществ культурного сближения с СССР. Не ставя перед собой цели комплексно исследовать взаимоотношения СССР и Франции в области науки и культуры, а именно: организационного механизма сотрудничества, целей, преследуемых советским государством при осуществлении научных и культурных связей с Францией, эффективность такого рода обменов и т.д., вышеназванные исследователи выделяют научное и культурное сотрудничество как один из компонентов политики мирного сосуществования.

Истории дружбы народов СССР и Франции, ее традициям, поучительному историческому опыту, общей борьбе за мир посвящена монография Л.М. Зак "Дружба рождалась в борьбе: СССР - Франция: страницы истории." 6 Для нас определенный интерес представляют факты научного и культурного сотрудничества двух стран в 20- 30-е годы. Автор приводит много любопытных данных о развитии советско-французских контактов в эти годы. Однако приводимые Л.М.Зак факты не дают цельной картины конкретного научного сотрудничества СССР и Франции. Не касается автор и культурного обмена этих стран в сфере музыкального искусства и литературы.

Первая попытка проследить становление советско-французских научно-технических контактов была предпринята в статье А. А. Ивановской "У истоков советско-французских научно-технических связей" 7 В указанной работе дана общая картина сотрудничества ученых двух стран в первое десятилетие советской власти. Следует отметить, что автор уделяет внимание в основном научно-исследовательской работе советских ученых во Франции. Многие значительные события в истории советско-французских связей в научной сфере в 20-е годы, связанные с участием деятелей науки двух стран в международных конгрессах, не нашли здесь отражения. Кроме того, А А. Ивановская не ставила перед собой задачи показать специфику связей в области науки, их место и роль во всей системе отношений между СССР и Францией.

Большой интерес для диссертанта представляли исследования, посвященные роли акад. П. Ланжевена в развитии советско-французского научного и культурного сотрудничества и контактам с французскими учеными акад. И.П. Павлова.8

Отечественные историки внесли большой вклад в изучение деятельности французских Обществ культурного сближения и дружбы с Советским Союзом в 20-30-е годы. Из комплекса этих работ следует выделить диссертацию Л.С. Никольской "Международные культурные связи СССР в первое десятилетие Советской власти (к истории создания ВОКС и зарубежных обществ культурной связи с СССР)",9 в которой кратко освещена история возникновения во Франции Обществ культурного сближения с СССР. Автор использует при этом не только архивные документы, но и периодическую печать того времени. В статье М.С. Кузьмина Из истории советско-французских культурных связей (о создании Общества франко-русских дружественных связей. 1924 г.)"10 дан общий обзор истории создания и организационной структуры Общества франко-русской дружбы, которое способствовало возобновлению прерванных научных и культурных контактов с Советской Россией и сыграло большую роль в изменении общественного мнения в пользу дипломатического признания советской страны.

В ряду обобщающих трудов, посвященных международному культурному сотрудничеству СССР, в т.ч. и с Францией, следует выделить работы А.Е. Иоффе. Свою первую монографию "Интернациональные научные и культурные связи Советского Союза. 1928-1932 гг."11 автор посвятил раскрытию проблемы сотрудничества СССР с государствами Запада и Востока в годы первой пятилетки. Вторая его монография "Международные связи советской науки, техники и культуры.1917-1932 гг."12 рассматривает эту проблему, начиная с первых дней существования советской власти. А.Е. Иоффе анализирует политическое, идеологическое, экономическое значение международных связей в различных сферах естественных и общественных наук, литературы и искусства, характеризует работу советских и зарубежных учреждений и общественных организаций, участвовавших в научном и культурном обмене. Определенное место в этой книге отведено рассмотрению советско-французских отношений в исследуемых областях.

В диссертационном исследовании широко использованы работы, затрагивающие весь комплекс советско-французских внешнеполитических отношений, в т.ч. и культурную сферу. Из них можно выделить исследования Ю.В. Борисова, В.И. Антюхиной-Московченко, А.З. Манфреда, H.H. Молчанова и др.13 Эти монографии видных советских историков помогли автору комплексно подойти к исследуемой теме, рассмотреть советско-французские научные и культурные связи в неразрывном единстве с внутренней и внешней политикой двух стран.

Изучение отечественной историографии международных научных и культурных связей СССР, советско-французских отношений в указанных областях показывает, что подавляющее большинство работ советских исследователей по данной проблематике приходится на 60-80-е годы. Это обусловлено оживлением международных культурных связей СССР, активным сближением с Францией, начиная со 2-й половины 60-х годов. Большую роль при этом сыграл выход Франции из военной структуры НАТО и начавшаяся разрядка международной напряженности.

Зарубежная историография данной темы представлена, главным образом, работами французских авторов, рассматривающих состояние и характер политических и экономических отношений между СССР и Францией (Моипп М., Н^епЬшз-ЗеНуегзШЙ1 А., БЬуез Н. и др.).14 Их анализ советско-французских отношений строится в целом на положении о "советском экспансионизме". Наряду с негативными моментами во взаимоотношениях между СССР и Францией они отмечают и положительные стороны: восстановление дипломатических отношений двух стран в 1924 г. и влияние этого процесса на нормализацию обстановки в Европе. Определенный интерес представляют работы французских авторов, в которых затрагиваются вопросы установления и развития культурных связей Франции и СССР фигоБеИе Д-В., Вег&еш Б., Тгой^оп У. и др. ).15 Они анализируют организационно-правовой механизм внешней политики Франции, его эволюцию, место и роль культурных связей в общей системе внешнеполитической деятельности своей страны. И тем не менее, несмотря на достаточно пристальное внимание зарубежных исследователей к проблеме взаимоотношений двух стран, сфера культурного и научного сотрудничества СССР и Франции не была избрана ими как объект самостоятельного монографического или диссертационного исследования.

При обилии отечественной и французской литературы по данной теме следует заметить, что большинство исследований охватывает более широкий хронологический период, в силу чего советско-французским научным и культурным связям уделено гораздо меньше внимания, чем могло бы быть при изучении данной проблемы в более узкий промежуток времени. Отдельные аспекты культурного сотрудничества (например, в области литературы) остались за пределами внимания авторов. К тому же следует иметь ввиду, что большинство работ советских авторов по данной проблеме создавались еще до перестройки. В силу этого они написаны с определенных идеологических позиций и к тому же не опираются на богатый архивный материал, который раньше оставался недоступным для исследователей.

Все эти обстоятельства дают основания к написанию новой работы по истории советско-французских научных и культурных связей на основе привлечения новых материалов и критического пересмотра некоторых положений ранее созданных работ по данной проблематике.

Цель и задачи исследования. В данной работе автор ставит перед собой цель - на основе изучения самых разнообразных источников воссоздать картину развития связей СССР и Франции в области науки и культуры в 20-е годы. Достижение выдвинутой цели предполагает решение следующих задач:

- выявить предпосылки установления культурных и научных отношений СССР и Франции;

- рассмотреть организационные основы взаимоотношений двух стран в научной и культурной сфере;

- раскрыть содержание и формы научного сотрудничества СССР и Франции в 20-е годы;

- проанализировать структуру и содержание связей СССР и Франции в области культуры;

- проанализировать позитивные и негативные аспекты научного и культурного сотрудничества двух стран;

- раскрыть роль научных и культурных контактов СССР и Франции в укреплении политического и экономического сотрудничества между двумя странами;

- выявить причины спада советско-французских связей в сфере науки и культуры в конце 20-х годов.

Хронологические рамки диссертации охватывают период 20-х годов, когда еще до официального признания СССР Францией в 1924 г. началось возрождение традиционных связей в сфере науки и культуры, которые успешно развивались после установления дипломатических отношений. Диссертация рассматривает советско-французское сотрудничество до 1930 г., когда произошло заметное свертывание взаимных контактов, практически прекратились заграничные командировки отечественных ученых и деятелей культуры во Францию, а внутри страны начались гонения на представителей науки и культуры и установление идеологического диктата сталинизма. При выборе периода исследования учитывался также и тот факт, что 20-е годы, по образному выражению акад. Д.С.Лихачева, являлись "золотым" временем в развитии советской культуры.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в таком объеме и с привлечением ранее неиспользованных источников предпринято комплексное исследование становления и развития советско-французских научных и культурных связей, способствовавших укреплению отношений между СССР и Францией. При этом впервые столь масштабно раскрывается многообразие форм и проявлений сотрудничества СССР и Франции в области культуры, определена роль демократической части русской эмиграции в развитии этих контактов. Автор стремился проанализировать этот период с позиций современных требований исторической науки. Впервые показаны негативные последствия идеологизации советско-французских научных и культурных связей и внутриполитических процессов в СССР. В этой связи в исследовании дается целый ряд характеристик и выводов, в соответствии с которыми следует говорить о новом взгляде на важный период сотрудничества СССР и Франции.

Методология и методы исследования. Методологической основой диссертации является принцип историзма, заключающийся в рассмотрении любого явления как с конкретно-исторической точки зрения, так и в развитии, учитывая то, как данное явление возникло и как оно развивалось. В ходе исследования осуществлялся диалектический подход к анализу изучаемого материала. Факты, излагаемые в одних источниках, перепроверялись материалами других источников.

Источниковую базу исследования составили документальные материалы российских архивов, опубликованные документы, периодическая печать и мемуарная литература.

Интересные источники по данной проблематике хранятся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) и Архиве внешней политики России (АВП РФ). Документы фонда 5283 ("Всесоюзное общество культурных связей с заграницей (ВОКС)") в ГАРФ содержит обширную переписку уполномоченных ВОКС, организаторов обществ культурного сближения с СССР во Франции, деятелей французской науки и культуры с руководством ВОКС, а также с различными научными и культурными учреждениями нашей страны. Здесь же имеются сведения о поездках представителей науки и культуры Франции в СССР, о посещении советскими учеными и творческими коллективами Франции, о выставках, книгообмене, демонстрации фильмов и др. Ценную часть документов фонда составляют дневники и сводки о деятельности ВОКС, годовые отчеты Романского сектора общества.

Советско-французские связи в области науки и культуры нашли отражение в материалах Ф.4459 ("ТАСС"), Ф.5508 ("ЦК профсоюза работников искусств"), Ф.5446 ("СНК СССР"), Ф.5462 ("ЦК профсоюза работников просвещения "). В них содержится информация о взаимодействии двух стран в указанных сферах, протоколы заседаний, справки, отчеты переписка с французскими деятелями науки и культуры. Большой интерес представляют сведения о поездках советских ученых во Францию, протоколы заседаний Комиссии по заграничным командировкам, хранящиеся в Ф.А-2307 ("Главнаука НКП РСФСР"). Связи СССР и Франции в области медицины нашли отражение в материалах Ф.А-482 ("НКЗ РСФСР"). Отчеты Представительства Наркомздрава во Франции, аналитические и прочие справочные материалы - имеют важное значение для научного исследования данной темы.

Особую ценность представляют документы Ф.197 ("Посольство СССР во Франции"), Ф.136, 0136 ("Референтура по Франции"), хранящиеся в АВП РФ. Они дают возможность осветить ряд проблем данной темы. Большая их часть впервые вводится в научный оборот. Фонды АВП РФ содержат отчеты, докладные записки, инструкции, ноты, раскрывающие пребывание во Франции деятелей советской науки и культуры, их участие в выставках и съездах, проводимых в Париже и других городах. Эти документы также позволили автору диссертации наиболее полно проследить влияние советской стороны на организацию и деятельность обществ культурного сближения и дружбы с СССР во Франции, существенно дополнить картину пребывания А. Барбюса в СССР в 1927 г. и его переговоров с советским руководством по поводу издания им еженедельника "Монд".

В Российском центре хранения и изучения документов новейшей истории ( РЦХИДНИ) автором были изучены материалы из Ф.17 ("ЦК ВКП(б)"). Наиболее ценными источниками для нас здесь оказались протоколы заседаний Комиссии по выездам за границу. Документы Ф.495 ("Исполком Коминтерна") и Ф.538 ("Межрабпом"), хранящиеся в данном архиве, дополняют материалы о деятельности Общества друзей Советского Союза, пребывания французских деятелей культуры на торжествах по случаю 10-летия Октябрьской революции в СССР. Интерес представляют документы из Ф.142 ("A.B. Луначарский"), который содержит переписку наркома просвещения с представителями науки и культуры Франции, советскими учеными и мастерами искусства, находившимися в командировках во Франции. Документы РЦХИДНИ имеют большую научную значимость, тем более, что для исследования советско-французских научных и культурных связей в 20-е годы они привлекаются впервые.

В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) нами были изучены фонды видных деятелей советской культуры - А. Таирова, П. Когана, С. Эйзенштейна, Д. Вертова и др. Здесь имеется богатый материал о гастролях советских художественных коллективов и показе советских фильмов во Франции, собраны отклики советской и французской прессы на значительные события в истории культурных связей. Кроме того, эти фонды включают переписку с мастерами французской культуры. Ценная информация об организации выставки французских художников в Москве и об участии СССР в Парижской декоративной выставке, заявления и отчеты представителей советской культуры о поездках во Францию содержатся в Ф.941 ("Государственная Академия художественных наук (ГАХН)") и Ф.645 ("Главискусство НКП РСФСР").

В Архиве российской Академии наук (АРАН) были использованы документа личных фондов советских ученых, внесших значительный вклад в развитие советско-французского научного сближения. Важные сведения о командировках ученых во Францию, их участии в международных конгрессах и мероприятиях, взаимных интересах и исследованиях с французскими коллегами были почерпнуты в фондах выдающихся деятелей науки СССР - П.П. Лазарева, В.И. Вернадского, Н.М. Крылова, Л.А, Тарасовича, H.H. Лузина и др. Часть исследованных автором документов АРАН впервые использованы при рассмотрении сотрудничества ученых и научных организаций СССР и Франции.

Все использованные архивные материалы дают возможность воссоздать конкретную картину фактического состояния советско-французских научных и культурных связей в 20-е годы.

Сведения, касающиеся отдельных аспектов советско-французских отношений в исследуемый период, были также почерпнуты из многотомного издания "Документы внешней политики СССР".16 При написании диссертации были использованы материалы, содержащиеся в тт. V-VII.

Важным источником для нас стали опубликованные документы и материалы ВОКС. Это, прежде всего, "Информационный бюллетень ВОКС" за 1925-1929 гг. и четыре сборника о его работе в разные годы.17 В них есть информация о командировках французских деятелей науки и культуры в СССР, о книгообмене, о мероприятиях, проводимых Обществами культурного сближения с СССР во Франции.

Интересные фактические данные о научных связях двух стран имеются также в двух сборниках документов о деятельности АН СССР "Организация науки в первые годы Советской власти (1917-1925)" и "Международные научные связи Академии наук СССР. 1917-1941."18 Важным источником информации о командировках членов Академии во Францию стали "Отчеты о деятельности АН СССР" за 1925-1929 гг.19

Несомненную ценность для автора представили "Comptes rendus hebdomadaires des séances de TAcademie des sciences. Paris." (Еженедельные отчеты заседаний парижской Академии наук") за 1924-1929 гг.20

В исследовании широко использованы также опубликованная переписка и дневники деятелей науки и культуры обеих стран: В.И. Вернадского, Е.В. Тарле, А.Н. Толстого, С.С. Прокофьева и других видных ученых, писателей, художников и т.д.21

При написании работы была использована обширная мемуарная литература - воспоминания советских и французских деятелей науки, литературы и искусства, принимавших участие в организации или осуществ-лении научного и культурного обмена в 20-е годы, а также мемуары тех деятелей русской науки и культуры, которые при разных обстоятельствах оказались за рубежом после победы Октябрьской революции.23 Эти источники зачастую дают возможность не только установить многие неизвестные факты, но и определить роль их авторов в тех или иных событиях советско-французского сближения.

Ценным источником для изучения темы настоящего исследования является периодическая печать СССР и Франции. Будучи своеобразным индикатором отражения в общественном сознании различных процессов, в т.ч. культурного сотрудничества, советская и французская пресса раскрывает специфику восприятия народами двух стран друг друга. Вопросы развития советско-французских отношений в целом, культурных и научных связей в частности, в рассматриваемый период освещались в советской периодической печати: в газетах "Правда", "Известия" и др.; в журналах - "Научный работник", "Современный театр", "Жизнь искусства", "Советский экран" и др. Из французской прессы следует выделить газеты "L'Humanité", "Le Temps", "Les Nouvelles littéraires" и др., журналы -"Cahiers d'Art", "Revue musicale "Paris médical" и др., которые освещали процесс развития связей между СССР и Францией. Как правило, в этих изданиях печатались объявления о предстоящих гастролях художественных советских коллективов или отдельных исполнителей, публиковались интервью, статьи с оценкой выступлений, а также давался анализ репертуара и профессионального мастерства советских артистов и т.д.

Обилие фактического источникового материала позволяет решить поставленную проблему и дать панорамную картину становления и развития советско-французских научных и культурных связей в 20-е годы.

Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы при изучении и написании истории внешнеполитических отношений СССР и Франции в контексте исследования проблем отечественной истории XX в., при подготовке лекционных курсов по истории и культурологии, при написании дипломных и курсовых работ. Выводы и обобщения работы могут представлять как научный, так и практический интерес для обществ дружбы и культурных центров, для всех тех, кто интересуется проблемами развития науки и культуры в период между двумя мировыми войнами.

Апробация работы осуществлялась в ходе выступлений диссертанта на конференции молодых ученых Орловского государственного университета, на заседании кафедры всеобщей истории. На основе материалов исследования было опубликовано в печати и депонировано несколько статей.

Структура диссертации; работа состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Миронова, Татьяна Петровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате изучения самых разнообразных источников нам удалось впервые столь широко раскрыть содержание, формы и направления советско-французских научных и культурных связей в 20-е годы, показать негативное влияние внутриполитических процессов в СССР на их развитие. Впервые к исследованию сотрудничества двух стран были привлечены материалы АВП РФ и РЦХИДНИ, что позволило нам более полно и объемно воссоздать картину отношений СССР и Франции в сфере науки и культуры в указанный период.

Проведенное исследование показало, что в 20-е годы между СССР и Францией установились тесные контакты в области науки и культуры. Многие советские ученые, писатели, художники, музыканты получали командировки во Францию и имели возможность жить и работать там иногда в течение нескольких лет, несмотря на весьма скудные финансовые возможности государства. Францию в то время посещали даже многочисленные научные делегации и творческие коллективы. В свою очередь, в лабораториях и научных центрах СССР работали отдельные французские ученые. Советскую страну посещали с визитами французские писатели и представители искусства. Однако это сближение в области науки и культуры продолжалось недолго. В 1929 г. в силу целого ряда причин оно начало сворачиваться и никогда уже больше не повторялось в таком масштабе, как это имело место в 20-е годы .

Советско-французские научные и культурные связи на протяжении 20-х годов развивались неравномерно. До 1924 г. контакты носили эпизодический характер. Однако после дипломатического признания СССР Францией они приобрели нарастающий и стабильный характер. Этому способствовали относительная свобода в условиях НЭПа, потребности в получении новых технологий для развития промышленности в связи с политикой индустриализации, стремление использовать каналы науки и культуры для пропаганды советского образа жизни и неизбежного торжества идей коммунизма - с одной стороны. С другой стороны - интерес Франции к установлению научных и культурных контактов с СССР был обусловлен стремлением к восстановлению традиционных связей с давним восточным союзником, любопытством к тем изменениям, которые произошли в этой стране после революции и гражданской войны, и возможностью использовать интеллектуальные достижения для взаимного духовного обогащения.

Однако установление и развитие научных и культурных контактов происходило в сложной обстановке. С одной стороны, правые силы во Франции боялись, что пропаганда достижений советской науки и культуры может стать каналом для распространения идей коммунизма и мировой революции. Этому в немалой степени способствовала позиция весьма многочисленной во Франции правой части русской эмиграции, испытывавшей ко всему советскому ненависть и пытавшейся оказать влияние на французские правительственные круги. С другой стороны, в условиях борьбы за власть в высшем руководстве страны Сталин и его соратники очень подозрительно относились к расширению научных и культурных контактов с Францией и были готовы свернуть их. Начавшиеся в СССР репрессии против так называемых "буржуазных специалистов", установление идеологического диктата в науке и культуре стали отправным пунктом к сокращению взаимных контактов и опусканию "железного занавеса" между советской страной и окружающим миром.

Советско-французское сближение в области науки и культуры во многом зависело и от международной обстановки. Так, разрыв дипломатических отношений с Великобританией, ухудшение отношений с Китаем и Польшей в 1927 г., срыв переговоров между СССР и Францией о долгах и кредитах негативно сказались на советско-французских научных и культурных связях и привели к их заметному свертыванию.

Исследование сотрудничества СССР и Франции в области науки и культуры в 20-е годы позволяет констатировать большую активность советской стороны в развитии этого сотрудничества. Это связано, прежде всего, с боязнью деятелей науки и культуры Франции ехать в страну с новым общественно-политическим укладом (большое влияние здесь оказывали средства массовой информации и русская эмиграция). Кроме того, деятельность советского государства ограничивала возможности для знакомства с научными и культурными достижениями Франции в силу того, что они не "вписывались" в общие идеологические установки СССР.

Большинство представителей научной и творческой интеллигенции Франции, посетившие Советскую страну, по возвращении домой начинало активно выступать за сотрудничество с ней. Пребывание в СССР, где французские гости бесплатно проживали в лучших гостиницах и санаториях, доставшихся в наследство от царизма, имели высококалорийное питание, посещение образцовых хозяйств - делали свое дело. Интеллигенция "убеждалась" на примере своих советских коллег (тщательно отбираемых НКИД), что те живут и творят в условиях несравненно лучших, чем во Франции. Именно через эту призму - отношения Советского Союза к своей собственной интеллигенции, а также творчеству и таланту - ими оценивалась страна в целом. Деятели науки и культуры, вернувшись домой, публиковали статьи и книги о своем путешествии в СССР, где описывали жизнь страны в "розовом цвете" и тем самым вводили в заблуждение своих читателей.

Изучение процесса развития советско-французского научного и культурного сотрудничества в 20-е годы, его успехов и сложностей составляет исторический опыт, осмысление которого приводит к некоторым рекомендациям научного и практического значения. Так, для повышения эффективности исторических исследований по данной тематике необходима дальнейшая разработка общетеоретических основ международных научных и культурных связей, выявление общего и особенного в их развитии, требуется изучение научных и культурных обменов СССР с другими западными странами.

Данное исследование затрагивает также важный для всей русской культуры процесс обращения к культурным ценностям русской эмиграции. Культурное наследие русской эмиграции - явление уникальное, ибо во всех жанрах эмиграция выдвинула мастеров мирового уровня: М. Шагал (живопись), И. Бунин (литература), И. Стравинский (музыка) и т.д. При всем различии, а порой противоположности идеологических и эстетических принципов, зарубежная эмигрантская и отечественная ; мщь ~ тура являются частями единой системы русской национальной культуры. Эти два направления начали сливаться в едином мощном потоке русской культуры. Все это говорит о том, что процесс сотрудничества деятелей советской науки и культуры с русской эмиграцией во Франции требует своей специальной научной разработки в интересах ознакомления народов России с культурными ценностями русского зарубежья.

Таким образом, поставленные в диссертации задачи исследования мы смогли решить и воссоздать картину становления и развития советско-французских научных и культурных связей в 20-е годы. Однако использовать источники из французских архивов нам не удалось. Привлечение их к изучению должно способствовать расширению наших представлений и данных о советско-французском сотрудничестве в 20-е годы. Его уроки, достижения, недостатки и просчеты должны быть использованы в современных условиях, когда сотрудничество между Россией и Францией в различных сферах гуманитарного общения значительно возросло.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Миронова, Татьяна Петровна, 1999 год

1. Ф. 0136 фонд референтуры по Франции

2. Ф. 136 фонд референтуры по Франции

3. Ф. 197 фонд Посольства СССР во Франции

4. Архив российской Академии наук4. Ф. 459 фонд П.П. Лазарева5. Ф. 474 фондИ.П. Каблукова

5. Ф. 518 фонд В.И. Вернадского7. Ф. 583 фонд Б.Л. Исаченко

6. Ф. 600 фонд Н.Д. Папалекси9. Ф. 606 фонд H.H. Лузина

7. Ф. 632 фонд Д.Н. Прянишникова

8. Ф. 636 фонд М.М. Богословского12. Ф. 689 фонд Н.М. Крылова

9. Ф. 701 фонд Н.С. Курнакова

10. Ф. 1538 фондЛ.А. Тарасевича

11. Государственный архив Российской Федерации15. Ф. 4459 фонд ТАСС16. Ф. 5283 фондВОКС17. Ф. 5446 фонд СНК СССР

12. Ф. 5462 фонд ЦК профсоюза работников просвещения

13. Ф. 5508 фонд ЦК профсоюза работников искусства20. Ф. А-482 фонд НКЗ РСФСР

14. Ф. А-2307 фонд Главнауки НКП РСФСР

15. Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории22. Ф. 17 фонд ЦК ВКП(б)

16. Ф. 142 фонд A.B. Луначарского24. ф. 495 фонд ИК Коминтерна25. Ф. 538 фонд Межрабпома

17. Российский государственный архив литературы и искусства26. Ф. 85 фонд А.Барбюса27.Ф. 237 фонд П.С. Когана

18. Ф. 279 фонд A.B. Луначарского

19. Ф. 645 фонд Главискусства НКП РСФСР30. Ф. 681 фонд ВХУТЕМАС31. Ф. 491 фонд ГАХН

20. Ф. 963 фонд Государственного театра им .Мейерхольда

21. Ф. 1923 фонд С.М.Эйзенштейна

22. Ф. 2030 фонд Камерного театра35. Ф. 2091 фонд Д. Вертова

23. Ф. 2307 фонд Государственного еврейского театра37. Ф. 2328 фонд А.Я. Таирова

24. ОПУБЛИКОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

25. Академическое дело. 1929-1931 гг. Вып.1. СПб., 1993. - 296 с.

26. ВОКС. Обзор деятельности. М.: ВОКС, 1929.

27. ВОКС. Цифры и факты. М.: ВОКС, 1930.

28. Два года культурного сближения с заграницей. ВОКС. М.: ВОКС, 1925.

29. Документы внешней политики СССР. тт. V-VH. М.: Политиздат, 1961-1963

30. Запад и Восток: Сборник ВОКС. Кн. 1-2. М: БОКС, 1926.

31. Информационный бюллетень ВОКС. 1925-1929.

32. Исповедь узника ОГПУ (неизвестная рукопись акад. С.Ф. Платонова). Публикация B.C. Брачева // Вестник РАН. 1992. -N9.

33. Международные научные связи Академии наук СССР. 1917-1941. М.: Наука, 1992. - 368 с.

34. Неизвестные письма российских ученых 20-х годов // Вестник АН СССР. 1991. -N11. - С. 98-118.

35. Общий отчет о деятельности АН СССР в 1928 г. Речь н.с. акад. С.Ф.Ольденбурга 13 февраля 1929 г, Л.,1929. - 19 с.

36. Организация науки в первые годы Советской власти (1917-1925). Л.: Наука, 1992. - 368 с.

37. Отчет о деятельности АН СССР за 1925-1929 гг. 4.II. Л., 1926-1930.

38. Пути кино: Первое Всесоюзное партийное совещание по кине матографии. 15-21 марта 1928 г. М.: Теа-кинопечать, 1929.

39. Comptes rendus hebdomadaires des séances de l'Académie des sciences. P., 1924-1929.1. ПРЕССА

40. Вечерняя Москва. 1925,1928.

41. Жизнь искусства. 1927, 1928.

42. Искусство трудящихся. 1926.56. Известия. 1922-1929.57. Кино и культура.1929.

43. Музыка и революция. 1926-1927.59. Научное слово. 1928.

44. Научный работник. 1926-1929.61. Правда. 1921-1929.

45. Пролетарский музыкант. 1929.

46. Революция и культура. 1927.64. Советский экран. 1929.

47. Современный театр. 1927,1928.66. Экран. 1928.

48. L'Appel des Soviets. 1929.68. Art et Décoration. 1925.

49. Les Amitiées Nouvelles. 1924.

50. Annales historiques de la Révolution française. 1925, 1928.

51. Bulletin de la vie artistique. 1925.72. Cahiers d'Art. 1926-1929.

52. Chimie et Industrie. 1928, 1929.

53. Cinématographie française. 1929.75. LaComoedia. 1926-1929.76. L'Ere Nouvelle. 1927.77. L'Europe. 1928.78. L'Europe Nouvelle. 1922.79. L'Excelsior. 1927.80. Le Figaro. 1922,1928.81. Le Gaulois. 1925.

54. Le Grand quotidien de Midi. 1928.83. L'Humanité. 1922-1930.

55. L'Information. 1925, 1928.

56. Le Journal des Débats. 1927,1929.86. Le Monde. 1928.

57. La Nouvelle Revue Française. 1926-1929.

58. Les Nouvelles littéraires. 1922-1928.89. L'Oeuvre. 1927, 1929.90. Paris médical. 1927.91. Paris-Midi. 1925-1929.92. Paris Soir. 1927.

59. Le Petit Parisien. 1925,1927.94. Le Populaire. 1928.95. Pour vous. 1929.96. Presse médicale. 1929.97. Revue de médecine. 1926.

60. Revue des études slaves. 1926, 1927.

61. Revue franco russe de médecine et de biologie. 1926.

62. Revue générale des sciences pures et appliquées. 1924-1927.

63. La Revue historique. 1926,1929, 1931.102. La Revue marxiste. 1929.

64. La Revue musicale. 1925-1929.104. Le Soir. 1929.105. Le Temps. 1922,1924-1929.1. МЕМУАРЫ, ДНЕВНИКИ, ПИСЬМА

65. Александровский Б.H. Из пережитого в чужих краях. М.: Мысль, 1969. - 374 с.

66. Анненков Ю.П. Дневники моих встреч: Цикл трагедий. М.: Художественная литература, 1991. - 346 с.

67. Бенуа А.Н. Мои воспоминания. В 5 кн. -М.: Наука, 1990.- Кн. 4,5. -743 с.

68. Вернадский В.И. Дневники. 1921-1925. М.; Наука,1998.-214 с.

69. Воспоминания о Софроницком. -М.: Сов. композитор, 1970.

70. Дункан А. Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин: Воспоминания. М.: Политиздат, 1992. - 397 с.

71. Дюллен Ш. Воспоминания и заметки актера. М.: Иностр. литература, 1958. - 107 с.

72. Грабарь И.Э. Моя жизнь. М.: Искусство, 1937.

73. Григорьев С.Л. Балет Дягилева. 1909-1929. М.: APT СТД РФ, 1993.-383 с.

74. Из литературного наследия акад. Е.В. Тарле. М.: Наука, 1981.-392 с.

75. Иоффе А.Ф. Встречи с физиками. Мои воспоминания о зарубежных физиках. Л.: Наука, 1983. - 262 с.

76. И.Бабель. Воспоминания современников. М., 1972. -240 с.

77. Климент Редько. Парижский дневник. М.: Сов. художник, 1992.- 112 с.

78. Коонен А.Г. Страницы жизни. М.: Искусство, 1985. -447 с.

79. Крылов А.Н. Мои воспоминания. -Л.: Судостроение, 1979.- 480 с.

80. Куприн А.И. Избранное. Приложение: К.А. Куприна. Из книги "Куприн мой отец". - М.: Правда, 1988. - 448 с.

81. Литературное наследство. Т.65. М : Изд-во АН СССР, 1958.- 630 с.

82. Лифарь С. Дягилев. СПб.: Композитор, 1993. - 352 с.

83. Лифарь С. Дягилев и с Дягилевым. Париж: Дом книги, 1939.- 255 с.

84. Луначарский о кино. Статьи, высказывания. Сценарии. Документы.- М.: Искусство, 1995. 190 с.

85. Луначарский A.B. О культуре на Западе и у нас. Нижегородец Нижегородская коммуна, 1927. - 39 с.

86. Луначарский A.B. О театре и драматургии: Избранные статьи. В 2 Т. М.: Искусство, 1958. -Т.1.-250 с.

87. Минувшее: Исторический альманах. Вып. 5. М.: Феникс, 1991.-415с.

88. Минувшее: Исторический альманах. Вып. 18. М. - СПб.: Athenium; Феникс, 1995. - 632 с.

89. Переписка А.Н. Толстого. В 2 т. М.: Художественная литература, 1989.-Т.1.-351 с.

90. Редько К.Н. Дневники. Воспоминания. Статьи. М.: Сов. художник, 1974.

91. Рейзен М.О. Автобиографические записки. Статьи. Воспоминания. М.: Сов. композитор, 1986. - 304 с.

92. Рубакин А.Н. Над рекою времени: Воспоминания. М.: Межд. отношения, 1966. - 528 с.

93. Рубен Симонов. Творческое наследие: Статьи и воспоминания о Р.Н. Симонове. М.: ВТО, 1981.

94. Сарьян М.С. Из моей жизни. М.: Изобр. искусство, 1990.- 304 с.

95. Сергей Прокофьев. 1891-1991. Дневники, письма, беседы, воспоминания. М.: Сов. композитор, 1991. - 316 с.

96. Станиславский: Писатели, актеры, режиссеры о великом деятеле русского театра. М.: Искусство, 1963.

97. СтекловВ.А. В Америку и обратно.-JI.: Время, 1925. -146 с.

98. Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни. JI.: Музыка, 1963. -271с.

99. Терновец Б.Н. Письма, дневники, воспоминания. М.: Сов. художник, 1977. - 359 с.

100. Шадр. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания о скульпторе. М.: Изобр. искусство, 1978.

101. Эренбург И.Г. Люди, годы, жизнь. Воспоминания в 3 т.- М.: Сов. писатель, 1990. Т. 1. - 640 с.

102. Эррио Э. Из прошлого. Между двумя войнами. 1914-1936.- М.: Иностр. литература, 1958. 772 с.

103. Beucler A. De Saint-Petersbourg à Saint Germain - des- Près: Souvenirs. P.: Gallimard, 1980. - 259 p.

104. Herriot E. La Russie Nouvelle. P.: Ferenczi, 1922.-302 p.

105. Langevin A. Paul Langevin, mon père. P.: Editeurs Français Réunis, 1971.-289 p.

106. Milhaud D. Notes sans musique. P.: Juillard, 1949.

107. Monteux D.G. It's ail in the music. N-.Y.: Farrar, 1965.- 272 p.

108. Monzie A. de. Du Kremlin au Luxembourg. P.: Delpeuch, 1924.-268 p.

109. PitoefF A. Ludmila, ma mère. Vie de Ludmila et de Georges Pitoeff. P.: Juillard, 1955. - 296 p.

110. Stravinsky I. Chroniques de ma vie. P.: Denoel et Steele, 1935. -187 p.1. ЛИТЕРАТУРА

111. Аксенов Г.П. Вернадский. M.: Соратник, 1994. - 544 с.

112. Антюхина-Московченко В.И. СССР и Франция. Советско-фран-цузские отношения в 1917-1967 гг. М.: Знание, 1967.- 48 с.

113. Асеева Н.Ю. Художественные контакты Советской Украины и Франции в 20-30 годы // Советское искусствоведение. 1981.- Вып. 1. М., 1982. - С. 293-307.

114. Бабель И. Сочинения в 2 т. М.: Худ. литература. 1990. -Т.1.-478 с.

115. Бейли К. Кино: фильмы ставшие событиями. СПб.: Академ, проект, 1998. - 400 с.

116. Белогловский Е.С. Из истории советско-французских культурных связей в 1924-1939 гг. (изобразительное искусство) // Французский ежегодник. 1980. M., 1982.-С.90-105.

117. Белогловский Е.С. Очерки истории советско-французских культурных связей (1924-1939 гг.) Свердловск; Изд-во Уральского ун-та, 1988. - 309 с.

118. Белогловский Е.С. Советское кино во Франции (1924-1939) // Французский ежегодник 1977. М.: Искусство, 1973. - 123 с.

119. Блейман М.Ю. О кино свидетельские показания. - М.: Искусство, 1973. -123 с.

120. Борисов Ю.В. Советско-французские отношения. (1924-1945).- М.: Международные отношения, 1964. 551 с.

121. Борисов Ю.В. СССР Франция: 60 лет дипломатических отношений. - М.: Междунар. отношения, 1984. - 240 с.

122. Вайнкоп ЮЛ. Первый приезд французских композиторов в СССР. //Музыка и жизнь. 1975. Вып. 3. - С. 132-147.

123. Воронов Н.В. Вера Мухина. М.: Изобр. искусство, 1989. -394 с.

124. Гительман Л.И. Идейно-творческие поиски французской режиссуры XX века. Л.: ЛГИТМиК, 1988. - 73 с.

125. Гительман Л.И. Русская классика на французской сцене.- Л.: Искусство, 1978. 175 с.

126. Гнедина Т.Е. Поль Ланжевен. М.: Наука, 1991.

127. Головко В.А., Станчев М.Г., Чернявский Г.И. Между Москвой и Западом: Дипломатическая деятельность Х.Г. Раковского. -Харьков: Око, 1994. 384 с.

128. Данько Л. Сергей Сергеевич Прокофьев. 1891-1953. Л.: Музыка, 1983. - 96 с.

129. Дивногорцев А.Л. Первые контакты советских и зарубежных библиотекарей (20-е годы). // Советское библиотековедение.- 1985.-N3.-С. 102-110.

130. Дунаевский В.А., Цфасман А.Б. Николай Михайлович Лукин. --М.: Наука, 1987.- 192 с.

131. Жемье Ф. Театр. М.: Искусство, 1958.

132. Жежеленко M.JI. Русские фильмы на международном экране.- СПб.: НИИИ, 1992.-144 с.

133. ЗакЛ.М. Дружба рождалась в борьбе. -М.: Мысль, 1989.-228 с.

134. Золотарев В.П. Яков Михайлович Захер. // Новая и новейшая история. 1993. -N4. - С. 180-203.

135. Зоркая Н.М. Иван Мозжугин. М.: Знание, 1990. - 56 с.

136. Ивановская А.А. У истоков советско-французских научно-технических связей. // Вопросы истории. 1976. - N1. - С. 196-203.

137. Из истории художественной жизни СССР. Интернациональные связи в области изобразительного искусства. 1917-1940.- М.: Искусство, 1987. 266 с.

138. Иоффе А.Е. Из истории международных связей АН СССР. Научные экспедиции акад. Н.И. Вавилова // Новая и новейшая история. -1974. -N3. С. 25-49.

139. Иоффе А.Е. Интернациональные, научные и культурные связи Советского Союза. 1928-1932 гг. М.: Наука, 1969. - 200 с.

140. Иоффе А.Е. Международные связи советской науки, техники и культуры. 1917-1932. М.: Наука, 1975. - 429 с.

141. In Memorian. Исторический сборник памяти Ф.Ф.Перченка.- М. СПб.: Феникс; Atheneum, 1995. - 450 с.

142. Коваленко Ю.И. Москва Париж. Очерки о русской эмиграции. Профили и силуэты. - М.: Известия, 1991. - 384 с.

143. Коккинаки И В. Ле Корбюзье и его связи с советскими архитекторами // Россия. Франция. Проблемы культуры первых десятилетий XX века. М.: Изд-во Гос. Музея изобр. искусств, 1988.-315 с.

144. Комаров C.B. Великий немой. М.: ВГИК, 1994. - 302 с.

145. Конт Ф. Революция и дипломатия: Документальная повесть о

146. Х.Раковском. M.: Международные отношения, 1991. - 379 с.

147. Корнеев С.Г. Советские ученые почетные члены научных организаций зарубежных стран. - М.: Наука, 1990. - 331 с.

148. Костиков В. Не будем проклинать изгнание. М.: Междунар. отношения, 1990. - 463 с.

149. Котова Г.Д. Из истории франко-советского научного сотрудничества.//Французский ежегодник 1975. М., 1977.- С. 93-109.

150. Котова Г.Д. Общество друзей Советского Союза в 1928- 1933 гг.// Французский ежегодник 1973. М., 1975,- С.17-28.

151. Котова Г.Д. Советско-французские связи в области театрального искусства. // Французский ежегодник 1977. М.,1979. - С. 58-74.

152. Крюков А.Н. Александр Константинович Глазунов. М.: Музыка, 1984.- 141 с.

153. Крюкова А.М. Алексей Николаевич Толстой. М.: Московский рабочий, 1989. - 142 с.

154. Кузнецов В.И., Максименко A.M. Владимир Николаевич Ипатьев. 1867-1952. М.: Наука, 1992. -190 с.

155. Кузьмин М.С. Деятельность партии и Советского государства по развитию международных научных и культурных связей СССР. 1917-1932. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. - 185 с.

156. Кузьмин М.С. Из истории советско-французских культурных связей (о создании Общества франко-русских дружественных связей, 1924) // История СССР. 1960. - N3. - С. 140-143.

157. Кузьмин М.С. Из истории советско-французских культурных связей. 1917-1927. // Вестник ЛГУ. Сер. истории, языка, литературы. 1963. - N8. - С. 17-26.

158. Кузьмин М.С. Сергеев В.А. Участие национальных республик в международном культурном обмене в 20-30 годы // История СССР.- 1984,-N1.-C.43-54.

159. Кулябко Е.С. Научные связи И.П. Павлова с французскими учеными. // Французский ежегодник 1967. М, 1968. - С. 234-239.

160. Куманев В.А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. -М.: Наука, 1991.-295 с.

161. Куняев С.Ю., Куняев С.С. Сергей Есенин. М.: Мол. гвардия, 1995.-571 с.

162. Лазарев П.П. О международных научных сношениях // Научный работник. 1926. - N3. - С. 3-10.

163. Ланжевен А. Поль Ланжевен и советско-французское сотрудничество. // Французский ежегодник 1974. М., 1976. - С. 42-63.

164. Лебедкина Е.Д. Международные связи советских ученых в 1917-1924 гг. //Вопросы истории. 1971.- N2. - С. 44-54.

165. Листов B.C. Россия. Революция. Кинематограф. М.: Материк, 1995.- 173 с.

166. Лобанов В.М. Соколов-СкаляП.П. М. - Л.: Искусство, 1940. -116 с.

167. Луппол И.К. Об особенностях работы советского ученого за границей. // Научный работник. -1927. N11. - С. 99-108.

168. Любина Г.И. Россия и Франция: История научного сотрудничества. М.: ТОО "Янус"; 1996. - 263 с.

169. Манфред А.З. Традиции дружбы и сотрудничества. Из истории советско-французских связей. М.: Наука, 1967. - 332 с.

170. Михайлов A.A. Мир Маяковского. М.: Современник, 1990. -464 с.

171. Михайлов A.A. Точка пули в конце. Жизнь Маяковского. М.: Планета, 1993. - 544 с.

172. Молчанов H.H. СССР-Франция: полувековой путь. М.: Меж-дунар. отношения, 1974. - 95 с.

173. Муссинак Л. Избранное. -М.: Искусство, 1981. 170 с.

174. Никольская JI.C. Установление советско-французских контактов в области науки и культуры (1919-1928 гг.) // Французский ежегодник 1970. М., 1972. С. 175-196.

175. Носик Б. Привет эмигранта, свободный Париж. М.: Интерфакс, 1992. - 240 с.

176. Октябрь и мировое кино: Доклады симпозиума. М.: Искусство, 1969.-395 с.

177. Перов Б.М. Эдуард Эррио: Политическая биография. Самара: Изд-во СГГГУ, 1996. - 360 с.

178. Подобедова О.И. Игорь Эммануилович Грабарь. М.: Сов. художник, 1964.

179. Рабинович Г.Б. Маяковский во французской литературе и литературно-художественной критике. М.: ВНИИИ, 1984. -261 с.

180. Разумовская C.B. Алексей Ильич Кравченко. М.: Изобр. искусство, 1986. - 344 с.

181. Резник С.Е. Николай Вавилов. М.: Мол. гвардия, 1968. -- 334 с.

182. Рокитянский Я., Мюллер Р. Красный диссидент. Академик

183. Д.Б. Рязанов оппонент Ленина, жертва Сталина. - М.: Academia, 1996.-464 с.

184. Романовский С.И. Карпинский в Петербурге-Петрограде-Ленинграде. Л.: Лениздат, 1987. - 256 с.

185. Романовский С.И. Первый демократически избранный президент Академии наук. // Вестник РАН. -1996. N12. - С. 1095-1102.

186. Рубаппсин А. Илья Эренбург: Путь писателя. Л.: Сов. писатель, 1990.-307 с.

187. Сибиряков H.H. Станиславский и зарубежный театр. М.: Искусство, 1967. - 243 с.

188. Сироткин В. Самый европеизированный из большевиков.// Дипломатический ежегодник 1989. М., 1990. - С. 398-413.

189. Скобелев И. В поисках гармонии: Художественное развитие А.Н. Толстого. 1907 -1922. Куйбышев: книжное изд-во, 1981.- 176 с.

190. Соловьев Ю.И. Алексей Александрович Баландин. // Трагические судьбы: репрессированные ученые АН СССР. М.: Наука, 1995. - 183 с.

191. Соловьев Ю.И. Невозвращенец: трагическая судьба акад. А.Е.Чичибабина. // Вестник РАН. 1993. - N6. - С.516-523

192. СССР и Парижская выставка 1925 г.: Мнение ответственных политических деятелей. М., 1925. - 32 с.

193. Станиславский К.С. Собрание соч.: в 8 т. М.: Искусство, 1959.-Т.8.-423 с.

194. Старосельская Никитина O.A. П. Ланжевен и франко-советские культурные связи // Вестник АН СССР. - 1956. - N1.- С.66-70.

195. Тимофеева Н.В. Из истории советско-французских культурных связей. 1918-1927. // Исторический архив. 1961. - N3. - С. 166-177.

196. Тюлин Ю.Н. Юлиан Крейн: Очерк жизни и творчества. М.: Сов. композитор, 1971. - 263 с.

197. Финкелыптейн Е.Л. Картель четырех: Французская театральная режиссура между двумя войнами. Л.: Искусство,1974.

198. Чапкевич Е.И. Пока из рук не выпало перо. Орел, 1994.- 192 с.

199. Чвялев Е.Д. Советские фильмы за границей: Три года за рубежом. М.: Теа-кинопечать, 1929. - 46 с.

200. Шатских A.C. Парижская школа как "филиал" русского искусства. // Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1940. М.: Наследие, 1994. Кн.2. - С. 337-342.

201. Шах-Азизова Т. Питоевы или русско-французский Чехов. // Чеховиана: Чехов и Франция. М.: Наука, 1992. - С. 184-192.

202. Шишкин В.А. Цена признания: СССР и страны Запада в поисках компромисса. (1924-1929). -М.: Наука, 1991. 438 с.

203. Яворская Н.В. Из истории советского искусствознания. О французском искусстве 19-20 веков. М: Сов. художник,1987. 256 с.

204. Ястребов И.И. Павел Петрович Соколов-Скаля. М.: Сов. художник, 1959. - 186 с.

205. Abensour G.Art et Politique: La Tournée du théâtre Meyerhold a

206. Paris en 1930.//Cahiers du monde russe efëoviétique.-1976.-vol.2-3. -P. 213-248.

207. Amenguaî B. V.I.Poudovkine.- P.: Seghers, 1968.-130 p. /

208. Amiard-Chevrel C.Le théâtre et le peuple en Russie Soviétique de 1917 à 1930.//Cahiers du monde russe et soviétique.- 1968.- N3-4.-P.365-385.

209. Azéma J.-P.,Winock M. La III-ème Réi>ublique.(l 870-1940). -P: Calmann-Levy, 1970. -381 p.

210. Becker J,,Berstein S.Victoire et frustations.1914-1929.- P:Ed. du Seuil,1990.-455 p.

211. Berstein G. et S. La III-ème République.-P: M.A. Editions, 1987. -356 p.

212. Berstein S.Edouard Herriot ou la République en personne.-P: Presse de la Fondation nat. des sci.polit.,1985. -327 p.

213. Berstein S., Milza P.La France au XX siècle.-Bruxelle: Complexe, 1990. -voU.- 574 p.

214. Besançon A. Falk R.R.//Cahiers du monde russe et soviétique.-1962,- N4.- P.572-578.

215. DorignéM. Serge Prokofiev.-P: Fayard, 1994.-808 p.

216. Dumesnil R.La musique en France entre 2guerres.1919-1939,-P¡Milieu du monde,1968.-304 p.

217. Duroselle J.-B.Histoire diplomatique de 1919 à nos jours.-P:Dalloz, 1970,-360 p.

218. Evrard F.Le théâtre français du XX siecle. -P.: Ellipses, 1995.-117 p.

219. Fernandez D. Eisenstein.-P.: Grasset, 1975.-291 p.

220. Ferro M. Cinéma et histoire.-P.:Gallimard, 1993 .-290 p.

221. Hofmann R. S.Prokofiev.-P.: Seghers, 1964. -190 p.

222. Hogenhuis-Seliverstoff A. Les relations franco-soviétiques. 1917-1924.-P.:Sorbonne,1981.-316 p.

223. Jomaron J. Georges Pitoeff, metteur en scène.- Lausanne. L'Age d'Home,1979.-369 p.

224. La science contemporaine. P.:Presse univ. de France, 1983.- vol.2. -1080 p.

225. Landowski M. Honegger.-P.:Ed. du Seuil, 1957.-191 p.

226. Lapie P.O. Herriot.-P.: Fayard,I967.-342 p.

227. Le théâtre en France. -P.: A.Colin, 1982.-vol.2. -614 p.

228. Leglise P. Histoire de la politique du cinéma français. -P.: R.Pichon et R.Durand, 1970. 325 p.

229. Lépine P. Metchnikoff. -P., 1966. -192 p.

230. Loupan V.,Lorrain P. L'argent de Moscou.L'histoire la plus secrète du PSF. -P.:Plon, 1994.-294 p.

231. Mitry J. Histoire du cinéma muet. -P.:Ed. universitaires,1973. -vol.3. -630 p.

232. Mourin M. Les relations franco-soviétiques (1917-1967).-P.:Payot, 1967.-330 p.

233. Oms M. Grigori Kozintsev.//SuppIément à l'Avant-Scène du cinéma. -1976. N 171-172. -P.435-480.

234. Philippot M. Igor Stravinsky.LTiomme et son oeuvre. -P.:Seghers, 1965.-190 p.

235. Relinger J. Henri Barbusse:Ecrivain combattant. -P.:Presses univ. de France, 1994. -288 p.

236. Roy J. Darius Milhaud.L'homme et son oeuvre. -P.:Seghers, 1968. -192 p.

237. Samuel С. Prokofiev. -P.: Seuil,1995. -223 p.

238. Slovès H. La France et l'Union Soviétique. -P.:Rieder, 1935. -194 p.

239. Stookes S. The Art of Robert Casadesus. -Lnd.:The Fortune press, 1960. 71p.

240. Trotignon Y. La France au XX siècle. -P.:Dunor, 1986. vol.l. -447 p.

241. АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК

242. Анатшева И.А. Роль Всесоюзного общества культурных связей с заграницей в развитии международного сотрудничества СССР. 1925-1939 гг.: Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1994.

243. Котова Т.Д. Франция и развитие культурных и научных связей с Советским Союзом. (1924-1935 гг.): Автореф. дис. канд. ист. наук. M., 1979.

244. Никольская Л.С. Международные культурные связи СССР в первое десятилетие Советской власти (к истории создания ВОКС и зарубежных обществ культурной связи с СССР).: Автореф. дис, канд. ист. наук. М., 1970.

245. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ И СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ,1. КАТАЛОГИ

246. Каталог выставки современного французского искусства. М.: Комитет выставки, 1928.

247. Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия^ 1978.

248. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX в. Энцикл. биограф, словарь. -М.: РОССПЭН, 1997.-748 с.

249. Русское зарубежье. Хроника научной, культурной и общественной жизни. (1920-1940). М.: ЭКСМО; P.: YMCA-PRESS, 1995.-Т.1.-630 с.

250. Барская А.Г., Костеневич А.Г. Французская живопись. Вторая половина 19-20 век: Каталог. Л.: Искусство, 1991. - 473 с.

251. Paris. Exposition internationale des Arts décoratifs et industriels modernes. Section URSS, 1925. Catalogue. P., 1925. - 227 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.