Совершенствование методики дизайн-проектирования визуальных информационных систем в открытом пространстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат технических наук Волковой, Сергей Андреевич

  • Волковой, Сергей Андреевич
  • кандидат технических науккандидат технических наук
  • 2010, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 161
Волковой, Сергей Андреевич. Совершенствование методики дизайн-проектирования визуальных информационных систем в открытом пространстве: дис. кандидат технических наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Санкт-Петербург. 2010. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат технических наук Волковой, Сергей Андреевич

Введение

1 Эстетическая организация визуальных информационных систем в открытом пространстве

1.1 Исторический обзор организации объектов средового дизайна информационной группы

1.2 Состояние вопроса, теоретические и практические разработки

1.3 Современные технологии при организации визуальных информационных систем

1.4 Анализ состояния визуальных информационных систем в Санкт-Петербурге

2 Информационные носители как объекты средового дизайна.открытого пространства

2.1 Особенности восприятия средовых объектов информационной группы в открытой городской среде

2.2 Психофизиологическое и психологическое воздействие цветового и светового решения визуальных информационных систем

2.3 Классификация отдельно стоящих информационных носителей в открытом городском пространстве

3 Визуальные информационные системы в структуре функциональных и пространственных зон открытой городской среды

3.1 Особенности предоставления сведений на визуальных информационных системах открытого городского пространства

3.2 Оценка значимости информации в открытом городском пространстве в зависимости от типа среды

3.3 Исследование пространственных, функциональных и художественно-эстетических характеристик открытой городской среды

4 Методика проектирования визуальных информационных систем в открытом пространстве

4.1 Определение целей и задач интеграции визуальных информационных систем в открытое пространство

4.2 Организация визуальных информационных систем в открытой городской среде

4.3 Этапы методики проектирования визуальных информационных систем

5 Примеры реализации результатов исследования

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Совершенствование методики дизайн-проектирования визуальных информационных систем в открытом пространстве»

В настоящее время все больше внимания уделяется проектированию предметно-пространственных объектов дизайна и улучшению их эстетических и функциональных свойств. Одним из элементов средового дизайна являются визуальные информационные системы, предоставляющие информацию и различные сведения потребителю. Количество информации в открытых и закрытых территориях оказывает существенное влияние на пространственно-временное восприятие человека. Визуальные информационные системы охватывают широкий спектр проблем: способствуют ориентации, оценке эстетико-художественных и эмоциональных особенностей окружающего пространства. Возникает необходимость улучшать эргономические, технологические, социологические п психологические характеристики проектирования объектов средового дизайна информационной группы.

С течением времени изменяются принципы формообразования и технологии реализации информационных носителей, но функции объектов остаются прежними: коммуникация, передача сведений потребителю, организация эмоциональной составляющей открытого пространства.

Анализ различных примеров организации визуальных информационных систем в Санкт-Петербурге выявил, что зачастую при формировании объекта не учитываются вопросы эстетики и эргономики, что в свою очередь приводит к ухудшению облика и функциональных свойств информационных носителей. Это ухудшает восприятие информации и понижает доступность открытого пространства. Информационные носители создаются и располагаются на основании нормативных законов и актов, однако зачастую формирование визуальных информационных систем носит случайный, хаотичный характер по причине огромного количества рекламных носителей и бессистемной организации их формообразования и светомоделированпя. Информационные системы, отвечающие современным требованиям дизайна, являются, как правило, результатом индивидуальных творческих и проектных поисков квалифицированных специалистов.

Выявлена необходимость научно обоснованного подхода к проектированию информационных носителей и совершенствованию методов проектирования средовых объектов дизайна информационной группы с более детальным анализом их воздействия на восприятие человека и выявлением особенностей их размещения в открытом пространстве. Это и подчеркивает актуальность данного исследования.

Теоретическая база исследования

Теоретическая основа исследования включила положения работ следующих авторов: по основам теории дизайна — Г. Зайцева, М. Кухты, О. Нпжибицкого, В. Рунге; по эстетике и проблемам восприятия средовых объектов и открытого пространства — Р. Арнхейма, М. Бархина, В. Глазычева, Р. Грегори, А. Иконникова, К. Линча, В. Филина, 3. Яргиной; по организации средовых объектов и открытого пространства —

A. Ефимова, В. Нефедова, В. Устина, В. Шимко; по проектированию и моделированию промышленных изделий —

B. Бандорина, С. Васина, Ю. Грабовенко, Л. Морозовой, О. Нпжибицкого, В. Редько, А. Талащука; по организации знаков и указателей — П. Артура, К. Бергера, Р. Пассини; по эргономике в дизайне среды — Ю. Манусевича, Г. Мпнервина, В. Рунге; по колористике — И. Иттена, Л. Мироновой; по организации комфортного восприятия средовых объектов в вечернее время — В. Филина, Н. Щепеткова; по проведению экспертной оценки — А. Коновалова, М. Лазеевой, А. Лопатина, А. Орлова.

Однако необходимо отметить, что большая часть исследований, за исключением работ П. Артура, К. Бергера, Р. Пасспнп, В. Рунге и В. Устина, посвящена организации объектов средового дизайна и открытого пространства, но недостаточно полно рассматривает вопросы организации формообразования и размещения отдельно стоящих информационных стендов в открытой городской среде.

Цель и задачи исследования

Целью работы является совершенствование методики проектирования визуальных информационных систем с помощью средств технической эстетики и дизайна для улучшения эргономических и эстетических свойств информационных носителей.

Основными задачами исследования являются:

1) анализ и систематизация научных и практических достижений в области проектирования открытых городских пространств при помощи объектов средового дизайна информационной группы;

2) выявление принципов и специфики восприятия визуальной информации и отдельно стоящих информационных носителей в открытой городской среде;

3) разработка классификации информации по назначению для систематизации сведений, размещаемых на информационных носителях;

4) расчет допустимых габаритов информационного носителя и параметров его размещения в открытом пространстве;

5) разработка усовершенствованной методики проектирования визуальных информационных систем с учетом особенностей их восприятия и размещения в открытом пространстве;

6) разработка рекомендаций по внедрению предложенной методики в систему художественного проектирования объектов средового дизайна.

Объект исследования

Отдельно стоящие информационные носители как элементы средового дизайна.

Методы исследования

В работе был применен системный подход к анализу литературных и патентных источников, социальных, психофизиологических данных, а также нормативных, проектных и методических материалов.

В работе использовались следующие методы исследования: натурное обследование визуальных информационных систем нескольких европейских городов (Санкт-Петербурга, Лондона, Берлина, Дюссельдорфа, Иматрп, Рованиеми) для анализа особенностей интеграции отдельно стоящих информационных носителей в открытом пространстве; статистическая обработка данных, которая проводилась с использованием стандартной программы Excel (стандартное приложение MS Office); проектно-попсковый метод организации визуальных информационных систем.

Научная новизна исследования

1. Разработаны классификация отдельно стоящих информационных носителей п классификация информации по назначению сведений, размещаемых на средовых объектах дизайна информационной группы в открытых пространствах города.

2: Выявлены особенности проектирования визуальных информационных систем в зависимости от эргономических и психологических факторов, а также от принципов формообразования и размещения.

3. Разработан и алгоритм исследования открытого городского пространства с целью улучшения эргономических и эстетических свойств визуальных информационных систем.

4. Разработаны и обоснованы условия ограничения габаритов и размещения информационных стендов в зависимости от интенсивности пешеходного потока на территории установки отдельно стоящего стенда, а также от доли площади уменьшения визуального восприятия объекта.

Практическая значимость работы

1. Существенным практическим аспектом данной работы является расширение имеющихся представлений о системе связей между объектами средо-вого дизайна информационной группы и их влиянием на восприятие и поведение человека, а также введение в научно-методологический оборот новых сведений для дальнейшего обобщения материалов по созданию визуальных информационных систем.

2. Предложенная в диссертации классификация информации по назначению позволяет разместить в открытых пространствах города отдельно стоящие информационные носители согласно особенностям влияния на жизнедеятельность человека каждого класса информации.

3. Результаты исследований могут быть использованы в учебном процессе при подготовке дизайнеров, занимающихся проектированием объектов сре-дового дизайна информационной группы.

4. Результаты исследований могут быть использованы при проектировании новых визуальных информационных систем, а также при оценке размещения уже установленных отдельно стоящих информационных стендов в открытых городских пространствах. Учет рекомендаций, приведенных в работе, позволит повысить функциональные свойства информационных носителей и сделать их более комфортными для восприятия человеком.

Основные термины и определения в контексте работы

Видимая среда — окружение и его отдельные элементы, которые человек воспринимает через органы зрения и которые оказывают воздействие на физиологическое и психологическое состояние человека [1].

Визуальный образ среды — это результат восприятия городской среды, формирующий в сознании человека ее определенный эстетический и духовно-насыщенный образ [1].

Восприятие или перцепция — целостное отражение среды при непосредственном воздействш! в данный момент на органы чувств [1].

Визуальные информационные системы — множество элементов информационно-коммуникативной системы, находящихся в отношениях и связях друг с другом, а также образующих единство с территорией установки.

Высокоинформативная городская среда — это городское пространство, насыщенное сведениями о функциональных возможностях территории, об организации коммуникативных и пешеходно-транспортных связей.

Интерактивная среда — среда, способная к взаимодействию с пользователем, насыщенная интерактивным мультимедийным оборудованием, имеющая материальную и виртуальную составляющие [1].

Интеграция — процесс объединения, восстановления единства визуальных информационных систем и структуры открытого городского пространства и его элементов, имеющий своим результатом целостность визуально-коммуникационного образа среды [84].

Информативность — объем информации, полученный с единицы носителя в единицу времени.

Искусственное освещение города — одна из сфер, комплексного приложения дизайна к визуально-практической и эстетической организации городской среды в вечернее и ночное время [1].

Коммуникация — процесс взаимодействия между субъектами открытого пространства с целью передачи или обмена информацией посредством принятых знаковых систем, приемов и средств их использования [84].

Маломобильные группы населения — категория людей, испытывающих затруднения при самообслуживании, самостоятельном передвижении, ориентации в пространстве, получении информации: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, преклонного возраста, беременные, люди с детьми в колясках и т. д. [1].

Открытое пространство — конкретный фрагмент территории населенных мест, воспринимаемый целостно и изнутри, в котором часть реальных ограждений заменена условными — небосвод, панорама и т. д. [1].

Границы исследования

Теоретические

Проводимый в диссертации анализ определяется рассмотрением функциональных, объемно-пространственных и художественно-композиционных решений организаций городской среды при помощи отдельно стоящих объектов средового дизайна информационной группы. Вопросы конструктивных решений, экологической, экономической и социальной эффективности затрагиваются лишь в той степени, в которой это необходимо для достижения главной цели работы. Автор также абстрагируется от рассмотрения вопросов содержания визуальной информации, представляемой на отдельно стоящих информационных носителях, и ее графического исполнения. В работе классифицированы различные виды городской визуальной информации, однако рассматриваются главным образом навигационная, ориентирующая и рекламная информация, так как она наиболее ярко отражает функциональные и композиционно-художественные особенности формирования городской среды. Типовые знаки, например, дорожные, подлежат строгому нормированию по размещению и формообразованию и разбираются только в плане их участия в комплексной организации информативной среды исследуемых территорий. Территориальные

В работе рассматриваются принципы улучшения эстетико-функциональных свойств визуальных информационных систем открытых городских пространств, а также отдельно стоящих информационных носителей, участвующие в формировании пешеходных, тротуарных и рекреационных зон. Визуальная информация, расположенная на фасадах и крышах зданий, информация, блокированная с другими объектами средового дизайна, информация, имеющая специфический характер размещения в витринах, в интерьере зданий и на транспорте, не рассматривается.

Апробация работы

Материалы дпссертащш докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на Международной научно-практической конференции

Современные малые города: проблемы и перспективы развития» (Ивантеевка, 2010), на выставке Биеннале дизайна «Модулор — 2009» (Санкт-Петербург, 2009), на заседаниях кафедры технологии художественной обработки материалов и ювелирных изделий СПГУТД (2007-2010).

Результаты исследований были внедрены в комплексной научно-проектной разработке «Концепции развития зоны малоэтажного строительства в Пушкинском районе Санкт-Петербурга» и «Эскиз застройки северной части (зона 1) территории района Измайловская перспектива» проектной мастерской «ООО К-7» (Санкт-Петербург, 2008, 2009); в проекте «Интерактивный информационный стенд» фирмы «Города» (Санкт-Петербург, 2009); а также в научно-исследовательском анализе размещения существующих информационных носителей на Московском проспекте Санкт-Петербурга, проводимого Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга управлением эстетики городской среды (2010).

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и шести приложений с иллюстративным материалом. Основной материал работы изложен на 140 страницах; количество иллюстраций — 25, таблиц — 5. Список использованных источников насчитывает 115 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Волковой, Сергей Андреевич

Основные выводы и результаты работы

1. Проанализированы особенности восприятия визуальной информации и отдельно стоящих информационных носителей в открытой городской среде. Определено влияние пространственной организации и специфики территории размещения на формирование визуальных информационных систем.

2. Разработаны классификация отдельно стоящих информационных носителей и классификация информации по назначению, сведений, размещаемых на средовых объектах дизайна информационной группы в открытом городском пространстве.

3. Разработан алгоритм исследования открытого городского пространства с целью улучшения эргономических и эстетических свойств визуальных информационных систем.

4. Разработаны и обоснованы условия ограничения габаритов и размещения информационных стендов в зависимости от интенсивности пешеходного потока, а также от доли площади уменьшения восприятия объекта впереди стоящим информационным носителем.

5. Проведен расчет интенсивности светового потока, создаваемого точечным источником освещения в зависимости от расстояния и угла падения света, направленного на отдельно стоящий информационный носитель.

6. Сформулированы принципы оптимизации методики проектирования визуальных информационных систем: учет особенностей визуального восприятия объектов средового дизайна информационной группы;

- адаптивность визуальной информационной системы для инвалидов и людей с ограниченными возможностями; учет условий ограничения размещения отдельно стоящего информационного носителя в открытом пространстве; световая и цветовая пространственно-пластическая проработка объектов дизайна информационной группы;

- открытость предметно-пространственной системы к дальнейшим изменениям, к возможности адаптации для новых функций, к различным мероприятиям и акциям;

- гармоничность и целостность образа визуальных информационных систем и открытого пространства.

7. Предложены рекомендации по внедрению методики проектирования визуальных информационных систем в процесс дизайн-проектирования объектов средового дизайна.

Заключение

Проведенное в работе исследование существенно расширяет имеющиеся представления о системе связей между объектами средового дизайна информационной группы и открытым городским пространством. Описаны особенности восприятия отдельно стоящих информационных носителей, выявлено влияние общей структуры визуальных информационных систем и отдельных элементов на пространственно-временное поведение человека, описаны основные возможные принципы интеграции систем в городскую среду. Сформированы принципы оптимизации методики проектирования визуальных информационных систем.

Материал диссертации позволяет сделать вывод о том, что дальнейшее проведение научных разработок по организации визуальных информационных систем для открытого пространства целесообразно проводить: в области углубленного изучения взаимосвязи информационных носителей и предоставляемых на них сведении с психологическим восприятием человека, с влиянием эстетического решения формы информационной установки на эмоциональное состояние человека; в области влияния современных технологий предоставления данных на человека и среду; в области определения пределов насыщения информацией и информационными носителями открытого городского пространства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Волковой, Сергей Андреевич, 2010 год

1. Агранович—Пономарева, Е. С. Архитектурный дизайн : слов.-справ. Текст. / Е. С. Агранович-Пономарева. — Ростов н/Д : Феникс, 2009. — 342 с.

2. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука Текст. / Г. С. Альтигуллер. —М. : Машиностроение, 1987. — 424 с.

3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие Текст. / Р. Арн-хейм. — М. : Прогресс, 1975. — 392 с. : пл.

4. Арнхейм, Р. Динамика архитектурных форм Текст. / Р. Арнхейм. — М. : Стройиздат, 1984. — 192 с. : ил.

5. Архитектурно-художественный регламент Администрации Санкт-Петербурга № 957 «О системе городской ориентирующей информации» Текст. / СПб., 2002. — 48 с.

6. Ахмедова, Л. С. Особенности трансформации визуального информационно-коммуникативного поля города : автореферат дис. . канд. арх. / Л. С. Ахмедова. — Нижний Новгород, 2009. — 24 с.

7. Ахмедова, Л. С. Текст в городе. Особенности формирования нового образа города в контексте развития информационного поля городской среды. Текст. / Л. С. Ахмедова // Приволжский научный журнал : сб. науч. тр. Вып. 1.

8. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2009. —С. 109-116.

9. Базыма, Б. А. Цвет и психика : монография Текст. / Б. А. Базыма.

10. Харьков : ХГАК, 2001. — 172 с. : ил.

11. Бардин, К. В. Проблемы порогов чувствительности и психофизические методы Текст. / К. В. Бардин. — М. : Наука, 1976. — 395 с.

12. Батищев, Д. И. Методы оптимального проектирования Текст. / Д. И. Батищев. — М^ .: Радио и связь, 1984. — 248 с.

13. Беляева, Е. П. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия Текст. / Е. П. Беляева. — М. : Стройиздат, 1977. — 125 с. : ил. '

14. Бергер, К. М. Путеводные знаки: Дизайн графических систем нави-гащш Текст. / К. М. Бергер. — М. : Издательский дом РИП-холдпнг, 2005. — 176 с. : пл.

15. Блауберг, И. В. Системный подход в современной науке Текст. /. И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин // Проблемы методологии системного исследования. — М. : Мысль, 1970. — С. 7-48.

16. Бофиллъ, Р. Пространство для жизни Текст. / Р. Бофилль. — М. : Стройиздат, 1993: — 134 с.: пл.

17. Быков, 3. Hi Художественное конструирование Текст. / 3. Н. Быков [и др.]. — М. : Транспорт, 1984 — С. 190-191.

18. Быстрова, Д. Ю. Вещь. Форма. Стиль : введение в философию дизайна Текст. / Д. Ю. Быстрова. — Екатеринбург : Урал, ун-т, 2001. — 288 с.

19. Васин, С. А. Проектирование и моделирование промышленных изделий : учеб. для вузов Текст. / С. А. Васин [и др.]. — М. : Машнностоение-1, 2004. — 692 с.: пл.

20. Войненко, В. М. Эргономические принципы конструирования Текст. / В. М. Войненко, В. М. Мунипов. — Киев : Техника, 1988. — 119 с.

21. Волковой, С. А. Особенности восприятия средовых объектов информационной группы в городской среде Текст. / С. А. Волковой // Дизайн. Материалы. Технология. 2010. - № 1 (12). - С. 27-32.

22. Волковой, С. А. Особенности проектирования информационных носителей в городской среде Текст. / С. А. Волковой // Дизайн. Материалы. Технология. 2009. - № 4 (11). - С. 44—47.

23. Волковой, С. А. Проектирование высокоинформативной городской среды в современном мегаполисе на примере города Санкт-Петербурга Текст. / С. А. Волковой, Л. Т. Жукова // Дизайн: теория и практика. — 2009. — М.: МГУПИ, 2009. С. 92-100.

24. Воронов, Н. В. Российский дизайн. Очерки псторпп отечественного дизайна. В 2-х томах. Т.2. Текст. / Н. В. Воронов. — М. : Союз дизайнеров России, 2001. 392 с.

25. Ганзен, В. А. Восприятие целостных объектов Текст. / В. А. Ганзен.1. Л. : ЛГУ, 1973. — 153 с.

26. Гиддион, 3. Пространство, время, архитектура Текст. / 3. Гиддион.

27. М.: Стройиздат, 1914. — 193 с.

28. Гинзбург, М. Я. Стиль и эпоха Текст. / М. Я. Гинзбург. — М. : Госиздат, 1924. — 149 с.

29. Глазычев, В. Л. Образы пространства Текст. / В. Л. Глазычев // Эстетическая выразительность города. — Л., 1978. — 115 с.

30. Глазычев, В. Л. О дизайне Текст. / В. Л. Глазычев // Очерки по теории и практики дизайна на западе. — М. : Искусство, 1970.

31. Глазычев, В. Л. Поэтика городской среды Текст. / В. Л. Глазычев // Эстетическая выразительность города. — М. : Наука, 1986. — 157 с.

32. Грегори, Р. Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия Текст. / Р. Л. Грегори. — М. : Прогресс, 1970. — 272 с.

33. Джонс, Дж. К. Инженерное и художественное конструирование : Современные методы проектного анализа Текст. / Дж. К. Джонс ; пер. с англ. ; под ред. В. Ф. Венды, В. М. Мунипова. — М. : Мир, 1976. — 377 с.

34. Дизайн архитектурной среды : учеб. для вузов Текст. / Г. Б. Ми-неврин [и др.]. — Самара : Архитектура, 2004. — 504 с. : пл.

35. Дизайн городской среды. Топологические аспекты Текст. // Труды ВНИИТЭ. Вып. 44 : Техническая эстетика. — М., 1984.

36. Дитрих, Я. Проектирование и конструирование: системный подход Текст. / Я. Дитрпх ; пер. с польск. — М.: Мир, 1981. — 456 с.

37. Ефимов, А. В. Дизайн архитектурной среды : учеб. для вузов Текст. / А. В. Ефимов. — М.: Архитектура-С, 2005. — 504 с.: ил.

38. Ефимов, А. В. Цвет в предметной среде Текст. / А. В. Ефимов. — М.: Техническая эстетика, 1988. — 167 с.

39. Журнал «Как» // Вып. 4 (44). — М. : ДезайнДепо, 2007. — 122 с. :ил.

40. Зайцев, Г. Н. История техники и технологий : учебник для вузов Текст. / Г. Н. Зайцев, В. К. Федюкин, С. А. Атрошенко; под ред. проф. В. К. Федюкина. — СПб. : Политехника, 2006. — 416 с. : ил.

41. Запорожец, А. В. Восприятие и действие Текст. / А. В. Запорожец.

42. М. : Просвещение, 1967. — 323 с.

43. Зинченко, В. П. Формообразование в дизайне и вопросы визуальной культуры Текст. / В. П. Зинченко, А. Г. Устинов // Труды ВНИИТЭ. Вып. 11 : Техническая эстетика. — С. 65—75.

44. Ившин, К. С. Какое издание можно считать «красивым»? Текст. / К. С. Ившин, А. В. Русских // Проектно-технологические и социально-экономические аспекты современного производства : сб. науч. тр. Вып. 2. — Екатеринбург ; Ижевск, 2004. — С. 86-87.

45. Иконников, А. В. Искусство, среда, время: Эстетическая организация городской среды Текст. / А. В. Иконников. — М. : Стройиздат, 1985. — С. 33-57.

46. Иконников, А. В. Функция, форма, образ в архитектуре Текст. / А. В. Иконников. — М. : Стройиздат, 1986. — 286 с. : ил.

47. Иконников, А. В. Эстетические ценности предметно-пространственной среды Текст. / А. В. Иконников. — М. : Стройиздат, 1990.242 с.

48. Институт социологии : Прогнозное социальное исследование и город Текст. / Российская академия наук. — М., 1994—1995. — С. 35-39 ; 184— 205.

49. Иттен, И. Искусство цвета Текст. / И. Иттен ; пер. с нем. -— М. : Д. Аронов, 2000. — 96 с.

50. Казаргшова, В. И. Красота, вкус, экономика Текст. / В. И. Казари-нова. —-- М. : Экономика, 1985. — 256 с.

51. Калинина, И. С. Дизайн среды открытых пространств центра исторического города : дне. . канд. арх. Текст. / Н. С. Калинина. — М., 2000. — 177 с.: ил.

52. Карно, С. Проектирование и конструирование : системный подход Текст. / С. Карно [и др.]. ; пер. с польск. — М.: Мир, 1981. — 456 с.

53. Коновалов, А. П. Обоснование применимости технологических процессов лесосечных работ на основе комплексного критерия (в природно

54. Коробова, Г. В. Слово о режиссуре восприятия Текст. / Г. В. Коробова // Архитектура и строительство Москвы. Вып. 7. — 1989. — С. 42-45.

55. Короев, Ю. Архитектура и особенности зрительного восприятия Текст. / Ю. Короев, М. Федоров. — М. : Государственное издательство по строительству и архитектуре, 1954. — 133 с.

56. Кухта, М. С. Восприятие визуальной информации : философия процесса, монография Текст. / М. С. Кухта. — Томск. : 11 НУ, 2004. — 202 с.

57. Лазарева, М. В. Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов : автореферат дис. . канд. арх. / М. В. Лазарева. — М.,2007,—26 с.

58. Линч, К. Образ города Текст. / К. Линч. — М. : Стройиздат, 1982.328 с.: ил.

59. Линч, К. Совершенная форма в градостроительстве Текст. / К. Линч. —М. : Стройиздат, 1986. — 264 с.: пл.

60. Лопатин, Н. Е. Методика выявления места архитектурной доминанты в структуре улиц города / Н. Е. Лопатин // Архитектон электрон, журн. —2008. — № 22.— URL : http://archvuz.rn/numbers/20082/ta6/ (дата обращения: 12.02.10).

61. Методика художественного конструирования Текст. — Ml : ВНИИТЭ, 1978. — 334 с.

62. Минервин, Г. Б. Дизайн : пл. слов.-справ. Текст. / Г. Б. Минервин'[п др.]. — М.: Архитектура-С, 2004. — 288 с.

63. Минервин, Г. Б. Архитектоника промышленных форм Текст. / Г. Б. Минервин. — М. : ВНИИТЭ, i974. — 179 с.

64. Миронова, Л. Н. Цветоведение учеб. пособие Текст. / Л. Н. Миронова. — Минск : Выш. шк., 1984. — 286 с. : ил.

65. Михайлов, С. М. Основы дизайна : учебник Текст. / С. М. Михайлов, Л. М. Кулеева ; под ред. С. М. Михайлова. — Казань : Новое Знание, 1999.240 с.

66. Мунипов, В. М. Эргономика: Человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды : учебник Текст. / В. М. Мунипов, В. П. Зинченко. — М. : Логос, 2001. — 356 с.

67. Нефедов, В. А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды Текст. / В. А. Нефедов. — СПб., 2002. — 294 с. : пл.

68. Нижибицкий, О. Н. Техническая эстетика Текст. / О. Н. Нпжибпц-кий // В мире оборудования. 2003. - № 7 (36). — URL : http.V/www.textile-press.ni/index.plip7idHl 781 (дата обращения: 12.02.10).

69. Орлов, А. И\ Нечисловая статистика Текст. / А. И. Орлов. — М. : «МЗ-Пресс», 2004. — 516 с.

70. Орлов, А. И. Статистические методы анализа экспертных оценок Текст. / А. И. Орлов. — М. : Наука, 1977. — С. 7-30.

71. Папанек, В. Дизайн для реального мира Текст. / В. Папанек ; пер. с англ. — М. : Д. Аронов, 2004. — 416 с.

72. Пилипенко, В. Р. Психологические аспекты проектирования предметного мира Текст. / В. Р. Пилипенко // Вопросы психологии. Вып. 1. —1988. —С. 101-111.

73. Проблемы дизайна городской среды Текст. // Труды ВНИИТЭ. Выи. 29 : Техническая эстетика. —М., 1981. — С. 25-28.

74. Пространство в формировании структуры образа предметной среды Текст. // Труды ВНИИТЭ. Вып. 40 : Техническая эстетика. — М., 1983.

75. Реклама и дизайн на ушщах России : справ, изд. для заказчиков и производителей наружной рекламы. Вып. 12 Текст. — М. . Ар энд Ди Комму-ннкейшнз, 2008. — 192 с. : пл.

76. Реклама и дизайн на улицах России : справ, изд. для заказчиков и производителей наружной рекламы. Вып. 13 Текст. — М. : Ар энд Дп Комму-никейшнз, 2009. — 160 с. : пл.

77. Рунге, В. Ф. Эргономика в дизайне среды : учеб. пособие Текст. / В. Ф. Рунге, Ю. П. Манусевич. — М.: Архитектура-С, 2009. — 328 с. : ил.

78. Савченко, М. Р. Зал и зрелище. Условия видимости : кинозалы, театральные, концертные, спортивные залы и арены Текст. / М. Р. Савченко. — М. : ЛКИ, 2007 — 200 с.

79. Савченко, М. Р. Архитектура как наука : методология прикладного исследования Текст. / М. Р. Савченко. — М. : Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009. — 320 с. : пл.

80. Сапрыкина, Н. А. Архитектурная форма: Статика и динамика . учеб. пособие для вузов Текст. / Н. А. Сапрыкпна. — М. : Стройпздат, 1995. — С. 8— 9.

81. Сатир, С. Дизайн, сохранивший внешние обязательства Текст. / С. Сатир // Проект Россия. Вып. 7. — М., 2001. — С. 76-77.

82. Скуба, Д. В. Разработка методов дизайн-проектирования легковых автомобилей : дис. . техн. наук / Д. В. Скуба. — Ижевск, 2005. — 209 с.

83. Смоленская, Е. О. Методы моделирования открытых архитектурных пространств в городской среде (на примере г. Самары) : дне. . канд. арх. / Е. О. Смоленская. —Н. Новгород, 2004. — 200 с.

84. Советский энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — 1600 с.

85. Соколов, А. И, Организация городских рекреационных территорий крупных городов волгоградской агломерации (на примере г. Волгограда и г.

86. Сокольская, О. Б. Ландшафтная архитектура: Специализированные объекты Текст. / О. Б. Сокольская. — М. : Академия, 2007. — 224 с.

87. Сотникова, И, В. Ландшафтно-градостроительная организация транзитных городских пространств (на примере г. Волгограда) : автореферат дне. . канд. арх. /И. В. Сотникова. — СПб., 2008. -— 23 с.

88. Справочная книга для проектирования электрического освещения Текст. / Под. ред. Г. М. Кнорринга. — Л.: Энергия, 1976. — 384 с. : пл.

89. Степанов, А. В. Архитектура и психология Текст. / А. В. Степанов, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаев. — М. : Стройпздат, 1993. — 294 с.

90. Степанова, С. А. Динамика визуального образа города (на примере г. Хабаровска) : автореферат дис. . канд. арх. / С. А. Степанова. — М., 2006.27 с.

91. Строительные нормы и правила. Градостроительство: планировка и застройки городских и сельских поселений Текст. // СНиП 2.07.01-89*. — М., 1994. —100 с.

92. Тетиор, А. Н. Строительная экология : учеб. пособие Текст. / А. Н. Тетиор; —Киев. : УМКВО, 1991. —273 с.

93. Титов, А. Л. Организация архитектурной среды и поведение человека : дне. . канд. арх. / А. Л. Титов. — Екатеринбург, 2004. — 121 с.

94. Устин, В. Б. Визуальная информация в эсте тическом формировании городской среды (опыт исследовашш закономерностей художественного решения информационных систем) : дне. . канд. искусствовед, наук / В. Б. Устин:1. М., 1984. — 179 с.

95. Устин, В. Б. Композиция в дизайне Текст. / В. Б. Устин // Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве : учебное пособие. — 2-е изд., уточн. и доп. — М. : ACT Астрель, 2007. — 239 с.: пл.

96. Филин, В. А. Видеоэкология Текст. / В. А. Филин. — М. : Тасс-Реклама, 1997. — 317 с.

97. Хан-Магомедов, С. О. Пионеры советского дизайна Текст. / С. О. Хан-Магомедов. — М. : Галарт, 1995. —332 с.

98. Хилл, П. Наука и искусство проектирования : методы, науч. обоснование решений Текст. / П. Хилл ; пер. с англ. — М. : Мир, 1973". — 259 с.

99. Художественное проектирование Текст. / под ред. Б. В. Нешумова.

100. М. : Просвещение, 1979. — 175 с.: пл.

101. Шестаков, В. П, Гармония как эстетическая категория. Учение о гармонии в истории эстетической мысли Текст. / В. П. Шестаков. — М. : Наука, 1973. — 256 с.

102. Шимко, В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды : учебник Текст. / В. Т. Шимко. — М. : Архитектура-С, 2006. — 384 с. : пл.

103. Шимко, В. Т. Основы теории. Комплексное формирование архитектурной среды. Кн. 1 Текст. / В. Т. Шимко. — М. : СПЦ-пршгг, 2000. — 150 с.

104. Щепетков, Н. И. О концепции формирования современной свето-цветовой среды в жилом районе Текст. / Н. И. Щепетков // Промышленное и гражданское строительство. Вып. 5. —М. : ООО Издательство ПГС, 2006. — С. 22-24.

105. Щепетков, Н. И. Световой дизайн города : учеб. пособие Текст. / Н. И. Щепетков. — М. : Архитектура-С, 2006. — 320 с. : ил.

106. Яргина, 3. Н. Эстетика города Текст. / 3. Н. Яргина. — М. : Строй-издат, 1991. — 365 с.

107. Ching, D. К. Architecture form. Spase & order Text. / D. K. Ching. — London : Van nostrand reinhold compani, 1979. — 545 p. : ill.

108. Design deffii news. Issue 77. — 2000. — March. — 238 p. : ill.

109. Design deffii news. Issue 90. — 2001. — October. — 200 p. : ill.

110. Domus. Issue 842. — 2001. — November. — 148 p. : ill.

111. Jodidio, Philip. Building a new Millenium Text. / Philip Jodidio. — Germany : Taschen, 2000. — 560 p.

112. L. Area Plus. Issue 38. — 2002. — P. 58-77.

113. L. Area Plus. Issue 128. — 2003 — P. 36-37.

114. Mostaedi, A. Landscape Design Today Text. / A. Mostaedi. — Barcelona : Kunstdruckatelier GmbH, 1983. — P. 26-112.

115. Pile, J; F. Dictionary of 20-th eenture design / J. F. Pile. — New York : 1990. —312 p.

116. Sign gallery 6. The world best signs Text. / Cincinnati: St Media Group international Inc, 2008. — 224 p. : ill.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.