Динамика визуального образа города: на примере г. Хабаровска тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Степанова, Светлана Анатольевна

  • Степанова, Светлана Анатольевна
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 122
Степанова, Светлана Анатольевна. Динамика визуального образа города: на примере г. Хабаровска: дис. кандидат архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Москва. 2006. 122 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Степанова, Светлана Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ ВОСПРИЯТИЯ.

1.1. Понятие городской среды и составляющих ее элементов.

1.2. Визуальный образ городской среды

1.3. Анализ существующих исследований по восприятию городской среды.

ВЫВОДЫ.

ГЛАВА II. ГОРОДСКАЯ СРЕДА В ДНЕВНОЕ И ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ.

2.1. Специфика визуального восприятия городской среды в дневное и вечернее время

2.2. Социологическое исследование восприятия городской среды в дневное и вечернее время (на примере Хабаровска)

ВЫВОДЫ.

ГЛАВА III. КОРРЕКТИРОВКА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ СРЕДСТВАМИ СРЕДОВОГО ДИЗАЙНА.

3.1. Теоретическая основа методики корректировки городской среды.

3.2. Методика корректировки - содержание и последовательность проектных действий.

3.3. Методика как часть системы архитектурного проектирования.

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Динамика визуального образа города: на примере г. Хабаровска»

Актуальность исследования. Современное российское общество сталкивается с глубокими изменениями базисных основ жизнедеятельности, на которые активно влияет окружающая среда. В этой связи профессионалы постоянно занимаются поиском решений, обеспечивающих формирование определенного образа среды. При этом визуальный образ среды мыслится как категория, достижение которой является сверхзадачей творчества архитектора-дизайнера.

Объективный анализ российских городов показывает, что в связи с изменениями социально-экономических условий их среда приобретает хаотичный характер, большей частью за счет торговых павильонов, рекламных установок, бессистемного вечернего освещения. Хаотичность городской среды — один из полюсов ее состояния, другой полюс — монотонность как результат механистичного господства типовой архитектуры. Оба этих состояния, как правило, вызывают отрицательную эмоциональную реакцию. Очевидно несовершенство связи потребностей образа жизни горожан с организацией предметно-пространственной среды их обитания.

В настоящей работе мы используем введенные А.Э. Гутновым понятия каркас», «ткань» и «плазма» города. В реальности каркас и ткань формируются преимущественно архитектурой, а плазма — средствами средового дизайна. Освоение городских пространств и формирование плазмы города большей частью происходит без какого-либо проектного решения, что 3 затрудняет процесс ориентации в городе, размывает положительный образ отдельных исторических фрагментов и приводит к негативному впечатлению от города в целом.

Существующая практика архитектурно-дизайнерского проектирования, как правило, не учитывает реальных потребностей жителей, имеющихся возможностей преобразования, развития и совершенствования городской среды. При этом разрозненность работы утверждающих инстанций не позволяет организовать полноценную систему ее мониторинга, анализа, оценки и прогнозирования. Кроме того, слабые методическая и информационная базы усугубляют остроту данного вопроса.

В силу сложившейся в стране практики, архитектурное проектирование и средовая организация городов представляют собой разрозненные процессы. Если первое действие завоевало права гражданства, то средовое архитектурно-дизайнерское проектирование, которое завершает процесс архитектурного проектирования, находится в стадии становления, не обладает собственной методикой и, главное, не является обязательным.

Особую актуальность приобретает введение архитектурно-дизайнерской проектной составляющей в общую систему архитектурного проектирования с целью формирования целостной, эстетически совершенной, информативной, художественно-осмысленной среды городов в дневное и вечернее время. Решить проблему управления формированием визуального образа городской среды позволит создание научной базы и методики корректировки фрагментов городской среды средствами дизайна, а также внедрение этого знания в учебный процесс и проектную практику.

Степень изученности проблемы. Теоретическая основа исследования включила положения работ следующих авторов: по эстетике и проблемам восприятия: Н.А. Бердяев, JI. Выготский, Д. Гибсон, Г.Ф. Гегель, В.А. Кант, З.Н. Яргина; по восприятию городской среды: Р. Арнхейм, А.В. Баранский, E.JI. Беляева; B.J1. Глазычев, Р.Л. Грегори, К. Дэй, Г.Б. Забелыпанский, И.Г. Лежава, В.М. Розин, В.А. Филин, В.Т. Шимко; по истории архитектуры, реконструкции и ландшафтной организации: А.В. Бунин, 3. Гидион, А.Э. Гутнов, А.В. Иконников, Н.П. Крадин, В.И. Лучкова, М. Нащекина, А.Г. Раппапорт; по колористике, пластике: И.В. Гете, А.В. Ефимов, И. Иттен, В. Кандинский, Д.Л. Мелодинский, А.В. Степанов; по освещению вечернего города: Н. М. Гусев, В.Г. Макаревич, В.Келер, В.Лукхардт, Р. Нарбони, Н. И. Щепетков и др.

Вместе с тем необходимо отметить, что большая часть исследований, за исключением работ Н.М. Гусева, Н.И. Щепеткова и некоторых других, посвящена проблематике городской среды, существующей в дневное время.

В настоящей работе автор предпринял попытку исследовать формирование динамического визуального (дневного и вечернего) образа городской среды.

Цель исследования заключается в выработке методики корректировки существующей городской среды с помощью средств средового дизайна, 5 которая позволит совершенствовать ее визуальный образ в дневное и вечернее время.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обосновать понятие визуального образа города.

2. Проанализировать работы отечественных и зарубежных ученых по визуальному восприятию городской среды.

3. Выявить особенности визуального восприятия городской среды в дневное и вечернее время.

4. Обосновать выбор фрагментов городской среды г. Хабаровска и провести на их базе социологическое исследование визуального восприятия городской среды в дневное и вечернее время для последующей проектной корректировки.

5. Предложить методику корректировки фрагментов городской среды в дневное и вечернее время средствами средового дизайна на примере данных фрагментов.

6. Связать методику корректировки с существующими стадиями архитектурного проектирования.

Объектом исследования являются три характерных фрагмента городской среды центра г. Хабаровска, различающиеся по своим функциям и структурному построению.

Предметом исследования является процесс формирования визуального образа города в дневное и вечернее время, обладающего 6 наибольшей информативностью, вызывающего устойчивые положительные эмоции и эстетические переживания. Границы исследования: теоретические границы определяются возможностями совершенствования визуального образа фрагментов городской среды средствами средового дизайна; территориальные — фрагментами среды в центральной части города Хабаровска, имеющими свои культурные, типологические и светопространственные характеристики; временные границы — весеннее-летний период. Методы исследования:

• теоретический (изучение и систематизация философской, психофизиологической, архитектурной и научно-методической литературы по данной проблеме);

• эмпирический (опросы, беседы, анкетирование, тестирование, интервьюирование, натурные обследования);

• графический (анализ и схемы);

• проектно-поисковый.

Основные научные результаты работы таковы: раскрыта сущность понятий визуального образа и восприятия городской среды, классифицированы основные философские, психофизиологические, эстетические и художественные аспекты; выявлены особенности изменения визуальных качеств городской 7 среды в дневное и вечернее время; доказана необходимость корректировки и определены средства и приемы использования группы архитектурно-дизайнерских средств для преобразования визуальных качеств городской среды; создана методика корректировки среды исследуемого фрагмента города на примере города Хабаровска.

Научная новизна работы заключается в следующем: дано определение понятию визуального образа городской среды; определены особенности визуального восприятия городской среды путём выделения трёх аспектов: психофизиологического, эстетического и художественно-образного, которые в процессе суммарного восприятия обеспечивают создание ее целостного визуального образа в дневное и вечернее время; предложен и апробирован способ анализа среды фрагмента города при помощи социологического исследования; предложена методика корректировки среды исследуемого фрагмента города средствами средового дизайна, позволяющая изменить существующую среду с целью создания ее положительного визуального образа, синтезирующего дневную и вечернюю составляющие; обозначено место данной методики в системе архитектурного проектирования.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученной методики в проектной практике и в учебном процессе вузов архитектурно-дизайнерских специальностей.

Основные этапы исследования. Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа с 2002 г. по 2006 год.

На первом этапе (2002 — 2003 гг.) осуществлялось теоретическое осмысление проблемы, вырабатывалось представление об объекте и предмете исследования, определивших научную проблематику работы, анализировались научные и методические идеи исследования, осуществлялись публикации, выдвигалась гипотеза диссертационного исследования.

На втором этапе (2003 — 2004 гг.) формировались концептуальные идеи, отрабатывалась рабочая гипотеза, апробировались базовые положения по проверке достоверности выдвинутых теоретических подходов, осуществлялась статистическая обработка результатов исследования.

На третьем этапе (2005 — 2006 гг.) проводилась апробация, осуществлялась оценка результативности, формулировались основные выводы, рекомендации, оформлялся текст диссертации.

Апробация и внедрение состоялись в форме докладов и выступлений автора на ряде научных конференциях МАрхИ (г. Москва, 2003 — 2006 гг.), на международных научно-практических конференциях: «Высшая школа в период модернизации образования: опыт, проблемы, перспективы» (г. Комсомольск-на-Амуре, 2005 г.), «Новые идеи нового века» (г. Хабаровск, 2005, 2006 гг.), «Города России: проблемы строительства, инженерного обеспечения, благоустройства и экологии» (г. Пенза, 2006 г.). Научные результаты и выводы диссертации использованы в материалах лекций курса «Дизайн среды», читаемых студентам пятого курса на кафедре «Дизайн и прикладное искусство» в Дальневосточном государственном гуманитарном университете.

По теме диссертации опубликовано 11 печатных работ общим объемом 1,92 п.л.

Структура диссертации построена в соответствии с методикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Степанова, Светлана Анатольевна

выводы

Корректировка городской среды средствами средового дизайна стала возможной после теоретического обоснования этого процесса, которое позволило сформулировать методику корректировки — разработать последовательность и содержание ее проектных действий, а также логично включить данную методику в систему архитектурного проектирования.

1. Обосновано понятие визуального образа среды как результата визуального восприятия городской среды, формирующего в сознании человека определенный эстетический, духовно-насыщенный образ данной среды с присущим ему качеством временной и пространственной динамики.

2. Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых процесса визуального восприятия городской среды позволил установить, что он состоит из трех взаимодополняющих друг друга аспектов: психофизиологического, эстетического и художественно-образного; практически отсутствуют исследования по восприятию городской среды в ее суточной динамике, хотя активность жизненных процессов в течение суток значительно увеличилась, и это требует учета в проектной практике.

3. Специфика восприятия городской среды во временной динамике заключается в том, что днем свет позволяет видеть весь мир, полную картину окружения, а вечером, когда существенно возрастает роль искусственного света, возникает совершенно новый образ среды; искусственная световая среда города — второе зрительное состояние городской среды в темное время суток, второй образный мир.

4. Обоснован выбор трех фрагментов центральной части г. Хабаровска и проведено социологическое исследование их восприятия в дневное и вечернее время. Исследование показало, что жители и туристы не считают ее обладающей очевидным художественным образом днем и отвечающей тем же требованиям вечером. Неструктурированный дневной образ вечером почти полностью исчезает, появляясь лишь отрывочно, в случайной последовательности. Исследование подтвердило необходимость радикального преобразования городской среды.

5. Результаты профессионального анализа городской среды и социологического исследования позволили разработать методику корректировки фрагментов исторического центра г. Хабаровска с целью создания комфортной и информативной среды, обладающей определенными художественно-эстетическими достоинствами. Методика использует средства средового дизайна и монументально-декоративного искусства.

6. Обосновано место методики корректировки городской среды в общей стадийной системе архитектурного проектирования для проектной разработки и реализации.

Автор работы выражает искреннюю благодарность доктору архитектуры, профессору Н.И. Щепеткову за консультативную помощь в части исследования по формированию визуального образа города в темное время суток.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Степанова, Светлана Анатольевна, 2006 год

1. Аббаньяно, Н. Экзистенция как свобода // Вопросы философии. 1992. -№8. С.5-11.

2. Айзенк, Г. Ю. Структура личности / пер с англ. О. Исакова, Спб.: Ювента, 1999.-464 с.

3. Аверинцев, С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, -С. 50-51.

4. Агеев, В. Семиотика. М.: Весь мир, 2002. - 256 с.

5. Азизян, И. А. Теория композиции как поэтика архитектуры М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 504 с.

6. Аманов, С. В. Зеленые города будущего. Архитектура. Строительство. Дизайн // Архитектура и строительство Москвы. М., 2003. - №4. - с. 10.

7. Анисимова, Л. В. Городской ландшафт. Социально-экологические аспекты для проектирования: Учебное пособие. Вологда: ВоГТУ, 2002. -192 с.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Благовещенск: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1999. 392 с.

9. Арнхейм, Р. Динамика архитектурных форм: Пер с англ. М.: Стройиздат, 1984. - 192 с.

10. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие: Пер с англ. М.: Прогресс, 1974.- 198 с.

11. Барабанов А. А. Семиотические основы художественного языка архитектуры // публикация в Интернет http://usaaa.ru/semiotics/lines.htm (3 КБ).

12. Баранский, А. В. Некоторые вопросы теории происхождения архитектурных форм

13. Бахтин, М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М., 1986. - С.3-23.

14. Бердяев, Н. А. Творчество и объективация. Минск, 2000. - 382 с.

15. Бирюкова, Т. Серебряный век продолжается // Моск. правда. 2004. 11 окт. - С.6.

16. Борисова, Е. А. Стернин, Г. Ю. Русский Модерн. М.,1990.

17. Борисова, Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX начала XX века. М., 1971.

18. Бойко, М. Н. Самосознание искусства самосознание человека: Очерки русской эстетической мысли второй половины XIX в. М.: Наука. 1997. -189 с.

19. Бубер, М. Проблема человека: Пер. с нем. К.: Ника-Центр, Вист-С, 1998.-96 с.

20. Бунин, А. В. Саваренская Г. Ф. История градостроительного искусства. 2-х томах, М., 1994. - 456 с.

21. Бусева-Давыдова, И. Л. Нащокина, М. В. Астафьева-Длугач, М. И. Москва: Архитектурный путеводитель. М.,1996.

22. Бучка, А. М. Колористика исторической Москвы (XVIII XX): диссертация кандидата архитектуры. - М., 2002.

23. Блаватская, Е. П. Космический разум / пер. с англ. Ю. А. Хатунцева: Фонд духовной культуры мира. М.: Сфера, 2001. - 309 с.

24. Вигнер, Е. Этюды о симметрии. М.: Мир. 1971. - 108 с.

25. Воронов, Н. Российский дизайн. М.: СД России. 2001. Т.1- 2.

26. Владимиров, В. В. Градостроительство и районная планировка: сборник научных трудов / ЦНИ и проектный институт по градостроительству; Под ред. В. В. Владимирова. М., 1982. - 103 с.

27. Выготский, JI. С. Психология искусства: Анализ эстет, реакции. Изд. 5-е. М.: Лабиринт. 1998. 413 с.

28. Гегель Г. Ф. Феноменология духа /Георг Вильгельм Фридрих Гегель -Памятники философской мысли. М.: Наука, 2000. - 495 с.

29. Гегель, Г. Ф. Наука логики // Гегель Г.Ф. Энциклопедия философских наук. -М.: Мысль, 1974. Том 1. 132 с.

30. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., «Прогресс», 1988. Часть IV.

31. Гидион, 3. Пространство, время, архитектура: пер. с нем. М., Стройиздат. 1984.-455 с.

32. Глазычев, В. JI. Егоров, М. М. Ильина, Т. В. Городская среда. Технология развития. М.: Ладья. 1995. - 128 с.

33. Глебова, О. В. Природный комплекс в геотехнической системе большого города (на примере Н. Новгорода): диссертация на соискание ученой степени кандидата географ наук. -Н. Новгород:, 2001. 193 с.

34. Грегг, Д. Опыты со зрением// М., «Мир», 1970.

35. Грегори, Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия: пер. с англ. М., Прогресс. 1970. - 270 с.

36. Гридина, Н. Архитектура света // Цоколь. 2004. №1 (январь -февраль). - С. 50-55.

37. Грубе, Г. Р. Кучмар, А. Путеводитель по архитектурным формам: Пер. с нем. М.: Стройиздат, 1995. - 216 с.

38. Губский, Е. Ф., Кораблева, Г. В. Лутченко В. А. редакторы составители. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФА, 2001. -576 с.

39. Гутнов, А. Э. Глазычев В. Л. Мир архитектуры: лицо города. М.: Мол. Гвардия. 1990.

40. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. М.: «Архитектура - С», 2004, - 288 е., ил.

41. Дуда, Славо. Эстетические проблемы реконструкции исторической архитектурной среды: диссертация кандидата архитектуры. М., 2003.

42. Дэй, К. Места, где обитает душа: Архитектура и среда как лечебное средство/ Пер. с англ. Глазычева В. Л. М.: Ладья, 2000. - 280 с.

43. Ефимов А.В. «Об изучении цвета в Японии», журнал «Техническая эстетика», 1976 №8, с 26-32.

44. Ефимов, А. В. Дизайн архитектурной среды: учебник для вузов /Т. Б. Минервин, А. П. Ермолаев, В.Т. Шимко, А. В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А. А. Гаврилина, Н. К., Кудряшов. М.: Архитектура-С. 2004. - 504с. ил.

45. Ефимов, А. В. Колористика города. М.: Стройиздат. 1990. - 272 с.

46. Ефимов, А. В. Формообразующее действие полихромии и вопросы его изучения в архитектурной школе: Автореферат кандидата архитектурных наук. -М.: 1973.- 19 с.

47. Ефимов, А. В. Формообразующие действия полихромии в архитектуре. -М.: Стройиздат, 1984. 168 с.

48. Забелыпанский, Г. Б. и др. Архитектура и эмоциональный мир человека. М.: Стройиздат, 1985. - 207 с.

49. Зайкина, С. Ю. Цвет в образном моделировании архитектурной композиции: диссертация кандидата архитектуры. М., 2003.

50. Закон РФ «Об образовании». 2-е изд. М.: Изд-во «Ось-89», 2001.

51. Зинченко, В. П. Загадка творческого понимания (к 100-летию Д. Б. Элькольна) // Вопросы психологии, 2004. №4. С.91.

52. Зинченко, В. П. Мышление и язык: учебное пособие. Дубна: Межд. унив. природы, общества и человечества, 2001. - 141с.

53. Зинченко, В. П. Современные проблемы образования и воспитания //Вопросы философии, 1973, -№11.

54. Змеул, С. Г. Маханько, Б. А. Архитектурная типология зданий и сооружений: Учебник для вузов. М.: Стройиздат, 2001 - 240 с.

55. Зубов, В. П. Труды по истории и теории архитектуры. М.: Искусствознание, 2000. 528 с.

56. Изард, Кэрролл. Эмоции человека / пер. с англ. М.: Изд. Мое. Унив., 1980.-С. 370-371.

57. Измайлов, Ч. А. Психология цветового зрения // Московский психологический журнал. 2002. №2. -С.50-51.

58. Иконников А.В. «Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве», М.: КомКнига, 2006. - 352с.

59. Иконников, А. В. Архитектура Москвы. XX век: статья. М., 1984. -46 с.

60. Иконников, А. В. Каменная летопись Москвы. М., 1978. - 86 с.

61. Иконников, А. В. Реконструкция центров крупных городов. М., 1885.

62. Иконников, А.В. Будни и праздники. // Техническая эстетика. 1985, № 8. С. 26.

63. Иконников, А.В. Парадоксы неорусского стиля. // Архитектура и строительство Москвы. М., 1995, - № 5.

64. Иконников, А. В. Москва и Санкт-Петербург в русской градостроительной традиции. Статья // Национальные традиции архитектуры России.-М., 1992.-106 с.

65. Иконников, А. В. Архитектура Московского классицизма. Статья // Куранты. Историко-краеведческий альманах. -М., 1983, вып.1. 128 с.

66. Ильенков, Э. Ф. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. -464 с.

67. Ильин, И. А. Путь к очевидности. М., 1993. - 134 с.

68. Ильичев, JI. Ф. и другие. Философский энциклопедический словарь. -М.: Сов. Энциклопедия, 1998. 840 с.

69. Иттен, И. Искуство цвета. М: Изд. Д. Аронов, 2001. - 96 с.

70. Канн JI. Из заключительной речи на конгрессе CIAM в Оттерло // Сб. «Мастера архитектуры об архитектуре» М., «Искусство», 1972.

71. Кант, В. А. Философия. (Исторический и систематический курс). М.: Мысль, 1998.-351 с.

72. Каплун, А. Б. МорозовЕ. М., Олферьева М. A. ANSYS в руках инженера: практическое руководство. Изд.2. -М.:УРСС.2004. 272 с.

73. Келер В., Лукхардт В. Свет в архитектуре. //М., Госстройиздат, 1961.

74. Кириченко, Е. И. Москва на рубеже столетий. М.,1977.

75. Кириченко, Е. И. Проблема национального стиля в архитектуре России 70-х гг. XIX в.— В кн.: Архитектурное наследство. М., 1976, т. 25, -131 с.

76. Ключевский, В.О. Курс русской истории. М., 1982. Т.2. - 260 с.

77. Кнабе Г, С. Древний Рим: История и повседневность. М., 1989

78. Короев, Ю. И. Федоров, М. Б. Архитектура и особенности зрительного восприятия. М.: Гос. изд-во лит-ры по строительству и архитектуре, 1954. -137 с.

79. Крадин Н.П. Охраняются государством. Памятники архитектуры и скульптуры общероссийского значения в Хабаровске: Хабаровск: Частная коллекция, 1999. - 192 е., ил.

80. Крадин Н.П. Памятники архитектуры Хабаровска. Аннотированный и иллюстрированный каталог. Хабаровск: «Этнос-ДВ», 1996. 252с. Ил 642

81. Кьеркегор, С. Человек в мире / хрестоматия по философии. М.: «Проспект», 1998. -С.134-151.

82. Лаврентьев, А. Лаборатория конструктивизма. Опыт графического моделирования. М.: Грант, 2000.

83. Леонардо, да Винчи. Избранные произведения. Переводы, статьи, комментарии А.А. Губера, В.П. Зубова, Н.Б. Иванова, В. К. Шилейко и A.M. Эфроса. В 2-х томах. М., Издательский дом «Нева», Спб., ОЛМА-ПРЕСС. 1999.-260 с.

84. Леонардо, да Винчи. Суждения о науке и искусстве. СПб.: Азбука, 2001.-248 с.

85. Мамардашвили, М. К. Сознание и цивилизация // М. Мамардашвили. Как я понимаю философию. М., 1990. - 111 с.

86. Марсилио, Фичино. Комментарий на «Пир» Платона. История эстетики. Т. 1. М., 1962, С. 502- 505.

87. Матвеев А.Б. Эстетика освещения // Светотехника, 1995, № 4-5.

88. Матурана, У. Биология познания // Язык и интеллект, М., 1996

89. Матье, М. Искусство Древнего Египта. СПб.: Журн. «Нева»: Летний сад, 2001.-798 с.

90. Мелодинский, Д. Л. Архитектурная пропедевтика. М.: Стройиздат, 2000.- 198 с.

91. Менч, К. Образ города. М., Стройиздат. 1982. - 205 с.

92. Мигалина, И. В. Основы архитектурного цветоведения: учебное пособие. М.: «Изд-во ЛАДЬЯ», 1998. -145 с.

93. Минервин Г.Б. Основные задачи и принципы художественного проектирования. Дизайн архитектурной среды: Учеб. Пособие для вузов. -М.: Архитектура-С, 2004 96 с.

94. Михайлов, С. М. История дизайна: учебник для вузов. М.: Союз Дизайнеров России. 2002. - Т. 1-2.

95. Михайлов, С. М. Кулеева, Л. М. Основы дизайна: учебник для вузов. -М.: Союз Дизайнеров России. 2002. 240 с.

96. Москва, Энциклопедия. (2-е изд.). М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия». 1997. - 1369 с.

97. Назаров, Ю. Постсоветский дизайн (1987-2000). М.: СД России, 2002.

98. Нефедов, В. А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. -С.Петербург, 2002.

99. Николаева, С. И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. -М., 2003.-272 с.

100. Ницше, Ф. PRO ЕТ CONTRA: Антология / Сост. С.В.Синеокая. СПб.: РХГИ, 2001.- 1076 с.

101. Оболенский Н.В., Щепетков Н.И. Архитектурное освещение. // В учебнике «Архитектурная физика». Гл. 4. М., Стройиздат, 1997.

102. Памятники архитектуры Москвы. Земляной город / Под ред. Макаревич Г.В. М.,1989. - 146 с.

103. Перекладов, А. А. Формирование архитектурных комплексов с учетом экологических воздействий транспортных систем: диссертация кандидата архитектуры. М., 2003. - 137 с.

104. Платон. Избранные диалоги. М., 2004.-226 с.

105. Поппер, К. Открытое общество и его враги. Т.1-2. М., 1992. - 237 с.

106. Почепцов, Г. Г. Семиотика. М.: Рефл-бук, 2002. - 430 с.

107. Прахт, К. Мебель и архитектура / Пер с нем Ю. Б. Тупталова под ред. А. В. Иконникова. М.: Сторйиздат, 1993. - 168 с.

108. Проблемы дизайна: Сб. статей под ред. B.J1. Глазычева. М.: СД России, 2003.

109. Пронин, Е. С. Теоретические основы архитектурной комбинаторики: учебник для вузов по специальности «Архитектура С», 2003. - 232 с.

110. Публикация, в Internet: Библотека Учкома и Виртуальной Пустыни-http://uchcom.botik.ru/libr/cit/textur/gibcont.ru.html, 1999.

111. Раппопорт, П. А. Основные итоги и проблемы изучения зодчества Древней Руси. Древнерусское искусство. Художественная культура X -первой половины XIII в. М.: Наука,. 1988. - 341 е., илл. - С. 7-12.

112. Ревзин, Г .И. Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века. -М.,1992. 240 с.

113. Ревзин, Г. И. Очерки по философии архитектурной формы. М.: ОГИ, 2002. - 144 с.

114. Рикёр, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: «Медиум», 1995. -415 с.

115. Робежник, JI. В. Цветопластическая ревитализация архитектурно-природной среды (на примере городов Северо Запада России): диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. - М.: МАРХИ, 2002. Т.1.-165 е., Т.2 .-101 с. ил.

116. Розин, В. М. Визаульная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М.: Эдиториал УРСС, 1996. - 223 с.

117. Розин, В. М. Семиотические исследования. М.: ПЕР СЭ, СПб.: Университетская книга. 2001. - 256 с.

118. Романюк, С. К. Из истории московских переулков. М.,1988. - 164 с.

119. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание, человек и мир. Спб.: Питер, 2003.-512 с.

120. Рунге, В. Ф. Сеньковский, В. В. Основы теории и методологии дизайна: учебное пособие (конспект лекций). М.: МЗ-Пресс, 2003. - 252 с.

121. Сааринен Э. Шесть мощных течений в современной архитектуре // Сб. «Мастера архитектуры об архитектуре». -М., «Искусство» 1972.

122. Сазиков, А. В. Проблемы дизайна исторически сложившейся городской среды: диссертация на соискание кандидата искусствоведения. М., 2000. -158 с.

123. Сарабьянов, Д. В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы -М.,1989. 108 с.

124. Сергеева, С. Н. Античный мир. Проблемы истории и культуры. Сборник научных статей к 65-летию со дня рождения проф. Э.Д.Фролова / Под ред. д-ра ист. наук. И. Я. Фроянова. СПб., СПБГУ. 1998. - С. 84 -108.

125. Степанов, А. В. и др. Объёмно-пространственная композиция: учебник для вузов. М.: Архитектура - С, 2003. - 256 с.

126. Сурина, М. О. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения по цвету). Серия «Школа дизайна». М.: ИКЦ «МарТ», 2003.-352 с.

127. Сурина, М.О. Цвет и символ в исскустве, дизайне и архитектуре. Серия «Школа дизайна». М: ИКЦ «МарТ», 2003. - 288 с.

128. Тверской Л.М. Композиция жилого микрорайона. Ленинград, 1961

129. Титова, Н. Сады на крышах. М.: Олма-пресс Гранд, 2003.

130. Толстов, Ю. Архитектор И.И. Рерберг (К 135-летию со дня рождения) // Моск. промышленная газета. 2004. №40, окт. - С. 14.

131. Топоров, В.Н. Модель мира // мифы народов мира. Т.2. -М., 1982

132. Тресиддер, Дж. Словарь символов / пер. с англ. С. Палько. М.: ФАИР -ПРЕСС, 1999. -448 с.

133. Трушина JI.E. Образ города и городской среды: автореферат на соиск. уч. ст. канд. ф. наук. С.П., 2000, 22 с.

134. Трушина, JI. Е. Образ города и городской среды: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., С-П. 2000. -205 с.

135. Урманцев, Ю. А. О формах постижения бытия // Вопросы философии, 1993. №4. - С.56-73.

136. Фейербах, Л. А. Избранные философские произведения. В 2-х т. М., -1955. Т.1.

137. Филин, В. А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что плохо. -М.: МЦ Видеоэкология, 1997. -320 с.

138. Фор, Э. Дух форм: Пер. с франц. СПб.: Machina; Axioma, 2002. -240 с.

139. Франкл, В. В. Человек в поисках смысла: сборник научных статей / общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М: Прогресс, 1990. - 114 с.

140. Фрейд, 3. Остроумие и его отношение к бессознательному: Пер. с нем. / Фрейд 3. СПб.: Алетейя, 2000. 308 с.

141. Фромм, Э. Иметь или быть?/Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. - 216 с.

142. Хабаровск 2002. Фотоальбом - Хабаровск: «Приамурские ведомости», 2002. - 144с ил.

143. Хабаровский край. Страницы истории. Фотоальбом. Хабаровск: «Утро России, 1996. - с 318 ил

144. Хайдеггер, М. Г. Мысли. Постулаты. Афоризмы. Философские интерпретации. Тезисы / пер. с нем. С.А.Бронштейна. Минск: Современное слово, 1998.-384 с.

145. Черневич, Е. В. Язык графического дизайна // Рекламный мир. 2000. N 12.-С. 21,22.

146. Чернышев, О.В. Формальная композиция: Творческий практикум. -Минск: Харвест, 1999.

147. Чернявский А. «Возвращение к истокам», газета «Тихоокеанская звезда», 3 июня, 2006. С.4.

148. Шахова, И. Е. Архитектурно-планировочные принципы формирования зданий банков: дис. на соиск. Уч. ст. канд арх., М., 2002, - 252 с.

149. Шевелёв, И. Формообразование. Число. Форма. Искусство. Жизнь. -Кострома: ДиАр, 1995.- 166 с.

150. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. М.: СПЦ-принт. 2003. - 189 с.

151. Шимко В.Т. Архитектурное формирование городской среды //М., «Высшая школа», 1990.

152. Шимко, В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование. М.: Архитектура-С. 2004. - 160 е., ил.

153. Щепетков докторская диссертация 2004.

154. Щепетков Н.И. «Световой дизайн города/ Учеб. Пособие М.: Архитектура-С, 2006. - 320с.: ил.

155. Щепетков Н.И. Экология и эстетика световой среды города //Светотехника. 1993, №5-6.

156. Элиаде, М. Космос и история. М.,1987. - 208 с.

157. Юсупов, Э. С. Словарь архитектурных терминов. Фонд «Ленинградская галерея». 1994. - 432 с.

158. Яргина З.Н. Эстетика города // М., Стройиздат, 1991.

159. Barabanov, A. Methode semiotique de Г etude de composition dans la formation primaire des architectes a l'ecole superieure // Architecture, semiotique et sciences humaines. Topogenese. Barcelone: Editions UPC, 1997.

160. Best, M. (1996). An Ecology of the Net: Message Morphology and Evolution in NetNews. Masters thesis, Cambridge, MA: MIT Media Laboratory.

161. Bruckman, A. (1997). MOOSE Crossing: Construction, Community, and Learning in a Networked Virtual World for Kids. Doctoral dissertation, Cambridge, MA: MIT Media Laboratory.

162. Bruckman, A. and Resnick, M. (1995). The MediaMOO project: Constructionism and professional community. Convergence 1(1): 94-109.

163. Bush V. As we can think // Atlantic Monthly. Vol. 176, 1945. №1. P.65-69.

164. Charte UIA/UNESCO de la formation des architectes. Programme de travail U.I.A. «Formation». Juin 1996.

165. Heigl F. Interfarbe 68// International Farbentagung, Dresden, 1968.

166. Jeons, of Design The 20-th century. Prestel. 2000.

167. Le Corbusier. Le livre de Ronchamp par Jean Petit. Paris, 1965.

168. Maertens H. Bauraht Rgl. Der optische masstab oder theorie und praxis des asthetischen schens in der bildenden Kunsten. Berlin, 1884.

169. Neumann D/ Architecture of the Night.// Munich-Berlin-London. New York Prestel, 2002.

170. Noak, F. Eleusis. Leipzig, 1927, S. 48.

171. Panofski, E. Studies of Iconology. Humanistic Themes in the Art of Renaissance. New York: Oxford Univ. Press, 1939. 262 c., 52 л.

172. Seldermayr, G. The Lost Center. N.-Y., 1969.

173. Spreiregin P.D. Urban Design. The Architecture of Touns and Cities/ N-Y/? 1965.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.