Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Лазарева, Мария Владимировна

  • Лазарева, Мария Владимировна
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 184
Лазарева, Мария Владимировна. Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов: дис. кандидат архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Москва. 2007. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Лазарева, Мария Владимировна

Введение.

Глава 1. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МЕДИАТИВНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ.

1.1 Функции и роль медиативно-коммуникационных пространств в системе зданий и комплексов общественного назначения.

1.2 Исторические и современные формы медиативно-коммуникационных пространств.

1.3 Современные концепции формирования многофункциональных общественных пространств.

1.4 Многофункциональные коммуникационные общественные пространства как часть городской среды.

Выводы.

Глава 2. АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

МЕДИАТИВНО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ИНТЕРЬЕРНЫХ ПРОСТРАНСТВ.

2.1 Формирование интерьерных средовых систем как «пространства событий».

2.2 Средовые системы, выступающие как «пространства-посредники».

2.3 Сводные таблицы основных характеристик и приемов архитектурно-дизайнерской организации МКИП.

Выводы.

Глава 3. СТРАТЕГИЯ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЬЕРОВ.

3.1 Среда МКИП как объект особых технологий средового проектирования.

3.2 Определяющие компоненты стратегии формирования МКИП.

3.3 Приемы и средства визуализации проектных идей.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов»

Вопросы формирования и жизни общественного пространства занимают одно из центральных мест в архитектурных научных дискуссиях последнего времени. Как отмечает А.В. Иконников: «Трансформации в макромасштабе категорий культуры предопределяют новую постановку проблем пространственной организации общества и формирования его среды, изменяют иерархию ценностей» /1.25/. Стремительное развитие информационных технологий ведет к тому, что образ жизни, виды деятельности, культурные потребности горожанина меняются настолько быстро, что архитектура не успевает адаптироваться к таким изменениям.

Это отражается на постоянной диверсификации общественных пространств в городе, их непрерывном изменении и усложнении внутренней организации. Одним из самых сложных и динамичных элементов этой системы являются многофункциональные пространства крупных общественных комплексов — «интерьеры-посредники» — граничные пространства, выходящие за рамки традиционной типологии, в которых доминируют процессы коммуникации. Это пассажи, атриумы, «форумы», открытые вестибюли, торговые моллы, комплексные переходы, элементы транспортных комплексов и т.п. пространства, для которых характерны: многофункциональность; в транзит как один из основных функциональных процессов; синтез коммуникационных и коммуникативных функций; открытость для различных социально-демографических слоев и культурных сообществ; сочетание качеств интерьерной (закрытой) и открытой среды; уникальный визуальный образ, помогающий человеку найти, мысленно выделить и зафиксировать объект в структуре городского пространства; информационная насыщенность; посредническая» роль, помогающая человеку адаптироваться в урбанизированной среде.

Интерьеры подобного рода получают все более широкое распространение в мировой практике благодаря комфорту, комплексности обслуживания, сочетанию в себе различных функций, высокой социально-экономической эффективности и общей благоприятной среде для различных видов деятельности. Все более широкое распространение получают интегрированные комплексы с включением многофункциональных пассажей, атриумов, «форумов», переходов и подобного рода свободно доступных горожанам общественных пространств как связующих элементов с центральной коммуникативной нагрузкой, повышенными требованиями к эмоционально-эстетическим качествам интерьерной среды, исследованиям транспортно-пешеходных условий коммуникации, ее информационного и технологического обеспечения. Одновременно, интерьерные общественные пространства, наряду с открытыми, формируют особую среду города, воспринимаемую горожанами как «свое» пространство, идентифицируемую с городом, «образом города» (по определению К. Линча /1.37, с.15/), формирующую восприятие и отношение горожанина к городу/3.48, с. 188/.

Устройство пассажей, проходных атриумов и вестибюлей в крупных многофункциональных комплексах, торгово-пешеходных мостов, комплексов переходов и станций метрополитена, подземных улиц, пешеходных пространств под зданиями и т.п. ведёт к тому, что «интерьер» перестаёт быть принадлежностью здания — локальным объектом; он интегрируется в городскую среду, становясь частью общей коммуникационной системы и формируя дополнительные «узлы» и «связи» в городской застройке. Происходит расширение понятия общественного интерьера и, вместе с тем, «интерьеризация» городского общественного пространства.

Такие пространства можно рассматривать как важные связующие элементы крупных торговых комплексов или сети торгово-бытового обслуживания. Не менее важным представляется и другой аспект коммуникации в медиативных интерьерах. К. Линч, например, изучая взаимосвязи между поведением горожанина и характеристиками городского пространства, обосновывает необходимость создания в городе «пространств неиспользованных возможностей», которые могли бы послужить определенным резервом адаптации человека к жестко запрограммированному архитектором типу городского окружения /1.37/. Анализ функционально-пространственной структуры и информационного потенциала многофункциональных «транзитных» интерьеров позволяет отнести их именно к такого рода пространствам.

Коммуникационная функция пространства должна рассматриваться не только как пешеходно-транзитная, но, в не меньшей степени, и как информационная, как пространство общения и обмена новостями, информацией, настроением, опытом, культурой.

Одной из основных черт городского центра является его оживленность, людность, высокая посещаемость, что обусловлено главным функциональным содержанием центра — быть средоточием активности и обмена /1.18, с.24/. В современных крупных городах это получило обратную сторону — драматичное ощущение хаоса, информационной и физической перегруженности и, одновременно, парадоксальной нехватки информации, необходимой для ориентации в динамичной среде. Трансформируемость, гибкость по отношению к непредвиденным изменениям, необходимая для «выживаемости» и эффективного длительного функционирования общественных коммуникационных пространств, делает их менее структурированными и однозначными, что приводит к проблеме информационной энтропии и уменьшения степени удобства пользования этими объектами. Изменения физического, мировоззренческого и социального окружения делают необходимой адаптацию к ним человека, а такая адаптация возможна только при наличии относительно устойчивых во времени элементов окружения, которые играют роль своеобразных точек отсчета /1.18, с.28/. И такими точками отсчета являются «кодовые» элементы среды и поведенческие, ориентационные стереотипы человека. Точкой соприкосновения информационно-коммуникативной составляющей общественного пространства и архитектуры являются декоративные и визуально-графические приемы и символы, являющиеся коллективным языком и популярным наследием /3.46/. В этой связи общественный интерьер не может рассматриваться изолированно от культурно-мировоззренческого контекста и традиции.

Таким образом, многофункциональные пространства крупных общественных комплексов — это пространственные системы с доминирующей информационно-коммуникационной, социальной ролью, приобретающей определяющее значение в постиндустриальном городе. Именно эта роль требует от проектировщиков создания уникальных, неповторимых, узнаваемых образов среды, индивидуальности подходов наряду с учетом общих требований, предъявляемых к коммуникационным интерьерам. Далеко не всегда индивидуальности образа можно достичь архитектурными средствами. Зачастую подземные переходы, элементы транспортных комплексов и другие «проходные» пространства имеют типовую индустриализированную отделку. В массе это вызывает у горожанина ощущение монотонности, однообразия, хаоса, а зачастую и подсознательное ощущение опасности, особенно под землей. В этом случае благоприятный образ среды формируется полностью за счет специального оборудования интерьера: информационных систем, свето-колористического решения, элементов благоустройства, природных форм, произведений искусства и других элементов «наполнения» среды.

Коммуникационное общественное пространство — очень динамичная открытая средовая система, которая во многих своих аспектах почти не поддается планированию, испытывает на себе давление индустриализации, потребительства, подтачивается чуждыми культурными веяниями. Она включает в себя не только архитектурное пространство и монументально-декоративное искусство, но и рекламу, временные павильоны, систему вещей и инструментов, окружающих человека повседневно. Именно из этого «вещного ядра», по мнению А. Бранци, одного из лидеров «Нового Дизайна» и теоретика средового дизайна, возникает новая взаимосвязь между человеком и созданным им окружением /1.8, с. 19/.

Актуальность исследования. Проблемы архитектурной организации общественного пространства и, в частности, среды многофункциональных коммуникационных интерьеров — так называемых «публичных пространств» крупных общественных комплексов — постоянно привлекают к себе внимание исследователей и проектировщиков.

Непрерывные изменения технологий образа жизни горожан и форм проявления городской культуры, которые служат социально-экономическими предпосылками трансформации общественного пространства, требуют реализации новых архитектурно-дизайнерских идей и концепций. Например, востребованы горожанами функции сопутствующей торговли и обслуживания в «транзитных» пространствах. Наряду с этим, все большую актуальность приобретает эмоциональное и «событийное» насыщение «будничной» среды, проявляющееся как в стихийных выступлениях уличных музыкантов в переходах метро, так и в специально организуемых фестивалях, временных выставках и других культурных акциях в пассажах, форумах и т.п.

Непрерывное изменение и усложнение внутренней организации коммуникационных интерьерных пространств, появление все новых вариантов их предметно-пространственных решений говорит о необходимости изучения и переосмысления принципов проектирования этих «универсальных» объектов с позиций современного гипердинамичного информационного этапа развития общества. Обобщение опыта строительства последних лет выявляет потребность разработки гибкой стратегии и приемов формирования и функционирования коммуникационных интерьеров как элемента организации образа жизни в общественном пространстве.

Состояние вопроса: В литературе, особенно западной, вопросам организации «публичных пространств» уделяется большое внимание и спектр литературных источников необозримо широк. Однако все эти источники отражают два основных направления. Первое — это теоретические исследования: общественные пространства в структуре города /К. Линч, А.В. Иконников, А.В. Бунин, А.Э. Гутнов, В.Л. Глазычев, И.Г. Лежава, М.В. Шубенков, Г.Е. Голубев/; средовой подход к их проектированию /Г.Б. Минервин, А.Э. Гутнов, В.А Нефедов, М. Коськов/; социальные аспекты /Ю.А. Шаронов, Р. Кальтенбрюннер, К. Линч, К. Александер/ и проблемы архитектуры общественных зданий /А.И. Урбах, А.Л. Гельфонд, И.Е. Рожин, В.В. Адамович/; определенные типы общественных зданий, комплексов и их интерьеров /Е.Б. Новикова, Б. Мейтленд, Р. Саксон, Д. Беннет, В.Б. Хорошилов/; многофункциональные комплексы /А.Л. Гельфонд, А.А. Гаврилина, Н.В. Максименко, Л. Р. Бачман/; «динамичные», сценарные и коммуникационные принципы архитектуры как таковой /Н.А. Сапрыкина, В.Т.

Шимко, М.В. Шубенков, Е.В. Микулина, А. Бранци, Дж. Хилднер, Я. Ритчи, К. Гриффин/; эмоционально-психологические и региональные особенности восприятия среды /Г.Б. Забельшанский, А.Г. Раппапорт, Ш.Д. Аскаров/.

Второе — подборки конкретных проектов в узких рамках образовательного, транспортного, торгового, развлекательного, офисного и других типов /К. Ричарде, Ф.А. Сервер, Дж. Мейерсон, Д. Беннет/ и в обзорах деятельности архитектурных персоналий или фирм /Р. Кулхас, У. Олсоп, Б. Тчуми/. При этом основное внимание уделяется архитектуре и объемно-планировочной структуре зданий и комплексов, а также отдельных интерьеров, общей стилистике и деталям, типологии конструктивных элементов.

За рамками внимания исследователей оказалась динамика связей предметно-пространственной организации средовых процессов и специфика композиционно-художественных и функционально-пространственных требований, предъявляемых к коммуникационным интерьерным пространствам как средоточию городской активности. Недостаточно и систематизированных разработок в сфере специального оборудования и комплексного оснащения таких пространств.

Вместе с тем, мировая и отечественная практика свидетельствует о становлении нового подхода к проектированию «публичных» интерьеров общественных зданий и комплексов городского значения с позиций доминирования социокультурной функции в процессе формирования структуры и образа интерьера. А поскольку такого рода функции чрезвычайно динамичны и связаны с информационной и коммуникационной насыщенностью среды, то это предопределяет специфику и строения, и эксплуатации «пространств-посредников». Именно уникальность, специфичность современной стадии развития многофункциональных интерьеров крупных общественных комплексов требует особого внимания и делает их особым объектом архитектурного изучения.

Данный подход принят за основу в настоящем исследовании.

Цель исследования: выявить специфику, факторы и закономерности формирования среды многофункциональных пространств общественных комплексов современного города с преобладающими медиативными и коммуникационными функциями; предложить подход к их проектированию.

Задачи исследования: анализ и обобщение опыта проектирования и строительства многофункциональных интерьерных пространств крупных общественных зданий и комплексов; выявление и описание медиативно-коммуникационного интерьерного пространства как специфической формы архитектурной среды; выявление тенденций и закономерностей их формирования и перспективного развития на базе оценки изменения технологии и образа жизни горожанина; выявление роли специального оборудования в формировании средовых интерьерных комплексов; а разработка концепции и принципов проектирования медиативно-коммуникационного интерьерного пространства.

Объект исследования:

Общественные многофункциональные интерьерные пространства городского значения с преобладанием информативной (медиативной) и транзитной функций, в связи с чем вводится понятие медиативно-коммуникационного интерьерного пространства (далее МКИП), рассматриваемого вне рамок типологического подхода к архитектурной среде. Эти средовые системы, будучи особой формой организации общественного пространства города, требуют комплексной профессиональной оценки, а их нерегламентированная жесткой типологией и фиксированным набором функций среда — новых принципов эффективной организации.

Предмет исследования: вопросы эволюции, структуры и организации наиболее динамичного сегмента комплексных общественных интерьеров: многофункциональных интерьерных пространств с преобладающей коммуникационной функцией, имеющих общегородское значение. При этом рассматриваются: принципы планировки, оборудования (предметного наполнения) и пространственной организации, динамика и особенности функционирования, основные элементы среды и их комбинаторика.

Границы исследования: для рассмотрения отобраны: характерные примеры современных МКИП разного ранга, типа, функционального состава, региона (для сопоставления взяты примеры из практики стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона), отобранные по критериям: а) значимость (близкая к общегородской); б) многофункциональность и динамичность эксплуатации; в) коммуникационно-информационная ориентированность; г) «интерьерность»; крупные общественные центры в крупных городах.

Содержание исследования: основные элементы, особенности структуры, планировки, оборудования (предметного наполнения) и пространственной организации медиативных интерьерных систем, принципы и особенности функционирования.

Методы исследования: обзор литературы: анализ данных Интернета и литературных источников по соответствующей проблематике; натурные обследования и фотофиксация исторических и современных медиативно-коммуникационных пространств (в Москве, Санкт-Петербурге, Берлине, Лейпциге, Милане, Флоренции, Венеции, Сеуле, Токио, Иокогаме, Киото, Ниигате); сравнительный анализ факторов влияния, особенностей и принципов формирования; сценарное моделирование ситуации.

Научная новизна работы: в работе впервые проводится комплексное рассмотрение граничных интерьерных пространств особого типа, играющих важную социокультурную роль в жизни крупного современного города; предлагается вариант систематизации, сравнения и осмысления параллельно отечественного, европейского и дальневосточного (корейского и японского) опыта пространственного формирования «универсальных» общественных пространств, а также истоков и традиций «пространственного кодирования» такой среды; исследование строится с точки зрения процессуальности эксплуатации — динамики деятельности, осуществляемой в интерьере; на примере МКИП предлагается и раскрывается новый принцип архитектурно-дизайнерского проектирования — стратегия сценарного моделирования средовых систем.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования разработанной стратегии сценарного моделирования в проектной практике и в учебном процессе архитектурно-дизайнерских специальностей направления «Архитектура».

Апробация работы прошла в форме докладов и выступлений автора на нескольких, в т.ч. международных, научных конференциях и семинарах. Разработки и результаты исследования использованы в материалах учебного спецкурса «Специальное оборудование интерьеров», читаемого студентам пятого курса на кафедре «Дизайн архитектурной среды» в Московском архитектурном институте (Государственной академии).

По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ общим объемом 3,5 п.л.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

1. Лазарева М.В. Новые образы общественных интерьеров. Статья в журнале «Архитектура и строительство России». - 2007, №3.- С. 2-12 (0,84 пл.)

2. Лазарева М.В. Стратегия «матрицы возможностей» для формирования многофункционального общественного интерьера. Статья в журнале «Архитекгон: известия вузов». - Екатеринбург: Изд-во УралГАХА, 2006-№16-archvuz.ru/magazine/Numbers/200604 (0,27 п.л.)

3. Лазарева М.В. Интеграция функциональных пространств в общественных торговых центрах Европы.: материалы научной конференции МАрхИ, тезисы докладов «Архитектурная наука и образование». - М.: Изд-во Архитектура-С, 2006. (0,07 п.л.)

4. Лазарева М.В. Коммуникационный интерьер в общественном пространстве: материалы шестой международной научной конференции

ИАС ТОГУ «Новые идеи нового века 2006». - Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2006. С. 225-234 (0,61 п.л.)

5. Лазарева М.В. Социальная роль интерьерных общественных пространств в современном городе : материалы пятой международной научной конференции ИАС ХГТУ «Новые идеи нового века». - Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2005. - С. 154-162 (0,63 п.л.)

6. Лазарева М.В. Коммуникационные пространства современных городских общественных интерьеров : материалы научной конференции МАрхИ, тезисы докладов «Архитектурная наука и образование». - М.: Изд-во Архитектура-С, 2005. (0,09 п.л.)

7. Лазарева М.В. Интерьер: пространство, мир вещей, текст.: материалы научной конференции МАрхИ, тезисы докладов «Архитектурная наука и образование». - М.: Изд-во Архитектура-С, 2004. - С.104 (0,06 п.л.)

8. Лазарева М.В., Ерошенко Н.М., Горстиова Е.И. Приспособление исторических зданий под малое театральное пространство : Интерьерная среда : материалы Третьей международной научной конференции ИАС ХГТУ «Новые идеи нового века». — Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2003. -С.115-117 (0,15 п.л.)

9. Lazareva Maria V., Shimko Vladimir Т. Communication Interior Spaces in the Modem Megalopolis Environment in Countries of Europe and APR: The Tenth Inter-University Seminar on Asian Megacities Proceedings «The Citizens and City». - Khabarovsk: Published by PNU, 2005. - PP. 163-171 (0,65 п.л.)

10 .Lazareva M., Shimko V. Interior Space, World of Things, Text: The Forth

International Scientific Conference Proceedings of the IACE KSUT «The New Ideas of the New Century». - Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2004. - С. 82-86 (0,13 пл.)

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Лазарева, Мария Владимировна

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

1. Обобщение отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства многофункциональных общественных интерьеров позволил выявить две принципиальные группы таких пространств: «целевые» и «медиативно-коммуникационные», требующие различного подхода к средовой организации. Детальное изучение медиативно-коммуникационных интерьерных пространств позволило зафиксировать их как особую форму общественной среды, имеющую исторические прототипы, свои закономерности пространственной организации, зафиксированные как «архетипы», и собственные принципы, средства и приемы формирования.

2. Медиативно-коммуникационные интерьерные пространства (МКИП)— это вид интегрированной пешеходной общественной системы, включающий транзитные, рекреационные, сервисные и социокультурные функции и обеспечивающий связь здания, комплекса или транспортной системы с открытыми пространствами города. Они являются специфической формой архитектурной среды, которая находится в постоянном изменении, вызываемом открытостью и сложностью их строения и динамикой протекающих здесь процессов.

В то же время роль МКИП в среде города требует их узнаваемости, идентификации горожанами в картине «образа города». Такая двойственность предопределяет принципы формирования среды МКИП.

3. Обобщение тенденций и закономерностей формирования МКИП велось в двух направлениях. Первое — изучение и обобщение актуальных творческих концепций мастеров нового и новейшего времени. Второе — оценка изменений технологий образа жизни горожанина, его потребностей, стереотипов поведенческих моделей и свобод; характеристик проявления «общественности» пространства и новых образов, связанных с развитием информационных технологий, форм интерактивности и других средств •взаимодействия человека со своим окружением.

Оба позволяют говорить о путях возникновения интегрированной архитектурной среды нового типа, возникающей как реакция архитектуры на изменения форм активности и средств оснащения деятельности человека.

Интеграция разнообразных социальных и индивидуальных форм самореализации человека в пространстве МКИП, «городских» и «интерьерных» качеств этой среды, взаимодействие архитектурных и дизайнерских средств формирования «структуры», «ткани» и «плазмы», нестабильность среды — основные черты комплексов нового типа.

Изменчивость, адаптивность, многосценарность — одно из ведущих качеств среды МКИП. Причем сценарии, которые станут актуальными уже в ближайшее время, могут даже не «прочитываться» и не закладываться в проект.

Прогнозирование изменений образа жизни и создание архитектурной среды, способной легко к ним адаптироваться, становится одной из составных проектного процесса. Для этого нужна разработка специальных проектных методик как средства сохранения актуальности и долговечности такого рода объектов, обеспечивающих многоплановость форм реализации проекта и дающих свободу выбора как творцу, так и «пользователю» интерьера.

4. Динамичная среда МКИП не может быть реализована только средствами архитектуры. Большую роль здесь приобретает специальное оборудование интерьера, как постоянное, так и сменное, временное и трансформируемое. Возможности мобильного оборудования позволяют реализовывать в интерьере МКИП разнообразные сценарии, а их легкость и относительная автономность делает возможной быструю смену такого оборудования как с целью изменения образа среды, так и ее эксплуатационных качеств.

В частности, современное световое оборудование позволяет кардинально изменять облик интерьера, как для проведения краткосрочных мероприятий, так и для выявления сезонности и других долгосрочных сценариев. Осуществляя, наряду с информационными системами, одну из важнейших функций транзитного пространства — функцию ориентации.

5. Комплексность подхода к формированию МКИП находит отражение в положениях стратегии «матрицы возможностей» — системы прогнозов и решений, формирующих сложную эмоционально-эстетическую «ауру» динамичной незавершенной открытой средовой системы, возникающей как синтез статичной «формы-образа» и динамичного «состояния-образа».

Общий результат исследования говорит о том, что в проектной культуре появляется и получает распространение особый подход к пониманию среды — с позиций образа жизни человека, изменчивого по своей сути. Новые образные характеристики, отвечающие такому видению ситуации, требуют расширения средств их материально-художественного воплощения. При проектировании динамичных многофункциональных интегральных систем возникает новый тип синтеза искусств, где архитектура, дизайн, инженерно-техническое творчество, изобразительное искусство, музыка, режиссура и сценография, переплетаясь, формируют новое состояние среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках МКИП синтез предметных (оборудование), пространственных (архитектура) и режиссерских (действие и динамичное восприятие) решений формирует уникальную, эмоционально подвижную и комфортную среду повседневного общественного пространства. Создание подобной среды требует применения таких приемов и средств, которые могут видоизменяться, перестраиваться, давать разнообразные сочетания компонентов в процессе проектирования и эксплуатации.

При этом гибкая планировочная структура и система технологических и композиционных решений должны позволять пространству полностью адаптироваться к изменениям образа жизни, новым сценариям и формам проявления городской культуры, требованиям социальной и экономической эффективности.

Подобный взгляд на процесс проектирования позволяет формировать среду МКИП как динамичный объект синтетического характера - своего рода новый тип синтеза искусств.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Лазарева, Мария Владимировна, 2007 год

1. Архитектура: Архитектура 1990-х годов : Проблемы и концепции / под ред. А.В. Иконникова. М.: РААСН, 1995. - труды. 1 т.

2. Архитектура и эмоциональный мир человека./ Г.Б. Забельшанский, Г.Б. Минервин, А.Г. Раппапорт. М.: Стройиздат, 1985. - 208 с.

3. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений/ В.В. Адамович, Б.Г. Бархин, В.А. Варежкин и др.; под общ. ред. И.Е. Рожина, А.И. Урбаха. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Стройиздат, 1984. - 543 с.: ил.

4. Аскаров Ш.Д. Регион пространство - город / Ш.Д. Аскаров.- М.: Стройиздат, 1988. - 200 с.: ил.

5. Беддингтон Н. Строительство торговых центров. Пер. с англ. ред. И. Федосеева. М., Стойиздат, 1986

6. Беннет Д. Метро: история подземных железных дорог / Д. Беннет; пер. с англ. М.: ООО «Магма», 2005. - 176 с.: ил.

7. Бофилль Р. Пространства для жизни. / Рикардо Бофилпь. М., Стройиздат, 1993.

8. Бранци А. Вещи и дома // Domus.-1989. №2. С.17-24.

9. Бродский В.Е. Японское классическое искусство: очерки / В.Е. Бродский. М.: Искусство, 1969

10. Бунин А.В. Архитектура городских ансамблей : Ренессанс / А.В. Бунин, М.Г. Круглова; под ред. А.Г. Габричевского. М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1935.-231 с.: ил.

11. Васильева И.П. Принципы формирования комплексов торгово-бытового обслуживания в подземных зонах Диссертация на соиск. учен. степ. канд. архитектуры - М., 1976 - МАРХИ

12. Вопросы теории архитектуры. Архитектурно-теоретическая мысль нового и новейшего времени: сб. науч. тр. РААСН, НИИТАГ; под ред. И. А. Азизян М.: URSS, 2006 - 380 с.: ил.

13. Габричевский А.Г. Вопросы теории архитектурной композиции / А.Г. Габричевский. М.: Госстройиздат, 1958. -155 е., ил.

14. Гельфонд А.Л. Деловой центр как новый тип общественных зданий: монография/А.Л. Гельфонд; М-во образования РФ., Нижегородский гос. архитектурно-строительный ун-т. Н. Новгород.: НГАСУ, 2002. -129 с.: ил.

15. Гпазычев ВЛ. Культурный потенциал городской среды: Автореф.дис. на соиск. учен, степени док искусствоведения. М., 1991.-43 с.

16. Голубев Г.Е. Подземная урбанистика: (Градостроительные особенности развития систем подземных сооружений) / Г.Е. Голубев.- М.: Стройиздат, 1979.-231 с.: ил.

17. Григорьева Т. П. Красотой Японии рожденный / Т. Григорьева. М.: Искусство, 1993.-460 с.: ил.

18. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства / А.Э. Гутнов. М.: Стройиздат, 1984

19. Гутнов А. Мир архитектуры.: Лицо города./ А. Гутнов, В. Глазычев.- М., Молодая гвардия, 1990

20. Гутнов А.Э. Будущее города. / А.Э.Гугнов, И.ПЛежава М.: Стройиздат, 1977.-126 е., ил.

21. Давыдов АЛ. Системный подход в социологии : Законы социальных систем / А.А. Давыдов. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.

22. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др.; под общ. ред. Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко М.: «Архитекгура-С», 2004. - 288 с.: ил.

23. Зейтун Ж. Организация внутренней структуры проектируемых архитектурных систем : пер. с франц. / Жан Зейтун. М.: Стройиздат, 1984. -160 с.

24. Иконников А.В. Архитектура города: Эстетические проблемы композиции/А.В.Иконников.-М.: Стройиздат, 1972.-215 с.: ил.

25. Иконников А.В. Архитектура: рубеж веков и выбор пути. // Архитектура и строительство Москвы 2001, N2 2-3 / так же в эл. версии: http://asm.rusk.rn/01/asm2-3/asm24.htm

26. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры / А.В.Иконников.- М.: Искусство, 1985. 175 с.: ил.

27. Иллюстрированная история мирового театра/ Под ред. Дж. Рассела Брауна. Перевод с англ.- М.: БММ АО, 1999,- 582 е.: ил.

28. Каламыкова В.Н. Новые общественные комплексы Парижа./ В.Н. Каламыкова // в сборнике: Некоторые проблемы современной архитектуры. М., 1985

29. Кириков Б.М. Невский проспект: Архитектурный путеводитель / Б.М.Кириков, Л.А.Кирикова, О.В.Петрова.- М.: ЗАО Центрополиграф, 2004. 387 с.

30. Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России / Е.И. Кириченко. М.: Искусство, 1986. - 344 с.: ил.

31. Кириченко Е.И. Михаил Быковский / Е.И. Кириченко. М.: Стройиздат, 1988. - 256 с.: ил.

32. Коробьина И. Преобразование объектов культуры. // Архитектура СССР.-1989, №7

33. Костенко А.Я. Средства информации в архитектуре / А.Я. Костенко. Киев : Будвельник, 1984. - 111 с.

34. Коськов М. Предметное творчество : учебно-методическое пособие : 4.1,11,111,1V / М. Коськов. СПб.: Икар, 1998.

35. Лапина Е.Б. Пассаж./ Е.Б. Лапина // в сборнике: Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: Исследования и материалы. Вып. 5-СПб.: Белое и Черное, 2000,- 320 е.: ил. С.169-179

36. Лежава И.Г. Функция и структура формы в архитектуре: Дис. на соиск. учен, степени док. архитектуры. М., 1987

37. Линч К. Образ города / Кевин Линч; перевод с англ. В.Л. Глазычева; сост. А.В. Иконников; под ред. А.В. Иконникова. М.: Стройиздат, 1982. - 328 с.: ил. - Перевод изд.: The Image of the City / Kevin Linch. -The MIT Press.

38. Лучкова M.E. Медиативные пространства города (на примере генеральных планов Петербурга XVIII века) (на правах рукописи). Магистерская диссертация / ЕУСПб, СПб, 2005.

39. Матвеенко А.И. Многоуровневые общественно-торговые центры-Диссертация на соиск. учен. степ. канд. архитектуры.- М., 1971-МАРХИ

40. Мейтленд Б. Пешеходные торгово общественные пространства / Б. Мейтленд; перевод с англ. А.Р. Анисимова. - М.: Стойиздат, 1989. - 159 е.- Перевод, изд.: Shopping malls: planning and design / В. Maitland. - Construction Press, 1985.

41. Микулина E.B. Сценография и развитие европейского садово-паркового искусства Нового времени: Диссертация на соиск. учен, степ. канд. архитектуры.- М., 2001.- МАрхИ

42. Московское метро: 1935 2005./ Под общ. ред. Кусого И.А.- М.: «Вокруг Света», 2005.- 96 е.: ил.

43. Муратов ПЛ. Образы Италии: в 3-х т. Т1: Венеция. Путь к Флоренции. Флоренция. Города Тосканы./ П.П. Муратов СПб.: Азбука-классика, 2005. - 384 с.

44. Нахупришвили О.Н. Архитектурно-планировочные решения общественных комплексов в связи с организацией движения пешеходов.-Диссертация на соиск. учен. степ. канд. архитектуры-М., 1970.- МАРХИ

45. Нефёдов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды / В.А. Нефёдов. СПб.: 2002. - 295 с.: ил.

46. Николаева Н.С. Япония Европа : Диалог в искусстве : Середина XVI - начало XX века / Н.С.Николаева. - М.: Искусство, 1996.

47. Новикова Е.Б. Интерьер общественных зданий : Художественные проблемы / Е.Б.Новикова. М.: Стройиздат, 1991.

48. Объединенные общественно-транспортные комплексы / Н.В. Максименко. М.: ЦНТИ по гражд. строительству и архитектуре, 1967.-80 с.: ил.

49. Памятники архитектуры Москвы. Белый город.-М.: Искусство, 1989

50. Полуприватное и полуобщественное пространство.//Арх. и стр-во России. 1997, № 1, с. 11-16.

51. Прокофьева И.А. Пассаж как новый тип общественно-торгового сооружения Москвы XIX начала XX вв.-Диссертация на соиск. учен. степ. канд. архитектуры - М., 1999 - МАРХИ

52. РазмадзеА.С. Торговые ряды на Красной площади в Москве./ А.С Размадзе Киев: изд. С.В. Кульженко, 1893.- 64 е.: ил.

53. Ревзин Г. И. Очерки по философии архитектурной формы / Г.И.Ревзин.-М.: ОГИ, 2002.

54. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства : Рабовладельческий и феодальный периоды / Т.Ф. Саваренская. М. : Стройиздат, 1984. - 376 с.: ил.

55. Саксон Р. Атриумные здания / Р. Саксон; перевод с англ. Раппапорта; под ред. В.Л. Хайта М.: Стройиздат, 1987. - 138с.-Перевод изд.: Atrium buildings / R. Saxon. - The Architectural Press. -London, 1983.

56. Сапрыкина H. А. Архитектурная форма: статика и динамика / Н.А. Сапрыкина. -М.: Архитектура-С, 2004. 403 с.: ил.

57. Санкт-Петербург: Архитектурный путеводитель. 1703-2003/ Л.П. Лавров, Л.Н. Лихачева. СПб.: Туристический и Культурный Центр ЭКЛЕКТИКА, 2002. - 208 с.: ил.

58. Семиотика и язык архитектуры / Под общ. ред. Е.И. Российской ; сб. науч. тр. ВНИИТАГ. М., 1991.-181 с.

59. Словарь философских терминов / Под ред. В.Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2004. - 731 с.

60. Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова. М.; Лондон и др.: ПАНПРИНТ, 1998.

61. Субботин ММ Гипертекст. Новая форма письменной коммуникации.// М.:ВИНИТИ, Итоги Науки и Техники, серия "Иноформатика", т. 18,1994

62. Теория композиции как поэтика архитектуры / И. А. Азизян, И. А. Добрицына, Г. С. Лебедева; НИИТАГ, РААСН.- М.: Прогресс-традиция, 2002-476 е.: ил.

63. Урбах А.И. Архитектура городских пешеходных пространств./ А.И.Урбах, М.Т. Лин М., Стройиздат, 1990

64. Урбах А.И., Хорошилов В.Б. Новые тенденции в архитектуре общественных центров. Обзорная информация. ВНИИТАГ, 1990, вып.4

65. Харитонова З.В. Пешеходные улицы в исторически сложившейся среде крупного города.-Диссертация на соиск. учен. степ. канд. архитектуры,- М., 1988 МАРХИ

66. Хорошилов В.Б. Принципы организации архитектурной среды общественно-торговых центров городского значения.- Диссертация на соиск. учен. степ. канд. архитектуры М., 1990.- МАРХИ

67. Цырдя Ф.Н. Информатизация, познание, социальное управление : Философские очерки / Ф.Н. Цырдя. Кишинев : ШТИИНЦА, 1992. -184с.

68. Чубарев Ф.Е. Организация внутреннего пространства зданий : Монография /Ф.Е. Чубарев. Киев, 1989.

69. Шаронов Ю.А. Развитие архитектуры общественных зданий// РААСН. Труды. Т1: Архитектура 1990-х: проблемы и концепции. Под ред. Иконникова А. В. М., 1995. С. 65-96.

70. Шимко В.Т. Альтернативные принципы формирования городской среды (предпосылки и перспективы) // Известия вузов. Строительство. М., 1997, № 7, с. 107-112

71. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды / В.Т. Шимко М.: Архитектура-С, 2006.- 384 е.: ил.

72. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование : Основы теории / В.Т. Шимко ; МАРХИ. М.: СПЦ принт, 2003. - 297 с.: ил.

73. Шмидт О.Р. Формирование комплексов учреждений культуры на основе исторической застройки Москвы. Диссертация на соиск. учен. степ. канд. архитектуры - М., 1980

74. Шубенков М.В. Структурные закономерности архитектурного формообразования / М.В. Шубенков М.: Архитектура-С, 2006.- 320 е.: ил.

75. Щипаное А.С. Роль освещения в архитектуре интерьеров. (Московское метро.) Диссертация на соиск. учен. степ. канд. архитектуры-М., 1951.

76. Эстетические ценности предметно пространственной среды / Под ред. А.В.Иконникова.- М.: Стройиздат, 1990.

77. Экономический словарь / Под ред. А.И. Архипова М.: Проспект, 2004. - 624 с.

78. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

79. МГСН 4.04-94. Многофункциональные здания и комплексы. Утв. правит. Москвы 23.12.94-60с.

80. ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ31. 2000: Interior Architecture Annual/ Interior architecture contractors committee.- Seoul: anc Publishing Group, 2000 -199 p., ill ISBN 897212-007-3 - Ежегодник лучших интерьеров, реализованных в 2000 году в Ю. Корее

81. Alexander, С. A New Theory of Urban Design / Christopher Alexander. -New-York : Oxford, 1987.-251 p., ill.

82. Alexander, C. A Pattern Language: Towns. Buildings. Construction / Christopher Alexander.- New-York: Oxford University Press, 19771171 p., ill.

83. Alsop W. The World Architect Series / Alsop & Stomer Architects & Associates II Contemporary Architecture. -1999. N11. Vol.28. PP. 15-86. ISSN 1228-1263.- Интервью, проекты и реализованные объекты У. Олсопа

84. Architectural Guide to Seoul / Korean Institute of Architects Seoul: BAL-EON Publishing Company, 1995.-427 p.; ill - ISBN 89-7763-511-X-94610 - архитектурный гид по Сеулу

85. Atrium: Human and Urban Space / Texts and photos by Hiroshi Ikesawa- Tokyo, 1986.-158 p., ill. PROCESS : Architecture, N69. -Атриум: пространство для человека и для города

86. Barreneche R. LOT/EC reinvents the flexible art gallery at the Bohen Foundation, with a mobile kit of parts / Raul A. Barreneche II Architecture Record. 2003. # 9. PP. 130-135 Проект мобильной арт-галереи

87. Benthem Crouwel NACO. Architettura intermodale / Schipol Plaza, Amsterdam (1995) // I'Arca Plus 22. Stazioni = Railway Stations PP. 5863.- Вокзал в Амстердаме

88. Blaser, W. Atrium: Lichthofe seit funf Jahrtausenden I Werner Blasser; Miteiner Einf. von Johannes Spalt. Basel.: Wept, Cop., 1985. - 208 p. ISBN 3-85977-0802. - Ариумы: история и примеры

89. BranziA. Citizen Office Ideen und Notizen zu einer neuen Biirowelt / Branzi Andrea, Lucci Michele De, Sottsass Ettore. - Vitra Design Museum. Steidl, Gottingen, 1994. -125 p. ISBN 3-88243-268-3.-Офис для человека

90. Brensing С. Sity varieties./ Christian Brensing // The Architectural Review-2003. #1279. PP. 76-79 Городская ратуша и культурный центр в Остфилдерне

91. Building Design Partnership : BDP : Selected and Current Works / The

92. Monograph Series. / edited by Stephen Dobney. Mulgrave: Images Publishing, 1998. - 80 p.; ill. - ISBN 1-8647004-5-9. - Подборка проектов арх. бюро «BDP»

93. Building Type Basics for Transit Fasciites/ by Kenneth Griffin.- New Jersey: John Wiley & Sons Inc.; Hoboken, 2004. 365 p.- ISBN 0-47127339-2,- Коммуникационные принципы организации зданий

94. Casati С. Architettura е media = Architecture and Media./ Cezare Maria Casati // I'Arca. 2000. #145. PP. 1.- Архитектура и медиа-культура

95. Casati С. II movimento e I'architettura = Movement and Architecture./ Cezare Maria Casati // I'Arca. -2000. #145. PP. 2-3.-Движение и архитектура

96. Commercial Space: Shopping Malls / Francisco Asensio Cerver-RotoVision SA. p.163.- ISBN 2-88046-249-5.- Подборка проектов коммерческих интерьеров: торговых молов

97. Frank Lloyd Wright and the Art of Japan. / J. Meech. N.Y.: Japan Society & Harry N. Abrams, Inc., Publishers, 2001. 304 p.; ill - ISBN 08109-4563-0. - Ф.Л.Райт и искусство Японии

98. Giordano М. Suggestioni gotiche = Eole Line in Paris / Michaele Bazan Giordano // I'Arca.- 2000. #145. PP. 54-63.- Новые станции метро в Париже: комплексное решение с ж/д вокзалами

99. GubitosiA. Significante а 360° = Dortmund Central Station./Alessandro Gubitosi // I'Arca.-2000. #145. PP.12-19.- Проектж/д вокзала в Дортмунде

100. HoytC. Focuson: Creating Communities.//Architectural record, 1996, #6, p. 102-103. Примеры зданий общественных центров: внимание к системе обслуживания

101. Intelligent Spaces: Architecture for the information age. / Otto Riewoldt; co-ordinating resercher: Jennifer Hudson.- Caiman and King Ltd., 1997. 240 p.; ill.- ISBN 1-85669-097-0.- «Умные» пространства: архитектура дпя информационной эпохи

102. New Public Architecture / Jeremy Myerson; co-ordinating resercher: Jennifer Hudson. London : Laurence King Publishing, Caiman and King Ltd., 1996. 227 p.; ill. - ISBN 1-85669-083-0. - Подборка проектов общественных зданий и их интерьеров

103. Nicolin P. Cos'e questo, I'architettura = What Is This, Architecture./ Pierluigi Nicolin // Lotus international Architectural Review. 2003. #115. PP. 30-35.- Что есть современная архитектура

104. Nishi Kazuo, Hozumi K. What is Japanese architecture?- Tokyo, 1996 -«Что такое японская архитектура?»

105. ОМА/АМО Rem Coolhaas, Herzog & De Meron. Prada: Works in Progress: Stores, Offices, Factories.- New York; Los Angeles; San Francisco; Tokyo; Milan: Terranuova, 2001,.- ISBN 88-87029-18-0 -Проекты ОМА для бутиков «Prada» в США, Японии и Италии.

106. Paganelli С. Infrastrutture е sviluppo urbano = Infrastructures and Urban Development./ Carlo Paganelli II I'Arca Plus 22. Stazioni = Railway Stations PP. 1-3.- Инфраструктура и развитие города (метро)

107. Palazzo Vecchio: Art Historical Guide to the Palace / by Alessandro Cecchi.- Firenze: Scala, 1989.- 128 p.; ill.- ISBN 88-8117-253-4. -Палаццо Веккио

108. Passages couverts parisiens/ J.-C. Delorme, A.-M. Dubois. Parigramme, Paris, 1996.-192 p., ill.- ISBN 2-84096-264-0 Парижские пассажи

109. PisaniM. Nuove stazioni per Roma = A Line Extention./ Mario Pisani // I'Arca.- 2000. #145. PP. 76-81.- Метро в Риме: дизайн для транзита

110. Retail & Restaurant spaces: An International Portfolio of 41 Designers./ Kristen Richards. Gloucester, Massachusetts: Rockport Publishers Inc., 2002. - 191 p.; ill.- Подборка торговых и ресторанных интерьеров

111. Ritchie, I. (Well) Connected Architecture / Ian Ritchie. Academy editions. Ernst&Sohn. Academy Group Ltd., 1994. - 96 p.; ill. -Архитектура-посредник

112. ROAM: Reader on the Aesthetics of mobility/ Edited by Anthony Hoete. London; New York : Black Dog Publishing Ltd., 2003. p.336; ill.- ISBN 1-901033-58-9 - Эстетика мобильности в архитектуре

113. RTKL: Selected and Current Works / The Master Architect Series II. / edited by Patricia Sellar. Mulgrave: Images Publishing, 1996. - 256 p.; ill. - ISBN 1-8754-9853-2.- Подборка проектов арх. бюро «RTKL»

114. Seoul High-Speed Rail Station // Contemporary Architecture. 2004. N4. Vol.54. PP. 142-171. ISSN 1228-1263.- Вокзал в Сеуле

115. Stewart D. The Making of a Modern Japanese Architecture / David B. Stewart. Tokyo; New York: Kodansha intern., 1987.- 304 p., ill. - ISBN 0-87011-844-7- Современная Японская архитектура

116. Tamino M. Nuovi servizi urbani = Roma Termini, Rome (1999)./ Marco Tamino // I'Arca Plus 22 : Stazioni = Railway Stations PP. 4-11 .Вокзал в Риме: интерьер, разработка информационных систем

117. Tchumi, В. Event-Cities 3: Concept vs. Context vs. Content./ Bernard Tchumi.- Cambridge: The MIT Press, 2005.- p. 640; ill.- ISBN: 0262701103.

118. Tchumi, B. The State of Architecture at the Beginning of the 21 st Century./ Bernard Tchumi.- New York: Monacelli, 2003.-p.144; ill.

119. The World of Contemporary Architecture : The Atlas of Modern Architecture./ Francisco Asensio Cerver. -Tandem Verlag GmbH : Konemann, 2005. p.1000; ill. - ISBN 3-8331-1767-2.- Подборка проектов современной архитектуры

120. The Yokohama Project. / Albert Ferre, Tomoko Sakamoto. Actar: Barcelona, 2002. - 320 p.; ill. - ISBN 84-95951-18-5,- Проект Международного морского вокзала в Иокогаме: конкурс, стадии проектирования, авторская концепция, интерьеры и оборудование

121. Yongsan High-Speed Rail Station // Contemporary Architecture.- 2004. #4. Vol.54. PP.74-105. ISSN 1228-1263.- Вокзал в Ионгсане (Корея)

122. Venturi R. Choosing richness / Robert Venturi, Denise Scott Brown. // Domus.- 1993. # 747.- Авторская концепция архитектуры Роберта Вентури

123. Vitta М. Underground design./ Maurizio Vitta // I'Arca. -2000. #145. PP. 2-3. PP. 82-85. Дизайн для «подземки»

124. Writing spaces: discourses of architecture, urbanism and the built environment 1960 2000 / C.Greig Crysler. New York; London: Routledge, 2003. 241 p.; ill. - ISBN: 0-415-27492-34. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

125. Гасов В.М., Цыганенко AM Методы и средства подготовки электронных изданий М.: МГУП, 2001 Электронный ресурс.- Режим доступа: http://ardis.hi-edu.nj/x-books/xbook081/01/index.html7part-014.htm

126. Лаукс Г. Open System Город как процесс = Open System - Die Stadt als Prozess / Gunther Laux Электронный ресурс. // Wolkenkuckucksheim

127. Cloud-Cuckoo-Land Vozdushnyi zamok. Международный журнал по теории архитектуры. ISSN 1430-8363.-2003, #1. - Режим доступа : http://www.cloud-cuckoo.net

128. Лошаков П. И. Пульсирующая архитектурная среда. Философия и форма Электронный ресурс. // Wolkenkuckucksheim Cloud-Cuckoo-Land - Vozdushnyi zamok -1997, #2. - Режим доступа : http://www.cloud-cuckoo.net

129. Пригге В. О конструкции атмосфер Электронный ресурс. // Wolkenkuckucksheim Cloud-Cuckoo-Land - Vozdushnyi zamok. -2004, #2. - Режим доступа : http://www.cloud-cuckoo.net

130. Ремизова Е. Архитектура как театр или театр "классической" архитектуры Рикардо Бофилла / Елена Ремизова Электронный ресурс. // Wolkenkuckucksheim Cloud-Cuckoo-Land - Vozdushnyi zamok. -1997, #2. - Режим доступа : http://www.cloud-cuckoo.net

131. Руденко-Моргун О. И. Мультимедиа учебник Электронный ресурс. -Режим доступа: http://penza.fio.ru/vio/02/cdsite/Articles/Art116.htm

132. Crosbie М. Architectural Performances? / Michael J.Crosbie Электронный ресурс.//Architecture Week. November 2003, No. 170.05. Режим доступа: www.architectureweek.com- Архитектура как игра, шоу

133. HildnerJ. Architecture is the Stageset for The Drama of Life Электронный ресурс./ Jef7ry Hildner // The University of Texas at

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.