Совершенствование концертмейстерской подготовки учителя: Теорет. и метод. аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Науказ, Дина Александровна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 142
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Науказ, Дина Александровна
Введение.3
Гл.1. Теоретические и методологические основы формирования концертмейстерских умений и навыков.12
1. Проблема умений и навыков в современной психологии и педагогике .12
2. Проблемы концертмейстерского мастерства в трудах музыковедов и педагогов-музыкантов.20
3. Методика формирования концертмейстерских умений и навыков в учебном процессе на музыкально-педагогическом факультете.39
Гл. II. Экспериментальное исследование методики формирования концертмейстерских умений и навыков.70
1. Педагогические наблюдения за процессом обучения.71
2. Педагогические собеседования и анкетирование.99
3. Обучающий (формирующий) эксперимент.115
Выводы.125 "
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Полифункциональная подготовка будущих учителей музыки: на материале работы в концертмейстерском классе2009 год, кандидат педагогических наук Печерская, Александра Борисовна
Педагогические условия профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ к концертмейстерской работе в музыкальном театре2002 год, кандидат педагогических наук Мирлас, Юлия Геннадьевна
Формирование художественных критериев исполнительского мастерства пианиста в концертмейстерском классе: На примере камерно-вокального творчества русских композиторов XIX века1999 год, кандидат искусствоведения Горошко, Надежда Николаевна
Формирование профессионального мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений2010 год, кандидат педагогических наук Герасимова, Татьяна Николаевна
Развитие исполнительской активности учителя музыки в процессе концертмейстерской подготовки2009 год, кандидат педагогических наук Попова, Елена Митрофановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Совершенствование концертмейстерской подготовки учителя: Теорет. и метод. аспекты»
Последние годы характеризуются серьёзными общественно-политическими и социокультурными переменами в жизни России. Эти перемены, отразившиеся практически на всех сторонах жизни страны, вызывают необходимость совершенствования содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы в педагогических ВУЗах. Во многом меняются в наше время и требования, предъявляемые к профессиональной подготовке учителя музыки общеобразовательной школы.
Практика показывает, что повышение уровня профессиональной подготовки учителей музыки непосредственно связано с улучшением учебно-воспитательной работы в концертмейстерских классах. Известно, что структура учебного процесса в концертмейстерском классе музыкального факультета педагогического ВУЗа отражает фактически все виды и стороны повседневной деятельности школьного учителя музыки. В этой связи необходимо поднять уровень преподавания данной музыкальной дисциплины,
V/ и •• активизировать интерес к ней со стороны учащейся молодежи, развить способность студентов к самосовершенствованию, заинтересовать их в будущей профессиональной деятельности, используя для этой цели оптимальные формы и методы обучения концертмейстерскому мастерству.
Основной задачей педагога в процессе концертмейстерской подготовки студентов музыкальных факультетов является формирование и развитие умений и навыков, необходимых в общеобразовательной школе; в этом специфическое отличие данной дисциплины от аналогичной дисциплины, изучаемой в консерваториях и специальных музыкальных училищах. Процесс профессиональной подготовки будущего учителя музыки включает в себя: умение аккомпанировать солистам (детям и подросткам), школьным хорам и ансамблям; формирование комплекса умений и навыков, связанных с чтением музыки с листа, транспонированием, подбором по слуху, исполнением школьной песни под собственный аккомпанемент и др. Подобное многообразие задач предполагает всестороннее совершенствование теории и методики преподавания в концертмейстерском классе в современных педагогических учебных заведениях.
Следует отметить, что несмотря на всю актуальность и значимость проблемы совершенствования концертмейстерских умений и навыков в процессе обучения она не становилась до сих пор предметом специального научно-педагогического (теоретического и методологического) исследования. В специальной литературе освещались лишь отдельные вопросы, связанные с чтением музыки с листа (H.A. Крючков, М.А. Смирнов, В.В. Подольская), транспонированием и подбором по слуху (H.A. Крючков, О.В. Рафалович, Т.И. Карнаухова). Некоторые аспекты данной проблематики рассматривались в диссертации И.Н. Одиноковой, посвященной процессу обучения сочинению аккомпанемента к школьной песне в классе гармонии. Вопрос об использовании тех или иных приёмов и способов упрощения фортепианной фактуры нашёл своё отражение в работе Е.М. Шендеровича, однако, автор коснулся в данной связи лишь узкого круга материалов (оперные клавиры). Кроме этого, Е.М. Шендерович не затронул в своём труде собственно методики формирования у учащихся этого важнейшего концертмейстерского умения.
Наиболее полно проблема концертмейстерской подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов освещена в диссертации В.И. Пустовит. Однако, и здесь нельзя не заметить определённых ограничений: В.И. Пустовит интересуют, прежде всего, методы работы над школьно-песенным репертуаром; что касается камерно-вокального и оперного репертуара, то он фактически остался вне рамок вышеназванной диссертации.
Сказанное свидетельствует о серьёзных пробелах в теории и методике концертмейстерской подготовки студентов педагогических ВУЗов, об отсутствии чётко структурированной системы такой подготовки, - системы, включающей в себя как содержание и формы, так и приёмы (способы) соответствующей учебной деятельности. Отсюда - актуальность настоящего исследования.
Цель исследования - разработка и научно-педагогическое обоснование теории и методики обучения концертмейстерским знаниям, умениям и навыкам на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов; иными словами, оптимизация учебного процесса в соответствующей сфере деятельности.
Объектом исследования явился процесс учебной работы (содержание, формы, методы) в концертмейстерском классе музыкального факультета педагогического ВУЗа.
Предмет исследования - комплекс специальных концертмейстерских знаний, умений и навыков, а также условия их формирования в ходе профессиональной подготовки учителя музыки.
В диссертации были поставлены следующие задачи:
1. Дать системный анализ существующей практики преподавания учебной дисциплины, именуемой в учебном плане музыкальных факультетов как "Концертмейстерский класс". Осветить реальное состояние дел с формированием у студенческой молодёжи соответствующего круга профессиональных знаний, умений и навыков.
2. Выявить как позитивные моменты, так и недочёты, пробелы, "узкие места" в преподавании указанной выше учебной дисциплины.
3. Определить первоочередные пути повышения эффективности преподавания дисциплины "Концертмейстерский класс".
4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить в этом контексте пути и способы (методы) учебной работы, соответствующей требованиям времени, способной повысить профессиональную квалификацию будущих учителей музыки в школе.
5. Предложить педагогам-практикам, работающим на музыкальных факультетах (отделениях) педагогических учебных заведений, конкретные рекомендации, направленные на повышение качества преподавания учебной дисциплины "Концертмейстерский класс".
Гипотеза исследования. Эффективность овладения студентами музыкальных факультетов комплексом профессионально-ориентированных концертмейстерских знаний, умений и навыков существенно повысится при условии, что:
- обучение в концертмейстерском классе будет исходить из специфики профессиональной деятельности учителя музыки в школе, во многом отличающейся от деятельности концертмейстера в различных видах и "жанрах" музыкально-исполнительского искусства (аккомпанемент солисту и др.); соответственно, содержание работы и технологический инструментарий, используемый в концертмейстерском классе, должен отвечать практическим задачам, возникающим в деятельности учителя;
- приобщение студентов ко всем "составляющим" комплекса концертмейстерского мастерства будет основано на трёхступенчатой структуре, разработанной в настоящем исследовании и предусматривающей поэтапное и последовательное усложнение учебных заданий во всех основных областях данного вида деятельности (чтение музыки с листа, аккомпанемент, транспонирование и др.);
- основным методологическим ориентиром в работе со студентами станет упрощение нотного текста (фактуры) музыкального произведения без нанесения сколько-нибудь существенного урона его семантике и художественной форме.
Методологическим фундаментом исследования послужили основные теоретические концепции в области дидактики и педагогической психологии, связанные с проблемой формирования профессиональных умений и навыков. Принципиально важное значение для настоящей диссертации имели труды отечественных педагогов и психологов, раскрывающие творческие и репродуктивные аспекты формирования умений и навыков (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, А.Е. Дмитриев, А. А. Степанов и др.). Автором диссертации использовались работы, содержащие анализ принципиально-важных особенностей развития самостоятельности учащихся в ходе занятий (Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, И.Т.Огородников и др.). Существенную роль в исследовании механизмов формирования профессионально-ориентированных умений и навыков сыграли постулаты видных российских психологов (C.JI. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Ф. Ломов, E.H. Кабанова-Меллер, К.К. Платонов и др.).
В контексте проблемы концертмейстерской подготовки студентов музыкальных факультетов нашли место теоретико-методологические установки в области музыкознания, а также музыкальной педагогики и методики преподавания музыки (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, A.A. Люблинский, М.А. Смирнов, Е.М. Шендерович и др.).
Методы диссертационного исследования включали в себя:
- изучение широкого круга научно-литературных источников в области дидактики, общей и педагогической психологии, музыкознания, музыкального исполнительства;
- анализ и обобщение опыта ведущих специалистов в области музыкальной педагогики и методики преподавания музыки (Т.П. Стулова, A.B. Малинковская, В.И. Петрушин, Е.И. Максимов, Л.В. Шамина, М.Г. Плохова, Т.И. Бакланова и др.);
- обобщение личного профессионального опыта автора диссертации, накопленного в течение 25-летней преподавательской деятельности;
- целенаправленное педагогическое наблюдение за студентами концертмейстерского класса и класса сольного пения музыкальных и педагогических ВУЗов;
- педагогические собеседования, анкетирование, интервьюирование;
- специальный обучающий (формирующий) эксперимент.
Научная новизна и практическая значимость диссертации заключается в том, что впервые подвергается специальному теоретическому и экспериментальному исследованию весь комплекс проблем, связанных со специальной концертмейстерской подготовкой учителя музыки общеобразовательной школы. Разработан широкий круг вопросов, касающихся формирования спектра необходимых концертмейстерских знаний, умений и навыков, а также содержания, форм и методов учебной работы в концертмейстерских классах педагогических ВУЗов. Предложены конкретные приёмы и способы решения актуальных проблем, возникающих у студентов в процессе чтения музыки с листа, транспонирования, аккомпанемента, подбора по слуху и т.д.; даны необходимые практические рекомендации в данной связи.
В ходе исследования была разработана и экспериментально проверена сложносоставная методическая система, имеющая в своей основе трёхступенчатую структуру формирования концертмейстерских знаний, умений и навыков. Данная система предполагает внутреннюю динамику освоения учащимися определённых знаний, умений и навыков, возникающую в процессе поэтапного и последовательного усложнения учебных заданий.
Изучение соответствующего круга научных трудов в области педагогической психологии, а также многообразные эмпирические данные позволили автору настоящего исследования возвести в категорию "творческих" умений, т. е. умений "более высокого порядка" (по терминологии И.Т. Огородникова, Т.А. Ильиной) ряд таких практических музыкально-исполнительских действий как упрощение фортепианной фактуры, транспонирование, подбор по слуху, исполнение школьной песни под собственный аккомпанемент; следует отметить, что последние нередко трактовались как разновидности навыка (К.Л. Виноградов, А.Г. Менабени, В.И. Пустовит и др.). В ходе экспериментальной проверки эффективности методической системы, разработанной диссертантом, было доказано, что трёхступенчатая структура формирования концертмейстерских знаний, I умений и навыков позволяет достигнуть творческого уровня в осуществлении целого ряда принципиально-важных концертмейстерских действий или, иными словами, на многих участках соответствующей деятельности.
Говоря о новизне исследования необходимо подчеркнуть, что впервые стал предметом специального рассмотрения метод упрощения фортепианной фактуры во всех разделах концертмейстерской работы. Экспериментально подтверждена эффективность воздействия этого метода на повышение художественного и профессионального уровня исполнения аккомпанемента в произведениях вокально-оперного и школьно-песенного репертуара.
Поскольку в музыкально-педагогических источниках отсутствует специальная методика, предоставляющая возможность учащемуся-пианисту целенаправленно координировать свои исполнительские действия с солистом, в настоящем исследовании теоретически отработана и экспериментально проверена система мер (приёмов, способов обучения), способных реально повысить уровень сформированности концертмейстерских умений и навыков, необходимых для достижения ансамблевой синхронности при исполнении камерно-вокальных и камерно-инструментальных произведений.
В диссертации разработана технология чтения музыки с листа, в некоторых своих компонентах существенно отличающаяся от имеющихся методик. Предложенная автором методика чтения предполагает в процессе предварительной аналитической работы над текстом музыкального произведения проигрывание на фортепиано основных и главных его элементов. Так, например, проигрывание гармонической основы ("схемы" ) вокального произведения даёт возможность учащемуся получить нужное ему представление о звучании данного произведения в целом, что обеспечивает в итоге более уверенное и грамотное чтение музыки с листа.
Настоящее исследование закладывает теоретическую и методологическую базу, необходимую для оптимизации концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки. Результаты диссертации могут быть использованы в процессе преподавания лекционного курса "Основы концертмейстерского мастерства" в учебных заведениях среднего и высшего звена, а также в классах индивидуального обучения по данной дисциплине.
Научная достоверность и аргументированность диссертационного труда обеспечены: а) опорой на фундаментальные научные разработки в области педагогики, психологии, музыкознания, музыкальной педагогики, методики преподавания музыки; б) использованием комплексной методики исследования, адекватной целям и задачам, поставленным автором настоящей диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Значительный объём специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления концертмейстерской деятельности, их разнообразие и многопрофильность, требуют определённой систематизации и иерархического соподчинения в процессе занятий с учащимися в концертмейстерском классе. Только в этом случае возможно всестороннее и полноценное совершенствование концертмейстерского мастерства как необходимой "составляющей" общей профессиональной подготовки учителя музыки.
2. Процесс обучения в концертмейстерских классах на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов предполагает формирование знаний, умений и навыков, необходимых прежде всего для работы в общеобразовательных школах, в чём и проявляет себя профессионально-педагогическая направленность данного предмета, отличающая его от аналогичной учебной дисциплины в консерваториях и музучилищах. В этой связи особое значение приобретает освоение студентами школьно-песенного репертуара, при изучении которого происходит необходимая трансформация знаний, умений и навыков, приобретённых в классах хорового дирижирования, сольного пения, специнструмента и теоретических дисциплин. Тем самым, возникают благоприятные условия для реализации межпредметных связей в процессе обучения.
3. Практика преподавания в концертмейстерских классах музыкальных факультетов педагогических ВУЗов свидетельствует, что студенты, как правило, мало осведомлены о законах и эстетических нормах ансамблевого исполнительства. Вследствие этого многие выразительные нюансы вокалиста (или солиста-инструменталиста) остаются для аккомпанирующих им учащихся-пианистов непонятными, чуждыми, "инородными". Задача педагогаи концертмейстера заключается, тем самым, в приобщении обучающихся к практическим основам совместного музицирования; следует учитывать при этом, что "партнёром" учителя музыки чаще всего бывает ребёнок или подросток, а также школьный хоровой коллектив, чем обуславливается определённая специфика данного вида деятельности.
4. Для достижения необходимого уровня ансамблевой синхронности (тем более, когда в качестве "солиста" выступает школьник или школьный ансамбль) целесообразно производить некоторые упрощения фортепианной фактуры в партии аккомпанемента, не причиняя, разумеется, сколько-нибудь заметного урона художественному смыслу исполняемых музыкальных произведений.
5. Необходимым фундаментом, обеспечивающим успешное формирование концертмейстерских знаний, умений и навыков, является теоретическое и практическое освоение различных видов и типов фортепианной фактуры. При этом, в первую очередь должны изучаться и систематизироваться фактурные рисунки ("формулы"), характерные для партий аккомпанементов в камерно-вокальных и хоровых сочинениях.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс программы курса "Концертмейстерский класс" для музыкально-педагогического факультета Mill У (специальность 2119 "Музыка и пение"), опубликованной в 1986 году; в научных статьях и других публикациях автора диссертации (в 1982, 1996, 1997 г.г.); в докладах и выступлениях на межрегиональных и межвузовских конференциях и семинарах по проблемам дидактики, педагогической психологии, методики преподавания музыки (Москва, 1996 г. - II межрегиональный научно-практический семинар-совещание "Культура. Досуг. Дети."; Москва, 1997г. - I межвузовская научно-практическая конференция "Творческая педагогика накануне нового века"), а также в процессе повседневной учебно-воспитательной работы на кафедре музыкальных инструментов Mill У с 1974г.
Диссертация прошла апробацию на расширенном заседании кафедры музыкальных инструментов Московского педагогического государственного университета.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, выводов и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера в процессе обучения в музыкальном колледже2012 год, кандидат педагогических наук Бутова, Ирина Алексеевна
Становление концертмейстерской деятельности в России XVIII - XX веков: Фортепьянно-вокальный аспект2003 год, кандидат искусствоведения Бабюк, Валерия Львовна
Формирование основ педагогической импровизации в процессе профессиональной подготовки учителя музыки1984 год, кандидат педагогических наук назаров, Александр Федорович
Психологические аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства2006 год, кандидат искусствоведения Островская, Елена Анатольевна
Инновационные подходы к начальному обучению игре на фортепиано: На материале учебной работы с учащимися подросткового и раннего юношеского возраста2000 год, кандидат педагогических наук Чертовской, Алексей Николаевич
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Науказ, Дина Александровна
Выводы
1. Проведённое исследование показало, что изменения в общественно-политической и социокультурной ситуации в России требуют серьёзных корректив в учебно-воспитательном процессе педагогических ВУЗов, в частности, в профессиональной подготовке учителя музыки. Особо актуальной в этой связи становится концертмейстерская подготовка студентов музыкальных факультетов, так как структура учебного процесса в концертмейстерском классе педагогического ВУЗа отражает фактически все виды и стороны повседневной деятельности школьного учителя музыки.
2. В ходе настоящего исследования было установлено, что содержание работы в концертмейстерском классе музыкально-педагогического факультета, отражающее основные разделы профессиональной деятельности учителя музыки (исполнение песни под собственный аккомпанемент, чтение музыки с листа, подбор по слуху и т. д.), а также использование в процессе этой работы приёмов и способов, отработанных в рамках диссертации, существенно повысило эффективность овладения студентами комплексом профессионально-ориентированных концертмейстерских знаний, умений и навыков.
3. В результате проведённой опытно-экспериментальной работы было доказано, что трёхступенчатая структура формирования профессионально значимых концертмейстерских знаний, умений и навыков, предусматривающая поэтапное и последовательное усложнение учебных заданий, представляет собой оптимальный способ достижения уровня "творческого" умения ("умения-мастерства"). В процессе поэтапного выполнения учебных заданий у учащихся появлялась возможность более тщательно и надёжно отрабатывать и закреплять определённые музыкально-исполнительские действия. Кроме того, внутренняя динамика освоения тем или иным умением и навыком, естественно возникающая в результате
126 усложнения учебных заданий, предельно мобилизовала внимание учащихся, их творческие возможности, создавая тем самым благоприятные условия для более быстрого и успешного достижения поставленной цели.
4. Практика работы в концертмейстерском классе подтвердила безусловную целесообразность использования метода упрощения нотного текста (фактуры) фортепианного аккомпанемента во всех основных областях данного вида деятельности. Следует подчеркнуть, что такие упрощения отличались лишь малозаметными сокращениями или незначительными изменениями нотного материала в плане перераспределения фактуры между руками. Подобный подход к структуре и содержанию музыкального изложения позволял не наносить сколько-нибудь существенного урона семантике и художественной форме произведения. В то же время данные педагогических наблюдений свидетельствуют, что большей части обучающихся незнакомы приёмы и способы фактурных преобразований фортепианного сопровождения. Отсутствие у учащихся необходимых знаний, умений и навыков в этой сфере концертмейстерской деятельности приводило на практике к низкому профессиональному уровню исполнения, в частности, в таких видах работы как чтение музыки с листа, транспонирование, подбор по слуху. Данное обстоятельство позволило автору настоящего исследования сделать вывод о необходимости включения в программные требования и учебную практику концертмейстерских классов педагогических учебных заведений высшего и среднего звена работу по формированию у учащихся знаний, умений и навыков фактурных упрощений. Реализация рекомендуемой работы должна осуществляться в рамках количества часов, отведённых на данную музыкальную дисциплину.
5. Результаты экспериментальных исследований убедительно подтвердили эффективность попытки автора диссертации систематизировать значительный объём разнообразных и многопрофильных знаний, умений и навыков концертмейстерской деятельности. Их чёткая систематизация и иерархическое соподчинение в процессе занятий со студентами в
127 концертмейстерском классе обеспечили оптимальные условия для всестороннего и полноценного совершенствования концертмейстерского мастерства, являющегося необходимой "составляющей" общей профессиональной подготовки учителя музыки.
6. В ходе настоящего исследования было установлено, что формирование знаний, умений и навыков, необходимых прежде всего для работы в общеобразовательных школах, иными словами, профессионально-ориентированных, существенно повышается при условии, что учебным материалом для этой цели служит школьно-песенный репертуар. Прохождение со студентами в концертмейстерском классе школьных песен, различных по характеру, стилю, фактурному изложению, способствовало более естественной и прочной трансформации знаний, умений и навыков, приобретённых в классах хорового дирижирования, сольного пения, специнструмента и теоретических дисциплин. Тем самым создавались благоприятные условия для реализации межпредметных связей в процессе обучения.
7. Наблюдения за совместным музицированием вокалиста (или солистаинструменталиста) и аккомпанирующего ему студента обнаружили, что у основного контингента учащихся-музыкантов отсутствуют элементарные знания, связанные со спецификой ансамблевого исполнения. С особой очевидностью и наглядностью это проявлялось при исполнении ими произведений камерно-вокального репертуара. В этой связи принципиально важное значение приобретает более эффективное использование педагогомконцертмейстером знаний о закономерностях и эстетических нормах вокального исполнения, полученных студентами в классе сольного пения, в процессе развития практических умений и навыков аккомпаниаторской деятельности.
8. Учитывая, что "партнёром" учителя музыки чаще всего бывает ребёнок или подросток, а также школьный хоровой коллектив, целесообразно производить незначительные упрощения нотного текста в эпизодах, для которых
128 характерна насыщенная фортепианная фактура. Выполнение этого условия позволит учителю не только максимально сконцентрировать своё внимание на качестве пения детей, но также проявить соответствующую звуковую и ритмическую гибкость в процессе исполнения.
9. Данные экспериментальных исследований позволяют констатировать, что необходимым фундаментом, обеспечивающим успешное формирование концертмейстерских знаний, умений и навыков, является теоретическое и практическое освоение различных видов и типов фортепианной фактуры. Изучение и систематизация фактурных рисунков ("формул"), характерных для партий аккомпанементов в камерно-вокальных, хоровых и оперных сочинениях, а также в произведениях школьно-песенного репертуара, обеспечат учащемуся-пианисту быструю и осмысленную ориентировку в нотном тексте, помогут осуществить грамотные и художественно оправданные преобразования фортепианной фактуры. Ввиду того, что в данной сфере концертмейстерского обучения были выявлены определённые недочёты и пробелы, рекомендуется включить в учебный процесс в концертмейстерском классе изучение студентами основных фактурных видов (типов) фортепианного аккомпанемента.
129
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Науказ, Дина Александровна, 1998 год
1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки: Науч.-метод. материалы для слушателей курсов повышения квалификации ин-тов усоверш. учителей по предмету "Музыка". - М.: МИРОС, 1992. - 71 с.
2. Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 1991. — 38 с.
3. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение,1983.-112 с.
4. Алиев Ю.Б. Музыкальное развитие учащихся общеобразовательной школы в процессе занятий хоровым пением: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М.,1965.- 17 с.
5. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 1987. - 32 с.
6. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности 2119 "Музыка и пение". М.: Просвещение, 1983. - 222 с.
7. Арчажникова Л.Г. Воспитание умений и навыков работы с нотным текстом у начинающих учащихся пианистов. В сб.: Вопросы музыкального образования. Вып. 2. - Саратов, 1970. — С. 28-34.
8. Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. (В процессе обучения игре на фортепиано в общеобразовательной школе): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1971. - 22 с.
9. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 1986.37 с.
10. Арчажникова Л.Г. Формирование профессиональных качеств учителя130музыки в процессе инструментальной подготовки. В кн.: Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе.
11. Вып. 1Саратов, 1978.-С. 11-17.
12. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музгиз, 1963. - 378 с.
13. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методологические основы. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
14. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. - 608 с.
15. Бакланова Т.И. Музыкально-образовательная работа в самодеятельном хоре и пути повышения её эффективности: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М., 1979.-23 с.
16. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-335 с.
17. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М. - Л.: Сов. комп-р, Ленингр. отд-ние, 1973. - 270 с.
18. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. — М.: Музгиз, 1937. -212 с.
19. Беркман Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. М.: Просвещение, 1964. - 220 с.
20. Беркман Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Просвещение,1977.- 102 с.
21. Блонский П.П. Избр. пед. и психолог, соч.: В 2 т. -М.: Педагогика, 1979. -Т.1.-304 е.; Т.2.-399 с.
22. Боголюбова Н.Х. Творческие упражнения как средство активизации слухового внимания. В сб.: Некоторые вопросы музыкально-слухового развития учащихся. - Л.: Музгиз, 1959. - С. 16-25.
23. Борисова Н.М. Содержание урока по концертмейстерскому классу на музыкально-педагогическом факультете пединститута. В сб.: Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. — М.: Изд-во МГПИ, 1982. —1. С. 130-140.
24. Брунер Д. Процесс обучения: Пер. с англ. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962.-84 с.131
25. Брюхачёва Е.Б. Аранжировка трудноисполнимых мест клавира оперы "Евгений Онегин". В кн.: О работе концертмейстера. - М.: Музыка, 1974.-С. 135-159.
26. Брянская Ф.Д. Навык игры с листа, его структура и принципы развития. -В сб.: Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. М., 1976. - С. 46-62.
27. Величко С.Н. О роли психологии в работе педагога концертмейстерского класса: Науч.-метод, работа. -М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1976. 11 с.
28. Верхолаз P.A. Вопросы методики чтения нот с листа /Под ред. Т.Л. Беркман. М: Изд-во АПН, 1960. - 45 с.
29. Виноградов K.JI. О работе оперного концертмейстера. В кн.: О работе концертмейстера. - М.: Музыка, 1974. - С. 111-134.
30. Винокур Л.И. Первоначальное обучение искусству аккомпанемента: Учеб.-метод, пособие. 4.1. -М.: Изд-во МГПИ, 1978. -46 с.
31. Вопросы организации и методов исследования знаний, умений, навыков учащихся. М.: НИИ содержания и методов обучения АПН РСФСР, 1973. - 130 с.
32. Вопросы фортепианной педагогики: Сб. ст. /Под об. ред. В. Натансона. Вып.4. М.: Музыка, 1976. - 272 с.
33. Воробьёва Л.И. Дидактические условия формирования интеллектуальных умений студентов педвузов: Дис. . канд. пед. наук. — М., 1990. — 280 с.
34. Гальперин П.Я., Запорожец П.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. 1963. - № 5. — С. 61-73.
35. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий и понятий. М.: Изд-во МГУ, 1965.-52 с.
36. Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники. М.: Музыка, 1971. - 94 с.
37. Гржибовская Р.Н. Проблема формирования внутренне-слуховых (художественно-образных) представлений у учащихся-музыкантов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1981. - 16 с.
38. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и132экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика,1986.- 240 с.
39. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М.: Изд-во Акад. пед. наук1. РСФСР, 1957.-518 с.
40. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов /Под ред. М.Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
41. Дмитриев А.Е. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при обучении умениям и навыкам. В сб.: Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в обучении. - М.: Изд-во МГПИ,1978.-С. 152-170.
42. Дмитриев А.Е. Повышение эффективности формирования умений и навыков у младших школьников. В сб.: Вопросы активизации познавательной деятельности школьников. - М.: Изд-во МГПИ, 1978.1. С. 1-131.
43. Дмитриев А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Дис. . докт. пед. наук. М., 1978. - 381 с.
44. Добрынин Н.Ф. Внимание и память. М.: Знание, 1958. - 32с.
45. Живов JI.M. Исполнительские традиции Шаляпина и задачи пианиста-концертмейстера. Раздел III: Камерный репертуар: Науч.-метод, работа.
46. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1977. 59 с.
47. Живов J1.M. Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами Глинки. В кн.: О работе концертмейстера. - М.: Музыка, 1974.-С. 9-35.
48. Живов J1.M. Романсы советских композиторов в концертмейстерском классе музыкального училища: Метод, работа. — М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1974. 48 с.
49. Журавлёв В.И., Скаткин М.Н. Методы педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1979. 255 с.
50. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. - 175 с.1 Л О1JJ
51. Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. - 496 с.
52. Иоффе Е.Г. Пути развития профессионального слуха музыканта: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1982. -23 с.
53. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы. В кн.: Музыкальное воспитание в СССР. - М.: Сов. композитор, 1978. - С. 58-93.
54. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981.-96 с.
55. Карнаухова Т.И. Развитие навыков подбора по слуху и транспонирования. В сб.: Инструментальная подготовка учителя музыки. - М.: Изд-во1. МГПИ, 1986. С. 111-117.
56. Карнаухова Т.И. Формирование умений подбора по слуху и транспонирования в процессе инструментальной подготовки учителя музыки: Дис. . канд. пед. наук. М., 1990. - 177 с.
57. Карпова Е.Ф. Исследование путей и методов активизации музыкально-слухового самоконтроля в процессе обучения игре на фортепиано:I
58. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1974. - 23 с.
59. Квасница З.С. Специфика фортепианной подготовки учителя-музыканта для общеобразовательной школы в педагогическом институте: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1970. - 22 с.
60. Коган Г.М. О фортепианной фактуре. К вопросу о пианистичности изложения. -М.: Музгиз, 1961. -203 с.
61. Коган Г.М. Работа пианиста. М.: Музыка, 1963. - 200 с.
62. Концертмейстерский класс: Учеб. пособие /Сост.: Л.И. Мироянова, Х.Н. Ильинская. Чебоксары: Чебокс. гос. пед. ин-т, 1993. - 59 с.
63. Концертмейстерская практика: Метод, рекомендации /Под об. ред. Р.И. Губайдуллина. Уфа: Башк. гос. ин-т искусств, 1987. — 72 с.
64. Корнилов К.Н. Психология. М.: Учпедгиз, 1946. - 171 с.
65. Крючков H.A. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. JL:1. Музгиз, 1961. 72 с.134
66. Кузнецова Е.И. Проблемы воспитания пианиста-концертмейстера: Науч.-метод. работа. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1977. - 19 с.
67. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение,1964.-478 с.
68. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
69. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика,1981.- 185 с.
70. Лошкарёва H.A. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников: Метод, рекомендации для ФПК директоров и завучей школ. М.: Изд-во МГПИ, 1982. - 88 с.
71. Люблинский A.A. Теория и практика аккомпанемента. Методологические основы. Л.: Музыка, 1972. - 80 с.
72. Мазель Л.А. О мелодии. М.: Музгиз, 1952. - 300 с.
73. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений: Учеб. пособие для музыкальных вузов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Музыка, 1979. - 534 с.
74. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М.:1. Музыка, 1967.-331 с.
75. Майкапар С.М. Музыкальный слух. Петербург, 1915. - 230 с.
76. Макаренко A.C. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. - 256 с.
77. Максимов Е.И. Русские народные оркестры и ансамбли: (Эволюция, культур, и просвет, функции, соврем, проблематика): Дис. . докт. пед. наук (в форме научного доклада). М., 1993. - 57 с.
78. Малинковская A.B. Фортепианное интонирование как музыкально-педагогическая и исполнительская проблема: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 1995.-46 с.
79. Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры нафортепиано. -М.: Музыка, 1977. 128 с.
80. Мартынова Л.Н. Задачи концертмейстерского класса в профессиональной подготовке студентов музыкально-педагогического факультета. В сб.:135
81. Активизация учебно-воспитательного процесса на музыкально-педагогическом факультете. Куйбышев: Куйбыш. гос. пед. ин-т, 1983.1. С. 89-96.
82. Мартынова J1.H. Развивающее обучение и пути совершенствования урока концертмейстерского класса. В сб.: Специфика и совершенствование инструментальной подготовки на музыкально-педагогическом факультете.- Куйбышев: Куйбыш. гос. пед. ин-т, 1985. С. 81-87.
83. Матвеева К.П. Роль предмета "Школьная песня" в подготовке учителя музыки. В сб.: Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. - Свердловск: Свердл. гос. пед.ин-т, 1987.-С. 84-90.
84. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 208 с.
85. Махмутов М.И. Проблемное обучение (основные вопросы теории). М.: Педагогика, 1975. - 367 с.
86. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.
87. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. - 95 с.
88. Менабени А.Г. Навык исполнения студентом вокального произведения под собственный аккомпанемент. В сб.: Музыкально-педагогическая подготовка учителя. — М.: Изд-во МГПИ, 1972. — С. 54-61.
89. Методологическая подготовка учителя музыки: Хрестоматия /Сост. Э.Б.Абдуллин. М.: МИРОС, 1992. - 57 с.
90. Методы педагогических исследований: Пример, программа для пед. унтов /Моск. пед. гос. ун-т; Под ред. А.И.Пискунова. М.: Прометей, 1998. -14 с.
91. Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы: Межвуз. сб. науч. тр. /Тамбов, гос. ин-т культуры. Тамбов: Изд-во МИНЦ, 1994.160 с.136
92. Назайкинский E.B. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-319с.
93. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.
94. Назаров А.Ф. Формирование основ педагогической импровизации в процессе профессиональной подготовки учителя музыки: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1984. - 18 с.
95. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1982. -300 с.
96. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование /Под ред. J1.В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. - 440 с.
97. Общая психология /Под ред. В.В. Богословского и др. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1973. -351 с.
98. Общая психология: Учеб. пособие для пед. ин-тов /Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1970. - 432 с.
99. Овчинников М.А. Творцы русского романса. Вып. 2. М.: Музыка, 1992. -415 с.
100. Одинокова И.Н. К проблеме обучения сочинению аккомпанемента к песенной мелодии. В кн.: Музыковедческая подготовка школьного учителя. - М.: Изд-во МГПИ, 1984. - С. 76-82.
101. Одинокова И.Н. Развитие творческих сторон личности студента в137процессе обучения элементам композиции: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1985. - 16 с.
102. О работе концертмейстера: Сб. ст. /Ред.-сост. М.А. Смирнов. М.:1. Музыка, 1974.- 160 с.
103. Основы дидактики /Под ред. Б.П. Есипова. М.: Просвещение, 1967. -472 с.
104. Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. А.В.Петровского. М: Изд-во МГУ, 1986. - 304 с.
105. Педагогика /Под ред. Б.П. Есипова. М.: Просвещение, 1967. - 414 с.
106. Педагогика школы /Под ред. И.Т. Огородникова. М.: Просвещение, 1978.-С. 26-121.
107. Петровский A.B. Общая психология. М.: Просвещение, 1970. - 432 с.
108. Петрушевская-Руденко Т.Д. Работа концертмейстера над камерными вокальными произведениями Мусоргского. В кн.: О работе концертмейстера. - М.: Музыка, 1974. - С. 36-59.
109. Петру шин В.И. Музыкально-эстетическое воспитание старших школьников в условиях свободного времени: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 1991.-32 с.
110. Петрушин В.И. Формирование у подростков музыкального творчества на ладогармонической основе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1976. -26 с.
111. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учеб. пособие для пед. вузов и пед. колледжей. М.: Рос. пед. агентство, 1995. — 637 с.
112. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.:1. Педагогика, 1972. 184 с.
113. Платонов К.К. О знаниях, навыках и умениях // Сов. педагогика. 1963.138-№ 11.- С. 98-103.
114. Платонов K.K. Психология. М.: Высшая школа, 1977. - 247 с.
115. Плохова М.Г. Проблемы эстетического образования и воспитания в советской школе и педагогике (1917 1925): Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1973.-34 с.
116. Плохова М.Г. Становление и развитие эстетического воспитания в советской школе и педагогике (1917 1967): Автореф. дис. . докт. пед. наук.-М., 1989.-41 с.
117. Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа. В кн.: О работе концертмейстера. - М.: Музыка, 1974. - С. 88-110.
118. Приходько В.И. Музыкальная фактура и исполнитель. Харьков: Фолио,1997. 208 с.
119. Проблемы фортепианной педагогики и исполнительства: Сб. науч. тр. -М.: Изд-во МГПИ, 1978. 125 с.
120. Программы педагогических институтов. Концертмейстерский класс или ансамбль. М.: Просвещение, 1973. - 24 с.
121. Программы педагогических институтов. "Музыка и пение": Сб. 25. Концертмейстерский класс и ансамбль. М.: Просвещение, 1980. - С. 3660.
122. Программы педагогических институтов / М-во просвещения. М.: Просвещение, 1987. - 133 с.
123. Прокофьев Г.П. Наука и музыкальная педагогика. В сб.: Развитие пианиста. - М.: Огиз-Музгиз, 1935. - С. 5-22.
124. Прохорова Е.А. О работе концертмейстера в оперном классе: Метод, работа. М.: МГК им.П.И. Чайковского, 1974. - 47 с.
125. Пустовит В.И. Концертмейстерская подготовка студентов музыкально-педагогического факультета: Метод, пособие. Минск: Мин. гос. пед. ин-т,1985.-42 с.
126. Пустовит В.И. Формирование распределённого внимания в процессе профессиональной подготовки учителя-музыканта: Дис. . канд. пед. наук.139-Минск, 1981.- 188 с.
127. Рафалович О.В. Транспонирование в классе фортепиано. Л.: Музгиз, 1963.-36 с.
128. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
129. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-416с.
130. Рыков H.A. К вопросу об образовании умения // Сов. педагогика. 1953. - № 10.-С. 29-37.
131. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением.
132. М. Л.: Музыка, 1964. - 187 с.
133. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982. -319с.
134. Смирнов A.A. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.433 с.
135. Смирнов М.А. От составителя. В кн.: О работе концертмейстера. - М.: Музыка, 1974.-С. 3-8.
136. Современная дидактика: теория практике / Рос. акад. образования, Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании; Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлёва. - М.: ИТП и МИО РАО, 1994. - 288 с.
137. Степанидина О.Д. Некоторые проблемы взаимосвязи вокальной и фортепианной партий в русском романсе /Под ред. М.А. Смирнова. -Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1983. 40 с.
138. Страхов В.И. Психологический анализ уроков пения в школе. — В сб.: Вопросы музыкального образования. — Саратов: Саратов, гос. пед. ин-т,1971.-С. 3-10.
139. Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению: Учеб. пособие. -М.: Изд-во МГПИ, 1988. 69 с.
140. Стулова Г.П. Некоторые проблемы регистров певческого голоса младших школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1974. -25 с.140
141. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 1990. - 32 с.
142. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.:1. Прометей, 1992. 269 с.
143. Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А.И. Пискунова и Г.В. Воробьёва. М: Педагогика, 1979. - 207 с.
144. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М. - Л.: Изд-во1. АПН РСФСР, 1947. 335 с.
145. Теплов Б.М. Советская психологическая наука за 30 лет. М.: Правда,1947.-32 с.
146. Трифонов А.Д., Трифонова Т.А. Развитие практических навыков игры на фортепиано по слуху. Куйбышев: КПС, 1978. - 31 с.
147. Трифонова Т.А. Гармонический аккомпанемент к мелодии: Метод, разработка по гармонии для студентов музыкально-педагогическихфакультетов. Куйбышев: КПС, 1976. - 31 с.
148. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1974. - Т. 2. -438 с.
149. Фейгин М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. -М.: Сов. композитор, 1973. 158 с.
150. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М.: Музыка, 1975. - 110 с.
151. Хавкина-Трахтер Р. Работа в концертмейстерском классе. В сб.: Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. — М.: Музыка, 1976. - С. 134146.
152. Хамблин Д. Формирование учебных навыков: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1986. - 160 с.
153. Хюсен Т. Образование в 2000 году: Пер. со швед. М.: Прогресс, 1977. -343 с.
154. Цатурян К.А. О типологии чтения нового музыкального материала. В кн.: Формирование му зыкально-исполнительского мастерства. - М.: Изд-во1411. МГПИ, 1981.-С. 73-88.
155. Цатурян К.А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1984. -16 с.
156. Цатурян К.А. Теория подготовки учителя-музыканта и роль навыковигры с листа в развитии творческих способностей студента. В кн.: Фортепианная подготовка учителя-музыканта. - М.: Изд-во МГПИ, 1975. 1. С. 3-19.
157. Цыганов А.И. Совершенствование обучения игры по слуху. В сб.: Стимулирование творческой активности студентов музыкально-педагогического факультета. - Куйбышев: Куйбыш. гос. пед. ин-т, 1986. -С. 48-56.
158. Цыпин Г.М. О фортепианной подготовке учителей музыки для общеобразовательной школы. В сб.: Вопросы инструментальной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета. - М.: Издво МГПИ, 1971.-С. 5-22.
159. Цыпин Г.М. О чтении с листа в практической деятельности учителя музыки общеобразовательной школы. В кн.: Музыкальное воспитание в школе /Сост. O.A. Апраксина. Вып. 8. - М.: Музыка, 1972. - С. 111-123.
160. Цыпин Г.М. О чтении с листа в практической деятельности учителя музыки общеобразовательной школы. В кн.: Музыкальное воспитание в школе /Сост. O.A. Апраксина. Вып. 16. - М.: Музыка,1985. - С. 65-74.
161. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Дис. . докт. пед. наук. М., 1978. - 361 с.
162. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГПИ, 1975. - 106 с.
163. Чернышёва Т.С. Романсы Свиридова в репертуаре концертмейстера. В кн.: О работе концертмейстера. — М.: Музыка, 1974. — С. 74-87.
164. Шамина J1.B. Теоретико-методические основы обучения русскому народно-певческому искусству: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 1996.-44 с.142
165. Шацкая В.Н. Музыка в школе. М: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 168 с.
166. Шварц J1.M. Сознание и навык // Сов. педагогика. 1940. - № 2. - С. 8992.
167. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога.- М.: Музыка, 1996. 206 с.
168. Шендерович Е.М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора. 2-е изд., испр. и доп. М.: Музыка,1987.-60 с.
169. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-64 с.
170. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. - 144 с.
171. Moore G. Singer and accompanist. London, 1953. - Пер. с англ. в кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 2. - М., 1966.
172. Musik in der Schule // Zeitschrift für Theorie und Praxis des Musikunterrichts.- Berlin Leipzig: Volk und Wissen, 1989 - 1990.
173. Kleine Liedkunde. Berlin: Volkseigener Verlag, 1988, S. 3-134.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.