Развитие исполнительской активности учителя музыки в процессе концертмейстерской подготовки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Попова, Елена Митрофановна

  • Попова, Елена Митрофановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 158
Попова, Елена Митрофановна. Развитие исполнительской активности учителя музыки в процессе концертмейстерской подготовки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Екатеринбург. 2009. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Попова, Елена Митрофановна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

1.1. Филие и холого-педагогичие екты активни учителя

1.2. олнителая активнь учителя музыкипозиций хологии и педагогики музыкальной деятельни

1.3. Структура олнителой активни учителя музыки

1.4. Принципы и методы развития олнителой активни учителей музыки в проце концертмееой подготовки

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫ

2.1. Организация опытно-поовой работы

2.2. Ход и результаты опытно-поовой работы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие исполнительской активности учителя музыки в процессе концертмейстерской подготовки»

Актуальность темы исследования. Новые общественно-экономические отношения, коренные преобразования в социокультурной сфере, высокий уровень конкуренции во всех областях профессиональной деятельности предъявляют повышенные требования к подготовке разносторонне образованной и творческой личности учителя. Поэтому в системе профессионального образования, наряду с формированием системы знаний, умений и навыков, важная роль отводится развитию самостоятельности и активности будущих учителей.

Педагогическая направленность образовательного процесса на гуманизацию привлекает особое внимание к преподаванию музыки в школе. Преобладание агрессивного стиля в области современной молодежной культуры повышает воспитательное значение высокохудожественной музыки. Важным для будущей деятельности учителя музыки является умение сформировать у ребенка художественный вкус, приобщить к великому музыкальному наследию, научить слушать и понимать музыку. В условиях, когда большая часть звукового материала воспринимается детьми в звукозаписи, возрастает ценность «живого» звучания музыки в исполнении учителя. Именно непосредственный контакт с учителем-музыкантом и слушание содержательной музыки в его исполнении способны заинтересовать ребенка и скорректировать ту явную диспропорцию, которая в настоящее время существует в пользу музыки развлекательной, бездуховной. Выполнять такие функции может лишь учитель музыки, не только всесторонне профессионально подготовленный, но и обладающий исполнительской активностью, постоянно стремящийся исполнять музыку перед аудиторией.

Исполнительская подготовка — один из значимых компонентов профессионального комплекса подготовки учителя музыки. Однако доступность звуковоспроизводящей аппаратуры и широчайший выбор аудиозаписей объективно являются факторами, снижающими исполнительскую активность учителя музыки, формируют у него привычку заменять живое исполнение воспроизведением в записи. Кроме того, учителей музыки готовят не как исполнителей: их техника развита значительно менее, чем у специалистов исполнительского профиля, а практика выступления перед публикой, как правило, невелика. Все это формирует своеобразный психологический барьер перед выступлениями, боязнь аудитории.

Для того чтобы свободно чувствовать себя перед слушателями в классе, учитель должен иметь постоянно пополняемый сценический опыт. В то же время выступления с сольными программами для большинства учителей музыки недоступны из-за недостаточной исполнительской ориентации их подготовки. Формой выступлений, позволяющей накапливать сценический опыт и одновременно не предъявляющей чрезмерных требований к техническому уровню и эстрадной выдержке музыканта, является практика аккомпанемента: школьному хору, ансамблям, солистам и т. п. Поэтому работу по развитию исполнительской активности учителя музыки целесообразно проводить не только в классе специального инструмента, но и в процессе концертмейстерской подготовки.

Проблемам формирования различных видов активности учителей музыки посвящено значительное число исследований: музыкально-творческую активность изучали Г. С. Ригина, Н. Ф. Вишнякова; социальная активность будущих учителей-музыкантов изучена в исследованиях С. X. Костанян и Е. Н. Федорович; интеллектуальная активность обучающихся — в трудах Д. Б. Богоявленской, И. Н. Немыкиной, Л. А. Рапацкой, Б. А. Печерского и др. Проблемам эстрадной выдержки музыканта-исполнителя посвящены труды в области психологии музыкальной деятельности: Л. Л. Бочкарева, А. Л. Готсдинера, В. Ю. Григорьева, В. И. Петрушина и др. Развитие исполнительской активности будущих учителей музыки в классе специнструмента изучено в работе С. В. Егоровой. Однако развитие исполнительской активности учителей музыки в процессе концертмейстерской подготовки до настоящего времени не становилось предметом педагогического исследования.

Таким, образом, складываются следующие противоречия: между потребностью общества в учителях-музыкантах, способных собственным исполнением формировать у детей предпочтение содержательной музыки перед развлекательной, и практикой массовой подготовки специалистов, ориентирующихся на воспроизведение музыки в звукозаписи; между разработанностью в педагогической науке вопросов, связанных с развитием социальной и интеллектуальной активности учителей музыки, и слабой изученностью процесса развития их исполнительской активности; между необходимостью формирования личности учителя музыки, обладающего всесторонне развитой активностью, включающей активность исполнительскую, и недостатком методик, обеспечивающих развитие исполнительской активности в процессе изучения различных специальных дисциплин.

Указанные противоречия определяют актуальность проблемы, которая заключается в поиске путей и средств развития исполнительской активности учителей музыки в процессе профессиональной подготовки.

Обозначенная проблема обусловила тему исследования: «Развитие исполнительской активности учителя музыки в процессе концертмейстерской подготовки».

Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая проверка \ комплекса методов, способствующих развитию исполнительской активности учителей музыки в процессе концертмейстерской подготовки.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в педагогическом вузе на занятиях по дисциплине «концертмейстерский класс».

Предмет исследования: комплекс методов развития исполнительской активности у будущих учителей музыки.

Гипотеза исследования: развитие исполнительской активности у будущих учителей музыки в процессе концертмейстерской подготовки станет осуществляться наиболее эффективно, если: определены содержание и структура исполнительской активности учителя музыки, в которых исполнительская активность по содержанию представляет собой психофизиологическое эмоционально-волевое качество личности, объединяющее владение конкретным видом музыкально-исполнительской деятельности и потребность самостоятельно интерпретировать музыку и на этой основе обеспечивающее личностное развитие будущего учителя музыки, а по структуре включает мотивационный, когнитивный, эмоциональный и действенно-практический компоненты;

- в основу учебно-воспитательного процесса положены принципы индивидуальности и самостоятельности, интерпретированные в соответствии с компонентами содержания и структуры исполнительской активности учителя музыки, а также комплекс методов, направленных на развитие мотивации к исполнительской деятельности, глубокое осмысление музыкального материала и его практическое освоение: семантического анализа фортепианной партии; мысленной оркестровки фортепианной фактуры при изучении аккомпанементов; рефлексии собственного исполнительского опыта; саморегуляции творческого эстрадного самочувствия.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать философскую, психолого-педагогическую, музыкально-психологическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Уточнить содержание понятия «исполнительская активность учителя музыки».

3. Определить структуру исполнительской активности учителя музыки.

4. Выявить комплекс методов развития исполнительской активности у студентов музыкально-педагогических вузов в процессе профессиональной подготовки.

5. Проверить в опытном обучении эффективность разработанных методов.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют: основные положения психологической теории деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); работы по психологии творчества, в которых раскрыта структура творческой личности и установлено соотношение между обучением, знаниями и мышлением обучаемых (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, П. Я. Гальперин, Я. А. Пономарев и др.); педагогические теории, в которых изучается активность как психолого-педагогическая проблема (М. И. Лисина, Л. И. Божович и др.), а также развитие познавательной и творческой активности в процессе обучения (М. А. Данилов, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. Н. Скаткин, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.); концепция личностного подхода в образовании (Е. В. Бон-даревская, О. С. Газман, И. С. Кон, А. В. Петровский, В. А. Сухомлинский, И. С. Якиманская и др.); основополагающие положения теории музыкально-педагогического образования (Э. Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, И. Н. Немы-кина, Л. А. Рапацкая, Г. М. Цыпин и др.); положения об особенностях восприятия музыки детьми (Ю. Б. Алиев, Н. В. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, Е. В. На-зайкинский, К. В. Тарасова и др.); основные выводы теории и методики обучения игре на фортепиано и игре в ансамбле (А. Д. Алексеев, Л. А. Ба-ренбойм, Т. А. Гайдамович, А. Б. Гольденвейзер, А. Д. Готлиб, И. Гофман, Г. М. Коган, Я. И. Мильштейн, Г. Г. Нейгауз, Е. Г. Сорокина, Г. М. Цыпин и др.).

В процессе исследования применялись следующие методы: теоретические: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-психологической и методической литературы по теме исследования; синтез; классификация; систематизация идей исследования; эмпирические-, наблюдение; беседа; обобщение педагогического опыта; диагностические методы (анкетирование, экспертное оценивание результатов деятельности обучающихся, качественная и количественная обработка результатов опытно-поисковой работы).

Исследование проводилось в 2000-2009 гг. в условиях естественного учебного процесса в Челябинской государственной академии культуры и искусств и Стерлитамакской государственной педагогической академии им. 3. Биишевой.

На первом этапе (2000-2003 гг.) были определены проблема, тема, предмет, объект, цель, задачи, гипотеза исследования. Осуществлялся анализ источников по проблеме диссертации, шло накопление практического опыта.

На втором этапе (2004-2006 гг.) создавалась программа курса «Основы концертмейстерского мастерства учителя музыки», углублялось теоретическое обоснование предмета исследования, систематизировался и обобщался накопленный практический опыт, уточнялся инструментарий исследования.

На третьем этапе (2007-2009 гг.) осуществлялась опытная проверка гипотезы, производилось обобщение результатов работы, оформлялись материалы диссертации, формулировались выводы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

1. Выявлена структура исполнительской активности учителя музыки, включающая мотивационный, когнитивный, эмоциональный и действенно-практический компоненты. Мотивационный компонент побуждает к исполнительской деятельности. Когнитивный компонент включает необходимый для исполнительской деятельности комплекс общегуманитарных, музыкально-теоретических, музыкально-исторических, методических знаний. Эмоциональный компонент интегрирует потребность выражать свои эмоции через музыку и понимание ее эмоционально-образного содержания. Действенно-практический компонент представляет собой владение техническими умениями и навыками, необходимыми для практического воплощения музыкальных образов.

2. Определен комплекс методов развития исполнительской активности учителей музыки в процессе концертмейстерской подготовки: семантического анализа фортепианной партии; мысленной оркестровки фортепианной фактуры при изучении аккомпанементов; рефлексии собственного исполнительского опыта; саморегуляции творческого эстрадного самочувствия.

3. Разработаны критерии сформированности исполнительской активности у студентов музыкально-педагогических вузов.

Теоретическая значимость диссертации заключается в следующем:

1. В уточнении содержания понятия «исполнительская активность учителя музыки» как психофизиологического эмоционально-волевого качества личности, объединяющего владение конкретным видом музыкально-исполнительской деятельности и потребность самостоятельно интерпретировать музыку и на этой основе обеспечивающего личностное развитие будущего учителя музыки.

2. В обосновании возможности интенсивного развития исполнительской активности учителей музыки в процессе изучения дисциплины «концертмейстерский класс», возникающей вследствие особенностей концертмейстерской деятельности, сочетающей высокие профессиональные требования с возможностью играть по нотам и меньшими требованиями к сценической выдержке музыканта.

3. В теоретическом обосновании комплекса методов, направленных на развитие мотивации к исполнительской деятельности, глубокое осмысление музыкального материала и его практическое освоение: семантического анализа фортепианной партии; мысленной оркестровки фортепианной фактуры при изучении аккомпанементов; рефлексии собственного исполнительского опыта; саморегуляции творческого эстрадного самочувствия.

Практическая ценность исследования состоит в том, что разработанный комплекс методов развития исполнительской активности учителей музыки, программа курса «Основы концертмейстерского мастерства учителя музыки», а также комплект дидактических материалов (дневник концертной деятельности учителя музыки, списки произведений для концертмейстерской работы студентов, задания по определению уровня исполнительской активности студентов) будут иметь практическое применение в учебно-воспитательном процессе музыкально-педагогических высших и средних специальных учебных заведений.

Апробация результатов исследования и их внедрение в практику осуществлялись в процессе педагогической деятельности автора диссертации в Челябинской государственной академии культуры и искусств, а также в Стерлитамак-ской государственной педагогической академии им. 3. Биишевой. Основные положения работы обсуждались на международных, всероссийских и региональных конференциях (г. г. Екатеринбург, Челябинск) и нашли отражение в публикациях научных статей, тезисов и материалов докладов.

Достоверность результатов и обоснованность выводов диссертации обеспечены аргументированностью ее теоретических положений; обоснованным методологическим подходом к решению проблем исследования; реализацией комплекса адекватных содержанию теоретических и эмпирических методов исследования; результатами опытной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исполнительская активность учителя музыки - это психофизиологическое эмоционально-волевое качество личности, объединяющее владение конкретным видом музыкально-исполнительской деятельности и потребность самостоятельно интерпретировать музыку и на этой основе обеспечивающее личностное развитие будущего учителя музыки.

2. Развитие исполнительской активности учителя музыки целесообразно осуществлять в процессе концертмейстерской подготовки.

3. Структура исполнительской активности учителя музыки включает мо-тивационный, когнитивный, эмоциональный и действенно-практический компоненты.

4. Процесс развития исполнительской активности учителя музыки протекает наиболее эффективно в том случае, если он строится на принципах индивидуальности и самостоятельности, а также методах семантического анализа фортепианной партии; мысленной оркестровки фортепианной фактуры при изучении аккомпанементов; рефлексии собственного исполнительского опыта; саморегуляции творческого эстрадного самочувствия.

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Попова, Елена Митрофановна

Выводы по главе 2

С целью проверки эффективности разработанного нами комплекса методов развития исполнительской активности учителей музыки в процессе концертмейстерской подготовки нами было проведено опытное исследование. Оно проводилось на протяжении 2007—2009 гг. на базе Челябинской государственной академии культуры и искусств и включало констатирующий, формирующий (развивающий) и контрольный этапы. Всего в опытно-поисковой работе участвовало 119 студентов Челябинской государственной академии культуры и искусств и Стерлитамакской государственной педагогической академии им. 3. Биишевой.

Исходя из структуры исполнительской активности будущего учителя музыки, мы выделили четыре критерия: мотивационный, когнитивный, эмоциональный, действенно-практический. Были определены три уровня исполнительской активности: достаточный, средний, начальный.

В ходе опытной работы мы применяли следующие методы: педагогическое наблюдение, опрос, беседу, анкетирование, оценку выполнения контрольных заданий. Сравнительный анализ результатов проводился с помощью контрольных срезов.

Для выявления уровня исполнительской активности студентов по моти-вационному и эмоциональному критериям нами проводилось анкетирование. Для выявления уровня исполнительской активности студентов по когнитивному и действенно-практическому критериям студентам были предложены специальные задания. В анкетировании принимали участие 119 студентов Челябинской государственной академии культуры и искусств и Стерлитамакской государственной педагогической академии им. 3. Биишевой. В выполнении заданий принимали участие студенты индивидуального класса Челябинской государственной академии культуры и искусств, обучающиеся по дисциплине «концертмейстерский класс».

Специальные задания включали: выбор и разучивание произведения с составлением краткой аннотации для школьного мероприятия; выучивание школьной песни под собственный аккомпанемент по цифрованному басу с самостоятельным подбором фактуры; эскизное разучивание аккомпанемента арии из предложенного списка; чтение с листа и транспонирование произведения школьного репертуара. Выполнение заданий оценивалось по пятибалльной системе.

Опытно-поисковая работа подтвердила эффективность разработанных нами методов развития исполнительской активности студентов. Зафиксирован устойчивый рост числа студентов с достаточным уровнем развития исполнительской активности и существенное сокращение числа студентов с начальным уровнем. Таким образом, результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-психологической и методической литературы по проблеме исполнительской активности позволил уточнить содержание понятия «исполнительская активность учителя музыки». Это психофизиологическое эмоционально-волевое качество личности, объединяющее владение конкретным видом музыкально-исполнительской деятельности и потребность самостоятельно интерпретировать музыку и на этой основе обеспечивающее личностное развитие будущего учителя музыки.

2. Структура исполнительской активности включает мотивационный, когнитивный, эмоциональный и действенно-практический компоненты. Мотивационный компонент побуждает к исполнительской деятельности. Когнитивный компонент включает необходимый для исполнительской деятельности комплекс общегуманитарных, музыкально-теоретических, музыкально-исторических, методических знаний. Эмоциональный компонент интегрирует потребность выражать свои эмоции через музыку и понимание ее эмоционально-образного содержания. Действенно-практический компонент представляет собой владение техническими умениями и навыками, необходимыми для практического воплощения музыкальных образов.

3. Процесс концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки, в котором ставится задача развития их исполнительской активности, необходимо строить на основе разработанных методов: семантического анализа фортепианной партии; мысленной оркестровки фортепианной фактуры при изучении аккомпанементов; рефлексии собственного исполнительского опыта; саморегуляции творческого эстрадного самочувствия.

4. В соответствии со структурой исполнительской активности, выделено четыре критерия ее сформированности: мотивационный, когнитивный, эмоциональный и действенно-практический.

5. Сопоставление результатов диагностики уровня развития исполнительской активности будущих учителей музыки на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы свидетельствует об эффективности комплекса разработанных методов.

Исследование может быть продолжено в следующих направлениях: изучение процесса формирования исполнительской активности обучающихся в среднем звене музыкально-педагогического образования; изучение процесса развития исполнительской активности студентов музыкально-исполнительских вузов, испытывающих сильные негативные последствия эстрадного волнения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Попова, Елена Митрофановна, 2009 год

1. Абдуллин, Э. Б. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева; под общ. ред. М. И. Ройтерштейна. М. : Музыка, 2006. - 336 с.

2. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М. : Академия, 2004. - 336 с.

3. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. М. : Наука, 1980. - 336 с.

4. Абульханова-Славская, К. А. О путях построения типологии личности / К. А. Абульханова-Славская // Психолог, журн. 1983. - № 1 (Т. 4). - С. 14-19.

5. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано / А. Д. Алексеев. -М. : Музыка, 1971. 276 с.

6. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. М.: Владос, 2000. - 334 с.

7. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды в 2 т. / Б. Г. Ананьев. -М. : Педагогика, 1980.

8. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. -Л. : Ленинград, гос. ун-т, 1968. 338 с.

9. Ананьева, М. В. Развитие волевых навыков у студентов-пианистов музыкально-исполнительских вузов: дис. . канд. пед. наук / М. В. Ананьева. — Екатеринбург, 2008. 141 с.

10. Анохин, П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / П. К. Анохин. М. : Наука, 1979. - 456 с.

11. Апраксина, О. А. Музыкальное воспитание в школе / О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1983. - 222 с.

12. Арановский, М. Г. Мышление, язык, семантика / М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. — М. : Музыка, 1974. — 336 с.1.l

13. Арчажникова, JT. Г. Профессия учитель музыки / Л. Г. Арчажни-кова. - М. : Просвещение, 1984. - 111 с.

14. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. -Л. : Музгиз, 1963.-376 с.

15. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. — М. : МГУ, 1990.-367 с.

16. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Ат-кинсон. М. : Прогресс, 1980. - 528 с.

17. Баренбойм, Л. А. За полвека. Очерки. Статьи. Материалы / Л. А. Баренбойм. Л. : Сов. композитор, 1989. - 368 с.

18. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. М. : Музыка, 1974. - 334 с.

19. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. М. : АМН СССР, 1966. - 350 с.

20. Бехтерев, В. М. Избранные труды: в 2-х т. / В. М. Бехтерев. Т. 1 -328 е.; Т. 2. 360 с. - М. : Педагогика, 1985.

21. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения, в 2-х т. / П. П. Блонский. М. : Педагогика, 1979. Т. 1 - 304 е.; Т. 2.-384 с.

22. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов н/Д : Изд-во РГУ, 1983. - 132 с.

23. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. — Ростов н/Д: Учитель, 1999. 560 с.

24. Бонфельд, М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление / М. Ш. Бон-фельд. СПб. : Композитор, 2006. - 648 с.

25. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М. : Просвещение, 1968. - 460 с.

26. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. М. : Классика XXI, 2008. - 352 с.

27. Брушлинский, А. В. Психология субъекта / А. В. Брушлинский. -М.: Алетейя, 2003. 272 с.2 8. Брянская, Ф. Д. Формирование и развитие навыка чтения с листа в первые годы обучения пианиста / Ф. Д. Брянская. — М. : Классика-ХХ1, 2007. -68 с.

28. Васина-Гроссман, В. А. Русский классический романс XIX века / В. А. Васина-Гроссман; ред. И. Ф. Бэлза. М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1956. -292 с.

29. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. — М. : Академия, 1996.-496 с.

30. Ветлугина, Н. В. Задачи, формы и методы нравственно-эстетического воспитания детей // Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / под ред. Н. А. Ветлугиной. — М. : Просвещение, 1989. 79 с.

31. Вишнякова, Н. Ф. К проблеме развития личности школьников в детском музыкальном творчестве / Н. Ф. Вишнякова // Вопр. психологии. -1987.-№ 6. -С. 77-84.

32. Вицинский, А. В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. — М. : Классика-ХХ1, 2003. — 100 с.

33. Воскресенский, М. С. О педагогических взглядах Л. Н. Оборина / М. С. Воскресенский // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 2. ; под редакцией В. Натансона. М. : Музыка, 1967. - С. 215-227.

34. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.

35. Выготский, Л. С. Формирование высших психических функций / Л. С. Выготский М. : Педагогика, 1983. - Т. 3. - 368 с.

36. Газман, О. С. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы М.: Изд. АПН СССР, 1989.-С. 5-11.

37. Гайдамович, Т. А. Избранное / Т. А. Гайдамович. М. : Музыка, 2004. - 544 с.

38. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. — М. : МГУ, 1976.- 149 с.

39. Голубева, Э. А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям / Э. А. Голубева // Психолог, журн. 1989. - № 4 (т. 10). -С. 75-86.

40. Гольденвейзер, А. Б. Об исполнительстве / А. Б. Гольденвейзер // Вопросы фортепианного исполнительства. М. : Музыка, 1965. - Вып. 1. -С. 35-71.

41. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. -М.: Просвещение, 1993. 190 с.

42. Готсдинер, А. Л. Подготовка учащихся к концертным выступлениям / А. Л. Готсдинер // Методические записки по вопросам музыкального образования. М. : Музыка, 1991. - Вып. 3. - С. 182-193.

43. Готлиб, А. Д. Основы ансамблевой техники / А. Д. Готлиб. М. : Музыка, 1971.- 95 с.

44. Гофман, И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман. М. : Классика-ХХ1, 2007. - 192 с.

45. Григорьев, В. Ю. Исполнитель и эстрада / В. Ю. Григорьев. -М. : Магнитогорск, 1998. 156 с.

46. Гродзенская, Н. Л. Школьники слушают музыку / Н. Л. Гродзенская. М. : Просвещение, 1969. - 77 с.

47. Давидян, Р. Р. Психологические аспекты квартетного музицирования / Р. Р. Давидян // Музыкальное исполнительство и современность; сост. М. А. Смирнов. -М. : Музыка, 1988. С. 128-155.

48. Дайри, Н. Г. О сущности самостоятельной работы / Н. Г. Дайри // Народ, образование. 1963. - № 5. - С. 29-34.

49. Данилов, М. А. Процесс обучения в советской школе / М. А. Данилов. М. : Учпедгиз, 1960. - 299 с.

50. Добрынин, Н. Ф. Проблема активности личности, активности сознания / Н. Ф. Добрынин // Проблема активности личности: ученые записки МГПИ им. П. П. Потемкина. М., 1954. - Т. 36. - С. 5-82.

51. Егорова, С. В. Развитие исполнительской активности будущего учителя музыки в процессе его фортепианной подготовки: дис. . канд. пед. наук / С. В. Егорова. Москва, 1998. - 193 с.

52. Зак, Я. И. О некоторых вопросах воспитания молодых пианистов / Я. И. Зак // Вопросы фортепианного исполнительства: очерки, статьи, воспоминания. М. : Музыка, 1968. - Вып. 2. - С. 81-100.

53. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация / В. И. Загвязинский. М. : Академия, 2001. - 192 с.

54. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов-н/Д: Феникс, 1997. - 480 с.

55. Кабалевский, Д. Б. Педагогические размышления / Д. Б. Кабалевский. М. : Педагогика, 1986. - 192 с.

56. Каган, М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М. : Политиздат, 1974. - 328 с.

57. Климов, Е. А. Общая психология / Е. А. Климов. М. : ЮНИТИ, 1999.-370 с.

58. Коган, Г. М. Избранные статьи / Г. М. Коган. М. : Сов. композитор, 1972. - Вып. 2. - 268 с.

59. Коган, Г. М. Работа пианиста / Г. М. Коган. М. : МУЗГИЗ, 1963.200 с.

60. Коган, Г. М. У врат мастерства / Г. М. Коган. — М. : Классика-ХХ1, 2004. 136 с.

61. Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. 2-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 256 с.

62. Коменский, Я. А. Избранные труды / Я. А. Коменский. М. : Педагогика, 1955. - Т. 2. - 287 с.

63. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

64. Корыхалова, Н. П. Интерпретация музыки / Н. П. Корыхалова. — JI. : Музыка, 1979.-208 с.

65. Костанян, С. X. Формирование профессиональной активности будущего учителя музыки в процессе его методической подготовки: дис. . канд. пед. наук / С. X. Костанян. М., 1992. - 111 с.

66. Критская, Е. Д. Интонационный анализ творчество учителя и ученика / Е. Д. Критская // Искусство в школе. - 1993. - № 1. - С. 21-28.

67. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним / В. Г. Крысько. -М. : Флинта, 1998. 151 с.

68. Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика / В. В. Крюкова. — Ростов н/Д. : Феникс, 2002. 280 с.

69. Крючков, Н. А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения / Н. А. Крючков. Л.: Музгиз, 1961. - 72 с.

70. Кубанцева, Е. И. Концертмейстерский класс : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. И. Кубанцева. М. : Академия, 2002. -192 с.

71. Кудряшов, А. Ю. Теория музыкального содержания: художественные идеи европейской музыки XVII — XX вв.: учеб пособие для музыкальных вузов и вузов искусств / А. Ю. Кудряшов. СПб. : Лань, 2006. - 427 с.

72. Лазурский, А. Ф. Психология. Общая и экспериментальная / А. Ф. Лазурский. Л. : Гиз, 1925. - 290 с.

73. Лейтес, Н. С. О психофизиологических основах активности / Н. С. Лейтес // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск: СГУ, 1975. - С. 24-38.

74. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М. : ИПЛ, 1975. - 302 с.

75. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические исследования : в 2-х т. — Т. 2: Категория деятельности в современной психологии. — М. : Педагогика, 1983.-320 с.

76. Леонтьев, А. А. Искусство как общение / А. А. Леонтьев // Психология общения. -М. : Смысл, 1999. С. 292-317.

77. Лернер, И. Я. Проблема методов обучения и пути её исследования / И. Я. Лернер // Вопросы методов педагогических исследований. М. : Наука, 1966.-С.-40-55.

78. Лисина, М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина // Вопр. психологии. — 1989,-№4. -С. 18-29.

79. Лосев, А. Ф. Основной вопрос философии музыки / А. Ф. Лосев // Философия. Мифология. Культура. -М., 1991. С. 315-335.

80. Лукьянова, Е. П. Формирование профессионально-коммуникативных качеств музыканта-исполнителя в классе камерного ансамбля / Е. П. Лукьянова. Екатеринбург: Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского, 2007.- 123 с.

81. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. вузов / А. Р. Лурия. М. : Академия, 2006. - 384 с.

82. Люблинский, А. А. Теория и практика аккомпанемента: метод, основы / А. А. Люблинский. Л. : Музыка, 1972. - 80 с.

83. Малинковская, А. В. Класс основного музыкального инструмента Искусство фортепианного интонирования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Музыкальное образование» / А. В. Малинковская. М.: ВЛАДОС, 2005. - 381 с.

84. Малинковская, А. В. Фортепианно-исполнительское интонирование: Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ ихразработки в методико-теоретической литературе ХУ1-ХХ веков : очерки / А. В. Малинковская-М. : Музыка, 1990. 191 с.

85. Мартинсен, К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано / К. А. Мартинсен. М. : Музыка, 1977. - 127 с.

86. Матюшкин, А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А. М. Матюшкин // Вопр. психологии. — 1982.-№4.-С. 5-17.

87. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. — М. : Музыка, 1976. — 154 с.

88. Медушевский, В. В. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя : автореф. дис. . канд. искусствовед, наук / В. В. Медушевский. М., 1971. - 24 с.

89. Мильштейн, Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства / Я. И. Мильштейн. М. : Сов. композитор, 1983. — 262 с.

90. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М. : Академия, 2004. - 320 с.

91. Моросанова, В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека /

92. B. И. Моросанова. М. : Наука, 1998. - 192 с.

93. Мур, Д. Певец и аккомпаниатор: Воспоминания. Размышления о музыке / Д. Мур. М. : Радуга, 1987. - 432 с.

94. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. — Л. : Изд-во Ленинград, гос. ун-та, 1960. 224 с.

95. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. М., 1982. - 319 с.

96. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. М. : Музыка, 1972. - 383 с.

97. Небылицын, В. Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии / В. Д. Небылицын // Вопр. психологии. 1971. - № 6.1. C. 18-26.

98. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Г. Нейгауз. -М. : Музыка, 1967. 309 с.

99. Немов, Р. С. Психология: в 2 кн. / Р. С. Немов. — М. : Владос, 1994. Кн. 1: Общие основы психологии. - 567 с.

100. Немыкина, И. Н. Развитие интеллектуальной активности студентов в условиях музыкально-педагогических учебных заведений: дис. . канд. пед. наук / И. Н. Немыкина. М., 1982.

101. Низамов, Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р. А. Низамов. — Казань: Казан, гос. ун-т, 1975. 302 с.

102. Николаев, А. А. Музыкальное образование и пути развития музыкального искусства / А. А. Николаев // Очерки по методике обучения игры на фортепиано. М., 1955. - С. 5-21.

103. О работе концертмейстера: учеб. пособие для фортепианных фак. музык. вузов / Моск. гос. консерватория.; ред.-сост. М. И. Смирнов. М.: Музыка, 1974. - 159 с.

104. Об активности сознания : материалы симпозиума. М. : Наука, 1996.-46 с.

105. Олпорт, Г. Становление личности: избр. труды / Г. Олпорт. -М. : Смысл, 2002. 462 с.

106. Ойстрах, Д. Ф. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма / Д. Ф. Ойстрах. -М. : Музыка, 1978. 288 с.

107. Орлов, В. И. Активность и самостоятельность учащихся / В. И. Орлов // Педагогика. 1998. - № 3. - С. 44-48.

108. Павлов, И. П. Рефлекс свободы / И. П. Павлов. СПб. : Питер, 2001. — 432 с. — (Серия «Психология-классика»).

109. Пазовский, А. М. Записки дирижера / А. М. Пазовский, — М. : Сов. композитор, 1968. 558 с.

110. Петровский, А. В. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошев-ский М. : Академия, 2006. - 500 с.

111. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектно-сти: учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Петровский. — Ростов н/Д. : Феникс, 1996. 509 с.

112. Петрушин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. -М.: ВЛАДОС, 1997. 384 с.

113. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. — М.: Академический проект, Гаудеамус, 2006. 490 с.

114. Платон. Сочинения : в 3-х т. / Платон. М. : Мысль, 19681971.

115. Платонов, К. К. Личностный подход как принцип психологии / К. К. Платонов // Методологические и теоретические проблемы психологии. -М. : Наука, 1969.-С. 190-218.

116. Подуровский, В. М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Подуровский, Н. В. Суслова. М. : ВЛАДОС, 2001. - 320 с.

117. Прохоров А. О. Практикум по психологии состояний : учеб. пособие для студ. вузов / А. О.Прохоров. — СПб., 2004. — 480 с.

118. Психология музыкальной деятельности : теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.; под ред. Г. М. Цыпина. М. : Академия, 2003.-368 с.

119. Раппопорт, С. X. Искусство и эмоции / С. X. Раппопорт. М. : Музыка, 1968. - 160 с.

120. Рафалович, О. Транспонирование в классе фортепиано / О. Рафа-ловаич. — Л. : Музиздат, 1963. — 37 с.

121. Рапацкая, Л. А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки / Л. А. Рапацкая. М., 1996. - 192 с.

122. Рапацкая, Л. А. Подготовка учителя музыки к формированию художественной культуры школьников : учеб. пособие / Л. А. Рапацкая. М. : МГОПИ, 1992.-94 с.

123. Ригина, Г. С. Уроки музыки в начальных классах : из опыта работы в 1-м и 2-м классах / Г. С. Ригина. — М.: Просвещение, 1979. 160 с.

124. Роджерс, К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Роджерс. М. : Эксмо-Пресс, 2004. - 416 с.

125. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. В. Давыдова. -М.: БРЭ, 1993. Т. 1. 608 с.

126. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. — М., 1957.-328 с.

127. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. М. : Педагогика, 1989. - Т. 2. - 488 с.

128. Ручьевская, Е. А. Классическая музыкальная форма: учебник по анализу / Е. А. Ручьевская. СПб. : Композитор, 1998. - 268 с.

129. Ручьевская, Е. А. Функции музыкальной темы / Е. А. Ручьевская. М. : Музыка, 1977. - 160 с.

130. Савшинский, С. И. Пианист и его работа / С. И. Савшинский. -Л.: Сов. композитор, 1961.-271 с.

131. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993. — 740 с.

132. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1997. 800 с.

133. Сидорова, М. И. Педагогические условия формирования концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки : дис. . канд. пед. наук / М. И. Сидорова. Мурманск, 2006. - 188 с.

134. Сорокина, Е. Г. Фортепианный дуэт. История жанра / Е. Г. Сорокина. М. : Музыка, 1988. - 319 с.

135. Сохор, А. Н. Музыка как вид искусства / А. Н. Сохор. М. : Музыка, 1970.- 192 с.

136. Сухомлинский, В. А. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения / В. А. Сухомлинский. М. : Педагогика, 1979. - Т. 1. - 560 с.

137. Теория и методика обучения игре на фортепиано : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под общ. ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. М. : ВЛАДОС, 2001. - 368 с.

138. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Те-плов. -М., 1948.-335 с.

139. Труды по знаковым системам / отв. ред. Ю. М. Лотман. — Тарту: Тартус. гос. ун-т, 1987. Вып. 754. - 144 с.

140. Узнадзе, Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси : Акад. наук Груз. ССР, 1961. - 210 с.

141. Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. СПб. : Питер, 2001.-416 с.

142. Узнадзе, Д. Н. Теория установки / Д. Н. Узнадзе. — М. : Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО Модэк, 1997. 447 с.

143. Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский. М. : УРАО, 2002.-591 с.

144. Федорович, Е. Н. Основы музыкальной психологии / Е.Н.Федорович, Е. В. Тихонова. Екатеринбург: Урал. гос. консерватория, 2007. - 206 с.

145. Федорович Е. Н. Формирование социальной активности будущего учителя музыки в процессе специальной подготовки: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. - 16 с.

146. Фейгин, М. Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога / М. Э. Фейгин. М., 1975. - 110 с.

147. Фейнберг, С. Е. Пианизм как искусство / С. Е. Фейнберг. М.: Музыка, 1969.-600 с.

148. Фролова, О. В. Педагогические условия развития у младших школьников интереса к народным традициям в процессе игровой деятельности : дис. . канд. пед. наук / О. В. Фролова. Челябинск, 2002. -177 с.

149. Хавкина-Трахтер, Р. С. Работа в концертмейстерском классе: некоторые общие соображения / Р. С. Хавкина-Трахтер // Вопросы фортепианной педагогики. М., 1976. - Вып. 4. - С. 134-147.

150. Хайкин, В. JI. Активность (характеристики и развитие) / В. JI. Хайкин. М. : Моск. психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000.-448 с.

151. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — М. : Высш. шк., 1999.-517 с.

152. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. М. : Педагогика, 1986. - Т. 1. - 408 с.

153. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства: в 2 ч. / В. Н. Холопо-ва. -М. : Печатник, 1990. -Ч. 1.-140 е.; Ч. 2. 122 с.

154. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкальноОисполнительской деятельности / Ю. А. Цагарелли. СПб. : Композитор, 1008. - 368 с.

155. Цыпин, Г. М. Исполнитель и техника / Г. М. Цыпин. М. : Академия, 1999.- 192 с.

156. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности. Проблемы, суждения, мнения / Г. М. Цыпин. М. : Интерпракс, 1994. - 374 с.

157. Шаймухаметова, JT. Н. Семантический анализ музыкальной темы / JT. Н. Шаймухаметова. М. : РАМ им. Гнесиных, 1998. - 265 с.

158. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. М. : Педагогика, 1982. - 208 с.

159. Шацкая, В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В. Н. Шацкая. М. : Педагогика, 1975. - 200 с.

160. Шемакин, Ю. И. Компьютерная семантика / Ю. И. Шемакин. А. А. Романов. М. : Науч.-образоват. центр «Школа Китайгородской», 1995. — 342 с.

161. Шендерович, Е. М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: советы аккомпаниатора / Е. М. Шендерович. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Музыка, 1987. - 60 е., нот. - (Вопросы истории, теории, методики).

162. Шендерович, Е. М. В концертмейстерском классе: размышления педагога / Е. М. Шендерович. М. : Музыка, 1996. - 206 с.

163. Штумпф, К. Происхождение музыки / К. Штумпф. Л. : Тритон, 1926.-58 с.

164. Щерба, Л. В. Избранные работы по русскому языку / Л. В. Щер-ба. М. : Аспект Пресс, 2007. - 260 с.

165. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. СПб. : Питер, 2008. - 256 с.

166. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

167. Яворский, Б. Л. Избранные труды / Б. Л. Яворский; общ. ред. Д. Д. Шостаковича. М. : Совет, композитор 1987. - Т. И. (Ч. I). - 367 с.

168. Activity theory and sozial practice. Aarus Univ. Press, Denmark.1999.

169. Arias, E. A. Music as projection of the Kinetik Sense // Music Review, 1989. Vol. 50 № 1. - p. 1-33.

170. Greu, J. A. The psychology of ftar and stress. New York, 1971.

171. Gudjons Herbert. Pädagogisches Grundwissen: Uberblick Kompendium - Studienbuch / Von H. Gudjons. - Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 1994. - 316 P

172. Krön, F. Von Pädagogischen Bezug zur Pädagogischen Interaction / Pädagogische Rundschau. 1986. - № 40.

173. Lieury Alain. Motivation et reussite scolaire. Paris: Dunod, 2001. —142 p.

174. The Language of Music London: Oxf. Univ. Press, 1962. - 448 p.

175. Michel Paul. Uber musikalische Fähigkeiten und Fertigkeiten Ein Beitrag zur Musicpsichologie // Musicwiss: Einzeldarstellungen. Heft 2. Leipzig, 1960. Heft 2.- 130 s.

176. Musikstudium in der Bundesrepublik Deutschland Musik -Musikerziehung Musikwissenschaft Krsg v. Kraus, Egon. Aktualisierte Auflage 1994 Schjtt Verlag.

177. Habermas, J. The Theory of Communicative Action. Boston: Beacon Press, 1984.

178. Hyeckhauzen, H. Motivation und Handeln. 1980. - 186 p.

179. URL : http://www.diss. rsl.ru

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.