Социологические воззрения А. Е. Кулаковского и их реализация в социальных процессах современной Якутии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Охлопков, Василий Егорович

  • Охлопков, Василий Егорович
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2000, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 179
Охлопков, Василий Егорович. Социологические воззрения А. Е. Кулаковского и их реализация в социальных процессах современной Якутии: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Улан-Удэ. 2000. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Охлопков, Василий Егорович

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социологических воззрений А. Е. Кулаковского и их реализации в социальных процессах Якутии.

1.1. Характер социальных процессов Якутии в конце XIX-начале XX вв.

1.2. Отечественная социологическая мысль о путях общественного развития России и ее регионов.

1.3. А.Е. Кулаковский как социальный мыслитель: его взгляды на характер и содержание социальных процессов в якутском обществе.

Глава 2. Характер и основные тенденции социальных процессов в Якутии в условиях перехода к рыночным отношениям.

2.1. Становление рыночных отношений - основа изменений социальных процессов в республике.

2.2. Основные направления социальных сдвигов в Якутии.

2.3. Некоторые прогнозы А.Е. Кулаковского о характере социальных изменений в современной цивилизации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социологические воззрения А. Е. Кулаковского и их реализация в социальных процессах современной Якутии»

Актуальность темы исследования. Переход России к рыночным отношениям в постсоветское время потребовал кардинального реформирования всей системы политических, административно-правовых и социально-экономических отношений, демократизации всех институтов общества. Стратегия развития страны- создание постиндустриального социума. Этот магистральный путь развития человечества характеризуется своими особенностями, детерминированными своеобразием экономического, политического, социального и культурного развития той или иной страны, ее географического положения и народонаселения. Для такой огромной и многонациональной страны, как Российская Федерация, такое развитие преломляется и через специфику составляющих ее регионов и их этнических образований.

Известно, что всякий социальный прогресс основывается на достижениях настоящего и прошлого. Поэтому оправдано то, что многие общественные деятели и научные работники обращаются к идеям мыслителей прошедших времен, к их анализу социально-экономического и культурного развития своих регионов, прогнозам будущего. Для Республики Саха одним из таких мыслителей является Алексей Елисеевич Кулаковский - поэт, ученый, общественный деятель и просветитель, живший на рубеже XIX и XX столетий. Эпоха рубежа веков характеризовалась переходом народа саха от патриархально-феодального общественного строя к капитализму. В современный период развития Якутии наблюдается переход народа саха, как и других народов России, от государственного социализма к рыночным отношениям, постиндустриальному обществу. При этом можно заметить, что оба рубежа столетий для народа саха имеют общую черту: внедрение рыночных отношений. Изучение литературного и общественно-политического наследия

А.Е. Кулаковского позволяет выявить актуальные для настоящего времени идеи автора о переходе к рыночным отношениям, которые в ряде случаев могут служить, на наш взгляд, ориентиром современного социально-экономического и культурного развития Якутии.

Степень изученности темы. Начиная с 20-х гг. творчество А. Е. Кулаковского привлекало внимание исследователей. В советский период в изучении наследия мыслителя преобладал политический, классовый подход. В постсоветское время открылись возможности для беспристрастного, научного анализа его взглядов. В первый период А. Е. Кулаковского рассматривали, в основном, как реалиста-просветителя и буржуазного националиста, а во второй - как разностороннего самобытного мыслителя. При этом никто ранее специально не анализировал творчество А. Е. Кулаковского с позиций социологической науки.

В 1920-е гг. П. А. Слепцов-Ойунский, А. И. Софронов, С. Р. Кулачиков относили писателя к реалистам. В. Н. Леонтьев, М. Н. Шадрин и др. понимали его как выразителя идей революции. А. А. Иванов-Кюндэ, например, рассматривал поэму «Сон шамана» как произведение с устаревшими художественными формами

В 1930-е гг. критика Кулаковского велась с трех позиций. Согласно мнению первой группы исследователей, он был выразителем интересов буржуазно-националистических элементов, в второй - сторонником интересов как феодалов, так и нарождающейся буржуазии, третья - относила его к защитникам интересов феодалов .

В 1944 г. была опубликована монография Г.П. Башарина «Три якутских реалиста-просветителя», где А.Е. Кулаковский показан как поэт, ученый, общественный деятель и просветитель.

1 Софронов А. И. Последние дни Л. Е. Кулаковского//Авт. Якутия - 1926. - 1 авг.; Кюнлэ. Фатализм, мистицизм и символизм в произведениях якутских писатслсй//Авт. Якутия. - 1926. - 17, 18 марта; Леонтьев В. Н. А. Е. Кулаковский. (некролог)// Авт. Якутия. - 1926. - 17 июня; Ойунский П. А. О теории якутского стихосложения//Бюллетень Наркомпросздрава ЯАССР. - 1928. - №6-8. - С. 4-45.

2 Кулачиков С. Больная идсология//Авт. Якутия. - 1928. - 17 авг.; О состоянии и задачах якутской художественной лнтературы//Социалнстическая Якутия. - 1930 - 27 сент. - С. 3; Новиков В. М. Якутская советская поэзия: Матер. I всеякутской конф. советских писателей. - Якутск, 1936. - С. 5-28; Мордннов Н. Неразрешенные проблемы якутской художественной литературы//Соцналистическая Якутия. - 1933. - 3 июн -С. 4; Окоемов Н. Н. Итоги первого всесоюзного съезда советских писателей и задачи якутской художественной литературы: Матер. I всеякутской конф. советских писателей. - Якутск, 1936. - С. 29-48.

В 1951 г. в газете «Правда» от 10 декабря была опубликована статья «О буржуазно-националистических извращениях в освещении якутской литературы», в которой А.Е. Кулаковский обвинялся в буржуазном национализме и мальтузианстве. С этого времени исследователи творчества мыслителя разделились на две непримиримые группы. Н. П. Канаев, Г. П. Ефремов, Г. П. Тихонов, В. С. Познанский, В. А. Демидов, А. И. Новгородов и др. критиковали его как буржуазного националиста, контрреволюционера Г. П. Башарин, А. Е. Мординов, М. И. Пархоменко, И. А. Аргунов, С. П. Данилов, Г. Р. Кардашевский, И. В. Пухов, А. А. Петросян рассматривали его как основоположника якутской литературы, крупного прогрессивного ученого, просветителя, демократического общественного деятеля .

Конец открытой полемике был положен 16 февраля 1962 г. решением бюро Якутского обкома КПСС «Об исправлении ошибок в освещении некоторых вопросов истории якутской литературы». Постановление, исходя из того, что в оценке литературного наследия следует руководствоваться конкретно-историческим подходом, указало на неприемлемость как огульного отрицания якутской литературы вообще и наследия А. Е. Кулаковского в частности, так и замалчивания идейных противоречий в общественной деятельности и творчестве ее зачинателей. С тех пор дискуссия вокруг творчества А. Е. Кулаковского постепенно пошла на убыль.

В постсоветский период среди таких якутских исследователей -представителей различных наук, как историк Е. Е. Алексеев, филолог А. А. Бурцев, философ А. Г. Новиков, поэт Август Муран, биолог Д. Д. Саввинов,

1 Демидов В. А. Вымысел и правда истории (к- дискуссии вокруг Д. Е. Кулаковского): Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирского ун-та. Новосибирск, 1990. - С. 17, Демидов В., Познанский В. К истории борьбы с белобандмпимо.м в Якутии в 1921-1922 гг.//Вопросы историографии социалистического и коммунистического строительства в Сибири. - Новосибирск, 1976. - С. 76-78; Канаев Н. П., Ефремов Г. Д., Тихонов Г. П. Против извращений истории якутской литературы. - Якутск: Кн. изд.-во, 1953; Познанский В. Очерки истории вооруженной Сибири с контрреволюцией 1917-1918 г. - Новосибирск, 1973. - С. 28; Новгородов Д. И. Рецензия//Вопросы истории. - 1974. -№ 10.-С. 164-166.

2 Пархоменко М., Сыромятников Г. Алексей Елисеевич Кулаковский// Кулаковский А. Е. Песня якута. Стихи и поэмы. - М., «Советская Россия; 1977,- С. 5-28; Башарин Г. П. Первый якутский поэт и ученый//Якугский университет. - 1962. - 22 дек.; Башарин Г. Исторические судьбы письма Кулаковского// Кулаковский А. Якутской интеллигенции. - Якутск: Кн. Изд-во, 1992. - С. 3-30; Петросян А. Споры о наследствс//3намя. - 1961. - №8. - С. 206-210 ; Кардашевский Г. Р. О социальных мотивах творчества А. Кулаковского//Кулаковский. -Якутск, - 1964.-С. 49-57. экономист И. Е. Томский и др. доминировал объективный, научный подход к творчеству А. Е. Кулаковского

Тот факт, что творчество А. Е. Кулаковского было на протяжении длительного периода ареной дискуссий республиканских и российских исследователей, а также директивных органов, подчеркивает непреходящее значение его идей и масштабность их влияния на общественно-политическую мысль Республики Саха.

Важное место в творчестве ученого занимали проблемы социального развития края, которые впоследствии разрабатывались многими исследователями Якутии.

Такие ученые, как И. А. Аргунов, Г. П. Башарин, 3. В. Гоголев при изучении проблемы становления классового общества и социально-экономического развития дореволюционной Якутии в предшествующий период опирались на марксистскую методологию и в первую очередь охарактеризовали степень развития производительных сил в дореволюционной Якутии. При этом И. А. Аргунов использовал историко-социологический метод 2.

Положение народов Севера при трансформации социально-экономического строя изучалось B.C. Луковцевым. Влияние урбанизации на ценностные ориентации якутов рассматривалось У. А. Винокуровой. Историю становления интеллигенции в Якутии изучал С. Н. Горохов.

Экономисты современного периода в основном базировались на адаптации концепции рыночной экономики к региональным условиям: известны работы Н. В. Бекетова, Я.Т. Васильева, В.Р. Дарбасова, Х.Н. Дьяконова, Е.Г. Егорова, И.А. Матвеева, А.А. Попова, И.Е. Томского, Н.Н. Тихонова, Ф.С. Тумусова и др. Алексеев Е. Е. Алексей Елисеевич Кулаковский. - Якутск: Км. изд-во, 1966. - 292 е.; Новиков А. Г. Алексей Елисеевич Кулаковскнй// Философы России XIX-XX столетий. - М , 1994. - С. 319-320; Бурцев А. А. Идея толерантности и философия «правильного пути» А. Кулаковского//Логос. Культура. Цивилизация. - Якутск, ЯНЦ СО РАН, 199-1. - 186 е.; Бурцев А. А. Философские основы творчества А. Кулаковского//Лит. традиции эпохи и преломление их в Якутии. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. - 136 с. - С. 33-49. ; Муран А. Преодоление реализма//Полярная звезда. - 1992. - №5 - С. 169-174

2 Башарин Г. П. Социально-экономические отношения в Якутии второй половины XIX - начале XX века. - Якутск: Км изд-во, 1974. - 216 е.; Гоголев 3. В. Якутия на рубеже XIX - XX столетии. - Новосибирск: Наука, 1970. - 236 е.; Аргунов И. А. Социальное развитие якутского народа: историко-социологические исследования образа жизни. - Новосибирск: Наука, 1985. - 319 с.

Основа современной стратификационной структуры Республики Саха (Якутия) охарактеризована в работе И. И. Подойницыной с использованием трех критериев стратификационного анализа:

- отношения к средствам производства;

- положения в сфере труда;

- уровень дохода.

Вместе с тем проблемы социального развития Якутии не нашли сколько-нибудь полного отражения в научной литературе. Не исследованными оказались и социологические воззрения А. Е. Кулаковского, которые в контексте перехода к рыночным отношениям вызывают особый интерес и требуют глубокого научного анализа.

Целью исследования является анализ социологических воззрений А. Е. Кулаковского и их реализации в социальных процессах современной Якутии.

Достижению этой цели подчинено решение следующих задач:

- осуществить социологический анализ литературных произведений и научных трудов А. Е. Кулаковского;

- раскрыть содержание основных социологических воззрений А. Е. Кулаковского о характере развития якутского народа;

- выяснить возможности осуществления идей общественного мыслителя в современных условиях Республики Саха;

- выявить особенности и механизмы перехода традиционных отраслей хозяйства к рыночным отношениям, выдвинутых А. Е. Кулаковским в условиях вступления якутского общества на путь капиталистического развития;

- раскрыть социальные прогнозы ученого, определяющие будущие социальные процессы.

Объектом исследования является научное творчество А. Е. Кулаковского и социальные процессы в современной Якутии.

Предметом исследования выступает выявление социологических воззрений А. Е. Кулаковского и их осуществление в социальных процессах современной Якутии.

Методологическую основу исследования составили детерминистский, функциональный и исторический подходы, рассматривающие общественные процессы и явления на основе всеобщих принципов взаимосвязи и развития.

Теоретической базой диссертационного исследования явились фундаментальные труды ученых в области социологии, этносоциологии, истории, экономики.

В качестве непосредственных источников были использованы труды А. Е. Кулаковского, исследователей по социально-экономическим процессам дореволюционного и постсоветского периода.

Источниками исследования послужили работы отечественных и зарубежных социологов по проблемам общества, культуры, социальной структуры, социализации личности, межэтнических взаимоотношений и перспективам развития человечества. Кроме философской и социологической литературы использованы исследования специалистов смежных областей знания: историков, этнографов, экономистов, демографов. В качестве эмпирической базы исследования - данные Национального архива Республики Саха (Якутия), Государственного комитета по статистике, выступления руководителей республики, социологические исследования соискателя.

Научная новнзна диссертации заключается в том, что в ней впервые исследованы социологические воззрения А. Е. Кулаковского.

В итоге разработки темы исследования диссертантом получены следующие новые результаты, выдвигающиеся на защиту:

- доказано, широкое использование социологических методов и подходов А. Е. Кулаковским в выдвижении своих социально-политических воззрений;

- определено в исследованиях ученого преобладание культурного детерминизма во взглядах на развитие общества;

- выделены фундаментальные социологические проблемы: социальная дифференциация, социализация личности, взаимоотношения этносов, борьба за здоровый образ жизни, выдвинутые общественным мыслителем, исходя из социально-экономических и культурных условий Якутского края;

- показаны особенности и механизмы перехода традиционных отраслей хозяйства к рыночным отношениям, рекомендованные ученым;

- выявлены социальные прогнозы гуманиста по поводу дальнейшего развития родного края и некоторых мировых процессов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические выводы диссертации могут быть использованы:

- для решения вопросов теории и практики перехода Якутии к постиндустриальному развитию;

- как предложения при принятии парламентом республики Ил Тумэн Закона о земельной собственности;

- в качестве практической основы для осуществления региональной государственной политики здорового образа жизни населения Республики Саха;

- при разработке курса лекций по истории социологии, истории Якутии, культурологии и для чтения спецкурсов в вузах и колледжах республики.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социологии Якутского государственного университета, на заседании кафедры философии Бурятского государственного университета и рекомендована к защите.

Основные положения диссертации изложены в 4 статьях, опубликованных в тематических сборниках. Результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях:

- республиканской конференции «Региональные особенности межнациональных отношений». Якутск, 1993;

- республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Шаг в будущее-Интеграция». Якутск, 1996;

- университетской конференции «Новые инновационные технологии в обучении студента». Якутск, 1998;

- научно-практической конференции Совета молодых ученых и специалистов финансово-экономического института Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова «Пути выхода из социально-экономического кризиса: региональные аспекты». Якутск, 1999;

- межвузовской научной конференции «Госстандарты высшего образования: проблемы, подходы, перспективы». Якутск, 1998;

VI Мирнинской городской научно-практической конференции «Образование, общество, технический прогресс». Якутск, 1999;

- республиканской научно-практической конференции «Якутское село на пороге XXI века: что делать?». Якутск, 1999;

- «Круглом столе»: «Философское осмысление Послания Президента РС(Я) парламенту и населению». Якутск, 1999;

- IV научно-практической конференции «Логос. Культура. Цивилизация». Якутск, 1999;

- республиканской научно-практической конференция «Актуальные проблемы российского федерализма» Якутск, 1999;

- республиканской научно-практической конференции «Этнопедагогика Якутии: проблемы и поиски». Якутск, 1999;

- республиканской научно-практической конференции. «Политическая система общества: проблемы модернизации».Якутск, 2000; общероссийской научно-практической конференции «Проблемы интеллигенции в образовательных системах». Красноярск, 1999;

III Международной научно-методической конференции «Университетское образование». Пенза, 1999.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Охлопков, Василий Егорович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. А.Е. Кулаковский - основатель якутской национальной интеллигенции, поэт, фольклорист, также как и представители зарождающейся якутской интеллигенции на рубеже XIX-XX вв. и как гражданин и патриот своего края и России, много своих трудов посвятил социальному развитию Якутского края, России и всего мира. Его социологические воззрения отражались в литературных, научных и публицистических произведениях.

В своей общественной, научной и практической деятельности А.Е. Кулаковский использовал все социологические подходы: демографический, коллективистский, ролевой, психологический, культурологический, что отражено в его работах. Метод систематического наблюдения, устного опроса, работы над документами применялись А.Е. Кулаковским в течение длительного периода его поездок по улусам. Широкий круг знаний и применение этих социологических методов позволили ему создать программу комплексного развития региона.

2. Для мыслителя характерен культурный детерминизм, когда в его теоретических построениях развитие культуры предопределяет социальный прогресс. В связи с этим в разработанной им концепции модернизационных социальных изменений Якутии большое внимание уделялось образовательной сфере как средству повышения экономического и культурного уровня региона. Он признавал наличие классовой борьбы, но анализ его сочинений показывает, что он выступал за социальное согласие различных социальных слоев общества, предполагал и предпочитал эволюционное развитие общества. Тезис о социальном согласии красной нитью проходит через все творчество Кулаковского.

3. Как социолог он работал над такими проблемами социологии, как социальная дифференциация, социализация личности, развитие культуры, взаимоотношения этносов. Для социализации личности основными факторами, по Кулаковскому, являются воспитание трудом и преодоление девиантного поведения, овладение знаниями и национальной культурой. При этом его методологическим ориентиром является гражданское согласие, развитие общества эволюционным путем через единение общества. Поставленные им конкретные проблемы социального прогресса характеризуют его как социального теоретика. Теоретические мысли об общественном развитии Якутии, России и мира показывают масштабность, глубину социологического воззрения А. Е. Кулаковского на социальные процессы в обществе.

4. Одним из основных теоретических достижений мыслителя является его тезис о своем периоде, как веховом, когда наблюдаемое им отставание региона от мировых тенденций перехода к капиталистическим отношениям детерминировало модернизационные социальные изменения.

Актуальность его построений сохраняется вследствие влияния двух причин: во-первых, обширность знаний проблем региона и яркий аналитический, прогностический талант. Во-вторых, современный период социально-экономического развития России и Республики Саха, также как и рубеж XIX-XX столетий, являются веховыми, когда необходима структурная перестройка всего комплекса социально-экономических отношений, а также осознано отставание региона от тенденций развития мировой цивилизации. При этом в определенной степени совпадают и подходы к решению проблемы: глобальность стоящих перед российским народом и народом саха задач заставляет их руководство разрабатывать комплексные методы повышения уровня жизни граждан и интеграции страны в мировую цивилизацию.

5. Субъектом и целью общественного развития Кулаковский считал человека. Поэтому основным условием дальнейшего прогрессивного развития человечества, России и Якутского края у него являлось культурное развитие, особенно образование. В условиях перехода нашей страны к постиндустриальному обществу, т.е. переходу к интеллектуальной технологии, эти социальные взгляды Кулаковского также могут считаться современными.

Разработка достижения согласия в сфере межнациональных отношений остается одной из основных проблем мировой цивилизации. Кулаковский стоял на подлинно интернационалистских позициях. Он видел прогресс, счастье народа саха только в составе российского государства, в дружбе и сотрудничестве с русским народом.

6. Идеи А. Е. Кулаковского на современном этапе реализованы в следующих социальных процессах Республики Саха (Якутия): в образовательной сфере через развитие национальной школы, в сельскохозяйственной отрасли в модернизационных тенденциях, в программе здорового образа жизни и материального благополучия как национальной политики. Особую роль занимает новое осмысление роли высшей школы в условиях постиндустриального общества.

Все сказанное позволяет нам сделать вывод о том, что А.Е. Кулаковский выступал как социальный и политический мыслитель, с глубокими теоретическими, социологическими воззрениями.

Исходя из вышеизложенных положений диссертации, нами сделаны следующие практические рекомендации:

В современный период, когда аграрный сектор Республики Саха (Якутия) в силу действия двух негативных факторов: разрушения централизованной системы и отсутствия правовой базы на собственность вызвал снижение качества жизни сельского населения. В силу этого, для обеспечения повышения уровня жизни населения был принят комплекс мер под названием «Семейная экономика». Данные мероприятия, на наш взгляд, необходимо дополнить следующими пунктами:

1. В практической и законотворческой работе по направлению введения частной собственности ориентироваться на наличие трех видов населенных пунктов, выделенных нами по степени сложности работ по решению данной проблемы:

- села, которые не являлись крупными и средними административными центрами, вследствие чего в них в прошлые годы был незначителен приток мигрантов: земля была роздана в пользование по «предкам» (распределение по досоветскому периоду) и больших осложнений данное мероприятие не вызвало.

Вследствие этого введение частной собственности на сельскохозяйственные угодья целесообразно начать в малых селах;

- в села, которые были в прошлый период совхозными центрами, приток мигрантов в прошлые годы был значителен. Для данных населенных пунктов типично наличие проблемы нехватки земли, некоторая напряженность между "мигрантами" и "коренными", а также случаи передачи их земель для увеличения других населенных пунктов в прошлом (наличие земельных споров). Впрочем, земельные конфликты в РС(Я) протекают в рамках законности;

- наиболее сложна ситуация с улусными (районными центрами) центрами: если в первом и втором случаях земля на сегодняшний день разделена, то в улусных центрах межевания не производилось, ввиду чего для индивидуальных хозяйств остро стоит не только проблема сенокосов, но и непосредственно пастбищ скота.

На основе анализа данных исследования мы считаем необходимым предложить следующее: Российская Федерация охватывает огромное пространство, имеющее разнородный характер в силу естественных причин и уровня социально-экономического развития отдельных регионов. Поэтому вопрос о законодательстве по вопросу о земельной собственности необходимо решать на уровне отдельных регионов и субъектов Федерации с учетом местных особенностей. Республике Саха (Якутия), занимающей 20% площади Российской Федерации, требуется собственное законодательство по земельной собственности, разработанное в соответствии со статусом отдельных улусов -промышленных, аграрных, с учетом местных отличий, при обязательном сохранении многообразия видов собственности.

В связи с вышеизложенным данный вопрос должен изучаться на местах и решаться через республиканский референдум по внесению соответствующих поправок в Конституцию Республики Саха (Якутия). В противном случае вся забота о селе сосредоточится исключительно в парламентских прениях по поводу единовременных дотаций селу, что окончательно разрушит материальную базу и трудовой энтузиазм представителей аграрного сектора. Данные негативные тенденции могут быть необратимыми.

Законодательные акты должны учитывать мнение жителей отдельных улусов по формам собственности на различные виды сельскохозяйственных угодий. Принятие частной собственности, в целом по России, неизбежно, в связи с этим необходимо проводить большой объем подготовительных работ по законодательному обеспечению данных мероприятий с учетом местных условий.

II. В связи с тем, что работы в направлении достижения здорового образа жизни в современных социально-экономических условиях займут достаточно длительный период, на сегодняшний день актуальны меры, направленные на снижение уровня алкоголизма с помощью тактических методов:

1. Упрочение законодательной и материальной базы органов местного самоуправления «тёлбэ». Данное общественное объединение в современных условиях является единственным реальным средством контроля и профилактики алкоголизма, а также органом, имеющим возможность привлечения молодежи к общественной, культурно-просветительской и досуговой работе. С нашим мнением о роли «тёлбэ» были согласны все эксперты. Часть экспертов настаивают на повышении экономической базы «тёлбэ», путем назначения определенного уровня заработной платы руководителям данных низовых органов самоуправления.

2. В связи с изменением статуса личности сегодня затруднена медицинская профилактическая система алкоголизма. На данном этапе в большинстве центральных улусов наркологические службы сосредоточены в улусных центрах в лице единственного специалиста, иногда на часть ставки, т. е. на улус (район) с населением в десятки тысяч человек работает только один специалист. По нашему мнению, в улусных центрах должны существовать специализированные наркологические центры, с возможностью анонимного приема и лечения пациентов. Медицинские работники на местах должны вести мониторинг уровня алкоголизма и тесно взаимодействовать с «тёлбэ».

3. Правоохранительными органами, налоговой инспекцией и местным самоуправлением должна быть решена проблема нелегальной торговли алкогольными напитками, так как этот вид бизнеса изначально имеет криминальный характер и угрожает экономическому положению сельских жителей в связи с тем, что алкоголь становится доступным круглосуточно, независимо от возрастной категории потребителя, а также зачастую оплачивается натурой: во-первых, имуществом алкоголика и его семьи, во-вторых, отработкой в период сенокоса, или на хозяйственных работах, что отрицательно отражается на экономическом положении граждан, страдающих алкоголизмом.

На сегодняшний день в работе научных учреждений по направлению «Семейная экономика» не уделяется достаточного внимания идеологическому сопровождению мероприятий, в результате чего население отталкивается от преобразований. Государственные мероприятия по оптимизации социально-экономического положения Республики Саха (Якутия) должны вестись с параллельным маркетинговым и идеологическим сопровождением. На данный момент, в связи с отсутствием таковой, жизненно важные для села реформы проводятся не с той степенью эффективности, которая была бы возможна при оптимальной модели использования агитации и соответствующих идеологических кадров. С этой целью необходимы инвестиции в соответствующие исследовательские центры различных учреждений и оптимизация кадровой структуры учреждений идеологии.

В связи с тем обстоятельством, что разработка методов комплексного повышения уровня жизни в условиях трансформации общества является традицией интеллигенции народа саха, мы считаем необходимым широкое использование данного факта в агитационной и разъяснительной работе.

Анализ изменений в системе социально-экономических отношений села должен вестись систематически, через определенные промежутки времени, что позволит отследить и ликвидировать многие возможные негативные последствия рыночных реформ.

В связи с тем обстоятельством, что у населения Республики Саха (Якутия) остается высоким интерес к якутской породе крупного рогатого скота, мы считаем необходимым выработку моделей предоставления населению центральной Якутии молодняка данной породы. В случае невозможности этого ограничиться возвратным скрещиванием скота привозных пород с высокой степенью кровности с якутской породой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Охлопков, Василий Егорович, 2000 год

1. Департамент службы занятости в 1999 г. Якутск, МТиСЗ РС(Я), 2000. -14 с.

2. Кулаковский А. Е. Грядущая Гидра: (К предстоящей засухе)//Авт. Якутия. 1925.- 5, 6 мая.

3. Кулаковский А. Е. Ибир-самыыр.- Якутскай: Кинигэ издательствота, 1971,- 16с.

4. Кулаковский А. Е. Инструкции для собирания сведений о шаманизме у якутов: Сб. тр. исслед. о-ва "Саха кэскилэ".- Якутск, 1925. Вып. 1.- С. 90-94.

5. Кулаковский А. Е. Как бороться с малым разливом рек//Авт. Якутия -1925.-31 мая.

6. Кулаковский А. Е. Как образовать сенные запасы//Авт. Якутия. 1925. -3, 4 июня.

7. Кулаковский А. Е. Манчаары. Якутск: Кн. изд.-во, 1945. - 420 с.

8. Кулаковский А. Е. Материалы для изучения верований якутов. Якутск: Кн. изд.-во, 1923.- 108 с.

9. Кулаковский А. Е. Наступления лета. М.: Современник, 1986. - 320 с.

10. Кулаковский А. Е. Научные труды. Якутск: Кн. изд.- во, 1979. - 483 с.

11. Кулаковский А. Е. Некоторые способы борьбы с неурожаем и его последствиями//Авт. Якутия. 1925. - 2 июня.

12. Кулаковский А. Е. О происхождении слова "якут'7/Якут. Зарницы.-1926.-№4.-С. 53.

13. Кулаковский А. Е. Песня Якута. М.: Советская Россия, 1977. - 304 с.

14. Кулаковский А. Е. Правила якутского стихосложения: Сб. тр. исслед. о-ва "Саха кэскилэ". Якутск, 1925. - Вып. 1. С. 76-79.

15. Кулаковский А. Е. Сновидение шамана. М.: Худож. лит., 1990. - 238 с.

16. Кулаковский А. Е. Сон шамана. Якутск: «Бичик», 1994. - 128 с.17

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.