Социокультурные основы духовности традиции и инновации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Налетова, Ирина Владимировна
- Специальность ВАК РФ22.00.06
- Количество страниц 176
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Налетова, Ирина Владимировна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Духовность общества как предмет социологического 13 анализа
1.1. Духовность как социокультурное явление
1.2. Классики зарубежной и отечественной социологии об особенностях функционирования духовной сферы общества
1.3. Духовное развитие современного российского общества
Глава 2. Духовность личности в социологическом аспекте
2.1. Формирование духовности личности
2.2. Роль образования в духовном становлении и развитии личности
2.3. Особенности духовного развития школьников и студентов: состояние и прогноз
Заключение
Литература
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Социологический анализ духовной составляющей социального взаимодействия2002 год, доктор социологических наук Воронин, Геннадий Леонидович
Духовная культура личности в системе гуманитарного образования: Социально-философский анализ2000 год, кандидат философских наук Гавриленко, Наталья Владимировна
Проблема личности в современной социотехносфере: Социологический аспект2002 год, кандидат социологических наук Рязанцева, Татьяна Леоновна
Духовная основа социализации студенческой молодёжи2006 год, кандидат философских наук Каратеева, Наталия Александровна
Социально-философские аспекты исследования духовности2006 год, кандидат философских наук Баскова, Маргарита Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурные основы духовности традиции и инновации»
Введение
Актуальность исследования. Социальные процессы, происходящие в современной России, показывают, что переход общества в качественно новое состояние невозможен без преобразования его духовной сферы. Любые изменения в социуме оказываются не только безуспешными, но и бессмысленными, если они не находят опору в духовной жизни, не подкрепляются адекватными изменениями в культуре, в ценностных ориентациях людей. Обращение к истории свидетельствует, что в переломные эпохи именно духовная деятельность становится основой социальности, а своеобразие личности наиболее полно реализуется в процессе реализации ее духовных потребностей.
Духовность как феномен, способный оказать влияние на процессы реформирования государства и общества, в последнее время стал предметом серьезного теоретического осмысления в отечествен-
\
ной литературе. Делаются попытки создания практической, нацеленной на конкретные преобразования концепции духовного возрождения России, ее регионов. Однако имеющаяся пестрота в подходах к изучению этой проблемы во многом обусловлена отсутствием обобщенной теории духовности. Более того, само понятие духовности сложно поддается дифференциации в структуре человеческой личности, поскольку напрямую не коррелируется с социальным статусом, ролями человека, не прослеживается прямая зависимость данного феномена от интеллектуального развития людей, их приверженности определенным идеям, убеждениям.
Между тем, изучение истории социологической мысли показывает, что исследователи проблемы духовности традиционно рассматривали ее через соотнесение с особенностями сознания личности
в процессе становления ее креативных сил, ценностным аспектом социального бытия, исходя из признания нравственных ценностей важнейшим регулятором духовной жизни общества.
В настоящем исследовании делается попытка рассмотреть различные подходы к осмыслению феномена духовности, разрабатывавшиеся в истории зарубежной и отечественной социологии, и на этой основе охарактеризовать социологические аспекты формирования и развития духовности личности как ориентации ее сознания, определяющей мотивы включения в общественную жизнь и механизмы самоидентификации в изменяющемся обществе.
Степень научной разработанности проблемы. Тема духовности долгое время не была в числе актуальных для отечественных социальных наук. Как считают некоторые современные исследователи, это объяснялось как исходным идеологическим тезисом о вторич-ности духовных процессов по отношению к материальным, так и практической реализацией принципа подчинения индивидуальных интересов интересам коллектива, когда личность из самоцели общественного развития превращается в средство реализации тех или иных официальных решений, принимаемых государством. Поэтому начиная с 30-х годов социология духовной жизни оказалась вытесненной даже со страниц справочной литературы.
Первые публикации, исследующие различные аспекты духовности, появились в 70-80-е годы, когда философы, социологи, психологи вновь обратились к исследованию духовного мира личности, духовной культуре общества, духовного воспроизводства и так далее1 . В некоторых из этих работ доминировали те или иные аспекты
1 Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988; Бачинин В.А. Духовная культура личности. М., 1986; Бурбулис Г.Э., Кеме-ров В.Е. Духовность и рациональность. М., 1988; Гончаренко Н.В. Духовная культура: источники и движущие силы прогресса. Киев, 1980; Диденко В.Д. Искусство. Духовная культура. Философия. Алма-Аты, 1990; Злобина Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980; Каган М.С. О духовном // Вопросы философии. 1985. №9; Межуев В.М. Культура и история. М., 1977; Соколов Э.В.
статично-стабильного положения общественного сознания, когда сам термин «духовный» выступал лишь как эпитет. В других работах присутствовали иные подходы к определению духовности. Так, Т.В. Холостова рассматривает духовность как основной параметр, позволяющий «измерить рост человека в каждом из людей», как проявление качества личности. М.С. Каган определяет духовность в связи со своей концепцией деятельности как целостное единство преобразовательного, познавательного, социального и ценностного отношения человека к миру.
В.И. Толстых при выяснении специфики духовного предлагает обратить внимание на гносеологический и онтологический аспекты. Первый выдвигает проблему отношения сознания к его объекту, второй, в котором характеризуется собственно понятие духовного, акцентирует внимание на отношение сознания к его носителю. Г.Э. Бурбулис и В.Е. Кемеров исследуют духовность посредством анализа предметного содержания деятельности человека и в этой связи определяют ее (духовность) как способность обнаруживать в предметах социальные качества, открывать человеческое назначение вещей и устанавливать их связь с действиями людей, удовлетворяющими определенные потребности и интересы.
В 90-е годы в отечественной науке переориентация на осмысление самоценности человека, его сущностных характеристик, среди которых духовность является ведущей, еще более усиливается. В связи с этим резко возрастает интерес к феномену духовности, появляются исследования, обосновывающие право признать понятие ду-
Духовное становление и всестороннее развитие личности. М., 1972; Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М., 1989; Старченко Т.Е. Духовный мир нового человека. Львов, 1983; Толстых В.И. Духовное производство: социально-философский аспект духовной деятельности. М., 1988; Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980; Холостова Т.В. Проблемы духовности человека // Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии. Л., 1979; Федотова Т.В. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии. 1987. №3.
ховности научной категорией, подчеркивающей общественно-производящую функцию духовного1. Так, И.В. Силуянова рассматривает духовность как способность человека осмысленно регулировать свою деятельность. Но поскольку эта способность может иметь задачу приспособления, адаптации к комплексу жестких материальных условий действительности, духовность - это управление собой с целью достижения максимальной независимости от этих условий, с целью сопротивления и активного воздействия на них с помощью смыслоподчиненных ценностей и идеалов.
Рассматривая духовность как философско-социологическую категорию, С.А. Кармановский выделяет прежде всего такие ее характеристики, как концентрация сознания, совокупность и средоточие его функций, ориентация и направленность сознания и так далее. Тем самым подчеркивается то обстоятельство, что сознание имеет собственное строение, конструируется личностью и обществом, обладает собственной культурной онтологией. Эти характеристики отражают глубинную сущность духовности.
Для исследователя темы духовности большой интерес представляют труды таких крупных отечественных ученых, как С.С. Аве-ринцев, М.М. Бахтин, Л.Я. Гуревич, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Д.М. Угринович2. В них анализируются различные аспекты суще-
1 Аралова Е.В. Динамика формирования духовности как критерия общественного развития // ИНИОН РАН Деп. 50864 26-10-95; Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии, 1996. №2; Зеличен-ко А.И. Психология духовности. М., 1996; Кармановский С.А. Духовное производство как философско-социологическая категория // Философия и современность. Саратов, 1990; Коваль H.A. Психология духовности личности. Тамбов, 1996; Комаров В.Д. О духовности // Школа гуманитарных наук. СПб., 1993. №3; Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки, 1991. №2; Крымский С.Б. Контуры духовности // Вопросы философии, 1992. №12; Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки, 1990. №12; Фаустова Э.И. Культура студенческой молодежи: социально-философский аспект. М., 1991; Федоров Ю.М. Универсум морали. Тюмень, 1992.
- Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. №№7,9; Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. М., 1986; Гуревич Л.Я. Средневековый мир: культура
ствования духовной культуры, ее генезис и особенности исторических форм, их взаимодействия и влияния на социальную жизнь.
Тема бессмертия в духовности личности рассматривается в работах современных религиозных мыслителей. Архиепископ Лука (A.B. Войно-Ясенецкий) ввел понятие трихотомности социального пространства1, особенности формирования личности с позиций догматического богословия исследует в течение многих лет митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (К.В. Нечаев)2.
Социологические подходы к анализу духовной жизни общества, специфика функционирования духовной сферы раскрываются в исследованиях И.В. Бестужева-Лады, A.B. Дмитриева, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслова, С.Н. Комиссарова, Н.И. Лапина, Ф.И. Минюшева, Н.Ф. Наумовой, Э.А. Орловой, Г.В. Осипова, Б.Д. Па-рыгина, В.А. Ядова, Р.Г. Яновского и других3. В ряде монографий и статей отечественных социологов анализируется динамика ценностей различных групп населения, выделяются их социокультурные параметры, что позволяет лучше понимать тенденции духовного возрождения российского общества4.
безмолвствующего большинства. М., 1990; Лихачев Д.С. Книга беспокойств. М., 1991; Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб, 1994; Угринович Д.М. Искусство и религия. М., 1982.
1 Войно-Ясенецкий A.B. (Архиепископ Лука) Дух, Душа, Тело. М., 1993.
2 См., например, Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, Тело, душа, совесть // Человек, 1990. №1.
3 Бестужев -Лада И.В. К школе XXI века. М., 1988; Дмитриев A.B., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев C.B. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993; Заславская Т.И. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991; Комиссаров С.Н., Шендрик А.И. Возрождение идеала. М., 1990; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994; Осипов Г.В. Россия. Национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., 1997;Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. Л., 1991; Социология перестройки / Под ред. В.А. Ядова. М., 1990; Яновский Р.Г. Поиск народной идеи // Социологические исследования, 1997. №5.
4 См., например, такие работы, как: Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М., 1994; Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России. // Социологические исследования, 1994. №5; Наумова Н.Ф. Влияние переходных социокультурных структур на социальные качества человека. М., 1990.
С духовностью как ориентацией на высшие ценности, как стремлением к Абсолюту некоторые социологи связывают сам предмет социологии, что придает ей яркую гуманистическую направленность и самобытную национальную окраску1.
Следует отметить, что современные социологические исследования проблем духовности носят в основном поисковый, а не концептуальный характер. В связи с этим можно констатировать, что социологическое осмысление феномена духовности и всего комплекса связанных с ним явлений еще не произошло в достаточной степени и предполагает их дальнейшее углубленное исследование, что и определило выбор темы данной диссертационной работы. Происходит процесс поиска парадигм социологии духовной жизни.
Предмет, цели и задачи исследования. Предметом исследования является духовность как определенный способ структурализации общественных связей в социуме и как специфический вид жизнедеятельности человека, предполагающий ориентацию на высшие ценности.
Объектом исследования является духовная сфера жизнедеятельности современного российского общества, в частности, та система отношений, которая складывается в коллективах школьников и студентов по поводу решения проблем самосовершенствования и самореализации личности.
Цель исследования в теоретическом аспекте заключается в осмыслении различных школ и направлений классического социологического наследия, анализирующего феномен духовности, и в изучении на этой основе реальных духовных процессов современности и тех ценностных отношений, которые складываются при взаимодействии личности и окружающего ее социокультурного про-
1 См., например, Немировский В.Г. Современная социология и российские культурные традиции. // Социологические исследования, 1994. №3.
странства. В прикладном аспекте цель исследования состоит в определении возможностей социологического анализа духовной организации отдельных индивидов и социальных групп, совокупности тех социокультурных факторов, которые характеризуют сущность духовности, различные формы ее проявления, способы и меру инте-риоризации духовных ценностей.
В соответствии с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи:
■ анализируется понятие духовности, его роль и место в системе социологического знания;
■ раскрываются основные социологические подходы, сложившиеся в западной и отечественной социологии, к исследованию особенностей функционирования духовной сферы общества и духовного мира человека;
■ выявляются функциональные механизмы и условия формирования духовности на социальном и индивидуально-личностном уровне;
■ определяется совокупность тех социокультурных факторов, которые характеризуют структуру духовности; особо исследуется компоненты становления духовности личности;
■ ставится вопрос о становлении социологии духовности как самостоятельной отрасли современного социологического знания.
Методологическую основу исследования составляют идеи классической социологической традиции, трактующей духовность как особое социокультурное измерение познающей способности человека, благодаря которой существующие в социуме ценности им присваиваются, а новые ценности создаются и распространяются.
В трудах классиков социологии М. Вебера, Э. Дюркгейма, П. Сорокина духовность в методологическом смысле есть способ-
ность понять, каким образом, в каких формах осуществляется механизм познания в различных типах культур, как его конкретно-исторические феномены соотносятся друг с другом. Такое осмысление духовности наиболее полно отражает жизнь человека в ее различных проявлениях, ориентирует на выявление ценностно-смысловой регуляции его поведения, личностного и профессионального роста, позволяет соотнести действия и поступки личности с выбором определенной ценностной доминанты.
В методологическом отношении важно, что основы современного толкования духовности были заложены в трудах русских философов конца XIX - начала XX веков H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.И. Вернадского, И.О. Лосского, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского и других, которые развивали идею «соборности», концепцию духовного возрождения России, сформулировали суть диалогической природы духовных явлений в жизнедеятельности людей, теорию духовной трихотомии1. Они относили проблему духовности к числу наиболее фундаментальных человеческих проблем, ибо она позволяет в глубине мира людей увидеть ту идеальную основу, которая связывает их социальную экзистенцию в единое целое, делает неистощимыми его творческие потенции. Это приводило к «софийному пониманию мира», к утверждению уникальности жизненного пути каждого человека.
Наконец, интересными в методологическом отношении представляются работы современных авторов, в которых развивается предложенная М.М. Бахтиным теория диалогической природы духовных процессов, формулируются типологический, аксиологиче-
1 См.: Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М., 1992; Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989; Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991; Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1988; Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: В 2 т. Т.1. М„ 1990.
ский, деятельностный, акмеологический и другие подходы к проблеме духовности, разрабатываются основные положения социологии духовности как особой отрасли социологического знания.
Научная новизна диссертации. В исследовании показана специфика социологического анализа духовных явлений. Автором раскрыты содержание и структура духовности, подчеркнуто отличие социологического подхода к изучению данного социокультурного феномена от философского и психологического. Рассматривая функционирование духовной сферы современного российского общества в период становления рыночных отношений, автор выявляет влияние изменяющейся социокультурной ситуации в стране на представления о духовности.
В диссертации впервые предпринята попытка рассмотреть роль системы образования в процессах формирования духовности молодежи на индивидуально-личностном и социальном уровнях. Автором разработан социологический инструментарий для конкретного исследования духовности как целостного социокультурного образования, определена методика изучения духовности с точки зрения ее структурного строения, выявлены индикаторы духовного развития личности.
В исследовании показаны некоторые новые подходы, обосновывающие правомерность рассмотрения социологии духовности как относительно самостоятельной отрасли современного социологического знания.
Практическая значимость диссертации заключается в разработке подходов по определению конкретных механизмов формирования духовности, ориентаций на различные способы осуществления духовной деятельности и духовные ценности как условий самосовершенствования и самореализации личности.
Полученные диссертантом результаты могут быть использованы для дальнейшего исследования вопросов духовного становления и развития различных социальных групп, совершенствования социокультурной деятельности, а также при разработке лекционных курсов по социологии личности, образования, культуры, культурологии и в воспитательном процессе для выбора целей, задач, содержания, форм и средств социализации.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования излагались на международной научно-практической конференции «Человек и общество: тенденции социальных изменений» (Санкт-Петербург, 1997), трех межвузовских научных конференциях, проводившихся в 1995-1998 годах на базе Тамбовского государственного университета. Автором разработан и читался для студентов спецкурс «Роль образования в процессе формирования духовности». По теме диссертационного исследования имеется 14 публикаций теоретического и методического характера.
Структура диссертации. Диссертация содержит 176 страниц машинописного текста, 6 таблиц и состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы, включающего 219 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Духовная личность в русской религиозной философии: социально-философский анализ2009 год, кандидат философских наук Асадуллина, Гузелия Рауфовна
"Спорт как социокультурное явление"2009 год, доктор философских наук Мазов, Николай Юрьевич
Духовность в структуре российского менталитета: К вопросу о социокультурной трансформации российского общества2003 год, кандидат философских наук Рёдель, Алина Ивановна
Системообразующая роль духовности в традиции отечественной философии образования2002 год, кандидат философских наук Крючков, Виктор Константинович
Феномен духовности: Социал.- филос. аспект анализа1997 год, кандидат философских наук Смирнова, Лариса Николаевна
Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Налетова, Ирина Владимировна
Заключение.
Подводя итог диссертационного исследования, следует подчеркнуть, что представление о духовности как атрибутивном качестве людей заставляет нас показать неразрывную связь духовности и общества, социума: духовность существует постольку, поскольку существует социум, и социум остается таковым, пока в нем разлита духовность, которая может исчезнуть лишь с физическим уничтожением самого социального. Поэтому в социально-философском и социологическом смыслах вряд ли можно говорить о разрушении духовности, а стало быть, некорректно использовать такие понятия, как бездуховность, духовное возрождение, духовная нищета и так далее. Речь, скорее всего, здесь идет о другом - о негативном с точки зрения общечеловеческих идеалов и ценностей изменении содержания и структуры духовности как социокультурного феномена.
Исторически духовность - это проявление и характерный момент превращения первобытного стада в человеческое сообщество. В ней следует усматривать идеальное отражение реальных связей и взаимодействий людей с природой и между собой. Именно это обстоятельство заставляет каждое новое поколение осознавать, инте-риоризировать эти связи и отношения, осваивать их на духовном уровне. Поэтому духовность и разнообразие ее проявлений становятся содержанием и результатом деятельности институциализиро-ванного характера, осуществляемой специальной группой профессионально-подготовленных людей, «посвященных», если так можно сказать, духовному производству.
Духовность обнаруживает себя и становится неотъемлемой составляющей образа жизни, когда человек вступает во взаимодействие с окружающим миром. Являясь детерминирующим основанием любой деятельности, поведения, взаимоотношений и поступков людей, духовность характеризует не только степень приобщения к общечеловеческим ценностям и духовной культуре, но и стремление индивида следовать этим высшим образцам. Она предполагает выбор своей судьбы, своего образа жизни, собственных социальной позиции и ролей.
Духовность функционирует и развивается на основе объективных процессов, регулирующих меру общественно необходимого воспроизводства в каждом человеке. Причем духовность отдельной личности и духовность социума находятся в тесном взаимодействии. С одной стороны, социальная духовность невозможна без духовности отдельных членов общества, а с другой - уровень духовного развития общества обусловливает степень приобщения личности к духовным ценностям, меру их освоения. Духовное становление современного человека зависит от целой совокупности социальных, экономических, политических, психолого-педагогических процессов, различных по своему масштабу и характеру воздействия на людей. Поэтому при анализе духовных характеристик отдельного индивида необходимо учитывать влияние на него характера социальных отношений, факторов политики, идеологии и культуры, условий жизни и быта людей, то есть всего того, что окружает человека и воздействует на его сознание и поведение.
На процессы формирования духовности воздействуют как внутренние, субъективные, так и внешние, объективные факторы. Необходимы действительные усилия личности, направленные на духовное самосовершенствование, но в то же время она получает извне представления о сущем и должном, добре и зле, прекрасном и безобразном, уже сформировавшиеся в данном социуме. Общество влияет на духовное развитие личности через систему образования, институты семьи, религии и так далее, но личность осуществляет сознательный выбор знаний, духовных ценностей и образцов поведения, она формирует собственный духовный мир на основе критического отбора имеющихся духовных форм и начинает активно заниматься духовным производством.
Ориентиры на различные способы осуществления духовной деятельности приводят к различным результатам становления личности: либо к осуществлению возможности формирования субъекта, творца, либо к формированию конформизма как ведущей позиции индивида. Исходя из этого складывается обобщенный образ целостной личности, духовное становление и развитие которой сопряжено с утверждением гармонии между такими основными сферами духовной жизни, как нравственность, познание и эстетическое мироощущение и мировыражение. Духовные потребности начинают занимать здесь доминирующее положение, свидетельствуя о постоянном стремлении личности к духовному росту, выражать нужду не только в профессиональных знаниях, профессиональной этике и профессиональной эстетике, но и стремление к более общим духовным ценностям, выходящим за рамки профессии. У индивида помимо четких, реалистичных и действенных профессиональных идеалов появляются еще и общечеловеческие идеалы, сквозь призму которых оцениваются профессия и сам человек.
Поскольку роль и место духовности в различных социальных взаимодействиях представляют собой предмет изучения и оценки, постольку, на наш взгляд, можно говорить о необходимости разработки особой отрасли социологического знания - социологии духовности. Наличие такого знания позволит иметь реальное представление о духовной организации, духовной культуре тех или иных социальных групп и отдельных лиц, условиях актуализации духовности как смысложизненной проекции бытия личности, тенденциях функционирования и развития духовной сферы общества и так далее.
Содержательная направленность деятельности, связанной с производством и потреблением духовных ценностей, может быть различной, поскольку различны сами идеалы духовности в конкретных обществах. Они могут совпадать, например, с идеалами частного предпринимательства, религиозного фундаментализма, национальной исключительности, социалистических преобразований и так далее. В этих условиях назначение социологии духовности как особой отрасли социологического знания состоит в том, чтобы, абстрагируясь от этих корпоративных идеалов, изучать общие механизмы формирования, функционирования и развития духовного бытия людей, их ценностных ориентаций.
Такой анализ следует проводить на основе единой целостной программы, включающей в себя следующие моменты: определение ценностных ориентиров, целей духовного развития личности, на достижение которых направлена деятельность имеющихся социальных институтов; анализ реального состояния духовной сферы, уровня культурного развития населения по технологическим, социально-психологическим и духовно-личностным показателям; определение принципов и методов управления духовной сферой в конкретных социально-экономических и политических условиях; изучение материальной базы духовной сферьг, степени ее соответствия требуемой данному обществу системы духовных ценностей; разработка концепции социально-культурной деятельности, соответствующей духовным потребностям личности, группы, общества в целом; разработка принципов взаимодействия государственных органов, общественных организаций, церкви и других социальных институтов в процессе реализации механизма формирования духовности; ■ определение форм и методов оптимизации духовного общения между представителями различных социально-профессиональных, демографических, национальных и других общностей.
Таким образом, социология духовности выступает как теоретическое обоснование процессов духовного функционирования и развития личности и общества и одновременно как средство информационного обеспечения деятельности общества, рефлексирующего о результатах духовного потенциала своих членов, определяющего их способности к духовно-практическим действиям. Социология духовности не просто характеризует духовную жизнь общества и его членов, она характеризует конкретного человека данного общества как свободную личность, как субъекта творчества, дает теорию духовной организации взаимодействия людей, актуализируя ее с помощью анализа специфических средств и направлений социализации.
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Налетова, Ирина Владимировна, 0 год
Литература.
1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. - 1988. - №7, 9. - С.230-242.
2. Александрова Р.И. Перестройка: духовно-нравственный потенциал. - Саранск, 1990. - 135 с.
3. Алексеев Н. Религия, право, нравственность. - Париж: УМСА, 1930.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968.- 339 с.
5. Андреева Г.Н. Социальная психология / 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 375 с.
6. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988. - 256 с.
7. Аралова Е.В. Динамика формирования духовности как критерия общественного развития. - М., 1995 / ИНИОН РАН 50864 26-10-95.- 56 с.
8. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и предисловие П.С. Гуревича. - М.: Изд. гр. «Прогресс» -«Политиздат», 1993. - 607 с.
9. Ахиезер A.C. Нравственная динамика общества: возможности прогнозирования // Социологический журнал. - 1995. - №4. -С.5-20.
10. Батищев Г.С. Самосознание человека как культурно-созидательного существа / Человек и культура. - М.: АН СССР. Институт философии, 1984. - С.23-24.
11. Бахтин М.М. К философии поступка / Философия и социология науки и техники. 1984-1985. - М.: Наука, 1987. - С.80-160.
12. Бачинин В.А. Духовная культура личности: Философские очерки. - М.: Политиздат, 1986. - 108 с. Философская библиотечка для юношества.
13. Белов А.Г. Пути эволюции нормативной политической системы российского общества // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. - 1997. - №1. - С.29-43.
14. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. - 607 с.
15. Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Мир философии: Человек. Общество. Культура: Сб. статей: В 2 ч. - 4.2. - М.: Мысль, 1991. - С.48-56.
16. Бестужев - Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога. - М.: Педагогика, 1988. - 254 с.
17. Бонгард - Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. - М.: Наука, 1980. - 333с .
18. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. - 1996. - №2. - С.4-6.
19. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество / Сост., вступ. ст., коммент. С.М. Половинкина. - М.: Русская книга, 1992.- 528 с. -(Мыслители России).
20. Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. -М.: Знание, 1988. - 89 с.
21. Буртин Ю.Г. Недуг природы - боль общества // Природа и человек. - 1989. - №2. - С. 10-13.
22. Бэйли А. Белая магия. - Йошкар-Ола, 1990. - 250 с.
23. Вазина К.Я. Человек и духовное развитие. - Н.Новгород: Изд-во ВИПИ, 1997. - 114с.
24. Васильев B.C., Травкина Н.М. Духовные основы современной американской цивилизации // США: Экономика. Политика. Идеология. - 1995. - №8. - С.83-85.
25. Введение в культурологию / Отв. ред. Е.В. Попов. - М.: «Владос», 1995.- 336 с.
26. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
27. Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. - М.: Юрист, 1994. - 704 с. - (Лики культуры).
28. Вейнингер О. Пол и характер. - М.: Терра - Terra, 1992. - 342 с.
29. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. - М.: Правда, 1989. -702 с.
30. Вознесенский А. Язык как показ // Вопросы философии. - 1996. -№2. - С. 10-14.
31. Витаньи И. Общество. Культура. Социология / пер с венгр. Общ. ред. С.Н. Плотникова, вступ. ст. М.С. Нарского. - М.: Прогресс, 1981. - 287 с.
32. Войтыла К. (Иоанн Павел II). Любовь и ответственность / пер. с польск. - М.: Кругъ, 1993. - 348 с.
33. Воронин В.Г. Духовная организация личности и общества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - М., 1995. - 236 с.
34. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. - 517 с.
35. Гайсин Ф.А., Попов В.Л. Духовность - сущность человека. -Уфа, 1995,- 116 с.
36. Гараджа В.И. Социология религии. - М.: Аспект Пресс, 1996. -239 с.
37. Гегель. Соч. - Т.IV. Система наук. 4.1. Феноменология духа. -М., 1959. - 440 с.
38. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - №3. - С.43-45.
39. Гончаренко Н.В. Духовная культура: Источники и движущие силы прогресса. - Киев: Наукова думка, 1980. - 379 с.
40. Григорьев С.Н., Немировский В.Г. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на пороге XXI века. - Новосибирск - Барнаул - Красноярск, 1995. - 149 с.
41. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1987. - 286 с.
42. Грималь А., Айбулатова Т. Религиозность и духовность / Се-нектика духовности. - Уфа, 1994. - С.53-54.
43. Гроф С. Духовный кризис. Статьи и исследования / Пер. с англ. -М.: МТМ, 1995.- 256 с.
44. Гулыга А. Революция духа / Опыты. - М.: Наука, 1990. - 61 с.
45. Гуманитаризация высшего образования в общественном мнении студентов. - М., 1992. - 36 с. - (система воспитания в высшей школе: Обзор информации / НИИВО: Вып. 5)
46. Гуманитарно-нравственные основы формирования личности студента. - М., 1995. - 40 с. - (Система воспитания в высшей школе: Обзор информации / НИИВО: Вып. 7)
47. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. - М.: Искусство, 1990. - 395 с.
48. Гусева Н.В. Культура. Цивилизация. Образование. - М.: Мысль, 1992.- 285 с.
49. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4. - Т.1. - М.: Русский язык, 1978. - 699 с.
50. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. - Т.2. - М.: Терра, 1995. - 784 с.
51. Демин М.В. Природа деятельности. - М.: Изд-во МГУ, 1984. -168 с.
52. Диденко В.Д. Искусство. Духовная культура. Философия. - Алма-Аты: Наука КазССР, 1990. - 199 с.
53. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М.: Высшая школа, 1996. - 352 с.
54. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев C.B. Введение в общую теорию конфликтов. - M.: Наука, 1993. - 210 с.
55. Дмитровский А.З. Культурологические проблемы творчества. -Калининград, 1995. - 164 с.
56. Добкина Н.Н. Нравственное содержание духовности. Автореф. канд. фил. наук. - М., 1996. - 20 с.
57. Добрускин М.Е. Студент - кто он? // Социологические исследования. - 1994. - №8-9. - С.79-80.
58. Досуг и клуб. Материалы научно-практической конференции. -Тамбов: Изд-во ТГИК, 1991. - 58 с.
59. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. - М.: Политиздат, 1967. - 351 с.
60. Духовная сфера социалистического общества / Под. ред. Ж.Т. Тощенко, Р.Г. Яновского и других. - М.: Мысль, 1987. - 365 с.
61. Духовное производство: социально-философский аспект проблемы духовной деятельности / Под ред. В.И. Толстых. - М.: Наука, 1981. - 352 с.
62. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Пер. с фр. А.Б. Гофмана, примечания В.В. Сапова. - М.: Канон, 1996. -432 с. - (История социологии в памятниках).
63. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. - М.: Канон, 1995. - 352 с. - (История социологии в памятниках).
64. Дюркгейм Э. Социология образования: Пер. с фр. Т.Г. Астаховой. Научн. ред. B.C. Собкин, В.Я. Нечаев. Вступительная статья B.C. Собкина. - М.: ИНТОР, 1996. - 80 с.
65. Езловецкий В.Ф. Личность в рыночном обществе. Автореф. канд. соц. наук. - Саратов, 1995. - 15 с.
66. Ерасов Б.С. Социальная культурология / 2-е изд., испр. и доп. -М.: Аспект Пресс, 1996. - 591с.
67. Жилина J1.H. Потребности, культура потребления и ценностные ориентации личности (социологический аспект). - М.: МГУ, 1988.- 189 с.
68. Заренок H.H. Культура управления. - Минск.: Вышэйа школа, 1990.- 154 с.
69. Заславская Т.Н. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Социологические исследования. - 1995. - №3. -С.3-11.
70. Заславская Т.Н. Социология экономической жизни. - Новосибирск: Наука Сиб. Отд-ие, 1991. - 442 с.
71. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. - М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1994. - 240 с.
72. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 223 с.
73. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. - М.: Аспект Пресс, 1994. - 317 с.
74. Зеличенко А.И. Психология духовности. - М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1996. - 400 с.
75. Зеньковский В.В. История русской философии: Соч.: В 2 т. -Т.2. - Париж, 1989.- 477 с.
76. Зиглина Т.С. Кризис современного западного общества в контексте теории социокультурной динамики П.А. Сорокина // Вестник МГУ. Социология и политология. - 1997. - №1. -С.107-117.
77. Зиммель Г. Конфликт современной культуры: Пер. с нем. / Культурология. XX век. - М.: Юрист, 1995. - С.378-398. - Лики культуры.
78. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. - М.: Наука, 1980.- 303 с.
79. Зомбард В. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека / Пер. с нем. - М.: Наука, 1994. -443 с.
80. Иванов С.В. Бизнес, здоровье, духовность - поиск истины. - М.: ТОО «Люкс-арт», 1997. - 116 с.
81. Иконникова С.Н. Социология молодежи и проблемы коммунистического воспитания. - Л.: ЛГУ, 1988. - 89 с.
82. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991. -464 с.
83. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: В 4 т. - Т. 1. - Париж-М., 1993.-448 с.
84. Интервью с Б.С. Раушенбахом // Вопросы философии. - 1989. -№4. - С. 110-114.
85. Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа) // Вопросы философии. - 1985,- № 9. - С.91-102.
86. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт систематического анализа). - М.: Политиздат, 1974. - 328с.
87. Калашников М.Ф. Духовность как социальное явление // Новые идеи в философии. - 1996. - Вып.5. - С.79-84.
88. Калинаускас И. Духовное сообщество. Традиции, пути, убежища. - СПб: Изд-во дом «Медуза», 1996. - 187 с.
89. Кант И. Соч.: В 6 т. - Т.4. Часть 1.-М.: Мысль, 1965.-544 с.
90. Каптен Ю.Л. Основы медитации. - СПб, 1991. - 332 с.
91. Касьянова К. Русский национальный характер. М.: Прогресс, 1992.- 367с.
92. Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. - М.: Мысль, 1968.- 148 с.
93. Ковалева А.И. Кризис системы образования // Социологические исследования. - 1994.- №5. - С.79-85.
94. Ковалева Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода // Социологические исследования. - 1995. - №1.-С.142-145.
95. Коваль H.A. Психология духовности личности. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 1996. - 153 с.
96. Коваль H.A. Теоретические основы изучения духовности личности. - М. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 1997. - 64 с.
97. Коваль H.A., Родионова Е.В., Тенюшев Б.И. Методика исследования возрастной динамики овладения духовными понятиями // Инноватика и рефлексика психолого-педагогического обеспечения гуманизации профессионального и бизнес-образования. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 1996. -С.41-50.
98. Коган JI.H. Духовный потенциал провинции вчера и сегодня // Социологические исследования. - 1997. - №4. - С. 122-129
99. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1984. -252 с.
100. Коломиец В.П. Становление индивидуальности: социологический аспект. - М.: Прогресс, 1993. - 141 с.
101. Комаров В.Д. О духовности // Школа гуманитарных наук. -СПб, 1993. - №3. - С. 11-15.
102. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
103. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 300 с.
104. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1988,- 271 с.
105. Кон И.С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967. - 383 с.
106. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 687с.
107. Корчевина JI.В. Существует ли проблема возрождения духовности общества? - ИНИОН РАН 47569-18.01.93. - СПб., 1992. - 8 с.
108. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. - 1991. - №12. - С.41-52.
109. Крымский С.Б. Контуры духовности // Вопросы философии. -1992.-№12.-С.41.
110. Кураев A.B. Абсентеизм в современной религиозной критике / Социологос. Вып.1 / Сост. и общ. ред. В.В. Винокурова и А.Ф. Филиппова. - М.: Прогресс, 1991. - С.346-360.
111. Лапин H.H. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. - 1996. - №5. - С.3-23.
112. Лапин Н.И. Ценности как компонент социокультурной эволюции современной России // Социологические исследования. -1994.-№5.-С.3-8.
113. Лебедев Л. Москва патриаршая / Протоирей Л. Лебедев. - М.: Столица: Вече, 1995. - 366 с.
114. Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Вопросы философии. - 1996.- №2. - С.31-35.
115. Лихачев Д.С. Книга беспокойств. - М.: Новости, 1991. - 526 с.
116. Лосев А.Ф. Дух // Философская энциклопедия. - М., 1960. - Т.1. -С.83-85.
117. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Политиздат, 1978. - 364 с.
118. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М.: Правда, 1991. -368 с.
119. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - СПб.: Искусство -СПб., 1994.- 299 с.
120. Малашенко Т.Н. Поиски и проблемы духовности в западной культуре // Культура как фактор социализации личности. - Воронеж, 1992. - ИНИОН РАН 47754-24.02.93. - С.12-16.
121. Мамардашвили M.K. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. - М.: Прогресс, 1991. - С.8-21.
122. Маннгейм К. Диагноз нашего времени / Пер. с нем. - М.: Юрист, 1994. - 700 с. - (Лики культуры).
123. Маргулис A.B. Проблема потребностей в историческом материализме. - Белгород, 1971. - 184 с.
124. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т. 23.
125. Медушевский А.Н. История русской социологии. - М.: Высшая школа, 1993. - 317 с.
126. Межуев В.М. Культура и история. - М.: Политиздат, 1977. - 199 с.
127. Мелетинский Е.М. К вопросу о современном понимании «духовности» // Звезда. - 1995. - №8. - С. 171-174.
128. Мень A.B. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В семи томах. - Т.1. Истоки религии / Предисл. С.С. Аверинце-ва. - М.: СП «Слово», 1991. - 287 с.
129. Мертон Р.-К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. - 1992. - №3. - С. 102-107.
130. Михайлов H.H. Социализм и разумные потребности личности. -М.: Политиздат, 1982. - 191 с.
131. Модернизация в России и конфликт ценностей. - М.: Наука, 1994.- 250 с.
132. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / пер. с англ. Т.К. Кругловой. - М.: Независимая фирма «Класс», 1994. -144 с.
133. Наумова Н.Ф. Влияние переходных социокультурных структур на социальные качества человека. - М.: Институт социологии РАН, 1990. - 110 с.
134. Немировский В.Г. Современная социология и российские культурные традиции // Социологические исследования. - 1994. - №3. -С.23-28.
135. Никитина Т.В. Гуманитарная интеллигенция в современных условиях. Автореф. канд. соц. наук. - М., 1993. - 23 с.
136. Никитина Т.В. О понятии «гуманитарная интеллигенция» // Социологические исследования. - 1993. - №2. - С.33-41.
137. Никульченкова С.А. Нравственная позиция интеллигенции в новой социально-духовной ситуации. - ИНИОН РАН 47568-18.01.93.-СПб., 1992.- 8 с.
138. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М.: Пресса, 1991. -640 с.
139. Новикова С.С. История развития социологии в России. - М.Воронеж, 1994. - 288 с.
140. Носова Л.И. Духовный потенциал личности. - Л.: Наука, 1988. -230 с.
141. Овчинников В.Ф. Творческая личность в контексте русской культуры. - Калининград, 1994. - 87 с.
142. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 16-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1984. - 797 с.
143. Окатов В.Н. Нравственные основы взаимодействия студента и преподавателя: опыт социологического анализа // Преподавание общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузе: опыт, проблемы. - Тамбов, 1997. - С. 185-187.
144. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М.: Высшая школа, 1994. - 214 с.
145. Осипов Г.В. Россия: Национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. - М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. - 208 с.
146. Основы социологии. Изд. 2-е, испр.: В 2 ч. / Отв. ред. А.Г. Эфенди-ев. - М.: Знание, 1994. - 4.2. - 160 с.
147. Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность: Социально-психологические проблемы. - М.: Политиздат, 1978. -240 с.
148. Парыгин БД. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. - JI.: Наука, 1991. - 192 с.
149. Петрова E.H. Экология индивидуальности: философско-социо-логический аспект. - Екатеринбург, 1992. - 157 с.
150. Подберезкин А.Н. Через духовность - к возрождению отечества // Свободная мысль. - 1995. - №5. - С.87-99.
151. Полякова Н.Л. От трудового общества к информационному: западная социология об изменении социальной роли труда. -М.: Наука, 1990.
152. 50x50. Опыт словаря нового мышления / Под ред. М. Ферро и Ю. Афанасьева. - М.: Прогресс, 1989. - 505 с.
153. Рассадина Т.А. Императивы русской культуры в нравственных ориентациях студентов педагогического вуза,. Автореф. канд. соц. наук. - М., 1995. - 16 с.
154. Рукавишников В.О. Социологические аспекты модернизации России и других посткоммунистических обществ // Социологические исследования. - 1995. - №1,- С.34-46.
155. Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М.А. Масрин. - М.: Республика, 1992. - 425 с.
156. Руткевич М.Н. Диалектика и социология. - М.: Мысль, 1980. -356 с.
157. Руткевич М.Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России // Социологические исследования. - 1996. -№11-12.-С.3-17.
158. Руткевич М.Н. Социальная ориентация выпускников основной школы // Социологические исследования. - 1994. - №10. - С.30-42.
159. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. - М.: Мысль, 1988. - 292 с.
160. Савенкова JI.A. Духовное возрождение как феномен духовной жизни региона. Автореф. канд. фил. наук. - М., 1993, 17 с.
161. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания / Пер. с фр.-Бишкек, 1992.-270 с.
162. Селиванов Ф.М. Народно-христианская поэзия // Стихи духовные. - М.: Сов. Россия, 1991.- 336 с.
163. Семенов С.Н. Формы общественного сознания как типы духовного освоения мира // Проблема духовности в современном об-ществознании. - Уфа, 1989. - 1 12 с.
164. Сидоренко В.В., Смирнова О.В. Роль образования в политической социализации личности. - Череповец, 1996 / ИНИОН РАН 51184-15.02.96,- 16 с.
165. Силласте Г. Учебный процесс в новых условиях: реалии и возможности. - М.: Финансовая Академия, 1997. - 46 с.
166. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека//Философские науки. - 1990. - №12. - С.100-104.
167. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. - М.: Наука, 1989. - 352 с.
168. Словарь русского языка: Т. 1-4 / Гл. ред. А.П. Евгеньева. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1981-1984. - Т.1. - 607 с.
169. Смелзер Н. Социология / пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.
170. Снятков A.B., Черников A.M. Человеческая цивилизация: духовный и материальный аспекты бытия. - Курск: Пресс-факт, 1996.- 38 с.
171. Соколов Э.В. Духовное становление и всестороннее развитие личности. - Л.: Наука, 1972. - 385 с.
172. Соколов Э.В. Культура и личность. - Л.: Наука, 1972. - 228 с.
173. Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1988. - 894 с.
174. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
175. Социология. Курс лекций / Под ред. A.B. Миронова и др. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 257 с.
176. Социология. Наука об обществе. Учеб. пособие / Под общ. ред. В.П. Андрущенко, Н.И. Горлача. - Харьков: Институт востоковедения и международных отношений, 1996. - 688 с.
177. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т. Лисовского. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 3 996. - 460 с.
178. Социология перестройки / Отв. ред. В.А. Ядов. - М.: Наука, 1990.-180 с.
179. Социология: Словарь - справочник в 4 т. - Т.З. Междисциплинарные исследования. - М.: Наука, 1991. - 247 с.
180. Старченко Т.Е. Духовный мир нового человека. - Львов, 1983. -129 с.
181. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987. - 240 с.
182. Толковый словарь русского языка: Т. 1-4 / Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. - М.: Сов. Энциклопедия, 1935-1940. -Т.1.-845 с.
183. Тощенко Ж.Т. Возможна ли новая парадигма социологического знания?// Социологические исследования. - 1991. - №7. - С. 17-25.
184. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Прометей, 1994. -384 с.
185. Угринович Д.М. Искусство и религия. - М.: Политиздат, 1982. -287 с.
186. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. - М.: Мысль, 1980. - 271 с.
187. Уледов А.К. Духовное обновление общества. - М.: Мысль, 1990. -335 с.
188. Факел Рерихов (Составители В.П. Пазилова, В.П. Архамович) // В поисках нового миропонимания: И. Пригожин, Е. и Н. Рерихи. -М.: Знание, 1991. - С.42-63. - (Сер. «Философия и жизнь»; №7).
189. Федоров Ю.М. Универсум морали. - Тюмень, 1992. - 420 с.
190. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии. - 1987.-№3.-С. 11-28.
191. Филиппов Г.Г. Духовное производство как фактор развития личности. - Новгород, 1993. - ИНИОН РАН 48352-20.07.93. - 16 с.
192. Филиппов Ф.Р. Социология образования // Социологические исследования. - 1994,- №8-9. - С.62-70.
193. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: В 2 т. Т.1. - М.: Политиздат, 1990. - 490 с.
194. Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности / Под ред. В.Н. Гасилина. - Саратов: Изд-во СГУ, 1997. - 480 с.
195. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вступ. статья Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
196. Фромм Э. Душа человека: Сборник: перевод / Общ. ред., сост. и предисл. П.С. Гуревича. - М.: Республика, 1992. - 429 с.
197. Фуко М. Герменевтика субъекта // Социологов Вып.1 / Сост. и общ. ред. В.В. Винокурова и А.Ф. Филиппова. - М.: Прогресс, 1991. -С.284-311.
198. Харчева В.Г., Шереги Ф.Э. Высшая школа в зеркале социологии // Социологические исследования. - 1994. - №12. - С.41-51.
199. Человек и духовность / Под. ред. В.Г. Федотовой. - Рига: Зина-тие, 1990. - 150 с.
200. Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Человек и власть. Ежегодник 3. - М.: ИНИОН РАН, 1992. - 234 с.
201. Что происходит с социологией (Беседа с академиком Г.В. Оси-повым) // Социологические исследования. - 1997. - №5. - С.3-14.
202. Шадриков В.Д. Духовные способности: 2-е изд., доп. - М.: Мысль, 1996. - 99 с.
203. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.
204. Шаповалов В.Ф. Откуда придет «дух капитализма»? // Социологические исследования. - 1994. - №2. - С.23-32.
205. Шварцман К.А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций. - М.: Политиздат, 1989. - 208 с.
206. Шелковая Н.В. Духовность как интенция личностного бытия. Автореф. канд. фил. наук. - Харьков, 1990. - 20 с.
207. Шердаков В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности // Вопросы философии. - 1996. - №2. - С.27-29.
208. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. - М.: Юристъ, 1997. - 304 с.
209. Шумилов Е.В. Духовность и культура личности. - Киев, Науко-ва думка, 1988. - 199 с.
210. Экономцев И.Н. (о. Иоанн) Духовность и творчество // Вопросы философии. - 1996,- №2. - С.24-26.
211. Эфендиев А.Г. Московский студент: проблемы и настроения. -М.: Прометей, 1996. - 128 с.
212. Эфендиев А.Г. Формирование личности: исходные принципы социологический теории. Автореф. док. соц. наук. - М., 1991. -50 с.
213. Эфендиев А.Г., Дудина О.М. Московское студенчество в период реформирования российского общества // Социологические исследования. - 1997. - №9. - С.41-56
214. Юдин A.B. Русская традиционная народная духовность. - М.: Интерпракс, 1994. - 399 с.
215. Юлина Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию М. Липмана//Вопросы философии. - 1995. - №2. - С. 104-108.
216. Яновский Р.Г. Поиск народной идеи // Социологические исследования. - 1997. - №5. - С. 15-20.
217. Kohlberg L. Stages of Moral Development as a Basis for Moral Education // Moral Development, Moral Education and Kohlberg. Ed. by B. Munsey. - Birmingham, 1980. - p.36.
218. Lauer Q. Integral humanism. - Thought, 1982. - 498 p.
219. Silberman Ch. Crisis in the Classroom. The Remaking of American Education. - N.Y., 1971,-p.VII.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.