Социокультурное измерение страхования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Фельгенгауэр, Елена Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 140
Оглавление диссертации кандидат философских наук Фельгенгауэр, Елена Александровна
Введение.
Глава 1. Страхование в парадигме толерантности
1.1. Толерантность как философский концепт
1.2. Страхование как способ построения толерантных отношений.
1.2.1. Страхование как профилактика социальных конфликтов.
1.2.2. Страхование в реалиях глобализации.
Глава 2. Страхование как объект междисциплинарного знания
2.1. Антропологический континуум страхования — желание и надежда.
2.2. Психологическая модальность страхования.
2.3. Страхование и культура безопасности.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Этос хозяйства и феномен страхования2006 год, кандидат философских наук Фомушкина, Татьяна Николаевна
Ответственность, забота, страхование как социальные феномены2002 год, кандидат философских наук Кочергин, Сергей Михайлович
Феномен социальной справедливости2007 год, кандидат философских наук Кочергин, Михаил Сергеевич
Терроризм как социальный феномен2003 год, кандидат философских наук Улупова, Галина Александровна
Толерантность как проблема философской антропологии2005 год, доктор философских наук Золотухин, Владимир Михайлович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурное измерение страхования»
Сегодня справедливо отмечается ошибочность весьма распространенного в экономических кругах подхода, согласно которому хозяйство оторвано от остальной жизни социума и существует исключительно как самостоятельная сфера. Экономическая деятельность, по словам Ф. Фукуямы, есть важнейшая часть социальной жизни, и в ней принципиальным образом задействованы всевозможные нормы, правила, моральные обязательства и другие общественные навыки человеческого существа, из которых эта жизнь складывается. Культурологическое, экономическое, социологическое, психологическое, антропологическое знания должны сближаться с целью рефлексии социального мира.
В научной и философской литературе сегодня принято говорить об узком и широком смыслах страхования. В узком смысле страхование рассматривается как деятельность страховых институтов и их клиентов, как экономический механизм минимизации риска и социальной саморегуляции. Страхование играет роль стабилизатора и основного гаранта непрерывности общественного воспроизводства, повышает инвестиционный потенциал страны, способствует росту благосостояния нации, позволяет решать проблемы социального обеспечения. Преимущества или выгоды страхования связаны с уменьшением онтологической, социально-экономической, психологической неопределенности (интегрирование всех рисков, возмещение убытков в случае неожиданных потерь, высвобождение денег для более эффективного их использования и т.д.)
В широком значении страхование - это способ самосохранения, фундаментальная потребность обеспечивать свою безопасность. Вопросы страхования затрагивают интересы физических и юридических лиц. Широта потребностей определяет широкий спектр страховых услуг, которые, репрезентируясь институциональными субъектами страхования, составляют сущность страхового рынка.
Сегодня страхование - интегральная форма экономической жизни, важный фактор упорядочивания социальных и межличностных взаимоотношений, инструмент разрешения социальных конфликтов и снятия напряженности в обществе риска. Страхование, осмысленное как механизм взаимного доверия, явно и неявно стимулирует толерантность в социальных отношениях. В расширительном толковании толерантность - способ согласования социальных отношений в условиях риска, своего рода "логический" конформизм, социально- экономический "союз", интенция к ассоциации и сотрудничеству.
Современное страхование все в большей степени ориентировано на «общественные риски» - страхование различных видов ответственности (ответственности автовладельцев, товаропроизводителей, работодателей, за причинение вреда окружающей природной среде и т.д.). Динамика современного страхового рынка, репрезентированного традиционными и инновационными видами и продуктами страхования, верифицирует не только изменяющийся характер рисков, но и приоритеты социально - экономического поведения, эксплицирует «подлинность» наличных человеческих желаний и надежд.
В последнее время наблюдается усиление теоретического и практического интереса к вопросам культуры страхования, что обусловлено процессами всемирной глобализации, формированием глобального страхового пространства, пониманием все возрастающей значимости страхования как способа управления социальными рисками и механизма обеспечения безопасности.
Россия сегодня - общество с низким уровнем доверия, что инициирует реальность «примитивной» страховой культуры, ригидности и инертности массового сознания, что проявляется в нежелании планировать свое будущее, дефиците культуры безопасности.
На материалах из области страховой деятельности мы делаем попытку показать актуальность и важность рефлексии социокультурной реалии страхования.
Степень разработанности проблемы.
В современном социальном познании сегодня появляются работы, интегрирующие знания различных наук о таком социальном и экономическом явлении как страхование1. Социокультурное измерение страхования остается мало изученной и одновременно перспективной областью исследования, позволяющей решать концептуальные вопросы и практические проблемы страхового дела.
В процессе исследования социокультурной природы страхования использовалась философская, социологическая, экономическая литература таких авторов как П. Бернстайн, М. Вебер, В.Н. Гарькуша, Э. Гидденс, А. Зубец, С. Московичи, Т. Парсонс, В.К. Райхер, Н.М. Римашевская, Б.Ю. Сербиновский, Г. Силласте, B.C. Степин, Т.Е. Турбина, А.А. Тягунов, Ф.Фукуяма, B.C. Швырев, Р.Т. Юлдашев и др.
Истоки понятия толерантности - в философском наследии И. Канта, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Дильтея, М.М. Бахтина, Г.С. Померанца, «развивающемуся» концепту толерантности посвящены работы А.Г. Асмолова, В.В. Глебкина, Г.У Солдатовой, Т.В. Шугурова и др., коллективная монография «На пути к толерантному сознанию» (2000).
1 Силласте Г. Социология страхования М.,2001; Турбина К.Е. Тенденции развития мирового рынка страхования М.,2000; Тягунов А.А. Философский анализ теоретических проблем страховой деятельности. М., 1999; Юлдашев Р.Т. Введение в продажу страхования или как научиться продавать надежду. М.,2002.
Распознаванию роли доверия как своего рода «онтологической безопасности» и императива в социальных взаимодействиях, как механизма социального воспроизводства и формирования толерантности, как атрибута страховой деятельности, способствовали философские и научные идеи Э. Гидденса, Кэннета Эрроу, С. Московичи, А. Селигмена, Э. Фромма, Ф. Фукуямы, Э. Эриксона, а также исследования таких отечественных авторов как Е.А. Евстифеевой, A.JI. Журавлева, В.П. Зинченко, Б.З. Мильнера, Т.П. Скрипкиной и др.
Для прояснения вопроса о роли страхования в профилактике социальных конфликтов автор обращался к текстам по проблеме конфликта таких авторов как Р. Арон, К. Боулдинг, М. Вебер, Е. Вятр, Т. Гоббс, Н.В. Гришина, Р. Дарендорф, А. Г. Здравомыслов, Г. Зиммель, Л. Козер, Д. Кэмпбелл, К Левин, Н. Луман, В.А. Лефевр, К. Маркс, Т. Парсонс, Д.М. Фельдман, 3. Фрейд, Б.И. Хасан, К. Хорни и др.
Изучению реалий современного мира, пропитанных глобализацией, посвящены работы Р. Арона Р., К.С. Гаджиева, П. Кууси, Н.Н. Моисеева, Дж.Нэсбитта, П. Эбурдина, И.Т. Фролова, С. Хантингтона, А.Н.Чумакова А.Н. и др. Теме глобализации мирового страхового рынка посвящены работы Абалкиной И., Д. Бланда, Турбиной К.Е., Грязнова Э.А., Ломакина В.К., Медведевой Т., а также тематические статьи в журналах «Страховое дело» 1999-2002, «Новости о страховании» 2000г, «Financial Times», «Reinsurance», «SIGMA» и др.
Антропологический и экзистенциальный контекст рассмотрения феноменов желания, надежды, страхования обязывал обратиться к текстам индуистской философии, эзотерической мысли, к "патриархам" философской антропологии - Платону, Аристотелю, И. Канту, У. Джеймсу, Э. Берну, М. Буберу, Э. Фромму, М. Хайдеггеру, П. Тиллиху, К. Барту, Ж. Делезу, Ж. Гваттари, М. Фуко, к отечественным авторам идей социальной, философской, культурной антропологии, представленных такими авторами, как П.С. Гуревич, Б.Л. Губман, В.В. Ильин, А.П. Мальцева, Б.В. Марков, B.C. Степин, И.Т., П.В. Тищенко, А.А. Тягунов, И.Т. Фролов, Б. Юдин и др.
Психологический «модуль» страхования раскрывался на базе общепсихологических размышлений таких авторов как В.П. Зинченко, Т.В. Корнилова, С.М. Кочергин, Д. Макклеланд, А. Маслоу, Т.П. Скрипкина, Г.Н. Солнцева и др.
Страховая деятельность представляет весьма важный эмпирический базис для философско- методологических исследований динамики современного общественного развития, для определения и корректировки стратегии динамического развития России.
Объект работы составляют социокультурные реалии страхования.
Предмет исследования — страхование как социокультурный феномен, взятый в ракурсе его философской рефлексии и междисциплинарного анализа.
Целью диссертационной работы - анализ страхования как продукта социокультурной жизни.
Задачи исследования:
- обосновать предметную область данного исследования, локализовав ее рамками социального опыта страхования.
- дать философскую интерпретацию толерантности
- эксплицировать страхование как инструмент формирования толерантной культуры, механизм взаимного доверия, разрешения социальных противоречий, снятия напряженности в обществе риска
- идентифицировать концепты желания и надежды, их инициирующую роль в контексте развития современного страхования
- показать возможности междисциплинарной парадигмы для толкования феномена страхования
- отрефлексировать антропологический, психологический, социально-политический дискурс страхования
Методологические основы исследования определяются задачами анализа проблемы и структурой диссертационной работы. В работе применяются социально-философские и общенаучные принципы познания, герменевтическая парадигма, междисциплинарный анализ, ситуационный подход, идеи социального конструкционизма, методы изучения релевантного теме материала.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют теоретические и практические данные из области страховой деятельности, материалы по страхованию, опубликованные в последние годы в профессиональных журналах по страхованию — «Страховое дело», «Управление риском», «Вопросы анализа риска», профессиональный опыт в страховой деятельности автора.
Научная новизна исследования заключается
1. в рефлексии роли страхования как транслятора институциональной толерантности. Страхование распознает контуры толерантной культуры.
2. в интерпретации страхования через такую универсалию культуры как доверие. Доверие мыслится как внутренний механизм социального воспроизводства, защищающий социальную целостность. Доверие -интеграл экономического поведения, выражающий культуру толерантности.
3. в экспликации значения страхования как фактора упорядочивания социальных взаимоотношений и как инструмента разрешения социальных конфликтов, снятия напряженности в обществе риска.
4. в использовании ресурса междисциплинарного подхода к феномену страхования. Показаны границы антропологического, психологического, социально-политического знания о страховании
5. в понимании страхования как зеркала и социокультурного декодера человеческого желания, референта его надежд.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту.
1. Понятие толерантности содержит в себе несколько возможных интерпретаций. Семантика толерантности указывает на такие значения как допустимый вариант реагирования, готовность к принятию иного, (трансцендентного), устойчивость (к неопределенности, конфликту, социальным и психологическим отклонениям), терпимость как смысловой эквивалент умеренности, смирения, согласия, социально одобряемого, компромисса, ненасильственного, «принятие» единства человечества, тотальной взаимозависимости по принципу «не навреди». Принцип толерантности основывается на позитивном конструировании мира, включая формирование всеобщих ценностных ориентаций и установок, а также на сочетании ценностных установок с учетом разных социокультурных идентификаций, типов поведения и образов жизни. Эти позиции определяют отказ от насилия, интенции к предупреждению конфликтов, к решению проблем на основе диалога, взаимного доверия, взаимопонимания. Идеи толерантности адекватны социокультурным изменениям, реалиям глобализма и планетарного сознания, новым формам ассоциирования, соотносятся с реальными психосоциальными ожиданиями, ценностями людей. Через институт страхования как институциональную толерантность, отражающую «прагматизм» бытия, задаются пределы допустимости социальной интенции к власти, доминированию, давлению, функционально обеспечивается устойчивость, стабильность, гарантированность социальной жизни, создаются облегченные варианты толерантного со-существования.
2. Доверие выступает конструктом решения проблем страхования. Страхование, осмысленное как механизм взаимного доверия, явно и неявно стимулирует толерантность в социальных отношениях. Толерантность - способ согласования социальных отношений в условиях риска, своего рода "логический" конформизм, социально-экономический "союз", интенция к ассоциированию. Доверие -«метафизическое» условие безопасности в социальном поведении и социальных коммуникациях, радикальная онтологическая надежность, «утраченная» определенность. Доверие генерирует ощущение «будущности», свойственное целостному протеканию социальной жизни, возможность планировать, является способом снятия напряжений и конфликтов. Становление взаимного доверия — это способность к ассоциации, которая зависит от социокультурных особенностей существования внутри сообщества норм и ценностей, разделяемых всеми его членами, а также от готовности последних подчинять свои интересы интересам группы. Взаимное доверие, имеющее конкретную экономическую величину - результат общих ценностных установок. Сегодня однозначно трудно говорить о том, что складывается новая система ценностей — ценностей доверия на постсоветском пространстве. Россия сегодня - общество с низким уровнем доверия. Это в полной мере характеризует ситуацию в страховании. Среди причин утраты доверия - феномен страхового мошенничества.
3. В социальных реалиях страхование резонирует напряженность интенций, интересов, желаний социальных субъектов. Оно обладает способностью учитывать, регулировать конфликтное состояние экономического и социального мира. Отечественный страховой рынок как сегмент социально-экономических реалий наших дней отражает противоречие и конфликт между интересами динамично развивающегося рынка страховых услуг и заинтересованностью в нем российского потребителя, с одной стороны и несовершенством законодательной базы РФ и слабой защищенностью прав и интересов страховщика - с другой. Глубинным конфликтом остается проблема доверия потенциальных и реальных потребителей страховых продуктов к страховым компаниям и страховой ситуации. (Доверие - индикатор симметричности в отношениях и интеракциях субъектов страхования). Базовым остается конфликт между страховщиками и страхователями. Он выражается в противоречии между стремлением крупных и малых страховых компаний вовлечь как можно больше клиентов-пользователей в договорные отношения -с одной стороны, и остающимся низким уровнем доверия и слабой информированностью о страховых услугах потенциальных потребителей -с другой. Среди противоречий социально-психологического плана — конфликт ориентации потребителя на традиционные, а не инновационные виды страхования и модернизацией рынка страховых услуг. Причины конфликта конституированы в особенностях менталитета россиян -ригидности, недостатке рациональности, которые провоцируют нежелание учитывать новые виды риска. Ждет своего разрешения на российском страховом поле конфликт между низкой информационной культурой (недостаточная информированность клиентов, неадекватная реклама, закрытость информации) страховых компаний и их интенцией к завоеванию массового клиента.
4. Страхование - селективный ответ на актуальные желания, страхи, риск, надежды социальных субъектов. Желания «объективируют» самопроблематичность человека. Экономическое поведение человека фундировано его глубинными желаниями и не может быть объяснено концептами рационализации и детерминации. Оно подвержено влиянию собственной мотивации (эффекты пристрастности), мнений окружающих людей (эффект конформности), фундаментальных гештальт-установок, желаний, укорененных в том числе в бессознательном, которые с трудом поддаются объективации. Желание коррелирует с мотивами, потребностями, ощущениями, восприятием, оценкой, спросом, обменом, стоимостью. Объекты страхования отображают интенции наличных желаний к обеспечению личной безопасности, социальной и материальной защищенности. Феномен желания онтологически, семантически, аксиологически, психологически близок феномену надежды. Надежда может быть понята как малообеспеченное притязание на обладание. Это перспектива осмысленного будущего, проекция в будущее «положительного» свойства. Это вероятность лучшего, «позитивный» проект. Надежда - это вытесненное желание, направленное на преодоление или сохранение status quo. Это подавление, вытеснение страха. Институт страхования по существу является носителем и продавцом надежды одновременно. Он фундирован в «метафизическое» желание человека жить лучше, его страхи и надежду.
5. Наличные желания и надежды обозначают контуры страхования. Страхование — конституированная форма удостоверения реальных надежд. Появление новых видов и продуктов на страховом рынке -удостоверение степени постижения человеком собственных желаний в наличных социокультурных условиях. Констелляция новых объектов страхования на страховом рынке репрезентирует «интенцию» желания, надежду, ожидание, проекцию будущего, стремление распознать вероятную перспективу отрицательного характера.
Научно-практическая значимость выводов диссертации.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для философского, социологического, психологического, политического, экономического дискурса по темам антропологического плана, вопросам социального риска, управления риском, социальных коммуникаций, безопасности, теоретическим и практическим вопросам страхования; они дают возможность эксплицировать феномен страхования в социокультурной парадигме.
Диссертация является опытом использования эмпирического материала из области страховой деятельности к исследованию экзистенциалов доверия, желания, надежды.
Данные представленного исследования могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по проблемам социальной и философской антропологии, в курсе "психология", "социология", «менеджмент», а также использоваться специалистами по вопросам управления страхованием.
Апробация. Диссертация обсуждалась на кафедре психологии и философии и кафедре «управление рисками и страхование» Тверского государственного технического университета.
Основные диссертационные идеи и выводы доложены:
- на 1-й международной научно-практической конференции
Стратегии динамического развития России: единство самоорганизации и управления" (июнь 2004г., Москва),
- на Международной научной конференции "Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века" (июнь 2004г., Москва),
- на научно-практической конференции "Модернизационные процессы в обществе" (апрель 2004г., Тверь),
- на научно-теоретической конференции "Сознание современного российского общества" (май 2002г. Тверь),
- на 5-ой Всероссийской научной конференции" Образование в XXI веке" (31 марта 2004г., Тверь)
Основные результаты диссертации изложены в 5 научных работах.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Страхование как механизм обеспечения социальной безопасности и экономических интересов россиян2007 год, кандидат социологических наук Алексеева, Ольга Владимировна
Регулирование потребительского поведения страхователей в современной России: социологический анализ2009 год, кандидат социологических наук Шамсутдинова, Лариса Хамитовна
Социокультурные основания управления страховой деятельностью в современной России2006 год, кандидат социологических наук Тихомиров, Алексей Петрович
Доверие как феномен социально-экономической реальности2008 год, кандидат философских наук Столяр, Вероника Юрьевна
Философский анализ ситуаций риска, случайности и неопределенности1999 год, доктор философских наук Тягунов, Александр Александрович
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Фельгенгауэр, Елена Александровна
Заключение
В заключении дадим краткую характеристику решения тех задач, которые были поставлены в диссертации.
Основная задача сводилась к тому, чтобы эксплицировать страхование как социокультурный феномен и продукт наличной культуры. Предполагаемое решение проблемы требовало обращения к объяснительным средствам философской рефлексии и междисциплинарному знанию -антропологическому, психологическому, экономическому, социально-политическому.
Дав интерпретацию толерантности как философского концепта, было показано, что страхование, понимаемое в широком смысле как способ самосохранения и фундаментальная потребность обеспечения безопасности, распознает контуры толерантной культуры. Страхование как интституциональная толерантность задает пределы допустимости социального риска, обеспечивает определенного рода стабильность, гарантированность социальной жизни.
Мы показали, что в условиях глобализации, социально-экономической интеграции, исключительно важна роль такого социального феномена как доверие, способного усилить интеграцию социальных систем, поддерживать их синергию. Была предпринята попытка истолкования концепта страхования в призме доверия как интеграла социального и экономического поведения, того, что объединяет, а не разделяет людей и того, что отображает культуру толерантности. Доверие — способность к ассоциации, которая детерминирована социокультурными условиями, зависит от разделяемых сообществом норм и ценностей.
Наше диссертационное исследование затронуло проблему причин и способов управления социальными конфликтами. Страхование как социально-экономическая реалия отображает в полной мере противоречие потребностей, интересов, ценностей, социальных субъектов. Формирующийся в условиях рыночных отношений отечественный страховой институт актуально демонстрирует противоречия интересов, ценностей, потребностей, желаний, надежд человека.
Это обстоятельство важно учитывать в условиях глобализации мирового страхового рынка, поскольку этот процесс продуцирует и количественные и качественные трансформации на страховом поле. Перед страховым рынком России, имеющим социокультурные проблемы становления, стоит сложная задача ориентации на мировую политику и культуру страхования.
Страхование - селективный ответ на актуальные желания, страхи, риск, надежды. К такому выводу мы пришли, предварительно выявив проблематичность человеческих желаний, установок, потребностей, мотивов, спроса, оценки. Философская ретроспектива темы желания показала проблему распознавания и расшифровки желаний «живого человека», которая резонирует в моделях экономического поведения человека. Задача профессионалов от страхования состоит в декодировании приоритетов желаний, потребностей, мотивов, установок человека.
Объекты страхования в наличных социокультурных условиях отображают интенции к личной безопасности, социальной, материальной защищенности.
Нами показано, что через страхование формируется культура безопасности, которая выражает потребность социального субъекта оберегать и защищать себя.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Фельгенгауэр, Елена Александровна, 2004 год
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). М. - Воронеж,1999.
2. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной деятельности. М.:Мысль, 1989.
3. Акерман С.Г, Визерс С., Голубев С.Н. Добровольное медицинское страхование. М: Российский юридический издательский дом, 1995.
4. Александров А.А. Страхование. М: ПРИОР, 1998.
5. Адамчук Н.Г., Юлдашев Р.Т. Обзор страховых рынков ведущих стран Азии ( на примере Китая и Японии). М.: Анкил, 2001
6. Балакирева В. Страхование жизни. Перспектива развития. // Страховое дело. 1997., № 4.
7. Барт К. Основы догматики. СПб.: Алетейя, 1998.
8. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С.80
9. Бек У. От индустриального общества к обществу риска // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Риск, неопределённость, случайность — 1994. — №5.
10. Ю.Бернстайн П. Против богов: Укрощение риска/Пер с англ. М.: ЗАО
11. Олимп-Бизнес»,2000. П.Бланд Д. Страхование: принципы и практика. М.: Финансы и статистика,2000.
12. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994;
13. Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние.// Западная философия. Итоги тысячелетия. Екатеринбург-Бишкек, 1997.
14. Вебер М. Избранные произведения. М.,1990.
15. Всемирная энциклопедия. Философия XX век. Москва.Аст. Минск. Харвест. Современный литератор.2002.
16. Гаджиев К.С, Введение в геополитику. M.:JIoroc, 1998; 17.3инченко В.П. Психология доверия //Вопросы философии. 1998. №7.
17. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века: Тверь, 1997.
18. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. М.: Академический проект,2003.
19. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПБ.: Питер, 2000.
20. Губин В. Некрасова Е. Философская антропология. М.: ПЕР СЕ; СПб.: Университетская книга, 2000.
21. Гуревич П.С. Философская антропология. М.: Вестник, 1997.
22. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. М., 1990.
23. Джеймс У. Психология. М.: Дайджест, 1991.
24. Евстифеева Е.А. Феномен веры. Автореф. дис. докт. филос. наук. М.,1995.
25. Желание// Всемирная энциклопедия. Философия XX век. Москва.Аст. Минск.Харвест. Современный литератор.2002. С.258
26. Журавлев А.А. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений в обществе. М.: Институт психологии РАН, 1997. Т.2.
27. Знаков В.В. Павлюченко Е.А. Самопознание субъекта. //Психологическийжурнал 2002.Т.23, №1. 34.3инченко В.П. Психология доверия //Вопросы философии. 1998,№7.
28. Кант И. Критика практического разума. Соч., М.:Мысль,1965. Т.4. кн. 1,4.1.
29. Кожев А. Введение в чтение Гегеля.
30. Корнилова Т.В. Психология риска и теория принятия решений. М.,2003.
31. Косяк Н.В. Доверие как социальный феномен. Автореф. степени к. филос.наук. Тверь,2001.
32. Кочергин С.М. Ответственность, забота, страхование как социальные феномены. Дисс. степени кандидата философских наук. Тверь,2002.
33. Кууси П. Этот человеческий мир. М.,1998;
34. Левин К. Разрешение социальных конфликтов.
35. Левин Г.Д. Свобода воли. Современный взгляд // Вопросы философии. 2000. №6.
36. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.:Финансы, 1998.
37. Луман Н. Понятие риска //Thesis, 1994. №5.
38. Луман Н. Власть М.: Праксис, 2001.
39. Лучицкая С.И. Образ Другого: опыт типологии // Вестник РГНФ.2000 №1.С.72-80
40. Мальцева А.П. Возможна ли философская теория желания //Человек 2003 .№4.
41. Мальцева А.П. Философия желания. Ульяновск, Ульян.ПГУ,2002.
42. Мальцева А.П. Образы и метафоры желания //Человек. 2003 №3. С.55
43. Марков Б.В. Философская антропология. М.,1997.
44. Маслоу А. Психология бытия М.:"Рефл-бук"- "Ваклер", 1997.
45. Мельвиль Ю.К. Прагматизм // Современная западная философия. М., 1991.
46. Менегетти А. Введение в онтопсихологию. Пермь: Хортон Лимитед,1993; Система и личность. М:"Серебряные нити", 1996.
47. Ментальность россиян. М.,1997.
48. Миронов А.А., Таранов A.M., Чейда А.А. Медицинское страхование. М.: Наука, 1994.
49. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации М., 1998.
50. Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998.
51. Мэй Р. Любовь и воля. М: "Рефл-бук"- "Ваклер", 1997.
52. Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М.,1970.
53. Нэсбитт Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90- годы: Мегатенденции. Год 2000. М.,1992.
54. Новейший философский словарь. Минск, 2001г.62,Ожегов. Словарь русского языка. М., 1991.
55. Ортега и - Гассет. X. Что такое философия? М., 1991.
56. Платон. Сочинения в 3-х томах; М., 1968. Т 1.
57. Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности. М., 1994.
58. Петровский В. Неадаптивный риск: феноменология и опыт интерпретации // Управление риском. 1997,№ 3.
59. Плаус С. Психология оценки и принятия решений. М., 1998.
60. Померанц Г.С. Диалог и молчание // Человек. 1996. №4.
61. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1,Т.2. М.: Культурная инициатива, 1992.
62. Проблема человека в западной философии. М.: 1988.
63. Психология и безопасность организаций. Материалы конференции. М.: Институт психологии РАН, 1997.
64. Путилова Л.М. Сущность самопознания в опыте ментальной идентификации. Автореф. дис. д. филос. наук. М, 1999.
65. Пфайффер К. Введение в перестрахование М.: АНКИЛ,2000.
66. Райхер В.К. Общественно- исторические типы страхования. М.: ЮКИС, 1992.
67. Риман Ф. Основные формы страха. М.: Апетейя,1998.
68. Российский менталитет: вопросы теории и практики. М.: ИП РАН, 1998.
69. Селигмен А. Проблема доверия. М.: Идея пресс, 2002.
70. Сербиновский Б.Ю, Гарькуша В.Н. Страховое Дело.Ростов н/Д: Феникс,2003 .-384с.
71. Силласте Г. Социология страхования. М:ФА,2001. 209с.
72. Скрипкина Т.П. Психология доверия. М.:Академия, 2000.
73. Сознание личности в кризисном обществе. М.: ИП РАН, 1995.
74. Солнцева Г.Н. Определение неопределенности // Управление риском, 1997. №2.
75. Солнцева Г. Н. О психологическом содержании понятия «риск» // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1999, №2.
76. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений /Ред. Журавлев A.JL, Шорохова Е.В. М.: ИП РАН, 1998.
77. Социальная и духовная безопасность России. М.:МГУ, 1995.
78. Социальное и личное страхование. Опыт страхового рынка ФРГ. М.: Анкил, 1993.
79. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений /Ред. Журавлев А.Л., Шорохова Е.В. М.: ИП РАН, 1998.
80. Социология социальных изменений. М., 1996.
81. Страховое дело. 1998-2004 гг.
82. Сухинин В., Пласкина А. «Страхование на случай смертельно опасных заболеваний». // Страховое дело, 1997., № 12.
83. Теория и практика страхования. М.: Анкил, 2003.
84. Тоффлер Э. Шок будущего. 1970.
85. Турбина К.Е. Инвестиционный процесс и страхование инвестиций от политических рисков. М.: Анкил, 1995.
86. Турбина К.Е. тенденции развития мирового рынка страхования. М.: Анкил, 2000.
87. Тягунов А.А. Философский анализ теоретических проблем страховой деятельности. М.:Лилия, 1999.
88. Фельдман Д.М. Политология конфликта. М:Стратегия,1998.-200с.
89. Философия XX века. Энциклопедия. М Харвест, 2002.
90. Франка В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс,1990.
91. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.,1991.
92. Фролов И.Т. Человек и глобальные проблемы человечества: необходимость мыслить и действовать по-новому. М.,1991.
93. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме М., 1991.
94. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
95. Фромм Э Революция надежды //Психоанализ и этика. М.: Республика,1993.
96. Фуко М. Герменевтика субъекта. Социологос. Выпуск 1. М.: Прогресс, 1991.
97. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию. М.ЮОО «Издательство ACT» :ЗАО НПП «Ермак», 2004. 730С.
98. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек.
99. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.:Академия, 1995.
100. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. -Красноярск, 1996.
101. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций/Политические исследования1994. №1;
102. Ценностное сознание личности в период преобразования общества / Ред. Е.Д. Дорофеев, Л. А. Седова. М.: ИП РАН, 1997.
103. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня // Homo ludens. М: Прогресс, 1992.
104. Ценностное сознание личности в период преобразования общества / Ред. Е.Д. Дорофеев, Л. А. Седова. М.: ИП РАН, 1997.
105. ИЗ. Человек, 2000-2004, №№1-6.
106. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994;
107. Шахов В.В. Страхование. М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997Л
108. Швырев B.C. Берега рациональности.//Вопросы философии.№ 2.2004
109. Шелер М. Положение человека в космосе/ЛИелер М. Избранные произведения. М.,1994.
110. Эзотеризм. Энциклопедия. Минск:Харвест,2002.
111. Экономика страхования и перестрахования. М.: Анкил, 1995.
112. Экономикс: Англо-русский словарь-справочник / Под ред. Долан Э. Дж., Домненко Б.И. М., 1994.
113. Эриксон Э. Г. Детство и общество. СПб., 1996.
114. Юлдашев Р.Т. Введение в продажу страхования, или как научиться продавать надежду. М.: Анкил, 1999.
115. Юлдашев Р.Т, Тронин Ю.Н. Российское страхование: системный анализ понятий и методология финансового менеджмента. М.: Анкил, 2000.
116. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999.
117. Aron R. Paix et querre les nation. Paris. 1966. P.343.
118. Beck Ulrich. Rick Society. Towards a New Modernity. Sage Publications. 1996. P. 4.
119. Boulding R. Conflict and Defence. A General Theory. N.Y. 1962. P.5.
120. Ewald F. L'Etat Providence. Paris, 1986.
121. Globalism versus Realism. Boulder, 1982.
122. Ladd J. The Ethics of Participation. N.Y: Atherton Lieber, 1975.
123. Merkin R. What is reinsurance ?, LLP. 1998.
124. Revue Internationale de Philosohie. No 1, whole no.37. 1957.
125. Simmel G. The Philosophy of Money. 126. Social Psychology. 1987. №53.
126. Ewald F. L'Etat Providence. Paris, 1986.
127. Fukuyama F. Trust. The Social Virtues and the Creation of Prosperity. 1995 .
128. Kenneth J. Arrow. The Limits of Organization. New York: Norton, 1974.p.23.
129. Ladd J. The Ethics of Participation. N.Y: Atherton Lieber, 1975.
130. Revue Internationale de Philosohie. No 1, whole no.37. 1957.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.