Социокультурная природа мультимедиа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, доктор культурологии Шлыкова, Ольга Владимировна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 308
Оглавление диссертации доктор культурологии Шлыкова, Ольга Владимировна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Мультимедиа как феномен культуры
1.1. Мультимедиа: дефиниции с позиции культурологического подхода.
1.2. Мультимедиа - новое средство социокультурных коммуникаций и культурного обмена.
1.3. Мультимедиа - синкретичная форма творчества .:.
1.4. Историческая динамика мультимедиа как особого способа транслирования культурных ценностей.
Глава II. Мультимедиа как проблема субъекта культуры и культурной деятельности
2.1. Культура субъектов мультимедиа.
2.2. Формирование новых сфер социокультурной деятельности.
2.3.Мультимедиа и культурологическое образование.
Глава III. Мультимедиа в современном социокультурном пространстве
3.1. Культура как объект мультимедиа.
3.2. Типология мультимедийных ресурсов по культуре.
3.3. Методологические аспекты сохранения культурного наследия в электронном виде
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Развитие мультимедийной культуры в информационном обществе2010 год, доктор культурологии Елинер, Илья Григорьевич
Динамика художественной коммуникации в современной культуре: На примере музыки2003 год, кандидат культурологии Перцовская, Римма Феликсовна
Медиапортал как средство создания качественного контента2009 год, кандидат филологических наук Короткова, Екатерина Николаевна
Познавательный потенциал коммуникативной культуры: на примере Интернет-пространства вуза культуры и искусств2008 год, кандидат культурологии Варэлис, Андрей Марекович
Виртуальные музеи как социокультурный феномен: типология и функциональная специфика2012 год, кандидат культурологии Максимова, Татьяна Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурная природа мультимедиа»
Актуальность исследования. Идеологи постиндустриального общества в своих социально-философских построениях, отмечая специфику информационного общества, именуют его обществом «третьей волны». Если первая волна определяется доминированием технологий агрикультуры, вторая - индустриальными технологиями, то третья - технологиями электронной культуры. Характерным признаком третьей волны является культ знания, отождествление уровня культуры с количеством и качеством информации, системой ценностей, доступных человеку для ее практического применения. С этой точки зрения, прогресс культуры совпадает с накоплением информации, созданием, освоением и ее распространением. Как отмечается экспертами, сегодня один человек узнает в день больше нового, чем его предок узнавал всю жизнь. В информационный век увеличивается социальная и культурная роль мультимедиа, наступает век «цифрового Ренессанса», в котором люди получают знания в качестве нового ресурса.
Смена медиатехнологий означает смену парадигмы, что влечет за собой смену технологий культурной коммуникации. Не являются исключением и мультимедийные технологии. Они формируют особую социокультурную и технологическую возможность для создания сверхнасыщенного информационного поля, которое практически повсеместно окружает современного человека. В эпоху электронных преобразований увеличивается социальная и культурная роль мультимедиа, в которой люди получают различные типы культурной информации в качестве нового ресурса активации интересов и уровня компетентности с помощью самых разнообразных средств, в том числе и электронных.
Непременная установка на прогресс и инновацию, заложенная в самой логике развития технологий, позитивно и стимулирующе воздействует на культуру, на всех, кто активно обращается к их услугам.
Свойство интерактивности, присущее мультимедийному ресурсу, также является проявлением сложного взаимодействия медиа в пределах формируемого виртуального трехмерного пространства, которое становится непрерывным, бесконечным, как наша реальность, только в данном случае мы имеем дело с реальностью, созданной виртуально1.
Появление новых технических приемов дает возможность передавать содержание при помощи различных средств информации, доступных для восприятия разными органами человеческих чувств, да еще и путем интерактивного взаимодействия с аудиторией. Мультимедиа, совершенствуясь и оттачивая свой язык, начинает обособляться от тех искусств и технологий, которые вызвали его к жизни. Поэтому правы те исследователи, которые полагают, что нашу эпоху будут знать как век, когда человек постигал современные информационно-коммуникативные технологии, влияющие на его восприятие культурных текстов и артефактов.
Разумеется, мультимедиа, как любое прогрессивное явление, вносит собой вместе с огромными завоеваниями и перспективами ряд проблем и негативных моментов. Так, например, при его несомненных преимуществах как средства обучения (возможность сочетания логического и образного способов освоения информации; активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности и т.п.) нельзя не отметить такие факты, появляющиеся в результате триумфального вхождения Сети в реальную практику образования, как:
1 Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культуры / Пер. с англ., под ред. О. И. Шкаратана. - М.: ГУВШЭ, 2000. - 630 с.
• мозаичность культуры, пришедшей на смену просветительской модели культуры,
• эклектичность сферы знаний в противовес системному мировоззрению, основанному на едином подходе, парадигме;
• ориентация на репродуцирование вместо творчества и др.
Технология становится и регрессивной в отношении к традиционным ценностям — это касается экономики, политики, культуры и т.д. Например, постоянное использование Интернет приводит к тому, что дети совсем перестают читать, отвыкают думать, т.к. комплекс самых различных средств восприятия заменяет и эту культурную традицию жизни человека. К недостаткам «виртуальной культуры», задающим новые проблемы, относят также и:
1) труднодоступность нахождения определенной информации,
2) неточность ряда материалов (повальные ошибки в электронных библиотеках, допускаемые при сканировании материалов под давлением современного темпа бизнес-жизни «со скоростью мысли»),
3) обилие рекламы, приводящей к «информационному шуму», и др.
Не случайно Интернет называют страной хаоса, напоминающей библиотеку после землетрясения с разбросанными повсюду книгами и лишь изредка встречающимися фрагментами систематизации.
В условиях стремительного развития технологий информационного общества происходит переоценка ценностей, что не может не оказывать влияния на образ жизни молодого поколения, его вкусы и приоритеты.
Для того чтобы найти точки соприкосновения с новой моделью информационной культуры и образования, необходимо изучение и глубокое осмысление особенностей функционирования феномена мультимедиа в современном социокультурном пространстве, что и стало темой данного диссертационного исследования.
Несмотря на предпринятые представителями перечисленных областей научного знания обоснования природы мультимедиа, практика его функционирования показывает, что сущность и возможности мультимедиа как социокультурного феномена имеют резервы для дальнейшего и более детального его осмысления: рассматривать мультимедиа лишь как вид компьютерной технологии — слишком узко. Отсюда целесообразность раскрытия социокультурной природы мультимедиа и осмысления специфики его функционирования под углом зрения pro et contra (или, по Гегелю, «диалектики приобретений и утрат»).
В современной социокультурной ситуации весь спектр информационно-коммуникационных технологий, в особенности интенсивно развивающийся Интернет, становится все более эффективным средством как реализации индивидуального творческого потенциала, так и продуктивного коллективного сотрудничества в целях решения общих проблем. Развитие на основе совместных интересов локальных и интернациональных сообществ, благодаря легкодоступной и непосредственной коммуникации, а также свободе доступа к информации (арт-серверы, листы-рассылки, видеоконференции и т.д.) в целом повышает динамизм культуры и общественных связей.
Речь идет о нетрадиционных подходах в осмыслении культуры прошлого, ее корней как фундамента развития "ожидающей" культуры, нового понимания человека и личности. Можно говорить о формировании новой методологической культуры, о которой писал в свое время А. Ф. Лосев.
Если это так, то тогда центральным становится вопрос о том, каким быть человеку современному, в чем проявится эволюционный скачок в его развитии? Анализ литературы по названной проблематике при всем многообразии взглядов и позиций позволяет выделить нечто общее, некое объединяющее начало. Это проблема творчества, творческой, научной, общественной и т.д. самореализации человека. Тогда роль и значение мультимедиа как синкретичной формы творчества и средства социокультурной коммуникации, современного электронного способа транслирования культурного наследия в плане формирования и развития нового человека кардинально изменяются.
Как справедливо отмечает М. Кузнецов , аппаратура «виртуальной реальности» и глобальная Сеть утрачивают статус принадлежащих исключительно к сфере техники, техногенных явлений и становятся в известном смысле метафорами, позволяющими хотя бы в общих чертах определить контуры тех реалий культурологического, антропологического и философского порядков, с которыми мы сталкиваемся в новом тысячелетии. По-своему ощутимы и некоторые приметы мифологизации роли мультимедиа в основных сферах жизнедеятельности.
Рождение нового типа коммуникаций — электронного - выдвигает на повестку дня вопросы как его изучения, так и регулирования культурных процессов в Интернет-пространстве (в том числе организационного, правового, нравственно-этического, социокультурного), технических и информационно-коммуникационных инноваций, сохранения и передачи культурного наследия в электронном виде, что обусловило осмысление мультимедиа с позиции культурологии.
Таким образом, основу актуальности нашего исследования составляет решение противоречия между бесконечно расширяющимся
2 Кузнецов М.М. Виртуальная реальность — техногенный артефакт или сетевой феномен? - См.: http://www.synergetic.ru/philosophy/index.php?article= virtual полем культуры и нахождением технологии ее компактной систематизированной подачи населению. При этом особенно важным становится осмысление места мультимедиа в современной культуре, а также анализ данного феномена как явления массовой культуры, каким он является на начальном этапе своего развития.
Дальнейшее развитие мультимедиа позволит расширить представление о мультимедиа на основе изучения специфики его базисных оснований по сохранению культуры, обновлению культуры, (в том числе институтов обновления знания и инновационного воздействия на "код" культуры), а также трансляцию культурных ценностей и социального опыта. При этом поставленные в диссертационном исследовании задачи предполагают решение таких фундаментальных проблем, которые ответственны за сохранение, передачу социального опыта; изучение факторов, оказывающих расшатывающее, «мутационное воздействие на "гены" культурно-исторических образований, перестраивающих их "код" в процессе творчества; изучение суммарных последствий такого развития как реальной истории "очеловечивания" мира».
Безусловно, что сотворение новых субкультур и социокультурных систем должно служить развитию гуманистического начала в человеке.
Дефицит исследований, характеризующих исходный уровень и состояние культуры в условиях современной интернетизации и медиатизации общества, свидетельствует о том, что сложный синтетический характер изучаемого объекта не поддается достаточно полному описанию и исследованию с позиций какой-либо отдельно взятой науки, теории или концепции. Поэтому его изучение требует выработки комплексного междисциплинарного подхода. Целостной теории данного уровня в настоящее время пока еще не существует. В связи с этим, современная наука преодолевает отмеченные трудности путем самостоятельного анализа различных подсистем объекта с использованием уже отработанных моделей по отношению к этим подсистемам.
Степень разработанности проблемы. Многогранность и неоднозначность феномена мультимедиа привлекает внимание ученых, что, в свою очередь, порождает разнообразное его толкование. Существует ряд подходов к изучению мультимедиа, которые позволяют приблизиться к пониманию его сущности.
И. Вернер, автор одной из первых монографий о мультимедиа, переведенной в России в 1996 г., избегает определения мультимедиа, одновременно отмечая, что современной технологической формой информационного общества является технология мультимедиа, которая открывает принципиально новый уровень обработки информации и интерактивного взаимодействия человека с компьютером3. В 1970-е гг. (по мнению автора, именно в это время появились первые упоминания о мультимедиа в энциклопедических изданиях) термин «мультимедиа» обозначал совокупность средств для обработки и представления видео-, аудио- и печатной информации. Эта «технико-технологическая трактовка» понятия «мультимедиа» чаще всего используется специалистами в области компьютерных технологий и позволяет им включать в состав мультимедиа широкий спектр информационных возможностей, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на реципиента.
Немецкий исследователь М. Кирмайер, рассматривая мультимедиа как результат деятельности в области электронной или компьютерной промышленности и как взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения, вместе с
3 Вернер Ингенблек. Все о мультимедиа. - Киев: В НУ, 1996.- С.7. тем подчеркивает особенности мультимедиа и как маркетингового инструмента, и как предмета бизнеса4.
Американские исследовательницы Л. Дж. Скибб, Сюзэн Хэйфмейстер, Анжела М. Чеснат называют технологии мультимедиа «эволюцией в прогрессе»5.
Отмечая, что мультимедиа является смешанной технологической прогрессией, а не просто комбинацией аппаратных и программных компонентов, авторы трактуют мультимедиа как «комбинацию платформ, инструментов коммуникации, людей и влияния на культуру»6.
Мультимедиа как социокультурное явление получило развитие в ряде работ отечественных исследователей, в том числе и работах автора.
Отличительной чертой современных информационных, прежде всего мультимедийных, технологий является их способность не только производить некий предназначенный для употребления продукт, но и, что гораздо важнее, оказывать косвенное влияние на пользующегося ими человека, меняя его представления о самом себе. Эту антропологическую функцию информационные технологии способны выполнять потому, что в производимом ими цифровом продукте человек, как в зеркале, распознает элементы своей собственной интеллектуальной деятельности. Подобное овеществление событий и явлений «внутреннего мира» заставляет по-новому взглянуть на то, что казалось уже хорошо известным, наметить иные аспекты его осмысления
4 Кирмайер М. Мультимедиа / Пер. с нем. - СПб.:ВНУ - Санкт-Петербург, 1994. -192 с.
5 Скибб Л.Дж., Хэйфмейстер Сюзен, Чеснат Анжела М. Оптимизация мультимедиа ПК / Пер. с англ. - Киев: НИПФ «ДиаСофт Лтд», 1997. - 352 с.
6 Там же. -С. 270.
При исследовании различных ракурсов темы мы опирались на положения: о культуре как второй природе в целом и активной, целенаправленной человеческой деятельности в частности, изложенные в трудах А. И. Арнольдова, Г. С. Батищева, М. В. Демина, В. П. Зинченко, Н. С. Злобина, В. П. Иванова, Э.В.Ильенкова, М. С. Кагана, JI. Н. Когана, И. С. Кона, В. С. Лазарева, А. Н. Леонтьева, А. А. Пелипенко, С.Л. Рубинштейна, В.Н.Сагатовского, Э. В. Соколова, А. Я. Флиера, Э. Г. Юдина и других философов и культурологов;
Об эволюции социокультурных коммуникаций в обществе и ее креативной роли в процессах культурного развития — школы Ю.М. Лотмана, А. Моля, М. Маклюэна, Д. Белла и др.
Перспективные тенденции развития новых информационных гипертекстовых технологий, основанных на реальности виртуальности, в определенной мере исследованы Э.П. Семенюком, В.А. Емелиным, H.A. Носовым, М.М. Кузнецовым, А.Д. Урсулом, A.B. Соколовым и др. авторами.
Источниковедческой основой при анализе мультимедиа как культурного феномена стали труды: в области развития культуры в постиндустриальной цивилизации: Д. Белла, Э. Тоффлера, М. Маклюэна, М. Кастельса и др.; в области изучения духовных, нравственных и этических вопросов, а также правового поля Интернет-пространства — А.И. Арнольдова, Л. Баткина, В.М. Межуева, В. Наумова, Э.А. Орловой, К. Разлогова и др.; в области изучения мультимедиа как креативного феномена и новой формы творчества - работы В.А. Волобуева, М.Н.Афасижева, Ю.У.Фохт-Бабушкина и др.; в области изучения информационной культуры личности P.C. Гиляревского, А.И. Каптерева, H.A. Слядневой, A.B. Соколова, Ю.А. Шрейдера.
Применительно к теме диссертации представляют интерес фундаментальные исследования по семантике и истории культуры.
Изучение и интерпретация культурных традиций разных народов на основе информационных теорий разработаны в работах С.А. Арутюнова, H.H. Чебоксарова, JI.H. Гумилева и др. исследователей, предсказывающих формирование качественно иной культуры человечества, в которой в будущем будет сформирована целостная картина мира, человека и космоса в их единстве, взаимосвязи и взаимодействии.
Методологическими основаниями исследования послужили: концептуальные установки «классического» эволюционизма (концепции адаптации к условиям существования человека и общества, закономерностям исторического процесса), идеи структурного функционализма (концепции культурной системы потребностей и социального действия, социальных ролей, институтов и норм и т.д.) и отчасти структурализма (концепции культуры как символической системы, упорядоченной по образу языка), постмодернистские парадигмы, нашедшие отражение в принципах синкретичности, фрагментарности, плюрализма, децентрализации, концепции неоднородности культурных пространств и др.
Таким образом, в силу междисциплинарного характера исследования в нем применялись различные методологические подходы.
В диссертации использован комплекс следующих методов исследования: метод исторического анализа, позволяющий выявить начальные условия развития мультимедиа, а также сравнигельнотипологический метод. При проведении диссертационного исследования широко применялись методы анализа и синтеза, количественные методы обработки полученных данных — построение круговых диаграмм и гистограммы и др.
При формировании понятия «мультимедиа» задействован метод восхождения от абстрактного к конкретному как движения от менее содержательного знания к более содержательному, и метод концептуального анализа в целях устранения имеющегося несоответствия между реальной конкретностью мультимедиа и ее теоретическим воссозданием.
Вся совокупность этого методологического инструментария позволила расширить понятие мультимедиа, оттенив его социокультурную природу.
Объект исследования'. особенности функционирования мультимедиа в современной социокультурной ситуации.
Предмет исследования', электронная культура как новая технология межкультурной коммуникации.
Цель исследования', изучить природу мультимедиа и культурный потенциал данного феномена.
Реализация данной цели включает в себя следующие задачи исследования:
1. Изучение мультимедиа как культурологической проблемы в отечественной и зарубежной гуманитарной, а также социально-информационной науках.
2. Анализ мультимедиа с точки зрения его коммуникационной, художественно-творческой, нравственно-правовой, экономической и информационной составляющих.
3. Раскрытие культуры в качестве объекта мультимедиа.
4. Выявление реакции общества, создателей и пользователей мультимедиа на изменения в традиционном этнокультурном опыте в связи с высокими скоростными трансформациями современной культуры, а также с техническими инновациями в моделях информационно-коммуникационных каналов;
5 Определение сущности мультимедиа как специфической детерминанты электронной культуры;
6. Осмысление и оценка места мультимедиа в системе культурологического образования как важнейшей части социокультурного процесса.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что не только и не столько техническая составляющая (накопители информации, средства разработки, программы и т.д.) определяет сущность мультимедиа, но и, прежде всего, вид деятельности, в которую вовлекаются субъекты мультимедиа. Область деятельности, где функционирует мультимедиа, задает ее характеристики и оказывает обратное воздействие на человека, его социальный опыт.
Еще Маршалл Маклюэн — первый теоретик масс-медиа, во многом опередивший свое время и по сути дела предсказавший еще в 1970-х гг. наступление эпохи информационных технологий, — предложил культурологическую концепцию, в которой описывалась последовательная эволюция технических средств в разные периоды истории, революционно преобразовывавших всю практику (и сопутствующую ей теорию) межчеловеческой коммуникации — от колеса и печатного пресса Гутенберга до сверхзвуковой авиации и цветного телевидения.
В отличие от Г. М. Маклюэна, предсказывавшего гибель «галактики Гутенберга» и наступление эры слуховизуальной чувственной постписьменной культуры на основе телеэлектронной видеотехники, Кастельс не заявляет о новой «электронной чувственности», об отказе от книжной грамотности, но стремится к «плюралистической перспективе, которая объединяет вместе культурную идентичность, глобальное переплетение сетей и многомерную политику с широким кругом интересов». Только с помощью такой перспективы и можно, по его мнению, применить правильную методологию и объяснить особенности того «мультикультурного, взаимозависимого мира».
Исторической спецификой современной новой электронно-коммуникационной системы знаковости, по мнению Кастельса, является то, что в отличие от прежних форм и стадий культурного развития человечества нынешняя «культура реальной виртуальности» характеризуется глобальными масштабами своего распространения и воздействия на все сферы общественной жизни и человеческого бытия в целом (65). Становление же начальных форм коммуникации (от мнемических способов общения, идеограмм и знаковых форм передачи информации) в определенной степени подготовило почву для современных медийных коммуникационных аналогов, в том числе и мультимедиа.
Положения, выносимые на защиту:
1. Мультимедиа является культурным феноменом, обязанным своим возникновением исторически - постиндустриальному обществу, технически - развитию коммуникационных технологий, прежде всего, электронной коммуникации, художественно - неограниченным, развернутым в будущее способам соединения изобразительных и выразительных средств, отражения реальной и создания виртуальной действительности.
2. Мультимедиа выступает новой технологией социокультурных коммуникаций и культурного обмена, особенности которой состоят в том, что данный феномен не только фиксирует транслируемое аудитории явление в формах самого явления, но и прогнозирует его развитие, апеллируя как к воображению реципиента, так и «реально», через систему звукового, зрительного, а сегодня тактильного и ароматического рядов. Мультимедиа является отличительной характеристикой такой формы межкультурной коммуникации, как сетевое общение, позволяющей соединить целые миры и континенты с индивидуальным типом восприятия различных видов информации, художественность общения в Сети с неограниченным набором аудиовизуальных, интерактивных, гипертекстовых и гипермедийных средств.
3. Мультимедиа в Интернет становится масштабным социокультурным феноменом, стимулирующим не только собственное развитие, но и существенно влияющим на все сферы общественной жизни. Пользователи Сети становятся обладателями принципиально новых коммуникационных возможностей, для многих из них Интернет выступает инструментом профессиональной самореализации.
Субъекты мультимедиа начинают дифференцироваться в зависимости от статуса и ролей в Сети: это основатели Интернета, модераторы и собственно пользователи, - каждая из которых имеет свою портретную характеристику, мотивацию и другие отличительные признаки.
Статусный портрет пользователей мультимедиа преимущественно молодежь в возрасте от 18 до 27 лет) позволяет уточнить характер потребностей и интересов, динамику популярности ресурсов и услуг, а также рассмотреть Интернет как особый катализатор глобальных изменений и сдвигов в социуме, . в социально-психологической сфере, в социально-экономической и культурной атмосфере общества. Молодежная субкультура представляет собой новое социокультурное явление, приоритетными чертами которого выступают коммуникация, форма самореализации и креативные потребности.
4. Как форма художественного творчества мультимедиа обладает новыми средствами, специфическим проявлением которых являются: хранение, обработка и представление информации в цифровой форме; транслирование различных видов информации (не только текстовой, но и звуковой, графической, анимационной, видео и т.д.); интерактивность - активное взаимодействие ресурса, программы, услуги и человека, их взаимовлияние и сотворчество; наличие гипертекста.
Мультимедиа не просто форма, а новая синкретичная форма, которая являет собой синергию между различными художественными формами, синергию между звуком, образами и текстами. В этом смысле мультимедиа выступает не столько продуктом «технологической революции», сколько цифровым воплощением идей, которые присутствуют в разных видах искусства и деятельности на протяжении тысячелетий.
Мультимедиа также рождает новые формы художественного творчества (компьютерная графика, анимация и др.) и новый тип культуры.
5. Критическая масса культурного наследия, оцифрованного и представленного в Сети, позволяет говорить о становлении такого вида культуры, как электронная.
Серьезным недостатком сохранения культурного наследия в электронном виде является методологическая неразработанность процессов его дигитализации, неравномерность и фрагментарность представленности разных сфер культуры (некоторые темы развиты очень полно, другие - недостаточно), отсутствие репрезентативного и обобщающего ресурса, представляющего лучшие достижения российской культуры.
6. Мультимедиа становится важным инструментом в профессиональной деятельности специалистов различного профиля. Актуальным является уточнение места мультимедиа как предмета и средства преподавания в системе культурологического образования, а также расширение спектра учебных и научных специальностей в области прикладной культурологии.
Научная новизна исследования:
1. Мультимедийные технологии рассмотрены как детерминанты социокультурной деятельности человека, но и деятельность, прежде всего информационная и творческая, изучены как сферы проявления мультимедиа;
2. Явление мультимедиа определено как особой технологии культуры, представляющей собой комбинацию средств, типов информации наиболее эффективного их воздействия на реципиента (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем) в целях удовлетворения его культурных потребностей, а также сохранения и передачи культурного наследия в общемировом информационном пространстве;
3. В научный оборот введен материал, касающийся методологии и методики изучения мультимедиа в современной «цифровой эпохе»;
4. Дана типология мультимедийных ресурсов в сфере культуры и образования в целом, в частности по признаку общественного назначения, а также проанализировано современное состояние Интернет-ресурсов и перспективы развития сетевой культуры;
5. Предложен новый взгляд на место мультимедийных технологий в системе непрерывного культурологического образования и перспективы повышения их коэффициента полезного действия.
6. В смысловое пространство и назначение мультимедиа введены нравственно-этические и правовые характеристики, без которых невозможно плодотворное развитие общей культуры общества и личности, а также ее особого вида — электронной.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении методологического аппарата культурологии, в частности такой ее важной составляющей как социокультурная коммуникация, за счет включения в ее проблемное поле информационных аспектов, в построении структурной модели мультимедиа - базового фактора развития электронной культуры, в определении перспектив мультимедиа как социокультурного явления.
Практическая значимость исследования заключается:
• В использовании его результатов при формировании учебных планов и программ подготовки специалистов в области мультимедиа, разработке европейской программы магистратуры по электронной культуре;
• В учете положений и выводов исследования при организации \veb-сайтов по культуре и искусству, а также университетских порталов и сайтов образовательного профиля и выявлении возможностей их включения в мировую информационную сеть;
• В использовании данного исследования при дальнейшей разработке целевых комплексныхпрограмм по информационной и культурной политике страны;
Апробация и внедрение результатов исследования. 1. Исследование получило апробацию в докладах и сообщениях автора на научных конгрессах, симпозиумах и конференциях как в России, так и за рубежом, в том числе: международных конференциях в России и странах СНГ:
- «Новые пути наук о культуре», «Сохранение культурного наследия» (Москва, февраль 1999, 2000, 2002,2003 и др.);
- «Новые технологии - новые формы сотрудничества» (Судак, 19992001 гг.);
- «Электронные визуальные искусства» (Москва, 1999-2003 гг.);
- конференциях выпускников академических обменов Бюро образовательных и культурных программ Гос. Департамента США (Москва, июнь 1998 г., Санкт-Петербург, октябрь 2002 г.); международных конференциях за рубежом:
- «ЕУА'2003» (июль 2003, Лондон);
- 2-й международный форум по сотрудничеству в области политики, экономики, культуры (октябрь 2003, Тайпей);
- «Цифровые библиотеки» (июль 2002, Пекин);
- «Управление знаниями и информацией» (июль 2002, Шанхай);
- «Электронные ресурсы России и США» (март 2001, Вашингтон);
- XXXII Конгрессе "Диалог между культурами и изменения в Европе и мире" (3-7июля 1995 г., Триесте).
2. Материалы диссертации использованы в процессе преподавания курсов: «Введение в специальность», «Технологии создания бизнес-презентаций», «Введение в мультимедиа», «Интернет-ресурсы и услуги в социокультурной сфере», апробированных автором в ряде гуманитарных вузов: в Московском государственном университете культуры и искусств, Психолого-социальном институте, Московском государственном педагогическом институте, а также колледжах культуры и искусств.
3. Некоторые выводы диссертации положены в основу гипотезы и использованы при изучении научно-исследовательской темы «Разработка концепции построения и формирования отраслевой системы учета, регистрации и мониторинга информационных ресурсов сферы образования» совместно с НЦП «Информрегистр» в рамках федеральной программы «Развитие единой информационной образовательной среды» (2001-2005).
4. Материал апробирован в 40 публикациях автора.
5. Диссертационное исследование обсуждено на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики 20 ноября 2003 г., протокол №4 и рекомендовано к защите.
Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, список литературы из 221 названия на русском и иностранных языках, список используемых компьютерных терминов и список адресов наиболее популярных Интернет-ресурсов по культуре и образованию.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Культуро-творческий потенциал виртуальных коммуникаций2009 год, кандидат культурологии Бердникова, Элина Николаевна
Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации2011 год, кандидат культурологии Макарова, Ирина Игоревна
Типология и художественные стратегии сетевого искусства: 1994-20042005 год, кандидат искусствоведения Гурулев, Игорь Валерьевич
Медиакультура как интегратор среды социальной модернизации2005 год, доктор культурологии Кириллова, Наталья Борисовна
Социокультурные регулятивы освоения иностранного языка: возможности информационного общества2009 год, кандидат культурологии Джичоная, Магда Алексеевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Шлыкова, Ольга Владимировна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многогранность и неоднозначность феномена мультимедиа привлекает внимание ученых тем, что, в свою очередь, порождает разнообразное его толкование. Несмотря на предпринятые представителями различных областей научного знания обоснования природы мультимедиа, практика его функционирования показывает, что сущность и возможности мультимедиа как социокультурного феномена имеют резервы для дальнейшего и более детального его осмысления: рассматривать мультимедиа лишь как вид компьютерной технологии - слишком узко. Отсюда целесообразность раскрытия социокультурной природы мультимедиа и осмысления специфики их функционирования в современной социокультурной ситуации.
Весь спектр информационно-коммуникационных технологий, в особенности интенсивно развивающийся Интернет, становится все более эффективным средством как реализации индивидуального творческого потенциала, так и продуктивного коллективного сотрудничества в целях решения общих проблем. Развитие на основе совместных интересов локальных и интернациональных сообществ, благодаря легко доступной и непосредственной коммуникации, а также свободе доступа к информации (арт-серверы, листы-рассылки, видеоконференции и т.д.) в целом повышает динамизм культуры и общественных связей.
Речь идет о нетрадиционных подходах в осмыслении культуры прошлого, ее корней как фундамента развития «ожидающей» культуры, нового понимания человека и личности. В связи с этим центральным становится вопрос о том, каким быть человеку современному, в чем проявится эволюционный скачок в его развитии? В этих условиях роль и значение мультимедиа как синкретичной формы творчества и средства соцокультурной коммуникации, современного электронного способа трансляции культурного наследия в плане формирования и развития нового человека кардинально изменяются.
Как справедливо отмечает М. Кузнецов, аппаратура «виртуальной реальности» и глобальная Сеть утрачивают статус принадлежащих исключительно к сфере техники, техногенных явлений и становятся в известном смысле метафорами, позволяющими хотя бы в общих чертах определить контуры тех реалий культурологического, антропологического и философского порядка, с которыми мы сталкиваемся в новом тысячелетии (71). По-своему ощутимы и некоторые приметы мифологизации роли мультимедиа в основных сферах жизнедеятельности.
Среди проблем, связанных с развитием мультимедиа наиболее отчетливо можно назвать следующие:
1. Интенсивная коммерциализация, монополизация и транснационализация СМИ и технологической сферы производства (грозит подавлением малых и независимых инициатив в сфере медиа культуры);
2. Необходимость продуманной и эффективной поддержки и стратегической политики развития альтернативной медиа культуры;
3. Необходимость разработки новых образовательных моделей, соответствующих современным требованиям мультимедиа индустрии;
4. Развитие гибких форм профессионального сотрудничества, в том числе и международного, между представителями различных областей деятельности (теоретиками, художниками, программистами и т.д.);
5. Выработка адекватных подходов и методологических инструментов изучения феномена мультимедиа.
Рождение нового типа коммуникаций — электронного — выдвигает на повестку дня вопросы как его изучения, так и регулирования культурных процессов в Интернет-пространстве (в том числе организационного, правового, нравственно-этического, социокультур-ного), взаимодействия культурных процессов и технических и информационно-коммуникационных инноваций, сохранение и трансляция культурного наследия в электронном виде и др., что обусловило осмысление мультимедиа с позиции культурологии.
Гипотеза предпринятого исследования базировалась на предположении о том, что не только и не столько техническая составляющая (накопители информации, средства разработки, программы и т.д.) определяет сущность мультимедиа, но и, прежде всего, вид деятельности, в которую вовлекаются субъекты мультимедиа. Она оказывает обратное воздействие на человека, его духовную жизнь.
Основными выводами исследования стали следующие: Мультимедиа является культурным феноменом, обязанным своим возникновением исторически - постиндустриальному обществу, технически — развитию коммуникационных технологий, прежде всего электронной коммуникации, художественно — неограниченным, развернутым в будущее способам соединения изобразительных и выразительных средств, отражения реальной и создания виртуальной действительности.
Мультимедиа выступает новой технологией социокультурных коммуникаций и культурного обмена, особенности которой состоят в том, что данный феномен не только фиксирует транслируемое аудитории явление в формах самого явления, но и прогнозирует его развитие, апеллируя как к воображению реципиента, так и «реально», через систему звукового, зрительного, а сегодня тактильного и ароматического рядов. Мультимедиа является отличительной характеристикой такой формы межкультурной коммуникации, как сетевое общение, позволяющей соединить целые миры и континенты с индивидуальным типом восприятия различных видов информации, художественность общения в Сети с неограниченным набором аудиовизуальных, интерактивных, гипертекстовых и гипермедийных средств.
Мультимедиа в Интернет становится масштабным социокультурным феноменом, не только стимулирующим собственное развитие, но и существенно влияющим на все сферы общественной жизни. Пользователи Сети выступают обладателями принципиально новых коммуникационных возможностей, для многих из них Интернет является инструментом профессиональной самореализации.
Субъекты мультимедиа начинают дифференцироваться в зависимости от статуса и ролей в Сети: это основатели Интернета, модераторы и собственно пользователи, — каждая из которых имеет свою портретную характеристику, мотивацию и другие отличительные признаки.
Статусный портрет пользователей мультимедиа (преимущественно молодежь в возрасте от 18-27 лет) позволяет уточнить характер потребностей и интересов, динамику популярности ресурсов и услуг, а также рассмотреть Интернет как особый катализатор глобальных изменений и сдвигов в социуме, в социально-психологической сфере, в социально-экономической и культур культурной атмосфере общества. Молодежная субкультура представляет собой новое социокультурное явление, приоритетными чертами которого выступают коммуникация, форма самореализации и креативные потребности.
Как форма художественного и интеллектуального творчества мультимедиа обладает новыми средствами, специфическим проявлением которых являются: хранение, обработка и представление информации в цифровой форме; передача различных видов информации (не только текстовой, но и звуковой, графической, анимационной, видео и т.д.); интерактивность - активное взаимодействие ресурса, программы, услуги и человека, их взаимовлияние и сотворчество; наличие гипертекста.
Мультимедиа не просто форма, а новая синкретичная форма, которая являет собой синергию между различными художественными формами, синергию между звуком, образами и текстами. В этом смысле мультимедиа выступает не столько продуктом «технологической революции», сколько цифровым воплощением идей, которые присутствуют в разных видах искусства и деятельности на протяжении тысячелетий.
Мультимедиа также рождает новые формы художественного творчества (компьютерная графика, анимация и др.). Критическая масса культурного наследия, оцифрованного и представленного в Сети, позволяет говорить о становлении такого вида культуры, как электронная. Серьезным недостатком сохранения культурного наследия в электронном виде является методологическая неразработанность процессов его дигитализации, фрагментарность представленности разных сфер культуры (некоторые темы развиты очень полно, другие — недостаточно), отсутствие репрезентативного и обобщающего ресурса, представляющего лучшие достижения российской культуры.
Мультимедиа становится важным инструментом в профессиональной деятельности специалистов различного профиля. Актуальным является уточнение места мультимедиа как предмета и средства преподавания в системе культурологического образования, а также расширение спектра учебных и научных специальностей в области прикладной культурологии.
Список литературы диссертационного исследования доктор культурологии Шлыкова, Ольга Владимировна, 2004 год
1. Абрамова И.О., Поликанов Д.В. Интернет и Африка: параллельные реальности. РАН, Ин-т Африки. М., 2001. - 171 с.
2. Агеев В.Н. Семиотика. М.: Весь мир, 2002. - 256 с.
3. Алексеева И. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество. — 1999. № 1. То же на сайте: http://www .iis.ru/events/ 1998/1 l/30/alexeeva.ru.html
4. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль, 1988.-256 с.
5. Антонова Т., Харитонов А. История нас рассудит: Методика применения мультимедийного курса истории России // Компьютер вшколе. 1999. - №9. - С.24 - 26.
6. Арнаутов С.А. Зачем нужны электронные библиотеки в учреждениях культуры // Электронные библиотеки. 2001. - Т.5. - Вып.1. То же на сайте: http://www.elbib.ru/journal/2002/200201/arnautov/arnautov. ru.html 10.07.2002.
7. Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия: Культурологические размышления. М.: Грааль, 1997. - 328 с.
8. Арнольдов А.И. Открытие мира культуры: Беседы с молодыми. М.: МГУКИ, 2003.-171 с.
9. Ароматы Internet // Computer\УогЫ.Россия. 2001. - № 1.
10. Аршинов В.И., Данилов Ю.А., Тарасенко В.В. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации // Онтология и эпистемология синергетики.-М., 1997. — С. 101-119.
11. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. — М.: Высшая школа, 1990. 175 с.
12. Бачило И.Л. Важный шаг в признании легитимности информационного права// Информационное общество. 2000. - №6. -С.58-60.
13. Библер B.C. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. -Кемерово: Алеф, 1993. -416 с.
14. Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Материалы конф.• «Крым-2002». В 3-х т. Судак, 2002.• «Крым-2001 ».В 2-х т.• «Крым—2000». В 2-х т.
15. Борев В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. М.: Наука, 1986.-301 с.
16. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино , 1995.-174 с.
17. Борзенко А., Федоров А. Мультимедиа для всех. 2-е изд. - М.: КомпьютерПресс, 1996.— 251 с.
18. Браккер Н.В., Куйбышев JI.A. Россия: Интернет и культурное наследие. Материалы международной конференции EVA2002 Киев, 2002. - См: http://www.cpic.ru/indexr.htm
19. Браун Р.Д. Искусство создания танцевальной музыки на компьютере — М.: Экономика, 1998. 447 с.
20. Бренда М. Творческая визуализация и цвет: Измените свою жизнь, используя силу цвета / Пер. с англ. О. Кучеровой. М.: Галактион, 2001. -192 с.
21. Буржуазная философская антропология XX века / Отв. Ред. Б.Т. Григорьян. М.: Наука, 1986. - 295 с.
22. Быховская И.М., Александрова Е.Я. Культурное пространство: Парадигмы исследования, механизмы взаимодействия // Клуб «Реалист»: Информационно-аналитический бюллетень. — 1997. — №34. — С. 74 — 78.
23. Вартанова E.J1. Новые проблемы и приоритеты цифровой эпохи// Информационное общество. — 2001. №3. - С.50 - 56.
24. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.:Наука, 1988 — 519 с.
25. Вернер Ингенблек. Все о мультимедиа. Киев: BHV, 1996.-352 с.
26. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Материалы Первого Всероссийского симпозиума по философским проблемам виртуальной реальности / СПбГУ, СПбГАК, Общество виртуальной реальности. — СПб., 1996.
27. Виртуальные реальности: Науч.тр. Центра профориентации / Под ред. Носова H.A. Центр виртуалистики Института человека РАН. Вып. 4. М.: Центр профориентации, Центр виртуалистики, 1998. — 212 с.
28. Виртуальные и классические университеты: конфликт или сотрудничество // Высшее образование в Европе. — 2001. Вып.26. — №4.
29. Воройский Ф.С. Информатика. Новый систематизированный словарь-справочник. Вводный курс по информатике и вычислительной технике в терминах. — 2-е изд., перераб., доп. М.:Либерея, 2001. - 536 с.
30. Вохрышева М.Г. Современные стратегии культурологического образования / Самарская гос. академия культуры и искусств. Самара: Изд-во Академии культуры и искусств, 2001. - 223 с.
31. Галеев Б.М. Компьютер и искусство// Человек. 2001. - №4. - С.114 -125.
32. Гартен Э.Д. Предоставление интеллектуальных ресурсов транснациональным виртуальным университетом посредством технологий: хорошая практика и уроки, извлеченные из примеров мирового уровня. -См.: http://www.aha.ru/ ~moscow64/ educational-book/garten.html
33. Гейтс Б. Дорога в будущее / Пер. с англ. М.: Изд.дом «Русская редакция», ТОО «Channel Traiding Ltd», 1996. - 312 с.
34. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли / Пер. с англ. М.: Эксмо-Пресс, 2000.- 477 с.
35. Гладье Л.Е. Всеобщее обучение в режиме «онлайн» — надежда или очковтирательство? CM:http://www.aha.ru/~moscow64/educational-book/gladieux. html
36. Глобализация и образование: Сборник обзоров. Российская Академия наук; ИНИОН / Отв.ред. С.Л. Зарецкая. М., 2001. - 143 с.
37. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация — поведение — торчество. — М.: Наука, 1991.-224 с.
38. Гордиенко И. «. И чувствовать спешит» // Компьютерра. 1999. - № 48 (326). - 30 нояб. — С.15.
39. Гордиенко И. Сладость снов вне офиса // Компьютерра. 1999. - №47 (23 нояб.)-С. 16.
40. Горюнова О. Медиа: История экспансий. См.: http://www.dxlab.org/ru/lectures/
41. Грегори Р.Л. Разумный глаз. М.:Мир, 1972. - 209 с.
42. Грызунова Н. Интернет в Китае: нация модераторов. — См.: http://vesti.ru/internet/2000/01/26/internet/.
43. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.,2000. - 432 с.
44. Дистанционное обучение: Учеб. пособие /Под ред. С.Е. Полат. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. 192 с.
45. Докторов Б.З. Российский Интернет: новое русское чудо. — См.: http://www.comcon-2.com/publication/chudo.htm.
46. Долгов. K.M. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. М.: Искусство, 1990. - 399 с.
47. Дубина И.Н. Современное телекоммуникационное искусство: становление новой парадигмы творчества. См.: http://www.teterin.ru/context.htm.
48. Дьяконов В.П. Популярная энциклопедия Мультимедиа. М.: ABF, 1996.-390 с.
49. Емелин В. Гипертекст и постгутенберговая эра. -CM.:http://www.geocities. com/emelinvadim/ hipertext.htm
50. Зарецкая С.Л. Международная составляющая современного зарубежного образования // Глобализация и образование: Сборник обзоров/ РАН ИНИОН; Отв. ред. С.Л. Зарецкая. М., 2001. - С.38 - 74.
51. Землянова Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестник Московского университета. Сер. 10. «Журналистика».1999. №2. - С.58 - 69. То же на сайте: http://www.institute.org.ru/library/articles/ 1008776863.html ■
52. Зенкин A.A. Когнитивная компьютерная графика. — М., 1991.
53. Интернет: Культура и образование: Материалы междунар. конф. 20-21 февр.1998. СПб: Изд-во СПБ Академии культуры, 1998. - 121 с.
54. История техники. См.: http://www.digiweb.com/~hansp/ccc/cclistl/htm; http://www.best.com/~wilson/faq/chrono.html; http://www.dejavu.org/premos.htm; http://www.mediahistory.com
55. Каган М.С. Философская теория ценности / СПб.гос.ун-т; Академия гуманитарных наук СПб.: Петрополис, 1997. - 205 с.
56. Камертон: Аннотированный каталог неигровых электронных изданий (CD-ROM). М.: Кордис@Медиа, 2001. - 320 с.
57. Капица С.П. Интернет изменит контуры права на интеллектуальную собственность // Эксперт. 2000. - №28 (24 июля). - С. 2 - 3.
58. Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. — М.: ИПО Профиздат, 2002. 224 с.
59. Каптерев А.И., Шлыкова О.В. Введение в мультимедиа: Учеб.пособие/ М-во культуры РФ, МГУК. М., 1997. - 105 с.
60. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культуры/ Пер. с англ.; под ред. О.И. Шкаратана. М.:ГУВШЭ, 2000. - 608 с.
61. Катыс Г.П. Трехмерное отображение виртуальной информации в виртуальном пространстве: Учеб. пособие. -М., 1999. —70 с.
62. Кирмайер М. Мультимедиа /Пер. с нем. СПб.-.BHV - Санкт-Петербург, 1994. -192 с.
63. Князева М. Кризис. Черная культура. Светлый человек. — М.: Изд-во Академии Науки и Искусства XXI века «Норма», 1999. 32 с.
64. Колин К.К. Социальная информатика: Учеб. пособие для вузов. — М.:Академический проект; Фонд «Мир», 2003. 432 с.
65. Коржов В. Россия без бумаги // Computer World. 2001. - 25 дек.
66. Кречман Д.П., Пушков А.И. Мультимедиа своими руками. СПб: БХВ -СПб, 1999.-511 с.
67. Крутоус В.П. Родословная красоты: (Прекрасное и целесообразность). -М.: Искусство, 1988.-222 с.
68. Кузнецов М.М. Виртуальная реальность — техногенный артефакт или сетевой феномен? — См.: http://www.synergetic.ru/philosophy/index.php?article= virtual
69. Кузнецов М. Философия Маршалла Маклюэна и коммуникативные стратегии Интернет. http:// http://www.isn.ru/indexl62.shtml
70. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: Сб. материалов/ М-во культуры РФ, Рос. гос. б-ка; Сост. Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. М.:Либерея, 2002. - 240 с. - (Альманах «Приложение к журналу "Библиотека"»).
71. Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета: Как использовать преимущества своего цвета для успеха в личной жизни и бизнесе. М.:ЭКСМО-Пресс,2001. - 144 с.
72. Купер И.Р. Гипертекст как способ коммуникации. См.: http://www.nir.ru/socio/scipubl/sj/sjl-2-00kuper.html
73. Лебедев В.А. Web как поле художественного творчества. См.: http:// www.future.museum.ru/ рагЮЗ /03 040601.
74. Леви-Строс К. Структурная антропология. -М.: Наука, 1983. 536 с.
75. Левнер М.В., Седякин В.П. Справочник по компакт-дискам CD-ROM и мультимедиа/ Междунар.центр науч. и техн. информации; Ред. В.П. Седякин, С.А. Христочевский. М.,1995. - 277с.
76. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.:Гнозис, 1992. -272 с.
77. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Т.З. Таллинн: Александра, 1993. - 480 с.
78. Лялина О., Шульгин А. Сети для художника // КоммерсантЪ-Дейли. -1996. — 27 сент. То же на сайте: Интернет и киберкультура в России: Сб. статей: http://www.zhurnal.ru/netart/ links/nets.html
79. Майстрович Т.В. Электронные издания на оптических компакт-дисках: Технология использования в библиотеках. М!:'Либерея, 2001. -64 с. — (С компьютером на «ты»: Справочное пособие для библиотек по информационным технологиям и Интернете.Вып.1 (5).
80. Маклюэн М. Средство само есть содержание. См.: http://dll.botik.ru/ libr/cit/maclu. koi8.html
81. Мамедова Н.О. Система социокультурной коммуникации: регулятивная функция и перспективы развития: Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. культурологии / Московский гос. ун-т культуры и искусств. М., 2002. - 16 с.
82. Маркота В.В. Видеотехника и видеотелетехнология: Учеб. пособ.Ч.2. -М.:МГУКИ, 2001.-153 с.
83. Мельянцев В.А. Информационная революция феномен «новой экономики» // Мировая экономика и международные отношения. — 2001. — №2.-С. 10.
84. Мену М.Ж. Определение влияния сети Интернет: первый шаг к объяснению понятия «информационное общество»// Междунар. форум по информ. 2001. - Т.26. - №1. - С.18 - 25.
85. Милле А. Правовой статус мультимедийных произведений // Бюлл. по авт. праву. М., 1998. - Т.З 1. - №2. - С. 27 - 49.
86. Миролюбов A.A., Подолянец Л.А., Гагарин А.П. Основы электронного бизнеса: Учебник для вузов. СПб.: Иван Федоров, 2002. - 184 с.
87. Музыкант В.Л. Реклама и массовая культура // Музыкант В. Л. Теория и практика современной рекламы: Учебноепособие. — М., 1998. С.59— 118.
88. Музей будущего: Информационный менеджмент /Рос. Ин-т культурологии, Факультет менеджмента в сфере культуры МВШСЭН, АДЙТ; Сост.A.B. Лебедев. М.: Прогресс -Традиция, 2001. - 315 с.
89. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М.: Прометей, 1989. - 288 с.
90. Наука и культура / АН СССР; Ин-т истории естествознания и техники; Отв. ред. В.Ж. Келле. М.: Наука, 1984. - 336 с.
91. Наумов В.Б. Право и Интернет: Очерки теории и практики / Под науч. ред. д.ю.н., проф. В.Б. Исакова. М.: Кн.дом «Университет», 2002. - 432 с.
92. Нильсен Якоб. Рекомендации по использованию мультимедиа в Web: Уроки Web-мастера // PC Week. - 1996. - 8 окт. - С. 26.
93. Новикова A.A. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции // Педагогика. 2000. - №3. - С. 68 - 75.
94. Новосельцев С. Мультимедиа из России // Мультимедиа и цифровое видео-1996 —№4.-С. 69-74.
95. Ноль Л.Я. Компьютерные технологии в музее: Учеб. пособ. / Рос.ин-т переподготовки работников культуры, искусства и туризма; Кафедра музееведения. М., 1999.-115 с.
96. OO.O системе профессионального и дополнительного образования в области телевидения и мультимедиа: Материалы «круглого стола»; Мое. гор. Дума 8 июня 1999 г. / Под ред. Ершовой Т.В. М.:Ин-т развития информ. общ-ва, 1999. - 50 с.
97. Ю8.Пелипенко A.A., Яковенко И.Г. Культура как системы. М.: Языки русской культуры, 1998.- 376 е.; Петров М.К. Язык, знак, культура / АН СССР, Ин-т философии. - М.: Наука, 1991. - 328 с.
98. Перцовская Р.Ф. Динамика художественной коммуникации в современной культуре (на присере музыки): Автореф. Дисс. на соиск. учен, степ. канд. культурологии. М.: МГУКИ, 2003. — 16 с.
99. Ю.Петрова H. Русский Интернет как открытое фольклорное сообщество. См.: http://www.rik.ru /vculture/folklor/index.html
100. Ш.Петровский C.B. Интернет-услуги в правовом поле России. — М.:Агентство «Издательский сервис», 2003. 272 с.
101. Поляк Ю. Найдется все. Если уметь искать // Информационные ресурсы России. 2002. - №1 - 2. - С. 44 - 48.
102. ИЗ.Пономаренко В. Горят и тонут рукописи, книги, картины.//КО. — 2002. 15 авг.
103. Проблемы информационного обеспечения бизнеса: Обзор результатов социологических исследований 2000-2002 гг. / Национальное деловое партнерство «АльянсМедиа», Социологическая служба «Кассандра». — М., 2002.-24 с.
104. Проблемы информационных ресурсов / М-во культуры РФ; НТЦ «Информрегистр». М.: НТЦ «Информрегистр», 2001. - 204 с. Пб.Ратбон Эдди. Мультимедиа и CD-ROM для «чайников»: Для сомневающихся. - Киев: Диалектика, Информейшн Компьютер Энтерпрайз, 1996.-268 с.
105. Режепп А., Степанов Ю., Павлова О. Типичные ошибки при создании корпоративных сайтов //Мир Internet. 2001. — №2. То же на сайте: http://www.iworld.ru
106. С компьютером на «ты»: Альманах: Вып. 1. М.:Либерия, 1997.-102 с.
107. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Изд-во полит, лит., 1991.-366 с.
108. Семиотика.Т.1/Сост.и общ.ред. Ю.С. Степанова. — Благовещенск:БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. 328 с.
109. Семиотика тела: Материалы Рос. науч.практ. конф. /Междунар. Академия информатизации; Орловская высшая школа МВД РФ. Орел, 1995.-148 с.
110. Скворцов JI.B. Информационная культура и цельное знание: Избранные труды / ИНИОН РАН. М., 2001. - 288 с.
111. Скибб Л.Дж., Хэйфмейстер Сюзен, Чеснат Анжела М. Оптимизация мультимедиа ПК/ Пер. с англ. Киев: НИПФ «ДиаСофт Лтд», 1997. -352 с.
112. Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт 7 Под ред. В.И. Дрожжинова. М.: Эко — Трендз, 2002. - 264 с.
113. Современная информатика: наука, технология, деятельность /Сост. P.C. Гиляревский, Г.З. Залаев, И.И. Родионов, В.А. Цветкова. -М.:ВИНИТИ, 1998.-212 с.
114. Соколов A.B. Социальные коммуникации: Учебно-метод.пособ. 4.1.- M.: Профиздат, 2001. 220 с. - (Сер. «Современная библиотека». Вып. 16).
115. Старшинин A.B. Microsoft PowerPoint одним взглядом. СПб.:ВНУ -Санкт-Петербург, 1996. — 112 с.
116. Субботин М.М. Гипертекст новая форма письменной коммуникации. — М.: ВИНИТИ, 1994. 157 с. (Итоги науки и техники. Сер. Информатика. Т. 18.).
117. Суворинов A.B., Осин A.B. Мультимедиа среда образования в эпохе глобальных компьютерных технологий // Пробл. информатизации высш. шк. М., 1998. - №1 - 2. - С. 105 - 110.
118. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. — М.:Изд-во полит, лит., 1989. — 573 с.
119. Технологии информационного общества. Интернет и современное общество: Материалы Всерос. объединенной конф.Санкт-Петербург, 20-24 нояб., 2000 г. СПб, 2000. - 292 с.
120. Тим Бернерс-Ли. Деньги или Web. Интервью Коттон" Уорд // Вавилон.- 1997. -№1. — С.48 54.
121. Томпсон Стивен, Элшир Кейт. Осваиваем мультимедиа /Пер. с англ. — М.: Восточная кн. компания, 1997. 288 с.
122. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1995. - 784 с.
123. Тоффлер Э. Шок будущего / Пер. с англ. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003.-557 с.
124. Узунова В.Г. Методологические проблемы создания мультимедийного продукта: социологический заказ для специалистов // Кунсткамера. — СПб., 1998. Вып. 12. - С.230 - 249.
125. Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. М.: МП Новая школа, 1993. -90 с.
126. Учебник третьего тысячелетия: Материалы III междунар.науч.-практ.конф.и юбилейного Всерос. Семинара-совещания, 23-25 июня, Санкт-Петербург. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. - 259 с.
127. Федоров А. Медиаобразование: История, теория и методика: Монография-Ростов на Дону: Изд-во ООО ЦВВР, 2001. 708 с.
128. Феномен человека: Антология / Сост., вст. ст. П.С. Гуревича. — М.: высш.шк., 1993. 349 с.
129. НЗ.Флиер А.Я. Культурогенез / Российский ин-т культурологии. — М., 1995.- 128 с.
130. Флиер А .Я. Культурология для культурологов: -Учеб. пособ для высшей школы. М.: Академический Проект, 2000. - 496 с.
131. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. -СПб: A-cad, 1994.-405 с.
132. Хайм М. Метафизика виртуальной реальности. См.: http ://www.relis.m/MEDIA/ news/pwvr/vm 1 -hime.html
133. Шариков A.B. Медиаобразование: Мировой и отечественный опыт. -М.: Изд-во АПН СССР, 1990. 65 с.
134. Шлыкова О.В. Интернет-ресурсы и услуги в социокультурной сфере: Учеб. пособие / МГУКИ. М., 2000. - 103 с.
135. Шлыкова О.В. Культура Интернета и Интернет в культуре // Время культуры и культурное пространство: Сб. тезисов докладов междунар. науч.-практ конф., Москва, 11-13 дек., 2000 г. / М-во культуры РФ, МГУКИ. М.:МГУКИ, 2000. - С.314 - 315.
136. Шлыкова О.В. Мультимедийная культура в контексте вузовского образования // Культурология: Новые подходы. Альманах-ежегодник. №5 6 /М-во культуры РФ, МГУК. - М.: МГУК, 1999. - С. 151 - 157.
137. Шрейдер Ю.А. Информатизация и культура // НТИ.Сер.2. 1991. -№8.-С. 1-9.
138. Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст, http:// www.artinfo.ru/text 20.05.1998.
139. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии.-1985.-№6.
140. Язык как образ мира. -М.: ООО «Изд-во ACT»; СПБ.: Terra Fantastica, 2003. 568 с. - (Phylosophy).
141. ACT 2000: Taking the Pulse of Internet Development I I Balancing Act. News Update. 2000. - October 19th. - №25.
142. Barron Ann E., Orwing Gary W. Multimedia technology for Training: An Introduction. Englewood, Colorado, 1995. - 207 p.
143. Bell D. The coming of post-industrial society. London: Heinemann, 1974. - 507 p.
144. Calleen Coorough. Multimedia and Web: Creating digital excitement /Skagit Vallege College. Philadelphia, NY: Harcourt College Publishers, 2001. -362 p.
145. Chapman Nigel, Chapman Jenny. Digital Multimedia -John Wiley and Sons, LID Chichester, NY, 2000. - 568 p.
146. Christopher Andrea. My spell-checker's «weigh» with words // The Christian Science Monitor. 2002. - August 30th.
147. Debord G. The Society of the Spectacle. 3d ed. - NY: Zone Books 1997. -94 p.
148. Feldman T. Multimedia in the 90. London: British National Bibliography Research Fund; Chicago: Distributed by the American Library Association, 1991.- 123 p.
149. Feldman T. An introduction to digital media. London; New York: Routledge, 1997.-173 p.
150. Ficsor M.The Law of Copyright and the Internet: The WIPO Treaties and Their Implementation. Oxford: Oxford University Press, 2002. - 750 p.
151. Garner R. The Mother of Multimedia /¡Wired. 1994. - April. - P.52.
152. Harnad S. Post-Gutenberg galaxy: The fourth revolution in the means of production of knowledge //The Public-Access Computer Systems Review. -1991.-Vol. 2.-№ 1.
153. Jean Voge. Le complexe de Babel. Crise on maîtrise de l'information. Paris: Masson, 1997.
154. Infoethics Congress organized by UNESCO (Monaco, 10-12 March, 1997)
155. Mayer-Kress G., Barczys C. The Global Brain as a an Emergent Structure from the Worldwide Computing Network, and its Implications for modelong // Inform.soc.-1995.-Vol ll.-№ 1.
156. McGloughlin Stephen. Multimedia: Concepts and Practice. New Jersey: Prentice Hall, 2001. -429 p.
157. McLuhan M., McLuhan E. Laws of media. Toronto, etc., 1988. 252 p.
158. McLuhan M. Understanding media. -N.Y., 1964. 364 p.
159. Media and Cultural Regulation / Ed. Thompson- L.etc:Sage: Open University, 1997. 248 p.
160. Miller Steven. Civilizing Ciberspace: Policy, Power, and the Information Super Highway-NY: AcmPress and Addison-Wesley Publishing Company, 1996.-P.264.
161. Multimedia: from Wagner to virtual reality / Edited by Randall Packer and Ken Jordan. NY : Norton, 2001. - 394 p.
162. Multimedia and Related Technologies: a Glossary of Terms / Ed. Rockley L Miller. Falls Church, VA: Monitor Information Services, 1991. — 1 v. (unpaged) ; 23 x 10 cm.
163. Mumford L. Technics and Civilization. NY., 1963. - 495 p.
164. Nelson J. Hypertext and Hypermedia. NY, London, San Diego, Tokio, Toronto, Sydney, 1990.-263 p.
165. Nelson, T. J. Electronic information display technologies / T.J. Nelson &J.R. Wullert II. Singapore, River Edge, NJ : World Scientific, 1997. - 278 p.
166. Nelson T. Literary machines. Sausalito, CA: Mindful Press, 1993.
167. Nora SimonThe computerization of society : a report to the President of France / Simon Nora and Alain Mine. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1980. -186 p.
168. Pollacia Lissa F., Simpson Claude. Web-based Delivery of Information Technology Courses // J. Education Technol. System. 2000 - 2001. - V.29. -№1. -P.31 -40.
169. Roszak, Theodore. The making of a Counter-Culture (Reflections on the Technocratic Society and its Youthful Opposition) Berkeley, University of California Press, 1995.-303 p.
170. Roger F., Malina. Shared Tool: Ways of Doing, Ways of Seeing, Ways of Knowing // Leonardo.-№27.-2.- P.l.
171. Steiner George. The Coming Universal Language // Atlas World Press. -1977.-October.-P. 26.
172. The New Encyclopedia Britannica. 32 v. - 15th edition. - Chicago, 1994. To же на сайте: http://www. britannica.com
173. The Encyclopedia of Language and Linguistics. Vol. 3. England: Pergamon Press, 1994.
174. Tumothy Gunn The effects of New Technologies on Independent Film and Video Arts // Leonardo.-№29. 4. - P.319.
175. Toffler A. Previews premises: An interview with the author of «Future shoe» and «Third wave». — NY : W. Morrow, 1983. 230 p.
176. Warnken J. Information Society 2000. The German experience of multimedia convergence // Labour Education-Geneva, 1998. №1 — 2. — P. 16 -23.
177. Werneke F. Multimedia a vocational training opportunity? // Labour Education. - Geneva, 1998. - №1 - 2. - P.54 - 59.
178. Wilden A. System and Structure. Essays in Communication and Exchange. London: Tavistock Publications LTD, 1977 - P.XX.
179. Willis, William J.The age of multimedia and turbonews. Westport, Conn.: Praeger, 1994.-239 p.
180. Wise Richard1, Steemers Jeanette. Multimedia: a critical introduction. -London, NY: Routledge, 2000. 228 p.
181. World Wide Web — стратегия эффективного поиска: Справочник для библиотек / Рос. национальная библиотека, Рос. библиотечная ассоциация; Науч.ред. Е.Д.Жабко. СПб, 2001. - 207 с.
182. Using Tool Book: A Guide to Building and Wo'rking with Books. Asymetrix Corporation. Washington, 1989 - 1991. - 279 p.1. ГОСТЫ
183. Библиографическое описание аудиовизуальных материалов: ГОСТ 7.40-82. Введ. 01.01.84. - Переизд. Март 1987. - М.:Изд-во стандартов, 1987.-35 с.
184. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления: ГОСТ 7.1-84. Введ. 01.01.86.-М., 1984. - 75 с. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
185. Коды физической формы: ГОСТ 7.72-96. Минск: Изд-во стандартов, 1997.-4 с.
186. Описание баз данных и машиночитаемых информационных массивов. Состав и обозначение характеристик: ГОСТ 7.70-96. Введе. 01.01.97. -Минск: Изд-во стандартов, 1997. - 46 с.
187. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Основные положения: ГОСТ 7.55-89. Введ. 01.01.90. - М.:Изд-во стандартов, 1989. - 4 с.
188. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения: ГОСТ 7.83 — Минск, Москва: Изд. стандартов, 2002. 13 с.1. Рукописные материалы
189. Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России: Учеб. пособ.: Рукопись, принятая к изданию в изд-во «Профиздат». М., 2003. - 314 с.
190. Мюллер Х.-П. Новые средства массовой информации требуют новых путей в профессиональном обучении и в повышении квалификации: Рукопись доклада на Московском конгрессе СМИ «Интернет: концепции и перспективы», 19-21 янв. 2000 г. / РУДН. М., 2000. - 10 с.
191. Московский рынок мультимедиа: Отчет по исследованию, составленный брэнд-агентством «Мультитэк». Рукопись. М., 2001-2002. -14 с.
192. Lecturer in Department of Media Art at the Uni of Luton
193. Яловецкий В.И. Разработка методологии создания системы образовательных порталов: НИР. Рукопись. М., 2002. - 83 с.
194. СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕРМИНОВ
195. Анимация (от англ. animation) — оживление изображений по принципу мультипликации: показывается последовательность быстро сменяемых картинок, кадров, создающих эффект движения.
196. Браузер программа просмотра. В системах программирования с многооконным доступом это средства, позволяющие просматривать в группе выделенных окон текстовые и графические представления программ и данных.
197. Видеопамять — микросхемы памяти, необходимые для работы видеоплаты. Чем больше видеопамять, тем более эффективный видеорежим можно под держивать в данном компьютере.
198. Виртуальная реальность новое направление развития мультимедиа. Оно заключается в создании звуковых, зрительных и тактильных эффектов, создающих иллюзию нахождения в реальном пространстве.
199. Гипертекст — нелинейная форма записи текстовой информации с обозначением ссылок на фрагменты текста любого документа, находящегося в автоматизированной информационной системе, и возможностью быстрого перехода к этим фрагментам.
200. Гипермедиа нелинейная форма записи информации, при которой последняя реализуется наличием разнородной по видам информации (музыка, карты, чертежи, фотографии, анимация, видеоизображения) и узлов, объединенных с помощью типовых ссылок.
201. Домен — имя компьютера или сети в Интернете, набор символов, находящихся справа от знака Доменная система имен позволяет переводить буквенные названия компьютеров в их числовые адреса.
202. Интерактивное видео программа, позволяющая с помощью нажатия кнопок осуществлять выбор видеофильма для просмотра.
203. Интерактивный компакт-диск — игровая приставка, которая может воспроизводить музыкальные компакт-диски, диски Kodak Photo CD, а также работать со специальными CD-i программами.
204. Интернет глобальная «Сеть сетей», состоящая из виртуального пространства, программного обеспечения, сетей, большого количества узлов, имеющих, как правило, государственный, континентальный или межконтинентальный характер распределения ресурсов.
205. Интранет замкнутая внутренняя локальная сеть, построенная по тому же принципу, что и Интернет.
206. Караоке популярная в Японии и в других странах, в том числе и России, техническая система, позволяющая заменить голос певца (или дуэта) в фонограмме своим голосом или голосами двух исполнителей. Она начинает проникать в мультимедиа.
207. Локальные сети сети, которые содержат небольшое количество узлов и распределяются внутри ограниченной территории (организации, учреждения, университета и т.п.).
208. Медиаграмотность (media literacy) умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение «читать» медиатекст.
209. Медиатекст (media text, media construct) сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.).
210. Мультимедиа — особый вид компьютерной технологии, объединяющей в себе как традиционную статическую (текст, графику), так и динамическую информацию (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.д.).
211. Онлайновые технологии технологии, обеспечивающие синхронный обмен сетевой информацией в реальном режиме времени («здесь» и «сейчас»), в том числе «разговорные» каналы, чаты например, видеоконференции и др.
212. Оффлайновые технологии — технологии; допускающие асинхронный обмен данными и сообщениями.
213. Пользователь (user) человек, использующий компьютерные, а также сетевые коммуникационные ресурсы.
214. Провайдер (от англ. provider) поставщик сетевых услуг. Это фирма, которой платит пользователь за доступ к Интернет.
215. Сервер (от англ. server) — компьютер сети, входящей в Интернет. Сервер обеспечивает обслуживание программ клиентов, обращающихся к нему по сети. См. Узел.
216. Сеть — несколько компьютеров, соединенных вместе, что позволяет совместно использовать ресурсы и обмениваться информацией.
217. Экранные (аудиовизуальные) искусства (screen (audiovisual) arts) — искусства, основанные на экранной форме воспроизведения действительности (киноискусство, художественное телевидение, видеоарт, компьютерная графика и т.д.).
218. Mosaic — одна из первых программ просмотра информации на Web-серверах, созданная Национальным центром суперкомпьютерных приложений при университете Урбана Шампейна штата Иллинойс(игЬапе Champaign, University of Illinois).
219. Microsoft Internet Explorer одна из новых (более поздних в хронологическом отношении) программ просмотра информации на Web-серверах фирмы Microsoft, созданная на основе распространенной в недавнем прошлом программы Mosaic.
220. Netscape Navigator популярная программа просмотра информации на Web-серверах фирмы Netscape Corporation. (По' неофициальным данным, 75% пользователей Интернета используют данный браузер).
221. HTML (HyperText Markup Language) стандарт разметки гипертекста (язык описания), используемый для размещения информации в Сети в виде гипертекстовых страниц, доступных через программу сканирования сети (browser), поддерживающую HTTP.
222. HTTP (Hypertext Transport Protocol) протокол передачи гипертекста.
223. On-line — см. Онлайновые технологии.
224. WAN (Wide Area Network) см.: Глобальная сеть:
225. Web-site информационный узел сети Web (или совокупность Web-страниц), обычно представляющий информацию по определенной теме.
226. UNIX наиболее популярная операционная система, устанавливаемая на узлах Интернета.
227. USENET (Users Network) сетевые новости (телеконференции); межсетевая система, обеспечивающая тематический обмен новостями.
228. АДРЕСА НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫХ РОССИЙСКИХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ
229. Толстые журналы http: //novosti.online.ru/magazine — «Новый мир», «Знамя», «Иностранная литература» и др.http: //www.vaviIon.ru. современная русская литература, журналы, газеты, книжные серииhttp://www.zhurnal.ru — вестник сетевой культуры
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.