Медиапортал как средство создания качественного контента тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Короткова, Екатерина Николаевна
- Специальность ВАК РФ10.01.10
- Количество страниц 169
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Короткова, Екатерина Николаевна
Введение.С.
Глава 1. Теоретико-методологический анализ; особенностей развития контента семиотической коммуникации (содержательного: и информационного наполнения) мультимедийных средств.С.
§ 1. Г. Информационное пространство контента семиотической коммуникации (содержательного и информационногонаполнения) мультимедийных средств.С.
§ 2.1. Модель интеллектуальной; организации контента мультимедийных, средств.С.
§3.1. Концепция комплексного филологического анализа-контента т контентообразования мультимедийных средств массовой коммуникации;.". .С
Выводы:.С.
Глава 2. Ресурсообразующие константы средств и технологий мультимедиа;.С.
§1.2. Мультимедиа1 в качестве ресурсообразующей-константы медиаэволюции, медиакультуры, коммуникации экономики символическогообмена:.G.
§212. Мультимедиа в качестве ресурсообразующей константы; маркетинга, менеджмента и рекламы €МИ;.С. 86'
§3i2. Моделирование культурологического восприятия-цифрового мультимедийного пространства.С. выводы;.
Глава 3; Опыт внедрения в деятельность медиапредприятий современных технологий и контента мультимедиа (на примересоздания и развития интерактивного^ информационно-рекламного МЕДИАПОРТАЛА
Из рук в руки ТВ (IrrTV).G.
§ 1.3 . Комплексный анализ состояния пути-цели внедрения в деятельность медиапредприятий современных информационных технологий и контента мультимедиа.С.
§2.3. Выявление и классификация характерных и универсальных в целом для исследуемой отрасли мультимедия признаков, аспектов, явлений (формат: класификационные, сравнительно-описательные блок-схемы, таблицы, рисунки).С.
Выводы.С.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Особенности журналистского и пользовательского контента в интернете2011 год, кандидат филологических наук Карякина, Ксения Александровна
Развитие мультимедийной культуры в информационном обществе2010 год, доктор культурологии Елинер, Илья Григорьевич
Актуальные аспекты интернетизации современного телевидения2012 год, кандидат филологических наук Латенкова, Вера Михайловна
Разработка и исследование методов улучшения функционала сетевых мультимедийных порталов в сфере управления образовательными процессами2009 год, кандидат технических наук Шемончук, Дмитрий Сергеевич
Проблемы изучения и восприятия гипертекста в мультимедийной среде Интернет2009 год, кандидат филологических наук Ильина, Ирина Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Медиапортал как средство создания качественного контента»
За последние 5-10 лет журналистика претерпевает сущностные качественные изменения: новые стандарты, подходы, технологии. Современная информационная журналистика предъявляет повышенные требования к образованию, навыкам и опыту работы журналиста, особенно его способности одновременно работать с графическими изображениями, аудиовизуальными материалами, базами данных, что в итоге означает умение создавать контент для мультимедийных СМИ. В эпоху мультимедийных технологий журналист должен эффективно и оперативно использовать преимущества различных форматов подачи информации и понимать особенности языка СМИ в современных условиях.
Темы выступлений на Всероссийской научно-практической конференции , «Журналистика в1 2007 году. СМИ в условиях глобальной, трансформации социальной среды» в рамках секции «Язык СМИ в современных условиях» говорят о новом типе потребления СМИ и необходимости нового уровня взаимодействия журналистского текста и активного потребителя СМИ: «Языковая глобализация и трансформация социальной среды», «Масс-медиа и • языковая, политика: русский язык в сфере юридического функционирования», «Оценочность в тексте и оценочность в дискурсе», «Текст СМИ как объект семиотического анализа», «Роль социальной личности в формировании культуры речи», «Речевая компетенция языковой личности» и др.
Современный* подход к тексту, в частности к тексту СМИ — медиа-тексту, — с позиций не только лингвистики, но и культуры несколько расширяет трактовку понятия текст и, как следствие, расширяет спектр проблем, с которыми необходимо справиться редактору на этапе подготовки медиатекста к публикации»." Спектр проблем и в тоже время, неограниченных возможностей для редактора медиатекста создают условия бурного развития
2 Сметанина С.И. Редактирование текстов массовой коммуникации. Учебное пособие для студентов факультета журналистики.- СПб.: СПбГУ, 2003. - С.7. информационно-коммуникационных технологий, новые медиа, мультимедийное^ среды.
Особенности и состояние современной медиаиндустрии активизируют процесс вступления журналистского образования в новый этап. Так, например, 24 апреля 2008 года на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, председатель совета директоров группы "Интерфакс" Михаил Комиссар и главный редактор РИА "Новости" Светлана Миронюк объявили о запуске совместного образовательного проекта — программе профессиональной» переподготовки "Школа мультимедийной журналистики". По замыслу организаторов, проект нацелен на ликвидацию разрыва между учебным процессом и практикой и сфокусирован на подготовке специалистов, способных работать в современной информационной журналистике.
Мультимедийная журналистика — это современная практическая реализация универсального* закона функционирования различных по природе СМИ — взаимодействия, которое в XXI веке отличается таким интегративным качеством как «онлайновый, мгновенный, персональный характер» связи с аудиторией.
При рассмотрении развития мультимедиа в историческом аспекте выясняется, что в отечественных научных исследованиях тема взаимодействия СМИ, понятия «система СМИ», «координация СМИ» впервые были специально изучены уже в 70-е годы XX века. «Союз пера, микрофона и телекамеры» — первая книга в российской науке профессора Хелемендика B.C., которая обобщает десятилетний опыт работы над различными сторонами проблемы взаимодействия СМИ, была издана в 1977 году .
Взаимодействие — думают об этом или нет, стремятся к нему или нет — при наличии некоторой совокупности средств массовой информации возникает неизбежно в силу объективной необходимости.Форма же взаимодействия,
3 См. Хелемендик B.C. Союз пера, микрофона и телекамеры. - М.: Изд-во «Мысль», 1977. С. 317. Хелемендик B.C. «Некоторые проблемы взаимодействия СМИ». В кн. «Отечественное телевидение: традиции и новаторство». Ч.З. М., 2006. взаимная обусловленность и связь между ними оказываются самыми разными: тут и «отрицательное взаимодействие (конкуренция), и кооперация».4
В медиаиндустрии XXI века эффективной (высокоорганизованной, упорядоченной, управляемой) формой, технологией тематически-ситуационного взаимодействия различных по коммуникативной природе средств массовой информации становится мультимедиа. Следуя глобальным тенденциям, в России ведущие издательские дома активно осваивают мулътимедийность, в частности, разрабатывая медиапорталы как средство создания качественного мультимедийного контента, и стремятся при этом к следующему этапу развития медиарынка - отделению контента от способа доставки. «Скоро у каждого из нас будет универсальный гаджет5, который будет всегда подключен к Сети, а мы будем подключены к нему», - сказал в интервью журналу «Секрет фирмы» генеральный директор лидирующего рекламного агентства «News Outdoor» С.Железняк6.
В период интенсивного развития «новой экономики»7, «эконолшки символического обмена»8 и медиакулътурной интеграции мира актуально определение медиарынка, медиакулътуры, медиаязыка, медиапортала в контексте внедрения мультимедийных, персонально значимых информационных продуктов во все сферы жизни информационного сообщества России.
4 Прохоров Е.П. Союз пера, микрофона и телекамеры // Телевидение. Радиовещание. 1978, №6. С. IV. Цит. По: Хелемендик B.C. «Некоторые проблемы взаимодействия СМИ». // «Отечественное телевидение: традиции и новаторство». Ч.З. М.: «ИПК работников телевидения и радиовещания», 2006.
5 В нашем понимании, гаджет - ("англ. gadget — приспособление) — техническое устройство, обладающее портативностью, повышенной функциональностью, но пока ограниченными возможностями.
6 Бочарский К. Медиаведение // Секрет фирмы. 2008, №27. С.Зб.
7 Новая экономика - общепринятого толкования данного понятия еще не выработано. По наиболее распространенной версии - экономика инновационного типа, непосредственная основа информационной эпохи, представляет отрасли народного хозяйства, где производятся компьютерное и коммуникационное оборудование и их программное обеспечение, а также вся система формирования, хранения, распространения и получения информации. Важным признаком постепенного наступления эпохи «новой экономики» является качественная трансформация технологической базы, начавшаяся на рубеже XXI в. и характеризующейся переходом от 5-го к 6-му технологическому укладу, для которого характерно превращение информационных технологий в определяющий фактор производства.
8 Экономика символического обмена - новая научная дисциплина, предложенная профессором А.Б.Долгиным, исследует информационные (когнитивные), эмоциональные и временные ресурсы (активы) личности: свободное время, внимание, символический капитал.
С позиции коммуникативистики (коммуникологии)9 — нового научного направления, объединяющего теорию и практику медиакультуры и медиабизнеса, — мультимедийный контент и меднапортал как одно из средств его создания являются практической (разработка инструментов бизнес-решений) и философской (онтологическое и методологическое осмысление) проблемой на стыке междисциплинарных наук.
В научной аналитике глобальный и российский медиарынок определяемы развитием следующих характерных процессов: 1) синергией традиционных и электронных СМИ (off- and on-line media), т.н. «новых медиа» (начало формирования- 1970-е годы); 2) конвергенцией медиа и журналистики; 3) мультисервисностыо (многоканальностью) медиасреды; 4) поиском технологий создания контента мультимедийной массовой коммуникации (МК), управления контентом {content management) и его воздействия на аудиторию; 5) острой- * конкурентной борьбой новых и традиционных технологий в формате доставки комплексных и мультисервисных услуг потребителю; 6) процессами инвестирования, (в том, числе венчурного10)' в разработку и строительство прибыльных общенациональных компаний по предоставлению платных мультисервисных услуг; 7) необходимостью создания комплексных программ информационного обслуживания; сектора интерактивных мультисервисных услуг11. :
Мультимедийный контенту будучи творческой продукцией дигиталъных сфер культуры, информационных процессов с точки зрения научной аналитики системы формирования массовой коммуникации (медиалогии, медиаэкономики, медиаменеджмента), есть в тоже время результат развития психолингвистического, лингвокогнитивного, лингвопрагматического
9 Коммуникативистика (коммуникология,) - научное направление теории массовых коммуникаций, разрабатываемое в междисциплинарном пространстве журналистики, социологии, политологии, этнографии, филологии, кибернетики, информатики, социолингвистики, семиотики, социальной психологии, медиалогии.
10 Венчурное инвестирование — вложение капитала в обмен на долю в компании, находящуюся на стадии start-up, в расчете на рост капитализации компании в будущем и получение высокой прибыли при продаже этой доли через определенное время. - См. Каширин А.И. Венчурное инвестирование в России. - М.: Вершина, 2007.
11 Triple Play, MultiPlay - современная система комплексных услуг связи: Единая Мультисервисная Сеть, предоставляющая услуги высокоскоростного Интернета, интерактивного ТВ, цифровой телефонии, видео по запросу и др. направлений анализа языка СМИ и МК в современных условиях. Медиапортал12, в понимании диссертанта, — это:
1) интегрированная платформа передовых телекоммуникационных технологий по предоставлению потребителю необходимой и достаточной информационной выборки медиаисточников по принципу «максимум полезной информации в минимально возможную единицу времени»;
2) типологическое направление новых медиа, характеризуемое понятиями: интеграция информационных и коммуникационных технологий; мультимедийные продукты и технологии; контентная насыщенность; полиэкранное изображение; оперативность; кастомизация (индивидуальная настройка); персонификация; широкий выбор способов доставки; высокий уровень информационной чувствительности к обгцественным изменениям; оперативное автоматическое обновление.
В этой связи у практиков и теоретиков новых массмедиа формируется потребность в разработке обоснованных структурно-функциональных технологий создания и управления контентом.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью: научного анализа контента и технологий мультимедийных средств массовой коммуникации {multimedia и multiple media)', изучения филологической и философской проблемы термина «контент» в социолингвистическом аспекте развития терминологии массовой коммуникации; поиска новых стратегических решений информационного взаимодействия современных форматов мультимедийных средств массовой коммуникации.
12 Медиапортал - производное от лат. media, medium (среда, средоточие, средство, способ) и англ. portal (портал). Портал - в теории управления знаниями (Knowledge Management, KM) - это приложение, обеспечивающее персонифицированный и настраиваемый интерфейс для взаимодействия пользователей, а также дающий возможность находить и использовать приложения п информацию в соответствии со своими интересами, В настоящее время в научной аналитике существует следующая классификация информационных порталов в соответствии с целевой пользовательской аудиторией: Портал публикации информации; Коммерческий портал; Корпоративный портал; Персональный портал; Информационный портал; Портал для совместной работы; Портал экспертизы, Портал знаний.
Научная актуальность диссертации заключается в- развитии теории мультимедиа (multimedia и multiple media), в определении^ классификационных признаков, и возможностей практической реализации медиапортала и контента с гипертекстовой структурой доступа в форматах мультимедийных средств массовой коммуникации.
Степень научной разработанности темы. Исследованию проблемы, контента и технологий мультимедийных средств массовой» коммуникации посвящены труды ряда смежных дисциплин и научных теорий: филологии, психолингвистики, социолингвистики. журналистики, семиотики, коммуникативистики, социальной информациологии, теории информации, теории массовой коммуникации, теории управления и информационного менеджмента.
Диссертационное исследование включает в себя следующие аспекты:
1) теоретико-методологический анализ особенностей развития контента семиотической коммуникации (содержательного и информационного наполнения) мультимедийных средств;
2) социолингвистический анализ ресурсообразующих констант мультимедиа и технологий мультимедиа;
3) комплексный анализ состояния и опыта внедрения в деятельность медиа-предприятий современных технологий и контента мультимедиа;
Ключевое значение для данного исследования имеет филология, как энциклопедия наук, изучающих культуру народа, выраженную в языковых средствах, литературном и журналистском творчестве, а также опыте функционирования в семиосфере'4.
На все равно распространяется наблюдение истинного филолога", -сказано еще в 1927 году филологом Г.О.Винокуром в книге "Биография и
13 Под гипертекстовой системой доступа мы понимаем нелинейный путь просмотра информации.
14 Семиосфера {по Ю.М. Лотману) — 1) пространство, в котором совершается "реализация коммуникативных процессов и выработка новой информации", т.е., собственно, культуры (по аналогии с "ноосферой" Вернадского, которое однако имеет материально-пространственное бытие, развиваясь как часть космоса); 2) культура как "надындивидуальный интеллект", или "сверхиндивидуальное единство", обладающее всей полнотой информации и соединяющее "различные индивидуальности в мыслящее целое", создавая таким образом общее семиотическое пространство, континуум — семиосферу.
10 культура". В'ней Винокур говорил о филологии не как об отдельной науке, а как об энциклопедии наук, дающей так или иначе ключ к безбрежному миру человеческих текстов, самых разных.
Современное развитие теории и философии языка акцентирует тот факт, что филология - это не только наука, специальность, профессия, но и гуманитарная сила, которая участвует в истории создания информационного общества, социальной информациологии, а также "служба понимания вообще" (Аверенцев)15. В частности, "служба понимания" и такой социокультурной модели журналистики, как мультимедийная журналистика и ее семиосфера.
В качестве мотивации деятельности в основе семиосферы семиотические коммуникации. С позиции входящих в систему филологического
It1 / 7 знания науки семиотики и теории семанализа (интердисциплинарного подхода к изучению текста на стыке философии, структурализма, психоанализа; лингвистики и семиотики), семиотические коммуникации порождают качественно новые структурно-смысловые образования (контент), новую семантику, трансформируя< реальность на сознательном и бессознательном уровнях. к
С позиции коммуникативистики, в естественных условиях, используя интегральные подходы таких дисциплин как «интеллект бизнеса» (business
1Я intelligence-BI) и «управление знаниями» (knowledge management-KM) , современный, т.н. «информационный человек» {homo informaticus) в процессе поиска качественной- (достоверной) информации вступает в семиотические
15 Бочаров С.Похвала филологии. Энциклопедия наук. // Литературная газета.2007. №24. 6-12 июня. С.б.
16 Семиотика — наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры, системы мифа, ритуала), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).
17 Основателем семанализа является французский философ, лингвист и литературный критик Юлия Кристева.
18 Впервые идея BI была предложена аналитиками компании GartnerGroup в конце 80-х годов XX в. В нашем понимании «интеллект бизнеса» - средства, предоставляющие конечному пользователю возможности доступа и последующего анализа прикладных структурированных данных с целью прогнозирования и принятия решения. «Управление знаниями» -дисциплина, которая обеспечивает интегрированный подход к созданию, сбору, организации, доступу и использованию информационных ресурсов организации, которые включают в себя структурированные БД, текстовую информацию, документы, описывающие правила, процедуры, неявные знания, экспертизу, находящиеся в головах сотрудников. Новым понятием является конгломерат - KM-Enabled BI («Интеллект бизнеса, поддерживаемый Управлением знаниями). - The Knowledge Management Scenario: Trends and Directions for 1998-2003, GartnerGroup, 1999. коммуникации с максимальным количеством доступных условно независимых медиа. Результатом поиска, по нашему мнению, становится персонифицированный контент как интеграция фактов и смыслов содержательного наполнения мультимедийных средств.
Что же такое контент19 - качественная категория творческой продукции? информация? медиаэлемент? функция семиосферы?
Отдельные аспекты рассматриваемой* проблематики представлены в работах отечественных и зарубежных исследователей: Б.Н. Головко (аспект социолингвистического моделирования управления современными СМИ), Е.И. Дугина (<аспект методологии и техники новых знаний и образов в массовой коммуникации и PR), И.В. Рогозиной {когнитивно-семиотический аспект медиакартины мира), Н.Б. Кирилловой {аспект медиакультуры как интегратора среды социальной модернизации), М.Ю. Лермонтова {аспект управления культурой как макроконтентной системой в условиях информационной глобализаг^ии), О.В. Шлыковой {социокультурные аспекты развития мультимедиа), М.Р. Желтухиной {аспект речевого воздействия тропов в языке СМИ\ массмедиальном дискурсе), Ю.М. Лотмана {аспект семиотического механизма культуры), М.А. Кронгауза, И.М. Кобозевой {аспект лингвистической семантики), Я. Н. Засурскош {аспект тенденций функционирования СМИ в современной структуре российского общества). Г.Я. Солганика {аспект места языка СМИ в литературном языке; текстология; перспективы развития), Е.В. Какориной (аспект языка интернет-колшуникации), Е.С. Кара-Мурзы {аспект языка современной русской рекламы), С.И. Сметаниной {аспект динамических процессов в языке и стиле журналистики конца XX века, коммуникационной матрицы журналистики: событие-медиа-событие-медиатекст; постмодернистской ситуации в медиа-тексте), Н.С. Валгиной {аспект семиотических и коммуникативных способов компрессии информации в тексте), И.Н. Горелова {аспект
19 Изначально под «контентом» в широком смысле понимали только наполнение (тексты, картинки, музыка) вебсайта. - См. Завалишин Д. Интернетско-русскпй разговорник. — М.: ООО «Пресс-верк», 2001. С.38. невербальных компонентов коммуникации) В'.Д. Попова (<аспект трансформации журналистики в условиях развития информационной политики и информационного общества; философский подход к формированию методологической базы информационно-аналитической деятельности), Г.Н. Бакулева (аспект конвергенции медиа и снсурналистики), Б.М. Сапунова (<аспект философских проблем массовой информации и телерадиокоммуникации; j кулыпуроведческие функции телевидения), В.В. Егорова (<аспект СМИ и формирование общества знания), B.JI. Цвика {аспект рекламы как вида лсурналистики), В.П. Терина ([аспект мифологизирующих тенденций массовой культуры: телевидение как объект и инструмент мифологизации), Н.И. Дворко {аспект режиссуры мультимедиа) Ф.И.Шаркова (,аспект основ теории коммуникации) Г.С. Мельника и М.Н.Кима {аспект междисциплинарных методов журналистики, моделирования восприятия журналистского текста); В.В. Лабоцкого {аспект корпоративного информационного портала как инструмента управления знаниями), В.Ф. Уколова {аспект научных основ и философии управления), Е.Ф. Молевича {аспект становления мегаобщества как исторически новой глобальной мироцелостности), Е.П. Прохорова {аспект эвристической направленности методологии, формирования научной парадигмы исследователя), Г.М. Маюпоэна, М. Кастельса, Э. Тоффлера, Ф. Уэбстера (аспект теории развития информационного общества, медиаэволюции) и др20.
Однако в целом, объективная и субъективная сущность мультимедийного контента и медиапортала рассматривается нами впервые в настоящем диссертационном исследовании и является результатом криптогноза21 — пересечения, и взаимодействия дискурсивного и интуитивного в. исследованиях СМИиМК.
Целью исследования является анализ медиалингвистического и
20 См. Библиографию данной диссертации. С. 150.
21 Криптогноз (греч. kriptos тайное, скрытое +gnosis-3HaHiie) — эвристическая интуиция, эвристическая направленность методологии; характеризуется подсознательной обработкой накопленной на рациональном этапе информации вне цензуры дискурсивного мышления и последующим выплеском интеллектуальной работы подсознания в форме догадки, озарения, инсайта, коммуникативистского феномена моделирования, внедрения, метода управления контентом и технологией медиапортала в деятельность медиапредприятий.
Объект, исследования: медиапортал мультисервисных сетей со. специфическим- языком СМИ и социолингвистическим воздействием на аудиторию.
Предмет исследования: контент гипертекстовой- структуры мультимедийных средств массовой коммуникации.
В соответствии с целями, объектом и предметом исследования задачи диссертации сводятся к следующему:
1) определить информационное пространство контента семиотической, коммуникации' (содержательного и- информационного- наполнения) мультимедийных средств;
2) разработать модель интеллектуальной организации контента мультимедийных средств, включая ресурсообразующие константы средств и технологий мультимедиа;
3) сформулировать концепцию комплексногофилологического анализа контента, и контентообразования мультимедийных средств массовой коммуникации;
4) охарактеризовать контент гипертекстовой- структуры в, современных форматах мультимедийных средств* массовой коммуникации (результат развития психолингвистического, лингвокогнитивного, лингвопрагмтического направлений.языкознания, культурологии, языка СМИ);
В ходе исследования автором была подтверждена гипотеза: медиапортал и полиэкранная технология являются^ лингвистически' и экономически эффективными (конкурентоспособными) мультимедийными средствами массовой коммуникации для организации языкового сознания и создания, качественного персонифицированного контента (для создания т.н. инди-канала коммуникации ).
22 Термин «ннди» (англ. indie) — сокращенная форма английского слова «индипендент» (англ. independent,
14
В гиперконкурентном мире идей и технологий можно предположить разработку модели интеллектуальной организации контента мультимедийных средств на основе современных социо-культурологических требований к качеству информации: полезности (духовная и материальная составляющие), I объективности, надежности, доступности, емкости и гарантии избирательного способа доставки и потребления.
Продуцируемая СМИ медиареальность, трансформация масс-коммуникационных процессов за счет включения в них мультимедийных, компьютерных технологий и контента управляемы при рассмотрении взаимосвязи языка СМИ и экстралингвистических (стилеобразующих) факторов, вербальных и авербальных способов фиксации информации-мультимедийными средствами.
При исследовании выдвинутой научной гипотезы автор оперирует* следующими понятиями: мультимедийное пространство — это область современного научного знания, требующая специальных программ управления некодифицированной и кодифицированной информацией. Одной из таких программ является социолингвистическое моделирование.
Современный, «информационный человек» (homo informaticus) в процессе поиска качественной (достоверной), информации вступает в семиотические коммуникации с максимальным количеством доступных условно независимых медиа. Результатом поиска становится персонифицированный контент как интеграция фактов» и смыслов содержательного наполнения мультимедийных средств!
Персонифицированный контент есть синтез лингвистических и технико-технологических составляющих телевизионных, печатных, компьютерных технологий типа подкастов23. независимый»). Употребляется по отношению к явлениям в современной культуре, стремящимся не быть частью массовой культуры (коммерческого мэйнстрима), не ограничиваться рамками высокой культуры и сохранять независимость от потребностей и ожиданий потребителей. Многие деятели инди-культуры работают без поддержки большого лэйбла, киностудии, или других источников крупного бюджета. В русском языке термин «инди» чаще всего употребляется по отношению к музыке.
23 Подкасты - звуковые или видеоролики, размещенные в Сети в публичном доступе. Термин «подкаст» изобрел виджей MTV Адам Кэрри-это производное от слов iPod и broadcast (вещание).
15
Медиапортал, новое типологическое направление новых медиа, характеризуется- понятиями: интеграция современных информационных и коммуникационных технологий, мультимедийные продукты и технологии, контентная насыщенность, полиэкранное изображение, оперативность, кастомизация (индивидуальная настройка), персонификация, широкий выбор способов доставки, высокий уровень информационной чувствительности к общественным изменениям, оперативное автоматическое обновление.
Теоретико-методологическую- основу исследования^ как уже говорилось, составили положения и концепции ряда междисциплинарных наук, научных направлений и теорий: филологии, науки о журналистике (состоящей из трех структурно-сложных областей: теории, истории, социологии), коммуникативистики, семиотики, психолингвистики, социолингвистики, теории информации, теории массовой коммуникации, интегрированной/ системы формирования массовой коммуникации (медиаэкономики, медиаменеджмента, медиалогии), социологии управления, социальной психологии, психологического консультирования, философии науки, теории управления и информационного менеджмента.
Методологическая' база исследования сформирована как система медиаэлементов, которые при определенных условиях сами являются»системой, и порождают в,системе в результате взаимодействияэмерджентные24 свойства и качества.
Таким образом, культуру современного инфомационного общества можно анализировать через понятие контента, имеющего иерархическую структуру медиатекста и технологических медиаэлементов (аудиовизуальных элементов). При анализе явлений и фактов действительности и их отображениям массмедиа автором использовались общенаучные методы исследования: факторный, функциональный, структурный, типологчинский анализ, метод идеализации, классификации, моделирования, контент-анализ. В диссертации также использовались методы социологического исследования: опрос, анкетирование,
24 От англ. emergent неожиданно появляющийся, возникающий откуда-то. 16 метод фокус-групп, методы наблюдения, анализа, сравнения и обобщения. Эмпирическую базу исследования составили:
1. Базы данных и результаты маркетинговых исследований «Из рук в руки ТВ» (ООО «Пронто-ТВ»)25, проведенных по инициативе и под руководством автора диссертации. j
2*. Апробированные автором; диссертации результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств: программа исследования компании Ipsos «Изучение потенциального интереса и целевой аудитории нового телевизионного канала», подготовленная для компании «Из рук в руки» (март 2004 г.); исследование «Рынок платного телевидения в России (декабрь 2006 г.) компании DISCOVERY Research Group; исследование «Российский рынок производства телевизионных контент-услуг», проведенное в формате «CSTB'2007» журналом «Broadcasting. Телевидение и радиовещание». ;
3. Материалы отраслевых конференций и выставок 2005-2008 г.: «CSTB», «Платные услуги в мультисервисных сетях», «Инвестиции в цифру», «Multiplay», Материалы международных научных научных конференций «Журналистика 2006», «Журналистика 2007».
Научная новизна диссертационного исследования заключается в:
1) изучении процесса взаимодействия традиционных и новых медиа;
2) выборе объекта и предмета исследования: медиапортальной и полиэкранной технологий мультисервисных сетей со специфическим i информативным языком и социолингвистическим воздействием на аудиторию;
3) функционально-структурированный (многоканальный) контент рассматривается в качестве нового типа- текста — информационного содержания мультисервисных сетей;
Практическая значимость исследования заключается в:
1) выработке методики анализа медиалингвистических особенностей
25 «Из рук в руки ТВ» - информационный продукт ООО «Пронто-ТВ»; ООО «Пронто-ТВ - дочерняя компания, входящая в структуру медиахолдинга «Пронто-Москва» (брэнд «Из рук в руки»). организации контента мультимедийных СМИ и МК;
2) проведении анализа внедрения новых для российской медиакультуры аудиовизуальных технологий «полиэкрана» и «медиапортала».
Результаты исследования могут найти применение в сфере медиаобразования, в вузовских программах и учебных курсах на факультетах I журналистики, лингвистики, а также при обучении в частности, специальностям «Информационные технологии в филологии», «Продюсерство кино и телевидения» и др.
В практике медиабизнеса анализ аудиовизуальных технологий «полиэкрана» и «медиапортала» может быть полезен в качестве изучения опыта разработки креативных, информационных и маркетинговых концепций и стратегий новых информационных продуктов.
На защиту выносятся следующие положения: ?
1. В обобщенном виде контент мультимедийных средств массовой коммуникации, медиаконтент — это: : 1)' одновременно результат .и функция дифференциации семиотики, общей теории коммуникативных систем и пограничных междисциплинарных наук: социолингвистики, психолингвистики, межкультурной коммуникации, этнолингвистики, нейролингвистики, математической лингвистики, прикладной лингвистики, вычислительной лингвистики, социальной информациологии; 2) технико-технологическая и гуманитарная медиалингвистическая технология для создания современного языка СМИ и высокотехнологичных электронных услуг.
В условиях перехода от традиционных медийных форматов к моделям i трансмедиа (многоканальной передачи информации) в системе производства контента формируется потребность в: sfc определении классификационных, лингвомедийных признаков нового типа текста гипертекстовой структуры - контента мультимедийных средств массовой коммуникации; et разработке структурно-функциональных медиалингвистических технологий создания и управления контентом, таких как медиапортал и полиэкран.
2. Проект формата «Из рук в руки ТВ» сформировал качественно новый тип медиа для российского рынка рекламно-информационных услуг, технико-технологически и творчески созданный на стыке медиалингвистических технологий печатных, интернет-изданий и телевизионной коммуникации; рекламных типов, видов, жанров с перспективой создания региональной и международной сети- интерактивных справочно-информационных каналов' с определенной тематикой с возможностью выбора языка вещания, тематических разделов, времени просмотра программ.
3. Одновременно с понятием «контент мультимедийных средств массовой коммуникации» мы предлагаем ввести в научный, оборот языка СМИ следующие понятия:
• Новое понятие «контентография», которое в целях упорядочивания*1 определяет новый тип деятельности в производстве содержательного наполнения современных медиа. Автор считает, что контентография — это идентификация, индексация и классификация текстовых, графических и аудиовизуальных материалов с целью образования контента — базовой категории языка современных медиа.
• Автором исследования вводится расширенное понятие «полиэкрана», а именно: полиэкран — это:
1) современный творческий и технико-технологический формат экранного изображения контента полевой структуры (Рис.1) с возможностью синхронизации полей с целью предоставления максимума полезной информации в минимальную единицу времени по: a) длительности (времени) текстовых и аудиовизуальных составляющих изображения, b) дизайнерскому решению, в частности по композиции цвета и звука.
2) обособленный коммуникативный канал (средство массовой коммуникации) основные характеристики которого: децентрализация предложение и выбор могут определяться производителями, провайдерами; операторами, конечным потребителем);, высокая пропускная способность (не имеет жестких ограничений по способому передачи), интерактивность (возможность выбора и- обмена информацией; напрямую), гибкость и универсальность формата, содержания и использования платформ, вещания (традиционное, мобильное, корпоративное ТВ, ТВЧ, интернет и др.);
3) жанровый элемент^ цифровой культуры, средство маркетинговой и социальной коммуникации;
4) новый образный ряд, формат и структура контента мультимедиа:
• В языке СМИ мы предлагаем рассматривать следующие определения медиапортала. Медиапортал — это:
1) новое типологическое направление массмедиа; •„
2) интегрированный вид информационного корпоративного портала;
3)» формат мультимедийного приложения; которое обеспечивает удобство пользования различными информационными потоками и массивами на одном экране;
4) синтез медиалингвистических, технико-технологических и маркетингово-конъюктурного понятий массовой коммуникации;
5) интегрированная платформа передовых телекоммуникационных технологий по предоставлению потребителю необходимой и достаточной информационной выборки медиаисточников по принципу «максимум полезной информации в минимально возможную единицу времени»;
6) социокультурный результат- развития мультимедиа, который в концентрированном формате отражает основные дефиниции мультимедиа, такие как: а) цифровая форма отображения данных с помощью компьютерных технологий; Ь) предоставление различных видов информации (текстовой; звуковой, графический, видео, анимация); с) интерактивность; d) гипертекст;
7) Информационная политика медиапортала направлена на, удовлетворение коммуникативных потребностей различных групп целевой аудитории целевое удовлетворение потребностей различных сегментов аудитории);
В целом понятия: мультимедиа и технологии мультимедиа, метаязык цифровой культуры, культуры мультимедиа, моделируются^ под воздействием языков, методов, форм социально-психологического* общения* и в качестве универсальных схем процесса коммуникации отображены в современных научных методах журналистской деятельности.
Мультимедийные технологии как система с информационно-рыночной логикой имеет определенные ресурсообразующие константы. Мы. предлагаем «ресурсообразующие константы мультимедийных технологий» рассматривать как систематически формируемые в. необходимом объеме информационно-коммуникативные ресурсы из различных медиаисточников для обеспечения^ текущей деятельности медиасистемы.
Ресурсообразующие константы мультимедийных технологий делятся на:
1) внутренние ресурсообразующие константы мультимедийных технологий (микроуровень): аспекты развития информационно-технологической» парадигмы; дефиниции и подходы, рассматривающие мультимедиа в качестве многогранного феномена современной медиакультуры;
2) внешние ресурсообразующие константы мультимедийных технологий (.макроуровень): тенденции и процессы, развития рынка информационных и коммункационных технологий;
3) синергию внешних и внутренних ресурсообразующих констант мультимедийных технологий (метауровень): типы контента и контентной политики медиа; символический капитал; метаязык культуры мультимедиа; миссия» мультимедиа в культуре и экономике культуры; медиакультура в качестве модели постсовременной идентичности.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, словаря используемых в медиакультуре терминов, в том числе составленных автором диссертации; тематических приложений .
Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Особенности творческой деятельности журналиста в условиях медиаконвергенции2012 год, кандидат филологических наук Копылов, Олег Владимирович
Создание журналистских текстов в трансформирующейся среде массовой коммуникации2011 год, кандидат филологических наук Сергеенко, Алла Александровна
Режиссура мультимедиа: Генезис, специфика, эстетические принципы2004 год, доктор искусствоведения Дворко, Нина Ивановна
Отображение предметно-чувственного мира в журналистских произведениях: от печати до мультимедиа2013 год, кандидат филологических наук Кульчицкая, Диана Юрьевна
Социолингвистическое моделирование управления современными СМИ2005 год, доктор филологических наук Головко, Бориэль Николаевич
Заключение диссертации по теме «Журналистика», Короткова, Екатерина Николаевна
Выводы
1. Технологические; и; творческие возможности, мультимедиа, являются, ресурсоообразующей константой; при разработке контента рекламно-информационного ТВ и\или интернет-канала.
2. Новый образный ряд, формат, и структура современных, информационных технологий! и контент мультимедиа — это? системы новых знаний; информационного общества, интеллектуальные; системы^ качественными? характеристиками-которых являются: фрагментарность, мозаичность (т.н; клип-культура), демассификация, интегративность, конвергенция; глобализация; локализация; и др. Эти явления относятся? к т.н. «третьей волне» цивилизации (начиная с 1955 г.) — пост- или супериндустриальной — период господства электронных средств' связи; воздействующих на все сферы, общества, образ жизни и сознание человека.
3. Проект формата «Из рук в руки ТВ» сформировал качественно новый тип новых медиа,.технико-технологичесю!, творческими экономически[созданный на\ стыке:; 1) медиалингвистических технологий печатных, интернет, и телевизионных СМИ; 2) информационных и рекламных типов, видов, жанров с перспективой- создания региональной и международной ; сети; интерактивной справочно-информационных каналов с;; определенной! тематикой, с возможностью выбора-языка вещания, тематических разделов^ времени и места просмотра программ.
4. Опыт внедрения в деятельность медиапредприятий современных информационных технологий и контента мультимедиа на примере создания и развития информационно-рекламного медиапортала «Из рук. в руки ТВ (IrrTV) показал, что концепция мультимедийности СМИ - это отправная точка вектора главных компетенций новых медиа. К.главным компетенциям относятся также -создание и дистрибуция; оригинального- контента, брэнд (узнаваемость и лояльность аудитории) и работающая социально-коммерческая модель.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Новый качественный уровень информированности. Эволюционное развитие информационных и телекоммуникационных технологий значительно повышают качественный уровень информированности современного человека.
Движущей силой прогрессивных информационных рынков становятся альтернативные аудиовизуальные средства коммуникации на основе мультимедийных технологий-. DIGITAL TV, CABLE AND SATELLITE TV, HDTV, MOBILE TV, PAY-TV, IPTV, видео-по-запросу» (VOD), мобильная связь, мобильный интернет, — обеспечивающие персонифицированные контакты со специализированными аудиториями.
Понятие контент прочно вошло в словоупотребление на различных социальных и профессиональных уровнях. На государственном уровне, в рамках федеральной- программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации» возникло понятие национальный контент.
Цифровые мультимедийные технологии становятся основными смысловыми средствами передачи информационного содержания — контента.
На крупнейших международных профессиональных конференциях CSTB-2008 (Москва)' и Mobile World Congress. (Барселона), прошедших в феврале 2008 года, тема творческого производства мультимедийного контента на основе технологий высокоскоростных мобильных сетей и конвергентного обслуживания медиа-фрагментированного рынка — стала ключевой.
Новые средства мобильной коммуникации, такие как оперативный обмен сообщениями {instant messaging) и поиск «убойных мобильных приложений» (killer application) — это услуги, которые устанавливают новые стандарты на информационном и рекламном рынках, мотивируя потребителя к замене прежних устройств на новые, обладающие данной услугой.
2. Мультимедиа в качестве управленческой технологии медиапредприятий. Несмотря на стремление к стандартизации информационного и рекламного рынков, в условиях экономики знаний, современный уровень информационных потребностей человека в гипертекстовом пространстве; может обеспечить только* широкий спектр информационных ресурсов, и ; технологических платформ* доставки; информации., Данную задачу в качествеуправленческой-технологии выполняет мультимедиа.
Мультимедиа - сегодня; входит в. научный* оборот в качестве' нового фактурного пласта цифровой', (дигитальной) культуры. В целом культура принтом: понимается, нами как; символический язык иs анализируется1 преимущественно е информационно-рыночной логике. Цифровую;культуру и мультимедиа, как часть» цифровой;культуры, можно определить как:
1) специализированные рынки культуры;,
2)-продукты-экономики,символического обмена;
Системный1 переход от мономедийных. к: мультимедийным вещательным-платформам- и мультимедийным информационным? кампаниям, является семиотически! и семантически значимым, событием в истории! медиаобеспечения, медиапотребления - медиакультуре:
Средство- коммуникации есть мультиперспективное сообщение. Современное понимание (прочтение) медиа» — это комплекс: интерактивных мультимедийных цифровых услуг на.экране вашего телевизора1;, компьютера, телефона; мобильного: устройства:. Скорость развития медийной' отрасли в; несколько- раз, выше, чем у большинства; прочих. Эволюция^ человека-медиапотребителя определяется возрастающей' плотностью информации; технологическим развитием^ средств массовой? коммуникации; — средств общения (медиа) с одной стороны и революцией в сознании168 — с другой.
Печатный станок, электрические средства связи- (телеграф, телефон),, спутниковая^ связь, компьютеры, интернет, мультимедиа — это революционные средства1 коммуникации и организации знания; которые организуют новые сферы коммуникации, наращивают коммуникацию и вовлеченность в сети многоуровневых коммуникативных, отношений; устанавливают новые социальные связи;, порождает новые смысловые образования, новую
168 Гроф С., Ласло Э., Рассел П. Революция сознания: трансатлантический диалог. М., 2004.
141 текстуальную парадигму, новое семантическое производство. 3. Технико-технологическая и гуманитарная медиалингвистическая контент-технология. С нашей авторской позиции, в современной теории коммуникации многоуровневый процесс производства и трансляции смыслов позволяет описывать культурно-семиотический конструкт — контент.
Возникновение понятия контент по нашему мнению является т.н. текстуальной интеракцией (психологической реакцией на возникновение текста в тексте) современного человека на динамический процесс формирования информационного общества.
Являясь по сути одним из видов постмодернистского текста, контент сконцентрирован и на отражении действительности, и на ее моделировании. В результате контент может быть одновременно ограничен по тематике, объему, коммуникационным каналам и средствам, и в то же время' отличаться текстуальностью, т.е. восприниматься в качестве смыслового единства, не ограниченного ни в объеме, ни в изначальных свойствах и характеристиках, что естественно, вписывается в концепции и технологии: мультимедиа, полиэкрана, медиапортала, редакционную политику суверенных т.н. «нишевых», тематических, специализированных телеканалов - гипертекстовое информационное пространство.
С позиции коммуникативистики, в естественных условиях, используя интегральные подходы таких дисциплин как «интеллект бизнеса» (business intelligence-BI) и <<управление знаниями» (knowledge management-KM), современный, т.н. «информационный человек» {homo informaticus) в процессе поиска качественной (достоверной) информации вступает в семиотические коммуникации с максимальным количеством доступных условно-независимых медиа. Результатом поиска, по нашему мнению, становится персонифицированный контент , как интеграция фактов и смыслов содержательного наполнения мультимедийных средств.
Что же такое есть контент — качественная категория творческой продукции, документ, информация, медиаэлемент, функция семиосферы? В качестве вывода данного диссертационного исследования мы утверждаем, что контент — это технико-технологическая и гуманитарная медиалингвистическая технология для создания современного языка СМИ и высокотехнологичных электронных услуг. А вид исследовательской деятельности в информационном пространстве по идентификации, индексации и классификации текстовых, графических и аудиовизуальных материалов с целью образования контента — базовой категории языка современных медиа мы предлагаем именовать контентографией.
По нашему мнению, сущностными, качественными характеристики контента являются: «t Гипертекстовость 4s- Дигитальность nfc Синергия печатных и аудиовизуальных: телевизионных, компьютерных и web-медиаэлементов и технологий -at- Мультимедийность чк Оперативное автоматизированное обновление чк Средство повышения капиталоемкости медиапредприятия rik Вес (определяем количеством запросов)
•at Гибкий формат (клиповый формат один из самых перспективных в результате возрастания плотности информации)
Возможность точечной доставки детализированных и персонализированных данных за минимальное время rat Деканализация
Средство само есть сообщение (Маклюэн), форма и содержание составляют и содержание, и форму. Понятие контент — пример двойственной сущности современных реальных и виртуальных явлений и понятий языка СМИ и МК. Мы предлагаем ввести в научный оборот следующие определения контента, контента мультимедийных средств массовой коммуникации: контент - полимодальный, поликодовый масс-медийный знаковый продукт, полисемиотичный конструкт медиакоммуникаций и одновременно продукт и функция семиосферы;
S контент мультимедийных средств массовой коммуникации — в обобщенном смысле одновременно результат и функция дифференциации семиотики, общей теории коммуникативных систем и пограничных междисциплинарных наук: социолингвистики, психолингвистики, межкультурной коммуникации, этнолингвистики, нейролингвистики, математической лингвистики, прикладной лингвистики, вычислительной лингвистики и др.
На медиарынке согласно нашим наблюдениям формируются следующие направления контента; макроконтент, наноконтент, мемконтент, специализированный контент, интерактивный контент, мультимедийный контент, персонализированный контент.
Направления контента Определение Практические примеры
Макроконтент совокупность объектов мультимедийного контента, группируемых по: 1) тематике, 2) сфере деятельности, 3) технико-технологическому принципу организации, 3) уровню организации. Медиакультура в целом
Наноконтент Наноконтент -инновационный социально-психологический вид контента, каждый медиаэлемент которого имеет программируемые свойства («умная материя»). Компьютерные игры
Мемконтент Мемконтент — это фраза, картинка, видеоролик, Интернет-проект Лукоморье—сборник флешка, и другие информационные объекты, которые быстро распостраняются по Сети и приобретают широкую известность. интернетовских мемов. Предоставляет толкование фраз типа: «превед медвед», «а поцчему Ви спгашиваете?», «десу десу десу десу», «педивикия» или «двачую»?
Специализированный контент Специализированный контент — контент, посвященный строго определенной теме, вопросу, проблеме. для узкой аудитории с ограниченным, избирательным доступом. Программы, сайты, рубрики, разделы для таргетированной аудитории; сайт executive.ru для профессиональных менеджеров: для регистрации в сообществе персональные данные проверяются в течение 2-х недель.
Интерактивный контент Интерактивный контент — контент, созданный на основе технологии обратной связи. sms-игры и конкурсы, голосования производителей контента; «аудио-видео по запросу» * платформ вещания.
Мультимедийный контент Мультимедийный контент -контент, созданный на основе технологий муьтимедиа. Предоставление медиакомпаниями своей продукции на различных носителях: ТВ, Интернет, печать. мобильное устройство в зависимости от потребностей аудитории
Персонализированный контент Персонализированный контент — контент, имеющий адресный, персонифицированный характер. Доставка контента строго определенному адресату.
4. Диверсифицированный контент медиахолдингов. По статистике 70% людей относятся к психологическому типу личности «визуалы». Визуальные медиа — наиболее эмоционально и психологически востребованный вид новых медиа для различных сегментов узкопрофессиональной и массовой аудитории. Технологии создания реалистичного' ЗБ-изображения, а также экрана, разрешение которого будет превышать возможности человеческого зрения — это перспектива ближайщих 10 лет. Именно поэтому медиапредприятия, а также прогрессивные предприятия других отраслей (например- «Газпром») используют в качестве эффективного средства коммуникации именно визуальные медиа.
Бурное развитие цифровых вещательных и компьютерных технологий оказывает непосредственное влияние на запуск масштабных процессов реструктуризаций бизнеса с целью построения диверсифицированных медиахолдингов («Проф-Медиа», «Пронто-Москва», «Олма медиа групп» и др.). Одной из интеллектуальных технологий повышения рентабельности (капиталоемкости) при этом является диверсифицированный контент. Например, компания «Олма медиа групп», одно из крупнейших издательств России, пришла к выводу, что владеет контентом, объема и тематического разнообразия которого достаточно и для книжного бизнеса, и» для нескольких тематических интеренет-порталов. Кроме того, интернет-проекты «Олма медиа групп» определила в качестве стратегического направления бизнеса, что подтверждает весомый для Рунета объем инвестиций в $ 10 млн169.
Другой пример производства диверсифицированный контента. В практике медиабизнеса в сегменте «новые медиа» при участии автора диссертации реализован уникальный для медиакультуры России и Восточной Европы проект «Из рук в руки ТВ» - качественно новый тип новых медиа: технико-технологический и творческий результат синергии технологий печатных, интернет и телевизионных СМИ и информационно-рекламных
169 Например, первоначальные инвестиции в интернет-портал для профессиональных менеджеров E-executive.ru составили S 500 тыс. коммуникаций в формате современных аудиовизуальных мультимедийных технологий СМИ и ЪЛК: «полиэкрана» и «медиапортала».
Новая,аудиовизуальная,технология — это явление экранной культуры, в. котором выражены, основные тенденции новой парадигмы I коммуникации между людьми: интеграции современных информационных и коммуникационных технологий, мультимедийности продуктов ^ и технологий; контентной» насыщенности, полиэкранного изображения, оперативности; кастомизации (индивидуальная настройка); персонификации, широкого выбора способов, доставки, высокого; уровеня информационной чувствительности к общественным изменениям, автоматического обновления: Мы предлагаем-рассматривать медиапортал в■ классификации новых медиа в рамках учебных учебных курсов и программ для специалистов СМИ и МК.
Менеджмент медиахолдинга «Пронто-Москва» в проекте «Из рук. в, рук и ТВ»- впервые на российском и восточно-европейском медийном- рынке реализовал идею формирования* контента, программной сетки телеканала на основе информационных и рекламных объявлений для. изначально-заинтересованной аудитории. «Из рук в. руки ТВ» впервые открыл доступ к качественному ТВ-эфиру даже для частного рекламодателя.
Из рук в руки ТВ» реализовал инновационное творческо-технологическое решение по сегментированию экрана на функциональные «окна» с самостоятелной смысловой нагрузкой неконфликтующих при этом, согласованных по длительности и дизайну. Ни один из существовавших до этого способов сегментирования экрана'на эфирных каналах и кабельных сетях не предлагал целостной пространственно-временной организации восприятия телезрителем полиэкранной информации.
Таким образом, именно технологии производства и логистики контента являются основой для формирования стратегий на современных интегрированных рынках информационного наполнения; наукоемких медийных технологий и рекламных коммуникаций.
5.1 Управление контентом мультимедиа и рост> спроса на? персонифицированные информационные услуги. В развитии, трансформации предпринимательской деятельности (бизнеса) традиционно выделяют пять фаз управления развитием предприятия: управление реализацией бизнес-идеи управление функциями управление процессами управление сетями
•S управление знаниями
С нашей авторской позиции, управление контентом (content management) — это еще одна фаза управления развитием предприятия.
При этом, современные медийные технологии развиваются с такой скоростью, что любые предложенные сегодня методы, модели соответствующий инструментарий для работы с информацией, завтра могут оказаться устаревшими, и поэтому могут быть рассмотрены только как типовые. Проект «Из рук в руки ТВ» является ярким примером именно типового решения развития нового информационного продукта, поскольку: 1) является результатом синергии традиционных и новых медиа; и 2) технологический формат ТВ-продукта легко адаптируется к любому электронному каналу коммуникации.
Научный опыт внедрения в деятельность медиапредприятий современных информационных технологий и контента мультимедиа предполагает комплексный анализ пути-цели от этапа неопределенности явлений, понятий рынка мультимедиа к этапу научного определения фактов, закономерностей и методологии, охватывющей средства, методы, технологии, а также к метаэ-тапу — прогнозированию, определению тенденций.
Современная медианасыщенная среда в условиях периода «постмодер-низационной революции» (post-modern revolution) 170 и соответствующей ме-диакультуры с преобладанием экранного искусства решает следующие задачи
170 Термин «post-modern revolution» в научный оборот одним in первых ввел 3 Бауман. См. Стародубровская И.В , May А. Великие революции. От Кромвеля до Путина. - М , 2004 — С. 107. метауровня:
-разграничение эмоционального и информационного аспектов культуры171; вопросы технологий (чаще всего известно что необходимо делать, но неизвестно как);
- перестройка сознания человека для нового типа мыишения, четкое определение сущности информации, как с материальной, так и с философской точек зрения;
- развитие взаимоотношений техники, информации и человека.
Современный язык массовой и межличностной коммуникации в целом нормативно-стилистически и функционально-стилистически — это полисемиотический язык телевидения, радио, рекламы, интернета, мультимедиа.
По нашему мнению, новый образный ряд, формат и структура современных информационных технологий и контент мультимедиа — это новая концептуальная категория воздействия на ментальность человека информационного общества, которая создает уникальные условия для единовременного восприятия и обращения не к одному, а к нескольким источникам информации (например, полиэкранный ТВ- и интернет-форматы, технико-технологические возможности мультисервисных сетей, поиск информации в нескольких поисковых системах одновременно).
Новый образный ряд, формат и структура современных информационных технологий и контент мультимедиа способствуют индвидуализации (демассификации) как личности, так и культуры в целом, и, как следствие, росту спроса на персонифицированные информационные услуги.
171 Сближение духовного и материального на почве информационного элемента культуры иллюстрируется тоффлеровскон "блип"- культурой i I
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Короткова, Екатерина Николаевна, 2009 год
1. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. С.464.
2. Бакулев Г.П.Конвергенция медиа и журналистики. М.: институт повышенияквалификации работников телевидения и радиовещания, 2002. С.70.
3. Богуславская В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная! концепция. Анализ журналистских текстов. — М. Издательство ЛКИ; 2008. -280 с.
4. Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа/ Пер.» с фр. М.М.Федоровой // Поэтика и политика: Альманах российско-французского центра социологии и философии Ин-та социологии РАН, М., Спб: Институт экспериментальной социологии, Алетейя, 1999.
5. Бриггз А. Кобли-П. Медиа. Введение./ Пер.с англ. Ю.В.Никуличева. 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.5-10.
6. Варпахович Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах. Мн.: Новое знание, 2003.- 128 с.
7. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. М.: Логос, 2003. С.280. Вартанова Е. Конвергенция как неизбежность.// От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже тысячелетия/ Отв. редакторы1
8. Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития / Под ред. акад. С.А.Ситаряна; Центр внешнеэкон. Исследований. -М.: Наука, 2003. 252 с.
9. Ворошилов В.В. Журналистика. Базовый курс.Учебник. 5-е издание. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - 640 с.
10. Галеев Б.М. Компьютер и искусство //Человек. -2001. №4- С. 114-115. Галкин Г. От документа к контенту и обратно // Intelligent Enterprise/Корпоративные системы. 2004. №2.
11. Головко Б.Н. Информационный менеджмент массовой коммуникации: Учебное пособие. М.: Академический Проект; Трикста, 2005. С.288. Гольденцвайг Г.Д. Шведоязычные масс-медиа Финляндии: направления' развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.- 176 с.
12. Горфинкель В.Я., В.А.Швандар. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов/ Под ред. проф.В.Я.Горфинкеля, проф.В.А.Швандара. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 457 с.
13. Гусев С.С. Метафизика текста. Коммуникативная логика. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2008. — 352 с.
14. Дворко Н.И. Профессия режиссер мультимедиа. СПб.: СПбГУП, 2004. С. 10-30.
15. Добренькова Е.В. Социальная морфология образовательного дискурса: историко-социологические аспекты. М.: Альфа- М, 2006. — 335 с. Долгин А.В. Экономика символического обмена.- М.: ИНФРА-М, 2006. С.16., С.368.
16. Монография. М.: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003.-656 с.
17. Жижек С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия.// Искусство кино, 1998; №1'. С. 119. i
18. Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. С.53. Иванов Д;И. Виртуализация общества. Версия 2.0. - СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002. С.6.
19. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. С.205.
20. Информационная политика: Учебник/ Под. общ. ред.В.Д.Попова. — М.: Изд-во РАГС, 2003. 437 с.
21. Калмыков А.А., Коханова JI.A. Интернет-журналистика. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-383 с.
22. Каптеров А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. М:, 2000. С.10-50:
23. Касавин И.Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008. — 544 с. Кастельс М. Галактика Интернет. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004: С.50-90.
24. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество t и культура. -М.:ГУ ВШЭ, 2000. С. 76-78; С.346-350.
25. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. — М.: Академический Проект, 2005. С. 14; С.30.
26. Конецкая В.П. Социология коммуникации. Учебник. — М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. 304 с.
27. Короткова E.Hi Мультимедийные средства массовой коммуникации: контент и технологии. — М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2008.
28. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., 2004. С.40-75. Кушнерук С.П. Лингвистика документной коммуникации: теоретическиеаспекты: Монография/ С.П. Кушнерук. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007. — 276 с.
29. Лабоцкий В.В. Управление знаниями (технология, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний. Минск: Соврем, шк., 2006. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. С.121.
30. Лотман Ю.М. Семиосфера. С.-Петербург: «Искусство-СПБ», 2004. С.250. Луман Н. Реальность-масс-медиа/ пер. с нем. А.Ю.Антоновского,- М.: Праксис, 2005. - 254 с.
31. Медведева Е.В. Рекламная коммуникация. М.: Издательство ЛКИ, 2008. -280 с.
32. Мельник Г.С., Ким М.Н. Методы журналистики: Учебное пособие для студентов факультетов журналистики. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. С.214.
33. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Издательство МГУ им.М.В.Ломоносова, 2000. С.10-25. Молевич Е.Ф. Введение в социальную глобалистику. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2007. - 160 с.
34. Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. М.: РИП-Холдинг, 2005. - 202 с. Никитин Л. Люди-супермонстры, и не только//Эксперт, 5-11 марта 2007 №9 (550).
35. Оболенский В.П. Внешнеэкономические связи России: возможности качественных изменений. — М.: Наука, 2003. 197 с.
36. Огурчиков П.В. и др. Мастерство продюсера кино и телевидения. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 863 с.
37. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. М.:ФАИР-ПРЕСС,2006. С.3-35.
38. Самарцев О.Р. Творческая деятельность, журналиста: Очерки теорий и практики: учебное пособие / под общ. ред. Я:Н. Засурского. М.: Академический Проект, 2007. - 528 с.
39. Сапунов Б.М. Культурология* телевидения. Основы истории мировой, и российской культуры. — Омск; Издательство. Наследие.Диалог-Сибирь, 2001 -300 с.
40. Свитич.Л.Г. Феномен журнализма. М., 2003. С.14.
41. Симионов Ю.Ф. Информационный менеджмент. Ростов н/Д: Феникс, 2006. Слюсарева Н.А. Теория Ф. де Соссюра в свете современной лингвистики. — М.: Едиториал УРСС, 2004. 112 с.
42. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века): СПб.: Изд-во* Михайлова В.А., 2002 г. С.7.
43. Средства массовой информации России: Учеб. пособие для^ студентов . вузов/ М:И.Алексеева, Л.Д.Болотова, Е.Л.Вартанова и др.; Под ред. Я.Н.Засурского. М.: Аспект Пресс, 2006. С.З.
44. Уэбстер Ф. Теории информационного общества; М.: Аспект Пресс, 2004. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации / М.: Аспект Пресс, 2002.-238 с.
45. Хабермас Ю. Моральное познание и коммуникативное действие/ Пер. с нем.под ред. Д.В.Скляднева. СПб., 2000. - 280 с.
46. Хелемендик B.C. Союз пера,, микрофона' и телекамеры. М.: Изд-во «Мысль», 1977. — 317 с.
47. Хелемендик, B.C. «Некоторые проблемы взаимодействия СМИ». В кн. «Отечественное телевидение: традиции и новаторство». Ч.З. Mi: «ИПК работников телевидения и радиовещания», 2006.
48. Хлебородов В.А., Олефиренко П.ШТелевидение и радиовещание. Словарь терминов. Эра, г. Жуковский, 1999: - 232 с.
49. Цвик B.JI. Телевизионная1 журналистика: История, теория; практика: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2004.С.6.
50. Цифровизации телерадиовещания: опыт перехода, в России и, в мире /под ред. А.Г.Качкаевой — М.: Элиткомстар, 2008. — 272 с.
51. Чепмен» Н., Чепмен Д. Цифровые технологии! мультимедиа, 2-е издание.:
52. Пер. с анг. М.:Издательский дом «Вильяме», 2006. С.26.
53. Чурилина Л.Н. Актуальные проблемы современной лингвистики:, учеб.пособие / сост. Л.Н. Чурилина. М.: Флинта: Наука, 2008. - 416 с.
54. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. Словарь-справочник. М::
55. Издательский дом «Социальные отношения», АТиСО, 2002— 100 с.
56. Шлыкова^ О.В. Культура- мультимедиа:. Учебное пособие длястудентов/МГУКИ -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. С.14., С.44-45.
57. Эйдман И.В. Прорыв в будущее: Социология интернет-революции.1. М.:ОГИ, 2007. С.342.
58. Эко У. Отсутствующая структура; Введение в семиологию/ Перев. с итал. В.Г.Резник и А.Г.Погоняйло. СПб: «Симпозиум», 2006. - 544 с. Язык массовой и межличностной коммуникации. — М.: Медиа-Мир, 2007. - 576 с.
59. Gerbner G. and Byrne R.B.; etc. Communications in the 21-st Centary- N.Y.: Wiley, 1981.P.47.
60. Freeman C. Preface to Part II //Dosi et al. (1988b: 10).
61. McQuail, D. Mass Communication Theory: An Introduction.L.;1987.P.16.
62. McLulian, Marshall. Understanding: Media: TKe Extensions of Man, London: Macmillan, 1969.
63. Merten, Klaus. 1994. Evolution der Kommunikation. Die Wirklichkeit der
64. Medien; Hrgb.Merten/Sclimidt/Weischenberg.Opladen::West-deutscher Verlag, S.i141.162, 2) Raivo Palmaru. Juhatus kommunikatsiooniteoriasse (Введение в теорию коммуникаций пер. с эст. наш. - Е.К.). - Tallinn: Akadeeemia Nord, 2003; !
65. The Knowledge Management; Scenario: Trends and Directions for 1998-2003, Gartner Group; 19995
66. Castells M. The:information age::economy, society and culture. Vol. 1-3.Oxford, 1996-1998.
67. Словари и хрестоматии Завалишин Д. и др. Интсрнетско русский разговорник. — М:: ООО?1. Прессверк», 2001. 80 с.
68. Землянова J1.M. Коммуникативистика и средства массовой информации: Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М.: Изд. Моск. ун-та, 2004. -416 с.
69. История печати: Антология. Том 1,2. М., 2001.
70. Новейший энциклопедический словарь. — М;: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Транзиткнига», 2004. Общая психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. М.: Лабиринт, 2004. - 320 с.
71. Романовский И;И. Масс медиа. Словарь терминов и понятий.-М.: Изд.
72. Союза журналистов России. 2004. 480 с. Социальная .информациология: Словарь/ Под общ.ред.В.Д.Попова. - М; :Изд-во РАГС, 2006.-172 с.1. Дисертациш
73. Головко Б.Н; Социолингвистическое:моделирование управления современными СМИ. Автореф. дисс. .докт. филол.н./ Москва. 2005.
74. Кириллова Н.Б. Медиакультура как интегратор среды социальной модернизации. Автореф. дис.докт. культурологии — М., 2003.
75. Лермонтов М.Ю. Управление культурой как макроконтентной системой в условиях информационной глобализации. Автореф. дис.докт. культурологии -М., 2006.
76. Рогозина И.В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект. Дисс.докт. филол.н./Барнаул. 2003.
77. Материалы научных конференций, семинаров, форумов
78. Массовая коммуникация в структуре социальной информациологии. Материалы методологического семинара / Отв. ред. Е.П. Тавокин. — М.: Изд-во РАГС, 2005. 284 с.
79. Журналистика на перепутье: опыт России и США/ Под ред.Е.Л.Вартановой. М.: МедиаМир, 2006. - 184 с.
80. Профессия журналист: вызовы XXI века. Сборник материаловмеждународной научной конференции «Журналистика 2006». -М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, 2007. — 342 с.
81. Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, 2008. - 488 с.
82. Материалы конференций «Платные услуги в мультисервисных сетях». — М., 2006-2007.
83. Интернет-ресурсы Финансово-Аналитический Центр «MaBiCo» http://lib.mabico.ru/1. Словарь терминов
84. Абстрактная модель интерактивного контента полиэкранной технологии —технология-мультимедийного контента, заданная разработчиками и экспертами рыночной коньюктуры.
85. Альтернативные средства коммуникации — широкополосное ТВ, мобильная связь, мобильный интернет.
86. Брэнд в настоящее время существует свыше 40 классических определений, брэнда. Например, следующие классичекие и / или устоявшиеся определения брэнда.
87. Происхождение слова брэнд. A brand 1) Клеймо, тавро. 2) Фабричная; торговая марка, сорт, качество. То brand - клеймить, выжигать, прижигать каленым железом; оставлять отпечаток в памяти. Branding - все, что связано с созданием и действием брэнда.
88. Брэнд это торговая- марка, идентифицируемая в массовом сознании.
89. Информационное общество (Ф.Уэбстер) это социальное устройство качественного нового типа, которое имеет как минимум пять определений: технологическое, экономическое, связанное со сферой занятоснт, пространственное, культурное.
90. Коммуникативный блок структурно-смысловое образование; содержит оперативно обновляемую информацию.
91. Контент — полимодальный, поликодовый масс-медийный знаковый продукт, полисемиотичный конструкт медиакоммуникаций и одновременно продукт и функция семиосферы.
92. Металидерство это инновационнышуровень развития теории лидерства, включающий в себя :
93. S создание движений и направлений ^ видение:перспектив;
94. Семанализ интердисциплинарный подход к изучению текста на стыке философии структурализма, психоанализа, лингвистики и семиотики), основателем которой является французский философ, лингвист и литературный критик Юлия Кристева. , ,
95. Сетевое общество центром теории сетевого общества, разработанной1.i
96. Текст как единица языка, в семиотических коммуникациях является неким коммуникативным блоком, сферхфразовым единством, т.е. не механической суммой предложений, а качественно новым структурно-смысловым образованием.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.