Социальные концепции личности в философии русского символизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Романов Дмитрий Дмитриевич

  • Романов Дмитрий Дмитриевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 247
Романов Дмитрий Дмитриевич. Социальные концепции личности в философии русского символизма: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». 2021. 247 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Романов Дмитрий Дмитриевич

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основания социально-философской концептуализации личности

§1. Основные аспекты концептуального анализа

§2. Социально-философская концептуализация личности: роль и место

символистских концепций

§3. Комплементарный метод и актуализация личностных

концепций символистов

Глава II. Социальная философия символизма: pro et contra

§1. Философия русского символизма: к анализу системы

§2. Влияние идей В.С. Соловьева на становление символистской

философии личности

§3. Подходы к осмыслению личности и общества в учении

символистов (А. Белый, Д.С. Мережковский, Вяч. Иванов)

§4. Социокультурный феномен «Серебряного века» и философские концепции символизма

Глава III. Социально-философские концепции личности в контексте

русского символизма и их значение для современных междисциплинарных дискурсов

§1. Социальные концепции личности «старого» и «нового»

религиозного сознания

§2. Жизнетворчество, теургия и софиология: социально-философский

анализ

§3. «Я»-концепция и личность в учении символистов и их актуализация

в современном мире

Заключение

Библиография

Введение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальные концепции личности в философии русского символизма»

Актуальность исследования

обусловлена тем, что в современном обществе в ситуации стоящих перед ним цивилизационных вызовов, таких как проблема идентичности и самореализации, обилием информации и переосмыслением культурных ценностей в контексте глобализации, - вопрос о личности становится всё более острым. В научном сообществе ощущается необходимость концептуализации личности как субъекта социальной реальности. При этом часто упускаются из виду те направления мысли, которые были озвучены в прошлом, но по ряду различных причин или остались в тени, или были вытеснены из научных дискуссий господствующей идеологией. Актуализация этих направлений при должном социально-философском анализе с позиции современных реалий позволяет по-новому взглянуть на процесс концептуального поиска основ личности, восполнить смысловые зияния на различных уровнях осмысления личности.

Исследование, таким образом, уже не может происходить в одной методологической плоскости, но требует полноты методологии, свойственной в первую очередь междисциплинарному знанию. Ещё П. Фейерабенд заметил, что для полноты собственной концепции учёный должен «пытаться улучшить те концепции, которые потерпели поражение в соревновании, а не отбрасывать их»1.

Одной из философских школ, предложивших своё уникальное понимание личности, выступил русский символизм. Выдвинув оригинальную концепцию, во многом опередившую своё время, школа эта не оставила преемников в социально-философской сфере. Это особенно важно отметить в период поиска культурной идентичности российского общества и в

1 Фейерабенд П. Против метода. - М.: АСТ, 2007. - С. 49.

установлении логики цивилизационного развития, в которой заметно определенное искажение из-за отсутствия преемства идей.

Можно выделить ряд критериев, позволяющих говорить об актуальности исследования.

1) В современном мире во многом повторяется судьба нашей цивилизации век назад - смена духовных ориентиров, поиск нормативных основ жизнедеятельности, кризис общественного сознания и проблема цивилизационной идентичности. С этим во многом связан интерес к таким концепциям «Серебряного века», как жизнетворчество, новое религиозное сознание, теургия, всеединая личность, способных по-новому осветить духовные основания личности уже в условиях постсекулярного общества.

2) Реконструкция символистской концепции личности в отечественной философии представляется важной, поскольку символизм вырабатывает теорию, имеющую свои базовые положения, не эксплицированные в строгой системности, но доступные для концептуального анализа. А художественная «чуткость» философствующих поэтов и деятелей искусства символизма позволяет постичь глубинные трансцендентные уровни личностного измерения, сопоставить человека и вселенную через выявление объединяющей их символической реальности. Социальные концепции личности, эксплицированные через символ, отходят от крайностей структурализма и конструктивизма, объясняя смысл и образ человеческого бытия в полисубъектной социальной реальности.

Чем же мотивирована надежда на подобную актуализацию

художественно-интуитивной чуткости философа в отношении вопроса

личности? Прежде всего, схожестью типологических черт социальной

реальности и близостью мировоззрения отечественных философов

«Серебряного века» к часто приобретенным в процессе образования основам

габитуса современного российского человека, его ценностям и при этом -

универсальностью и часто даже космополитичностью взглядов мыслителей

4

конца XIX - начала XX вв., поэтическим изяществом выражения их мысли, глубинным мистико-интуитивным, часто апеллирующим к духовно-религиозным ценностям поиском истины, которому всегда тесно в современности, к какой бы эпохе эта современность не относилась. Следует отметить, что и в «Серебряном веке», и в нынешних реалиях особенно ощущаются социально-цивилизационные вызовы эпохи, предъявляющие к личности особые требования, среди которых (и в первую очередь) -творческая самореализация и понимание смысла своей жизни как индивида, причастного к общественной реальности.

3) В современном социально-философском знании, с одной стороны, наблюдается парадигмальная разобщённость методологических подходов в исследовании личности, отсутствие четких критериев их дифференциации. Назревает потребность выработать методологию исследования личности, которая могла бы соответствовать специфике процессов, протекающих в современном обществе. В то же время, социальная философия учитывает стимулы философской рефлексии на пути своего становления и разрабатывает методологический базис для осмысления разноплановой личностной реальности.

С другой стороны, сегодня в науке происходят как попытки создания «единой теории всего», которая должна интегрировать подходы различных дисциплин, устранить разобщенность взглядов на фундаментальные проблемы, и которая грозит, с точки зрения Г. Франкла, «генерализацией»2 человеческой личности, так и философские постмодернистские изыскания на основе принципов деконструкции, распредмечивания социальной реальности. Это ставит перед социальной философией ещё более сложную задачу, при решении которой она не должна впадать в крайности монизма и плюрализма. Символистские теории, такие как плюро-дуо-монизм, положительное всеединство или цельное знание, являются альтернативой этим крайностям.

2Франкл Г. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - С. 46.

Научная концепция шире научной теории, и, в отличие от нее, не является формой организации научного знания о предмете, а схватывает и эксплицирует смыслы предмета для дальнейшей его теоретизации. Таким образом, затрагивая общие основания теоретического характера, она вносит весомый вклад в развитие научного знания. Имплицитный характер концептуальности не всегда позволяет оценить то, насколько концептуальность проясняет смыслы, позволяющие говорить о сущности предмета исследования. Как пишет М.Л. Ивлева: «философские основания <концепции>, как правило, представлены лишь имплицитно, в виде совокупности не выраженных в явном виде отдельных, не всегда вполне согласованных между собой онтологических, гносеологических, аксиологических, социо-антропологических пресуппозиций, которые могут даже до конца не осознаваться учеными»-5. Задачей философа является выявление этих оснований как смысловых коррелятов для формирования целостного ответа на существующую и зафиксированную наукой проблему.

В данном исследовании такой проблемой является личность. Следовательно, необходимо интерпретировать концепции личности и понять, что является их сущностью с точки зрения символистов, и как это коррелирует с современными дискурсами о личности.

4) Социальная проблематика русского символизма и ее значение для современного философского знания недостаточно исследована. В научном сообществе символизм привычно анализируется с филологических и искусствоведческих позиций. Концептуализация личности как аспекта социальной реальности в философии символистов рассматривается впервые. Существует потребность в обращении к отечественной социально -философской традиции в её различных проявлениях при выявлении теории личности «Серебряного века» для выявления универсальной новой теории.

3Ивлева М.Л. Философские основания психологической концепции одаренности:

авторефдис. на соиск. учен. степ. д. филос. наук: (09.00.08). - М., 2009. - С. 3.

5) Концептуализация даёт основания для более полного ответа на вопрос о месте личности в имеющих место ситуациях смешения и смещения ценностных ориентиров. Попытка свободного, неавторитарного осмысления личности предполагает решение ряда духовных проблем - они могут касаться как смысла жизни человека, общества, человечества, так и смысла предела их жизни, то есть вопроса о смерти и бессмертии, о качестве жизни и альтернативах жизненных путей в современной действительности. Вызовы современности обусловлены комплексностью и многомерностью современной социальной реальности. Когда многовековые традиции и привычный жизненный уклад распадаются, у человека появляется плюрализм жизненных путей. Это особенно актуально сегодня для российского общества, где наблюдается обезличивание социальных процессов, ценностный релятивизм, кризис идентичности.

Степень научной разработанности проблемы

Личность как социально-философский феномен активно исследуется с конца XIX века как зарубежными мыслителями, такими как Г. Спенсер, В. Дильтей, Ф.Г. Якоби, Л. Фейербах, Ф. Шлейермахер, О. Конт, К. Маркс4так и отечественными - Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским, В.С. Соловьевым, Н.Н. Страховым5. Все они предлагают свои концепции, под которыми понимается интеграция предметных смыслов социального, религиозного и психологического дискурсов. В XX веке получают развитие неокантианские идеи Э. Кассирера о человеке как «символическом животном» и персонализм,

4 Спенсер Г. Личность и государство. - Челябинск: Социум, 2007. - 200 с.; Конт О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении) - Ростов-н-Д: Феникс, 2003. - 256 с.; Дильтей, В. Описательная психология / Перевод с немецкого Е. Д. Зайцевой под ред. Г. Г. Шпета. - СПб.: Алетейя, 1996. - 160 с.; Фейербах. История философии. Собрание произведений в трех томах. Т. II. - М.: Мысль, 1974. - 362 с.; Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. - СПб: Алетейя, 1994. - 432 с.; Лакруа Ж. Избранное: персонализм. - М.: РОССПЭН, 2004. - С. 63-69.

5 Следует отметить важность труда «Мир как целое» с точки зрения его вклада в философскую антропологию и междисциплинарное исследование личности, а также недостаточное внимание к нему в рамках академической философии. См.: Страхов Н.Н. Мир как целое. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 576 с.

представленный идеями Н.А. Бердяева, Э. Мунье, М. Бубера, который помещает личность в центр внимания, выделяя её как из социального контекста, так и из остальных, помещает в абсолютное измерение. Помимо персонализма русский «Серебряный век» порождает ряд школ религиозно -философской направленности, где вопрос о личности имплицитно задает вектор развития уникальных и сложных метафизических систем: философия мифа и социальная мифология А.Ф. Лосева, софиология П.А. Флоренского, С.Н. и Е.Н. Трубецких, Н.С. Булгакова, социальная философия С.Л. Франка и философия истории Л.П. Карсавина, евразийство с концепцией симфонической личности. Эти системы довольно тщательно исследуются сегодня как с социально-философской, так и с социально-психологической позиции, в сфере социального конструктивизма, и находят отражение в междисциплинарных областях знания.

Однако особое место личность занимает в теоретических построениях русских символистов, которые не только не относили себя к философам чистого искусства, вопреки привычной соотнесенности их школы со сферой литературы, но утверждали принципиальную корреляцию духовных аспектов личности, эксплицированных через творчество, с её социальным пониманием. Философия должна говорить не об отвлеченных началах, а о связи и единстве умозрительного с конкретным на уровне социального. Таким образом концептуализация личности на её современном этапе должна комплементарно учитывать опыт символистов, поскольку проблема творческой реализации личности в обществе и социальном измерении эстетики сегодня встаёт особенно остро.

Проблематика личности в последние 10-15 лет за неимением единой теории всё чаще анализируется в контексте междисциплинарных смыслов и смысложизненных ориентаций6. Многомерность предмета наук о личности

6 См.: Максютова З.Г. Роль смысла жизни в развитии личности: Авторефдис. на соиск. учен.

степ. к. филос. наук: (09.00.11). Уфа, 2009. - 18 с.; Ященко Е.Ф. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации: Авторефдис. на соиск. учен. степ. д. психол. наук: (19.00.05). Ярославль, 2006. - 49 с.; Коковина Л.Н. Ценностно-смысловые ориентации личности //

8

эксплицирует спектр проблем, который не удается охватить единой теорией, а специфика концептуальной деятельности, напротив, подразумевает включение в дискурс смыслов смежных наук. Это позволяет вынести эту проблему в область междисциплинарного знания, где социальная философия взаимодействует с другими дисциплинами, конституируя в них социальные смыслы. Отсюда потребность в анализе различных парадигм исследований личности.

Так концепции личности в русском символизме сегодня исследуют специалисты различных областей знания, неизменно обращаясь к философским основаниям школы символизма7. Личность оказывается на «перекрестке проблем» таких дисциплин как социальная философия, психология, филология, а собственно философское осмысление предлагают в своих монографиях отечественные исследователи8, и зарубежные философы и слависты9. Интерес современной социальной философии к пониманию

Вестник КГУ,2009, № 15. - С. 139-143; Богачева И.Г. Теоретические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Известия РГПУ, 2009, № 98. - С. 247-252; Гаспаров И.Г. Философско-аналитическая концепция тождества личности: Авторефдис. на соиск. учен. степ. к. филол. наук: (09.00.01). Воронеж, 2007. - 24 с.

7 Афанасьев А.С.Художественная концепция личности в творчестве Андрея Белого:Авторефдис. на соиск. учен. степ. к. филол. наук: (10.01.01). Казань, 2012. - 21 с.; Мокина Н.В. Русская поэзия Серебряного века: концепция личности и смысла жизни в динамике художественных мотивов и образов: Авторефдис. на соиск. учен. степ. д. филол. наук: (10.01.01). Саратов, 2003. - 52 с.; Мазур Л.Э. Тотальный символизм А. Белого как программа конструирования социокультурной реальности: Авторефдис. на соиск. учен. степ. к. филол. наук: (09.00.03). Тверь, 2008. - 23 с.; Личность и текст в культуре русского символизма: Авторефдис. на соиск. учен. степ. д. культурологии: (24.00.01). Ярославль, 2009. - 50 с.

8Воскресенская М.А. Символизм как мировидение Серебряного века. Социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX - XX веков. - М.: Логос, 2005. - 234 с.; Столович Л.Н. Философия русского символизма / История русской философии. Очерки. - М.: Республика, 2005. - С. 341-371.; Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 472 с.

9Rozenthal B.G., Bohachevsky-Chomiak M. A Revolution of the Spirit: Crisis of Value in Russia, 1890-1924. New York: Fordham University Press, 1990. - 351 p.; Malmstad J.E. Andrey Bely: spirit of symbolism. New-York: Cornell University Press, 1987. - 375 p.; Cioran S.D. A prism for the absolute: symbolic colors of Andrei Bely// Andrey Bely. A critical review. (ed. by G. Janecek). Lexington: The University Press of Kentucky, 1978. - Pp. 103-115; Ханзен-Лёве А. Русский символизм. - СПб.: Академический проект, 1999. - 512 с.; Шталь Х. Генезис понятия

9

личности и её месте в социуме символистами связан со схожестью типологических черт эпохи современности и «Серебряного века». Так в своем исследовании социально-политических аспектов символизма И.Б. Хмырова-Пруель отмечает, что эта схожесть связана с двойственностью понимания позиции человека - противоречия материалистического и духовно-идеального (романтического) понимания места личности в обществе10. Однако тема социальных концепций символизма остаётся затронутой лишь опосредованно и до сих пор слабо раскрытой.

Объектом исследования выступают концепции личности в философии символизма.

Предмет исследования - социальное измерение личности, представленное в философии русского символизма.

Цель диссертационного исследования - реконструировать специфику концепций личности, выработанную в философии русского символизма, и выявить её генетическую связь и значение для современного социального знания.

Для реализации цели исследования следует решить следующие задачи:

1) эксплицировать суть концептуальной деятельности как формы познания в её предельно общем понимании и обосновать её место и роль в методологии диссертационного исследования;

2) провести анализ способов социально-философской концептуализации как формы познания личности, раскрывающий спектр её социальных смыслов;

самосознающей души и история становления само-сознающей души Андрея Белого // Яш^апЬИегаШге. 2011, Х^ХК^Ш. - С. 21-37.

10Хмырова-Пруель И.Б. Особенности русского символизма: творческие процессы на рубеже XIX - XX веков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. 2006. № 1. - С. 147.

3) выявить специфику концептуализации личности путём раскрытия её метафизических смыслов в философии русского символизма через методологию комплементарности и концептуального анализа;

4) определить сущностные черты русского символизма как особого типа мировоззрения и на этой основе обосновать возможность утверждения символизма в качестве целостной философской системы, обладающей собственной методологией в постижении как общественной реальности, так и конкретной личности;

5) выявить место и роль проблемы личности в данной философской системе и соотнести выявленные концепции с современными социально-философскими дискурсами и наметить пути использования потенциала символистских концепций в их комплементарном аспекте.

Теоретико-методологические основы диссертационного

исследования охватывает научные достижения отечественных и зарубежных исследователей в области социальной философии, философии культуры, философской антропологии, истории философии, где интенсивно происходит концептуализация личности, но не всегда удаётся применить её к общественным процессам и к обществу в целом, а также в области философии науки, где сам метод комплементарного и концептуального анализа подвергался многочисленным исследованиям и разработкам.

Методологическая основа представлена широким набором

общенаучных и социально-философских методов - анализа и синтеза,

индукции и дедукции, абстрагирования, идеализации, моделирования.

Диссертационная работа основывается на применении междисциплинарного

подхода, оказавшегося способным плодотворно связать между собой методы

социальной философии с теоретическими построениями философской

антропологии, культурологии, психологии, гуманитаристики и филологии. С

помощью компаративистского метода осуществлен сравнительный анализ

социальных концепций личности, находящихся в поле зрения данного

11

исследования. Общефилософский диалектический метод позволил продемонстрировать динамику концептуальной деятельности. Дедуктивный метод позволил установить связь абстрактного и конкретного, а индуктивный - детально прояснить проблемные концепты в их эмпирическом измерении. Историко-типологический метод выявил пути и обоснование актуализации социальных концепций личности символистов в современности. Важным для методологии междисциплинарного анализа явился метод комплементарности, объединивший различные взгляды на природу личности в поиске её философской целостности. Объект и предмет исследования был проанализирован на основе категориального аппарата, разработанного в области социальной философии и философии науки. Герменевтический метод используется для понимания, объяснения и интерпретации символистских текстов. Общим методом, связующим все этапы исследования и одновременно подлежащим изучению, выступает концептуальный анализ.

Эмпирическая база диссертационного исследования включает в себя справочную, периодическую и монографическую научную литературу, коммуникацию с музеями, театрами и редакциями литературных журналов.

Гипотеза

Философия русского символизма как особый тип мировоззрения является целостной системой, обладающей собственной методологией в постижении конкретной личности. Потенциал этой системы не реализован, но может быть востребован в современном социально-философском дискурсе.

Научная новизна:

1) По результатам проведенного анализа в учении символистов выявлены следующие концепции личности: теургическая, жизнетворческая, софиологическая, а также содержательно имплицированная в учении, но эксплицированная и терминологически оформленная автором «Я»-концепция,

к которой относятся виды биографической концепции и концепции личностного всеединства.

2) Проанализировано символистское понимание личности как идеала человека, совмещающего социальную активность и метафизическую устремленность к построению общества на основании идей блага, истины и красоты с особым акцентом на эстетическое совершенствование социальной реальности.

3) В учении символистов впервые системно выявлены, раскрыты и обоснованы ценностные ориентации в их связи с сущностными проблемами современного человека: а) ориентация на самореализацию и раскрытие творческого потенциала человека, б) ответственность личности как творца реальности, в) обращение к духовным символам и их связи со структурами социальной реальности.

4) Выявлен и осмыслен личностно-творческий потенциал теургии в конструирования действительности, что позволило ввести её в предметное поле социально-гуманитарного знания.

5) Доказано, что социальные концепции личности (теургическая, жизнетворческая, софиологическая, «Я»-концепция) философии русского символизма вновь обретают свою актуальность в современных дискурсах о личности и её социальном измерении, поскольку касаются глубинных духовно-трансцендентных оснований жизни индивида и общества, проблем идентичности, самореализации, отношений личности и социума.

Положения, выносимые на защиту:

1) Автором утверждается, что, будучи самостоятельной

философской системой со своим исследовательским подходом к проблеме

личности и общества, русский символизм генерирует уникальные концепции

личности: теургически-деятельностную, в соответствии с которой человек

преображает социальную реальность путём раскрытия её символов;

жизнетворческую, то есть практическое осуществление трансцендентного

идеала как личностной самоактуализации; мистико-софиологическую, то есть

13

установку личности на выражение своего духовного измерения через софиологические символы; биографическую, связанную с поэтикой философского выражения социальных отношений; концепцию личностного всеединства и «Я»-концепцию.

2) Сущность социальности в учении символистов во многом определяют эстетические смыслы, сообщающие общественной реальности онтологические основания через категории красоты и связанные с ней благо и истину (триада «цельного знания» В.С. Соловьева). Установлено, что задачи человека, согласно учению социального эстетизма, различаются в разных концепциях символизма. Теургическая и жизнетворческая задача состоит в создании соответствующих эстетических символов действительности и постижении блага и истины через них. Софиологическая концепция обращается к мистико-интуитивному пониманию символов мира. Общим у этих концепций является устремлённость к социоантропологическому идеалу человека творящего и познающего символы первореальности.

3) Под ориентацией на самореализацию и раскрытие творческого потенциала автор понимает противопоставленное потребительски-воспроизводящей модели социальности общество творящее, обогащающее бытие качественно новыми смыслами реальности. Под ценностной функцией ответственности личности как творца реальности - следующую установку: в своей эмпирически неограниченной сфере актуализации личность оказывается вовлеченной не только в систематические связи с внешним миром, но творчески конструирует внутренний мир, в своей глубине имманентный внешней социальной реальности, духовно её наполняющий, формирующий и сохраняющий социальные ценности. Обращение к духовно-трансцендентным творческим символам выражения личности обосновано невозможностью редуцировать личность ни к чисто смысловому, ни к конкретно-эмпирическому уровню бытия, необходимостью идеально-вещественного единства.

4) Концепция теургии в философии символистов подразумевает понимание личности в контексте социально-гуманитарного знания как творчески созидающей силы, художественно-эстетическими средствами преобразующей онтологические основания социальности.

5) Раскрытие социальных концепций личности философии символизма вносит вклад в формирование теоретической базы дальнейшего изучения личности как социально-философской проблемы, поскольку апеллирует к парадигме духовно-мистических оснований творческой деятельности человека, намечая путь к развитию социальной эстетики и других междисциплинарных областей знания.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования

Результаты исследования, заключающиеся в раскрытии социальных смыслов и выявлении концепций личности, могут стать базой для последующей концептуализации личности, методологически связанной с междисциплинарной областью знаний; концептуализация как наиболее общая форма выработки знания, может стать базисом для построения научных теорий. Рассмотрение социальных смыслов через призму философии русских символистов позволяет по-новому взглянуть на социальную концепцию личности и актуализировать эти смыслы в контексте современности.

Практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы могут быть использованы в преподавательской деятельности научных и педагогических работников, специализирующихся в следующих предметных областях: социальная философия, история философии, философия религии, культурология, психология. Специалистами данных предметных областей могут быть использованы материалы исследования также и для подготовки спецкурсов в рамках социально -гуманитарных дисциплин и при написании учебных, методических материалов. Информация о символистских концепциях личности в гуманитарном познании окажется полезной для филологов, историков,

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Романов Дмитрий Дмитриевич, 2021 год

Библиография

1. Аверин В.А. Психология личности. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,1999. - 89 с.

2. Аверинцев С.С. Собрание сочинений / Под ред. Н. П. Аверинцевой и К. Б. Сигова. - К.: Дух I Лггера, 2006. - 912 с.

3. Агафонов А. Б. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла - Самара: Бахрах-М, 2000. - 336 с.

4. Акопова Ю.А. Андрей Белый и Павел Флоренский: интуиции о человеке // Филологические науки: вопросы теории и практики, 2018, № 10. - С. 9-12.

5. Александрова Н.В. Эстетические идеи немецкого романтизма в философии символизма // Научно-технические ведомости СПбГПУ, 2011. № 4. - С. 223-226.

6. Александрова Н.Л. Комплементарность культуроспецифичных типов познания // Вестник Московского университета, 2010, сер. 14, № 1. - С. 22-35.

7. Анненкова Н.В. Восточные интенции русского символизма // Дискурс Пи, 2004, № 1. - С. 39-41.

8. Антипенко Л.Г. К вопросу о формировании комплементарной логики // Vox. Философский журнал, 2017, № 23. - С. 215-209.

9. Артюхов А.И. Проблема назначения общества и личности в трансцендентальной философии В.С. Соловьева // Научные ведомости белгородского государственного университета, 2017, № 17. - С. 135138.

10. Асмус В.Ф. Избранные философские труды в 2 т. Т. 1. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - 410 с.

11. Астахов О.Ю. Творческая деятельность в гносеологии символизма Андрея Белого (по материалам статьи «Эмблематика смысла.

предпосылки к теории символизма») // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2015, № 1. - С. 55-61.

12. Балабаева Л.В. Идеи Софии и теургии в русском религиозно-философском символизме конце XIX - начала XX в. // Вестник Вятского государственного университета, 2017, № 1. - С. 39-44.

13. Батыгин Г.С. Структурный функционализм Толкотта Парсонса // Вестник РУДН, серия Социология, 2003, № 4-5. - С. 6-34.

14. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Наука, 1979. -424 с.

15. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

16. Белый А. Душа самосознающая. - М.: Канон +, 2004 - 560 с.

17. Белый А. Полное собр. соч. в 2 т. Т. I. - М.: Альфа-книга, 2011. - 1279 с.

18. Белый А. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994. -528 с.

19. Белый А. Собр. соч. в 2 т. Т. 2. - М.: Альфа-книга, 2011. - 1260 с.

20. Бёме Я. О тройственной жизни человека. - СПб.: Мipъ, 2007. - 428 с.

21. Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. - М.: Канон +, 2002. - 656 с.

22. Бердяев Н.А. Духи русской революции // Вехи. Из глубины. - М.: Правда, 1991. - С. 250-289.

23. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, 1990. - 224 с.

24. Бердяев Н.А. Личность // Развитие личности, 2014, № 1. - С. 22-59.

25. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. - М.: Канон +, 1999. - 464 с.

26. Бердяев Н.А. Русская идея. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 320 с.

27. Бердяев Н.А. Самопознание. Русская идея. - М.: АСТ: Астрель, 2011. -604 с.

28. Бердяев Н.А. Философия свободы. - М.: Правда, 1989. - 605 с.

29. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 668 с.

30. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. -422 с.

31. Бибихин В.В. Алексей Фёдорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев. - М.: Институт св. Формы, 2006. - 416 с.

32. Блискавицкий А.А. Философско-эстетические основы русского символизма // Вестник славянских культур, 2011, № 1. - С. 31-42.

33. Блок А.А. Избранное. - М.: Правда, 1978. - 480 с.

34. Блок А.А. Переписка 1903-1919. - М.: Прогресс-Плеяда, 2001. - 608 с.

35. Блок А.А. Полн. Собр. соч. в 9 т. Т. 7. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963. - 544 с.

36. Блок А.А. Собр. соч. в 6 т. Т. 4. - Л.: Художественная литература, 1982. - 462 с.

37. Богословие личности / Под. ред. А. Бодрова и М. Толстолуженко - М.: ББИ, 2013. - 271 с.

38. Борзых С.В. Социальные смыслы - М.: ИНФРА-М, 2016. - 123 с.

39. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. - М.: Наука, 1990. - 415 с.

40. Булгаков С.Н. Первообраз и образ: соч. в 2 т., Т. II. - М.: Искусство, 1999. - 448 с.

41. Булгаков С.Н. Первообраз и образ: сочинения в 2-х т. Т. 1. Свет невечерний. - М.: Искусство, 1999. - 416 с.

42. Бычков В.В. Этика Владимира Соловьева как актуальная парадигма // История философии, 1999, № 4. - С. 24-25.

43. Вальденфельс Б. Одновременность неоднородного. Современный порядок в зеркале большого города [Электронный ресурс]// Логос, 2002, № 03-04 (34) URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3326 (дата обращения: 02.08.2019)

44. Васечко В.Ю. Личность и церковь: проблема духовного становления в русской религиозной философии// Научный ежегодник ИФиП УрО РАН, 2016, т. 16, вып. 2. - С. 23-38.

45. Вейдле В.В. Русская религиозно-философская мысль XX века / Под ред. Н.П. Полторацкого. - Питтсбург: Отдел славянских языков и литератур Питтсбургского университета, 1975. - 414 с.

46. Великовский С. И. Одиссей: Человек в истории: Исследования по социальной истории и истории культуры. - М.: Наука, 1989. - 198 с.

47. Воденко К.В. Символизм в философии культуры П. Флоренского // Известия вузов. Северокавказский регион, 2005. № 8. - С. 3-6.

48. Войская И.Т. Пересечения и пределы бытия // Ницше и русская религиозная философия: в 2 т. Т. I. - Минск: Алкиона Присцельс, 1996. - С. 301-314.

49. Волошин М. Собр. соч. в 10 т. Т. 1. - М.: Эллис Лак, 2000. - 608 с.

50. Воскресенская М.А. Серебряный век: вымысел, умысел или реальность (замечания к неоконченному спору о терминах) // Вестник Томского государственного университета, 2007, № 295. - С. 119-121.

51. Воскресенская М.А. Символизм как мировидение Серебряного века. Социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX - XX веков. - М.: Логос, 2005. - 234 с.

52. Воскресенская М.А. Феномен «Серебряного века»: проблемное поле культурно-исторического осмысления // Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 48. - С. 21-22.

53. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. - 152 с.

54. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Средневековый символизм // История философии: Запад-Восток-Россия, под ред. Н.В. Мотрошиловой. - М.: ГЛК, 2000. - С. 286-289.

55. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. -М: Прогресс-Традиция, 2001. - 472 с.

56. Галицких Е.О. Мастерские жизнетворчества. - Киров, 2016. - 183 с.

57. Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1991. - 736 с.

58. Гончаров Е.Д. Модель множественного «Я» и тождество личности // Вестник ЛГУ, 2016, № 3. - С. 65-74.

59. Гостева И.В. О понятии «дискурс» и дискурсивных сторонах концепта // Дискурс-Пи, 2013, № 1. - С. 122-125.

60. Гребешев И.В. Вл. Соловьев и русский персонализм: спор с Л. Лопатиным // Гуманитарные исследования в восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 2017, № 2. - С. 103-108.

61. Грегерсен Н. Imago imagines: человеческая личность с богословской точки зрения / Богословие личности. - М.: Издательство ББИ, 2013. -С. 1-28.

62. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 332 с.

63. Гуссерль Э. Картезианские медитации. - М.: Академический проект, 2010. - 229 с.

64. Данилова С.А. Типология дискурса // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2015, № 2. - С. 345-348.

65. Даренский В.Ю. "Ты"-философия С.Л. Франка как неклассическая антропология // Вестник РХГА, 2015, № 2. - С. 78-92.

66. Делёз Ж. Логика смысла. - М.: Академический проект, 2011. - 412 с.

67. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? - М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998. - 288 с.

68. Демехина Д.О. Раскрытие личности в концепции соборного театра Вячеслава Иванова // Философский журнал, 2019, № 1. - С. 90-103.

69. Доброхотов А.Л. Избранное. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008. - 472 с.

70. Долженко В. Ю. Становление категории «смысл» как проблема историко-психологического исследования: дис. ... канд. психол. наук / В. Ю. Долженко. - Барнаул, 2001. - 153 с.

71. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Наука, 1977. - 332 с.

72. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии -М.: Наука, 1991. - 575 с.

73. Ерохина Т.И. Мифологизация поведения личности поэта в русском символизме // Ярославский педагогический вестник, 2010. № 4. - С. 231 - 240.

74. Жукоцкий В.Д., Жукоцкая З.Р. Шеллинг и русский символизм // Вестник Тюменского государственного университета, 2004, № 4. - С. 23-39.

75. Залевская, А.А Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / под. ред . И.А. Стернина. - Воронеж: ВорГУ, 2001. - С. 36-46.

76. Зберовская Е.Л. Ценностные ориентации и комплементарность: проблема взаимовлияния в социокультурной системе // Вестник КрасГау, 2011, № 12. - С. 294-296.

77. Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: Академический Проект, Раритет, 2001. - 880 с.

78. Зизиулас И. Общение и инаковость. Новые очерки о личности и церкви. - М.: Издательство ББИ, 2012. - 407 с.

79. Иванов Вяч. И. Дионис и прадионисийство. - СПб.: Алетейя, 1994. -341 с.

80. Иванов Вяч. И. Родное и вселенское. - М.: Республика, 1994. - 428 с.

81. Иванов Вяч. И. Собр. соч. в 2 т. Т. 2. - Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1974. - 807 с.

82. Иванов Вяч. И. Собр. соч.: в 4 т., Т. 3. - Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1971-1987. - 913 с.

83. Иванов Вяч., Гершензон М.О. Переписка из двух углов. - М.: Водолей Publishers: Прогресс-Плеяда, 2006. - 208 с.

84. Иванов Е. М. Онтология субъективного. - Саратов: Издательский центр Наука, 2007. - 200 с.

85. Иванов Е.М. Исследование онтологии смысла // Философия и общество, 2010, № 2. - С. 124-134.

86. Ивлева М.Л. Философские основания психологической концепции одаренности: Автореф дис. на соиск. учен. степ. д. филос. наук: (09.00.08). М., 2009. - 38 с.

87. Иером. Мефодий (Зинковский) Богословие прот. Г. Флоровского и понятие личности // Вестник Русской христианской гуманитарной академии, 2013, № 4. - С. 204-215.

88. Ильин В.В. Теория познания. Симвология. Теория символических форм.

- М.: Изд-во Москов. Ун-та, 2013. - 384 с.

89. Кант И. Сочинения: в 8 т. Т. 4. - М.: Чоро, 1994. - 613 с.

90. Кант И. Трактаты. - М.: Наука, 2006. - 549 с.

91. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. -Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.

92. Карсавин Л.П. Философия истории. - СПб.: АО Комплект, 1993. - 351 с.

93. Касавин И.Т. Дискурс-анализ как междисциплинарный метод гуманитарных наук // Эпистемология & философия науки, 2006, т. Х, № 4. - С. 5-17.

94. Кассирер Э. Опыт о человеке. - М.: Гардарика, 1998. - 784 с.

95. Келли А. Дж. Теория личности. Психология личностных конструктов.

- СПб.: Речь, 2000. - 249 с.

96.Клочко В. Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал, 1998, № 8-9. - С. 715.

97.Коваленко Е.М. Концепт «символ» в философии культуры А.Ф. Лосева // Гуманитарные и социальные науки, 2008, № 2. - С. 16-20.

98.Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1984. - 252 с.

99.Кожухов И.В. Философия творчества В.С. Соловьева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2008, № 1. - С. 141-144.

100. Козлова О.В. Проблема личности в философии В.С. Соловьева // Соловьевские исследования, 2002, № 2 (5). - С. 128-149.

101. Колесникова А.В. Жизнетворчество русской интеллигенции, или Бытие, творящее идеи нового бытия. - Новосибирс: НИПКиПРО, 2005. - 147 с.

102. Колесниченко Ю.В. Концепция «симфонической личности» в философии Л.П. Карсавина // Научно-технические ведомости СПбГПУ, 2017, № 2. - С. 83-88.

103. Кон И.С. Категории «Я» в психологии // Психологический журнал, 1981, № 3. - С. 25-39.

104. Кон И.С. Социология личности. - М., Политиздат, 1967. - 383 с.

105. Конев В.А. Антропологический проект С.Л. Франка // Вестник СамГУ, 2015, № 1. - С. 9-14

106. Корнеева Т.А. Теоретические аспекты поэтического словотворчества символистов // Филология и культура, 2012, № 1. - С. 38-40.

107. Костюченко Л.Г., Резник Ю.М. Введение в теорию личности: социокультурный подход. - М.: Независимый институт гражданского общества, 2003. - 272 с.

108. Котенева Н.В. Характеристика «Серебряного века» как социокультурной эпохи [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии: электрон. научн. журн. 2014. № 3 URL: http://www.tverlingua.by.ru/archive/005/5_3_1.htm (дата обращения: 15.07.2018)

109. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. - 416 с.

110. Кротков Е.А. Философия как текст, мышление, коммуникация [Электронный ресурс] // Современный дискурс-анализ, 2019, № 15 -URL: http://www.discourseanalysis.org/ada15/st99.shtml (дата обращения: 06.07.2019)

111. Кротов А.А. Метод эклектизма в истории философии // Вестник СПБГУ, 2017, № 1. - С. 31-39.

112. Крюков Д.С. Я-концепция религиозной личности (философско-религиоведческий анализ) // Вестник Моск. ун-та, 2006, № 6. - С. 7387.

113. Куанаева Г.М. Особенности понимания личности в русской философии начала ХХ века // Вестник Астраханского государственного технического университета, 2007, № 5 (40). - С. 35-40.

114. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Очерки теории и истории интегративной антропологии. - М.: Физкультура, образование и наука, 1995. - 174 с.

115. Кукушкина Е.И., Насонова Л.И. Духовное жизнетворчество личности. - М.: Росс. филос. общество, 1995. - 291 с.

116. Кун Т. Структура научных революций. - М.: АСТ, 2003. - 605 с.

117. Куриленко Ю.А. Смысловая сфера как структурный элемент личности// Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 2. - С. 20-23

118. Лакатос И. - М.: Академический Проект, 2008. - 475 с.

119. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

120. Леонтьев Д.А. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М.: Смысл, 1997. - 334 с.

121. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2007. - 512 с.

122. Локк Л. Сочинения: в 3 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1985. - 622 с.

123. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М.: Академический проект, 2008. - 304 с.

124. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: Мысль, 1993. - 959 с.

125. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: Искусство, 1976. - 368 с.

126. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

127. Лосев А.Ф. Эстетика возрождения. Исторический смысл эстетики возрождения. - М.: Мысль, 1998. - 750 с.

128. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. - М.: СТСЛ, 2013. - 586 с.

129. Лосский В. Н. Соловьев и его приемники в русской религиозной философии // Путь. 1926, № 2. - С.10-18.

130. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3 т. Т. 1. - Таллин.: Александра, 1992. - 479 с.

131. Луман Н. Социальные системы. - СПб.: Наука, 2007. - 641 с.

132. Магда А.В. Онтология Ницше в зеркале русской мысли Серебряного века // Изв. Сарат. ун -та, 2014, т. 14, вып. 4. - C. 29-32.

133. Малая В.Г. Грани духовности личности в философии В.С.Соловьева // Серия "Symposium", Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. Соловьёва/ Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2003, вып. 32. - C.46-52.

134. Мандельштам О.Э. Стихотворения. - М.: Эксмо, 2006. - 478 с.

135. Марков Б.В. Философская концептуализация человека

[Электронный ресурс] // Аналитика культурологии, 2009, № 3 - URL:

236

http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/299-article_9-7.html (дата обращение 06.07.2019)

136. Маслов А.А. Китай: укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз. - М.: Алетейа, 2006. - 480 с.

137. Мень М.А. Личностные основания лидерства (концептуальный анализ). - М.: ЭЛИТ, 2010. - 352 с.

138. Мень М.А. Социальная философия лидерства (концептуальный анализ) - М: Независимый ин-т гражданского общества, 2013. - 247 с.

139. Мережковский Д.С. Атлантида-Европа: Тайна Запада. - М.: Русская книга, 1992. - 416 с.

140. Мережковский Д.С. Больная Россия. - СПб.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. - 272 с.

141. Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. - М.: Советский писатель, 1991. - 496 с.

142. Мережковский Д.С. Вечные спутники. - СПб.: Мысль, 2007. -904 с.

143. Мережковский Д.С. Две реформы // Вестник русского христианского движения, 1984, № 143. - С. 66-86.

144. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. - М.: Республика, 1995. - 624 с.

145. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - СПб.: Ювента, 1999. - 608 с.

146. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: Хранитель, 2006. - 873 с.

147. Мечковская Н.Б. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий. - М.: ФАИР, 1998 - 352 с.

148. Мид Дж.Г. Избранное. - М.: РАН ИНИОН, 2009. - 290 с.

149. Микешина Л.А. Эклелктика и синкретизм: к вопросу о системности философского знания // Эпистемология & философия науки, 2013, № 4. - С. 27-43.

150. Милославов А.С. Что такое «сложность»? // Научно-технический вестник санкт-петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, 2007, № 36. - С. 2734.

151. Минц З.Г. Александр Блок // История русской литературы. Т. 4. Литература конца XIX - начала XX века (1881-1917). - Л.: Наука, 1983. - С. 520-548.

152. Митр. Иоанн Зизиулас. Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви. - М.: СФИ, 2006. - 280 с.

153. Зизиулас И. Общение и инаковость. Новые очерки о личности и церкви. - М.: Издательство ББИ, 2012. - 407 с.

154. Михалёв С.В. Влияние русского символизма на взгляды П.А. Флоренского // Вестник московского университета МВД России, 2016, № 6. - С. 237-240.

155. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов). - М.: Республика, 2007. -477 с.

156. Нагдян Р.М. Об отношении психологии к метафизике // Вестник СПбГУ, 2014, № 3. - С. 29-40.

157. Найдыш В.М. Мифология. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.

158. Неретина С.С. Концепт // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009 - С. 387-389.

159. Нижников С. А. Метафизические истоки «Нового религиозного сознания» в культуре Серебряного века и его политические последствия // Пространство и время, 2010, № 2. - С. 117-126.

160. Нижников С.А., Гребевшев И.В. Метафизика личности в русской философии: введение в проблематику [Электронный ресурс]// Электронное научное издание Альманах Пространство и Время, 2016.

Т. 13. Вып. 1 - URL: //j-spacetime.com/actual content/t13v1/PDF/2227-9490e-aprovr_e-ast13-1.2016.51 (дата обращения: 12.04.2019)

161. Нижников С.А., Гребешев И.В. Генезис и развитие метафизической мысли в России. Монография. - М.: Руниверс, 2016. -504 с.

162. Николай Кузанский. Соч. в 2 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1979. - 488 с.

163. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 190 с.

164. Оллпорт Г. Становление личности: избранные труды. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.

165. Орлова Э.А. Социокультурная реальность: к определению понятия // Вопросы социальной теории, 2008, № 1. - С. 160-175.

166. Пайман А. История русского символизма. - М.: Республика, 2000. - 415 с.

167. Парсонс Т. Система современных обществ - М.: Аспект Пресс, 1998. - 270 с.

168. Первушина Н.Л. Концептуальные проблемы построения типологии символов жизнетворчества // Вестник ТГПУ, 2009, № 4. - С. 71-74.

169. Пивоев В.М. Философия смысла или телеология. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2004. -114с.

170. Полани М. Личностное знание - Благовещенск: БГК, 1998. - 344 с.

171. Потебня А.А. Слово и миф. - М.: Правда, 1989. - 622 с.

172. Пушкарева Т.И. Философские основы поэзии раннего русского символизма// Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2017, №6. - С. 34-38.

173. Пчелина О.В. «Искусство и революция»: от Рихарда Вагнера до Дмитрия Мережковского // Дискуссия, № 5-6, 2013. - С. 36-40.

174. Пчелина О.В. «Философствующий литератор» Д.С. Мережковский // Литература и религиозно-философская мысль конца XIX - первой трети XX века, под ред. Е.А. Тахо-Годи. - М.: Водолей, 2018. - С. 347-362.

175. Раев М. Соблазны и разрывы: Георгий Флоровский как источник русской мысли - М.: Прогресс, 1993. - 416 с.

176. Разин А. В. Основания комплементарной этики // Философия и общество, 2000, № 4. - С. 93-113.

177. Ранер К. Основание веры - введение в христианское богословие. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. -662 с.

178. Реан А.А. Я-концепция // Психология: учебник / под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 2004. - С. 141-145.

179. Резник Ю.М. Социальная теория: предмет и междисциплинарный статус // Вопросы социальной теории, 2007, № 1. - С. 306-320.

180. Риккерт Г. Философия жизни. - К.: Ника-Центр: Вист-С, 1998. -505 с.

181. Римонди Дж. Символ и миф в философии А.Ф. Лосева: поэтические образы М.Ю. Лермонтова // Преподаватель XXI век, 2015, № 2. - С. 417-423.

182. Рожков В.П. Методологические основания «Нового религиозного сознания» в философии В.С. Соловьева // Известия Саратовского университета, 2009, № 4. - С. 26-31.

183. Розанов В.В. О символистах и декадентах // Религия и культура. -М.: Правда, 1990. - С. 163-176.

184. Розенберг И.Н. Сложность и комплементарность // Перспективы науки и образования, 2016, № 5. - С. 7-10.

185. Ролдугина О.Ю. Идея богочеловечества в русской религиозно-философ. мысли последней четверти XIX - пер.пол.ХХв. (Вл.Соловьев,

С.Булгаков, Н.Бердяев): Автореф дис. на соиск. учен. степ. к. филос. наук: (09.00.03). - М., 1998. - 28 с.

186. Ролник Ф. Человеческая личность в свете тринитарных аналогий / Богословие личности. - М.: Издательство ББИ, 2013. - С. 65-73.

187. Романов Д.Д. Моралистический нигилизм Толстого в зеркале русской религиозной философии // Соловьевские исследования, 2018. № 2. - С. 134-148.

188. Романов Д.Д. Нигилизм как проблемное поле русской литературы и философии // Литература и религиозно-философская мысль конца XIX - первой трети XX века, под ред. Е.А. Тахо-Годи. -М.: Водолей, 2018. - С. 236-248.

189. Романов Д.Д. Серебряный век как социокультурный проект // Личность. Культура. Общество, 2018, № 3-4. - С. 232-240.

190. Романов Д.Д. Соотношение «Я» - «личность» в философии всеединства и русского символизма (от Вл. Соловьева к А. Белому) // Соловьевские исследования, 2019, № 1. - С. 69-81.

191. Русакова О.Ф. Современные теории дискурса: опыт классификаций / Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ. - Екатеринбург: Издательсткий Дом «Дискурс-Пи», 2006. - С. 11 - 30.

192. Рыбалко Е. А. Становление личности / Е. А. Рыбалко // Социальная психология личности: сб. - Л.: Знание, 1974. - С. 20-31.

193. Сапов В.В. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. Т. II - М., Мысль, 2010. - 634 с.

194. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. - М.: Республика, 2000. - 639 с.

195. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-344.

196. Сарычев В.А. «Мне важен не человек, а его отношение к тайне» (символизм раннего Андрея Белого: теургия и этика художника) // Вестник РУДН, 2017, № 2. - С. 213-227.

197. Секундант С.Г. Иоган Христоф Штурм: эклектицизм как философская идеология и методологическая программа // Эпистемология & философия науки, 2016, № 2. - С. 104-120.

198. Сергеева Е.В. Религиозно-философский дискурс В.С. Соловьева: лексический аспект. СПб.: РГПУ: Сага, 2002. - 1242 с.

199. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

- 800 с.

200. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995.

- 384 с.

201. Смирнов А.Н. О понятиях «Я-концепция» и «концепция жизни личности» // Вестник Саратовского социально-экономического университета, 2006, № 13. - С. 143-147.

202. Смирнов Е.А., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) - М.: Институт человека РАН, 2002. - 260 с.

203. Созина Е.К. Символ и символизм в творчестве К. Ф. Жакова // Сибирский филологический журнал, 2018, № 3. - С. 78-93.

204. Соловьев В.С. Собр. соч. в 2 т. Т.1. - М.: Мысль, 1988. - 892 с.

205. Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. II. - М.: Мысль, 1990. - 822 с.

206. Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. II. - М.: Правда, 1989. - 736 с.

207. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. - М.: Азбука, 2014. -384 с.

208. Социология. Энциклопедия. / сост: А.А.Грицанов, В.Л.Абушенко, Г.М.Евелькин. - Мн.: Книжный дом, 2003. - 1312 с.

209. Степун Ф.А. Мистическое мировидение. Пять образов русского символизма. - М.: Владимир Даль, 2012. - 479 с.

210. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. университета, 1983. - 284 с.

211. Столович Л.Н. История русской философии. Очерки. - М.: Республика, 2005. - 495 с.

212. Сутормин О.Ю. Образ «Я» с позиции жизнетворчества личности // Социально-экономические явления и процессы, 2011, № 10. - С. 346349.

213. Сутормин О.Ю. Психологическое содержание жизнетворчества личности в современной психологии // Дискуссия, 2011, № 8. - С. 108111.

214. Тагиров Ф.В. Человек: бытие в сфере трансценденции // Философия права, 2008, № 3. - С. 57-63.

215. Тахо-Годи Е.А. Люди Серебряного века и их инскрипты (о некоторых книгах из коллекции А. Ф. Лосева) // На рубеже двух столетий, под. ред. Багно Вс., Москва: Новое литературное обозрение, 2009. - С. 692-703.

216. Тахо-Годи Е.А. Художественный мир прозы А.Ф. Лосева и его истоки: дис. д. филол. наук: (10.01.01). Москва, 2004. - 461 с.

217. Толстиков В.С. К вопросу о русской культуре серебряного века// Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 18 (272). Философия. Социология. Культурология, вып. 25. - С. 62-68.

218. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. - М.: Республика, 1994. - 432 с.

219. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. - СПб.: Азбука, 2017. - 352 с.

220. Трубецкой С.Н. Сочинения. - М.: Мысль, 1994. - 816 с.

221. Трунов Д.Г. Множественное «Я» как дискурсивный концепт // Язык. Текст. Дискурс, 2009, № 7. - С. 129-137.

222. Тхостов А.Ш. Концепция личностного смысла - М.: Смысл, 2002. - 287 с.

223. Уланов В.П. Комплементарность взаимодействия субъекта и среды (управляемое общество): автореф. дис. ... канд. филос. наук: (09.00.11). Казань., 2004. - 23 с.

224. Федотова С.В. Три концепции человека в литературе Серебряного века // Вестник ТГПУ, 2005, № 6 (50). - С. 32 - 38.

225. Фейерабенд П. Против метода. - М.: АСТ, 2007. - 413 с.

226. Фейербах Л. Избранные философские произведения: в 2 т. Т. 2. -М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955. - 942 с.

227. Флоренский П. А. Соч. в 2 т. Т. 1 (1). - М.: Правда, 1990. - 496 с.

228. Флоренский П. А. Соч. в 2 т. Т. 2. - М.: Правда, 1990. - 446 с.

229. Флоренский П. Соч в 4-х т. Т. 3 - М.: Мысль, 2000. - 621 с.

230. Флоренский П.А. Иконостас. - СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. - 365 с.

231. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -511 с.

232. Франк С.Л. Сочинения. - М.: Правда, 1990. - 607 с.

233. Франкл. В. Человек в поисках смыла. - М.: Прогресс, 1990. -368с.

234. Фреге Г. Смысл и денотат. Семиотика и информатика. - М.: ВИНИТИ, 1977. - 217 с.

235. Фуко М. Археология знания. - Киев: Ника-Центр, 1996. - 208 с.

236. Хайдеггер М. Время и бытие: Стати и выступления. - М.: Республика, 1993. - 447 с.

237. Хаврак А.П. Философия - М.: Дашков и Ко, 2005. - 391 с.

238. Ханзен-Лёве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов: Ранний символизм - М.: Академический проект, 1999. - 512 с.

239. Хмырова-Пруель И.Б. Особенности русского символизма: творческие процессы на рубеже XIX - XX веков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия, политология,

социология, психология, право, международные отношения. 2006. № 1. - С. 146-150.

240. Ходасевич В.Ф. Собр. соч. в 4 т. Т. 4 . - М.: Согласие, 1997. - с. 744.

241. Холтон Дж. Тематический анализ науки. - М.: Прогресс, 1981. -383 с.

242. Хомяков А.С. О старом и новом. Статьи и очерки. - М.: Современник, 1988. - 465 с.

243. Худенко Е.А. Жизнетворчество русского романтизма и символизма: поведенческие стратегии // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. № 1. - С. 41-49.

244. Царева Н.А. Русский символизм и европейский постмодернизм о кризисе культуры // Знание. Понимание. Умение, 2011, № 1. - С. 96101.

245. Черноусова Л.Н. Основные концепции личности // Сибирский журнал науки и техники, 2006, № 1. - С. 263-266.

246. Шеллинг Ф.В.Й. Собр. соч. в 2 т., Т. 1. - М.: Мысль, 1987. - 637 с.

247. Шеллинг Ф.В.Й. Собр. соч. в 2 т., Т. 2. - М.: Мысль, 1989. - 636 с.

248. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. - М.: Мысль, 1966. - 496 с.

249. Шталь Х. Генезис понятия самосознающей души и история становления само-сознающей души Андрея Белого // RussianLiterature. 2011, №.LXX-I/II. - C. 21-37.

250. Шталь Х., Спивак М., Свасьян К. Андрей Белый: история становления самосознающей души// Russian Literature, 2011, Vol. 70, Issues 1-2, 1-338 pp.

251. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Шк.Культ.Полит., 1995. - 800 с.

252. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения - СПб.: Азбука, 2000. - 215 с.

253. Эткинд А.М. Хлыст: секты, литература и революция. - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - 644 с.

254. Юнг К.Г. Человек и его символы. - М.: Серебряные нити, 2000. -352 с.

255. Ярославцева И.П. Философский символизм в русской мысли (о. Павел Флоренский) // Известия южного федерального университета, 2006. № 4. - С. 27-30.

256. Ясперс К. Смысл и назначение истории, - М.: Республика, 1994.

- 527 с.

257. Яценко Т.О. Соборная (симфоническая) личность // Омский научный вестник, 2008, № 2. - С. 80-83.

258. Chamberlain K. Measuring meaning in life: An examination of three scales / K. Chamberlain, S. Zika // Personality & Individual Differences, 1988. Vol. 9(3). - Pp. 589-596.

259. Cioran S.D. A prism for the absolute: symbolic colors of Andrei Bely// Andrey Bely. A critical review. (ed. by G. Janecek). - Lexington: The University Press of Kentucky, 1978. - Pp. 103-114.

260. Kornblatt J.D. Divine Sophia: The Wisdom Writings of Vladimir Solovyev. - New York: Cornell University Press, 2009. - 298 p.

261. Luckmann Th. Identity: personal and sociocultural. - Uppsala, 1983. -Pp. 67-91.

262. Malmstad J.E. Andrey Bely: spirit of symbolism. - New-York: Cornell University Press, 1987. - 375 p.

263. Rahner K. Bilder eines Lebens. - Zurich: Herder, Freiburg 1985.

- 175 p.

264. Romanov D.D. "Silver Age" as a Sociocultural Phenomenon // Proceedings of the 4th International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2019), 2019, vol. 329. - Pp. 261-265.

265. Rozenthal B.G., Bohachevsky-Chomiak M. A Revolution of the Spirit: Crisis of Value in Russia, 1890-1924. - New York: Fordham University Press, 1990. - 351 p.

266. Schmitt A. Hermetischer Symbolismus: Andrej Belyjs «Istorija stanovlenija samosoznajuscej dusi». - Berlin: Peter Lang GmbH, 2019. -432 p.

267. Stepun F. Vergangenes und Unvergängliches. Aus meinem Leben 1884-1914. Bd. 1. - München: Verlag Josef Kösel, 1947. - 372 p.

268. Thompson L.L. The Book of Revelation Apocalypse and Empire. -Oxford: Oxford University Press, 1997. - 265 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.