Раннее камерно-вокальное творчество Н. Мясковского и русский поэтический символизм тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Лобанова Елена Владимировна

  • Лобанова Елена Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных»
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 257
Лобанова Елена Владимировна. Раннее камерно-вокальное творчество Н. Мясковского и русский поэтический символизм: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных». 2016. 257 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лобанова Елена Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СИМВОЛИЗМ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

1.1. Западноевропейский и русский символизм: истоки, философия, эстетика

1.2. Символ как главная философско-эстетическая категория искусства. Основные символы в русской живописи, поэзии, музыке начала XX века

1.3. Музыкальный символизм: миф или реальность?

1.4. Поэзия символизма в жанрах русской камерно-вокальной музыки начала XX века

1.5. Два полюса символистской поэзии в романсах Н. Мясковского

ГЛАВА 2. СИМВОЛИЗМ И «РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ»: ВОКАЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ Н. МЯСКОВСКОГО НА СТИХИ К. БАЛЬМОНТА И ВЯЧ. ИВАНОВА

2.1.О некоторых особенностях поэтического стиля К. Бальмонта и Вяч. Иванова

2.2. Символика поэтических текстов

2.3. Особенности организации вокальных циклов

2. 4. Музыкальный язык романсов как отражение поэтических символов

ГЛАВА 3. СИМВОЛИЗМ И «РУССКИЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ»: РОМАНСЫ

Н. МЯСКОВСКОГО НА СТИХИ З.ГИППИУС

3.1. Поэтический мир З. Гиппиус и Н. Мясковский: параллели творчества

3.2. Вокальные циклы на стихи З.Гиппиус: история создания, хронология циклизаций и изданий. Драматургия циклов

3.3. Стилистические особенности романсов. Музыкальная символика

3.4. Тема религии и веры в творчестве З. Гиппиус и ее отражение в романсах

Н. Мясковского

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Рубеж XIX - XX веков - переломный период в истории русской культуры, характеризующийся сменой художественных и мировоззренческих парадигм. Это время отмечено сосуществованием разнородных, подчас амбивалентных стилевых течений, калейдоскопичностью и интенсивностью культурных процессов. Расцвет всех видов искусства в этот период происходил на фоне небывалого подъема творческих сил, духовных исканий и одновременно с этим -грозных эсхатологических предчувствий, глубокого политического кризиса.

Центральным направлением в русском искусстве начала XX века стал символизм. Достигнув своего расцвета в поэзии, он оказал огромное влияние на музыку, особенно в сфере камерно-вокальных жанров. Романсы, созданные в России в первые десятилетия XX века, стали своеобразным музыкальным отражением насыщенной литературной эпохи, вобравшей в себя множество стилевых потоков, объединенных эпохой Серебряного века. Именно камерно-вокальная музыка, являющая собой неразрывный синтез поэтического и музыкального, наиболее полно соприкоснулась с эстетикой символизма. На стихи поэтов-символистов писали все крупные композиторы начала XX века, и количество таких романсов более чем значительно. Причинами беспрецедентного интереса композиторов к символистской поэзии стали ее особенности: лирика как сущностная основа поэзии, сосредоточенность поэтического высказывания на глубоких личностных переживаниях, расширение образной сферы, ритмическое разнообразие стихов, их особая «напевность».

Глубокий интерес Н. Мясковского к поэзии символизма симптоматичен и отражает общую картину творческих исканий композиторов в начале XX века.

Почти все романсы раннего периода творчества1 написаны Н. Мясковским на стихи поэтов-символистов - К. Бальмонта, Вяч. Иванова, З. Гиппиус2.

Сочинения Н. Мясковского на стихи поэтов-символистов занимают особое место, как в раннем творчестве композитора, так и в камерно-вокальной музыке того времени в целом, став значительным явлением в истории ее развития.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Раннее камерно-вокальное творчество Н. Мясковского и русский поэтический символизм»

Актуальность темы исследования

Сфера вокальной музыки в наследии Н. Мясковского обширна и является одним из основных направлений творчества, где происходили процессы зарождения и формирования многих черт его композиторского стиля и мышления. В связи с этим подробное изучение ранних образцов вокальной музыки Н. Мясковского представляется крайне важным.

Кроме того, романсы Н. Мясковского на символистские стихи являются ценнейшим материалом для изучения процессов, происходящих в камерно-вокальной музыке начала XX века, своеобразным «зеркалом», отразившим основные тенденции развития жанра в этот насыщенный для русского искусства период.

До сегодняшнего времени в творчестве композитора остаются нераскрытые страницы четыре неизданных романса на стихи З. Гиппиус, рукописи которых хранятся в фонде композитора в РГАЛИ. 27 романсов Н. Мясковского на стихи З. Гиппиус - малоизученное и уникальное явление во всей камерно-вокальной музыке, составляющее «музыкальную антологию» творчества поэтессы. Н. Мясковский - единственный композитор, чьи творческие устремления оказались в такой степени созвучны надломленной, в чем-то болезненной лирике З. Гиппиус, главной смысловой константой которой стала трагическая раздвоенность мира. Основой творчества поэтессы, отмеченного печатью крайнего индивидуализма в духе декадентских настроений начала XX века, стал дуализм личности как результат ощущения мучительного раскола между миром и

1 За исключением одного вокального цикла - «Размышления», соч. 1 на стихи Е. Баратынского (1907 г.) и 9 романсов на стихи разных авторов, вошедших в цикл «За многие годы» соч. 87, составленный композитором в 1950 г.

2 Также Н. Мясковским создан один романс на стихи В. Брюсова - «Песня сборщиков», вошедший в сборник «За многие годы» соч. 87.

человеком, между добром и злом, Божественным и Дьявольским, жизнью и смертью. Ранняя поэзия З. Гиппиус буквально «пропитана» настроениями рубежа XIX-XX веков: отрицание существующих общественных и моральных законов, поиск новых идеалов, отношение к искусству как к источнику знания об Истине -некой идеальной реальности, находящейся за гранью человеческого бытия.

Среди гиппиусовских романсов есть сочинения, посвященные теме религии и веры (основная их часть - из числа не изданных), которые приоткрывают завесу над религиозными убеждениями самого Н. Мясковского и являются почти единственным в его творчестве прямым свидетельством «причастности» к этой важнейшей стороне духовной жизни истинного русского художника.

Степень разработанности темы исследования

Романсы на стихи поэтов-символистов относятся к ряду малоизученных сочинений композитора. Раннее камерно-вокальное творчество Н. Мясковского рассматривалось исследователями лишь выборочно, что не позволяло составить целостную картину его наследия в области символистского романса, необычайно важного в формировании зрелого композиторского стиля.

В трудах советских музыковедов творчество Н. Мясковского освещалось, как правило, в ракурсе индивидуального моностиля, зачастую в отрыве от культурных тенденций эпохи. Исследования, проведенные в широком историко-культурном контексте стали появляться лишь в 80-е гг. XX века, одновременно с разработкой в отечественной науке проблем искусства начала века. Такая ситуация, безусловно, была связана с ограничениями идеологического характера. В настоящее время обилие научных исследований, посвященных проблемам искусства Серебряного века, позволяет точнее оценить суть культурных процессов, которые представлялись либо в извращенном виде, либо замалчивались многие годы.

Среди довольно обширной литературы, посвященной Н. Мясковскому, раннее вокальное творчество оказалось в сфере научных интересов узкого круга исследователей. Романсы композитора, написанные на стихи поэтов-символистов, рассматриваются в соответствующих главах работ о вокальной музыке В.

Васиной-Гроссман, Е. Дурандиной, в разделе А. Соколовой о Н. Мясковском в «Истории русской музыки в 10-ти томах». Так, в книге В. Васиной-Гроссман3 и статье А. Соколовой4 камерно-вокальные сочинения Н. Мясковского на стихи поэтов-символистов представлены обзорно, в рамках небольших разделов книги.

В монографии Е. Дурандиной «Камерные вокальные жанры в русской музыке Х1Х-ХХ веков: историко-стилевые аспекты»5 камерно-вокальное творчество Н. Мясковского рассматривается в историко-стилевом контексте развития русской камерно-вокальной музыки начала XX века в целом.

Поэзия К. Бальмонта и ее отражение в жанрах русской камерно-вокальной музыки рубежа XIX-XX веков стала предметом диссертационного исследования Е. Потяркиной6. В центре внимания автора феномен творчества К. Бальмонта, привлекший широкий круг музыкантов, среди них Н. Мясковский, камерно-вокальное наследие которого в данной работе представлено лишь вокальной сюитой «Мадригал» соч. 7.

А. Порфирьева в диссертации «Камерное вокальное творчество Мясковского и новые пути развития русского романса I трети XX века»7 обращается к романсам Н. Мясковского (в круг рассматриваемых образцов кроме символистских романсов включены циклы на стихи Е. Баратынского, А. Блока, Ф. Тютчева) как к наиболее характерным образцам камерно-вокальной лирики первой трети XX века. Однако в диссертации анализируются далеко не все ранние романсы Н. Мясковского на стихи поэтов-символистов.

Интересен ракурс исследования Т. Билаловой «Феномен "петербургского текста" в русской камерно-вокальной лирике начала XX века»8, внесшего ценный вклад в изучение структур и смыслов интровертной символистской лирики начала

3 Васина-Гроссман В. А. Мастера советского романса: исследование. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Музыка, 1980. 317 с.

4 Соколова А. М. Н. Я. Мясковский // История русской музыки в 10 т. / отв. ред. Ю .В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский. М.: Музыка, 1997. Т.10А. С. 356-402.

5 Дурандина Е. Е. Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX-XX веков: историко-стилевые аспекты. М.: РАМим. Гнесиных, 2005. 240 с.

6Потяркина Е. Е. К. Д. Бальмонт и русская музыка рубежа XIX-XX веков: дис. ... канд. искусств.: 17.00.02. М., 2009. 260 с., прил.

7Порфирьева А. Л. Камерное вокальное творчество Мясковского и новые пути развития русского романса I трети XX века: дис. ... канд. искусств.: 17.00.02. Л., 1977. 173 с.

8 Билалова,Т. В. Феномен «петербургского текста» в русской камерно-вокальной лирике начала XX века: дис. ... .канд. искусств.: 17. 00. 02. Екатеринбург, 2005. 224 с.

XX века. Т. Билалова анализирует ряд романсов Н. Мясковского с позиций психосемиотического метода, который направлен на выявление глубинных смыслов поэзии через ее музыкальное воплощение.

Большой вклад в исследование общей картины камерно-вокальных жанров начала XX века внесли труды Е. Ручьевской9, И. Степановой10.

Ценность для нашей работы представила также книга Т. Левой «Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи»11, в которой автор рассматривает музыкальную культуру с позиций синтеза художественной, культурной и социальной жизни общества того времени. Исследователь затрагивает некоторые аспекты романсового творчества Н. Мясковского в широком ракурсе бытования символистской поэзии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века.

В зарубежном музыкознании творчество композитора в настоящее время изучается английскими исследователями П. Зуком (PatrickZuk) и Г. Тасси (GregorTassie)12.

Ценным источником сведений об идейно-эстетических взглядах молодого Н. Мясковского, истоках творчества, особенностях композиторского стиля послужило двухтомное издание «Н. Я. Мясковский. Собрание материалов» под редакцией С. Шлифштейна13 и книга О. Ламм «Страницы творческой биографии Мясковского»14 - своеобразная летопись музыкальной жизни композитора.

В диссертации особое внимание уделено вопросам философии и эстетики русского и западного символизма. Основой для изучения культуры Серебряного века стали труды поэтов и идеологов символизма: Д. Мережковского, К. Бальмонта, В. Брюсова, З. Гиппиус, А. Белого, Вяч. Иванова, книги Н. Бердяева,

9РучьевскаяЕ. А. Работы разных лет: сб. статей в 2 т. / отв.ред. Горячих В.В. СПб.: Композитор, 2011. Т.2. О вокальной музыке. 504 с.

10 Степанова И. В. Слово и музыка: диалектика семантических связей. М.: МГК, 1999. 288 с.

11 Левая Т.Н. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи: Исследование. М.: Музыка, 1991. 166 с.

12КнигаГ. Тасси «NikolayMyaskovskyTheConscienceofRussianMusic» USA: Rowman&LittlefieldPublishers, 2014. -перваямонографияоН. Мясковском, написаннаязарубежнымавтором. Первая книга о композиторе, вышедшая на англ. языке в 1946 г., - перевод монографии А. А. Иконникова «Художник наших дней Н. Я. Мясковский».

13 Мясковский Н. Я. Собрание материалов в двух томах [ред.-сост. С. С. Шлифштейн; предисл. Д. Д. Шостаковича]. - 2-е изд. М.: Музыка, 1964. Т. 1.: Статьи, очерки, воспоминания о Н. Я. Мясковском. - 393 с. Т. 2 : Литературное наследие. Письма. - М. : Музыка, 1964 . - 612 с.

14 Ламм О.П. Страницы творческой биографии Мясковского. М.: Сов. композитор, 1989. 368 с.

С. Маковского; исследования А. Пайман, Е. Воскресенской, В. Бычкова, Л. Колобаевой, И. Машбиц-Верова, А. Садуовой.

Комплексный (междисциплинарный) характер исследования потребовал изучения индивидуальных поэтических стилей авторов стихов, изложенных в работах П. Куприяновской, Н. Молчановой, Н. Берберовой, А. Лаврова, С. Савельева, диссертациях Л. Будниковой, О. Епишевой, А. Бисерова, Е. Криволаповой, статьях Г. Адамовича.

Цель диссертации - исследование камерно-вокального творчества Н. Мясковского на стихи поэтов-символистов в свете культурно-эстетических веяний рубежа XIX-XX веков.

В круг задач исследования входит:

- обзор эстетики символизма и ее отражения в жанрах русской камерно-вокальной музыки начала XX века.

- характеристика стиля ранних романсов Н. Мясковского, проведение комплексного анализа всех составляющих музыкальной ткани и соотнесение их с тенденциями развития камерно-вокальных жанров начала XX века.

- выявление специфики воплощения поэтического текста в музыке романсов в соответствии с индивидуальным стилем каждого из авторов стихов.

рассмотрение особенностей строения и драматургии вокальных циклов Н. Мясковского.

введение в музыковедческий оборот и исполнительскую практику ранее не опубликованных романсов на стихи З. Гиппиус.

Объект исследования - раннее камерно-вокальное творчество Н. Мясковского на стихи поэтов-символистов в контексте культуры начала XX века.

Предмет исследования - стилистические особенности символистских романсов Н. Мясковского.

Материалом исследования стали два вокальных цикла на стихи К. Бальмонта («Из юношеских лет» соч. 2, «Мадригал» соч.7), три цикла на стихи З. Гиппиус («На грани» соч.4, «Из Гиппуис» соч. 5, «Предчувствия» соч. 16) и цикл на стихи Вяч. Иванова («Три наброска», соч. 8).В диссертации используются

архивные материалы - рукописи четырех неопубликованных романсов на стихи З. Гиппиус («Христианин», «Другой христианин», «Стук», «Предел») и письма М. Гофмана к Н. Мясковскому. Кроме того, в работе мы обращались к наследию М. Мусоргского («Песни и пляски смерти» на стихи А. Голенищева-Кутузова), С. Рахманинова, И. Стравинского (сюита для голоса с оркестром «Фавн и Пастушка» на стихи А. Пушкина). Для расширения контекстного поля было рассмотрено камерно-вокальное творчество С. Танеева, А. Аренского, Н. Метнера, М. Гнесина, Г. Катуара, А. и Гр. Крейнов, Н. Черепнина, Ан. Александрова, Г. Свиридова.

Научная новизна настоящего исследования определяется его материалом и ракурсом. В диссертации предпринята попытка комплексного изучения всех 47 романсов Н. Мясковского на стихи поэтов-символистов, которые впервые становятся объектом отдельного исследования, как целостной системы, отражающей общестилевые тенденции музыкального искусства начала XX века15.

Сделан вывод о специфике стилистики Н. Мясковского в романсах на стихи разных поэтов: глубокое понимание композитором символисткой поэзии воплотилось в музыке, отразившей противоречивый дух эпохи Серебряного века. Романсы, в соответствии с поэтическим источником, делятся на две стилистические группы, каждая из которых образует законченную музыкально-смысловую систему.

В диссертации также впервые публикуются и анализируются рукописи четырех ранее не изданных романсов, три из которых посвящены теме христианской веры, до сих пор являющейся не раскрытой гранью творчества Н. Мясковского. Из проведенного в диссертации анализа романсов становится ясно: тема религии и веры занимает весомое место в камерно-вокальном творчестве композитора и системе его нравственно-этических взглядов. Теоретическая и практическая значимость.

Теоретическая значимость диссертации заключается в расширении научного знания о раннем камерно-вокальном наследии Н. Мясковского на стихи

15 Мы не рассматриваем лишь один романс «Песня сборщиков» на стихи В. Брюсова, не вошедший в список ранних сочинений.

поэтов-символистов, которое представлено как единая музыкально-поэтическая система, отражающая тенденции эпохи. Материалы диссертации могут быть использованы в вузовских курсах истории русской музыки, на кафедрах вокального и концертмейстерского искусства; стать источником информации для дальнейших научных исследований творчества Н. Мясковского, русской камерно-вокальной музыки и музыкальной культуры России начала XX века в целом; обогатить репертуар певцов и пианистов-концертмейстеров.

Методология исследования продиктована характером изучаемой проблемы анализом камерно-вокальных сочинений в контексте культуры Серебряного века.

Поскольку жанр романса традиционно включает в себя две составляющие -музыкальную и поэтическую, методология исследования опирается на комплексный подход. В разборах романсов применены методы анализа вокальных сочинений, разработанных в трудах Е. Ручьевской, И. Степановой, В. Васиной-Гроссман. Используются также методы контекстного анализа, при котором предмет изучения рассматривается вне отрыва от среды, его породившей.

Специфика темы исследования потребовала выхода за пределы музыковедения в область междисциплинарных знаний (философии, эстетики, литературоведения). Мы опирались на труды В. Бычкова, Д. Сарабьянова, М. Воскресенской, М. Гаспарова, И. Машбиц-Верова, А. Пайман, теоретические работы поэтов и идеологов символизма. При анализе поэтических текстов большое значение имели исследования Л. Гинсбург и Ю. Лотмана.

Положения, выносимые на защиту:

ранние вокальные сочинения Н. Мясковского важнейший пласт творчества композитора, где началось формирование стилистических черт его зрелого стиля. Многочисленные романсы на стихи поэтов-символистов -свидетельство вовлеченности молодого композитора в современный ему культурный процесс

творчество Н. Мясковского этого периода отразило два смысловых полюса символистской поэзии. С одной стороны - углубленно-психологическая,

индивидуалистская лирика с преобладанием трагедийных, пессимистических настроений, реализованная в романсах на стихи З. Гиппиус, с другой светлая, дифирамбическая - в романсах на стихи К. Бальмонта и Вяч. Иванова. Чуткость Н. Мясковского к индивидуальным поэтическим стилям, вдумчивое отношение к тексту стихотворений привело к созданию романсов, предельно контрастных по музыкальному стилю.

наследие Н. Мясковского в области символистского романса делится на два стилистических «лагеря»: импрессионистский и экспрессионистский. Такое разделение видится вполне правомерным: признаки этих близких символизму направлений отражены на всех уровнях музыкально-поэтического текста: образно-смысловая составляющая, элементы музыкальной ткани, особенности вокальной декламации. Приметы импрессионистского искусства несет в себе музыка романсов на стихи К. Бальмонта и Вяч. Иванова: живописность и тонкая звукопись музыкальной ткани, опора на колористические возможности гармонии. Стиль гиппиусовских романсов, напротив, близок экспрессионизму. Их мелодико-гармонический стиль с предельной точностью соответствует мрачно-созерцательной лирике З. Гиппиус и представляет собой сложный многоструктурный феномен.

организация вокальных циклов Н. Мясковского пересекается с принципами циклизации в поэтических сборниках символистов.

тема религии и веры в поэзии З. Гиппиус, часто связанная у поэтессы со страданием и одиночеством, нашла оригинальное воплощение в музыке Н. Мясковского. Романсы З. Гиппиус - единственные во всем творческом наследии композитора сочинения, в которых тема христианской веры получила воплощение в прямом, не завуалированном виде.

Степень достоверности и апробация результатов

Достоверность результатов проведенного исследования подтверждается подлинностью его материалов опубликованных сочинений и рукописей, использованием апробированных методов изучения, подробным анализом нотного материала.

По материалам диссертации был сделан доклад на II Международной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность» (РАМ им. Гнесиных, 12-14 октября 2015 г.), а также на VII Международной научной конференции «Искусство глазами молодых» (9-10 апреля 2015 г., г. Красноярск). Опубликовано пять статей, три из которых - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ: «Дом Бурганова. Пространство культуры» 2. 2015, «Музыка и время» 7/2015, «Мир науки, культуры и образования» №4 (53). Одна статья опубликована на английском языке в зарубежном издании «Texts» 2.2015 (Бельгия, Брюссель).

В настоящее время осуществляется подготовка к переизданию 23 романсов на стихи З. Гиппиус в виде сборника со вступительной статьей автора диссертации, выпускаемого с целью его использования в учебной практике на кафедре концертмейстерской подготовки РАМ им. Гнесиных.

Кроме того, автором диссертации было проведено нескольких концертов, программа которых состояла из романсов на стихи К. Бальмонта и З. Гиппиус. Концерты состоялись: в Шуваловской гостиной РАМ им. Гнесиных 14 февраля 2015 и в рамках Международной научной конференции «XX век. Музыка войны и мира» 22 апреля 2015 г. в Московской консерватории, в зале Н. Мясковского. Интерпретация романсов зафиксирована на видео-записи (см. Приложение диссертации).

Диссертация обсуждалась на кафедре истории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных в декабре 2015 г. и была рекомендована к защите.

Структура работы.

Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, библиографического списка и приложения, состоящего из нотных примеров и видео-диска с записью романсов.

Во введении обоснована актуальность темы диссертации, степень ее разработанности, сформулированы цели, задачи и методы исследования, определена научная новизна, раскрыта методология исследования, его теоретическая и практическая значимость.

Логика работы построена по принципу движения от общего к частному:

1 глава, состоящая из пяти параграфов, посвящена символизму как основному художественному направлению в культуре Серебряного века и отражению его эстетики в жанрах русской камерно-вокальной музыки на рубеже XIX-XX веков. В 5 параграфе главы дан обзор вокального творчества Н. Мясковского, его эволюции, определена сфера музыкальных и литературных интересов композитора в ранний период творчества; раскрыта суть образно -смысловой полярности символистских произведений, легшая в основу романсов композитора.

Во 2 главе (из четырех параграфов) проведен аналитический разбор «импрессионистских» романсов: на стихи К. Бальмонта и Вяч. Иванова.

3 глава работы, состоящая также из четырех параграфов, целиком посвящена романсам на стихи З. Гиппиус.

В Заключении диссертации подведены итоги проведенного исследования и сделаны основные выводы.

ГЛАВА 1. СИМВОЛИЗМ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

1.1. Западноевропейский и русский символизм: истоки, философия, эстетика.

В середине XIX века Европа переживала кризис, который стал главной предпосылкой возникновения символизма. Этот период времени был отмечен глубочайшим разочарованием в общественных идеалах прошлого. Отрицание узкого материализма, нигилизма и позитивизма, а также пересмотр существующих моральных ценностей повлекли за собой небывалый подъем религиозно-философских исканий: «новейшие религиозно-философские учения стали альтернативой "позитивному" знанию», которое оказалось «не в силах раскрыть тайных связей и соответствий, пронизывающих мироздание...»16. Все это было характерно и для состояния русского общества рубежа веков.

Эстетика и философия символизма в России формировалась в условиях жестокой политической реакции, последовавшей за разгромом революционного народничества в 90-е гг. XIX века. Кроме того, в общественном сознании сложилось ощущение не только исчерпанности существующего общественно-политического порядка, но и традиционного христианского вероучения, выраженное словами Ф. Ницше: «Бог умер».

Наука развивалась гигантскими темпами, достигнув небывалого прогресса. Новейшие научные открытия в области физики и математики (квантовая теория, теория относительности) обнаружили ограниченность законов механики и, как следствие, позитивистских представлений о мире: он вновь казался

16Воскресенская М.А. Символизм как мировидение Серебряного века. М.: Логос, 2005. С. 110.

непознаваемым. Осознание неполноты научного знания о мире вело к поискам новых способов постижения действительности: «В то время как получают распространение велосипед, железная дорога и автомобиль, писатели и художники ностальгически воспевают Ирреальное, Идеальное, Духовное»17. Символистами был предложен путь творческого откровения через символ, который, по их мнению, есть единство, позволяющее получить целостное знание о реальности.

Результатом утраты веры в возможности научного познания стало увлечение идеалистической философией. «Никогда еще люди так не чувствовали сердцем необходимости верить и так не понимали разумом невозможности верить. В этом болезненном, неразрешимом диссонансе, этом трагическом противоречии, так же как в небывалой умственной свободе, в смелости отрицания, заключается наиболее характерная черта мистической потребности XIX века. Наше время должно определить двумя противоположными чертами — это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа...»,18 - пишет в 1892 г. Д. Мережковский. Поэт, философ и литературный критик, он пытался «примирить» культуру и христианство путем пересмотра традиционных представлений о шедеврах мировой классики, изучения истории и мифов и критического анализа постулатов русской христианской церкви.

Символисты через искусство пытаются найти пути нового понимания Бога вне рамок традиционной христианской догматики: символизм становится новым типом богоискательства. «Нужно искать того, что выше сострадания, выше добра. Нужно искать Бога»19, - полагал философ и литератор символистского движения Л. Шестов. О поисках нового пути и обновлении веры пишет З. Гиппиус в стихотворении «О вере»:

Великий грех желать возврата

Неясной веры детских дней.

Нам не страшна ее утрата,

17 Ришар Л. Эпоха символизма // Энциклопедия символизма: Живопись, графика, скульптура. Литература. Музыка. М.: Республика, 1999. С. 334.

18Мережковский Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Литературные

манифесты: От символизма до «Октября». М.: Аграф, 2001. С.36.

19 Цит. по: Пайман А. История русского символизма. М.: Республика, 2000. С. 137.

Не жаль пройденных ступеней.

Мечтать ли нам о повтореньях?

Иной мы жаждем высоты.

Для нас — в слияньях и сплетеньях

Есть откровенья простоты.

Отдайся новым созерцаньям,

О том, что было, — не грусти,

И к вере истинной — со знаньем —

Ищи бесстрашного пути.

1902 г.

Своеобразной «трибуной» для нового религиозного сознания становится журнал «Новый путь» (1903-1904), основанный Д. Мережковским, а также религиозно-философские собрания, проводимые по инициативе З. Гиппиус и Д. Мережковского с целью обсуждения вопросов церкви и культуры. Мучимые ощущением «богооставленности», представители старшего поколения символистов (В. Брюсов, Мережковские, К. Бальмонт, Ф. Сологуб) пытались восстановить связь с потерянным Богом.

Эпоха рубежа XIX-XX веков характеризовалась поисками абсолютных ценностей вне разума, которые приводили к увлечению мистикой, оккультизмом, теософией, вниманию к языческим культам. Символисты пытались найти связь с миром потусторонним, часто обращаясь в своих произведениях к воображаемому, фантастическому миру. Эстетика символизма углублялась в ранее не исследованные области сна, смерти, эзотерических прозрений и патологических, сумеречных состояний сознания, вторгаясь в область воображаемого и фантастического. Символистов привлекали мифические, сказочные образы -фавнов, кентавров (живопись А. Беклина, М. Врубеля, проза Ф. Сологуба, поэзия А. Белого), русалок (О. Уальд «Рыбак и его душа», поэтический цикл В. Гофмана «Остров русалок» и др.), женщины-сфинкса (живопись Г. Моро). Значительное место в произведениях символистов занимают сюжеты, в основе которых лежат неестественные страсти, безумие («Огненный ангел» В. Брюсова), тема губительной, обостренной чувственности («Саломея» О. Уальда).

Для этой эпохи в большой степени были характерны и эсхатологические

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лобанова Елена Владимировна, 2016 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адамович, Г. В. Зинаида Гиппиус / Г. В. Адамович // Зинаида Гиппиус. Тихое пламя: Стихотворения 1889-1938 гг. - М.: Центр - 100, 1996. -С. 3-12.

2. Анализ вокальных произведений: уч. пособие /Ручьевская Е.А., Иванова Л.П., Широкова В.П. и др. - Л.: Музыка, 1989. - 352 с.

3. Асафьев, Б. Русская музыка. XIX и начало XX век / Б. Асафьев. - Л.: Музыка, 1968. - 324 с.

4. Асафьев, Б. Николай Яковлевич Мясковский (к пятой годовщине со дня смерти) / Б. Асафьев. - РГАЛИ. Ф. 2040. Оп. 2. Ед. хр. 358. Л. 51-58.

5. Асафьев, Б. Н. Я. Мясковский/ Б. Асафьев // Советская музыка: сб. статей. Вып. 2. - М.: Музгиз, 1944. - 90 с.

6. Асмус, В. Ф. Философия и эстетика русского символизма / В. Ф. Асмус. - М.: URSS, 2010. - 86 с.

7. Бальмонт, К. Д. Избранное: стихотворения, переводы, статьи / К. Д. Бальмонт; [сост., вступ. ст. и коммент. Д. Г. Макогоненко]. - М.: Правда , 1990. - 608 с.

8. Бальмонт, К. Д. Собрание сочинений в 7т. / К. Д. Бальмонт; [вступ. ст. В. Макарова]. - М.: Книжный клуб Книговек, 2010. - Т. 1: Полное собрание стихов 1909-1914: Кн. 1-3. - 504 с.

9. Бальмонт, К. Д. Собрание сочинений в 7т. / К. Д. Бальмонт. М.: Книжный клуб Книговек, 2010. - Т. 2: Полное собрание стихов 1909-1914: Кн. 4-7. 480 с.

10. Бальмонт, К. Д. Элементарные слова о символической поэзии / К. Д. Бальмонт // Литературные манифесты: От символизма до «Октября». Сост. Н. Л. Бродский и Н. П. Сидоров. - М.: «Аграф», 2001. - С. 52-61.

11. Белый, А. Критика. Эстетика. Теория символизма в 2х т. / А. Белый; [вступ. ст., сост. А. Л. Казин, коммент. А. Л. Казин, Н. В. Кудряшева]. -

М.: Искусство, 1994. - Т.1.-478 с.

12. Белый, А. Критицизм и символизм / А. Белый // Литературные манифесты: От символизма до «Октября». М., 2001. Сост. Н. Л. Бродский и Н. П. Сидоров. -М.: «Аграф», 2001. - С. 56-61.

13. Белый, А. На рубеже двух столетий. Воспоминания. В 3-х кн. / А. Белый; [вступ. ст., коммент. А. В. Лаврова]. - М.: Художественная литература, 1989. - Кн.1. - 813 с.

14. Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый; [сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай]. - М.: Республика, 1994. - 528 с.

15. Белый, А. Симфонии / А. Белый; [вступ. ст., коммент. А. В. Лаврова]. - Л.: Художественная литература, 1991. - 500 с.

16. Белый, А. Собрание сочинений в 9 т. / А. Белый. - М.: Республика, 1994. - Т. 1. Стихотворения и поэмы. - 559 с.

17. Берберова, Н. Н. Курсив мой. Автобиография / Н. Н. Берберова. - М.: Согласие, 1996. - 736 с.

18. Бердяев, Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. - М.: Международные отношения, 1990. 336 с.

19. Бердяев, Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев; [пред. Л. В. Полякова]. - М.: Правда, 1989. - 608 с.

20. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2х кн / Н. А. Бердяев. - М.: Искусство, 1994. - 1052 с.

21. Билалова, Т. В. Поэзия «Северного вестника» в ранних романсах Мясковского / Т. В. Билалова // Неизвестный Мясковский взгляд их XXI века / ред.-сост. Е. Б. Долинская. - М.: Композитор, 2006. - 224 с.

22. Билалова, Т. В. Феномен «петербургского текста» в русской

камерно-вокальной лирике начала XX века: дис.....канд. искусств.: 17. 00. 02 /

Билалова Татьяна Владимировна. - Екатеринбург, 2005. - 224 с.

23. Бисеров, А.Ю. Новое религиозное сознание в творчестве З. Н. Гиппиус: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Бисеров Александр Юрьевич. -Москва, 2003. - 176 с.

24. Блок, А. А. Собрание сочинений в 8 т. / А. А. Блок; [общ. ред. В. Н. Орлова]. - М.: Художественная литература, 1962. - Т.5. Очерки, статьи, речи. - 799 с.

25. Блок и музыка: Хроника. Нотография. Библиография / Т. С. Хопрова, М. Дунаевский - Л.: Сов. композитор, 1980. - 224 с.

26. Бобровский, В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления.: очерки в 2-х вып. / Бобровский В. П.; [отв. ред. Е. Н. Чигарева]. -М. : КомКнига, 2008. - Вып. 2. - 304 с.

27. Боганова, Т. В. Принципы полифонии в творчестве Н.Я.Мясковского / Т. В. Боганова // Музыкально-теоретические проблемы советской музыки / сост. Скребков С.С. - М.: МГК им. П. Чайковского, 1963. -148 с.

28. Бодлер, Ш. Об искусстве / Ш. Бодлер; [пер. с фр. Н.И. Столяровой и Л.Д. Липман]. - М.: Искусство, 1986. - 421 с.

29. Божович, В. И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция. Конец XIX - начало XX века / В. И. Божович. - М.: Наука, 1987. - 319 с.

30. Брюсов, В. Я. К. Бальмонт. Статья первая. Будем как солнце / Собр. соч. в 7т. / В. Я. Брюсов; [под общ. ред. П. Г. Антокольского, А. С. Мясникова и др.]. - М.: Художественная литература, 1975. - Т. 6. Статьи и рецензии 1893-1924. Из книги Далекие и близкие. Miscellanea. - С. 250-258.

31. Брюсов, В. Я. Ключи тайн / Собр. соч. в 7т. / В. Я. Брюсов [под общ. ред. П. Г. Антокольского, А. С. Мясникова и др.]. - М.: Художественная литература, 1975. - Т. 6. Статьи и рецензии 1893-1924. Из книги Далекие и близкие. Miscellanea. - Т. 6. Статьи и рецензии. - С. 78-93.

32. Брюсов, В. Я. Собр. соч. в 7т. / В. Я. Брюсов; [под общ. ред. П. Г. Антокольского, А. С. Мясникова и др.; вст. ст. П. Г. Антокольского]. -Т.1. Стихотворения. Поэмы. 1892—1909 г.-М.: Художественная литература, 1973. -672 с.

33. Брюнель, П. Литература / П. Брюнель; [пер. с фр., ред. В. М. Толмачев] // Энциклопедия символизма: Живопись, графика, скульптура. Литература. Музыка. - М.: Республика, 1999. - С. 181-286.

34. Бычков, В. В. Эстетика: учебник для ВУЗов / В. В. Бычков. -М.: Академический Проект, 2011. - 464 с.

35. Васина-Гроссман, В. А. Мастера советского романса: исследование / В. А. Васина-Гроссман. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Музыка, 1980. - 317 с.

36. Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово в 2 ч. / В. А. Васина-Гроссман. -М.: Музыка, 1972. -Ч. 1. Ритмика. -149 с.

37. Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово в 3 ч. / В. А. Васина-Гроссман. - М.: Музыка, 1978. - Ч. 2. Интонация. - Ч. 3. Композиция. 368 с.

38. Воскресенская, М. А. Символизм как мировидение Серебряного века: социо-культурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа Х1Х-ХХ веков / М. А. Воскресенская; [научн. ред. А. Н. Жеравина]. - М.: Логос, 2005. - 236 с.

39. Гинзбург, Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. - М.: Интрада, 1997. - 409 с.

40. Гиппиус, З. Н. Необходимое о стихах / Собрание стихов. 18891903 [электронный ресурс] / З. Н. Гиппиус. - Режим доступа: http://gippius.com/lib/poetry/book/sobranie-stikhov-1889-1903.html.

41. Гиппиус, З.Н. Опыт свободы / З. Н. Гиппиус [подгот. текста, примеч. Н. В. Королевой]. -М.: Панорама - 1996. - 526 с.

42. Гиппиус, З. Н. Тихое пламя. Стихотворения 1889-1938 гг. Из автобиогр. прозы. Из дневников / З. Н. Гиппиус; [ст. Г. Адамовича]. - М. : Центр-100, 1996. -285 с.

43. Гиппиус, З.Н. Сочинения : Стихотворения. Проза / З. Н. Гиппиус; [вступ. ст., сост., подгот. текста и коммент. К. М. Азадовского, А. В. Лаврова]. - Л. : Художественная литература, 1991. - 664 с.

44. Глебов, И. (Асафьев Б. В.) Мясковский как симфонист / И. Глебов (Б. В. Асафьев) // Н.Я. Мясковский. Собрание материалов в 2 т. / ред. Шлифштейн С. И. - М.: Музыка,1964. - Т. 1. - С. 27- 38.

45. Глебов, И. (Асафьев Б. В.) Русская поэзия в русской музыке / И. Глебов (Б. В. Асафьев). - 2-е изд. - Петроград : Петроградская государственная академическая филармония, 1922. - 152 с.

46. Гулинская, З. К. Николай Яковлевич Мясковский / З. К. Гулинская. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1985. - 190 с.

47. Де-Клерк, Ю. А. Dernier cri или последний крик моды в искусстве начала XX века: Москва-Париж-Петербург: в 5 кн. / Ю. А. Де-Клерк.

- М.: П. Юргенсон, 2013. - Кн. I. Владимир Держановский и вечера современной музыки в Москве. 1909-1914. - 1204 с.

48. Де-Клерк, Ю. А. Dernier cri или последний крик моды в искусстве начала XX века: Москва-Париж-Петербург: в 5 кн. / Ю. А. Де-Клерк.

- М.:П. Юргенсон, 2013. - Кн. IV Петербург - 1204 с.

49. Де-Клерк, Ю. А. Dernier cri или последний крик моды в искусстве начала XX века: Москва-Париж-Петербург: в 5 кн. / Ю. А. Де-Клерк.

- М.: П. Юргенсон, 2013. - Кн. V. Комментарии. Приложения. Указатели. -1204 с.

50. Де-Клерк, Ю. А. Мясковский - Terra incognita советской музыкальной классики / Ю. А. Де-Клерк // АльманахТруды ГЦММК имени М. И. Глинки. - Вып. 3. - М.: Дека-ВС, 2007. - С. 802-821.

51. Долинская, Е. Б. Стиль инструментальных сочинений Мясковского и современность / Е. Б. Долинская. - М.: Музыка, 1995. - 270 с.

52. Долинская, Е. Б. Фортепианное творчество Н. Я. Мясковского / Е. Б. Долинская. -М.: Сов. композитор, 1980. -208 с.

53. Дурандина, Е. Е. Вокальное творчество Мусоргского / Е. Е. Дурандина. - М.: Музыка, 1985. - 200 с.

54. Дурандина, Е. Е. Камерные вокальные жанры в русской музыке Х1Х-ХХ веков: историко-стилевые аспекты / Е. Е. Дурандина. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2005. - 240 с.

55. Жирмундский, В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Избранные труды / В. М. Жирмундский. - Л.: Наука, 1977. - 405 с.

56. Житомирский, Д. В. К изучению стиля Н. Я. Мясковского / Д. В. Жирмундский // Н.Я. Мясковский. Собрание материалов в 2 т. / ред., примеч., коммент. Шлифштейн С. И. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1964. - Т. 1. Статьи, очерки, воспоминания о Н. Я. Мясковском. С. 45-77.

57. Зарубежная поэзия в переводах Б. Л. Пастернака: сборник // сост. Е. Б. Пастернак, Е. К. Нестерова; предисл. Е. Пастернак; послесл. Л. М. Аринштейн; коммент. Л. М. Аринштейна и др. / Е. Б. Пастернак, Е. К. Нестерова, Л. М. Аринштейн. - М. : Радуга, 1990. - 639 с.

58. Зук, П. Романсы Н. Мясковского на слова З. Гиппиус / П. Зук // Санкт-петербургская консерватория в мировом музыкальном пространстве: композиторские, исполнительские, научные школы 1862-2012 : сб. ст. по мат. Международного симпозиума, посвященного 150-летию консерватории (20-22 сентября 2012 г.) / ред.-сост.: Н. И. Дегтярёва (отв. ред.), Н. А. Брагинская. -СПб. : Изд-во политехнического университета, 2013. - с. 218-223.

59. Иванов, Вяч. И. Собрание сочинений в 7 т. / Вяч. И. Иванов [ред. Д. В. Иванова, О. Дешарт]. - Брюссель, 1973-1975. - Т. 2. - 1974. - 807 с.

60. Иконников, А. А. Художник наших дней Н.Я. Мясковский / А. А. Иконников. - 2-е изд. - М.: Сов. композитор, 1982. - 416 с.

61. Ильина, Н. В. Генезис и духовно-содержательный аспект художественно-философской концепции символизма: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 [электронный ресурс] / Ильина Наталья Владимировна. -Ростов на Дону, 2007. - режим доступа: http://avtoreferat.seluk.ru/at-fílosofíya/4908-1-genezis-duhovno-soderzhatelniy-aspekt-hudozhestvenno-Шosofskoy-koncepcii-simvolizma.php.

62. Кабалевский, Д. Б. Николай Яковлевич Мясковский (к 70-летию со дня рождения) / Д. Б. Кабалевский // Советская музыка - 1951 - №4 -С. 18-34.

63. Карклиныш, Л. А. Гармония Н. Я. Мясковского / Л. А. Карклиньш. -М.: Музыка,1971. - 151 с.

64. Кац, Б. А. Стань музыкою, слово! : критические этюды : из опыта претворения поэтической лирики в камерных вокальных циклах советских композиторов / Б. А. Кац. - Л.: Сов. композитор, 1983. - 150 с.

65. Келле, В. М. Вспомним Мясковского [Электронный ресурс] / В. М. Келле. - Режим доступа: Шр://туавкоувку.ги/?1ё=56.

66. Клодон, Ф. Музыка / Ф. Клодон [пер. с фр., ред. В. М. Толмачев] // Энциклопедия символизма: Живопись, графика, скульптура. Литература. Музыка. - М.: Республика, 1999. - С. 287-332.

67. Копосова-Держановская, Е. В. Памяти друга / Е. В. Копосова-Держановская // Н.Я. Мясковский. Собрание материалов в 2 т. / ред. Шлифштейн С. С. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1964. - Т. 1.: Статьи, очерки, воспоминания о Н. Я. Мясковском. - С. 201-226.

68. Криволапова, Е. М. Литературное творчество З.Н. Гиппиус конца XIX - начала XX века (1893 - 1904 гг.): религиозно-философские аспекты. : дис. канд. филол. наук : 10.01.01 / Елена Михайловна Криволапова. -СПб, 2003. -230 с.

69. Кузьмина, С. Ф. История русской литературы XX века. Поэзия Серебряного века: учебное пособие / С. Ф. Кузьмина. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2009. 400 с.

70. Кунин, И. Ф. Н. Я. Мясковский : Жизнь и творчество в письмах, воспоминаниях, критических отзывах / И. Ф. Кунин. - 2-е изд., доп. - М.: Сов. композитор,1981. - 192 с.

71. Куприяновский, П. В; Молчанова, Н. А. Бальмонт / П. В. Куприяновский, Н. А. Молчанова. - М.: Молодая гвардия, 2014. - 357 с.

72. Лавров, А. В. 3. Н. Гиппиус и ее поэтический дневник / А. В. Лавров // Гиппиус 3. Н. Стихотворения / сост., вступ. ст., подготовка текста и примеч. А. В. Лаврова. СПб.: гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. - С. 5-68.

73. Лаврентьева, И. В. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений / И. В. Лаврентьева. М.: Музыка, 1978. 79 с.

74. Ламм, О.П. Страницы творческой биографии Мясковского / О. П. Ламм. -М.: Сов. композитор, 1989. - 368 с.

75. Левая, Т.Н. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи: Исследование / Т. Н. Левая. - М.: Музыка, 1991. - 166 с.

76. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / В. В. Бычков. - М.: РОССПЭН, 2003. - 607 с.

77. Ливанова, Т. Н. Н. Я. Мясковский. Творческий путь / Ливанова Т. Н. -М.: Музгиз., 1953.-408 с.

78. Литературные манифесты: От символизма до «Октября»: сб. статей / сост. Бродский Н.Л., Сидоров Н. П. [Переиздание 1924-го года]. - М.: «Аграф», 2001. - 374 с.

79. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста: Структура стиха / Ю. М. Лотман. - Л.: Просвещение, 1972. -271 с.

80. Лотман, Ю. М. Символика Петербурга и проблема семиотики города / Ю. М. Лотман // Семиотика города и городской культуры. Петербург. Труды по знаковым системам: Уч. записки Тарт. ун-та. - Тарту: Тартуский госуниверситет, 1984. Вып. 664. С. 33-48.

81. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. - М.: Академический проспект, 2008. - 304 с.

82. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. -М.: Искусство, 1995. - 320 с.

83. Лосский, Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н. О. Лосский; сост., предисл., примеч. П.Б. Шалимов. - М.: Прогресс-Традиция, 1998. 416 с.

84. Маковский, С. К. Портреты современников. На Парнасе «Серебряного века» / С. К. Маковский; сост., подгот. текста и коммент. Е. Г. Домогацкой, Ю. Н. Симоненко. - М.: Аграф, 2000. - 768 с.

85. Машбиц-Веров, И. М. Русский символизм и путь А. Блока / И. М. Машбиц-Веров. - Куйбышев : Куйбышевское кн. изд-во, 1969. - 349 с.

86. Мережковский, Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы / Д. С. Мережковский // Литературные манифесты: От символизма до «Октября»: сб. статей / сост. Бродский Н.Л., Сидоров Н. П. [Переиздание 1924-го года]. -М.: «Аграф», 2001. - С. 34-41.

87. Минц, З. Г. Поэтика русского символизма / З. Г. Минц. - СПб. : Искусство-СПБ, 2004. 478 с.

88. Михайлов, М. К. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты / М. К. Михайлов; [вступ. ст. М. Арановского]. - Л.: Музыка, 1990. -288 с.

89. Модзалевский В. Л. Письмо Н.Я. Мясковскому от 31. 08. 1904 г. / В. Л. Модзалевский. - РГАЛИ, ф.2040, ор. 2, ед. хр. 192.

90. Мясковский, Н. Я. Вокальные сочинения: для голоса в сопровождении фортепиано в 2-х т. / Н. Я. Мясковский; [сост. А. А. Иконников, вст. ст. М. С. Скребковой-Филатовой]. - Т. 1. - М.: Музыка, 1981. -144 с.

91. Мясковский, Н.Я. Вокальные сочинения: для голоса в сопровождении фортепиано в 2-х т. / Н. Я. Мясковский; [сост. А. А. Иконников]. - Т. 2. - М.: Музыка,1982. - 180 с.

92. Мясковский, Н. Я. Избранные сочинения в 12 т. / Н. Я. Мясковский; [ред. Р. М. Глиэр и др.]. - Музгиз, 1956. - Т. 11. Вокальные произведения. 254 с.

93. Мясковский, Н. Я. Собрание материалов в двух томах. Т.2 / Н. Я. Мясковский; [ред.-сост. С. С. Шлифштейн; предисл. Д. Д. Шостаковича]. -2-е изд. - М.: Музыка, 1964. - Т. 1.: Статьи, очерки, воспоминания о Н. Я. Мясковском. 393 с.

94. Мясковский, Н. Я. Собрание материалов в двух томах. Т.2 / Н. Я. Мясковский; [ред.-сост. С. С. Шлифштейн]. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1964. -Т. 2 : Литературное наследие. Письма. - М. : Музыка, 1964 . - 612 с.

95. Неизвестный Николай Мясковский. Взгляд из XX века: сб. статей / ред.-сост. Долинская Е. Б. - М.: Композитор, 2006. - 224 с.

96. Н. Я. Мясковский и С. С. Прокофьев. Переписка / Н. Я. Мясковский, С. С Прокофьев; [сост. Козлова М., Яценко Н.]. - М.: Сов. композитор, 1977. - 600 с.

97. Озеров, Л. А. Константин Бальмонт и его поэзия / Л. А. Озеров // К. Бальмонт. Избранное. Стихотворения. Переводы. Статьи. - М.: Художественная литература, 1983. - С. 3-28.

98. Озеров, Л. А. Песнь о солнце / Л. А. Озеров // Бальмонт К. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1990. - С. 3-18.

99. Орлов, В. Н. Бальмонт. Жизнь и поэзия / В. Н. Орлов // Серебряный век. Поэзия. - М. : Олимп ; ACT, 2000. - С. 194-198.

100. Пайман, А. История русского символизма / А. Пайман; [пер. с англ. В. В. Исакович]. - М.: Республика, 2000. - 415 с.

101. Порфирьева, А. Л. Стилистические особенности претворения слова в ранних романсах Н. Я. Мясковского / А. Л. Порфирьева // Вопросы музыкального стиля: сб. статей / отв. ред. Арановский М. Г. - Ленинград: ЛГИТМиК, 1978. - С. 68 - 82.

102. Порфирьева, А. Л. Камерное вокальное творчество Мясковского и новые пути развития русского романса I трети XX века: дис. ... канд. искусств.: 17.00.02. -Л., 1977. - 173 с.

103. Потяркина, Е. Е. К. Д. Бальмонт и русская музыка рубежа XIX-XX веков: дис. ... канд. искусств.: 17.00.02. -М., 2009. -260 с., прил.

104. Потяркина, Е. Е. Николай Мясковский и Константин Бальмонт / Е. Е. Потяркина // Неизвестный Николай Мясковский. Взгляд из XX века: сб. статей / ред.-сост. Долинская Е. Б. - М.: Композитор, 2006. - С. 58- 70.

105. Поэзия Вячеслава Иванова в русской музыке: Нотографический справочник прижизненных публикаций: 1913-1948 / сост. П. В. Дмитриев. -СПб.: изд. Тимофея Маркова, 2013. - 96 с.

106. Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора; пер. Н. С. Мавлевич. - М.: МГУ, 1993. - 512 с.

107. Поярков, Н. Е. Поэты наших дней. Критические этюды / Н. Е. Поярков. - М.: Типография И. М. Холчев и К, 1907. - 153 с.

108. Прокофьев, С.С. Дневник, воспоминания в 3х т. / С. С. Прокофьев. - Т. 2, 1919-1933. - Paris: SprkfV, 2002. - С. 730.

109. Раздольская, В. И. Искусство Франции второй половины XIX века / В. И. Раздольская. - Л.: Искусство, Ленинградское отд., 1981. — 324 с.

110. РГАЛИ. Ф.2040. Оп. 2. Ед.хр. 34.

111. РГАЛИ. Ф.2040. Оп. 2. Ед.хр. 36.

112. РГАЛИ. Ф. 2040. Оп. 2. Ед. хр. 37.

113. РГАЛИ. Ф. 2040. Оп. 2. Ед. хр. 136.

114. РГАЛИ. Ф. 2040. Оп. 4. Ед. хр. 3.

115. Ришар, Л. Эпоха символизма / Л. Ришар, Ж. Кассу, П. Брюнель, Ф. Клодон // Энциклопедия символизма: Живопись, графика, скульптура. Литература. Музыка / ред. В. М. Толмачев; пер. с фр. - М.: Республика, 1999. -287-332 с.

116. Ручьевская, Е.А. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века / Е. А. Ручьевская // Работы разных лет: сб. статей в 2 т. / отв.ред. Горячих В.В. - СПб.: Композитор, 2011. - Т.2. О вокальной музыке. 504 с.

117. Рябова, А. В. Камерно-вокальная музыка в контексте эстетико-стилевых исканий Серебряного века: дис. ... канд. искусств.: 17. 00. 02. / Рябова Анна Валерьевна. - Саранск,2005. - 163 с., прил.

118. Сабанеев, Л. Л. Воспоминания о России / Л. Л. Сабанеев; сост., вст. ст. Т. Ю. Масловская. - М.: Классика-ХXI, 2005. — 268 с.

119. Савельев, С.Н. Жанна д'Арк русской религиозной мысли. Интеллектуальный профиль 3. Гиппиус / С. Н. Савельев. М.: О-во Знание, 1992. - 64 с.

120. Садуова, А. Т. Импрессионизм в русской музыке рубежа Х1Х-ХХ веков: истоки, тенденции, стилевые особенности: дис. .канд. искусств. : 17. 00. 02. / Садуова Алия Талгатовна. - Уфа, 2011. - 247 с.

121. Сайко, Е. А. Образ культуры Серебряного века: культур-диалог, феноменология, риски, эффект напоминания / Е. А. Сайко. - М.: Проспект, 2005. 256 с.

122. Сарабьянов, Д. В. Русская живопись Х1Х века среди европейских школ / Д. В. Сарабьянов. - М.: Советский художник, 1980. - 264 с.

123. Сарабьянов, Д. В. Стиль модерн / Д. В. Сарабьянов. - М.: Искусство, 1989. -293 с.

124. Сегельман, М. Художник наших дней : полвека спустя / М. Сегельман // Неизвестный Николай Мясковский: Взгляд из XX века: сб. статей / ред.-сост. Долинская Е. Б. - М.: Композитор, 2006. - С. 215-222.

125. Сейфи, Т.Б. Формосодержательная функция цвета в творчестве русских символистов (на материале поэзии А. Белого и А. Блока) : дис. ... канд. культурол. наук: 24. 00. 02. / Сейфи Татьяна Булатовна. - Владивосток, 1999. - 187 с.

126. Серебряный век: стихотворения / отв. ред. Н. Розман. М.: Эксмо, 2015. -512 с.

127. Скворцова, И. А. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа Х1Х-ХХ веков / И. А. Скворцова. - М.: Композитор, 2009. -354 с.

128. Скребкова-Филатова, М. С. Вокальное творчество Н. Я. Мясковского // Н. Я. Мясковский Вокальные сочинения в 2-х т. М.: Музыка, 1981. -Т.1.-С. 3.

129. Скребкова-Филатова, М. С. Некоторые аспекты творческого процесса Н. Я. Мясковского / М. С. Скребкова-Филатова // Процессы музыкального творчества: сб. трудов РАМ им. Гнесиных. - Вып. 2. - №140. -М.: РАМ им. Гнесиных,1997. - С. 118-130.

130. Соколова, А. М. Н. Я. Мясковский / А. М. Соколова // История русской музыки в 10 т. / отв. ред. Ю .В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский. - М.: Музыка, 1997. - Т.10А. - С. 356-402.

131. Степанова, И. В. Слово и музыка: диалектика семантических связей / И. В. Степанова. - М.: МГК, 1999. - 288 с.

132. Тараканов, М. Е. Мелодические явления в гармонии С. Прокофьева / М. Е. Тараканов // Музыкально-теоретические проблемы советской музыки / сост. С. С. Скребков. -М.: Музгиз, 1963. - С. 104-147.

133. Толмачев, В. М. Творимая легенда / В. М. Толмачев, Ж. Кассу, П. Брюнель. Ф. Клодон и др. // Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература / ред. В. М. Толмачев; пер. с фр. - М.: Республика, 1999. - С.

134. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное / В. Н. Топоров. - М.: Издательская группа Прогресс Культура, 1995. 624 с.

135. Успенский, В. Н. Духовный аспект в музыке Мясковского Н.Я. и других русских советских композиторов [Электронный ресурс] / В. Н. Толмачев. - Режим доступа: http: //www. myaskovsky.ru/files/files/The_spiritual_aspect2.pdf.

136. Философия: Энциклопедический словарь / ред. А. А. Ивин. — М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.

137. Ханзен-Лёве, А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм / А. Хансен-Лёве; [пер. с нем. С. Бромерло, А. Ц. Масевич, А. Е. Барзах]. - Спб: Академический проспект, 1999. - 512 с.

138. Холопов, Ю. Н. Очерки о современной гармонии / Ю. Н. Холопов. - М.: Музыка, 1974 - 287 с.

139. Царева, Н. А. Философия культуры русского символизма и европейский постмодернизм (компаративистский подход): дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 / Царева Надежда Александровна. - Владивосток, 2009. -493 с.

140. Шеллинг, Ф. Философия искусства / Ф. Шеллинг; ред., вст. ст. П. С. Попова, М. Ф. Овсянникова. - М.: Мысль, 1966. - 496 с.

141. Шелудякова О. Е. Позднеромантические традиции в мелодике Мясковского / О. Е. Шелудякова // Неизвестный Николай Мясковский. Взгляд из XX века: сб. статей / ред.-сост. Долинская Е. Б. - М.: Композитор, 2006. - С. 170 - 179.

142. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление. Собр. сочинений в 5 т./ Артур Шопенгауэр; [пер. с нем. Ю.И. Айхенвальда]; ред. Ю.Н. Попова, вст. ст. и прим. А. Л. Чанышева. - М.: Московский клуб, 1992. -Т. 1. -490 с.

143. Чанышев, А. А. Человек и мир в философии Шопенгауэра / А. А. Чанышев. - М.: Знание, 1990. - 64 с.

144. Энциклопедия символизма: Живопись, графика, скульптура. Литература. Музыка / Ж. Кассу, П. Брюнель. Ф. Клодон и др.; ред. В. М. Толмачев; пер. с фр. - М.: Республика, 1999. - 429 с.: ил

145. Яроциньский, С. Дебюсси, импрессионизм и символизм / С. Яроциньский. -М.: Прогресс, 1978. -232 с.

146. Pritsker, M. In the musical history of the former Soviet Union... [Электронный ресурс] / M. Pritsker. - Режим доступа: URL:

http : //www. myaskovsky .ru/?id=35.

147. Tassie, G. Nikolay Myaskovsky: The Conscience of Russian Music / G. Tassie. - USA: Rowman & Littlefield Publishers, 2014. - 438 p.

148. Tassie, G. Myaskovsky and his recorded legacy ... [Электронный ресурс] / G.Tassie. - Режим доступа: http://www.myaskovsky.ru/?id=61.

149. Zuk, P. Musical modernism in the mirror of the Myaskovsky-Prokofev correspondence / P. Zuk // Russian Émigré Culture: Conservatism or

Evolution? / ed. by Flamm Ch., Keazor H., Marti R. - Cambridge: Cambridge scholars publishing, 2013. - P. 229-244.

150. Zuk, P. Nikolay Myaskovsky and the ' 'Regimentation' ' of Soviet Composition: A Reassessment / P. Zuk // Journal of musicology. - 2014. - № 3 (31). -P. 354-393.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта «Побледневшая ночь», соч. 2, № 3

Рисунок 2

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта «Бог не помнит их», соч. 2, №11

Рисунок 3

Н. Мясковский, сл. Вяч. Иванова, «Долина-храм», соч. 8, №2

а)

б)

Странъ ) Die ji ^ Р Р - трен-нихъ вер - i - gend-rei - пе U Л П ш Я J 1 и - ны ö - he • вста-ютъ,въс er - blinkt m Гг Jlt-Г V/i 5 ахъ, chnee, fBfti

—а

у b у » м п.—'V п^__ ^ 7 f i

в)

iJ>j>,i> ,-г- f|W . , к

Ы - Гу - ЛЫ ПОЛ - HO - Ein Schall und Wie - der - J7 7 tr LCJh -S^J- гла Aa2 СНЫ. len--. —I 7 J —■

5

Рисунок 4

Н. Мясковский, порядок следования романсов в вокальном цикле «Из юношеских лет», соч. 2. Автограф 1945 г. РГАЛИ, ф.2040, оп. 2, ед. хр. 36:

Рисунок 5

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта, «Сфинкс», соч. 2, №12. Автограф 1945 г. РГАЛИ, ф.2040, оп. 2, ед. хр. 36:

Рисунок 6

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта, «Смерть, убаюкай меня», соч. 2, № 10. Автограф 1945 г. РГАЛИ, ф.2040, оп. 2, ед. хр. 36:

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта, «Прелюдия», соч. 7, №1

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта, «Интерлюдия», соч. 7, № 3

Аррая вгош^о

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта, «Постлюдия», соч.7, № 5

Оцая! а]1еёго,соп равя1опв

Рисунок 10

а) «Пан» (Н. Мясковский, сл. Вяч. Иванова, «Пан и Психея», соч. 8, №3)

б) «Флейты любви» (Н. Мясковский, сл. Вяч. Иванова, «Гроза», соч. 8, №1)

в) «Свирель»(Н. Мясковский, сл. Вяч. Иванова, «Пан и Психея», соч. 8, № 3)

Рисунок 11

И. Стравинский, ст. А. Пушкина, сюита для голоса с оркестром «Фавн и Пастушка», соч. 2: №2 «Фавн»

а)

б)

Н. Мясковский, сл. Вяч. Иванова, «Гроза», соч. 8, №1 а) тт. 1-4

б) тт. 23-26:

Рисунок 13

Н. Мясковский, сл. Вяч. Иванова, «Пан и Психея», соч. 8, № 3 а)

Рисунок 14

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта, «Колыбельная», соч.2, № 1 а)

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта, «Все мне грезится.», соч.2, № 9

Рисунок 16

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта, «Романс (Норвежская девушка)», соч. 7,

№4

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта, «Альбатрос», соч. 2, № 8 а)

Рисунок 18

Н. Мясковский, сл. Вяч. Иванова, «Гроза», соч. 8, № 1, средний раздел: а)

Рисунок 19

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта, «В полночь месяц.», соч. 2, № 4: а)

б)

в)

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта, «У моря ночью», соч. 2, № 6 а)

б)

в)

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта, «Сфинкс», соч. 2, № 12

г Г ? Г Г I? ^Гг г

Рисунок 22

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта, «Все мне грезится.», соч. 2, № 9

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта, «Смерть, убаюкай меня.», соч. 2, № 10, средний раздел:

Рисунок 24

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта, «Побледневшая ночь», соч. 2, № 3

Рисунок 25

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта, «Сфинкс», соч. 2, № 12

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта, «Романс», соч. 7, № 2 а) тт. 3-4

б) тт. 10-12

Рисунок 27

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта, «Где-то волны отзвучали.», соч. 2, № 2

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта, «Романс (Норвежская девушка)», соч. 7,

а)

б)

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта, «Цветок», соч. 2, № 7

а)

б)

Рисунок 30

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта, «У моря ночью», соч. 2, № 6 а) первая строфа

У мо.ря мо . «ы», у мо. рл но . чью

Рисунок 31

Н. Мясковский, сл. К. Бальмонта, «Смерть, убаюкай меня», соч. 2, № 10

М. Мусоргский, сл. А. Голенищева-Кутузова, «Колыбельная», «Песни и пляски смерти», № 1

Lento doloroso

Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Ничего», соч. 4, № 2. а) издание 1922 г.:

б) редакция 1946 г., рукопись:

наброски музыкальных тем в сборнике стихов З. Гиппиус, принадлежавшем Н. Мясковскому:

а) «Камень»

б) «Боль»

в) «Так ли?»

г) «Заклинание»

■« 1 г V * » 'ь- : г* 1 1 1

# •

ЗАКЛИНАНЬЕ

Гкнлип, душ нюиупк,

Рисунок 34

Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Мгновение», соч. 4, № 7

б) С. Рахманинов, сл. Г. Галиной, соч. 21 №7

Рисунок 35

а) Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Цветы ночи», соч. 4, № 15, тт. 120-128

Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Цветы ночи», соч. 4, № 15, тт. 138-154

б) Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Дар», соч. 16, № 1 тт. 1 -11

тт. 13-25

в) Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Петухи», соч. 16, № 6

Рисунок 36

а) Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Противоречия», соч. 5, №1

б) Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Ничего», соч. 4, № 2

♦ и» ".

но кор.ки все це . пы там. под зем. леи.

в) Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Надпись на книге», соч. 4, № 6

,. . Мне Мк-ЛО От. вяе.чйн т .е.

Рисунок 37

Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Пауки», соч. 4, № 5 а) тт. 1-10:

б) тт. 11-16

в) тт. 25-29

г) тт. 47-52

а) Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Надпись на книге», соч. 4, № 6, тт. 1-8

б) Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Пауки», соч. 4, № 5, т.6; тт.38-39

Рисунок 39

Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Кровь», соч. 4, № 17

Рисунок 40

Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Надпись на конверте», соч.4, № 10 а) тт. 16-22

б) тт. 40-46

Рисунок 41

а) Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Боль», соч. 16, № 2 тт. 1 -12

И с слишкожъ скоро, и» « у ап |) но к стрем мтелытс-т но

Ко* - снуиъ у - глемъ

^ к I ь ___

¥ ^ 7 ^ ^ I =

тьму чгр . чу, кбп . кинъ та . ломъ

ППОТЬ ли _ ж/. ту _ го, ту . ГО

___

тт. 29-39

тт. 65-70

б) Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Однообразие», соч. 5, № 2, тт. 18-28

в) Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Надпись на конверте», соч. 4, № 10,

тт. 1 -5

г) Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Предел», соч. 4, № 18

Рисунок 42

Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Страны уныния», соч. 4, № 8

Рисунок 43

Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Заклинание», соч. 16, № 4 а)

л окопо. сально, 1ЫЯЫ1 ЛНЛИр

Расточн-ТеСЬ, ду_хн непослушные. разомкнитесь

рг II

у.эы не.по.пор . кы. я, распали .тесь, пидэгнвль.я душныя.

ляг-те.еи . хря, жална.с нЧ^рна.е

б)

Тке» И0 значительно

Рисунок 44:

Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Однообразие», соч. 5 , № 2

Рисунок 45

а) Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Цветы ночи», соч. 4, № 15

б) Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Страны уныния», соч. 4, № 8 тт. 8-16

в) Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Пыль», соч. 4, № 14

а) Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Луна и туман», соч. 4, № 13

б) Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Петухи», соч. 16, № 6

в) Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Однообразие», соч. 5, № 2, тт. 25-37

г) Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Страны уныния», соч. 4, № 8

д) Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Цветы ночи», соч. 4, № 15 тт. 85-91

тт. 111-118

а) Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Пауки», соч. 4, № 5, тт. 17-25

Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Пьявки», соч. 4, № 1 а) тт. 1 -14

б) тт. 15-23

в) тт. 23-25

г) тт. 29-40

Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Пыль», соч. 4, № 14, средний раздел (тт. 26-40)

Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «В гостиной», соч. 4, № 3

Немного НЕшрижешгЬс

а Ш Я нро>____ 5 ^— имъ п — □ „ ЛРА у у < ла . о. Нн.ко.

'4 роса ассе1вт >

Равнодушно, ултало

--Р—■ И V --" — 1 Ш-Л-Г7-Г-~1-Г^ - £

^—-Ч _ го не ло, блю. Ст. Р Р Г Р J Нк.че.гй не эна. - Ю. 7

~ ... ь^х --------------------- 'р

^ * —п л--------1

Я ТН - АО^ СИП*?-,.. га/Л е вцяил*> Гтг^-------- - ----

^.-¡¿йч^ 1 1 - ¡ш №тг ЗЩ&У -

'---- ... -

Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Ничего», соч. 4, № 2 а)

б)

Н. Мясковский, стихи З. Гиппиус, «Так ли?», соч. 16, № 3,

Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Серенада», соч. 4, № 4

а) Титульный лист вокального цикла «Одиночество». Рукопись. РГАЛИ, ф. 2040, оп. 2, ед. хр. 37.

б) Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Стук», рукопись.

в - г) Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Христианин», рукопись; Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Другой христианин», рукопись

Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Надпись на книге», соч. 4, № 6

Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Предел», соч. 4, № 18

Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Христианин», соч. 4, № 11

Рисунок 58

Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Другой христианин», соч. 4, № 12

а)

б) тт. 25-33

Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Стук», соч. 4, № 9

а)

б)

в)

Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус «Нескорбному учителю», соч. 4, № 16

Прогта. агкрггао

** I . я - с у Л. И» О. »«Ж .Л в* . ЛЗЙ. про .

Н. Мясковский, сл. З. Гиппиус, «Дар», соч. 16, № 1

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.