Генезис и духовно-содержательный аспект художественно-философской концепции символизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Ильина, Наталья Владимировна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 146
Оглавление диссертации кандидат философских наук Ильина, Наталья Владимировна
Глава I. Теоретические основы формирования и развития художественно-философской концепции символизма.
1.1. Историко-философские предпосылки и особенности формирования символизма как направления в культуре.
1.2. Символ в художественной философии символизма: функция, структура и смысл понятия.
1.3. Реализация художественно-эстетического идеала символизма: формальные и содержательные особенности художественных произведений.
Глава II. Проблема синтеза стилевых и культурологических традиций в художественно-эстетическом идеале символизма.
2.1. Романтика символизма: роль романтических традиций в формировании символисткой теории
2.2. Реализм символизма и символизм реализма: соотношение двух идеалов
2.3. Символизм и декадентство: проблема художественно-исторического соотношения концепций.
Глава III. Формирование и развитие символистского художественного образа: основные идеи и темы.
3.1. Идейно-художественная основа образов символизма.
3.2. Экзистенциальные темы в художественных произведениях символистов: человек мистический.
3.3. Образ человека в художественной философии символизма: между мистикой и эросом.
3.4. Образы Танатоса в символизме: проблема определения бессмертия.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Проблема целостности художественной формы в поэтике Серебряного века на примере диалога символизма и акмеизма2011 год, доктор культурологии Мусинова, Наталия Евгеньевна
Русская философская проза после 1917 года, символика мысли: А. П. Платонов, М. М. Пришвин, Л. М. Леонов2001 год, доктор филологических наук Дырдин, Александр Александрович
Смыслы и формы "новой драмы" в истории русской драматургии конца XIX - начала XX века2006 год, доктор филологических наук Страшкова, Ольга Константиновна
Культурфилософия русского символизма, теургия и откровение2003 год, доктор культурологии Жукоцкая, Зинаида Романовна
Культурфилософия русского символизма: теургия и откровение2003 год, доктор культурологических наук Жукоцкая, Зинаида Романовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Генезис и духовно-содержательный аспект художественно-философской концепции символизма»
Актуальность темы исследования. Исследование символизма как художественно-философской концепции в искусстве конца XIX - начала XX веков представляется нам актуальным, поскольку экспликация условий и особенностей формирования их теории позволяет раскрыть специфику мировоззрения символизма. Анализ концептуальных основ данного направления поднимается не впервые, но этот вопрос по-прежнему остается открытым для исследователей. Рассмотренное под новым углом зрения духовное и интеллектуальное наследие символизма расширяет сложившиеся представления о нем.
Влияние философии на искусство символизма привело к выявлению той области, за которой окончательно было закреплено наименование культуры, ибо это - область объективированной субъективности, опредмеченных форм. Мир символов выражал ценности социального общения, идеалы и верования. В результате тесного взаимодействия философии и культуры в концепции символизма появляются новые смыслы ценностей. Представления символистов об идеальном мире нашли свое отражение в формировании нового художественно-эстетического идеала. Его изучение помогает понять истоки современной художественной культуры.
Символизм - это общеевропейское явление. Мы не ставили задачу рассмотреть отдельные национальные школы и направления, а проанализировали наиболее общие черты, характерные для художественно-философской концепции символизма. Также, в сферу внимания нашей работы не попадают сравнительный анализ художественной философии символизма как направления в искусстве и собственно философских концепций символистов. Их работы мы будем привлекать только постольку, поскольку это будет необходимо для выявления сущности художественной философии исследуемого нами направления.
Центральное место в мировоззренческой системе символизма занимает проблема выявления скрытой реальности и определение реализма. Критика научного видения мира была сопряжена с поиском новой интерпретации 3 реального, а также с поиском смысловых оснований подлинного и свободного бытия личности, не желающей считать себя отныне «выводной», дедуцируемой окончательно из всеобщей субстанции. Символизм в поисках определения и выражения скрытой реальности положил, продолжил и еще больше обосновал идеалистические традиции в искусстве и культуре последующих художественных поколений. Пожалуй, наиболее наглядно это прослеживается в художественных направлениях, где философская мысль начинает занимать центральное место, оказывая влияние, тем самым, на характер художественных средства выражения (линия, цвет, рисунок, и т.д.). Последние иной раз достигают такого размаха, что становятся автономной формой (абстракционизм, супрематизм, конструктивизм и т.п.).
В концепции символизма сформировалось выразительное средство для выявления трансцендентной действительности - символ. Он одновременно содержал в себе тайну и мог осуществить мечту о соединении миров необходимости и свободы, природы и нравственной деятельности. В образе-символе предметный образ и глубинный смысл выступают как два полюса, немыслимые один без другого: смысл теряет вне образа свою очевидность, а образ вне смысла, с точки зрения символиста, становится простым подражанием предмету. Для символиста символ представляет собой органическое единство предметного начала и слова. В философско-эстетических построениях символизма эти два аспекта предстают в неразрывном единстве. Разведенные между собой они порождают «напряжение», в котором, по мнению ряда исследователей, и состоит сущность символа как элемента художественного мира. Смысл символа объективно осуществляет себя не как наличность, но как динамическая тенденция: он не дан, а задан. Если продолжить мысль Гёте, который назвал символ образом, сфокусированным в зеркале духа и сохраняющим тождество с объектом, то можно сказать, что множественность употребления одного символа разными художниками, а также разное восприятие этого символа множеством читателей и порождают бесконечную перспективу бесконечных проявлений и воплощений данного художественного образа, а значит, и 4 новых смыслов. Поэтому символизм сконцентрировал в себе суть культурной жизни XIX века, передвинув роль философской мысли с периферии в центр. Таким образом, с точки зрения символизма, мир человека с его ценностями и смыслами и есть подлинная культура, где личность приобретает свободу бытия, в отличие от сферы науки, где действует механизм внешнего воздействия или принуждения.
В обстоятельствах разработки нового понимания реализма и реальности в символизме формируется новый образ человека, который в результате высвечивается как образ человека переходной эпохи (конца XIX - начала XX веков). В символизме трансформация представлений о человеке исторически произошла на уровне художественно-образных и философских обобщений. С такой точки зрения еще боле отчетливо воспринимается, что символизм прошлого столетия способствовал возрождению духовных основ искусства, созданию нового художественного идеала.
Степень разработанности проблемы. Проблема символизма занимала значительное место в исследованиях философов, художников, историков, искусствоведов, начиная с конца XIX века. Среди подходов по изучению символизма существуют работы как по персоналиям, так и типологические исследования.
Задачи, поставленные в диссертации, решаются на материале классических философских, искусствоведческих, эстетических, культурологических работ, на примере живописи европейских и русских символистов. Поэтому имело значение общее обозрение персоналий живописцев-символистов, их концепций. Существует большая группа работ, посвященных европейским символистам: Я. Тугенхольд, М. Нордау, Д. Кристиан, А. Даманская, Р. Ульмер, А.ЬеЬгпап., Б.Аёашз, А.Согшги. Изучение художественного творчества русских символистов было проведено в трудах С. Яремича, А. Иванова, Э. Гомберг-Вержбинской, В. Ракитина, Н. Тарабукина, М. Алленова, Д. Коган, П. Суздалева, Н. Дмитриевой, М. Алпатова, Н.Сергеевой, И. Машбиц-Верова, Н. Маковского, В. Князевой. Все эти работы представляют большой интерес для изучения творчества 5 отдельных художников-символистов, однако не содержат философско-концептуального анализа символизма как феномена культуры.
Западноевропейский символизм в живописи не привлекал к себе специального внимания до второй половины XX в. Лишь в этот период на Западе начинается изучение его творческих основ и художественных идей: Anderson D. L. Symbolism, Balakian Anna. Bibliography of Symbolism as an International and Multi-Disciplinary Movement.
Основную часть работ по русскому символизму составляют литературоведческие исследования 3. Минц, С. Аверинцева, JI. Долгополова, JI. Колобаевой, Е. Ермиловой, С. Ломтева, И. Искржицкой. В их книгах и статьях рассматриваются проблемы жизни и творчества русских поэтов-символистов, проводится анализ художественно-эстетических идей программы русского символизма в поэзии, но живопись символизма в данных работах не отражена.
Проблема символа является ключевой в художественно-философской концепции символизма. В рамках символизма не существовало единой концепции символа. Поэтому исследование специфики символа в данном художественном направлении потребовало привлечение трудов философов-классиков, а также символистов-теоретиков. В западноевропейской философии исследование символа были освещены в трудах Г.В. Гегеля, Ф.В. Шеллинга, позднее у Э.Кассирера, З.Фрейда, К. Юнга, А. Уайтхеда. Эти работы по теории символа учитываются в нашей диссертации, однако не представляли для нас специального интереса, особенно более поздние исследования, так как они не оказали влияния на историко-философские условие формирования символа в концепции символистов.
В русской философии проблема символа наиболее полно разработана Вяч. Ивановым, П. Флоренским и А.Лосевым. Понятие символа у Вяч. Иванова уходит своим корнями в реальность. Символ - это экзистенциальный образ, который и выражает материальный смысл явления, и раскрывает его идеальное начало. Именно такое переосмысление понятия символа помогло символистам решить их концептуальные задачи: сакрализации реальности, раскрытия ее идеальной сущности. В статье «Логика символа» А.Ф. Лосев резко критиковал художников-символистов за слишком узкое понимание символа. По мнению философа, символисты рассматривали символ только как мистическое отражение потустороннего мира в каждом отдельном предмете и существе. И далее автор говорит о том, что символ в мистическом понимании не мог полностью раскрыть всю глубину данного понятия.
В отечественной литературе к проблеме символа обращаются в своих работах исследователи Е. Ермилова, Л. Колобаева, Н. Ведмецкая, А. Нижеборский. Но эти работы, во-первых, рассматривают литературный символизм, а, во-вторых, посвящены анализу уже явленных художественных символов в творчестве символистов, но не содержат научного исследования категории символа и его роли в концепции символизма.
История философско-эстетического осмысления символа полна противоречий. Принимая во внимание двойственность природы символа (его иррациональное и рациональное начала), философия связывает символ то с мифом, то с аллегорией. Разработка вопроса обращения символистов к мифологии потребовала привлечения работ А. Лосева, Д. Магомедовой, М. Малеева, Е. Мелетинского, 3. Минц, В. Топорова, Г. Шенкао, М. Шенкао, М. Элиаде. Так, Н. Топоров и 3. Минц считают, что символистской художественной ориентации на миф как продукт архаического сознания предшествовало общемировоззренческое обращение к самому архаическому сознанию. Сама структура бытия - индивидуального и космического — была осмыслена как мифоподобная, то есть как миф о мире, который, согласно 3. Минц, создают символисты.
Исследуя в диссертации проблему определения и познания реальности, стало необходимым обращение к работам А.Шопенгауэра «Мир как воля и представление», а также привлечение категорий трансцендентного и трансцендентального И.Канта.
В последние годы исследование художественно-философской концепции символизма была освещена в отечественной литературе в трудах 7
Бычкова В.В. «Эстетические пророчества русского символизма»; Е. Ермиловой «Теория и образный мир русского символизма»; И. Машбиц-Верова «Русский символизм и путь Александра Блока»; Г. Щуплова «Эрос. Россия. Серебряный век»; Г. Шелогурова «Об интерпретации мира в литературе русского символизма».
В рассмотрении антропологических проблем символизма были использованы труды как отечественных философов, так и европейских: В.Соловьева, М.Розанова, М.Бердяева, У.Блейка, Ф.Ницше. У Соловьева субстанция человека инкорпорирована в субстанцию божества, ведь человек принадлежит миру явлений лишь в своем чувственном облике, в существе же своем он - часть вечного, божественного мира. В «Критике отвлеченных начал» человек предстает как совечное Богу, нетварное существо. В целом, символистский образ человека был сформирован под влиянием философских идей Ф. Ницше о сверхчеловеке.
Для автора данной диссертации оказались важными темы, разрабатываемые в работах представителей ростовской философской школы: когнитивный анализ мифомышления Режабека Е.Я., взаимосвязи античной культуры и европейской цивилизации Драча Г.В., исследования по культурологии Шишовой Н.В., эстетике (Чичиной Е.А.), культурно-историческому смыслу времени (Штомпель Л.А.), работы по художественной культуре и эстетике Митиной И.В.
По исследованию символизма как явления культуры в русской живописи в последнее время также был написан ряд диссертаций: В. Видеркер рассматривает теоретические особенности формирования русского символизма; проблеме философско-культурологического анализа символа была посвящена диссертация П. Кретова; предпосылки формирования символизма были затронуты в работе В. Азаровой, рассматривающей предсимволистские художественные идеи и принципы - мистицизм, призыв искусства уходить от изображения повседневной жизни. В докторской диссертации О. Клинг «Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х гг. (проблемы поэтики)» на теоретическом и историческом 8 уровнях рассматривается проблема постсимволизма в России начала XX в. Существует ряд диссертационных работ, в которых исследуется влияние символизма на творчество отдельных персоналий.
Проведенный обзор и анализ исследований, имеющих в той или иной степени отношение к символизму, показал, что в научной литературе проблемы символизма и творчества художников-символистов имеют, в основном, эстетическую, искусствоведческую и литературоведческую традиции разработки. В настоящее время философский подход к анализу символизма как явления культуры находится в стадии становления.
В современной литературе не существует работ, рассматривающих специфику реализации теоретических принципов символизма (идея синтеза, жизнетворчество, теургия) в живописном символизме. Несмотря на многочисленные работы, посвященные анализу жизни и творчества художников-символистов, не написана еще целостная история живописного символизма.
Объект исследования: философская концепция символизма как направления в искусстве конца XIX - начала XX вв., ее основные идеи и принципы.
Предмет исследования: взаимовлияние и взаимопроникновение философско-концептуального и художественно-образного в искусстве символизма.
Цель исследования: экспликация и анализ художественно-философской концепции символизма.
В ходе достижения данной цели предпринимается решение следующих задач:
1. Уточнить историко-культурные и историко-философские предпосылки формирования художественно-философской концепции символизма.
2. Провести компаративистский анализ символизма и современных ему художественных течений: романтизма, реализма и декадентства.
3. Проанализировать философское значение формально-содержательных элементов символистских образов.
4. Рассмотреть трансформацию образа человека в художественно-философской концепции символизма.
5. Выявить основные характеристики человеческой реальности в художественных образах символизма.
Теоретико-методологические основы диссертации. Проблематика данной диссертационной работы охватывает область философских, культурологических, искусствоведческих и художественных исследований. Поэтому теоретико-методологической основой исследования избраны историко-культурный и художественно-философский подходы философии культуры, которые предполагают сопоставление и пересечение нескольких форм анализа. Философский анализ позволил выявить специфику концепции символизма как художественной теории, рассматривающей проблему взаимоотношения человека и трансцендентной реальности. Художественный анализ показал механизмы возникновения символизма как новаторского направления в искусстве конца XIX - начала XX вв. Историко-философский и историко-культурный анализ позволили показать процесс формирования символизма и его культурную специфику в художественном культуре Европы и России.
В работе использован сравнительно-исторический метод исследования ввиду того, что новые элементы художественно-философской концепции символизма образовались, в том числе из уже существующих структурных элементов предшествующих символизму художественных направлений. Элементы герменевтического метода помогли осознать культурно-историческую картину символизма, осмыслить его историческое развитие, выявить в художественных произведениях символистов как исторические, так и семантические аспекты.
В исследовании отдельных проблем были использованы элементы структурного и системного анализов. С помощью структурного анализа выявлено единство формальных и содержательных элементов художественно-философской концепции символизма. Элементы системного анализа позволили вписать теорию символизма в стилевую систему эпохи.
В диссертации также были использованы такие частные приемы, как анализ, синтез, сравнение и обобщение, обеспечившие необходимую степень детализации рассмотрения.
Эмпирические основы диссертации. Сложность и многогранность изучаемой проблемы определили и выбор источников. В ходе исследования были использованы:
1. Художественные произведения живописи: А.Муха, Б. Джонса, Г.Климта, Г.Моро, Г.Россетти, М.Дени, М.Чюрлениса, О. Бердсли, О.Редона, П. Шованна, У.Блейка, Ф.Ходлера; среди русских художников - Л. Бакста, А. Бенуа, М.Врубеля, Н.Рериха, К.Сомова.
2. Стихи поэтов-символистов: А. Блока, А. Белого, З.Гиппиус, А.Брюсова, Ш.Бодлера, С.Малларме, Ж.Мореаса.
3. Письма, дневники, философские статьи, художественные произведения символистов (А.Белый «Символизм как миропонимание»; М. Метерлинк «Синяя птица», «Сокровище смиренных»; Ж.-К Гюисманс «Наоборот»).
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
1. Расширены и детализированы представления об историко-культурных и историко-философских предпосылках формирования художественно-философской концепции символизма.
2. Проведен компаративистский анализ символизма и современных ему художественных течений: выявлено общее и особенное в формально-содержательных элементах символизма.
3. Показано, что формальные и содержательные элементы образов символизма несут в себе определенный философский смысл: выявление сущности трансцендентной реальности.
4. Выявлено, что в художественно-философской концепции символизма возникает новый образ человека - человек мистический, сущностной характеристикой которого является его взаимосвязь с потусторонней действительностью.
5. Реальность человека мистического в концепции символизма определяют экзистенциалы любви, эротики, смерти и бессмертия: раскрывают его божественную сущность.
Положения, выносимые на защиту.
1. Историко-философской предпосылкой формирования художественно-философской концепции символизма, наряду с философией иррационализма А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, стало кантовское разделение трансцендентной и трансцендентальной реальностей. Историко-культурными предпосылками стали антипозитивизм, антитехницизм, критика буржуазного общества и реалистического направления в искусстве. Символизм как художественное течение с самого момента своего возникновение пытался выйти за пределы собственно искусства и стать художественно-философской концепцией, определенным мировоззрением, целью которого является переосмысление основ художественного творчества и преображение человечества.
2. Сопоставление формальных и содержательных элементов символизма с романтизмом, реализмом и декадентством, показало, что формальные элементы символизма, хотя и претерпели большие изменение, но осталась в русле традиций реализма (форма, цвет) и романтизма (линия, колорит), содержательные элементы наполнилось значительным философским значением. Его смысл раскрывается в идеи жизнетворчества: художник, создавая новые художественные формы, создает тем самым новые формы жизни.
3. Переосмысление формально-содержательных элементов символизма заключалось в создании и выражении образов, связанных с трансцендентной реальностью, определяющейся как духовная, идеальная.
4. В художественно-философской концепции символизма возникли новые антропологические представления, образ человека переосмысливается в характере мистицизма. Создается образ мистического человека, сущность которого состоит в его взаимосвязи со скрытой божественной, потусторонней реальностью.
5. Основными характеристиками человеческой реальности в символизме стали экзистенциалы любви, эротики, смерти, бессмертия. Они являются ключевыми моментами в образе мистического человека, так как предпола! ают, что высшей формой проявления связи человека с трансцендентного реальностью является испытываемое им чувство любви, особенно в ее эротической форме, которая дает ему бессмертие, таким образом, смерть становиться не концом жизни, а переходом в иную, более содержательную жизнь.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изложенные в ней результаты расширяют уже имеющиеся представления о символизме как культурном явлении, показывают его художественную и философскую сложность и неоднородность. Специальное исследование художественно-философской концепции символизма впервые в отечественной литературы по философии культуры и культурологи выявило его генеалогию и представило символизм как целостную систему культуры, что способствует более глубокому и точному пониманию и интерпретации символизма как теоретиками культуры и искусства, так и деятелями художественной культуры.
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в исследовательской работе, а также в учебно-педагогической деятельности, чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсам философии культуры и культурологии, эстетике и истории эстетических учений, истории и теории культуры, истории искусства. Работа имеет существенное практическое значение для искусствоведов, музейных работников, поскольку создает теоретическую базу для исследования и атрибуции художественных произведений символизма.
Апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования были представлены на III Всероссийском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия», а также на следующих научно-практических конференциях: - научная конференция
13 молодых ученых, аспирантов и студентов «Перспектива» по научному направлению «Философии и Социология» (Кабардино-Балкария, Нальчик, 2002); - конференция молодых ученых юга России (Ростов-на-Дону, 2003); -научно-практическая конференция «Рациональность и вымысел» (Санкт-Петербург, 2003); - международная конференция «Человек-Мир-Культура. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований» (Киев, 2004); - ежегодная конференция-семинар молодых ученых «Науки о культуре - шаг в 21 век» (Москва, 2004); - «Молодежь XXI века - будущее российской науки» (Ростов-на-Дону, 2005); а также на заседаниях отдела послевузовской подготовки СКНЦ ВШ. По теме диссертации опубликовано 10 работ, общим объемом 1,7 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих десять параграфов и заключение. Объем основного текста составляет 138 страниц. Список литературы включает 121 наименование, в том числе два на английском языке.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Ценностно-смысловые основания эстетики русского символизма2011 год, кандидат философских наук Неженец, Иван Николаевич
Проза Г. Чулкова: проблематика и поэтика2011 год, кандидат филологических наук Исеналиева, Дина Германовна
Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы 1910 - 1930-х гг.2001 год, доктор филологических наук Давыдова, Татьяна Тимофеевна
Культура западноевропейского средневековья в восприятии русского символизма2000 год, кандидат культурол. наук Карпачева, Олеся Александровна
Проблемы мифологизма в поэзии Федора Сологуба1998 год, кандидат филологических наук Дмитриевич, Николай Петрович
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Ильина, Наталья Владимировна
Выводы по главе III.
Визуальное воплощение иррациональных идей концепции символизма имело богатые художественно-философские корни.
Во-первых, художественный образ символизма в историко-культурном отношении подпитывался от мифов и легенд. Это объяснялось как, антисцентискими и антибытовыми взглядами символистов, так и своеобразным возвратом к романтическим традициям.
Во-вторых, обращение символистов к духовной стороне жизни, определили и формирование образа мистического человека. Таинственный мир символизма привел к существенно новому идеалу таинственного человека. Идеал мистического человека предположил, что высшей формой проявления связи человека с трансцендентной реальностью является испытываемое им чувство любви. Божественная сущность любви проявляется в том, что любовь дает бессмертие, то есть становиться не концом жизни, а переходом в иную, более содержательную жизнь.
В-третьих, новая интерпретация взаимосвязи смерти, любви и бессмертия, позволило по-новому определит не только эти понятия, но образ самого человека - «сверхчеловека»: если для простого человека смерть неизбежна, то для «сверхчеловека» должны быть условия, при которых возможно или вовсе не умирать, или, умерев, воскреснуть для вечной жизни
В-четвертых, стремление символистов к мистификации, вырвало смерть из общего ряда природных явлений. Они сосредоточили внимание на проблеме смерти как на проблеме собственного спасения. Смерть ощущается ключевым моментом всего человеческого существования, требующей наибольшего сосредоточения душевных сил.
Заключение.
Анализ концепции символизма показал, что символизм как художественное направление, это не только социально-исторический феномен, но и сложная художественно-философская концепция. Смысл возникновения всей концепции символизма может быть раскрыт через анализ тех историко-культурных условий, в которых он сформировался. В ходе исследовании было уточнено, что символизм - это не только протест против узкого научного понимания мира, против научно-технического прогресса и промышленной революции конца девятнадцатого века, но и особое культурное явление, основанное на идеалистических положениях.
Для того, что бы понять сущность символистской концепции потребовалось понять, что она представляет собой особую «мистическую» философию, корни которой во многом берут свое начало в иррационалистической философии. Специфика мировоззрения символистов основывалась на том представлении, что мир это загадка, тайна, в некотором роде даже сказка. Постичь такую сверхъестественную действительность возможно только интуитивным путем, но не рациональным. Таким образом, символизм возрождает духовное предназначение искусства.
На основе художественно-философского подхода было выяснено, что, в поиске раскрытия подлинной реальности, символисты нашли уникальное средство для ее раскрытия - символ. Он стал тем уникальным «орудием», которое позволило художникам проникнуть в потусторонний мир, раскрыть его духовную природу. Визуальное воплощение мистических образов символизма, потребовало четкой выработки формальных и содержательных нормативов.
В поисках истинной реальности символисты, с одной стороны, возрождают в своем художественном творчестве романтические традиции, а с другой, разрушают реалистические представления о мире.
Иррационалистическое постижение мира, сформировало в символизме особый образ человека - человека мистического. Загадка такого человека
137 заключалась в том, что он, испытывая любовь, не умирал, а переходил в иную, более содержательную жизнь. Поэтому смерть и любовь стали ключевыми художественными образами в творчестве символизма.
Таким образом, в ходе анализа взаимоотношения философии и культуры в концепции символизма, были прояснены предпосылки возникновения символизма, а также его художественно-философская специфика. Ответ на эти вопросы, с одной стороны показывает, что искусство символизма - это не только социальный и исторический феномен, но и способ познания действительности, следовательно, искусство должно быть в центре жизни, а не на ее периферии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ильина, Наталья Владимировна, 2007 год
1. Балашов Л.Е. Жизнь, Смерть, Бессмертие. - М.: Из цикла Философские беседы , 1996. - 96 с.
2. Бальмонт К. Д. Стозвучные песни: Сочинения (избранные стихи и проза). Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1990. - 254 с.
3. Барт Р. Мифологии. М.: из-во им. Сабашниковых, 2004. - 320с.
4. Белый А. Арабески. Книга статей. М., 1911. - 399 с.
5. Белый А. Символизм как миропонимание.- М.: Республика, 1994. 526 с.
6. Белый А. Эмблематика смысла // А.Белый. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 х томах. Т. 1. - М.: Искусство, 1994. - 478 с.
7. Бердслей О.-М.: ЭКСМО, 2003. 216 с.
8. Бердяев Н. А. Эрос и личность Философия пола и любви.- М.: 1989.385 с.
9. Бердяев Н. Метафизика пола и любви // Русский эрос или философия любви в России. М., 1991. - 252 с.
10. Бердяев H.A. Смысл творчества: Опыт оправдания человека // Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.- 432 с.
11. Бердяев Я. А Философия любви. Смысл творчества.- М., 1989. с.ЗЮ
12. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. JL: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1973.- 567 с.
13. Блок А. Стихотворения. Поэмы.- М.: Художественная литература, 1978.-384 с.
14. Бодлер Ш. Цветы зла. М.: Харвест, 2004.-368 с.
15. Бранский В.П. «Искусство и философия»,- Калининград.: Янтарный сказ, 1999.-703 с.
16. Брюсов В.Я. Вчера, сегодня и завтра русской поэзии//Сочинения в 2-х томах. М.: Худ. лит., 1987. - Т.1.
17. Брюсов В.Я. О искусстве//Сочинения в 2-х. М.: Худ. лит., 1987. - Т.1.
18. Брюсов В.Я. Смысл современной поэзии//Сочинения в 2-х томах. М.: Худ. лит, 1987.-Т.1.-432 с.
19. Бычков В.В. Эстетические пророчества русского символизма.- М.: Полигнозис. 199-. - № 1.- с. 83 - 104
20. Волынский А. Борьба за идеализм. СПб, 1900. - 258 с.
21. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса: М, Республика, 1994.--С.368
22. Галеви Д. Фридрих Ницше. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 380 с.
23. Гулыга A.B. Миф как философская проблема//Античная культура и современная наука. М.: Наука, 1985. - 275 с.
24. Гюисманс Ж.-К. Наоборот/ Пер. с фр. Е.Л. Кассировой, В.М. Толмачева. M.: FreeFly, 2005 - 240 с.
25. Даманская А.Ф. Гюстав Моро.- М.: Аполлон.-1911.- №4.
26. Данто А. Ницше как философ М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2001. - 280 с.
27. Дмитриева H.A. Михаил Врубель.- М: Детская литература, 1984. 107 с.
28. Драч Г. Античная культура и европейская цивилизация,- Ростов-на-Дону: ИПК при РГУ, 1991.- 53 с.
29. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М.: Наука, 1989. - 176 с.
30. Жирмунский В.М. Метафора в поэтике русских символистов // Новое литературное обозрение. 1999,- № 35.- с.225 - 226.
31. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика.- СПб.: 1996.- с. 199.
32. Жирмунский В.М. Религиозное отречение в истории романтизма,- М, 1999.-285 с.
33. Иванов Вяч. Собр. соч. Брюссель, 1974. - Т 8,- 829 с.
34. Исупов К.Г. Русская мысль о смерти.- СПб: Ступени, 1993. -№1 (7).-319 с.
35. Казин A.J1. Неоромантическая философия художественной культуры// Вопросы философии. -1980. -№ 7. 155 с.
36. Кант И. Сочинения в 6 томах.- М, 1965, Т.4 4.2 .- 264 с.
37. Кант И. О различии возвышенного и прекрасного у мужчин и женщин // Кант И. Сочинения. М.: Мысль, 1964. - Т.2. - 359 с.
38. Кант И. Основы метафизики нравственности.- Соч. т. 4. ч.1. М.,1965,-233 с.
39. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу.- М., 1972. 289 с.
40. Климентов А. Романтизм и декадентство. Философия и психология романтизма как основа декадентства (символизма).- Одесса. 1913. 467 с.
41. Князева В.П. Рерих Н. М.: Искусство, 1968. - 160 с.
42. Козырев А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели// Вопросы философии.- 1995,-№7.- с. 59—78.
43. Константин Андреевич Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников,- М., 1979. 624 с.
44. Кривцова Л.А. Язык изобразительного искусства: семиотический, антропологический и эпистемологический аспекты: автореф. дис. канд. философ, наук, специальность 09.00.01 онтология и теория познания-Иваново, 2005.- 21 с.
45. Кристиан Д. Символисты и декаденты.- М.: Искусство, 2000. 92 с.
46. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма- М.: Политической литературы, 1980. 272 с.
47. Лосев А.Ф. История античной эстетики.- М.: Искусство, 1992.- 657 с.
48. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство.- М., 1976. -331 с.
49. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: изд-во Политической литературы, 1991. - 525 с.
50. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение,- М., 1995. 320 с.
51. Лотман Ю.М. О мифологическом коде сюжетных текстов//Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. - с.86
52. Маковский Н.К. Чюрленис.- М.: Аполлон, 1911, №5
53. Малеева М.А. Миф как социокультурный феномен: автореф. дис. канд. философ, наук., специальность 24.00.01 теория и история культуры. -Черкесск, 2005.- 24 с.
54. Машбиц-Веров И. Русский символизм и путь Александра Блока.-Куйбышев: Куйбышевское книж. изд-во, 1969. 349 с.
55. Межерицкая Н.В. Человек в поле визуальной культуры (гендерный аспект): автореф. дис. канд. философ, наук., специальность 09.00.13 -религиоведение, философская антропология, философия культуры. Ростов -на - Дону, 2002.- 22 с.
56. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 264 с.
57. Метерлинк М. Синяя птица; перевод Н. Любимова.- М.: изд-во Художественная литература, 1972. 188 с.
58. Метерлинк М. Сокровище смиренных. Мудрость и судьба / Перевод с французского Н. Минского, Л. Вилькиной. Предисловие В. Розанова.- Томск: Водолей,1994. 256 стр.
59. Мир Искусства. 1900. № 17-18. С. 105-110.
60. Митина И. В. Гротеск в художественной культуре. Культура деятельности. Межвузовский сборник научных трудов. Ростов-на-Дону: из-во РГПУ, 1999.
61. Митина И. В. Жанр как эстетическая категория (материалы к лекции). //Гуманитарные и социально-экономические науки.- 2000.- № 3.
62. Митина И. В. Лосев А.Ф. о живописи и музыкальном в портретах. //Семинар ВУЗов Северо-Кавказского региона «Роль ВУЗов в системе непрерывного образования», тезисы докладов, Ростов-на-Дону.- 1994.- № 3-4
63. Митина И. В. Понятие «Стиль». Генезис и эволюция. //Гуманитарные и социально-экономические науки.- 2000.- № 2,- с. 32-34.
64. Митина И. В. Романтизм в Западно-Европейской культуре. Материалы к лекции по курсу «История культуры».// Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион. Общественные науки.-1999.- № 2.-е. 86-92.
65. Митина И. В. Фантастика как художественный тип мышления. //Культура деятельности. Межвузовский сборник научных трудов. -Ростов-на-Дону.-1999.- с. 95-97
66. Митина И. В.Художественная культура: понятие и сущность. //Гуманитарные и социально-экономические науки.-2000. № 1.-е 109-110.
67. Мордовцева Т.В. Идея смерти в культурофилософской ретроспективе,-Таганрог: ТИУиЭ, 2001.- 361с.
68. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей.- М.: Политическая литература, 1991.- 464 с.
69. Некрасова E.H. Романтизм в английском искусстве. М., 1975. - 255 с.
70. Ницше Ф. «По ту сторону добра и зла, Казус Вагнер, Антихрист, Ессе Homo».- Минск.: Харвест, 2003. 879 с.
71. Ницше Ф. Ессо Номо. Соч. в 2-х т.т.2.- М., 1990. 727с.
72. Нордау М. Вырождение. Современные французы. М.: Республика 1995.-c.399
73. О женщинах / JI. Толстой, А. Бокль, А. Шопенгауэр, Г. Спенсер. СПб.: 1902.-245с.
74. Платон Федр. Пир. Федр. Парменид.- М.: Мысль, 1999. 526 с.
75. Потебня A.A. Теоретическая поэтика. М.: Высшая школа, 1990. - 384 с.
76. Режабек Е.Я. Мифомышление: когнитивный анализ.- М.: Едиториал УССР, 2003. 304 с.
77. Розанов В. В Уединенное.- М., 1990. 544 с.
78. Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного. М., 1995. - 421с.
79. Розанов В. В. Опавшие листья. Короб второй и последний // Розанов В. В. Уединенное. М., 1990. - с. 328.
80. Розанов В. Женщина перед великою задачею // Розанов В. Соч. т. 1. -М., 1991.-245 с.
81. Розанов В.В. О символиаах // Русское обозрение.- 1896.- № 9. с.329
82. Ропшин Н. Тоска но смер I и// Свобода и культура.-1906.- №7. 425с.
83. Русская литература XX века: 1890-1910. // Под ред. проф. С.А. Венгерова. Кн. 1-2. М.: Изд. дом XXI век - Согласие, 2000 (переиздание книги, вышедшей в 1914-1918 гг.) - 543 с.
84. Сапожкова С. Альбом Пятниц // Новое литературное обозрение. -1996.-№ 18
85. Сергеева Н.В. Рерих и Врубель : Эстетика русского живописного символизма. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002. - 72 с.
86. Соловьев В.С. Сочинения, Т2; общ. Ред. и сост. Гулыга, А.Ф. Лосева.-М.: Мысль, 1988.-415 с.
87. Соловьев Вл. Жизненная драма Платона // Соловьев Вл. Соч. в 2 т.-М., 1988.- т.2-619 с.
88. Соловьев Вл. Смысл любви // Русский эрос или философия любви в России/ Сост. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991. - 361 с.
89. Соловьев Вл. Соч. В 2 т. М., 1988 -Т. 2.-513 с.
90. Сотникова Н.Н. Смерть как нравственный идеал в философии А. Шопенгауэра; Фигуры Танатоса. Философский альманах. Пятый специальный выпуск. СПб.- 1995.
91. Суздалев В. Врубель и Лермонтов.- М., 1992. 172 с.
92. Ульмер Р. Муха.- М.: Арт-Родник, 2002. 96 с.
93. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988.-396 с.
94. Федорова M. M. Образ смерти в Западно-Европейской культуре// Человек.-1991- №5. 396 с.
95. Флобер Г. Иродиада.-М.: 1956.- 165 с.
96. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины,- М., 1990.- Т. 1 -812с.
97. Фрейд 3. Введение в психоанализ.- M., 1989.-381 с.
98. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. -800 с.
99. Фролова И.Т. Философский словарь.- М.: Республика, 2001. 719 с.
100. Ходасевич В. Ф. Некрополь.- Брюссель, 1939. 362 с.
101. Цит. По Lehman A.G. The Symbolist Aesthetic in France. P.158.
102. Человек и природа, ж. 10\92 Человек и восприятие мира.- М.: Знание. .-1992.-№2.
103. Чичина Е.А. Эстетика. Учебное пособие для ВУЗов. Ростов-на-Дону, 1998.-544 с.
104. Шелогурова Г. Об интерпретации мифа в литературе русского символизма//Из истории русского реализма конца 19 начала 20 веков под ред. Соколова А.Г. - М.: из-во Московского университета, 1986. - 423 с.
105. Шенкао М.А. Основы философской танатологии.- Черкесск, 2002. -251 с.
106. Шенкао М.А., Шенкао Г.Х., Малеева Миф как феномен социальной жизни и культуры.- Черкесск: КЧГТА, 2006. 137 с.
107. Шестаков В.П. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство.- М: Республика ТЕРРА книжный клуб, 1999. - 464 с.
108. Шишова Н.В. Культурология.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 472 с.
109. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление.- М.: Наука, 1993. Т. 2.829 с.
110. Шпенглер О. Закат Европы.- М., 1987.-222 с.
111. Штомпель JI.A. Время: культурно-исторический смысл: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук: 24.00.01-теория культуры.-Ростов-на-Дону, 1998. 24 с.
112. Щедрина Г.К. О художественной культуре модернизма: в развитие одной идеи.- сборник к 80-летию М.С. Кагана, серия Мыслители.- СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.- вып. 4,- стр. 2
113. Элиаде М. Мифы. Сновидения. Мистерии. М., 1998. - 288 с.
114. Эллис (H.H. Кобылинский) Русские символисты. Томск: Водолей, 1998.-288 с.
115. Энциклопедия символизма/ составитель Жан Кассу.- М., Республика, 1998.-432 с.
116. Эрос. Россия. Серебряный век./ Сост. Щуплов А. М.: Серебряный бор, 1992. - 304 с.
117. Эрос. Страсти человеческие/ под ред. Сергеевой И.А.- М.: Советский писатель, 1991. 333 с.
118. Юнг К. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити,1991. 368 с.
119. Adams S. The Art of Pre-Rafaelites. L., 1988
120. Comiru A. Gustav Klimt. L., 1988
121. Гуссерль Э. Логические исследования, в 2-х томах, 1900 и 1901 http://filosof.historic.ru/books
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.