Социальные и гуманистические аспекты экологической проблематики в советской прозе 70-х начала 80-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Крюкова, Галина Васильевна

  • Крюкова, Галина Васильевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1984, Киев
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 209
Крюкова, Галина Васильевна. Социальные и гуманистические аспекты экологической проблематики в советской прозе 70-х начала 80-х годов: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Киев. 1984. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Крюкова, Галина Васильевна

1. ВВЕДЕНИЕ.2

2. Глава I. НРАВСТВЕННО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И

КОНЦЕПЦИЯ ГЕРОЯ.21-Ц

3. Глава П. СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ И

СРЕДСТВ.113

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальные и гуманистические аспекты экологической проблематики в советской прозе 70-х начала 80-х годов»

I Природный мир в разнообразных его формах и проявлениях - извечный и неисчерпаемый объект познания человека.

Человек живет природой. Что физическая и духовная еизнь человека неразрывно связана с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы"1.

Однако в процессе эволюции, оставаясь, подобно всем прочим 2 формам, ".такой же частью природы, но одаренной сознанием" , человек постепенно отделял себя от нее. Испытывая на себе Евс-токие стихийные силы природы, борясь с ними за овое существование; "очеловечивая" природу в процессе труда; он противопоставлял себя, свое индивидуальное начало вещеотву природы.

Так в двуедином диалектическом проявлении эта проблема оказалась одной из самых давних и постоянных в художественной литературе.

Щеал единства человека и природы всегда присутствовал в искусстве и литературе, но кавдая эпоха добавляла свой штрих к его интерцретации, исходя из социальных условий,- из общефилософокой концепции человека, его трудового опыта, социальной и нравственной оущности, исторической перспективы его развития.

Советская проза семидесятых- начала восьмидесятых годов стала рубеЕом в художественном исследовании нового отношения человека к миру природы.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. Экономическо-фило-софские рукописи. - М.: Госполитиздат, 1956, о. 565. о Толстой Л.Н. Полное собрание оочинений в 90 томах. - М. : ГИХЛ> 1928 - 1958, т. 46, с. 241.

Стремительное преобразование окружавдей среды в условиях НТР ^крайне обострило противоречия между потреблением и сохранением богатств природы. Оказалось, что эти противоречия чреваты напряженнейшими конфликтами.

Прозорливое предостережение ВД.Ленина о том, что "человеческие проекты,^ не считающиеся с великими законами природы, приносят только бедствия"*, получило в целом ряде случаев весьма весомые подтверждения, которые заставили и литературу по-новому осмыслить извечную взаимосвязь человека и природного мира, серьезно поставить вопрос о формировании экологического сознания. Этому способствовали и законодательные акты, постановления Советского правительства последних лет по проблемам природопользования в нашем обществе на современном этапе его социально-экономического развития: решения сессии Верховного Совета СССР /сентябрь 1972 г./; Обращение ко всем народам мира с призывом "объединить и активизировать усилия во имя сохранения и восстановления при2 родной среды, окружающей человека" , принятое 27 декабря 1972 на торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в связи с 50-летием образования СССР; введение в 1974 году в Государственные планы развития народного хозяйства СССР специального раздела по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов; выделение раздела "Охрана природы" в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1900 года";

1 Ленин В.И. Конспект переписки К.Маркса и Ф.Энгельса 1844 -1883 г.г. - М.: Госполитиздат, 1968, с. 398.

2 Ведомости Верховного Совета СССР, 1972, № 52, с. 814. принятие Совместного /ЦК КШС и Совета Министров СССР/ Постановления "О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов" /I декабря 1978 г./1. Свидетельством исключительной остроты политического, социального и нравственного регулирования вопросов взаимоотношений современного человечества с природным миром является также одобрение ХХХУ сессией ООН предложения Советского Союза "Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущего поколений", о запрещении воздействия на природу в военных целях.

Тем не менее, как обмечалось на Пленуме Центрального Комитета КПСС в декабре 1983 года, несмотря на серьезность предпринимаемых усилий,; "острота проблемы не снимается с повеотки дня.Это свидетельствует о том, что нужно более настойчиво и целеустрем2 ленно проводить работу по охране природы . ^ Современный нравственно-философский аспект проблемы "человек - природный мир" связан превде всего с традициями русской классической литературы. Именно в творчестве А.Пушкина; Ф.Тютчева, С.Аксакова, А.Кольцова, И.Тургенева, Н.Невдсова, Л.Толстого, А.Чехова состоялось "отбытие" нравственно-очищающего, облагораживающего и врачующего воздействия природы на человеческую душу и прогде всего на душу русского крестьянина, жизнь которого протекала в теснейшем сотрудничестве с природой. 1

Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8; доп. - М.: Политиздат, 1981, т. 13, 1978-1980 г., о. 281-297. о

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС /26-27 декабря 1983 г./ - М.: Политиздат, 1984, с. 17.

Конечно, в литературе XIX века нашла овое отражение и научная, преобразовательская тенденция, которая переосмысливала самоценность природного мира: "И ухе девственная природа не идет ни в какое сравнение с "рукодельной природой", - писал П.Вяземский. Но эта же литература предостерегала против излишне рационалистического подхода к природе:

Покуда природу любил он, она Любовью ему отвечала». Но чувство презрев, он доверил уму, Ддался в сухоту изысканий. И сердце природы забылось ему.

Е.Баратынский/1. Эти традиции были развиты в творчестве советских писателей и прежде всего в творчестве М.Горького, С.Есенина, М.Пришвина, К.Паустовского, Л.Леонова, в произведениях которых в полную силу зазвучала тема гражданской ответственности современника перед близкими и дальними потомками за сохранение природных источников человеческой жизни, нравственной чистоты и здоровья человечества.

В 30-е годы задачи социалистического строительства определяли темп и масштаб вторжения человека в мир природы,его освоение было безусловно положительным явлением, т.к. способствовало развитию научно-технического прогресоа. Академик А.Ферсман писал в те годы: "Мы хотим быть завоевателями природы, борцами за ее под1 чинение человеку, его культуре и его хозяйству. Мы не можем просто гулять по широким просторам нашей Родины, - мы должны

1 Баратынский Е.А. Стихотворения и повмы. - М.: Художественная литература, 1971, о. 251. быть участниками ее переустройства и творцами новой жизни"*.

Пафосом созидательного покорения природы пронизаны "Женьшень" М.Пришвина, "Соть" Л.Леонова, "Энергия" Ф.Гладкова, "Пустыня" П.Павленко, "Кара-Бугаз" и "Колхида" К.Паустовского. Тенденцию этих произведений выражают слова, сказанные о К.Паустовском: "его романтическая мечта объективно соответствовала научно-техническим и социальным тенденциям времени. Поэтому-то они и находились в таком органическом контакте с действительной прак2 тикой социалистических преобразований" .

И все Ее философско-эстетичеокое понимание самоценности природы постепенно углублялось в нашей литературе, В те ке 30-е годы активным защитником окружающего мира как залога духовного здоровья человека выступает М.Пришвин, его философская концепция предполагает органическоа изначальное единство человека и прироI ды; но при этом писатель исповедует в качестве основной формы взаимоотношений человечества и охфужаадей среды творческий труд. Формируется философское отношение к природе у К.Паустовского /"Мещорский" цикл рассказов и повестей/; провозглашение челове-ка-твсрца, равновеликого в своих возмоеностях о природой, состоялось в творчестве А.Платонова, питало особый "космизм" его художественного мировоззрения.

Мы можем гордиться, - замечает Л.Ершов, - что именно в нашей стране на начало нынешнего столетия приходится формирование, условно говоря, есенинско-пришвинской линии в литературе. Ооно

1 Лазаревич Э.А. Поэт науки. - Природа, 1963, Л II, с. 47.

2 Ачкасова Л.С. Идея "второй природы" в творчестве К.Паустовского. - Человек и природа. Межвузовск. сб. научн. трудов - Сыктывкар - Пермь: Пермский университет, 1980, с. 31. воположники этого направления одними из первых выразили тревогу по поводу резкого возрастания дисгармонии между био- и ноосферой"1.

Именно эти тенденции - М.Пришвина, К.Паустовского - оказались весьма перспективными для литературы 50-60-х годов, в частности, в "Повести о лесах" /1949/ К.Паустовского и в "Русском лесе" /1958/ ЛДеонова воплотился синтез нравственно-эстетической и социально-философской граней проблемы "человек и природный мир" Л.Леонов, например,5 устанавливает прямую зависимость между здоровой цветущей природой и здоровьем человеческого духа - чистотой, трудолюбием, оптимизмом. И обратную зависимость: эрозия почвы вызывает эрозию духа, эгоизм, равнодушие, страх.

В эти же годы наметилось некоторое размежевание науки, которая многие века "была занята прежде всего тем, что разрабатыва2 ла способы и методы борьбы с природой" 9 и литературы, все более тяготеющей к осмыслению человека и окружающего мира как единого целого. Бесстрашие и безоглядность науки стимулировали усиление философичности и нарастание тревоги в художественной литературе. С.Залыгин в связи с этим точно заметил: "Литературе принадлежит«. собственное отношение к природе как к аргументу жизни1**.

Для рубежа 70-х - начала 80-х годов характерно появление новых тенденций - и в реальной жизни и в художественной литературе - в осмыслении проблемы "человек и природный мир".

1 *£шов Л. Социальное и нравственное. - Звезда, 1976, № 10, с. 212,

2 Залыгин С. Литература и природа. -Нева, 1980, № 5, с. 171.

3 Там же, с, 173.

- Э

В выступлении на юбилейном пленуме СП СССР в сентябре 1964 года К.У.Черненко, отмечая огромное влияние творческой интеллигенции на духовную жизнь общества," подчеркнул, что оно "особенно важно в периоды, когда общество оказывается лицом к лицу с качественно новыми задачами, для решения которых, естественно, требуется новый уровень общественного сознания"*.

Этот новый уровень общественного сознания в сфере взаимоотношений человека и природы советская литература 70-х - начала 80-х годов саремилась формировать особенно активно.

Именно в эпоху небывалых научно-технических свершений изменился "социальный заказ" прозе исследуемого периода: произошла стремительная переоценка ценностей окружающей среды. Далеко не всякое освоение природы воспринимается ныне как прогресс; приносящий пользу человечеству. Сущность завоеваний цивилизации. XX века точно определяет сравнение природного мира с шагреневой кожей: удовлетворяя запросы человечества, црирода неизбежно сокращается и потому становится бесценной. Мир природы должен быть сохранен во имя человечества, его процветания, и в этом общем деле в полной мере проявляются нравственность и гражданственность современного человека,7 его способность мыслить масштабами планеты: "житель планеты и может - должен - мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или 2 рода, государств или их союзов; но и в планетном аспекте" . Отношение к природе как к необходимому условию физического

1 Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. - Литературная газета, 1984, 26 сентября. 2 Вернадский В. Размышления натуралиста, кн. 2, - М.: Наука, 1977, с. 24. а духовного существования современного человека представляет собой новый тип экологического сознания, вопросам воспитания которого посвящен ряд работ современных философов и экологов*.

1 Дцабашев И«И. Трагедия или гармония? /природа и НТР/. - М.:

Мысль, 1973; Гирусов Э.В. Система "общество - природа" /проблемы социальной экологии/. - М.: изд. МГУ, 1976; Волков Г.Н. Экологический кризис и социалистическое природопользование. - Коммунист, 1976, № 12; Мораль развитого социализма. - М.: Профиздат, 1976, гл. 7; Федоров Е.К. Экологический кризис и социальный прогресс. - Л.: Гидрометеоиздат, 1977; Лавров С.Б. Экологические проблемы в капиталистических странах. - М.: Знание, 1978; Лось В.А. Человек и природа. Социально-философские аспекты экологических проблем. - М.: Политиздат, 1978; Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. - Л.: изд. ЛГУ, 1978; сб. Рациональное использование и охрана окрукаадей среды /опыт социалистических стран./ - М.: Прогресс, 1978; сб. Социальные проблемы экологии и современность. - М.: Наука, 1978; Киселев H.H. Объект экологии и его эволюция /философско-методологический аспект/ - Киев: Наукова думка, 1979; Апресян Г.З. Эстетическое отношение к природе в социалистическом обществе. -М.: Знание, 1981; сб. Разрушение природной среды /экологический кризис империализма/ - М.: Экономика, 1981; Лаптев ИД. Экологические проблемы. Социально-политические и идеологические аспекты. - М.: Мысль, 1982; Воро-\^ нович Б.А. Философские проблемы взаимодействия общества и природы. - М#: Мысль, 1982; сб. Философские проблемы глобальной эко-[у логии. - М.: Наука, 1983; Аллен Р. Как сшсти Землю? Великая и-"" стратегия охраны природы. -М.: Мыоль, 1983; Слаотелина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя.- М.: Педагогика,1984.

- II

В советской прозе 70-х - начала 80-х годов проблема взаимоотношений природы и человека приобретает исключительное значение, определяет идейно-тематическое содержание значительного ряда произведений, В эти годы появляются романы "Не стреляйте в белых лебедей" Б.Васильева и "Белый Б им Черное ухо" Г.Троеполь-ского, повествование в рассказах "Царь-рыба" В.Астафьева»повести: "Прощание с Матерой" В.Распутина, "Живые деньги" А.Скалона, "Прощание с землей" Ю.Сбитнева, "Весенние перевертыши" В.Теадря-кова, "След рыси" Н.Никонова.

Украинская советская литература этого периода обогащается такими произведениями, как "Бригантина", "Твоя заря" 0.Гончара, "Уран", "Гилея" Н.Зарудного, "Краяне" И.Г&опы, "Росава" В.Логви-ненко, "Лебединый залив" М.Чабанивского. Активно работают над темой "человек и природный мир" и представители других национальных литератур: появляются "Белый пароход" и "Пегий пес, бегущий вдаем моря" -Ч.Айтматова, "Когда киты уходят" Ю.Рытхэу, "Древний знак" Н.Щундика.

Все эти произведения объединяются не только общностью тематики и характером центральной проблемы, но и теми структурно-типологическими элементами, которые определяют их жанровую и стилевую природу.

Для экологической* прозы 70-х - начала 80-х годов характерно расширение границ понятия "экологическая тематика" /речь идет не просто об охране природы и, следовательно, интересов человека, Это определение довольно широко употребляется в современном советском литературоведении /см., например, книгу В.Карпенко Дже-рело життя I краси. - Ки'1в: Дн1про, 1983, с. 34/. В данной диссертации оцределение "экологическая проза" используется с учетом его известной условности. связанных с природопользованием, а о защите духовного и физического 01фужения человека, о необходимости предостеречь его от самоуничтожения/; углубляется нравственно-философская проблематика произведений; значительно усиливается трагедийное звучание темы, она все чаще воспринимается в контексте глобальных про- : блем времени; существенно меняется структура художественного текста, тип конфликта; активизируется авторская позиция; осовремениваются древние нравственно-этические категории и образы /память, совесть, дом/; актуализируется содержание мифов и социальное наполнение символики; расширяется функция пейзажа и т.д. \j Общечеловеческий масштаб проблемы, ее глубоко гуманистическое звучание, напряженность художественных поисков авторов экологической прозы обусловили пристальное внимание к ней хфитиков и литературоведов.

В последнее десятилетие был опубликован ряд работ, имеющих общее методологическое значение для исследования ведущих проблем современности,' в частности, проблемы "человек и природный мир". Это работы Д.С.Лихачева, М.М.Бахтина, М.Б.Храпченко, А.С.Бушми-на, Б.А.Сучкова, Л. Н. Новиченко, А.И.Овчаренко*. Много интерес

1 Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - Л.: Художественная литература, 1971; Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975; Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы. -М.: Художественная литература, 1978; Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М.: Советский писатель, 1975; Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность,человек. - М.: Советский писатель, 1982; Сучков Б.А. Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе. - М.: Соных наблюдений над художественной интерцретацией проблемы "человек и природный мир" содержится в работах А.Г.Бочарова, Ф.Ф.Кузнецова, В.С.Сурганова, Б.Д.Панкина, Г.А.Белой, Н.ГДулинского, И.Д.Бажинова, С.П.Ланщикова, Е.Ю.Сидорова1. Однако в этих работах не ставилась задача всестороннего исследования проблемы "человек и природа". \J Значительный материал по исследованию экологической прозы советский писатель, 1977; Новиченко Л.Н. Украинский советский роман. - Киев: Наукова думка., 1976 /на укр. языке/; Овчарен-ко А.й. Социалистическая литература и современный литературный процесс. - М.: Современник, 1975; Овчаренко А.И. Новые герои -новые пути, /от М.Горького до В.Шукшина/ - М.: Современник, 1977. Бочаров А.Г. Требовательная любовь. - М.: Художественная литература, 1977; Бочаров А.Г. Бесконечность поиска. - М.: Советский писатель, 1982; Кузнецов Ф.Ф. За все в ответе. Нравственные искания в современной прозе. - М.: Советский писатель,1978; Сурганов B.C. Человек на земле. Историко-литературный очерк.-М.: Советский писатель, 1^75; Панкин Б.Д. Строгая литература.-М.: Советский писатель, 1982; Кулинекий Н,Г. Человек как мера времени. Концепция человека и проблема характера в современной литературе. - Киев: Днипро, 1979 /на укр. языке/; Белая Г.А. Художественнвй мир современной прозы. - М,: Наука, 1983; Бажи-нов И.Д. Современная русская повесть. - Киев: Днипро, 1983; Ланщиков А.П. Вопросы и время. - М.: Современник, 1978; Сидоров Е.Ю. Время, писатель, стиль. О советской прозе наших дней. - М.: Советский писатель, 1978. держится в 1фитической литературе - статьях и монографиях - о творчестве Ч.Айтматова, В.Астафьева, В.Распутина, Б.Васильева, 0.Гончара и ряда других писателей.

Среди работ,1 специально посвященных проблеме взаимоотношений человека с овджавдим миром, следует отметить книгу Ю.А.Андреева*, для которой характерно исследование вопроса в динамике, изучение взаимосвязи процессов НТР с нравственно-этическими и социальными проблемами времени, хотя за пределами авторского внимания и остался ряд интересных и значительных произведений, по2 священных данной проблеме; книгу Л.М.Шаталовой .

Интересный и глубокий анализ экологической прозы с учетом нравственно-философских и социально-этических граней проблемы со3 держат статьи Г.А.Белой, С.Залыгина, Г.П.Трефиповой,И.Д.Бажинова. Андреев Ю.А. Человек, природа, общество в современной прозе,-Л.: Знание, 1981.

2 Шаталова Л.М. Человек и природа в современной советской прозе. - Кишинев: Штиинца, 1980.

3 Белая Г.А. Вечное и преходящее. - Литературное обозрение, 1979, № 2; Залыгин С. Литература и природа. - Нева, 1980; № 5; Тре-филова Г.П. Время выбора. - Вопросы литературы, 1981, $ 12; Трефилова Г.П. Человек и природа. - В кн.: Социалистический образ жизни и развитие советской литературы. М.: Наука, 1983; Бакинов ИЛ. Человек и природа в современной литературе. - В кн.: Социалистический способ жизни и литература. - Киев: Днип-ро, 1977 /на увр. языке/; Бажинов И,Д. Человек и природа в современной многонациональной прозе. - В кн.: Эпоха, человек, литература. - Киев, Наукова думка, 1980 /на укр. языке/.

- 15

Достоинством названных работ является исследование проблемы на обширном материале советской многонациональной литературы, обстоятельный анализ социальных условий, влиявших на художественную интерпретацию проблемы в литературе различных периодов. Близка к этим работам диссертация В.Карпенко*.

Интересные наблюдения за развитием проблемы "человек и природный мирЧв художественной литературе 70-х - начала 80-х годов содержатся в многочисленных публицистических выступлениях и ста2 тьях авторов произведений экологической прозы .

Таким образом, одна из самых актуальных и многоплановых проблема взаимоотношений человека и окружающей среды обоснованно пользуется вниманием 1фитики и вместе с тем ее исследование часто подчинено другим литературоведческим задачам.

Даже в лучших работах /Г.А.Белой, Ю.А.Андреева, Г.П.Трефило-вой, И.Д.Бажинова/, наиболее полно представляющих эволюцию проблемы, современный уровень ее изучения, ощущается наобходи

1 Карпенко В.А. Человек и природа в современной советской прозе: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - М., 1979.

2 См., например: Айтматов Ч.Т.: Необходимые уточнения - Литературная газета; 1970, 29 июля; Точка присоединения - Вопросы литературы, 1976, № 8; Кирпичное мироздание или энергия мифа? -Литературная газета, 1978, 29 марта; Все касается всехт - Вопросы литературы, 1980, я 12; Астафьев В. Посох памяти. - М.: Современник, 1980; Гранин Д.А.: НТР, личность, литература. -Литературная Россия, 1978; I июня; Роман и герой. - Вопросы литературы, 1976, й 5; Два крыла. - М.: Современник, 1983; Распутин В.Г.: Быть самим собой. - Вопросы литературы, 1976, }$ 9; Залыгин С.П. Литературные заботы. Изд. 3. - М.: Советская Россия, 1982. мость более детального исследования вопроса, целостного осмысления проблемы, которая уже давно вышла за границы "чистой" экологической тематики.

Успехи, достигнутые современным литературоведением в исследовании отдельных граней проблемы, а также появление новых художественных произведений на эту тему предопределили возможность и необходимость дальнейшего ее изучения и осмысления.

Актуальность исследования обусловлена тем,: что, несмотря на значительную изученность проблемы "человек и природа" в современном литературоведении, все еще нет целостного исследования социально-нравственной проблематики на экологической основе, не изучена концепция героев в произведениях данного тематического ряда, их поэтика и философская направленность, недостаточно привлекался для анализа художественный материал последних лет. Во многом еще не проясненными остаются ведущие тенденции в развитии экологической прозы с учетом меняющихся социально-исторических условий, углубления художественного познания мира в современной советской литературе. Очевидна потребность современного литературоведения в целостном освещении одной из самых острых проблем эпохи определила цели и задачи данной работы.

Дели и задачи исследования: определить идейно-тематическую и художественную специфику воплощения проблемы "человек и природный мир" в многонациональной прозе 70-х - начала 80-х годов. В связи с этим в диссертационной работе: во-первых, исследуется концепция литературного характера - носителя основных противоречий произведения, определяющих его конфликт и проблематику; во-вторых, анализируется художественная природа конфликтов, лежащих в основе произведений данного тематического ряда, рассматриваются изменения в основных параметрах традиционных типов конфликта; в-третьих, прослеживается взаимосвязь между нравственно-философским и социальным углублением проблематики, изменением типов конфликтов и основными структурообразующими элементами произведения; в-четвертых, рассматривается идейно-эстетическая функция художественных образов/ "образа памяти", "образа дома", мифологических образов и образов-символов/ , исследуется характер и формы выражения авторской позиции в произведениях экологической тематики.

Методология и методика исследования. Методологической основой диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма, программные материалы и документы ЦК КПСС, теоретические работы ведущих советских литературоведов и критиков.

Основой литературоведческого и философского осмысления проблемы "человек и природный мир" в современной советской науке является известное положение Ф.Энгельса о том, что "мы. нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей /природе. - Г.К./ и находимся внутри ее, все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять. И мы. с каждым днем научаемся все более правильно понимать ее законы и познавать как более близкие, так и более отдаленные последствия нашего активного вмешательства в ее естественный ход.,., А чем в большей мере это станет фактом', тем в большей мере люди снова будут на только чувствовать, но и сознавать свое единство с природой"*. В диссертации используются описательный, историко-литературный и сравнительно-типологический методы.

1 Энгельо Ф. Диалектика природы. - М.: Политиздат, 1975, с. 154.

- 18

Объект исследования. В прозе 70-х - начала 80-х годов выделяется круг произведений с экологической и социально-философской проблематикой, которые, при всей своей художественной оригинальности, обладают определенной концептуальной и идейно-кудожествен-ной общностью. Она проявляется в отдельных гранях структуры произведений /проблематика, конфликт, символика, стиль/, в системе художественных образов, в типологической общности развития характеров и в тех идейно-смысловых доминантах, которые определяют целостное звучание произведения.

На основе этих признаков объединяются в общий типологический ряд писатели различных национальностей, различных художественных систем и взглядов, но с одинаково активной социально-гражданской и нравственно-философской позицией.

В ряду рассматриваемых в диссертации произведений повести и романы: "Белый пароход"; "Пегий пес, бегущий краем моря" Ч.Айтматова; "Царь-рыба" В.Астафьева, "Црощание с Матерой" В.Распутина, "Не стреляйте в белых лебедей" Б.Васильева, "След рыси" Н.Ни-конова, "Живые деньги" А.Скалона, "Црощание с землей" Ю.Сбитнева, "Белый Бим Черное ухо" Г.Трое польского, "Весенние перевертыши" В.Тендрякова, "Бригантина" и "Твоя заря" 0.Гончара, "Гилея" и "Уран" Н.Зарудного, "Краяне" И.Цюпы, "Росава" ВДогвиненко, "Лебединый залив" М.Чабанивского, "Когда киты уходят" Ю.Рытхэу, "Древний знак" Н.Щундика.

Русская художественная проза 70-х - начала 80-х годов рассматривается в контексте литератур народов СССР, что дает возможность выявить как общие; так и различные тенденции в художественном и философском осмыслении проблемы "человек и природный мир" в современной советской многонациональной литературе.

Научная новизна исследования заключается в целостном подходе к изучению проблемы "человек и природный мир" в прозе 70-х -начала 80-х годов - в свете социальных, общегуманистических и нравственных тенденций современной общественной жизни и обострившегося идейно-политического противостояния двух социальных систем в мире. На этой основе I/ исследуютоя различные уровни нравственности и социальной зрелости героев анализируемой прозы в овете обострившихся проблем экологии и актуальных задач формирования личности в эпоху развитого социализма; 2/ предпринимается попытка установить типологию характеров на основе различных видов их взаимосвязи с окружающим миром; 3/ выясняется специфика социально-нравственных проблем и конфликтов, определяется их типология, подчеркивается традиционное и новое в их характере; 4/ прослеживается эволюция и видоизменение отдельных элементов художественной структуры произведений, способствующих выявлению и утверждению идейно-эстетической позиции художника; 5/ определяются основные тенденции в развитии прозы с экологическими мотивами 70-х - начала 80-х годов, ее выхода на новые идейно-нравственные и социально-политические рубежи.

Структура и объем работы. Диссертация'состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Крюкова, Галина Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы попытались показать, что взаимоотношения современного человека с природным миром неоднозначны и противоречивы, и это влечет за собой остроту и драматизм проблем и характеров, представляемых прозой с экологической тематикой.

Основной конфликт в произведениях этого тематического ряда имеет двойственный, "замкнутый" характер: вторгаясь в природный мир, человек угрожает, его целостности и вместе с тем, находясь в изначальной зависимости от окружающей среды, сам испытывает угрозу, исходящую от природы и обусловленную нарушением экологического равновесия. Острота этого конфликта обусловлена как противоречивым характером научно-технического прогресса, так и внутренними, духовными изменениями, вызванными неадэкватной психологической адаптацией современного человека к стремительно меняющимся условиям жизни.

Находясь во внутреннем движении, развитии, конфликт как бы экстраполируется в разнообразные проблемы произведения, определяет их взаимообусловленность. Так, в произведениях экологической тематики вокруг основного конфликта располагаются проблемы более частного порядка, которые предопределяют своеобразную остропроблемную "атмосферу" произведения в целом.

Философская проблематика прозы с экологическими мотивами охватывает важнейшие аспекты жизни современного человека: трудовую деятельность, повседневное бытие, общение с природой, творчество а т.д., и при этом пребывает в непрерывном внутреннем движении, соответствуя диалектичности самой действительности.

Поляризация нравственно-этических принципов взаимоотношений

- 180 современного человека и природы повлекла за собой резкое противостояние обнаженного хищничества и возвышенной духовности, что сказалось в драматизации сюжетов и способов разрешения ряда конфликтов . Активное вторжение НТР в жизнь нашего общества также породило перемены в контактах человека и природной среды: все более утверждаясь в своем всесилии над природой, наш современник все острее осознает опасность непредвиденных результатов собственной деятельности. Отсюда - трагические финалы в судьбах героев, усиление авторских "партий" в произведениях, их напряженная общая атмосфера.

Для прозы 70-х - начала 80-х годов о человеке и природе характерно в целом усложнение, углубление концепции героя. Это касается в равной мере героев различных социальных слоев, возрастных групп, психологических обликов. Писатели стремятся выявить глубинные - духовные, эмоциональные - связи человека с оаджаю-щей природной средой, показать всеобщность, глобальность, развет-вленность связей современного человека со всем живым миром планеты, очертить те грани нового экологического сознания, которые формируются в обществе. С этой целью они обращаются к нравственно-психологическому облику героев, часто полярных по своему жизненному опыту, культурному багажу, степени включенности в современный научно-технический и социальный прогресс, способности к активному действию. Общая доминанта в характере этих героев - это их особая настроенность на восприятие окружающего .природного мира, способность остро реагировать на дисгармоничность отношений современного человека с природой, особенно остро осознавать ее непреходящую нравственно-эстетическую ценность.

Характерно в этом плане обращение современных писателей к детскому мировосприятию, которое приобретает в прозе с экологическими мотивами особую "философичность". Детское мироотношение становится своего рода моральной нормой, к которой чутко прислушиваются взрослые, "детская совесть" в человеке все чаще оказывается нравственной мерой личности.

Концепция детского характера с акцентом на духовную близость к природному миру становится ориентиром в поисках современной литературной формы гармоничного сосуществования человечества со средой обитания. Это усиливает идейно-психологическую нагрузку на детские характеры, так как через мировосприятие героев-детей авторы в значительной степени передают свой взгляд на природный мир, свое понимание нравственного и эстетического богатства природы. Репрезентация авторского восприятия неизбежно ведет к усложнению детского характера, стремительному взрослению " образа ребенка и значительной драматизации его, что сказывается в обострении сюжетов произведений.

И все же философия детского мировосприятия, при всей ее целостности, не может стать основой современного отношения человечества к природному миру. Только в активном взаимодействии с природой может существовать цивилизация. А степень вторжения в природный мир и все многообразные проблемы, связанные с ним, решаются в реальной жизни конкретными людьми, в художественной литературе - ее героями.

Прозе 70-х - начала 80-х годов с экологической проблематикой свойственно повышенное внимание к антигерою, что диктуется стремлением выявить и обличить "зло" во всех его разновидностях, показать то, что противостоит живой природе и угрожает полноценной жизни современного человека. Прослеживая усложнение характера хищника и разрушителя, авторы художественных произведений последних лет показывают способность такого типа персонажей маскировать свою примитивность, умело использовать в корыстных целях объективные противоречия действительности, откровенно эксплуатировать демагогические приемы. Обличая хищничество во всех его разновидностях, современные художники не ограничиваются довольно тщательно выписанным типом браконьера, они стремятся к более глубокому философскому охвату проблемы, выявляя опасность нарастающего разрыва человека с природой, обусловленного зачастую его духовной слепотой и нравственной ограниченностью. Ясно проступающая в последние годы тенденция к "сращению" нравственно-экологической проблематики с социально-политическими вопросами времени выявляется и в своеобразном "утяжелении" образов антигероев. Они все чаще ассоциируются с носителями крайне антигуманных идей, а само разрушение природного мира осмысляется как глобальное политическое преступление против жизни вообще.

Многообразие типов антигероев в современной прозе с экологическими мотивами, агрессивность их поведения стимулируют поиск такого героя - созидателя и хранителя природы, - который не просто воплощал бы в себе ряд нравственных и гражданских достоинств, но и понимал сложность, противоречивость реальной действительности, был носителем прогрессивной идеологии, человеком активного действия.

Положительные герои прозы 70-х - начала 80-х годов с экологическом тематикой воплощают зачастую авторскую попытку создать тип героя, стремящегося к гармонизации и оптимизации отношений с природным миром. Пути создания такого характера разнообразны. Это может быть герой-хранитель, изначально близкий в своем бытии и труде к природному миру, часто неадекватно реагирующий на про

- 183 исходящие в нем неизбежные перемены. Изменяются также характерологические параметры героя, преобразующего природный мир посредством современной техники. Существенны и очевидны смещения в таком типе характера в сравнении с литературой 30-50 годов.

Главная проблема, тревожащая современных писателей, заключается в несоответствии сознания даже лучших героев произведений уровню и остроте экологического кризиса. Поэтому так важны и значимы попытки создать героя типа Кирилла Заболотного, способного воспринимать проблемы времени во всей их емкой глубине и противоречивости и соответствующего своим интеллектом, нравственностью, активной гражданственностью тем вопросам эпохи, которые требуют безотлагательного решения. Именно таким человеком - мыслящим, соединившим в своем сознании личную "малую" Родину и Родину всего человечества - Землю - представляется литературный герой ближайших лет.

Герои - хранители и созидатели, отстаивающие принцип разумного отношения к природе представлены носителями общечеловеческих гуманных норм, их мораль соотносится с идеалами коммунистического будущего.

Идейный уровень и идеологическая направленность произведений экологической тематики, их основные структурообразующие элементы, характер конфликтов и типология героев свидетельствуют о том, что проблема "человек и природный мир" осмысляется современной прозой в контексте глобальных социальных и гуманистических вопросов времени. Этому способствует и система художественных образов и средств,в числе которых наибольшую идейно-эстетическую нагрузку несут такие, как, например, образ "Дома". Все чаще он осмысляется современной прозой о природе и человеке как Дом всего человечества. Судьба "малой родины" соотносится с судьбой всей планеты и вызывает тревожные размышления героев. Земля -как единое целое, как Дом человечества - предстает на страницах прозы 70-х - начала 80-х годов прекрасной планетой, красоту природы которой писатели стремятся как бы заново открыть и опоэтизировать. И вместе с тем все.чаще возникает мотив хрупкости, ранимости "маленькой" планеты, что наполняет новым звучанием один из самых традиционных компонентов художественного произведения -пейзаж. Известно, что различные тенденции в изображении картин природы приобретали доминирующий характер в зависимости от общих философско-эстетических устремлений эпохи. На современном этапе исторического развития, наряду с традиционным пейзажем, воплощающим эстетизированный образ природы, экологическая проза открывает "новый лик" природного мира - страдающий, взывающим к человечности. Антропоморфизм приобретает в современных произведениях, помимо изначального эстетического, еще и самостоятельное нравственно-философское содержание, при этом философски масштабным оказывается и подтекст пейзажа.

Как выражение этой тенденции следует, очевидно, рассматривать и возникновение образа природы Земли в целом. Эмоциональный и эстетический эффект его углубляется благодаря заостренному противопоставлению цветущей природы Земли обнищавшей, изуродованной человеком.

В современной прозе произошло своеобразное обобщение многовекового опыта человечества в его взаимосвязях с окружающим миром. Художественная литература зачастую осмысляет этот опыт как вереницу проступков перед природой, что усиливает внимание авторов и читателей к понятию "совести" как важнейшего признака подлинной человечности, и к чувству вины - эквиваленту потревожен

- 185 ной,"заговорившей" совести. Особенностью воплощения этих категорий является то, что они - "подтекетовые", не всегда ясно осознаваемые и самими героями. Возникающее у них ощущение тревоги,внутреннего декомфорта является следствием глубинных сдвигов, нарушений в системе связей человечества с природой. Но присущая лучшим героям глубокая внутренняя совестливость, утверждают писатели, -необходимая основа истинной личности, закономерно проявляющаяся в жизненно активной позиции человека.

В контексте таких нравственно-философских понятий, как совесть и чувство вины, современные художники размышляют о соотнесении завоеваний и- потерь человечества в его стремительном научно-техническом развитии, стремятся показать, что социалистическая система общественных и человеческих отношений гарантирует развитие и совершенствование нравственности человека.

Своеобразным залогом этого духовно-гуманистического свойства человека является его память. Образ "памяти" играет значительную роль в выявлении основной идейно-философской концепции произведений с экологической тематикой. Преступления против мира природы начались с "забвения" изначального единства природы и людей. Человеческая память понимается современными писателями как форма духовной привязанности человека к окружающему миру, как выражение его способности ощущать не только свое единство с природой, но и ответственность за дальнейшее ее существование. Многочисленны художественные модификации образа памяти в современной прозе. Это может быть историческая память, предостерегающая человечество от забвения трагического опыта прошлого, стимулирующая активные действия героев в настоящем. Ей противопоставляется страшная в своем совершенном бездушии электронная память, способная бездушно и равнодушно воспроизводить любую военную команду, вплоть до уничтокеная всего живого на Земле. Живой носитель электронной памяти -человекоподобное существо, способное исполнить любой приказ, -является разновидностью манкуртизма, воплощающего порок беспамятства, своего рода "антипамять".

Пороку забывчивости или умышленному манипулированию воспоминаниями, бездушной и, следовательно, безнравственной электронной памяти противопоставлена в современной прозе эмоциональная, очеловеченная память положительных героев и, особенно, самих авторов произведений о человеке и природном мире. Их стихия воспоминаний и четко выраженная идейная позиция создают особый "сплав" -гражданстве иную память современника.

В произведениях с экологическими мотивами память как самостоятельный образ становится основой идейно-нравственного, философ-ско-гуманистического переосмысления мифов, вневременное содержание которых заключается в эстетизированной формуле гармонии человека с окружающим миром.

Использование мифологических образов сопровождается разработкой отдельных художественных принципов их осовременивания. Характерно в этом плане вычленение в мифах идейно-смыслового содержания об изначальном единстве человека с природным миром; ввделение в произведениях близкого к канонической основе мифологического сюжета ; тесное переплетение в художественной ткани произведения реалистического повествования и переосмысленного мифа, органично вписывающегося в систему прочих художественных средств произведения. Наиболее продуктивным представляется такое осовремененное прочтение глифа, при котором национальный эпос, мифологический сюжет "работают" не сами по себе, а в нравственно-философском преломлении, несущем на себе печать эпохи. Это преломление не искажает первоначальную основу мифа, а наполняет его новым социальным

- 187 и гуманистическим содержанием. Очевидно поэтому "звучат" в современной литературе прежде всего те мифологические сюжеты, которые вписываются в контекст остросовременных социально-политических и философско-нравственных проблем.

Иногда первоначальный смысл мифологического сюжета стимулирует фантазию писателя, требуя от него идейно-художественного домысливания. Такие элементы авторского мифотворчества приобретают чаще всего острое социально-политическое звучание. Так же, как и символичность, условность, они способствуют идейно-художественному углублению нравственно-экологической проблематики, придают ей общую идеологическую и политическую направленность. С этим идейно-эстетическим содержанием прозы о человеке и природном мире связано ее повышенное гражданское звучание, что достигается продуктивным использованием публицистического стиля в художественных произведениях.

Открытые публицистические обращения автора к читателю в художественном произведении, как правило, "выпадают" из его сюжета; они могут воплощаться в лирико-философских отступлениях произведения, авторских предисловиях или послесловиях, развернутых обращениях лирических героев к природе и т.д.

Идейно-эстетическая роль публицистики в художественном произведении обусловлена ее синкретической природой: философская позиция автора неотделима от его мыслей гражданского, общественного содержания. Публицистичность прозы с экологическими мотивами выявляет тенденцию к охвату проблемы "человек и природа", с одной стороны, в планетарном масштабе, как проблемы всечеловеческой, а с другой - в социально-политическом аспекте с учетом существования различных политических и идеологически систем в сов

- 188 ременном мире. Идейное усложнение публицистического содержания определяется взаимосвязанностью вопросов сохранения природы и сохранения мира на Земле.

Именно в прозе с экологической проблематикой открыто прозвучала мысль о том, что человеконенавистнические устремления могут в условиях буржуазно-капиталистического общества реализовывать-ся исподволь, посредством постепенного уничтожения малых народностей и овджающей их природной среды.

Авторский голос, исполненный публицистического пафоса, все чаще в прозе последних лет поднимается не только в защиту природной среды, но и выражает необходимость гармонизации как отношений человечества с окружающей средой, так и отношений между народами. "Человечеству в целях его самосохранения предстоит разрядить три бомбы замедленного действия: бомбу гонки ядерных вооружений, экологическую бомбу и бомбу растущего разрыва мевду развитыми и развивающимися странами"*, - пишут в своей острой публицистической статье А.Громыко и В.Ломейко. И эти проблемы, осмысленные во внутренней взаимосвязи, все чаще находят свое воплощение в современной художественной литературе.

Советская проза 70-х - начала 80-х годов с экологическими мотивами, вовлекая в свою орбиту все более острые социально-политические, философско-гуманистические проблемы времени, несом-ненпо имеет перспективы дальнейшего развития.

Человек и природа! Извечная нравственно-философская проблема, Громыко А., Ломейко В. Сон разума рождает чудовищ. - Новый мир, 1984, 10, с. 169. общечеловеческое значение которой с кандым годом приобретает все большую остроту"*.'

1 Марков Г. Советская литература в борьбе за коммунизм и ее задачи в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. - Съезд писателей СССР, 7-й. Стенографический отчет. -М.: Советский писатель, 1983, с. II.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Крюкова, Галина Васильевна, 1984 год

1. Труды основоположников марксизма-ленинизма, решения партии и правительства

2. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. Экономическо-философские рукописи. -М.: Госполитиздат, 1956, с. 517-642.

3. Маркс К. Речь на юбилее "The people's paper ", произнесенная в Лондоне 14 апреля 1856 года. Маркс К., Энгельс Ф. -Соч., 2-е изд., т. 12, с. 3-5.

4. Маркс К. Триединая формула. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2-е изд., т. 25, с. 3804399.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Учредительный манифест международного товарищества рабочих. Соч., 2-е изд., т. 16, с. 3-II.

6. Энгельс Ф. Диалектика природы. -М.: Политиздат, 1982. -359 с.

7. Ленин В.И. Конспект переписки К.Маркса и Ф.Энгельса 18441883 г.г. М.: Госполитиздат, 1968. - 520 с.

8. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик. К.: Политиздат Украины, 1982. - 47 с.

9. Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М.: Политиздат, 1976. 144 с.

10. Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. Литературная газета, 1984, 26 сентября.

11. Ю. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

12. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

13. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26-27 декабря 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 31 с.- 191

14. Материалы Пленума ЦК КПСС, 10 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 31 с.

15. Ведомости Верховного Совета СССР, 1972, В 52.

16. Постановление ЦК КПСС о литературно-художественной критике. 21 января 1972 г. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М.: Политиздат, 1978, с. 29-33.

17. Постановление ЦК КПСС от 23 июля 1982 г. "О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства". Справочник партийного работника. Вып. 23. -М.: Политиздат, 1983, с. 456-459.

18. Об охране окружающей среды. Сборник документов партии и правительства. -М.: Политиздат, 1979. 352 с.

19. Айтматов Ч. Белый пароход. Собрание сочинений в 3-х томах, т. 2. - М.: Молодая гвардия, 1983, с. 5-15.

20. Баратынский Е.А. Стихотворения и поэмы. М.: Художественная литература, 1971. - 398 с.

21. Васильев Б. Не стреляйте в белых лебедей. Л.: Лениздат, 1980, с. 105-269.

22. Гончар 0. Бригантина. М.: Советским писатель, 1974. - 344 с.

23. Гончар 0. Твоя заря. М.: Советский писатель, 1983. - 400 с.

24. Довженко А. Поэма о море. Собр. сочинений в 4-х томах, т. 3.

25. Зарудный Н. Гилея. М.: Воеииздат, 1976. - 373 с.

26. Леонов Л.М. Русский пес. М.: Молодая гвардия, 1975.- 718 с.

27. Логвиненко В. Росава. М.: Советский писатель, 1978, с.5-188.

28. Никонов Н. След рыси. Свердловск, Сред.-Урал. кн. изд., Г979.

29. Пришвин М.М. Глаза земли. Собр. соч. в 6 томах, т. 5. М.: Го сполитиздат, 1957.

30. Пришвин М.М. Незабудки. -М.: Художественная литература, 1969. 303 с.

31. Распутин В. Прощание с Матерой. В кн.: Распутин В. Повести. - М.: Молодая гвардия, 1978.

32. Сбитнев Ю. Прощание с землей. В кн.: Сбитнев Ю. Одна любовь. Повести. -М.: Советская Россия, 1983, с. 7-63.

33. Скалон А. лщвые деньги. В кн.: А.Скалой. На бугре. - М.: Современник, 1978, с. 18-69.

34. Тендряков В. Весенние перевертыши. М.: Художественная литература, 1974. - 45 с.

35. Троепольский Г.Н. Белый Бим Черное ухо: повесть. Киев, Рад. школа, 1984. - 165 с.

36. Фоменко в'. Память земли. -М.: Советский писатель, 1972. -512 с.

37. Допа И. Краяне. М.: Советский писатель, 1976. - 431 с.

38. Чабанивский М. Журавлинка. В кн.: Лебединый задав /довести и рассказы/. -М.: Советский писатель, 1974, с.131-279.

39. Чивилихин В. По городам и весям. М.: Молодая гвардия, 1983.

40. Шундик Н. Древний знак. Собрание сочинений в 4-х томах, т. 4. -М.: Советская Россия, 1984, с. 267-526.

41. Ш. Научно-критическая литература

42. Адабашев И.И. Трагедия или гармония? М.: Мысль, 1973. -364 с.

43. Айтматов Ч.Т. Необходимые уточнения. Литературная газета, 1970, 29 июля.

44. Айтматов Ч.Т. Точка присоединения. Вопросы литературы, 1976, J-S 8, с. 146-170.

45. Айтматов Ч.Т. Кирпичное мироздание или энергия мифа? Литературная газета, 1978, 29 марта.

46. Айтматов Ч. В соавторстве с землею и водою: Очерки, статьи\^беседы, интервью: Фрунзе, Кыргызстан, 1978. 406 с. д

47. Айтматов Ч.Т. Все касается всех. Вопросы литературы, 1980, JS 12, с. 3-14.

48. Актуальные проблемы социалистического реализма. Сб. статей. М.: Советский писатель, 1969. - 552 с.

49. Александрова Р.И., Смольянов A.B. Экология и мораль. М.: Знание, 1984. - 60 с.

50. Аллен Р. Как спасти Землю? Великая стратегия охраны природы. -М.: Мысль, 1983., 174 с.

51. Ананьев Ан. Публицистика передний край литературы. - Октябрь, 1978, J5 4, с. 197-211.

52. Анашенков Б.А. Литература в век научно-технической революции. М.: Просвещение, 1979. - 112 с.

53. Андреев Ю,А. В поиске закономерностей. Л.: Советский писатель, 1978. - 398 с.

54. Андреев Ю.А. Человек,природа,- общество в современной прозе. Л.: Знание, 1981. - 36 с.

55. Апресян Г.З. Эстетические отношения к природе в социалистическом обществе. -М.: Знание, 1981. 95 с.

56. Апухтина В.А. Современная советская проза. -М.: Высшая школа, 1977. 176 с.

57. Антропов Ю. По Сеньке шапка. Литературная газета, 1974, 6 марта.

58. Афанасьев А. Валентин Распутин: живу и верю. Комсомольская правда, 1982, 8 августа.

59. Астафьев В. Понимать, беречь природу. Социалистическая индустрия, 1979, 21 июня.

60. Астафьев В.П. Посох памяти. М.: Современник, 1980. - 367 с.

61. Астафьев В. Сюжеты и судьбы. Монолог о времени и о себе. -Литературная газета, 1984, 25 апреля.

62. АчкасоЕа Л.С. Идея "второй природы" в творчестве К.Паустовского. Человек и природа. Межвузовский сборник научных трудов. - Сыктывкар - Пермь: Пермский университет, 1980, с. 2938.- 195

63. Бажинов И.Д. Тема человек и природа в современной литературе. В кн.: Социалистический образ жизни и литература. -Киев: Днипро, 1977 /на укр. языке/, с. 174-188.

64. Баканов И.Д. Человек и природа в современной многонациональной прозе. В кн.: Эпоха, человек, литература. - Киев: Нау-кова думка, 1980, с. 234-278 /на укр. яз./.

65. Бакланов Г. Канада. Октябрь, 1976, J® 7, с. 84-120.

66. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник, 1977. - 400 с.

67. Бахтин М. Время и пространство в романе. Вопросы литературы, 1974, 3, с. 171—176.

68. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.

69. Белая Г.А. Вечное и преходящее. Литературное обозрение, 1979, В 2, с. II-I6.

70. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983. - 191 с.

71. Беляев A.A. Идеологическая борьба и литература. М.: Советский писатель, 1977. - 392 с.

72. Бойко A.B. Концепция мира и человека в прозе В.П.Астафьева. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М.: 1983. - 25 с.

73. Бондарев Ю. Жизнь находит уста. Литературная Россия, 1976, 27 августа.

74. Борщуков В.И. Поле битвы идеи: Современная зарубежная критика о советской литературе. М.: Советский писатель, 1983. -415 с.

75. Бочаров А.Г. Требовательная любовь. Концепция личности в современной прозе. -М.: Советский писатель, 1977. 364 с.

76. Бочаров А.Г. Рождено современностью. Новый мир, 1981t $ 8,с. 226-231.

77. Бочаров А. Контрапункт. Октябрь, 1982, 7, с. 190-200.

78. Бочаров А.Г. Бесконечность поиска. Художественные поиски современной советской прозы. М.: Советский писатель, 1982. -423 с.

79. Будыко М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977. - 327 с.

80. Будущее рождается сегодня /современная литература и советский образ жизни/ М.: Советский писатель, 1980. - 384 с.

81. Буханцов Н. Перед лицом матери-природы. Человек и природа в прозе наших дней. Дон, 1982, № 6, с. 132-138.

82. Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы. М.: Художественная литература, 1978. - 223 с.

83. Васильев Б. И зачем он убил Егора Полушкина?. Литературная газета, 1974, 16 января.

84. Вахитова Т.М. Вихров и Грацианский. В кн.: Современный советский роман. Философские аспекты. - Л.: Наука, Г972, с.89-102.

85. Вернадский В. Размышления натуралиста. Кн. 2. М.: Наука,1977. 191 с.

86. Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. -М.: Наука, 1977. 272 с.

87. Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. -М.: Наука, 1981. 295 с.

88. Волынский К. На рубежах современности. Некоторые вопросы развития современной литературы в свете решений ХХУ съезда КПСС. Киев: Днипро, 1977 /на укр. яз./. - 286 с.

89. Воробьева H.H. Принцип историзма в изображении характера:

90. Классические традации и советская литература. М.: Киев,1978. 264 с.

91. Воронов В.И. Чингиз Айтматов. -М.: Советский писатель, 1976.- 232 с.

92. Воронович Б.А. Философские проблемы взаимодействия общества и природы. М,: Мысль, 1982, - 72 с.

93. Все начинается с детства /диалог С.Михалкова и С.Кондакова/.- Литературная газета, 1977, 20 апреля.

94. Газизова A.A. Нравственно-Философские искания современной советской прозы. Автореф. дис. . кавд. филол. наук. М.: 1980. - 24 с.

95. Галимов Ш. Противостояние. Москва, 1974, $ 7, с. 200-209.

96. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М.: Наука, 1975. - 441 с.

97. Гейдеко В.А. Постоянство перемен. Социально-нравственные проблемы русской советской прозы. М.: Современник, 1978. -223 о.

98. Герасимова Л. Тревожная совесть Валентина Распутина. Ли- ' тература в школе, 1979, $ 4, о. 9-14.

99. Гирусов Э.В. Система "общество природа". /Проблемы социальной экологии/. - М.: изд. МГУ, 1976. - 167 с.

100. Гете И.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. - 623 с.

101. Горбунова E.H. Ццеи, конфликты, характеры. -М.: Советский писатель, i960. 418 с.

102. Горький А.М. Несобранные литературно-щжтические статьи. -М.: Гоополитиздат, 1941. 552 с.

103. Гранин Д.А. Роман и герой. Вопросы литературы, 1976, № 5, с. 107—I17.

104. Гранин Д.А. НТР, личность, литература. Литературная Россия, 1978, 2 июня.

105. Гранин Д. Художник и НТР. Вопросы литературы, 1980, & 9, с. 20-30.

106. Гранин Д.А. Два врыла. М.: Современник, 1983. - 365 с.

107. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982. -256 с.

108. ПО. Громыко А., Ломейко В. Сон разума рождает чудовищ. Новый мир; 1984, с. 158-182.

109. Гуманистический пафос советской литературы. -М.: Наука, 1982. 256 с.

110. Дедков И. Живой лист на древе жизни. Дружба народов, 1976, № 12, с. 255-260.

111. ИЗ. Дедков И. На вечном празднике жизни. Вопросы литературы, 1977, ¡Ь 6, с. 48-59.

112. Дедков И. Меж небом и землей. Дружба народов, 1977, $ 3, с. 263-266.

113. Дзеверин И.А. Литература и' современность. Литературно-ври-тические статьи. Киев: Радянський письменник /на укр. языке/, 1983. - 244 с.

114. Дискуссия за "круглым столом". Литературное обозрение, 1976, ja 10, с. 50-57.

115. Дмитриев В.А. Гуманизм советской литературы. М.: Мысль, 1980. - 256 с.

116. Днепров В. Нужно разобраться. Вопросы литературы, 1975, Jß II, с. 107-135.

117. Дорогой правды дорогой гуманизма. /Проблемы художественной литературы развитого социализма/. - М.: Художественная литра, 1978. - 374 с.

118. Дорет Жан. До того как умрет природа. М.: Прогресс, 1968. - 415 с.

119. Дубровин Л. О партийности художественного творчества. М.: Просвещение, 1977. - 160 с.

120. Ершов Л. Социальное и нравственное. Звезда, 1976, № Ю, с. 209-217.

121. Ефремов И.А. Пространством и временем полный. Литературное обозрение, 1977, й 4, с. 108-109.

122. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика, стилистика. -Л.: Наука, 1977.- 407 с.

123. Жулинский Н.Г. Человек как мера времени. Концепция человека и проблема характера в современной советской литературе. -Киев: Днипро, 1979 /на укр. языке/. 275 с.

124. Залыгин С.П. Литература и природа. Нева, 1980, № 5, с.171-178.

125. Залыгин С.П. Литературные заботы. -М.: Советская Россия, и 1982. 464 с.

126. Залыгин С.П. Литературные заботы. Изд. 3-е. М.: Советская I Россия, 1982. - 464 с.

127. Заморий Т.П. Становление гармонической личности в современной русской прозе. Киев: Наукова думка, 1979. - 213 с.

128. Иванченко А. Альтернатива бездуховности. Дон, 1977, 3, с. 162-168.

129. Идеологическая работа партии и литература развитого социализма. -М.: Мысль, 1978. 229 с.

130. Ильницкий М.М. Схожесть несхожего. Воцросы литературы, 1980, й II, с. 36-38.

131. Канашкин В. Суд чести и разума. Молодая гвардия, 1972,10, с. 307-310.

132. Карпенко В.А, Человек и природа в современной советской прозе: Автореф. дис. . канд. фалол. наук. М., 1979.- 25 с.

133. Карпенко В.А. Источник жизни и 1фасоты. Киев, Днипро, 1983. - 199 с.

134. Киселев H.H. Объект экологии и его эволюция /философско-ме-тодологический аспект/. Киев: Наукова думка, 1979. - 136 с.

135. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов: Динамика развития и проблемы изучения современной советской литературы. М.: Наука, 1983. - 336 с.

136. Ковынев В.М. О диалектико-материалистической природе художественного конфликта. Саратов, Приволжское кн. изд-во, 1965. - 64 с.

137. Комина Р.В. Современная советская литература /художественные тенденции и стилевое новаторство/. М.: Высшая школа, 1984. - 232 с.

138. Концепция человека в эстетике социалистического реализма. -М.: Мысль, 1977. 261 с.

139. Конфликты и характеры в современной советской прозе. М.: изд. МГПИ, 1980. - 116 с.

140. Коркин В. И все за боль его в ответе Дошкольное воспитание, 1973, № 2, с. 24-31.

141. Коробов В.И. Ближние странствия. М.: Молодая гвардия, 1982. - 191 с.

142. Кржижановский Г.М. Великий Ленин. -М.: Госполитиздат, 1956, с. 16-44.

143. Крук И.Т. Героизм трудовых будней. Киев: Радянський пись-менник /на уир. яз./, 1980. - 191 с.

144. Кузнецов Ф.Ф. За все в ответе. Нравственные искания в современной прозе. -М.: Советский писатель, 1978. 616 с.

145. Кузнецов Ф.Ф. Размышления о нравственности: Книга публицис148149150151152153154155156157158159160,161- 201 тики. M.: Советская Россия, 1979. - 411 с.

146. Кузнецов Ф. Неокончательные итоги. Литературное обозрение,1982, № 5, с. 9-23.

147. Жак Ив Кусто. Корабль под названием "Земля". Комсомольская правда, 1972, 30 сентября.

148. Курабтов В. Чувство первосотворения. Север, 1976, В 12, с. 120-124.

149. Лавров С.Б. Экологические проблемы в капиталистических странах. М.: Знание, 1978. - 48 с.

150. Лазаревич Э.А. Поэт науки. Природа, 1963, № II, с.47-58. Ланщиков А.П. Вопросы и время. - М.: Современник, 1978. -255 с.

151. Левченко В.Г. Чингиз Айтматов. -М.: Советский писатель,1983. 232 с.

152. Липин С.А. Сквозь призму чувств. -М.: Советский писатель, 1978. 288 с.

153. Литвинов В. Характер это судьба. -М.: Советский писатель, 1976. - 324 с.

154. Литература и современность. Сб. 19. Статьи о литературе 1981. М.: Художественная литература, 1982. - 451 с. Литература и фольклор. - М.: Знание, 1981. - 84 с. Литературное наследство. Т. 70. Горький и советские писатели.

155. Неизданная переписка. М.: изд. АН СССР, 1963.

156. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 2-е, доп. Л.: Художественная литература, 1971. - 414 с.

157. Лихачев Д.С. Искусство памяти и память искусства. Литературная газета, 1982, 15 декабря.

158. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - Л.: Советский писатель, 1984. - 272 с.

159. Лосев А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство. -М.: Искусство, 1976. 367 с.

160. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: МГУ, 1982. - 480 с.

161. Лось В.А. Человек и природа. Социально-философские аспекты экологических проблем. -М.: Политиздат, 1978. 224 с.

162. Лукин Ю.А. Идеология и художественная культура. М.: Искусство, 1982. - 247 с.

163. Марков Д. Проблемы теории социалистического реализма. М.: Художественная литература, 1978. - 413 с.

164. Марченко А. Стал он кликать золотую рыбку. Новый мир,1977, В I, с. 253-257.

165. Масеев A.M. Сущность и роль конфликта в искусстве. В кн.: Проблемы эстетики.- М.: изд. АН СССР, 1958. - 171 с.

166. Мастера советского искусства о пейзаже. -М.: Изд. Академии художеств, 1963. 151 с.

167. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 407 с.

168. Методологические вопросы науки о литературе. Л.: Наука, 1984. - 254 с.

169. Метченко А. Зрелость. Литературная газета, 1979, 21 марта.

170. Метченко А.И., Бугров Б.С., Герасименко А.П. и. др. Современная советская литература. 70-е годы. Актуальные проблемы.- 203 -M.: изд. МГУ, 1983. 231 о.

171. Мораль развитого социализма. -М.:. Мысль, 1976. 287 с.

172. Национальное и интернациональное в советской литературе. -М.: Наука, 1971. 518 с.

173. Нефагина Г.Л. Конфликт и характер в драматической повести.- Вестник Белорусского ун-та, серия 4, филология ., 1978, В I, с. 17-21.

174. Неизбежность гармонии /диалог Ч.Айтматова и Л.Новиченко/.-Литературная газета, 1973, I января.

175. Новиков В. Советская литература на современном этапе. М.: Художественная литература, 1981. - 191 с.

176. Новиченко Л.Н. Социализм человек - природа как поэтическая тема современной литературы. - В кн.: Контекст. - 1973.- М.: Наука, 1974, с. 231-251.

177. Новиченко Л.Н. Украинский советский роман. Киев: Наукова думка, 1976 /на упр. языке/. - 132 с.

178. Обсуждение прозы В.Распутина. Вопросы литературы, 1977, гё 2, с. 3-81.

179. Овчаренко А.И. Социалистическая литература и современный литературный процесс. М.: Современник, 1975. - 623 с.

180. Овчаренко А.И. Новые герои новые пути: от М.Горького до В.Шукшина. - М.: Современник, 1977. - 479 с.

181. Озеров В.My Коммунист наших дней в жизни и литературе. Литературно-критические и публицистические очерки. М.: Художественная литература, 1976. - 301 с.

182. О красоте природы о красоте человека / обсуждение книги В.Астафьева "Царь-рыба". В кн.: Литература и современность. 1976-1977. - М.: Художественная литература, 1978, с.308-331.- 204

183. Оскоцкий В. Не слишком ли долгое это прощание? Вопросы литературы, 1977, JS 2, с. 34-48.

184. Палиевский П.В. Постановка проблемы стиля. В кн.: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, кн. 3. - М.: Наука, 1965.

185. Панкин Б.Д. Строгая литература. М.: Советский писатель, 1982. - 389 с.

186. Панченко И.Г. Вопрошая прошлое заглянуть в будущее - Вопросы литературы, 1983, № 5, с. 83-109.

187. Паустовский К. Социалистический пейзаж. Литературная газета, 1934, 6 июня.

188. Перцовский B.C. Покоряясь течению. 0 своеобразии конфликта в современной прозе. В кн.: Литература и современность:. Статьи о литературе 1979-1980 годов. - М.: Художественная литература, 1981, с. 353-388.

189. Погрибный А. Приметы, которым веришь.-Литературное обозрение, 1981, В 3, с. 19-22.

190. Погрибный А.Г. Художественный конфликт и развитие современной советской прозы. Киев: Выща школа, 1981. - 199 с.

191. Подгаецкая И.М. Историзм лирики и художественные поиски современной поэзии. В кн.: Концепция личности в литературе развитого социализма. - Ереван, изд. AM АрмССР, 1980.371 с.

192. Помазнева В. Разговор о теме дня. Встреча с Леонидом Леоновым. Литературная газета, 1980, 27 августа.

193. Пошатаева A.B. Человек и природа. В сб.: Живое единство.- М.: Советский писатель, 1974. 370 с.

194. Пошатаева A.B. Концепция человека и мир современной природы.- В кн.: Художественные искания современной советской многонациональной литературы. Кишинев; Штиинца, 1976, с. 303310.

195. Разрушение природной среды /экологический кризис империализма/. -М.: Экономика, 1981. 255 с.

196. Распутин В.Г. Быть самим собой. Вопросы литературы, 1976, № 9, с. 142-150.

197. Распутин В. Не мог не проститься с Матерой. Литературная газета, 1977, 16 марта.

198. Салынский 0. Дом и дороги. Вопросы литературы, 1977, № 2, с. 3434.

199. Селезнев Ю. Земля или территория? Вопросы литературы, 1977, ß 2, с. 49-63.

200. Селезнев Ю. В предверии героя. Москва, 1977, №8, с.211-214.

201. Селезнев Ю. Мысль чувствующая, живая. -М.: Современник, 1982. 336 с.

202. Сидоров Е.Ю. Время, писатель, стиль. 0 советской прозе наших дней. М.: Советский писатель, 1983. - 320 с.

203. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1984. -104 с.

204. Слюсарь A.A. 0 человеке и природе в современной прозе. В сб.: Вопросы литературы народов СССР. - Киев - Одесса, 1979,с. 60-68.

205. Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. -М.: Политиздат, 1971. 376 с.

206. Современная русская советская повесть. Л.: Наука, 1975.- 264 с.

207. Современная советская литература в духовной жизни общества развитого социализма. -М.: Наука, 1980. 384 с.215; Современный литературный процесс и критика. М.: Мысль, 1976. - 294 с.

208. Современный советский роман. Философские аспекты. Л.: Наука, 1979. - 262 с.

209. Социалистическим образ жизни и развитие советской литературы. М.: Наука, 1983. - 335 с.

210. Социалистический реализм на современном этапе его развития.- М.: Наука, 1977. 445 с.

211. Стеблин-Каменекий М.И. Миф. Л.: Наука, 1976. - 144 с.

212. Социальные проблемы экологии и современность. М.: Наука, 1978. - 245 с.

213. Степанидин Г. Физиономия хищника. Октябрь, 1973, J& 6, с. 212-215.

214. Сурганов B.C. Человек на земле. Историко-литературный очерк.- М.: Советский писатель, 1981. 624 с.

215. Суровцев Ю.И. Необходимость диалектики / к методологии изучения интернационального единства советской литературы/. -М.: Художественная литература, 1982. 535 с.

216. Сучков Б.А. Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе. М.: Советский писатель, 1977. - 526 с.

217. Съезд писателей СССР, 6-й. Москва. 1976. Стенографический отчет. -М.: Советский писатель. 1978. 696 с.- 207

218. Съезд писателей СССР. 7-й. Москва. 1981. Стенографический отчет. М.: Советский писатель, 1983. - 607 с.

219. Тендитник Н.С. Ответственность таланта /0 творчестве В.Распутина/и Иркутск: Восточно-Сиб. кн. изд., 1978. III с.

220. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. Изд. 5-е. М. : Просвещение, 1976. - 448 с.

221. Тимофеева В.В. Пути художественного исследования личности /из опыта советокой литературы/. Л.: Наука, 1975. - 192 с.

222. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. М.: ГИХЛ, 1928-1959, т. 46.

223. Трефилова Г.П. Время выбора. Вопросы литературы, 1981, В 12, с. 7-48.

224. Трефилова Г.П. Человек и природа. В кн.: Социалистический образ жизни и развитие советской литературы. -*М.: Наука, 1983, с. 288-314.

225. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. Л.: изд. ЛГУ, 1978. - 128 с.

226. Фащенко В.В. Характеры и ситуации: Статьи. М.: Советский писатель, 1982. - 263 с.

227. Федоров Е.К. Экологический кризис и социалистический прогресс.- Л.: Гидрометеоиздат, 1977. 171 с.

228. Федоров С. Сберечь природу для людей. Правда, 16 февраля.

229. Философские проблемы глобальной экологии. М.: Наука, 1983. - 352 с.

230. Финицкая з. а Пальму все же пристрелили. Дружба народов, 1974, J®3, с. 277-280.

231. Фанк Л. Так что же надо и не надо человеку. Сибирские огни, 1975, J£ 3, с. 154-162.

232. Фридлендер Г.К. К.Маркс и Ф.Энгельс и вопросы литературы.

233. М.: Худокественная литература, 1968. 606 с.

234. Хайлов А.И. Духовный рост личности. В кн.: Социалистический образ жизни и развитие советской литературы. - М.: Наука, 1983, с. 200-231.

235. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Изд. 3-е. М.: Советский писатель, 1975. -408 с.

236. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. Изд. 3-е. М.: Советский писатель, 1982. - 410 с.

237. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М. Художественная литература, 1982. - 334 с.

238. Человек и природа. Сб. статей. М.: Наука, 1980. - 256 с.

239. Черная Н.И. Реалистическая условность в современной советской прозе. •- Киев: Наукова думка, 1979. 192 с.

240. Шамота Н.З. Гуманизм и социалистический реализм. Киев:• Радянськнй пысьменнык/ на укр. яз./, 1976. - 283 с.

241. Шапошников В. Хори и Калинычи XX века. Сибирские огни, 1975, .& 2, с. 164-180.

242. Шапошников В.Н. Валентин Распутин. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1978. 67 с.

243. Шаталова Л.М. Человек и природа в современной советской прозе. Кишинев: Штиинца, 1980. - 84 с.

244. Шкловский В.Б. Жанры и разрешение конфликтов. Вопросы литературы, 1965, $ 8, с. 5-11.

245. Щербина В.Р. Наш современник. Концепция человека в литературе XX столетия. -М.: Советский писатель, 1964. 581 с.

246. Щукшин В.М. На одном дыхании. Новый мир, 1972, № II, с.271-273.

247. Эпштейн М., Юкина Е. Мир и человек. Новый мир, 1981, JS 4,с. 236-249.

248. Яковлева Н.Б. Социалистическая концепция личности в современном романе. В кн.: Герой художественной прозы. Социалистические страны Европы. - М.: Наука, 1973.

249. Яновский H.H. Виктор Астафьев. М.: Советский писатель, 1982. - 271 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.