Традиции русской литературы в осмыслении темы "человек и природа" в литературах народов Северного Кавказа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Бахова, Эмма Анатольевна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 159
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бахова, Эмма Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Традиции русской литературы в осмыслении темы «человек и природа».
ГЛАВА И. Осмысление темы «человек и природа» северокавказской литературой в контексте традиций русской литературы.
2.1.Северокавказская литература первой половины XX века.
2.2. Тема «человек и природа» в современной балкарской и кабардинской лирике.
ГЛАВА III. Концепция связи человека и природы в современной северокавказской прозе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Художественные истоки и формирование новой поэтики в литературах Северного Кавказа: на основе творчества А. Кешокова и К. Кулиева2007 год, кандидат филологических наук Алафаева, Валерия Александровна
Художественная концепция человека и природы в современной северокавказской повести1998 год, кандидат филологических наук Забора, Наталия Николаевна
Художественная концепция мира и человека в кабардинской и балкарской поэзии 1960-80-х годов: К. Кулиев, А. Кешоков2009 год, кандидат филологических наук Калабекова, Нуржан Ансаровна
Художественное единство патриотического и лирического в военной поэзии Кабардино-Балкарии: 1941-1945 гг.2005 год, кандидат филологических наук Нахушева, Залина Адальбиевна
Проблема национального своеобразия философско-эстетического восприятия природы в современной советской многонациональной прозе1984 год, кандидат филологических наук Шукурова, Камилла Аблямитовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции русской литературы в осмыслении темы "человек и природа" в литературах народов Северного Кавказа»
Актуальность исследования. В современных условиях с каждым годом человек все острее осознает, что он житель планеты и должен мыслить и действовать не только в отношении отдельной личности, семьи или рода, но и в планетном аспекте. Люди все чаще начинают ощущать себя человечеством, хотя само это понятие возникло несколько столетий назад. Сегодня, в век научно - технического прогресса, когда силы человека выросли до небывалых масштабов, становится особенно очевидным, насколько сложно и противоречиво вторжение общества в природу. Признав неоспоримую истину, что от научно-технического прогресса уже невозможно отступить ни на шаг, современное общество оказалось перед сложным вопросом: как обеспечить гармонию человека с природой? Извечно существующая в мире проблема «человек и природа» с каждым годом охватывает все новые и новые сферы общественной жизни.
Закономерно, что первое слово здесь сказала наука. Многие века разрабатывавшая пути и способы покорения природы, она вдруг оказалась перед качественно новой задачей, выдвинутой самой жизнью: необходимо направить свои усилия на сохранение окружающей природы, доказать возможность рационального, разумного использования природных ресурсов. В мире назрела необходимость утверждения новой гармонии: разумного сочетания активно-творческого отношения человека к природному миру и умения беречь его первозданную красоту. Экологическая проблема, осложненная бурным развитием научно-технического прогресса, явилась благодатной почвой для углубления нравственных поисков, исследования вопросов человеческого бытия. О неизбежности этой гармонии обязана сказать свое слово и литература. Стремясь найти действенный отклик на насущные жизненные вопросы, современная литература также оказывается в центре тех глобальных проблем, которые волнуют сейчас все человечество.
В 1960-70-е годы XX века литература в полный голос заговорила о человеке в системе природы. Человек, отдаляясь от естественной природы, ощущает все более острую потребность в сближении с ней. Эта противоречивая тенденция раскрывается во многих произведениях современной литературы. Обращаясь к теме «человек и природа», писатели затрагивают вопросы мировоззренческого, общечеловеческого и общегуманистического звучания. Расширение круга аспектов, так или иначе соприкасающихся с этой проблемой, позволило литературе выйти за рамки традиционных обобщений и придать вопросу взаимоотношений человека с природой не только философское и эстетическое звучание, но и связать его с важнейшими социальными и нравственными задачами современности. Задачей современных писателей стало создать высокую литературу о природе и человеке в единстве.
Тема «человек и природа» получила дальнейшее свое освещение и развитие в современной прозе в произведениях Ч.Айтматова, В.Астафьева, В.Белова, Б.Васильева, С.Залыгина, В.Распутина, В.Соловьева, В.Солоухина, В.Федорова В.Чивилихина, Ю.Шесталова и многих других.
Особенно остро ставится данная проблема в литературах Северного Кавказа последних двух десятилетий, что объясняется наступлением на природу научно-технического прогресса, осложнившего многие процессы современности. Однако активизация выступлений писателей по теме «человек и природа» все еще не вызвала повышенного интереса литературоведения к их произведениям. Острая злободневность обсуждаемых литературой вопросов обусловила необходимость самого серьезного и внимательного их изучения. Именно этим предопределена не снижающаяся актуальность избранной нами проблемы.
Тема «человек и природа», ставшая актуальной в современном мире, находит широкое освещение и в кабардинской, и в балкарской литературах. Анализ ряда художественных текстов писателей Кабардино-Балкарии свидетельствует о том, что проблема взаимоотношения природы и человека занимает достойное место в литературах коренных народов республики. Без сомнения, в произведениях развиваются традиции как русской классической, так и современной литературы. Но наряду с этим каждое произведение отличается неповторимым характером отношения к природе, помогает почувствовать красоту родного края и неразрывную связь, родственную близость человека и природы. В произведениях Э.Гуртуева, М.Дзасохова, Б.Журтова, А.Кешокова, К.Кулиева, А.Кушхаунова Б.Мазихова, К.Мечиева, А.Теппеева, З.Толгурова, Ад.Шогенцукова, К.Хетагурова и др. эта проблема приобретает приоритетное направление и помогает осознать остроту осмысленной проблемы. Но произведения писателей Северного Кавказа в этом аспекте все еще исследованы недостаточно. Актуальность настоящей диссертационной работы определяется еще и тем, что проблема взаимоотношений «человека и природы», являясь «вечным» предметом изображения в художественной литературе, в том числе и литератур народов Северного Кавказа, по сей день остается малоизученной.
Основной целью диссертации является изучение традиций русской литературы в художественном осмыслении темы «человек и природа» в литературах народов Северного Кавказа.
Принимая во внимание предопределенный самой действительностью открытый характер художественного осмысления проблемы «человек и природа», исходя из ее актуальности в современной литературе, а также учитывая необходимость дальнейшего ее изучения, автор диссертации ставит перед собой следующие задачи:
- обозначить место проблемы «человек и природа» в историко-литературном процессе, выявить традиционные и новаторские ее черты в современную эпоху и определить главные тенденции ее развития в современной прозе и поэзии;
- осуществить анализ художественного отображения современной прозой познания природы человеком, осмыслить в неразрывном единстве эстетическое и активно-творческое отношение к природе;
- раскрыть современный общественно-философский смысл таких извечно волнующих литературу проблем, как «очеловечивание» природы, бегство в природу, «растворение» человека в природе, сотворчество человека и природы;
- обобщенно подойти к исследованию социального и нравственного аспектов проблемы «человек и природа», осложненных влиянием научно-технического прогресса; показать взаимосвязь в литературе вопросов экологического кризиса с кризисом нравственным;
- определить практическую ценность современной литературы о природе, ее роль в борьбе за сохранение и преумножение природных богатств, в воспитании высоконравственной личности, человека завтрашнего дня;
- исследовать традиции русской литературы в художественном осмыслении темы «человек и природа» в литературах народов Северного Кавказа.
Научная новизна работы заключается в том, что исследование представляет собой первую попытку системного изучения традиций русской литературы в осмыслении темы «человек и природа» в литературах народов Северного Кавказа, а также изучение проблемы взаимоотношения человека и природы в кабардинской и балкарской литературах. Нами предпринята попытка осмысления затронутой проблемы в ее неразрывной связи с общим ходом историко-литературного процесса, с особенностями поступательного развития литературы 1960 - 80-х годов XX века, с выявлением ее типических и новаторских черт. С другой стороны, разграничены отдельные направления внутри исследуемой проблемы, раскрыта их идейно-художественная сущность и определены качественно новые черты, обусловленные стремительно обновляющейся жизнью.
В определенной степени новым по сравнению с современными исследованиями подобного характера является и сам подход к изучаемым вопросам. В последние годы тема «человек и природа» привлекает литературную критику, прежде всего остротой социальных и нравственных проблем. Мы же попытались обратиться к ней, в первую очередь, с традиционной, познавательной стороны и в то же время максимально связать этот вопрос с обусловленным научно-техническим прогрессом. Именно такая точка зрения на изучаемую проблему позволила нам обратиться к поднимаемому литературой, но далеко не изученному критикой вопросу о возможности разрешения конфликта человека с природой на основе более глубокого познания ее законов.
Объектом диссертационного исследования стали произведения Г.Агнаева, Р.Ахматовой, Р.Ацканова, А.Бицуева, С.Гуртуева, Н.Джусойты, Т.Зумакуловой, Б.Кагермазова, М.Кармокова, Х.Кациева, А.Кешокова, К.Кулиева, С. Макитова, К.Мечиева, Х.Плиева, А.Теппеева, З.Толгурова, З.Тхагазитова, К.Эльгарова, К.Хетагурова, С.Хочуева, М.Цирихова, Ю.Шидова, Ад.Шогенцукова и др., а также Ч.Айтматова, В. Астафьева, В.Белова, Б.Васильева, С.Залыгина, Л.Леонова, М.Пришвина, К.Паустовского, В.Распутина и других.
Такой отбор имен обусловлен частым обращением названных художников слова к теме «человек и природа». По нашему мнению, каждый из них внес свой заметный вклад в раскрытии «вечной» темы взаимоотношений человека с природой. И мы вправе утверждать, что богатый материал их творчества в той или иной степени позволяет коснуться важнейших аспектов этой сложной темы, которые в последнее время оказались в центре пристального внимания современной прозы и поэзии Северного Кавказа.
Изученность проблемы. Интерес, проявленный литературой к проблеме взаимоотношений общества с окружающим миром природы, был справедливо отмечен и получает сейчас многостороннее теоретическое осмысление в литературоведении и литературной критике. В обсуждении целого ряда объединяемых этой проблемой вопросов принимают участие лица, имеющие различное к ней отношение. Это и теоретики экологической науки, и философы, и критики и писатели, и представители широких читательских кругов. Их размышления принимают разнообразные формы: дискуссии за «круглым столом», диалоги, интервью, анкеты, выступления в средствах массовой информации, периодические обзоры литературы, рецензии на сборники и отдельные произведения, посвященные теме человека и природы.
Изучению проблемы «человек и природа» посвящены работы целого ряда критиков: Л.М.Шаталовой «Человек и природа в современной советской прозе», (Кишинев, 1980); Сборник статей «Человек и природа в советской прозе», (Сыктывкар, 1980); Вс.Сурганова «Человек на земле», (М., 1981); С.А.Липина «Человек глазами природы», (М., 1985); Ю.И.Сохрякова "Природа и человек". (М., 1990); Ю.Тхагазитова «Адыгский роман» (Нальчик, 1987), З.Толгурова «В контексте духовной общности» (Нальчик, 1999); З.Толгурова «Движение балкарской поэзии» (Нальчик, 1984); А.Мусукаевой «Северокавказский роман» (Нальчик, 1993); Ф.Урусбиевой «Избранные труды» (Нальчик, 2001) и др.
Методологической основой исследования послужили труды современных философов и социологов, основные теоретические работы ведущих отечественных литературоведов и критиков, а также научные работы Н.Буханцова, И.Кузьмичева, А.Пошатаевой, А.А.Слюсарь, Г.П.Трефиловой и других.
Следует также отметить труды исследователей северокавказских литератур: Л.Бекизовой, Л.Караевой, А. Мусукаевой, У.Панеш, К.Султанова, Ю.Тхагазитова, З.Толгурова, Ф.Урусбиевой, К.Шаззо и других.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в попытке решения одной из наиболее важных проблем современного северо-кавказского литературоведения: в выявлении традиций русской литературы в осмыслении темы «человек и природа» в литературах народов Северного Кавказа.
Практическая значимость. Содержащиеся в работе наблюдения, размышления и выводы, подкрепленные конкретным анализом художественного материала, могут быть использованы в преподавании курса «Литературы народов России», а также при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по «Литературе народов Северного Кавказа».
Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М.Бербекова (май, 2005), а также на научном семинаре КБГУ «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа». Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в докладах на научно-практических конференциях: «Литература народов Северного Кавказа. Современные проблемы изучения и преподавания в средней школе, посвященной 140-летию К. Мечиева» (Нальчик, 1999); «Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых» (Нальчик, 2000, 2001, 2002); «Проблемы развития языков и литератур народов Северного Кавказа» (Нальчик, 2004), а также в двух статьях.
Структура диссертации. Поставленные цели и задачи диссертационной работы определили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Жанр поэмы в литературах тюркских народов Северного Кавказа1999 год, кандидат филологических наук Узденова, Фатима Таулановна
Становление жанровых форм и развитие конфликта в балкарской прозе 1960-2000-х годов2010 год, кандидат филологических наук Хасауова, Аминат Мухарбековна
Национальное своеобразие балкарской прозы середины XX - начала XXI вв.: формирование художественной индивидуальности и хронотоп2007 год, кандидат филологических наук Ленчик, Наталья Петровна
Художественное решение проблемы национального характера в балкарском романе: 1960-1990 годы2000 год, кандидат филологических наук Гелястанова, Эльмира Хусейновна
Формирование и развитие малых прозаических жанров в литературах народов Северного Кавказа: 1920-50 гг.2002 год, кандидат филологических наук Башиев, Мурат Хусейнович
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Бахова, Эмма Анатольевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время тема «человек и природа» нуждается не только в эстетическом и философском осмыслении. Современность превратила ее в важнейшую социально-нравственную задачу и потребовала безотлагательного ее разрешения. Заметим, что в последние годы любая из сторон взаимоотношений общества с окружающим миром природы необходимо включает в себя сложный вопрос о научно-технической революции, а вместе с тем и во многом связанную с ней угрозу экологического кризиса. И это вполне закономерно, ведь проблемы научно-технического прогресса и экологии приобрели сейчас глобальный характер, они затрагивают различные сферы социальной жизни и преломляются практически во всех формах общественного сознания.
Важнейшая заслуга современных поэтов и писателей многонациональной литературы в том, что они не ограничиваются простым перечислением различных сторон обострившегося конфликта человека с природой, а настойчиво ищут выход из сложившегося критического положения. Возможность достижения гармонии в отношениях общества с миром природы авторы видят в разрешении двух неотложных задач: в более глубоком познании природы и в воспитании у современника чувства высокой моральной ответственности за ее дальнейшую судьбу.
Опираясь на традиции классики и развивая их, поэзия разрабатывает «вечную» в мировой литературе тему «человек и природа» на новом уровне, используя появившийся остродраматичный материал и разносторонне учитывая требования времени. Она активно откликается на злободневные вопросы современности, силой поэтического слова раскрывает их внутреннее содержание. Понимая, что невозможно всесторонне охватить столь сложную проблему, как «человек-природа», мы рассмотрели лишь ряд аспектов, исходя из степени их наименьшей изученности. Мы стремились проанализировать проблему «человек-природа» в контексте современных понятий, связанных со сферой нравственно-философских, эстетических представлений нации и художника, как ее выразителя»
Мысль о всеобщей причастности к окружающей действительности характеризует большинство рассмотренных в диссертационной работе произведений. Знаменательно, что творчество Э.Гуртуева, Б.Журтова, К.Мечиева, А.Кешокова, К.Кулиева, А.Теппеева, З.Толгурова, К.Хетагурова, А.Шогенцукова, Ад.Шогенцукова, К.Эльгара, а также Ч.Айтматова, В.Астафьева, В.Белова, С.Залыгина, В.Распутина и др. выделяется в среде предшественников тем, что философское восприятие мира природы становится для них основой изображения. В современной прозе проблема «человек-природа» возрождается с неведомой доселе силой. Писатели не только открыто слили, нерасторжимо спаяли человека и природу в единую и неразделенную сферу человека в природном мире, но и обновили нравственно-философскую и эмоциональную сторону этого слияния. Причем обновление происходит как на идейно-тематическом, так и жанрово-стилевом уровнях.
Созерцательность была лишь первой ступенькой творчества на пути к достижений искомого идеала - места человека в окружающем мире. Образный полифонизм современных писателей - это обилие характеров в самой жизни, это картины бесчисленных контактов человека и природы, это воспроизведение всей полноты окружающей действительности.
Такой подход к проблеме реализуется через ряд сложных изначально этико-философских тем: связь времен, преемственность поколений, память как основа духовного наследия. Природа помогает осмысливать тысячелетия, что заставляет искать во времени и окружающей действительности стабильные нравственно-эстетические ориентиры. Через современность, через ее насущные проблемы писатели стремятся постичь и прошлое, и будущее.
Воспитание любви к природе, высоконравственного отношения к ней -проблема не только эстетического и нравственного обогащения личности, но и воспитания гражданственности и патриотизма. На данном этапе литература в освещении этой проблемы исходит из того, что любовь к природе - это любовь к человеку, и любовь к отчизне. В анализируемых произведениях красота родного края олицетворяет образ родины, вызывает волнующее чувство родства с землей, неотделимости от нее. Это и есть великое чувство патриотизма. Не научившись тонко чувствовать природу, по-настоящему любить ее, человек не научится любить Родину. Только в активном взаимодействии с природой может существовать цивилизация. А степень вторжения в природным мир, а все многообразные проблемы, связанные с ним, решаются в реальной жизни конкретными людьми, в художественной литературе - ее героями.
Для литературы 1970-х - начала 1980-х годов с экологической проблематикой свойственно повышенное внимание к антигерою, что диктуется стремлением выявить, а облачать «зло» во всех его разновидностях, показать то, что противостоит живой природе и угрожает полноценной жизни современного человека. Облачая хищничество во всех его разновидностях, современные художники не ограничиваются довольно тщательно выписанным типом браконьера, они стремятся к более глубокому философскому охвату проблемы, выявляя опасность нарастающего разрыва человека с природой, обусловленного зачастую его духовной слепотой и нравственной ограниченностью. Ясно проступающая в последние годы тенденция к «сращению» нравственно-экологической проблематики с социально-политическими вопросами времени выявляется и в своеобразном «утяжелении» образов антигероев. Она все чаще ассоциируются с носителями крайне антигуманных идей, а само разрушение природного мира осмысляется как глобальное политическое преступление против жизни вообще.
Многообразие типов антигероев в современной литературе с экологическими мотивами, агрессивность их поведения стимулируют поиск такого героя - созидателя и хранителя природы, - который, не просто воплощал бы в себе ряд нравственных и гражданских достоинств, но и понимал сложность, противоречивость реальной действительности, был носителем прогрессивной идеологии, человеком активного действия.
Литература 1970-х - начала 1980-х годов о человеке и природе характерно в целом усложнение, углубление концепций героя. Это касается в равной мере героев различных социальных слоев, возрастных групп, психологических облаков. Писатели стремятся выявить глубинные -духовные, эмоциональные - связи человека с окружающей природной средой, показать всеобщность, глобальность, разветвленность связей современного человека со всем живым миром планеты, очертить те грани нового экологического сознания, которые формируются в обществе. С этой целью она обращаются к нравственно-психологическому облаку героев, часто полярных по своему жизненному опыту, культурному багажу, степени включенности в современный научно-технический и социальный прогресс, способности к активному действию. Общая доминанта в характере этих героев - это их особая настроенность на восприятие окружающего природного мира, способность остро реагировать на дисгармоничность отношений современного человека с природой, особенно остро осознавать ее непреходящую нравственно - эстетическую ценность.
Писатели и поэты многонациональной литературы, показывая в своем творчестве какую-то часть родной земли /айтматовская степь, астафьевская тайга, распутинская Сибирь, кулиевские горы/ многократно расширяют географию нашего эстетического восприятия, укрепляют гуманистические основы жизни современного человека.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бахова, Эмма Анатольевна, 2005 год
1. Акимов В. Человек и время. Очерки. М.; 1986г. - 214с.
2. Байрамукова X. Кайсын Кулиев. Очерк творчества. М.; 1975. - 267с.
3. Баков X. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994. - 257с.
4. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М.; 1983. - 416с.
5. Баруздин Люди и книги. М.; 1982. - 399с.
6. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. Национальные и художественные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур. Черкесск, 1974. - 287с.
7. Бекизова Л. Страницы из истории черкесской литературы. Черкесск, 1961. - 138с.
8. Бекизова Л. Черкесская советская литература. Черкесск, 1964. - 200с.
9. Белая Г. Художественный мир современной прозы. М.; 1983. - 191с.
10. Благой Д. Национальные особенности русской литературы.М.; 1978.-383с.
11. Бочаров А. Чем жива литература?: Современность и литературный процесс. М.; 1986. - 397с.
12. Веселовский А. Историческая поэтика. Л.; 1940. - 270с.
13. Вопросы истории адыгейской советской литературы: в двух книгах. Майкоп, кн.!., 1979-176с., кн.2, 1980.-204с.
14. Воронов В. Художественная концепция: Из опыта советской прозы 60-80-х гг.М.; 1984.-382с.
15. Галасьева Г. Проблема «Человек и природа в современной прозе». Сб. Ст. Сыктывкар, 1980.-99с.
16. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л.; 1971.-464с.
17. Гринфельд Т., Кожуховская Н., Гурленова Л.Чувство природы в русской литературе. Сыктывкар, 1995. - 130с.
18. Гурленова А. Чувство природы в русской прозе 1920 - 1930 г. Сыктывкар, 1998.-120с.
19. Гусев В. Память и стиль: Современные советские литературные и классические традиции. М.; 1998. - 429с.
20. Дедков И. Возвращение к себе: Литературно - критические статьи. Из опыта советской прозы 60-70 - х гг.: герои, конфликты, нравственные искания. М.; 1978. - 319с.
21. Дементьев В. Кавказская тетрадь. М.; 1989. - 358с.
22. Дементьев В. Со временем в ладу. Очерк жизни и творчества Алима Кешокова. Нальчик, 1985. - 240с.
23. Джуртубаев М. Древние верования балкарцев и карачаевцев. Нальчик: 1992.-178с.
24. Ершов А. Три портрета: Очерки творчества В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Белова. М.; 1985.-50с.
25. Живое лицо времени: Очерки прозы 70-80-х г. М.; 1986. - 230с.
26. Жуков И. Рождение героя: Литературно - критические очерки. М.; 1984,- 202с.
27. Жуминский Н. Человек в литературе. Киев; 1983. - 55с.
28. Залыган Свое слово. В книге Литературные заботы. М.; 1978. - 157с.
29. Иванова Н. Точка зрения: О прозе последних лет.- М.; 1988. - 335с.
30. История советской многонациональной литературы в 6-ти т. М.; 1970-1974.
31. Караева Л. Обретение художественности. М.; 1979. - 176с.
32. Кашежева Л. Кабардинская советская проза. Нальчик; 1962. - 148с.
33. Кашежева Л. Совершеннолетие пера. Нальчик, 1968. - 116с.
34. Кожуховская Н. Эволюция чувства и природы в русской прозе XIX в. Сыктывкар, 1995.-180с.
35. Круть И., Забелина И. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. М.; 1988. - 132с.
36. Кузьменко Ю. Советская литература вчера, сегодня, завтра. М.; 1984.- 200с.
37. Лавров В. Формула творчества В. Астафьева Л.; 1984. - 150с.
38. Ланщиков А.П. В. Астафьев. М.; 1992 г. - 125с.
39. Ланщиков А.П. Ищу собеседника: О прозе 70-80-х гг. М.; 1988. - 180с.
40. Лапченко А. Человек и земля в русской социально - философской прозе 70-х гг. Л.; 1985.-175с.
41. Липин Сквозь призму чувств. М.; 1978. - 288с.
42. Липин Человек глазами природы. М.; 1985г. - 280с.
43. Мазепа Н. Поэзия мысли. Киев, 1968. - 186с.
44. Михайлов А. Сила и тайна слова. М.; 1984г. - 185с.
45. Мусукаева А. Ответственность перед временем. Нальчик, 1987. - 140с.
46. Мусукаева А. Северокавказский роман. Нальчик, 1993. - 191с.
47. Нагаева А. Человек и природа в творчестве В. Астафьева. Уфа,1980.-245с.
48. Налоев 3. Послевоенная кабардинская поэзия. Нальчик, 1970. - 155с.
49. Наполова Т. Живое дыхание современности. Размышления о прозе 60 - х - нач. 70-х гг. Саратов, 1974. - 272с.
50. Никольский В. Природа и человек в русской литературе XIX в. (50-60г.), Калинин, 1973.-275с.
51. Овчаренко А. Герой и автор в творчестве В. Астафьева. М.; 1986. - 195с.
52. Очерки балкарской литературы. Нальчик, 1981.- 564с.
53. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968.- 303с.
54. Очерки истории осетинской советской литературы. Орджоникидзе, 1967 - 419с.
55. Очерки истории чечено - ингушской литературы. Грозный, 1963. - 206с.
56. Панеш У. Типологические связи и формирование художественно - эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990. - 276с.
57. Развитие традиций в кабардинской и балкарской литературах. Нальчик:, 1982.-123с.
58. Романенко В. О красоте природы /Эстетика и современность/. М.; 1964.- 208с.
59. Саводник В. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. М.; 1937.-260с.
60. Сарбашева А. Формирование историзма мышления и балкарский роман. Нальчик, 2001.- 147с.
61. Селезнев Ю.И. Мысль чувствующая и живая. М.; 1982.
62. Семенов Л. Избранное. Статьи об осетинской литературе. Орджоникидзе, 1964.-417с.
63. Скаляхо А. Идейно - художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1992. - 280с.
64. Современная советская литература, 70-е годы: Актуальные проблемы. М.; 1983.
65. Сохряков Ю. Природа и человек. М.; 1990. - 215с.
66. Султанов К.К. Динамика жанра: Особое и общее в опыте современного романа. М.; 1987.-152с.
67. Теппеев А. Балкарская проза. Нальчик, 1974. - 175с.
68. Толгуров 3. В контексте духовной общности. (Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа), Нальчик, 1999. - 285с.
69. Толгуров 3. Движение балкарской поэзии (20-50-е годы). Нальчик, 1984.- 250с,
70. Толгуров 3. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. Нальчик, 1987. - 234с.
71. Традиции и современность (Фольклор и литература народов Карачаево- Черкессии). Черкесск, 1980. - 180с.
72. Туркаев X. О путях развития чеченской литературы. Грозный, 1973.-163с.
73. Туркаев X. Путь к художественной правде (Становление реализма в чеченской и ингушской литературах). Грозный, 1987. - 239с.
74. Тхагазитов Ю. Адыгский роман (Национально-эпическая традиция и современность). Нальчик, 1987. - 109с.
75. Тхагазитов Ю. Традиции и новаторство. Нальчик, 1991. - 164с.
76. Тхагазитов Ю. Художественный мир Али Шогенцукова. Нальчик, 1994.- 125с.
77. Тхагазитов Ю. Эволюция художественного сознания адыгов, (Опыт теоретической истории: эпос, лирика, роман) Нальчик, 1996. - 265с.
78. Урусбиева Ф. Избранные труды. Нальчик, 2001. - 165с.
79. Урусбиева Ф. Портреты и проблемы: Эссе, литературные портреты, статьи, рецензии. Нальчик, 1990. - 162с.
80. Урусбиева Ф. Путь к жанру. Очерк истории жанров в балкарской литературе. Нальчик, 1972. - 174с.
81. Фидарова Р. Герой, характеры, жизнь. Орджоникидзе, 1990. - 240с.
82. Филиппов Г. Русская советская философская поэзия: Человек и природа. Л.; 1984.-207с.
83. Хакуашев А. Али Шогенцуков. Нальчик, 1990. - 352с.
84. Хапсироков X. О национальном своеобразии литератур адыгских народов. Черкесск, 1960. - 64с.
85. Хапсироков X. Некоторые вопросы развития адыгских литератур.- Ставрополь, 1964. - 142с.
86. Хапсироков X. О национальном своеобразии литератур адыгских народов.- Черкесск, 1969. - 64с.
87. Хапсироков X. Пути развития адыгейских литератур.-Черкесск, 1968. - 266с.
88. Хашхожева Р. Поиски и находки: Избранные статьи. Нальчик, 2000.-416с.
89. Хватов А.И. На родной земле, в родной литературе. М.;1980. - 250с.
90. Хмельницкая Т. В глубь характера: О психологизме в современной советской прозе. Л.; 1998. - 253с.
91. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.; 1970. - 408с.
92. Чамоков Т. В ритме эпохи (О литературе адыгских народов). Нальчик, 1986.-182с.
93. Человек и природа в советской прозе. Межвузовский сборник научных трудов. - Сыктывкар, 1980. - 156с.
94. Чеченский и ингушский рассказ. Проблемы жанра. Грозный, 1985. - 105с. 95. «Чувство природы» в русской литературе. Сыктывкар, 1987.- 432с.
95. Шагалов А. Изменения человечности: Нравственный выбор героя современной прозы. М.; 1983. - 175с.
96. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978. - 238с.
97. Шаталова Л.М. Человек и природа в современной советской прозе. К.; 1980.-84с.
98. Шатская Т. С природой на равных. М.; 1978. - 80с.
99. Шогенцукова Н. Лабиринты текста, Н.; 2002. - 180с.
100. Шортанов А. Адыгские культы. Нальчик, 1992. - 170с.
101. ЭльсбергЯ. Основные этапы развития русского реализма. М.; 1961.-174с. ЮЗ.Эльяшевич А. Герои истинные и мнимые. Литературно-критические статьи. М.-Л.; 1963.- 404с.
102. Эльяшевич А. Единство цели, многообразие поисков в литературе социалистического реализма. Л.; 1973. - 494с.
103. ЭльяшеБич А.П. Горизонтали и вертикали. Современная проза 70-80-х г. Л.; 1984.-357с. Юб.Эпштейн М. «Природа, мир, тайник Вселенной...» Система пейзажных образов в русской поэзии. М.; 1990. - 302с.
104. Эфендиева Т. Лирика Кайсына Кулиева и Расула Гамзатова. Нальчик, 1981.-132с.
105. Яблоков Е. Художественное осмысление взаимоотношений природы и человека в советской литературе 20-х, 30-х гг. М.; 1990. - 180с.
106. Якименко Л. На дорогах века: Актуальные вопросы советской литературы. М.; 1978. - 494с.
107. Ю.Яновский Н.Н. В. Астафьев. Очерк творчества. М.; 1982. - 180с. II
108. Андреев Ю. Природа и люди // Октябрь, 1981, № 2.
109. Астафьев В. Взгляд на общество сквозь линзу //Знание - сила, 1993, №10.
110. Баков X. Адыгский литературный процесс сегодня // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1995. Выпуск 9.
111. Барташевич Л. Идущие вослед должны знать правду (заметки о прозе В. Астафьева) // Север, 1995, № 9.
112. Белая Г. Вечное и преходящее // Литературное Обозрение, 1979, № 2.
113. Большакова А. Увидеть лицо человеческое // Литература в школе, 1984, №2.
114. Бузник В. Человек и природа // Литература в школе, 1976, № 6.
115. БуханцоБ И. Перед ликом матери-природы // Дон, 1982, № 6.
116. Дедков И. На вечном празднике жизни //Вопросы литературы, 1977, № 6.
117. Жабоева Е. М. Мокаев: Истоки творчества //Литературная Кабардино- Балкария, 2002 № 2.
118. Залыгин Литература и природа // Нева, 1980, № 5.
119. Карпенко В. В ней есть душа... // Литературная учеба, 1980, № 4.
120. Карпенко В. Воспитание природой: Роль советской романистики о человеке и природе в формировании духовного мира современника // Радуга.-1982,№4.
121. Карпенко В. Лицом к природе//Радуга, 1979, №4.
122. Кузьмичев И. Стремясь к согласию с природой // Нева, 1980, № 12.
123. Кулиев К. Буду учиться, пока живу //Вопросы литературы, 1968, №1.
124. Куняев Родина, природа, любовь // Знамя, 1973, № 5.
125. Мамий Р. Вопросы изучения современного адыгейского романа // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1977. 129.0 красоте природы и красоте человека... «Круглый стол» «ЛО» // Литературное обозрение, 1976, № 10.
126. Рогачев В. Дом человеческий: Тема «человек и природа» в современной прозе//Урал, 1980, №3.
127. Рябинин Б. Пусть будет добрым ум у вас... // Литературное обозрение, 1977, №2.
128. Слюсарь А. О человеке и природе в современной прозе // Вопросы литературы народов СССР. М.; 1979, № 5.
129. Трефилова Г. Время выбора // Вопросы литературы, 1981, № 12.
130. Фащенко В. Человек, природа, машина // Литературное обозрение, 1975, №2.
131. Хунагов Р. Социальная экология // Региональная научно-практическая конференция «Биосфера и человек». Майкоп, 1997.
132. Щеглов М. Верность деталей // Новый мир, 1957, № 1.
133. Яновский И. Затеей метят тропу.//Литературное обозрение, 1973, № 1. П1.
134. Агнаев Г. Последняя лошадь. Повести. М.; 1988.-284с.
135. Адыгов Т. Берег, к которому надо причалить. Повесть, - Нальчик, 1973.- 159с.
136. Айтматов Ч. Плаха, Буранный полустанок. Романы. М.; 1989. - 605с.
137. Айтматов Ч. Прощай Гульсары. М.; 1967. - 205с.
138. Астафьев В. Царь-рыба. Красноярск, 1993. - 381с.
139. Ахматова Р, Избранная лирика. Грозный, 1970, - 122с,
140. Ацканов Р, Бегущие травы. Стихотворения и поэма. М.; 1986. - 126с.
141. Бабаев И. Колыбельная для молнии. Стихи и поэмы. Нальчик, 2000.- 184с.
142. Байрамукова X. Стихотворения. Черкесск, 1985. - 174с.
143. Батчаев М. Быть человеком. Повести, рассказы, новеллы. М.; 1987. - 251с.
144. Бегиев А. Весенний дождь. Стихотворения. М.; 1987. - 77с.
145. Белов В. Повести и рассказы. М.; 1984. - 543с,
146. Бицуев А. Человек и небо. Стихи. М.; 1979. - 111с.
147. Губжоков Л. Эхо Эльбруса. Стихи и поэма. М.; 1986. - 60с.
148. Гуртуев Синий ливень. Лирика. Нальчик, 1967. - 126с.
149. Гуртуев Э.Б. Альпийская повесть. - М.; 1973. - 173 с.
150. Гуртуев Э.Б. Карагач - древо памяти: Рассказы, повести. - Нальчик, 1993.-368с.
151. Джусойты Н. Реки вспять не текут. Повести. М.; 1981. - 400с.
152. Журтов Б. Раненая весна. Повести, рассказы. Нальчик, 1996. - 368с.
153. Залыгин Комиссия. М.; 1988. - 443с.
154. Зумакулова Т. Избранное. Стихотворения. Поэмы. М.; 1983. - 368с.
155. Кагермазов Б. Ветка молнии. Стихи. М.; 1976. - 96с.
156. Капаев Шел человек по улице. Повести и рассказы. М.; 1987. - 347с.
157. Капаев Я вернусь, Канистат. Повести. М.; 1984. - 285с.
158. Кармоков М. А тополя все растут... Роман в 2-х кн. М.; 1982. - 368с.
159. Кешоков А. Избранное в в 2-х кн. Нальчик, 1972. Т.1 - 303с; Т.2 - 255с.
160. Кешоков А.П. Огонь для ваших очагов. Стихи. М.; 1984. - 255с.
161. Кулиев К. Была зима. М.; 1987. - 447с.
162. Кулиев К. Собрание сочинений в 3-х кн. М.; 1977. - 391с.
163. Кулиев К.Ш. Собр. Соч.: В 3-х т. Т.1. М.; 1987, - 415с.
164. Кушхаунов А.Ш. Повести. - Нальчик, 1988. - 278с.
165. Леонов Л. Русский лес. М.; 1977. - 789с.
166. Лермонтов Ю. Избранные стихотворения. Саратов, 1976. - 287с.
167. Мазихов Б. Пора листопада. Повести, рассказы. М.; 1988. - 270с.
168. Макитов Зеленые ветры. Стихи. М.; 1980. - 119с.
169. Мамакаев М. Земля Мартана. Стихи и поэма. М.; 1971. - 174с.
170. Машбаш И. Избранная лирика. М.; 1967. - 32с.
171. Мечиев К. Избранное. Стихи и поэмы. М,; 1976. - 141с.
172. Мокаев М. Мост в ущелье. Стихи и поэмы. Нальчик, 1985. - 231с.
173. Отаров К. Годы и горы. Стихи. М.; 1966. - 148с.
174. Отаров К. Журавлиная песня. Стихи, поэмы. М.; 1989. - 127с.
175. Плиев X. Песня гор. Стихи и поэмы. М.; 1959. - 151с.
176. Попов Н. Не поле перейти. Избранное. М.; 1973. - 344с.
177. Пришвин М. Собрание сочинений в 8-ми т-х. М.; 1982. - Т.1. 830с
178. Пушкин А. Избранное. В 3-х кн. Ставрополь, 1989. - Т1. 270с.
179. Распутин В. Прощание с Матерой. Последний срок. Повести и рассказы. М.; 1985.-414с.
180. Созаев А. Избранное в 2-х кн. Нальчик, 1980. - 552с.
181. Теппеев А. Твой свет. Повести. М.; 1977. - 412с.
182. Теппеев A.M. Яблоки до весны: Рассказы, повесть. М.; 1975. - 209с.
183. Толгуров 3. Алые травы. Повести. М.; 1975. - 271с.
184. Толгуров 3. Белая шаль. Повести. М.; 1982. - 335с.
185. Толгуров 3. Голубой типчак. Роман. Нальчик, 2003. - 392с.
186. Толстой Л. Повести и рассказы. М.; 1978. - 686с.
187. Туганов Б. Рассказы. Драматические произведения. Орджоникидзе, 1963. -212с.
188. Тхагазитов 3. Лицо земли. Стихи. М.; 1974. - 127с.
189. Тютчев Ф.И. Стихотворения. М.; 1986. - 544с.
190. Хетагуров К. Осетинская литература. М.; 1977- 335с.
191. Хочуев В горящем огне. Ростов на Дону, 1933. - 297с.
192. Шаваев Х.И. Последний день недели. Повести. Нальчик, 1990. - 286с.
193. Шахмурзаев Избранное. Нальчик, 1976. - 159с.
194. Шидов Ю. Дорога в мой аул. Рассказы, повесть. Черкесск:, 1976. - 245с.
195. Шинкуба Б. Избранные произведения в 2-х кн. М.; 1982. Т2 - 344с.
196. Шогенцуков А. Избранное, Нальчик, 1975. - 355с.
197. Шогенцуков Ад. Избранное, Стихи. Нальчик, 1999. - 312с.
198. Эльгар К, Стихи. Запах дождя, М.; 1974. - 134с.
199. Эльгар К. Ночное солнце. Повести и рассказы. М.; 1984. - 256с. 204. Этезов О, Камни помнят. Повесть, М.; 1976. - 38с. . 205,Яндиев Д. Стихотворения. М,; 1958. - 134с,
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.