Социально-психологическая феноменология расширенных состояний сознания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Клименко, Татьяна Дмитриевна

  • Клименко, Татьяна Дмитриевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2007, Ярославль
  • Специальность ВАК РФ19.00.05
  • Количество страниц 158
Клименко, Татьяна Дмитриевна. Социально-психологическая феноменология расширенных состояний сознания: дис. кандидат психологических наук: 19.00.05 - Социальная психология. Ярославль. 2007. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Клименко, Татьяна Дмитриевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ

СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ.

1.1. Взгляд на строение психического в психологии раннего (домахаянского) буддизма.

1.2. Учение о центрах сознания в индийской тантрической традиции.

1.3. Суфийское учение о стадиях развития души.

1.4. Понятие Платона о строении и функционировании души.

1.5. Структура психического, по 3. Фрейду.

1.6. Карта структуры психического, по К. Юнгу.

1.7. Картография личности, по Р. Ассаджиоли.

1.8. Системный подход к исследованию состояний сознания у Ч. Тарта.

1.9. Расширенная картография психического, по С. Грофу.

1.10. Концепция о спектральной психологии К. Уилбера.

1.11. Семикомпонентная модель ЦПР В.В. Козлова.

Глава 2. ФЕНОМЕН РАСШИРЕННОГО СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ.

2.1. Понятие расширенного состояния сознания (РСС).

2.2. Основные паттерны дыхания.

2.3. История использования дыхательных техник.

2.4. Исследования психофизиологии связного дыхания.

2.5. Основные направления психотехник с использованием РСС.

Глава 3. КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ

РАСШИРЕННОГО СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ.

3.1. Первый этап исследования.

3.1.1. Описание процедуры исследования.

3.1.2. Результаты первого этапа исследования.

3.2. Второй этап исследования.

3.2.1. Описание процедуры исследования.

3.2.2. Результаты исследования.

3.3. Третий этап исследования.

3.3.1. Описание процедуры исследования.

3.3.2. Результаты исследования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-психологическая феноменология расширенных состояний сознания»

Актуальность. В настоящее время в рамках социальной психологии появляются новые психотехнологии работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Таких технологий уже достаточно много, но они постоянно продолжают появляться и развиваться. Среди них можно встретить совершенно новые, необычные, но очень эффективные. К ним можно отнести интенсивные интегративные психотехнологии (ИИПТ) - направление прикладной социальной психологии и групповой работы, основанное в России в начале 1990 гг. В.В. Козловым. Подобные психотехнологии, на наш взгляд, новыми можно назвать только лишь отчасти, т.к. многие берут свои начала в древних восточных культурах.

В современных условиях жизни, имея в виду ускорение ее темпа, обострения социальной напряженности в обществе, человек каждый день попадает в стрессовые ситуации, испытывает сенсорный и эмоциональный голод как следствие отчужденности людей друг от друга. Возникает необходимость в использовании таких психотехнологий, с помощью которых человек имеет возможность личностного роста, адаптации к современным условиям, снятию психического и физического напряжения.

ИИПТ включают в себя множество техник работы с клиентом, в частности: Свободное Дыхание, вайвейшн, ребефинг, холотропное дыхание, различные контекстуальные упражнения. Психотехнологии с использование расширенных состояний сознания (РСС) позволяют человеку обнаруживать и использовать внутренние ресурсы своей психики, как в личностном, так и в социально-психологическом аспектах,

Укрепление психологического, физиологического, духовного здоровья, обеспечение полноценной жизни и гармоничного развития личности составляют предмет научного изучения и практики совремешюй социальной психологии. В последнее время все более актуальной проблемой современной прикладной социальной психологии, объединяющей психологов различной пара-дигмальной ориентации, становится проблема разработки групповой формы работы с населением, способствующей полноценному личностному развитию в условиях системного кризиса общества.

Психотехнологии с использованием РСС позволяют человеку увидеть себя, свою жизнь, окружающий мир и свои отношения с ним с новой для него стороны. Это дает огромные возможности для духовного роста человека. Работа с любыми техниками, в том числе и с применением вхождения в РСС, прежде всего, должна предполагать безопасность и наибольшую эффективность их применения, Для этого необходимо их глубокое и всестороннее изучение. Эту цель мы и преследовали при проведении наших исследований и написании диссертации.

Объект исследования - участники тренингов по ИИПТ.

При работе с группами использовались техники осознанного связного дыхания (руководитель В.В. Козлов).

Предмет исследования - личностные и социально-психологические изменения, возникающие в РСС.

Цель исследования. Основной целью исследования диссертации является комплексное исследование феноменологии РСС.

Задачи исследования. Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

1. Выявить особенности проявления РСС на уровне целостного исследования: физиологического, мышечного, дыхательного, кинестетического, образного, эмоционального и ментального.

2. Исследовать гендерные особенности феноменологии РСС.

3. Исследовать особенности феноменологии РСС в зависимости от опыта участия личнсти в дыхательных процессах.

4. Выявить социально-психологические особенности парного взаимодействия в дыхательном процессе.

5. Определить характер и динамику личностной трансформации при использовании интенсивной групповой формы работы.

Основные гипотезы исследования:

1. РСС имеет специфическую феноменологию на физиологическом, мышечном, дыхательном, эмоциональном, образном, ментальном уровнях функционирования личности.

2. В РСС у человека наблюдается изменения в восприятии течения времени.

3. Расширенные состояния сознания при использовании интенсивной групповой формы работы влияют на трансформацию состояний личности.

4. Существуют тендерные особенности феноменологии расширенных состояний сознания человека.

5. На специфику проявления феноменологии РСС влияет опыт участия человека в дыхательных процессах.

6. Ситтер оказывает социально-психологическое влияние на процесс вхождения холонавта в РСС.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические подходы и концепции представителей зарубежной и отечественной школ психологии.

В области психологии личности - в работах Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, К. Роджерса, 3. Фрейда, К.Г. Юнга.

В области социальной психологии - Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой,

A.А. Бодалева, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, В.В. Козлова, Б.Ф. Ломова,

B.В. Новикова, Н.Н. Обозова, С.Л. Рубинштейна.

В области трансперсональной психологии - С. Грофа, В.В. Козлова, В.В. Майкова, Ч. Тарта, К. Уилбера.

Методы исследования. В соответствии с целью исследования и выдвинутыми гипотезами была разработана программа исследования, в рамках которой использовались методы и методики;

• анализ научной литературы по проблеме исследования;

• анкетирование;

• наблюдение;

• контент-анализ;

• анализ рисунков мандал (цветовой тест М. Люшера, тест «Образ мира», тест «Свободный рисунок»).

Научная новизна исследования. Исследование носит системный и многоуровневый характер, учитывающий все аспекты функционирования личности - от физиологического и до социально-психологического. Впервые подробно изучена динамика психического состояния личности под влиянием расширенных состояний сознания в групповой форме работы. В работе сделана попытка углубленного анализа социально-психологического содержания взаимодействия в дыхательном процессе между ситгерами и холонавтами, социально-психологического взаимовлияния между холонавтами. Анализируются степень интенсивности процессов, особенности динамики дыхательного процесса - вхождения, протекания и выхода холонавта из РСС на групповом тренинге.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении на едином основании значительного объема теоретических работ, демонстрирующих основные подходы к структуре и функционированию психической организации человека, начиная с взглядов, существовавших в древние времена и заканчивая концепциями современных ученых. В результате получено эмпирическое подтверждение многими принимаемой на веру гипотезы о возможности выделения в структуре целостностей психической реальности семи компонентов. Изучение феноменологии РСС впервые проведено с учетом требования анализа психической реальности «по единицам».

Настоящее исследование позволило уточнить теоретические представления о взаимосвязи множества компонентов в ходе психологического воздействия РСС на личность, ее поведение. Заложено основание для создания единого системного подхода к социально-психологическому анализу воздействия РСС на человека. На базе эмпирического исследования уточнено понятие расширенного состояния сознания, а также вычленены основные направления, использующие РСС. Данное исследование позволяет эффективно построить структуру и содержание групповой тренинговой работы с клиентами.

Практическая значимость исследования. Исследовательская часть диссертации имеет практическое значение для работы с клиентами при помощи психотехник, предполагающих вхождение в РСС. Полученные результаты могут служить опорой для разработки социально-психологической стратегии групповой формы работы с клиентами, а также повышения эффективности взаимодействия в диадах «ситтер-холонавт». В исследовании определены основные функции ситтера во время дыхательного процесса и сформулированы основные рекомендации,

Результаты исследования могут способствовать более эффективной управленческой и координирующей деятельности со стороны групп-лидера при работе с клиентами.

Положения, выносимые на защиту.

1. Расширенные состояния сознания сопровождаются сильными изменениями ощущений в кинестетической модальности, эмоциональной сферы: индукцией образного пространства самого разного происхождения и характера.

2. Переживания, возникающие в РСС, имеют целостный характер и включают все семь компонентов ЦПР, которые взаимосвязаны между собой.

3. Расширенные состояния сознания при использовании интенсивной групповой формы работы влияют на трансформацию состояний личности.

4. При нахождении человека в РСС может меняться восприятие им течения времени, как в сторону ускорения, так и в сторону замедления.

5. Существуют определенные различия в проявлениях РСС в зависимости от опыта участия личности в подобных процессах. В частности, это прослеживается на уровне ощущения протекания процесса по времени, на ментальном уровне, в степени глубины погружения в РСС, интенсивности эмоциональных переживаний, уровня самоконтроля в процессе.

6. Существуют тендерные различия в проявлении феноменологии РСС.

7, Существуют социально-психологические особенности парного взаимодействия в диадах «ситтер-холонавт» и между холонавтами во время группового процесса.

База исследования. Исследование проводилось на базе Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Был проведен контент -анализ 260 опросников, заполненных участниками процессов вхождения в РСС, Также при помощи проективных методик было проанализировано 302 рисунка мандал.

Достоверность результатов и выводов. Надежность и достоверность исследования обеспечивались системным подходом, использованием разнообразных надежных и валидных методов, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученных данных.

Апробация исследований. Основные положения диссертационной работы обсуждались на заседаниях кафедры социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Основные результаты исследования, начиная с 2000 г., ежегодно публиковались в виде тезисов к научно-практическим конференциям, проходившим в Ярославле («Проблемы социальной психологии XXI столетия», 2000, 2001 гг.; «Социальная психология XXI столетия», 2002, 2003 гг.; «Интегративная психология: теория, практика, эксперимент», 2004, 2005 гг.); в Ижевске («Конфликт и личность в изменяющемся мире», 2000 г.; «Психология инновационного управления социальными группами и организациями», 2001 г.); в Костроме («Международная психологическая конференция, посвященная 30-летию кафедры психологии», 2003 г.; «Тендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в XXI веке», 2004 г.). Кроме того, результаты и выводы, полученные в ходе работы, отражены в статьях, опубликованных в сборниках «Психотехнологии в социальной работе», 2001 - 2006 гг.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав (две из которых теоретические, третья - исследование), заключения, списка публикаций по теме диссертации, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Клименко, Татьяна Дмитриевна

3.3.2. Результаты исследования

Результаты (см. табл. 21-24)

Взаимодействие ситтер-холоиавт

Эффективность психотерапевтической работы с клиентом в расширенном состоянии сознания во многом зависит от грамотных действий со стороны ситтера. В роли ситтера выступает человек, который в течение всего процесса вхождения в расширенное состояние сознания (РСС) находится рядом с холо-навтом (человеком, входящим в расширенное состояние сознания). Мы проводили исследование во время тренингов по ИИПТ (интенсивным интегратив-ным психотехнологиям) и в результате пришли к выводу, что присутствие ситтера имеет для холоиавта, как правило, очень важное значение. В опросниках, которые заполняли холонавты, было достаточно много упоминаний (61%) о том, что ситтер очень помогал им во время холотропного процесса. Помощь заключается, прежде всего, в том, что ситтер охраняет личное пространство холонавта, следит за тем, чтобы ему не мешали другие холонавты, а также, чтобы холонавт, находясь в РСС, не нанес повреждений сам себе. Некоторые холонавты вспоминали после процесса, что ситтер помогал им поддерживать нужный темп и глубину дыхания (8,2%). Еще одной важной функцией холонавта является эмоциональная поддержка холонавта и, если необходимо, телесная. Как показывают наши результаты, в поддержке ситтера во время процесса нуждаются, примерно в равной степени, и мужчины и женщины. Как правило, холонавты, находясь в расширенном состоянии сознания чувствуют присутствие рядом своего ситтера (75,2%) и это оказывает сильное влияние на их состояние. Но все же некоторые холонавты, вспоминая свой процесс, упоминали и о том, что холонавт не играл никакой роли на протяжении дыхательного процесса (24,3%). Однако такой информации было гораздо меньше.

Настораживает то, что некоторые холонавты вспоминали о том, что ситтер мешал им во время процесса (13,5%). При этом холонавты обычно описывали те ошибочные действия своих ситтеров, которые создавали им помехи во время холотропного процесса. Постараемся выделить среди них наиболее часто встречающиеся.

Первая ошибка, которую часто допускает ситтер - это излишнее вмешательство в процесс своего холонавта без его просьбы об этом. Так некоторые ситтеры пытаются «помогать» своему холонавту дышать «правильно». Некоторым, действительно, очень важно и необходимо, чтобы ситтер помогал поддерживать нужный темп и глубину дыхания (об этом мы уже писали выше), однако, других это может сбивать, отвлекать и, наконец, не давать войти в расширенное состояние сознания настолько глубоко, насколько бы им этого хотелось. Кроме того, не все холонавты нуждаются в телесном контакте с сит-тером во время процесса (прикосновения, объятия, сжимания рук и т.п.). Об этом ситтеру также необходимо помнить и относиться с пониманием.

Другая ошибка, которую часто допускает ситтер - это резкие, даже агрессивные попытки ограничить двигательные действия холонавта в процессе дыхания. В своих самоотчетах некоторые холонавты вспоминали, что такие «грубые» действия ситтера либо мешали им полностью проявить свои переживания, дать выход энергии, либо могли совсем вывести их из процесса. На наш взгляд, в случае, когда у ситтера еще мало опыта участия в подобных дыхательных процессах, лучше обратиться за помощью к находящимся рядом другим ситтерам или к ведущему.

Следующая ошибка, которую часто допускает ситтер, заключается в том, что он покидает зал, где происходит холотропный процесс раньше своего холонавта. А между тем, большинство холонавтов говорят о том, что им особенно важно присутствие и поддержка ситтера не только во время самого дыхательного процесса, но и во время выхода из него и даже еще некоторое время после его окончания. Об этом ситтер не должен забывать и стараться проявить терпение.

Таким образом, мы видим, что роль ситтера требует проявление внимательного отношения, такта, внутренней мудрости, умения интуитивно чувствовать состояние своего холонавта во время дыхательного процесса. Скорее всего, это приходит с опытом прохождения многих холотропных процессов.

В любом случае, мы считаем очень важным, чтобы ситтер заранее, еще перед началом дыхательного процесса узнал у своего холонавта, какая помощь может ему понадобиться, а чего лучше избегать делать. Мы считаем, что это должно помочь привести к наиболее полному удовлетворению холонавта от своего дыхательного процесса, а также получить максимальный эффект от работы с человеком в расширенном состоянии сознания.

Частота и причины возникновения желания раннего выхода из РСС

Результаты показывают, что нередко (36,7%) во время процесса вхождения в РСС возникает такая ситуация, когда холонавт вдруг чувствует потребность вернуться в обычное состояние сознания, т. е. прервать процесс. Об этом практически в равной степени упоминали и мужчины (34,6%), и женщины (38,2%). Мы попытались выяснить основные причины такого желания закончить процесс заранее. Можно выделить несколько основных причин. Наиболее часто холонавты жаловались на то, что они не выдерживали интенсивности дыхания (43,8%). Начинались боли в области грудной клетки. Среди мужчин (50%) такие упоминания встречались чаще, чем среди женщин (37,5%). Также нередко холонавты вспоминали о том, что, испытывая желание выйти из РСС, они не могли понять, чем оно вызвано (43,8%). Женщины (50%) вспоминали об этом чаще, нежели мужчины (37,5%). Иногда холонавты среди причин закончить процесс раньше называли неправильные действия со стороны ситтера (6,2%). Более подробно об ошибках ситтера см. выше. Но об этой причине упоминали только женщины. Также иногда холонавты вспоминали о том, что во время процесса у них вдруг возникал настолько сильный страх, что их «выносило» из процесса (6,2%). И об этой причине упоминали только мужчины.

Связь переживаний в РСС с реальными жизненными событиями

В ходе нашего исследования мы стремились посмотреть, существует ли какая-то связь между переживаниями, которые рождаются у человека в процессе вхождения в РСС и теми событиями, которые реально имели место в его жизни. И часто ли такое встречается во время процессов. Вот что мы выяснили. В большинстве случаев, холонавты вспоминали о том, что их переживания, а иногда даже и видения были каким-то образом (в большей или меньшей степени) связаны с реальными жизненными событиями (60,6%). Причем среди мужчин такое встречалось даже в большей степени (68%), чем среди женщин (55,6%), но все равно разница не существенна. Это говорит о том, что во время погружения человека в РСС у него происходит проработка проблем, неразрешаемых (либо частично неразрешаемых) в обычном состоянии сознания. Почти в два раза реже встречались упоминания о том, что никакой связи с реальными жизненными ситуациями переживания, возникавшие в РСС, не имели (34,4%). При этом среди женщин такое встречалось гораздо чаще (44,4%), чем среди мужчин (20%). Достаточно редко, но встречалось и такое, когда холо-навтам было трудно определить наличие связи переживаний процесса с реальной жизнью (5%). Причем надо отметить, что такое положение было характерно только лишь для мужчин. Чаще всего, связь выяснялась во время прого-вора после процесса.

Индивидуальная степень завершенности-незавершенности процесса Полученные результаты показали, что, как правило, после того, как человек выходит из РСС, у него присутствует чувство завершенности процесса (78%). О том, что возникало чувство незавершенности процесса, упоминало гораздо меньшее количество холонавтов (20,3%). Но среди них таких холонавтов были и мужчины (32,1%), и женщины (18,2%). Были и те, кто вспоминал, что чувство незавершенности сохранялось у них в течение нескольких часов после пройденного процесса (1,8%). Такое встречалось только среди мужчин. Необходимость повторения процесса

В ходе нашего исследования мы стремились получить результаты, которые позволили бы нам узнать, как часто у холонавтов возникает потребность в повторном процессе. Выяснилось, что, как правило, такого желания у холонавтов не возникает (69,5%), причем с небольшой разницей между мужчинами (65,4%) и женщинами (72,7%). И все же были холонавты, которые вспоминали, что у них возникала потребность в повторном процессе (30,5%), с небольшой разницей показателей у мужчин (34,6%) и женщин (27,3%). Восприятие окружающего пространства в РСС Во время наших исследований процессы вхождения в РСС проводились в групповой форме. Обычно в зале присутствовало от 10 до 25 человек. Как правило, процессы происходили в паре (ситтер - холонавт). Наша цель заключалась в том, чтобы посмотреть, как во время процесса вхождения в РСС холонавты реагируют друг на друга, и вообще реагируют ли. Оказалось, что большинство холонавтов, находясь в РСС, ощущают рядом с собой присутствие других холонавтов (60%). Они слышат их дыхание, голоса, запахи и т.п. Но были и те, кто во время процесса совсем не чувствовал, что рядом с ним находятся другие холонавты (36,7%). Среди них были и мужчины (34,6%), и женщины (38,2%). Очень мало было упоминаний о потребности какого-либо взаимодействия с рядом дышащими холонавтами во время процесса (3,3%).

Причем взаимодействия хотелось только женщинам. У мужчин мы не встречали таких упоминаний.

Индивидуальная продолжительность времени вхождения в РСС

В нашем исследовании мы стремились узнать, какова индивидуальная продолжительность вхождения в РСС. Результаты получились следующие. Большинство холонавтов вспоминали, что в процесс они вошли достаточно быстро (35%), хотя более точное время определить не могли. Среди таких людей практически в равной степени встречались и мужчины (33,3%) и женщины (36,5%). Также многие холонавты вспоминали о том, что в РСС они вошли, как им показалось, мгновенно (20%), также с незначительной разницей среди мужчин (18,5%) и женщин (21,2%). Были и такие холонавты, которые, смогли более точно определить время своего вхождения в процесс - 1 -3 минуты после начала музыки (20%). Среди таких холонавтов больше было женщин (24,3%), нежели мужчин (14,8%). Также среди холонавтов были упоминания о том, что было достаточно сложно определить, через какой промежуток времени они вошли в РСС (11,7%). Достаточно редко холонавты вспоминали о том, что вошли в процесс спустя 7-10 минут после начала звучания музыки (6,6%). Причем гораздо чаще такую информацию давали мужчины (11,1%), чем женщины (3%). И только среди мужчин были те, кому показалось, что процесс захватил их спустя 20 минут после начала звучания музыки. Встречались среди холонавтов и упоминания о том, что вхождение в РСС показалось им достаточно медленным (3,3%). Но такая информация встречалось только среди мужчин. И только среди женщин встречалась информация о том, что вхождение в РСС произошло уже в то время, когда ведущий проводил настройку перед процессом (1,7%).

Индивидуальная длительность процесса

Одной из задач нашего исследования было рассмотрение особенностей индивидуальной продолжительности процесса вхождения в РСС. Мы выяснили, что по времени процесс длится у каждого человека по-разному. Чаще всего холонавты вспоминали, что процесс для них заканчивался после того, как ведущий давал сигнал (36,8%). Данной информации было выявлено примерно одинаковое количество среди мужчин (38,5%), и среди женщин (35,5%). Также многие холонавты могли более точно указать временную длительность своего процесса. Так, были люди, которым показалось, что процесс длился примерно 1-1,5 часа (29,8%). Чаще такую информацию мы встречали среди женщин (38,7%>), чем среди мужчин (19,2%). Меньше информации встречалось о том, что длительность процесса показалась холонавтам в пределах 45-50 минут (10,3%>) и 10-15 минут (10,5%>). При этом чаще об этом вспоминали мужчины. И были такие холонавты, которым показалось, что процесс закончился, когда в зале перестала звучать музыка (12,4%). Среди мужчин такие упоминания встречались гораздо чаще (19,4%), чем среди женщин (3,9%). На самом деле по времени процесс вхождения в РСС длился 1,5 часа. Однако как мы видим из полученных результатов, каждый холонавт чувствовал течение времени процесса по-разному.

Особенности выхода из РСС

Также в ходе нашего исследования мы ставили цель посмотреть, насколько сложно происходит выход холонавта из РСС. В подавляющем большинстве случаев холонавты вспоминали о том, что возвращаться из РСС в ОСС (обычное состояние сознание) им было совсем не трудно (82,7%): у мужчин - 91,7%, у женщин - 75%). Однако среди холонавтов встречались и такие люди, которым было достаточно трудно выйти из процесса (9,6%), с практически незначительной разницей между мужчинами (8,3%) и женщинами (10,7%»). Встречалась и такая информация, что выход из процесса протекал очень трудно (7,7%). Но такие упоминания характерны только для женщин.

Степень интенсивности процессов во время тренинга

Наше исследование мы проводили во время тренингов, которые включали в себя пять дыхательных процессов. Мы ставили перед собой задачу посмотреть, какой процесс тренинга показался участникам наиболее интенсивным. Результаты получились следующие. Наиболее интенсивным как мужчинам, так и женщинам показался второй (26,3%) и четвертый (23,7%) процессы. Менее сильными показались первый (15,8%) и пятый (15,8%) процессы. Затем следует третий процесс (1,9%). Про него упоминания встречались только среди мужчин. Также встречалась информация о том, что все процессы показались интенсивными, примерно в равной степени (10,5%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Обобщен на едином основании значительный объем теоретических работ, демонстрирующих основные подходы к структуре и функционированию психической организации человека, в разные исторические периоды.

2. Исследованная семикомпонентная модель оптимизированной диагностико-коррекционной практики, поэтапный подход программно-целевого использования диагностического инструментария, позволил современными методами анализировать феноменологию РСС в социально-психологических аспектах внутригруппового взаимодействия.

3. Выявлено влияние расширенных состояния сознания на трансформацию состояний личности: наблюдаются изменения самоидентификации личности в холотропном процессе; происходит прорабатывание личностных проблем путем анализа внутренних переживаний; возможно возникновение социальной потребности во взаимодействии с другими участниками холотропного процесса; становится возможным доступ к внутреннему ресурсному потенциалу личности и его использованию; происходит интеграция опыта, получешюго личностью в холотропном процессе. Выявление социально-психологических детерминант и особенностей состояний личности в РСС определяют основы психологической работы с использованием интегративных психотехнологий,

4. Выявлены социально-психологические особенности парного взаимодействия в диадах «ситтер-холонавт»: установление эмпатийной связи между сеттером и холонавтом; наличие обратной связи, оказывающей влияние на поведение холонавта (ситтера). Обозначены основные функции ситтера в холотропном процессе: охрана личного пространства холонавта, эмоциональная и телесная поддержка при погружении в РСС. Разработаны рекомендации по эффективному поведению ситтера в дыхательном процессе.

5. Существуют социально-психологические особенности внутригруппового взаимодействия холонавтов: сохраняется восприятие холонавтами друг друга в холотропном процессе; возможность физического и эмоционального контакта холонавтов в дыхательном процессе.

6. Выявлены тендерные особенности феноменологии РСС, которые сущ-ностно являются социально-психологическими; преобладание большей интенсивности эмоционального фона и глубины погружения в РСС у мужчин; большая устойчивость состояния и сниженный уровень контроля своих действий в РСС у женщин.

7. Существует зависимость феноменологических проявлений РСС от опыта участия личности в дыхательных процессах: по мере увеличения количества пройденных холотропных процессов повышается эмоциональная интенсивность РСС, становятся более связными сюжеты, возникающих визуализаций, появляется возможность более глубокого погружения в РСС.

8. В исследовании доказано, что РСС имеет специфическую феноменологию на физиологическом, мышечном, дыхательном, эмоциональном, образном, ментальном уровнях функционирования личности и наблюдается изменения в восприятии течения времени,

Выявление социально-психологической природы феноменологии РСС личности позволило обосновать подход и модель продуктивной стратегии построения групповой работы в интенсивных интегративных психотехнологиях. Полученные результаты позволят улучшить качество проведения групповой работы для групп-лидеров в интенсивных интегративных психотехнологиях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Клименко, Татьяна Дмитриевна, 2007 год

1. Клименко Т.Д. Многомерность проявления феноменологии РСС // Психотехнологии в социальной работе: Сб. под ред. Козлова В.В. Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2001. - Вып.7. - С. 79 - 87.

2. Клименко Т.Д., Козлов В.В. Изучение содержания переживаний в РСС по рисункам мандал // Социальная психология XXI столетия / Под ред. Козлова В.В. В 3 т. - Ярославль: МАПН, 2002. - Т. 2. - С. 81 - 84.

3. Клименко Т.Д. Эмоциональные особенности процесса вхождения в РСС // Психотехнологии в социальной работе: Сб. под ред. Козлова В.В.Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2003. Вып. 8. - С. 273 - 275.

4. Клименко Т.Д. Некоторые результаты исследования РСС // Психотехнологии в социальной работе / Под ред. Козлова В.В. Ярославль: МАПН, 2004.-Вып. 9.-С. 185- 195.

5. Клименко Т.Д. Видения и переживания участников холотропного процесса в расширенном состоянии сознания // Вестник интегративной психологии. М. - Ярославль: МАПН, 2004. - Вып. 2. - С. 124 - 125.

6. Клименко Т.Д., Козлов В.В. Расширенные состояния сознания: анализ феноменологии // Вестник интегративной психологии. М. - Ярославль, 2004.-Вып. 2.-С. 126-129.

7. Клименко Т.Д. Своеобразие видений и переживаний при погружении в РСС // Тендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в XXI в. М. - Кострома, 2004. - Т. 2. - С. 81 - 84.

8. Клименко Т.Д. К вопросу о роли ситтера в холотропном процессе // Психотехнологии в социальной работе / Под ред. Козлова В.В. Ярославль: МАПН, 2005. - Вып. 10. - С. 256 - 258.

9. Клименко Т.Д. Медитативная практика как форма психологической работы // Вестник интегративной психологии. М. - Ярославль, 2005. - Вып.З. -С. 118-119.

10. Клименко Т.Д. О результатах исследования процессов погружения и выхода из РСС // Социальная психология XXI столетия / Под ред. Козлова В.В. В 3 т. - Ярославль: МАПН, 2006. - Т. 3. - С. 162 - 164.

11. Клименко Т.Д. Социально-психологическая феноменология расширенных состояний сознания // Вестник университета (Государственный университет управления). Серия: социология и управление персоналом. М., 2006.-№6(22).-С. 58-60.

12. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

13. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1994.

14. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Теория и практика. М., 1994.

15. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

16. Ауробиндо Ш. Синтез йоги. М.: Наука, 1993. - 1993.

17. Бескова И.А. Эволюция и сознание (когнитивно-символический анализ) / РАН, Институт философии. М.: ИФ РАН, 2001.

18. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л., 1988.

19. Бехтерева Н.П., Вартанян И.Л. Механизмы деятельности мозга человека.-Л., 1988.

20. Богомолова Н.Н., Стефаненко Н. Г. Контент анализ. - М., 1992.

21. Бреслав И.С., Глебовский В.Д. Регуляция дыхания. Л.: Наука, 1981.

22. Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

23. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. Йога: методология практических занятий. -М.: МГУ, 1990.

24. Буддизм: Словарь / Абаева Л.Л., Андросов В.П., Бакаева Э.П. и др. / Под общ. ред. Н.Л. Жуковской и др. М., 1992.

25. Всехсвятский С. Апология Свободному Дыханию // Свободное Дыхание. Еще один шаг / Под ред. В.В. Козлова. М. - Ярославль, 1992.

26. Всехсвятский С. Модели и методы эволюционно-ориентированной терапии // Этюды о новой психотерапии / Под ред. В.В. Козлова. Минск, 1995.

27. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. -М.: МГУ, 1988.

28. Големан Д. Разнообразие медитативного опыта. Киев: Екслибрис,1993.

29. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности.-М.: Политиздат, 1987.

30. Гроф К. Жажда целостности: наркомания и духовный кризис. М.,1999.

31. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.: Центр «Соцветие», 1992.

32. Гроф С. Космическая игра. М. Изд-во Трансперсонального института, 1997.

33. Гроф С. Путешествие в поисках себя. Измерение сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. -М., 1994.

34. Гроф С., Гроф К. Неистовый поиск себя. М.: ТПИ, 1996.

35. Гроф С. Приключения в самосознании. М.: ИНИОН, 1991.

36. Гроф С. Холотропное сознание: Пер. с англ. О. Цветковой. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996.

37. Гурджиев Г. Вестник грядущего добра. СПб.: Изд-во «Чернышева»,1993.

38. Гусев А.Н. Измерения в психологии: Общий психологический практикум: Учебное пособие / Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михайлевская М.Б. М.: Смысл, 1997.

39. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993.

40. Дремов С.В., Семин И.Р. Измененные состояния сознания. Новосибирск: СО РАН, 2001.

41. Друри Н. Трансперсональная психология: Пер. с англ. М.: Институт общегуманитарных исследований. - Львов: Инициатива, 2001.

42. Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. М.: Наука, 1971.

43. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб., 1994.

44. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. -???-№ 2. С. 15-37.

45. Козлов В.В. Анализ феноменов расширенных состояния сознания // Этюды о новой психотерапии / Под ред. Козлова В.В. Минск, 1995.

46. Козлов В. Дао трансформации. М.: МАПН, 1998.

47. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания: методы и техники. М., 2001.

48. Козлов В. Интенсивные интегративные психотехнологии в социальной работе // Психотехнологии в социальной работе: Сб. по материалам Костромской конференции / Ред. Козлов В.В. Кострома, 1996.

49. Козлов В. Интенсивные психотехнологии. Теория. Практика. Эксперимент. -М., 1988.

50. В. Козлов. Истоки осознания. Волгоград, 1999.

51. Козлов В. К определению понятия «интеграция» // Из Хаоса в Космос / Ред. Козлов В. М, 1995.

52. Козлов В. Практика Свободного Дыхания. Ярославль, 1992.

53. Козлов В., Майков В. Основы трансперсональной психологии. М.,2000.

54. Козлов В. Практика Свободного Дыхания. Ярославль, 1992.

55. Козлов В. Психология Свободного Дыхания. Феноменология расширенных состояний сознания. Ярославль, 1992.

56. Козлов В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Методы и техники. М., 2001.

57. Козлов В. Социальная работа с кризисной личностью. Ярославль,1999.

58. Козлов В. Три аспекта психотехнологий в социальной работе // Психотехнологии в социальной работе / Ред. Козлов В.В. Ярославль, 1997.

59. Козлов В.В. Целостный подход в социальной работе // Социальная работа: история, теория и технологии / Под ред. Албеговой И., Козлова В. -Ярославль: ЯрГУ, 1997.

60. Козлов В.В. Чарующее пространство внутренней целостности: Методическое пособие. Ярославль, 1996.

61. Кондратенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Выш. шк., 1997.

62. Корвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Пи-терКом, 1998.

63. Краткий психологический словарь. М., 1992.

64. Лаберж С., Рейнголд X. Исследование мира осознанных сновидений. -М, 1995.

65. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат,1989. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1992.

66. Леонард Дж., Лаут Ф. Ребефинг, или как познать и использовать всю полноту жизни. СПб., 1993.

67. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М, 1977.

68. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

69. Литература древнего Востока. Тексты. М., 1984.

70. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М.: Наука, 1984.

71. Лэнг Р.Д. Расколотое «Я». СПб.: Белый кролик, 1995.

72. Люшер М. Цвет Вашего характера. М., 1997.

73. Майков В.В., Петрова А.В. Пневмосинтез: путь к интеграции: Методическое руководство. М., 1989.

74. Маккена Т. Пища богов: поиск первоначального древа знания. М.: ТПИ, 1995.

75. Менегетти А. Психология жизни. СПб., 1992.

76. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997.

77. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А.А. М., 1982.

78. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.

79. Матвеев В. С. Загадки и резервы психики. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1990.

80. Методы психологической диагностики. М., 1993. - Вып. 1.

81. Методы сбора информации в социологических исследованиях. М.1990.

82. Минделл А. Дао шамана: путь тела сновидения. М. - Киев: София-ТПИ, 1996.

83. Мишлав Д. Корни сознания. Киев: София, 1995.

84. Моргулец JI. Методы социально-психологической диагностики личности. -JL, 1990.

85. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989.

86. Немов Р.С. Психология. М., 1994.

87. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998.

88. Новиков В.В. Слово материалиста об интенсивных психотехнологиях // Творчество воли / Ред. Козлов В.В. М.: МАПИ, 1997.

89. Нойман Э. Происхождение и развитие сознания. М.: Прометей,1989.

90. Общая психология: Курс лекций / Сост. Рогов Е.А. М.: Владос,1986.

91. Овчинникова О.В., Насиновская Е.Е., Иткин Н.Г. Гипноз в экспериментальном исследовании личности. М.: МГУ, 1989.

92. Перлз Ф. Опыт психологии самопознания. М.: ГильЭстиль, 1993.

93. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс,1996.

94. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. -Ростов-на-Дону, 1996.

95. Петровский А.В., Ярошевский М. Г. История психологии. -М., 1994.

96. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методы.-М.: МГУ, 1989.

97. Психология сознания / Сост. Л.В. Куликов. СПб., 2001.

98. Психологический словарь / Ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. -М.: Прогресс, 1997.

99. Психология. Словарь / Общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошев-ского. М.: Политиздат, 1990.

100. Психология личности: тесты, опросники, методики / Сост. Н.В. Кир-шева, Н.В. Рябчикова. -М., 1995.

101. Практикум по психодиагностике: конкретные психологические методики.-М., 1989.

102. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 1998.

103. Проективные методы в психологической диагностике: Методические рекомендации. Магнитогорск, 1996.

104. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. -М., 1981.

105. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.-2-е изд. М., 1991.

106. Психологический словарь / Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. -М, 1990.

107. Психологические аспекты буддизма / Отв. ред. Н.В. Абаев. Новосибирск: Наука, 1991.

108. Психология. Словарь / Общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го.-М., 1999.

109. Психотехнологии в социальной работе // Ред. В.В. Козлов. Ярославль, 1997.

110. Психотехнологии в социальной работе: Материалы Костромской конф. / Под ред. В.В. Козлова. Кострома, 1996. - 77 с.

111. Райх В. Анализ личности. СПб., 1999.

112. Ребенок и пространство / Под ред. В.В. Козлова. М., 1996.

113. Рогов Е.И. Азбука психологии: Психология человека. М.: Просвещение, 2000.

114. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека: Пер. с англ. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994.

115. Роджерс К.Р. Клиентоцентрированная терапия: Пер. с англ. М.; «Рефл-бук»; Киев: «Ваклер», 1997.

116. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике.-М., 1992.

117. Свободное Дыхание. Еще один шаг / Под ред. В.В. Козлова. М.Ярославль, 1992.

118. Свободное Дыхание. Первые пять лет / Под ред. В.В. Козлова. М.,1994.

119. Семенов В.В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология / ПНЦ РАН. М., 2000.

120. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 1996.-352 с.

121. Слова / Под ред. В.В. Козлова. Ярославль, 1999.

122. Словарь практического психолога. СПб., 1995.

123. Словарь справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бур-лачук, С.М. Морозов. - Киев, 1989.

124. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 2. Метод цветовых выборов. Модифицирующий цветовой тест Люшера. Методическое руководство. М., 1990.

125. Сознание и Дыхание / Под ред. В.В. Козлова. М., 1993.

126. Спиркин Л.Г. Лекции о биополе. М., 1982.

127. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М.: Наука, 1987.

128. Творчество воли / Под ред. В.В. Козлова. М.: МАПН, 1997.

129. Теории личности в западно европейской и американской психологии / Д.Я. Райгородский. - Самара, 1996.

130. Тарт Ч. Пробуждение: преодоление препятствий и преодоление человеческих возможностей. М.: ТПИ, 1997.

131. Тарт Ч. Системный подход к сознанию // Пути за пределы эго / Под ред. Р. Уолша и Ф. Воон. М., 1996.

132. Тарт Ч. Состояния сознания // Магический кристалл. М.: Республика, 1992.

133. Тибетская книга мертвых. М.: Подиум, 1992.

134. Тибетский буддизм: теория и практика. М., 1996.

135. Уилбер К. Никаких границ. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1998.

136. Уилбер К. Проект Атман: трансперсональный взгляд на человеческое развитие // Исследование феноменологии РСС при помощи анализа рисунков мандал. М.: ТПИ, 1999.

137. Уолш Р. Дух шаманизма. М.: ТПИ, 1996.

138. Уотте А. Психотерапия. Восток и Запад. М.: Весь мир, 1997.

139. Файдыш Е.К. Измененные состояния сознания. -М., 1993.

140. Фейгенберг И.М. Мозг, психика, здоровье. - М., 1972.

141. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М.: РОУ, 1992.-Вып. 1,2.

142. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции. -М.: Наука, 1991.

143. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

144. Фрейд 3. Толкование сновидений. Киев: Здоровье, 1991. - С. 524.

145. Фрейд 3. Я и Оно. М., 1999.

146. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 430 с.

147. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990.

148. Хакен Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности: Пер. Ю.А. Данилова; науч. ред. В.И. Аршинов. -М.: Per Se, 2001.

149. Харнер М. Путь шамана. М., Крон-пресс, 1996.

150. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. СПб.: Лань, 1997.

151. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М.,1987.

152. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2000. 141.Чайлахян Л.М. Истоки происхождения психики или сознания /

153. РАН, Ин-т теоретической и экспериментальной биофизики, 1992.

154. Шарден Т. Феномен человека. М.: Прогресс, 1965.

155. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. -М., 1995.

156. Шибутани Т.И. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1999.

157. Шик Л.Л. Вентиляция легких // Физиология дыхания. Л.: Наука,1973.

158. Штайнер Р. Как постичь познания высших миров. Калуга: Духовное познание, 1992.

159. Щербаков М.А. Кластерная теория интеграции // Слова: Сб. под ред. В.В. Козлова. М., 1992.

160. Элиаде М. Мифы. Сновидения. Мистерии. М.: «Рефл-бук», «Вак-лер», 1996.

161. Элиаде М. Шаманизм архаичная техника экстаза. - София, 1997.

162. Энциклопедия популярных психологических тестов. -М., 1997.

163. Энциклопедия психологических тестов. Личность. Мотивация. Потребность. М., 1997.

164. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.

165. Юнг К.Г. Подход к бессознательному // К.Г. Юнг. Архетип и символ.-М.: Ренессанс, 1991.

166. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994.

167. Юнг К. Г. Психоанализ и искусство: Пер. с англ. М.: REFL - book: Киев: Ваклер, 1999.

168. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1989.

169. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. К.: Синто, 1995.

170. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1976.

171. Ярошевский М.Г. История психологии. -., 1985.

172. Arrien A. The Fourfold Way. San Francisco: HarperSanFrancisco, 1993.-203 p.

173. Assagioli R. Transpersonal Development: The Dimension Beyond Psy-chosynthesis. London: Crucible, 1991. -304 p.

174. Bateson G. Steps to An Ecology of Mind. New York: Dutton, 1982.513 p.

175. Bohm D. Wholeness and the Implicate Order. London: Routledge & Kegan Paul, 1980.-224 p.

176. Boorstein S. Clinical Studies in Transpersonal. New York.: SUNY Press, 1997.

177. Boorstein S. (ed.) Transpersonal Psychotherapy. Standford: Science & Behavior Books, 1980. - 409 p.

178. Campbell J. The Power of Myth. New York: Doubleday, 1988. - 2341. P

179. Campbell J. Historical Atlas of World Mythology. Vol. I: The Way of Animal Powers. New York: Harper & Row, 1988. - 131 p.

180. Cortright B. Psychotherapy and Spirit: Theory and Practice in Transper-sonal Psychotherapy. New York: State University of New York Press, 1997. -257 p.

181. Csikszentmihalyi M. Flow: The Psychology of Optimal Experience. -New York: Harper and Row. 1990. 303 p.

182. Drury N. Human Potential. London: Element Books Ltd., 1989. - 1381. P

183. Elgin D. Voluntary simplicity. New York: Quill, 1993.-240 p.

184. Grof S. The psychology of the future. Albany (N.Y.): SUNY Press,2000.

185. Mishlou J. The Roots of Consciousness. Tulsa: Counsil Oak Books,1993.

186. Rowan J. The Transpersonal: Psychotherapy and Counseling. Thames & Hudson, 1993.

187. Sutich A. J. Transpersonal therapy.// J. Transpersonal Psyhol. 5, 1, 1973.

188. Tart C. States of Consciousness. New York: Dutton,1975.

189. Tart C. Transpersonal Psyhologies. San. Francisko: Harper San Fran-cisko, 1992.

190. Wilber K. The Spectrum of Counsciousness. Wheaton: Quest, 1977.

191. Wilber K. A Brief History of Everything. Boston: Shambhala, 1996.

192. Wilber K. A Sociable God. New York: McGraw-Hill, 1982.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.