Социально-политические ценности консерватизма в России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат социологических наук Илле, Алексей Михайлович
- Специальность ВАК РФ23.00.02
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Илле, Алексей Михайлович
Введение
Глава 1. Теоретические основы консерватизма
1.1. Теоретические подходы к изучению консерватизма в зарубежной общественной мысли
1.2. Ценность как объект научного познания
1.3. Консерватизм как течение общественно-политической мысли в России конца XIX -начала XX века
Глава 2. Современный российский консерватизм 2.1. Социально -политические ценности современного российского консерватизма 2.2 Консерватизм и общественное мнение современной России
2.3. Современный консерватизм и социальная стабильность общества Заключение Библиография Приложение
Стр. 3-12 Стр. 13-68 Стр. 13
Стр. 30-35 Стр. 36
Стр. 69-128 Стр. 69
Стр. 100
Стр. 116
Стр. 129-132 Стр. 133-145 Стр. 146
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Политические идеи консерватизма в наследии Эдмунда Бёрка : преемственность и развитие2009 год, доктор политических наук Жирнов, Николай Фёдорович
Социально-философский анализ консерватизма2004 год, кандидат философских наук Архипов, Сергей Николаевич
Система ценностей философии русского консерватизма второй половины XIX века2004 год, доктор философских наук Лебедев, Сергей Викторович
Демократия в интеллектуальной традиции российского консерватизма и перспективы неоконсерватизма в политических процессах современной России2003 год, кандидат политических наук Машенцев, Денис Анатольевич
Русский консерватизм в первой четверти XIX в.2011 год, доктор исторических наук Минаков, Аркадий Юрьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-политические ценности консерватизма в России»
Актуальность темы. Тема консерватизма стала особенно актуальной начиная с 80-х годов прошлого столетия. В это время в мире происходят политические процессы, которые исследователи называют «консервативной волной». В большинстве развитых стран после долгих лет доминирования либералов к власти приходят консервативные политические силы. Европейские и американские консерваторы смогли адаптировать свои теории к новым социальным реалиям. В единый комплекс оказались объединены традиционные консервативные ценности и некоторые либеральные и социал-демократические теории и идеи. В результате умеренно консервативные политики в последние годы занимали высшие государственные посты в США, Великобритании, Германии, Италии, Франции, а радикальные национал-консервативные политические организации добивались серьезных успехов на парламентских выборах в Австрии, Франции, Норвегии и ряде других государств.
Конец XX - начало XXI века характеризуется также усилением процессов глобализации, что оказало значительное влияние на повышение интереса к консерватизму и консервативным ценностям. Резко усилившиеся во второй половине XX века процессы интеграции (экономической, политической, культурной и т.д.) вызвали в качестве ответной реакции появление мощного антиглобалистского движения. Представители этого направления выступили с резкой критикой процессов унификации и стандартизации, происходящих в экономической и социально-политической жизни. Антиглобалисты выступили против транснациональных компаний, подрывающих основы национальных экономик, против усиливающейся безработицы в традиционных отраслях экономики. Представители этого движения отстаивают право государства проводить самостоятельную политику, защищать собственные традиции и культуру - консервативные по своей сути ценности. Противостояние консерватизм - либерализм переросло рамки национальных государств и вышло на транснациональный уровень.
Все это предопределило интерес западной социологической науки к данной проблеме (в Европе и США вышло большое количество публикаций по проблеме консерватизма - либерализма, глобализма -антиглобализма). В последние годы тема консерватизма становится популярной и у отечественных исследователей.
После распада СССР российское общество пережило времена либеральной эйфории: поддержкой пользовались радикальные либеральные политические и экономические реформы, к власти приходили политики, которые выдвигали либеральные, демократические лозунги и причисляли себя к демократам. Однако разочарование в либерализме было столь же стремительным и глубоким. Экономические реформы не принесли благополучия большинству россиян, поставив многих из них на грань нищеты. В области политического процесса демократия вскоре стала ассоциироваться с пустопорожними разговорами и конфликтами. В результате, к середине 90-х либеральные политики в массовом порядке теряют свою популярность (рейтинг первого президента России Бориса Ельцина, который называл себя гарантом демократии, опускался ниже 5%). Важной политической задачей становится поиск новых идей и ценностей, способных объединить общество.
Таким образом, тема консерватизма в настоящий момент популярна как в отечественной, так и в западной социологии. Для России эта тема интересна еще и потому, что в настоящее время происходит процесс институционализации политического консерватизма, формирования его социальной базы, возрождения интереса к традиционным консервативным ценностям.
Степень разработанности темы. Несправедливо утверждать, что тема консерватизма совсем не изучалась в научной мысли советского периода. Издавались специальные труды, посвященные таким консервативным мыслителям как Щербатов М.М., Победоносцев К.П., Катков М.Н., Леонтьев JI.A. Были исследованы и отдельные издания консервативной печати: еще в 20-х годах Дружинин Н.М. изучил «Журнал землевладельцев», выходивший в 1858-1860 гг., в 1975 году завершила исследование газеты «Весть» Скороспелова В. А.1 Деятельность консерваторов России, их идеология нашли отражение в трудах Предтеченского А.В., Минаевой Н.В., Мироненко С.В., Сафонова М.М., Зайончковского П.А., Литвака Б.Г., Захаровой Л.Г., Валуева Б.П., Алафаева А.А. и других исследователей. Однако внимание к теме российского консерватизма долгое время не соответствовало тому значению, которое это явление оказало на социальное развитие российского общества.
Перелом произошел в 80-е годы XX века. Экономические и социально-политические преобразования, начавшиеся в стране в этот период, привели к тому, что консерватизм стал популярной темой отечественных исследований. Статьи о консерватизме публикуются на
1 Дружинин Н.М. Социально-экономическая история России. Избранные труды. М., 1987. Скороспелова В.А. Газета «Весть» в общественно-политической жизни России 60-х годов XIX века. М., 1975. страницах научных журналов, ему посвящаются специальные научные конференции и симпозиумы. В свет выходят книги многих зарубежных классиков консерватизма, например, «Размышление о революции во Франции» Берка. Появляются диссертационные исследования по консерватизму: работы Лотарева К.А. и Кишенковой О.В. К числу исследователей, пишущих по данной проблеме, можно отнести Замалеева А.Ф., Осипова И.Д., Медушевского А.Н., Ионина JI.A., Галкина А.А., Пастухова Б.Б. и ряд других авторов. Следует отметить выход в свет книги «Русский консерватизм XIX столетия. ИДеблогия и о практика» , подготовленной коллективом авторов Института российской истории РАН. Однако все равно ощущается нехватка специальных монографических трудов по этой теме.
Если же говорить о зарубежных исследователях, то в последние годы вышло большое количество статей и монографий по проблемам консерватизма и либерализма, глобализации и антиглобализма. Стоит выделить Джилпина, Хелда, Уоллерстайна, Розенау, Бека и некоторых других авторов.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является анализ основных социально-политических
2 Лотарев К.А. Политический консерватизм в процессе реформирования российского общества: история и современные проблемы. Авгореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. ист. наук. М., 1995; Кишенкова О.В. Концепция общественной модернизации в политической доктрине российской консервативной мысли XIX - начала XX веков. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. ист. наук. М., 1996.
3 Гросул В.Я., Итенберг Г.С., Твардовская В.А., Шацилло К.Ф., Эймонтова Р.Г. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М.: Прогресс-Традиция, 2000. ценностей российского консерватизма XIX - начала XX века в качестве исходной базы в процессе формирования современного российского консерватизма. В современной России происходит институциональное (политические партии и движения, лидеры и т.д.) и теоретическое (идеи и ценности) оформление нового российского консерватизма. Поэтому крайне интересной представляется задача проследить, насколько идеи и ценности российского консерватизма XIX века способны стать основой нового российского консерватизма, насколько они адекватны современным реалиям и потребностям общества.
Исходя из этой цели, задачами исследования являлись:
- определение понятия «консерватизм» и раскрытие его содержания;
- анализ социально-политических ценностей российского консерватизма XIX - начала XX века;
- сравнение социально-политических ценностей российского и западноевропейского консерватизма;
- анализ жизнеспособности социально-политических ценностей российского консерватизма XIX - начала XX века в современных российских условиях;
- построение «социального портрета» (основные социально-демографические характеристики) современных российских консерваторов.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются основные теоретические постулаты и ценности российского консерватизма конца XIX - начала XX века и западного консерватизма XVIII - XIX веков. Автор полагает, что, во-первых, на теоретическом уровне существует тесная взаимосвязь между европейским консерватизмом XVIII-XIX века и российским консерватизмом XIX века. И, во-вторых, российские консерваторы XIX - начала XX века в своих концепциях сумели отразить ценности, имманентно присущие русской культуре и постоянно воспроизводящиеся в историческом процессе. Следовательно, сущностные характеристики тех социальных институтов, которые стали социально-политическими ценностями консерватизма XIX века, должны так или иначе проявиться и оказать влияние на процесс формирования социально-политических ценностей российского консерватизма конца XX - начала XXI века.
Таким образом, предмет исследования - влияние идей и ценностей российского консерватизма XIX - начала XX века на процесс становления консервативных тенденций и формирования консервативных ценностей в современном российском обществе.
Теоретические и методологические основы исследования. В качестве теоретической базы диссертационного исследования использовались теории Карла Манхейма, Фридриха Хайека, Эдмунда Берка, Роберта Филмера, Алексиса де Токвиля, Самуэля Хантингтона, Ульриха Бека, Константина Аксакова, Ивана Киреевского, Льва Тихомирова, Константина Победоносцева, Петра Струве, Бориса Чичерина и других отечественных и зарубежных авторов.ТВ результате автор приходит к пониманию консерватизма как универсального и самодостаточного мировоззрения, оказывающего заметное влияние на сознание современного человека и социально-экономическое развитие обществ посредством политических идеологий и базирующегося на определенном наборе идей и ценностей. Консерватизм существует на двух уровнях (политических идеологий и мировоззрения), и существенную роль в определении его содержания играют социальные ценности. Автор понимает ценность как характеристики компонентов социальной системы, наделяемые особым значением в общественном сознании и выступающие регуляторами поведения индивидов, представителей данной социальной системы.
На этом этапе использовался сравнительный и исторический методы, консерватизм анализировался как социальное явление, зависимое от конкретных социально-исторических условий, испытывающее влияние разных национальных традиций (культурных, экономических, научных и т.д.), но в то же время сохраняющее единство базовых принципов, позволяющих говорить о нем как о целостности.
Анализируя социально-политические ценности российского консерватизма XIX века, автор использовал ряд положений системного подхода, что было предопределено спецификой объекта исследования. Многие представители российского консерватизма описывают синергетический эффект, возникающий при взаимодействии социальных 9 институтов, выступающих в роли социально-политических ценностей российского общества. В процессе взаимодействия этих институтов создается новая ценность. Так, соборность, одна из важнейших социальных ценностей российского консерватизма XIX века, возникает только при определенном взаимодействии таких институтов-ценностей как монархическая государственность, православная церковь и общинная организация общества.
Социологический характер работы состоит в анализе социально-политических ценностей консерватизма в тесной взаимосвязи с социальной структурой российского общества. В качестве консервативных ценностей выступали важнейшие социальные институты российского общества - государство, община, православная церковь.
Эмпирическая база исследования. Автор участвовал в социологическом обследовании жителей Санкт-Петербурга (проект
0мнибус-2000", руководители - Гавра Д.П., Соколов Н.В.), одной из основных целей которого был анализ популярности консервативных и либеральных идей в современном российском обществе. Опрос проводился в рамках постоянного инициативного проекта (Омнибус ЦСИУ). Метод опроса - стандартизированное программное интервью по месту жительства. Генеральная совокупность - взрослое (18 лет и старше) население Санкт-Петербурга и ближайших пригородов. Выборка бесповторная, квотная, пропорциональная. Контролируемые параметры: пол, возраст, образование, район фактического проживания респондента. Время опроса: май - июнь 2000 г. Размер выборки - 1771 человек.
На основании данных опроса оказалось возможным проанализировать популярность консервативных ценностей в массовом сознании российского общества и выстроить социальный портрет современного российского консерватора (указать социальные слои, более других склонные поддерживать консерватизм).
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
1) проанализированы социально-политические ценности российского консерватизма XIX - начала XX века с учетом их возможного использования в современных условиях.
В российской социологии существуют некоторые устоявшиеся подходы к изучению российского консерватизма. Как правило, он исследуется либо с исторических позиций (изучаются концепции классиков или анализируются какие-то периоды в истории консерватизма), либо с политологических (исследуются политические предпочтения населения, программы политических партий и движений и Т.д.).
Оба подхода имеют ряд недостатков. Исторический подход, во-первых, не дает общей картины (анализируются отдельные фрагменты консерватизма), во-вторых, не дает возможности в полной мере применить полученные данные в анализе современных реалий. Политологический подход также не дает полностью адекватной картины, так как институционализация консерватизма еще не состоялась, а потому партийные предпочтения населения не показывают реального идеологического (тем более, мировоззренческого) выбора. Партийные программы не являются инструментами реального политического действия; получая власть, политические партии и их лидеры с легкостью отказываются от предвыборных обещаний.
В диссертации предлагается иной подход, связанный с анализом ценностей консерватизма, не подверженных политической конъюнктуре. Естественно, и у этого подхода есть свои недочеты. Существует проблема «операционализации» ценностей, адекватного описания «характеристик компонентов социальной системы, наделяемых особым значением в общественном сознании»; измерения популярности консервативных ценностей в массовом сознании, построения соответствующих индикаторов и т.д. Тем не менее, автор убежден, что, несмотря на недостатки, этот путь перспективен и на этом направлении могут быть получены интересные результаты.
2) Выражен авторский взгляд на содержание современного российского консерватизма, который понимается не только как набор партийных идеологий и программ, но и как комплекс социально-политических ценностей, который влияет на общественное мнение и политическую культуру страны.
Многие социально-политические ценности российского консерватизма XIX века уже стали или в ближайшее время станут социально-политическими ценностями современного консерватизма. Например, содержание такого важнейшего для консерватизма института (и одновременно социально-политической ценности консерватизма) как государство в значительной мере адекватно консервативным концепциям конца XIX - начала XX века, а в сфере, касающейся взаимоотношений государство-общество, практически полностью идентично.
3) На основе теоретических и практических исследований построен социальный портрет современного российского консерватора.
В работе представлены индикаторы консервативности общественного сознания современного российского общества, а также данные о социальном портрете современного российского консерватора, о социальных группах, поддерживающих консерватизм и консервативные ценности.
4) Проанализирована взаимосвязь между перспективами развития консерватизма в современном российском обществе, формированием среднего класса и перспективами социальной стабилизации в России.
Структура работы. Цели и задачи исследования обусловили структуру диссертационной работы и логику изложения материала. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит три параграфа, заключения, списка литературы и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Философско-исторические идеи российского политического консерватизма XIX - начала XX в.2009 год, доктор философских наук Тяпин, Игорь Никифорович
Русская форма политической идеологии консерватизма1998 год, доктор политических наук Гусев, Владимир Алексеевич
Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика2006 год, доктор философских наук Попов, Эдуард Анатольевич
Личность и государство в русской социально-философской и политической мысли: XIX - начало XX века2006 год, доктор философских наук Голиков, Альберт Константинович
Общественно-государственный идеал в русской консервативной философии2006 год, кандидат философских наук Седаев, Павел Валерьевич
Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Илле, Алексей Михайлович
Выводы по второй главе:
1. Изменения, произошедшие в России в XX веке, существенным образом сказались на содержании тех социальных институтов, которые выступали в качестве социально-политических ценностей российского консерватизма XIX века. Но ряд характеристик, свойственных этим институтам в данный момент, позволяет говорить об их связи с консервативными традициями и рассматривать эти институты в качестве ценностей (или потенциальных ценностей) нового российского консерватизма.
2. В последние годы наметились тенденции приближения содержания современной российской государственности к идеалам российского консерватизма XIX века. Прослеживается тенденция централизации государственной власти, формирования единого центра принятия высших политических решений. На выборах всех уровней снижается явка избирателей, население проявляет меньший интерес к политическим событиям, социологические опросы показывают рост аполитичности населения. Государственные организации стремятся к уменьшению со стороны общества. Интерес общества к политическим событиям усиливается только в том случае, когда это касается его повседневной жизни. Характеристиками современной российской государственности становятся: централизованная верховная власть, минимальный контроль со стороны общества, взаимное невмешательство в дела друг друга.
3. Православная церковь в современной России также сохранила многие «консервативные» характеристики. Русская Православная Церковь по-прежнему стремится сохранить истинную, в ее понимании, веру, истинное православие. Она в полном соответствии с консервативными концепциями XIX века не вмешивается в дела государства. Сохранилась и развивается православная религиозность населения. Православие в современной России возрождается как верность традициям, истории, культуре, поэтому этот социальный институт следует рассматривать как часть русской культуры в целом.
4. Коллективность как принцип общественной организации всегда был базовой характеристикой российского общества. В концепциях славянофилов это были крестьянские общины, в консервативных теориях конца XIX - начала XX века община утрачивает свой статус, центральным организующим звеном становится государство. Коллективность понимается как объединение граждан ради служения государству, олицетворяющему общие интересы. Именно государство стало главной объединяющей ценностью российского общества, а ориентация на служение государству - моральным принципом. Эта тенденция вполне соответствует европейской тенденции развития консерватизма.
5. Проведенное социологическое исследование показало, что консервативные идеи и ценности оказывают заметное влияние на массовое сознание современного российского общества. Полученные данные позволили выделить социальные группы, более других склонные к поддержке консервативных ценностей, и указать некоторые характерные черты, свойственные социальному портрету современного российского консерватора. На выбор респондентов значительное влияния оказали факторы пола: мужчины более консервативны, чем женщины; возраста: всплески популярности консервативных идей замечены в возрастных группах до 25 лет и после 60 лет, а возрастная группа 25-50 лет, наоборот, не является группой поддержки современного российского консерватизма; и социального статуса: консервативные идеи склонны поддержать военнослужащие, пенсионеры, менеджеры, специалисты с высшим образованием.
6. Существенное влияние на социальный портрет представителей современного российского консерватизма оказывает изменение числа и структуры индикаторов. Как показало исследование, «мягкие» и «жесткие» консерваторы (в основу их выделения положены разные индикаторы), существенным образом отличаются друг от друга. Это показывает важность и перспективность дальнейших исследований в
Заключение
Российский консерватизм возник во второй половине XIX века. Его
С """ "i содержание во многом предопределили церковная реформа Алексея Михайловича и реформы Петра I, которые можно трактовать как две части процесса насильственной европеизации России, в ходе которого происходило навязывание российскому обществу западного образа жизни и европейской системы ценностей.
Этот процесс способствовал усилению рефлексии относительно специфики российского общества, основ его культуры и цивилизации. В результате, сформировалось идеологическое направление славянофильства, которое идеализировало образ жизни допетровской России и подвергло жесткой критике основы, на которых строятся западные общества. К числу видных представителей этого направления можно отнести многих видных общественных деятелей и мыслителей -Хомякова А.С., Аксакова К.С., братьев Киреевских и других. Ими были сформулированы важнейшие постулаты российского консерватизма, , заявлены базовые социально-политические ценности: монархическая/ I государственность, православие, общинная организация общества, соборность. Однако на этом этапе развития российского консерватизма нельзя говорить о нем как о политической идеологии.
К концу XIX - началу XX века консерватизм в России подвергся серьезным институциональным изменениям. Изначально консерватизм в России возник как мировоззрение, славянофилы создали такую интеллектуальную конструкцию, которая не отражала социальной реальности и не могла быть использована как инструмент в политической борьбе.
В конце XIX - начале XX века перед российскими консерваторами открываются реальные политические перспективы: появились сначала нелегальные, а потом и легализованные политические партии, а в 1905 году был созван первый российский парламент. В результате, перед консерваторами встал вопрос формирования реальных политических идеологий, которые могли бы стать инструментами реальных политических преобразований.
Российский консерватизм разделился на разные направления, политические лозунги и теории которых отличались друг от друга. Можно выделить 4 основных направления в консерватизме конца XIX -начала XX века. Во-первых, так называемый «официальный монархизм». Его основные представители - Катков М.Н., Победоносцев К.П., Тихомиров JI.A. Это направление напрямую поддерживало существовавший политический режим, выступая против предлагавшихся реформ. Во-вторых, либеральный консерватизм. Его основные представители - Чичерин Б.Н. и Струве П.Б. Они избрали умеренно оппозиционную стратегию, пытаясь, с одной стороны, смягчить требования радикальной оппозиции, а с другой стороны, заставить власть провести ряд умеренных реформ. В-третьих, национал-консерватизм. К данному направлению можно отнести такие политические организации как «Союз русского народа» (Пуришкевич В.М.) и «Союз Михаила Архангела» (Дубровин А.Н., Марков Н.Е.). Это направление заняло право-радикальную позицию, выступало за сохранение самодержавия и предлагало жестко бороться с революционным движением в стране. И, в-четвертых, неославянофилы. Представители данного направления (Леонтьев К.В., Кавелин К.Д., Соловьев B.C. и др.) отказались от какого-либо участия в политической борьбе и остались на чисто интеллектуальных позициях.
Несмотря на расхождения, имеющиеся между представителями этих консервативных идеологий, можно утверждать, что все они основывались на той мировоззренческой базе, которую сформулировали славянофилы. Преемственность сохранилась и в отношении заявленных консервативных ценностей.
В современной России происходит процесс возрождения консервативной традиции. Очевидно, что он далек от завершения, еще не определены ценности, которые станут базовыми для российского общества, сплотят его. И здесь консерватизму предстоит выдержать серьезную конкуренцию со стороны других идеологических направлений, которые также будут бороться за популяризацию своих ценностей. Современные российские консерваторы должны четко сформулировать те социально-политические, экономические и культурные ценности, которые они считают базовыми для российского общества, и приложить все усилия для того, чтобы они были поддержаны общественным мнением и стали основой для России в XXI веке.
Кроме того, должно оформиться политическое представительство консерватизма. Должны появиться политические партии и лидеры, которые реально отстаивали бы политическую платформу консерватизма и стремились бы к проведению соответствующей государственной политики. В настоящий момент неясно, способны ли существующие консервативные политические партии справиться с этой задачей или они должны уступить место новым политическим силам.
Очевидно, что расстановка сил на российской политической сцене будет меняться. Произойдет это хотя бы потому, что до сих пор продолжается процесс перестройки российского общества, формирования четкой социальной структуры, и до тех пор, пока он не
132 будет завершен, не может быть стабильной политической и партийной системы. Ведь политические партии должны отражать интересы определенных групп населения, а в настоящий момент эта связь нарушена, партии действуют в отрыве от своих избирателей, что приводит к слабости и неустойчивости современной российской партийной системы.
Эти процессы, в свою очередь, детерминированы процессом стабилизации российского общества. В настоящий момент Россия совершает лишь первые шаги на пути социальной стабилизации, и задача консервативных сил - способствовать этому процессу. Консерватизм крайне уязвим в условиях кризиса и нестабильности, поэтому развитие консерватизма напрямую связано с процессом стабилизации общества. Чем стабильней будет российское общество, тем четче в нем будет социальная, политическая и партийная структуры, тем меньше будет популярность радикальных сил. Социально-политическая и социально-экономическая стабильность будут способствовать популяризации консервативных идей в российском обществе и развитию российского консерватизма.
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Илле, Алексей Михайлович, 2003 год
1. Авцинова Г.И. Мыслители России о феномене радикализма // Социально-политический журнал. 1997, №1. с. 187-198.
2. Аксаков К.С. О внутреннем положении России.
3. Аксаков К.С. Полное собрание сочинений.
4. Антонович И.И. Социодинамика идеологий. Минск.: Наука и техника. 1995. 373 с.
5. Артемов Г.П. Политическая социология. СПб, 2000.
6. Безобразов В.П. Земские учреждения и самоуправление. М., 1874.
7. Беленький Ф.М. Борьба вокруг российской идеи. // Социально-политический журнал. 1996, №1. с. 17-28.
8. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
9. Бердяев Н.А. Русская идея. М, 1990.
10. Бердяев Н.А. Философия неравенства: письма к недругам по социальной философии. Лениздат, 1991
11. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда.//Вехи. М., 1990.
12. Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию. М.: Рудомино, 1993. 143 с.
13. Бородин Ф.М. Ценности населения и возможности местного самоуправления. // Социологические исследования. 1997, № 1.-е. 98-110.
14. Брудный И.М. Политика идентичности и посткоммунистический выбор России. // Политическиеисследования. 2000, № 6.
15. Булычев Ю.Ю. Пути развития русского самосознания в петербургский период. // Ценностный мир русской культуры. СПб, 1995.
16. Бутенко А.П., Кочеткова JI.H. Идеология в России: проблемы и перспективы. // Социально-политический журнал. 1998, № 4. с. 234-249.
17. Бызов Л.Г. Первые контуры «постпереходной эпохи». // Социологические исследования. 2001, № 4. с. 3-15.
18. Вайнштейн Г.И. Рост авторитарных настроений и фашистская угроза в современной России. // Политические исследования, 1995. № 2, с. 34-43.
19. Вардомацкий А.П. Сдвиг в ценностном измерении? // Социологические исследования. 1993, № 4.
20. Власенко А.И. Иван Киреевский и славянофильская мысль 30-50-х годов XIX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологических наук. М.,1997.
21. Гавра Д.П. Роль ценностей в производстве общественного мнения. // Формирование общественного мнения населения крупного города (опыт изучения). СПб, 1996.
22. Гайденко П. П. Под знаком меры (либеральный консерватизм
23. П.Б. Струве) // Вопросы философии. 1992, № 12. с. 54-64.v
24. Галкин А.А., Рашмир П.Ю. Консерватизм в прошлом и V настоящем (о социальных корнях консервативной волны). М.: Наука, 1987. Ш с. ; ; ■ }
25. Гарбузов В.Н. Консерватизм: понятие и типология (историографический обзор) // Политические исследования.1995. №4, с. 60-68.
26. Гоголевский А.В. Очерки по истории русского либерализма. СПБГУ, 1996.
27. Головин К.Ф. Кому нужна реформа местного самоуправления? // Русский вестник. 1886. № 12.
28. Головин К.Ф. Наше местное управление и местное представительство. СПб, 1884.
29. Головин К.Ф. Разрешен ли крестьянский вопрос? // Русское обозрение. 1894. №11.
30. Горшков М.Н. Некоторые методологические аспекты анализа среднего класса в России. // Социологические исследования. 2000, № 3. С. 4-12.
31. Грацианский П. С. Политическая идеология русского самодержавия во второй половине XVIII в. // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М., 1980.
32. Григоров С.Г. Преодоление заданности (Размышление о консерватизме) // Политические исследования. 2000, № 3, с. 31-39.
33. Григорьян Б.Г. Просвещенный консерватизм. // Вопросы философии. М., 1979. № 12.
34. Гросул В.Я., Итенберг Г.С., Твардовская В.А., Шацилло К.Ф., Эймонтова Р.Г. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 440 с.
35. Дадиани Л.Я. Фашизм в России: мифы и реалии. // Социологические исследования. 2002, № 3. С. 103-111.
36. Дмитриев С.С. Славянофилы и славянофильство // Историк-марксист. 1941. № 1.
37. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей. // Проблемы ценностей в философии. M.-JL: Наука. 1996.
38. Дружинин Н.М. Социально-экономическая история России. Избранные труды. М.: Наука, 1987. 421 с.
39. Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология: обзор основных направлений. СПбГУ, 1994. 208 с.
40. Зубов А.Б. Унитаризм или федерализм (К вопросу о будущей организации государственного пространства России. // Политические исследования, 2000, № 5, с.32-54.
41. Иванов В.И., Назаров М.М. Политико-идеологические и социально-экономические аспекты российского федерализма. // Социологические исследования, 2001, № 7.
42. Иванова В.А. Страхи и тревоги россиян: "западники" и "традиционалисты" // Социологические исследования. 2002, № 3. с. 44-50.
43. Иванова Е.В. О семинаре по проблемам консерватизма в российском фонде культуры. // Вопросы философии, 2001, № 8.-с. 166-170.
44. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющееся общество. // Политические исследования. 1997, №4, с. 6-32.
45. Ионин JI. Всеобщность прав и русские частности. // Свобода в СССР. СПб, 1997.
46. Ионин Л. Консервативный синдром. // Свобода в СССР. СПб, 1997.
47. Исторические метаморфозы консерватизма. / Под ред. П.Ю. Рашмира. Пермь, 1998.
48. Кавелин К.Д. Наш умственный строй: статьи по философиирусской истории и культуры. М., 1989.
49. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб: Петрополис. 1997. -206 с.
50. Казин А.П. Русская идея в меняющемся мире. Ценностный мир русской культуры. СПб, 1995.
51. Каспэ С.И. Конструировать федерацию renovatio imperii как метод социальной инженерии. // Политические исследования. 2000, № 5, с. 55-69.
52. Катков М.Н. О самодержавии и конституции. М, 1905.
53. Керимов В.И. Историософия А.С. Хомякова. М.: Знание, 1989. 60 с.
54. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений.
55. Кишенкова О.В. Концепция общественной модернизации в политической доктрине российской консервативной мысли XIX начала XX веков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1996.
56. Козлова Н.Ю. Буржуазные учения и федерализме XVIII-XIX в.в. М., 1988.
57. Консератизм: современные интерпретации (научно-аналитические обзор). М.: ИНИОН, 1990 50 с.
58. Консерватизм в США: прошлое и настоящее: сборник статей. МГУ, 1990. 342 с.
59. Консерватизм в ценностных ориентациях канадского общества (научно-аналитический обзор) // М., 1990. 46 с.
60. Консерватизм и либерализм: история и современные концепции. СПбГУ, 2002. 180 с.
61. Корнилов А. Общественное движение при Александре II1855-1881). Исторические очерки. М. 1909.
62. Косова Л.Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирических исследований. // Социологические исследования. 1994, № 2. с. 114-117.
63. Култыгин В.П. Исследования социальной структуры в переходных обществах (историко-методологический обзор) // Социологические исследования. 2002, № 4. с. 121-129.
64. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России. // Социологические исследования. 1994, № 5. с. 3-8.
65. Лапина Н.Ю., Чирикова Л.Е. Региональная власть и реформа российского федерализма: сценарии политического будущего. // СОЦИС, 2000, № 3.
66. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М.: "Русский путь", Полиграфресурсы, 1995. 548 с.
67. Леонтьев К. Страницы воспоминаний. СПб, 1922.
68. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство письма о восточных делах. М., 1912.
69. Леонтьев К.Н. Собрание сочинений в 9-ти томах. М., СПб, 1912-1913.
70. Либерализм в России. М., 1996.
71. Либерализм. Консерватизм. Марксизм. М., 1998. 167 с.
72. Литвинцев Г.Ю. Русская культура в первой четверти 18 века. // Ценностный мир русской культуры. СПб, 1995.
73. Лотарев К.А. Политический консерватизм в процессе реформирования российского общества: история и современные проблемы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.,1995
74. Любимов Н.А. М.Н. Катков и его историческая заслуга. По документам и личным воспоминаниям. СПб, 1889.
75. Маминова О.О. Партийные идеологии в России: атрибут или антураж. // Политические исследования. 2000, № 5. с. 175182.
76. Манхейм К. Идеология и утопия. // Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. 700 с.
77. Манхейм К. Консервативная мысль. // Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. 700 с.
78. Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: Высшая школа, 1993. 317 с.
79. Медушевский А.Н. Что такое мнимый конституционализм // Социологические исследования. 1999, № 2. с. 71-86.
80. Мещерский В. Речи консерватора. СПб, 1876.
81. Мещерский Н.П. Воспоминания о Каткове. Письма в Тверитино. М., 1897.
82. Мигранян A.M. Переосмысливая консерватизм. // Вопросы философии, 1990. № И. с. 114-122.
83. Мусихин Г.И. Противоречия авторитета и традиции в мировоззрении немецких консерваторов. // Политические исследования. 1999. № 1.
84. Национальная правая прежде и теперь. Россия и русское зарубежье. СПб.: Ин-т соц. РАН, СПб филиал, 1992. 171 с.
85. Орлов А.С. О среднем классе. // Социально-политический журнал. 1994, №№ 9-10. с. 30-42.
86. Павленко Н.И. Идеи абсолютизма в законодательстве XVIII века. // Абсолютизм в России (XVII-XVIII в.в.). М., 1964.
87. Пайпс Р. Русский консерватизм во второй половине девятнадцатого века. М., 1970.
88. Пастухов Б.Б. Конец посткоммунизма. // Политические исследования, 1997. №4.
89. Пастухов Б.Б. Перспективы посткоммунистического консерватизма и президентские выборы (конспект ситуации).// Политические исследования, 1996. № 2 с. 7583.
90. Пастухов В.Б. Конец русской идеологии. Новый курс или новый Путь. // Политические исследования. 2001, № 1, с. 4963.
91. Письма Победоносцева к Александру III. М., 1925.
92. Победоносцев К.П. Pro et contra. СПб, 1996.
93. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993.
94. Подвинцев О.Б. Сложности постимперской адаптации консервативного сознания: постановка проблемы и опыт классификации. // Политические исследования, 1999, № 3.
95. Полякова Н.В. Ж.де Местр и политическая философия русского консерватизма второй половины XIX в. (М.Н. Катков, Ф.Н. Тютчев). Диссертация кандидата философских наук. СПб, 1996. 212 с.
96. Рабкина Н.А. Константин Петрович Победоносцев // Вопросы истории. 1995. № 2.
97. Ракитянский Н.М. Россия и вызовы глобализации //
98. Социологические исследования. 2002, № 4. с. 60-66.X
99. Рашимир П.Ю. Эволюция консерватизма в новое и новейшее , / время. // Новая и новейшая история. 1990.
100. Российские самодержцы. 1801-1917. М.: Международные отношения, 1993. 397 с.
101. Русская политическая мысль второй половины 19 века. М.: ИНИОН, 1989. 220 с.
102. Салиев Р.З. Идеология и ценностные ориентации молодежи. // Социологические исследования. 1997, № 8. с. 24-29.
103. Самарин Ю., Дмитриев Ф. Революционный консерватизм. Berlin. 1875.
104. Сергеев В.М., Беляев А.В., Бирюков Н.И., Гусев Л.Ю. Становление парламентских партий в России. Государственная Дума в 1994-1997 г.г.// Политические исследования. 1999. № 1.
105. Сивак А.Ф. Константин Леонтьев. ЛГУ. 1991. 85 с.
106. Скороспелова В. А. Газета «Весть» в общественно-политической жизни России 60-х годов XIX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1975.
107. Славянофильство и западничество: консервативная и либеральная утопия в работах Анджея Валицкого. М.: ИНИОН, 1991.- 192 с.
108. Современная западная социология. М.: Политиздат, 1990.432 с.
109. Современный консерватизм. М.: Наука, 1992. 264 с.
110. Сокольская И.Б. Консервативна ли консервативная революция? (О хронологической шкале политических теорий) // Политические исследования, 1999, № 6, с. 119-128.
111. Сокольская И.Б. Консерватизм: идея или метод? // Политические исследования. 1998, № 5, с. 48-58.1.l112113,114,115116,117,118,119,120,121,122,123,124,125,126.
112. Соловьев B.C. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 542 с.
113. Соловьев B.C. История и будущность теократии. СПб, 1992. Соловьев B.C. Россия и Вселенская церковь. Минск: Харвест, 1999. 1600 с.
114. Тихомиров JI.A. Духовенство и общество в современных религиозных движениях. М. 1892.
115. Тихомиров JI.A. Искание свободы // Русское обозрение. 1893. №№ 3-4.
116. Тихомиров JI.A. Монархическая государственность. СПб.: АО «Комплект», 1992. 674 с.
117. Тихомиров JI.A. Социальные миражи современности // Русское обозрение. 1891. № 7.
118. Тихомиров Л.А. Что такое либерализм? // Русское обозрение. 1894. №7.127128129130131132133,134135136137138,139140,
119. Токвиль А. Демократии в Америке. М.: Прогресс, 1992. -554 с.
120. Трубецкой С.Н. Разочарованный славянофил // Вестник Европы. 1892. № 10.
121. Туманов С.В., Бурыкин И.Г. Электорат России в 1993 году. // Политические исследования. 1995. № 9. Ульрих Бек. Что такое глобализация? Ошибки глобализма -ответы на глобализацию. М., 2001
122. Фадеева Т.М. «Новая правая» философия и идеология неоконсерватизма.// Французская философия сегодня. М., 1989.
123. Филатов С.Б. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ. // Политические исследования. 1999, № 3, с. 138-149.
124. Франк С.Л. Духовные основы общества: введение в социальную философию.// Русское зарубежье. Лениздат, 1991.
125. Франк С.Л. Этика нигилизма.// Вехи. М., 1990.
126. Френкин А.А. Западногерманские консерваторы: кто они?
127. М.: Международные отношения, 1990. 213 с.
128. Френкин А.А. Феномен консерватизма. // Вопросыфилософии, 1991, № 5. с. 66-74.
129. Фудель И. Культурный идеал К. Лентьева // Русское обозрение. 1895.
130. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1899.
131. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900.
132. Шапошников JI.E. Философия соборности. М., 1986.
133. Шатобриан. О Бонапарте и Бурбонах. СПб, 1814
134. Эфиров С.А. Политическое сознание США: аспекты итенденции.// США глазами американских социологов. М.,1988.
135. Яковлев Н.Н. О неоконсервативном стиле политической культуры США.// США глазами американских социологов. М., 1988.
136. Ян Э. Демократия и национализм: единство или противоречие? // Политические исследования. 1996. № 4. Allison L. Right principles: conservative philosophy of politics. NY, 1984.
137. Approaches de la philosophy politique du general de Gaulle a Partir de sa pensee et de son action. P., 1983. Burke. E. Reflections on the revolution in France. NY, 1955. Gilpin R. The Political Economy of International Relations, Princeton, 1987.
138. Goodwin B. Using political ideas. Chuchester, 1978. Hantington S.P. Conservatism as an Ideology. American Political
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.