Социально-педагогические факторы воспитания детей средствами фольклора тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Баркова, Антонина Михайловна
- Специальность ВАК РФ13.00.05
- Количество страниц 216
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Баркова, Антонина Михайловна
Введение.
Глава 1. Теоретический аспект феномена "фольклор", жанры фольклора и их педагогические функции
§ 1. Теоретический анализ понятия "фольклор".
§2. Социально-педагогические функции фольклора.
§3. Воспитательные возможности различных жанров русского фольклора.
Глава 2. Взаимодействие социальных институтов в
• » 1 '" процессе воспитания детей средствами фольклора
§1. Региональные традиции фольклора в содержании общего и дополнительного образования детей на материале
Нижегородской области.
§2. Роль семьи, школы, учреждений культуры (клубов) и средств массовой информации в воспитании ребёнка возможностями фольклора.
§3. Программно-методические основы повышения роли фольклора в воспитании детей в современных условиях.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Этнохудожественное воспитание подростков средствами хореографического творчества в учреждениях дополнительного образования2013 год, кандидат педагогических наук Фетисова, Наталия Евгеньевна
Реализация фольклорного наследия в педагогике театрального самодеятельного творчества2005 год, кандидат педагогических наук Андреева, Наталья Павловна
Роль фольклора в воспитании личности ребенка в семье: На примере адыгского народа2004 год, кандидат педагогических наук Дзамыхов, Алибек Хусейнович
Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций2000 год, доктор педагогических наук Долженкова, Марина Игоревна
Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества1997 год, кандидат педагогических наук Комарова, Галина Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-педагогические факторы воспитания детей средствами фольклора»
Актуальность исследования. Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.
Анализ форм и методов возрождения и развития фольклора в современных условиях показывает, что формирование национального самосознания, осмысление ценности народной культуры невозможно без знания этнокультурных процессов, национальных аспектов, которые во многом воздействуют на русскую национальную культуру. В силу объективных и субъективных причин социального, духовного, экономического существования социума, сегодня встал вопрос о кардинальном изменении самой структуры духовного воспроизводства, в первую очередь в системе воспитания и развития подрастающего поколения
В настоящее время появились позитивные тенденции возрождения и сохранения народных традиций: создаются и внедряются в жизнь художественно-образовательные программы, основанные на национальных традициях, разрабатываются планы возрождения народной культуры во многих регионах России, за счет усиления "культурно-этнического компонента" реформируется система воспитания и образования.
Проблема динамичного развития системы воспитания и развития подрастающего поколения стоит сегодня перед обществом особенно остро. Одной из важнейших проблем, решение которой требует выработки научной концепции, разработки детальной программы, является проблема взаимодействия социальных институтов в области воспитания и образования. Функционирование отдельного института не дает положительного результата. Как показывают наблюдения, учебно-воспитательный процесс требует комплексности и системы воспитания.
Решение этого вопроса затруднено, в частности, рядом теоретических, методических и социальных проблем: недостаточно разработаны программы и рекомендации для совместной работы социальных институтов в области фольклора на региональном уровне, слабо изучены теория, история, педагогические функции народной культуры, не подготовлена материальная база для полноценного учебного процесса на лучших образцах русского фольклора.
Воспитание и развитие подрастающего поколения через фольклор процесс чрезвычайно сложный и многогранный, требующий адекватного отражения в научных трудах и в практических рекомендациях. Данная диссертация - лишь попытка решить с теоретической точки зрения существующую проблему и подкрепить её программой и практическими разработками.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросам теоретического анализа фольклора, его жанров и функциональных особенностей посвящены фундаментальные труды известных русских ученых-этнографов, фольклористов, искусствоведов, историков: П. Г. Богатырева, Г. С. Виноградова, Е. Г. Кагарова, Д. К. Зеленина, Н. И. Костомарова, В. О. Ключевского, В. Я. Проппа, И. И. Сахарова, Б. М. и Ю. М. Соколовых, И. М. Снегирева, С. А. Токарева и др.
Ценным материалом для разработки теоретического аспекта проблемы фольклора стали научные исследования, посвященные анализу традиционной художественной культуры: В. П. Аникина, Т. И. Баклановой, А. А. Банина, JI. В. Даниловой, А. С. Каргина, М. Т. Картавцевой, О. И. Капицы, М. Н. Мельникова, Н. К. Мешко, Е. А. Покровского, Э. В. Померанцевой, П. А. Сорокина, JI. В. Шаминой, В. М. Щурова и др.
Отношение известных русских писателей, историков к фольклору как к ценнейшей основе русской культуры сыграло важную роль в определении теоретической позиции диссертантки: (В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. М. Карамзин, Н. С. Лесков, В. В. Розанов, JI. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский.).
Проблеме этнохудожественного образования в России, соотношению педагогики и фольклора посвящены труды прославленных отечественных педагогов, психологов: Ю. П. Азарова, Г. Г. Ананьева, Г. М. Андреева, Б. Т. Лихачева, И. С. Кона, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского.
Анализ научной культурологической литературы дает повод говорить об усилении внимания к рассмотрению процесса системного обучения и воспитания подрастающего поколения приемами этнокулыуры (работы: А. И. Арнольдова, А. А. Аронова, О. А. Белогрудовой, Ю. В. Бромлей, Л. П. Буевой, Л. Н. Когана, Д. С. Лихачева, В. А. Ядова и др.).
Процессу взаимодействия социальных институтов и их характеристике посвятили свои исследования ученые: Н. М. Амосов, Д. М. Генкин, И. Н. Ерошенков, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, Н. М. Плоткина, Л. А. Савенкова, Ю. А. Стрельцов, В. Д. Триодин, С. Л. Шаронова.
Однако такое явление, как взаимодействие и взаимосвязь социальных институтов воспитания и развития подрастающего поколения на основе русского фольклора, по мнению диссертантки, изучено недостаточно. До настоящего времени не проводились исследования основных форм, направлений совместной воспитательной деятельности с использованием жанров фольклора, не выявлены функции отдельного социального института в формировании личности человека через приемы народной культуры, не разработан социологический аспект в этой области. Важность этого вывода послужила поводом для проведения диссертационного исследования.
Предмет исследования. Фольклор как социально-культурное явление.
Объект исследования. Воспитания и развития подрастающего поколения на духовных ценностях фольклора. Социальные институты и их роль в сохранении и развитии русской народной культуры.
Цель исследования. Выявить социально-педагогические факторы, способствующие наиболее плодотворному внедрению фольклора в систему воспитания подрастающего поколения. Задачи исследования:
-Дать характеристику понятия "фольклор" в контексте исторического и современного развития науки, провести теоретический анализ категорий народной художественной культуры.
- Раскрыть через анализ научных трудов и экспериментальных работ педагогические, социальные функции фольклора и его жанров.
- Выявить социально-педагогические условия возрождения и развития форм народной культуры в системе воспитания подрастающего поколения на материале Нижегородской области.
- Раскрыть роль отдельного социального института (семьи, школы, учреждения культуры, средств массовой информации) в формировании отношения ребёнка к миру народного творчества.
-Обосновать важность фактора взаимодействия социальных институтов в процессе воспитания подрастающего поколения на основе народной художественной культуры.
- Теоретически обосновать и практически апробировать разработанные автором программы взаимосвязи и взаимодействия социальных институтов развития и воспитания подрастающего поколения на основе фольклора.
Гипотеза исследования. Воспитание и развитие молодого поколения на традициях народной художественной культуры будет эффективно при условии взаимодействия и взаимосвязи всех воспитательно-образовательных социальных институтов: семьи, образовательной школы, школ искусств, средств массовой информации и других институтов развития личности.
Методологическую основу данного исследования составили важнейшие труды русских ученых: Н. А. Бердяева "Смысл творчества. Философия свободы", "Самопознание", М. В. Ломоносова "О воспитании и образовании", А. Ф. Лосева "Античная музыкальная эстетика", Н. О. Лосского "История русской философии", "Избранное", В. С. Соловьева "Философская публицистика", П. А. Флоренского "У водоразделов мысли", касающиеся национальной русской культуры, её развития и сохранения.
Методы исследования. В процессе работы использовались следующие методы:
1. Общенаучные: анализ философской, этнографической, методической, искусствоведческой литературы.
2. Социологические: письменные и устные опросы, контент-анализ, анализ результатов творческой деятельности школьников, методы наблюдения, сравнения.
3. Специальные: сравнительный анализ фольклорных первоисточников, анализ музыкальной литературы, репертуара фольклорных коллективов, экспедиционных этнографических поездок.
Базами исследования явились образовательная школа, школа искусств п. Дружба Нижегородской области, учреждения культуры п. Перевоз Нижегородской области, клубы и досуговые центры Ардатовского района Нижегородской области, Нижегородский колледж культуры, школа №2 г. Бор Нижегородской области.
Организация исследования. Исследование проходило с 1989 по 1999 гг. и осуществлялось в четыре этапа.
Первый этап исследования (1989-1992 гг.) носил практическо-теоретический характер. Диссертантка провела теоретический анализ проблемы, была сформулирована рабочая гипотеза процесса сохранения и развития детского фольклора как предмета педагогического исследования. На первом этапе сделаны попытки педагогического эксперимента, результатом которого явилась разработка программы и рабочего инструментария исследования.
В ходе второго этапа (1992-1996 гг.) уточнялась теоретическая концепция исследования и проходили практические занятия, которые явились составными частями научного эксперимента, в Нижегородской области, школе-гимназии №16 г. Химки Московской области, ДК "Салют" г. Москва. Итогом второго этапа стала разработка опытно-экспериментальной программы в законченном виде.
Третий этап (1997-1999 гг.) состоял в проведении в Нижегородской области экспериментальной работы, которая включала в себя социально-педагогические технологии воспитания и развития подрастающего поколения средством фольклора в системном подходе. На данном этапе были реализованы экспериментальные программы, основанные на методических аспектах фольклора, по взаимодействию и взаимосвязи существующих в изучаемом регионе социальных институтов. Проводились разработка, апробация и коррекция поурочных планов по программе: "Фольклор и школа", "Фольклор и учреждения культуры", "Фольклор в семье".
Четвертый этап исследования начался в 1999 г. с целью определения эффективности экспериментальной программы. Диссертанткой проводился опрос школьников и их родителей, учителей образовательной школы и школы искусств. Проведено анкетирование и состоялись личные беседы. Итогом работы явилось оформление всех данных в форме научной диссертационной работы, однако мы предлагаем концепцию продолжения данного исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:
- Определены сущность и значимость фольклора в контексте происхождения и поэтапного развития.
-Раскрыты социально-педагогические особенности фольклора, уточнены воспитательные возможности отдельных жанров. -Раскрыта специфика использования народной художественной культуры Нижегородской области в организации процесса воспитания и развития подрастающего поколения на лучших её образцах.
- Выявлены функциональные особенности социальных институтов в системе воспитания подрастающего поколения средствами фольклор.
- Определены социально-педагогические факторы развития системы взаимодействия и взаимосвязи социальных институтов в осуществлении воспитания подрастающего поколения средствами фольклора. Практическая значимость исследования состоит в создании методики учебно-воспитательной работы по взаимодействию и взаимосвязи социальных институтов в области фольклора в Нижегородской области.
Материалы диссертации могут быть использованы для разработки комплексных региональных и локальных программ по совершенствованию системы взаимодействия в области фольклора.
Данная научная работа может быть использована в учебном процессе колледжа культуры, в практической деятельности учреждений культуры России, в образовательной школе.
Материалы исследования могут найти отражение в программах по таким дисциплинам, как "Этнография", "Фольклористика", "Народное творчество", "Народная художественная культура".
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации раскрывались в выступлениях автора и были предметом обсуждения на научно-практических и научно-теоретических конференциях: "Проблемы организации досуга: современный и исторический аспект" (Москва, 1993 г.), на международной научно-практической конференции "Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения" (Москва, 1997 г.), на международной научно-практической конференции молодых ученых "Человек в мире духовной культуры" (1999 г.).
Результаты диссертационного исследования внедрены в практику учебно-воспитательного процесса образовательной школы и школы искусств п. Дружба Выксанского района Нижегородской области, учреждений культуры пос. Перевоз Нижегородской области, образовательной школы г. Бор Нижегородской области.
На защиту выносятся следующие положения:
- Воспитание и развитие подрастающего поколения на традиционных формах фольклора будут эффективны при условии взаимодействия и взаимосвязи всех социальных институтов развития личности.
-Совершенствование процесса возрождения и развития форм народной культуры будет способствовать глубокому знанию молодым поколением творчества своих предков и поможет сохранить преемственность народной культуры от поколения к поколению.
-Формирование личности на лучших образцах русской национальной культуры - проверенный многовековым опытом способ сохранить здоровую, сильную, высокодуховную русскую нацию.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Система профессионального обучения студентов художественно-хореографического отделения вуза как средство формирования этнического самосознания2011 год, кандидат педагогических наук Гафт, Александр Михайлович
Формирование этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей2013 год, кандидат педагогических наук Корнев, Дмитрий Владимирович
Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования2013 год, кандидат педагогических наук Маркин, Никита Игорьевич
Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально-эстетического воспитания Республики Казахстан1999 год, кандидат педагогических наук Строкова, Наталья Владимировна
Профессиональное воспитание будущего учителя музыки средствами музыкального фольклора2007 год, кандидат педагогических наук Кириченко, Татьяна Дмитриевна
Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Баркова, Антонина Михайловна
Заключение
Теоретическое исследование, практический эксперимент, проводимый в Нижегородской области, помогли определить роль фольклора в социально-педагогической системе развития и воспитания подрастающего поколения. Следует выделить некоторые тенденции значительности и перспективности этнохудожественного образования и воспитания, которые выражаются в культурных процессах, происходящих в конкретном регионе и в целом в обществе.
Рост активности и теоретико-практической востребованности предмета народной культуры вызван функциональными особенностями этнохудожественного образования. Результативность эволюционного процесса есть не что иное, как продукт жизненной среды обитания общества и главной её составной части - подрастающего поколения.
Демографическое положение Нижегородской области, её центральность по отношению к другим субъектам Российской Федерации позволяет сделать некоторые выводы о состоянии социума вообще и социально-культурной жизни в частности.
Социум Нижегородской области составляют в своем большинстве славянские народы европейской ветви, которые имеют свои подразделения. Отличия их друг от друга выражаются в языке, в некоторых традициях, обычаях, нравах, но эти отличия становятся незначительными по отношению к их общему началу и линии всего уклада их быта и праздников, которые изначально складываются у народов всей губернии как у одной славянской семьи.
Диссертантка, на основе научного исследования данного региона, делает общие выводы и замечания о состоянии общества на сегодняшний день. Это дает характеристику общего состояния социума и специального, то есть, основывается на данных о состоянии этнохудожественного образования, воспитания и развития:
-Общество в целом и личность в отдельности изучаемого региона имеет нравственные, высокодуховные ценности, которые выражаются в отношении к родному краю, к Родине, к матери, к природе, к окружающим людям. Нижегородцы имеют глубокое чувство патриотизма, которое выражается в желании защитить отечество, сохранить достояние страны и достоинство нации.
-Общественные законы данного региона заставляют чтить свою историю, своих предков, уважать старость и мудрость, помогают утвердиться молодости и таланту. -Нижегородская область богата талантами в различных областях знаний, выходцы края становятся крупными исследователями, известными учеными, политиками, актерами, поэтами и просто гармонично развитыми людьми.
- Огромное число школ ремесленников и мастеров прикладного народного творчества позволило создать в Нижегородской области мастерские, которые известны всему миру и прославляют Россию как страну талантов и умельцев: Семеновская Хохлома, богородские узоры, нижегородская вышивка - это лишь малое количество от огромного числа творческих мастерских.
-Нижегородцы возрождают и бережно хранят традиции, обычаи, ритуалы, праздники своих предков. Быт тесно связан с народным творчеством, на любом этапе общественного развития региона народная художественная культура была и остается неотъемлемым атрибутом жизни. Диссертантка выдвигает предположение, что сделать все эти выводы позволил факт близость общества с народной национальной культурой, именно социально-педагогические, нравственно-воспитательные функции фольклора могли создать благоприятный климат для общественного развития.
Постоянный контакт с произведениями народного творчества позволил принять идеи и наставления этих творений, которые славятся своим стремлением к добру, справедливости и чести.
Процесс "фольклоризации" подрастающего поколения, как решающей составной будущего нашего общества, играет важную роль и требует особого внимания.
Русский фольклор выполняет огромные функции:
-Укрепляет устои общества, помогает ознакомиться, понять и принять обычаи, нравы, ритуалы той социальной среды, в которой он родился и живет.
- Формирует личность, развивает гуманное отношение к себе и к обществу. -Развивает творческое начало, конструирует сложную внутреннюю систему духовности, святости.
Сложный механизм посвящения и приобщения подрастающего поколения к сокровищнице народного искусства требует от общества определенных схем и систем, выполнение которых необходимо для стабильности и последовательности социально-педагогических процессов. Системный подход, построенный на четкой программе и проработанной схеме, может стать опорной точкой приобщения молодого поколения к культурно-историческому наследию.
Структура социальных институтов требует тщательного научного анализа с точки зрения индивидуальных функциональных свойств отдельно взятого института воспитания и обучения.
Отработка внутреннего рабочего механизма этого института позволит сделать вывод о его слиянии и сотрудничестве с другими адекватными органами. Изучение социального института, с позиции рассмотрения предмета исследования, в данном случае фольклора и жанров фольклора, позволит сузить рамки полученных результатов и расширить проект взаимного сотрудничества с общей целью и задачей.
Процесс "фолыслоризации" подразумевает акт взаимосвязи и взаимодействия всех систем, участвующих в развитии и воспитании личности средствами фольклора. Важнейшим фактором совместного целенаправленного обучения, в частности, в области народного творчества, являются профессиональность и методичность при проработке программ совместной деятельности со стороны руководства и администрации социальных органов. Немаловажный фактор - активность практического воплощения проекта в жизнь со стороны рабочего персонала социальных структур.
Слаженная система социальных институтов воздействует на личность потоком информации и конкретных действий, которые дополняют друг друга проходя в определенном потоке и законченной схеме. Это четкое разграничение, которое все ставит на свои места, облегчает работу мозга, который разбирается в сложных жизненных информационных потоках.
Диссертантка провела научный анализ системы взаимодействия социальных институтов: семьи, образовательной школы, школы искусств, учреждения культуры, средств массовой информации на предмет их совместной деятельности по воспитанию и развитию подрастающего поколения на народном творчестве.
Научное исследование подтвердило тезисные предположения диссертантки о важности и своевременности внедрения программы по совместной, взаимодополняющей работе в области фольклора в регион Нижегородской губернии. Проведенный эксперимент показал уровень заинтересованности детей и подростков, а также их родителей в воспитательно-образовательном процессе такого уровня. Исследование также показало появление глубокого интереса к предмету изучения в подростковой среде.
Социологический анализ, осуществляемый в форме анкет, опросов и бесед, внес полную ясность в механизм воздействия народной культуры на внутренний мир человека, а особенно ребёнка, в момент его формирования как личности. Анализ показал тенденции к возрождению и сохранению народной художественной культуры методом системного обучения и образования, который позволяет оберегать народное творчество от забытья и незнания его молодым поколением, метод системного просвещения позволяет передавать произведения народного творчества от более старшего поколения младшему.
Процесс системного воспитания и развития подрастающего поколения средствами фольклора актуален для образования и просвещения, потому что он - проверенный веками метод воспитания духовно здоровой и физически крепкой личности. Это доказывает диссертантка и подтверждает свои выводы работами известных ученых: Ю. П. Азарова, Т. И. Баклановой, О. И. Капицы, А. С. Каргина, В. О. Ключевского, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, В. М. Щурова. Автор также отмечает не менее важный факт, который играет существенную роль для сохранения народных традиций. Системный подход к обучению и просвещению позволяет не разбить и не растерять мелкими кусочками наше драгоценное наследие, а, наоборот, способствует бережному отношению и сохранению народного творчества.
Факголизированность и аргументированность в науке вывода о продуктивности и своевременности внедрения программы системного воспитания и развития подрастающего поколения средствами фольклора очень важны. Но практическая сторона этого вопроса имеет более фундаментальный характер, и внимание социологов, педагогов и методистов необходимо переключить в определенный момент на этот этап работы и направить различные экономические, политические, социальные процессы на воплощение разработанной программы в жизнь.
С целью сохранения в Нижегородской области русской национальной культуры и развития системы воспитания и развития подрастающего поколения средствами фольклора следует:
- Теоретически обосновать идею возрождения, сохранения и развития национального фольклора как первоисточника русской культуры, на основе которых формируются гражданское достоинство, национальная гордость, чувство патриотизма и любовь к отечеству.
- Четко определить и практически выполнить задачу региона - воспитание и развитие подрастающего поколения на основе народной культуры.
- С целью глубокого изучения предмета народного творчества вести постоянное комплексное исследование всех форм национального фольклора и в стройной системе взаимодействия и взаимосвязи социальных институтов привлекать отдельные личности и общество в целом.
-С целью активного освоения учащимися русского народного творчества предусмотреть введение в образовательную школьную систему предмета "фольклор", количественно увеличить и качественно улучшить работу кружков художественного творчества, обратить внимание на структуру предметов музыкальных школ, желательно расширить объем знаний о предмете национальной культуры. -С целью углубления интереса к предмету исследования наладить работу средств массовой информации Нижегородской области, а так же привлечь внимание детей к телевизионным передачам и газетным рубрикам, которые позволят увеличить знания о фольклоре и его жанрах. -Пересмотреть совместно с мэрией города, администрацией области, отделами культуры районных центров и поселков финансовое обеспечение учреждений культуры, привлечь меценатов, спонсоров, изыскать средства для создания материальной базы для дальнейшей фольклорной деятельности.
-Организовать региональные конкурсы, смотры коллективов народного творчества, создать межрегиональный ежегодный детский фестиваль фольклора с вручением премий и грантов за достижения в области национальной культуры.
- Возродить славную традицию нижегородских мастеров возможно выставкой народных промыслов, проводимой в рамках Нижегородской ярмарки и непосредственным участием мастеров и их изделий в ходе этого праздника.
-Решить вопрос укомплектованности штатов в отдельных социальных институтах, подумать о повышении квалификации специалистов работающих в этих структурах. Улучшить систему обучения специалистов в области фольклора, наладить тесное взаимодействие между образовательной школой, школой искусств, специальным средним и высшим учебным заведением.
- Организовать конкурсные программы для преподавателей дисциплин народной художественной культуры в образовательной школе и отдельно в школе искусств. Определить социальный статус премии "фольк-педагог" года.
-С целью гуманизации всех слоев общества, создать позитивные условия для развития культуры малых этнических групп, их диалога в регионе и за его пределами.
Возрождение и сохранение народной культуры позволят восстановить славную традицию воспитания и развития подрастающего поколения средствами фольклора. Разработанные автором теоретические обоснования и практический эксперимент, включающий программу взаимосвязи и взаимодействия социальных институтов, позволят организовать процесс воспитания и развития подрастающего поколения на основе фольклора более профессионально и динамично, именно этого требует прогрессивный XX век, и те жизненные обстоятельства, которым необходимы крепкие, мощные корни национальной русской культуры.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Баркова, Антонина Михайловна, 2000 год
1. Азадовский М. История русского фольклора. М., 1952.
2. Азаров Ю. П. Педагогика Любви и Свободы. М.: Топикал, 1994.
3. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М.: Аргументы и факты, 1993.
4. Амосов Н. М., Воронцов Д. Д., Никитина Л. А. Страна детства. М. Знание, 1990.
5. Ананьев Г. Г. О развитии детей в процессе обучения. М.: Сов. педагогика, 1957.
6. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вуза. М.: Наука, 1994. 324 с.
7. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителей. М.: Учпедгизд, 1957.
8. Аникин В. П. Русский фольклор // Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1987.
9. Аникин В. П., составитель. Русский фольклор. М.: Художественная литература, 1986.
10. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 1417 вв. М.: Педагогика, 1985.
11. Антология педагогической мысли России второй половины 19-начала 20 в. М.: Педагогика, 1990.
12. Апраксина О. А. К вопросу о диагностике музыкальных способностей // Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 11. М.: Музыка, 1976.
13. Арисманди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. М.: Прогресс, 1989.
14. Арнольдов А. И. Национальные культуры: современное видение. М.: МГИК, 1992. 29 с.
15. Арнольдов А. И. Цивилизация грядущего столетия (культурологические размышления). М.: ГРААЛЬ, 1992. 332 с.
16. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М.: МГИК, 1992. 227 с.
17. Аронов А. А. Золотой век русского меценатства. М.: МГУК, 1995.
18. Афанасьева Т. М. Семья. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. 269 с.
19. Бакланова Н. К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля. Дис. . док. пед. наук. М.: МГУК, 1997.
20. Бакланова Т. И. Педагогика художественной самодеятельности // Учебное пособие. М.: МГУК, 1992.
21. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. 13 томов. Т. 5. М., 1954. 331 с.
22. Белогрудое О. А. Культурология. М.: ГИС, 1997.
23. Беляев А. Опыт культурного обмена. Дис. . канд. пед. наук. М.: МГИК, 1994.
24. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Философия свободы. М.: Правда, 1989.
25. Блинова Г. П. Народная художественная культура: русские народные праздники и обряды (теория и история). М.: МГУК, 1997. 87 с.
26. Богатырев В. А. Методическая работа с самодеятельным театральным коллективом // Программа курса для специализации "руководитель самодеятельного театрального коллектива". Ровно: МК УССР: Ровенский государственный институт культуры, 1985. 24 с.
27. Богатырев В. А. Процесс идейно-нравственного воспитания участников самодеятельного театрального коллектива как система. Дис. . канд. пед. наук. К., 1986. 208 с.
28. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1930. 377 с.
29. Богданов Г. Несколько шагов к фольклорному танцу. М.: Сов. Россия, 1996.
30. Буева Л. П. Духовная культура личности в современном образовании // Современные проблемы культурологического образования. М.: МГИК, 1993.
31. Бурменская Г. В., Слуцкий В. М. Одарённые дети. М.: Прогресс, 1991.
32. БылееваЛ. В. Русские народные игры. М.: Сов. Россия, 1988.
33. Вахромеев В. А Ладовая структура русских народных песен и ее изучение в курсе элементарной теории музыки. М.: Музыка, 1968.
34. Верткое В. А Русские народные инструменты. М.: Музыка, 1975.
35. Виноградов Г. С. Теоретический анализ фольклора. М.: Правда, 1954.
36. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. 97 с.
37. Галицкий В. А Театр моей юности. Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1984. 288 с.
38. Гацак В. М. Фольклор. Образ и поэтическое слово в контексте. М.: Наука, 1998.
39. Генералова И. А Интегративный предмет "Театр" или воспитание искусством // Методическое пособие для учителей начальной школы, дополненное и переработанное / Редактор Тарасова Л. В. М.: Авангард, 1997. 160 с.
40. Генералова И. А Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театральной режиссуры. Дис. . канд. пед. наук. М.: МГУК, 1997.
41. ГенкинД. М. Театрализованные формы массовой работы клуба. Л., 1972.43 с.
42. Голуб М. Л. Специфика художественного образа в фольклоре. Дис. . канд. пед. наук. Киев, 1991.
43. Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.
44. ГусарчукД. М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. М.: Лесная промышленность, 1985.
45. Гусев В. Е. Фольклор: история термина и его современное значение. №2. М.: Сов. этнография, 1966.
46. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 2-е издание. Том 2. СПб., 1881. 462 с.
47. Данилова Л. В. Теоретические основы и методика музыкально-эмоционального развития детей в хоровом коллективе. Дис. . канд. пед. наук. М.: МГИК, 1995.
48. Добролюбов Н. А. Литературная критика в 2-х томах. Л.: Художественная литература. Ленинградский отдел, 1984. 516 с.
49. Досбенбетова Ж. А. Психолого-педагогические основы профориентации подростков на культурно-досуговой деятельности. Дис. . канд. пед. наук. М.: МГИК, 1990.
50. Еремин И. Театр Петрушки. М., 1977.
51. Ерошенков И. Н. Основные направления культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками. М.: МГУК, 1997. 44 с.
52. Живая старина // Центр русского фольклора / Редактор Толстой Н. И. 1998.
53. Закутский В. И. Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в самодеятельных хоровых коллективах клубных учреждений по музыкально-певческому развитию их участников. Дис. . канд. пед. наук. М.: МГИК, 1979.
54. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М.: Просвещение, 1973.
55. Зеленин Д. К. Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течениями позднейшей Великорусской колонизации. СПб., 1913г.
56. Исаенко В. П. Психолого-педагогическая диагностика развития коллективов художественной самодеятельности. Дис. . канд. пед. наук. М.: МГИК, 1981.
57. История города Горького. Краткий очерк. Ред. коллегия: А Ф. Журавлев, Ф. Г. Ефграфов, К. Г. Селезнев, М. Н. Шумилов. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1971. 576 с.
58. Кагоров Е. Г. Как люди научились говорить, писать и читать. Киев, 1925. 59 с.
59. Кагаров Е. Г. Мифологические очерки. Хар, 1913.
60. Кагаров Е. Г. Что такое фольклор. Вып. 4-5. М.: Художественный фольклор, 1929.
61. Капица О. И. Детский фольклор. Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Л.: Прибой, 1928.
62. Капица О. И. К вопросу об изучении детского фольклора // Собирание, исследование, терминология. Выпуск 1. Т. 9. Издание: Русского Государственного географического общества, 1928.
63. Карамзин Н. М. Избранное. М.: Детская литература, 1990. 395 с.
64. Каргин А. С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. М.: Просвещение, 1984. 224 с.
65. Каргин А. С Народная художественная культура // Курс лекций. М.: Республиканский центр фольклора, 1997.
66. Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность (история, теоретические основы, современная технология). М., 1995.
67. Киселева Т. Г., Красилъников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 1995. 131 с.
68. Кифер М. Л. Проблемы развития и совершенствования музыкально-педагогического самообразование. Дис. . канд. пед. наук. М.: МГИК, 1982.
69. Ключевский В. О. Материалы разных лет. М.: Мысль, 1990.
70. Кнебелъ М. О. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1980.
71. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера. М.: ВТО, 1970.
72. Коваль М. Б., редакция. Деятельность внешкольных учреждений в помощь школе // Методические рекомендации. М.: АПН СССР, 1985.
73. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.
74. Колесова М. С. Место и роль фольклора в духовной культуре общества. Автореферат дис. . канд. философ, наук. JL, 1973.
75. Кон И. С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978.
76. Кон И. С Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
77. Кон И. С Социология личности. М.: Политическая литература, 1967.
78. Кон И. С. Этнография детства. Проблемы методологии. Т. 5. М.: Сов. этнография, 1981.
79. Коровкина Г. А. Развитие творческой активности подростков в процессе учебно-воспитательной деятельности центра народного творчества. Дис. . канд. пед. наук. М.: МГИК, 1996.
80. Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусских народов в XVI-XVII веках. СПб., 1887.
81. Культура и общество: возникновение новой парадигмы // Тезисы докладов и сообщений // Всероссийская научная конференция. 3 часть. Кемерово, 1995. 194 с.
82. Культурология. Новые подходы / Редколлегия: Арнольдов А. И., Киселева Т. Г., Лисаковский Ю. И., Рощупкин С. Н. Альманах-ежегодник № 3-4. М.: МГУК, 1998.
83. Культурология // Учебное пособие / Редактор Малюга 10. А. М.: ИНФРА-М, 1998. 55 с.
84. Лесков Н. С. О литературе и искусстве. Л.: Ленинградский университет, 1984. 283 с.
85. Литвин Э. К вопросу о детском фольклоре. Русский фольклор. Материалы и исследования. М.-Л.: Издание АН СССР, 1958. 92 с.8$. Литвин Э. Песенные жанры русского детского фольклора. Номер 1. М.: Сов. этнография, 1972.
86. Лихачёв Б. Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983. 194 с.
87. Лихачёв Б. Т. Эстетическое воспитание в школе // Вопросы системного подхода. М.: Педагогика, 1980. 136 с.91 .Лихачёв Д. С. Заметай о русском М.: Сов. Россия, 1981. 60 с.
88. Лихачёв Д. С. Национальное самосознание Древней Руси. M-JL: Издательство академии наук СССР, 1945.
89. Лихачёв Д. С. Прошлое будущему. Л.: Наука, 1985. 575 с.
90. Логинова Н. Детская тайна. М.: Педагогика, 1989.
91. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1941.
92. Лосев А. Ф. Античная музыкальная эстетика. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960.
93. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политическая литература, 1991. 517 с.
94. Лосский Н. О. Избранное. М.: Правда, 1991. 614 с.
95. Лотман Л. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М.-Л.: Академия наук СССР, 1961. 353 с.
96. Львов С. Л. Эхо в веках. М.: Книга, 1969.101 .Лямин И. В. Художественная обработка металлов. М.: Машиностроение, 1984.
97. Макаренко А. С Педагогические сочинения. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 376 с.
98. Малыгина И. В. Национальная культура и национальное самосознание. М.: МГУК, 1998. 40 с.
99. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. М.: Высшая школа, 1981. 74 с.
100. Махов Ф. С. Педагогика за пределами школы. М.: Сов. Россия, 1988.
101. Мелик-Пашаев Л. А., Новлянская 3. Н. Ступеньки к творчеству. М.: Педагогика, 1987. 116 с.
102. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики // Сибирский фольклор. Выпуск 1. Томск: Изд-во Томского университета, 1965.
103. Мельников М. Н. Современное самодеятельное детское творчество // Сибирский фольклор. Выпуск 1. Томск: Издательство Томского университета, 1965.
104. МеньА. Культура и духовное восхождение. М.: Искусство. 1972.189 с.
105. Народное творчество Научно-популярный иллюстрированный журнал/ Редактор Каргин А. С. М.: 1998. № 3-7.
106. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л.: Искусство, 1984. 177 с.
107. Немирова А. А. Диалог в системе эстетического воспитания детей. Дис. . канд. пед. наук. М.: МГИК, 1995.
108. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1989. 160 с.
109. Никитина Г. Я. История культурно-досуговой деятельности. М.: МГУК, 1994. 34 с.
110. Никитина Г. Я. Культурно-досуговая деятельность. М.: МГУК, 1998.
111. Новицкая М. Ю. Русский детский внеигровой фольклор. Дис. . канд. пед. наук. М.: МГИК, 1984.
112. Овчинникова О. Ю. Социокультурная деятельность учреждений культуры по сохранению и возрождению национальных традиций народов Удмуртии. Дис. . канд. пед. наук. М.: МГУК, 1998.
113. Петрова В. А. Музыкальные занятия с малышами. М.: Просвещение, 1993.
114. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры. М.: Вестник воспитания, 1982.
115. Померанцева Э. В. О русском фольклоре. М.: Наука, 1994.
116. Попов В. Русская народная песня в детском хоре. М.: Музыка, 1985.
117. Приходько С. В. Народная художественная культура как фактор духовного возрождения общества. Дис. . канд. философ, наук. М.: МГУК, 1997.
118. Проблемы организации досуга: современный и исторический аспект. Материалы студенческой научно-практической конференции: "Проблемы организации досуга в современных условиях". М.: МГИК, 1993.
119. Проблемы этнологии и этнопедагогики // Сборник статей и материалов научно-практической конференции. Новосибирск, 1997.
120. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Л., 1979.
121. Разумный В. А. Творчество народа и современность. М., 1990.
122. Репин И. Е. Далекое-близкое. М.: Искусство, 1953. 512 с.
123. Розанов В. В. Религия и Культура. М.: Правда, 1990. 117 с.
124. Романова Г. А. Социально-педагогические условия возрождения и развития празднично-обрядовых форм народной культуры. Дис. . канд. пед. наук. М.: МГИК, 1997.
125. Романова М. В. Специфика театра: теоретико-методологический анализ. Дис. . канд. философ, наук. М.: МГУК, 1995.
126. Российская социологическая энциклопедия / Редактор Осипов Г. В. М.: издательская группа Норма-ИНФРА-М, 1998. 666 с.
127. Россия и Восток // Традиционная культура // Этнокультурные и этносоциальные процессы. Омск, 1997. 313 с.
128. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии в 2-х томах. М.: Педагогика, 1989.
129. Рулина Т. К. Педагогические основы развития этнохудожественной культуры личности. Дис. . канд. пед. наук. М.: МГИК, 1995. 991 с.
130. Русская традиционная культура // Комплекс интегрированных и этнокультурных программ для дошкольных учреждений и начальной школы / Под редакцией Баклановой Т. И. М.: Учебно-воспитательный комплекс № 1664, 1998.
131. Русский фольклор. М.: Художественная литература, 1986.
132. Сабурова Л. М. Отражение этнических процессов в развитии и обрядности. Л., 1980.
133. Савенкова Л. А. Духовное возрождение как феномен культурной жизни региона. Дис. . канд. философ, наук. М.: МГИК, 1993.
134. Савушкин Н. И. Русский народный театр. М. Наука, 1976.
135. Савушкина Н. О. О современном состоянии фольклора (из опыта работы фольклорных экспедиций МГУ) // Традиции и современность в фольклоре. М., 1988.
136. Сахаров И. П. Сказания русского народа. Выпуск 1. Народный календарь. М.: Сов. Россия, 1990. 175 с.
137. Сац Н. Новеллы моей жизни. М.: Искусство, 1984.
138. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Выпуск 1 М., 1837. Выпуск 2-3. М., 1838. Выпуск 4. М., 1839.
139. Соболев В. И., Алексеева М. П. Традиционная культура, этнокультурные и этносоциальные процессы. Омск, 1997.
140. Соколов Ю. М. Русский фольклор. Вып. 3. М., 1931.
141. Соколовы Б. М. иЮ. М. Русский фольклор. Вып. 1-4. М., 1929-1931.
142. Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Русские народные детские скороговорки, считалки, заклички, игры, приговорки / Сост. Науменко Г. М.: Музыка, 1987.
143. Соловьев В. С. Философская публицистика. Сочинения в 2-х томах. М.: Правда, 1989. 640 с.
144. Сорокин П. А. Формирование репертуара детского народного коллектива // Методические рекомендации. М.: ВНМЦНТ и КПР, 1984.
145. Сохранение и возрождение фольклорных традиций // Серия. Вып. 1-9. М.: Центр русского фольклора, 1990-1999.
146. Стрельцов Ю. А Социальная педагогика. М.: МГУК, 1998.117 с.
147. Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. 92 с.
148. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. Т. 1. М.: Педагогика, 1979. 560 с.
149. Сухомлинский В. А. Родина в сердце. М.: Молодая гвардия, 1980. 167 с.
150. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. 8-е издание. Киев, 1984.
151. Толстой Л. Н. Что такое искусство. М., 1985.
152. Трухачева Т. В. Функции взрослого в детском объединении // Социально-педагогический анализ. Дис. . канд. пед. наук. М.: МГИК, 1993.
153. ТуевВ. В. Феномен клуба//Историко-педагогический анализ. Дис. . док. пед. наук. М.: МГУК, 1998.
154. Ултургашева Н. Т. Влияние фольклорных традиций на интернациональное воспитание в учреждения культуры Хакасии. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М.: МГИК, 1993.
155. Учебно-воспитательный процесс и его совершенствование в хоровых коллективах Подмосковья // Методическое пособие. М.: НМЦ НТ и КПР, 1990.
156. Ушинский К. Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении. Собр. соч. в 3 т. Т. 3.
157. Фибих Л. В. Развитие народного песенного творчества в Кузбассе. Автореферат дис. . канд. пед. наук. М.: МГИК, 1995.
158. Флоренский П. А. У водоразделов Мысли. М.: Правда, 1990.439 с.
159. Франческо Петрарка. Эстетические фрагменты. М.: Искусство, 1982. 367 с.
160. Фромм А. Азбука для родителей. Л.: Лениздат, 1991. 319 с.
161. Хоментауская Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989.156 с.
162. Царев М. Мир театра. М.: Просвещение, 1987. 245 с.
163. Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений в 15 т. М., 1949.
164. Чистов К. В. Современное народное творчество, его собирание и изучение. М.: Музгиз, 1963.
165. ШаминаЛ. В. Музыкальный фольклор и дети. М.: Республиканский центр русского фольклора, 1992.
166. Шамина Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. Изд. 4-е. М.: Музыка, 1988.
167. Шаронина М. Г. Педагогические основы формирования региональной системы изучения интересов и запросов населения в сфере свободного времени. Дис. . канд. пед. наук. Новосибирск, 1970.
168. Школа русского фольклора / Редактор Картавцева М. Т. М.: МГИК, 1994.
169. Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Программа средней общеобразовательной школы (1-4 кл.). М.: Просвещения, 1992. 78 с.
170. Шулунова Л. И. Культурно-просветительная работа как сфера освоения* традиций народной художественной культуры // Учебное пособие. Шымкент, 1993.
171. Щербань О. К. Формирование культуры личности в процессе музыкально-просветительной деятельности. Дис. . канд. пед. наук. М., 1998.
172. Щуров В. М. Региональные традиции в русском музыкальном фольклоре. Муз. фольклор. Вып №3 м. 1986.
173. Энциклопедический словарь в 2-х томах / Редактор Введенский Б. А. М.: Сов. энциклопедия, 1964.
174. Эстетическое воспитание школьников / Редакция Лихачёв Б. Т., Залъман Г. М.: Педагогика, 1981.
175. Ядов В. А Социологические методы исследования клубной работы. М., 1986. 93 с.
176. Ядов В. А. Социологическое исследование // Методология программного метода. Самара: Самарский университет, 1995. 309 с.
177. Ярон Г. О любимом жанре. М.: Искусство, 1963. 255 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.