Роль фольклора в воспитании личности ребенка в семье: На примере адыгского народа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Дзамыхов, Алибек Хусейнович
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 198
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дзамыхов, Алибек Хусейнович
1 ВВЕДЕНИЕ.:.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.
1.1 Сущность воспитания как социального явления.
1.2 Особенности воспитания в адыгской народной педагогике.
1.3 Основные направления подготовки молодежи к жизни в условиях адыгской семьи.
Выводы.
ГЛАВА 2. АДЫГСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК ИСТОЧНИК ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.
2.1 Отражение в паремиологических жанрах фольклора составных частей воспитания.
2.1.1 Пословицы и поговорки - как средство умственного воспитания.
2.1.2 Отражение в пословицах и поговорках требований нравствоенного воспитания.
2.1.3 Эстетические ценности в пословицах и поговорках.
2.1.4 Пословицы и поговорки о важности физического воспитания.
2.1.5 Народная мудрость о трудовом воспитании.
2.2 Социализация личности в адыгской семье.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье2003 год, кандидат педагогических наук Алиев, Ракай Мухтарович
Физическое воспитание детей в семье в адыгской народной педагогике2004 год, кандидат педагогических наук Карамурзина, Марина Эдуардовна
Идея воспитания совершенной личности в адыгской народной педагогике2007 год, кандидат педагогических наук Увижева, Бэлла Даурбековна
История и современные тенденции коллективного воспитания в адыгской народной педагогике2003 год, кандидат педагогических наук Тугуз, Нальбий Салехович
Идеи трудового воспитания в адыгской народной педагогике2000 год, кандидат педагогических наук Нахушев, Мухадин Аздарович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль фольклора в воспитании личности ребенка в семье: На примере адыгского народа»
Процессы, происходящие в современном обществе, обострили интерес к развитию человека в конкретной социокультурной и национально-региональной среде и к условиям социализации личности. Определяющим фактором демократизации и регионализации современного российского образования является всесторонний учет этнорегиональных особенностей в системе обучения и воспитания подрастающего поколения.
Этнокультурные потребности народов поликультурной России многие десятилетия оставались за чертой государственной заботы. В результате возникла угроза потери национальной самобытности народа и появились у части молодежи такие негативные качества, как: социальная апатия, этнически нивелированное сознание и др.
Вопросы обновления содержания общего образования исследованы в трудах И.К. Журавлева, В.В. Краевского, B.C. Леднева, И.Я. Лернера, М.Н.
S I
Скаткина и др. Проблема образовательного стандарта как механизма сохранения единого образовательного пространства и защиты системой образования национальных культур, региональных культурных традиций получила обоснование в работах B.C. Леднева, В.Г. Разумовского, М.В. Рыжакова, С.Е. Шишова. Они раскрыли понятие «образовательный стандарт», определили его функции в содержании образования, разработали структуру стандарта.
Исследователи Л.Ф. Греханкина, А.В. Салихов, Н.Х. Сопоева, В.В. Судаков охарактеризовали сущность национально-регионального компонента (НРК) как структуры государственных образовательных стандартов. ч I
Особое место в современных исследованиях занимает проблема содержания НРК. В работах С.Д. Абдурахманова, А.М.Алиева, А.М.Айтберова, А.Ю. Белогурова, М.Н. Кузьмина, В.М. Минбулатова, Ш.А. Мирзоева, А.Н. Нюдюрмагомедова, И.М.Раджабова, Л.Л. Супруновой, С.Б. Узденовой, В.К. Шаповалова, Е.Н. Шиянова, И.А. Шорова.и др. обоснованы эффективные средства обновления содержания образования в полиэтническом российском государстве. Созданы предпосылки для разработки НРК содержания общего образования в различных типах образовательных учреждений.
Актуальность исследования НРК в «начальной школе - детском саду» и в семье обусловлена тем, что в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы личности. От содержания и направленности образования и воспитания в этом учреждении во многом зависит будущее растущей личности.
В Законе РФ «Об образовании» отмечено: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином ' (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
I '
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права».
Действительно, полноценное образование невозможно без учета национальных особенностей, в отрыве от воспитания.
Российское государство заинтересовано в сохранении и развитии национальных культур так, как культурные традиции включают в себя традиции воспитания.
Государство гарантирует права граждан Российской Федерации в области образования: / 1
Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом (Закон РФ «Об образовании», С.6).
Здесь в помощь педагогической науки приходит народная педагогика со своим эмпирическим материалом, собранным веками.
Со времени появления воспитания до наших дней человеческие общества накопили огромный опыт воспитания и выработали свои взгляды, убеждения, идеи относительно этой важнейшей сферы человеческой деятельности. Иначе говоря, у народов сложились определенные системы воспитания подрастающих поколений. Эту народную систему воспитания деятели педагогической науки назвали народной педагогикой. Народная педагогика - это система обобщенного знания о воспитании подрастающих поколений, неразрывно связанная с воспитательной практикой людей; выработанная тем или иным народом на протяжении своей многовековой, истории; состоящая из взаимосвязанных элементов, а именно: осознание необходимости воспитания для развития личности и общества, цель, задачи, содержание, принципы, методы и средства воспитания, получившая отражение в народном творчестве.
Взгляды, идеи, концепции исследователей на проблему воспитания детей в адыгской семье средствами фольклора не исследовались с позиций целостного подхода. Отсутствие научных трудов, посвященных воспитанию детей в адыгской семье, противоречия народной педагогики вообще и воспитание детей в семье в частности, противоречия между необходимостью формирования всесторонне развитой личности и конкретными целями и задачами формирования личности в адыгской семье с учетом народных традиций и обычаев, практическая потребность модернизации воспитания детей в семье средствами адыгского фольклора - все это определило тему нашей диссертационной работы: «Роль фольклора в воспитании личности ребенка в семье (на примере адыгского народа)».
Проблема исследования заключается в раскрытии роли фольклора в традиционном семейном воспитании адыгов.
Объект исследования: традиционная педагогическая культура адыгского народа.
Предмет исследования: формирование личности ребенка в адыгской семье средствами фольклора.
Гипотеза исследования: процесс формирования личности ребенка в
I * адыгской семье средствами фольклора будет наиболее эффективным, если:
- всесторонне изучить и использовать материалы устного народного творчества адыгского народа в воспитании детей в семье;
- реализовать нравственные, трудовые, физические, умственные и эстетические задачи воспитания, с учетом воспитательных функций семьи; конечной целью воспитания детей в адыгской семье является самовоспитание, самореализация и социализация;
- использовать методики, основанные на материалах устного народного творчества адыгов в современной практике с целью снижения роста отрицательных факторов в процессе семейного воспитания;
- разработать и внедрить рекомендации об использовании народного опыта воспитания адыгов в современный образовательный процесс и практику семейного воспитания.
Цель исследования: выявить и обосновать влияние устного народного творчества на традиции воспитания в адыгской народной педагогике. Задачи исследования:
- раскрыть воспитательное значение устного народного творчества в адыгской народной педагогике;
•р I •
- выявить основные направления воспитания детей в адыгской семье;
- определить и показать формы социализации личности в условиях функционирования адыгской семьи;
- обосновать, что методики, основанные на активном использовании материалов устного народного творчества адыгского народа, могут оказать положительное влияние на общее воспитание и снизить рост отрицательных факторов в процессе возрождения народа;
- показать значимость и пути использования традиций народной педагогики адыгов в воспитании для современной педагогической науки, семьи и школы. * '
Методологическая основа исследования. Автор руководствовался философскими идеями о единстве общего, особенного и единичного в социальных процессах; о взаимосвязи объективного и субъективного, логического и исторического, опирался на общие законы развития деятельности и сознания, диалектической взаимосвязи личности и общества. Анализ и обобщение педагогических фактов, явлений, концепций осуществлялся нами с позиций аксиологического, культурологического и системного подходов.
Методологическая основа исследования составляют положения ведущих ученых - философов, психологов, педагогов по проблеме формирования личности ребенка в семье в традиционной педагогической культуре адыгов. Анализ и обобщение педагогических фактов, явлений, концепций осуществлялся нами с позиций аксиологического, культурологического и системного подходов. Ни один из подходов не может претендовать на s исчерпывающее исследование объекта и, напротив, они дополняют друг друга по принципу комплиментарности, трансформируя положения народной педагогики в современное воспитательное пространство.
Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции отечественных педагогов и психологов, раскрывающие сущность и аспекты гуманизации педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Т.А. Ильина, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, С.А. Смирнов,1 В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский, В.К. Шаповалов и др.), социальную сущность семьи и важнейшие аспекты ее жизнедеятельности (В.Г. Афанасьев, В.А. Борисов, А.Г. Вишневский, А.Г. Харчев и др.), социализацию ребенка в семье (И.В. Бестужев-Лада, И.В. Гребенников, А.В. Мудрик, С.Л. Рубинштейн и др.), историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть культурного развития (Г.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, А.Э. Измайлов, З.Б. Цаллагова и др.), влияние фольклора на культуру народа (Б.В. Асафьев, О.В. Лебедева, С.И. Миропольский и др.), этнопедагогическую направленность воспитания и развития личности (И.А. Арабов, К.И. Бузаров, Х.Х-М. Батчаева, Ц.К. Кочисов, Ш.А. Мирзоев, А.Н. Нюдюрмагомедов, Б.А. Тахохов, И.А. Шоров и др.), концепции, идеи и подходы к семейному воспитанию (Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.Ю. Гранкин, К.Б. Семенов и др.).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- установлено, что фольклор имеет гуманистическую направленность и отражает национальную специфику в формировании личности ребенка в адыгской семье;
- показаны идеал, цель, средства и методы традиционного воспитания, нашедшие отражение в народной мудрости;
- раскрыт воспитательный, потенциал паремиологического жанра фольклора, нашедший отражение в задачах воспитания адыгской народной педагогики;
- выявлены основные средства и методы воспитания, содержащиеся в фольклоре.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что в нем обобщен и научно переосмыслен исторический опыт теории семейного воспитания адыгов. Народный опыт воспитания, накопленный адыгами представляет собой совокупность понятий и идей, составляющих фундамент народной педагогики, включающий в себя идеал, цель, задачи, средства, методы воспитания подрастающего поколения, результаты воспитательного процесса в этой сфере, а также формы социализации личности. Результаты исследования способствуют раскрытию историко-педагогического процесса в адыгской народной педагогике как движения к гуманистической педагогике.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных фактов, положений, выводов в решении задач семейного воспитания адыгской народной педагогики. Теоретические положения и методические материалы могут использоваться в школе на уроках ч I 1 литературы, истории, на факультативах, во внеклассной работе (организации занятий, вечеров, утренников, способствующих приобщению учащихся к педагогической культуре своего народа). Положения и выводы диссертационного исследования могут использоваться в подготовке студентов высших и средних педагогических учебных .заведений к работе с родителями учащихся, в повышении квалификации учителей, работников образования. Материалы диссертации представляют интерес для работников системы дошкольных учреждений и родителей для воспитания детей в семье.
Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, педагогическая и документально-художественная литература, педагогическая периодическая печать, учебные программы и учебники, методическая литература. '
Этапы исследования: Первый этап (2000-2002 гг.) - разработка теоретико-методологических подходов к исследованию, сбор, изучение и анализ материалов. Второй этап (2002-2003 гг.)- осмысление и обобщение полученных результатов, проводилась их апробация, оформлялся текст диссертационной работы.
Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам работы, апробацией полученных результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
ЬЦель народного воспитания адыгов определяется социальными, экономическими условиями, своеобразием национальной культуры и находит отражение в фольклоре;
2. Основные направления подготовки молодежи к жизни используются в современной воспитательной практике.
3. Созданные народомосновные средства и методы воспитания свидетельствуют о высоком уровне сформированности педагогической культуры адыгов.
4. Сложившиеся в адыгской народной педагогике традиции по широкому ъ I < использованию материалов фольклора в воспитании детей в семье и школе являются эффективными.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий КЧГУ, кафедр педагогики КЧРИПКРО, АГУ, КБГУ, докладывались на городской практической конференции учителей по вопросам теории воспитания (г. Черкесск, 2001, г. Карачаевск, 2002), на XIX и XX Региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (г. Майкоп, 2002).
Опубликованные материалы ^использовались кафедрой педагогики и педтехнологий КЧГУ, Карачаево-Черкесским республиканским институтом повышения квалификации работников образования (КЧРИПКРО), кафедрой педагогики КЧГУ в учебном процессе со слушателями, студентами, а также в работе средних общеобразовательных школ г. Карачаевска.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов2004 год, кандидат педагогических наук Жерукова, Амират Аслановна
Воспитание детей в семье средствами устного народного творчества2004 год, кандидат педагогических наук Пивнева, Галина Николаевна
Этнопедагогика горской семьи - история, теория, практика: На примере адыгского, балкарского, карачаевского народов2000 год, доктор педагогических наук Семенов, Курман Борисович
Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки2007 год, кандидат педагогических наук Урусова, Лаура Хабаловна
Методы запрета в нравственном воспитании карачаевцев2003 год, кандидат педагогических наук Узденов, Альберт Магометович
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Дзамыхов, Алибек Хусейнович
Выводы по второй главе
Важнейшей особенностью традиционной педагогической культуры воспитания является ее естественность. Народная педагогика - явление естественное, неотъемлемая часть жизни народа. Процесс народного воспитания перманентен во всех сферах, его главный результат - обеспечение естественного, длительного, многообразного, богатого общения поколений как сущностного содержания самой жизни, что прослеживается и в тысячелетней истории карачаевского народа. * >
Преемственность, являющаяся, пожалуй, главной особенностью традиционной педагогической культуры, характеризуется непрерывностью педагогического процесса в рамках этнической общности. Смысл ее заключается в непрерывном и ненасильственном характере педагогического воздействия со стороны не только семейного окружения, но и всех членов общности. Естественность и непрерывность воспитания предполагают связь поколений, единую цепь между прошлым, настоящим и будущим.
Традиционная педагогическая культура тесно связана со всеми институтами социальной жизни народа, с его культовыми верованиями, традициями, обычаями, обрядами, видами хозяйственных занятий, нормами
I \ общественного поведения. Поэтому воспитание в традиционной педагогической культуре имеет коллективный характер. Сама природа наделила его чувством коллективизма, который является одним из проявлений массовости. Все воспитывали, все воспитывало, в том числе и коллектив: детский, взрослый, семья, община.
Одной из важнейших особенностей существования традиционной педагогической культуры является ее действенность, которая проявляется не только в выдвижении образа идеального или совершенного человека, но также в выборе и отработке средств его воспитания.
Выделяют две группы компонентов этнопедагогического пространства:
Первая из них — люди, члены семьи, среди них воспитанники, дети, нуждающиеся в педагогической заботе, и затем воспитатели, оказывающие такую заботу, - это родители, бабушки и дедушки, другие члены семьи, готовые в той или иной мере проявить эту заботу. Они выступают субъектами педагогического пространства семьи.
Вторая группа компонентов — это предметы материального мира. Они представляют собой или специально созданные средства воспитания (игрушки, учебники, книги, орудия труда), или предметы, создающие материальные условия для воспитания (жилища для семьи, другие постройки). К ним в условиях семьи можно отнести и домашних животных, помогающих семье обеспечивать себя продуктами и в то же время требующих специального ухода за собой и со стороны детей.
Под . коллективным воспитанием адыгов мы понимаем часть макропространства, занимаемой коллективом воспитанников, в которой реализуется главнейшая из этнических целей, состоящая в воспроизводстве и воспитании потомства, верного национальным идеалам и воплощающего в себе присущий адыгам менталитет.
Идеи и опыт коллективного воспитания адыгов свидетельствуют о больших возможностях в области культуры общения народов и наций в общечеловеческом аспекте.
Коллективное воспитание адыгского народа позволяет успешно реализовать все ведущие направления формирования личности — забота о здоровье и физическом развитии ребенка, умственная, трудовая подготовка, нравственно-эстетическая ориентация сознания, регулирование поведения каждого человека, самовоспитание и перевоспитание.
В адыгской народной педагогике основная цель воспитания заключается в подготовке всесторонне развитых людей, способных преодолевать любые трудности, то есть в подготовке совершенного человека.
Адыги использовали такие методы коллективного воспитания, которые получили названия методов убеждения, методов организации практической
I I деятельности, методов стимулирования. В соответствии с этой классификацией в народной педагогике использовались: пример, убеждение, наставление, испытание, авторитет, похвала, поощрение, наказание, благопожелание и другие.
Далее в этой главе излагаются взгляды' адыгов на возможности социализации личности в семье и коллективе. Адыги придерживались точки зрения, что человек после того как научился или приобрел какие-то качества, он должен уметь находить свое место в семье и обществе.
В коллективном воспитании адыгов были и отрицательные моменты, но вместе с тем в народной педагогике были такие педагогические идеи и средства, которые помогали ей в прошлом воспитывать высоконравственных людей.
Идея всестороннего развития личности содержится в произведениях фольклора, например, в пословицах и поговорках. В них много мыслей о трудовом и физическом воспитании подрастающего поколения. В пословицах и поговорках большое место занимают также идеи формирования морального облика молодежи, особенно идеи воспитания ее в духе патриотизма и гуманизма. «Адыгские обычаи - наследие отцов», «Украшай место своего отца»; «Собака и та не покидает своего села», - говорили адыги, внушая молодежи любовь к своему народу, его обычаям, родной земле, родному селу. Гуманность, по их мнению, одно из главных нравственных качеств, которыми должен обладать человек. О гуманных людях адыги говорят: «В нем есть человечность», «Обладает большой человечностью».,
Во многих памятниках адыгской народной педагогики проявляется большая забота и об умственном воспитании молодежи, привитии ей эстетических вкусов. Во всех этих материалах, содержится мысль народа о том, что духовный мир молодого поколения должен быть предметом особой заботы воспитания.
Все эти составные части формирования личности взаимообуславливались в понимании народа в целостный и единый процесс, ярким подтверждением чему служат народные сказки, герои которых любят и умеют трудиться, способны преодолевать любые трудности в жизни. Народ выражает через них
I 1 свои взгляды на цели и задачи воспитания, зовет молодежь к подражанию этим героям.
I I
Таким образом,"материалы народной педагогики дают суммарную модель совершенного человека, в котором должны сочетаться глубокая преданность своему народу, любовь к Родине и готовность защитить ее, трудолюбие, ум, хорошая физическая подготовка, умение любить и создавать красивое.
Далее в главе излагаются взгляды адыгов на задачи воспитания, на содержание понятия «всестороннее воспитание». В понимании народа в задачи всестороннего развития подрастающего поколения входят умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Из своего многовекового опыта воспитания карачаевцы сделали вывод о том, что формирование и развитие человека имеют свои закономерности. По этому вопросу в адыгской народной педагогике существуют различные точки зрения. Одна из них реакционная, отсталая, рожденная классовыми интересами эксплуататоров, утверждающая, что в развитии человека главную роль играют наследственные данные. Такая точка зрения народной педагогики является правильной и может сыграть положительную роль в современной теории и практике воспитания.
Адыги понимали, что успех воспитания детей только тогда возможен, когда родители, воспитатели твердо знают, чего они добиваются, когда они ясно ставят перед собой определенные общественно 'значимые педагогические задачи, имеют конкретную «программу воспитания» своих детей или воспитанников: «Воспитай себя дома, а потом иди в гости»; «Плохой сын отцу позор приносит»; «Плохой сын - отцу позор, плохая дочь - матери позор». Все эти пословицы подчеркивают важность семейного воспитания, личную ответственность родителей за воспитание своих детей. Из их анализа мы так же делаем вывод о понимании народом существования особенностей в воспитании мальчиков и девочек, требующих использования специфических форм организации и приемов воспитательной работы. Однако народ понимал, что идеальное представление о предполагаемом результате воспитания определяется условиями общественной жизни. Присущее людям стремление к всестороннему развитию в общественных устройствах прошлых эпох подавлялось тяжелыми условиями их жизни. В этом обществе трудящиеся были обречены на изнурительный труд, обогащающий эксплуататоров. Условия их жизни ограничивали возможность правильного развития.
Идея связи воспитания с жизнью имеет широкое распространение в памятниках адыгской народной педагогики. Ни в одной педагогической науке, особенно • педагогике господствующих классов не была поставлена и осуществлена связь воспитания с жизнью так, как это сделано в народной педагогике. Народное воспитание тесно • связано с насущными жизненными потребностями и готовит людей для участия в жизни, в труде. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика для
I I педагогов. И поэтому готовить детей к «тому, что им предстоит делать, когда они станут взрослыми», было для нее важным принципом воспитания.
I I
181
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализированный материал показывает, что адыгское народное воспитание охватывало все стороны необходимой подготовки человека к жизни и труду, отношение народа к рождению и воспитанию детей; содержание и методы умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания. В этих материалах анализируются многочисленные педагогические факты, делаются обобщения, утверждаются идеи по вопросам развития и воспитания человека. Адыгское народное воспитание обогащалось и развивалось вместе с развитием адыгского общества. Оно прошло несколько этапов. В первобытном обществе под воздействием повседневной воспитательной практики и житейского опыта стихийно складывались взгляды о значении и способах воспитания. Дальше идет осознание необходимости воспитания человека для выживания и совершенствования и индивида, и общины, что влечет за собой накопление опыта образовательно-воспитательной деятельности в интересах удовлетворения потребностей воспитательной
I i практики в знаниях и передачи его из поколения в поколение. На третьем этапе, в результате осмысления и обобщения опыта воспитания многими поколениями народных философов, педагогов, психологов возникают идеи, концепции, устойчивые взгляды и происходит их фиксация в «спрессованных» высказываниях. На этом этапе происходит соединение разрозненных знаний о воспитании в целое и образование их единства. Так возникла народная педагогика как совокупность обобщенных положений, как учение о развитии и воспитании человека. Народную педагогику можно и нужно отличать от практики воспитания, так как она является духовным, мысленным «слепком», отражением и воспроизведением реальной действительности. Вместе с тем она неразрывно связана с практикой народного воспитания, которая ставит перед познанием новые задачи и требует их решения. Поэтому практика народного воспитания и ее результаты в обобщенном виде входят в качестве органического элемента в народную педагогическую теорию. Таким образом, народная педагогика есть высший этап развития народного воспитания. Более конкретно, народная педагогика - это система воспитания человека, созданная народными массами в процессе своего исторического развития, которая включает 'в себя множество элементов (взглядов, представлений, знаний, понятий, идей, принципов, положений, умений, навыков), имеющих необходимую и устойчивую связь и взаимозависимость, получивших отражение в народном творчестве, используемых в повседневной воспитательной практике.
I '
Идеи и положения народной педагогики помогали практике в постановке целей и задач воспитания, в определении содержания, методов и средств воспитывающих воздействий, в предвидении результатов воспитательной деятельности. Они в большинстве своем носят демократический характер и не потеряли .своего значения в наше время, - бытуют в общественной среде, являются важнейшей частью национальной культуры адыгов.
Анализ материалов адыгского народного воспитания, проведенный в диссертации, свидетельствует о том, что не правы были те исследователи, которые видели в народной педагогике только эмпирические знания, игнорируя
I ' наличие теоретизирования в области воспитания и образования в самых ранних эпохах развития человечества. Памятники народной педагогики не сохранили имена выдающихся философов, педагогов, психологов и других, внесших свою долю в обобщение воспитательного опыта народа и в выведении из него тех или иных положений и идей, в народной педагогике нет монографий и других цельных произведений по тем или иным проблемам воспитания. Но, тем не менее, теория воспитания и обучения в народной педагогике была и есть. Россыпи ее таятся среди массы материалов народного творчества, где есть и много суеверий и предрассудков. Задача исследователей заключается в том, чтобы извлечь эти драгоценные камни из массы породы и систематизировать их. Будучи знакомым с исследованиями ученых этнопедагогов Арабова И.А., Бузарова К.И., Батчаевой Х.Х-М., Волкова Г. Н., Гашимова А. Ш., Ханбикова Я. И., Хинтибидзе А. Ф., Семенова К.Б., Шорова И.А. и других неправомерно утверждать, что в народной педагогике нет теории.
Идеи и опыт воспитания адыгской народной педагогики, отразившие особенности истории и жизни адыгского народа, имеют много общего с педагогикой других народов. Так, например, все народы считают целью воспитания всестороннее развитие личности. У всех народов высоко ценятся такие моральные качества как патриотизм, гуманизм, трудолюбие, честность, справедливость и другие. В педагогике всех народов как выдающиеся средства воспитания использовались сказки, пословицы и поговорки, загадки, песни и другие произведения устного народного творчества. Это объясняется общностью условий жизни человечества, социально-экономических условий, через которые прошли народы, этнической и историко-генетической общностью многих народов, их многосторонними отношениями. Наличие в народной педагогике разных народов общечеловеческого наряду с собственным, национальным не мешает использованию самобытных национальных идей. Потому что общечеловеческое в педагогике любого народа выражено в национальных формах. И это имеет очень важное значение для осознания
I ( общечеловеческого в соответствующей национальной среде. Многие идеи и положения адыгской народной педагогики сравниваются с высказываниями выдающихся философов, педагогов, писателей Древней Греции и Древнего Рима, Западной Европы и Азии. Сравниваются они и с педагогикой соседних народов. И изучение их в педагогической деятельности следует осуществлять в таких сравнениях.
Идеи гуманизма и коллективизма, патриотизма и интернационализма, дружбы и товарищества, трудолюбия, честности и справедливости, смелости и мужества; призывы к науке, знаниям и творчеству по законам красоты; требования уважения к родителям, воспитателям, к женщине, любви к детям, получившие отражение в народном творчестве - всегда были основным источником вдохновения выдающихся представителей адыгской культуры, таких как Умар Берсей, А.Г. Кешев и др. Они постоянно обращались к народной сокровищнице, учились у трудового народа. В их произведениях получили отражение педагогические идеи и опыт народа, обогащенные авторским талантом. Большое место также народные педагогические идеи занимают в произведениях адыгских писателей.
Идеи народной педагогики и средства их выражения - фольклорные произведения, прогрессивные обычаи и традиции, памятники материальной культуры адыгов играют большую роль в гуманистическом воспитании подрастающего поколения. Поэтому использование их в процессе воспитания и обучения детей должно быть в центре внимания всех учителей и родителей. Для этого следует на уроках и во внеклассной работе знакомить учащихся с лучшими образцами народного искусства, практиковать прослушивание записанных на магнитную ленту народной музыки и песен, коллективные экскурсии для знакомства с памятниками материальной культуры адыгов с последующим описанием впечатлений, организацию выставок, подготовку альбомов, чтение лекций и докладов по народному искусству и фольклорным материалам, встречи с мастерами народного искусства. Важным средством ознакомления учащихся с народными идеями воспитания являются практикуемые во многих школах собирание и записывание самими учащимися произведений адыгской народной педагогики для своего устного журнала, создание самодеятельных ансамблей народных музыкальных инструментов, хоровых и танцевальных коллективов.
Родители и учителя в процессе семейного и школьного воспитания должны широко использовать прогрессивные'народные традиции, игры, сказки и сказания, пословицы и поговорки, песни и загадки. В педагогических учебных заведениях должно быть отведено достойное место изучению будущими учителями народного педагогического наследия, для чего следует организовать чтение спецкурсов типа «Этнопедагогика горской семьи», «Педагогическая культура адыгов», «История культуры адыгов» и др., подготовку и издание учебных пособий для студентов и учителей по проблемам адыгской народной педагогики, по использованию идей и опыта народного воспитания в
• I i современном воспитании подрастающего поколения. В лекциях по педагогике, на страницах газет и журналов, в передачах по радио и телевидению примеры ., из народной педагогики должны встречаться часто, на каждом шагу. Изучению проблем адыгской народной педагогики должно быть уделено больше внимания в педагогических исследованиях кафедр педагогики, психологии педагогических вузов и университетов.
Фольклорные материалы с богатым содержанием педагогических идей должны занять подобающее место и в учебниках для учащихся адыгских национальных школ. Это поможет подрастающему поколению в овладении основными идеями, прогрессивными средствами народной педагогики, воспитанию правильного, уважительного отношения к культурным ценностям своего народа, поможет избежать того равнодушия к родному языку, истории, культуре, которое зародилось у определенной части адыгской молодежи за последние десятилетия под влиянием неправильных идей слияния наций и языков. Использование образцов народной педагогики должно происходить в тесной связи с явлениями жизни и с содержанием учебного материала. Всегда можно найти место для примеров из народной педагогики и в учебниках, и на уроке. Такая связь окажет большую помощь в лучшем усвоении учащимися тех идей, которые заложены в учебном* материале.
Прогрессивные педагогические идеи народа могут и должны использоваться и в воспитательной работе детских дошкольных учреждений.
Необходимо еще в большей мере привлечь внимание адыгских писателей к обработке памятников народной педагогики для детей.
Идею национальной школы нельзя воспринимать односторонне, вне контекста единого образовательного пространства России, вне принципа открытости для проникновения в нее достижений общероссийской и мировой культуры. Мы готовим в нашей национальной школе этнокультурно-ориентированную личность, способную к творческой деятельности в поликультурном мире. Поэтому изучение и использование национальных традиций адыгов, в том числе и педагогических, в школе, семье и обществе необходимо проводить в сравнении с традициями других народов, а также в соответствии с уровнем развития мировой педагогической культуры. Надо знать, что не все было положительно в педагогических традициях адыгов. Некоторые отрицательные из них и сегодня дают о себе знать. Необходим критический анализ их с точки зрения современной цивилизации.
В завершение отметим, что данное исследование не претендует на исчерпывающее освещение положительного педагогического потенциала адыгского народа, заключенного в устном народном творчестве. Думается, что нам удалось в своей работе обозначить основные идеи народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения. Результаты исследования могут быть использованы историками, педагогами, учителями, студентами, лекторами, родителями и всеми теми, кто имеет отношение к воспитанию подрастающего поколения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дзамыхов, Алибек Хусейнович, 2004 год
1. Абдурахманов С.Д. Системный подход к разработке научно-обоснованной модели управляемого учебного процесса. Махачкала, 1990.
2. Адыгский фольклор в 2-х книгах. Кн. I. Под ред. Шибинской Е.П. и Гадагатля A.M. Майкоп, Адыгейский НИИЭЯЛИ, 1980. - 178 с.
3. Адыгский фольклор в 2-х книгах. Кн. II. Под ред. Шибинской Е.П. и Гадагатля A.M. Майкоп, Адыгейский НИИЭЯЛИ, 1980. - 280 с.
4. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Аргументы и факты, 1993, 608с.
5. Алейников М. Карачаевские сказания. Вып. 3, отд. 2.- СМОМПК, 1883.I
6. Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. -М., 1971.-201 с.
7. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253с.
8. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. Н.Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1996. - 171с.
9. Ю.Айтматов Ч.//Литературная газета.- 1986 13 сент.11 .Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Монография. Карачаевск: КЧГПУ, 1996, 104С.
10. Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской»этике. М., 1974.-318 с.
11. Ахмерова Н.М. Использование прогрессивных идей и опыта башкирской народной педагогики в семейном воспитании младших подростков // Дисс. . канд. пед. наук. М., 1994. - 185с.
12. Ашхамахов К.И. Педагогические основы системы физической культуры в социальных отношениях адыгских народов Северного Кавказа.
13. Автореферат дис. канд. пед. наук. Майкоп, 1995. - 21 с.
14. Балтина П.И. и Сакиева М.Н. Народы Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1957.t I t
15. Бацын В., Кузьмин М. Интересы этносов и государства: пути к развитию гармонии //Нар. образование, 1994, №4, С. 4-8.
16. Бгажноков Б.Х. Черкесское игрище. Нальчик, 1991.
17. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов,- Нальчик, 1983.-С.8.
18. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978. - 160 с.
19. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М., 1988.
20. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991. - 445 с.
21. Бларамберг И. Кавказская рукопись. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // АБКИЕА Ставрополь: кн. изд-во, 1992. 740 с.
22. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских • введения в 21 век. - М.: Политиздат, 1990.-413с.
23. Бузаров К.И. О роли национальных традиций и семейных устоев в воспитании учащихся // Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании /Материалы конференции/. Орджоникидзе, 1971, С. 48-50.
24. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., Педагогика, 1988.- 160 с.
25. Введение в научное исследование по педагогике / КЗ.К. Бабанский и др. Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. - 239 с.
26. Волков Г. Вечность воспитания // Нар. образование, 1994, №4, С. 68-71.
27. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 376 с.
28. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа.-Чебоксары, 1966. 340
29. Вопросы искусства народов Карачаево-Черкессии // Сборник научных трудов. Черкесск, 1993. - 139 с.
30. Вопросы фольклора Карачаево-Черкессии. Черкесск, 1983. - 186 с.
31. Воспитание бесценное богатство. / Пословицы и поговорки народов Востока /. Под ред. Брагинского И.С. - М.: Изд. вост. литер., 1961. - 329 с.
32. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкесских) народов. Майкоп, 1987. - 407 с.
33. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. М.,1967.-С.92-93.• I t
34. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Книга первая и вторая. Т.П. Махачкала, 1989. -413 с.
35. Гамзатов Р.Г. Берегите матерей//Комсомольская правда. 1979. -26 авг.
36. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку, 1970. - 84 с.
37. Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30-ти т. М.: Изд-во АН СССР, 1954. -Т.1.
38. Гершунский Б.С. Менталитет и образование.-М.:Флинта,1996. 340 с.
39. Глазечев С.И., Грехова Л.И. и др. Культура мира: взгляд из России. М., 1999.-87 с.
40. Гоголь Н.В. Собр. соч.-М., 1953, -Т.6.1.1
41. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М.: Экопрос, 1994.
42. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера человека. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.
43. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. -Нальчик, 1974.
44. Гусинский Э.Н. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994. - 136 с.
45. Данилевский И.Я. Кавказ и его горские жители в нынешнем положении // Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка. Майкоп, 1992.
46. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. -М., 1951.-284 с.I
47. Дашдамиров А. Нация и личность. Баку: Элм, 1976. - 140 с.
48. Джанибеков С.Ю. Использование национальных традиций и обычаев горцев в воспитании школьников // Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа'Ч.П. -Черкесск, 1994, 9 с.
49. Дубровин Н. Черкесы / Адыге/. Краснодар, Вып 1, 1927. - 1Q5 с.
50. Егоров С.Ф. Российское образование: методология и проблемы // Современные проблемы историко-педагогических исследований. Тезисы докладов и выступлений на XII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и пед. науки! М.: РАО, 1992, С. 47-50„
51. Егорова Л.П. Изучение фольклора народов Карачаево-Черкесии. -Ставропольск. кн. изд., 1964. 78 с.
52. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. JL, 1974. - 418 с.54.3агазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик,1. Эльбрус», 1996. 168 с.55.3дравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.:'Политиздат, 1986.-223 с.
53. Иванюков И.И. и Ковалевский М.М. У.подошвы Эльбруса// Вестник Европы, 1886, кн. 1-я, с. 83 112; кн. 2-я, С. 553-580.
54. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256 с.
55. Ильин И.А. О семье. Собр. соч., T.I. М.: Русская книга, 1993, С. 142-167.
56. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. - С. 201 - 228.
57. Искандер Фазиль. Софичка // Знамя, 1995, №11, С. 3-80.
58. Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования. Под. ред. З.И. Равкина. М.: РАО, 1994. - 88 с.
59. Ильясов И.О. Подготовка студентов педагогических вузов к нравственному и трудовому воспитанию школьников. // Перестройка общеобразовательных школ и проблемы подготовки учителя. -Махачкала: 1989.-с. 92.
60. Калмыков И.Х. Черкесы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1974.-282 с.
61. Кантария М.В. О некоторых пережитках аграрной культуры в быту кабардинцев. УЗАНИИ.Т.8, С.357-361.
62. Каптерев П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения / Задачи и основы семейного воспитания/ . СПБ, 1913. 180 с.
63. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. Минск, 1980. - 256 с.
64. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: 1988. - 224 с.
65. Ковалевский М.М. Современный обычай ц древний закон: Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. М., 1886. - Т.1.
66. Коджесау Э. Семейные отношения шапсугов в прошлом и настоящем // Автореферат дисс. на соискание учен, степени канд. ист. наук. М., 1954. -14 с.
67. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. литер.,,1993. - 64 с.
68. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа // Исследования и материалы /.- М., 1961.
69. Коменский Я.А. избр. пед.соч.: В 2т. -М., 1982.- 422с.
70. Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли // АБКИЕА, 1974. -740 с.
71. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара: 1994.- 124 с.
72. Кудаев М.И. Карачаево-Балкарский свадебный обряд. Нальчик, 1988. -120 с. .
73. Кулиев К. Так растет и дерево. М.: Современник, 1975. 271 с.
74. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. - 224 с.
75. Культура семейных отношений. Сб. статей.- М.: Знание, 1980.-112 с.
76. Кукушкин B.C. и др. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов- на-Дону, 2000. - 448с.
77. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. - 182 с.
78. Лихачев Б.Т. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика, 1992, №10, с. 13-19. . . •
79. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983. - 192 с.
80. Лихачев С.Д. Древнерусская культура и современность// Декоративное искусство СССР, 1970. № 1. - С.43.
81. Личный архив. Из этнографических записей 1997 года от Тугуза Османа Асланчериевича, аул Афипсип,Тахтамукайского района.
82. Лонгворт Дж.А. Год среди черкесов //АБКИЕА, 1900. 600 с.
83. Люлье Л .Я. О натухажцах, шапсугах и абадзехах, ЗКОРГО, 4, 1857.
84. Макаев В.В. К вопросу о методологии педагогического исследования // Технология развития педагогического творчества. Ставропольская лаборатория по проблемам НОПТ: 1994, с. 74-82. •
85. Маркс К. Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество», «Архив Маркса и Энгельса», т.9, 1941.
86. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов в XIX -начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1984, 1984. - 260 с.
87. Меремкулов В.Н. Пословицы и поговорки -абазин // Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1983, С. 57-78.
88. Меретуков М.А. Семья и семейный быт адыгов в прошлом и настоящем // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1981, С. 138-139.
89. МеретуковаЭ.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. Майкоп, 1994, - 228 с.
90. Мижаев М.И. Детский песенный фольклор адыгов,- Майкоп, 1980. 160 с.
91. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1986. - 124 с.• I '
92. Мирзоев Ш.А. Содержание, формы и методы воспитания в народной педагогике Дагестана // Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., НИИ НШ, 1987.-22 с.
93. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика: Словесные средства воспитания. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1984. 111 с.
94. Мосолов В.А. О личностно-ориентированных историко-педагогических исследованиях // Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: методология, идеи, опыт. Тезисы докладов. М.: РАО, 1993, С. 38-40.
95. Мунзук Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинскрй народной педагогики и их использование в семейном воспитании // Дисс. канд. пед. наук. -Казань, 1990.- 198 с.
96. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика, 1995, №5, С. 44-49.
97. Намитоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей // Сборник статей кафедры педагогики и психологии. Вып. 1. Майкоп, 1957, С. 159.
98. Народное воспитание у адыгов /черкесов/. /По известиям европейских авторов XIII-XIX вв./. Краснодар, 1974, С.65.
99. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов.-М. «Советский композитор» 1980, Т.1.- С.35.
100. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов.-М. «Советский композитор» 1980, Т.1.-С.40.
101. Нарты. Адыгский эпос на адыгейском языке. Собранные тексты в 7 томах. Составитель A.M. Гадагатль.-Майкс>п, 1970. Т.З.-С.55.
102. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Наука, 1994. -656 с.
103. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика, 1990, №9, С. 41-47.
104. Овсянников А. и др. Советуют социологи // Нар. образование, 1994, №4, С.10-14.
105. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. Первая половина XIX в. / Отв. ред. М.Ф. Шабаева. М.: Педагогика, 1973, С. 34.
106. Очерки истории школы и педагогическрй мысли народов СССР. С древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. М.: Педагогика, 1989, С.25.
107. Пасынков JI. Быт и игры кавказских народов // Северо-Кавказский край, 1925, №10, С. 8-16.
108. Пашаева P.M. Прогрессивные идеи и традиции .трудового воспитания и народной педагогики Дагестана. М., 1972. - 160 с.
109. Песни народов Северного Кавказа. JL: Сов.писатель, 1976 - 127 с.
110. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2кн. М.: изд. ВЛАДОС, 2000, 256с.
111. Полонский В.М. Методы анализа и прогноза развития педагогической науки//Педагогика, 1995, №5, С. 18-24.
112. Попов С.Н. Кавказские спартанцы: Игры народов Дагестана // Вестник знаний, 1926, №2, С. 23-32.
113. Пословицы и поговорки народов Востока. Под ред. Брагинского И.С. -М.: изд. вост. литер., 1961. 736,с.
114. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Оригинал и перевод на русский язык. Черкесск: Ставропольское кн. изд-во, 1990. -366 с.
115. Пригоршня жемчужин. Ростов-на-Дону, 1988. - 192 с.
116. Прянникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник справочник. - М.: Новая школа, 1994. - 449 с.
117. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
118. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.: РАО, 1993, - 93 с.
119. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры / концепция исследования/ //Педагогика, 1995, №5, С. 87-90.
120. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образовании //Вестник образования.-М.: Просвещение, 1992, №10, С. 2-25.
121. Российская педагогическая энциклопедия: в двух томах / гл. редактор В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.- 608с., Т.1.-М.
122. Сборник сведений о Кавказских горцах. Народные сказания Кавказских горцев. Тифлис. Вып. VI, 1876, С. 33-40.
123. Свадебная обрядность народов Карачаево-Черкесии: традиционное и новое. Черкесск, 1988, - 162с.
124. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, J1. В. Ковинько. М.: Политиздат, 1990. -319с.
125. Семенков В.Е. Самоопределение человека в этнокультурном типе: Дис. . канд. филос. н. СПб., 1992. - 152 с.
126. Семенов Л.П. Нартский эпос и памятники материальной культуры // Нартский эпос. Орджоникидзе, 1957. - 280 с.1. Л.
127. Сикалиев А.И.-М. Общество и герой В'ногайском героическом эпосе / Традиции и современность/ Фольклор и литература народов Карачаево-Черкесии/. Черкесск, 1980, С. 3-18.
128. Сказания о нартах эпос народов Кавказа. - М.: Наука, 1969.- 548 с.
129. Словарь педагогических терминов / Под ред. В.В. Макаева. Пятигорск, изд. ПГ-ЛУ, 1996.-51 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.