Социально-педагогическая значимость социальной политики в имамате Шамиля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Рамазанова, Барият Шигабудиновна

  • Рамазанова, Барият Шигабудиновна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 169
Рамазанова, Барият Шигабудиновна. Социально-педагогическая значимость социальной политики в имамате Шамиля: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2006. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Рамазанова, Барият Шигабудиновна

Глава I. Социально-политическое основание имамата Шамиля как предпосылка социальной работы с горцами.

1.1 Этнопедагогические воззрения народов Дагестана как предпосылки становления социальной политики в имамате Шамиля.

1.2 Социально-политические основы создания имамата и обусловленная ими социальная политика в области образования и воспитания молодежи.

Глава II. Сущность и теоретический анализ социальной системы в имамате Шамиля.

2.1 Социальная политика в имамате Шамиля как составная часть функционирования гражданского общества.

2.2 Возможности применения социально-педагогического опыта имамата в решении социальных проблем участников (инвалидов) вооруженных конфликтов и их семей в современных условиях.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-педагогическая значимость социальной политики в имамате Шамиля»

Актуальность исследования. Культурно-историческое прошлое Дагестана насыщено высокими достижениями, уникальными проявлениями единства, сплоченности и героизма дагестанского народа, военными и духовными победами, борьбой за независимость и самостоятельность. Богатая и древняя история нашего края давно привлекала и привлекает внимание ученых-исследователей: историков и археологов, обществоведов и лингвистов, культурологов и этнографов. Так, анализу исторического прошлого Дагестана конца XVIII и первой половины XIX века, особенно периода Кавказской войны, посвящены труды многих дагестанских ученых: М.А. Абдуллаева, P.M. Магомедова, Г.Д. Даниялова, А.Р. Шихсаидова, Х.Х. Рамазанова, В.Г. Гаджиева, A.M. Халилова, М.М. Идрисова, и др. В своих исследованиях они освещали проблемы героической борьбы горцев Дагестана и Чечни под руководством имама Шамиля за свободу, независимость и самостоятельность социально-политической жизни народа. О государственной структуре имамата писали такие известные ученые, как С.К. Бушуев, Б.В. Скитский, Н.И. Покровский, В.Г. Гаджиев, Моше Гаммер, Ш.М. Казиев, М.М. Доного, A.M. Халилов, Ю.У. Дадаев и др.

Наряду с историческими проблемами во многих работах фрагментарно рассматриваются вопросы социальной политики в имамате Шамиля.

Однако интереснейшее социально-педагогическое явление -разработка и внедрение социально-педагогической политики и организация социальной работы в имамате как неотъемлемой и чрезвычайно важной, по нашему мнению, функции гражданского государства - никто из ученых реально не рассматривал. В тоже время в основных выводах и рекомендациях международной научной конференции «Народно-освободительная война на Северном Кавказе под предводительством Шамиля и ее международное значение», посвященной 200-летию со дня рождения имама Шамиля было отмечено:

-организациям и учреждениям народного образования - добиваться коренного улучшения постановки преподавания истории Кавказской войны и народно-освободительной борьбы горцев Дагестана и Северного Кавказа в общеобразовательных школах, колледжах, высших и средних специальных учебных заведениях республик Северного Кавказа;

-средствам массовой информации - постоянно использовать материалы о Кавказской войне и движении горцев Северного Кавказа под руководством Шамиля в целях патриотического и гуманистического воспитания народных масс, укрепления дружбы между народами. (72, С.160).

О борьбе горцев под руководством Шамиля положительно отзывались Е.П. Вишняков, Д.Г. Богданов, B.C. Гальцев, И.Н. Захарьин, М.А. Казембек, И. Кровяков и др.

Многие российские и зарубежные ученые и писатели высоко оценивали способности горцев Дагестана и Чечни, объективно отражали состояние народа в период Кавказской войны. Они говорили о храбрости, благородстве, самопожертвовании, стремлении добыть свободу своему народу, о смекалке и т.д.

Известны различные оценки и высказывания об образовании, о воспитании горцев и частично о социальной защите населения в имамате. Ценный фактический материал, характеризующий состояние народного образования в дореволюционном Дагестане содержится в работах Е.И. Козубского, П.К.Услара, С.Фарфоровского, Г.Э.Алкадари, Д.Бутаева, А. Омарова, Г.Ш.Каймаразова и др. В первой половине XX века появляются исследования выдающихся востоковедов В.В.Бартольда, А.Н.Генко, И.Ю.Крачковского, посвященные историческому прошлому народов Дагестана. Социально-педагогические аспекты имамата стали объектом специального исследования в конце XX - начале XXI вв. учеными-педагогами Ю.У.Дадаевым, М.Б.Рамазановым, М.М.Доного, З.М.Расуловой, В.Н.Цатуровым и др.

Целый ряд работ не лишен тенденциозного подхода в освещении истории народного образования в этом крае. Восхваляя «цивилизаторскую» политику царизма, их авторы преподносили Дагестан как край, без своей национальной культуры, где проживали «дикие племена», «туземцы», «инородцы», занимающиеся разбоем и грабежами, что оскорбляло и поныне оскорбляет национальные чувства потомков. К ним относятся работы М.Д. Багирова, А. Скачко («Дагестан» М.Д 931), Х.Т. Аджимяна («Об исторической сущности кавказского мюридизма» М. 1947), H.A. Смирнова («Реакционная сущность движения мюридизма и Шамиля на Кавказе». М., 1952), С.К. Бушуева («Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России». М, 1955).

Частично социальную защищенность горцев как в мирное, так и в военное время, социальные преобразования в горских обществах, законотворческую деятельность Шамиля исследовали в своих работах современные ученые: Ш.М. Казиев, А.Х. Рамазанов, Х.Х. Рамазанов, A.M. Халилов и др. Как установлено ими, большое внимание имам уделял пострадавшим в войне. Инвалиды получали помощь из государственной казны.

Сравнивая такой подход с отношением власти сегодня к участникам (инвалидам) вооруженных конфликтов (в Афганистане, Чечне и др.), мы видим, что их семьи превратились в социальную группу с низким материальным достатком. Проведя параллель обеспеченности современных военнослужащих с заботой в период деятельности имамата первой половины 19 века, можно отметить ряд преимуществ социальной политики государства горцев в отношении своих военнослужащих, хотя в то время оно было намного нестабильнее и беднее.

Но в приведенных выше исследованиях практически не уделено внимания социально-педагогической значимости социальной политики в имамате Шамиля в то время и возможности переноса этого опыта в современной России. По признанию историков, крупной заслугой Шамиля является создание в окружении феодально-деспотических режимов уникального государства, в котором был свергнут двойной гнет и проводилась значительная созидательная работа, справедливая национальная политика. История имамата - это история населяющих его народов в их взаимно уважительных отношениях.

Важно, что впервые была предпринята попытка в имамате ввести всеобщее начальное образование по инициативе государства.

Впоследствии ученые В.Бартольд и И.Крачковский отмечали, что знание арабского языка в Дагестане более распространено, чем в большинстве мусульманских стран с неарабским населением и ни в одной из неарабских стран местная литература на арабском языке не имела столь сильного распространения и жизненности, как в Дагестане.

В имамате впервые в Дагестане осуществлялась дотация крупным ученым. Имам оберегал ученых, талантливых алимов и образованных людей, старался не привлекать их к военным действиям, не нагружать другими обязанностями, кроме как изучение социальных и природных явлений, а также воспитание и обучение молодежи, которая признана особой социальной группой - будущее страны, реальная сила, способная изменить демографическую ситуацию в государстве. Была еще одна своеобразная привилегия для ученых. Когда вставал вопрос, кого первым выкупить из вражеского плена или обменять - алима или неалима, у Шамиля не бывало двух мнений. Характерным является следующий пример. В 1842 году под Казикумухом русские солдаты захватили ученых Абдурахмана Согратлинского, Хаджиява Чиркеевского, Чухалава Магарского, которых отправили в Тифлис. Шамиль обменял ученых на двух русских пленных офицеров. Между тем он мог потребовать возврата своего сына из Петербурга или получить большой выкуп за пленных офицеров. Шамиль сказал окружавшим, что умом любит ученых, а потому не хочет, оставив ученых в плену, получить «взамен двух русских начальников ни сына, ни богатства» (111, С. 106,107).

Анализ литературы по данной проблеме показал, что в исторической и педагогической науке нет специальных исследований, посвященных изучению социальной политики в имамате Шамиля и ее социально-педагогической значимости.

Все вышеизложенное и побудило нас провести специальное научно-педагогическое исследование о социальной политике в имамате Шамиля и ее современной социально-педагогической значимости. Это крайне актуально сегодня,' когда мы вынуждены констатировать, что состояние и уровень социальной защищенности участников (инвалидов) вооруженных конфликтов (в Афганистане, Чечне и др.) достигли критической черты. В силу причин социально-экономического характера большинство семей участников (инвалидов) вооруженных конфликтов находится на грани нищеты и ни в коем случае не может причислить себя к слоям среднего класса с достаточным жизненным обеспечением.

Социальная политика в имамате была обращена не столько на воинов, сколько на их семьи. Обеспечение гарантии для их благополучия - это могло быть компенсацией за проявление мужества, риска воинов. Именно в этом можно видеть корень позитивных достижений социальной политики в имамате Шамиля.

Идеология армии Шамиля включала боевую духовно-нравственную подготовку защитника, отстаивающего независимость, свободу горного края. Это соответствует духу современной Российской армии как защитницы своего отечества. Еще ближе к духовно-патриотическому настрою имамата Шамиля современное состояние готовности к защите отечества военнослужащих.

Сегодня на первый план остро вышла необходимость комплексного решения проблем социальной защиты участника (инвалида) вооруженного конфликта и членов их семей, принятия на федеральном уровне действенных программ социальной адаптации, как допризывной молодежи, так и ветеранов военной службы, уволенных в запас.

Актуальность данной проблемы, неразработанность и необходимость ее исследования на современном этапе развития дагестанского общества и определили выбор темы настоящего диссертационного исследования «Социально-педагогическая значимость социальной политики в имамате Шамиля». Проблемой исследования является изучение, систематизация и научный анализ социальной политики имамата Шамиля (1834-1859), выявление ее социально-педагогической значимости и применение опыта имамата в решении социальных проблем в отношении участников (инвалидов) вооруженных конфликтов в современных социально экономических условиях в Дагестане. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - социальная политика в имамате Шамиля.

Предмет исследования - социально-педагогические аспекты и значимость опыта социальной политики в имамате Шамиля для современного общества.

Гипотеза исследования: наше предположение о возможности применения опыта имамата, в котором осуществлялась целостная социальная политика, для решения социальных проблем участников (инвалидов) вооруженных конфликтов в современных условиях основывалось на следующих положениях:

- у народов Дагестана до создания имамата уже реально существовала традиционная этнокультурная и педагогическая среда с накопленным опытом социальной защищенности неблагополучных семей;

- имам Шамиль и его сподвижники сумели проанализировать этнопедагогические воззрения народов Дагестана, дать оценку социальным основам и определить значимость социальной политики имамата в период борьбы горцев за свою независимость;

- существующая народная система социальной защищенности людей получила понимание, была оценена, одобрена имамом и легла в основу развития социальной политики в имамате Шамиля;.

- в современном дагестанском обществе может быть использован опыт имамата в социально-педагогической работе с семьями участников (инвалидов) вооруженных конфликтов.

Задачи исследования:

- дать оценку традиционной системе оказания помощи, защиты социально обездоленных семей народов Дагестана до создания имамата;

- раскрыть социально-политические основы создания имамата и обусловленную ими социальную политику в области образования и воспитания молодежи;

- проанализировать социальную политику в имамате Шамиля как составную часть функционирования гражданского общества;

- выявить возможности применения опыта имамата в решении социальных проблем участников (инвалидов) вооруженных конфликтов и их семей в современных условиях.

Методологическая основа исследования. Ведущими теоретико-методологическими принципами данного исследования являлись диалектический подход, целостное изучение историко-педагогических явлений, единство и взаимосвязь объективного и субъективного, связь исторического и логического, раскрытие современного значения результатов исследования. Применялся конкретно-исторический подход к изучению педагогических фактов, явлений. Автор руководствовался гуманистической идеей об общечеловеческой ценности жизни, здоровья и благополучия людей.

Методы исследования:

В работе использованы некоторые из методов историко-педагогического исследования: изучение первоисточников, теоретический анализ, сравнительно-сопоставительный анализ и синтез, обобщение и систематизация, сочетание ретроспективы с перспективой, опросные методы (анкеты, интервью, беседы, наблюдения).

Источниковедческую базу исследования составили документы и материалы архивов: РГВИА, ЦГИА РФ, ЦГА РД, мемуарные и художественные произведения, монографии, фольклорные материалы на русском языке и языках народов Дагестана, труды историков, писателей досоветского и советского периодов, материалы рукописного фонда института истории, этнографии ДНЦ и археологии. Кроме того, такие источники, как «Акты Кавказской археографической комиссии (АКАК), «Кавказский календарь», «Кавказский сборник», «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК), «Сборник сведений о кавказских горцах» (ССКГ), а также труды дагестанских арабо-язычных авторов: Муххамад Тахира аль Карахи, Гаджи-Али Чохского, Хайдарбека Геничутлинского, Абдурахмана Гази Кумухского и работы современных исследователей: Ю. Короткова, Д. Грунюшкина, Г. Трошева, B.C. Мейланова, A.A. Абдулгамидова, Р.Н. Жабраилова, С. Таннера и др.

Основные этапы исследования. На первом этапе (2002-2003гг.) проводилась архивная эвристика, сбор и анализ материалов, разрабатывались концептуальные основы исследования. На втором этапе (2003-2004гг.) осмысливался и обобщался материал, проводились опросные методики в Дагестане и в Ставрополе, обработка результатов и анализ полученных данных. На третьем этапе (2004-2006гг.) проводилась апробация результатов, публикация статей и тезисов, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования.

- впервые в отечественной историко-педагогической науке выявлена и охарактеризована социальная политика в имамате Шамиля как отражение педагогической функции социальной помощи населению в духе интересов национально-освободительного движения горцев имамата;

- раскрыты установленные имаматом содержание и направления социальной политики, имеющие социально-педагогическую значимость;

- проанализированы сложившиеся в этнопедагогическом опыте формы и методы социальной помощи в имамате;

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что обобщенный и систематизированный опыт социальной политики в имамате Шамиля включает в себя содержание, основные направления и успешный опыт функционирования системы социальной политики. Результаты и выводы, полученные в процессе исследования, представляют основу для новых работ по истории отечественной педагогики.

Практическая значимость исследования.

Фактологический материал и обобщенные в диссертации положения могут быть включены в учебники и учебные пособия по теории и истории педагогики для педагогических учебных заведений, явиться основой спецкурса по педагогике, а также использоваться в учебной и воспитательной работе учителями, в системе повышения квалификации учителей и тем самым способствовать обновлению содержания педагогического образования и был использован в преподавании курса «Социальная защита в истории Дагестана» на социальном и историческом факультетах ДГУ. Сделана попытка обобщения опыта социальной политики имамата в решении социальных проблем участников (инвалидов) вооруженных конфликтов и их семей в современных условиях.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой источниковедческой базой, соответствием методов исследования целям и задачам исследования, системой обобщенных фактов и материалов, апробацией полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Становление и развитие социально-педагогической политики в имамате Шамиля обусловлено изменениями социальных отношений, а также необходимостью социальной защиты граждан в духе интересов национально-освободительного движения.

2. Опыт становления социальной политики в имамате Шамиля характеризуется гуманизацией и социально-педагогической значимостью социальной защищенности, реализацией таких принципов социального воспитания, как опора на общечеловеческую и мусульманскую мораль.

3. Раскрытие опыта социально-педагогической работы, отражение в ней государственной социальной политики, освещение положительных результатов социальной деятельности.

4. В современных условиях имеются возможности использования социально-педагогического опыта имамата в теории и практике социальной работы по отношению к участникам (инвалидам) вооруженных конфликтов и их семей.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты обсуждались на заседаниях кафедры социальной педагогики ДГУ в 20022006гг. Опубликованные материалы используются кафедрой социальной педагогики ДГУ. Разработан спецкурс «Социальная защита в истории Дагестана» для студентов социального факультета ДГУ. Используется материал в лекциях и на семинарских занятиях по истории педагогики, при выполнении студентами курсовых и дипломных работ по социальной педагогики.

Основные положения диссертации отражены в 4 публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения и глоссария.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Рамазанова, Барият Шигабудиновна

Результаты исследования, проведенного в Махачкале, Кизилюрте, Ставрополе, (опрос - анкетирование участников афганского, чеченского вооруженного конфликта) позволили нам сделать следующие выводы, о том, что основными причинами низкого уровня социальной защищенности участников (инвалидов) вооруженных конфликтов, на наш взгляд, являются:

- неурегулированные в законодательстве функции социальной защиты в Вооруженных Силах и отсутствуют механизмы их реализации;

- неполнота и фрагментарность правовой базы, касающейся вопросов социально-экономического обеспечения участников (инвалидов) вооруженных конфликтов и их семей;

- неадекватные современным условиям оплата воинского труда и пенсионное обеспечение;

- отсутствие действенных программ социальной адаптации участников (инвалидов) вооруженных конфликтов и их семей;

- затянувшееся решение их жилищных проблем;

- несовершенство системы медицинского обеспечения.

На основе выявленных социально-правовых причин слабой защищенности участников (инвалидов) вооруженных конфликтов для проведения реформ пенсионного обеспечения участников (инвалидов) вооруженных конфликтов, на наш взгляд, необходимо также учитывать исторический опыт, который наиболее эффективно проявился в имамате Шамиля.

Нам представляется необходимым реализация следующих мер:

- разработка и заключение подробного и реалистичного контракта на военную службу, который предусматривал бы равную ответственность военнослужащего перед государством и государства перед военнослужащим;

- усиление военно-правового контроля над правомерностью приказов командиров и начальников, касающихся распределения материально-бытовых благ среди подчиненных, привлечению военнослужащих к дисциплинарной ответственности, а также их практической деятельности по соблюдению принципа социальной справедливости во вверенных им частях и соединениях; непрерывное повышение образования участников (инвалидов) вооруженных конфликтов и военнослужащих, в том числе и в гражданских вузах, подготовка их к условиям «гражданской» жизни, предоставление возможности членам их семей получить образование высшего качества, что в свою очередь станет гарантией их конкурентоспособности на рынке труда; создание достаточно мощных общественно-государственных ветеранских структур для осуществления поддержки участников (инвалидов) вооруженных конфликтов.

Заключение

На основе проведенного нсторико-педагогического исследования и анализа обширной исторической, мемуарной литературы, а также архивных источников автор пришел к следующим выводам:

1 .Социально-педагогическая значимость социальной политики в имамате Шамиля заслуживает внимания и принесет реальную пользу социальным работникам в решении различных социальных проблем в современном обществе.

2.Доказательством дееспособности социальной политики в имамате Шамиля являются позитивные достижения социальных реформ, которые были обращены, не столько на воинов, сколько на их семьи.

3.Выявлены особые, присущие имамату методы социальной защищенности населения с учетом общей идеологии и существующего положения. Забота о сиротах, инвалидах, вдовах, облегчение участи горской женщины стало для жителей имамата таким же важным элементом, как и умение, защищать свою родину. Именно в этом можно видеть корень позитивных достижений социальной политики в имамате Шамиля.

4.Социальные преобразования Шамиля были значительным шагом вперед в общественном развитии Дагестана и Чечни и представляли прогрессивное явление в сравнении с тем общественным устройством, которое существовало ранее в этом обширном крае.

При проведении реформы пенсионного обеспечения участников (инвалидов) вооруженных конфликтов необходимо также учитывать исторический опыт, в том числе Дагестана. Существовавшая прежде в армии гибкая система пенсионного обеспечения включала в себя как деятельность государственного казначейства, так и участие общественных фондов, что являлось основой социальной помощи осуществлявшейся в имамате Шамиля.

Организациям и учреждениям народного образования рекомендуется добиваться коренного улучшения постановки преподавания истории Кавказской войны и народно-освободительной борьбы горцев Дагестана и Северного Кавказа в общеобразовательных школах, колледжах, высших и средних специальных учебных заведениях республик Северного Кавказа;

В средствах массовой информации постоянно использовать материалы о Кавказской войне и движении горцев Северного Кавказа под руководством Шамиля в целях патриотического и гуманистического воспитания народных масс, укрепления дружбы между народами.

Складывающийся в настоящее время институт социальной защиты является по своей сути институтом всего гражданского общества, а не только его военной подсистемы. При создании современной, эффективной системы социальной защиты участников (инвалидов) вооруженных конфликтов желательно, прежде всего, определить ее функции.

В качестве общих ее функций определить задачи обеспечения в отношении данной социально-профессиональной группы всей полноты прав граждан или компенсация ограничений, накладываемых на нйх военной службой.

Частными (вспомогательными) свойствами социальной защиты являются функции: информационно - аналитическая; интегративная (соотнесение интересов членов семей участников (инвалидов) вооруженных конфликтов и интересов военной службы.

Возможные дисфункции данного социального института в современных условиях могут быть связаны: с недооценкой значимости его создания и функционального востребования органами военного управления; с недостатком ресурсов, выделяемых на его нужды; с отсутствием достаточного количества кадров социальных работников для осуществления целей социальной защиты участников (инвалидов) вооруженных конфликтов. Отдельными элементами механизма реализации общих и частных функций данного института могут быть: создание единого Кодекса социальной защиты участников (инвалидов) вооруженных конфликтов; постоянная координация усилий министерств и ведомств по обеспечению высокой социальной защиты участников (инвалидов) вооруженных конфликтов; создание в войсках специальных органов для социальной работы с участниками (инвалидами) вооруженных конфликтов и предоставление им большей самостоятельности.

Мы полагаем целесообразным продолжать совершенствовать организационную систему социальной защиты военнослужащих в войсках. Самым нижним звеном системы таких органов могли бы стать» отделы военно-социальной работы в соединениях, высшим - Управления военно-социальной работы, возглавляемые лицом, уполномоченным Президентом РФ. В сферу деятельности этих органов должны входить социальная адаптация военнослужащих и участников вооруженных конфликтов, оказание правовой помощи участникам (инвалидам) вооруженных конфликтов в решении служебных и семейно-бытовых проблем; участие в решении жилищных и других материально-бытовых вопросов.

Требуется также определить систему отбора и подготовки квалифицированных кадров для функционирования системы социальной защиты участников (инвалидов) вооруженных конфликтов.

К решению данной проблемы следует подключить и Российскую академию государственной службы при Президенте РФ с ее сетью региональных учебных заведений путем введения в их состав военных кафедр и последующей подготовкой по. данным военно-учетным специальностям своих выпускников. Это позволит поднять качество мобилизационной работы, проводимой выпускниками академий на своих участках государственной и муниципальной службы, положительно повлияет на взаимодействие органов местной власти с расположенными на их территории воинскими частями и даст возможность Министерству обороны комплектоваться первоклассными специалистами.

Мы убеждены, что подробный и реалистичный контракт на военную службу, который предусматривал бы равную ответственность военнослужащего перед государством и государства перед военнослужащим, пора вводить в действие.

Не менее важно усилить контроль над правомерностью приказов командиров и начальников, касающихся распределения материально-бытовых благ среди подчиненных, привлечению военнослужащих к дисциплинарной ответственности, а также их практической деятельности по соблюдению принципа социальной справедливости во вверенных им частях и соединениях.

Наиболее полный эффект здесь может дать создание в воинских частях и соединениях института представительства органов государственной власти в виде специальных уполномоченных, которые вошли бы в систему органов социально-правовой работы.

Требуется система непрерывного повышения образования военнослужащих и участников (инвалидов) вооруженных конфликтов, в том числе и в гражданских вузах, подготовки их к условиям "гражданской" жизни, предоставления возможности членам их семей получить образование самого высшего качества, что, в свою очередь, станет гарантией их конкурентоспособности на рынке труда.

Создание достаточно мощных общественно-государственных ветеранских структур, обеспечивает поддержку участников (инвалидов) вооруженных конфликтов и военнослужащих после их увольнения в запас.

В качестве одного из основных направлений оптимизации института социальной защиты участников (инвалидов) вооруженных конфликтов и членов их семей в современных условиях нами предлагается сосредоточить усилия на создании целостной общегосударственной системы их социальной адаптации. При этом акцентировать внимание на предварительной работе с увольняемыми, юридическом и психологическом обеспечении процесса их социальной адаптации, создании для них рабочих мест и социально-профессиональной переподготовке под конкретную специальность.

Рекламную функцию подготовки таких специалистов уже выполняет Военный университет. Однако к решению данной проблемы можно подключить и Российскую академию государственной службы при Президенте РФ с ее сетью региональных учебных заведений путем введения в их состав военных кафедр и последующей подготовкой по данным военно-учетным специальностям своих выпускников. Это позволит поднять качество мобилизационной работы, проводимой выпускниками академий на своих участках государственной и муниципальной службы, положительно повлияет на взаимодействие органов местной власти с расположенными на их территории воинскими частями и даст возможность Министерству обороны комплектоваться первоклассными специалистами.

Оптимизация уже имеющейся практики военно-социального управления - это основа, на которой возможна реализация перспективных наработок. В качестве приоритетных направлений здесь видится следующее:

Необходимо закрепить в Конституции Российской Федерации правовые основы социальной защиты военнослужащих и участников (инвалидов) вооруженных конфликтов. Речь идет о социально-экономических, политических и личных правах и свободах, которые не могут быть изменены, отменены или ограничены другими нормативно-правовыми актами меньшей юридической силы. Иными словами, никакая правовая регламентация не может идти вразрез с конституционными правами и свободами граждан.

При решении жилищных проблем участников (инвалидов) вооруженных конфликтов представляется необходимым выделить следующие направления: формирование фонда жилых служебных помещений; обеспечение жильем участников (инвалидов) вооруженных конфликтов на основе системы жилищного страхования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Рамазанова, Барият Шигабудиновна, 2006 год

1. Абдулатипов Р.Г. Знамение судьбы. Иллюстрированная историко-публицистическая повесть в очерках и документах. - М.: Славянский диалог, 1998.-319с.

2. Абдулгамидов A.A. Крах операции «Скорпион»: Хроника кизлярской трагедии. Махачкала: Юпитер, 2004. - 216с.

3. Абдуллаев М. А. Из истории философской и общественно политической мысли народов Дагестана в XIX в. - М.: Наука, 1968.- 335с.

4. Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.- 174 с.

5. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно -политической мысли Дагестана (С древнейших времен до присоединения Дагестана к России). Махачкала: МРИП Юпитер, 1993.- 353с.

6. Абдурахман из Газикумуха. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1997.- 868 с.

7. Агаев А. Г., Назаревич А. Ф. Литература народов Дагестана. Народное творчество и литература XIX начала XX вв.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1966.- 271с.

8. Азаров Ю.П. Мастерство воспитания. М., 1971.

9. АКАК. Дневник пристава Руновского. Тифлис, 1904.Т. XII.

10. Акты Кавказской археографической Комиссии. Руновский А. Кодекс Шамиля // Военный сборник, 1862.Т. XXII.

11. Н.Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала: Даггиз, 1968.- 290 с.

12. Алкадари А. Записки о Шамиле. М., 1989.- 176 с.

13. Алкадари Г.Э. Асари Дагестан. - Махачкала: Юпитер, 1994.- 171с.

14. Арипов Г. Вечная память мужеству. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1994. -304с.

15. Асиятилов С. Мудрец, реформатор, поборник чести и свободы достоин благодарной памяти потомков: (О Шамиле). // Даг. правда.-1997.-1 янв.

16. Асиятилов С. Шамиль и Кавказский мюридизм // Даг. правда.- 1992.- 18 янв.

17. Ахриев Н, Г. О некоторых вопросах истории движения кавказских горцев в первой половине XIX в.: Ученые записки ИИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР. Т.2. Махачкала, 1957.

18. Бадерхан Фасих. Письма имама Шамиля. // Наш Дагестан. Махачкала, 1992.-26с.

19. Бартольд В.В. Шамиль // Бартольд В. Общие работы по истории Средней Азии, работы по истории Кавказа и Восточной Европы. М.: Изд-во вост. лит., 1963. Т. 2., Ч. I.- 457 с.

20. Бланч Лесли. Сабли рая / пер. А. Давыдов. Махачкала: МРИП Юпитер, 1991,- 140с.

21. Богуславский Д.Н. Некоторые биографические подробности о Шамиле / Военный сборник. Т.Х.- С.- Петербург, 1910.- 42с.

22. Бурджалов Э.Н. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. М., 1940.- 35 с.

23. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год. В 3 частях. С-Пб, 1869.

24. Бушуев С.К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. -М.- Л.: Институт истории АН СССР, 1939.- 184с.

25. Бушуев С.К. Государственная система имамата Шамиля // Историк -марксист, 1937.- № 5-6.- 77с.

26. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1989.- 385 с.

27. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Под ред. И.Г. Огородникова.- Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974.- 375 с.

28. Воспитание детей и молодежи на традициях народной педагогики. -Махачкала: Педобщество, 1989.- 82 с.

29. Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1990.- 80с.

30. Гаджиев Б.И. Дагестан в истории и легендах. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1965.- 203 с.

31. ЗЬГаджиев Б.И. Они были в Дагестане. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1990.-254с.

32. Гаджиев Б.И. Шамиль. От Гимр до Медины. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1992.- 175с.

33. Гаджиев В.Г. Движение кавказских горцев под руководством Шамиля в исторической литературе. Махачкала, 1956.- 48с.

34. Газимухамед и начальный этап антифеодальной и антиколониальной борьбы народов Дагестана и Чечни. // Материалы Международной научной конференции 13 14 октября 1993г. / отв. ред. В.Г.Гаджиев. -Махачкала: ДНЦ РАН, 1997. - 240с.

35. Гайдарбеков М. Хронология истории Дагестана. Рук. Фонд ИИЯЛ, ф.7, Оп.1, Дело.

36. Гамер Моше. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М.: Крон-пресс, 1998.- 512с.

37. Гамер Моше. Шамиль правитель государства и его дипломатия. -Махачкала: Фонд Шамиля, 1997.- 106с.

38. Ган К.Ф. Путешествие в Кахетию и Дагестан // СМОМПК. Вып. XXXI.-1899.

39. Гарданов В.К. Обычное право как источник для изучения социальных отношений у народов Северного Кавказа в ХУШ-Х1Х вв.// Советская этнография. 1960.- № 5.- С.12.

40. Гасанов М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1971.- 77 с.

41. Геничутлинский X. Историка биографические и исторические очерки: Пер. с арабск. / Т.М. Айтберова; Вступ. ст. В.Г. Гаджиева.- Махачкала: Фонд Шамиля, 1992.- 176с.

42. Глиноецкий Н. Поездка в Дагестан: Военный сборник. № 1.- 1862.

43. Дагестан в русской литературе. Т.1., Сост. У. Далгат и Б.Кирдан. -Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1960.-472с.

44. Дагестан в русской литературе. Т.П., Сост. У. Далгат и Б.Кирдан. -Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1960.-528с.

45. Дадаев Ю.У. Государство Шамиля. Социально-экономическое положение, политико-правовая и военно-административная система управления. -Махачкала: «Ихлас», 2006. 505с.

46. Дадаев Ю.У. По тропам Шамилевских сражений: Историка докум. повесть. - Махачкала: Юпитер, 1997.- 248с.

47. Дадаев Ю.У. Третья книга Дадаева. Махачкала, 1994. - 79с.

48. Даниялов А.Д. К вопросу о социальной базе и характере движения горцев под руководством Шамиля: Ученые записки ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР.-Махачкала, 1956.

49. Даниялов А.Д. Классовая борьба в Дагестане во второй половине XIX -начале XX вв.-Махачкала, 1970. 34с.

50. Даниялов А.Д. О движении горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля.- Махачкала, 1966.- С. 34.

51. Даниялов Г-А.Д. Имам Шамиль. Махачкала: АОЗТ «Издательско-полиграфическое объединение «Юпитер», 1996. - 225с.

52. Даниялов Г-А.Д. Имамы Дагестана. По долинам и скалам Дагестана. -Махачкала: АОЗТ «Издательско-полиграфическое объединение «Юпитер»; 1996. 140с.

53. Движение горцев Северо Восточного Кавказа в 20-50 гг. XIX в.: Сб. документов. / Под ред. В.Г.Гаджиева, Х.Х. Рамазанова. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1959.- 785с.54.ДГСВК.- С.621

54. Девятая рота. / Ю.Коротков, Д.Грунюшкин. М.: Гелеос, 2005. - 320с.: ил. (Кинороман).

55. Дегоев В.В. Имам Шамиль: пророк, властитель, воин. М.: Русская панорама. 2001.-374с.

56. Дневник пристава. АКАК.- Т. 12.- С.- Петербург, 1906.- 78с.

57. Доного М.М. Ордена Шамиля. Махачкала: Фонд Шамиля, 1995. - 111с.

58. Доного X,- М. Дети имама Шамиля. Махачкала, 1997.- 152с.

59. Доного X.- М. Имам Шамиль. Время. Судьба. Память. Махачкала: Фонд Г.Гамидова, 1997.- 208с.

60. Доного X.- М. Сказания о Шамиле. Махачкала, 1997.- 16с.

61. Дьяков В.А. Освободительное движение в России. 1825 1861гг.- М., 1979.

62. Дюма А. В гости к Шамилю // Кавказский край. 1995. - № 9.

63. Дюма А. Кавказ: Путешествие Александра Дюма /пер. с фр. П. Роборовского. Тифлис: Тип. Гл. Упр. наместника Кавказа. Вып.1

64. Ибрагимбейли Х.М. Народно-освободительная борьба горцев Северного Кавказа под руководством Шамиля против царизма и местных феодалов // Вопросы истории. 1990.- № 6.- С.151-160.

65. Из истории права народов Дагестана. / Предисл. А.А.Даниялова, А. Омарова.- Махачкала, 1988.

66. Известия грузинских летописей: Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 22,- Тифлис, 1897.

67. Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984.- 496 с.

68. Исторические, духовные и нравственные уроки Шамиля. Слово к 200-летию имама Дагестана и Чечни. / Сост., автор предисл. и отв. ред. Г.Г. Гамзатов. Махачкала: ДНЦ РАН, 2000. - 171с.

69. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. / Отв. ред. Шигабудинов М.Ш. Махачкала: Изд-во «Юпитер», 1997. - 398с.

70. История Дагестана. T.I -IV.- М.: Наука, 1967 1969.

71. История народов Северного Кавказа (конец XVIII 1917г.) / Под ред. A.JI. Нарочницкого. - М.: Наука, 1988.- 659с.

72. Казем Бек М. Мюридизм и Шамиль.// Русское Слово. С.- Петербург, 1859.-№12.

73. Казем Бек М. Избранные произведения. Гл. Имам Шамиль. Баку: Изд-во Элм, 1985.- 124с.

74. Казиев Ш., Карпеев И. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке. М.: Мол. Гвардия, 2003. - 452с.

75. Казиев Ш.М. Имам Шамиль. М.: Молодая гвардия, 2001.- 378с.

76. Каймаразов Г.Ш. Влияние России на развитие культуры и просвещения дореволюционного Дагестана: Дис. канд. истор. наук. 1955.

77. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М.: Наука, 1971.-475с.

78. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. II.- М., 1830.

79. Ковалевский Н. Шамиль. М.: Дело, 1912.- 96с.

80. Кодекс Шамиля. (Записал А. Руновский). Махачкала, 1992.- 51с.

81. Коркмасов (Доного) М.М. Личность имама Шамиля как фактор воспитания дагестанских школьников: Дис. . канд. пед. наук. -Махачкала, 1999.

82. Крачковский И. Ю. Избранные сочинения. Т. VI.- М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, i960.- 739 с.

83. Крачковский И.Ю. Арабская рукопись воспоминаний о Шамиле: Записки Института востоковедения АН СССР.-Л., 1933.-№ 1.-С.9-20.

84. Крачковский И.Ю., Генко А.Н. Арабские письма Шамиля в Северо-Осетии // Сов. востоковедение. 1945.- № 3.- С.36-58.

85. Кровяков Н. Шамиль: Очерк из истории борьбы народов Кавказа за независимость. М.: Интербук, 1989.- 95 с.

86. Магомедов М. 200-летие имама Шамиля и уроки истории. Доклад Председателя Государственного Совета Республики Дагестан на торжественном заседании в г. Махачкале 23 октября 1997 года. -Махачкала: Изд-во «Юпитер» 1997, 32с.

87. Магомедов Р. М. Адаты дагестанских горцев как исторический источник. Махачкала, 1960. - 18с.

88. Магомедов P.M. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. Переизд. Оригинала 1939г.- Махачкала: Фонд Шамиля, 1991.-134с.

89. Магомедов P.M. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971.- 268 с.

90. Магомедов P.M. Два столетия с Шамилем. Махачкала: Изд-во «Библиотека фонда Шамиля», 1997.- 76с.

91. Магомедов P.M. Имам Шамиль. Махачкала: Даггиз, 1941.- 52 с.

92. Магомедов P.M. История Дагестана. Махачкала, 1968.

93. Магомедов P.M. К вопросу о характере движения горцев Кавказа в первой половине XIX века. Махачкала, 1947. - 267с.

94. Магомедов P.M. Легенды и факты. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969.- 240 с.

95. Магомедов P.M. О движении Шамиля.- Махачкала: Дагест. База АН СССР, 1949.- 26с. (на правах рукописи).

96. Магомедов P.M. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII начале XIX веков. - Махачкала, 1957.- 408 с.

97. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992,- 144 с.

98. Магомедов P.M. Россия и Дагестан. Махачкала, 1987.- С. 109.

99. Магомедов P.M. Шамиль в отечественной истории. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1990.- 104с.

100. Магомедов P.M. Юность Шамиля. Махачкала: Даггиз, 1941.- 36 с.

101. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 1980.- 42 с.

102. Магометов А. А. П.К. Услар исследователь дагестанских языков. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1979.- 101с.

103. Ю7.Мейланов B.C. Опыт частной политической деятельности в России. М.: «КСП+», 2003.-616с.

104. Ю8.Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.- 184 с.

105. Ю9.Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана: Содержание, формы и методы воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.- 128 с.

106. ПО.Мирзоев Ш.А. Народная педагогика: Словесные средства воспитания. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1984.- 112 с.

107. Мухаммед-Тахир Аль-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах. Ч. I. / Пер. с араб, и коммент. Т. Айтберова. -Махачкала, 1990.- 145с.

108. Мухаммед-Тахир Аль-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах. 4.II / Пер. с арабск. А. Барабанова. Махачкала: Фонд Шамиля, 1990.- 126с.

109. ПЗ.Мухаммед-Тахир. Три имама. (О Кавказской войне 1817-1864 гг.). -Махачкала: Дагучпедгиз, 1990.- 100 с.

110. М.Назаревич А. Ф. Пословицы и поговорки народов Дагестана. М., 1958.

111. Назаревич А.Ф. Отобранное по крупицам. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1958.- 144 с.

112. Низам Шамиля: Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. IV Тифлис, 1870.

113. Оганесян JI.A. История медицины в Армении с древнейших времен до наших дней. 4.3. Ереван, 1946. - 204с

114. Омаров А. Как живут лаки // ССКГ.- Тифлис, 1869. Вып.И.- С. 46.

115. Омаров Х.А. Письма Шамиля. Махачкала: ДНЦ РАН,1997.-320с.

116. Павленко П.А. Кавказская повесть. Махачкала, 1966.-262с.

117. Павленко П.А. Шамиль. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. - 224с.

118. Памятная книжка и адрес-календарь Дагестанской области на 1901 год. / Под ред. Е.И. Козубского. Темир-Хан Шура, 1901.-257с.

119. Пашаева P.M. Народные средства трудового воспитания у горцев // Сов. педагогика. 1973.- № 1.

120. Пашаева P.M. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания в народной педагогике Дагестана: Дис. канд. пед. наук. 1972.

121. Петрушевский И.П. Джаро-белоканские вольные общества в первой половине XIX в. Махачкала: ДНЦ РАН, 1993. - 168с.

122. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Сост. и авт. вводных статей

123. A.И.Пискунов. 2-е изд. перераб. - М.: «Просвещение», 1981. - 528с.

124. Покровский М.Н. Дипломатия и воины царской России в XIX столетии: Сб. статей. М., 1923.

125. Покровский Н.И. Кавказские войны и имамат Шамиля / Под ред.

126. B.Г.Гаджиева, Н.Н.Покровского. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. - 511с.

127. Пословицы и поговорки даргинцев. Махачкала, 1951. - 112с.

128. Рамазанов А.Х. Реформаторская деятельность великого имама Шамиля,-Махачкала, 1996.-56с.

129. Ш.Рамазанов А.Х. Семья имама Шамиля. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996.24 с.

130. Ш.Рамазанов М.Б. Народные традиции как средство формирования милосердия у детей // Педагоги за национальное возрождение: вопросы истории, теории и практики. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Бишкек, 1991. - С. 23-26.

131. Ш.Рамазанов М.Б. Этнокультура как фактор социализации школьников Дагестана: Материалы Международной научно-практической конференции 30-31 мая 2000г. // Поликультурное образование на

132. Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы. Махачкала-Пятигорск,2000.-С. 18-20.

133. Рамазанов Х.Х. Эпоха Шамиля. Махачкала: Исламская тип. «Ихлас», 2003.-342с.

134. Рамазанов Х.Х., Рамазанов А.Х. Военное искусство Шамиля. -Махачкала: Издательство «Юпитер», 1999 72с.

135. Рамазанов Х.Х., Рамазанов А.Х. Шамиль: Исторический портрет. -Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1990.- 96с.13 7. Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Ф. 9. Оп. I. Д. 159.

136. Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Исторический отдел. Оп. 5. Д. 39.

137. Романовский. Кавказ и Кавказская война. СПб., 1860. - 310с.

138. МО.Руновский А. Записки о Шамиле. -М.: «Внешторгиздат», 1989,- 175 с.

139. Руновский А. Кодекс Шамиля. Махачкала, 1992 50с. Сборник Материалов для описания местностей и племен Кавказа. - Тифлис, 1894. Вып. 19.

140. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Вып. I.

141. Селимханов А.К. К истории народного образования в Дагестане 18501940.: Автореф. дис. канд. пед. наук. Махачкала, 1954.- 24с.

142. ССКГ. Тифлис, 1870. Вып. III.

143. ССКГ. Тифлис, 1869. Вып. II.

144. ССКГ. Тифлис, 1873. Вып. VII.

145. ССКГ. Тифлис, 1894. Вып. XIX.

146. Таннер С. Афганистан: История войн от Александра Македонского до падения «Талибана» / Пер. с английского С.М.Саксина. М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 448с.

147. Толстой JI.H. Хаджи-Мурат: Повести / Ил. А. Ляшенко. М.: Сов.Россия, 1989. - 272с.: ил.

148. Трошев Г. «Моя война»: Чеченский дневник окопного генерала. -Москва, 2004.-76с.

149. Услар П.К. Древнейшие сказания о Кавказе. Тифлис, 1881. - 581с.

150. Услар П.К. О распространении грамотности между горцами // Сборник сведений о кавказских горцах.- Тифлис, 1870. Вып. III.

151. Услар П.К. Об исследовании кавказских языков. Тифлис. 1888. Т. II.-117 с.

152. Услар П.К. Предположение об устройстве горских школ // Этнография Кавказа. Тифлис, 1887. Т. I.

153. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.2.-М.: Педагогика, 1988.-492С.

154. Фадеев A.B. Россия и Кавказ первой трети XIX в. Москва, 1960. 306с.

155. Халидова М.Р. Сказания народов Дагестана о Кавказской войне. -Махачкала: ИИЯЛ ДНЦ РАН.- 170с.

156. Халилов A.M. Национально освободительное движение горцев Северного Кавказа под предводительством Шамиля. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1991.- 183 с.

157. Халилов A.M., Идрисов М.М. Шамиль в истории Северного Кавказа и народной памяти. Махачкала: Дагпресс, 1998.- 128 с.

158. Хасбулатов А.П. История советской школы в Дагестане: Дис. . канд. пед.наук.- 1947.

159. Хроника Мухаммеда Тахира Аль-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля: Пер. с араб. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941.- 336с.

160. Цатуров В.Н. Формирование нравственной позиции у старших подростков в полиэтнической среде (На материале Республики Дагестан): Дис. кан.пед.наук. Махачкала, 1999.-221с.

161. ЦГАРД. Ф. 126. Оп. 2. Д. 59,61,70,71.

162. ЦГАРД. Ф. 133. Оп. 2. Д. 2.

163. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 2. Д. 8,24,98,99,100,107,109,110,117,123,134,142, 147,148,149,225.

164. ЦГАРД. Ф. 21. Оп. 3. Д. 2.167.ЦГАРД. Ф.З.Оп. 1.Д. 22.168.ЦГА РД. Ф. 5. Оп. 1.Д. 1.

165. ЦГАРД. Ф. 6. Оп. 2. Д. 3,23,28.170.ЦГАРД. Ф. 6. Оп. 4. Д.З.171.ЦГАРД. Ф. 6. Оп. 5. Д. 7.172.ЦГАРД. Ф. 7. Оп. 1.Д. 27.

166. ЦГА РД. Ф. 76. Оп. 2. Д. 6,10.

167. ЦГА РД. Ф. 81. Оп. 2. Д. 12.

168. ЦГА РД. Ф. 81. Оп. 3. Д. 4.

169. ЦТ А РД. Ф. 84. Оп. 1. Д. 6,10,12,15,16,18,19,26,27,31,32,33,39.

170. ЦГАРД. Ф. 84. Оп. 2. Д. 9,15,18.

171. ЦГА РД. Ф. 84. Оп. 3. Д. 8,10.

172. ЦГА РД. Ф. 84. Оп. 4. Д. 8,36,40.

173. ЦГА РД. Ф. 84. Оп. 6. Д. 8.

174. ЦГА РД. Ф. 85. Оп. 4. Д. 1.

175. ЦГА РД. Ф.2. Оп. 3. Д. 26,68,210.

176. ЦГВИА, ф. ВУА, д. 6468, л. 19-32.

177. ЦГВИА. ф. ВУА, д. 6478, л. 73-96.

178. Центральный государственный архив РД. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1.

179. Центральный государственный исторический архив. Ф. 821. 0п.150.д.420: Из "Записки департамента духовных дел о магометанских школах восточной части России, составленной после 1910 г (датировка дается по содержанию "Записки").

180. Чичагова М.Н. Шамиль на Кавказе и в России: Библиографический очерк.- С.-Петербург: Типография и литография С. Муллер и И. Богельман, 1889.-208с.

181. Шамиль // Энциклопедический словарь. / Сост. Брокгаузь Ф.А., Ефронь И.А.- СПб., 1903. Т. 77.- С. 125-132.

182. Шихсаидов А.Р. Рассказы по истории Дагестана: Учеб. пособ. Для уч-ся 4 кл.- 9-е изд. Махачкала, Дагучпедгиз, 1987.- 96с.

183. Школьное образование в Дагестане / Г.Ш. Каймаразов, С.М. Омаров и др.; Под. ред. Г.Ш. Каймаразова. Махачкала: Дагучпедгиз, 1968.- 267 с.

184. Шульгин С.Н. Из дагестанских преданий о Шамиле и его сподвижниках. Тифлис: Тип. Козловского, 1910,- 36с.

185. Щербаков В., Орлов А. Проблемы народной педагогики // Сов. педагогика. -1991.-№ 1.-С. 154-155.

186. Эсадзе С. Штурм Гуниба и пленение Шамиля. 1859-1909.- Тифлис: Изд.

187. Тип. Штаба Кавказ, воен. округа, 1909.- 208 с. 194. Якубов З.Я. Социально-педагогические аспекты использования народных традиций в воспитательной работе сельских школ Дагестана: Дис. канд. пед. наук.- М., 1977,- 222 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.