Образование и воспитание в имамате Шамиля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Расулова, Зумрат Магомедовна

  • Расулова, Зумрат Магомедовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 156
Расулова, Зумрат Магомедовна. Образование и воспитание в имамате Шамиля: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2000. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Расулова, Зумрат Магомедовна

I ^^ ФаИК.» шНр ВВЕДЕНИЕ.

И Глава I. Этнокультурные и педагогические истоки создания

1? системы образования и воспитания в имамате Шамиля

I 1.1. Традиционная система образования и воспитания народов ' Дагестана до создания имамата Шамиля.

1.2 Этнопедагогические воззрения народов Дагестана как предпосылки становления государственной системы образования и воспитания в имамате Шамиля.

1.3. Влияние ученых-алимов на становление и развитие государственной системы образования и воспитания в имамате.

Глава 2. Сущность и теоретический анализ системы образования и воспитания горской молодежи в имамате Шамиля.

2.1. Личность имама Шамиля и его влияние на становление системы образования и воспитания горской молодежи.

2.2. Развитие и распространение системы образования и воспитания в имамате Шамиля.

2.3. Развитие системы образования и воспитания в Дагестане после падения имамата.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образование и воспитание в имамате Шамиля»

гф Актуальность исследования. 1 i

Прошло уже около 150 лет после окончания борьбы горцев под руководством имама Шамиля, а интерес последующих поколений к тем далеким, трагическим и героическим событиям Кавказской войны не ослабевает. Учеными и поныне изучаются разные аспекты национально-освободительного движения. Наиболее полное освещение в литературе получили, на наш взгляд, военные действия и политическая обстановка как российская, так и мировая вокруг этой продолжительной колониальной войны Российской империи.

В течение XX в. не раз менялись мнения исследователей о народно-освободительной борьбе горцев Северного Кавказа под предводительством Шамиля и личности имама.

В 30-е годы о Шамиле писали как о легендарном герое, его биография как вождя освободительного движения изучалась в средних и высших учебных заведениях, его портреты помещались в учебниках. В 1947 г. в Москве в Институте истории АН СССР было проведено расширенное заседание ученых, на котором историк Х.Т. Аджимян выступил с докладом на тему "Об исторической сущности кавказского мюридизма". В нем Х.Т. Аджимян оценивал движение Шамиля как "феодально-реакционное" и "религиозно-изуверское". Участники заседания подвергли резкой критике точку зрения Х.Т. Аджимяна.

В 1949 г. вышла в свет монография профессора Р. М. Магомедова с критикой концепции Х.Т. Аджимяна. С близких позиций выступил президент Азербайджанского филиала Академии наук СССР академик Г. Гусейнов. В последовавшем выступлении в газете "Правда" и в журнале "Большевик" (№13, 1950 г.) первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана М.Д. Багирова была подвергнута острой критике концепция P.M. Магомедова и Г. Гусейнова; за критикой последовали репрессивные меры.

22 сентября 1950 г. Президиум Академии наук СССР по докладу В. Сухотина об антинаучной оценке движения Шамиля в трудах историков АН СССР т постановил признать движение реакционным и националистическим, а Шамиля - ставленником турецких султанов и английских империалистов.

После пересмотра многих концепций и оценок в отечественной исторической науке произошел коренной перелом в трактовке движения мюридизма и народно-освободительной войны горцев под руководством имама Шамиля.

Важным этапом в разработке проблем истории Кавказской войны явился 1956 г. Значительную роль сыграло выступление профессора А. Панкратовой на собраниях актива АН СССР, а также научные сессии, прошедшие в Дагестанском и Узбекском филиалах Академии наук СССР по проблемам изучения народно-освободительных движений и присоединения народов к России. На этих форумах были приняты важные решения и рекомендации, разоблачающие антинаучные, фальсификаторские концепции многих ученых. И хотя правда о' Шамиле уже прозвучала в 1956 г. в Дагестане и в Москве, лишь после 1985 г. на Всесоюзных, Всероссийских, региональных и международных конференциях справедливость была окончательно восстановлена.

В конце 80-х и в 90-х годах были проведены различные научные конференции, конгрессы, круглые столы (20-22 июня 1989 г. в Махачкале, в марте 1991 г. в Оксфордском колледже им. Св. Антония при Лондонском университете, 21 мая 1994 г. в г. Грозном, 11-13 декабря 1996 г. в г. Варшаве). Народно-освободительное движение горцев Кавказа охарактеризовано как прогрессивное и справедливое, а Шамиль признан выдающимся политическим, государственным и религиозным деятелем, талантливым полководцем, образованным человеком своего времени.

Официальное празднование 200-летия имама Шамиля было отмечено Указом Государственного Совета Республики Дагестан от 17.10.97, а также постановлением правительства Российской Федерации от 25.10.97, где говорится, что "отдавая дань уважения памяти имама Шамиля, известного государственного деятеля XIX века, создавшего первое в истории многонационального края объединенное государство имамат, талантливого стратега и полководца, реформатора и демократа, на деле осуществившего принцип изначального равен4

-А А ства людей, следует подчеркнуть, что только сегодня впервые в истории России на государственном уровне открывается возможность сказать правду о Шамиле и его эпохе". Решением Государственного Совета Республики Дагестан 1997 год был объявлен годом Шамиля. 200-летие имама праздновалось в России на государственном уровне. Торжественные собрания, международные научные конференции и другие юбилейные мероприятия проводились в Москве, Махачкале, Калуге, Киеве и других городах России и СНГ. Издано множество документов и материала по истории Кавказской войны.

Историческому прошлому Дагестана конца XVIII и первой половине XIX века, особенно периода Кавказской войны, посвящены труды многих дагестанских авторов: М.А. Абдуллаева, P.M. Магомедова, Г.Д. Даниялова, А.Р. Ших-саидова, Х.Х. Рамазанова, В.Г. Гаджиева. В своих исследованиях они освещали проблемы героической борьбы горцев Дагестана и Чечни под руководством имама Шамиля с царским самодержавием, пришли к выводу о бесспорных достижениях гуманитарного знания в Дагестане в 19 веке, о высоком уровне развития культуры дагестанских народов того времени.

Наряду с историческими проблемами во многих работах отрывочно, вскользь, имеются сведения о системе образования, обучения и воспитания в имамате Шамиля.

О государственной структуре имамата писали такие известные ученые как С.К. Бушуев, Б.В. Скитский, Н.И. Покровский, В.Г. Гаджиев, Моше Гаммер и др. Однако о создании и развитии системы образования и воспитания в имамате как неотъемлемой и чрезвычайно важной, по нашему мнению, признака государства и его перспективного развития никто фактически не говорил.

Многие российские ученые и писатели высоко оценивали способности народов Дагестана и Чечни, объективно отражали состояние народа в период кавказской войны. Они говорили о храбрости, благородстве, самопожертвовании, стремления добыть свободу своему народу, о смекалке и т.д. Положительно отзывались о борьбе горцев под руководством Шамиля Е.П. Вишняков, Д.Г. Богданов, B.C. Гапьцев, И.Н. Захарьин, М.А. Казембек, И. Кровяков и др.

3<; ^ т

Были высказывания и об образовании, и о воспитании горцев. "Если об Пж „образовании народа судить по соразмерности числа школ с массой народонаселения, - писал П.К. Услар, - то дагестанские горцы в этом отношении опередили даже многие европейские нации". Другой известный -ученый Покровский М.Н. отмечал, что "эта груда голых скал была едва ли не самым грамотным местом на Кавказе".

Ценный фактический материал по интересующей нас проблеме, характеI ризующей состояние народного образования, содержится в работах Е.И. Козуб-ского, П.К. Услара, С. Фарфоровского, Г.Э. Алкадари, Д. Бутаева, А. Омарова. В первой половине XX века появляются исследования выдающихся востоковедов В,В. Бартольда, А.Н. Генко, И.Ю. Крачковского посвященные историческому прошлому народов Дагестана.

Целый ряд работ не лишен тенденциозного подхода й освещении истории у народного образования. Восхваляя "цивилизаторскую" политику царизма, их ф авторы преподносили Дагестан как край, без своей национальной культуры, где проживали "дикие племена", "туземцы", "инородцы", занимающиеся разбоем и грабежами, что оскорбляло и поныне оскорбляет национальные чувства потомt ков.

К ним относятся М.Д. Багиров, А. Скачко ("Дагестан" М.,1931г.), Х.Т. Аджимян (Об исторической сущности кавказского мюридизма" М. 1947г.), H.A. Смирнов ("Реакционная сущность движения мюридизма и Шамиля на Кавказе". М., 1952г.), С.К. Бушуев ("Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России". М., 1955г.). В своих работах Бушуев С.К. изменил свое первоначально положительное мнение на резко отрицательное. Особо отличились наши современные историки М. Блиев, В. Дегоев, и В.Б. Ви-. ноградов. По их утверждению Кавказская война отнюдь не была национально-оборонительной борьбой, а была гражданской войной между сторонниками и противниками феодализма, принижался уровень социально-экономического развития народов Дагестана в первой половине XIX века. Однако необъектив ность данного подхода подчеркивалась и критиковалась другими авторами, что „нашло отражение в нашем исследовании.

Особо негативное отношение вызвал сборник документов, выпущенный в Тбилиси в 1953 году под редакцией Ш.В. Цагарейшвили с тенденциозным названием "Шамиль - ставленник султанской Турции и английских колонизато , ров". ■

Все вышеизложенное побудило нас провести научно-педагогическое исследование о системе образования и воспитания в имамате и придания ей имамом Шамилем особого значения.

Анализ литературы по данной проблеме показали, что в исторической и педагогической науке нет специальных исследований, посвященных изучению системы образования и воспитания, применения различных методов и приемов воспитания в имамате Шамиля.

Актуальность данной проблемы, неразработанность и необходимость ее Ф исследования на современном этапе развития дагестанского общества и определили выбор темы настоящего диссертационного исследования "Образование и воспитание в имамате Шамиля". Проблемой исследования является изучение, систематизация и научный анализ состояния системы образования и воспитания в имамате Шамиля. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - образование и практика воспитания в имамате Шамиля.

Предмет исследования - становление и развитие образования и воспитания в имамате Шамиля. щ Гипотеза исследования: наше предположение о существовании в имамате Шамиля продуманной, целостной системы образования и воспитания основывалось на следующих общеизвестных исторических фактах:

- у народов Дагестана до создания имамата уже реально существовала традиционная этнокультурная и педагогическая среда с накопленным опытом образования и воспитания подрастающего поколения;

- имам Шамиль и его сподвижники сумели проанализировать этнопеда-гогические воззрения народов Дагестана, дать оценку философско-религиозным основам и определить значимость образования и воспитания для сохранения и развития имамата в период борьбы горцев за свою независи-! мость; ф - существующая народная система образования и воспитания получила понимание, была оценена, одобрена имамом и легла в основу создания государственной системы образования, которая поддерживалась населением, внедрялась и развивалась при оказании непосредственной поддержки и материальI ной помощи самих родителей и сельских общин;

- сам имам КС был высокообразованным и просвещенным лидером национально-освободительного движения народов Дагестана и Чечни;

- осуществлялась взаимосвязь образования, воспитательных традиций, образовательных установок имама и религиозных предписаний.

Щ Задачи исследования:

• - дать оценку традиционной системе образования и воспитания, этнопе-дагогическим воззрениям народов Дагестана о создания имамата;

- определить роль духовных идеологов имамата и самого имама Шамиля, его влияния на создание государственной системы образования и воспитания;

- раскрыть взаимосвязь воспитательных традиций и образовательных установок в процессе становления, развития и распространения системы образования и воспитания в имамате;

- раскрыть роль личности имама Шамиля в становлении и развитии го-^ сударственной системы образования и воспитания;

- определить степень влияния сложившейся в имамате системы образования и воспитания на последующее развитие образования и воспитания в Дагестане.

Методологическая основа исследования. Автор руководствовался идеей о том, что образование и педагогика - общечеловеческая ценность, им присуща гуманистическая тенденция и что педагогическая наука основывается на " „признании философского, гносеологического плюрализма, приоритета общечег

J ловеческих ценностей. Применялся конкретно-исторический подход к изучению педагогических фактов, явлений. Ведущими теоретико-методологическими принципами данного исследования являлись диалектический подход, ф- , целостное изучение историко-педагогических явлений, единство и взаимосвязь объективного и субъективного, связь исторического и логического, раскрытие современного и прогностического значения результатов исследования.

В работе использованы следующие методы историко-педагогического исследования: изучение первоисточников, сравнительно-сопоставительный анализ и синтез, теоретический анализ, сочетание ретроспективы с перспективой, обобщение и систематизация результатов.

В исследовании автор опирался на труды отечественных педагогов Ю.К. Бабанского, Н.К. Гончарова, П.Ф. Каптерева, В.М. Коротова, В.В. Краевского, to Б.Т. Лихачева, A.C. Макаренко, Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина, М.Н. Скаткина,

В.А. Сластенина, В.А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др.; психологов В.В. Давыдова, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, A.B. Петровского, К.К. Платонова. В осмыслении теоретических положений и закономерностей истории педагогики большую помощь автору оказали труды по истории педагогики М.В. Богуславского, Л.Н. Гончарова, H.A. Константинова, Г.Б. Корнето-ва, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, М.Г. Плоховой, А.И. Пискунова, Л.Л. Суп-руновой, Ф.А. Фрадкина, а также дагестанских историков и педагогов Ш.Д. Хасбулатова, Г.Ш. Каймаразова, Х.Х. Рамазанова, А.Х. Рамазанова, Ш.А. Мир-зоева, Б.И. Гаджиева, A.M. Хапилова, P.M. Магомедова, М.Б. Рамазанова, З.Я. А Якубова, В.Н. Цатурова, С.М. Мамедова, М.М. Доного, К.И. Хаджиалиева,

Б.Ш. Алиевой и др.

Источниковедческую базу исследования составили документы и материалы архивов: РГВИА, ЦГИА РФ, ЦГА РД, мемуарные и художественные произведения, монографии, фольклорные материалы на русском языке и языках народов Дагестана, труды историков, писателей досоветского и советского периодов, материалы рукописного фонда института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Кроме того, такие источники, как "Акты Кавказской археографической комиссии (АКАК), "Кавказский календарь", "Кавказский сборник", "Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа" (СМОМПК), "Сборник сведений о кавказских горцах" (ССКГ). Труды дагестанских арабо-язычных авторов: Мухаммад Тахира аль Карахи, Гаджи-Али Чох-ского, Хайдарбека Геничутлинского, Абдурахмана Гази Кумухского.

Основные этапы исследования. На первом этапе проводилась архивная эвристика (1995-1997), разрабатывались концептуальные основы исследования, проводился сбор и анализ материалов. На втором (1997-1999) осмысливался и обобщался материал, проводилась апробация результатов, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования

- впервые в отечественной историко-педагогической науке выявлена и охарактеризована система образования и воспитания в имамате Шамиля как отражение воспитательной функции образования и государственной потребности подготовки молодого поколения в духе интересов национально-освободительного движения горцев имамата;

- раскрыты установленные государством (имаматом - Р.З.) содержание и направления образования и воспитания, выявлена специфика канонического образования в имамате,

- проанализированы сложившиеся в опыте коранских школ, мектебов и медресе формы и методы обучения и воспитания, составившие систему образования и воспитательной деятельности, выявлены достоинства и недостатки этой системы.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что обобщенный и систематизированный опыт образования и воспитания в имамате Шамиля включает в себя характеристику правительственной школьной политики имамата, а также содержание, основные направления и опыт работы системы образования и воспитания.

V ■« :

• ■ 1: п

Практическая значимость исследования. Результаты и выводы, полуленные в процессе исследования, представляют основу для новых работ по истории отечественной педагогики. Фактологический материал и обобщенные в диссертации положения могут быть включены в учебники и учебные пособия по теории и истории педагогики для педагогических учебных заведений, явиться основой спецкурса по педагогике, а также использоваться в учебной и воспитательной работе учителями и классными руководителями, в системе повышения квалификации учителей и тем самым способствовать обновлению содержания педагогического образования.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой источниковедческой базой, соответствием методов исследования целям исследования и задачам, системой обобщенных фактов и материалов, апробацией полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Становление и развитие системы образования и воспитания в имамате Шамиля обусловлено становлением молодого уникального независимого государства имамат и необходимостью воспитания молодого поколения граждан в духе интересов национально-освободительного движения. Школа в процессе обучения осуществляла воспитание и развитие учащихся.

2. „Характеристика опыта становления системы образования и воспитания в имамате Шамиля, в том числе положительных сторон этого опыта: усиление воспитательной и развивающей функции обучения; гуманизация педагогического процесса в целом, в том числе и во внеучебной работе; реализация таких принципов нравственного воспитания учащихся, как опора на общечеловеческую и мусульманскую мораль.

3. Раскрытие опыта воспитательной работы, содержащегося в мемуарной литературе, отражение в ней государственной политики в области образования, освещение положительных результатов воспитательной деятельности

4. Возможность использования опыта воспитательной деятельности школ в имамате в современной теории и практике воспитания учащихся обра, [ зовательной школы.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Дагестанского государственного университета в 1995-1999 гг., докладывались на различных научно-практических конференциях в Махачкале, Пятигорске. Опубликованные материалы используются кафедрами педагогики Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров, Дагестанского государственного педагогического университета, в педагогических колледжах и школах Дагестана, в лекциях и на семинарских занятиях по истории педагогики, при выполнении студентами курсовых и дипломных работ по педагогике.

Основные положения диссертации отражены в 9 публикациях автора, объем которых составляет 25 страниц. # Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав,

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Расулова, Зумрат Магомедовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного историко-педагогического исследования и анализа обширной исторической, мемуарной литературы, а также архивных источников автор пришел к следующим выводам.

До создания государства Имамат существовала народная система образования и воспитания в дагестанских обществах, которая носила исламский религиозный характер, гибко, с учетом сложившихся народных обычаев, адаптировалась в каждом селе.

Распространением грамотности среди народа занималась мечеть. Религиозное образование ставилось превыше всего, поэтому даже до обучения Корану, едва только ребенок начинал лепетать, старались научить его произносить отдельные молитвы. Хотя эти молитвы читались на арабском языке, без всякого понимания их содержания, родители все же требовали, чтобы ребенок знал их.

Основными звеньями народной системы образования, возникшей в Дагестане до создания имамата Шамиля явились: коранская школа, мектеб и медресе.

Главной функцией коранской (примечетской) школы было обучение детей читать Коран. Такие школы имелись почти в каждом ауле. Ее создателем мог быть любой грамотный человек, знающий арабский язык. Специальных помещений для проведения занятий не было. Не было также учебников и учебного оборудования. Главное внимание уделялось обучению аджаму - арабскому письму, чтению текста Корана и заучиванию отдельных его сур и аятов.

Второй ступенью мусульманской школы был мектеб. По содержанию образования это была начальная школа, где детей учили читать, писать и считать. Основное внимание здесь уделялось изучению арабского языка, его грамматики. Являясь очагом религиозного воспитания и обучения, мектебы, как основное звено конфессиональной системы образования, получает в Дагестане широкое развитие.

Мектебы считались школами низшего типа, срок обучения в которых зависел от обучавшего их муллы. Открывались они в основном при мечетях независимо от времени года при наличии желающих учиться. Программные требования к обучению в мектебе сводились к привитию навыков механического чтения Корана без понимания его содержания. Еще меньше знаний давала эта школа по письму.

-•»Г'

•ЛИ!*»

Следующей, высшей ступенью системы мусульманского конфессионального образования являлись медресе - школы повышенного типа. Медресе открывались главным образом при мечетях крупных населенных пунктов и в домах самих мударрисов-преподавателей, Их создавали наиболее подготовленные алимы и муллы.

В медресе поступала небольшая, наиболее способная часть тех, кто успешно окончил мектеб, преимущественно дети состоятельных родителей, которые могли нести расходы, связанные с обучением своих детей в другом ауле. Помимо тех, кто хотел получить звание духовного лица (муллы, будуна, кадия), здесь было немало желающих, стремящихся расширить и углубить свои знания. Срок обучения в медресе был продолжительным, составлял 10 и более лет. Содержание изучаемых предметов, их объем зависели от личности преподавателя, его эрудиции. Большое внимание в медресе уделяли изучению арабского языка, логике, риторике. В некоторых медресе изучали математику, астрономию, философию. Те ученики, которые хотели знать больше и лучше, переходили в медресе, расположенные в других селах пользовавшиеся большим престижем среди обучающейся молодежи.

Обучение в мусульманских школах было всеобщим, бесплатным и обязательным. Не было в них и социального отбора, учились вместе дети богатых и бедных. Родители считали своим долгом обучить детей основам религии, умению читать Коран и исполнять религиозные обряды.

Людьми, овладевшими грамотой на арабском языке было оставлено богатое культурное наследие, в том числе и письменность, которой пользовались в Дагестане на протяжении десятилетий.

Дагестанские ученые, прославившие Дагестан в прошлом были в свое время выпускниками тех самых школ, которые несправедливо подвергались, критике со стороны-некоторых исследователей.

Немалое значение имели также характер и традиции горского воспитания, которые отличались жестокой требовательностью и суровостью. Эти традиции приобрели в народном сознании всеобщий и обязательный характер, строго соблюдались и выполнялись с исключительной добросовестностью.

Коллективизм самого воспитания, единство и строгая требовательность общественного мнения исключали возможность непочитания старших и народных традиций. Воспитание детей считалось долгом всего тухума и аула, которые следили за детьми и быстро реагировали на их поведение.

Народные традиции воспитания формировали у горцев бесстрашие и храбрость, готовность к самопожертвованию за родных, друзей, за Родину, за слабых и обиженных.

Государственная система образования и воспитания молодежи в имамате Шамиля в значительной степени была обусловлена этнопедагогическими принципами народов Дагестана, определялись материально-историческими условиями и отражали насущные потребности горцев.

Исходя из потребностей общественно-экономического развития края, с учетом его природно-географических условий, жизни и быта дагестанских горцев, народная педагогика в качестве основных целей и задач обучения и воспитания выделяет следующие: умственное образование, трудовое воспитание и обучение, физическое развитие, нравственное и эстетическое воспитание.

Тревожное состояние дагестанского народа за свою судьбу, независимость и свободу, выдвинуло духовенство как реально существовавшую силу, зачастую представленную известными учеными-алимами, которые могли бы возглавить народные массы. В мусульманском духовенстве образовалась еще особая группа ученых-алимов, которая занималась педагогической деятельностью, как духовным, так и светским образованием. И, наконец, оно не делало разницы между людьми по национальному признаку, а лозунг "Все мусульмане - братья", провозглашавшийся ими, способствовал духовному и нравственному сближению народов, которые исповедовали ислам.

Абдурахман из Гази Кумуха в своих воспоминаниях перечисляет и дает краткую характеристику известных только ему ученых-алимов, педагогов, принявших участие в развитии образования и воспитании молодого поколения в имамате Шамиля. При нашем подсчете только в его воспоминаниях их оказалось более 80 человек.

Все три имама: Гази-Мухаммад, Гамзат-бек и Шамиль были под большим влиянием шейха Мухаммада Ярагского. Заслуга имама Шамиля заключалась в том, что он сумел, в полной мере, использовать могучие идеологические силы, заложенные в мюридизме. Не будь этого движения в Дагестане, не было бы, по всей вероятности, такого мощнейшего сопротивления царским колонизаторам.

Имам Шамиль (1797-1871), так же как и его предшественники имамы, получил традиционное образование и воспитание своего времени. Имам во многом благодаря своим стараниям в учебе, став создателем и руководителем уникального государства имамат, сам в дальнейшем внедрял свой опыт обучения в систему образования и воспитания своего народа. Он вошел во всемирную историю не только как духовный лидер и руководитель освободительной борьбы горцев, умелый военный тактик и стратег, искусный политик и дальновидный дипломат, но и как великий реформатор. По замыслу Шамиля гордые народы Северного Кавказа должны были иметь собственное государство, которое позволило бы им всем вместе выступать на международной арене.

Имам Шамиль добился широкого применения в имамате и такой практики, как взаимный обмен между разными учеными. Имам оберегал ученых, талантливых алимов, старался не привлекать их к военным действиям, не нагружать другими обязанностями, кроме, как воспитание и обучение молодежи. Многие из них и их семьи были освобождены от налогов и повинностей.

Имам Шамиль уделял внимание развитию таких наук, как философия, Щ история, математика, астрономия, народная медицина, законоведение, обработка металла, языкознание, логика, литература, особенно поэзия, которая в основном носила военно-патриотический характер, воспевала героизм и мужество горцев, их страдания, неисчислимые потери.

Имам Шамиль как мог оберегал талантливую молодежь, старался чтобы его воины были грамотны. В своих письмах к алимам имам указывал, что нужно уделить больше внимания изучению юношами, наряду с религиозными науками, и таких предметов, как астрономия, математика, народная медицина, логика и др., которые принесут пользу им самим и народу.

Вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в период антиколониального движения горцев под руководством имама Шамиля решались с учетом новых задач, стоявших перед страной. Кавказская война крайне отрит цательно отразилась на хозяйственной и культурной жизни дагестанских народов, нанесла ей огромный ущерб. Продолжительная, изнурительная война сказалась и на веками складывавшейся системе образования и воспитания в Дагестане, хотя серьезных изменений она не претерпела. По существу в школах этого периода остался тот же подход к обучению и воспитанию, который традиционно сложился до создания государства имамат.

Установлено, что в имамате не изменилась общая структура школ различного типа (коранская, мектеб, медресе). Как и раньше, муталимы жили в Щ мечетях, получая продовольствие от отчисления закята, которые находились в ведении муфтия или кадия. Но одно несомненно, что под влиянием газавата -священной войны против неверных общее образовательное и воспитательное содержание школы стало более воинственным, пропитанным духом вражды к колонизаторам.

При имаме Шамиле заботу о школьном обучении государство взяло в свои руки, видя в школах кузницу верных приверженцев шариата. В каждом ауле функционировала школа для обучения Корану. В мечетях больших аулов, где имелись кадии, функционировали медресе. Кадию вменено было в обязанность, кроме выполнения своих прямых функций, заниматься и обучением мут талимов-арабистов. . щ

В медресе, создававшихся на средства государственной казны (байтулма-ла) изучались самые различные науки. Во многих медресе занимались глубоким изучением таких дисциплин, как грамматика арабского языка, толкование Корана, мусульманское право, естественные науки и др.

128 *.;

Содержание образования и система изучаемых предметов в медресе (логика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, астрология, естественные и философские науки, физика, химия, социология, история, география, мусульманское право и др.) дает право говорить о становлении в имамате Шамиля таких учебных заведений, которые уже можно было бы отнести к высшим.

Утверждая арабский язык в качестве государственного языка, Шамилю Ш не пришлось проводить какие-либо коренные ломки в имевшей место в Дагестане языковой традиции и языка образования. Ко времени начала шамилевско-го движения арабский язык в Дагестане, в том числе на авароязычной территории, в течение веков выполнял сложившуюся многовековую функцию не только языка религии и отправления религиозного культа, но в известной мере и языка науки и просвещения, деловой переписки, языка межнационального общения.

Заслуга имама Шамиля заключается в том, что он с пользой для своего % дела использовал имеющиеся традиции арабского языка и сделал все, чтобы углубить и расширить его место в духовной и государственной жизни имамата.

В языковой политике имама Шамиля нашли свое яркое отражение противоречия, обуславливаемые своеобразием этноязыковой ситуации, объективно присущей многонациональному краю и, быть может, личности самого имама. Несмотря на безусловный приоритет арабского языка в дагестанском обществе, в период шамилевского движения местные литературные языки не только не прекратили свое существование, наоборот продолжали развиваться и, прежде всего, в сфере художественной литературы.

Система образования и воспитания в имамате Шамиля способствовала борьбе имама с вредными адатами и внедрением в дагестанское общество шаЩ риата, как свода мусульманских законов.

Проведенное исследование позволило нам сделать вывод о том, что имамат Шамиля, включающего в себя стройную систему образования и воспитания, было гораздо более современнее и прогрессивнее в философии обеспече

129 ния жизни людей, чем многое из того, что тогда окружало Шамиля и его имамат.

После ликвидации имамата Шамиля и колониального захвата территории Дагестана и Чечни система образования и воспитания непокорившихся народов Дагестана продолжила свое существование как народная. Народ как и прежде считал важным для своего выживания образовывать и воспитывать свое подрастающее поколение.

Но в дело образования и воспитания в Дагестане, как и следовало ожидать, Российская империя постепенно начала вносить свои преобразования.

В Дагестане в рассматриваемый период не существовало единой системы школьного образования. Последняя, складывалась из двух направлений: официально-государственного на основе русского языка и конфессионального на основе арабского. Каждое из них представляло при этом совершенно особые системы. По сравнению с официальной государственной организацией образования более широкое распространение в Дагестане продолжало иметь конфессиональное направление. Изучение арабского языка, теологических дисциплин и отчасти светских наук было сравнительно доступным местному населению.

Первые шаги царского правительства по распространению грамотности и внедрению русского языка в Дагестане связаны с теоретической и практической деятельностью выдающегося ученого-лингвиста П.К.Услара, который продолжил в той или иной мере традиции политики покорения, которую проводила царская администрация.

П.К.Услар разработал конкретный план устройства школ для горцев. По его мнению, эти школы должны были быть общеобразовательные, элементарные, так как "всякому специальному образованию должно предшествовать общее".

В Дагестане появились и обновленные религиозные школы, которые получили название новометодных, в отличие от прежних, старометодных. Но-вометодные школы, открывшиеся в этот период, представляли собой различные ступени школ переходного типа от конфессионального обучения к светскому.

Процесс реформации конфессионального образования характеризуется ожесточенной борьбой сторонников светского образования с консервативным мусульманским духовенством. Горцы, привыкшие видеть в школах лишь центры религиозного обучения, малейшее отклонение от традиционного обучения считали покушением на догматы мусульманской веры. Именно это и использовали муллы-кадимисты и их сторонники, разжигая в своей пастве вражду ко всему новому. щ

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Расулова, Зумрат Магомедовна, 2000 год

1. Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.- 174 с.

2. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно -политической мысли Дагестана (С древнейших времен до присоединения ДагеЩстана к России). Махачкала: МРИП Юпитер, 1993,- 353 с.

3. Абдуллаев М. А. Из истории философской и общественно политической мысли народов Дагестана в XIX в. - М.: Наука, 1968.- 335 с.

4. Абдуллаев М.А. Отражение антифеодальной борьбы крестьянских масс Дагестана в общественно политической мысли ( XV - XIX вв.) // Классовая борьба в дореволюционном Дагестане: Тем. сборник / Дагфилиал АН СССР.- Махачкала, 1983.

5. Абдурахман из Газикумуха. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1997,- 868 с. % 6. Абилов А. А. Очерки советской культуры народов Дагестана,

6. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959.- 267 с. '

7. Агаев А. Г., Назаревич А. Ф. Литература народов Дагестана. Народное творчество и литература XIX начала XX вв.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1966.-271с.

8. Авраамов Н. Грозный имам Кавказа Шамиль в Калуге. Калуга: Тип. Губ. Правл., 1909,- 29 с.

9. Авторханов А. Кавказ, кавказская война и имам Шамиль // Сов. Дагестан. 1991,-№ 1.- С.33-40.

10. Агапов Ф.А. Физическая культура и спорт у горских народов Северного Кавказа.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1971.-235 с.

11. Агаширинова С. С., Сергеева Г. А. К вопросу о формировании новых праздников и обрядов у народов Дагестана // Советская этнография. 1996.- № 4,- С.18-21.

12. Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин XIX начало XX в.-М.: Наука, 1978,-304 с.132 м

13. Азаров Ю.П. Мастерство воспитания. М., 1971.

14. Айтберов Т. Дело имама Шамиля. // Даг. правда,- 1992,- 14 апр.

15. Акбиев С. Журнал внука Шамиля // Даг. Правда,-1991.-6 февр.

16. Акты Кавказской археографической Комиссии. Руновский А. Кодекс Шамиля // Военный сборник, 1862.Т. XXII.щ 17. АКАК. Дневник пристава Руновского. Тифлис, 1904.Т. XII.

17. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала: Даггиз, 1968.- 290 с.

18. Алиев А.К. Семейно бытовые традиции народов Дагестана // Женщины Дагестана. - 1966.- № 4,- С. 12.

19. Алиева Ф. Комок земли ветер не унесет/ Пер. с авар. В. Михайловой. -М: Молодая гвардия, 1967.- 367 с.

20. Алибеков И.Г. Народное образование на Кавказе. Тифлис, 1903.

21. Алкадари А. Записки о Шамиле. М., 1989,- 176 с.Ш

22. Алкадари Г.Э. Асари Дагестан. - Махачкала: Юпитер, 1994.-171 с.

23. Алферьев П.И. Очерк из жизни Шамиля. М., 1905,- 46 с.

24. Альфред дес Эссайтс. Биографические и критические портреты воинственных людей Востока. Париж, 1858,- На фр. яз.

25. Асельдеров М.А. Воспитание учащихся на передовых народных традициях. Махачкала: Дагучпедгиз, 1976.- 127 с.

26. Асиятилов С. Мудрец, реформатор, поборник чести и свободы достоин благодарной памяти потомков: ( О Шамиле ). // Даг. правда.-1997.-1 янв.

27. Асиятилов С. Шамиль и Кавказский мюридизм // Даг. правда.- 1992.18 янв.§ 29. Ахмедов Ш. Дагестанские национальные игры. Махачкала: Даггиз,1970.-40 с.

28. Ахриев Н. Г. О некоторых вопросах истории движения кавказских горцев в первой половине XIX в.: Ученые записки ИИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР. Т.2. Махачкала, 1957.

29. Бартольд В.В. Культура мусульманства. Петроград: Огни, 1918.-110с.

30. Бланч Лесли . Сабли рая / Пер. А. Давыдов. Махачкала: МРИП Юпитер, 1991.- 140 с.35. .Богуславский Д.Н. Некоторые биографические подробности о Шамиле / Военный сборник. Т.Х.- С.- Петербург, 1910,- 42 с.

31. Бурджалов Э.Н. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля.-М., 1940.-35 с.

32. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год.1. В 3 частях. -С-Пб, 1869.

33. Бушуев С.К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. М,- Л.: Институт истории АН СССР, 1939,- 184 с.

34. Бушуев С.К. Государственная система имамата Шамиля // Историк -марксист, 1937,- № 5-6.- 77 с.

35. Васильцова 3. Мудрые заповеди народной педагогики.- М.: Педагогика , 1983.- 144 с.

36. Вердеревский К.А. Плен у Шамиля. 4.11.- С.-Пб, 1856.

37. Вердеревский К.А., Дункель-Веллинг. Шамиль в Париже и Шамиль поближе.- Тифлис, 1855.- 58 с.ф 43. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск: Вост. - Сибирск .отд. Русск. географич. общества, 1926. 30 с.

38. Взятие Дарго или поражение при Дарго ? // Аргументы и факты.-1996.-№10.

39. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1989,385 с.

40. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Под ред. И.Г. Огородникова.- Чебокса-- ры: Чувашкнигоиздат, 1974,- 375 с.

41. Воспитание детей и молодежи на традициях народной педагогики. -Махачкала: Педобщество, 1989.- 82 с.

42. Габиев С. Лаки: Их прошлое и быт: СМОМПК, 1906.- ПО с. Вып. Щ, XXXVI.

43. Гаджи Али. Сказание очевидца о Шамиле. - Махачкала, Дагкнигоиз-дат, 1990,- 80 с.

44. Гаджиев Б.И. Дагестан в истории и легендах. Махачкала: Дагкниго-издат, 1965.- 203 с.

45. Гаджиев Б. Имамы и вино ( О Шамиле ) //Даг. правда. 1990,- 14 нояб.

46. Гаджиев Б.И. Они были в Дагестане. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1990.-254 с.

47. Гаджиев Б.Й. Шамиль. От Гимр до Медины. Махачкала: Даг. кн. изд-^ во, 1992.- 175 с.

48. Гаджиев В.Г. Движение кавказских горцев под руководством Шамиля в исторической литературе. Махачкала, 1956,- 48 с.

49. Гаджиев В.Г., Шигабудинов М.Ш. История Дагестана для 9 класса: Учебное пособие. Махачкала: Дагучпедгиз, 1993.- 160 с.

50. Гаджиева Д.С. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала: Дагучпедгиз, 1966,- 62 с.

51. Гайдарбеков М. Антология дагестанской поэзии на арабском языке.

52. Гайдарбеков М. Хронология истории Дагестана. Рук. Фонд ИИЯЛ, ф.7, Оп.1, Дело №236.0 59. Гамер Моше. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание

53. Чечни и Дагестана. М.: Крон-пресс, 1998.- 512 с.

54. Гамер Моше. Шамиль правитель государства и его дипломатия. -Махачкала: Фонд Шамиля, 1997,- 106 с.

55. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.- 420 с.

56. Гамзатов Р. Высокие звезды. Минск: Мастацкая литература, 1962.--290 с.

57. Ган К.Ф. Путешествие в Кахетию и Дагестан // СМОМПК. Вып. XXXI.- 1899.

58. Гарданов В.К. Обычное право как источник для изучения социальных щ, отношений у народов Северного Кавказа в ХУП1-Х1Х вв.// Советскаяэтнография. 1960,- № 5.- С. 12.

59. Гасанилав. Имам Гази Мухаммад.- Махачкала, 1992.

60. Гасанов М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки. Махачкала: Дагучпедгиз, 1971.- 77 с.

61. Гезтепе Тарик. Дагестанский лев имам Шамиль. - 3-е изд.- Стамбул, 1971.-На тур. яз.

62. Гезтепе Тарик. Шамиль становится имамом // Даг. правда.- 1992,- 30 июля.мя 69. Геничутлинский X. Историко биографические и исторические очерки: Пер. с арабск. / Т.М. Айтберова; Вступ. ст. В.Г. Гаджиева.- Махачкала: Фонд Шамиля, 1992,- 176 с.

63. Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение // Труды второй сессии Ассоциации арабистов. М.; Л., 1941.

64. Глиноецкий Н. Поездка в Дагестан: Военный сборник. № 1.- 1862.

65. Дагестан в русской литературе. Т.1.

66. Дагестан в русской литературе. Т.П.

67. Дадаев Ю.У. По тропам Шамилевских сражений : Историко докум. повесть. - Махачкала: Юпитер, 1997,- 248 с.ф 75. Далгат Б.К. Материалы по обычному праву даргинцев: Рукопись.

68. Далгат Б.О русско-туземных школах: (Машинопись).-1894.

69. Далгат У.Б. Фольклор и литература Дагестана. 1962.

70. Данилевский Н. Кавказ и его горские племена в нынешнем их положении .-М„ 1846.-95 с.

71. Данилевский Г.П. Шамиль в Малороссии. СПб., 1901.- 7 с.

72. Даниялов А.Д. К вопросу о социальной базе и характере движения горцев под руководством Шамиля : Ученые записки ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР.-Махачкала, 1956.

73. Даниялов А.Д. Классовая борьба в Дагестане во второй половине XIX- начале XX вв.- Махачкала, 1970.

74. Даниялов А.Д. О движении горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля.- Махачкала, 1966.- С. 34.

75. Даниялов А.Д. О движении горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля // Вопросы истории. 1966.- № 10.- С.2.

76. Движение горцев Северо Восточного Кавказа в 20-50 гг. XIX в.: Сб. документов / Под ред. В.Г.Гаджиева, Х.Х. Рамазанова. - Махачкала: Дат. кн. изд-во, 1959.-785 с.

77. Дело канцелярии начальника Дагестанской области. -1851.

78. Дибиров М. Был ли Шамиль левшой ? // Комсомолец Дагестана, 1969,13 февр.

79. Дибиров М. Народные игры и спорт в Дагестане. Махачкала: Дагуч-педгиз, 1968.- 160 с.

80. Дневник пристава. АКАК.- Т, 12,- С,- Петербург, 1906,- 78 с.

81. Днепров Э.Д. Советская историография дореволюционной отечественной школы и педагогики. М., 1981.

82. Днепров Э.Д. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России. М.: НИИ ОП, 1979,- 446 с.

83. Доного X.- М. Две судьбы // Молодежь Дагестана. 1995.- № 42.- 27окт.

84. Доного X.- М. Дети имама Шамиля, т Махачкала, 1997,- 152 с.

85. Доного X.- М. Детство имама Шамиля // Дат. правда. 1996.- 28 дек.

86. Доного X.- М. Имам Шамиль. Время. Судьба. Память. Махачкала: Фонд Г.Гамидова, 1997.- 208 с.

87. Доного X.- М. Муталим Шамиль // Даг. правда. 1997,- 18 янв.

88. Доного X.- М. Сказания о Шамиле. Махачкала, 1997,- 16 с.137

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.