Социально-гуманистические идеалы украинской молодёжи в трансформирующемся обществе: социально-философский аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Квятковский, Дмитрий Олегович

  • Квятковский, Дмитрий Олегович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2008, Одесса
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 222
Квятковский, Дмитрий Олегович. Социально-гуманистические идеалы украинской молодёжи в трансформирующемся обществе: социально-философский аспект: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Одесса. 2008. 222 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Квятковский, Дмитрий Олегович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ: СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

РАЗДЕЛ

ЦЕННОСТНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ В СРЕДЕ УКРАИНСКОЙ МОЛОДЁЖИ

РАЗДЕЛ

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ

РАЗДЕЛ

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ УКРАИНСКОЙ МОЛОДЁЖИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-гуманистические идеалы украинской молодёжи в трансформирующемся обществе: социально-философский аспект»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Провозглашение Украиной стратегического курса на развитие демократического, экономически развитого, социально ориентированного государства обусловливает ускорение процесса её интеграции в мировое сообщество. Реализация этого курса требует определения базовых гуманистических оснований духовного возрождения нации и соотнесения их с контекстом современной духовной и социокультурной ситуации в украинском социуме, характеризующейся отсутствием в общественном сознании чётких мировоззренческих ориентиров, резкой сменой традиционных ценностей и идеалов. Поэтому, сегодня, остро встаёт проблема социально-гуманистических идеалов, выражающаяся в несоответствии нынешних высших идеалов, которые функционируют в современном общественном сознании, морально-аксиологическим требованиям дальнейшего духовно-культурного развития общества. Всё большую роль в этом процессе играет возрастание удельного веса социально-гуманистических идеалов молодого поколения. Поскольку молодёжь составляет основу общества, его будущие возможности и перспективы, то философское осмысление гуманной направленности современных молодых людей чрезвычайно важно. От того, каким ценностным ориентациям отдаёт предпочтение украинская молодёжь, как трансформируется её мировоззрение, в каком соотношении духовно-культурные доминанты связаны с социально-гуманистическими идеалами, в значительной степени будет зависеть морально-духовная атмосфера социума, формирование общественного единства, внутренний настрой человека на развитие государства.

Несмотря на довольно объёмное количество научной литературы, посвящённой как исследованию понятия идеала, категорий ценности и оценки, аксиологической сферы мировоззрения и конститутивных аспектов идеалов, так и молодёжных ориентаций, ценностей и идеалов молодёжи, проблема социально-гуманистических идеалов современной украинской молодёжи остаётся без внимания философов, в то время как изучение её в социально-философском аспекте

помогло бы выявить скрытые глубинные средства повышения молодёжного морального сознания и культуры. Именно эти положения обусловили научное задание диссертационного исследования, которое заключается в исследовании социально-гуманистических идеалов современной украинской молодёжи в социально-философском аспекте. Учитывая актуальность и недостаточную разработанность обозначенной темы, автор выбрал её предметом диссертационного исследования.

Связь работы с научными программами, планами, темами. Диссертация выполнена в соответствии с планами научной тематики кафедры философии Одесской национальной академии пищевых технологий по комплексной теме «Мировоззренческие, методологические и методические аспекты формирования культуры специалиста» (утверждена на заседании совета по гуманитарному образованию и воспитанию академии, протокол №1 от 30.10.2006 г.).

Объектом диссертационного исследования выступают социально-гуманистические идеалы как мировоззренческие и социокультурные феномены.

Предметом исследования являются социально-гуманистические идеалы молодёжи в условиях трансформационных процессов в современном украинском социуме.

Цель диссертационного исследования состоит в социально-философском анализе социально-гуманистических идеалов украинской молодёжи в трансформирующемся обществе. На достижение этой цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:

- определить сущность, структуру и содержание социально-гуманистических идеалов, их место и роль в системе мировоззрения личности, взаимосвязь с другими сущностно-мировоззренческими элементами;

- проанализировать ценностность социально-гуманистических украинской молодёжи в условиях социальной трансформации;

- раскрыть механизмы формирования социально-гуманистических идеалов личности в трансформирующемся обществе;

- исследовать становление социально-гуманистических идеалов украинской молодёжи в системе высшего образования.

Методы исследования. Диссертационный анализ социально-гуманистических идеалов молодёжи современного украинского общества проведён с использованием общенаучных и специальных методов. В частности, был применён общесистемный метод, который предоставил возможность рассмотреть мировоззрение как сложную параметрическую систему, внутренним структурным подсистемным компонентом которой выступает социально-гуманистический идеал. Структурно-функциональный анализ был использован для философского осмысления идеалов молодёжи в динамике их функционирования, взаимосвязи и взаимодействия.

Сравнительный метод дал возможность сопоставить жизненные ориентации, ценности и идеалы молодёжи различных поколений, многих регионов Украины и стран СНГ, что обеспечило расширение объёма используемой информации и достоверность выводов. Результаты конкретного социологического исследования «Динамика жизненных планов и ценностных ориентаций студентов в трансформирующемся обществе и структура их мотиваций к учёбе», проведённого при участии диссертанта в городе Одессе в сентябре-декабре 2006 года, позволили выявить особенности морального сознания украинской молодёжи.

Автор исходил из принципа критически-конструктивного осмысления всей многогранности взглядов на те или иные аспекты объекта исследования. Особенное внимание при этом уделялось тем концептуальным разработкам, теориям, идеям, современным философским подходам, которые отображают современные противоречивые социальные, политические, экономические и духовные реалии общественного бытия.

Диссертационное исследование выполнено в мировоззренческом контексте законодательно-нормативных актов Украины («Конститущя Украши», законы Украины «Про освиу» (1996 г.), «Про сощальну шдтримку молодЬ (2000 г.), «Про вищу освпу» (2002 г.) и др.).

Научная новизна обусловлена тем, что представленная диссертация является первым исследованием социально-гуманистических идеалов украинской молодёжи в условиях трансформирующегося общества. Проведенный социально-философский анализ позволил выделить следующие положения, выражающие новизну работы:

- Впервые проанализированы понятие, сущность, структура и значение социально-гуманистических идеалов как мировоззренческих феноменов. На основании общесистемного подхода определено, что социально-гуманистический идеал является системой эмоционально-волевых, интеллектуально-познавательных, морально-этических и мотивационно-оценочных составляющих, находящихся в морально-праксеологическом взаимоотношении. Доказано, что социально-гуманистические идеалы играют определяющую социально-этическую роль в моральном самоопределении личности, занимая место атрибутивного компонента, коррелирующего с другими (познавательными, ценностно-ориентационными, чувственно-эмоциональными, волевыми и практическими) мировоззренческими элементами.

- Исследованы жизненные приоритеты, ценности, ориентации и идеалы украинской молодёжи, раскрыта ценностность их социально-гуманистических идеалов, проведён сравнительный анализ изменений, произошедших за последние годы в их аксиологической системе под влиянием трансформационных процессов, что даёт новые возможности для разработки эффективных систем социального регулирования деятельностью молодёжи. Определено, что высокозначимыми ценностями-идеалами для молодёжи являются материальное обеспечение, здоровье, любовь, свобода, честность, справедливость; среднезначимыми - досуг, общение со сверстниками, работа, отношения с родителями, учеба, семья; низкозначимыми -культура, религия, общество, государство. Анализ социально-гуманистических молодёжных идеалов (любви, свободы, честности и справедливости) выявил их индивидуально-прагматическую ценностность; они рассматриваются молодёжью преимущественно не в качестве целей морального и духовного саморазвития, а одними из средств достижения материального достатка. Это способствует утверждению ситуативной морали в молодёжной среде.

- Впервые определён функционально-императивный нормативный характер социально-гуманистических идеалов, обусловленный результирующей тенденцией между осью различения инструментального-консумматорного, обладающей прямым функциональным воздействием на мировоззрение личности, и осью различения внутреннего-внешнего, которая опосредованно влияет на развитие её идеалов. Структура социально-гуманистических идеалов как морально-ценностных норм благодаря нормативному содержанию в ценностно-духовной сфере общества выполняет функции морально-мировоззренческого самоопределения и обеспечения экзистенциальной устойчивости и имеет амбивалентный характер, включающий две диалектические составляющие, которые возникают в процессе взаимодействия индивида с социальной средой и способствуют его более успешной адаптации в конкретных условиях жизнедеятельности: социально-активные гуманистические идеалы и социально-пассивные гуманистические идеалы.

- Показано многоаспектное влияние динамических процессов социальной трансформации на социально-гуманистические идеалы личности. Выделены сущностные признаки трансформационных процессов украинского общества. Доказано, что формирование социально-гуманистических идеалов является актуальной социокультурной задачей трансформационного периода. Аргументирован тезис о том, что в зависимости от характера взаимодействия субъективных внутренних детерминант (стремление личности к справедливости, его «жизненный мир», личностная воля, самостное «Я», бессознательные комплексы, архетипы, мировоззренческое силовое поле), индивидуальных моральных качеств (открытость к самосовершенствованию, личностная рефлексия, нравственный внутренний ориентир в социокультурном диалоге, стремление к коммуникативному дискурсу и личностная гуманность) и объективных, социальных факторов (социальная трансформация, референтная микро- и макросоциальная среда, средства массовой информации) социально-гуманистические идеалы человека могут быть внутренне сформированными или навязанными извне.

- Исследовано становление социально-гуманистических идеалов украинской

молодёжи в системе высшего образования. Определены и проанализированы

\

сущность, предпосылки, формы, методы и аспекты концепции нравственного воспитания как фактора гуманизации учебного процесса и средства развития социально-гуманистических идеалов молодёжи.

Практическое значение полученных результатов заключается в выяснении особенностей социально-гуманистических идеалов украинской молодёжи в трансформирующемся обществе, что даёт возможность глубже и полнее понять социальные процессы, происходящие в Украине. Подобное исследование даёт более широкое и детальное понимание духовного мира молодёжи, аксиологических изменений в молодёжной среде, которое, в свою очередь, может способствовать практическому решению задач повышения морального сознания и организации социальной деятельности молодёжи. Материалы диссертации являются определённым вкладом в разработку актуальных направлений современной социально-философской науки, способствуют дальнейшей разработке проблем, касающихся мировоззрения, нравственного сознания, личностного бытия, общественной активности человека и могут быть использованы в лекциях, спецкурсах и семинарских занятиях по социальной философии, аксиологии, этики, социологии, психологии и социальной педагогики, а также при написании учебных пособий и методических рекомендаций, научных докладов и рефератов, курсовых и дипломных робот. Полученные результаты могут стать методологической основой возникновения новых направлений в исследовании данной проблемы.

Апробация результатов исследования. Основные идеи диссертационного исследования излагались автором на международной научной конференции «Инновации в технологии и методологии научного познания» (Одесса, октябрь, 2006), международных научно-практических конференциях «Гуманизм и образование» (Винница, сентябрь, 2006) и «Развитие научных исследований 2006» (Полтава, ноябрь, 2006), научных студенческих и профессорско-преподавательских конференциях в Одесской национальной академии пищевых технологий. Материалы исследования применялись при подготовки лекций и семинаров по философии, этике и обсуждались на методических и теоретических семинарах,

заседаниях кафедры философии Одесской национальной академии пищевых технологий.

Публикации. Основные положения и промежуточные результаты диссертационного исследования опубликованы в 10-и научных публикациях, 5 из которых - специализированные периодические издания, утверждённые ВАКом Украины.

Структура диссертационной работы определена содержанием проблемы и соответствует поставленным целью и задачам исследования. Диссертация состоит из вступления, четырёх разделов, выводов и списка использованной литературы, содержащего 209 наименований, и приложения. Основная часть работы изложена на 185 страницах.

РАЗДЕЛ 1

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ: СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

Проблема идеала как высшего образца, регулятора и ориентира для человека и общества, дающего возможность сопоставить достигнутое с желаемым, является одной из важнейших в социальной философии и внимание к ней в современных условиях повышается. Каждая культурно-историческая эпоха создаёт свой идеал, обусловленный конкретными объективными составляющими, характерными для неё.

Понятие мировоззренческого идеала было поставлено даосизмом как интеграция рациональных и чувственных элементов человеческого миропонимания. Однако есть основания считать историческим началом выделение и понимание идеалов как своеобразных регуляторов личностного поведения архаическое общество, где первобытному человеку идеал нужен как один из элементов борьбы за выживание, цель, путь, к которому нужно стремиться.

Первые попытки философского осмысления социально-гуманистических идеалов, являющиеся прямым продолжением этических размышлений в рамках героического эпоса (Гомер и Гесиод) и практической мудрости (семь мудрецов), предпринимали пифагорейцы. Более развитый анализ социально-гуманистических идеалов мы находим у Гераклита, который понимает их как всеобщую мудрость, следование вечным законам природы, а не религиозным предписаниям или законодательным указаниям. Кроме того, во фрагментах Гераклита «О природе» содержится важное положение об относительности и взаимообусловленности нравственных понятий: «И добро и зло (одно)» [102: 46].

Демокрит обобщает предшествующие этические представления. Мыслитель акцентирует внимание на экзистенциональном характере моральных механизмов, вводя в этику понятия стыда и долга как внутренних регуляторов поведения: «Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков» [102:158].

Демокрит особое значение придает таким социально-гуманистическим идеалам, как справедливость, честность, истина.

Сократ утверждал, что единственным объектом изучения может быть только человек и, прежде всего, его нравственность. Исследуя добродетели, Сократ пришел к выводу, что социально-гуманистический идеал и знание взаимообусловлены: «Справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость» [102: 119].

Основу этики Платона составляет учение о душе. В душе Платон различал три части и с каждой связывал только ей присущую гуманистическую добродетель: с разумной частью души - мудрость, волевой - мужество, чувствующей -воздержанность. Гармоническое сочетание этих трёх основных нравственных идеалов образует четвертый - справедливость. Высший социально-гуманистический идеал, по его мнению, - мудрость [139].

Наибольшей теоретической глубины достигает учение греков о гуманистических идеалах у Аристотеля. В «Никомаховой этике» и «Политике» он всесторонне осмысливает проблемы морали, указывая, что «люди образуют понятия блага и блаженства - сообразно с жизнью, которую они ведут» [8: 6]. Аристотель впервые упорядочивает и классифицирует высшие нравственные ценности, выделяя среди них социально-гуманистические идеалы мужества, умеренности, мудрости, великодушия, кроткости, правдивости, общительности, любезности и справедливости.

Вершиной античной этики явилась философия Эпикура. Учение о гуманистическом идеале как высшем благе Эпикур начинает с рассмотрения проблемы удовольствия и страдания. Он выделяет два рода наслаждений: физиологические - потребность в пище, жилище, одежде и духовные - получаемое от знания и дружбы удовольствие. Эпикур подчёркивает, что начало потребностей человека - материально и в этом нет ничего постыдного, поскольку оно обусловлено естественной необходимостью. Полагая наслаждение «началом и целью блаженной жизни», Эпикур понятие социально-гуманистического идеала связывает со средствами его достижения. «Красоту, добродетель и тому подобное следует ценить, если они доставляют удовольствие; если же не доставляют, то надо

с ними распрощаться» [102: 226]. Выше всего в людских отношениях Эпикур ценит дружбу, основанную на идеалах равенства и единомыслия. «Благодарный человек, всего более занят мудростью и дружбой, одна из них есть благосмертное, другая -бессмертное» [102: 224].

Гуманистические идеалы античности сменились иными мировоззренческими установками эпохи Средневековья. Определяющим фактором в этот исторический период стала беззаветная вера в Бога как личностно-соотносимое существо. Идейной основой гуманности служило учение о бессмертии души, неминуемом посмертном воздаянии за добродетели и грехи, свободе человеческой воли. Христос - зримый образец моральности в христианском миропонимании, воплощенный идеал. Высший и единственный смысл существования для Иисуса - любовь к ближнему, которая является отражением любви к Богу.

Для полной картины генезиса феномена социально-гуманистических идеалов нельзя не остановиться на эпохе Возрождения, где гуманистический идеал свободы, поставленный христианской традицией средневековья, был имманентно введён в понимание жизненных и духовных основ, и для мыслителей которой человек -личность, обладающая безграничными возможностями, духовно и телесно единая, находящаяся в органической связи с макрокосмом. Эти идеи нашли своё воплощение в творчестве великих представителей этой эпохи: Л.даВинчи, Т.Мора, А.Данте, Т.Кампанеллы, Б.Телезио, Н.Кузанского. Идеал гуманистов - homo universale, стоящий над сословными границами, всесторонне развитый человек, исполняющий своё предназначение как существо, способное учиться, расширять свои знания. С этим связана и гуманистическая позиция, ориентированная на античные идеалы умеренности, справедливости, эстетического мировосприятия, гармонии с природой.

Почитание разума было воспринято от эпохи Ренессанса Новым временем. Эйфорическое поклонение светлому образу человека, воспетого в эпоху Возрождения, сменилось другими взглядами. Б.Паскаль, например, использовал иронию и «логику парадоксов», чтобы показать антиномичного человека, трагизм его жизни, страданий. Проблема человека занимала одно из центральных мест в

философии Французского Просвещения. В частности, Р.Декарт утверждал, что следует стремиться к осуществлению личного счастья, и что человек способен рационально познать все тайны морали. «Добро - это то, что истинно, а зло - то, что ложно. Человеку, для того чтобы правильно поступать, следует изучать самого себя, воспитывать волю так, чтобы она могла очищать страсти, направлять поступки человека согласно велениям разума» [130: 108-109].

Величайшие представители эпохи Нового времени, английские материалисты Ф.Бэкон и Т.Гоббс, относили учение о гуманности к «точным наукам», поскольку считали, что «операция вычисления» производится не только над числами, но и над деяниями человека. Добро Бэкон и Гоббс считали основным социально-гуманистическим идеалом. «Все вещи, обозначаются нами... общим именем добро, - писал Т.Гоббс. - Все же вещи, которых мы избегаем, обозначаются как зло» [34:239].

Немецкий философ И.Кант внёс самый существенный вклад в философское осмысление идеалов, полагая, что их сущность и содержание обусловлено человеческим целеполаганием. Он разделил свою этику на две самостоятельные части: учение о долженствовании, т. е. сугубо теоретическую часть («Метафизика нравов»), и учение о претворении долженствования в практическую жизнь человека («Антропология с практической точки зрения»). Исходную нравственную категорию у И.Канта составляет «чистая воля», из которой вытекает ряд других социально-гуманистических идеалов - благо, долг, нравственный закон. И.Кант высказал мысль о самоценности (абсолютной ценности) человека, заключённую в Золотом правиле поведения (категорическом императиве): «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» [67: 64].

Проблемы морали привлекали к себе внимание Г.Гегеля, этика которого характеризуется противоречием между диалектическим методом и идеалистической системой. Гегель абстрактно-отвлечённо понимал место социально-гуманистических идеалов в человеческом обществе, рассматривая их «как объективный родовой человеческий закон» или как «всеобщую сущность

индивидов» [32: 238]. В соответствии с диалектическим развитием свободы воли, которая проходит три стадии: природную, произвольную и разумную, Г.Гегель делит этику на три части: абстрактное право, мораль и нравственность, которая является высшей ступенью в развитии Абсолюта, сущностью права и морали. Социально-гуманистическими идеалами как высшими формами развития нравственности Гегель считал семью, гражданское общество и государство.

В рамках нашего исследования рассмотрим понимание социально-гуманистических идеалов с марксистской позиции. К.Маркс и Ф.Энгельс, основатели диалектико-материалистического мировоззрения в философской науке, рассматривали саму мораль как внутренний революционный фактор, мобилизующий народ на улучшение объективных условий их жизни и самих себя, аксиологического мира своих страстей, чувств, помыслов, мотивов, идеалов. По их мнению, без духовного обновления общества и человека немыслимо никакое социальное переустройство, которое, в свою очередь, раскрывает новые горизонты, ценности и цели деятельности людей, воплощает их творческие усилия, устремления к лучшей, более справедливой, чистой жизни, добрым, гармоничным межличностным отношениям, поскольку создаёт условия для морального прогресса общества и личности [100].

К.Маркс и Ф.Энгельс считали главными социально-гуманистическими идеалами смелость, сознание собственного достоинства, чувство гордости, независимости и др. Классики марксистской этики отмечали, что, совершая моральный выбор по внутреннему убеждению, люди добровольно берут на себя всю полноту нравственной ответственности за его результаты. При этом идейность и убежденность взаимно подкрепляют друг друга, вызывая у личности потребность в трезвой самооценке, самоконтроле, самовоспитании, в гуманных поступках через моральное творчество [101: 63]. Социоцентристский подход к пониманию человека и его высших ценностей обесценил конкретного человека с его особенностями в марксистской философии.

В XX столетии философская мировая мысль осуществляет поворот к проблематике человеческого существования. Взаимосвязь мировоззрения и

нравственных идеалов находит глубокое и детальное отражение, как в исследованиях классиков философской мысли - А.Шопенгауэра [199], А.Швейцера [196], М.Ганди [31], Э.Фромма [188], Ю.Хабермаса [189], П.Флоренского [187], С.Булгакова [25], Н.Лосского [95], В.Соловьёва [163], Н.Бердяева [17], так в исследованиях современных учёных [190], неоднократно подчёркивающих, что мировоззрение в своей внутренне субъективной форме содержит наряду с предметно-чувственной, познавательной стороной (мироощущение, мировосприятие, миропонимание) целеполагающую, аксиологически-моральную сторону, на основе которой формируются личностные идеалы.

Так, подчёркивая органическую связь мировоззрения с нравственным сознанием человека, О.Дробницкий и В.Лисовский отмечают, что социально-гуманистические идеалы и мировоззренческая система, с одной стороны, как бы сливаются во внутренней (целеполагающей, осуществляющейся на мировоззренческой основе) и внешней (объективируемой, направляемой нравственными ориентирами) актуализации личности, а с другой, - сами по себе высшие моральные ценности являются сущностями, имманентными мировоззрению в целом [54]. Однако анализ социально-гуманистического идеала как системной составляющей мировоззрения ещё не стал объектом комплексного изучения и не выделился в предмет специального научно-философского осмысления.

Поэтому изучение мировоззренческой сущности социально-гуманистических идеалов вызвано, как логической концепцией диссертационного исследования, так и недостаточной общенаучной разработанностью соотношения мировоззрения с его этической составляющей. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Квятковский, Дмитрий Олегович, 2008 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. - 1984. - №5. - С.63-70.

2. Аманбаева Л. И. Организация личностно-ориентированного обучения в целях формирования гражданских качеств учащихся // Современные технологии обучения «СТО-2001»: Материалы VII межд. конф. 4.2. - СПб.: ЛЭТИ, 2001. - С.83-84.

3. Амджадин Л. Трансформационные изменения института семьи и брачных отношений в украинском обществе // Социология: теория, методы, маркетинг. -2007. - №3. - С.60-75.

4. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 274с.

5. Андреева Т. О. Вщ феномена людини до феномена людетва. - Донецьк: ДонНУ, 2002.-237с.

6. Андрущенко В. П., Бех В. П., Малшовський Ю. Л. Болонський процес. Тенденцн, проблеми, перспективи: Монограф1я. - К.: Вид-во НПУ ¡м. М.П.Драгоманова, 2004. -221с.

7. Андрущенко В. Сощальна фшософ1я. 1стор1я, теор1я, методолопя: Навчальний пос1бник. - К.: Генеза, 2006. - 656с.

8. Аристотель. Сочинения: В 4т. - М.: Мысль, 1975. - Т.2. - 832с.

9. Асташова Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей: Монография. - Москва-Воронеж: МОДЭК, 2000. - 272с.

10. Бакро А. С., Засид Е. В. Особенности подготовки высококвалифицированных специалистов на новом рыночном пути своего развития // Молодь, сощальна пол^ика 1 проблеми национального вщродження Укра'ши: Матер1али Друго1 загальноукрашсько1 студентсько1 конференцп. - Донецьк: Донецький ш статут ринку та сощально!' полгтики, 2003. - С. 17-19.

11. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Прикладная этика: идея, основания, способ существования // Вопросы философии. - 2007. - №9. - С.39-49.

12. Бекешкша I. Акцп помаранчево! револющУ: що спонукало людей вийти на вулицю // Псштичний портрет Укра'ши. - 2005. - №32. - С.59-66.

13. Бекептана I. Громадська думка як вим1р демократизацн суспшьства // Украша-2002. Мошторинг сощальних змш. - К.: 1С НАНУ, 2002. - С.231-244.

14. Бекешкша I. Постреволюцшш змши суспшьно'1 свщомосп й нов! проблеми розбудови демократ та громадянського суспшьства в УкраУш // Украшське суспшьство 1994-2005. Динам1ка сощальних змш / За ред. д.е.н. В.Ворони, д.соц.н. М.Шульги. - К.: 1С НАНУ, 2005. - С.39-48.

15. Бекешкша I. Процес демократизацн в УкраУш й розвиток пол1тичноТ свщомост1 населения // Укра'шське суспшьство 1994-2004. Мошторинг сощальних змш. - К.: Либщь, 2004. - С.232-242.

16. Бекешкина И. Украина - в транзите или в «серой зоне» // Посткоммунистические трансформации: векторы, измерения, содержание. - X.: Фолио, 2004. - С.354-375.

17. Бердяев Н. А. Судьба России. - М.: Советский писатель, 1990. - 346с.

18. Бердяев Н. А. Дух и реальность. -М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 679с.

19. Берелехис А. А., Ильинская С. Г. О конфликте различных систем ценностей // Философские науки. - 2007. - №3. - С. 111-129.

20. Бший О. Нащональна держава й антрополопчна криза // Полггична думка. -2001. -№3. - С. 14-20.

21. Блюмкин В. А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание (философско-этические аспекты). - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. - 144с.

22. Бобахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодёжной культуры: конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. - 1996. - №3. - С.53-65.

23. Болбат Т. В., Головенко В. А., Жуков Ю. М., Заячювський О. И. Генеза молод1жного руху Украши (особливост1 регюнального розвитку). 36. наук, публжацш УкрНД1 проблем молодь Вип.5. - К.: АЛД, 1996. - 235с.

24. Боршштейн Е. Р. Особливост! соцюкультурно1 трансформаци сучасного украшського суспшьства: Монограф1я. - Одеса: Астропринт, 2006. - 400с.

25. Булгаков С. Н. Тихие думы. - М.: Республика, 1996. - 509с.

26. Василенко В. А. Ценность и ценностное отношение // Проблемы ценности в философии. - М.: Наука, 1966. - 312с.

27. Введение в философию / А. А. Шварц, Р. П. Швеппе; пер. с нем. Е.Банзелюка. -М.: Астрель, 2005. - 269с.

28. Веденеев В. А. Духовные факторы и компоненты украинского процесса культурогенеза // Наука. Релтя. Суспшьство. - 2007 - №1. - С.61-66.

29. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия / Пер. с нем. П.С.Гуревича. - М.: Наука, 1993. - 103с.

30. Выпускник 80-х: Социологический очерк / Под ред. В.Лисовского, У.Штарке. -Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. -208с.

31. Ганди М. Моя жизнь / Пер. с англ. Ю.Семёнова. - М.: Политиздат, 1969. - 328с.

32. Гегель Г. Лекции по философия истории / Пер. о нем. А.М.Водена. - СПб: Ювента, 1993.-479с.

33. Гендерний розвиток в Укра'пп. Реалн i перспектпгзи / За ред. Л.С.ЛобановоГ, Т.С.Ншолаенко. - К.: Навчальна книга, 2003. - 232с.

34. Гоббс Т. Избранные произведения. В 2-х т / Под ред. В.В.Соколова. - М: Мысль, 1989. -Т.1.- 622с.

35. Голенкова 3. Т. Динамика социоструктурной трансформации в России // Социологические исследования. - 1998. - №10. - С.77-84.

36. Головаха С., Панша Н. Сощальне самопочуття населения Укра'ши до i теля помаранчево'1 революцп // Украшське суспшьство 1994-2005. Динамша сощальних змш / За ред. д.е.н. В.Ворони, д.соц.н. М.Шульги. - К.: 1С НАНУ, 2005. - С.95-106.

37. Головонько В. А., Рябика В. Л. Молод1жний рух в алгоритм! суспшьного життя Укра'ши // Молод1жний рух УкраТни: 1стор1я та сучаснють. 36. матер1ал1в. - К.: Студцентр, HIKA-Центр, 1998. - С.4-14.

38. Гончаренко И. А. Гуманитаризация образования как один из важнейших факторов современного человеческого развития // Наука. Релтя. Суспшьство. -2007.- №3.- С. 134-142.

39. Гончаров В. В. Деньги как предмет аксиологического анализа // Наука. Релтя. Суспшьство. - 2007.- №1. _ С.67-71.

40. Горак А. И. Справедливость в контексте социума // Философские науки. - 1991. - №12. - С.88-93.

41. Гукаленко О. В., Лабунский В. В. Особенности моделирования поликультурного образовательного пространства // Материалы Международной научно-практической конференции «Воспитание в культурно-образовательном пространстве: реалии и перспективы». - Тирасполь: РИО ПТУ, 2003. - 196с.

42. Грушин Б. А. Возможность и перспективы свободы (10 полемических вопросов и ответов) // Вопросы философии. - 1986. - №5. - С.3-18.

43. Гуманизм и гражданское общество / Под. В.А.Кувакина. - М.: Российское гуманистическое общество, 2003 - 239с.

44. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология. XX век: Антология. - М.: Юрист, 1995. - С.297-330.

45. Давидов В. В. Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии. - 1996. - №5. - С.52-62.

46. Давидович В. Е. Теория идеала. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1983. - 184с.

47. Дементьева В. В. «Свобода от совести» и духовность в эпоху постмодерна // Наука. Релтя. Сусшльсгво. - 2004. - №4. - С. 88-91.

48. Дзанардо А. Об ориентации молодого поколения 80-х г. // Проблемы молодёжи. -М.: АОН, 1988.- 135с.

49. Динчев А. Г. Моральные основы общества - Режим доступа: http://www.old.bstu.by/MP/konf/ а/аЗ 3 .Ыт1

50. Дистервег А. Педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1956. - 376с.

51. Донченко О. Б., Романенко Ю. В. Архетипи сощального життя 1 полкика // Глибинш регулятиви психополггичного повсякдення. - К.: Либщь, 2001. - 334с.

52. Дмитриев Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. -2000. -№10. - С.3-12.

53. Дмитриева М. С., Романенко С. С. Инновационная гуманистическая школа // Вестник российского философского общества. - 2007. - №3. - С.82-84.

54. Дробницкий О. Г. Понятие нравственности. -М.: Наука, 1977. - 317с.

55. Дубровский Д. И. О нравственном прогрессе и нравственном регрессе // Философские науки. -2007. -№11. - С.81-102.

56. Духовность, художественное творчество и нравственность (материалы круглого стола) // Вопросы философии. - 1996. - №2. - С.4-43.

57. Срмоленко А. Етика дискурсу Карла-Отто Апеля у контексп украшського суспшьства за доби морденизацп // Фшософська думка. - 2007. - №5. - С. 104-124.

58. Иваненко J1. И. Ценностно-нормативные механизмы регуляции // Культурная деятельность: опыт социологического исследования. -М.: Наука, 1981. - С.50-151.

59. Иванова С. В. Влияние идей гуманизма на формирование гуманитарного знания // Вопросы философии. - 2007. - №10. - С.19-18.

60. Ильюшина Э. Глобализация и постмодерное общество // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2004. - №3. - С.79-98.

61. Инглегард Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Новая постиндустриальная волна на западе. Антология / Под ред. В.Л.Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - С.249-264.

62. Инглегард Р. Модернизация и постмодернизация // Новая постиндустриальная волна на западе. Антология / Под ред. В.Л.Иноземцева. - М.: Academia, 1999. -С.268-285.

63. Ионин Л. П. Идентификация и инсценировка// Социологические исследования. -1995. - №4. - С.3-4.

64. Кавалеров А. А. Цшшсш ор1ентацп' особистост! у духовны культур!: Автор, дис. ... к-та фшос. наук: 09.00.03 / ШвденноукраТнський державний педагопчний ушверситет ím. К.Д.Ушинського. - Одеса, 1996. - 33с.

65. Кавалеров А. А. Цшшсть у соцюкультурнш трлнсформацп: Монограф1я. -Одеса: Астропринт, 2001. - 224с.

66. Кад1евська I. А. Осв1та як система виробництва духовних цшностей та свггоглядно1 культури // Наука. Релтя. Суспшьство. - 2007 - №1. - С.96-99.

67. Кант И. Сочинение в 6-ти т / Под ред. В.Ф.Асмуса. - М.: Мысль, 1966. - Т.4. -4.1.-544с.

68. Кант И. Сочинение в 6-ти т / Под ред. В.Ф.Асмуса. - М.: Мысль, 1966. - Т.5. -564с.

69. Кассирер Э. Что такое человек? // Проблема человека в западной философии. -М: Прогресс, 1986. - С.3-30.

70. Катаев С. Молодёжь как социально-культурная общность в аспекте межпоколенческих отношений // Теоретические основания культурной политики. -М.: РИК-М, 1993. - С. 250-258.

71. Квятковский Д. О. Гуманистическое основание национальной идеи // «Развитие научных исследований 2006»: Материалы второй международной научно-практической конференции, г. Полтава, 27-29 ноября 2006 г.: - Полтава: Интерграфша, 2006. - Т.8. - С.96-99.

72. Квятковский Д. О. Оптимизация как философская категория познания истины // Перспективи. - 2006. - №1. - С.85-90.

73. Квятковский Д. О. Нравственно-гуманистическое самоопределение личности // Методолопя шзнання: методолопя та технолопя. - 2005. - №1. - С.66-71.

74. Квятковский Д. О. Формирование нравственных идеалов как предпосылка развития общества // «Развитие научных исследований 2006»: Материалы второй международной научно-практической конференции, г. Полтава, 27-29 ноября 2006 г.

- Полтава: Интерграфша, 2006. - Т.8. - С. 102-104.

75. Кесельман Л. Е., Мацкевич М. Г. Межгенерационный сдвиг индивидуального оптимизма/пессимизма в современном российском обществе // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - №2. - С.113 -120.

76. Кгреева Т. I. Сощальна 1 культурна динамка особистост1 // Наука. Релтя. Сусшльство.-2007.-№1.-С.107-117.

77. Кияновский А. А. Толерантное воспитание - неотъемлемая часть развития гармоничной личности // Наука 1 освгга. - 2007. - №3. - С.77-83.

78. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности.

- М.: Просвещение, 1979. - 175с.

79. Костенко Н. Полггичний кредит дов1ри украТнським мед1а // УкраТнське суспшьство 1994-2005. Динамжа сощальних змш / За ред. д.е.н. В.Ворони, д.соц.н. М.Шульги. - К.: 1С НАНУ, 2005. - С.78-86.

80. Костенко С. С. Образование как процесс социализации с жизнеутверждающей направленностью // Философские науки. - 2007. — №5. - С. 137-148.

81. Красновський В. М. Необхвднють гумашстичного шдходу до виховання школяр1в у сучасних умовах // М1жнародний семшар з гумашстично'1 психологи та педагопки: Тези доповщей i повщомлень. - Р1вне: РОИППО, 1998. - С.51.

82. Кремень В. Пол1тична стратепя Украши. Пор1вняльш перспективи // Bine. -1994. - №6. - С.3-12.

83. Крылова Н. Б. Культурология образования: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 2000. - 272с.

84. Кузнецова Ю. Подростковые периодические издания: на зеркало нечего пенять? // Народное образование. - 2004. - №8. - С.233-241.

85. Кузьменко А. М. Духовшсть: пошуки концепту // Наука. Релшя. Суспшьство. -2007.-№2.-С. 154-157.

86. Куценко О. Укра'ша у трансформацшних процесах: Quo vadis? // Соцюлопя: теор1я, методи, маркетинг. - 2007. - №1. - С. 18-32.

87. Куцепал С. В. Французька фшософ1я друго'1 половини XX стол!ття: дискурс i3 преф1ксом „пост-": Монограф1я. - К.: ПАРАПАН, 2004. - 324с.

88. Кучанская С. В. Морально-этическое формирование личности в современной Украине // Наука. Релтя. Суспшьство. - 2007- №1. - С.130-132.

89. Лапин Н. И., Беляева Л. А. Кризисный социум: наше общество в трёх измерениях. - М.: Институт философии РАН, 1994. - 245с.

90. Лапин Н. И. Проблема социокультурной реформации в России: тенденции и препятствия // Вопросы философии. - 1996. - №5. - С.21-31.

91. Либман А. М. «Вторая трансформация» в постсоветских странах // Общественные науки и современность. - 2007. - №3. - С.5-17.

92. Лисий I. Ментагптет i духовна культура украТнщв // Фшософська i соцюлопчна думка. - 1995. - №11-12. - С.37-59.

93. Лисий I. Я. Фшософська 1 мистецька культура: Навч. видання. - К.: Акадезшя, 2004. - 368с.

94. Лисовский В. Т. Социальный и нравственный портрет современного студента // Социально-демографический портрет студента. — М.: Мысль, 1986. — С.7-18.

95. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. - М.: Политиздат, 1991. - 368с.

96. Луговська О. В. Громадянське суспшьство: фундаментальш цшноеи // Мультиверсум. Фшософський альманах. - 2007. - №62. - С. 17-21.

97. Макеев С. Поствиборч1 сощально-полггичш солщарноеи // УкраТнське суспшьство 1994-2005. Динамка сощальних змш / За ред. д.е.н. В.Ворони, д.соц.н. М.Шульги. - К.: 1С НАЛУ, 2005. - С.33-38.

98. Максимова I. Ю. Художня творчють та парадокси морагп // Наука. Релтя. Суспшьство. -2007.-№1. -С.133-138.

99. Мамардашвили М. К. Сознание и цивилизация // Человек в системе наук. - М.: Наука, 1990.- С.317-331.

100. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О морали и нравственном воспитании. - М.: Политиздат, 1985. - 528с.

101. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 30-ти т. - М.: Политиздат, 1955. - Т.2. -652с.

102. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита, Эпикура / Под ред. М.А.Дынника. - М.: Госполитиздат, 1955. - 238с.

103. Материалы социологического исследования «Жизненные планы студентов и структура их мотивации к учёбе». - Одесса: ОГАПТ, 1999. - 60с.

104. Материалы социологического исследования «Завершение подготовки бакалавров и учебно-воспитательный процесс на четвёртом курсе». - Одесса: ОГАПТ, 2001.-85с.

105. Материалы социологического исследования «Нравственное сознание». -Одесса: ОТИППЛ, 1983. - 85с.

106. Материалы социологического исследования «Первокурсник. Процесс адаптации к условиям вуза». - Одесса: ОГАПТ, 1998. - 69с.

107. Материалы социологического исследования «Специализация и учебно-воспитательный процесс на третьем курсе». - Одесса: ОГАПТ, 2000. - 88с.

108. Материалы социологического исследования «Студент в общежитии». - Одесса: ОТИППЛ, 1985.-22с.

109. Материалы социологического исследования «Формирование деловых и личностных качеств специалиста в процессе обучения и воспитания. Выпускник начала XXI века». - Одесса: ОГАПТ, 2002. - 37с.

110. Миронова М. С. Формирование этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося в современной российской школе - Режим доступа: http//cultus.org.ru/material/mironova.php.shk.

111. Мир философии. В 2-х ч. 4.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. - М.: Политиздат, 1991. - 672с.

112. Михальниченко Н. Украинское общество: трансформация, модернизация или лимитроф Европы? - К.: ИС НАЛУ, 2001. - 440с.

113. Михальченко М. I., Журавський В. С., Танчер В. В. Сощально-пол1тична трансформащя Украйни: реальшсть, м1фологеми, проблеми вибору. - К.: Логос, 1997.-176с.

114. Могун В., Энговагов М. Структура и межпоколенная динамика жизненных притязаний молодёжи в России и Украине: 1985-2001 // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2004. - №3. - С.47-65.

115. Молодёжная субкультура / Под ред. Н.А.Победы. - Одесса: Астропринт, 1999. -284с.

116. Молодёжь Украины: ожидания, ориентации, поведение / Под ред. В.Е.Пилипенко. - Киев: Наукова думка, 1993. - 160с.

117. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями: теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. -№2. - С. 102-112.

118. Муляр В. I. Проблема становления особистоси в систем! «1ндивщ-суспшьство»: Автореф. дис. ... д-ра фшос. наук: 09.00.03 / Дншропетровський державний ушверситет. - Кшв, 1999. - 30с.

119. Мяло К. Т. Время выбора: молодёжь и общество в поисках альтернативы. - М.: Прогресс, 2001. - 365с.

120. Надольный И. Ф., Андрущенко В. П., Зелинский Н. Е. Нравственная культура личности. - К.: Вища школа, 1986. - 190 с.

121. Нацюнальна доктрина розвитку освгги / Кремень В.Г. Освгга i наука Украши: шляхи модершзацн (Факти, роздуми, перспективи). - К.: Грамота, 2003. - С. 178-201.

122. Недашювська М. Сощальшсть - об'ективний змют самореал1защ1 особистосп II Фшософська i соцюлопчна думка. - 1993. - №7-8. - С. 130-146.

123. Неру Дж. Автобиография / Пер. с англ. Н.Смирнова. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1955.-423с.

124. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. - М.: Наука, 1991. - 343с.

125. Нове поколшня незалежноТ Укра'ши. (1991-2001 роки). Щор1чна догювщь Президентов! Украши, Верховнш Рад1 Украши, Кабшету MiHicTpiB Украши про становище молод1 в У крапп (за гид сумкам и 2001 р.). - К.: Державний in статут проблем ciM'i' та молодо 2002. - 211с.

126. Ольшанский В. Д. Политическая психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер,

2002. - 576с.

127. Омелько В. Макросощальш змши в украшському суспшьств! за роки незалежност! // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2003. - №1. - С.5-23.

128. Отчёт о результатах социологического исследования: «Воспитательная работа и досуг в общественном мнении студентов и преподавателей». - Одесса: ОНАПТ,

2003.-40с.

129. Отчёт о результатах социологического исследования: «Динамика жизненных планов и ценностных ориентаций студентов в трансформирующемся обществе и структура их мотиваций к учёбе». - Одесса: ОНАПТ, 2007. - 86с.

130. Очерк истории этики: Учебное пособие / Под ред. Б.А.Чагина, М.И.Шахновича. - М.: Мысль, 1969. - 430с.

131. Палш С. М. Значения духовного виховання для вщродження укра'шсько!' духовност1 // Наука. Релтя. Суспшьство. - 2007 - №3. - С.33-35.

132. Панина Н. Молодёжь Украины: структура ценностей, социальное самочувствие и морально-психологическое состояние в условиях тотальной аномии // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2001. - №1. - С.5-26.

133. Паращевш М. Культурний простер у контекст1 глобальних процешв // Сощальш вим!ри сусшльства. Випуск 8. - К.: 1С НАНУ, 2005. - С.166-174.

134. Паращевш М. М1жособист!сна дов1ра в украшському суспшьств1 // Украшське сусшльство 1994-2005. Динамка сощальних змш / За ред. д.е.н. В.Ворони, д.соц.н. М.Шульги. - К.: 1С НАНУ, 2005. - С.332-340.

135. Паращевин М. Социокультурные изменения в контексте глобальных процессов глазами населения Украины // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2005. -№3.-С. 194-206.

136. Педагогика: Курс лекций / Под ред. Г.И.Щукиной.- М.: Просвещение, 1966. -648с.

137. Петров Ю. П. Проблема интеллигентности в понимании студентов // Социологические исследования. - 2001. - №2. - С.62-66

138. Пилипченко В., Волянская Е. Подростковая агрессия в контексте современной социокультурной ситуации // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2004. - №4. - С.5-23.

139. Платон. Соч. в 3-х т. / Под ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса.- М.: Мысль, 1971. Т.2. 6! 1с.

140. По л 1 щук О. С. Громадянське сусшльство та його вщповщальшсть // Наука. Релтя. Сусшльство. - 2007.- №1. - С. 142-148.

141. Построение нравственного (человечного) общества в России. Материалы III научно-практической конференции / Под ред. Ю.Л.Дюбенко, Н.С.Коноплёва и др. -Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 2003. - 134с.

142. Похресник А. К. Соцюкультурш ор1ентацп студентськоУ молод1 трансформацшного сусшльства: Автореф. дис. ... к-та фшос. наук: 09.00.03 / АПН Украши; 1нститут вищо1 освгги. - Кшв, 2002. - 16с.

143. Прокопенко I. Ф. Особистють учителя в педагопчнш систем! В.О.Сухомлинського // Педагопка \ психолопя. - 2003. - №2. - С.5-11.

144. Пыслару В., Кара А., Палария В.. Духовно-нравственное воспитание учащихся: Куррикулум. - Кишинэу: LYCEUM, 2001. - 25 с.

145. Реализм мировоззрения и мировоззрение реализма / Под ред. В.Г.Табачковского. - К.: Наукова думка, 1992. - 196с.

146. Резшк О. Лептимащя влади у слабо штегрованому суспшьствк регюнальш особливост1 // Украшське суспшьство 1994-2005. Динамка сощальних змш / За ред. д.е.н. В.Ворони, д.соц.н. М.Шульги. - К.: 1С НАЛУ, 2005. - С.87-94.

147. Решетшченко А. В. Сощальш мехашзми формування гуман1стичного св1тогляду: Автореф. ... к-та фшос. наук: 09.00.03 / 1нститут фшософи îm. Г.С.Сковороди НАЛ Укршни. - Кшв, 2000. - 31с.

148. Роджерс К. Две расходящиеся тенденции // Экзистенциональная психология / Под ред. Р. Мэя. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 624с.

149. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В.Осипова. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.-672 с.

150. Российское студенчество на рубеже веков (материалы Всероссийского студенческого форума) / Под ред. А.Ф.Хохлова. - М.: Логос, 2001. - 200с.

151. Рубинштейн М. Проблема учителя. - М.-Л.: Московское акционерное издательское общество; типография «Красной газеты» им. Володарского в Ленинграде, 1927. - 173с.

152. Ручка А. А. Социальные ценности и нормы. - К.: Наукова думка, 1976. - 152с.

153. Ручка А. Особенности системной трансформации современного украинского общества // Современное общество. - 1994. - №4. - С.45-48.

154. Ручкин Б. Молодёжь и становление новой России // Социологические исследования. - 1998. - №5. - С.90-98.

155. Рябченко В. I. Проблема ютини, правди, справедливосп в украшському сощумк сощально-фшософський аспект // Мультиверсум. Фшософський альманах. - 2007. -№60. - С.76-80.

156. Сайфудинова Е. В. Некоторые аспекты профессиональной деятельности молодёжи // Научные труды молодых учёных. - Одесса: Астропршт, 1997. - С.54-56.

157. Самоопределение личности студента как будущего специалиста / Под ред. проф. В.М.Чугуенко и проф. Г.В.Ангелова. -К.-О.: СМИЛ, 2006. - 340 с.

158. Сартр Ж.-П. Человек в осаде / Пер. с фр. М.Н.Грецкого. - М.: Вагриус, 2006. -320с.

159. Симончук О. Помаранчева револющя: повстання середнього класу? Так! За даними мошторингу// Украшське суспшьство 1994-2005. Динамжа сощальних змш / За ред. д.е.н. В.Ворони, д.соц.н. М.Шульги. - К.: 1С НАЛУ, 2005. - С.62-71.

160. Ситшченко Л. Дискурсивна концепщя справедливое^ Ю. Габермаса // Фшософська думка. - 2007. - №3. - С.24-37.

161. Соболева H. I. Сощолопя суб'ективно'1 реальность - К.: Наукова думка, 2002. -296с.

162. Соколов В. Н., Рябика Л. В. Молодёжь Украины: вчера, сегодня, завтра. -Одесса: Маяк, 1998. - 152с.

163. Соловьёв В. С. Иммануил Кант: взаимодополнительность морали и права. - М.: Наука, 1992.-210с.

164. Социальная теория: к новой парадигме (Материалы круглого стола) // Полис. -1993. -№3. - С.15-25.

165. Сощальш вим1ри суспшьства. Випуск 8. - К.: 1С НЛНУ, 2005. - 325с.

166. Степаненко В. Глобатзащя: суспшьш процеси, дискурс, политика // Сощальш вшшри суспшьства. Випуск 8. - К.: 1С НАНУ, 2005. - С.126-143.

167. Степаненко В. Револющя як констелящя: нащональш особливосп громадянсько!' активности // Украшське суспшьство 1994-2005. Динамжа соц!альних зм1н / За ред. д.е.н. В.Ворони, д.соц.н. М.Шульги. - К.: 1С НАНУ, 2005. - С.4-21.

168. Степин В. С., Толстых В. И. Демократия и судьба цивилизации // Вопросы философии. - 1996. -№11. -С.3-18.

169. Студент и общество / Под ред. В.Н.Соколова. - Одесса: ИСЦ, 1998. - 131с.

170. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека (Советы воспитателям). - К.: Радянська школа, 1975. - 236с.

171. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина / Пер. с укр. - М.: Молодая гвардия, 1979.-335с.

172. Тихонович Н. Укра'ша як суб'ективна социальна реальность // Соцюлопя: теор1я, методи, маркетинг. - 2002. - №4. - С. 134-165.

173. Ткачёва В. Трансформационные процессы украинского общества в контексте глобализации // Наукове шзнання: методолопя та технолопя. - 2005. - №1. - С. 132137.

174. Труш М. С. Демократичш 1мперативи розвитку сучасного укра'шського суспшьства // Мультиверсум. Фшософський альманах. - 2007. - №62. - С. 12-16.

175. Тугаринов В. П. Философия и ценностные формы отражения. - М.: Мысль, 1978.- 173с.

176. Уёмов А. И. Вещи, свойства и отношения. - М.: АН СССР, 1963. - 184с.

177. Уёмов А. И., Лабутина Н. В. Философское значение атрибутивных общесистемных параметров // Вопросы философии. - 2003. - №2. - С.77-89.

178. Уёмов А. И. Свойства, системы и сложность // Вопросы философии. - 2003. -№6. - С.96-108.

179. Уёмов А. И. Системные аспекты философского знания - Одесса: Студия Негоциант, 2000. - 160с.

180. Укра'шська культура в европейському контекстк Монограф1я / Ю.П.Богуцький, В.П.Андрущенко, Ж.О.Безвершук, Л.М.Новоханько. - К.: Знания, 2007. - 680с.

181. Украшське суспшьство 1992 - 2002 (Соцюлопчний мошторинг) / За ред. Н.В.Паншо1. - Ки1в: 1С НАНУ, 2003. - 687с.

182. Украшське суспшьство 1994-2005. Динамжа сощальних змш / За ред. д.е.н. В.Ворони, д.соц.н. М.Шульги. - К.: 1С НАН Укра'ши, 2005. - 653с.

183. Укра'шське суспшьство - 2003: соцюлопчний мошторинг. - К.: 1С НАНУ, 2003.-684с.

184. Ушнурцева Н. Н. Полиэтническое воспитание как фактор подготовки студентов //37 Науково-методична конференщя викладач!в. MarepiaiiH конференщ!* «Шляхи розвитку науково-методичного забезпечення навчального процесу в умовах реформ вищо'1 освпж». - 4.2. - Одеса: ОНАХТ, 2006. - С.117.

185. Философия. Мировоззрение. Практика. - Алма-Ата: Наука, 1987. -280с.

186. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 576с.

187. Флоренский П. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи. -М.: ACT, 2007.-640с.

188. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. П.С.Гуревича. -М.: ACT, 2007.-624с.

189. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность / Пер. с нем. Н.В.Митрошиловой. - М.: KAMI, 1995. - 256с.

190. Хазиев В. С., Хазиева Е. В. Мировоззрение как субъективная реальность: Монография. - Уфа: БГПУ, 2004. - 296с.

191. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. - 1994. - №1. - С.12-28.

192. Цофнас А. Ю. Теория систем и теория познания. - Одесса: Астропринт, 1999. -308с.

193. Чернокозова В. Н., Чернокозов И. И. Этика учителя. Педагогическая этика. -К.: Радянська школа, 1973. - 175с.

194. Чуйко В. Суб'ектившсть, самосвщомють i наукова проблема // Sentential: 36ipKa наукових праць Спшки дослщниюв модержи фшософп. - 2000. - №2. - С.84-92.

195. Шамрай В. В. Преобразование общества: пределы возможного. - К.: Наукова думка, 1994. — 176с.

196. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / Пер. с нем. А.А.Гусейнова. - М.: Прогресс, 1992.-573с.

197. Швейцер А. Культура и этика / Пер. с нем. Н.А.Захарченко и Г.В.Колшанского. -М.: Прогресс, 1973. - 343с.

198. Шелер М. Избранные произведения / Пер. с нем. А.В.Денежкина- М.: Гнозис, 1994.-413с.

199. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность / Пер. с нем. А.А.Гусейнова. -М.: Республика, 1992. - 448с.

200. Штомпка П. Социальное изменение как тоавма // Социологические исследования. - 2000. - №1. - С.6-16.

201. Шульга Р. Подростковая агрессия: болезнь роста или вызов обществу? // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2005. - №3. - С.214-217.

202. Юнг К. Психологические типы / Пер. с нем. С.Лорие. - СПб.: Ювента, 1995. -716с.

203. Ярошенко В. М. Формирование гуманистических ценностей в политическом сознании молодёжи: Автореф. ... к-та полит, наук: 23.00.02 / Одесская национальная юридическая академия. - Одесса, 2002. - 18с.

204. Яценко А. И. Целеполагание и идеалы. - Киев: Наукова думка, 1977. - 275с.

205. Blackham Н. J. Humanism / 2d rev. ed. - New York: International Publications Service, 1976.-224p.

206. Hiorth F. Introduction to Humanism. - Pune: Indian Secular Society, 1996. - 248p.

207. Kroeber A., Parsons T. The Concept of Culture and of Social System // American Sociological Review. - 1958. - Vol. 23. - №5. - P.16-27.

208. Parsons T. Structura spoleczna a osobowosa. - Warzawa.: Teil, 1969. - 880s.

209. Who's Who in Hell: A Handbook and International Directory for Humanists, Freethinkers, Naturalists, Rationalists and Non-Theists / Complied by Warren Allen Smith. - New York: Barricade Books, 2000. - 1237p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.