Социально-философский аспект понимания менталитета тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Бандурина, Елена Николаевна

  • Бандурина, Елена Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 174
Бандурина, Елена Николаевна. Социально-философский аспект понимания менталитета: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Ростов-на-Дону. 2007. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бандурина, Елена Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНИМАНИЕ МЕНТАЛИТЕТА В ФИЛОСОФСКОМ

КОНТЕКСТЕ

1.1 Введение понятия «менталитет» в философский дискурс

1.2 Разработка концепции менталитета в западной философии XX века

1.3 Возможности и границы применения понятия «менталитет» в социальной философии

ГЛАВА 2. ОСМЫСЛЕНИЕ МЕНТАЛИТЕТА В

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ

2.1 Становление проблемы понимания менталитета в отечественной философии XVIII- начала XX вв.

2.2 Интерпретация менталитета в современной философии России

2.3 Тенденции изменения менталитета в условиях глобализации современного социума

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философский аспект понимания менталитета»

Актуальность темы исследования. Понимание менталитета становится в середине XX века одной из основных философских проблем, направленных на объяснение трудноуловимых, неоднозначных состояний духовной сферы, общественного сознания, особенностей социального поведения людей.

При всем многоголосии в вопросе решения данных проблем не обретает ясность понимание менталитета в социально-философском аспекте, его соотношение с вводимыми в философский контекст терминами «духовность», «национальная идея», «ментальность», «национальный характер», «общественное сознание» и др.

Введение понятия «менталитет» в современный философский дискурс-оказывает влияние на формирование различных подходов к пониманию менталитета как научной проблемы. Возможность и границы применения данной категории в социальной философии на сегодняшний день окончательно не определены, что требует своего разрешения с позиции анализа проблемы понимания феномена менталитета. Введение в социально-философский дискурс проблемы понимания менталитета углубляет исследования в области выявления специфики социального познания и многообразия его форм.

Разработка концепций менталитета в западной философии XIX-XX вв. способствует генезису проблемы понимания менталитета в отечественной философской традиции, ее особой интерпретации в социально-философском ракурсе. На уровне современного состояния социально-философского знания осмысление менталитета выражается в анализе тенденций его трансформации в условиях глобализации социума.

Таким образом, пристальное внимание к пониманию менталитета в научном изложении должно привести к решению многих теоретических и практических задач в области социальной философии.

Степень разработанности проблемы. Понимание менталитета является многогранной и комплексной проблемой, поэтому в качестве библиографической, научной базы исследования выступают труды зарубежных и отечественных философов, историков, психологов, этнологов, политологов, социологов.

Первые предпосылки введения понятия «менталитет» в философию и науку Нового времени были заложены в работах Г.В. Гегеля, И. Канта, Ш. Монтескье, Д. Юма.

Работа «Первобытное мышление» (1922) JI. Леви-Брюля1 является точкой отсчета появления менталитета как одной из базовых научных категорий. Философское понимание «ментельностей» связывают с именем немецкого мыслителя-неокантианца Э.Кассирера2. Он вкладывал в понимание «менталитета» примерно то же содержание, что и J1. Леви-Брюль, подчеркивая, что виды менталитетов можно систематизировать по способам восприятия окружающего мира, в особенности, как он полагал, природы. Основы социально-исторического рассмотрения ментальностей, которые на наш взгляд являются хорошей базой для развития социально-философского аспекта, заложены французской исторической школой «Анналов», основателями которой являются Ж. Л. Февр 3, М. Блок 4.

Среди классических литературных источников по проблеме понимания менталитета мы выделяем работы Э Ле Руа Ладюри5, Ж. Ле Гоффа6, Г. Дюби (третье поколение школы «Анналов»), М. Аглона, Р. Шартье, Ж. Ревеля, Г. Бутуля, А. Дюпрона, Ф. Грауса, Ф. Ариеса, П. Берка, А. Буро, У. Раульфа, Ф. Грауса.

1 Леви-Брюль Л. Социальная обусловленность религиозных представлений и институтов // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

2 Кассирер Э. Философия символических форм. В 3 т. М.: Изд-во «Университетская книга», 2002.

3 Февр Л. Как жить историей.//Бои за истории. М.: Наука, 1991.

4 Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. M., 1986.

5 Ладюри Э. Л Р. Королевская Франция (1460-1610): От Людовика XI до Генриха IV: Пер. с фр., Ле Руа Ладюри Э. M.: Международные отношения, 2004.

6 Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада. M.: Прогресс - Академия, 1992.

Большое влияние на формирование результатов исследования оказали также работы отечественных ученых, разрабатывающих проблему менталитета и его трактовки в различных направлениях.

Теоретический смысл понятия «менталитет» раскрыт в трудах

Ю.Л.Бессмертного , Б. С. Гершунского , А. Я. Гуревича, П.С. Гуревича,

Р.В. Манекина5, А.И. Ределя,6 А.С. Мыльникова7, Л.Н. Пушкарева8, Т.Д. Наумовой, М.М. Рожанского, В. А. Шкуратова, и др.

В работах Р.А. Додонова9, Б.В. Маркова10, B.C. Малахова", А.П. Огур-цова12, В.Е. Давидовича13, Ю.Г. Волкова14, В.П. Филатова15, Б. П. Шулынди-на16, B.C. Барулина17, В.Н. Шевченко18, В.Е.Кемерова19 отражен менталитет как социально-философский феномен.

В социально-философской литературе менталитет рассматривается как феномен, присущий таким социальным общностям, как нации. В публикаци

1 Бессмертный Ю. Л. Заметки о человеческом счастье и несчастье./ Индивидуальное и уникальное в истории.// Казус, выпуск № 4. М.,2002. с.15.

2 Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития: Пособие для самообразования. М.: Педагогическое общество России, 2001.

3 Гуревич А.Я. Школа «Анналов» и проблема исторического синтеза. М., 1995.

4 Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Юнити. 2005.

5Манекин Р.В. Несколько соображений о психофизическом компоненте менталыюсти // Вестник МГУ, сер.7, вып. 1, 1992.

6 Рёдель А.И. Российский менталитет: к социологическому дискурсу.// Социологические исследования. № 12, Декабрь, 2000. С.109-118.

7 Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. С. 320.

Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? Историографические заметки.// Отечественная история, №3, 1995. С.158 - 166.

9 Додонов Р.А. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования. Запорожье: РА «Тандем-У», 1998.

10 Марков Б.В. Философская антропология. Спб.: Питер, 2007. с. 352. Малахов B.C. Государство в условиях глобализации. М.: Книжный дом Университет, 2007. 256 с. 12 Огурцов А.П. Трудности анализа менталитета// Российская ментальность. Вопросы философии. №1, 1994. С.50-53.

3Давидович В.А. Особенности развития российской культуры // Донская культура, № 12.Ростов-н/Дон, 2001

14

Волков Ю.Г. Манифест гуманизма. (Идеология и гуманистическое будущее России). М.: AHO РЖ "Социально-гуманитарные знания", 2000.

15 Филатов В.П. К типологии ситуаций понимания менталитета// Вопросы философии. № 10. 1993. С. 71-78.

16 Шулындин Б.П. Православие, российский менталитет и политика Российского государства// Русское православие: вехи истории. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. С. 69-81.

17

Барулин B.C. Абстрактно - субстанциональный человек и социум. Социально-философские аспекты. М.:

Из-во МГУ, 2007.

18

Шевченко В.Н. Процессы глобализации в современном мире и Россия // Ценности глобализирующегося мира. М., 2002.

19 Кемеров В.Е. Меняющаяся роль социальной философии и антиредукционистские стратегии: IV Российский философский конгресс / В. Е. Кемеров. // Журнал. №2. 2006. С.61 ях Г.Д. Гачева1, И.К. Пантина2, В.К. Кантора и других подчеркивается культурное значение феномена менталитета, его связь с глубинными, смыслооб-разующими пластами общественного сознания и бессознательного.

И поскольку менталитет является междисциплинарным понятием, в данном исследовании рассматриваются и другие категории, но мы охватываем каждую лишь в должной мере, с целью выявления именно социально-философского аспекта интерпретации менталитета.

Социологический анализ менталитета проведен в трудах А.П. Бутенко, В.В. Козловского, Ю.В. Колесниченко, В.Г. Кусова, О.Г. Усенко, основным результатом исследований которых можно считать определение менталитета в тесной взаимосвязи с «принадлежностью индивида к определенному социуму и времени»3.

Социально-психологический и психолингвистический аспекты интерпретации менталитета выражены в концепциях К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, которые в коллективной монографии «Психологическая наука в России XX столетия: проблемы, теории и истории»4 не только определяют менталитет как проявление личных качеств человека; отмечают бесспорное влияние языка, на котором общается индивид в обществе на формирование менталитета (индивидуального и группового), но и рассматривают особенности появления национального менталитета в социуме, и, прежде всего, российского. Свое продолжение идеи авторов находят в работах В.А. Пищальниковой, О.А. Петренко, Ф. К. Касьяновой, В.В. Колесова, раскрывающих «язык как репрезентант ментальности»5. И. Г. Дубов и Г.Г. Почепцов вводят в российский философский дискурс понятие «языковой ментально-сти»6.

1 Гачев Г.Д. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 2

Пантин И.К. Россия и мир: историческое самоузнавание. Киев.:Едиториал УРСС, 2007. с.136 3

Усенко О.Г. К определению понятия «менталитет». Российская ментальность: методы и проблемы изучения. М„ 1999. С. 23-77

4 Абульханова К.Л., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М.: РАН, Инс-т психолог ии, 1997. с. 574.

5 Пищальникова В.А. Общее языкознание: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. с.240

6 Почепцов Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 года. М.: Ваклер, 2001. с. 256.

Этнологический аспект трактовки менталитета прослеживается в работах С.А. Аскольдова, В.Г. Белинского, Н.А. Бердяева, J1.H. Гумилева, Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина, К.Д. Кавелина, Н.М. Карамзина, Л.П. Карсавина, В.О. Ключевского, И.О. Лосского, Л. Г. Шумихиной. Однако четко определить взаимосвязь и взаимовлияние «этноса» и «менталитета», отмеченные еще Гумилевым Л.Н.1, а также четко разграничить эти понятия на наш взгляд удалось С.В. Лурье2 и Р.А. Ханаху,3 Р.Д. Хунагову.4

Важным методологическим положением является подход к менталитету как к динамичному феномену, развивающемуся под влиянием среды жизнедеятельности носителя менталитета. Таковым его рассматривают В.А.Сонин, Б.Г. Гершунский. Е.А. Климов. В результате появляется целый ряд авторов, рассматривающих экономический аспект понятия «менталитет», среди них можно отметить работы Г. Родмозера, А.И. Ракитова, Т.А. Ершовой.

В рамках отечественной философии тема менталитета является проблемой самоопределения России, национальной идеи, особенностей национального характера и исторического предназначения. Здесь следует назвать славянофилов и западников (Г.А. Герцена, П.Я. Чаадаева, В.Г. Белинского, И.В. Киреевского, И.С. Аксакова, А.С. Хомякова), B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева, А.В. Меня, Н.Я. Данилевского, Н.Ф.Федорова, В.И. Вернадского, И.А. Ильина.

В современной российской философии проблема менталитета связана с именами таких ученых, как Ю.Н. Афанасьев5, А.Я. Гуревич, Ю.Л. Бессмертный, Л.Н.Пушкарев, М.М.Бахтин6, Ю. М. Лотман, А. А. Велик, В. Н. Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М.: Изд-во: Экопрос, 1993. с. 544

2 Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2004

3 Ханаху Р. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Ростов-н/Д, 2001. С. 82.

4 Хунагов Р.Д., Шадже А.Ю. Кавказский фактор в современной России // Социологические исследования, №3,2001. с. 77-80.

5 Афанасьев Ю.Н. Опасная Россия: традиции самовластья сегодня. М.: Издательство РГГУ, 2001. с. 432

6 Бахтин М.М. Эпос и роман. - М.: Издательство: МедЭкспертПресс, 2004, с.300.

Бессонов, В. С. Библер, Ю. В. Бромлей, Н. И. Воронина, Г. Д. Гачев, А. Гу-лыга, М. С. Каган, В. К. Кантор, Д. С. Лихачев, А. М. Панченко и др.

Итак, проблема понимания менталитета является предметом активного исследования как российскими, так и зарубежными авторами, однако, по мнению автора, данное направление еще не достаточно исследовано с позиции социально-философского подхода. Этот пробел в области социальной философии призвана восполнить данная диссертационная работа. Цели и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ понимания менталитета.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

- выделить понимание менталитета из общего философского контекста;

- проследить путь и особенности введения понятия «менталитет» в философский дискурс;

- исследовать процесс становления концепций менталитета в западной философии XX века;

- проанализировать возможности и границы применения понятия «менталитет» в социальной философии;

- выявить и описать предпосылки рассмотрения менталитета в отечественной философии XVIII-начала XX вв.;

- проанализировать интерпретации менталитета в современном отечественном философском дискурсе;

- обозначить основные тенденции изменения понимания менталитета в условиях глобализации современного социума.

Объект и предмет исследования.

Объектом диссертационного исследования является менталитет как феномен бытия человека, общества и культуры.

Предметом исследования является проблема понимания менталитета в социально-философском аспекте.

Теоретико-методологическая база исследований. Решение сформулированных задач для достижения поставленной цели реализуется на основе системного подхода. В своем исследовании автор опирается на философские принципы: противоречивости, развития, детерминизма, историзма, относительности, системной организации общества, целостности. В работе используются методы исторического и логического анализа, сравнительно-сопоставительный подход.

Теоретическим источниковедческим базисом исследования является, прежде всего, теоретическое наследие западной и отечественной философии. Центральным элементом исследовательской парадигмы является междисциплинарный подход, позволяющий при использовании данных целого комплекса наук адекватно отразить становление, сущность и тенденции изменения менталитета.

Наличие разных научных концепций менталитета побуждает нас синтезировать их, рассмотрев проблему менталитета как проблему структурно сложного, но цельного по природе явления. Вследствие этого автор стремится совместить в исследовании социально-исторический, психологический и теоретико-культурный ракурсы. Таким образом, в рамках диссертации совмещены культурфилософское обобщение и конкретный историко-культурный материал. Подобный тип исследования представлен трудами ярчайших культурфилософов XX в. - М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, М. Вебера, Jl. Н. Гумилева, А. Я Гуревича, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана и др. В своей работе автор опирался на опыт этих мыслителей, что и повлияло на выбор исследовательской позиции.

Реализуя системно-целостный подход в определении проблемного поля исследования и формулировании круга вопросов, требующих рассмотрения в рамках работы, автор учитывал гносеологический опыт многих западноевропейских и отечественных ученых. Это потребовало использования сравнительно-исторического метода, универсальных логических процедур познания: индукции и дедукции, синтеза и анализа, аналогии и противопоставления. При интегральной характеристике сущности и структуры менталитета автор использовал несколько методологических позиций. Нами приняты во внимание исследовательские традиции современной психологии, социальной истории, западной культурологии. В контексте работы использованы результаты исследований этих областей человеческого знания. Был произведен так называемый понятийный «синтез» менталитета, который помог рассмотреть все его элементы и их специфику. При исследовании западной и отечественной философской мысли по проблеме понимания менталитета был использован компаративный анализ.

При всем многообразии методов, приоритетное место отводится диалектическому принципу единства и противоречивости, который играет фундаментальную роль в процессе социально-философского исследования понимания менталитета.

Научная новизна диссертационного исследования, в котором осуществлен целостный социально-философский анализ проблемы становления, сущности и трансформации понятия менталитета, заключается в следующем:

1. Дана общая характеристика современного состояния проблемы становления и сущности понимания менталитета. Продемонстрирована эволюция философских взглядов на менталитет, что позволило выделить основные вехи в его развитии, проведен синтез-анализ современных российских философских концепций менталитета.

2. Проведен анализ соотношения понятий «менталитет», «менталь-ность», «менталистика», «ментология». Определены принципы и методологические основы понимания менталитета, для чего в социально-философский дискурс вводится понятие «менталистики», как синтетической научной области исследования менталитета.

3. Предложена авторская типология менталитета, основанная на инте-гративном характере самого феномена, а также предлагается типологическая дефинизация понятия «менталитет».

4. Прослежена эволюция понимания менталитета в рамках отечественной социально-философской традиции: первый период - латентный период становления понимания менталитета, второй период - формирование проблемы «чтойности»1 менталитета в лоне различных наук и направлений, третий период - изменение проблемы понимания менталитета в глобальную эпоху формирования «открытого общества».

5. Определены тенденции изменения понимания менталитета в условиях глобализации современного социума: выявлены всеобщие ментальные основания для глобального сообщества и раскрыты кризисные моменты в соотношении менталитет - социум.

Положения, выносимые на защиту. Осуществленное в соответствии с изложенной актуальностью проблемы, целями, задачами и указанными теоретико-методологическими основаниями, диссертационное исследование позволяет сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

1. Под менталитетом понимаются рациональные и иррациональные мировоззренческие и социокультурные установки индивида или группы (под группой понимается общество, народ, этнос). Эволюция понимания менталитета в философском дискурсе проходит две основные стадии: гносеологическую и онтологическую. Историко-философский анализ появления термина «менталитет» показывает, что истоки смысловых элементов понятия следует искать уже в античной философии, которая наметила два основных момента: гносеологический и онтологический. Именно эти два момента и разрабатываются далее в средневековой и новой западной философии. Проведенный анализ показывает, что в изучении такого сложного понятия, как менталитет, приоритет должен отдаваться комплексной исследовательской стратегии, включающей в себя различные подходы.

Смысл понятия чтойность заключается в ответе на вопрос «что это есть?» . «Чтойность есть "смысл определения", говорит Аристотель (Met. 1030 а 6)» Лосев А.Ф. История античной эстетики. Том IV. - М.: "Искусство", 1975.

2. Изучение понимания и феномена менталитета движется в рамках следующих основных научный направлений: менталитет и история; менталитет и народ, этнос, нация; менталитет и общество, социум; менталитет и психика, психические процессы, дух; менталитет и язык; менталитет и культура; менталитет и мировоззрение. Исходя из представленных областей изучения менталитета, можно также дать типологию самого менталитета: исторический менталитет; этнический менталитет; социальный менталитет; психический менталитет; языковой менталитет; культурный менталитет; философский менталитет.

3. Типологическая дефинизация понятия «менталитет» включает в себя: историческое, этнологическое, социологическое, лингвистическое, культурологическое и философское определение менталитета. В целом менталитет включает в себя четыре основные структуры: когнитивную, рефлектирующую, чувственно-эмоциональную и аксиологическую.

4. В отечественной философии XVIII- начала XX вв. можно выделить скрытый, латентный период формирования проблемы понимания ментально-сти. В настоящее время в отечественной философии понятие менталитета не имеет четкого определения, в научной литературе нет сравнительного анализа понятий «интеллект», «мышление», «сознание», «менталитет». Нуждается, в обосновании структура менталитета, условия его формирования и механизмы функционирования. Несмотря на неупорядоченность в терминах и понятиях национального сознания, национального характера, менталитета, ментальности, на данном этапе развития науки, можно говорить о формировании основ нового научного направления в рамках философии - ментали-стики. Под менталистикой мы понимаем область знания, направленную на изучение феномена менталитета и всех форм его проявления.

5. Понимание менталитета в социально-философском аспекте - это проблема методологического определения «чтойности» менталитета, мировоззренческая проблема, она имеет свои метафизические корни и выступает необходимым элементом характеристики современного состояния социума.

6. Формирование самого менталитета невозможно вне социума, трансформация общества влечет за собой и изменения менталитета, и, соответственно, его понимания. Изменение понимания менталитета связано с глобализацией современного социума, в котором связывается воедино личность, человечество и все взаимодействующие факторы мировой системы, объединяется настоящее и будущее, их действия и конечные результаты. Можно говорить о двух основных тенденциях понимания менталитета: выявление всеобщих ментальных оснований для всего глобального общества и вскрытие кризисных моментов в соотношении менталитет - социум. На современном этапе менталитет может выступать в качестве ведущей детерминанты общественного развития, а такое направление, как ментальное управление историей, еще только предстоит освоить в XXI веке, который может стать «веком менталитета».

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется, прежде всего, его методологической направленностью. Можно надеяться, что положения и выводы, полученные в результате диссертационного исследования, могут быть использованы в качестве теоретико-методологической и источниковедческой базы в общественных науках, которые исследуют проблему понимания менталитета - социологии, социальной философии, теории менеджмента, истории, культурологии, этнологии, социальной психологии, политологии, педагогики, юриспруденции и других.

Материалы и выводы, сделанные в диссертационной работе, могут быть использованы экономистами, занимающимися личностными аспектами формирования социально-экономического пространства. Результаты исследования могут использоваться в преподавательской деятельности, в духовно-нравственном и патриотическом воспитании студенческой молодежи.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены автором в научных статьях и тезисах.

Положения работы были апробированы диссертантом в лекционных курсах по философии, социологии, социальной философии, экономической теории в учебных практических занятиях со студентами вуза, на научно-методических семинарах кафедры «Мировая экономика и международные экономические отношения» Донского государственного технического университета и кафедры «Социально-гуманитарных дисциплин» Ростовского института сервиса, а также в публикациях и выступлениях на ежегодных межвузовских научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы экономики, политики, истории, культуры и права» (г. Азов, АИЭУ и П филиал РГЭУ (РИНХ), 2004г., 2005г., 2006г.), «Грани международного взаимодействия: экономика, культура, образование» (г. Ростов-на-Дону, Международный факультет ДГТУ, 2005г.), на международном конгрессе молодых ученых, студентов, аспирантов «Перспектива 2007» ( к 30-ти летию Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы из 276 наименования, из них 24 источника на иностранном языке. Общий объем диссертации - 175 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Бандурина, Елена Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящей работой предпринята попытка социально-философского осмысления сложного и многозначного понятия менталитета. Вместе с тем мы не претендуем на «окончательное» разрешение данной проблемы.

Во-первых, по причине постоянного становления менталитета, относительного изменения его (в отдельных структурных моментах) в изменяющихся геополитических и социальных условиях; поскольку эволюцию его (существующего во «времени большой длительности») нельзя считать завершившейся.

Во-вторых, по причине собственной внутренней сложности и противоречивости феномена менталитета. Проведено предварительное обобщение предшествующего опыта осмысления феномена менталитета - в философии, социальной психологии, лингвистической науке и философии образования. В качестве вспомогательного материала использованы работы политологического и социологического характера.

Исследование менталитета как социально-философского феномена актуально на современном этапе развития отечественного социально-гуманитарного знания. Оно обращено к проблеме самоопределения современного российского общества и отдельного индивида, направлено на упорядочение социальной жизни. Проблема менталитета находится в контексте проблем политической, культурной, духовной и экономической самодетерминации России как социального образования, устойчивого не только в социально-политическом протяжении, но и в пространстве социально-экономическом пространстве.

Менталитет следует рассматривать как систему рациональных и иррациональных мировоззренческих и социально-культурных установок, что представляется убедительным в категориально-понятийном плане. Предложенная нами трактовка служит упорядочению и дальнейшему содержательному развитию современного социально-философского знания. В работе мы попытались обозначить общие наметки авторского ментального подхода, который способствует осмыслению событий социальной истории через призму конкретно-психических свойств и качеств того или иного общества, народа и индивида.

Изложены онтологические представления о сущности, структуре и особенностях функционирования ментальных феноменов. Раскрыто содержание феномена установки и его социальные проявления - глубинно-психическое, социальное и аксиологическое. Феномен установки является своеобразной структурной основой менталитета; она функционирует как в сфере внесознательного, так и на границе, «в преддверии» общественного и индивидуального сознания.

Сравнительный подход - синтез различных направлений науки - способствует утверждению интегративного подхода в современном общем социально-гуманитарном знании. Ментальные феномены должно исследовать в междисциплинарном научном пространстве. Необходимо определенное слияние, подходов и методов социальной философии с научными подходами, методами и исследовательскими установками истории, социологии и политэкономии, психологии и географии, этнологии и демографии, символической антропологии и лингвистики, семиотики, фольклористики и т. п. Некоторые примеры такого рода слияния мы попытались представить в настоящем исследовании.

Именно комплексные, междисциплинарные исследования могут представить относительно точно и «убедительно менталитет как систему «разлитых» в определенной социальной среде умонастроений, неявных установок

150 мысли и ценностных ориентаций, автоматизмов и навыков сознания, текучих и вместе с тем очень устойчивых внеличных его аспектов. Ментальный подход вскрывает иной, как бы «потаенный» план общего сознания, подчас не выраженный четко и не формулируемый эксплицитно. В центре его - образ мира, который заложен культурой в сознание людей данного общества и преобразуется ими спонтанно, по большей части вне контроля их дневного сознания»

Менталитет функционирует в лоне культур, выступает продуктом ее деятельности, а также сам влияет на состояние ее развития. Вместе с тем он не может рассматриваться как элемент культуры, поскольку не объективируется в привычных культурологических рамках.

Менталитет может рассматриваться как функциональная глубинно-духовная основа ценностей культуры данного конкретного общества, как операциональная компонента культуры.

Феномен менталитета не исчерпывается также феноменом национального сознания, поскольку менталитет включает в себя общественное, национальное, этническое и т. п. формы сознания в качестве существенного, но не единственного структурного элемента. Менталитет функционирует, преимущественно, во внесознательной социальной сфере, занимая в том числе и сферу общественного бессознательного. Глубинный, малоизменчивый (инертный) блок менталитета выступает своего рода защитным механизмом для сущностных духовных основ народа, общества. Подвижный, внешний (витальный) блок менталитета принимает на себя большую часть воздействий, связанных с социально-историческими изменениями.

Подчеркивается, что поведенческая составляющая менталитета, реали

1 Гуревич А.Я. Исторический синтез . С. 10-11. зующаяся в витальной сфере, может не совпадать с глубинными установками менталитета, занимающими инертное пространство менталитета, его ядро. В этой связи обращается особое внимание на феномен российского дуализма, проявляющийся не только в культуре, но и в сознании, социальном поведении и, возможно, мыслительных реакциях индивида.

В работе развернут в контексте обозначенной темы опыт отечественной философской мысли XVIII - XX в., в осмыслении различных аспектов менталитета, других социально-философских феноменов, которые в современной науке обозначены как ментальные. Выделены представления русских философов о духовных, психологических, социально-культурных и иных свойствах и качествах россиян, как находящихся в сфере общественного и индивидуального сознания, так и выходящих за пределы ее.

Менталитет характеризует специфические уровни личности и ее актуализации в обществе. В этом смысле менталитет можно представить как специфический тип мышления. Однако деятельность человека не может быть только рациональной, она эмоционально окрашена. Менталитет лежит в основании формирования глубинных пластов личности, ее психики, мышления. Поэтому менталитет является продуктом природных и социальных воздействий на человека, его сознание и подсознание. В социальной жизни менталитет проявляет себя как общественные мнения, настроения, привычки и установки, традиции, образ поведения и мышления, ценностные ориентации. Менталитет характеризует глубинные уровни сознания личности.

Структура менталитета сложна, в ней можно выделить аксиологические элементы, рациональные и иррациональные составляющие.

Проблема понимания менталитета в социально-философском аспекте является одной из наиболее дискуссионных в современном гуманитарном знании. Особое значение данная проблема приобретаем именно в контексте

152 российского общества. Поиск духовных оснований в России всегда являлся приоритетным, а на фоне все возрастающего господства прагматических, утилитаристских, коммерческих ценностей, становится необходимым. Мировоззренческие, религиозные, социальные, экономические кризисные тенденции общества требуют особого отношения к формированию устойчивой российской ментальное™.

Тенденции отрицательной глобализации (американизм, терроризм, формализация сознания, массовое материальное потребление, экологические катастрофы и др.) гибельно сказываются на формировании личности, всего социума.

Именно менталитет может выступить системообразующим фактором становления и реализации традиций культуры, установок и стереотипов прогрессивного развития общества, его духовности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бандурина, Елена Николаевна, 2007 год

1. Aries Р.Н. L'histoire des mentalites/ P.H.Aries // La nouvelle histoire. Paris, 1978. Переизд.: Brux-elles, 1988. 167- 189p.

2. Barron F. Creativity and Personal Freedom/ F. Barron. Princeton, 1968.

3. Boureau A. Propositions pour une histoire restreinte des mentalites // Annates. ESC. 44e annee (1989). N 6. 491 1504p.

4. Bouthoul G. Les mentalites/ G.Bouthoul. P., 1971.

5. Bushnell J. The tsarist officer corps, 1881- 1914: customs, duties, inefficiency/ J. Bushnell // The American historical review. 1981. Vol. 86. 4.

6. Cartas С. 3 000 Years of Greek Identity myth or reality?/ C.Carras -Athens, Domus Books, 1983.

7. Dinzelbacher P. Europaishe Mentalitatsgeschichte: Hauptthemen in Einzeldarstellungen. Alfred Kroner Verlag/ P. Dinzelbacher. Stuttgart, 1993.

8. Duby G. Histoire des mentalites // L'histoire et ses methods/ G.Duby.-Paris, 1961. 917-966p.

9. European journal for semiotics studies. Wien-Barcelona-Budapest-Perpignan, 1994. Vol. 6. №3-4;

10. Febvre L. Le probleme de l'incroyance au XVIe siecle. La religion de Rabelais/ L.Febvre.- Paris, 2006.

11. Funk R. The Psychodinamics of the Postmodern «I-am-me» Orientation/International Conference on the Occasion of the 20 th Anniversary of the International E. Fromm Society, October 29, 2005, Switzerland

12. Grand Dictionare Enciclopedique Larousse. V. 10., - P., 1989 (5-e ed).

13. Hans Saner, Erinnern und Vergessen, Basel 2004, Lenos.

14. Kenez P. A profile of the prerevolutionary officer corps/ P.Kenez // California Slavic studies. 1973. Vol. VII.

15. Krober A., Kluckhohn C. Culture. A critical review of concepts and definitions/A. Krober, C.Kluckhohn. Cambridge. Massachusets. - 1952.

16. Leevy-Bruhl L. "Primitive mentality" and religion/ L. Leevy-Bruhl // Classical approaches to the study of religion. Aims, methods and theories of research. -Paris, 1973.

17. Lorenz K. Behind the Mirror/ K. Lorenz.- London. Methuen & Co Ltd. 1977.

18. Loyd-Jones H. The Justice of Zeus/ H. Loyd-Jones.- Berkley, 1971.

19. Mandrou R. Magistrats et sorciers en France au XVII siecle. Une analyse de psychologie collective/ R. Mandrou.- Paris, 1968.

20. Popper K. Objective Knowledge. An Evolutionary Approach/ K. Popper. -Oxford, Clarendon press, 1972.

21. Radin P. Primitive religion/ P.Radin // Classical approaches to the study of religion. Aims, methods and theories of research.- Paris, 1973.

22. Segall M.N. The Influence of Culture on Visual perception/ M.N.Segall, D.T. Campbell, M.J.Herskovits. Indianapolis, 1966.

23. Sturrock J. Structuralism/ J. Sturrock.- London, 1993.

24. Vovelle M. La mentalite revolutionnaire/ M.Vovelle. //Webster's new collegiate dictionary. Merriam: Springfield. - Масс.

25. Абдулатипов Р.Г. Российская нация: (Этнонациональная и гражданская эдентичность россиян в современных условиях)/Р.Г. Абдулатипов-М.,2005. 400 с.

26. Абульханова К. А. Время личности и время жизни/ К. А. Абульхано-ва, Н.А. Славская, Т. Н. Березина- Спб.: Алетейя,2001. 304 с.

27. Абульханова К.А. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории/ К.А.Абульханова, Л.И.Анцыферова, А.В. Брушлинский М.: РАН, Институт психологии, 1997. 574 с.

28. Акопов Г.В. Понятие и междисциплинарное значение ментальности в современной психологии/ Г.В. Акопов, Т.В. Иванова // Психология как система направлений: Ежегодник Российского психологическогообщества РАН. Т 9. вып. 2. М.: Изд-во МГУ, 2002. 40-41 с.

29. Александриков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»/ Э.Г. Александриков // Этнографическое обозрение. 1996. №3.

30. Александров Д.А. Историческая антропология науки в России/ Д.А. Александров // Вопросы истории естествознания и техники. 1994.4. 27с.

31. Алексеев П.В. Социальная философия. Учебное пособие / П.В. Алексеев. -М.: ООО «ТК Велби», 2003.

32. Андронов Ю.В. Русская социально-политическая мысль XIX начала XX в.: К.Н. Леонтьев / Ю.В. Андронов, А.Г. Мячин, А.А. Ширинянц / Под ред. Д.В. Ермашова. - М.: Кн. дом «Университет», 2000. 228 с.

33. Антышев А.Н. О стратификации этносоциумов и взаимодействии их культур и языков/ А.Н. Антышев // Россия и Запад: диалог культур. М., 1996.367-373 с.

34. Ануфриев Е.А, Лесная А.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен/ Е.А. Ануфриев, А.В.Лесная // Социально-политический журнал. 1997. №3. С. 16-27; №4. 28-44с.

35. Арефьев П.Г., Горюнов Е.В. Предложения к ограниченной истории ментальностей/ П.Г. Арефьев, Е.В. Горюнов // История ментально-стей и историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996. 67с.

36. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров/ А.Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1996. 151с.

37. Аутлева Ф.Т. Ценностно-нормативные ориентиры русской ментальное™: социально-философский анализ. Автореф. дис. к. филол. Наук/ Ф.Т. Аутлева. М., 1996. 23 с.

38. Афанасьев Ю.Н. Историзм против эклектики: Французская историческая школа «Анналов» в современной буржуазной историографии/ Ю.Н. Афанасьев. М.: Мысль, 1980,271с.

39. Афанасьев Ю.Н. Опасная Россия: традиции самовластья сегодня/ Ю.Н.Афанасьев. М.: Издательство РГГУ, 2001. 432с.

40. Ашхамахова А.А. Социально-философский анализ менталитета: общее и особенное. Дис. д.ф.н./ А.А. Ашхамахова. Нальчик, 2006. 36с.

41. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура/ В.Г. Бабаков, В.М.Семенов.- М.: ИФ РАН, 1996.71 с.

42. Багдасарьян Н.Г. Язык культуры/Н.Г. Багдасарьян// Социально-политический журнал. 1994. N 1-2. 66 с.

43. Барулин B.C. Абстрактно субстанциональный человек и социум. Социально-философские аспекты/ B.C. Барулин. - М.: Из-во МГУ. 2007.

44. Барулин B.C. Социальная философия. В 2-х т/ В.С.Барулин.- М.: Изд-во МГУ, 2005. Т. 1. 172с.

45. Баткин J1.M. О том, как Гуревич возделывал свой аллод/ J1.M. Баткин // Одиссей. Человек в истории. М., 1994.

46. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / По книге: Pro et contra: Творчество и наследие М.М. Бахтина в контексте мировой: Т. 2 (сост., комм. Исупова К.Г.) -М.: РХГИ, 2002, с.712.

47. Бахтин М.М. Эпос и роман/ М.М. Бахтин М.: Изд. МедЭксперт-Пресс, 2004.300с.

48. Беленький В.Х. Исторический выбор России. Размышления и диалоги/ В.Х.Беленький. Красноярск: Гротеск, 1995. 184 с.

49. Белозерцев E.JI. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладнойфилософии образования/ E.JI. Белозерцев,- Волгоград: Перемена, 2000.461 с.

50. Белоус В.Г. Русский менталитет/ В.Г. Белоус // Вопросы философии. 1996. №5. 189с.

51. Беме Я. Истинная психология, или сорок вопросов о душе/ Я.Беме / Пер. с нем. -СПб.: Оранта-Пресс: Алетейя, 1999.319 с.

52. Бердяев Н.А. Русская идея/ Н.А. Бердяев // Он же. Самопознание: Сочинения. -Харьков: Фолио, 1998. 624 с.

53. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века/ Н.А. Бердяев // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990.

54. Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность/ Н.А. Бердяев. М.: Канон+, 1999.

55. Бессмертный Ю. J1. Заметки о человеческом счастье и несчастье// Индивидуальное и уникальное в истории // Казус, 2002, выпуск № 4, с. 15

56. Бех В.П. Содержание социального мира/ В.П. Бех // Нова парадигма. Вип. 4. Запорожье, 1997.

57. Бибихин В.В. Закон русской истории/ В.В. Бибихин // Вопросы философии. 1998. №7. 94-126с.

58. Библер B.C. Итоги и замыслы: (Конспект философской логики культуры)/ В.С Библер. // Вопросы философии. 1993. № 5. 75-93с.

59. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка/ М. Блок- М.: Наука, 1986.286с.

60. Богатова Г.А. Историко-культурный аспект лексикографического описания русского языка и проблемы менталитета/ Г.А. Богатова // Этническое и языковое самосознание. М., 1995. 22с.

61. Бородина Н.К. Духовность: феномен и понимание: Монография/ Н.К. Бородина.- Волгоград: Изд-во ВолгГАСА, 1999. 129 с.

62. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер и судьбыстраны/ А.О. Бороноев, П.И.Смирнов. JL: Изд-во ЛГУ, 1992. 104 с.

63. Бредихина О.Н. Русское мировоззрение: восстановимы ли традиции?/ Бредихина О.Н. Мурманск, 1997. 134 с.

64. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. В 3-х т./ Ф.Бродель М., 1992.

65. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность/ Ю. В. Бромлей. М. 1991.

66. Бударина HJL, Копылов В.И. К вопросу о российском менталитете в различные исторические периоды/ Н. Л.Бударина, В.И.Копылов // Качество жизни новая цивилизационная парадигма: Материалы межрегион, науч.-практ. конф. Волгоград: ВФ МГУК, 2000. 90-103с.

67. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) / С. Н. Булгаков Сочинения в 2-х т. Т. 2.-М.: Наука, 1999.

68. Булгаков С. Н. Два града: Исследования о природе общественных идеалов/ С. Н.Булгаков СПб.: Издательство Русского христианского гуманитарного института, 1997.

69. Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет России и евразийство/ А.П. Бутенко, Ю.В.Колесниченко //Социологические исследования. 1996. №5.

70. Бучило Н.Ф. Национальная идея в духовном опыте народа/ Н.Ф. Бучило // Вестник Российского философского общества РАН. 1998. № 4(8). 66-69с.

71. Ванчугов В.В. Очерк истории философии «самобытно-русской»/ В.В. Ванчугов.- М.: РИО «Пилигрим», 1994. 405с.

72. Введенский А. И. Очерки истории русской философии / А. И. Введенский А. Ф.Лосев, Э. Л.Радлов. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.

73. Вдовин А.И. «Российская нация»: Национально-политические проблемы XX века и общенациональная российская идея/А.И.Вдовин.1. М.:Либрис, 1995.

74. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализмаУ/Избранные произведения / Пер. с нем.; Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. пл. Гайденко; Коммент. АФ. Филиппова. М.: Прогресс, 1990. 804 с.

75. Веселкин Е.А. Культурная анропология США: теория и действительность/ Е.А. Веселкин // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М.: Наука, 1991.

76. Викорук А.В. Общенациональная идея в России/ А.В. Викорук // Вестник Российского философского общества РАН. 1998. NQ 4 (8). 69-71с.

77. Винник Д.В. Сознание как проблема в современной философии и науке/ Винник Д.В. Электронный ресурс.: энциклопедия. Режим доступа: http://www.philosophy.nsc.ru.

78. Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья/ О.Д Волкогонова. М.: РОССПЭН, 1998.

79. Волков В.Г. Социология: история и современность. Изд. 2е. Ростов-н/Д: Феникс, 2007. с.668.

80. Волков Ю.Г. Манифест гуманизма. (Идеология и гуманистическое будущее России). М.: АНО РЖ "Социально-гуманитарные знания", 2000.

81. Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление. М.: Гардарики, 2005.

82. Вундт В. Проблемы психологии народов. СПб.: Питер, 2001.

83. Выжлецов г.п. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. 1994. № 3-6. С. 16-32.

84. Вырщиков А.Н., Никонов К.М. Российская национальная идея. Некоторые суждения о государственности, демократии и культуре, свободе и человеческом достоинстве. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998. 112с.

85. Вышеславцев Б. Л. Русский национальный характер // Русский мир:

86. Сборник. М.: Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003.

87. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности/ / Психологический журнал. 1996.№ 5.Т 17.

88. Гачев Г.Д Космо- Психо-Логос: Национальные образы мира. М.: Академический проект, Прогресс - Традиция, 2007, 511с.

89. Гачев Г.Д. Ментальность народов мира М.: Прогресс-Традиция, 2003, 544с.

90. Гачев Г.Д, Национальные образы мира: Соседи России: Польша, Литва, Эстония. М.: Прогресс - Традиция, 2003

91. Гегель. Философия истории. М., 1977.

92. Гершензон М. О. Творческое самосознание // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции; Из глубины: Сборник статей о русской революции.-М.: Правда, 1991.

93. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития: Пособие для самообразования.- М.: Педагогическое общество России, 2001

94. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М.: ИТОП РАО, 1996. 144 с.

95. Гетц Г.В. Изучение ментальностей: взгляд из Германии // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем французской школы «Анналов». М., 1994.

96. Горский B.C. Философские идеи в культуре Киевской Руси XI начала XII века.-К., 1988,

97. Гройс Б. Поиск русской идентичности // Вопросы философии. 1992. № 1. С 52.

98. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.: Издательство: ACT, 2003.

99. Губанов Н.Н. Менталитет и его функционирование в обществе/ Н.Н. Губанов.// Философия и общество, 2006. № 4. 125-141 с.

100. Гумилев J1.H. География этноса в исторический период/ Л.Н. Гумилев. Л.: Наука. 1990.

101. Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы/ Л.Н. Гумилев,- М.: Изд-во: Экопрос, 1993. 544с.

102. Гуревич А. Я. История историка/ А. Я. Гуревич. М, 2004.

103. Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе/ А. Я. Гуревич. М., 2005.

104. Гуревич А.Я. История в человеческом измерении (Размышления медиевиста) / А. Я. Гуревич // НЛО. № 75. 2005.

105. Гуревич А.Я. От истории ментальностей к историческому синтезу/ А. Я. Гуревич // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». М., 1993.

106. Гуревич А.Я. Подводя итоги./ А. Я .Гуревич // Одиссей. Человек в истории. М., 2000. 128с.

107. Гуревич А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии/ А. Я. Гуревич // Всеобщая история Выпуск 1. М., 1989.

108. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства/ А. Я. Гуревич// Средние века. Выпуск 63. М., 2002.

109. Гуревич А.Я. Школа «Анналов» и проблема исторического синтеза/ А.Я. Гуревич.-М„ 1995.

110. Гуревич А. Я. Философы России XIX-XX столетий: Биографии, идеи, труды. / А.Я. Гуревич. М.: Академический проект, 1999. 233с.

111. Гуревич П.С. Философия культуры/ П.С. Гуревич.- М.: Юнити, 2005.

112. Гусейнов Г. Этнос и политическая власть/ Г. Гусейнов //Век XX и мир.1989. N 9.

113. Гуссерль Э. Феноменологическая психология. Электронный ресурс. : Энциклопедия Кругосвет. - Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/philosophy/print.php

114. Давидович В.Е. Особенности развития российской культуры/ В.Е. Давидович // Донская культура. № 12. Ростов/Дон, 2001.

115. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н.Я.Данилевский. М.: Известия, 2003.

116. Данилова Л.В., Данилов В.П. Крестьянская ментальность и община/ Л.В.Данилова, В.П. Данилов // Менталитет и аграрное развитие России, 2001.37с.

117. Дашковский П.К. Национальный характер как форма проявления менталитета в русской религиозной философии конца XIX начала XX вв./ П.К.Дашковский // История российской духовности. - СПб., 2001.

118. Демин В.Н. Русская душа и ее космическая предопределеность/ В.Н. Демин // Русская идея, славянский космизм и станция «Мир»: Сб. науч. ст. / Под ред. Е.С Троицкого. М.: АКИРН, 2000. 129-134с.

119. Демин В.Н. Тайны русского народа: в поисках истоков Руси/ В.Н. Демин. М.: Вече, 1999. 557с.

120. Динцельбахер И. История ментальности в Европе. Очерки по основным темам. «История ментальностей. Историческая антропология»/ И. Динцельбахер. - М.: РАН. РГГУ, Институт Всеобщей истории, 1996.

121. Додонов Р. А. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования/ Р. А. Додонов. Запорожье: РА «Тан-дем-У», 1998.

122. Донченко Е.А. Концепция социальной психики общества. Статья 1. Структура и свойства социальной психики // Философская и социологическая мысль. 1994, N 1 -2.

123. Дробижева JI. М. Штрихи национального самосознания // Русские. Этносоциологические очерки. М.: Наука, 1992. 327 с.

124. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ/ И.Г.Дубов // Вопросы психологии. 1993. N 5.

125. Дубова Е.Т. Духовный кризис в России и религиозная психология/ Е.Т. Дубова / / Новая Россия: духовность, гражданственность, возрождение,- Краснодар: Кубанский учебник, 2000.

126. Дубровский Д.И. Психика и мозг: Результаты и перспективы исследований/ Д.И. Дубровский // Мозг и разум. М., 1994. Зс.

127. Душков Б.А. Психосоциология менталитета и нооменталитета / Б.А. Душков. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 448с.

128. Дьяков В.А. Славянский вопрос в русской общественной мысли 19141917 гг./ В.А. Дьяков //Вопросы истории. 1991. № 4-5. 3-11с.

129. Дэвидсон Д. Материальное сознание/ Д. Дэвидсон // Аналитическая философия: Избранные тексты. М., 1993.

130. Дюркгейм Э. Коллективный ритуал/ Э.Дюркгейм // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

131. Егоров В.В. Наглядные образы в формировании менталитета общества. Дис. д.ф.н./В.В. Егоров.- Екатеринбург, 2003. 36с.

132. Егоров В.К. Философия русской культуры: Монография/ В.К. Егоров. М.: Изд-во РАГС, 2006. 551с.

133. Егоров В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы/ В.К. Егоров. М.: Изд-во РАГС, 2002.

134. Емельянов Ю.М., Скворцов Н.Г. Культурантропология как традиционная наука и ее нетрадиционные возможности/ Ю.М. Емельянов, Н.Г. Скворцов// Вестник ЛГУ, сер 6. 1991. вып.З.

135. Ерасов Б.С. Социальная культурология/ Б.С. Ерасов. М., 1996.

136. Ж. Jle Гофф Ментальность: двусмысленная история/ Ж. Ле Гофф // История ментальностей. Историческая антропология. М.: РАН. РГГУ, Институт Всеобщей истории, 1996.

137. Земцов Б.Н. Идеология и ментальность дореволюционной российской интеллигенции/ Б.Н. Земцов // Общественные науки и современность. 1997. № 3. 75-84с.

138. ЗубковаЕ.Ю., Куприянов А.И. Ментальное измерение истории: поиски метода/ Е.Ю.Зубкова, А.И. Куприянов // Вопросы истории, 1995. №7.

139. Иваненков С. Л., Кусжанова А. Ж. Размышления о российском менталитете Электронный ресурс.: Страницы философии.- Режим доступа: WWW.OSLL.RLL/OSLL/Misc/pagejivanenkov/text/ mental.html

140. Иванов М.А., Шустерман Д. М. Организация как ваш инструмент. Российский менталитет и практика бизнеса/ М.А. Иванов, Д. М.Шустерман . М.: МПБ «Деловая культура», Альпина Бизнес Букс, 2006

141. Иванова Т.В. Ментальность, культура, искусство/ Т.В. Иванова // Общественные науки и современность, 2002, № 6. 168-179с.

142. Ивановский С. Кое-что осмыслить, а кое-что изменить. Русский экономический менталитет и «заветные мысли» Менделеева Электронный ресурс.: Страницы философии,- Режим доступа: www.llg.rLl/llgpri 1 /01 /2000/13/estyle.htm.

143. Ильенков Э.В. Философия и культура/ Э.В. Ильенков. М., 1991.

144. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта/ И.А. Ильин. М.: Харвест, 2006. 81-322с.

145. Ильин И.А. Кризис безбожия/ И.А. Ильин. М.: Даръ, 2005. 9-80с.

146. Ильин И.А Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека/ И.А. Ильин. СПб.: Наука, 1994. 542с.

147. Ионин Л.Г. Социология культуры/ Л.Г. Ионин- М.: Логос, 1996.

148. История ментальностей. К реконструкции духовных процессов. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах // История ментальностей, историческая антропология. М., 1996. 38-66с.

149. История русской философии / Редкол.: М. А. Маслин и др. М.: Республика, 2001.

150. Кант И. Метафизика нравов/ И.Кант / / Немецкая классическая философия: В 2 т. Т 1. Харьков: Фолио, 2000.

151. Каныгин Ю.М. Интеллект народа: информатика и когнитивная этно-социология/ Ю.М. Каныгин, Н.Н. Ермошенко и др. Киев: УкрАИН, 1993.

152. Караулов Ю.Н. Языковая личность и национальный характер / / Современная наука: познание человека / Под ред. И.Н. Смирнова. М.: Наука, 1988. 182-200с.

153. Кассирер Э. Философия символических форм. В 3 т./ Э. Кассирер. пер. с нем. С.А. Ромашко,- М.: Изд-во «Университетская книга», 2002.

154. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Ин-т национальной модели экономики, 1994. 367 с.

155. Катречко С.Л. К онтологии сознания через рефлексию/ С.Л. Катречко / / Философия сознания в XX в.- Иваново: Изд-во ИвГУ, 1994.

156. Кемеров В.Е. Меняющаяся роль социальной философии и антиредукционистские стратегии: IV Российский философский конгресс / В. Е. Кемеров. // Журнал, 2006. №2. 61с.

157. Кемеров В.Е. Хрестоматия по социальной философии/ В.Е. Кемеров. -М.: Издательство: Академический проект, 2001. 576с.

158. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений. М., 2001. Т. 1. С. 278.

159. Климов Е.А. Профессиональный менталитет и психоэкологическая гипотеза//Психология профессионала. -М., Воронеж, 1996.

160. Ключевский В.О. Сочинения: В 8 т. Т 1. М.: Госполитиздат, 1956.427 с.

161. Козин Н.Г. Искушение либерализмом/ Н.Г. Козин.// Вопросы философии, 2006. № 9. 47с.

162. Колмаков В.Ю. Семантика менталитета. Электронный ресурс.- Режим доступа: www.arctogaia.rll/ laboratory /people/kolmakov /semantica.htm

163. Козловский В.В. Понятие ментальное™ в социологической перспективе/ В.В. Козловский // Социология и социальная антропология. -СПб., 1997.

164. Кондратьев с.В. Психология становления социальной сущности человека (вопросы теории): Монография. Волгоград: НКФ «ВОГС», 1999. 168с.

165. Кром М.М. Историческая антропология/ М.М. Кром. СПб., 2004.

166. Лавров П. Л. Философия и социология: Избранные произведения в 2-х т.Т. 2./ П. Л. Лавров. М.: Мысль, 2005.

167. Леви-Брюль Л. Социальная обусловленность религиозных представлений и институтов/ Л. Леви-Брюль // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

168. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении/ Л. Леви-Брюль. М.: Педагогика-пресс. 1999.

169. Левинсон К. А. Ментальное™ и средневековье. Концепции и практика/ К. А. Левинсон / в кн. История ментальностей. Историческая антропология. М.: РАН РГГУ, Институт Всеобщей истории, 1996.

170. Леви-Стросс К. Структурная антропология / К.Леви-Стросс. М., 2000.

171. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии: Сочинения в2.х т. Т. 2./ С. А. Левицкий. М.: Канон, 1996.

172. Лопатин Л. М. Вопрос о реальном единстве сознания / Л. М. Лопатин Аксиомы философии: Избранные статьи. -М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. 203-238с.

173. Лосев А. Ф. Логика символа // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 2001 (Мыслители XX века). - С. 247-274.

174. Лосский Н. О. Идеал-реализм (Из книги «Общедоступное введение вфилософию»). Гл. 1-4 // Н. О. Лосский. М.: Республика, 2003. 290-317с.

175. Лотман Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. СПб., 2000.

176. Лубский Р.А. Российский политический менталитет в конце XX века/ Отв. Ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. 124 с.

177. Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов/ С.В. Лурье. М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2004.

178. Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы/ С.В. Лурье. М.: Академический Проект, 2006.

179. Малахов B.C. Государство в условиях глобализации/ B.C. Малахов.-М.: Книжный дом, 2007. 256с.

180. Малинова О. Политическая культура в российском национальном дискурсе/ О. Малинова // Полис, 2006, № 5.

181. Манекин В.В. Несколько соображений о психофизическом компоненте ментальности/ В.В. Манекин // Вестник МГУ, сер.7. 1992. вып. 1.

182. Марков Б.В. Философская антропология.- Спб.: Питер, 2007. 352с.

183. Мизес Л. Ф. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность/ Л. Ф. Мизес. -М.: Дело, 1993.

184. Митке Ю. Политическая теория и менталитет нищенствующих монахов/ Ю. Митке. М.: РАН. РГГУ, 1996.

185. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида/ Ф.Т. Михайлов. -М.: Наука, 1990.

186. Михина Е.М., Раульф У. Рождение понятия. Разговоры о «ментально-сти» во времена дела Дрейфуса: Реферат/ Е.М. Михина, У. Раульф // История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1991.

187. Молотков М.Б. Российский менталитет как фактор исторического выбора России. Дис.к.ф.н./М.Б.Молотков.- Иркутск, 2007. 17с.

188. Молчанов В. Парадигмы сознания и структуры опыта/ В. Молчанов //Логос, 1992. № 3. 9с.

189. Монтескье Ш.Л. О духе законов / Сост., пер. и коммент. А.В. Мате-шук. М.: Мысль, 1999.- 672с.

190. Мостовая И.В., Скорик А.П. Архетипы и ориентиры российской ментальности/ И.В. Мостовая, А.П. Скорик // Полис. 1995. №4.

191. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее/ B.C. Мухина // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 3.

192. Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы/А.С. Мыльников. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. 320с.

193. Наумова В.Т. Менталитет как базовая категория в объяснении особенностей ценностного сознания современной российской молодежи/ В.Т. Наумова // Вестник МГУ: Социология и политология. 2001. №1. 67-68с.

194. Огурцов А.П. Социальная история науки: стратегии, направления, проблемы/ А.П. Огурцов // Принципы историографии естествознания: XX в.- СПб.: «Алетейя», 2001.

195. Огурцов А.П. Трудности анализа менталитета/ А.П. Огурцов // Российская ментальность. Вопросы философии. 1994. № 1. 50-53с.

196. Павилёнис Р.И. Проблема смысла. Современный логико-философский анализ языка/ Р.И. Павилёнис. М.: Мысль, 1989. 286с.

197. Пантин И.К. Россия и мир: историческое самоузнавание/ И.К. Пан-тин. -Киев: Издательство: Едиториал, 2007. 136с.

198. Пантин И.К. Национальный менталитет и история России/ И.К. Пан-тин // Российская ментальность. Вопросы философии. 1994. № 1. 29-33с.

199. Петренко О.А. Этнический менталитет и язык фольклора/ О.А.Петренко. Курск, 1996. 118с.

200. Пименова М.В. Языковая ментальность: сопоставительный аспект/ М.В. Пименова // Семантика и прагматика текста. Барнаул, 1998. 12-15с.

201. Пищальникова В.А. Национальная специфика концептуальной системы и ее репрезентация в языке/ В.А. Пищальникова // Горный Алтай и Россия 240 лет. ГАГУ, 1996. 6-8с.

202. Пищальникова В.А. Общее языкознание: Учебное пособие/ В.А. Пищальникова. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. 240с.

203. Плимак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций / Е.Г. Плимак, И.К.Пантин. М.: Весь мир, 2000. 360с.

204. Полежаев Д.В. Ментальность и менталитет как часть и целое/Д.В. Полежаев //Психология Петербурга и петербуржцев за три столетия.-СПб.,1999

205. Попов В. Закон ментальной идентичности. Почему реформы в России терпят поражение/В.Попов//НГ-сценарии. 1997. 15 мая.

206. Почепцов Г.Г. Языковая ментальность: способ представления мира/ Г.Г. Почепцов // Вопросы языкознания. 1990. № 6.

207. Почепцов Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 года/ Г.Г. Почепцов. -М.: Ваклер, 2001. 256с.

208. ПушкаревЛ. Н. Что такое менталитет? Историографические заметки/ Л.Н. Пушкарев // Отечественная история, 1995, №3.

209. Ревель Ж. История ментальностей: опыт обзора/ Ж. Ревель // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». М., 1993. 51-58с.

210. Режабек Е.Я. В поисках реальности/ Е.Я. Режабек- М.: Академический проспект. 2007. 388 с.

211. Рёдель А.И. Российский менталитет: к социологическому дискурсу/ А.И. Рёдель.// Социологические исследования. № 12. 2000. 109-118с.

212. Ришар Ж.Ф. Ментальная активность: Понимание, рассуждение, нахождение решений/ Ж.Ф. Ришар. М.: Институт психологии РАН, 1998.

213. Рогальская Н.П. Понятие «менталитет»: особенности определения/ Н.П. Рогальская.// София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Выпуск 9. 2006.

214. Рожанский М.Я., Шмидт С.Ф. Что я могу знать? Книга философских бесед о познании/ М.Я.Рожанский, С.Ф.Шмидт. СПб.: Тускарора, 2001

215. Розин В.М. Семиотические исследования/ В.М. Розин. М., 2001.

216. Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2002. № 1.

217. Российский менталитет. Психология личности, сознания, социального представления.- М.: ИНИОН, 2006.

218. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики.- М., 2003.

219. Русская душа в оценке философов, историков, писателей, поэтов, друзей и недругов / Сост. В.И. Десятерик. М.: Фонд им. ИД. Сытина, 1999.

220. Русская идея, славянский космизм и станция «Мир»: Сб. науч. СТ. / Под ред. Е.С Троицкого. М.: АКИРН, 2000. 310 с.

221. Русская цивилизация: исторический феномен или миф?: Тез. докл. регион. науч. конф.- М.: МИРЭА, 1998. 98 с.

222. Савицкий П. Геополитические заметки по русской истории // Русский мир. СПб.: Terra Fantastica, 2003. 823-859с.

223. Сименникова Л.И. Россия в мировой системе цивилизаций / Л.И. Сименникова-Брянск, 1995.37с.

224. Сингер Б.Дж. Демократическое решение проблемы этнического многообразия/ Б.Дж.Сингер. // Вопросы философии. 1994. № 6. 90с.

225. Славская А.Н. Личность как субъект интерпретации/ А.Н.Славская. -М.: Феникс Плюс (Союза писателей России), 2005. 240с.

226. Соловьёв В. С. Философские начала цельного знания./ В. С. Соловьёв Полное собрание сочинений в 20-ти т.Т. 2. М.: Наука,2000. 185-216с.

227. Сонин В.А. Личность. Поведение. Смысл бытия. Психолого- социальные концепции личности XX столетия/ В.А. Сонин.-СПб.: Речь, 2006. 256с.

228. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности/ В.А. Сонин. СПб.: Речь, 2004. 408с.

229. Социальные и ментальные тенденции современного российского общества/ Под ред. В.Е. Семенова. Спб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. 327с.

230. Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы "Анналов" М.: Наук, 1993.

231. Тишков В. Российский народ и национальная идентичность/ В.Тишков // Известия, 20.06.2007.

232. Толстой Л. Н. Исповедь / Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 22-х т. Т. 16. М.: Художественная литература, 1983.

233. Толстых В.И. Общественное сознание и его формы/ В.И.Толстых. -М.: «Академия», 1998. 432с.

234. Трубецкой С. Н. О природе человеческого сознания./ С. Н. Трубецкой Сочинения. М.: Мысль, 2000.

235. Усенко О.Г. К определению понятия "менталитет". // Российская ментальность: методы и проблемы изучения,- М., 1999. 23-77с.

236. Февр Л. Как жить историей/ Л.Февр // Бои за историю. М.: Наука, 1991

237. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений в 4-х тт. Т. 2./ Н.Ф.Федоров-М., 1995.

238. Филатов В.П. К типологии ситуаций понимания менталитета/ В.П.Филатов//Вопросы философии. 1993. № 10. 71-78с.

239. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007. 576с.

240. Филд Д. История менталитета в зарубежной исторической литературе/ Д.Филд// Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.).-М., 1996.

241. Философский энциклопедический словарь. 4е изд./ Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др. М.: Советская энциклопедия, 2003.

242. Флоренский П.А. У водоразделов мысли / П.А.Флоренский. Харьков: Фолио, 1998.

243. Флоровский Г.В. О народах неисторических (Страна отцов и страна детей) / Г.В. Флоровский. М.: Аграф, 1998. 87-103с.

244. Франк С. J1. Этика нигилизма: (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции) / С. JI. Франк Сочинения. М.: Правда, 2000.

245. Фрейд 3. Психология и русская мысль/ З.Фрейд. М., 1994.

246. Фромм Э. Бегство от свободы. Иметь или быть?/ Э.Фромм: Пер. с англ./Общ. Ред. и поел. В.И. Добреньков. 2е изд., доп. М.: Прогресс, 1998.336с.

247. Фуре В. Социальная философия в непопулярном изложении/ В. Фуре. Вильнюс: ЕГУ, 2006

248. Ханаху Р. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени/ Р. Ханаху. Ростов н/Д., 2001. 145-171с.

249. Хингли Р. Мировосприятие русских/ Р. Хингли // Россия между Востоком и Западом: традиционные и современные концепции. М., 2004.

250. Хотинец В. Ю.Этническое самосознание: монография / В. Ю. Хоти-нец. СПб.: Алетейя, 2000. 235 с.

251. Хотинец В.Ю. Событие культур. Психологические универсалии в культурном многообразии / Хотинец В.Ю.; Рец.: Н.М. Лебедева, Г.Н. Чагин. Екатеринбург: Уральский университет, 2005. 152с.

252. Хунагов Р.Д., Шадже А.Ю. Кавказский фактор в современной России/ Р.Д.Хунагов, А.Ю.Шадже //Социологические исследования, 2001. №3. 80с.

253. Чампион К. Тойч Стратегия решения личных проблем. Менталитет успеха/ К. Тойч. Чампион. М.: ИП А. П. Наминач, 2007.128 с.

254. Чентемирова Н.А. Роль менталитета в социологии организации и управления/ Н.А. Чентемирова // Качество жизни новая цивилизаци-онная парадигма: Материалы межрегион, науч.-практ. конф. Волгоград: ВФ МГУК, 2000. 343-350с.

255. Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности / Н. Г. Чернышевский Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 2002.

256. Шафаревич И. Русский народ в битве цивилизаций/ И.Шафаревич. -М.: МПБ "Деловая культура", 2003.

257. Шевяков М.Ю. Менталитет: сущность и особенности функционирования: дис. к. ф. н./ М.Ю. Шевяков. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1994.

258. Шевченко В.Н. Процессы глобализации в современном мире и Россия/ В.Н. Шевченко // Ценности глобализирующегося мира.- М., 2002.

259. Шкуратов В.А. Искусство экономной смерти/ В.А. Шкуратов. Ростов н/Дону: Наррадигма, 2006. 400с.

260. Шпрандель Р. Ментальности и системы: новые подходы к средневековой истории/ Р.Шпрандель.//История ментальностей. Историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах М., 1996.

261. Шулындин Б.П. Православие, российский менталитет и политика Российского государства/ Б.П.Шулындин // Русское православие: вехи истории. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998.69.81 с.

262. Шулындин Б.П. Исторический путь России/ Б.П. Шулыидин. // Социально-гуманитарные знания. 2001. №2

263. Эмерсон Р. О доверии к себе Электронный ресурс.: Энциклопедия -Кругосвет. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru

264. Эпикур. Главные мысли. // Философия от античности до современности. М.: ДиректМедиа. 2004. 1093с.

265. Эрн В. Ф. Исходный пункт теоретической философии / Эрн В. Ф. Сочинения. М.: Правда, 2001.

266. Этнические стереотипы поведения/Отв. ред. Ю.А.Сорокин.-М.,2001.325с

267. Этнопсихологический словарь / Под ред. В.Г Крысько. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2004.

268. Юм Д. О национальных характерах/ Д. Юм. СПб., 1992.

269. Юнг К.Г. Архетип и символ/ К.Г. Юнг. М., 1991.

270. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени/ К.Г. Юнг.-СПб.: Питер,2002.

271. Ядов В.А.Социальная идентичность личности/ В.А. Ядов. -М.:Наука,2004

272. Яковенко Б. В. История русской философии/ Б. В.Яковенко.- М., 2003.

273. Яковлев А.И., Кириллов Н.П. Сознание народа/ А.И.Яковлев, Н.П.Кириллов. Томск: ТомГУ, 1999.

274. Ясперс К. Смысл и назначение истории/ К.Ясперс. М., 2004.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.