Социально-аксиологический аспект концепции "нового мышления" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Филин, Дмитрий Михайлович

  • Филин, Дмитрий Михайлович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Саранск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 169
Филин, Дмитрий Михайлович. Социально-аксиологический аспект концепции "нового мышления": дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Саранск. 2003. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Филин, Дмитрий Михайлович

Введение.

1. Социально-аксиологический идеал «целостного мира» в концепции «нового мышления».

1.1 Онтологическая ориентация на «целостный мир» и исходные методологические установки концепции «нового мышления».

1.2 Природа, сущность и предназначение человека в «целостном мире».

1.3 Принципы организации «целостного социума».

2. Смена парадигмы ценностного мышления как условие перехода к гемисферной интеграции человечества.

2.1 Закономерности и противоречия развития аксиосферы в период глобальной перестройки социума.

2.2 Метаязык, ноосфера и новое мышление как осмысление приоритета высших интегративных ценностей человечества.

2.3 «Новое мышление» и глобальные проблемы современности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-аксиологический аспект концепции "нового мышления"»

Актуальность исследования обусловлена процессом смены парадигмы ценностного мышления в современном социуме. С конца XX в. интеграция человечества выходит на новый, глобальный уровень. Это сопровождается изменениями в сфере общественного и индивидуального сознания. Такие изменения сопровождаются рядом негативных тенденций: разрушением традиционных духовных основ жизни общества, гипостазированием локальных ценностных систем до уровня общезначимых, религиозным фундаментализмом, националистическим и расистским экстремизмом, терроризмом и т.п. Происходит распространение так называемой "массовой культуры" с ее тяготением к упрощению духовной жизни.

Вышеперечисленные явления представляют существенную опасность, так как затрагивают глубинные смысложизненные ориентиры человека и общества. В связи с этим особенно актуальными становятся социально-философские исследования в этой области.

Концепция "нового мышления" представляет собой попытку осмысления проблем, связанных с глобализацией мира, на интегративной научно-философской основе. В ее рамках разработаны принципиально новые подходы к решению актуальных задач развития современного общества в различных сферах - политической, экономической, экологической, образовательной и т.д.

Настоящее исследование представляет особую значимость для отечественной философии, так как обнаруживает с ней глубокую генетическую связь. В становлении взглядов, родственных "новому мышлению" большую роль сыграли русские философы Серебряного века.

Труды одного из представителей концепции "нового мышления" -австрийского философа К. Гюнцля оказали определенное влияние на формирование политического курса, проводимого в нашей стране в 1980-е годы. Это дает основания утверждать, что изучение этого направления позволит глубже осмыслить социальные процессы, происходящие в России.

Степень разработанности проблемы. Вплоть до 1985 г. вопрос о смене парадигмы ценностного мышления в отечественной литературе практически не служил предметом специального рассмотрения. Интерес к нему значительно возрос прежде всего по причине изменения политического курса страны. Большая часть работ ограничивается постановкой актуальных задач перестройки и нового политического мышления. Практически не анализируются вопросы об истоках и философско-методологическом обосновании данной концепции. Среди авторов этого периода следует назвать М.С. Горбачева, B.C. Бакирова, А.Е. Бовина, Ф.М. Бурлацкого, Д.М. Гвишиани, H.H. Моисеева, А.И. Новикова, А.К. Уледова, И.Т. Фролова и др.

С 1990-х годов появляются публикации, которые посвящены различным частным аспектам. Этический аспект перестройки и нового мышления затрагивается в монографии Р.И. Александровой. Такие авторы, как А.П. Валицкая, С.П. Иваненков, А.Н. Кочергин, А.Ж. Кусжанова, К.В. Султанов, Р. Хехт рассматривают взаимосвязи "нового мышления" и современного образования. В.В. Минеев и В.П. Нефедов дают философско-герменевтический анализ стиля и содержания социально-философских текстов по данной проблематике. О.Я. Гелих рассматривает содержание и место понятия любви в концепции К. Гюнцля.

Целый ряд исследователей рассматривает роль "нового мышления" в осмыслении и решении актуальных вопросов глобальной интеграъщы человечества. В этом контексте рассматриваются его связи с проблемой сохранения мира (П. Фишер), духовного и физического выживания человека (В. Прельс), другими глобальными проблемами (A.C. Мамзин). Д.Е. Фролов и H.B. Казакова подчеркивают коллективную мысль интернациональной "Фельденской группы" исследователей о том, что в настоящее время в мировом развитии начинает доминировать интегративная (центрокомплексная) тенденция, в которой Россия будет играть ведущую роль. A.C. Мамзин отмечает, что кризис современной цивилизации имеет не только материальный, но и духовный характер. Он анализирует особенности традиционной парадигмы мышления, приведшие к кризису, и делает вывод о необходимости ее обновления. О.Д. Шипунова подчеркивает роль "нового мышления" в становлении новой рациональности.

Для выяснения теоретических источников концепции "нового мышления", а также более полного выявления сущности его положений, нами используются классические труды зарубежных и российских авторов более раннего периода. К ним относятся: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А.Бергсон, П. Тейяр де Шарден; Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, H.A. Бердяев. Комплекс идей, выдвинутый названными мыслителями, анализируется в работах современных философов: И.С. Андреевой, М.А. Блюменкранца, А.Г. Гачевой, А.Б. Гофмана, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, А. Мюллера, А.Н. Назаретяна, У. Новотного, К.С. Пигрова, С.Г. Семеновой и др.

При определении связей исследуемого учения с философскими течениями XX в., прежде всего с персонализмом, и экзистенционализмом, мы опирались на труды Н. Аббаньяно, Э. Мунье, Ж.-П. Сартра, К. Ясперса.

Затрагивается целый комплекс проблем, разрабатываемых такими современными науками, как математическая логика, кибернетика, синергетика. Их постановка и анализ как с частнонаучной, так и с общефилософской точек зрения, дается в работах следующих авторов: И. Бар-Хиллел, С. Бир, Н. Винер, Л. Витгенштейн, Л. Габриэль, Н.В. Казаков, С. Клини, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, Г.Н. Поваров, И.Р. Пригожин, М.В. Сапронов, И. Стенгерс, A.A. Френкель, Г. Хакен, В.И. Шаповалов.

Важное место занимает рассмотрение перспектив устойчивого развития общества, которое исследуется в трудах социальных философов: Ф.А. Айзятова, П. Аснера, М.А. Бирюковой, А.П. Валицкой, Ф.И. Гиренка, Э.В. Гирусова, А.А.Гусейнова, Г.Г. Дилигенского, В.ванДирена, Ю.А. Жилина, Г.Г. Зейналова, Н.С. Зиядуллаева, Л.Г. Ивашова, Ф. Капры, И.С. Кирвеля, М.М. Лебедевой, В.А. Лося, A.C. Мамзина, Д.Х. Медоуза, Г.Л. Мельниковой, А. Печчеи, Э.И. Романовой, Н.С. Савкина, А.И. Сухарева, А.Д. Урсула, М.А. Чешкова, А.Н. Чумакова и др.

Вышеназванные авторы провели глубокий анализ отдельных вопросов, относящихся к "новому мышлению" в контексте актуальных проблем современности. Однако в их работах отсутствует его целостное социально-философское рассмотрение.

Кроме того, в отечественной философской мысли данная концепция связывается, как правило, с именем М.С. Горбачева. В трактовке последнего она носит несколько упрощенный, преимущественно политологический характер, представляется с неомарксистских позиций. Ее возникновение, интернациональный характер, широкая методологическая база и важнейший аксиологический аспект до сих пор оставались малоисследованны.

Все это и определило выбор предмета настоящей диссертационной работы.

Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в том, чтобы на интегративной основе социально-философского анализа раскрыть аксиологическое содержание концепции "нового мышления" и ее генезис в контексте глобальных проблем современности и смены парадигмы ценностного мышления.

Реализация этой цели предполагала решение следующих блоков задач: - раскрыть генезис, этапы становления и теоретические источники концепции "нового мышления"; дать сравнительный анализ ее основных положений с аналогичными в социально-философских течениях России и Западной Европы XIX-XX веков; показать онтологическую ориентацию "нового мышления" на "целостный мир" как высший аксиологический идеал; выявить сущностные характеристики идеала "целостного мира" применительно к обществу как условия полноценного развития личности; осуществить анализ представлений о природе, сущности и предназначении человека в новом целостном мире;

- исследовать процесс смены парадигмы ценностного мышления на этапе глобальной интеграции социума; определить новую структуру ценностной системы и возможные противоречия ее формирования;

- показать роль "нового ценностного мышления" в осознании сущности современной кризисной ситуации и решении глобальных проблем-.

Методологическую основу диссертационной работы составляют:

- системный подход при исследовании концепции "нового мышления", ее методологических оснований, а также аксиосферы современного общества;

- единство исторического и логического при раскрытии генезиса и этапов развития этой концепции;

- комплексный подход при изучении ее теоретических источников (разных течений философии, эволюционного учения, общей теории систем, кибернетики, синергетики, математической логики и др.);

- компаративный анализ при выявлении сходных положений концепции "нового мышления" с философскими учениями других авторов с целью более точного определения смысловых нюансов; принципы "ответственной вненаходимости" и "диалогичности мышления" М.М. Бахтина при сопоставлении разных мировоззренческих ориентаций; аксиологический (ценностно-оценочный) анализ сущностного содержания концепции "нового мышления", новых ценностных приоритетов, а также современной кризисной ситуации в мире; экстраполяция и логическая дедукция при распространении методологических принципов "нового мышления" на область современной аксиосферы и определении системы ценностей, характерных для этапа перехода к гемисферной интеграции человечества;

- герменевтический анализ для адекватного понимания оригинальных немецкоязычных текстов, а также верной трактовки концептуальных положений разных философских направлений.

Кроме того, изучалась и использовалась своеобразная методология западных философов:

- принципы целостности и системной иерархичности мира, признание возможности скачкообразных изменений в структурах человеческого сознания (ценностных ориентаций, парадигм мышления, менталитета) при перестройке социума (К. Гюнцль, Ф. Ницше);

- принципы онтологического монизма и перманентного творческо-эволюционного развития (П. Тейяр де Шарден);

- гипотеза о "турбулентном потоке" интегрирующей космической энергии (А. Шопенгауэр, П. Тейяр де Шарден);

- учение об архетипах и интуитивном восприятии массовым сознанием переломных исторических периодов (К.Г. Юнг).

Научная новизна диссертации заключается в том, что она представляет собой первое целостное социально-философское исследование концепции "нового мышления" с акцентом на ее аксиологическое содержание. Раскрыты ее генезис, ценностно-ориентационная сущность, методологическая основа, теоретические источники; показана связь с современными философскими учениями; определена ее роль в осмыслении и решении глобальных проблем современной цивилизации.

Научная апробация работы. Основные результаты данного исследования были изложены диссертантом в выступлениях: на I Международных Эрьзинских чтениях (Саранск, 1996); заседаниях Всероссийской научной молодежной школы "Традиционные проблемы 9 гуманитарных наук глазами молодых" (Саранск, 2001); Международной конференции "Человек - Культура - Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований" (Москва, 2002).

Структура и объем работы. В соответствии с целью, задачами и характером исследования определилась структура работы. Она состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения и библиографического списка. Общий объем работы составляет 169 страниц. Библиография насчитывает 187 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Филин, Дмитрий Михайлович

Заключение

В данном диссертационном исследовании, проведенном на единой ин-тегративной основе социально-аксиологического анализа, получены конкретные результаты, обладающие научной ценностью и выносимые на защиту:

1. Раскрыты генезис, этапы становления и теоретические источники концепции «нового мышления». В форме целостного социально-философского учения она сформировалась в 60-70-х годах XX века в трудах австрийского мыслителя К. Гюнцля. Влияние на ее возникновение оказали: немецкий иррационализм, экзистенциализм, эволюционизм, австрийский универсализм. Имеются теоретические параллели с русским космизмом и учением о диалогичности мышления.

2. Показана исходная ориентация "нового мышления" на "целостный мир " как высший аксиологический идеал единства многообразия бытия и его вероятностной эволюционной детерминации.

Исследованы основные принципы организации идеала "целостного мира." применительно к обществу: суверенитет личности, социальное партнерство, субсидиарность (распределение свободы, ответственности и взаимопомощи по вертикали общественной структуры). Такое понимание близко идее "соборности" в русской философии.

3. Осуществлен анализ нового понимания человека в рассматриваемой концепции. Он заключается в признании его двойственной природы, как свободной творческой личности и как части природных и социальных систем. Его сущность "индивидуально-космическая и творческая". Она основана на структурной идентичности личности (микрокосма) и окружающего мира (макрокосма). Это проявляется в этапах развития мышления: чувственное - абстрактное - творчески активное - ценностное - интуитивное. Предназначение человека состоит в сознательном управлении ходом универсального эволюционного процесса.

4. Исследован процесс смены парадигмы ценностного мышления на этапе глобальной интеграции социума. Он закономерен и протекает по этапам: новое время - новое ценностное мышление идеологов - новое массовое сознание общества - сознательно проводимые преобразования. Его сущностными чертами выступают: ноосферная направленность, глобальный метаязы-ковой характер, осмысление высших интегративных ценностей человечества.

Грубое вмешательство в закономерность приводит к деформациям: дисбалансу локальных и универсальных ценностей, вульгаризации общезначимых ценностей, архаизации аксиосферы, слому ценностной системы (аномии).

5. Показана роль нового ценностного мышления в понимании сущности современной кризисной ситуации (как борьбы подсистем за место и ранг в новой целостности) и решении трех глобальных проблем: экологического выживания человечества, гармоничных взаимоотношений между странами "первого" и "третьего" мира, принятия новой парадигмы образования. Во всех случаях ориентирами выступают интегративное начало и диалоговый подход: равноправное партнерство для гармоничного сосуществования, субсидиарные отношения с целью стимулирования саморазвития стран-реципиентов, диалог личности с обществом для обретения ею подлинного бытия в целостном и свободном мире.

Достоверность и обоснованность выводов обеспечиваются широкой совокупностью источников отечественных и зарубежных авторов, применением современных методов социально-философского анализа.

Научно-практическая значимость исследования определяется, во-первых, потребностями научного управления социальными процессами в переходный период развития. Указываются перспективы преодоления кризиса, решения ряда глобальных проблем.

Во-вторых, научные результаты работы могут быть применены в целях обогащения методологии социальной философии на основе знакомства с оригинальными концепциями зарубежных исследователей.

В-третьих, собранный практический материал полезен при анализе взаимного влияния отечественной и западноевропейской философской мысли.

В-четвертых, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в лекционной работе: 1) при чтении вузовского курса лекций по социальной философии в следующих разделах: "Общественное сознание и закономерности его развития", "Личность в современном обществе", "Глобальные проблемы современности"; 2) при разработке спецкурсов по концепции "нового мышления", аксиологии, философской антропологии, истории философии XX века.

Основываясь на достигнутых результатах, можно наметить перспективы дальнейшего исследования данной темы. В работе определены выходы "нового мышления" на актуальные проблемы современности. Необходима дальнейшая разработка данного вопроса при расширении круга рассматриваемых проблем.

Отмеченные в работе параллели социально-аксиологического аспекта концепции "нового мышления" и учений ряда русских философов конца Х1Х-ХХ вв. представляют несомненный историко-философский интерес и требуют более глубокого анализа.

В связи с глобальными интеграционными тенденциями и возрастающим взаимовлиянием аксиосфер дальнейшего изучения требует роль "нового мышления" в построении метаязыкового диалога культур. В данном направлении наиболее перспективным представляется междисциплинарный подход в исследовании с привлечением кроме социально-философского и аксиологического методов также методологии логики, лингвистики и теории межкультурной коммуникации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Филин, Дмитрий Михайлович, 2003 год

1. Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм. СПб.: Алетейя, 1998. -505 с.

2. Айзятов Ф.А. Устойчивое развитие как особое состояние взаимодействия социума и природы. Дисс. на соиск. уч. ст. док. филос. наук. Саранск, 1999. - 387 с.

3. Александрова Р.И. Основы этики. Саранск, Изд-во Мордовского ун-та, 1997.-92 с.

4. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия. М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001.-608 с.

5. Андреева И.С. Артур Шопенгауэр как философ и моралист. М.: ИНИОНРАН, 1991.-33 с.

6. Аристотель. О душе. // Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1976. - С. 369 - 448 с.

7. Аснер П. Насилие и мир. От атомной бомбы до этнической чистки. СПб.: Всемирное слово, 1999. 352 с.

8. Ахиезер A.C. Об особенностях современного философствования (Взгляд из России) II // Вопросы философии. М.: Наука, 1998. №2. - С. 3- 17.

9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-445 с.

10. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994. -384 с.

11. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. — М.: Правда.- 1989. -607 с.

12. Бирюкова М.А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур // Философские науки. М.: Гуманитарий, 2001, № 1. - С. 33-42.

13. Блюменкранц M.А. Рождение философии из духа трагедии// Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во "Фолио", 1999. - С. 3-10.

14. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. - 413 с.

15. Бурлацкий Ф.М. Новое мышление: Диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах. М.: Политиздат, 1989. -429 с.

16. Валицкая А.П., Султанов К.В. К национальной доктрине российского образования // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999. -С. 335-346.

17. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.- 271 с.

18. Винер Н. Кибернетика или Управление и связь в животном и машине. М.: Советское радио, 1983. - 326 с.

19. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Издательство иностранной литературы. - 1958. - 132 с.

20. Гвишиани Д.М. Вступительная статья // Пестель Э. За пределами роста. М.: Прогресс, 1988. - С. 5-29.

21. Гелих О .Я. Neues Denken, Эрос и Кристоф Гюнцль // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. -СПб.: Изд-во "Нестор", 1999. С. 85-90.

22. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры//Экология, культура, образование. М., 1989. - С. 11-18.

23. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. — М.: Политиздат, 1987. 271 с.

24. Гофман А.Б. Общество, мораль и религия в философии А. Бергсона // Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994. - С. 351 374.

25. Гусейнов A.A. Природа как ценность культуры//Экология, культура, образование. М., 1989. С. 5-11.

26. Гюнцль К. Новое время новое мышление - новое сознание // Вестн. Мордов. ун-та. - 1993. - №4. - С. 9 - 14.

27. Гюнцль К. Новое мышление в преодолении прошлого и созидании будущего. -М.: Республика, 1993. 191 с.

28. Гюнцль К. Заключительное слово // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999.-С. 530-531.

29. Гюнцль К. Судьбоносный вопрос для стран бывшего Советского Союза // Мост. 1999. - №25. - С. 52-53.

30. Гюнцль К. Философы изменяют мир // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999.-С. 5-15.

31. Дилеммы глобализации : Социумы и цивилизации: иллюзии и риски /Редкол.: Т. Т. Тимофеев (отв. ред.) и др. М.: Вариант, 2002. - 528 с.

32. Дилигенский Г.Г. Актуальные вопросы глобализации. Круглый стол МЭ и МО // Мировая экономика и международные отношения. М.: Наука, 1999. - № 4. - С. 114 - 127.

33. Жилин Ю.А. Глобализация в контексте развития современной цивилизации // Свободная мысль XXI. - М. - 2002, № 4. - С. 27 - 39.

34. Замятин Е.И. Мы: романы, повести, рассказы, сказки. М.: Современник, 1989. - 560 с.

35. Зейналов Г.Г. Человечество в поисках альтернативного пути развития. М.: Прометей, 1999. - 200 с.

36. Зиядуллаев Н.С. СНГ: национальная безопасность и экспансия США // Свободная мысль XXI. - М. - 2002. - № 6. - С. 73 - 87.

37. Зубец В.М. Два типа ценностных изменений//Философские науки. -М.: Гуманитарий, 2000, № 4. С. 69-74.

38. Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Гражданственность и новое мышление в образовании // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999. - С. 423-426.

39. Ивашов Л.Г. Глобальный тупик или гармония цивилизаций // Свободная мысль XXI. М. - 2002. - № 9. - С. 21 - 28.

40. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии (Очерк ранней истории). М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва "Наука", 1987. - 319 с.

41. История философии: Запад Россия - Восток (книга вторая: Философия XV - XIX вв). 2-е изд. - М.: "Греко-латинский кабинет" Ю.А.Шичалина, 1998. - 560 с.

42. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997.-205 с.

43. Казакова Н.В. Русская публицистика в социально-философском осмыслении приоритетных глобальных проблем / Науч. ред. проф. Д.Е. Фролов. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. - 172 с.

44. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения в 6 т. Т.4., ч. 1. М.: Мысль, 1965. - 544 с.

45. Каира Ф. Смена парадигм и сдвиг в шкале ценностей/Юдин мир для всех: Контуры глобального сознания: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. -С.32-35.

46. Кевбрин Б.Ф. Развитие. Детерминизм. Закон. /Моск. ун-т потребкооперации. -М., 1998. 244 с.

47. Кирвель Ч.С. Идеи космизма как фактор становления духовно-экологической цивилизации // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке. Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Нестор, 1999. - С. 175181.

48. Классен Х.Дж.М. Проблемы, парадоксы и перспективы эволюционизма II Альтернативные пути к цивилизации: Кол. монография. -М.: Логос, 2000.-С. 6-23.

49. Клини С. Математическая логика. М.: Мир, 1973. - 480 с.

50. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М.: Наука, 1994. - 207 с.

51. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.-271 с.

52. Кочергин А.Н. Новое мышление в философии образования // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф.-СПб.: Изд-во "Нестор", 1999.-С. 331-335.

53. Кравцов А.О. Педагогическая герменевтика и философия воспитания // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке. Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999. С. 412-416.

54. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.: ВЛАДОС, 1998. -416 с.

55. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика теория самоорганизации. Идеи, методы, перспективы. - М.: Знание, 1983. - 64 с.

56. Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования / Удм. гос. ун-т Ижевск : Изд-во Удм. ун-та, 1995. 253 с.

57. Лебедева М.М. Формирование новой политической структуры мира и место России в ней // Мегатренды мирового развития / Под ред. М. В. Ильина, В. Л. Иноземцева М. : Экономика , 2001.-С. 152-169.

58. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Сочинения в 3-х т.: Т. 1. М.: Мысль, 1985. - С. 78 - 595 с.

59. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М.: Мысль, 1983.-208 с.

60. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991.- 559 с.

61. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция // Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995. - С. 136 - 288.

62. Лось В.А., Урсул А.Д. Устойчивое развитие. М.: Изд-во "Агар", 2000. - 254 с.

63. Мамзин A.C. О новом мышлении в решении глобальных проблем // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999. - С. 206-214.

64. Маркс К., Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. - М.: Государственное изд-во полит, лит-ры, 1955. -С. 1-4.

65. Маркс К. Тезисы о Фейербахе И Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. М.: Изд-во политической литературы, 1996. - С. 102-107.

66. Медведко Л.И. Россия, Запад и ислам. (Диалектика и синергетика в "интегральном сопряжении" войны и мира) // Общественные науки и современность. -М.: Наука, 2002. №1. - С. 107 -117.

67. Мельникова Г.Л. Смена парадигм в управлении природопользованием на рубеже XXI века (в свете биосферной концепции) // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке. Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999. С. 116-122.

68. Минеев В.В., Нефедов В.П. Угроза самоуничтожения и Neues Denken: из диалога с Кристофом Гюнцлем // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999.-С. 26-33.

69. Минеев В.В., Нефедов В.П. Искусы русского космизма // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. -СПб.: Изд-во "Нестор", 1999. С. 196-199.

70. Михайлов Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы // Вопросы философии. М.: Наука, 1999. - № 8. - С. 92 -118.

71. Моисеев H.H. Система "Гея" и проблема запретной черты // Мир науки. М., 1985.-№ 1.-С. 18-27.

72. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. -351 с.

73. Мунье Э. Манифест персонализма: Пер. с фр. М.: Республика,1999.-559 с.

74. Мухамеджанова Н.М. Об антропологическом подходе в образовательной деятельности // Антропологический подход в образовании: методологические аспекты : Материалы межвуз. науч. конф. 28 мая 1998 г. Оренбург : Изд-во ООИУУ, 1998. - с. 36 - 43 с.

75. Назаретян А.Н., Новотный У. Русский космизм и современная прогностика // Вестник российской академии наук. М. - 1998. -Т. 68. -№5. - С. 427 -436.

76. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей // Полн. собр. соч. Т. 9. М.: Московское книгоиздательство, 1910. - 362 с.

77. Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во "Фолио", 1999. - С. 749 - 882.

78. Павленко Ю.В. Происхождение цивилизации: альтернативные пути // Альтернативные пути к цивилизации: Кол. монография. М.: Логос,2000. С. 115-128.

79. Пантин В.И. Глобальная политическая история и современность // Общественные науки и современность. М.: Наука, 2002. - №5. - С. 156 -167.

80. Песоцкая E.H. Природно-биологические факторы социальной активности личности: (Философский анализ) / Науч. ред. проф. Д.Е. Фролов. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1999. - 108 с.

81. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. 301 с.

82. Пигров К. С. Научно-техническое творчество. (Социально-философские проблемы). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. — 143 с.

83. Поваров Г.Н. Норберт Винер и его "Кибернетика" (от редактора перевода) // Винер Н. Кибернетика или Управление и связь в животном и машине. М.: Советское радио, 1968. - С. 5-28.

84. Поддьяков А.Н. Философия образования: проблема противодействия // Вопросы философии. М.: Наука, 1999. - № 8. - С. 119 - 128.

85. Покровский Н.Е. Одиночество и аномия (философские и теоретико-социологические аспекты): Автореф. дис. д-ра социол. наук / Моск. ун-т. M., 1996. - 31 с.

86. Прельс В. Больше никогда не быть жертвой // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999. - С. 199-206.

87. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. - 432 с.

88. Прикот О.Г. Педагогика отождествления и педагогическая системология. СПб, 1995. - 325 с.

89. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования (Основания реформы гуманитарного образования в высшей школе). М.: Исслед. центр по проблемам качества подготовки специалистов, 1992. - 155 с.

90. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования (Ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). М.: Исслед. центр по проблемам качества подготовки специалистов, 1993. -194 с.

91. Романова Э.И. В лабиринте глобализации // Свободная мысль XXI. -М.-2002. -№6.-С. 59-72.

92. Русский космизм:- Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой. М.: Педагогика - Пресс, 1993. - 368 с.

93. Савкин Н.С. Социальная философия. Саранск: Изд-во Мордов. унта, 1997. - 176 с.

94. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. - 279 с.

95. Сапронов М.В. Синергетический подход в исторических исследованиях: новые возможности и трудности применения // Общественные науки и современность. М.: Наука, 2002. - №4. - С. 158172.

96. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. - С. 319 - 344.

97. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1989. 447 с.

98. Содейка Т. О Вильгельме Виндельбанде // В. Виндельбанд. Избранное. Дух и история. М.: Юрист, 1995. - С. 657-658.

99. Соловьев B.C. Кризис западной философии (Против позитивистов) // Соловьев B.C. Соч. в 2 т. 2-е изд. Т. 2. М.: Мысль, 1990. - С. 3-138.

100. Соловьев B.C. Общий смысл искусства // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2.-М.: Мысль, 1990. С. 390 - 404.

101. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Соловьев B.C. Соч. в 2 тт. 2-е изд. Т. 2. М.: Мысль, 1990. - С. 139-288.

102. Соловьев B.C. Смысл любви // Избранные произведения. Серия "Выдающиеся мыслители". Ростов-на -Дону: Феникс, 1998. С. 426 - 503.

103. Сухарев А.И. Теоретические и методологические основы социологии социального партнерства // Сухарев А.И. Проблемы регионологии: Сб. ст. / НИИ Регионологии. Саранск, 2001. - С. 51 - 59.

104. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. - 239 с.

105. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования. М.: Мысль, 1974. 278 с.

106. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука, 1990. - 270 с.

107. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Эволюция, космос, человек. (Общие законы развития и концепция антропокосмизма). Кишинев: Штиинца, 1986. -270 с.

108. Философия любви. Ч. 1. М.: Политиздат, 1990.- 510 с.

109. Философия. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТОН-Остожье, 2001. - 704 с.

110. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815 с.

111. Фишер П. Ущелье перед Омегой // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999.-С. 33-42.

112. Форрестер, Дж. Мировая динамика. М.: Наука, 1978. - 167 с.

113. Франкл В. Что такое смысл // Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. - с. 284 - 307.

114. Френкель A.A., Бар-Хиллел И. Основания теории множеств. М.: Мир, 1966. - 555 с.

115. Фролов Д.Е. Кристоф Гюнцль основоположник концепции "нового мышления" в западной философии истории // Вестник Мордовского ун-та. - 1993. -№4.-С. 7-9.

116. Фролов Д.Е., Малкин В.И. Активность личности студента (аксиологическая концепция в комплексном социологическом исследовании). -М.: Универсум, 1994. 383 с.

117. Фролов Д.Е. Философская концепция "нового мышления" К. Гюнцля // Западная философия в XX веке / Отв. ред. Н.С. Савкин. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1996. - С. 133 - 144.

118. Фролов Д.Е. Современный мир в эпицентре переломного этапа (философский взгляд на проблему) // Реконструкция гомеостаза. Материалы IX Междунар. симпозиума. Красноярск, 1998. - С.168-181.

119. Фролов Д.Е. Иерархия социальных ценностей и смена парадигмы ценностного мышления // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке. Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999. -С. 131-136.

120. Фролов Д.Е., Казакова Н.В. Проблема сохранения мира в свете "Нового мышления" Кристофа Гюнцля // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999.-С. 15-26.

121. Фролов И.Т. Прогресс науки и будущее человека. (Опыт постановки проблемы; дискусии; обобщения). -М.: Политиздат, 1975. 223 с.

122. Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. М.: Политиздат, 1979. - 336 с.

123. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. - 559 с.

124. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. - 238 с.

125. Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса//Фромм Э. Душа человека: Перевод. -М. Республика, 1992. -430 с. С. 375 -414.

126. Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах: Пер. с англ. М.: Мир, 1985.-425 с.

127. Харше Р. Новые рубежи // Свободная мысль XXI. - М. - 2002. - № 6.-С. 47-58.

128. Хехт Р. Новое мышление в Северной академии // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999. - С. 404-408.

129. Чешков М.А. Глобализация: сущность, нынешняя фаза, перспективы // Pro et contra. М., 1999. - Т. 4. - №4. - С. 114 - 127.

130. Чешков М.А. Мироцелостность и ее история//Вопросы истории. -М.: 1995,-№2.-С. 27-43.

131. Чиркова Л.Л. Эволюция органического мира и человек // Человек и мир: Сб. статей. Саратов: Б.и., 1992. - С. 45-52.

132. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М.: Знание, 1994. -159 с.

133. Шаповалов В.И., Казаков Н.В. Законы синергетики и глобальные тенденции // Общественные науки и современность. — М.: Наука, 2002. -№3. -С. 141 148.

134. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 608 с.

135. Шацкий Е. Утопия и традиция: Пер. с польск. М.: Прогресс, 1990. -456 с.

136. Швейцер А. Культура и этика. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1973. -343 с.

137. Швейцер А. Благоговение перед жизнью: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1992. - 576 с.

138. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. - 413 с.

139. Шеллинг Ф.В.И. Бруно, или О божественном и природном начале вещей. Беседа // Шеллинг Ф.В.И. Сочинения в 2 т.: Пер. с нем. Т.1. М.: Мысль, 1987.-637 с.

140. Шипунова О.Д. Новое мышление и модель динамики ноосферы // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во "Нестор", 1999.-С. 110-116.

141. Шишков Ю.В. Елобализация экономики продукт индустриализации и информатизации социума // Общественные науки и современность. - М.: Наука, 2002. - №2. - С. 146 - 160.

142. Шопенгауэр А. О четверояком корне достаточного основания. Мир как воля и представление. Т.1. Критика кантовской философии. Пер с нем. / Ин-т философии. М.: Наука, 1993. - 672 с.

143. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов н/Д: Изд-во "Феникс", 1998. -640 с.

144. Экология и образование (материалы "круглого стола" журналов "Вопросы философии" и "Экология и жизнь") // Вопросы философии. М.: Наука, 2001, №10.-С. 3-26.

145. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и предназначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. - 527 с. - С. 28-286.

146. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и предназначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. - 527 с. - С. 288 -418.

147. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и предназначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. - 527 с. - С. 420 - 508.148. 50/50: Опыт словаря нового мышления // Под общ. ред. Ю. Афанасьева, М. Ферро. М.: Прогресс, 1989. - 560 с.

148. Beer, S. Kybernetik und Management. Fischer-Verlag: Reihe Welt im Werden, 1959- 1963.- 124 S.

149. Bell D. Sociological Journeys. Essays 1960 1980. - L.: Heinemann, 1980.-370 p.

150. Boulding K.E. The World as a Total System. Beverli Hills, 1985.- 183 P

151. Carneiro R.L. The four faces of evolution. Handbook of social and cultural anthropology / Ed. by J.J. Honigman. Chicago: University of Chicago Press, 1973.-p. 89-110.

152. Die Veldner Erklärung // Das Neue Denken im Westen und Osten. Sammelband von Vorträgen und Beiträgen der internationalen wissenschaftlichen Konferenz. St. Petersburg: Verlag "Nestor", 2000. - S. 172176.

153. Dieren, W. van. Mit der Natur rechnen: Der neue Club-of-Rome-Bericht: Vom Bruttosozialprodukt zum Ökosozialprodukt. Basel; Boston; Berlin: Birkhäuser, 1995.

154. Endreß M. Zur sozial theoretischen Grundlegung einer integrativen Ethik// Zur Grundlegung einer integrativen Ethik: für Hans Krämer/hrsg. von Martin Endreß. 1. Aufl.- Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1995. - S. 155 - 204.

155. Erlich P.R., Erlich A.H. Population, Resources, Environment: Issues in Human Ecology. San Francisco: W.H. Freeman, 1972. - 305 p.

156. Fischer P. Engpass vor Omega // Das Neue Denken im Westen und Osten. Sammelband von Vorträgen und Beiträgen der internationalen wissenschaftlichen Konferenz. St. Petersburg: Verlag "Nestor", 2000. - S. 126138.

157. Gabriel, L. Integrale Logik Die Wahrheit des Ganzen. - Wien: HerderVerlag, 1965.-328 S.

158. Galtung Y. The True World: A Transnational Perspective. N.Y., 1980.- 469 p.

159. Gelich O.J. Neues Denken, Eros und Christof Günzl // Das Neue Denken im Westen und Osten. Sammelband von Vorträgen und Beiträgen der internationalen wissenschaftlichen Konferenz. St. Petersburg: Verlag "Nestor", 2000,-S. 119-126.

160. Günzl, H.Ch. Die Gesellschaft des Atomzeitalters. Ein Versuch. Wels: Kommisionsverlag bei Verlag Weisermühl, 1958. - 142 S.

161. Günzl, H.Ch. Der Westen hat wieder eine Idee! Wels: Kommisionsverlag bei Verlag Weisermühl, 1960. - 87 S.

162. Günzl H.Ch. Struktur und Existenz. Versuch einer Synthese von Ordnung und Freiheit. Linz: Rudolf-Trauner-Verlag, 1968. 272 S.

163. Günzl H. Ch. Das Neue Denken als Bedingung der Einheit von Theorie und Praxis. Linz: Sozialpolitischer Verlag M. Tröstler, 1974. 170 S.

164. Günzl H.Ch. Fortschritt zum Frieden. Versuch über die geistigen und strukturellen Prämissen des Friedens. Linz: Sozialpolitischer Verlag M. Tröstler, 1981.- 158 S.

165. Günzl, H.Ch. Bewältigungen der Vergangenheit und der Zukunft durch "Neues Denken". Linz: Universitätsverlag Rudolf Trauner, 1992. - 191 S.

166. Günzl, H.Ch. Teilhard und das Zentrum "Omega" // Das Neue Denken im Westen und Osten. Sammelband von Vorträgen und Beiträgen der internationalen wissenschaftlichen Konferenz. St. Petersburg: Verlag "Nestor", 2000. - S. 148-154.

167. Hecht R. Das Neue Denken an der Nordakademie // Das Neue Denken im Westen und Osten. Sammelband von Vorträgen und Beiträgen der internationalen wissenschaftlichen Konferenz. St. Petersburg: Verlag "Nestor", 2000. - S. 112-119.

168. KahnH. The Coming Boom. N.Y.: Dutton, 1982. - 256 p.

169. Kahn H., Bruce-Briggs B. Things to Come. N.Y.: Dutton, 1982. - 315 P

170. Krämer H. Integrative Ethik. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1992. 325 S.

171. Meadows D.H. et al. The Limits to Growth. A Report for the Club of Rome's Poject on the Predicament of Mankind. L.: Earth Island, 1972. - 205 P

172. Meadows D.H. Global Modelling // Futures, 1982. Vol. 14. - P. 27 -31.

173. Müller, A. Das naturphilosophische Werk Teilhard de Chardins. -Freiburg-München: Verlag Karl Alber, 1964. 230 S.

174. Pröls W. Nie mehr Opfer sein // Das Neue Denken im Westen und Osten. Sammelband von Vorträgen und Beiträgen der internationalen wissenschaftlichen Konferenz. St. Petersburg: Verlag "Nestor", 2000. - S. 1 SS-HS.

175. Scheler M. Philosophische Weltanschauung // Günzl H.Ch. Struktur und Existenz. Versuch einer Synthese von Ordnung und Freiheit. Linz: Rudolf-Trauner-Verlag, 1968. S. 160.

176. Stegmaier W. Ethik als Hemmung und Befreiung//Zur Grundlegung einer integrativen Ethik: für Hans Krämer/hrsg. von Martin Endreß. 1. Aufl.-Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1995. - S. 19 - 39.

177. Teilhard de Chardin P. Der Mensch im Kosmos. 4. Auflage. -München: Verlag C.H. Beck, 1959. - 159 S.

178. Theobald R. Beyond Despair. Directions for America's Third Century. -Washington: New Republic, 1976. 169 p.

179. Toffler A. The Adoptive Corporation. L.: Gover, 1985. - 217 p.

180. Vom Millenniumscrash zur Noosphäre // Extradienst. 1999. - №22. - S. 160-161.

181. Weltkongress der Philosophie in Moskau // Cercle diplomatique international. Wien, 1994. - №235. - S. 23 - 25.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.