Влияние моды на социализацию личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Колесникова, Елена Викторовна

  • Колесникова, Елена Викторовна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2004, Курск
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 140
Колесникова, Елена Викторовна. Влияние моды на социализацию личности: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Курск. 2004. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Колесникова, Елена Викторовна

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Мода как социокультурный феномен времени.

1.1. Мода в системе социокультурных отношений.

1.2. Основные структурные компоненты моды.

1.3. Функции моды и особенности их проявления в обществе.

Глава II. Мода в процессе развития и самореализации личности.

2.1. Особенности воздействия моды на процесс социализации личности

2.2. Мода как средство реализации социальных качеств человека.

2.3. Сравнительный анализ влияния моды на различные социальные группы населения в современных условиях.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние моды на социализацию личности»

Актуальность проблемы данного исследования обусловлена тем, что в современных условиях мода становится одним из социальных регуляторов общественного поведения широких слоев населения. Наступивший XXI век характеризуется кардинальными изменениями научно-технического и технологического характера, которые оказывают существенное влияние на социокультурные условия, жизни современного человека. Становится очевидным, что изменение социальной реальности невозможно путем привычных материально-вещественных, технических преобразований, оно требует существенных изменений* в самом человеке: трансформирования базовых социальных качеств личности, способствующих экономической; культурной, социальной и психологической адаптации человека к новым условиям социального бытия.

Одним из механизмов регуляции в структуре социокультурных отношений является мода. Этот феномен, обнаруживая себя в различных областях жизни, обладает большими возможностями. В связи с этим, представляется оправданным рассмотрение проблемы социализации личности современного человека через призму социологического анализа моды как нормативной системы, выявление ее специфического места и роли в структуре этого процесса.

Мода является фактором, требующим очень серьезного отношения в цивилизованном обществе, так как имеет прямое влияние на экономическое и социальное развитие общества. Феномен моды не может быть отнесен к одной категории определений (социальной, экономической; психологической), вследствие того, что является сложным, неоднозначным явлением. Многозначность феномена моды породила и различие в методологических подходах к его изучению разными науками. Трудно установить границы между этими подходами, разделение здесь достаточно условно. А поскольку мода неразрывно взаимосвязана со многими социальными явлениями, в настоящей работе из всего многообразия подходов к этому феномену нами предложен социологический. Такой подход позволит адекватно идентифицировать моду как объект исследования и понять как специфическую форму социальной регуляции, обусловливающую периодическую смену и циклический характер развития образцов массового поведения. Мода -очень чувствительный «инструмент» всех социальных перемен. Для решения задачи в этом контексте, необходимо перейти от рассмотрения проявлений моды в отдельных областях культуры и человеческой деятельности к рассмотрению ее как целостного феномена, занимающего специфическое место в системе социокультурных норм.

Мода относится к той категории явлений, которые подчас считают возникающими на основе случайных пересечений, не управляемых никакими рациональными факторами. Для доказательства обратного в исследовании причин изменения моды применяется ретроспективная проекция этого феномена, нашедшего отражение в призме исторического развития общества. Если моду рассматривать на относительно большом отрезке времени, тогда ее изменения представляются регулярными; на протяжении же короткого периода изменения моды представляются стохастичными.

Изучение закономерностей изменения моды; в течение длительного периода ее существования, дает возможность ее прогнозирования. Прогнозирование моды необходимо не только для наблюдения за развитием ее главных тенденций, но и за реакцией на нее различных категорий населения

Степень научной разработанности проблемы.

Период конца XIX - начала XX века характеризуется огромным интересом к вопросам моды, который нашел отражение в появлении обширной литературы, посвященной истории одежды и моды, закономерностям их развития.

Научная база по изучению социологии моды сформировалась и получила свою разработку, в основном, в трудах немецких ученых - Г.Зиммеля [144], В.Зомбарта [41], Г.Тарда [109], Г.Спенсера [106, 107], Р.Барда [132], Т.Веблена [22], Г.Блумера [134,135]. Интерес к моде в России был не меньшим: переводились зарубежные авторы, появились публикации отечественных ученых. Однако российские научные исследования в этот период были малочисленными. Хотя отечественные авторы признавали объективный характер моды как явления, неразрывно связанного с развитием человеческого общества (Л.Бакст, М.Кузьмин и другие), но не предлагали стройных концепций моды;

В1 последние десятилетия XX в. в России осуществлялись как теоретические, так и эмпирические, прикладные исследования моды. В соответствии с тем, какой из аспектов берется в качестве обусловливающего явления моды, сегодня можно выявить следующие относительно самостоятельные направления.

Мода выделяется, прежде всего, своим экономическим значением (сторонники «экономического» подхода (Н.Т.Фролова, Л.Н.Жилина).[40]

Значительна культурно-воспитательная роль моды. Она служит одним; из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту. Этот подход раскрывается в работах Т.В.Козловой [47,49], В. И. Казарш ювой [44]; Н.Т.Савельевой [94], И.Л.Лндреевой [3], А.И.Бастрыкина [7]; Э.В.Ширяева [7]; Р.Б.Фишмана [118]. Особенно выделяется роль моды в эстетическом; воспитании личности (Г.Г.Шубин [123], И.Г.Добросмыслова [35], З.Л.Совдагарова [99]).

Политический подход к изучению моды получил развитие в работах Т.А.Есиной [39], И.В.Бандуры [7], О.А.Феофанова [116,117];

Деятельностный аспект моды обнаруживает себя в работах Е.Я.Басина [5, 6]; А.Б.Гофмана [26-32], Б.ДПарыгина [78, 79];В.ИЛолстых [113].

Над вопросами психологического анализа моды работали Л.В.Петров [81], Я.Л.Коломинский [51, 52], Б.Ф.Поршнев [86], А.Л.Свенцицкий [96], Г.М.Андреева [3], Б.Д.Парыгин [80], М.И;Килошенко [46].

Рассмотрение моды как специфической: формы межличностной коммуникации характерно для? В:Ю.Борева [16], А.В.Коваленко [16]. Изучение моды как знаковой системы предпринимается в семиотике (Ю.М.Лотман [63]).

Появились, работы, анализирующие моду комплексно, в целом (З.Б.Элькина [125], М.Н.Топалов [114], Л.И.Ятина [129, 130])

Очевидно, что исследование феномена моды. - это широкое поле деятельности для специалистов в различных областях изучения общественных явлений: философов, историков, экономистов, психологов, культурологов, социологов. Вместе с тем, поиск социологического содержания моды осложняется тем фактом, что, большей частью основан на анализе разрозненных, несистематических, стихийно возникающих представлений о моде, формировавшихся в русле специальных теорий. Несмотря на, большое количество научных теоретических и практических исследований феномена моды за последние десятилетия, обнаруживает себя проблема поиска объединяющей концептуальной основы. Одной из причин данной проблемы является неоднозначность представлений о предметном основании исследуемого объекта. В качестве научного подхода к исследованию данных вопросов мы предлагаем еще недостаточно, по нашему мнению, разработанный; социально-культурологический подход, осуществляя его посредством установления и анализа взаимосвязи и взаимовлияния между модой и личностью, модой; и обществом. В этой связи нам представляется целесообразным исследование природы моды через призму отношений «человек-общество», раскрывая ее роль в процессе социализации личности.

Объектом диссертационного исследования является мода как социокультурное явление.

Предмет исследования - специфика влияния моды на социализацию человека.

Цели и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в определении социокультурных особенностей влияния моды на процесс социализации личности.

В соответствии с целью исследования в диссертации поставлены следующие задачи:

• уточнить социальную сущность понятия «мода>>, определить место моды в системе социокультурных отношений;

• раскрыть структуру моды;

• рассмотреть функции моды и выявить особенности их проявления в системе общественных отношений;

• исследовать характер влияния моды на развитие личности в процессе ее социализации;

• рассмотреть моду как средство реализации социальных качеств человека в процессе деятельности;

• на основе конкретно-социологических исследований выявить особенности динамики соотношения моды и самореализации личности в зависимости от базовых социологических параметров (пол, возраст, уровень образования).

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Диссертант в своей работе опирается как на классические, так и на современные социологические, философские, психологические труды, в которых отражена заявленная проблематика, а также не исследования в синтетических областях знаний - социология культуры, социальная психология, социология моды.

Анализ теоретических основ для понимания сущности феномена моды проведен на основе работ З.Фрейда [119], Э.Фромма [121], В.Зомбарта [41], Дж. Флюгель [138].

Методологически важными для изучения рассматриваемой проблемы явились труды зарубежных классиков социологии: Г.Тарда [109], Г.Спенсера [106], Г.Зиммеля [145], Р.Барда [133], Т.Веблена [22], Г.Блумера [135, 136], М.Вебера [21], П.Бурдье [9].

Вопросы исследования процесса развития личности рассмотрены на основе изучения трудов В.А. Ядова [ 126], А.Д.Столяренко [108], П.А.Сорокина [104], Т.Парсонса [76, 77], К.К.Платонова [84], П.Ф.Кравчук [69, 82, 110].

Основой исследования является структурно- функциональный анализ, который позволяет адекватно раскрыть взаимосвязь явлений общественной и гуманитарной областей знаний с конкретными социально-историческими условиями.

Эмпирическую базу исследования составил: анализ документов, в которых нашли объяснение вопросы социологии моды; контент - анализ документов и материалов прессы. В качестве метода сбора данных была выбрана индивидуальная очная письменная форма опроса выборочным методом. Анкетный опрос проводился с января по апрель 2003г среди жителей г.Курска, в группе респондентов, обеспечивающей репрезентативные результаты. Объем! предложенной выборки - 500 человек. Обработка, изучение и анализ социологической информации проводился на основе анализа анкет. В качестве основного признака для анализа результатов выбран половозрастной признак респондентов, имеющих различный образовательный уровень. Для анализа были выделены три возрастные группы: 17-29 лет (191 человек), 30-45 лет (156 человек), и старше 45лет (153 человека). Количество мужчин и женщин в объеме выборки составляет соответственно 235 и 265человек. Образовательные уровни - а) неполное среднее, среднее (79 человек); б) среднее специальное, незаконченное высшее (283 человека); в) высшее, наличие ученой степени (138 человек).

Данные, полученные в результате анкетирования обработаны в операционной среде WINDOWS с помощью программы Microsoft Excel;

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

-Уточнено понятие «моды» как инновационной социокультурной формы интеграции различных свойств личности, выступающей в качестве объекта восприятия окружающей социальной среды и субъекта деятельности.

-Выявлены факторы влияния моды на сознание и поведение личности, дающие возможность гармонизировать характер взаимоотношений и взаимодействия людей, к которым относим: активность жизненной позиции, относительную независимость, уверенность в себе, креативность, психологическую мобильность, адекватную самооценку, социальную рефлексию.

-Доказана возрастающая роль личностных свойств участников социальных отношений, определяющих качество и динамику развития моды в условиях общества нестабильного транзитивного (переходного) типа.

-Разработана типология индивидуально-значимого многообразия модной деятельности человека - репродуктивно-потребительская, репродуктивно-созидательная, творчески-потребительская, творчески-созидательная деятельность.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что:

-полученные результаты и выводы могут способствовать углублению представлений о моде в обществе, соотношении моды и самовыражении личности во внешнем проявлении, специфике роли модной коммуникации, механизме социальной регуляции модного поведения отдельных субъектов (индивидуумов и социальных групп); оказать помощь по ее практическому использованию теми, для кого различные сферы модной деятельности являются объектом изучения;

-теоретические положения данной работы могут быть учтены и использованы при организации учебного процесса в вузах, в лекционных и практических курсах по социологии и социальной психологии моды, отдельных спецкурсов. Предполагается, что теоретические положения и результаты исследования, содержащиеся в диссертации, окажутся полезными для дальнейшего исследования социологии моды.

Апробация работы: Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии Курского государственного технического университета и на научных семинарах аспирантов специальности <<Социология культуры, духовной жизни».

Материалы исследования использовались при чтении лекций и* проведении семинарских занятий по курсу «Социология моды».

Отдельные положения работы изложены на научных конференциях: Международная научно-практическая конференция «Творчество и самоорганизация» (г.Курск, 20-21 октября, 2000г.); XXXI вузовская научно-техническая конференция «Молодежь и XX век» (г.Курск 19-20 мая 2003г.); Межвузовская научная конференция «Философско-антропологическая аналитика бытия человека в глобальном мире», (г.Владимир 7-9 октября 2003г.).

Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих 6 параграфов), заключения, библиографического списка. Общий порядок и способ изложения обусловлены целью и задачами исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Колесникова, Елена Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном нестабильном обществе поведение обусловлено неустойчивостью изменений во всех сферах жизнедеятельности, которые привели к появлению качественно новых форм социальной регуляции общественного поведения широких слоев населения. Социокультурный кризис общества неизбежно влечет разрыв традиционных систем; среди которых можно назвать мораль, обычай, право и другие, что, в свою очередь, вызывает нарушение функционирования в обществе системы традиционных ценностей. Такое положение повышает значимость внешних формальных ценностей моды. Роль моды как инновационной социокультурной формы массового стандартизированного поведения возрастает, ибо она в определенной мере позволяет упорядочить отношения: людей к внутренним и внешним формам культуры.

Функциональность моды в общественных реалиях определяется потребностями современного человека в условиях необходимости освоения новых ценностей и многообразных ролей. В соответствии с социальным аспектом мода как инновационная социокультурная; форма в системе отношений является важным регулятором массового и индивидуального сознания, обуславливающим процесс формирования социальных качеств, способствующих культурной, социальной и психологической адаптации человека к новым условиям социального бытия. Тем самым мода является одним из значительных факторов адаптации, способствует трансформации как среды обитания человека, так и его самого.

Проведенное диссертационное исследование позволило выявить особенности влияния моды на социализацию личности.

Во-первых. Опосредованность моды социальной жизнью человека, придает ей специфические черты, исследование которых позволит расширить границы знания о Человеке. Интегрирующей функцией моды является обеспечение социализации и витальности человека в условиях усложненной, изменчивой, неустойчивой среды.

Во-вторых. Система моды играет формирующую, интегрирующую и мотивирующую роль. Ее социальная роль предопределяются тем, что она формирует нормы, идеалы, ценности, образцы поведения, которые мотивируют действия личности. В динамике этого процесса; модные стандарты принимаются; индивидом потому, что они, скорее, устанавливаются им самим для себя, нежели навязываются ему средствами внешней регуляции, и являются, таким образом,

частью собственной индивидуальности личности. Когда общепринятые модные стандарты переосмысливаются ^ личностью в соответствии с ее личностными особенностями, мода превращается в ценность. Таким образом осуществляется повышение личностной меры совершенствования субъекта.

В-третьих, на материале анализа функциональной взаимосвязи моды и социализации личности мы определяем моду как сущностный элемент социального взаимодействия. Индивид, желая повысить уровень, собственного имиджа, добиваясь одобрения и повышения статуса в глазах других, социализируется в той мере, в какой он направляет свои действия в соответствии с ожиданиями других. Иными; словами, мода является; существенной частью социального механизма формирования личности, вырабатывая в ней целостность и стремление к творчеству. Таким образом благодаря; интернализации личность ощущает внутреннюю потребность, с одной стороны, реализовать свою индивидуальность, с другой, приспособиться к окружающей его социальной среде.

В-четвертых. Механизмом личностного воздействия на моду является рефлексия. Механизм социальной рефлексии представляет собой процесс осознания действующим индивидом самого себя и степени адекватного восприятия партнерами по общению его внешнего облика, создаваемого с помощью модной одежды. С одной стороны, освоение современной моды зависит от индивидуальных особенностей субъекта, особенностей его жизнедеятельности в целом; с другой -модой» предопределяется относительная; ценность различных свойств индивида как объекта восприятия окружающей социальной среды.

В-пятых. Роль моды в социокультурном взаимодействии проявляется: в виде принципа его осуществления: Мода, представляющая; принятый большинством стандарт, ведет к росту взаимопонимания между людьми, способствует повышению социальной интеграции; общества. В контексте социальных отношений процесс функционирования моды есть процесс воспроизводства социальной реальности.

В-шестых. Динамика моды в регулировании деятельности и общественного поведения людей предопределяется; отношением человека к себе, отношением в обществе. Гармонично развитая, зрелая личность, характеризуется! социальной активностью, высшим проявлением которой является творчество. Субъект моды -личность - это ансамбль общественных отношений, преобразование которых связано с качественно новой творческой предметной деятельностью. Творческая деятельность не только воспроизводит условия существования индивида и общества, но и имманентно несет в себе определенные механизмы формирования способностей личности и является средством их реализации. Поиск новых видов деятельности - это процесс, характеризующийся определенными противоречиями современной моды: между массовизацией и индивидуализацией; между общим (массовая мода), особенным (мода референтных групп) и единичным (трансформация индивидом моды своей референтной группы в соответсвии с индивидуальным стилем). Стратегия «перевода» человека из состояния «человека толпы» в индивидуальность заключается в постепенном разрушении конформности.

В данном исследовании мы стремились показать, что отношение к моде выступает социальным индикатором зрелости личности. Современная мода как показатель ценности объектов внешней и внутренней духовной культуры является специфической ценностью, освоение которой зависит от особенностей субъекта и его жизнедеятельности в целом. Вместе с тем, модой определяется относительная ценность различных свойств индивида как объекта восприятия; окружающей социальной среды. Содержанием социального механизма социализации5 личности являются факторы одновременного взаимодействия процессов культурно-нравственного воспитания, эстетического образования, формирования- вкуса и чувства прекрасного, а также качественное изменение социальных условий, общения, самосознания.

Фокусирование моды как социокультурного явления и детальный анализ влияния; данного феномена на социализацию личности позволяет установить зависимость социальных характеристик человека от внутренних предпосылок и внешних условий индивидуальной модной деятельности. По результатам; анализа этой зависимости нами сформирован ряд субъективных и объективных факторов влияния на процесс самореализации личности. К объективным факторам относим: общественное мнение, нормы и ценности, социальные настроения и увлечения. К субъективным факторам относим активность жизненной позиции, готовность к постоянному прогрессивному обновлению, постижению нового опыта, относительную независимость, уверенность в: себе, творческую активность, психологическую мобильность, адекватную самооценку, социальную рефлексию. Таким образом, по результатам анализа данных исследования можно заключить, что мода является своеобразной сферой реализации потенциала личности, так как выступает проявлением специфической практики деятельности, общения в процессе решения индивидом жизненных задач.

132

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Колесникова, Елена Викторовна, 2004 год

1. Агацци Э. Человек как предмет философии.// Вопросы философии. 1989.№2.

2. Адлер Б. Возникновение одежды. СПб.: Худ. Типо-литография А.В. Вейерман, 1901.

3. Андреева И.А. Мода и культура одежды. М.: Знание, 1987.

4. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. Пер. с фр., вступ ст. и сост. С.Н. Зенкина. - М.: Изд. им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.

5. Басин Е.Я. Психология художественного творчества: (Личностный подход). -М.: Знание, 1985. 64с.

6. Басин Е.Я: Семантическая философия искусства. (Критический анализ) М.: Мысль, 1973.-214с.

7. Бастрыкин А.И., Ширяев Э.В. Моды, кумиры и собственное «Я». Л.: Лениздат, 1988. - 172, 1.с.: ил.

8. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: «Художественная литература», 1965.

9. Бурдье Пьер. Практический смысл/ Пьер Бурдье; Пер С фр.: (А.Т.Бикбов и др.); Общ. ред. и послесл. Н.А.Шматко. М.;СПб: Ин-т экспериментальной социологии; Алетейя, 2001. - 562с.

10. Беляева-Экземплярская С.Н. Психология и эстетика модного костюма; рубрика «Дискуссия о моде»// Декоративное искусство СССР., 1963, №12. С.26-28.

11. Бердник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

12. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. М., 1988.

13. Бердяев Н.А. Философия свободы духа. М.: Республика, 1994. - 480с.

14. Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

15. Бордийяр Символический обмен и смерть. М., 2000.

16. Борев В.Ю., Коваленко А,В, Культура и массовая коммуникация/ Отв. ред. А.И.Арнольдов; АН СССР, ИН-т философии. М.: Наука, 1986. - 301,2.с.

17. Бреслав Г.Е. Цветопсихология и цветолечение для всех.-СПб.:БиК.,2000.-212с.,10ил.

18. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 1997.

19. Васильев А.А. Красота в изгнании: Творчество русских эмигрантов первой волны: Искусство и мода. М.: Слово, 1999. - 480с: ил.

20. Вебер М. Избранное. Образ общества: (Лики культуры)./ Пер.с.нем. М.: Юрист, 1994. - 702с.

21. Вебер М. Избранные произведения.: Пер. с нем./ Сост., общ. ред. и послесл. с. 736-769. Ю.Н.Давыдова. М.: Прогресс, 1990. - 804, 1.с.

22. Веблен Т. Теория праздного класса: Пер с англ./ Общ ред. В.В.Мотылева. М.: Прогресс, 1984.-367с.

23. Власов В.Г. Стиль в искусстве: Словарь. СПб: Кольна, 1995.

24. Гачев ГЛ. Творчество, жизнь, искусство. М., 198017. Басин Е.Я., КрасновВ.М. «Гордиев узел» моды. - В кн.: Мода: за и против. - М.: «Искусство», 1973. - 287с.

25. Готтенрот Ф. История внешней культуры: В 2т. Спб.: Товарищество М.О.Вольфъ, 1902.

26. Горбачева JI. Костюм XX века. М. Изд. Гитис. 1996.

27. Гофман А.Б. Мода и обычай. Альманах социальных исследований «Рубеж», 1992, №.3.

28. Гофман А.Б. Дизайн и мода/ Техническая эстетика. 1983, №6 - с.3-5.

29. Гофман А.Б. Ценности в структуре моды. Социологические исследования, 1980, №4, с59-64.

30. Гофман А.Б. Ценностные компоненты моды./Техническая эстетика./ ВНИИТЭ. 1980. - №27 - с.60-74.

31. Гофман А.Б. Мода и социальные группы/Техническая эстетика. Социологические исследования в дизайне/ Труды ВНИИТЭ, 1988,№54. с.69-80.

32. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения.- М.: Наука, 1994. 160с.3336

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.