Социальная трансформация ценностных ориентаций современной молодежи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Никитина, Ольга Юрьевна

  • Никитина, Ольга Юрьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 156
Никитина, Ольга Юрьевна. Социальная трансформация ценностных ориентаций современной молодежи: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Ставрополь. 2003. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Никитина, Ольга Юрьевна

Введение.

ГЛАВА 1. ДУХОВНО-ПАРАДИГМАТИЧЕСКАЯ

ТРАНСФОРМАЦИЯ В ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ МОЛОДЕЖИ.

1.1. Ценностная трансформация социальной реальности в технотронном обществе.

1.2. Социодинамика духовно-нравственных ценностей молодежи в условиях реформации общества.

1.3. Аксиологические доминанты образования и воспитания в контексте деятельностной парадигмы.

ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДОМИНАНТЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ.

2.1. Пути преодоления социальной аномии и деструктивных форм массового сознания молодежи.

2.2. Ценностные доминанты профессионального самоопределения молодежи.

2.3. Единство нравственных и эстетических компонентов в совершенствовании духовного мира личности в высшей школе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальная трансформация ценностных ориентаций современной молодежи»

Актуальность темы исследования. В условиях происходящего на наших глазах процесса радикальной ценностной трансформации современного социума, следует с новых позиций осмыслить духовно-парадигматические основания деятельности наиболее активной и быстро адаптируемой части общества -молодежи. Современное российское общество характеризуется крупными социальными и духовно-нравственными изменениями, затронувшими всю систему базовых ценностей индивида. В центре этих изменений стоит человек - и как участник реформационных процессов, и как субъект ценностных композиций кризисного общества. При этом, радикальным образом видоизменяя окружающий социум, он зачастую первым же и страдает от этих перемен. Происходящие события зачастую провоцируют социальную деструкцию, выражающуюся в потере ценностных ориентиров, утрате целей и бытийных смыслов, затрагивающих основу мировоззрения.

Сложная ситуация современного российского социума, изменения в материальной и духовной жизни человека требует переосмысления многих философских категорий и переоценки системы ценностей. Нынешний человек оказался лишенным как установок официальной идеологии, так и нормативно-ценностного контекста. Образовавшийся "вакуум" в духовном развитии общества постепенно заполняется, но не столько новыми идеологическими схемами, сколько ценностями и приоритетами, выработанными мировой и отечественной социально-исторической мыслью. С этой точки зрения проблема духовных основ и ценностных параметров в формировании личности молодых людей в кризисных состояниях социальной системы остается не только неизменно актуальной, но и приобретает новые познавательные горизонты.

В последнее десятилетие наша страна переживает глубокий кризис, охвативший все сферы общественной жизни. С одной стороны, завершается существование определенной общественно-экономической формации, с другой - идет болезненный и не до конца проясненный по целям процесс становления качественно иной социально-экономической системы. Переход России к иному состоянию общества осуществляется через стремительную дезинтеграцию общественных групп и институтов, утрату личностной идентификации с прежними социальными структурами, ценностями и нормами, а кристаллизация новой системы ценностей до сих пор проблематична. Это находит отражение не только в распаде прежней ценностной картины мира, но также в активном поиске, столкновении вновь возникающих различных ценностных систем, характеризующих вероятностный ход общественного развития. Именно это сочетание ценностной дезинтеграции общества и практического апробирования новых противоречивых ценностей во многом характерно для современного общества. Особенно неопределенными, размытыми и неустойчивыми являются ценностные позиции современной молодежи.

В современной России создается принципиально новая духовная и ценностная атмосфера, в которой, наряду с отрицанием негативного прошлого, должно получить отражение и то положительное, что было раньше, в том числе и опыт государственных учреждений и институтов по формированию нового поколения, вовлечению молодежи в активную общественную жизнь. Современное состояние российского общества вызывает потребность в осмыслении достаточно большого количества проблем. Но важнейшей среди них, на наш взгляд, является проблема молодежи, ее интеграции в устойчивое социальное и профессиональное сообщество, формирование у нее тех ценностных ориентаций, которые не просто позволили ли бы этому поколению выжить, но и сделали бы его деятельность социально-позитивной.

Особые условия протекания экономических реформ в нашей стране вызвали к жизни ряд явлений, которые необходимо учитывать в проведении исследований. Это и "утечка мозгов" из страны, и отказ от практики административного распределения выпускников средних и высших учебных заведений, а также невозможность для части одаренных юношей и девушек получать бесплатное государственное образование. Все большую роль в профессиональной ориентации молодежи начинают играть рыночные отношения.

Особенность состояния современной России состоит в том, что на фоне повальной ликвидации или самоликвидации многих прежних социальных институтов система высшего образования не только не разрушилась, но и проявила новые адаптационные возможности, когда вместо унифицированного обучения возникло многообразие его организационных и содержательных форм. Все это естественным образом вызывает потребность в более глубоком рассмотрении ценностных ориентаций современной молодежи в общей структуре вузовского образования и воспитания. Отсюда актуальность данного исследования обусловлена также гносеологическими факторами и, прежде всего, малой степенью разработанности в целом аксиологических проблем образования и воспитания.

В современных условиях аксиологические проблемы воспитания и образования молодых специалистов в высших учебных заведениях представляют собой обширные культурные системы, основанные на причинно-смысловом единстве и на трех культурных уровнях - идеологическом, поведенческом и материально-практическом. Вузовское образование занимает в системе социального действия такое положение, когда оно является высшей динамической точкой изменений между обществом и личностью, моментом преобразования социальной культуры в личностную.

Степень разработанности проблемы. Относительно источниковедческой базы рассматриваемой в диссертационном исследовании проблематики можно отметить, что на сегодняшний день существует немалое количество литературы, посвященной проблемам духовно-нравственного воспитания молодежи образовательными средствами и методиками. В их числе необходимо отметить работы таких авторов, как Аверинцев С.С., Айдемиров Н.Г., Анохин П.К., Анисимов С.Ф., Барулин B.C., Батенин С.С., Бахтин М.М., Батищев Г.С., Выготский JI.C., Выжленцов Г.П., Горшков В.А., Горский Д.П., Грузков В.Н, Гусейнов A.A., Гуцаленко JI.A., Давидович В.Е., Демин М.В., Дробницкий О.Г., Зинченко В.П., Журавлев Г.Т., Каган М.С., Кемеров В.Е., Кон И.С., Леонтьев А.Н., Лившиц Р.Л., Лукин Е.А., Мамардашвили М.К. Медведев Н.П., Межуев В.М., Михайлов Ф.Т., Москвичев Л.Н., Митрохин Л.Н., Немировский В.Г., Орлов В.Н., Перов Ю.В., Прибытков Г.И., Райляну А.К., Романов Ю.И., Рубинштейн С.Л., Рябов В.Ф., Спиркин А.Г. Степин B.C., Тощенко Ж.Т. Тугаринов В.П., Уледов А.К., Устюговой E.H., Федотова В.Г., Филиппов Г.Г., Фомин A.B., Фролов И.Т., Харчев А.Г., Холостова Т.В., Шаповалова Е.А., Шкляр Л.Е., Яковлев Е.Г. и некоторых других.

Значительное влияние на исследование ценностных компонентов социальной реальности оказала философская литература зарубежья. Среди ее авторов следует назвать такие имена, как Бергсон А., Гароди Р., Гуссерль Э., Гессе Г., Джемс У., Дюфрен М., Ингарден Р., Жильсон Э., Маритен Ж., Киркегор С., Камю А., Ницше Ф., Сартр Ж.-П., Тейар де Шарден П., Уайтхед А., Фромм Э., Шелер М, Хайдеггер М., Шопенгауэр А., Шпенглер О., Ясперс К. и др.

Неотъемлемой частью исследований в области проблем духовности и ценностного содержания человеческой деятельности все чаще становятся труды российских мыслителей. В их ряду достойное место занимают Антонович М.А., Бердяев H.A., Булгаков С.И., Гумилев JI.H., Данилевский Н.Я., Ильин И.А., Зеньковский В.В., Кропоткин П.А., Леонтьев К.Н., Лосев А.Ф., Лосский Н.О., Лотман Ю.М., Мережковский Д.А., Розанов В.В., Соловьев B.C., Трубецкой С.Н., Федоров Н.Ф., Франк С.Л., Флоренский П.А., Шестов Л.И., Юркевич Н.Ф., а также Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

Рассмотрением аксиологических проблем образования и воспитания молодежи занимались такие отечественные ученые, как В.К. Кантор, В.А. Конев, М.Н. Кузьмин, Н.В. Карлов, В.А. Лекторский, М.К. Мамардашвили, Н.С. Юлина, Л.П. Буева, Н.Т. Абрамова, В.И. Гаранджа, М. Липман, H.H. Моисеев, Ф.Т. Михайлов, В.М. Розин, Н.Д. Никандров, М.В. Богуславский, A.B. Мудрик, Ш. Амонашвили, В.А. Сластенин, B.C. Библер, А.П. Валицкая, Б.М. Бим-Бад, И.Н. Сиземская, Е.В. Бондаревская, З.И. Равкин, А.Г. Асмолов, Г.Б. Корнетов, E.H. Шиянов, И.Б. Котова, A.A. Никольская, Е.Г. Осовский, В.И. Гинецинский, Л.С. Перевозчикова, Н.С. Розов.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют как общефилософские принципы и методы исследования, то есть принцип системности, всесторонности, историзма, конкретности исследования, так и специфические социально-философские методы, в частности - конкретно-исторический, сравнительно-исторический, историко-ретроспективный, историко-генетический и историко-типологический методы. В работе обоснована необходимость применения традиционной гносеологии массового сознания и теории ценностей, а также использованы системный и структурно-функциональный подходы, позволяющие представить общий опыт духовно-нравственного воспитания молодежи в конкретных областях современной системы вузовского образования.

Цель исследования. Основной целью исследования в диссертационной работе является системный анализ динамики базовых ценностей и духовных ориентиров в сознании и деятельности молодежи в условиях социальной реформации. Формулировка цели обусловливает необходимость решения следующих основных задач: выявить специфику и механизмы ценностной трансформации массового сознания основной части российской молодежи в условиях информационного общества; определить аксиологическое и духовно-нравственное содержание традиционных форм образования и воспитания молодежи в вузах;

- эксплицировать аксиологические доминанты образования и воспитания в контексте деятельностной парадигмы;

- определить пути и способы преодоления социальной апатии, аномии и деструктивных форм в сознании и поведении молодежи;

- обосновать необходимость аксиологического подхода в организации процессов профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодых специалистов на наиболее раннем этапе;

- проанализировать неразрывное единство нравственных и эстетических компонентов в освоении социальной реальности молодым поколением;

- соотнести традиции и новации в духовно-нравственном воспитании молодежи с социальной политикой современного российского общества в сфере образования.

Научная новизна работы состоит в следующих основных положениях:

- обосновано доминантное значение духовных ценностей в практическом освоении современной молодежью социальной действительности;

- выявлены условия и факторы оптимизации воспитательной работы в условиях социально-экономической трансформации российского общества; в рамках системного подхода эксплицированы аксиологические доминанты образования и воспитания в контексте деятельностной парадигмы;

- проанализировано единство нравственных и эстетических компонентов в освоении социальной реальности молодым поколением;

- доказано положение о том, что именно модернизационные процессы в современном информационном общества являются основой столь глубоких сдвигов в массовом сознании и ценностных ориентациях молодежи;

- обосновано положение об аксиологических и нравственных доминантах в воспитании молодежи в условиях нарастания темпов технизации социальной жизни; даны конкретные рекомендации в области совершенствования социальной политики России в сфере институтов образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В условиях радикальной трансформации целого ряда прежних социальных институтов российского общества, в том числе и института образования, особую актуальность и значимость приобретают вопросы формирования у современной молодежи системы устойчивых и позитивных базовых ценностей, тесно связанных с общей направленностью духовно-нравственного обновления личности.

2. Духовно-парадигматическими основаниями организаторской и педагогической деятельности должны стать культуротворческие инновации, основанные на органичном единстве традиционного духовно-нравственного потенциала российского общества с позитивными модернистскими тенденциями в образовании и воспитании будущих молодых специалистов, при учете того факта, что молодежь сегодня обладает весьма высокой степенью дифференцированности.

3. Основная проблема современной воспитательной и образовательной практики состоит в том, что ее ценностно-образующие компоненты до сих пор четко не определены. Другими словами, никто не ставит перед молодежью никаких высших духовных целей, не формирует никаких идеалов. От одной крайности - навязывания обязательного идеологического стандарта, мы резко перешли к противоположной крайности -отсутствию всякого ценностно-формирующего воздействия на молодое поколение со стороны институтов образования и воспитания. и

4. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений необходимость выработки единой государственной молодежной политики, основной задачей которой явилась бы максимально полная интеграция молодых специалистов в устойчивое социальное и профессиональное сообщество. Только единая социальная политика российского государства в области воспитания и образования молодежи в состоянии преодолеть нарастание тех деструктивных тенденций в духовно-нравственной сфере и нигилистических настроений в массовом сознании молодежи, последствия которых мы уже сегодня предельно ощутимо воспринимаем на практике.

5. В современной педагогической теории весьма остро стоит проблема определения аксиологических оснований образования и воспитания с точки зрения долгосрочных перспектив социальной политики в области образования. Мы считаем, что во всех апробируемых инновациях должны безусловно превалировать такие параметры, как устойчивые знания, духовное и социальное здоровье, активная творческая деятельность, а также наиболее ранняя профессионализация молодых специалистов.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что материалы данного диссертационного исследования могут найти свое конкретное применение в разработке ряда государственных мероприятий в области совершенствования социальной политики российского государства в области образования и воспитания молодежи, а также стать базой для разработки специальных и факультативных учебных курсов. Исследование представляет также конкретный научный интерес для педагогов, психологов, социологов и социальных работников. Научно-теоретические результаты диссертационного исследования могут быть использованы в работе методологических семинаров, в системе массового просвещения, а также при разработке спецкурсов по линии городских, краевых и региональных обществ "Знание".

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на ряде региональных, межвузовских и внутривузовских научных конференциях, на заседаниях Проблемного Совета СевКавГТУ по философии, педагогике и психологии высшей школы, на методологических семинарах кафедры философии СевКавГТУ. Текст диссертации докладывался и обсуждался на кафедре философии Северо-Кавказского государственного технического университета. Обобщенные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в разработке спецкурса «Ценностные ориентации современной молодежи».

По теме диссертационного исследования автором опубликовано 5 научных работ - одна брошюра и четыре статьи, общим объемом 4,6 п.л.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, и заключения. Общий объем работы - 155 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Никитина, Ольга Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В социальном пространстве современного российского общества уже произошли существенные изменения. Изменилась, в частности, и сама социальная структура, ее качественные и количественные показатели, изменилось качественное состояние, изменились задачи и функции. В то же время под влиянием рыночных отношений формируется сложный комплекс социально-экономических интересов личностей и групп, в том числе интересы профессионального самоопределения и затем самореализации личности в профессиональной деятельности, интеграция молодых специалистов в социальную структуру. Отсюда становится ясно, что изучение действующих и потенциальных кадров в любом из направлений социально-философского анализа актуально и продуктивно. Очевидно и то, что существующие в современных условиях наличные системы образования и воспитания, являясь самым крупным социальным институтом, играющим основную роль в процессах социокультурной динамики, а следовательно будут постоянно разрешать проблемы ценностных оснований своего практического воздействия.

Данное исследование появилось в результате осознанной необходимости разобраться в том, что же происходит с современной молодежью и, в конечном счете, чего нам ждать в будущем, когда сегодняшние молодые люди станут определять экономику, политику, а также духовно-нравственную жизнь нашей страны.

Основная проблема данного диссертационного исследования состоит в том, что ценностно-образующие субъекты в обществе до сих пор четко не определены. Другими словами, никто не ставит перед молодежью никаких целей, не формирует никаких идеалов. От одной крайности - навязывания обязательного ценностного стандарта, мы резко перешли к противоположной крайности - отсутствию всякого ценностно-формирующего воздействия.

Молодежь в последние годы является объектом пристального внимания специалистов различных областей знания. Это не удивительно, поскольку системный кризис в обществе может быть преодолен только, если молодое поколение будет должным образом сориентировано и будет иметь установки на позитивную социальную деятельность. Пока же мы видим, что молодежная среда обладает очень высокой степенью дифференцированности.

Вместе с тем, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений необходимость выработки единой государственной молодежной политики, целью которой явилась бы максимально полная интеграция молодежи в современное общество. По крайней мере, такая цель ставилась всегда, когда заходила речь о государственной политике в этой сфере. Мы попытались показать, что основные "прерывы постепенности" в интегративных процессах случались тогда, когда общество переживало очередной скачок или просто достаточно серьезные социальные изменения. И здесь именно исторический опыт может помочь нам сориентироваться в подобной ситуации, но к нему сейчас исследователи молодежных проблем обращаются достаточно редко.

Но какие же еще ценностные ориентации необходимо сформировать у молодых людей, чтобы их политическая активность не приобрела антиобщественные формы? Первое, на что мы обратили внимание - это ценности неформальных объединений молодежи. Это большой пласт, приверженцы которого считаются, по традиционному определению, аполитичными. Тот факт, что неформальные движения имеют отношение к одной идеологической парадигме - постмодернизму, заставляет нас более серьезно отнестись к возможности появления новых их разновидностей.

При этом мы не предлагаем решений, которые удовлетворили бы потребность общества в стабильном, позитивно ориентированном молодом поколении. Мы вообще не предлагаем каких-то рецептов в области молодежной политики в целом, потому что субъекты этой политики пока никак себя не проявили и нам трудно сказать, кто может выступить в этой роли. Но мы предлагаем то, что можем сделать сами, и на необходимость чего однозначно указывают материалы исследования. Мы считаем, что формирование ценностных ориентаций современной российской молодежи и ее политической активности определяется, среди прочих условий, прежде всего высоким уровнем образования, воспитания и общим духовно-нравственным потенциалом.

Определение аксиологических оснований образования и воспитания в краткосрочных перспективах прогностики исходят из потребности социальных инноваций; в долгосрочных перспективах они определяются всеобщим законом эволюционного развития и сохраняют в своих константах такие параметры, как устойчивые знания, духовное и социальное здоровье, активная творческая деятельность, профессионализм и другие критерии, выходящие сегодня на первый план.

В контексте произведенного нами социально-философского анализа когнитивных и реальных образовательных систем, имеющих различные ценностные установки, мы проанализировали факторы обратной позитивной и отрицательной связи, обеспечивающие устойчивое развитие современной образовательной системы в целом. Роль и значение педагогической науки, ее социальная эффективность и детерминирующая позиция, определяемая постоянным саморазвитием и обращением к аксиологическим категориям, должна объективно возрастать.

В силу всего вышеизложенного можно сделать тот вывод, что социально-философские и аксиологические проблемы воспитания и образования молодежи представляют собой обширные культурные системы, основанные на причинно-смысловом единстве и на трех культурных уровнях (идеологическом, поведенческом и материальном), являются важнейшим компонентом всеобщих противоречий, влияющих в исторической перспективе на динамику социально-культурного развития. Основным пунктом противоречий в аксиологических основаниях образовательных и воспитательных процессов является проблема генерализующей ценности, когда ее источником служит либо идея социальной инновации, либо идея культуротворческого взаимодействия. В обоих случаях образование занимает в системе социального действия такое положение, когда она является высшей динамической точкой изменений между обществом и личностью, моментом преобразования социальной культуры в культуру личностную.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Никитина, Ольга Юрьевна, 2003 год

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.

2. Актуальные проблемы культуры XX века. М.: О-во "Знание" Российской Федерации, 1993.

3. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.

4. Аристотель. О душе /Сочинения в 4-х т. М.: Мысль,1976.

5. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: МГИК, 1992.

6. Артюхова И.С. Ценности и воспитание. //Педагогика, 1994. №4.

7. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.

8. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). В 3-х т. Т. 1. От прошлого к будущему. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997.

9. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев: "Next", 1994. «

10. Ю.Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994.

11. Бердяев H.A. Самопознание. М.: Книга, 1991.

12. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.

13. Белковский А.Н., Черносвитов П. Человеческая культура: бесперспективное разнообразие //Человек. 1996. № 6.

14. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Двафилософских введения в XXI век. М., 1991.

15. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность: (Философские размышления о жизненных проблемах). М.: Знание, 1990.

16. Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени. //Вопросы философии. 1993. № 5.

17. Болдырев А. Творческие основы культуры, или еще раз об "учёном незнании" //Вестник высш. шк. 1990. № 3.

18. Бобахов В. А. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений. //Общественные науки и современность. 1996. № 3.

19. Бобахов В.А., Левикова С.И. Социально-политические аспекты молодёжной субкультуры //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1996. № 2.

20. Бойков В.Э., Иванов В.Н., Каган М.С. О духовном (Опыт категориального анализа) //Вопросы философии. 1985. № 9.

21. Быков И.И. О работе "Дух, душа и тело" //Философские науки. 1998. № 1.

22. Быкова М.Ф. Новые материалы по философии духа Гегеля //Вопросы философии. 1996. № 9.

23. Бочаров М.П. Общечеловеческие ценности -необходимые элементы структуры личности как субъекта управления. М., 1992.

24. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры. //Вопросы философии. 1996. № 2.

25. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме. //Aima mater. 1997. № 4.

26. Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. М., 1986.

27. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: Пер.с нем. М., 1990.

28. Вербицкая JI.A. Проблемы гуманизации современного образования. //Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. Вып. 2. СПб., 1994.

29. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т.2. От Канта до Ницше. СПб, 1913.

30. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм (социологический аспект). М.: Высш. шк., 1995.

31. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. М., 1998.

32. Гараджа В.И. Мораль и религия. //Вопросы философии. 1996. № 2.

33. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении Вл. С. Соловьева //Вопросы философии. 1994. № 6.

34. Гартман Николай. Проблема духовного бытия. //Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995.

35. Гельвеций К.А. О человеке. //Сочинения: в 2-х т. Т. 2. -М., 1974.

36. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. /Отв. ред. Е. П. Ситковский. М.: Мысль, 1977.

37. Герасимова И.А. Природа живого и чувственный опыт //Вопросы философии. 1997. №8.

38. Гжегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия //Вопросы философии. 1992. № 3.

39. Гостев А. Проблемы человеческого мышления в трактате Аристотеля "О душе" //Вопросы философии. 1997. № 12.

40. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии. //Вопросы философии. 1994. №1.

41. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник,1995.

42. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Агрессивность бездуховности. //"Дайте планете шанс!" Книга для учащихся. -М.: Просвещение, 1995.

43. Деркач A.A. Проблема смысла жизни. //Вопросы психологии. 1999. № 2.

44. Дидро Д. Избранные философские произведения: Пер. с фр. М., 1941.

45. Дилигенский Г.Г., Лекторский В.А. Проблемы целостного мира. //Вопросы философии. 1990. № 12.

46. Дилигенский Г.Г. Индивидуализм старый и новый (личность в постсоветском социуме). //Политические исследования. 1999.№ 3.

47. Долгов K.M. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. Культура. М.: Искусство, 1991.

48. Дугин И.М. Духовность и нравственность: основные формы связи. СПб., 1996.

49. Духовность, художественное творчество, нравственность: материалы "круглого стола". //Вопросы философии. 1996. № 2.

50. Духовность как фактор социализации личности. /Под ред. В.Г. Федотовой. Воронеж, 1993.

51. Ильин И.А. Осаждающая крепость. /Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2-х т. М., 1992.

52. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 2-х. т. СПб.: Наука, 1994.

53. Ильин И.А. Путь духовного обновления. //Собр. соч. в 10-ти т. М.: Русская книга, 1993.

54. Ильин И.А. Родина. Русская философия. Православная культура. М., 1992.

55. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат,1991.

56. Ильенков Э.В. Свобода воли. //Вопросы философии. 1990. № 2.

57. Каган М.С. О духовном (Опыт категориального анализа). //Вопросы философии. 1985. № 9.

58. Каменский З.А. История философии как наука. М.: Наука, 1992.

59. Кантор В.К. Личность в России: сотворение катастрофы. //Вопросы философии. 1998. № 7.

60. Карлов Н.В. Наука о духе в естественнонаучном и техническом университете. //Вопросы философии. 1995. № 2.

61. Карпухин О.И. Управление в культуре: проблемы функционирования и совершенствования //Социально-политический журнал. 1996. № 2.

62. Карпухин О.И. Социокультурная ситуация как отражение кризиса культуры в российском обществе. //Социально-политический журнал. 1995. № 5.

63. Кедров Б.М. Проблема логики и методологии науки. Избранные труды. М., 1990.

64. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию.

65. Учебное пособие для гуманитарных вузов. М.: Наука, 1994.

66. Кефели И.Ф. Судьбы культуры XX века. //Социально-политический журнал. 1996. № 5.

67. Киселёва М.С. Культурные коды и типы культуры. //Культурология. М., 1993.

68. Козловский В.П. Культурный смысл: генезис и функции. /АН УССР. Ин-т философии. Киев: Наук, думка, 1990.

69. Колесов М.С. Человек и духовные ценности. /Тезисы научно-теоретической конференции. Кишинёв, 1990.

70. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования). / Под ред. E.H. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

71. Красин Ю.А. Взаимодействие общественных систем в целостном мире //Вопросы философии. 1990. № 8.

72. Кронер Р. Самоосуществление духа. //Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995.

73. Крутова О.Н. Проблема человека в социальной философии марксизма. М.: Наука, 1990.

74. Крюков В.В. Феномен ценностей в культуре. В кн.: Философия и ее место в культуре. Сб. научн. трудов. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.

75. Кузанский Н. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1979.

76. Кузин А. Духовное начало во вселенной. //Вопросы философии. 1998. № 8.

77. Кузнецов В.Ю. Искусство в системе человеческих ценностей. //Вопросы философии. 1998. № 9.

78. Кузнецов П.В. Метафизический нарцис: П.Я. Чаадаев и судьба философии в России. //Вопросы философии. 1997. № 8.

79. Культура, культурология и образование. "Круглый стол". //Вопросы философии. 1997. № 2.

80. Культура личности. //Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. М., 1996.

81. Культура и реформа. //Вопросы философии. 1994. №7-8.

82. Лапин Н.И. Проблема социокультурной реформации в России: тенденции и препятствия. //Вопросы философии. 1996. № 5.

83. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России. //Социологические исследования. 1993. № 7.

84. Лаке Дж. О плюрализме человеческой природы. //Вопросы философии. 1992. № 10.

85. Левада Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека. //Общественные науки и современность. 1999. № 5.

86. Левит С.Я. Культурология как интегративная область знания. //Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995.

87. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.

88. Лекторский В.А. Духовность и рациональность. //Вопросы философии. 1996. № 2.

89. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.

90. Лосский Н.О. Ценность и бытие. //Бог и мировое зло. -М., 1994.

91. Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология). //Вопросы философии. 1999. № 8.

92. Лурье C.B. Национализм, этничность, культура. Категории науки и историческая практика. //Общественные науки и современность. 1999.№ 2.

93. Малькова Т.П. Субъекты культуры. М., 1993.

94. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994.

95. Манхейм К. Идеология и утопия: Пер. с нем. М.: Юрист,1994.

96. Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем. //Проблема человека в западной философии. М., 1988.

97. Мамут JI.C. Проблема ответственности народа. //Вопросы философии. 1999. № 8.

98. ЮО.Маритен Ж. О человеческом знании. //Вопросы философии. 1997. № 5.

99. КП.Маритен Ж. Краткий очерк о существовании. Проблемы человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.

100. Марутаев М.А. О гармонии мира. //Вопросы философии. 1994. № 6.

101. Матвеева C.JI. Модернизация и глубинный конфликт ценностей в России. //Социальный конфликт. 1994. № 4.

102. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. Ставрополь, 1995.

103. Медушевский А.Н. Конституционные кризисы в обществах переходного типа. //Вопросы философии. 1999. № 12.

104. Юб.Милтс A.A. Гармония и дисгармония личности. М.,1990.

105. Молодежь: будущее России. /Антонов А.И., Бабочкин П.И., Бальсевич В.К. и др. М.: Ин-т молодёжи, 1995.

106. Моральные ценности и личность. /Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

107. Москвин Л.Б. Новые социальные изменения в современном мире. //Общественные науки и современность. 1999. № 3.

108. Ю.Мудраглей Н.С. Идеал проблема выбора, или Воля к разуму. //Вопросы философии. 1995. № 9.

109. Наука и культура (материалы "круглого стола"). //Вопросы философии. 1998. № 10.

110. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе. //Социологический журнал. 1998. № 2.

111. Налимов В.В. Критика исторической эпохи: Неизбежность смены культуры в XXI веке. //Вопросы философии. 1996.№ 11.

112. Неменский Б.М. Искусство это особая форма познания. // Вопросы философии. 1996. №2.

113. Нетрадиционные религии в посткоммунистической России (Материалы "круглого стола"). // Вопросы философии. 1996. №12.

114. Ницше Ф. Антихристианин. /Сумерки богов. М., 1990.

115. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991.1180 человеческом в человеке. /Под ред. И.Т. Фролова. -М., 1991.

116. Общество и культура как предметы философского анализа. // Радугин A.A. Философия: курс лекций. М., 1996.120.0сипова A.B. Духовность и принцип деятельности. М.,1998.121 .Пилипенко A.A., Яковенко И.Г. Культура как система. //Человек. 1997. № 5.

117. Пенькова Р.Н. Технология управления процессом воспитания молодежи: Учебное пособие. Самара, 1994.

118. Петровский В.А. Личность: феномен субъективности. -Ростов н/Д, 1993.

119. Подьяков А.Н. Философия образования: проблемы противодействия. //Вопросы философии. 1999. № 8.

120. Разин A.B. Ценностная ориентация и благо человека. //Вестн. Москв. ун-та. Сер. 7. Философия. 1996. № 1.

121. Раушенбах Б.В. На пути к целостному рациональнообразному мировосприятию. //О человеческом в человеке. М., 1991.

122. Романенко С.А. Типология процессов национального самоопределения. //Общественные науки и современность. 1999. № 2.

123. Россман В. Разум под лезвием красоты. //Вопросы философии. 1999. № 12.

124. Рыбаков Ф. Культура и рыночные отношения. //Российский экономический журнал. 1992. № 12.

125. Сартр Ж.-П. Проблема метода /Пер. с фр. М.: Издательская группа "Прогресс", 1993.131 .Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе: М., 1991.

126. Сериков В.В. Образование и личность. М.: Логос,1999.

127. Серов А.П. Ценностные ориентации человека как субъекта производственной деятельности. СПб, 1994.

128. Синельников Б.М., Горшков В.А., Свечников В.П. Системный подход в научном познании. М., 1999.

129. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека. //Философские науки. 1990. № 12.

130. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. /Отв. ред. М.Г. Айрапетян. М.: Наука, 1989.

131. Смирнова Л.Н. Феномен духовности. М., 1997.

132. Сорокин Питирим. Человек. Цивилизация. Общество. /Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов. М., 1992.

133. Социокультурная методология российского общества. //Рубежи. 1997. № 4.

134. Соловьев B.C. Смысл любви /Избранные произведения. М., 1990.

135. Спиноза Б. Этика //Избранные произведения: В 2-х т. Т.1. М., 1957.

136. Сноу Ч.П. Две культуры: Сборник публицистических работ. М., 1973.

137. Степун Ф.А. Борьба либеральной и тоталитарной демократии вокруг понятия истина. //Вопросы философии. 1999. № 3.

138. Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры (предисловие к публикации P.E. Гергеля). //Вопросы Философии. 1997. № 1.

139. Столович JI.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994.

140. Столович JI.H., М.С.Каган. Философская теория ценности. //Вопросы философии. 1998. № 5.

141. Сушков В.Ф. Русская культура: Новый курс. М., 1996.

142. Тейар де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука,1987.

143. Тихонова Н.Е. Самоидентификация россиян и ее динамика. //Общественные науки и современность. 1994. № 4.

144. Третьяк JLB. Человек в современном социокультурном процессе. //Проблема девальвации духовных ценностей общества и системы образования. Волгоград, 1995.

145. Трубецкой Е.И. Смысл жизни. //Смысл жизни: Антология. М.: Прогресс, 1994.

146. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1998.

147. Тузов Н.В. Философия теории Единой идеи. М.: Мысль, 1994.

148. Тульчинский Г. JI. Российский потенциал свободы. //Вопросы философии. 1997. № 3.

149. Федотова В.Г. Духовное как фактор перестройки. //Вопросы философии. 1987. № 3.

150. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.: Наука, 1991.

151. Федотов Г. Судьбы нашей духовной культуры. //Диалог. 1991. № 18.

152. Филиппов Г.Г. Духовное производство как объект социально-философского анализа. СПб, 1992.

153. Философия и ее место в культуре. Сб. науч. трудов. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ие, 1990.

154. Флиер А.Я. Культура как смысл истории. //Общественные науки и современность. 1999. № 6.

155. Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.

156. Франк С. Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. М., 1917.

157. Франк С.Л. Предмет знания: об основах и пределах отвлеченного знания. Душа человека: Опыт введения в философскую психологию. СПб.: Наука, 1995.

158. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс,1990.

159. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. /Сумерки богов. М.,1990.

160. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989.

161. Фролов И. Новый гуманизм. //Свободная мысль. 1997.

162. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.

163. Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995.

164. Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу. //Человек и его ценности. М., 1988.171 .Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. /Пер. с нем. М.: Республика, 1993.

165. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье. //Вопросы философии. 1999. № 2.

166. Хоружий С.С. Заметки к энергийной антропологии: "Духовная практика" и "отверзание чувств": два концепта в сравнительной перспективе. //Вопросы философии. 1999. № 3.

167. Хренов H.A. Художественный опыт XX века в контексте смены культурных циклов //Общественные науки и современность. 1999. № 2.

168. Ценностные аспекты развития науки. /Отв. ред. Н.С. Злобин, В.Ж. Келле. М.: Наука, 1990.

169. Человек и мир профессий. Свердловск: Изд-во уральск. ун-та, 1990.

170. Человек как философская проблема: Запад-Восток. /Отв. ред. Н.С. Кирабаев. М., 1991.

171. Человек в культуре России. Ульяновск, 1997.

172. Человек в социокультурной системе. Саратов, 1996.

173. Человек и духовно-культурные основы возрождения России. СПб., 1996.

174. Человек. Общество. Культура: Учебное пособие. М.: Изд-во МГТУ, 1993.

175. Черная J1.A. Философско-антропологический аспект изучения русской культуры переходного периода. //Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. 1996. № 4.

176. Чучин-Русов А. Природа культуры. //Общественные науки и современность. 1995.№ 6.

177. Чучин-Русов А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? //Вопросы философии. 1999. № 4.

178. Швырев B.C. Рациональность в современной культуре. //Общественные науки и современность. 1997. № 1.

179. Шевченко В.Н. Философы России XIX-XX столетий. //Вопросы философии. 1995. № 2.

180. Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма. /Сочинения в 2-х т. Т.1. М.: Мысль, 1987.

181. Шелер М. Положение человека в Космосе. //Проблема человека в западной философии. М., 1988.

182. Шердаков В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности. //Вопросы философии. 1996. № 2.

183. Шпенглер О. Закат Европы. Очерк морфологии мировой истории; Пер. с нем. Т.1. М.: Мысль, 1993.

184. Экономцев И.Н. Духовность и творчество. //Вопросы философии. 1996. № 2.

185. Эпштейн М. Самоочищение. Гипотеза о происхождении культуры. //Вопросы философии. 1997. № 5.

186. Юнг К. Психология бессознательного; Пер. с нем. М.: Канон,1994.

187. Ямпольский М. Россия: культура и субкультуры. //Новая волна. Русская культура и субкультуры на рубеже 80-90 годов. М., 1994.

188. Ясперс К. Духовная ситуация времени. //Смысл и назначение истории. М., 1991.poccuïh;государс"."""' ■

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.