Социальная коммуникация: Микроструктур. анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат социологических наук Кайгородова, Людмила Александровна

  • Кайгородова, Людмила Александровна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 1997, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 203
Кайгородова, Людмила Александровна. Социальная коммуникация: Микроструктур. анализ: дис. кандидат социологических наук: 09.00.11 - Социальная философия. Ростов-на-Дону. 1997. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Кайгородова, Людмила Александровна

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК

ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБЩЕСТВЕ . . 17

1.1. Анализ социокоммуникативного взаимодействия в рамках информационно-инструментальной парадигмы.; 17

1.2. Исследование социокоммуникативного взаимодействия на основе экзистенциально -феноменологической парадигмы.46-61У

1.3. Коммуникативная деятельность как интегративная система. 62-80.

ГЛАВА 2. ПСИХОТЕХНИКА СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОБЩЕНИЯ ^. . . . . 81-140.

- " Л.

2.1. Определение сущности и ой'ецифики комму никативной деятельности в условиях диалога. . 81

2.2. Систематизация социальных технологий и умений в психотехнике социальных коммуникаций. 103-122.

2.3. Разработка системы коммуникативных методик для достижения целей общения. . .123-140.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальная коммуникация: Микроструктур. анализ»

Актуальность темы исследования. В условиях принципиально изменившегося характера и объема социальных связей современного мирового сообщества, обусловленных изменением самой социально-культурной среды человеческой жизнедеятельности, возникшей в новом социуме особой культурной ситуации с присущими ей способами социального взаимодействия подход к пониманию общения утверждает его как звено, связывающее человека с человеком, как общественную деятельность, в осуществлении которой человек утверждает себя . Возможность человека жить и развиваться в обществе предусматривает в качестве своей предпосылки общение как обязательную форму социальных коммуникаций.

Социологический взгляд на сферу общения раскрывает наиболее существенные стороны его воздействия на общество, связывая воедино место и роль общения в общественной жизнедеятельности и общественном развитии и выделяя коренные взаимосвязи с различными общественными подсистемами и социальными институтами. Общение является основной формой человеческого бытия. Человек, по своей природе есть прежде всего существо социальное, и его сущностью является связь с другими людьми. Он не может, реализуя свои биологические задатки, превратиться в личность, будучи вне общества, вне постоянного и всестороннего взаимодействия с людьми.

Процесс общения и индивидуален, и социален. Общаясь, люди устанавливают отношения на основе не только личных качеств, но и социальных свойств, ролей, статусов, проявляются как представители локальных исторических, этнических и социально-политических общностей, т.е. это одна из форм социального взаимодействия.

Процессом социальных коммуникаций можно управлять и направлять его к конкретным результатам, понимать точку зрения партнера, влиять на отношения. В самых разнообразных областях те или иные цели могут быть достигнуты через посредство психотехник. В этой связи возникают новые задачи, требующие более широкого и всестороннего рассмотрения не только процессов социальных коммуникаций, но и процессов общения. На основе сравнения результатов использования психотехник были выявлены факты существенного влияния их на результаты социальных коммуникаций. Это создало основу для конкретного изучения психотехник: влияния структуры, динамики, основных компонент.

Психотехника социальных коммуникаций - новое направление в развитии социологии - это ее практическое направление, изучающее приемы, средства и способы организации воздействия одного человека на другого в коммуникативной деятельности.

Психотехника социальных коммуникаций как самостоятельная часть практической социологии включает: теоретико-методологические основы коммуникаций, психотехнику самоорганизации и саморегуляции субъектов коммуникативной деятельности; психотехнику овладения процессами взаимосвязи, взаимоотношений, взаимопроявлений, взаимовлияний субъектов.

Такая ориентация позволяет рассматривать психотехнику коммуникативной деятельности как инструмент социальных коммуникаций и как механизм воздействия.

Реальный статус коммуникаций показывает настоятельную необходимость практического овладения их психотехникой.

В результате овладения психотехникой социальных коммуникаций формируются навыки: а) техники управления собственным психическим состоянием; б) техники преодоления различных психологических барьеров; в) техники эмоциональной самонастройки на ситуацию коммуникативной деятельности; г) техники исполнения коммуникативных действий и т. д.

Чтобы изучить техники социальных коммуникаций нужно выделить их из этого сложного процесса. Как это ни парадоксально, сделать это часто бывает трудно.

Сложность общения заключается в том, что оно носит характер полифункционального взаимодействия. Поэтому структурное представление общения должно быть направлено на то, чтобы определить возможные функциональные типы действий, включая собственно коммуникативные, и показать отношение коммуникативного взаимодействия ко всем иным видам межсубъектного взаимодействия.

Атмосферу социальных коммуникаций нельзя установить нажатием кнопки, как в кондиционере, а все остальное автоматически возьмет на себя электроника. Атмосфера социальных коммуникаций - результат усилий тех, кто в них участвует, ее можно регулировать посредством психотехник. Психотехники социальных коммуникаций - это понимание и улучшение межличностных отношений, установления созвучия между людьми, обретение стабильности и гармонии.

Следовательно практическая актуальность изучения психотехник социальных коммуникаций определена следующими обстоятельствами:

1) развитие процессов социальных коммуникаций современного мирового сообщества и необходимостью управления ими и направления к конкретным результатам;

2) заинтересованностью субъектов различных уровней влиять на качество производства и других сфер.

3) необходимостью преодоления барьеров социальных коммуникаций и овладения искусством коммуникативной компетентности;

4) усложнением форм социального взаимодействия людей, связанными с изменениями структуры общества, характера обмена информацией.

Эти перемены и вызывают большой теоретический и практический интерес ученых, желающих вскрыть некоторые закономерности возникающие в процессе социальных коммуникаций.

Актуальность данной проблемы подчеркивается и ее общей социологической не разработанностью, поскольку до сих пор предпринимались робкие попытки обозреть область психотехники во всем ее объеме, а исследования психотехники в социальных коммуникациях сводились к несвязанным между собой начинаниям.

Если обратиться к немногочисленным работам в области психотехники социальных коммуникаций А.Егидис,

Е.В.Руденского, Г.Б.Спока, О.В.Салковой (60,147,164), то очевидна существенная неразработанность этой проблемы - существующие психотехники не систематизированы, не выявлены закономерности их проявления, не отработаны механизма их действия в социальных коммуникациях.

Степень разработанности проблемы. Изучением феномена со-циокоммуникативного взаимодействия еще в 19 - начале 20 веков занимался марксизм, феноменология, символический инте-ракционизм. В середине 20 века Г.Олифтом изучались изменения социальных установок в социальной коммуникации. С 60-х годов социальная коммуникация рассматривается Т.Парсонсом, К.Дейчем, Г.Рейманом, П.Якобсоном, Н.Луманом.

Интересна, в этой связи, точка зрения Н.Лумана (100). В отличие от Т.Парсонса, Н.Луман представляет системы социальной коммуникации как более динамичные образования, возникающие в процессе выработки определенного согласия между участниками взаимодействия по поводу их действий и переживаний. Поэтому социальные действия он рассматривает как события этой системы, т.к. от каждого действия зависит ее существование и развитие.

Согласно подсчетам Э.Беттинхауса в 60-х годах только в американской научной литературе существовало более 50 различных описаний процессов коммуникаций (193) . 550 статей "Международной Энциклопедии Коммуникаций" (226), вышедшей в 19£Ч9 г. в США., подготовленных авторами из 29 стран мира, пре,цставляют собой сконцентрированное и сгруппированное изложи гние теоретического и эмпирического материала, накопленного* наукой в области изучения коммуникативных процессов, сообразно информационно-инструментальной исследовательской

Дефинистский подход" к анализу общения в рамках инфор-ционно-инструментальной парадигмы, предполагает построение и характеристику различных вариантов моделей общения, первой из которых была модель, предложенная Аристотелем. В конце 40-х годов классической в современной западной литературе стала модель коммуникации К.Шеннона и У.Уивера. В начале 60-х годов исследования коммуникативных процессов на Западе в подавляющем большинстве отождествлялись с исследованием кибернетических систем.

Социально-бихевиористская традиция, восходящая к идеям Дж.Уоткинса, в начале 20 века исключала субъективный мир человека .

Попытка исследования структуры социального действия с помощью структурно-функционального анализа связана с именем Т.Парсонса.

На смену теории Т.Парсонса пришел символический интерак-ционизм, фундамент которого был заложен еще в 30-х годах Д.Г.Мидом.

В 70-х - начале 80-х годов символический интеракционизм в свою очередь был потеснен этнометодологией (Г.Гарфинкеля), которая, как и символический интеракционизм, в конечном итоге, подтверждает подходы Т.Парсонса. Символический интеракционизм и этнометодология, несмотря на разные подходы, фокусируют свое внимание на субъективных основаниях социальной жизни.

Актуализация и повышение интереса совпадают с накоплением эмпирического и теоретического знания о процессах и явлениях, сопредельных общению. Пик интереса к процессам общения фиксируется в 50 - 60 годы в период развития кибернетики.

В конце б0-х - 70-е годы развитие психологии, лингвистики, семиотики накладывает отпечаток на изучение общения. В работах К.А.Абульхановой-Славской,

A.A.Бодалева, Б.Ф.Ломова/ В.Н. Парферова анализируются "механизмы" общения, выявляются социально-психологические особенности.

Третья волна интереса к коммуникативной проблематике в конце 70-х - начале 80-х годов характерна резким поворотом к социализации общения, обобщающие монографические исследования Л.П.Буевой, Е.Г.Злобиной, М.С.Кагана, Ю.ДПрилюка (33, 66, 49, 135) ориентированы на социально-философскую рефлексию общения.

Четвертая волна исследовательского интереса к общению, которая наблюдалась в начале 90-х годов, является своеобразным "закатом" информационно-инструментальной парадигмы.

Впервые размежевание с инструментальными установками в трактовке общения появляется у Г.С.Батищева (16, 17, 18, 19) .

Определяя отличительные черты эволюции исследований информационно-инструментальной парадигмы следует выделить: во-первых, движение от эмпирических и конкретно научных трактовок к его социально-философскому пониманию; во-вторых, выступает тенденция к переосмыслению и переоценке утилитарных параметров общения, восприятие технико-прикладных характеристик общения как процессуального обмена информацией социальными составляющими и, отчасти, экзистенциально-гуманистическим содержанием. Множественность суждений в научной литературе о коммуникациях, социальных связях, общении людей представляет собой картину постоянных противоположностей, диспропорций, крайностей.

Анализ научной литературы убеждает, что в некоторых науках их проблематика прошла кульминационный момент своего развития и в таких общественных дисциплинах как лингвистика, журналистика, этнография, исследовательский интерес к этим категориям проявляется лишь попутно, фрагментарно, в связи с изучением других проблем. Именно поэтому предпринимается попытка взглянуть на общение с точки зрения социальной философии.

Изучение различных граней социальных коммуникаций дало специфические методу коммуникативных техник, которые помогут направить процесс социальных коммуникаций к конкретным результатам, выстраивать его по своему желанию, контролировать, управлять. Процесс социальных коммуникаций слишком важен, чтобы можно было пустить его на самотек, полагаться на интуицию или допустить стихийность. Превращение знания о психотехниках социальных коммуникаций в умение их использовать, т.е. в способность владеть ими, ведет к овладению высшим уровнем искусства общения коммуникативной импровизацией. Если рассматривать общение как основной механизм коммуникативной технологии деятельности, то значимость психотехнической подготовки становится очевидной. Такой реальный статус общения показывает необходимость изучения психотехники социальных коммуникаций. Поэтому тема диссертационного исследования «Социальная коммуникация: микроструктурный анализ» не случайна. На основе предлагаемой в исследовании системы психотехник можно строить общие структуры межсубъектного коммуникативного взаимодействия и оценивать их сложность, эффективность, степень организованности в различных видах социальнокоммуникативной деятельности. На основании этого можно сформулировать основную цель исследования.

Цель диссертационной работы - выделение социально-психологических техник, как обоснованных единиц анализа социальных коммуникаций, позволяющих отразить закономерности их микроструктуры, социально-коммуникативной деятельности в существующей действительности, раскрыть наиболее сущностные стороны его воздействия на общество, определить коренные взаимосвязи с различными общественными подсистемами и социальными институтами, улучшение социальных коммуникаций с точки зрения различных подходов, выявления их различных граней, аспектов в целостном единстве, позволяющем рассматривать методы, средства, приемы эффективных социальных коммуникаций как их инструментарий.

Изучение психотехники социальных коммуникаций направлено на раскрытие внутренних социально-психологических детерминант социальных коммуникаций и установление социально-психологических связей внутри этой системы.

Существенной характеристикой социальных коммуникаций является протекание их в форме взаимодействия. Анализ к работ, упускающих это обстоятельство и описывающих социальные коммуникации по линейной схеме деятельности сдвоенного субъекта (С.Ф.Занько, 1989; Ц.Д,Йотов, 1987) показал, что такой подход далеко не всегда эффективен. Социальные коммуникации требуют для своего описания более гибкого аппарата, способного отразить атрибуты социальных коммуникаций, их качественные особенности.

Рассматривая социальные коммуникации как межсубьектное взаимодействие, мы можем привлечь к рассмотрению всю систему составляющих, интегрируемых этим понятием.

Основная специфика коммуникативного действия состоит в том, что оно реализуется с помощью техник. Понятие психотехники, введенное немецким психологом и философом-идеалистом Вильямом Штерном в начале 20 века, концу столетия получило достаточно разностороннее толкование. В частности, помимо прочих определений, под ними сегодня понимается система социально-психологических умений личности в процессе социальной коммуникации для оптимального достижения коммуникативной цели.

Задачи диссертационного исследования:

- анализ собственно социологических и психологических аспектов общения как социально-коммуникативной деятельности;

- определение места и роли общения в жизнедеятельности общества, соотношения общения с определенными и соразмерными ему социальными процессами;

- определение структуры и содержания коммуникативной деятельности субъекта-участника этой деятельности;

- выявление механизмов гармоничного общения в социально-коммуникативной деятельности, социальных технологий и психотехник социальных коммуникаций, адекватных существующей дей-ствитель ности;

- определение психотехники снятия коммуникативных барьеров, разрывов восприятия, в установлении общих характеристик индивидуально-личностных, социально-групповых и общесоциальных ценностей;

- изучение условий для целостного функционирования социально-коммуникативной системы, как совокупности конкретных факторов, формирующих образцы общения, его поле, стиль, обеспечивающих при эток стабильность функционирования общества .

Объектом исследования диссертационной работы является общение, как социально-коммуникативная деятельность, как со-циально-интегративная система.

Предметом диссертационного исследования является психотехника социальных коммуникаций.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов, т.е. психотехнической системы средств, способов и приемов общения, для формирования коммуникативных знаний, умений, навыков в достижении социально-коммуникативных целей. На основе предлагаемых единиц можно строить общие структуры межсубъектного коммуникативного взаимодействия и оценивать их сложность, эффективность, степень организованности в различных видах социально-коммуникативной деятельности.

Научная новизна диссертационного исследования состоит:

1) в обосновании системы психотехник, позволяющих проводить микроструктурный анализ социальных коммуникаций;

2) в выделении социально-психологической специфики психотехник; 3) в предложении вариантов решения проблем, существующих в системе социально-коммуникативных действий и возможных путей избежания этих проблем;

4) в построении теоретических моделей приемов, навыков и умений социальных коммуникаций;

5) в синтезировании функций социальных коммуникаций;

6) в исследовании модификаций психотекник социальных коммуникаций.

Новизна постановки проблемы, в которой соединяются разные уровни социологического анализа психотехник социальных коммуникаций и результаты проведенных исследований отражены в основных положениях работы.

Положения, выносимые на защиту:

• в условиях изменения структуры общества, социальных связей, усложнения форм взаимодействия людей, повышения динамики жизни основным элементом микроструктуры социальной коммуникации становится психотехника;

• психотехника социальной коммуникации на современном уровне развития переходит из архаических пластов социальных структур и психики человека в рациональный механизм управления его поведением. Психотехника становится адекватной;

• психотехнический механизм микроструктуры социальной коммуникации является значимым для построения межъсубьектно-го коммуникативного воздействия оценки его сложности, эффективности, степени организованности в российском обществе, где происходит деградационные процессы изменения социальной организации;

• основой формирования коммуникативных умений и навыков являются коммуникативные средства и приемы.Для реализации установок социальных коммуникаций необходимо овладение совокупностью средств и приемов,используемых в коммуникативном процессе. Важнейшими сторонами этого процесса являются: а)комуникативно-прогностическая сторона, связанная с оценкой положительных и отрицательных сторон ситуации предстоящего общения личности; в)коммуникативно-програмирующая сторона, определяемая задачами подготовки программ общения, разработкой текстов для общения, выбора стиля, позиции и дистанции общения. г)коммуникативно-организационная сторона, определяеиая необходимостью организации внимания партнеров по общению, стимулирование их коммуникативной активности, управление процессом общения и т.д.; д)коммуникативно-исполнительская сторона,опирающаяся на диагноз коммуникативной ситуации,в которой разворачивается общение личности,учитывает прогноз развития этой ситуации, осуществляемой по заранее осмысленной индивидуальной программе общения и представляет собой непосредственный акт взаимодействия-общения; е)психотехника социальных коммуникаций выполняет задачу формирования коммуникативной* компетентности.Целостный процесс формирования коммуникативной компетентности предусматривает овладение системой психотехник:

1. психотехника коммуникативной дистанции;

2. психотехника ситуативной оценки коммуникативных намерений партнера;

3. психотехника выбора оптимальной зоны для взаимодействия с партнером;

4. психотехника импровизации в условиях коммуникативной ситуации;

5. экспресс-диагностическая психотехника;

6. итуативно-ролевая психотехника и другие.

• ж)психотехника микроструктуры социальной коммуникации выступает как фактор формирования навыков: 1. преодоление барьеров коммуникаций;

2. настройки на ситуацию коммуникативной деятельности;

3. коммуникативных действий и т.д. обеспечивающих реализацию социальных целей и условия для гармонизации общества

Теоретико-методологической основой исследования стали принципы системного и сравнительного анализа, субъективные, стратификационные и институциональные социологические подходы, основные положения теории социальных коммуникаций и социологии психотехник» При анализе современных форм социальных коммуникаций и исследований психотехник автор использовал большое количество переводов современной литературы по основам психотехники, социологии и философии социальных коммуникаций .

Апробация работы. Основные положения и практические выводы диссертационного исследования были использованы для совершенствования коммуникативной деятельности преподавателей и студентов, а также при обсуждении проблем общения, социальных коммуникаций, их психотехник на трех региональных научно-практических конференциях (Новочеркасск 1995, 1996,1997 г.) и научной конференции аспирантов и докторантов ИППК при РГУ (1997г.)

Основные результаты исследования отражены в двух брошюрах, одном сборнике статей и тезисах докладов общим объемом 13,5 п. л.

Структура диссертации включает в себя: введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список литературы из 268 источников .

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Кайгородова, Людмила Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принципы и предпосылки социально-философского изучения общения сегодня должны быть определены необходимостью решения важной интегративной задачи - сформировать системную модель общения, которая раскрывала бы сущностные характеристики и структурно-функциональные особенности общения, выделить в этой модели основные подсистемы социального взаимодействия и вскрыть необходимые типы связи между ними.

Рассмотрение накопленного научного аналитического материала о социальном общении показывает, что нет и не может быть изолированных от исторического контекста субъектов коммуникативного действия. Принцип историчности проблем и их предлагаемых решений должен выступать в качестве одного из системообразующих принципов, определяющих основной вектор исследования деятельностных индивидов. Познание ориентированное на рефлексию коммуникативного действия в равной степени исторично. Всякое изменение процесса общения изменяет его состав и возникновение новой доктрины социального взаимодействия, делает необходимым пересмотр концептов, уже существующих в науке.

Историчность социального общения определяемая процессу-альностью как его объективной сущностной характеристикой, в сфере познания требует определенных принципов исследования позволяющих выйти за рамки окончательно установленных фактов.

Основополагающим принципом исследования общения данной работы является полипарадигмальность.

В современной социально-философской мысли могут быть четко очерчены три научные парадигмы общения:

• информационно-инструментальная;

• экзистенциально-феноменологическая;

• марксистская.

Каждая из этих парадигм исследования общения характеризуется оригинальной парадигмальной идеей, специфическим понятийно-терминологическим аппаратом и методологией исследования. Возможность существования нескольких парадигм общения определена спецификой объекта, технологией его исследования в специальных науках и предполагает обоснование и раскрытие парадигмального статуса социального общения.

В самом общем виде спектр научно-методических рефлексий общения может быть выражен как параллельное существование двух основных более общих парадигм общения:

1. Экзистенциально-феноменологической

2. Инструментально-прагматической или информационного-инструментальной.

Количество моделей раскрывающих существо коммуникативного процесса в рамках информационно-инструментальной парадигмы, достаточно велико и разнообразно. Анализируя данные модели, вряд ли было бы оправдано называть какую-либо одну из них "истинной" а другие "ложными". Вернее было бы говорить о том, что одна из моделей более точно корреспондируется с современным состоянием знания о коммуникации и обладает большим пояснительным потенциалом, более применима для исследования конкретного коммуникативного акта.

Анализируя теоретические положения А.Маршала, Н.Вебера, В.Парето, Э.Дюргейма, Т.Парсонс приходи к выводу о том, что

их можно синтезировать в единую теорию действия, стержнем которой будет служить факт тотального влияния социальной среды на целенаправленную деятельность индивида. Исследовательской темой Парсонса выступает описание нормативных социальных механизмов - правила, нормы, предписания - с необходимостью регулирующих поведенческую активность индивида.

Согласно Э.Гоффману, классическая ролевая теория - слишком жесткая. Она предполагает, что социальная система является сетью структурных позиций, выполненных индивидом, но реальная жизнь богаче и оказывает свое влияние на индивида посредством ситуаций. Роль у Гоффмана становится "ситуативной ролью" (212, с. 93).

В качестве моделей социальной интеракции, задающих направления исследования процесса общения в рамках информационно-инструментальной парадигмы, в современной социально-философской и социологической литературе выступают:

1) ролевая теория Р.Тернера;

2) драматургическая школа Э.Гоффмана (212);

3) этнометодологическая альтернатива Г.Гарфинкеля (209);

4) различные варианты символического интеракционизма.

Несмотря на то, что и символический интеракционизм

(Дж.Г.Мид, Г.Блумер "Чикагская и Айовская школа" Н.Кун) и этнометодологическая (Г.Гарфинкель) оформлялись как альтернативные структурному функционализму Т.Парсонса конструкции, тем не менее, они косвенно в конечном итоге прдтверждают подходы Парсонса (141).

Анализ сравнения работ основателей Чикагской школы с идеями Мида убеждает в правильности точки зрения, которую сформулировали Б.Фишер и А.Штраусе: "Таким образом, пред-

ставляется, что существует по меньшей мере две интернациони-стские традиции, имеющие различные основания в интеллектуальной истории. В то время, как некоторые интеракционисты испытывают большее или меньшее влияния Мида, работы других основываются одновременно и на традиции Мида и на том, что сегодня называется "Чикагская школа". Последняя ведет свое начало с работ Томаса и Парка. Молодое поколение, пришедшее к интеракционизму в более позднее время, после того как произошло радикальное изменение в Чикагской социологической школе, разделилось - одни идут вслед за мидовским интерак-ционизмом, другие работают сообразно духу Чикагской школы. Существуют также социологи, которые в качестве основания своих идей используют оба эти источника интеракционизма" (206, 458).

Символический интеракционизм оказывает влияние на становление этнометодологии, при этом "отношения" этих двух направлений далеки от ясности.

Достижениям этнометодологии, отцом которой можно назвать Г.Гарфинкеля, в изучении социальных явлений покоятся на комплексном концептуальном воссоздании теории действия и не-оконтианской социологии знания. Гарфинкель отталкивается от проблем социального порядка и социального действия, но вместе с тем на воззрения Гарфинкеля оказала существенное влияние феноменалогия Гусерля и идеи А.Щюца (209, 210, 223, 224).

Несмотря на то, что этнометодология изучает глубинные структуры обыденных ситуаций, а символический интеракционизм делает акцент на значении как самоочевидной характеристике социальной жизни, в любом случае и символический интеракцио-

низм и этнометодология фокусирует свое внимание на субъективных основаниях социальной жизни. Дж.Псасас пишет: "Этнометодология знания, ни социология науки, ни социология чего-либо другого. Это установка с помощью которой всякая активность по конституированию знания в повседневности проявляется как активность членов этой повседневности" (261, с.15).

Этнометодология Гарфинкеля переключает внимание исследователей с анализа специфики ситуаций и институтов на универсальные свойства процесса взаимодействия. Идеи Гарфинкеля положили начало более сложному подходу к социальной коммуникации, при котором начинают учитываться не только рациональные выгоды, инструментальное удовлетворение потребностей, но, и в одинаковой степени, нерациональные элементы и инвариантные характеристики процесса социального взаимодействия.

Данное обстоятельство позволяет рассматривать социально-философские построения Гарфинкеля в качестве связующего звена между информационно-инструментальной и экзистенциально-феноменологичес-кой парадигмами исследования общения.

В исследованиях общения в рамках информационно-инструмен-тальной парадигмы выделяются несколько преимущественных сфер и проблемных полей. Первая, наиболее объемная, очерчивается представлениями о социальных интеракциях как системах поведения человека. Вторая область предполагает анализ сознательных компонентов коммуникационных актов процессы кодирования и декодирования, их целенаправленность. Третье проблемное поле фокусирует внимание исследователей на понимании взаимодействия, на анализе механизмов, форм и средств, с помощью которых взаимодействие имеет место. И,

наконец, четвертая сфера представляет собой социальный контекст коммуникаци-онного процесса. Всякое исследование общения, сообразующееся с информационно-инструментальной парадигмой и претендующее на кон-цептуальную завершенность, так или иначе затрагивает данные проблемные поля. Становление экзистенциально-феноменологической парадигмы в це^пом укладывается во временные рамки генезиса информационно-инструментальных исследований общения. Ее развитие происходит на том же социальном фоне исторического движения, но на других философских основаниях. Первая более практична и социологична, вторая более практична и философична.

Основные методологические предпосылки экзистенциально^ феноме-нологической исследовательской парадигмы общения заложены в системах немецкой классической философии. Как это не парадоксально на первый взгляд, именно в построениях И.Канта находятся истоки ирра-ционалистических представлений о человеке и его жизнедеятельности в обществе. На становление и развитие этой парадигмы общения оказали влияние труды таких мыслителей как Гартман, Шлейермахер, Ницше, Дилтей, Мерло-Понте, Шелер, Сартр, Бубер. Свой вклад в ее разработку внесли Шопенгауэр, Фейербах, Кьеркегор, Гуссерль, Хайдегер, Ясперс, а также представители американской экзистенциональ-ной феноменологии - Дж.Уейлд, М.Натансон и др.

В данной исследовательской парадигме общение - это великий многогранный вопрос, еще не получивший своего решения, и решение его лежит не в области мышления, сознания вообще или духа. Одна из граней этого великого вопроса может быть сведена к пониманию того, есть ли общение в своем порыве лишь мгновение, случайное звено, замыкающее иллюзорное бытие, ли-

бо это прорыв глубинных возможностей человеческого бытия, в котором сам человек открывает себя, отрицая безграничные несчастья, разломанность и трагичность мира. Другая грань вопроса заключается в необходимости характеристики интенцио-нальной направленности, возможности и действительности общения. Третья его грань требует раскрытия смысловой структуры коммуникативных поступков, их расшифровки в слове.

Рамки экзистенциально-феноменологической парадигмы исследования общения определены трактовкой общения как экзистенциальной коммуникацией, благодаря которой раскрывается "непознаваемый извне" процесс становления и реализации Самости индивида.

Поскольку человек невозможен без природы, общества и самого себя, постольку при определении человеческого общения следует исходит из естественного, социального и субъективного контекста. Отсюда предварительное определение общения в рамках экзистенциально-феноменологической парадигмы можно сформулировать как единство противоположных начал - природного и социального - в процессе реализации субъекта как осознано относящейся к себе сущности. Общение в контексте фундаментальных связей человека с природой и обществом является их объективным порождением. Генеральное направление философского поиска определений общения в экзистенциально-феноменоло-гической парадигме ориентируется на субъективность как специфическую определенность человека, субъективность человека, проявляющаяся как его индивидуальная сознательная деятельность в качестве своего полюсного горизонта имеет культуру как общее понятие, характеризующее атрибутив-

ное свойство человека, которое обеспечивает "выход" человека из природы.

Философский анализ общения в границах экзистенциально-фено-менологической парадигмы представляет собой тип философствования переносящий теорию интенциональности в сферу онтологии бытия-с-дру-гими и описывающий процесс общения как стремление к преодолению "разорванности" существования наличного бытия отдельных индивидов в системе категорий познающего и экзистирующего сознания. Целью философской рефлексии общения становится выявление возможности и действительности общения, а ее предметом - рефлектирующее сознание в жизненном, чувственном мире.

В отличие от информационно-Инструментальной парадигмы общения, ценность и значимость которой заключается в практической заостренности, в попытках на основе теоретических конструктов представить рекомендации о формах и методах подлинного общения, одной из черт исследований общения и границах экзистенциально-феноменологической парадигмы является сомнение относительно эвристических и практических возможностей этой области знания. Теория общения не может иметь практической ценности. Она способна сформулировать лишь наиболее общие характеристики общения, вычленить его типологию, описать основные составляющие элементы процесса общения. Экзистенциальные тайны общения лежат за пределами теории общения, подлинное общение непостижимо, закономерности его развития не могут быть описаны с помощью старого логико-понятийного аппарата. Сущность общения скрывается в особых закономерностях существования единичного, уникального человека, который не обладает раз и навсегда данной природой,

"сущность" есть неповторимое и постоянно становящееся бытие. Теоретическое знание не способно охватить единичное, неповторимое. Теория общения не в состоянии помочь человеку в реальном процессе жизнедеятельности, ибо она не в состоянии сформулировать единые критерии оценки подлинного общения.

Социальная интеракция в экзистенциально-

феноменологической парадигме состоит по меньшей мере из процесса, события, состояния и феномена.

Если для последователей информационно-инструментальной парадигмы развитие общения подтверждено в целом естественно-истори-ческим изменения, то в рамках экзистенциально-феноменологической парадигмы динамика общения является проявлением субъективных различий, Свободный, внеинституцио-нальные формы общения существуют благодаря воли и выбору личности, индивид "предъявляет счет" другому не от имени социальной, экономической, политической необходимости, а от имени проектов, которые имеют целиком субъективный характер.

Реальная дискредитация человека в процессе общения имеет место тогда, когда он проявляет неумение противопоставить свои индивидуально- личностные характеристики общепринятым, традиционным.

1. Концепция производства общения в рамках экзистенциально-феноменологической парадигмы несет на себе отпечаток трех существенных моментов. Во-первых, она субъективна, ориентируется на субъект, рассматривая его ин-детерминистки, не как "вещь". Во-вторых, просматривается ее релятивный характер, она исходи из системы субъективных ценностей, которые относительны в пространстве и во времени.

Несмотря на "полимодальность" исследований общения, в рамках данной парадигмы, отчетливо звучит мотив о единой теории социальной коммуникации. Этот идеал отстаивают и функционалисты, и интеракционисты, и этнометодологи. Правда, их формалистические критерии значительно ограничивают данный идеал.

Несмотря на множественность существующих подходов к общению, которые сложились в настоящий момент в науке, его можно рассматривать как один из видов человеческой деятельности, как коммуникативную деятельность.

Но прежде чем говорить о коммуникативной деятельности, определим понимание сущности понятия коммуникации. Коммуникация имеет несколько значений. Во-первых, это путь сообщения (например, воздушные или водные коммуникации), во-вторых, это форма связи (к примеру, радио, телеграф и т. п.), в третьих, это процесс сообщения информации с помощью технических средств - средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение и пр.), наконец, в четвертых, коммуникация выражает акт общения, связь между двумя и более индивидами, сообщение информации, одним лицом другому (158). Наиболее близко по значению последнее определение. Итак, коммуникация - это не общение во всем его комплексе и многогранности, а лишь акт общения. Естественно, что этот "акт" также имеет социальную природу и социальный статус. К.Черри в книге "О человеческой коммуникации", подчеркивает, что коммуникация - это социальный факт.

Определение термина "коммуникация" начинается от характеристики множественных информационных систем передачи человеческой речи, сигналов и изображений. Согласно этому термин

"коммуникация" означает буквально меру "участия" (или "соучастия") в процессе потребления, обмена и использования информации. Но вместе с этим находиться в состоянии коммуникации - это не просто передавать и получить информацию. В процессе коммуникации образуется коммуникативное сообщество. Оно характеризуется отношениями единства, взаимосвязи обмена взаимодействия, взаимопонимания и т. п.

В философской, социологической, психологической литературе деятельность человека рассматривается в самых различных проекциях. Ее исследовали, например, как некий реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций (А.Н.Леонтьев); как взаимосвязь противоположных, но предполагающих друг друга акций опредмечивания и распредмечивания (Г.С.Батищев); как силу, производящую культуру (Э.С.Маркарян); как совокупность определенных видовых форм, необходимых в реальной жизни каждому индивиду (игра, учение, труд) и играющих поочередно ведущую роль в онтогенезе (Б.Г.Ананьев). Каждое из этих исследований осуществляет определенный срез человеческой деятельности. Коммуникативная же деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействия людей. Основным составляющими процессами коммуникативной деятельности, согласно Г.М.Андреевой является: коммуникативный, обеспечивающий обмен информацией; интерактивный, регулирующий взаимодействие партнеров в общении; пердептивный, организующий взаимодействие, взаимооценки и рефлекции в общении.

А.А.Леонтьев и Б.X.Бгажноков выделяют два типа коммуникативной деятельности: а) личностно-ориентированной, б) социально-ориентированной. Эти типы коммуникативной деятельно-

сти отличаются: коммуникативной, функциональной, социально-психологической и речевой структурой.

Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии социальных коммуникаций означает прежде всего трактовку ее процессов как организацию и управление формированием системы позиций, взглядов, оценок и т. д. Это достигается в трех основных коммуникативных формах: а) в монологических, где преобладают коммуникативные действия - высказывания субъекта-организатора действий - слушании у других субъектов-участников общения; б) диалогических, в которых субъекты взаимодействуют и взаимно активны, и взаимно инициативны; в) в политологическом, организующих многосторонее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативной и связано со стремлением максимально эффективной ее реализации.

Коммуникативная деятельность в современных условиях осуществляется в двух основных типах коммуникативной ситуации: социально-психологической конвенции, предусматривающей определенную программно-целевую организацию общения на уровне организационного согласия; и социально-психологической иллюзии, где характер общения определяется чаще всего ситуативной аффектацией, групповыми или массовыми эмоциями, характером проявления социально-психологических механизмов общения (прежде всего заражения, подражания и суггестии).

Коммуникативная деятельность осуществляемая в разнообразных формах, в различных коммуникативных ситуациях, призвана решать как стратегические задачи (формирование сознания людей), так тактические - это ситуативная ориентация, корректировка системы отношений личности (148).

Такая характеристика коммуникативной деятельности требует рассмотреть ее как коммуникативную систему.

Коммуникативная деятельность как коммуникативная система

Коммуникативная система как всякая система представлена основными компонентами. Рассмотрим их с позиции принятого нами личностно-деятельностного подхода к общению. В качестве ведущих компонентов системы определяются: субъект-организатор общения и субъект-участник (персонифицированный или совокупный).

Схема коммуникативной деятельности как системы

2 Коммуникативные цели общения

Человек как 1 субъект-организатор общения

3 Содержание общения

Коммуникативные задачи

4 Процессы коммуникативного общения

Субъекты - участники 6 коммуникативного общения

5 Формы коммуникативного общения

Психологические и социальо-технологические задачи

В рамках показанной схемы и осуществляется коммуникативная деятельность. Представленная схема как бы разделяет коммуникативную деятельность как систему на две взаимосвязанные подсистемы. Первая опосредуется задачами, исходя из которых определяется цель социальной коммуникации, ее содержание. Вторая опосредуется социально-технологическими задачами: оптимальной организацией процессов общения, поиска формы общения, активизации коммуникативной деятельности субъекта-участника общения.

Непосредственная связь полноценных форм социальных коммуникаций с гуманной социальной системой предстает отнюдь не столь же очевидной, т.к. положительные изменения, которые происходят в масштабе целых народов, "автоматически" не влекут за собой принципиальные перемены в масштабе повседневных отношений отдельных людей. Изменяются только общие условия их жизни, а это увеличивает шанс на установление лучших форм социальных коммуникаций. Однако это только возможность, которой еще нужно воспользоваться. Поэтому психотехники социальных коммуникаций, опирающиеся на гуманистические принципы, есть не что иное, как часть нравственного воспитания лю-

дей. А оно не утрачивает своей актуальности в любых исторических условиях.

Процесс общения представляет собой сложное явление, в котором коммуникация присутствует как составная часть. Ее нельзя оторвать от процессов познания, она тесно вплетена в преобразующую деятельность субъектов. Чтобы изучить психотехнику, необходимо выделить ее из этого сложного процесса. Как это ни парадоксально, сделать это бывает часто трудно, В общении можно наблюдать множество явлений, которые во внешних проявлениях имеют сходство с психотехниками по некоторым признакам. При этом признается любое действие партнера -экспрессивное, преобразующее - только потому, что оно по-\ влияло непосредственно на характер взаимодействия партнеров или приобрело в его сознании особое значение. Типичны случаи отождествления с психотехникой конструкций "побуждение к действию - исполнение", визуального взаимодействия и т. п. Указанные основания не специфичны для социальной коммуникации, поэтому подобная идентификация необоснованна. Сложность общения заключается в том, что оно носит характер полуфункционального взаимодействия. Поэтому структурное представление общения должно быть в первую очередь направлено на то, чтобы определить функциональные типы действий, включая собственно коммуникативные, и отношение коммуникативного взаимодействия, осуществляемого на основе коммуникативных действий, ко всем иным видам межсубъективного взаимодействия.

До сих пор предпринимались очень робкие попытки обозреть область психотехники во всем ее объеме, а исследования психотехники в социальных коммуникациях сводились к донаучным

и несвязанным между собой начинаниям. Может возникнуть вопрос, наступило ли уже время для ограничения этой области новой науки во всем ее целом и прежде всего для систематического изложения ее, раз многое остается в ней еще не выясненным и почти не затронутым. Во многих областях психотехники мы имеем пока только вопросы, без каких-либо ответов, а в некоторых областях даже этим вопросам до сих пор не придано сколько-нибудь ясное выражение. Тем не менее, потребность в таком обзоре очевидна. Психотехнический материал собирается и обогащается с каждым днем, и для того чтобы работа могла идти вперед, становится необходимым этот обзор всей совокупности возможных задач психотехники, если даже при этом должны обнаружиться широкие проблемы. Позднее развитие психотехники едва ли может удивлять. Как известно, изучение социо-коммуникативного взаимодействия, как направления социологии строго научного характера, началось в 19 веке. Конечно, было бы поверхностно оспаривать тот факт, что даже самые современные искания в социологии имеют свою долгую историю восходящую вплоть до Аристотеля. Но даже там, где философские школы отклоняли метафизический подход и действительно занимались конкретными фактами внутренней жизни, их описание все же было всецело проникнуто интересом к их значению.

Социологи, конечно не имели основания сетовать на такое положение вещей, т.к. интересы молодой науки требуют, чтобы ее результаты выносились на широкое обозрение не раньше того, чем будет достигнута известная стадия развития этой науки, т.е. стадии когда самостоятельная психотехника может действительно сообразовываться с собственными интересами в постановке своих вопросов, вместо того чтобы подчинять их

понятиям других наук как придаток к их теоретическому рассмотрению.

Но мы должны отметить еще другую причину медленного развития психотехники. Технические науки применяют физику, химию, физиологию, которые и образуют общий фундамент для всех работающих в их области. Природа же психотехнического материала не позволяет отделить положения психотехники от физических, социологических теорий настолько, насколько этого удалось достигнуть в других эмпирических науках. Социологи начали понимать, что их работа, подобно работе всякой другой науки, конструируется в интересах известных умозрительных целей. Поэтому ее основные понятия в области психотехники социальных коммуникаций являются прежде всего не истинными или ложными, но пригодными или непригодными для известных мысленно поставленных конечных задач. А это означает, что совершенно различные теории имеют одинаковое право на существование. Если бы задача науки состояла в постижении абсолютной действительности, тогда только одна теория была бы законной и истинной, а всякая другая была бы ложной. В таком случае в основу практического применения можно было бы положить только одну точку зрения, так как было бы бессмысленно применять нечто неистинное.

Пока учение о практическом приложении психотехники социальных коммуникаций оставалось только побочным продуктом теоретической науки, прогресс психотехники носил случайный характер. Значительно лучше других областей развита психотехника педагогики и медицины, тогда как в такой области, как общественная жизнь, имеются лишь скромные начинания. Но с тех пор, как научная работа непосредственно направляется

на разрешение специальных прикладных проблем можно рассчитывать на непрерывный и целесообразный рост относящихся сюда познаний.

В этой работе делается попытка систематизации и анализа психотехник социологии, а конкретней социальных коммуникаций.

При ретроспективном рассмотрении социология, имеющая дело с развитием и формами групповой жизни, как таковая, долж--на была бы таким образом предшествовать историческому и систематическому изучению политики, юриспруденции политической экономии и т. д., так как только тем, где группы уже сложились в некоторое единство, могли развиваться отдельные функции человеческого общества. Соответственным образом с точки зрения психотехники, задачи которой подчинены одной цели -цели служения человеческому обществу, задачи общественного порядка предшествуют всем другим задачам. А психотехника очень важна для целей наилучшей, наиболее прочной и целесообразной организации общества посредством ее можно расширить и обогатить инстинктивные функции, которые ведут к образованию социальных связей, можно выстраивать и контролировать по своему желанию социальные коммуникации. Мы привыкли считать, что навыки общения связаны прежде всего с расширением проблем человеческого плана, однако навыки социальных коммуникаций влияют не только на отношение людей, но и могут серьезно улучшить результаты их деятельности. Умение наладить диалог, общаться с коллегами определит будущее общества.

Приемы, навыки и умение социальных коммуникаций можно разложить на компоненты, затем собрать в систему, которая делает этот процесс более эффективным. Условно умения необ-

ходимые для социальных коммуникаций можно разделить на 7 групп.

Психотехника как организационная основа социальных коммуникаций синтезирует:

а) диагностические функции коммуникативного обучения, т.е. дает информацию о том, на каком уровне коммуникативной компетенции находится человек;

б) прогностические функции - показывает направления, формирует задачи коммуникативного обучения;

в) происково-исследовательские функции - исследует возможности и определяет пути формирования личностного стиля обучения;

г) экспериментальные функции - позволяет апробировать собственное "я" в разнообразных коммуникативных ролях и формах обучения;

д) проектировочные функции - дает возможность проектировать систему коммуникативных действий адекватно ситуациям общения и его целям.

Психотехника социальных коммуникаций выполняет задачу формирования коммуникативной компетентности. Среди психотехник социальных коммуникаций можно выделить:

1. Психотехники навыков ролевого действия в общении

2. Психотехники, формирующие рамак ситуативной оценки коммунихативных намерений партнера по социальной коммуникации

3. Психо техники на формирование навыка, выбора оптимальной коммуникативной зоны для взаимодействия с партнером

4. Психотехника на "пристройку" к партнеру по социальной коммуникации.

5. Психотехнихи, формирующие навыки овладения инициативой в Социальной коммуникации.

6. Психотехники импровизации в условно-коммунихативной ситуации

7. Экспресс-диагностические психотехники

Психотехники способствуют в процессе социальных коммуникаций методами гетерорегуляции (стороннего воздействия), саморегуляции создать оптимальное психическое состояние субъектов коммуникаций, позволяющее им лучше реализовывать свои возможности, помогают высвободить механизмы саморегуляции, заблокированные сознанием, задействовать внутренние резервы, влияющие на отношения. Реорганизация человеческого опыта -вот что лежит в основе психотехник. Разъединение опыта на составляющие, сортировка их по определенным принципам и новая сборка из этих составляющих некоторого целостного поведения предпринята автором. Причем поведение приобретает ряд новых, заранее заданных качеств. Все остальное - это конкретика процедур и особенности внутренней организации того или иного человека.

Успешная деятельность обладает некоторыми чертами мастерства. Каким бы ни было ее содержание, эффективность в значительной степени зависит от особенностей протекания деятельности. Содержание того, в чем мы проявляем активность, может быть очень различным. Но все, что мы делаем эффективно, имеет вполне определенное сходное йнутреннее строение. Поэтому, когда человек собирается в чем-то стать мастером,

то для этого ему необходимо придать соответствующей деятельности внутреннее строение мастерства.

Философ Беркли однажды сказал: "Существовать - значит быть воспринимаемым". Очень важно для любого человека - как на него смотрят, каким его видят, но не менее важно уметь увидеть себя самому (4).

Профессиональный партнер должен уметь войти в мир другого человека и сообщить ему свое понимание этого мира. Эффективное присоединение к партнеру состоит в том, что один из партнеров способен сообщить другому, что он внимательно выслушан, его проблемы поняты и он признан как личность.

В коммуникативной компетентности можно выделить пять методов отражения: 1) умение задавать вопросы; 2) поощрение; 3) пересказ; 4) отражение чувств; 5) обобщение.

Это минимум, который позволяет надеяться, что вы действительно выслушали партнера и сумеете сообщить ему об этом.

Основной порядок мыслутиванхя можно представить пяти-этапной моделью таким образом:

1. Открытые вопросы для получения общей картины проблемы, включая вопросы типа "что" для выявления фактов и "какие" для понимания чувств и ценностей в связи с этими фактами.

2. Поощрение, которое заключается в повторении ключевых слов. Посредством этого поступает более полная информация.

3. Обратная связь в виде пересказа, чтобы партнер понял, что его правильно услышали.

4. Отражение и признание чувств помогает понять, что эмоции партнера замечены.

5. Резюме систематизирует, организует факты и эмоции.

В структуре основного порядка выслушивания выделено 5 этапов. Принятие решений также можно представить пятиэтапой схемой, которую нужно уметь соединять с навыками присоединения и лидерства. Эти пять этапов очень напоминают стратегическое планирование. Этап 1.Установление контактов Этап 2. Определение проблемы Этап 3. Определение целей Этап 4. Выработка альтернативных решений Этап. 5. Готовность к действию

Пятиэтапная модель и навыки коммуникации составляют основу понимания, решения проблем и эффективности социальной коммуникации.

В виде пятиэтапной модели можно представить и процесс преодоления барьеров социальных коммуникаций, т.к. эффективность находится в определенной зависимости от этого процесса.

Поскольку всю информацию об окружающем мире мы получаем через свои органы чувств, может показаться, что состояние нашего разума полностью контролируется внешними впечатлениями. Создается мнение, что именно окружающий мир служит источником переполняющих нас плохого настроения, чувства угнетенности и страха. Данная система убеждений заставляет предположить, что окружающий мир является причиной, а мы и наши переживания - следствием.

Что произойдет, если мы примем на веру мысль о том, что все наши восприятия определяются мышлением?

Возможно, это новая и незнакомая точка зрения покажется забавной - мысли - причина, а восприятие - следствие. Полу-

чается, что нет смысла осуждать окружающий мир и живущих в нем за те лишения и боль, которые мы испытываем, т.к. наши восприятия только зеркало отражения, а не реальность. Барьеры общения сопровождают нашу жизнь от рождения до последнего дня и это вовсе не значит, что во всех этих, зачастую кажущихся неразрешимыми ситуациях обаятельно должна быть проигравшая и выигравшая сторона. Выиграть могут обе!

И тогда тот потенциал, та энергия, генератором и аккумулятором которой является каждый барьер, из разрушающей превратиться в творческую, принесет радость и чувство удовлетворения, возможность психологического роста.

Барьеры, возникающие по любым причинам, протекают особенно остро, если партнеры не владеют элементарными психотехническими умениями. Знания приемов предупреждения и разрешения конфликтов необходимо в любой коммуникации. Систематическое использование психотехник пятиэтапной модели может существенно повысить умение человека преодолевать различные барьеры коммуникаций.

Этап 1. Поиск возможности ухода от конфликта

Этап 2. Поиск причины конфликта

Этап 3. Принятие ситуации такой, хакая она есть

Этап 4. Творческий подход

Этап 5. Выработка альтернатив

Для эффективности социальной коммуникации мы разбили сложный процесс на отдельные приемы. Каждый из них требует практики для достижения полного мастерства. Его достижение позволит овладеть контролем над процессом коммуникации, т.к. отдельные приемы соединяются в нечто целое. Пирамиду иерар-

хии микротехник пятиэтапной модели можно представить следующим образом:

1. Основной порядок выслушивания

2. Порядок принятия решений (ППР)

3. Порядок разрешения конфликтов

Интегральное сложение психотехник пятиэтапной модели и овладение ими приведет партнеров социальных коммуникаций к вершине совершенства этого процесса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Кайгородова, Людмила Александровна, 1997 год

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

2. Аверченко JI.K. Психология управления. Новосибирск, 1994.

3. Агалыдев A.M. Обусловленность общения деятельностью и общественными отношениями/ Вопросы детерминации социальных явлений. Омск, 1982.

4. Айви А. Лицом к лицу. Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. Новосибирск, 1995.

5. Алешина Ю.Е., Петровская JI.A. Психотехническая компетенция пропагандиста. М., 1985.

6. Андреас К. , Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами . Новейшие субмодальные вмешательства НЛП. Новосибирск, 1995.

7. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

8. Антонян В.Г. Типология человеческого общения./Вопросы философии и социологии. Вып. 6. Л., 1973.

9. Аристотель. Риторика. Спб., 1894.

10. Аристотель. Метафизика. Кн. 5/ Аристотель. Соч. : В 4 т. Т.1. М., 1975.

11. Аристотель. Категории . / Аристотель, Соч. : В 4 т. Т. 2. М., 1978.

12. Аристотель. Никомахова этика. Кн. 4 / Соч. В 4т. Т. 4. М., 1984.

13. Атватор И. Я Вас слушаю. : Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. М., 1988.

14. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.

15. Афанасьев В.Т. Сооциальная информация и управление обществом. М., 1975.

16. Батищев Г.С. Единство деятельности и общения. / Принципы материалистической диалектики как теории познания. М., 1984.

17. Батищев Г.С. Диалектика творчества. Рукопись деп. ИНИ-ОН АН СССР N18609. М., 1984.

18. Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре. / Культура, человек и картина мира. М., 1987.

19. Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения. / Диалектика общения. Гносеологические и мировозренческие проблемы. М., 1987.

20. Берн Э. Трансакционный анализ и психотнрапия. Спб., 1994 .

21. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.

22. Бгажноков Б.Х. Личностно и социально-ориентированное общение : Материалы всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. / АН СССР М., 1972.

23. Блумер Г. Общество как символическая интеракция. / Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1988 .

24. Блок Т. Апология истории или ремесло историка. М., 1986.

25. Богомолов A.C. , Степуро C.B. Феноменология, экзистенциализм и экзестенциальная феноменология. / Вести. МГУ. Серия Философия. N 4. 1977.

26. Богомолова Н.М. Массовая коммуникация и общение. М. , 1988.

27. Бодалев A.A. Личность и общение. М. , 1983.

28. Бореев В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. М., 1986.

29. Борисковский П.И. Современная наука о происхождении человека. JI., 1956.

30. Бородай Ю.М., Келле В.Ж., Плимак Е.Г. Наследие Маркса и проблемы теории общественно-экономической формации. М., 1974.

31. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии, м., 1981.

32. Брудный A.A., Шукуров Э.Д. Мир общения. Фрунзе, 1977.

33. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.

34. Васильева И.И. Психологические особенности диалога. Ав-тореф. канд. дисс. М., 1984.

35. Виндельбант В. Истоия новой философии в ее связи собщей культурой и отдельными науками. Спб., 1905.

36. Власов А. К. Политическая манипуляция. (История и практика средств массовой информации США). М.,1982.

37. Волков Ю. Г. Личность и гуманизм . Челябинск, 1995.

38. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа чело-ваека: естественно-научные и гуманистические аспекты. Рос-тов-на-Дону, 1993.

39. Гадамер Г. Философские основания XX века. / Актуальность прекрасного. М., 1991.

40. Гайденко П.П. Проблемы интенциональности у Гуссерля и экзестенциалистская категория трансценденции. / Современный экзистенциализм. М., 1966.

41. Гайденко П.П. Трагедитя эстетизма. М., 1970.

42. Гайденко П.П. Человек и история в свете " Философии коммуникации" К.Ясперса . / Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1973.

43. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология М.Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.

44. Гегель. Наука логики. М.; Л., 1929.45. Гегель. Соч. Т. 1.

45. Гегель. Наука логики. / Гегель. Соч. Т. 5.

46. Герменефтика: история и современость. Критические очерки. М., 1985.

47. Гиппенрейтер Ю.Б. Сам или вместе: Азбука общения. / Семья и школа. 1989. N 10. С. 21-24.

48. Голована Е.И. , Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989.

49. Грехнев B.C. Социально-психологический фактор в системе общественых отношений. М., 1988.

50. Губин A.B., Чуфаровский Ю.В. Общение в нашей жизни : Уч. пособие. М., МГТУ, 1992.

51. Давыдов Ю.Н. Философский иррационализм, его генезис и основные исторические типы. Обзор / Рациональноне и ирра-ционое в современном буржуазном сознании. М., 1978.

52. Дегутис А. Язык, мышление и действимтельность: очерк теории знания в аналитической философии. Вильнюс, 1984.

53. Диалектика общения. Гносеологические и мировоззренческие проблемы. / Отв.ред. Г.С.Батищев, Б.И.Дружинин. М., 1987.

54. Дилигенский Т.Т. В поисках смысла и цели: Проблемы массового соознания современного капиталистического общества. М., 1986.

55. Добрович A.B. Общение: наука и искусство. М., 1980.

56. Доброотворский И. Как найти себя и начать жить. Воронеж, 1994.

57. Дроздов A.B. Человек и общественные отношения. Л., 1966.

58. Дьячук Н.В. Психотехника . М., 1997.

59. Егидес А. Психотехника общения. / Воспитание школьников. 1995. N 5. С. 21-26.

60. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.

61. Ефименко П.П. Первобытное общество. Киев, 1953.

62. Ефременко В.И. Категория способа производства в классовых формациях: некоторые общие черты и особенности. / Философские проблоемы общественного развития. М., 1980.

63. Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. М., 1981.

64. Жуков Ю.П. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990.

65. Злобина Е.Г. Общение как фактор развыития личности. Киев, 1981.

66. Ильяева И. А. Культура общения: Опыт философско-методологического анализа. Воронеж. ВГУ, 1989.

67. Илющечкин В.П. Система внеэкономического принуждения и проблема второй стадии общественной эволюции. М., 1970.

68. Илющечкин В.П. Доклад на Координационном совещанеии по актуальнвм проблемам теории общественно-экономических формации в институте философии АН СССР / Диалектическое и логическое в формационном анализе. М., 1977.

69. Илюшечкин В.П. Система и структура добуржуазной частно-сообственической эксплуатации. Вып. 1-2. М., 1980.

70. Каган М.С. Общение как филоософская проблема. / Философские науки, 1975, N 5.

71. Каган М.С. Человеческая деятельность. М. 1974.

72. Каган М.С. Человек как субъект общения. / Метоодологиче-ские проблемы изучения человека марксистской философии. Л., 1979.

73. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М., 1984.

74. Какабадзе З.М. Проблема м Экзистенциального кризиса " и трансцендтальная феноменология Э.Гуссерля. Тбилиси, 1966.76. Кант И. Соч. В 6 Т.

75. Карандашев В.Д. Социальная кммуникация как фактор формирования ценностных ориентаций военнослужащих: филосоофско-социологический анализ. Министермтв обороны РФ. Спб., 1993.

76. Карелин А. Снег на листьях или психотехнология успеха. Саратов, 1995.

77. Кейзеров Н.Н. Политическая и правовая культура. М., 1988.

78. Кемеров В.Е. Взаимопонимание: Некоторые философские и психологические проблемы взаимопонимания. М., 1984.

79. Кемеров В.Е. , Перелыгина Е.Б. Типология форм общения и его социально-философский анализ. / Типология социальных явлений. Свердловск, 1982.

80. Клименкова Т.А. От феномена к структуре. М., 1991.

81. Ковальзон М.Я. Философский анализ человеческой деятельности. / Вестник МГУ, Серия Философия, 1978, N 2.

82. Кон И.С. Общение и самосознание. К критике понятия экзи-стенциоональной коммуникации. / Социально-психологические характеристики форм общения и развитие контактов между людьми. Л., 1970.

83. Корнелиус С. , Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешить конфликты. М., 1992.

84. Кузнецов М.М. Язык как " Среда-средство" и как "Игра" в филосовской герменевтике Х-Г. Гадамера. / Проблемы философской гереневтики.

85. Кузнецова Е.В. Все об этикете. Ростов-на-Доону, 1995. С. 285-311.

86. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

87. Курбатов В.И. Женская логика: Игры общения и поведения. Ростов-на-Дону, 1995.

88. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону, 1995.

89. Курбатов В.И. Философия в парадоксах и притчах. Учебник для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 1996.

90. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. М., 1989.

91. Леолнтьев A.A. Общение как объект психологического исследования. / Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

92. Леонтьев A.A. Деятельность и орбщение. / Вопросы философии. 1979. N 1.

93. Липсиц И.В. Секреты умелого руководителя. М., 1991.

94. Личноость и массовая коммуникация: Сб. статей. 1969.

95. Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия. М. 1993.

96. Лой А.Н. Проблема интерсубъективности в современной философской герменевтике. / Герменевтика: история и современность. М., 1985

97. Ломов Б.Д. Категории общения и деятельности в психологии. / Вопросы философии, 1979, N 8.

98. Луман Н. Социология: Теория общества или социальная технология. М., 1995.

99. Лупьян Я.А. Борьеры общения, конфликты, стресс. Ростов-на-Дону, 1991.

100. Лысенкова Н.В. Общение как объект философского анализа. Автореф. канд. дисс. Харьков, 1976.

101. Маккей X. Как уцелеть среди акул. М., 1992.

102. Мальковская И.А. Духовное общение как социальное явление. Автореф.канд.дисс. Л., 1977.

103. Массовая информация и коммуникация в современном мире. Сб. обзоров. / АН СССР, ИНИОН. М., 1989.

104. Массовая коммуеикация и общественное мнение: Материалы советско-финского семинара. Москва, 18-22 мая, 1987. Доклады финских участников. М., 1988.

105. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. (Новая публикация первой главы " Немецкой идеологии") . М., 1966.

106. Межуев В.М. Культура как объект погзнания. / Проблемы философии куль туры. М., 19 8 4 .

107. Мелибруда Е. Я-ТЫ-МЫ: Психологические возмоожности улучшения общения. М., 1986.

108. Мольц М. Я-Это Я или как стать счастливым. М., 1991.

109. Молчанов В.И. Понятие трансцендентальной субъективности в феноменолгии Э.Гуссерля. / Проблема сознания свременнй филсофии. Вильнюс, 1983.

110. Молчанов В.И. Гуссерль и Хайдеггер: феномен, антология, время. / Проблема сонания в современной западной философии. М., 1989.

111. Мосс М. Общество. Обмен. Личность: Труды по социальной антроплгии. М., 1996.

112. Мотрошилва Н.В. Принципы и противоречия феноменолгиче-ской философии. М., 1SM58.

113. Мотроошилва Н.В. Анализ "Предметностей" создания в феноменологии Э.Гуссерля (на материале второого тома " Логических исследований"). / Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.

114. Мюнстерберг Г. Основы психотехники. Спб., 1996.

115. Немов P.C. Социально -психологический анализ эффективности деятельности коллектива. М., 1984.

116. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоск-пии. М., 1978.

117. Обозов H.H. Межличноостные отношения. Л., 1979.

118. Обозов H.H. Психология межличностных отношений. Киев, 1991.

119. Общественные отношения (социально-филоосфский анализ). Киев, 1991.

120. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987.

121. Ойзерман Т.И. Фрмирование философии марксизма. М., 1974 .

122. Осгуд Д. Начни сначала: Практическое руковдство по менеджменту личности. М., 1992.

123. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

124. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. Л., 1980.

125. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.

126. Перре-Кдермон А-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991.

127. Перфильев М.Н. Общественные отношения . Л., 1974.

128. Подопригора С.Я. Философский анализ форм общения в трудах К. Маркса. Автореф.канд.дисс. Ростов-на-Дону, 1974.

129. Подорога В.А. Выражение и смысл. Кммуникативные стратегии в филсовской культуре XIX XX вв. С.Киркегор, Ф.Ницше, М.Хайдеггер. Автореф.докт.дисс. М., 1991.

130. Политическая культура России. Вып. 4. М., 1990.

131. Поршнев Б.Р. Роль социальных революций в смене формаций. / Проблемы социально-экономических формаций. М., 1975.

132. Поршнев Б.Р. Феодализм и народные массы. М., 1964.

133. Придюк Ю.Д. Проблема общения в историческом материализме. Киев, 1985.

134. Перилюк Ю.Д. Общественные отношения и социальные общения. / Общественные отношения (социально-филосовский анализ) . Киев, 1991.

135. Психологические проблемы массовых коммуникаций. М., 1974 .

136. Психологический механизм регуляции социального поведения. Под.ред. Шороховой Е.В., Бобневой М.И. М., 1976.

137. Рачков П.А. Понятие и структура общественных отношений. / Общественные отношения: Вопросы общей теории. М., 1981.14 0. Рахматшаева В. Грамматика общения. М.,1995.

138. Резаев A.B. О социально-философском анализе процессаобщения. / Социально-философские проблемы человека. М.,1987.

139. Резаев A.B. Изучение процесса социального общения марксистской философии. / Вестн. Ленинг. ун-та. 1989. Сер. 6. Вып. 1.

140. Резаев A.B. Парадигмы общения: Взгляд с позиций социальной философии. Спбю 1993.

141. Рейнуотер Д. Это в ваших силах. М., 1993.

142. Романов А. А. Грамматика деловых бесед. Тверь . 1995.

143. Родионов Б. А. Коммуникация как сооциальное явление. Ростов-на-Дону. 1984.

144. Руденский Е. В. Психотехника общения. Новосибирск. 1990.

145. Руденский Е. В. Психотехника коммуникативной деятельности. Новосибирск. 1990.14 9. Сборник научных статей. Диалектика и научное мышление. М., 1988.

146. Свенцинский A. JI. Социальная психология и управление. Л., 1986.

147. Свидерский В. И. О диалектике отношений. Л., 1983.

148. Свидерский В.И., Зобов Р. А. Новые философские аспекты элементно-структурных отношений. Л., 1970.

149. Семантика и социальная психология. Фрунзе. 1976.

150. Семенов Е. В. Кооперация деятельности как проблема ис-тоорического материализма. Новосибирск. 1983.

151. Семенов Ю. И. Как воозникло человечество. М., 1966.

152. Семенов Ю. И. Проблема начального этапа родового общества. / Проблемы истории докапиталистических обществ. Кн. 1. М., 1966.

153. Ситниченко JI.А. Челвеческое общение в интерпретациях современной западной филоософии (критический анализ). Киев. 1990.

154. Словарь русского языка: В 4т. / Под ред. А.П.Евгеньевой. 3-е изд. Т. 2. М., 1986.

155. Совместная деятельность: методология, теория, практика. М., 1988.

156. Современная буржуазная филоософия. М., 1978.

157. Соковнин В. М. О природе человеческого общения. Фрунзе. 1973.

158. Соколов Э. В. Культура и личность. Л., 1972.

159. Сорокин Ю. А. Отечественные исследования по массовой коммуникации. / Знаковые проблемы письменной коммуникации. Куйбышев. 1985.

160. Спок Г. Б. , Салкова О.В. Совершенствование коммуникативных умений преподавателя. / Советская педагогика. 1990. N 5. С. 101-103.

161. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Москва-Тула. 1993. В 2-х т.

162. Теория общественно-экономической формации. М., 1982.

163. Тимченко H. М. Искусство делового общения. Харьков. 1992.

164. Тисленко В. М. Процесс человеческого общения и его ис-торическите формы. Автореф. канд. дисс. М., 1976.

165. Тисленко В. М. Человеческое общение как социальный процесс. / Вестник МГУ. Серия Философия. 1976. N 5.

166. Тренинг педагогического общения. Работа с педагогом. / Детский психолог. 1995. N 9. С. 22-28.

167. Трубников С. Н. Время человеческого бытия. М., 1987.

168. Управленческое консультирование. M., 1992.

169. Фейербах Л. Избр. филос. произв. : В 2-х т. М., 1955.

170. Философско-психологические проблемы коммуникаций. Фрунзе. 1971.

171. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989.

172. Федякин И. А. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. М., 1988.

173. Фирсов Б. М. Пути развития средств массовой коммуникации : социологические наблюдения. Л., 1977.

174. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.17 9. Харчев А. Г. Социология воспитания (О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности). М., 1990.

175. Шевардин Н. И. Психологическая парадигма в гуманистически ориентированном образовании. / Педагогика. 1992. N 9-10. С. 28-32.

176. Шейнов В. П. Психология и этика делового контакта. Минск. 1996.

177. Шелике В. Ф. Объем и содержание понятия общения в работе К.Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая идеология."/ филосовско-методологические проблемы общения. Фрунзе. 1982.

178. Эрнст О. Слово предоставлено Вам: практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров. М., 1988.

179. Яковлев А. А., Филатов В. П. Загадка человеческого понимания: (Над чем работают, о чем спорят философы ) . М., 1991.

180. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. / Пер. с нем. М. И. Левиной. Вып. 1. М., 1991.

181. Alexander J. Sociological Thejry since 1945. London, 1987 .

182. Ashworth P. D. Sosial Interacion and Consiousness. Wiley and Sons, 1979.

183. Ames V. M. Mead and Husserl on the self/ Philosophy and phenomenological research. 1955. Vol. 15.

184. Austin J. L. How to do things with words. Oxford; Cambridge (Mass.), 1962.

185. Bauman Z. Hermeneutics and Social Understanding. London, 1978.

186. Barnlund L.C., ed. Interpersonal Communication: Survey and Studies. Boston, 1968.

187. Berlo D. K. The Process of Communication. An Introduction to Theory and Practice. Ntw York, 1960.

188. Bettinghaus E. Message preparation: the Nature of Proof. Indianapolis, 1966.

189. Bettinghaus E. Symbolic Interaction. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1969.

190. Bogdan R., Taylor S. J. Introduction to Qualitative Research Method: A phenomenological Approach to Social Research. London, 1975.

191. Borman E. G. Theory and Research in Communicative Arts. New YorK, 1965.

192. Burgoon M., Ruffner M. Human Communication. New York, 1978.

193. Burrows R. J. Some notes towards a realistic realism // International Journal of sociology and social policy. Hull. 1989. Vol. 9, N 4.

194. Communication Theory. Eastern and Western Perspectives / Ed. by Kincaid D. L. Academic Press Inc., 1987.

195. Coulthard M. An Introduction to Discourse Analysis. London, 1977.

196. Cusman D., Pearce W. B. Generality and necessity in three types of human communication theory / Communication Yearbook I. New Brunswick, (N.J.) 1977.

197. Dance F. E. X., Larson C. E. The Functions of Human Communication: A Theoretical Approach. New York, 1976.

198. Dictionaire Quillet de la Langue Française. Librairi Aristide Quillet. Paris, 1975. Vol. A-C.

199. Dijk T.A. van Dialog and cognition / Cognitive constraints of communication. Representations and processes. Dortrecht, 1981/

200. Ficher B. A. perspectives on Human Communication. New York, 1978.

201. Ficher B., Strauss A. Interactionism/ History of Sociological Analysis. London, 1978/

202. Fridrichs R. A Sociology of Sociology. New York, 1970.

203. Frings H. Animal Communication./ Communication: Concepts and Perspectives ./ Ed. by Thayer L. Spartan Books, Macmillan Co. London, 1967.

204. Garfinkel H. Studies in Ethnomethodology. New York, 1967.

205. Garfinkel H. On the origin of the term " ethnomethodology'V Ethnomethodology / Ed. bu Turner R. Harmondsworth, Penguin, 1974.

206. Goff T.W. Marx and Mead. Contribution to Sociology of Knowledge. London , 1980/

207. Goffman E. Encouters: Two studies of the sociology of Interaction. Indianapolis, 1961.

208. Gordon G. M. The Languages of Communication. Ntw York, 1969.

209. Hachette . Le Dictionaire de Notre Temps. Hachette, 1988 .

210. Hannabuss S. Knowledge Paradigms and Change / International journal of soc iology and social policy. Hull, 1988. Vol. 8. No. 1.

211. Harvey L. The Myths of Chicago Scool. Quality and Quanlity, Vol. 201. Amsterdam, 1986.

212. Held K. Kommunikationsforschung-Wissenchaft oder Ideology?/ Materialien zur Kritik einer neuen Wissenchaft. München, 1973.

213. Heidegger M. Unterwegs zur Sprache. 1960.

214. Heritagt J. Garfinkel and Ethnomethjdjlogy. Cambridge, 1984 .

215. Hermeneutik und Ideologiekritik. Frankfurt a/M., 1971.

216. Hugh Mehan, Wood Houston. The Reality of Ethnomthodology. New York. 1975.

217. Husserl E. Cartesianische Mtditaionen. Den Haag: Nijhoff. 1950.

218. Husserl E. Ideen zu eintr reinen Phänomenologie und Ppanomtnologischen Philosophie. Den Haad: Nijhoff. 1950-1952.

219. Husserl E. Die Krisis der europaschen Wissen Schäften und die transzentale Phänomenologie. Den Haag: Nijhoff. 1954.

220. Husserl E. Erste Philosophie. Den Haag: Nijhoff. 1956-1959.

221. International Encyclopedia of Communicationin 4 vol. New York. 1989.

222. Jaspers K. Allgemeine Psychopathologie. Ein Leitfaden fur Studienrende Arzte und Psychologen. Berlin. 1923.

223. Jaspers K. Philosophie. Bd. 1. Berlin. 1932.

224. Jaspers K. Philosophie. Bd. 2. Berlin . 1932.

225. Jaspers K. Reason and Existenz. Five Lectures. London. 1956.

226. Jaspers K. Philosophical Autobiography ./ The Philosophy of K/Jaspers / Ed. by Schilpp P. A. Open Court Publisching Company. 1957.

227. Jaspers K. Philosohhy . Vol. II./Existentialism / Ed. by Solomon R. S. New York. 1974.

228. Johnson D. P. Sociological Theory: Classical Founders and Contemporary Perspectives. New York. 1981.

229. Kando T.M. Social Interaction. Saint Lois. 1974,

230. Kierkegaard S. Enten-Ellen. 1843.

231. Kierkegaard S. The point of view. London. 1939.

232. Kierkegaard S. Concluding Unscientific Postscript to the "Philosophical Frangmenst". N. J.:Rrinceton University Press. 1944/

233. Kierkegaard S. Stages of Life's way. N. J. : Prinston University Press. 1945.

234. Kierkegaard S. Training in Christinity. N. J. Prinston University Press. 1947.

235. Kierkegaard S. Either-Or. N. J. : Prinston University Press. 1949.

236. Kierkegaard S. Tagebucher. München. 1954.

237. Kierkegaard vivat. Paris. 1966.

238. Kuhn M. Major Trends in Symbolic Interaction Theory in the Past Twenty Five Yers. / The Sociological Quartely. 1964. N 5.

239. Laswell H.S. The structure and Functions of Communication in Society//The Communication of Ideas/Ed. Bryson L.-NewYork, 1948.

240. Mastemlan M. Tile Nature of Paradigm//Critisism and the Growth of Knowledge.-Cambridge, 1970.

241. McCroskey.1.C., Wheeless L. R. Introduction to Human Communication. Allyn and Bacon, 1976.

242. Mead G. H. Mind. Self and Society. -Chicago, 1934.

243. Mead G. H. The Philosophy of Act.-Chicago, 1938 .

244. Maitzer B. N., Petras J. W., Reynolds L. T. Symbolic Interactionism: Varieties and Meanings. Routledge and Kegan Paul, 1975.

245. Natanson M. The Journeying Self: A study in Philosophy and Social Role.-Reading Mass. Addison-Wesley, 1970.

246. Nidemlayer G. S. Kierkegaard und die Romantic.-Halle, 1962.

247. Psathas G. <<lntroduction»//Phenomenological Sociology/ Ed. by Psathas G.-New York, 1973.

248. Ritzer G. Sociology: A Multiple Paradigm of Science.-Boston, 1975.

249. Rogers M. F. Sociology, ethnomethodology and experience. A phenomenological critique. - Cambridge University Press, 1983.

250. Rubiczek P. Existentialism: for and again.-Cambridge,1966.

251. Schrag C. 0. Experience and being. Prolegomena to future ontology. Evanson, 1969.

252. Seari J. R. Speech Acts: An Essay in the Philosophy of Language.-London, 1969.

253. Sebeok T. A. Perspectives in zoosemiotics.-The Hague-Paris, 1972.

254. Shannon C. E., Weawer W. The mathematical theory of communication. Urbana, 1949.

255. Smith R. General Models of Communication. Communication Research Center, Purdue University. 1962.2 61. Stranfleld R. Kuhnian Scientific Revolution and the Keynesian Revolution//Journal of Economic Issues, 1974. No. 8.

256. Symbolic Interaction/Ed. Manis J., Meltzer B., Boston,1972.

257. Thayer L. On Theory Building in Communication: Some Conseptual Prolllems//Journal of Communication 1968. No. 18.

258. The Social Psychology of Intergroop Relations. Monterey, 1979.

259. Thompson B. H. Linguistic Analysis of Natural Language Communication with Computers.//Coling-80, Sept. 30. Oct. 4,-Tokyo, 1980.

260. Turner J. H. A Theory of Social Interaction. Stanford, (California), 1988.

261. Webster's New International Dictionary of the English Language. 2nd. ed. Springfield (Mass.), 1934.

262. Westly B. H., Maclean M. S. A Conseptual Model for

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.