Факторы социокультурных трансформаций искусства в культурософии Питирима Сорокина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Сухая, Валентина Викторовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 221
Оглавление диссертации кандидат культурологии Сухая, Валентина Викторовна
ВведениеЗ
Глава 1. Специфика ледования тва П.А.Сорокина
§ 1 .Эволюция и овные этапыановленияциологичих и культурих идей Питирима Сорокина
§ 2. Социокультурные взаимодевия как базовый механизм художвенно-культурной деятельниЗО
§ 3. Социально-хологичие ования тва
Глава 2. Многофакторная обусловленность художвенно- культурного развития
§ 1. Социально-динамичие параметры художвенно-культурной деятельни
§ 2. Антропологичие и хмантичие ования тва
§ 3. Диалектика ценностей в художественной культуре
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Медиа коммуникативные процессы в контексте теории П. Сорокина о социокультурной динамике: На примере современного искусства2001 год, кандидат социологических наук Байер, Юлия Паулевна
Культурологический аспект социально-трудовых отношений2009 год, кандидат философских наук Лукаш, Александр Викторович
Социокультурная реальность на рубеже XX - XXI веков в контексте концепции конвергенции П. А. Сорокина2003 год, кандидат культурологии Меняева, Марина Петровна
Социальная философия Питирима Сорокина: сущность, особенности2006 год, доктор философских наук Бадмаева, Мария Валентиновна
История революции и гражданской войны в России в трудах П.А. Сорокина2006 год, кандидат исторических наук Андреев, Олег Евгеньевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Факторы социокультурных трансформаций искусства в культурософии Питирима Сорокина»
Актуальность темы диссертации обусловливается несколькими моментами.
Во-первых, современный этап развития России связан с модернизационными воздействиями, что выдвигает на первый план вопросы сохранения социокультурной идентичности. В данном контексте необходимо переосмыслить роль искусства, которое всегда позиционировалось как самосознание общества и от трансформаций которого во многом зависит формирование новых идентификационных образов, моделей и матриц. Идеи П.А. Сорокина в этой области имеют особую ценность, так как он одним из первых стал рассматривать искусство как фактор социокультурной динамики.
Во-вторых, транзитивный характер современной культуры, ее сопряженность с кризисными состояниями и флуктуационными колебаниями ценностных ориентации в полной мере отражаются на специфике современного искусства.
Развитие современной художественной культуры столкнулось со сложной проблемой утраты традиционных оснований искусства, что привело, с одной стороны, к выраженной девальвации его места и роли в общественной жизни, а с другой, - к резкому снижению канонов художественного восприятия и размыванию нормативных границ художественного вкуса.
С учетом данных тенденций особым значением обладает анализ П.А.Сорокиным динамических изменений основных параметров художественно-культурной деятельности и механизмов трансформации ценностных иерархий искусства в кризисные эпохи. Теория динамических супер-и субсистем Питирима Сорокина может помочь при выработке социальных, культурных, философских стратегий преодоления кризисных состояний современной художественной культуры.
П.А.Сорокин предложил достаточно оригинальную альтернативную утвердившимся социокультурным моделям концепцию культурно-исторического процесса. Обоснованный им многофакторный подход обретает сегодня новый смысл, способствуя не только осознанию причин возникновения и сущности многих общественных явлений прошлого и настоящего, но и более объективному отношению к прогнозированию будущего. Данный подход позволяет исследовать косвенные показатели, по отношению к которым можно определить меру изменчивости, меру стагнации или меру допустимой модернизации общества. Разработку этой проблемы П.А.Сорокин осуществлял с помощью изучения места и роли искусства в социокультурном развитии человечества.
В-третьих, в современной научной литературе проблема изучения искусства все чаще сопрягается с прояснением культурантропологических, психосемантических, феноменологических, экзистенциальных оснований человеческой культуры. В этом контексте понятно значение исследования П.А.Сорокиным искусства прежде всего как сложного социоккультурного феномена, факторы социокультурных трансформаций которого непосредственно и опосредованно влияют на состояние и субординацию всех субсистем общества. Данный подход позволяет преодолеть недостатки традиционного искусствоведческого и философско-эстетического анализов искусства и описать его как специфически организованное системное явление, постоянно находящееся в процессе становления, трансформации и развития.
Степень разработанности проблемы
Интерес к теоретическому наследию П.А.Сорокина в нашей стране до самого последнего времени был достаточно не стабилен. С одной стороны, это объяснялось политико-идеологическими предубеждениями, когда работы данного мыслителя рассматривались в основном в контексте критики буржуазных концепций общественного развития. С другой стороны, многие идеи П.А.Сорокина, не относящиеся к социологии, просто игнорировались. Наконец, отрицательной оценке творчества П.А.Сорокина способствовала его разносторонняя критика, осуществляемая в работах американских социологов, принадлежащих к школе Т.Парсонса - бывшего ученика Питирима Сорокина. Объективному анализу его идей не способствовало и то, что большинство теоретических работ П.А. Сорокина позднего времени не были переведены на русский язык, мало доступными оказались и его ранние работы.
Ситуация стала резко меняться в 90-годы XX века, когда возникла выраженная потребность в новой методологии исследования социокультурных процессов, происходящих в транзитивных средах с быстро трансформируемым в результате модернизации набором качеств. В это же время в отечественных гуманитарных науках наблюдался переход к восстановлению прерванной революцией философской, ментальной традиции. Начинается период «сорокинского ренессанса»: издается основной корпус его сочинений, появляются фундаментальные работы, посвященные анализу его идей. Данные работы можно условно разделить на несколько групп.
Социологической теории П.А. Сорокина посвящены труды С.Л.Волгиной, М.З.Воробьевой, Э.П.Головко, И.А.Голосенко, Ю.Н.Давыдова, В.И.Добренакова, Л.В.Казинцевой, К.Х. Момджяна, Д.Д.Парыгина, Э.П.Петровой, Н.Е. Покровского, Н.И.Сербенко, В.А. Штокмана, Ю.В.Яковца.
Философские идеи, разрабатываемые П.А.Сорокиным, проанализированы в работах Э.А.Багиной, С.С.Бормотовой, И.А. Голосенко, Н.Ф.Зюзева, С.Н.Конева, А.В.Липского, К.Х.Момджяна, А.Ю.Согомонова.
Культурософские доктрины Питирима Сорокина исследованы крайне недостаточно, их рефлексия только начинается. Наиболее интересные работы в этой области написаны И.А. Голосенко, Н.Ф.Зюзевым, С.В.Карпушкиной, Н.И.Коробец, Н.Н. Маулиной, А.А.Мекель.
Вопросы, связанные с анализом роли искусства в социокультурной динамике П.А.Сорокина, с изучением факторов социокультурной трансформации художественной культуры почти не освещены. Исключение здесь составляют работы JI.A. Анасимовой, С.Н.Иконниковой, К.И.Кречера, Л.Г. Петуховой, С.С. Строгина.
Психологические основания трансформаций искусства у П.А. Сорокина исследованы только в работах зарубежных авторов: Б.Бренера, А. Векслиара, А.Макларена, Дж.Маттера, Дж. Форда.
Высоко оценивая результаты новейших исследований творчества П.А.Сорокина, приходится констатировать, что по широте охвата изучаемых проблем и обстоятельности их анализа их уровень нередко не выходит за пределы стадии первоначальной разработки, особенно это касается исследований культурософской концепции Питирима Сорокина. Тем более нет работ, в которых бы рассматривалось понимание П.А. Сорокиным факторов социокультурных трансформаций искусства. Данная диссертация впервые пытается восполнить указанный пробел.
Объект диссертационного исследования - культурософия Питирима Сорокина как сложное социокультурное явление, опирающееся на традиции отечественной, западноевропейской и североамериканской философской, общественно-политической, культурно-антропологической, естественно-научной мысли.
Предмет исследования - совокупность факторов социокультурных трансформаций искусства, выделенных, обоснованных и исследованных в культурософии П.А.Сорокина.
Цель и задачи исследования.
Целью диссертации является анализ факторальной обусловленности динамических изменений искусства в процессе социокультурного развития, проведенный на основании изучения культурософских идей Питирима Сорокина.
Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:
- выявить и исследовать основные этапы становления с культурософских и социологических идей П.А.Сорокина с целью определения мировоззренческих, методологических, теоретических особенностей понимания им природы, роли и функций искусства в рамках социокультурной динамики;
- рассмотреть социокультурные и социально-психологические взаимодействия как базовый механизм художественно-культурной деятельности и искусства;
- показать многофакторную обусловленность художественно-культурного развития, для чего выделить и атрибутировать доминантные для социокультурных трансформаций искусства факторы; проанализировать социально-динамические параметры художественно-культурной деятельности в их комплексной сопряженности с антропологическими и психосемантическими основаниями искусства;
- исследовать диалектику ценностей в художественной культуре как один из важнейших факторов социокультурных трансформаций искусства.
Теоретико-методологические основания исследования.
Анализ проблематики диссертации осуществлялся на основе современных культурологических и философско-эстетических представлений о сущности искусства, о его роли в социокультурном развитии, о совокупности факторов его культурно-исторических и социальных трансформаций. При проведении данного исследования совмещались исторический и логический подходы, принципы системности и конкретности. Широко использовались историко-генетический, историко типологический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный методы. Особое значение имели также основные положения текстологического, эстетического, герменевтического анализов.
В диссертации широко применялся многофакторный подход к исследованию социокультурных трансформаций искусства, основанный на общей теории социальных изменений и современных представлениях о моделировании социальных и культурно-исторических процессов.
Научная новизна диссертации определяется культурологическим, системным подходом к факторам социокультурной трансформации искусства, рассмотренным на основе анализа культурософских идей Питирима Сорокина.
- выявлены базовые теоретико- методологические парадигмы, обусловившие специфику рассмотрения искусства в культурософии Питирима Сорокина; доказано, что стремление П.А.Сорокина к «интегрализму» и отказ от «социально-исторического монизма» привели на первых этапах его творчества к методологической эклектике, преодоленной впоследствии за счет обоснования и развития многофакторного, системного подходов к феноменам социокультурного бытия; раскрыта антиномичность искусства в культурософии П.А.Сорокина; показано, что искусство понимается мыслителем как сложноорганизованная процессуальная целостность, выступающая и как двигатель социокультурных изменений, и как их результат, что обуславливает особое место искусства в процессе развертывания социокультурных флуктуаций;
- осуществлен подробный анализ понимания П.А.Сорокиным специфики искусства как социокультурного явления, что позволило впервые выявить доминантные факторы его социокультурных трансформаций: характер социокультурного и социально-психологического взаимодействия в контексте супер - и субсистем; социально-динамические параметры художественно-культурной деятельности, объективированные в художественно-символических кодах; антропологические и психосемантические доминанты художественного означивания; механизмы диалектических изменений ценностных иерархий в художественной культуре;
- впервые выявлены и описаны законы, регулирующие факторную обусловленность социокультурных трансформаций искусства в культурософии Питирима Сорокина: закон когнитивных совпадений, закон символических совпадений, закон реактивации, закон сдвига значений, закон семиотических кодов; показано, что данные законы определяют как общее направление социокультурных трансформаций искусства в каждую доминантную эпоху (сенситивную, идеациональную, идеалистическую), так и специфику их конкретно-исторических объективаций.
Теоретическая значимость исследования.
На основе исследования культурософских идей П.А.Сорокина в диссертации осуществлен культурологический анализ факторов социокультурной трансформации искусства, лежащих в основе смены художественных картин мира, процедур перехода художественных стилей, смены нормативов художественного восприятия и художественной j деятельности. Обоснованные при этом положения и выводы могут использоваться для дальнейшего углубления представлений о культурообразующей функции искусства, о его роли в социокультурных трансформациях различного типа, о специфике современной художественной культуры и сущности переживаемого ею кризиса. Кроме того, материалы диссертации обладают выраженным значением при исследовании психосемантических и социально-психологических оснований художественной культуры и различных языков искусства. Особую роль выводы данной работы имеют в процессе дальнейшего изучения творческого наследия П.А.Сорокина и его теории ' социокультурной динамики.
Практическая значимость исследования.
Материалы диссертации могут быть полезны при разработке и чтении курсов по культурологии, теории и истории культуры, мировой художественной культуре, по социологии культуры, истории русской культуры, философии культуры, а также курсов и спецкурсов по семиотике, эстетике, психологии искусства, социологии, социальной и культурной антропологии.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и результаты исследования получили отражение в публикациях автора и многочисленных выступлениях на в республиканских, межвузовских и международных научных конференциях ^ и симпозиумах. Диссертация обсуждена на заседании кафедры права и культурологии гуманитарного факультета Московского института коммунального хозяйства и строительства и рекомендована к защите.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Интеллектуальная биография П.А. Сорокина: опыт нового исследования формирования "интегральной" методологии социально-исторического познания2006 год, доктор исторических наук Василенко, Виктория Валерьевна
Социология революции П.А. Сорокина2006 год, кандидат социологических наук Ломоносова, Марина Васильевна
Американская культурная антропология о факторах социокультурной динамики2005 год, доктор философских наук Комадорова, Ирина Владимировна
Факторы культурно-исторического самоопределения России в культурофилософии Н. С. Трубецкого1999 год, кандидат культурол. наук Черных, Вера Алексеевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Сухая, Валентина Викторовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя общий итог данного диссертационного исследования, необходимо остановиться на основных выводах и положениях, содержащихся в работе.
1. На понимание и объяснение факторов социокультурных трансформаций искусства в культурософии Питирима Сорокина определяющее влияние оказали позитивизм, органицизм, психофизиологический параллелизм и разработанные им самим оригинальные теории социально-психологического и социокультурного взаимодействия и социокультурной динамики.
2. Динамика факторов социокультурных трансформаций искусства подчиняется общим законам развития и смены доминантных суперсистем: сенситивной, идеациональной, идеалистической. Трансформация социума определяется прежде всего диалектикой адаптационно-познавательных форм и осуществляется посредством фазовых переходов от одного цикла к другому.
Внутренним механизмом, управляющим этим процессом, Питирим Сорокин считал чередование прогрессивных и регрессивных явлений в обществе, за счет борьбы которых и происходит смена циклов.
3.Положения об открытой форме социокультурного развития, о сохранении и переозначивании культурного наследия доминантных суперсистем, а также о прогрессивном развитии через регресс являются существенными отличительными чертами культурософии П.А.Сорокина и делают его теорию чрезвычайно продуктивной при объяснении сложных процессов трансформации искусства.
4. Социокультурные изменения связаны у П.А.Сорокина с флуктуациями и транзитивными состояниями культуры. При этом полагается, что только искусство является наиболее адекватным показателем начала флуктуаций суперкультур.
Теория флуктуаций П.А.Сорокина достаточно корректно объясняет стилистические и тематические изменения в искусстве, ту диалектику внутренних форм, которая характерна для него как особой субсистемы. Теория флуктуаций имеет важное методологическое значение: она не только позволяет объяснить процесс развития человеческой истории через накопление погрешностей и выработку адекватных средств их исправления, но и дает возможность разработать гораздо более эвристическую модель социального познания, которая акцентирует неравномерность изменений в различных сферах общества, что трактуется как внутренний источник развития любого социокультурного феномена. В данном контексте особую роль приобретает искусство, так как в нем с наибольшей полнотой и адекватностью аккумулируются изменения, происходящие в разное время и с различной интенсивностью в других сферах общества.
5.Социокультурная трансформация искусства связана с характером социального, культурно-исторического, социально-психологического взаимодействия, которое рассматривается П.А.Сорокиным как первичное основание любой социокультурной общности.
Стремление к интегрализму в социокультурных средах обусловлено как социальной необходимостью исторической оптимизации человеческих взаимодействий, так и спецификой получения, обработки и фиксации информации, способствующей повышению уровня социальной и культурной адаптивности. Мера адаптивности, с эпистемологической точки зрения, отражается на динамике различных систем истины, которые последовательно сменяют друг друга в исторической перспективе и связаны с культурными, художественными и научными картинами мира («истина чувств», «истина рассудка», «истина веры»). Образ абсолютной истины, по П.А.Сорокину, включает в себя интеграцию всех трех указанных систем, обретая, тем самым, как бы три параметра: сенситивноэмотивный, рассудочный, идеациональный. В силу этого любые базовые факты искусства могут быть поняты только в терминах истинности, «человеческого универсализма» и социокультурного опыта. Поэтому какой бы художественный феномен ни рассматривался, в основе его выделения и описания - социокультурная детерминация, проявляющаяся через акты взаимодействия социальных субъектов.
Одним из условий социального развития являются процессы самоосознания социальных субъектов разного уровня, что предполагает когнитивную детерминацию социокультурных процессов и наличие «продуктов» такого осознания. Одним из таких «продуктов» является искусство, трактуемое П.А.Сорокиным как системное явление, отражающее, воплощающее и порождающее сложные семантико-символические структуры. Данные структуры влияют на процессы социокультурной коммуникации, которая у П.А.Сорокина носит преимущественно трансиндивидуальный характер на уровне социальных групп, народов, государств, обществ. Результаты социокультурной коммуникации, понятой как взаимодействие, помимо искусства воплощаются в языке и технике. В сумме они образуют «надорганическую среду». Эту «среду» П.А.Сорокин называет культурой.
Культура общества есть не что иное, как совокупность постоянно и единообразно повторяемых его членами мыслей, поступков и отношений в зависимости от психического взаимодействия этих членов с условиями их существования. Она возможна везде, где существует такое взаимодействие». Сорокин П.А. Избранные труды по социологии.-СПб.,2005,с.300.
Культура, как продукт и воплощение взаимодействия, создает систему миросозерцания, определяющего социальные институты, совокупность социальных норм, их содержание и способы актуализации, характер жизненного строя и уклада, экономические отношения, форму государственного устройства. Миросозерцание, организованное культурой, отливается в формы мифологии, религии, искусства, философии, науки. Культура невозможна без языка как «общей формы взаимодействия», без идей, как «общих духовных результатов взаимодействия», без обычаев, как «социальных форм поведения и деятельности», без техники и искусства, как «квинтэссенции энергий и образов взаимодействия». б.Техника определяет взаимодействие между человеком и природой в виде энергетического, орудийного и иного обмена между ними.
Язык образует символическую среду взаимодействия между членами общества, его субъектами. Это формальный элемент культуры. Он определяется системой средств психического взаимодействия.
Искусство - результат сложного социального взаимодействия/ опосредованного формами языка.
Язык, техника и искусство образуют базу, на которой взращиваются экономические и политические взаимодействия определенного типа.
Все эти «элементы», «факторы» задают социальную организацию, в основе которой покоются базовые акты социально-психологического взаимодействия.
Следует подчеркнуть, что у П.А.Сорокина все перечисленные виды взаимодействий не иерархичные и не уровневые. Скорее, их структура напоминает сеть, отростки которой сплетаются ситуационно, стохастически, образуя флуктуационные узлы.
7. Сеть социокультурных и социально-психических взаимодействий является важнейшим фактором развития и трансформации искусства. Взаимодействия могут протекать в осознанной и неосознанной, организованной и неорганизованной, структурной и бесструктурной, системной и дискретной, планомерной и стихийной формах. Характер взаимодействий и их форма непосредственно влияют на художественную культуру, обусловливая динамику художественных картин мира, художественных стилей, норм художественной рецепции и форм творчества.
Специфика социокультурных и социально-психических взаимодействий в ту или иную эпоху определяет тип художественной культуры, понимаемый П.А.Сорокиным как субсистемная целостность, внутри которой создается определенный «запас» идей, чувств, переживаний, эмоций.
Данный «запас» составляет содержание художественной культуры и основу ее трансформации через инновационную перекомбинацию и переозначивание. Понятия «художественная культура» и «искусство» употребляются П.А.Сорокиным как тождественные.
8.Развивая при объяснении социокультурной трансформации искусства многофакторный подход, помимо социокультурных и социально-психологических взаимодействий в качестве доминантных факторов изменения художественной культуры П.А.Сорокин выделял также социально-динамические параметры художественно-культурной деятельности, антропологические и психосемантические основания искусства, диалектику ценностей в художественной культуре.
Их подробный анализ, проведенный в диссертации, позволил сделать вывод о том, что П.А.Сорокин был одним из первых в истории социологии мыслителей, показавших системообразующую и методологическую значимость ценностной теории, неразрывную связь между динамикой ценностей и социокультурной трансформацией искусства.
Развитие художественной субсистемы, как и развитие доминантных суперсистем обусловлено, в первую очередь, диалектикой ценностей, изменением процедур их означивания и рецепции.
Данные феномены П.А.Сорокин относил к имманентным механизмам социокультурных трансформаций искусства, которые действуют даже при сохранении константности внешних факторов социокультурного бытия.
В этом плане влияние внешних факторов не может изменить последовательность фаз развития художественной субсистемы, логику её трансформаций, не могут обусловить переход субсистемы в состояния, ей не свойственные. Данное положение особенно важно и помогает понять механизм сохранения идентичности и оптимальной организованности искусства в процессе социокультурных трансформаций.
9. П.А.Сорокин одним из первых поставил вопрос об особенностях и мере культурного участия различных народов и социальных групп в создании, восприятии и трансляции художественных культурных ценностей, как факторе социокультурных трансформаций искусства.
Понятие «культурного участия» используется им для описания художественной рецепции и интерпретации.
Выступая как один из факторов развития художественной культуры, восприятие художественных произведений увязывается П.А.Сорокиным с изменением меры художественной компетентности. Данный процесс регулируется системой обоснованных им законов: законом когнитивных совпадений; законом символических совпадений; законом реактивации; законом сдвига значений; законом семиотических кодов.
Данные законы, по сути, определяют как общее направление социокультурных трансформаций искусства в каждую доминантную эпоху, так и специфику их конкретно-исторических объективаций.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Сухая, Валентина Викторовна, 2006 год
1. Пережитки анимизма у зырян // Изв. Арханг. о-ва изуч. рус. Севера.-№20.-С.49-62; №22.-С.39-47.
2. Рыт пукалом: Рассказ о жизни сев. деревни. // Архан.губ.вед.-№203.1911.
3. Печорская экспедиция и колонизация зырянского края // Изв. Арханг. о-ва изуч. рус. Севера.-№8-9.-С.645-651; №11.-С.863-868.
4. Современные зыряне // Изв. Арханг. о-ва изуч. рус. Севера.-№18.-С.525-536; №22.-С.811-820; №23.-С.876-885; №24.-С.941-949.1913.
5. Брак в старину: (Многомужество и многоженство).-Рига: Наука и жизнь.-47 с.
6. Преступность и ее причины.-Рига: Наука и жизнь.-46 с.
7. Самоубийство как общественное явление.-Рига: Наука и жизнь.-48 с.
8. Символы общественной жизни.-Рига: Наука и жизнь.-48 с.
9. И. Границы и предмет социологии // Новые идеи в социо-логии.-СПб.-С6.1.-С.59-108.
10. О социологии. Преступление и кара, подвиг и награда.-СПб.-78 с.
11. Преступление и кара, подвиг и награда: Социол. этюд об основных формах обществ, поведения и морали.-СПб.-L, 3.-456 с.
12. Л.Н.Толстой как философ.-М.: Посредник.-28 с.-(Всемир. б-ка в память Л.Н.Толстого).
13. Обзор теорий и основных проблем прогресса // Новые идеи в социологии.-СПб.-Сб.З .-С. 115-15 5.1915.16. «Третья» школа и спор «классиков» с «социологами» в уголовном праве.-М.-20 с.1917.
14. Автономия национальностей и единство государства.-Пг.: Набат.-16 с.
15. Вечный мир и всемирное единение народов.-Пг.:Рев. мысль.-31 с.
16. О свободах: Необъемлемые права человека и гражданина.-Пг.:Рев. мысль.-14 с.
17. Основы будущего мира.-Пг.-32 с.-(Б-чка «Копейка»).
18. Причины войны и пути к миру.-Пг.-31 с.
19. Проблема социального равенства.-Пг.: Рев. мысль.-бб с.
20. Сущность социализма: Лекция, прочит, во фракции социал-революционеров при Исполкоме Всерос. Совета крест. депутатов.-Пг.-16 с.-(Всеобщ. б-ка изд-ва «Новь»).24. Формы правления.-Пг.-8 с.
21. Что нужно народу: монархия или республика?-Пг.-32 с.-(Б-чка «Копейка»).-(Сер. Полит.-соц. Брошюр; №2).
22. Что такое монархия и что такое республика?-Пг.: Рев.мысль.-32 с.
23. Что такое социализм?-Пг.: Рев. мысль.-4 с.
24. К вопросу о первобытных религиозных верованиях зырян // Изв. Вологод. о-ва изуч. сев. края.- кн.1 V.-C.48-55.1918.
25. Программа по изучению зырянского края.-Яренск: Изд. союза «Коми котыр».-14 с.1919.
26. Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве.- Ярославль.-236 с.1920.
27. Общедоступный учебник социологии: В 2 ч. Ч. 1-2.-Ярославль: Изд-во Ярославль, кредит, (о-ва) сов. Коопера-тивов.-291 с.
28. Система социологии.-СПб.- 220 с.
29. П.Л.Лавров как социолог // Вперед!: Сб. ст., посвящ. Памяти П.Л.Лаврова/ Под ред.П.Витязева.-Пг.-с. 14-21.1921.
30. Social mobility.-N.Y.-559 p.- (Harpers social science series).1922.
31. Голод, как фактор: Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь.- Пг.: Колос.-272 с.
32. Современное состояние России.-Прага.- 108 с.
33. Социология как объективная наука.- Пг.: Тезисы к публичному научному диспуту по поводу «Системы социологии»,- Пг.:Колос.-4 с.
34. Основные проблемы социологии П.Л.Лаврова// Лавров П.Л.Статьи, воспоминания, материалы.- Пг.-с.21-36.
35. Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию.// Экономист.-№ 2.-С.77-107.
36. Влияние голода на социально-экономическую организацию общества// Экономист.- № 2.-С.23-53.
37. Голод и идеология общества// Экономист.- № 4-5.-c.3-23.1923.41 .Популярные очерки социальной педагогики и политики.-Ужгород.-102с.
38. Soziologie in Rubland// Kolner Vierteljahrshefte fur Soziologie.-J.3,H.l.-S.92-93.1924.
39. Идеология аграризма.- Прага.-35 с.
40. Очерки социальной политики и педагогики,- Ужгород.-112 с.
41. Leaves from a Russian diary.-N.Y.-349 p.1925.
42. Russian diary, 1917-1922.-L.- 310 p.
43. Sociology of Revolution.-Philadelphia; L.-428 p.-(Lippincatt sociol. ser.).
44. American millionaires and multi-millionaires: A comparative statist, study // Social forces.-№3.-P.627-640.1926.
45. Monarchs and rulers: A comparative statist, study // Social forces.-1925.-№4.-P.22-35;-№4.-P.523-533.50.1mpoverishment and the expansion of governmental control // The Amer.
46. Jomal of Sociology.-Vol.32, №2.-P.206-215.1927.51 .Leaves from a russian diary.- N.Y.-310 p.
47. Russian sociology in the twentieth century.- S.l.-P.57-69.-(Prepr. from "Publ. of Amer. sociol. soc.".-Vol.31).
48. Leaders of labour and radical movements in the United States and foreign countries // The Amer. Journal of Sociology.-Vol.33, №3.-P.395-399.
49. A survey of cyclical conceptions of social and historical process // Social forces.-№6.-P.28-40.
50. Sozial Bewegungsvorgange // Kolner Vierteljahrshefte fur Soziologie.-J.6, H.2.-*
51. Social mobility .-N.Y.- P.5041928.
52. Contemporary sociological theories: Through the first quarter of the twentieth century.-N.Y.-785 p.
53. Experimente zur Soziologie // Zeitschrift fur Vilkerpsychologie und Soziologie.-J.4, №1.-S.1-10.
54. Arbeitsleistung und Entlohnung // Kolner Vierteljahrashefte fur Soziologie .-J.7, №2.-S.l86-198.
55. Farm leaders in the United States // Social forces.-№7.-P.33-45.-Auth.: P.A.Sorokin, C.C.Zimmerman.1929.61 .Principles of rural-urban sociology.-N.Y.-652 p.- Auth.: P.A.Sorokin , C.C.Zimmerman.
56. Die Politische Einstellung der Farmer und Bauern // Zeitschrift fur Vilkerpsychologie und Soziologie.-J.5.-S.l-25.-Auth.: P.A.Sorokin, C.C.Zimmerman.
57. Some contrasts of contemporary european and american sociology // Social forces.-№8.-P.57-62.1930.
58. A systematic sourcebook in rural sociology: In 3 Vol. / Ed.: P.Sorokin, C.C.Zimmerman, C.J.Calpin.- Wash.; Minneapolis.-Vol.l-3.1931.
59. Soziologische theorien im 19. und 20. jahrhundert.-Munchen: Verl. C.H.Beck.-342 S.
60. Sociology as a science // Social forces.-№10.-P.21-27.1932.
61. Rejoinder to Rice // Social forces.-№10.-P.326-327. 1937.
62. Social and cultural dynamics: In 4 Vol.-N.Y.,
63. Vol. 1: Fluctuation of form of art. Painting, sculpture, architecture,music, literature and criticism.- 745 p.
64. Vol.2: Fluctuation of systems of thuth, ethics and law.-727 p.
65. Vol.3: Fluctuation of social relationships, war and revolution.-636 p.
66. Vol.4: Basic problems, principles and methods.-804 p.
67. Social and cultural dynamics: In 4 Vol.-L.1939.
68. Time-budgets of human behaviour.-Cambridqe: Harvard Univ. press.-204 p.-(Harvard sociol. studies; №2).~Auth.: P.A.Sorokin, C.A.Berger.
69. The crisis of our age: The social and cultural outlook.-N.Y.-338 p.1942.
70. The crisis of our age: The social and cultural outlook.-Sydney; L.-272 p.1943.
71. Russia and the United States.-2-nd ed.-N.Y.-253 p.-(Libr. of World Affairs; №15).1945.
72. The crisis of our age: The social and cultural outlook.-N.Y.-338 p.1947.
73. Society culture and personality: Their structure and dynamics: A system of general sociology.-N.Y.; L.-742 p.1948.
74. Reconstruction of humanity.-Boston.-247 p.1949.
75. Toynbee,s philosophy of history // The Pattern of the part: can we determine it?- Boston.1950.
76. Altruistic love: A study of American "good neighbours" and christian saints.-Boston.-253 p.81 .Explorations in altruistic love and behaviour: A Symposium.-Boston.-353 p.
77. Leaves from a russian diary and thirty years afler.-Boston.-346 p.
78. Russia and the United States.-L.-213 p.
79. Social philosophies of an age of crisis.-Boston.-345 p.1951.
80. SOS: The meaning of our crisis.-Boston.-177 p.1952.
81. Social philosophies of an age of crisis.-L.-345 p.1953.87.1ntegralism is my philosophy // Burnett W. This is my philosophy.-L.1954.
82. Forms and techniques of altruistic and spiritual growth: A symposium ed. by P.A.Sorokin.-Boston.-476 p.
83. The ways and power of love: Types, factors and techniques of moral transformation.-Boston.-552 p.1956.
84. The american sex revolution.-Boston.-186 p.
85. Fads and foibles in modern sociology and related sciences.-Chicago.-357 p.1957.
86. The crisis of our age: The social and cultural outlook.-N.Y.-338 p.
87. Social and cultural dynamics: A study of change in major systems of art, truthe, ethics, law and social relationships: Rev. and abridged in one volume.-Boston.-718 p.1958.
88. Fads and foibles in modern sociology and related sciences.-L.-357 p. 95 .Reconstruction of humanity.-Bombay.-223 p.1959.
89. Power and morality: Why shall guard the guardians?-Boston.-204 p.-Auth.: P. A. Sorokin, N.A.Lunden.
90. Social and cultural mobility : Containing complete reprints of "Social mobility" and chap. 5 from vol. 4 of "Social and cultural dynamics".-L.-645 p. 98.Social and cultural dynamics: In 4 Vol.-L.1961.
91. Sane sex order.-2-nd ed.-Bombey.-158 p.1962.lOO.Social and cultural dynamics: In 4 Vol.-N.Y.
92. Society culture and personality: Their structure and dynamics: A system of general sociology.- N.Y.-742 p.1963.
93. A long journey: The autobiogr. of Pitirim Sorokin.-New Haven.-327 p.
94. Modern historical and social philosophies: Danilevsky, Spengler, Toynbee, Schubart, Berdyaev, Northrop, Kroeber, Schweitzer.-N.Y.-345 p.1964.
95. The basic trends of our time: Essays.-New Haven:College Univ.press.-208 p.
96. Contemporary sociological theories: Through the first quarter of the twentieth century.-N.Y.-783 p.1965.
97. A systematic sourcebook in rural sociology: In 3 Vol. /Ed.: P.Sorokin, C.C.Zimmerman, C.J.Calpin.-N.Y.1966.
98. Sociological theories of today.-N.Y.; Tokio.-676 p.1967.
99. The ways and power of love: Types, factors and techniques of moral transformation.-Chicago.-323 p.1970.
100. Sane sex order.-Bombey.-153 p.-(Bhavan's bookuniv.; №82).1971.
101. Forms and techniques of altruistic and spiritual growth: A symposium ed. by P.A.Sorokin.-Boston; N.Y.-476 p.1976.11 l.Fads and foibles in modern sociology and related sciences.-Westport.-357 p. 1979.
102. Sociological theories of today.-N.Y.: Auno press.-676 p.1987.
103. Письма Сорокина П.А. в Научный Совет АН СССР по комплексной проблематике «История мировой культуры»// Социол. исслед.- № 5.-С.132-136.1988.
104. Социологический прогресс и принцип счастья: Ст. 1911 г.//Социол. исслед.-№ 4.-С.103-109.
105. Долгий путь: Гл. из автобиогр. Кн./ Пер. с англ. П.Кротов, Д.Несанелис; Предисл. Д.Несанелиса.// Молодежь Севера.-11,13,15 окт.1990.
106. Колонизационные вожделения: Ст. 1909 г./ Материал подгот. А.Липский, В.Сапов// Социол. исслед.- № 2 .-С. 134-138.
107. Программа по изучению зырянского края: Быт, семейн. И обществ. Отношения, верования и культ// Социол. исслед.- №2.-С.139-141.
108. Долгий путь: Гл. из автобиогр. Кн./ Пер. с англ. П.Кротов// Молодеж Севера.-2, 4,7 февр.
109. Кузь туй. Долгий путь: Отр. Из автобиогр. Кн.// Югыд туй.-27, 29 марта.
110. Горькая жатва Марса: Фрагм. Ст. «Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию»// Предис. Р.Золотарева// Новое время.-№49.-С.40-43.
111. Проблема социального равенства и социализм// Коммунист.-№12.-С.73-80.1991.
112. Долгий путь: Автобиогр. Роман/ Пер. с англ. П.П.Кротов, А.Липский.-Сыктывкар.-304 с.
113. Страницы из русского дневника, 1917-1922.// Рубеж: Альм. Соц. исслед.- Вып.1.-С.57-73; 1992.-Вып.2.-С.З-18.
114. Приходы и уходы: Гл. из автобиогр. Кн. П.Сорокина «Долгий путь»: С коммент.// Молодежь Севера.-19 января.
115. Государство пустого желудка: Фрагм. Из ст. «Влияние голода на социально-экономическую организацию общества»/ Предисл. Р.Золотарева/Новое время.-№14.-С.40-42.
116. Человек и общество в бедствии: (Влияние войн, революций, голода и эпидемий на сознание и поведение человека, соц. орг. И культ. Жизнь): Гл. из кн.// арма.- №2-З.С.40-58; Пульс-информ.-№4.-С.22-31.1992.
117. Дальняя дорога: Автобиогр.: Пер. с англ.-М.: Изд.центр «Терра»: Моск. Рабочий.-302.
118. Социологические тебории современности: Специализир. информ. по общеакад. прогр. «Человек, наука, общество: комплекс исслед.»: Перевод.-М: ИНИОН.-193 с.
119. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ./ Ред. А.Ю.Согомонов,-М.:Политиздат.-543 с.132. «Смена вех» как социальный симптом: Перепеч.ст. из «Вестн. Лит.», 1921, №12// Филос. Науки.-№1 .-С.3-8.
120. Философия голода: Фрагм. Ст. «Голод и идеология общества», опубл. В 1922 г./ Публ. А.Едемского// Новое время.-№3.-С.40-42.
121. Россия после нэпа: К 5-летнему юбилею Окт. Революции: Ст. из сб. «Крестьянская Россия», Прага, 1923, №1-3/Публ., предисл. И примеч.
122. B.В.Сапова// Вестн. Рос. АН.-№2.- С.125-138;№3.-С.69-82.
123. Верую, Господи! Помоги ему неверию!»: Неизд. Ст. П.Сорокина 1922 г./ Публ. И послесл. Ю.В.Дойкова; Примеч. И.М.Смирновой// Отеч.архивы.-№2.-С.47-53.
124. Современное состояние России// Новый мир.-№4.-С. 183-203; №5.1. C. 161-191.
125. Кузь туй вуджом: Автобиогр. роман. 4.1/ Пер. с англ. Е.Ципанов// Войвыв кодзув.-№7.-С52-61; №8.-С.44-51; №9.-С.39-44.
126. Николай Бердяев 1874-1948.//Кентавр.-М.-№7-8.-С. 147-152.
127. Долгое путешествие: Автобиогр./ Пер. с англ. С.Гладков; Вступ. Ст. Л.П.Рощевской, А.М.Пашкова// Север.-№8.-С.62-100; №9.-С.53-87.
128. Моя философия-интернационализм: Из науч. Наследия социолога//Социол. исслед.-№10.-С.134-139.
129. Плоды возмущения: Фрагм. Из кн. «Современное состояние России», изд. В Праге в 1923 г.// Новое время.-№44.-С.57-59.1993.
130. Главные те5нденции нашего времени/ Пер. с англ. И предисл. Т.С.Васильевой.- М.:Ин-т социол.-195 с.
131. Система социологии: В 2 т./Вступ. Ст.А.В.Липского.-М.:Наука.-(Социол. наследие).
132. Т.1: Социальная аналитика: учение о строении простейшего (родового) социального явления.-447 с.
133. Т.2: Социальная аналитика: учение о строении сложных социальных агрегатов,- 688 с.
134. Об одном неосуществленном издательском замысле: Письма П.А.Сорокина к П.Витязеву: 1921-1922: К изуч. наследия рус. Социолога/ Предисл.С.А.Батюто// Рус. лит.-№1.-С.182-190.
135. Современные зыряне: Одежда, утварь и украшения: Фрагм. Его работ/ Подгот. В.Булычев// Ухта.-28 июня.
136. Рыт пукалом: Перепеч. Ст. из газ. «Арханг. губ. Ведомости», 1910 г./ Вступ. Ст. и публ. Д.Несанелисак, В.Семенова// Республика.-13 окт.
137. Причины войны и условия мира: Пкбл. Ст. рус. Социолога// Социол.исследов.-№12.-С.140-148.
138. Проблема социального равенства// Парма.-№3-4.-С. 17-81.
139. Трагедия: О рев. событиях 1917 г.: Гл. из автобиогр. кн. «Долгий путь», изд. в США в 1936 г.//Рус. Провинция.-№3-4.-С.6-7.1994.
140. Общедоступный учебник социологии; Статьи разных лет/ Изд. подг. И послесл. Написакл В.В.Сапов.-М.:Наука.-560 с.,1. л. Порт.-(Социол.наследие).- Библиогр. В примеч.: с.504-532.-Библиогр. Соч. П.А.Сорокина на рус.яз.:с.533-540.
141. Предтеча: Гл. из романа/ Подгот. Ю.Дойков// Белый пароход.- №1.-С.4-15.
142. Письма Питирима Сорокина: Из эпистоляр. Наследия социолога/ Предисл. И публ. И.А.Голосенко, Н.П.Копаневой.// Социол.журнал.-№1.-С. 187-194.159. «И плывут великие северные леса.в чужие края»: (Дорожные заметки 1911 г.)//Дорьям асьнымос.-Авг.(№27).1996.
143. Структурная социология; Социокультурная динамика: Фрагм. Из тр.// Антропология культурологической мысли/ Авт.-сост.:С.П.Мамонтов, А.С.Мамонтов.-М.-С.277-281.
144. Душа-это дыхание: Фрагм. Работы «Пережитки анимизма у зырян»// Памятники Отечества. Вып.36: Земля Коми.-М.-С. 122-126.
145. Эпистолярное наследие П.Сорокина: (Переписка с С.Харпером)/ Пер., предисл. И примеч.Ю.В.Дойкова// Социол. исслед.-№1.-С. 119-133.
146. Жертвовать собой: Ст.// Слово.-№5-6.-С.82-88.1997.
147. Главные тенденции нашего времени/ Пер.с англ., послесл. и прил. Т.С.Васильевой.-М.: Наука.-350 с.
148. Кризис современной семьи: Социол. очерк: Сокр. Ст. из «Ежемес.журн.для всех», 1916, №2// Вестн.Моск. ун-та. Сер. 18, Социол. и политология.-№3.-С.65-77.-Рез.англ.
149. Автономия национальностей и единство государства: Напеч. С сокр./ Публ. И предисл. М.Т.Лихачева// Государство и право.-№10.-С.94-96.1998.
150. Отношения Запада и Востока- в настоящем и будущем: Из наследия социолога//Грани.-№185.-С.205-220.-Библиорг. В примеч.: с.219-220.
151. Поездка на Север: Дорожные заметки о поездке/ Публ., вступ.заметка, примеч. Ю.Дайкова// Эвезда.-№3.-С. 159-176.
152. Человек и общество в бедствии: Гл.1,2// Арт.-№3.-С.6-28.
153. Социология революции: Гл. из кн./ Публ. И вступ. Заметка Ю.Дойкова// Звезда.-№11.-С.90-92.
154. Список использованной литературы
155. Араксеева М.Н. Место искусства в познании мира.-М.: 1997.-409 с.
156. Алис М. Нелинейные системы в обществе.-М.:2004.-501 с.
157. Артур У. Механизмы положительной обратной связи в экономике//В мире науки.-1990.-№4.-С.42-58.
158. Андрианов И.В., Маневич А.В. Асимптология: идеи, методы, результаты.-М.: 1994.-256 с.
159. Абрамян Э.С. Основания воспроизводственных процессов в культуре// Ускорение социально-экономических процессов икультурные проблемы социальной организации (освоения исследования культурных процессов)-М.: 1987.С.7-19.
160. Акименко А.Д. Об элементах методологии целостного понимания человека (мировоззренческий аспект).// Философские науки.-1991.-№7.-С.161-168.
161. Ананьева М.И. Критика структуралистской концепции социального знания: (Проблемы взаимодействия социальных структур и человека)// Современная борьба идей в социальном познании.-М.:1984.С.48-74.
162. Андрианова Т.В. Социально-философские аспекты формирования устойчивых обществ.-М.:ИНИОН, 1998,46 с.
163. Атрюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. М.:2004.129 с.
164. Арон Р. Этапы развития социологической мысли.-М.: 1993 .-126 с.
165. Абосов А.С. Возникновение картины мира в её художественных формах.-М.: 2003.-361 с.
166. Антропология культуры.-Екатеринбург: 1997.-263 с.
167. Анучин В.А. Географические факторы в развитии общества.-М.:1982.-334 с.
168. Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы.-Новосибирск: 1988.-258 с .
169. Антонов В.И. Символизация в познавательном и социально-практическом аспекте.-М.: 1992.-136 с.
170. Ахиезер А.С. Массовые ценности и проблема реформ// Модернизация в России и конфликт ценностей.-М.:1994.-С.21—225.
171. Ахиезер А.С. Основания воспроизводственных процессов в культуре// Ускорение социально-экономических процессов и культурные проблемы социальной организации (основания исследования культурных процессов).-М.:1987.-С.7-19.
172. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В 2-х т.-М.:1991.-Т.1.-318 е.; Т.2.-377 с.
173. Афасижев М.Н.Женская красота в свете (и полутьме) теории информации// Эстетика: информационный подход.-М: Смысл, 1997,с.92-102.
174. Афасижев М.Н. Изобразительное искусство и наука.-М: ГИИ, 2002.184 с.
175. Афасижев М.Н. Изображение и слово в эволюции художественной культуры: Первобытное общество.-М:УРСС,2004.-224 с.
176. Арманд А.Д., Люри Д.И. и др. Анатомия кризисов.-М.:2002.-219 с.
177. Алтабов В.М. Эмоция как ценность.-М.: 1991.-301 с.
178. Бабаков В.Г. Кризисные этносы.-М.: 1993.-182 с.
179. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура: Методологические проблемы.-М.: 1996.-70 с.
180. Байбурин А.К. Ритуал: между биологическим и социальным// Фольклор и этнографическая действительность.-СПб.:1992.-С. 18-28.
181. Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей// Этнографическое изучение знаковых средств культуры.-Л.: 1989.-С63-88.
182. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности// Американская социология.-М.:1972.-С.235-247.
183. Барг М.А. Категории и методы исторической науки.-М.:1984.- 340 с.
184. Барнет Дж. Социология искусства// Социология сегодня: Проблемы и перспективы. Американская буржуазная социология середины XX века.-М.:1995.-С.217-235.
185. Брум Л. Социальная дифференциация и стратификация// Социология сегодня: Проблемы и перспективы. Американская буржуазная социология середины XX века.-М.: 1995.-С.477-492.
186. Бруннер К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества.// Thesis.-1993.-№4.-С.51-69.
187. Бондаренко Г.И. Критика некоторых методологических положений анализа культуры в англо-американской культурно-социальной антропологии.// Проблемы философских наук. 4.I.-J1.:1983.-С.71-77.
188. Борисов А.А. Американские либералы и мультикультурализм// Вестн. Перм. Ун-та «Perm univ.herald».-Bbin.I.-nepMb:2001.-C.85-98.
189. Борисов А.А. Американский мультикультурализм: опыт определения// Актуальные проблемы философии, социологии и политологии, экономики и психологии. Вып.Ш.-Пермь:2000.-С. 18-20.
190. Базен Ж. История истории искусства.-М.:1995.-436 с.
191. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.-М.: 1995.-323 с.
192. Блумер Г. Коллективное поведение// Американская социологическая мысль.-М.:1994.-С.8-29.
193. Блюменкранц М. Мир после смерти вещей: Культура непримиримой толерантности// Вопр. философии.-2003.-№2.-С.181-184.
194. Блау П.М. Исследования формальных организаций // Американская социология: перспективы проблемы, методы.-М.:1992.-С.93-105.
195. Бендикс Р. Социальная стратификация и политическая общность// Социальная стратификация. Вып.И.-М.:1992.-С.5-49.
196. Бенедикт Р. Образы культуры // Человек и социокультурная среда. Вып.П.-М.:1992.-С.88-109.
197. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии.-М.: 1994.-256 с.
198. Барчугов А.П. Культура мышления и мышление о культуре: Опыт антропологического анализа// Философские науки.-1990.-№10.-С.13-21.
199. Брушлинский А.В. К проблеме субъекта в психологической науке (статья первая). // Психологический журнал.Т.12.-1991.-№6.-С.З-11.
200. Бердяев Н.А. Смысл истории.-М.:2004.-261 с.
201. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т,-М.:1994.
202. Бруммбельд 3. Психологические основания художественной деятельности.-СПб.: 2004.-564 с.
203. Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика, капитализм. (XV-XVII вв.). В 3-х т.-М.:1992.
204. Белый А. Символизм как миропонимание.-М.: 1994.-398 с.
205. Бюль В. Динамическая социология культуры.-М.: 1996.-301 с.
206. Выготский JI.C. К вопросу о психологии творчества // Выготский Л.С.Собр.соч.в 6-ти т.-М.:1984.-С.319-328.
207. Выготский Л.С. Психология искусства.-М.:2004.-344 с.
208. Виппер Р.Символизм в человеческой мысли и творчестве.// Две интеллигенции и другие очерки.-М.:1912.- 137 с.
209. Воробьев В.П. Социализация как комплексная культурная трансляция: Проблемы переходного общества.- Пенза: 2001.-164 с.
210. Вебер М. Класс, статус и партия // Социальная стратификация. Вып.1.-М.:1992.-С.19-38.
211. Вебер М. Избранные произведения.-М.: 1996.-602 с.
212. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание культуры и искусства XX века.Западная Европа и США.-М.-СПб.:2000.-С.91-105.
213. Васильева В.В., Яковлев И.П., Барыгин И.Н. и др. Волновые процессы в общественном развитии.-Новосибирск: 1992.-288 с.
214. Волновые процессы в общественном развитии.-Новосибирск: 1999.319 с.
215. Введение в практическую социальную психологию.-М.: 1994.-301 с.
216. Волгин С.Л. Критика социологической концепции религии П.Сорокина.-Л.: 1984.-214 с.
217. Гейгер Т. Стратификация // Социальная стратификация. Вып.Ш. -М.:1992.-С.62-92.
218. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества.-М.: 1999.-704 с.
219. Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды.- Сыктывкар: 1991.214 с.
220. Гибелева В.А. Проблема культурной трансформации в условиях мультикультурализма // Духовное возрождение. Вып.11-12.-Белгород:2002.-С.265-269.
221. Гиренок Ф.И. Цивилизация и культура в контексте глобальных проблем современности // Традиции и инновации в духовной жизни общества.- М.:1986.-С.132-143.
222. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера.-М.:1987.- 180 с.
223. Гурвич П. Концепция социальной структуры // Социальная стратификация. Вып.П.-М.: 1992.-С.142-193.
224. Гуревич А.Я. Социальная мифология.-М.: 1983.-175 с.
225. Галан Н. Кризисные ситуации и состояния транзитивности.-М.:1999.-198 с.
226. Горин Д.Г. Локальные основы динамики российской цивилизации: традиции, противоречия, тенденции.-М.:2002.-199 с.
227. Горин Д.Г. Пространство и время в динамике российской цивилизации.-М.:2003.-209 с.
228. Горных А.А. Формализм, От структуры к тексту и за его пределы.-Минск. :2003 .-308 с.
229. Головко Э.П. Теория конвергенции Питирима Сорокина.// Вестник МГУ.- Философия.-1973 .-№ 1 .-С.65-76.
230. Голосенко И.А. Философия истории Питирима Сорокина.// Новая и новейшая история.- 1966.-№4.-С.110-119.
231. Голосенко И.А. Системный анализ в творчестве Питирима Сорокина. // Социально-политический журнал.-1996.-№1-2.-С.87-135.
232. Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина.// История буржуазной социологии первой половины XX века.-М.: 1979.-312 с.
233. Голосенко И.А. Социология в дореволюционной России.// Философские науки.-1988.-№1.-С.57-71.
234. Голосенко И.А. Русская социология: её социокультурные предпосылки, междисциплинарные отношения, основные проблемы и направления.// Из истории буржуазной социологической мысли в дореволюционной России.-М.: 1981.-С.59-83.
235. Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина.-Самара.: 1992.211 с.
236. Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды.-Сыктывкар: 1991.214 с.
237. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.-М.: 1992.-573 с.
238. Девис Дж.Э. Социология установки.// Американская социология.-М.:1972.-С.55-72.
239. Девис Дж.Э. Миссия в Москве.// Москва.-1994.-№1.-С. 10-112.
240. Дильтей В.Воззрения на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации.-М.:Иерусалим:2000.-199 с.
241. XX век и пути европейской культуры.-М.:2000.-214 с.
242. Диспут профессора П.А.Сорокина.// Экономист.-1922.-№4-5.-С.61-104.
243. Емельянов Ю.Н., Скворцов Н.Г., Тавровский А.В. Символико-интерпретативный подход в современной культурной антропологии. Вып.Ш.// Наука о культуре: итоги и перспективы.-М.:1997.-С.51-75.
244. Жидков B.C.,Соколов К.Б. Искусство и картина мира.-СПб.: 2003.-463 с.
245. Зельдмайр X. Искусство и истина. О теории и методе истории искусства.-М.:1999.-491 с.
246. Зиммель Г. Избранное. В 2-х т.-М.:1996.
247. Заславский Г.М. Стохастичность динамических систем.-М.:2004.-216 с.
248. Зобов Р.А. Структурный подход и его роль в построении картины мира // Философия и развитие естественнонаучной картины мира.-Л.:1981.-С.198-212.
249. Ионов И.Н. На пути к теории цивилизаций (Познавательные предпосылки и трудности исторического синтеза)// Цивилизации. Вып.Ш.-М.: 1995.-С. 15-37.
250. Ионов И.Н. Теория цивилизаций на рубеже XXI века // Общественные науки и современность.-1999.-№2.-С.64-91.
251. Ионин Л.Г. Социология культуры.-М.:2000.-416 с.
252. Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры.-М.:2000.-411 с. г
253. История, информация, культура.-М.:2004.-318 с.
254. Искусство в ситуации смены циклов.-М.:2004.-322 с.
255. Идеи П.А.Сорокина и современная динамика общества.-СПб.: 2003.342 с.
256. Историко-социологическая схема П.А.Сорокина.-М.:2004.-219 с.
257. Иморин А.И. Историософия П.А.Сорокина.-СПб.: 2000.-190 с.
258. Иванов С.К. Философские идеи П.А.Сорокина.-Иваново.: 1999.-201 с.
259. Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства.-СПб.:2002.-540 с.
260. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа).-М.: 1994.-328 с.
261. Каган М.С. К вопросу понимания культуры // Философские науки.-1989.-№5.-С.78-80; 1989.-№10.-С.37-47.
262. Келле В.Ж., Ковальзон М.Л. Теория и история (проблемы теории исторического процесса).-М.: 1981.-288 с.
263. Келле В.Ж., Ковальзон M.JI. Важнейшие аспекты методологии социально-философского исследования // Вопросы философии.-1980.-№7.-С.74-185.
264. Кучмарева И.К. Традиция как механизм исследования культурной динамики // Ускорение социально-экономических процессов и культурные проблемы социальной организации (основания исследования культурных процессов).-М.:1987.-С.94-111.
265. Кумачева И.К., Матвеева С.Я. От критики оснований к их замене: путь западной культурологи (введение)// Проблемы культурного наследия в философской теории и практике современного Запада.-М.:1989.-С.1-15.
266. Кузнецова Т.Ф. Методологическое значение социально-культурных факторов в литературоведческом анализе // Структура и1 уровни методологии социального познания.-М.:1984.-С.84-88.
267. Кузнецова Т.Ф. Мировоззренческое и методологическое значение принципа историзма в социальном познании: (Научные и вненаучные формы)// Социальные функции научных и вненаучных форм знания.-М.:1987.-С.47-65.
268. Кузнецова Т.Ф. Поиски нового образа теории в сфере гуманитарного знания // Философские науки.-М.:1990.-№11.-С.39-46.
269. Кузнецова Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования.-М.: 1990.-117 с.
270. Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания.-М.: 1999.-75 с.
271. Криворотое В.Ф. Парадигмы исследования культурной динамики // Ускорение социально-экономических процессов и культурные проблемы социальной организации (основания исследования культурных процессов).-М.:1987.-С.111-126.
272. Князева Е., Курдюмов С. Синергетика: начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность.-1993.-№3.-С.38-51.
273. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики.-М.: 1989.-526 с.
274. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения.-М.:1993.-311 с.
275. Коллингвуд Р. Принципы искусства.-М.: 1999.-402 с.
276. Кризис культуры.-М.:2001.-411 с.
277. Кризис современной цивилизации: Выбор пути.-М.: 1999.-402 с.
278. Келасьев В.Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики.-Л.:1984.-216 с.
279. Концепция самоорганизации в исторической перспективе.-М.:1994.-222 с.
280. Карицева И.И. Философские взгляды П.Сорокина.-Киев.: 1995.-202 с.
281. Колева Д. Культурологические идеи Сорокина.-София: 1993.-198 с.
282. Конев С.Н. Путь Питирима Сорокина.-Сыктывкар: 1990.-201 с.
283. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф.-М.: 1982.-480 с.
284. Лотман Ю.М. Динамическая модель семиотической культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1.-Таллинн: 1992.-С.90-101.
285. Лотман Ю.М. Культура и взрыв.-М.: 1992.-272 с.
286. Лотман Ю.М. О вторичных моделях коммуникации в системе культуры.// Труды по знаковым системам. Вып.308.-Тарту:1973.-С.107-132.
287. Лотман Ю.М. Семиосфера.-СПб.:2000.-314 с.
288. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.Ш.-Таллинн:1993.-С.81-123.
289. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии.-СПб.:1994.-С.25-42.
290. Лесков Л.В. Нелинейная Вселенная: новый дом для человечества.-М.:2003.-447 с.
291. Луков Б.А. Социальное проектирование.-М.:2003.-232 с.
292. Леонтьев А.Н. Образ мира // А.Н.Леонтьев. Избранные психологические произведения.Т.2.-М.:1983.-С.83-115.
293. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция.-М.: 1995.-244 с.
294. Лапкин В.В. Циклы, ритмы, волны: проблемы моделирования политического развития.// Полис.-2002.-№4.-С.91-103.
295. Лукин Ю.А. Идеология и художественная культура.-М.: 1992.-298 с.
296. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация //Человек в системе наук.-М.:1989.-С.317-332.
297. Макайвер Р. Реальность социальной эволюции // Американская социологическая мысль.-М.: 1994.-С.78-93.
298. Межуев В.М. Проблема современности в контексте модернизации и глобализации // Этатистские модели модернизации.-М.:2002.-С.138-152.
299. Межуев В.М. Философия как differencia specifica европейской культуры // Постижение культуры.-М.:2001 .-С.53-54.
300. Межуев В.М. Философия культуры как специфический вид знания о культуре // Философские науки.-2000.-№2.-С.34-39.
301. Межуев В.М. Философия культуры как философия свободы // Постижение культуры.-М. :2000.-С.62-63.
302. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль.-М.: 1994.-С.379-447.
303. Макаров В.И. Природа общественных связей и технологий: идеи социокультурного взаимодействия П.А.Сорокина.-Орел:2003.-184 с.
304. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики.-СПб.: 1997.-404 с.
305. Моль А. Социодинамика культуры.-М.:2004.-459 с.
306. Мауро Т. Введение в семантику.-М.:200.-233 с.
307. Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы.-М.: 1992.-460 с.
308. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития.-М.: 1987.-392 с.
309. Модели динамики социальных процессов.-М.:2005.-401 с.
310. Надель С.Н. Проблемы социально-структурного анализа // Социальный облик современного западного общества.-М.:1993.-С.7-35.
311. Никитин С. Современная американская социология.-М.:1994.-635 с.
312. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного.-М.:2003.-340 с.
313. Николис Дж. Динамика иерархических систем.-М.: 1989.-3 74 с.
314. Нагель Т. Что все это значит?-М.:2001 .-84 с.
315. Найдич JI. След на песке. Очерки о русском языковом узусе.-СПб.: 1995.-140 с.
316. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной теории.-М. :2001 .-374 с.
317. Оганесян А.К. Культура, общество и человек в концепции американского неоконсерватизма.// Философские науки.-1989.-№9.-С. 17-25.
318. Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры.Структура и динамика.-М.:1994,1. С.8-73.
319. Очерки по истории теоретической социологии в XX столетии.-М.:1995.-539 с.
320. Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX века.-М.: 1988.-422 с.
321. Осипова-Дербас JI.B. Эволюция цивилизации.-СПб.: 2002.-421 с.
322. Психологические аспекты формирования субкультур в работах Питирима Сорокина.-М.:2002.-462 с.
323. Психоаналитические подходы к искусству.-СПб.:2003.-412 с.
324. Потебня А.А. Мысль и язык.-Киев: 1993.-190 с.
325. Пригожин И. От существующего к возникающему.-М.: 1989.-192 с.
326. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой.-М.:2001.-291 с.
327. Понимание и существование.-Минск:2000.-264 с.
328. Петров В.М. Количественные теории в искусствознании. Пространство и время художественного мира.-М.:2004.-428 с.
329. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства.-Л.: 1980.-358 с.
330. Петров М.К. Язык, знак, культура.-М.:1991.-326 с.
331. Полярность в культуре.-Спб.: 1996.-312 с.
332. Парсонс Т. Введение // Американская социология: перспективы, проблемы, методы.-М.: 1972.-С.25-36.
333. Парсонс Т. Новый аналитический подход к теории социальной стратификации//Социальная стратификация.-М.:1992.-С.50-121.
334. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня: Проблемы и перспективы. Американская буржуазная социология середины XX века.-М.: 1995.-С.25-67.
335. Парсонс Т.Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем //Американская социологическая мысль.-М.:1994.-С.448-463.
336. Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль.-М.:1994.- С.464-480.
337. Плохотников К.Э. Нормативная модель глобальной истории: информация, ресурсы, политика // Россия XXI век.-1994.-С.80-91.
338. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов.-М.:2001.-294 с.
339. Прогнозное и социальное проектирование. Теоретико-методологические и методические проблемы.-М.: 1994.-303 с.
340. Папофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства.-СПб.: 1999.-314 с.
341. Папофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада.-М.:2004.-399 с.
342. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация.-М.:1995.247 с.
343. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии.-1995.-№8.-С.63-73.
344. Рикер П. Конфликт интерпретаций.-М.:2004.-124 с.
345. Смирнов В.А. Символическая логика и теория познания // Философия и социология науки и техники.-М.:1985.-С.45-60.
346. Смирнов Ю.И. Язык, фольклор и культура // Язык. Культура. Этнос.-М.: 1994.-С.99-104.
347. Седов Е.А. Информационные критерии упорядоченности организации структуры системы // Системная концепция информационных процессов.-М.: 1988.-С. 81-95.
348. Скинер Б. Технология поведения// Американская социологическая мысль.-М.: 1994.-С.30-45.
349. Сваластога К. Социальная дифференциация// Социальная Стратификация.: 1992.-С.9-44. <
350. Современная американская социология.-М.- 1997.-576 с.
351. Ставская Н.Р., Булычев И.И. О социальной сущности культуры, культурном наследии (традициях, нормах) и преемственности в развитии культуры// Традиции и инновации в духовной жизни общества.-М.:1986.-С.42-52.
352. Сидорина Т.Ю. Философия кризиса.-М.:2003.-414 с.
353. Социология в России. (XIX-XX вв.).- М.: 1999.-396 с.
354. Современная философская антропология.-М.:1996.- 401 с.
355. Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов.- М.: 2002.-211 с.
356. П.А.Сорокин и современные проблемы управления социальными системами.-Киев: 1998.-414 с.
357. Сербенко Н.И., Соколов А.Э. Кризис культуры как исторический феномен // Философские науки,-1990,-№ 7.-С.32-39.
358. Социология и историософия Питирима Сорокина,-Екатеринбург: 1995.-308 с.
359. Соколов К.Б. Картина мира и искусство в периоды социальных перемен. Социологический аспект перехода в истории культуры и художественная жизнь ёёёёё // Искусство в ситуации смены циклов.-М. :2002.-С.66-159.
360. Современное общество и динамика смыслов.-М.: 2003.-300 с.
361. Социокультурная динамика в период становления постиндустриального общества: закономерности, противоречия, приоритеты.-М.: 1998.-408 с.
362. Субетто А.И. Системогенетика и теория циклов.-Ч.1-2.-СПб.:М.:1994.-618с.
363. Самоорганизация: психо- и социогенез.-СПб.: 1996.-146 с.
364. Согомонов Ю.А. П.А.Сорокин и М.М.Ковалевский.// Социологические исследования.-1988.-№4.-С.98-126. v
365. Согомонов Ю.А. Забытая рукопись П.А.Сорокина.// Социологические исследования.-1988.-№4.-С.54-63.
366. Согомонов Ю.А. Судьбы и пророчество П.А.Сорокина // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- 1988.-№4.-С.З-24.
367. Тойнби А. Постижение истории,- М.: 1991.-511 с.
368. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории.-М.:СПб.: 1996.-319 с.
369. Трельч Э. Историзм и его проблемы.- М.: 1994.-611 с.
370. Теория художественной культуры. Вып. 1-3.-М.:1996-1999.
371. Троцкий Е. Проблемы России в трудах Питирима Сорокина.-М.:1994.-362 с.
372. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление.-М.:2001.-254 с.
373. Уткин А.И. Изменение природы международных конфликтов // Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы.-СПб.: 1995.-С.36-47.
374. Федотова В.Г. Глобальный мир и модернизация // Филос.науки.-2000,-№1.-С.5-36.
375. Федотова В.Г. Демократия, культура, нация //Филос. Науки.-1990.-№8.-С.З-16.
376. Федотова В.Г. Локальное воздействие на глобальные трансформации в свете изменения научных представлений о социальном развитии// Филос. Науки.-1997.-№ 1 .-С. 16-25.
377. Федотова В.Г. Методологическая роль социально-культурных факторов в исследовании науки // Философские основания науки: Материалы к VIII Всесоюз. Конф.»Логика и методология науки», 26-28 сент. 1982 г.-Паланга.-Вильнюс: 1982.-С.171-173.
378. Федотова В.Г. Российское развитие в условиях глобализации // Филос. Науки.-2001 .-№ 1 .-С.5-18.
379. Флиер А .Я. Историческая динамика культуры // Филос. Науки.-2000.-№2.-С.167-173.
380. Флиер А.Я. Культура как смысл истории // Современные методы исследования культуры: Материалы науч.-методол. Конф. Преподавателей и стажеров ВШК.Москва, 26 января 1999 г.-М.:2000,-С.4-10.
381. Флиер А.Я. Культурогенез в истории культуры // Общественные науки и современность.-1995.-№3.-С. 137-148.
382. Флиер А.Я. Культурогенез.-М.: 1995.-115 с.
383. Флиер А.Я. О типологии российской цивилизации // Цивилизации и культуры.-М.: 1994.-С.94-115.
384. Флиер А.Я. Обоснование исторической культурологии или культура как смысл истории // Постижение культуры.-М.:2001.-С.26-38.
385. Флиер А.Я. Структура и динамика культурогенетических процессов: Автореф. дис. .д-ра филос. наук / М-во культуры Рос.Федерации, РАН. Рос. ин-т культурологии.-М.: 1995.-34 с.
386. Флиер А.Я. Культура как основа национальной идеологии России,-М.:2000.-130 с.
387. Франчук В.Ю. А.А. Потебня.-М: 1986.-143 с.
388. Фиркандт А. Механизм культурных изменений // Личность. Культура. Общество. Вып. 1 (2).T.II.-М.:2000.-С. 199-217.
389. Фейнберг Е.Л. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке.-М.: 1992.-396 с.
390. Фромм Э. Человеческая ситуация.-М.: 1995.-202 с.
391. Философия языка: в границах и вне границ. Вып.2.-Харьков: 1994.178 с.
392. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вестник МГУ. Сер.7 Философия.-1993.-№4.-С.23-31.
393. Хабермас Ю. Вовлечение другого: Очерки политической теории.-СПб.:2001.-220 с.
394. Хренов Н.А. Опыт культурологической интерпретации переходных процессов // Искусство в ситуации смены циклов.-М.:2002.-С.117-137.
395. Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса.-М.:2002.-446 с.
396. Хакен Г. Информация и самоорганизация.-М.: 1991.-262 с.
397. ХеррманнФ.-В. фон. Фундаментальная онтология языка.-Минск:2001.-168 с.
398. Цивилизации и культуры.-М.:2004.-384 с.
399. Человек в условиях кризиса.-СПб.:2005.-311 с.
400. Черняк Е.Б. Цивилиография. Наука о цивилизации.-М.:1996.-219 с.
401. Черняк А.З. Эпистемология неравных возможностей.-М.:2004.-210 с.
402. Штомпка П. Социология социальных изменений.-М.: 1996.-322 с.
403. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории.-М.:2003.-246 с.
404. Щапов М.М. Теория кризисов П.А.Сорокина.-М.:2004.-219 с.
405. Юнг К.Г. Психологические типы.-М.:2001.-169 с.
406. Юнг К.Г. Архетип и символ.-М.:2002.-286 с.
407. Яковенко И.Г. О механизмах динамики традиций // Факторы и механизмы динамики культуры.-М.:1984.-С. 16-24.
408. Яковец Ю.В. Предвидение будущего: парадигма цикличности,-М.: 1992.-239 с.
409. Яковец Ю.В., Пирогов С.В. Закономерности циклической динамики и генетики науки, образования и культуры.-М.: 1993.-389 с.
410. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы, Прогнозы.-М.: 1999.-392 с.
411. Яковец Ю.В. Школа русского циклизма: истоки, этапы развития, перспективы.-М.: 1998.-314 с.
412. Ясперс К. Смысл и назначение истории.-М.: 1991.-526 с.
413. Barnes Н. An Introduction to the History of Sociology.-Chcago:1998.214 p.
414. Coser L. A. Masters of sociological thought: Ideals in historical and social context.-N.Y.: 1997.-201 p.
415. Cowell F.R. Histiry, civilization and culture: Fn introduction to the historical and social philosophy of P.A. Sorokin.-L.: 1992.-192 p.
416. Cowell F.R. Values in human socity: The contributions of Pitirim A. Sorokin to sociology.-N.Y.: 1990,-186 p.
417. Essays in honor of Pitirim Sorokin: Sociological theory, values, and sociocultural change.-N.Y.: 1993.-201 p.
418. Evans F. Bakhtin, communication, and the politics of multiculturalism // Constellations.- Oxford; Cambridge (Mass.): 1998.-Vol.5, №3.-P. 403-423.
419. Goodenoung W.H. Componential Analysis and the Study of Meaning.// Language.- 1996.-V.32.-№ 1 .-P. 195-216.
420. Goodman M.E. The Individual and Culture,- Homewood: 1997.-265 p.
421. Gorer Y. The Concept of National Character. // C. Kluckhohn and H.A. Muray. Personality in Nature, Society and Culture.-N.Y.:1955.-H.246-259.
422. Gouldner A. The Coming Crisis of Western Sociology.-N.Y.:1970/-528 p.
423. Giddens A. Runaway World: Hew Globalisation is Reshaping Our Lives.-L.:PB, 1999.-462 p.
424. Hallowell A.I. Contributions to Anthropology.- Chicago; London: 1976.534 p.
425. Harris M. Cultural Materialism. The Struggle for a Science of Culture.-N.Y.-1980.-148 p.
426. Harris M. The Rise of Anthropological Theory.-N.Y.:1999/-278 p.
427. Hassan I. Ideals of Cultural Change // Innovation / Renovation: New Perspectives on the Humanitis.-Madison: 1983.-P.l8-52.
428. Hebdige D. Subculture: The Meaning of Style.-L.: 1979.-195 p.
429. Holler H.C. The Paradox of Culture.-N.Y.: 1994.-160 p.
430. Hollowell A.I. Self, Society and Culture // Culture: Man's Adaptive Dimension/-L.,-Oxford,-N.Y.:1968.-P.36-54.
431. Honigmann J. Culture and Personality.-N.Y.: 1998.-499 p.
432. Kroeber A.L. Style and Civilization.- Ithaca: 1957.-410 p.
433. Loomis Ch. Z. Modern social theories.-N.Y.:1991; N.Y.: 1999.-458 p.
434. Leroi-Gourhan A. Le geste et la parole: memoire et les rythmes.-У.П.Р.: 1965.-252 p.
435. Luhmann N. Sociale Systeme. Frankfurt-am-Main: 1984.-675 p.
436. Laszlo E. The Age of Bifurcations.- N.Y.,LO, 1999.-315 p.
437. Martindale D. The nature and types of sociological theory.-Boston: 2003/512 p.
438. Morton R., Baber В., Sorokin" s Formulations in the Sociology of Science.-Durham:2001.-492 p.
439. Maslow A. Dynamic Eheory of Human Motivation // Psychological Review.- 1943.-V.50.-P.110-162.
440. Matthews M.R. Multicultural science education: the contribution of history and philosophy of science // Science, mind and art.- Dordrecht etc., 1995.-P.149-168.
441. NermN. Self organizing Systems.-N.Y.,B.L.,2004.-406 p.
442. Oelshlaeger M.C. Caring for creation: An ecumenical apporoach to the environmental crisis.- New Haven; L.: 1994.-221 p.
443. Oliver S.C. The discovery of humanity: An Introd. To Anthropology.-N.Y.: 1981.-407 p.
444. Parsons T. Social System and Evolution of Theory.-N.Y.: 1977.-420 p.
445. Scientific and Human Implications of the Emerging paradigm of Evolution.- Oxford.LO. 1999.-412 p.
446. Sims L.N. The problems of Social Change.-N.Y.:2002.-499 p.
447. Spier H. The ideas of Pitirim Sorokin's Integralist sociology // An introduction to the history of sociology.-Chicago:1948.-P.102-157.
448. Thomas W. Cultural Scitce.-N.Y.:Lok.:2000.-397 p.
449. TimasheffN.S. Sociological theoiy.-N.Y.:1995/-611 p.
450. Zimmerman C.C., Sorokin the world's gratest sociologist/-N.Y.:2003.-402 p.
451. Zimmerman C.C. Sociological theories of Pitirim. A. Sorokin.-N.Y.:1974.-372 p. (
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.