Содержание обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки в среднем профессиональном образовании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Швецова Ольга Викторовна

  • Швецова Ольга Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 202
Швецова Ольга Викторовна. Содержание обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки в среднем профессиональном образовании: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)». 2022. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Швецова Ольга Викторовна

Введение

Глава 1. Исторический и теоретический аспекты содержания обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки в среднем профессиональном образовании

1.1. Исторические этапы становления и развития художественной вышивки и профильного образования в культуре России

1.2. Формирование у обучающихся целостного представления о художественной вышивке и его влияние на развитие исполнительского

мастерства

Выводы по Главе

Глава 2. Специфика содержания обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки и его реализация в учебном процессе

2.1. Современное содержание обучения в среднем профессиональном образовании исполнительскому мастерству по художественной вышивке

2.2. Совершенствование исполнительского мастерства как завершающий этап обучения художественной вышивке в среднем профессиональном образовании

2.3 Опытно - экспериментальная работа по освоению содержания

обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки в

среднем профессиональном образовании

Выводы по Главе

Заключение

Литература

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Содержание обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки в среднем профессиональном образовании»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы исследования. Приобщение молодежи к профессиональной деятельности в области традиционного прикладного искусства значимо для развития отечественной художественной культуры, формирования чувства сопричастности к истории и традициям своего народа.

Художественная вышивка, с ее многообразием технологических приемов изготовления уникальных произведений, по праву входит в число прикладных искусств, составляющих гордость национальной культуры. Ценные традиции художественной вышивки, исторически сформировавшиеся в многочисленных регионах, не должны быть утрачены.

В то же время развитие этого вида искусства и профессионального образования в области художественной вышивки обусловлено решением актуальных вопросов. К ним относятся:

— недостаточное внимание к существующим уникальным видам художественной вышивки и их развитию по сравнению с другими видами традиционного прикладного искусства (ювелирное искусство, лаковая миниатюрная живопись и

др.);

— преобладание выпускаемой продукции с машинной художественной вышивкой при ограниченных возможностях технического производства в сравнении с поистине безмерным потенциалом разнообразных способов ручной вышивки, способствующих созданию уникальных изделий;

— снижение интереса к рукотворному творчеству, приведшее к утрате многих уникальных видов художественной вышивки с трудоемкими технологическими приемами, что недопустимо с точки зрения культурной преемственности поколений в сохранении и развитии традиций;

— высокие требования к обучению в области исполнительского мастерства уже на первом курсе при несовершенном уровне подготовки абитуриентов к исполнительской деятельности в целом.

Эти актуальные вопросы требуют современного решения, то есть подготовки специалистов среднего звена, умеющих не только качественно выполнять высокохудожественные произведения, декорированные уникальными видами вышивки, но и организовывать собственную художественно-творческую деятельность в этой сфере.

Художественная вышивка в целом, как известно, относится к одному из самых распространённых видов традиционных художественных промыслов и требует соответствующего профессионального образования, в основе которого -исполнительское мастерство как базовый фактор профессионализма, формируемого при получении среднего профессионального образования. Это позволяет ответить на обозначенные выше вопросы, так как обеспечивает преемственность традиций и сохранение значимого для русской культуры искусства, имеющего отношения не только к оформлению, например, интерьера, но и внедрению в современную высокую моду, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира и одновременно формирует эстетическое творческое мышление, воспитывает трудолюбие и ценностное отношение к избранной профессии.

В настоящее время появился ряд педагогических исследований по различным аспектам обучения художественной вышивке, выполненных в основном на базе Высшей школы народных искусств (академии) и ее филиалов. Разработка содержания обучения исполнительскому мастерству по художественной вышивке в среднем профессиональном образовании, рассматривается в данном исследовании как комплекс художественно-технологических навыков, соотнесенных с традиционными видами художественной вышивки в регионально-исторических центрах возникновения и развития каждого ее вида. Совершенствование подготовки обучающихся среднего профессионального образования, способных создавать сложные эксклюзивные изделия по художественной вышивке, требует разработки современного содержания обучения, а также методического сопровождения учебного процесса по исполнительскому мастерству.

Степень разработанности темы исследования.

В художественной педагогике, проблемы профессионального образования в области народных художественных промыслов, раскрыты в трудах таких ученых, как А.В. Бакушинский, В.А. Гуляев, А.С. Канцедикас, М.А. Некрасова, Т.М. Разина и другие исследователей.

Изучением теоретических вопросов возникновения и развития именно художественной вышивки занимались: И.Я. Богуславская, А.П. Журавлева, Н.Т. Климова, А.П. Косменко, Г.С. Маслова, Н.П. Божьева.

Русская народная вышивка как феномен культуры рассмотрена в трудах С.И. Валькевич. Исследованиям традиций и региональных особенностей русской народной вышивки в современных художественных промыслах посвящены работы Н.А. Гангур, Т.Ю. Лариной, И.Л. Симаковой, А.Г. Шахнович и С.М. Мурзиной. Существует серьезная методологическая база, раскрывающая специфику и особенности профессионального образования в области традиционных художественных промыслов, разработанная В.Ф. Максимович. Научно-практические исследования, связанные с образованием студентов в области художественной вышивки, проводились и проводятся в настоящее время в Высшей школе народных искусств (академии). Связи между содержанием и методами профессионального обучения технологии художественной вышивки в среднем профессиональном образовании были выявлены в исследовании Т.М. Носань. Закономерности, принципы и требования к формированию готовности студентов вуза к профессиональной инновационной деятельности в области художественной вышивки установлены в работах Е.В. Сайфулиной. Методологические подходы и принципы формирования проектной культуры студентов в области художественной вышивки определены и обоснованы в диссертационном исследовании С.Ю. Камневой. Однако конкретные вопросы, связанные с обучением исполнительскому мастерству в области художественной вышивки в среднем профессиональном образовании, в данных трудах не рассматривались. Исключение в определенной степени составляет работа Николаевой А.А. «Разработка и внедрение модели содержания обучения

мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования», однако в ней рассматривается система непрерывного профессионального образования с акцентом на высшее образование.

Анализ диссертационных исследований и других научных источников в области профессионального образования по художественной вышивке показал, что не разработанным является современное содержание обучения исполнительскому мастерству по художественной вышивке в среднем профессиональном образовании.

Актуальность исследования подтверждается следующими противоречиями между:

— необходимостью сохранения и развития художественной вышивки как самоценного явления традиционных художественных промыслов и недостаточной изученностью вышивки в регионально-историческом аспекте;

— высокими требованиями к уровню сформированности знаний, умений и навыков исполнительского мастерства (профессиональных компетенций) и недостаточной разработанностью современного обучения художественной вышивке на уровне среднего профессионального образования, где исполнительское мастерство является фундаментальной частью подготовки художников традиционных художественных промыслов в этой области.

Разработка современного содержания образования в области художественной вышивки, вся полифония которой поэтапно раскрывается в последовательном изучении всех основных ее видов, способствующих поэтапному формированию умений в каждом виде художественной вышивки, требует разработки современного содержания обучения исполнительскому мастерству. Вышивка, как традиционный художественный промысел, объединяет более восьмидесяти регионально-исторических видов, а как образовательная дисциплина требует тщательного отбора нескольких основных ее видов, включающих в себя практически все технологические приемы и художественно

выразительные средства, характерные для всей художественной вышивки в целом в среднем профессиональном образовании как целостной системе.

Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каким должно быть современное содержание обучения исполнительскому мастерству по художественной вышивке в среднем профессиональном образовании для качественной подготовки специалистов в этой области. Проблема определила тему исследования: «Содержание обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки в среднем профессиональном образовании».

Объект исследования: среднее профессиональное образование в области художественной вышивки.

Предмет исследования: содержание обучения исполнительскому мастерству в области художественной вышивки в среднем профессиональном образовании.

Цель исследования: разработка современного содержания обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки в среднем профессиональном образовании, направленного на подготовку высококвалифицированного художника - исполнителя уникальных изделий с художественной вышивкой, востребованных в современном социуме.

Гипотеза исследования: обучение исполнительскому мастерству будет способствовать подготовке художников в области художественной вышивки в среднем профессиональном образовании при условии:

— изучения и анализа исторических предпосылок развития художественной вышивки как исконно русского вида традиционных художественных промыслов и особенности обучения этому виду традиционного прикладного искусства;

— выявления специфики и определения принципов формирования содержания обучения исполнительскому мастерству в области художественной вышивки;

— разработки содержание обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки в среднем профессиональном образовании;

— определения условий реализации разработанной программы содержания обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки в среднем профессиональном образовании.

Цель, объект, предмет диссертационного исследования и выдвинутая гипотеза позволяют сформулировать задачи исследования:

1. Проанализировать исторический опыт обучения художественной вышивке и на основе регионально-исторического подхода сформулировать проблемы обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки;

2. Выявить специфику содержания обучения исполнительскому мастерству в области художественной вышивки в соответствии с современными тенденциями подготовки профессионала;

3. Разработать содержание обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки в среднем профессиональном образовании, построенное на принципах: опоры на регионально-исторические традиции; отбора оптимальных видов художественной вышивки, технологии, техники приемов исполнения; художественной выразительности в реализации художественного замысла;

4. Определить организационно-педагогические условия реализации содержания обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки в среднем профессиональном образовании;

5. Экспериментально проверить эффективность внедрения разработанного содержания обучения исполнительскому мастерству в реальные условия учебного процесса.

Научная новизна исследования: раскрыта сущность исполнительского мастерства в области художественной вышивки на уровне среднего профессионального образования и научно обоснована специфика содержания обучения, основанная на знании и практическом освоении способов художественной вышивки с учетом региональных особенностей ее видов, техник и материалов.

Определено рациональное сочетание педагогических подходов, направленных на раскрытие и реализацию основных характеристик исполнительского мастерства в области художественной вышивки: регионально-исторический, личностно-ориентированный, деятельностный.

Выявлены принципы формирования содержания обучения исполнительскому мастерству художественной вышивке: принцип опоры на исторические традиции; принцип отбора оптимальных техник, содержащих разнообразные приемы вышивки; принцип художественной выразительности в воплощении художественного замысла, принцип продуктивного обучения в процессе исполнительской деятельности.

Научно обоснованы и установлены педагогические условия реализации современного содержания обучения исполнительскому мастерству в области художественной вышивки в среднем профессиональном образовании: новое учебно-методическое сопровождение обучения, включающее образовательную программу, учебник и учебные пособия; индивидуальное обучение в малых группах.

Теоретическая значимость исследования:

— дано определение понятию «исполнительское мастерство» в области художественной вышивки как совокупность постоянно совершенствующихся навыков и технологических приемов, позволяющих художнику-мастеру в области художественной вышивки создавать уникальные работы;

— теоретически обоснованы тенденции развития инновационного содержания обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки в среднем профессиональном образовании;

— выявлены научно-педагогические основы содержания обучения исполнительскому мастерству по художественной вышивке, включающие используемые материалы и средства художественной выразительности в разнообразных техниках исполнения (крестецкая строчка, ивановская строчка, орловский спис, зашивки с простыми и сложными мережками, белая мстерская гладь, кадомский вениз, золотное шитье, нижегородский гипюр),

обеспечивающие с одной стороны, оптимальные навыки владения разнообразными технологическими приемами исполнительского мастерства в одном виде художественной вышивки и одном виде ткани, с другой стороны, -одним видом художественной вышивки на различных тканях - от льняных до шифона и крепдешина.

Практическая значимость исследования:

— разработано и внедрено в учебный процесс инновационное содержание обучения исполнительскому мастерству в среднем профессиональном образовании;

— создано учебное пособие «Гладьевая вышивка в соединении тканей» по совершенствованию мастерства для обучающихся на уровне среднего профессионального образования;

— создано учебное пособие «История художественной вышивки: курс лекций»;

— разработаны и исполнены в материале образцы учебных работ с уникальными элементами художественной вышивки.

Все вышеуказанные издания применяются практически как в головном вузе (Санкт-Петербург), так и во всех филиалах Высшей школы народных искусств: Институте традиционного прикладного искусства (Москва), Мстёрском институте лаковой миниатюрной живописи имени Ф.А. Модорова (пос. Мстера, Владимирская область), Холуйском институте лаковой миниатюрной живописи имени Н.Н. Харламова (с. Холуй, Ивановская область), Рязанском институте традиционного прикладного искусства и Сергиево-Посадском институте игрушки.

Методологическую основу исследования составили работы, развивающие идеи культурно-исторического подхода к искусству (Л.С. Выготский, А.Ф. Лосев, Д.С. Лихачев). Искусствоведческие работы в области традиционного прикладного искусства (А.В. Бакушинский, И.Я. Богуславская, Н.В. Ведерникова. М.А. Некрасова). Теоретико-практические исследования в области профессионального образования (С.Я. Баев, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, А.М. Новиков,

В.И. Сопин). Теория профессионального художественного образования в традиционном прикладном искусстве (И.Я. Богуславская, В.Ф. Максимович, М.А. Некрасова). Теория и методика профессионального образования в области художественной вышивки (С.Ю. Камнева, Т.М. Носань, А.А. Николаева, Е.В. Сайфулина).

В качестве базовых методов исследования применялись:

целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование абитуриентов и студентов всех курсов обучения, анализ выпускных квалификационных работ, сравнение и обобщение полученных экспериментальных данных исследования.

Экспериментальная база исследования: Институт традиционного прикладного искусства — Московский филиал ВШНИ (академия), Сергиево-Посадский институт игрушки — филиал ВШНИ (академия).

Этапы исследования:

На первом — констатирующем этапе (2017-2018 гг.) осуществлено изучение программ, учебных пособий по художественной вышивке в разные исторические периоды становления профессионального образования. Специально проведено исследование, с целью зафиксировать исходный уровень подготовки абитуриентов к обучению художественной вышивке в среднем профессиональном образовании. Определен уровень мотивации поступающих в учебное заведение к освоению художественной вышивке. Таким образом, был собран материал для констатирующего этапа исследования.

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы (2019—2022 гг.) определены теоретические основы содержания обучения исполнительскому мастерству, выявлены наиболее эффективные техники и приемы освоения художественной вышивки. Разработан и внедрен в практику учебно-методический комплекс, включающий учебную программу, учебные пособия, дидактические материалы.

На третьем этапе (2021—2022 гг.) осуществлялась проверка полученных результатов, в том числе в педагогической деятельности автора исследования. Особое место на данном этапе отводилось сравнительному анализу выпускных

квалификационных работ студентов на предмет совершенствования качества исполнительского мастерства обучающихся.

Материалы диссертации могут быть применены в педагогическом процессе при разработке методических материалов, с целью его оптимизации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Художественная вышивка относится к одному из самых распространенных видов традиционного прикладного искусства, в котором обучение исполнительскому мастерству как результат профильного среднего профессионального образования ориентировано на высокую степень овладения технологическими и техническими приемами, колористическими и конструктивными решениями, позволяющими будущему художнику создавать высококачественные по своей исполнительской технике и конструктивной основе изделия, в том числе на сложных современных материалах.

2. Обучение исполнительскому мастерству в основе которого - изучение и сохранение регионально-исторических художественно-технологических традиций художественной вышивки, рассматривается как компонент целостной образовательной системы, направленный на реализацию основной цели обучения - овладение исполнительским мастерством художественной вышивки в среднем профессиональном образовании, при взаимодействии «преподаватель-профессионал в художественной вышивке» и «обучающийся - мотивированный именно на художественную вышивку», что требует разработки содержания обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки в среднем профессиональном образовании.

3. Основой формирования содержания обучения исполнительскому мастерству является: специфические особенности каждого вида художественной вышивки, технологии, техники и материалов, композиционные, колористические и эстетические решения, при этом ориентированные на индивидуальную (малочисленную) форму обучения исполнительскому мастерству, поэтапную структуру и определенную последовательность освоения учебного материала (от эмоционального погружения в искусство художественной вышивки,

ознакомления и освоения элементов видов художественной вышивки - к пониманию способов их исполнения в материале), что позволяет обучающимся овладеть умениями и навыками исполнительского мастерства художественной вышивки.

4. Разработанное содержание обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки в среднем профессиональном образовании, представляющее двухэтапное обучение (исполнительское мастерство и совершенствование исполнительского мастерства), ориентировано на высокую степень овладения обучающимися разнообразными технологическими и техническими приемами, колористическими решениями, соотнесенными с регионально-историческими художественного-технологическими особенностями каждого вида художественной вышивки, позволяющими создавать высококачественные изделия, в том числе на сложных современных материалах, способствуя развитию и востребованности художественной вышивки в современном социуме. Важнейшим является то, что вышивка объединяет более восьмидесяти регионально-исторических видов и обучение исполнительскому мастерству требует тщательного отбора нескольких основных ее видов, включающих практически все технологические приемы и художественно выразительные средства, характерные для всего направления художественной вышивки как целостной системы, проблемные задачи и их решение, опорные вопросы; создание иллюзии полной самостоятельности в исполнительском мастерстве, что обеспечивает эффективность обучения и должно отражаться в содержании обучения исполнительскому мастерству.

5. Организационно-педагогические условия реализации разработанного содержания обучения исполнительскому мастерству, включающие: художественно-творческую среду как необходимый компонент эффективного поэтапного обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки; высокий профильный профессионализм преподавателя, уникальные методические образцы разнообразных видов художественной вышивки от интерьерных изделий до моделей Высокой Моды.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Содержание формулы специальности 5.8.7. — Методология и технология профессионального образования охватывает область педагогической науки, рассматривающей вопросы профессионального обучения: понятийный аппарат профессионального образования (п. 3); теории содержания и научные основы технологий профессионального образования (п. 12).

Достоверность исследования и его результатов обеспечивается: применением теоретических и практических методов исследования, адекватных гипотезе, цели и задачами проведенного исследования; опорой на специфику и закономерности образовательного процесса в области художественной вышивки; логикой и результатом научного поиска.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования систематически обсуждались на семинарах аспирантов и молодых ученых, заседаниях кафедры теории методики профессионального образования.

Результаты исследования отражены в научных статьях, докладах и выступлениях: на XV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» (Санкт-Петербург, 2019 г.), Международном форуме «Традиционные художественные промыслы: наследие и ответственность молодежи» (Санкт-Петербург, 2019 г.), Международном форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» (Сергиево-Посадский институт игрушки, 2021 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, представленного 161 наименованиями, и приложений. Общий объем диссертации составляет 202 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Швецова Ольга Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование доказало, что художественная вышивка, являясь бесценным национальным достоянием нашего народа, содержит вековой опыт сохранения и развития веками сложившихся традиций создания высокохудожественных произведений. Анализ исторических этапов становления и развития художественной вышивки, определение характерных особенностей лучших традиций данного искусства доказывают их глубокую укорененность в системе культуры.

Проделанная научная работа позволила сформулировать основные выводы исследования.

Установлено, что художественная вышивка с ее многообразием видов и технологий изготовления уникальных произведений, по праву входит в число самоценных видов традиционного прикладного искусства. Значение ее определяется исторически народными корнями, уходящими в глубинные пласты культуры, и востребованностью в окружающей человека жизни - украшения женской одежды, головных уборов и интерьера.

Выявлено, что в основу обучения исполнительскому мастерству в области художественной вышивки в среднем профессиональном образовании заложены глубинные регионально-исторические, эстетические и технологические особенности, влияющие на высокое качество подготовки художников, способных к созданию высокопрофессиональных изделий с художественной вышивкой.

Выявлено, что исторический опыт обучения художественной вышивке в России показал разнообразие примитивных форм обучения (подсаживание, обучение в профтехшколах и т.д.) и узко региональные тенденции в исполнительской работе: техник и приемов при обучении не более двух-трех видов вышивки. Важными являются факты (до 90-х годов XX века), с одной стороны - учебно-производственные связи многочисленных предприятий художественной вышивки и необходимостью профильной подготовки среднего профессионального образования, а с другой - ограниченное количество видов художественной вышивки в обучении, соотнесенное с ограниченными видами

вышивки и примитивной продукцией самого предприятия, что создавало бесперспективность профессиональной деятельности выпускников. К современным проблемам относятся с одной стороны - малочисленность и примитивная продукция предприятий художественной вышивки (большинство закрыто в 1990-ые годы и малочисленность работающих на них (в среднем 10 человек), а с другой - содержание обучения исполнительскому мастерству в среднем профессиональном образовании не отражает широких возможностей применения полученных знаний в моделировании современной высокой моды. Это подтвердило необходимость разработки современного содержания обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки в среднем профессиональном образовании.

Установлено, что художественная вышивка относится к одному из самых распространенных видов традиционного прикладного искусства, где обучение исполнительскому мастерству рассматривается как компонент целостной образовательной системы, направленный на реализацию основной цели обучения - овладение исполнительским мастерством художественной вышивки в среднем профессиональном образовании, при взаимодействии «преподаватель-профессионал в художественной вышивке» и «обучающийся, мотивированный именно на художественную вышивку», что требует разработки содержания обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки в среднем профессиональном образовании и как результат профильного среднего профессионального образования обучение ориентировано на высокую степень овладения технологическими и техническими приемами, колористическими и конструктивными решениями, позволяющими будущему художнику создавать высококачественные по своей исполнительской технике и конструктивной основе изделия, в том числе на сложных современных материалах.

Определено, что основой формирования содержания обучения исполнительскому мастерству является: специфические особенности каждого вида художественной вышивки, технологии, техники и материалов, композиционных, колористических и эстетических решений, при этом

ориентированных на индивидуальную (малочисленную) форму обучения исполнительскому мастерству, поэтапную структуру и определенную последовательность освоения учебного материала от эмоционального погружения в искусство художественной вышивки, ознакомления и освоения элементов видов художественной вышивки к пониманию способов их исполнения в материале.

Определены важнейшие педагогические условия обучения художественной вышивки, которая объединяет более восьмидесяти видов художественных техник, при этом обучение исполнительскому мастерству, требует не только тщательного отбора нескольких основных ее видов, включающих в себя практически все технологические приемы и художественно-выразительные средства, характерные для всего направления художественной вышивки как целостной системы, но и постановки проблемных задач и их решения, опорных вопросов, создания в учебном процессе иллюзии полной самостоятельности в исполнительском мастерстве, что повышает мотивацию обучающихся, обеспечивая эффективность обучения и должно обязательно отражаться в содержании обучения исполнительскому мастерству.

Разработано содержание обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки в среднем профессиональном образовании, представляющее двухэтапное обучение: исполнительское мастерство (девять учебных заданий, отражающих техники и технологии практически всех восьмидесяти видов художественной вышивки) и совершенствование исполнительского мастерства (единое учебное задание, аккумулирующее практически все техники и технологии в одной сложной работе, основанной на пройденном усложненном учебном материале как контрольно-завершающий этап обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки), Разработанное содержание ориентировано на высокую степень овладения обучающимися разнообразными технологическими и техническими приемами, колористическими решениями, соотнесенными с регионально-историческими художественного-технологическими особенностями каждого вида художественной вышивки, позволяющими создавать высококачественные

изделия на сложных современных материалах, способствуя развитию и востребованности художественной вышивки в современном социуме.

Установлено, что организационно-педагогические условия реализации разработанного содержания обучения исполнительскому мастерству, включают: художественно-творческую среду как необходимый компонент эффективного поэтапного обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки, высокий уровень профессионализма преподавателя, уникальные методические образцы разнообразных видов художественной вышивки от интерьерных изделий до моделей высокой моды, которые подтвердили свою значимость при реализации разработанного содержания обучения исполнительского мастерства художественной вышивки в среднем профессиональном образовании.

Проведенная экспериментальная работа доказала эффективность разработанного содержания обучения исполнительскому мастерству в среднем профессиональном образовании в области художественной вышивки и результативность ее внедрения в учебный процесс. Проведенное исследование подтвердило, что художественная вышивка, являясь бесценным национальным достоянием России, и требует исполнительского профессионализма художников при создании уникальных изделий с художественной вышивкой, способствуя развитию и востребованности художественной вышивки в современном социуме, что подтверждено разработанным содержанием обучения исполнительскому мастерству в среднем профессиональном образовании в области уникальной художественной вышивки России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Швецова Ольга Викторовна, 2022 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Н.М. Методология дидактики профессионального образования в области Традиционного прикладного искусства: учебное пособ. для аспирантов / Н.М. Александрова. - Санкт - Петербург: ВШНИ, 2017. - 39 с.

2. Александрова Н.М. Теория профессиональной дидактики в педагогическом образовании / Н.М. Александрова, Г.Н. Варковецкая, Л.А. Дитяткина. - Санкт-Петербург: ФГУ ИПООВРАО, 2012. - 270 с.

3. Алексеева В.В. История художественного образования в России -проблема культуры XX века монография / Алексеева В.В., Баженова Л.М., Букатов В.М. - Москва: Изд. дом Российской акад. образования, 2003. -412 с. ISBN 978-5-248-35798-6

4. Амиргазин К.Ж., Инновационные процессы в художественном образовании / К.Ж. Амиргазин, С.Р.Удалов. // Омский научный вестник. -2012. - № 2 (106). - С. 220-222.

5. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. / В.И. Андреев. - Казань: Издательство Казанского университета, 1988. - 238с.

6. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг / А.Ю. Андреева. - Санкт-Петербург: Паритет, 2011. - 134 с.

7. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект) / Ю.К. Бабанский. - Москва: Педагогика, 1977. - 256 с.

8. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: опыт исследования на материале пространственных искусств / А.В. Бакушинский. - Москва: Карапуз, 2009. - 302 с. ISBN 978-5-8403-1522-4

9. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: учебник / Под ред. Батышева С.Я., Новикова А.М. Издание 3-е изд., перераб. - Москва: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. - 456 с.

10. Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи,

пути реализации / С.Я. Батышев. - Москва: Высш. шк., 1987. - 340 с.

11. Батышев С.Я. Энциклопедия профессионального образования /. С.Я. Батышев; Науч.-ред. Совет. - Москва: Рос. акад. образования: Проф. образование, 1999.

12. Бахмутский А.Е. Мониторинг школьного образования: проблемы и решения / А.Е. Бахмутский. - Санкт-Петербург: КАРО, 2007. - 176 с.

13. Беляева А.П., Баев С.Я., Савельева Л.В. Методика исследования формирования понятий знаний, умений и навыков у учащихся средних профтехучилищ / А.П Беляева, С.Я. Баев, Л.В. Савельева. - Москва: Высш. Шк., 1986. - 200 с.

14. Берулава Г.А. Методология современной психологии: Монография / Г.А. Берулава. - Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. - 216 с.

15. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. / В.П. Беспалько. - Москва: Изд-во Института профессионального образования МО России, 1995. - 180 с.

16. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.

17. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов / И.Я. Богуславская // Творческие проблемы современных народных промыслов: Сб. статей / Сост. и науч. ред. И.Я. Богуславская. - Ленинград: Художник РСФСР, 1981. - С. 16-43.

18. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка / И.Я. Богуславская. -Москва: Искусство, 1972. - 151 с.

19. Богуславская И.Я. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сб. статей / И.Я. Богуславская. - Ленинград: Художник РСФСР, 1981. - 37 с.

20. Божьева Н.П. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность: учеб. пособие / Н.П. Божьева. - Москва: Северный паломник, 2008. - 261 с.

ISBN 978-5-94431-257-6.

21. Большова С. И. Формы и методы передачи мастерства в Михайловском производственном объединении «Труженица» / С. И. Большова // Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах / Отв. ред. Н.В. Черкасова. - Москва: НИИ худож. пром-сти, 1990. - С. 7589.

22. Большой Российский энциклопедический словарь. - репр. изд. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 1887 с. ISBN 978-5-85270-332-3

23. Бородулина В.А. Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей. Практическое пособие для руководителей школьных кружков / В.А. Бородулина, О.В. Танкус. - Москва: Просвещение, 1978. - 255 с.

24. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: учеб. пособие / А.Я. Бродецкий. Москва: Владос, 2000. - 191с. - ISBN 5-691-00509-Х.

25. Будур Н.В. Вышивка по канве и бисером (конец XIII - начало XX в.) / Н.В. Будур. - Москва: ОЛМА - Пресс, 2001. - 270 c. - ISBN 5-224-01355-0.

26. Валькевич С.И. Русская народная вышивка как феномен культуры: дис. на соиск. учен. степ. доктора культурологи: 24.00.01 / С.И. Валькевич. // Иваново, 2019. - 427с.

27. Ванюшкина Л.М. Творческие задания как приоритет обучения студентов -будущих художников традиционного прикладного искусства / Л.М. Ванюшкина, С.А. Тихомиров. // Мир науки, культуры, образования. -2018. - № 1 (68). - 213-215 с.

28. Василенко В.М. Народное искусство: Избр. труды о народном творчестве X - XX вв./ В.М. Василенко. - Москва: Сов. художник, 1984. - 294 с.

29. Василенко В.М. Русское прикладное искусство: Истоки и становление: I в. до нашей эры - XIII в. нашей эры / В.М. Василенко. - Москва: Искусство, 1977. - 464 с.

30. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б.Р. Виппер -Москва: Изобразительное искусство, 1985. - 177 с.

31. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, актуал. лексика / С.М. Вишнякова. М-во общ. и проф. образования РФ. Упр. сред. проф. образования, Науч.-метод. центр сред. проф. образования. - Москва: Новь, 1999. - 535 с. ISBN 5-89714-013-8

32. Воронов В С. Крестьянское искусство / В.С. Воронов. - Москва: Гос. изд-во, 1924. - 139 с.

33. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - Москва: Издательство АСТ, 2019. - 480 с.

34. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л.С. Выготский; [Послесл. В. В. Давыдова]. - 3-е изд. - Москва: Просвещение, 1991. - 90 с. ISBN 5-09-003428-1

35. Выготский Л.С. Проблемы развития психики / Л.С. Выгодский // Под ред.

A.М. Матюшкина: Собрание сочинений: В 6-ти т. - Москва: Педагогика, 1983. - 367 с.

36. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выгодский. - Ростов на Дону: Феникс, 1998. - 480 с. ISBN 5-222-00256-Х

37. Высшая школа народных искусств: инновационная модель непрерывного профессионального образования: коллективная монография / Максимович

B.Ф. и др.; под общ. ред. В.Ф. Максимович; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Высшая шк. народных искусств (ин-т)". - Санкт-Петербург: ВШНИ (ин-т), 2014. - 112 с.

38. Высшая школа народных искусств: история становления академии: коллективная монография / Максимович В.Ф., Федотова О.В., Александрова Н.М. и др.; под науч. ред. В.Ф. Максимович; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Высшая школа народных искусств (академия)". - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2018. - 187 с.

39. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для студентов

вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / П.Я. Гальперин. -5-е изд. - Москва: Университет: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. - 327 с.

40. Глебушкин С.А. Традиционный русский костюм XIX-XX веков из собрания Сергея Глебушкина: [альбом] / С.А. Глебушкин: Ред. Валькова Т. Р., Издательство: Москва: Северный паломник, 2008. - 735 с.

41. Горбунова М.К. Женские промыслы Московской губернии / М.К. Горбунова. - Москва, 1882.

42. Городцов В.А. Дако-сарматскпе религиозные элементы в русском народном творчестве. В.А. Городцов - Москва: Труды ГИМ, 1926.

43. Громов Е.С. Художественное творчество: опыт эстетической характеристики некоторых проблем / Е.С. Громов. - Москва: Политиздат, 1970. - 263 с.

44. Гуляев В.А. Русские художественные промыслы 1920-х годов / В.А. Гуляев. - Ленинград: Художник РСФСР, 1985. - 157 с.

45. Гумилевская М. Н. Строчка и вышивка / М.Н. Гумилевская. Москва: КОИЗ, 1953. - 84 с.

46. Гумилевская М.Н. Орнаменты цветной перевити / М.Н. Гумилевская, Л.В. Федотова. - Москва: Культура и традиции, 2005. - 152с. ISBN 5-86444115-5.

47. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. / В.В. Давыдов; АПН СССР. - Москва: Педагогика, 1986. - 239 с.

48. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. Рос. Акад. образования, Психологический ин-т, Междунар. Ассоциация "Развивающее обучение". - Москва: ИНТОР, 1996. - 544 с.

49. Даль В.И. Толковый словарь живого великого языка: в 4 т. / В.И. Даль. Репр. воспроизв. изд. 1912-1914. - Москва: Цитадель, 1998. - 26 см. Т. 2: И-О. Т. 2. - Москва: Цитадель. - 2030 с.; ISBN 5-7657-0056-X

50. Дракина И.К. Становление профессиональных умений студентов педагогического колледжа средствами социального воспитания:

монография / И.К. Дракина. Рос. ин-т образования взрослых Рос. акад. образования. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2005. - 114 с. ISBN 589764-216-8

51. Дурасов Г.П. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке / Г.П. Дурасов. - Москва: Советская Россия, 1990. - 320 с.

52. Дьячкова Н.А. Гендерный подход в обучении школьников / Н.А. Дьячкова.

- Текст: // Молодой ученый. - 2014. -№ 20.2. - С. 14-15.

53. Ефимова Л.В. Русская вышивка и кружево: Собрание ГИМ: Альбом / Л.В. Ефимова, Р.М. Белогорская. - Москва: Изобразительное искусство, 1982. -271 с.

54. Зиборов В.К. Русское летописание XI-XYIII веков: Учеб. пособие. Хрестоматия / В.К. Зиборов. - Санкт-Петербург, 2002. ISBN 5-8465-0033-1

55. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства. Учеб. пособие для пед. спец. вузов / И.А. Зязюн и др.; Под ред. И.А. Зязюна. - Москва: Просвещение, 1989. - 301 с.

56. Калмыкова Л.Э. Народная вышивка Тверской земли / Л.Э. Калмыкова. -Ленинград, 1981.

57. Камнева С.Ю. Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / С.Ю. Камнева. / Санкт - Петербург. 2013.234с.

58. Камнева С.Ю. Технологические и художественные направления в современном искусстве художественной вышивки / С.Ю. Камнева. // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2018. - №4. - С. 127

- 133.

59. Канцедикас А.С. Искусство и ремесло: (К вопросу о природе нар. искусства) / А.С. Канцедикас. НИИ худож. пром-сти. - Москва: Изобраз. искусство, 1977. - 86 с.

60. Климова Н.Г. Ручная и машинная вышивка: учеб. пособие / Н.Г. Климова.

- Москва: Изобразительное искусство, 1980. - 224 с.

61. Коменский Я.А. История педагогики (История образования и

педагогической мысли): учеб. пособие / Я.А. Коменский, Д.И. Латышина. -Москва: Гардарики, 2005. - 603 с.

62. Корешкова З.Г. Вышивание / З.Г. Корешкова. - Москва: РОЗГИЗМЕСТПРОМ, 1953. - 120 с.

63. Косоурова Т.Н. Декоративная вышивка Франции XVII-XVIII веков: Каталог выставки / Т. Н. Косоурова. - Ленинград: Эрмитаж, 1981. - 20 с.

64. Кравцова И.А. Гендерный подход в обучении и воспитании. [Электронный ресурс] / И.А. Кравцова. URL: https: //www.uchmet .ru/library/material/132841/ (дата о бращения: 09.11.2021)

65. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В.В. Краевский. - Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. -165 с.

66. Красикова А.В. Исполнительское мастерство (производственное обучение): учебное пособие / А.В. Красикова, Т.М. Романтовская, В.Ф. Максимович. -научн. ред. - Санкт - Петербург: ВШНИ (академия), 2009. -60 с.

67. Куракина И.И. Теория и история традиционного прикладного искусства в профильной подготовке бакалавров в области традиционных художественных промыслов: монография: монография / И.И. Куракина. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Высшая школа народных искусств (академия)". -Санкт-Петербург: ВШНИ, 2019. - 185 с. ISBN 978-5-906697-67-7

68. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. -Москва: Знание, 1980. - 96 с.

69. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л., Каган М.С. и др. - Москва: Просвещение, 1983. - 303 с.

70. Лазарев В.С. Педагогическая инноватика / В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян. - Москва: «Багира-2», 2006. - 360 с.

71. Латышина Д.И. История педагогики: История образования и пед. мысли: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Педагогики и психология», «Соц. педагогика» и «Педагогика» / Д.И. Латышина. - Москва: Гардарики, 2002. - 603 с. ISBN 5-8297-0104-9

72. Лебедев С.В. Традиционно-прикладное искусство России как предмет философского познания / С.В. Лебедев // Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы XII международной научно-практической конференции 6-10 ноября 2006 года. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2007. - С. 122-125.

73. Леднев В.С. Содержание общего среднего образования / В.С. Леднев. -Москва: Педагогика, 1980. - 264 с.

74. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.А. Леонтьев Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. - Москва: Смысл, 2005. - 431 с.

75. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - Москва: Политиздат. -1975. - 130 с.

76. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Б.Т. Лихачев. под ред. В.А. Сластенина. - Москва: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2010. - 647 с.

77. Макаренко А.С. Сочинения / А.С. Макаренко. Ред. коллегия: И.А. Каиров (глав. ред.). Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. -[2- е изд.]. - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 538 с.

78. Максимович В.Ф. Народные художественные промыслы: Научно-методическое пособие для преподавателей и студентов высших и средних учебных заведений / В.Ф. Максимович. - Москва: Флинта, 1999. - 64 с. ISBN 5-89349-233-1

79. Максимович В.Ф. Теоретико-методологические основы подготовки специалистов в области традиционного прикладного искусства [Электронный ресурс] / В.Ф. Максимович. // Научный диалог. - 2016. - № 12.

80. Максимович В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного

образования (на примере учебных заведений традиционного прикладного искусства): дис. докт. пед. наук: 13.00.01 / В.Ф. Максимович. РОС, Акад. Образ; ин-т худож. образования - Москва, 2000. - 293 с.

81. Максимович В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: Исторический аспект, современное состояние и пути обновления / В.Ф. Максимович. - Москва: Флинта, 2000. - 200 с. ISBN 589349-319-2

82. Максимович В.Ф. Традиционное прикладное искусство России: научно-методическое пособие для преподавателей и студентов средних и высших профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства / В.Ф. Максимович. М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Высш. шк. народных искусств (ин-т). - Санкт-Петербург: Высш. шк. народных искусств (ин-т), 2007. ISBN 978-5-288-04553-0

83. Манушина Т.Н. Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея: Альбом / Т.Н. Манушина. - Москва: Советская Россия, 1983. - 294 с.

84. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С. Маслова. - Москва: Наука, 1978. - 207с.

85. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33.

86. Махмутов М.И. Принципы обучения как систематизирующий фактор взаимосвязи общего и профессионального образования / М.И. Махмутов, В.С. Безрукова. // Взаимосвязь общего и профессионального образования. - Москва, 1983. - С. 4-10.

87. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - Москва: Педагогика, 1975. - 367 с.

88. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма / М.Н. Мерцалова. - Москва: Молодая гвардия, 1988. - 222 с.

89. Моисеенко Е.Ю. Русская вышивка XVII - начала XX века Russian

embroidery 17th - early 20th centuries: [Альбом]: Из собрания Гос. Эрмитажа / Е.Ю. Моисеенко. - Ленинград: Художник РСФСР, 1978. - 200 с.

90. Морева Н.А. Технология проф. образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Морева. - 3-е изд., стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2008. - 432 с.

91. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры / М.А. Некрасова.

- Москва: Изобраз. искусство, 1983. - 345 с.

92. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре, XX -XXI век / М.А. Некрасова. авт.-сост., науч. ред.; [Рос. акад. художеств. Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств]. - Москва: Коллекция М, 2003. - 254 с.

93. Некрасова М.А. Народное искусство. Русская традиционная культура и Православие. XVIII-XXI вв. традиции и современность / М.А Некрасова. // Российская акад. художеств, Ин-т теории и истории изобразительных искусств; под ред. М.А. Некрасовой авт. проекта - сост. - Москва: Союз Дизайн, 2013. - 623 с. ISBN 978-5-00016-003-9

94. Николаева А.А. Содержание обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / А.А. Николаева. - Санкт-Петербург, 2016. -221с.

95. Никольский В.А. Древнерусское декоративное искусство / В.А. Никольский. - Санкт-Петербург: Издательство Брокгауз-Ефрон, 1923. - 99 с.

96. Новиков А. М. Методология: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - Москва: 2013. - 207 с. ISBN 978-5-397-03756-3

97. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: (Пособие для начинающего педагога-исследователя) / А.М. Новиков. [ИПКМО]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Изд-во ИПКИПРНОМО, 1996. - 108 с. ISBN 5-88561-019-3.

98. Новиков А.М. Методология художественной деятельности / А.М. Новиков.

- Москва: Эгвес, 2008. - 71 с. ISBN 5-85449-064-1

99. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях / Д.А. Новиков. - Москва: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.

100. Новикова Г.П. Преемственность образования в общеобразовательном комплексе: инновационные модели и механизмы: Монография / Г.П. Новикова, Т.П. Афанасьева, Ю.С. Тюнников. -Москва: Канцлер, 2020. -326 с. ISBN 978-5-91730-983-5

101. Носань Т.М. Пропедевтика (Технология художественной вышивки): учебно-методическое пособие по специальности "Декоративно-прикладное искусство". Специализация "Художественная вышивка" / Т.М. Носань; С.А. Тихомиров. - научн. ред. - Санкт-Петербург: ВШНИ (институт), 2014. - 82 с. ISBN 978-5-906697-12-7.

102. Носань Т.М. Содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников - мастеров: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.М. Носань. - Санкт-Петербург, 2012. -151 с.

103. Носань Т.М. Содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников - мастеров: автореферат канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.М. Носань. - Санкт-Петербург, 2012. - 23 с.

104. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли: становление и развитие эстетики как науки: в 6-ти т. / М.Ф. Овсянников. Акад. наук СССР, редкол.: Овсянников М.Ф. - Москва: Искусство, 1985. - 445 с.

105. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Российская АН; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное испр. и доп. -Москва: АЗЪ, 1995. - 928 с.

106. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова, под ред. Т.С. Паниной. - 4-е изд., стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.

107. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества / Ф.М. Пармон. - Москва: Легпромбытиздат, 1994. -269 с. ISBN 5-7088-0046-1.

108. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. Ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 137 с.

109. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учеб. пособие для вузов / В.И. Петрушин. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 395 с. ISBN 978-5-534-08179-4

110. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: Учеб. пособие: (Единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами самостоят. познават. деятельности) / П.И. Пидкасистый. -Москва: 1978. - 77 с.

111. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов; отв. ред. А.Д. Глоточкин. АН СССР, Ин-т психологии. - Москва: Наука, 1986. - 254 с.

112. Попова О.С. Русские художественные промыслы / О.С. Попова, Н.И. Каплан. - Москва: Знание, 1984. - 144 с.

113. Работнова И.П. «Русская народная одежда» / И.П. Роботнова. - Москва: Легкая индустрия, 1964. - 57 с.

114. Работнова И.П. Русская народная вышивка / И.П. Работнова, В.Я. Яковлева. - Москва: КОИЗ, 1957. - 159 с.

115. Разина Т.М. Прикладное искусство в русской культуре XVIII-XIX вв. / Т.М. Разина. - Москва: МГУ, 2003. - 156 с. ISBN 5-211-04838-5.

116. Разина Т.М. Русское народное творчество: Проблемы декоративного искусства / Т.М. Разина. - Науч.-исслед. ин-т худож. пром-сти. - Москва: Изобразит. искусство, 1970. - 255 с.

117. Разина Т.М. Художественные промыслы Подмосковья: истоки и развитие / Т.М. Разина. - Москва: ЛО «Московия», 2004. - 139 с. ISBN 5-901667-11-5.

118. Реан А.А. Психология и педагогика: [Общ. психология и педагогика.

Педагогика и психология личности. Личность учащегося в пед. процессе. Методы диагностики]: Учеб. для вузов / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 432 с.

119. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова; Сост. и авт. коммент. К.А. Абульханова - Славская, А.В. Брушлинский.-Москва: Педагогика, 1973. - 423 с.

120. Русское народное искусство на Второй Всероссийской выставке в Петербурге в 1913 году. - Репринтное издание 1914 года. - Санкт-Петербург: Альфатер, 2008. - 132 с.

121. Рыбаков Б.А. Декоративно - прикладное искусство Руси X - XIII веков. / Б.А. Рыбаков.- Иллюстрированный альбом. Львов: Аврора, 1971. - 118 с.

122. Рыбникова О. П. Влияние функционального состояния мелкой моторики пальцев рук на формирование творческого мышления студентов ВШНИ. / Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современные проблемы, перспективы развития» ноябрь 2007 / О. П. Рыбникова. - Санкт-Петербург: ВШНИ (ин-т), 2007. -С. 222 - 224.

123. Савенкова Л.Г. Проблемы дидактики образовательной области "Искусство": педагогические технологии и механизмы художественно -творческого развития детей: интегрированные формы обучения / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. - Москва: Изд. дом Российской акад. образования, 2006. -235с.

124. Сайфулина Е.В. Формирование готовности студентов вуза к профессиональной инновационной деятельности в области художественной вышивки: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.В. Сайфулина. / Санкт - Петербург. 2014. - 222 с.

125. Салов Ю.И. Психолого-педагогическая антропология: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 "Педагогика и психология" / Ю.И. Салов, Ю.С. Тюнников. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 254 с.

126. Семушина Л.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. - метод. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. Заведений / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - Москва: Высш. шк., 1990. - 191, [1] с. ISBN 5-06-001553-Х

127. Серебрякова Т.А. Теоретико-методологические основы формирования ценностного отношения личности к миру: монография / Т.А. Серебрякова. Федеральное агентство по образованию, Волжский гос. инженерно-пед. ун-т. Нижний Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2006. - 115 с.

128. Симакова И.Л. Традиции русской народной вышивки в художественных промыслах XIX - XX веков / И.Л. Симакова. - Москва: Граница, 2000. -190 с.

129. Симакова, И.Л. Традиции русской народной вышивки в современных художественных промыслах: дис. кандидата исторических наук: 07.00.07 / Симакова И.Л.; МГУ им. М.В. Ломоносова. - Москва, 1999. - 271 с.

130. Синельникова Л.П. Русская вышивка белой гладью и тамбуром / Л.П. Синельникова. НИИХП - Москва: Издательство НИИХП, 1979. - 65 с.

131. Ситаров В.А. Дидактика: пособие для практических занятий: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Ситаров; под ред. В. А. Сластенина. - Москва: Академия, 2008. - 347 с.

132. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие / В.А. Скакун. - Москва: ФОРУМ: ИНФА-Москва, 2009. -336 с.

133. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / В.А. Скакун. - Москва: ФОРУМ: ИНФА-М, 2008. - 208 с.

134. Смолицкий В.Г. Художественные промыслы РСФСР. Справочник. / В.Г. Смолицкий, З.С. Скавронская. - Москва: Легкая индустрия, 1973. - 303 с.

135. Смородинова, М.В. Системный характер и специфика содержания школьного образования / М.В. Смородинова. - Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). - Т.1. - Пермь: Меркурий, 2011. -

132-134 с. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/81/ (дата обращения: 24.10.2022).,

136. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. -Москва: Сов. Энциклопедия, 1983. - 2-е издание. - 1600 с.

137. Сохачевская В.В. Материаловеденье и технология художественного текстиля: учеб. пособие / В.В. Сохачевская. М-во образования Российской Федерации, Магнитогорский гос. ун-т. - Магнитогорск: МаГу, 2005. - 119 с.

138. Стасов В.В. Русский народный орнамент: Шитье, ткани, кружево / В.В. Стасов. Вып.1. - Санкт-Петербург: 1872. - 129 с.

139. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. - Москва: Академия, 1998. -282 с.

140. Фалеева В.А. Русское народное искусство [Текст] / В.А. Фалеева. / О-во по распространению полит. и науч. знаний РСФСР. Санкт-Петербург: [б. и.], 1959. - 31 с.

141. Федеральные законы и кодексы РФ. Закон РФ «Об образовании». URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/43_1.html дата обращения: 24.01.2021 г.

142. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.02 -«Декоративно -прикладное искусство и народные промыслы» (по видам): утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2014 г. №34873 [Электронный ресурс] / Консультант плюс надежная правовая поддержка. -http://akptb.biisk.ru/wpcontent/uploads/normativdoc/spo spec/54.02.02. (дата обращения 10.09.2020).

143. Хуторской А.В. Содержание образования как деятельность / А.В. Хуторской. - Новые ценности образования. Вып. 1-2 (25-26). - 2006. - С. 194 - 210.

144. Цветкова Н.Н. Текстильное материаловедение: Учеб. пособие / Н.Н.

Цветкова. - Санкт-Петербург: Издательство СПбКО, 2010. - 72 с.

145. Черноморец А.Д. Секреты старинного шитья: Энциклопедия вышивки / А.Д. Черноморец. - Москва: Белый город, 2014. - 304 с. - ISBN 978-57793-3068

146. Чуракова М.В. Формирование профессионального мастерства будущих художников-ювелиров в среднем профессиональном образовании: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / М.В. Чуракова. - Санкт-Петербург, 2018. - 237с.

147. Шамрай Н.Н. Педагогические основы адаптации учащихся к условиям рынка труда в процессе технологического образования: дис. докт. пед. наук: 13.00.01 / Н.Н. Шамрай. - Москва; 2000. - 43 с.

148. Швецова О.В. Гладьевая вышивка в соединении тканей. Учебное пособие по дисциплине «Совершенствование мастерства» для студентов, обучающихся по специальности: 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Вид: «Художественная вышивка» / О.В Швецова. // Под научной редакцией доктора педагогических наук, профессора И.Э. Кашековой. - Москва: ИТПИ ВШНИ (академия). - 2021. - 42 с. - ISBN 978-5-907542-03-7

149. Швецова О.В. Инновационные технологии художественной вышивки в исполнительском мастерстве при подготовке специалистов в области традиционного прикладного искусства («гладь в соединении ткани») / О.В Швецова. // Декоративно-прикладное искусство и образование. - 2017. - № 4. - С. 9-15.

150. Швецова О.В. История художественной вышивки. Курс лекций по дисциплине «История художественной вышивки» для студентов, обучающихся по специальности: 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Вид: «Художественная вышивка». / О.В. Швецова, С.Ю. Камнева. // Санкт-Петербург: ВШНИ. - 2017. - 76 с. -ISBN978 - 5 - 906704 - 05 - 4

151. Швецова О.В. Основные этапы обучения студентов технике художественной вышивки «соединение тканей гладью» / О.В. Швецова. //

Декоративно-прикладное искусство и образование. - 2018. - № 2. - С. 8288.

152. Швецова О.В. Особенности обучения студентов среднего профессионального образования художественной вышивке как педагогическая проблема/ О.В. Швецова. // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2021. - № 4. - С. 169-177.

153. Швецова О.В. Русское средневековое шитье как составляющая часть традиционной народной культуры (на основе коллекции Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея заповедника) / О.В. Швецова. // Декоративно-прикладное искусство и образование. - 2017. - № 1. - С. 45-51.

154. Швецова О.В. Специфика организации обучения художественной вышивке в среднем профессиональном образовании / О.В. Швецова. // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2019. - №4. - С. 199-203.

155. Школяр Л.В. О состоянии и перспективах развития научных исследований Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования» [Электронный ресурс] / Л.В. Школяр. // Педагогика искусства. - 2010. - №4. (дата обращения: 20.08.2020)

156. Эльконин Б.Д. Психология развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Б.Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008. - 141 с.

157. Юдина И.И. Исполнительское мастерство (Производственное обучение): учебно-методическое пособие по специальности "Декоративно-прикладное искусство". Специализация "Художественная вышивка" / И.И. Юдина., С.А. Тихомиров. - научн. ред. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2014. - 30 с. ISBN 978 - 5-906697-10-0

158. Юон К.Ф. Об искусстве / К.Ф. Юон. - Москва: Советский художник 1959.

159. Юрова, Е.С. Старинные узоры для вышивания: Обзор за 400 лет и

энциклопедия вышивки XVIII века [Электронный ресурс]/ Юрова Е.С. -Электрон. текстовые данные. - Москва: Этерна, 2010. - 208а

160. Яковлева Г. А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке / Г.П. Дурасов, Г.А. Яковлева. - Москва, 1990. - 311с.

161. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: [учебник] / С.Д. Якушева. - Москва: Академия, 2008. - 254 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.