Гуманитаризация образования будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства как фактор развития профессиональной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Поселёнова, Ирина Владимировна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 228
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Поселёнова, Ирина Владимировна
Введение
Оглавление
Глава I. Историко-теоретический аспект гуманитаризации профессионального образования художников традиционного прикладного искусства
1.1. Гуманитаризация образования как научно-педагогическая проблема
1.2. Роль и значение гуманитаризации образования в развитии профессиональной культуры художника-мастера традиционного прикладного искусства.
1.3. Содержание гуманитарной подготовки в образовательных учреждениях традиционного прикладного искусства.
Выводы по I главе.
Глава II. Практические основы развития профессиональной культуры студентов на занятиях по гуманитарным дисциплинам
2.1. Теоретическое обоснование педагогической модели развития профессиональной культуры художника-мастера в процессе гуманитарной подготовки.
2.2. Разработка интегрированных учебных программ по дисциплинам
Основы философии» и «Отечественная история».
2.3: Методика и результаты экспериментального исследования по развитию профессиональной культуры художника-мастера в процессе изучения дисциплин «Отечественная история» и «Основы философии».
Выводы по II главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Педагогические основы профессионального образования в области традиционного искусства Палеха2007 год, кандидат педагогических наук Белоусов, Михаил Романович
Формирование эстетической культуры студентов профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства2004 год, кандидат педагогических наук Калинина, Людмила Петровна
Содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров2012 год, кандидат наук Носань, Татьяна Михайловна
Специфика обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства2010 год, кандидат педагогических наук Каратайева, Нина Федоровна
Профессиональное образование в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры2009 год, кандидат педагогических наук Борисова, Валерия Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гуманитаризация образования будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства как фактор развития профессиональной культуры»
Актуальность исследования. На рубеже тысячелетий перед образованием встают новые задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям современного и перспективного рынка труда с высокоразвитой, профессиональной культурой. Через образование происходит формирование национальной идентичности, являющейся базовым компонентом профессиональных компетенций художника-мастера традиционного прикладного искусства. В« современном обществе специалисту необходимо самостоятельно ориентироваться- в многообразии современных культурных направлений и развивать народное искусство на основе вековых национальных традиций:
Приоритет сохранения и преумножения духовных и. материальных ценностей в России связан с процессом совершенствования системы профессионального образования! в области традиционного прикладного искусства, отражающего и выражающего художественно-творческий потенциал народа. От будущих художников-мастеров« во многом зависит не только сохранение исторических, художественных традиций, но и развитие многовекового национального искусства. В связи с этим система подготовки специалистов в этой области нуждается^ не только в изучении, но и в дальнейшем развитии через гуманитаризацию« учебно-воспитательного процесса, важнейшим средством которой выступает гуманитарная, подготовка, отвечающая за формирование субъективного представления о мире, играет огромную роль не только в общем, но и профессиональном развитии обучающихся, в их нравственном и идейно-политическом воспитании.
Степень разработанности проблемы. Анализ теории и практики обучения художников-мастеров традиционного прикладного искусства позволяет констатировать, что гуманитарная подготовка специалиста как носителя национально-художественных традиций не учитывает характер трудовой деятельности.
Актуальной задачей гуманитаризации учебно-воспитательного процесса является развитие у студентов определенных компонентов профессиональной культуры, включающей в себя, во-первых, гуманное отношение к окружающему миру, чувство патриотизма, мировоззренческую активность, гражданскую ответственность, трудолюбие, а во-вторых, ориентированы на национально-эстетические традиции, погружение в эстетическую атмосферу народного быта и традиций, эмоциональное и духовное богатство, целеустремленность, общекультурную компетентность. Очевиден также и тот факт, что для создания высокохудожественного произведения традиционного прикладного искусства1 выпускнику необходимо обладать не только-техническим мастерством; но и весьма1* широкими знаниями в области таких дисциплин, как философия, история, литература и т.д. С этих позиций, гуманитарная подготовка становится необходимой не только для общего развития художника-мастера; но» и его подготовки, к. будущей трудовой деятельности.
В отечественной науке существуют исследования, авторы, которых рассматривали различные аспекты гуманитаризации профессионального образования. В большинстве случаев данная проблема рассматривалась относительно педагогической, технической, инженерной, экономической, юридической и многих других специальностей (А.Ф. Арсланов, Ю:Н. Березин, М.Г. Домбинская, Г.А. Жданова, В.П. Зинченко, С.Е. Каплина, Н.Б. Крылова, Л.Й. Либерман, О.Г. Мокринская, А.К. Нестеров, Т.И. Плаксина, Н.И. Суслов, H.A. Ульченко, Г.Я. Фаттахова, Л.Г. Рощина, A.B. Толстых, С.И. Уляев, C.B. Шевченко, С.А. Щелкунов, и т.д.). Однако вопрос гуманитаризации профессионального образования художников-мастеров традиционного прикладного искусства никем- не исследовался. До сих пор не обобщен опыт преподавания гуманитарных дисциплин в заведениях среднего профессионального художественного образования. Не раскрыт потенциал дисциплин в развитии профессиональной культуры художника-мастера. Возникает острая необходимость в разработке учебных программ по дисциплинам с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Таким образом, недостаточная разработанность научно-исследовательского направления выявляет следующие противоречия между:
- существующими научно-исследовательскими трудами, авторы которых рассматривали вопросы гуманитаризации профессионального образования различных специализаций, и отсутствием работ по данной проблематике в области традиционного прикладного искусства;
- развитием педагогики в области художественного образования и отсутствием теоретико-методологического обоснования развития профессиональной культуры художников-мастеров в> процессе гуманитарной подготовки; высокой художественно-технической подготовленностью и недостаточным уровнем гуманитарной подготовки выпускников средних профессиональных образовательных учреждений.
Данные противоречия обозначили проблему исследования, связанную^ необходимостью разработки научно-методических подходов- к развитию профессиональных компетенций художников-мастеров- традиционного прикладного искусства, обладающих индивидуально развитым, философско-творческим мышлением, позволяющим ориентироваться в многообразии культурных и художественных ценностей.
Актуальность и недостаточная разработанность избранной проблемы обусловили выбор* темы нашего исследования «Гуманитаризация образования будущих художников-мастеров как фактор развития профессиональной культуры».
Цель. исследования: научно обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую модель развития профессиональной культуры будущего художника-мастера традиционного прикладного искусства в процессе гуманитарной подготовки.
Объект исследования - профессиональное образование будущих специалистов в области традиционного прикладного искусства.
Предмет исследования - гуманитаризация образования художников-мастеров традиционного прикладного искусства как фактор развития профессиональной культуры.
Анализ научных исследований и публикаций позволил сформулировать гипотезу исследования: гуманитаризация образования будет способствовать развитию личности студента как субъекта деятельности; овладению знаниями и умениями, побуждающими к созданию высокохудожественных произведений при соблюдении следующих условий:
1. Осуществление гуманитаризации, образования будет проходить в условиях взаимодействия, историко-традиционных методов и современных форм; направлений обучения, основной целью которых является^ приобщение будущего художника-мастера к системе ценностей, отражающих богатство общечеловеческого и национального наследия, а также развитие качеств, составляющих основу профессиональной культуры художника-мастера;
2. Разработанные ценностные ориентиры гуманитарной подготовки направлены на духовное погружение в* философское и» историческое наследие эпохи;
3. Развитие профессиональной культуры художников-мастеров1 будет представлять управляемый системный процесс, включающий, принципы, содержание гуманитарной подготовки, формы, методы и конкретные педагогические условия, отвечающие задачам подготовки высококвалифицированных специалистов в области, традиционного прикладного искусства;
4. Внедрение в реальную практику учебных программ, в основе которых лежат принципы целостности, продуктивности и интеграции, с содержанием учебных программ по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме гуманитаризации современного образования и пути их реализации.
2. На основе анализа исторического опыта преподавания дисциплин раскрыть социально значимые функции гуманитарной подготовки в развитии будущего специалиста как субъекта деятельности.
3. Разработать, обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель развития профессиональной культуры будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства при- обучении гуманитарным дисциплинам, включающую в себя виды, трудовой» деятельности, профессиональные качества, принципы подготовки, интегрированные программы, систему основополагающих предметных компетенций, соотнесённых с будущей профессией; методы и формы, обучения, критериальный > аппарат, выявляющий уровень развития профессиональных компетенций учащихся:
4. Разработать интегрированные программы по« дисциплинам'' «Основы философии» и «Отечественная история», ориентированные на традиции отечественной национальной культуры.
Теоретико-методологической основой исследования являются, идеи гуманизации и гуманитаризации образования, принципы личностного, деятельного, диалогического, культурологического подходов, определяющие сущность гуманистической парадигмы образования: труды отечественных и зарубежных философов, посвященные развитию творческой личности через традиции национальной культуры (H.A. Бердяев,,Н.Я. Данилевский, И. Кант, А.Ф: Лосев, Д.С. Лихачев, О. Шпенглер); труды специалистов, в области философии, рассматривающие проблемы гуманитаризации образования и формирования личности в процессе приобщения к культуре (B.C. Библер, И.В. Бестужев-Лада);, психолого-педагогические положения»- о всестороннем развитии личности и личности как субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, В.В: Давыдов, B.C. Ильин, Я.И. Коменский, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, К.Д.Ушинский, Д.Б. Эльконин); теоретические труды педагогов, в которых разрабатывались вопросы преподавания традиционного прикладного искусства
A.B. Бакушинский, И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, В.Ф. Максимович, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, Б.А. Рыбаков); труды по психологии искусства (Р. Арнхейм, JI.C. Выготский, A.A. Мелик-Пашаев, C.JI. Рубинштейн).
Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы использовались следующие методы исследования: 1) теоретические - анализ педагогической, психологической, философской, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; обобщение и систематизация i теоретического и практического опыта гуманитарной подготовки художников-мастеров v традиционного прикладного^ искусства в средних профессиональных образовательных учреждениях; 2) эмпирические -педагогическое наблюдение, беседы, интервьюирование, анкетирование педагогов и студентов, педагогическое моделирование; 3)' статистические -обработка и анализ, результатов эксперимента, метод независимой внешней экспертизы, составление сравнительных таблиц и графиков, анализ успеваемости студентов за-период 2007-2011 гг.
База исследования. Исследование проводилось в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования' «Высшая школа народных искусств (институт)» на факультете «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», реализующем образовательные программы среднего профессионального образования. В- общей сложности исследованием было охвачено 243 студента.
Исследование включало несколько этапов: первый этап (2007-2008 годы) - анализ философских, педагогических и психологических исследований, разработка концептуальных позиций развития культурного потенциала на занятиях по гуманитарным дисциплинам, определение программы экспериментальной работы и порядка внедрения результатов исследования в учебно-воспитательный процесс, выявление исходного уровня профессиональных качеств у студентов; второй этап (2008-2010 годы) — проведение формирующего эксперимента, в ходе которого проверялась разработанная педагогическая модель, проведение контрольных срезов и анализ полученных результатов эксперимента; третий этап (2010-2011 годы) -завершение формирующего эксперимента, систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, уточнение теоретических выводов и положений, оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем: систематизирован и теоретически обобщен исторический опыт преподавания гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования в области традиционного прикладного искусства;
- определена роль и значение гуманитарной подготовки в развитии художника-мастера как субъекта труда;
- определен критериальный аппарат по выявлению уровня развития профессиональной культуры, в который вошли художественно-творческий уровень выполнения дипломной, работы, активность участия в научно-практических конференциях.
Теоретическая значимость:
- теоретически* обоснована и внедрена в учебный* процесс педагогическая модель развития профессиональной культуры художников-мастеров на занятиях по гуманитарным дисциплинам;
- определены научные основы преподавания гуманитарных дисциплин в подготовке специалистов в области традиционного прикладного искусства;
- сформулированы профессиональные компетенции художника-мастера, послужившие основанием для определения понятия «профессиональная культура художника-мастера традиционного прикладного искусства» в контексте исследования;
- раскрыта и описана методология гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, выявлены педагогические условия развития художника-мастера как субъекта деятельности.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и внедрении в учебно-воспитательный процесс программ по дисциплинам «Основы философии» и «Отечественная история», учитывающих специфику будущей трудовой деятельности и направленных на развитие профессиональных компетенций специалистов в области традиционного прикладного искусства. Материалы диссертации могут быть использованы в> разработке учебно-методических комплексов, учебников нового поколения' по гуманитарным дисциплинам, при создании^ комплекса наглядных средств обучения, справочников и другой научно-методической и учебно-методической литературы, необходимой' для повышения эффективности подготовки студентов, обучающихся' по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы», при реализации государственных образовательных стандартов в средних профессиональных учебных заведениях художественного профиля.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Вт соответствии с формулой- специальности 13.00.08- - Теория и методика профессионального образования (педагогические науки), охватывающей проблемы профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации во всех видах и уровнях образовательных учреждений, включая, вопросы управления и организации воспитательного процесса и т.д., результаты научного исследования соответствуют следующим пунктам паспорта специальности: генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; подготовка специалистов в учреждениях среднего профессионального образования; методология и методика профессионального образования; учебно-воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования; культура и проблемы воспитания; проблемы изучения и реализации профессионального образования.
Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и результатов исследования были обеспечены анализом психологопедагогической и специальной литературы по обозначенной проблеме, последовательным осуществлением программы исследования, внедрением педагогической модели, соответствующей целям и задачам исследования, положительной динамикой развития студентов в процессе экспериментального обучения, воспроизводимостью результатов исследования, репрезентативностью полученных экспериментальных данных и валидно стью.
Апробация и внедрение результатов исследования. Проверка материалов и выводов исследования осуществлялась на международных и всероссийских научно-практических- конференциях: «Человек в условиях мирового экономического кризиса» (октябрь 2009 г, Москва, Институт психологии РАН); «Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей» (май 2010 г., Национальнаяг академия^ наук Беларуси, Отделение гуманитарных наук и искусств HAH Беларуси, Институт философии* HAH Беларуси); «Многополярный - мир и безопасность: равенство, лидерство, гегемония» (май 2010 г., Санкт-Петербург, Военмех); «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития» (ноябрь 2009і г., 2010г.) «Национальная философия в контексте современных глобальных процессов» (декабрь 2010 г., Институт философии Национальной академии наук Беларуси); «Православная Церковь и русская культура» (февраль 2011 г., Санкт-Петербург), «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем и настоящее в будущем» (май 2011 г.).
Внедрение результатов исследования проводилось в процессе подготовки художников-мастеров на базе Высшей школы народных искусств, Холуйского художественного училища имени Н.Н.Харламова, Омского художественно-промышленного колледжа, Мстёрского художественно-промышленного училища имени Ф.А.Модорова. Основные положения, результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры истории и теории художественного образования, а также на методологическом семинаре Высшей школы народных искусств (институт).
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Гуманитаризация среднего профессионального образования осуществляется посредством гуманитарной подготовки, которая не сводится-к механическому увеличению учебных часов на дисциплины, а предполагает решение ряда задач, направленных на приобщение будущих специалистов к системе национальных культурных ценностей, развитие профессиональных качеств художника-прикладника: 1) изменение роли ' гуманитарных дисциплин в учебном процессе: от абстрактно - теоретической к теоретико-прикладной, способствующей динамичному развитию обучающихся; 2) пересмотр содержания и ценностных ориентиров гуманитарной подготовки через интеграцию со специальной подготовкой посредством духовного погружения в философское и историческое наследие эпох.
2. Профессиональная культура художника-мастера традиционного прикладного искусства заключает в, себе сложное многоуровневое содержание, предполагающее наличие глубоких и систематизированных знаний, умений и навыков по конкретной будущей специальности (лаковая? миниатюрная живопись, художественная' резьба по кости, художественная вышивка, художественный металл и т.д.), дополненных системой научных знаний в области гуманитарных наук. Этот комплекс дисциплин позволяет подготовить образованную, всесторонне развитую творческую личность, воспитанную на лучших образцах народной культуры, и сформировать у студентов систему ценностных ориентиров и профессиональных качеств, таких, как: гуманное и эстетическое отношение к окружающему миру, патриотизм, мировоззренческая активность, гражданская* ответственность, трудолюбие, уважение народных традиций, интеллект и общекультурная компетентность и, как результат, - интерес к будущей художественно-творческой деятельности.
3. Предложенная педагогическая модель развития профессиональной культуры художников-мастеров традиционного прикладного искусства в процессе гуманитарной подготовки основана на принципах личностного, деятельного, диалогического, культурологического, аналитико-искусствоведческого подходов, определяющих сущность гуманистического дискурса образования, и включает виды будущей профессиональной, деятельности, профессиональные качества художника-мастера, систему основополагающих предметных компетенций, соотнесённых с сущностью-будущей трудовой художественно-творческойдеятельности, методы И'формы обучения и критериальный аппарат.
Эффективность разработанной, модели обеспечивается- реализацией определённых педагогических условий через системное освоение научных знаний гуманитарных дисциплин (основы философии, отечественная история), соотнесённых с практическими умениями в области специальных дисциплин, (исполнительское мастерство, композиция); необходимых для создания* высокохудожественных произведений традиционного прикладного искусства, несущих в себе национально-исторические и духовные ценности.
4. Созданные учебные программы по гуманитарным дисциплинам, являющиеся частью педагогической модели' и учитывающие профессиональную направленность, включают в себя междисциплинарные связи гуманитарной и специальной, подготовки будущих художников-мастеров. В содержании программ акцент делается на изучение народной культуры, традиций, отечественной истории, русской философии, философии творчества и философии традиционного прикладного искусства.
Структура диссертационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, четырех приложений. Список использованной литературы включает 207 наименований. Объем диссертации 228 страниц. Она содержит 10 таблиц, 2 схемы и 4 графика.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства2009 год, доктор педагогических наук Банников, Виктор Николаевич
Содержание обучения цветоведению будущих художников традиционного прикладного искусства2010 год, кандидат педагогических наук Салтанова, Юлия Сергеевна
Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования: На примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства2000 год, доктор педагогических наук Максимович, Валентина Федоровна
Стратегический ресурс декоративного искусства в реализации целей художественно-эстетического образования2011 год, доктор педагогических наук Галкина, Марина Владимировна
Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства2013 год, кандидат педагогических наук Дунаева, Наталия Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Поселёнова, Ирина Владимировна
Выводы по II главе
• Разработана и внедрена в образовательную практику педагогическая модель развития профессиональной культуры художников-мастеров прикладного искусства в процессе изучения гуманитарных дисциплин, позволившая повысить качественный уровень подготовки будущих художников-мастеров и воспитать интеллигентного высокообразованного человека культуры, направленного на сохранение, развитие и передачу последующим поколениям1, через свою творческую деятельность лучших достижений уникальной русской культуры;
Предложенная педагогическая модель основана на принципах личностного, деятельного, диалогического, культурологического, аналитико-искусствоведческого • подходов; определяющих сущность гуманистического дискурса образования и включает виды будущей профессиональной деятельности, профессиональные качества художника-мастера, систему основополагающих предметных компетенций; соотнесённых с сущностью будущей» трудовой художественно- творческой деятельности, методы и формы обучения и критериальный аппарат.
Эффективность» разработанной, модели обеспечивается реализацией определённых педагогических условий через системное освоение научных знаний гуманитарных дисциплин («Основы философии», «Отечественная история»), соотнесённых с практическими умениями в области специальных дисциплин («Исполнительское мастерство», «Композиция»), необходимых для создания высокохудожественных произведений традиционного прикладного искусства, несущих в себе национально-исторические и духовные ценности;
• Внедрение в учебный процесс новых программ по гуманитарным дисциплинам, цели, задачи и содержание которых имеют культурологический, национально-эстетический вектор и позволяет развить профессиональную культуру студентов. Данный фактор положительно отразился на практической деятельности выпускников, а именно качественно повлиял на уровень художественности дипломных работ, написание теоретического обоснования выбора темы и с точки зрения философско-исторического осмысления изображаемых, научно-исследовательском и художественно-творческом поиске образного решения темы диплома;
• Проведенная экспериментальная работа подтвердила эффективность предложенной модели и интегрированных программ по гуманитарным дисциплинам. Динамика развития профессиональной культуры художников-мастеров оказалась положительной, уровень креативности студенческих работ вырос вместе с успеваемостью студентов по гуманитарным дисциплинам и активностью в научно-исследовательской деятельности.
Заключение
1. Гуманитаризация среднего профессионального образования в области традиционного прикладного искусства, опирающаяся на исторический опыт обучения и на условия перспективной деятельности, включает: приведение гуманитарных дисциплин из положения абстрактно-теоретических (как не подтверждённых практически) к положению теоретико-прикладных учебных предметов; пересмотр содержания и ценностных ориентиров гуманитарной подготовки, направленных на развитие профессиональной культуры и творческую самореализацию будущих художников-мастеров, через интеграцию духовного погружения в философско-историческое и художественно-творческое наследие.
2. Профессиональная культура художника-мастера заключает в себе сложное многоуровневое содержание ценностных ориентиров; знаний, умений, навыков и профессиональных качеств. К их числу относятся гуманное отношение* к. окружающему миру, мировоззренческая* активность, гражданская- ответственность, патриотизм; трудолюбие, направленность на национально-эстетические традиции, эмоциональное и духовное богатство, целеустремленность, высокий уровень интеллекта, эстетическое отношение к народному искусству и окружающему миру, развитое профессиональное образное мышление, общекультурная компетентность и как. результат — профессиональный интерес к будущей художественно-творческой деятельности в конкретном виде традиционного прикладного искусства.
3. Разработанная педагогическая модель развития профессиональной культуры художников-мастеров традиционного прикладного искусства в процессе гуманитарной подготовки, включающая, виды будущей деятельности, профессиональные качества, принципы гуманитарной подготовки, интегрированные программы (по дисциплинам «Основы философии» и «Отечественной истории»), систему основополагающих предметных компетенций, соотнесённых с сущностью трудовой деятельности, методы и формы обучения и критериальный аппарат, способствует развитию интереса к философии творчества, философии в широком смысле и отечественной истории. Основными педагогическим условиями реализации представленной модели выступают значимость гуманитарных дисциплин для будущей профессии и историчность учебного материала, соотнесённая с выразительными средствами и философской сущностью изучаемого искусства. Рефлексия студентов на профессионально-ориентированное обучение выражается: в пробужденном интересе к философии творчества, к глубокому пониманию» идейно-философской функции произведений традиционного прикладного искусства как части духовной культуры, понимании» места и роли человека в духовно-эстетическом преобразовании мира и заинтересованном сотрудничестве, мотивации к саморазвитию и культурной самоактуализации со стороны обучающихся.
4. Созданные учебные программы, по. гуманитарным дисциплинам, учитывают профессиональную направленность и включают в1 себя междисциплинарные связи гуманитарной- и специальной подготовки будущих художников-мастеров. В содержании программ акцент делается на изучение народной культуры, художественно-творческих традиций, отечественной истории и литературы, русской философии, философии творчества и философской сущности традиционного прикладного искусства.
Данная работа является начальным этапом научного исследования в-области гуманитаризации профессионального художественного образования, которое необходимо развивать в дальнейшем с учетом конкретного вида традиционного прикладного искусства, что будет способствовать не только повышению качества профессионального обучения, но и возрождению и сохранению художественных традиций народного искусства и как результат - его востребованности в современном социуме.
140
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Поселёнова, Ирина Владимировна, 2011 год
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977. 271 с.
3. Адамский А., Кукушкин М. Размышления о гуманитарном образовании: международная гуманитарная школа// Новые ценности образования. Вып. 7.-М., 1997. -С.157-164.
4. Ананьев Б.Г. Психология^ педагогической оценки. -НКП РСФСР. Государственный институт им. Бехтерева. Т. 1У. —JL, 1935. 221' с.
5. Ананьев Б.Г. Психология чувственного самопознания: Инновационный-курс: учеб. Пособие для*вузов/ В.И. Андреев: Казань, 1996. — Кн. 1. — 567 с.
6. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. тр. М.: Наука, 1978. 400 с:
7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм; сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.
8. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России. № 11.2004. С. 3-13.
9. Бакушинский A.B. Исследования т статьи/ Бакушинский Анатолий Васильевич; Сост. И.А.Либерфорт и др. — М.: Советский художник, 1981.-349 с.: ил. 160.
10. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. М., 1922.
11. Беджанов Ю.К. Декоративно-прикладное искусство. Термины и понятия : учеб. пособие / Ю.К. Беджанов. Карачаевок: Изд-во КПП. 1991.-51 с.
12. Бердяев H.A. Человек и машина// Вопросы философии. — 1989. —№2. G. 147-149.
13. Берулава М.Н.' Гуманитаризация образования: направления и. проблемы// Педагогика. 1996: - № 4. С. 23-27.
14. Березин, Ю.Н. Теоретические основы формирования содержания гуманитарногоf образования в школе в системе- профессиональной подготовки учителя : диссертация: . доктора педагогических наук : 13.00.01/ Ю.Н Березин. Самара, 1998; - 339 с.
15. Бестужев-Лада И.В. Культура, антикультура; контркультура. Диалектика Взаимодействия// Материалы- XIV Международной' научно-практической конференции Традиционное прикладное искусство и образование, Москва, декабрь 2008 г. М., 2008. С. 13-17.
16. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога. -М.: Педагогика, 1988.-256 с.
17. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. — М.: Высш. шк., 1990. 176 с.
18. Большая Советская Эднциклопедия. В 30-и т. /Гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1975. - Т.21. - 640 е., илл.; 23 л. илл. и-карт.
19. Большая Советская Энциклопедия. В 30-и т. /Гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М: Советская энциклопедия, -1972г. - Т. 8. - 592 с. илл.: 22 л. илл. и карт. 1 карта-вкл.
20. Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000. -304 с.
21. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи / В.П. Бранский. Калининград: Янтарный сказ, 2000. -704 с.
22. Василенко В.М. Народное искусство: / Василенко Виктор Михайлович; В.М.Василенко. М : Советский художник, 1974. - 294 с.: 225ил. - 180.
23. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление I век до нашей эры XIII век нашей эры: / Василенко Виктор Михайлович; В.М.Василенко. - М : Искусство, 1977. - 463 с. : илл. - 200.
24. Васильева Е. И. Специфика- обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства: 13:00.08 / Е. И. Васильева М., 2009. - 24с.
25. Виленский М:Я. Физическая культура в »гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996.- №Ь С. 27-32:
26. Выготский JI. Психология искусства: Анализ эстет, реакции: Изд. 5-е. М.: Лабиринт, 1998. 413 с.
27. Гальперин П.Л. Методы' обучения и умственное развитие / П.Я. Гальперин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 45 с.
28. Гегель Г.В.Ф: Эстетика: в 4 т. / Под ред. М. Лифшица шЮ. И. Попов. — М.: Искусство; 1968. 305 е.,
29. Государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0515 «Традиционного прикладное искусство и народные промыслы». Введ. 01.09.2002. - М., 2002. -20 с.
30. Губин В.Д. Примерная программа учебной дисциплины «Основы философии» для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). -М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2002. -15 с.
31. Гуманитарная среда вуза и гуманитарное образование/Л.И. Коханович, к.э.н. и др..- М.: НИИВО,! 1995. -63 е.; 20 ил.- (система воспитания в высшей школе: обзор* информ./НИИ высш. образования/ SSN 0202 -3083; вып.З.
32. Гуманитарное знание: Сущность и функции: Межвуз. об./С.Петербург. ГОС. унит; Под ред. Г.А1. Подкорытова, СПб.: Изд-во СПОГУ, 1991, -149 е.; 21 ил.
33. Гуманитарно-художественные проблемы образа1 жизни и предметной среды: СПб ст.. -М.: ВНИИТЭ, 1989. -143 е.: ил.
34. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
35. Давыдов Ю:С. Супрунова Л. Л. Концепция поликультурного -образования в Высшей школе Российской Федерации. — Пятигорск, 2003. -42 с.
36. Данилевский Н.Я. «Россия и Европа». 6-е изд. СПб. «Глаголь», 1995. -357 с.
37. Данилов A.A. История. Примерная программа для средних специальных учебных заведений. -М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2003. -24 с.
38. Девятова С.Д. Концепция гуманитаризации образования// Социально-политический журнал, 1995, №6. С. 107-115.
39. Домбинская М.Г. Факторы формирования духовной культуры инженера. -М.: МГУ, 1996.-110 с.
40. Дронов Д.С. Современная педагогическая« модель профессионального^ образования студентов- в- области ювелирного* искусства: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Д.С. Дронов Ж, 2009.* - 22с.
41. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного;творчества : учеб: пособие для вузов / Л.Б. Ермолаева-Томина: 2-е- изд. - М. : Академический Проект: Культура, 2005. - 304 с.
42. Жданова Г.А. Гуманитаризация процесса подготовки будущего специалистам в техническом» вузе: диссертация . кандидата педагогических наук : 13.00.08/ Г.А. Жданова. — Кемерово, 2005. 245 с. ил.
43. Жуков В.Ю. Основы теории культуры: Учебное пособие для студентов вузов. -СПб.: СПбГАСУ, 2004. 192 с.
44. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Ось-89, 2002.
45. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов'вузов / Э.Ф. Зеер. 2-е изд., перераб., доп. - М. : Академический' Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003: - 336 с.
46. Зива В.Ф. Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России:автореферат дис. доктора педагогических наук: 13.00.01/ В.Ф. Зива М., 2009.-47 с.
47. Зинченко В.П. Гуманитаризация подготовки инженеров//Вестник высшей школы. -1986. -№110. С. 22-31.
48. Зинченко В.П. Живое знание. Самара: СГПУ РАО, 1998. - 185 с.
49. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина В!В1 Давыдова): учеб. Пособие / В.П; Зинченко. - М. : Гардарики, 2002.,- 431 с. ,
50. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: очерки' российской психологии. — М.: ТОО «Тривола», 19941 333 с.
51. Зись А. Я. Философское мышление и художественное творчество / А.Я Зись.-М. : Искусство; 1987. -252 с.
52. Зотов- C.B. Повседневная культура- как константная субстанция, национальных культур// Материалы XIV Международной научно-практической конференции1 Традиционное прикладное искусство и-образование; Москва, декабрь 2008 г. -М*., 2008. С. 18-28.
53. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека/Е.И. Игнатьев. М-.: Знание; 1977. - 32 с.
54. Ильин B.C. Средства формирования, всесторонне развитой личности как педагогическая категория / В. С. Ильин // Средства формирования всесторонне развитой личности: сб. науч. тр. Волгоград, 1987. 176 с. С. 54-55.
55. Ильин И.А. Наши задачи. М., 1992. - Т.1., - 323 с.
56. Ишакова E.H. Гуманитарное знание как фактор совершенствования , инженерного образования программистов, автореф. дис. на соиск. учен.степ, к.п.н. Спец. 13.00.08. Оренбург: Гос. ун-т., 2004.
57. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: избр. ст. / М.С. Каган. Л.: Изд-во Лен. Ун-та, 1991. - 384 с.
58. Каган М.С. Социальные функции искусства. Л., 1978, -34 с.
59. Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое » исследование внутреннего строения мира искусств. Л.: Искусство.
60. Ленингр. отд-ние, 1972. 440 с.
61. Калинина Л.П. О преподавании предмета «Русский язык и культура речи» в Московской школе худож. ремесел./Л.П. Калинина//Т.П.И. и1.образование. -СПб.: ВШНИ: 2005. С. 6Г-68.
62. Калинина Л.П. Предметы- гуманитарного цикла в образовательном С пространстве учебных заведениях традиционного прикладного , искусства//Традиционное прикладное искусство* и образование:
63. Материалы Х1У международной научно-практической конференции,декабрь 2008 г. М., ИПТИ, 2008, С. 254-257.j
64. Калинина Л.П. Формирование эстетической культуры студентовпрофессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства: автореф. дис. канд.пед.наук : 13.00.08 / Л. П. Калинина — М., 2004. 22с.1
65. Канцедикас А. Искусство и ремесло (К вопросу о природе народногоIискусства) :/ А. Канцедикас. М.: Изобразит, иск-во, 1977. - 32 с. : ил. -10.
66. Каплан Н., Митлявская Т. Народные художественные промыслы. — М.,1980.
67. Караваев А.Ф. Сущность и структура профессионального призвания/ А.Ф. Караваев// Высшее образование сегодня. -2005. -№ 4. С. 52-54.
68. Каратаева Н.Ф. Специфика обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства, автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.Ф. Каратаева- M., 2010. 23с.
69. Касаева А.Б. Гуманитаризация образования' как фактор формирования социальных отношений в современном обществе: дис. к.ф.н.: 09.00. IIs, -Нальчик. 2004, -143 с.
70. Коменский Я.А. Избранные пед. соч: в 2 т. / Я.А. Коменский. -М. : Педагогика, 1982. Т.1. - 656 с.
71. Кондаков Н.П. 1844-1925. Личность, научное наследие, архив. Сборник статей к 150-летию со дня рождения/ Гос. Русский музей; Науч.рук. Е.Н.Петрова. СПб.: Palace Editions, 2001.- 166 с.
72. Костина A.B. Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики. -М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. -144 с.
73. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. — М.: «Высшая школа», 1990. 142 с.
74. Кузьмин П.В. Профессиональная культура офицера-политработника и пути ее формирования: дис. канд. философских, наук. М., 1989. С. 2630.
75. Кузьмина Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в
76. ВУЗах / Н.В. Кузьмина // Проблемы отбора и профессиональнойподготовки специалистов в вузах / под ред. Н.В. Кузьминой. JI. : Изд-во
77. Ленингр. ун-та, 1970. С. 47-61.
78. Лазарев B.C., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к формированию.содержания педагогического образования / B.C. Лазарев; H.Bi
79. Коноплина // Педагогика. 2000. - № 3. С.27-34:j 85. Лазарев B.C., Ставринова Н.Н. Подготовка будущих педагогов кисследовательской деятельности: монография / В:С.Лазарев, Н:Н.
80. Ставринова. Сургут: РИО СурГПУ, 2007. - 171 с.
81. Лапчинская И.В. Развитие художественно-творческих способностей \ студента вуза в процессе профессиональной подготовки : дис. .канд. | пед. наук / И.В. Лапчинская. Магнитогорск, 2005. - 204 с.
82. Лебедев C.B. Инновации в преподавании- гуманитарных дисциплинi1.будущим художникам традиционного прикладного, искусства /С. В.jj' Лебедев// Научно-инновационное1 развитие1 системы непрерывногоi
83. J профессионального.образования в традиционном прикладном искусстве:у у
84. Сб. науч. Тр. / Под ред. В.Ф.Максимович, H. Н. Шамрай. СПб.: ВШНИ,2011. 8 п.л. - 500 экз.С.63-66
85. Лебедев C.B., Поселёнова И.В. «Основы философии» Программа курса по специальности 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» для СПО. -СПб.: ВШНИ, 2010. -13 с.
86. Лебедев C.B., Поселёнова И.В. «Отечественная история» Программа курса по специальности 070802 «Декоративно-прикладное искусство' и народные промыслы» для СПО.1 -СПб:: ВШНИ, 2010,- 26 с.
87. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. / A.M. Леонтьев. М. : Педагогика, 1983,- Т.2. - 318 с.
88. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в,2 т. / A.M. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983,- Т.2. - 318 с.
89. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Учеб. Пособ.: «СПбГУП», 2000, -136 с.
90. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет / Д:С. Лихачев. Л.: Сов. Писатель, 1989. - 608 с.
91. Лосев А.Ф. Форма Стиль - Выражение / А.Ф. Лосев; сост. A.A. Тахо-Годи; общ. Ред. A.A. Тахо-Год и и И.П. Маханькова. - М.: Мысль, 1995. -944 с.
92. Маёрова К. Русское народное прикладное искусство: Книга для чтения со словарем* на английском языке и комментарием./ К. Маёрова, К. Дубинская. -М.: Русский язык, 1990^ 2701с., ил.
93. Максимович В.Ф. Народное искусство России, это национальный факт //Традиционное прикладное искусство п образование: Материалы ХШ международной научно-практической конференции, декабрь 2008 г. -М.,ИПТИ, 2008, С. 9-11.
94. Максимович В.Ф. Народные художественные1 промыслы: научно-методическое пособие для высших и средних профессиональных учебных заведений культуры и искусства. /Максимович Валентина Федоровна; В.Ф. Максимович. М : Флинта, 1999. - 63 с. - 50.
95. Максимович В.Ф. Традиционного прикладное искусство и народные промыслы. Научно-методическое пособие. М., 2006.
96. Максимович В.Ф. Традиционное прикладное искусство и образование. Исторический аспект, современное состояние и пути обновления: / Максимович Валентина' Федоровна; В.Ф. Максимович. М.: Флинта, 2000. - 198 с.
97. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности / A.A. Мелик-Пашаев. М. : Знание, 1981. - 96 с.
98. Отчет Школы народного искусства ЕВГИ Александры Федоровны за 1915 год. -Петроград.:, 1916., 20 с.
99. Педагогика и психология художественного творчества в традиционного прикладном искусстве и народных художественных промыслах: Программа курса/ Аксенова Э.А.: Моск. гос. универ-т культуры и искусства. -М., 2001. Юс.
100. Педагогика' и психология художественного творчества. Основы педагогики и психологии: Программа по специальности^ 0515 «Традиционного прикладное искусство»/ Воронецкая Э.П.: МШХР.-М., 2002.-15с.
101. Педагогика. Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. -Минск : «Совр. слово», 2005. 720 с.
102. Педагогика. Основы педагогического мастерства: программа курса по специальности|ВПО 070801' Дек. приклад, искусство и 070906 История и* теория изобр. искусства/М.В1. Степанова: ВШНИ.-СПб.: 2008. -1Г с.
103. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; ред. кол. : М.М. Безруких, В.'А, Болотов, JI.C. Глебова и др. М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
104. Патракова С.Е. История. Рабочая программа по специальности 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». -Богородское:, 2006. 11 с.
105. Петрунева Р.', Дулина Н., Токарев В., О главной цели образования// Высшее образование в России. 1998, № 3, 25 с.
106. Платонов К.К. Проблемы способностей / К.К. Платонов. М.: Наука, 1972.-312 с.
107. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике/В.М. Полонский. -М.: Высш. Шк., 2004. 512 с.
108. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Понамарев. М, ; Наука, 1976. -303 с.
109. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,. 1983.
110. Поселёнова И:В. Гуманитарное образование как часть профессиональной; подготовки художников традиционно-прикладного искусства //Педагогика искусства: Электронный); научный журнал; №. 1, 201; Г. — режим; доступа < http://www.art-education:ш/AE-шagazine.
111. Разина Т.М: О профессионализме народного искусства. М::. Сов. художник, 1985. - 192 с.
112. Разина Т.М. Прикладное искусство в русской культуре 18- 19 вв.- М.: МГУ, 2003.- 160 с.
113. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., Сов. художник, 1988.
114. Разина Т.М. Традиционное и новое в искусстве современных художественных промыслов. В сборнике трудов НИИХП. М., 1979.
115. Рассел Б. Истрия западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности и до наших дней: В трех книгах. Издание 4-е, стереотипное. -М.: Академический проспект: Фонд «Мир», 2004. -1008 с.
116. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. -СПб.: Азбука-классика; 2002. -320 с.
117. Ревягин Л.Н. Современная' научная революция, синергетика- и гуманитаризация образования //Всеросс: научно-метод. конференция «Гуманитарное образование: история, методология, технология». -Томск: ТПУ, 1997.
118. Реформа образования в' России и государственная политика в сфере образования//Вестник образования. -1992, №10:
119. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.150: Розов' Н:С. Философия гуманитарного образования: ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе. -М., 1993.
120. Российская педагогическая энциклопедия./В.В. Давыдов. -М.: Большая российская инциклопедия,1993. С. 239-241.
121. Рощина Л.Г. Роль гуманитарных предметов в формировании профессиональной компетентности специалистов: диссертация .кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Л. Г Рощина. —М., 2005. 287 с. 5 ил.
122. Рощина Л.Г. Роль гуманитарных предметов в формировании профессиональной < компетентности специалистов : диссертация .кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Л. Г Рощина. —М., 2005. 287 с. 5 ил.
123. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии / СЛ. Рубинштейн. СПб. : 1 Гитер Ком, 1998.-688 с.
124. Русецкая О. Прикосновение к истокам. Очерки о художественных промыслах России. М., 1987.
125. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство Х- XIII веков:/ Рыбаков Борис Александрович ; Б.А.Рыбаков. JT : Аврора, 1970. - 127 с. : ил. -260.
126. Савенкова Л.Г. Творческое задание в практике работы педагога образовательной. области «Искусство»// Педагогика искусства: электронный журнал, №1, 2007. режим доступа http://www.artT education.ru/AE-magazine/.
127. Савенкова Л.Г., Кабкова Е.П., Ермолинская Е.А. Интеграция, в современном художественном образовании детей: педагогические основы междисциплинарного взаимодействия// Под ред. Л.Г.Савенковой: М.: Русское слово, 2010.
128. Севрюкова Н.В. Художественно-творческое развитие студентов -ювелиров на> занятиях по композиции в среднем^ профессиональном образовании : автореф. дис. канд.пед.наук : 13.00.087 HiB: Севрюкова*— М., 2009. 22с.
129. Селезнев H.G. Взаимодействие учебных дисциплин в профессиональной подготовке специалистов /Н.С Селезнев. // Московская школа, дизайна. Опыт подготовки специалистов в МВХПУ (б. Строгановском): метод, материалы ВНИИТЭ. Л., 1991. С. 40-41.
130. Середа Л.И. Гуманитаризация образования при изучении иностранного языка студентами не языкового* вуза: диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01/Л.И. Середа. Улан-Удэ, 2004. - 218 с.
131. Сериков^ В.В. Образование и < личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: «Логос», 1999, 271 с.
132. Сидоренко В.Ф: Образование: образ культуры//Социально-философские проблемы образования. М., 1992.
133. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учеб. Пособие. М.: Прометей, 1993.- 177 с.
134. Смирнов В.И. О специфике преподавания теории-и истории культуры в художественном вузе// Сборник Перестройка и, общественные науки в художественном вузе: методологические и* методические вопросы. Изд. Ин-та имени И.Е. Репина. Л., 1989.
135. Соколов A.B. Культура и личность. М.: «Академия», 2001. -300 с.
136. Соколов A.B. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества// Социологические исследования. 2003. №1. С. 115-123.
137. Социология: Энциклопедия / Сост. A.A. Грицанов, B.JI. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
138. Стор И.Н. Декоративная живопись. Основные проблемы курса / И.Н. Стор. -М.': МТИ им. Л.Н. Косыгина, 1988. 396 с.
139. Страницы автобиографии А.И. Вернадского. -М.: 1981. 237 с.
140. Суркова A.B. О формировании профессионально-значимых качеств будущих специалистов.//Среднее профессиональное образование. 2002. № 10. С.38-43.
141. Суслов Н.И. Педагогические основы гуманитаризации образовательного процесса технического вуза. Омск: Издательство ОмГТУ, 1998. - 170с.
142. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1988. - 246 с.
143. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. JI.:, 1981. Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов: Сб. научн. Тр.- М., 1992.
144. Толстых A.B. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания// Педагогика. 1996. №4. С. 9-13.
145. Ульченко Н:А. Гуманитаризация высшего технического образования : Институциональный анализ: автореферат дис. . кандидата социологических наук: 22.00.04 / H.A. Ульченко. Новочеркасск, 2000. -26 с.
146. Уляев С.И. Гуманитаризация образования как фактор формирования профессиональною культуры будущего) специалиста^ : диссертация . кандидата педагогических наук : 13.00.08/С.И: Уляев. Ставрополь, 2002. 187 с. ил.
147. Уляев С.И. Гуманитаризация образования и профессиональная культура личности. Ставрополь: Сервисшкола, 2000. — 56с.
148. Уткин П.И. Народные художественные промыслы / П. И. Уткин. М: Высшая школа, 1992. — 160 с.
149. Уханова И.Н. Народное традиционного прикладное искусство городов и посадов Русского Севера конца XVII- XIX веков. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001'.
150. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К.Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1990. - Т.5. - 528 с.
151. Фаттахова Г.Я. Социально-профессиональное становление студентов педагогического колледжа в процессе изучения гуманитарных дисциплин: диссертация . кандидата педагогических наук: 13.00.01/ Г.Я. Фаттахова. Казань, 1999. - 231 с.
152. Федорова М.М. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. М., 1997 г., 149 с.
153. Федотова О.В. Педагогическая взаимосвязь учебных предметов «мастерство» и «композиция» в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.08 /. М.: 2005 -22с.
154. Философия Канта и современность. Под общ.ред. Т.И.Ойзермана-М.: Мысль, 1974.-469 с.
155. Художественно-педагогический словарь, /Сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, M.G. Тарасова, Т.Д.Пронина. -М.: Академический Проспект: Трикста, 2005.-480 с.
156. Чеглякова H.JI. Творческая самореализация будущего педагога-художника в процессе профессиональной подготовки в вузе : афторсф. дис. канд. пед. наук / H.JI. Чеглякова. Уфа, 2004. - 22 с.
157. Чекалов1К.А. Основы понимания традиционного прикладного искусства / К.А. Чекалов. М. : Академия художеств СССР, 1962. - 123 с.
158. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход. //Высшее образование сегодня. № 8. 2004.
159. Шамрай H.H. Подготовка рабочих широкого профиля в контрольно-заключительный период производственного обучения на предприятии: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01/ H.H. Шамрай -М., 1992. -20с. ил.
160. Шевченко C.B. Педагогические условия формирования гражданско-правового сознания студентов в процессе изучения в вузе социальногуманитарных дисциплин: диссертация . кандидата педагогических наук : 13.00.08/ C.B. Шевченко. Ставрополь, 2000. - 175 с. ил
161. Шиянов E.H. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности: Автореф. Дисс. Конд. Пед. Наук. -М., 1983.
162. Школа народного искусства ЕИВГ Александры Федоровны. Петербург Цели и задачи школы., [Программа занятий в школе], [Извлечение из устава школы]. -СПб, 1914. -С. 1 Г.
163. Школяр JI.B. Педагогика- искусства! как актуальное направление гуманитарного > знания// Педагогика искусства: Электронный научный' журнал, № 1, 2006. режим доступа http://www.art-education.ru/AE-magazine/.
164. Шпенглер О. Закат Западного мира: Очерки- морфологии мировой истории: В 2т Т.2. Всемирно-исторические перспективы/Пер.с нем. И.И. Маханькова. — М.: Академический Проект, 2009. 764 с.
165. Шубин В.И., Пашков, Ф.Е., Романенко М.И. Гуманизация игуманитаризация высшего образования: Учеб. Пособие для высшихtтехнических заведений/В.И. Шубин, Ф.Е. Пашков, М.И. Романенко. -Днепропетровск, 1995. 266 с.
166. Щелкунов С.А. Оптимизация преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в, вузе: диссертация . кандидата педагогических наук: 13.00.01/ С.А. Щелкунов. М., 2000. - 239 с.
167. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин; под ред.: В.В.Давыдова, В.П.Зинченко; АПН СССР. М. : Педагогика, 1989.555 с
168. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./Под ред. С.Я. Батышева. -М., АПО. 1999. -440 е., ил. Т. 2 -М-П-1999. С. 384-386.
169. ЮНЕСКО. Всемирная конференция по политике в, области культуры. Мехико, 26 июня 6 августа 1982 г. - Заключительный доклад. Париж, 1982.
170. Юсов Б.П. Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп: пособие для учителя/ Б.П. Юсов, Т.И. Сухова, Л.Г. Савенкова; под общ. ред. Б.П. Юсова. М.: ИЦЭВ РАО, 1995.-107 с.
171. Rokeach М. Beliefe, Attitudes and Values. A Theory of Organization and Change. L. 1972.-P. 27.
172. Sinel A. The Classroom and the Cancellary. State education reform under Count Dmitry Tolstoy. Cambridge, 1973
173. Schaefer G. Probleme der Curriculum-Konstruktion . Der Biologieunterrieht.-1971, №4.-S. 6-17.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.