Смысл и ценность человеческой индивидуальности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Нескрябина, Ольга Федоровна

  • Нескрябина, Ольга Федоровна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 1996, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 323
Нескрябина, Ольга Федоровна. Смысл и ценность человеческой индивидуальности: дис. доктор философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Санкт-Петербург. 1996. 323 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Нескрябина, Ольга Федоровна

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ" I. ФИЛОСОФСКИЕ - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

ГЛАВА I. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЕЕ ПОЗНАНИЕ И ПОСТИЖЕНИЕ

1. Анализ понятия "индивидуальность"

2. Рациональное познание и понимание, методология и аксиология индивидуальности

ГЛАВА П. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОбЛЕМЫ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВВДУАЛБНОСТИ

1. Соотношение биологического и социального в человеке

2. Социальное и индивидуальное: проблема индивидуализации

ГЛАВА Ш. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ И

ИДЕАЛ РАЗВИТИЯ

РАЗДЕЛ П. БЫТИЕ И РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИ! ПОРТРЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

1. Анализ понятия "самость"

2. Творчество интегральной индивидуальности

ГЛАВА П. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И НАДИНДИВИДУАЛЬНОЕ *

1. Подчинение власти

2. Индивидуализация свободы 249 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 293 БИБЛИОГРАФИЯ введение Данная работа посвящена одной из самых актуальных тем социальной философии.

Гуманистический идеал общественного развития включает в свой образ будущего становление человеческой индивидуальности- Возможность самоопределения личности, индивидуализация - в таких ценностных характеристиках предстает человеческое измерение прогресса. Развитость индивидуальности в масштабах общества с социальной точки зрения считается благом, а деиндивидуализация, потеря чувства самоидентичности оценивается как глобальное социальное зло. Индивидуализация отождествляется со свободой и творчеством, самоуважением, психическим благополучием.(Дж.С.Миль, 1900; Э.Фромм,

1992; А. А. Кроншс, 1989)

Противники этой точки зрения считают, что утрата чувства самоидентичности коренится как раз в ориентации на традиционный для западной культуры идеал развитой индивидуальности. Свобода и самостоятельность, по их мнению, порождает у людей чувства одиночества и незащищенности.

Создавать надо не столько условия для развития индивидуальности, сколько условия для удовлетворения потребностей людей в общности, значимости для других, взаимозависимости. - такая позиция характерна для русской и зарубежной христианской философии. К ней склоняются сегодня многие видные обществоведы, работавшие прежде в русле идеологии западного индивидуализма.

Сложность проблемы усугубляется тем, что понятие индивидуальность" не имеет четких смысловых границ. Исторический план индивидуальности нуждается в дальнейшем исследовании, результаты которого будут в значительной мере зависеть от того, насколько четко будет очерчен логический аспект проблемы. Определение пространства смыслов "индивидуальности" остается актуальной темой анализа.

Пожалуй, главное в данном анализе найти переход от сущностных характеристик к области психологических феноменов, являющих индивидуальность. С этой целью необходимо представить "индивидуальность" в ряду близких понятий, определить значения противоположностей, выявить отношения различных элементов понятия в их предметной соотнесенности. В последние десятилетия отмечается возрождение интереса к исследованию "самости"* - наиболее близкому к индивидуальности конкретно-научному понятию. Мевдународные конференции по этой теме объединяют представителей разных направлений психологической к социологической наук, что обусловливает интерес к проблемам междисциплинарного синтеза психологического, социологического и социально -психологического знания. (Self and Identity, 1987; Self-Representat Ion, 1986).

Что такое человеческая индивидуальность? Можно ли сохранить и развить ее в условиях постоянного давления общества на личность? Всякий ли человек стремится и способен Трудно найти замену этому неблагозвучному слову. Кроме того, сложилась традиция его употребления в англоязычной литературе по психологии и социальной психологии. быть индивидуальностью? - решение всех этих проблем актуализирует тему метода познания индивидуальности.

Проблема метода в ее обычной постановке применительно к индивидуальности звучит антиномично. Считается, что научное мышление находится в конфликте с индивидуальностью. (P.Feyerabend, 1975).Индивидуальность непознаваема. Решение об изменении модуса познания - не объяснение, а постижение (понимание) - выглядит притягательно и просто, но едва ж исчерпывает сложность задачи. Что такое "новая" и классическая рациональность, каковы их методологические возможности и что вообще можно ожидать от метода познания анализ этих проблем - необходимая составляющая работы над концепцией индивидуальности. С другой стороны, проникновение идеи индивидуализации в методологический дискурс может смягчить излишнюю антиномичность позиций.

В условиях быстрых и глубоких социальных изменений идейной сферы особую важность приобретает вопрос идеологической идентификации, которая включает комплекс герменевтических проблем аутентичности, соотношения авторства и преемственности духовного процесса.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Смысл и ценность человеческой индивидуальности»

В нашей современной духовности преобладает представление о ценности исключительно только творческой личности. По сути, индивидуальность и способность к творчеству отовдествляются. Такое решение имеет практические -педагогические и психотерапевтические - следствия, в том числе и такие, которые должны оцениваться отрицательно с позиции интересов развития человеческой индивидуальности. В связи с этим представляется актуальной задача исследования творчества, его соотношения со свободой, выявление области значений самоопределяемости и их ценностные характеристики.

Особый интерес и повышенную сложность представляет анализ понятия "на,индивидуального"■ В нем наиболее тонко и диалектично улавливается различие подчинения и несвободы. Подчинение надиндивидуальным принципам совместимо с самоопределяемостью. Но такое совмещение находится на грани психологически возможного и невозможного, рационального и иррационального.

Общепризнанным свойством "индивидуальности" является ее интегральность. Насколько "индивидуальность" действительно выполняет интегрирующую функцию в науках о человеке и в каких теоретических конструктах эта функция должна воплотиться - эти вопросы нувдаются в изучении. Думается, не исчерпали свои эвристические возможности традиционные постановки проблемы целостности - "единство биологического и социального" и "единство индивидуального и социального" в человеке. Применение индивидуализации" к определению понятий и к выявлению способов их взаимоотношений может способствовать углублению наших представлений о природе человека.

Индивидуальность" принадлежит и повседневности, но и несет в себе интенцию преодоления обыденности.

Быть личностью, индивидуальностью - значит определить свое особое предназначение в мироздании, утвердить полноту своего единственного бытия в бытии вселенском, значит питаться соками божественной жизни. Индивидуальность чахнет от самолюбивого желания занять не свое место, от неблагородного и завистливого стремления быть выше всех" -Н.Бердяев (20,с.30).

Философ мыслит о предмете в приличествующем ему высоком стиле, который настраивает на глубину и тайну. А это более соответствует природе индивидуальности, чем легковесный прагматизм.

Последствия популярности психологического знания вообще и теории индивидуальности в частности также неоднозначны. Острая потребность в практических рекомендациях способствует развитию упрощенческих подходов. Еще не так давно в науке преобладали оптимистические оценки возможностей познания и диагностирования индивидуальности. Казалось бы,вседело в усовершенствовании методики и упрощении процедуры обработки данных. Однако, в последнее время оптимизма поубавилось. Высказываются принципиальные возражения против методов психодиагностики и с позиции научной объективности, и с позиции прав человека. В этой ситуации практические дисциплины должны ориентироваться не на диагностику индивидуальности, а на овладение психологической культурой и идеологией индивиду а лизации.

Выполненное исследование является результатом обо

Ощения и критического анализа идей, содержащихся в отечественных и зарубежных работах по философии, методологии науки, психологии, социальной психологии, теоретической биологии, менеджменту. Используются и данные психодиагностики. Мы исходим из убеждения, что эти данные полезны не столько для целей "измерения", сколько для формирования психологической культуры, поскольку психодиагностика расширяет наши представления о границах человеческого разнообразия.

Мысль о необходимости сделать индивидуальность предметом исследования получила широкое научное признание в отечественной (Г.Г.Дилигенский, 1990; И.С.Кон, 1984 и др.) и зарубежной (G.Allport, 1973; A.Masloy 1954 и др.) литературе.

К настоящему времени науки о человеке выработали комплекс идей, понятий, концепций, необходимый для осмысления содержания индивидуальности, для создания ее целостного образа. Определены основные смыслы понятия "индивидуальность" (В.М.Русалов, 1979;И.И.Резвицкий, 1984; Ю.Хабермас, 1989). Конкретизированы представления об индивидуальности как уникальности: психология индивидуальных различий (В.Д.Небылицын, 1976; Б.М.Теплов, 1961; В.С.Мерлин, 1986; Е.А.Климов, 1969; К.Леонгард, 1981); индивидуальные когнитивные стили (H.Wltkin, 19Т4; R.Stagner, 1961; М.Вертгеймер,1987; К.Абульханова-Славская, 1986); личностные смыслы деятельности (А.Н.Леонтьев, 1977). Определены значения индивидуальности как самоопределяемости. Творческое самосознание индивидуальности анализируется в трудах

П.В.Симонова (1993); Ю.М.Орлова (1991); К.С.ПИгрова (1979); Н.Ф.Наумовой(1988) и др.

Индивидуальность - понятие, обладающее большим интегральный потенциалом. В настоящее время разрабатываются подходы комплексного исследования человека на эмпирическом, теоретическом и метатеоретическом уровнях.

В отечественной науке целостность традиционно эксплицируется как проблема соотношения биологического и социального в человеке и как единство индивидуального и социального (Б.Г.Ананьев, 1977; В. Ф. Сержантов,

B.В.Гречаный,1980; Р.С.Карпинская, 1980). Эти две антиномичные пары соединяются посредством "потребности" (В.Ф. Сержантов, А. Д. Корольков, 1986), "отношений" (В.Н.Мясищев, 1966), "деятельности" (К.А.Абульханова-Славская, 1977; Л.П.Буева,1978; В.Е.Кемеров, 1977). В филогенетическом аспекте интегративной категорией выступает "трудовая деятельность" (Ю.И.Семенов, 1966, 1983;

C.Л.Рубинштейн, 1957; С.С.Батенин, 1976; Ю.И.Ефимов, 1981) Тождество и различие индивидуального и социального, социального и биологического выражается в понятии уровней структурной организации.

Большой вклад в развитие психологической концепции индивидуальности внесли представители "гуманистической психологии" Г.Олпорт, А.Маслоу. Одна из задач, которую ставят перед собой последователи этого направления в настоящее время, - разработка способов включения человеческой субъективности в психологическое исследование (W.Tageson,

1982). В обсуждении проблем индивидуальности принимают участие представители классического психоанализа (А1.К.Martin, 1978) и неофрейдизма.

В данной работе рассматриваются - в позитивном и в полемическом плане - концепции Э.Фромма, К.Хорни, В.Франкла. Интерес к этим авторам вызван также и тем, что в их трудах проблемы индивидуальности ставятся и решаются в аспекте ценностной проблематики.

В работе представлены популярные в зарубежной литературе концепции С.Милграма, Т.Адорно, Л.Кольберга, К.Роджерса и Д.Левингер.

Философия - это рефлексивная работа мысли, т.е. мысли, обращенной к самой себе. В рамках этой рефлексии понятие индивидуальности обладает огромным методологическим потенциалом. В настоящее время признана и получила развитие идея философской герменевтики об индивидуализации метода познания (В.С.Степин, 1989; М.Смирнова, 1993; В.С.Швырев, 1992; П.П.Гайденко, 1991 и др.) Заметно повышается интерес к проблемам повседневности, "жизненного мира",который сопровождается изменением масштаба объяснительных схем, их приближением к индивидуальному субъекту рациональной деятельности и вниманием к его ценностным регулятивам (Н.Козлова, 1992).

В то же время, индивидуальность с ее пафосом свободы, творчества и стремлением к надиндивидуальным духовным ценностям возвышает человека над обыденным повседневным бытием, окрашивает его существование переживаниями причастности и ответственности, вины и наказания.

Философская традиция имеет богатый опыт раздумий о присутствии вечного в индивидуальном (И.Кант, С.Кьеркегор, Л.Шестов), о смысле и ценности человеческой индивидуальности (Н.Бердяев, Ж-П.Сартр, К.Г.ЕНг, А.Швейцер и др.), о свободе выбора между индивидуалистической и альтруистической жизненной ориентациями.

Цель исследования - разработка концепции человеческой индивидуальности в ее основных чертах. Цель работы задана ее названием, в котором заявлено о намерении раскрыть понятие "индивидуальность" и определить место концепции индивидуальности в системе философского и частнонаучного знания. В отечественной философии есть примеры постановки подобной исследовательской задачи. Настоящую работу следует рассматривать как продолжение исследования интегральной индивидуальности, предпринятого в ряде работ (И.И.Резвицкий, И.С.Кон, В.С.Мерлин и др.) Однако, концепции названных авторов охватывают предмет своего изучения преимущественно на одном уровне генерализации. Особенностью данной работы является попытка осуществления разноуровневой интеграции. В диссертации на принципах соотносительности и дополнительности представлены философские и частнонаучные знания.

В работе ставятся следующие задачи:

Выявление основных значений понятия "индивидуальность" и анализ их соотношения;

Определение места концепта "индивидуальность" в современном дискурсе о природе рационального познания; Раскрытие содержания и методологических возможностей представления индивидуальности как системного единства биологического и социального, индивидуального и социального;

Выяснение основных особенностей идеологии индивидуализма; Описание феноменологического поля индивидуальности; Выявление интегральной функции индивидуальности в отношении основных структур психической деятельности. Анализ психологических механизмов деиндивидуализации; Определение возможностей и ограничений самоопределяемости человека в обществе.

Научная новизна работы состоит в развитии идеи индивидуальности и в попытке воплотить эту идею в определенную исследовательскую стратегию, суть которой состоит в индивидуализации и ценностной отнесенности всех существенных данностей человеческого бытия.

Индивидуализация не является методом в привычном смысле этого слова. В противном случае она противоречила бы своему понятию. "Индивидуализация" означает особое пристрастие к идеям сложности и многообразия, смыслового богатства и не сводимости".

Научная новизна исследования состоит в следувдем: осуществлено систематическое исследование человеческой индивидуальности с применением разноуровневого (эмпирического, теоретического, метатеоретического подхода); выявлены основные взаимосвязи между элементами понятия индивидуальности, обозначены контуры феноменологии индивидуальности; определены возможности индивидуализирующего подхода к анализу индивидуальности; показано его отношение к классической и постклассической рациональности; исследованы возможности самоопределяемости в системе отношений власти и подчинения; проанализировано отношение индивидуального и надиндивидуального в моральной сфере; внесены дополнения в список защитных механизмов психики; расширен список черт индивидуального когнитивного стиля.

К важным моментам диссертации, содержащим ее научную новизну, относятся следующие положения, которые выносятся на защиту:

I. Понятие "индивидуальность" имеет три основных значения: единичность (уникальность), самоопределяемость (свобода) и саморегуляция (целостность). "Индивидуальность" принадлежит приграничной сфере между рациональным и иррациональным, что проявляется прежде всего в характере взаимоотношений трех основных смыслов понятия "индивидуальность". В некоторых аспектах они взаимосвязаны, в других - независимы.

Своим иным" индивидуальности выступает понятие о двойственности человеческой природы, И в этой двойственности, противоречивости зашифровано все людское многообразие. Человеческую природу характеризуют диаметрально противоположные стремления: к добру и злу, уникальности и унификации, свободе и зависимости.

Индивидуальные различия между людьми в их отношении к свободе делают свободу реально существущим фактом. Самоопределяемость в среде выражается в таких действиях, как выбор и решение, сопротивление и ответственность. Саморегуляция - это единство мыслей и действий, умение владеть собой и добиваться поставленных целей. Каждый индивид несет в себе тенденции индивидуализации и деиндивиду ализ ации. Индивидуальность есть сущностная характеристика человека, она приложим а к индивиду в той мере, в которой он есть уникальное, неповторимое "Я" и поскольку он способен к самоопределяемости и самоконтролю.

История понятия "индивидуальность" в тенденции стремится к охвату всей истории знания о человеке и его месте в мире. Тождество индивидуальности с самосознанием, вытекающее из сущности свободы и целостности, определяет частичное совпадение истории понятия "индивидуальность" с историей развития самой индивидуальности. Но это совпадение неполное, поскольку "индивидуальность" обладает существенно релятивными признаками и потому возможна в любой точке исторического пространства и времени.

2. Анализ возможностей познания индивидуальности требует решения двоякой задачи: представления индивидуальности в качестве 1)субъекта и 2)объекта рациональной деятельности. Три мысловые составляющие индивидуальности при их рационализации приобретают следующее содержание: I) проблема понимания и индивидуального стиля мышления; 2) проблема сооотношения метода познания и творческого самоопределения; 3) проблема целостности рационального субъекта.

Проблема методологии, ее содержания и значимости должна быть отнесена к плану индивидуального мышления. Творческий субъект стремится создать упорядоченную и целостную картину мира, реально оперируя более или менее индивидуализированными принципами. Потребность в объективном и всеобщем критерии ценностей создает уверенность в существовании надиндивидуальных смыслов, обоснование которых обнаруживает предел рациональности. Природа надиндивидуального может представляться по-разному, религиозный смысл она приобретает на пути своего рационального обоснования.

3. Соотношение биологического и социального в человеке продолжает оставаться одной из важнейших проблем современного человекознания. Основные смыслы индивидуальности в аспекте этой проблемы имеют следующие выражения:

1) Определение границ человеческого разнообразия и выявление природной детерминированности межиндивидуальных 0 различий.

2) Исследование механизмов системной организации высших психических функций - проблема целостности.

3) Установление пределов, в которых развитие индивидуальности зависит от исходных природно-детерминированных условий.

В постановке, средствах концептуализации и принципах решения проблемы биосоциального единства следует реализовать не монистический подход, а принцип индивидуализации - в границах, диктуемых сложностью, многомерностью самой проблемы. Следует различать два основных значения понятия "биологическое".

К человеку биологическое относится в той степени, в которой на него распространяются 1)законы, общие всему живому, 2) те специфические для человека закономерности, которые укладываются в рамки обычного для всех живых организмов видоспецифичного разнообразия.

Социальное в человеке, так сказать, внутреннее социальное, - это его морфофизио логическая специфика, которая обеспечивает высшие по сравнению с животными формы поведения, чисто человеческие способности к труду, человеческому общению, мышлению.

Во-втором, более узком смысле, "социальное" означает воздействия, идущие к индивиду от среды, других людей, все приобретенное человеком в процессе социализации.

Проблема соотношения биологического и социального в человеке и проблема единства индивидуального и социального -взаимозависимы. Отношения индивидуального и социального также многомерны и несводимы к одному основанию. Смысловым и ценностным средоточием данной проблематики является способность творческого самоопределения индивидуальности.

4. Идея индивидуальности как ценности обосновывается идеологией индивидуализма. Эта идеология не является и не может по самой своей сути являться единой философией. Только если взять западную традицию, то и здесь существуют варианты: индивидуализм как обоснование ответственного выбора; как индивидуальный путь спасения; как эгоистическая жизненная ориентация. Существуют разные возможности психологической экспликации идеи индивидуализма. Кроме популярной позитивной цепи зависимостей: индивидуализм - свобода - творчество -нравственное здоровье - психическое благополучие реализуются и другие варианты, например:индивидуализм -свобода -множественность - неопределенность - непонимание одиночество.

5. Индивидуальное ть в субъективной репрезентации существует в виде комплексов: "самость", "сила Я", "уровни развития самости". Одним из важных показателей принадлежности какой-то мысли данному индивиду является степень ее связанности с другими психическими содержаниями, проникновение мысли в сферу мотивов деятельности. Целостность и саморегуляция служат основанием идентификации индивидуальности. Условием успешной саморегуляции выступает самоанализ, который включает механизм сравнения себя с другими, самооценку и самокритику. О развитости индивидуальности свидетельствует не отказ от внешних источников самооценки, как считают сегодня многие психологи, а стремление к истинному самоанализу.

К известным механизмам психической защиты следует прибавитьсклонность заменять самоанализ общими оценками (I) и (2) использование внутреннего диалога в целях самоиндукции.

6. Индивидуальность как целостность проявляется в виде силы, инициирующей и гармонизирующей мотивационную сферу личности. Возможности саморегуляции в отношении общих способностей - интеллекта, творческих способностей, психодинамики - определяются тем, в какой мере эти способности природно, биологически детерминированы. Ориентация педагогики на развитие творческих способностей и недооценка культуры, образованности сужает возможности самовыражения индивидов. Наличие креативных способностей у индивида является фактором становления его характера в силу социальной значимости и поощрения проявлений творчества. Однако не существует однозначной положительной связи между наличием созидательных способностей и душевным благополучием.

Индивидуальность мыслительной деятельности проявляется в своеобразии когнитивного стиля, присущего данному индивиду. Индивидуальный когнитивный стиль образуется обобщенным сочетанием свойств рациональности - их целостностью или дезинтегрированностью.

К числу черт индивидуального когнитивного стиля предлагается добавить I) "способность к истинному диалогу - монологичность мышления" и 2) "склонность к точечному согласию-тотальное согласие".

Наличие многих свойств темперамента и отсутствие однозначной связи между ними создает условия для многообразия психических складов и обеспечивает возможность саморегуляции. Но эти возможности не безграничны. Существуют неблагоприятные с точки зрения возможностей адаптации сочетания психодинамических свойств.

Характер, определяемый как совокупность относительно устойчивых черт поведения, появляется как результат самоопределяемости и саморегуляции индивида е условиях осознания им особенностей своих способностей и потребностей и под воздействием их, а также в условиях осознания требований социальной среды. Характер, как и личностный уровень - мотивы и цели, ценности и убеждения -непредсказуемая реальность, поскольку содержит в своем генезисе творчество и сознательный выбор.

7. Подчинение надиндивидуальным ценностям оставляет простор для личностного самоопределения, но отождествление индивидуальности с нравственной позицией является упрощением.

Подчинение надиндивидуальным принципам подкрепляется эмоциональной силой зависимости от своей референтной группы. Вместе с тем, подчинение надиндивидуальному делает человека более свободным в отношении своего ближайшего окружения, и возлагает на него ответственность за толкование морального закона.

8. Основные значения самоопределения индивидуальности: реалистическое принятие ответственности за происходящие в жизни события; движение к принятию на диндивиду а л ьных ценностей - нравственных, философских; выбор средств самоутверждения, дающих возможности индивидуализации. Эти возможности более или менее ограничены. Отношения лидерства, управления не могут быть свободными от элементов принуждения, де индивидуализации, как того требует гуманистическая доктрина. Естественные человеческие потребности в достижении успеха, признании, общении и и расширяют, и ограничивают самоопределяемость индивидуальности.

Практическая значимость исследования.

Теоретические результаты проведенного исследования могут быть использованы в работах по философии, социологии и психологии личности, общения, общественных отношений . В прикладном плане полученные результаты могут найти применение в лекционных курсах по истории философии, философии человека и общества, при подготовке спецкурсов по темам "Отношения власти и подчинения в обществе"; Современные тенденции в зарубежной педагогике"; "Человеческая индивидуальность: на границе реального и идеального"; "Образ индивидуальности в современном искусстве" и т.д.

Публикации и материалы диссертации использовались автором при подготовке и чтении курсов лекций по философии и социологии, спецкурса "Человек: индивидуальное и социальное" для студентов отделения журналистики Красноярского госуниверситета в 1991-1995 г.г., спецкурса "Философские проблемы биологии человека" для аспирантов Красноярской медицинской академии.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались и обсуадались на теоретических семинарах кафедры философии Красноярской медакадемии, на межвузовском теоретическом семинаре (Красноярский технологический институт, 1989), на методологическом совете профессорско-преподавательского состава Красноярского мединститута (1987).

Результаты исследований излагались в докладах и сообщениях на ряде конференций: международной научно-практической конференции "Современные социальные технологии" (Белгород, 1991); международной научно-практической конференции "Социальные конфликты" (Белгород, 1993); научно-практической конференции "Теория, методология и практика научно-технического творчества" (Одесса, 1993); конференции по русской философии "Духовность и нравственность'' (Пятигорск, 1992); научной конференции Проблемы русской духовности и современность" (Хабаровск, 1993); 1-й научно-теоретической конференции "Человек как космический феномен", (Ижевск, 1993); научно-практической конференции "Инновационные технологии развивающего обучения" (Красноярск, 1995).

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Нескрябина, Ольга Федоровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В предложенном диссертационном исследовании разработана концепция индивидуальное ти в единстве методологических, онтологических и аксиологических аспектов. В работе отсутствует раздел, посвященный истории развития концепции индивидуальности. Обращение к истории понятия присутствует в параграфе, посвященном анализу понятия индивидуальности. В отечественной и зарубежной литературе по исследуемой проблеме логический план рассмотрения явно преобладает над историческим. Это объясняется особенностью индивидуальности",ее стремлением вобрать в себя всю проблематику человвкознания.

Другой особенностью данной работы является то, что в ней осуществлен интегральный подход к анализу индивидуальности. Он состоит в применении разноуровневых знаний - частнонаучных, теоретических, метатеоретических. Оперирование понятиями разного уровня генерализации естественно приводит к необходимости прибегать к метафорам. Так, автору потребовалась новая метафора - "контур", для обозначения движения человеческой рефлексии, совмещающей планы индивидуального, межиндивидуального и надиндивидуального.

Для данной работы характерна применение 4индивидуализирущего принципа" познания, который предполагает особую чувствительность к ограниченности наших генерализирующих устремлений и особое пристрастие к идеям сложности и многообразия мира. Использование индивиду ализиру щей исследовательской стратегии привело к получению ряда научных результатов: выявлены основные взаимосвязи мезду элементами понятия индивидуальности, обозначены контуры феноменологии индивидуальности; показана роль индивидуализации в формировании смысла и ценности свободы; выявлены элементы редукционизма в современных системных представлениях, затрудняющие понимание интегрального характера индивидуальности; многомерность отношений биологического и социального представлена в качестве одной из причин ггроблематизации отношений "биологического и социального"; выявлены и соотнесены основные механизмы и способы индивидуализации отношений власти и подчинения в обществе; показана роль индивидуальных различий для существования концепции личностных черт.

В работе присутствуют сквозные темы, скрепляющие текст в единое смысловое целое. Это: соотношение индивидуальности и творчества; критический анализ концепции тождества индивидуальности, нравственности, творчества и душевной гармонии; соотношение индивидуальности и нравственности; сущность надиндивидуального; смысл и ценность человеческой свободы.

Обладает ли человек свободой воли - этот вопрос, видимо, один из вечных. Как бы он ни решался философски, теоретически, практическая мораль всегда исходила из предположения индивидуальной ответственности, а, следовательно, свободы. Она выражается в возможности выбора, в частности, нравственного выбора, и в творчестве, в том числе в творческом решении нравственных задач, свобода есть полагание не одной, а нескольких возможностей развития, вытекающих из одной наличной ситуации. Она подразумевает отсутствие жесткой, необходимой и поэтому однозначной связи между причиной и следствием. Вероятно, проблема свободы -плод особенностей нашей рациональности, особенностей исторического пути познания. Ведь жесткий детерминизм недоказуем точно так же, как недоказуема свобода. Почему доказывать нужно существование свободы, а не ее антитезы -загадка нашей рациональности. И, вероятно, есть некая метафизическая загадка в том, какая из возможностей ближе к реальности, та, что осуществилась или какая-то из неосуществившихся. И есть ли у людей основания жалеть о том, что могло бы быть, но не случилось.

Свобода есть, по определению, нечто противоположное необходимости. Знаменитая формула Гегеля: свобода есть осознанная необходимость - отражает некую реальность свободы, - свободы, понимаемой как отношение. Свобода есть признанная, принятая необходимость. Признание является условием свободы. Современная гуманистическая философия считает обязанностью человека , претендующего "быть индивидуальностью" познать себя, принять ответственность за себя, развить свои задатки. Свобода, не основанная на самопознании,эфемерна.

Практическая значимость данной работы и направление дальнейшего исследования видится в анализе самопознания, условий формирования культуры мышления "о себе как об индивидуальностим. Нуждаются в дальнейшей разработке принципы системной организации интегральной индивидуальности. Понимание многих вопросов формирования характера, личностных черт, в целом, индивидуальности, упирается в нерешенность психофизиологической проблемы.

Одно из направлений дальнейших исследований - поиск точек соприкосновения, интеграция знаний, получаемых в рамках"социологизаторских" подходов и "гуманистической" научной ориентации. В современной науке сохраняется оппозиция "внешнего" - "внутреннего" в детерминации индивидуальности. Она проявляется в различии понимания причин человеческой деятельности (внешняя - среда, обстоятельства, внутренняя - потребности человека); в различии понимания источников личностных черт (внешняя -воспитание, внутренняя - самовоспитание на основе природных задатков); в различии представлений об источнике формирования Я-концепции" (внешняя - теория "зеркального Я", внутренняя -самопознание, самонаблюдение); в различии представлений о средствах изменения человеческой жизни (внешняя - изменение структуры социальных взаимодействий, внутренняя самосовершенствование). Индивидуализирующий подход требует не принятия "внутренней" концепции, а анализа ситуаций, выявления комплекса условий, при которых каждая из позиций соответствует действительности.

Внешняя" и "внутренняя" ориентации в ряде случаев могут быть интегрированы, в силу разнообразия индивидуальностей, в силу того, что есть люди, в сознании и

297 поведении которых в большей степени представлена "внешняя "позиция, а есть люди с противоположной направленностью. Отчасти, это зависит от самого человека -какой ориентации он будет придерживаться. Есть люди, которые не могут и не хотят участвовать в соревновании индивидуальностей. Здесь положен предел рационалистическим смыслам и начинается область определения ценности индивидуальности.

298

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Нескрябина, Ольга Федоровна, 1996 год

1. Абрамова Н.Т. Границы фундаменталистского идеала и новый образ науки// Философские науки. - 1989. - N.1..

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1980. -335 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления // Когнитивная психология. М.: Наука, 1986. - С.157;

4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299 с.

5. Аверинцев С.С."Аналитическая психология" К.-Г.Юнга и закономерности творческой фантазии//0 современной буржуазной эстетике. Сб.ст.Вып.3. М.: Искусство, 1972. - С.110-155

6. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Наука,1988.- 286 с.

7. Акчурин И.А. Единство естественнонаучного знания. М. Наука, 1974. - 207 с.

8. Алексеев В.П. Этногенез.-М.: Высшая школа. 1986.- 173 с

9. Алтухов В. Смена парадигм и формирование новой методологии Общественные науки и современность. 1993.- N.I.1. С. 88-100.

10. Амосов Н.М. Природа человека. Киев: Наукова думка, 1983. - 223 с.

11. Ананьев Б.Г. 0 проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977. -380 с.

12. Андрюхина Л.М. Стиль науки: Культурно-историческая природа.

13. Екатеринбург: Изд-во Уральск.ун-та, 1992.- 150 с.

14. Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. Кн.1. М.: Педагогика, 1982. - 320 с.

15. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы.- М.: Наука, 1978. 399 с.

16. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.367 с.

17. Ахундов М.Д., Баженов Л.Б. Естествознание и религия в системе культуры// Вопросы философии.- I992.-N.I2.-C. 42-53.

18. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М.: Изд-во Правда", 1989. - 622 с.

19. Батенин С.С. Человек в его истории. -Л.: Изд-во Ленингр.унта, 1976.- 295 с.

20. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. -М.: Советская Россия, 1979.- 320 с.

21. Бердяев Н. Новое религиозное сознание и общественность. -СПб.: Изд-во М.В. Пирожкова, 1907. — 233 с•

22. Бердяев Н. Самопознание. Лениздат, 1991. - 400 с.

23. Березанская Н.Б. Роль внушаемости и критичности впроцессе целеобразования // Психологические механизмы целеобразования. М.: Наука, 1977. - С. 123-142.

24. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ.- СПб.: Лениздат, 1992. 400 с.

25. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. - 421 с.

26. Бирюков Б.В., Гутчин И.Б. Машина и творчество. Результаты, проблемы, перспективы. М.: Радио и связь, 1982. - 152 с.

27. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1994. - 343 с.

28. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. -М.: Наука, 1963.- 412 с.

29. Бубер М. Два образа веры: Пер с нем. М.: Республика, 1995. -464 с.

30. Буева Л.П. Общение как процесс социальной типизации и индивидуализации личности // Психология личности и образ кизни/Отв.ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1987. - С. 34-38.

31. Булгаков С-Н. Христианский социализм.-Новосибирок: Наука, 1991. 350 с.

32. Буржуазная философия XX века. М.: Политиздат, 1974.-336 с.

33. Быстрицкий Е.К. Понимание и практическое сознание// Загадка человеческого понимания/Ред. А.А.Яковлева. М.: Политиздат, I99I.-C.35.

34. Веккер Л.М. Психические процессы.Т.3. Ленинград: Изд-во Ленингр,ун-та, 1981. -326 с.

35. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 336 с.

36. Вертгеймер М.Продуктивное мышление: Пер с англ. М.: Прогресс, 1987. - 336 с.

37. Винер Н. Индивидуальный и общественный гомеостаз//Обществен-ные науки и современность. 1994.- N.6. -С. 127-130 .

38. Выготский С.Л. Соч. в 6-ти тт.Т.З. М.:Педагогика, 1983. - 367 с.3G. Вышеславцев Б.П.Этика преображенного эроса. ~М.: Изд-во Республика", 1994. -368 с.

39. Вышеславцев Б.П. Вольность Пушкина (Индивидуальная свобода)

40. России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука,1990.-С.398-402.

41. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики: Пер.с нем. М.: ПРОгресс, 1988. - 700 с.

42. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века// Вопросы философии. -1991. -N.G.-C. 3-14.

43. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля//Вопросы философии.- 1992.-N.7.- С.I16-135.

44. Гарбузов В.И. Древние и новые каноны медицины. -СПб.: Изд-во 0BK, 1992. 246 с.

45. Гербачевский В.К. Психологическая индивидуальность и образ себя // Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие.- М.: Ин-т психологии РАН, 1994.- T.I,1. С.58-61.

46. Гессе Г.Сиддхартха.-М.: Ред.издат.агенс."День",1990.-174 с.

47. Глаголева В.Н. Разработка К.Марксом проблемы деятельных способностей индивида//Проблема человека в "Экономических рукописях 1857-1859 гг." К.Маркса.- Ростов: Ростовс.кн.из-во, 1977.- С. 52-62.

48. Голдберг Л.П., Шмелев А.Г. Межкультурные исследования лексики личностных черт. "Большая пятерка" факторов в анг лийском и русском языках// Психологический журнал. 1993.-Т.14.-П 4. С.32-39.

49. Григорьян Б.Г. Философская антропология: Критический очерк М.: Мысль, 1982. ~ 189 с.

50. Гримак Л.П. Моделирование состояний человека в гшшозе. М.: Наука, 1978. - 272 с.

51. Гумбольдт В. Язык и философия культуры: Пер.с нем- М.: Прогресс, 1985. -440 с.

52. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. JT: Гидрометео-издат, 1990.- 528 с.

53. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. М.: Молодая гвардия,1989. - 317 с.

54. ДИлигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности// Вопросы философии. 1990. -N. -С. 21-45.

55. ДИльтей В. Введение в науки о духе: Опыт построения основ для изучения общества и истории// Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв./ Ред. Г.К.Косикова.- М.: Изд-во Моск.ун-та, 1987.-С.132.

56. Дольник В. Рок рока //Знание-сила. 1988.-N. 4.-С.66-72.

57. Дорожнова К.Д. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М.: Медицина, 1983.- 160 с.

58. Достоевский Ф.М. 0 русской литературе. М.: Современник, 1987. - 400 с.

59. Дубровский Д.И. Проблема "психика и мозг" в свете категорий социального и биологического//Вопросы философии.1982.- N.5 -С.65-75.

60. Дубровский Д.И. Проблема идеального.- М.: Мысль, 1983. -228 с.

61. Дунчев В. Психометрический подход к изучению творческой индивидуальности (по материалам зарубежных исследований)

62. Психологические проблемы индивидуальности. Вып.2.

63. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. С.9-13.

64. Дюркгейм Э. Социология и социальные науки//Метод в науках. Пер.со 2-го франц.изд. -СПб.: Образование, I9II.-С.226-245.

65. Дюркгейм Э. Социология и теория познания. Пер.П.Сорокина// Новые идеи в социологии. -СПб.:Образование, I9I4.-C.27-67.

66. Ермолаева-Томина Л.Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психология творчества / Ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1990. - С.117-130.

67. Ефимов Ю.И.Философские проблемы теории антропосоциспенеза.-Ленинград: Наука, 1981. -192 с.

68. Жирнов Б.Л. Социально-биологическая проблема и значение понятия "физиологическое" для ее решения// Биология и медицина: Философские и социальные проблемы взаимодействия. М.: Наука, 1986.- С.184-208.

69. Журавлев Г.Е. Системные проблемы развития математической психологии. -М.: Наука, 1983. 289 с.

70. Замошкин Ю.А. За новый подход к проблеме индивидуализма// Вопросы философии. 1989. -N. 6. - С.3-16.

71. Зимбардо Ф. Застенчивость: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1991.- 208 с.

72. Зейгарник Б.В. Теория личности. К.Левина. М.: Изд-во МГУ, 1981. - 118 с.

73. Зингерман Б.И.Пикассо,Чаплин,Брехт,Хемингуэй//Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX века. М.: Наука, 1984. - С.102-162 .

74. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 142 с.

75. Ивин А.А. Ценности и понимание// Вопросы философии. 1987. N.8.- С.31-43.

76. Индивид и культура.Интервью с А.М.Пятигорским//Вопросы философии. -1990.- N.5. С.93-104 .

77. Индивид, индивидуальность, личность//Коммунист. 1988.-N.I7. - С.49-63.

78. Исследование проблем психологии творчества / Ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1983. - 336 с.

79. Каверин С.Б. Потребность власти. М.: Знание, 1991. - 63 с.

80. Каганова В.В., Кузьминов А.Ф.Сивоконь М.Е. 0 Философских проблемах биофизического детерминизма// Философские науки.1990. N.7.

81. Как построить свое "Я" / Ред. В.П.Зинченко. М.: Педагогика,1991. 136 с.

82. Камю А. Бунтующий человек: Пер. с франц. Ы.: Политиздат, 1990. - 415 с.

83. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань,

84. Изд-во Казане, ун-та, 1969.- 278 с.

85. Коваленко В.Н. Проблема креативности личности // Психология творчества/Ред А.Я.Пономарева. М.: Наука, 1990.- C.I3I-I48.

86. Ковалев A.M. Диалектика способа производства общественной жизни. М.: Мысль, 1982. - 255 с.

87. Козлова Н. Социология повседневности: переоценка ценностей Общественные науки и современность.- 1992. N.3.1. С.48-56.

88. Кон И.О. В поисках себя: Личность и ее самосознание.

89. М.: Политиздат, 1984. 336 с.

90. Кондаков Н.И. Введение в логику. М.: Наука, 1967. -465 с.

91. Кочубей Б. Действие и поступок // Знание-сила. 1991.-N7.-С.67-94.

92. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991207 с.

93. Кроник А.Дроник Е. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М. : Мысль, 1989. -204 с.

94. Кропоткин П.А. Хлеб и воля.Современная наука и анархия.-М.: Изд-во "Правда", 1990. 640 с.

95. Кропоткин П.А. Этика: Избр.труды. М.: Политиздат, 1991.496 с.

96. Круг-ликов Р.И. Принцип детерминизма и деятельность мозга. -М.: Наука, 1988. 224 с.

97. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. 2-е изд. М.: Политиздат, 1980. - 312 с.

98. Кьеркегор С. Страх и трепет: Пер. с дат.- М.: Республика, 1993. 383 с.

99. Лабиринты одиночества: Пер.с англ. -М.: Прогресс, 1989.- 623 с.

100. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда: Пер. с англ. М.: Прогресс,1. Универс, 1993. 208 с.

101. Левченко Е.В. История психологии отношений. Автореф. дис. на соиск. уч. степени д-ра психол.наук. -СПб., 1995.- 36 с.

102. Лейбниц Г. Соч.в 4-х т. Т.2. М.: Мысль, 1983. - 686 с.

103. Лейтц Г. Психодрама: Теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено: Пер. с нем. М.: Прогресс, Универс, 1994. - 352 с.

104. Леонгард К. Акцентуированные личности Киев: Виша школа 1981. - 390 с.

105. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание .Личность.Изд.2-е -Политиздат, 1977. 304 с.

106. Личко А.Е. Подростковая психиатрия.- Л.: Издат. Ленингр.ун-та, 1979.- 335 с.

107. Ломов Б.Ф. Вопросы общей,педагогической и инженерной психологии. -М.:Педагогика, 1991. -297 с.

108. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"): Пер. с нем. М.: Прогресс,Универс, 1994. 269 с.

109. Лосский Н.0. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа.- М.: Политиздат,I991. -368 с.1С!5. Мак-Дауголл Основные проблемы социальной психологии. -М-: Космос, 1916. 282 с.

110. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности.- Тбилиси: Мецшереба,1984. 82 с.

111. Мамардашвили М. Беседы о мышлении // Мысль изреченная. Сб. науч. ст. М.: Изд-во Росс, открытого ун-та, 1991. С.3-50.

112. Маньяковская Н.Б.Постмодернизм как неклассическая эстетика//Вестник Моск.ун-та.Сер.7.Философия.- 1994.-N.2.-С.81-83.

113. Марков Б.В. Разум и сердце; История и теория менталитета СПб.: Изд-во С-Петерб.ун-та, 1993. 232 с.

114. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З.

115. Мерлин B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. - С.87-105.

116. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.- 256 с.

117. ИЗ. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь: ПГПИ, 1990. - 107 с.

118. Мерло-Понти М. Оно и дух: Пер. с франц. М.: Искусство, 1992.- 63 с.

119. Мец И.Б. Будущее христианства: По ту сторону буржуазной религии: Пер.с нем.//Вопросы философии.-1990.- N9.-С.83-131.

120. Милль Д.С. Утилитаризм. О свободе.: Пер. с англ.-3-е рус. изд. СПб, 1900. 426 с.

121. Мигунов А.С.Постмодернизм: Адаптация к культуре//Вестник Моск.ун-та. Сер.7.Философия.- 1994.- N.2. -С.77-79.

122. Мирская Л.А. ,Пигулевский В.0.Романтическая ирония и игра воображения//Философские науки. -1987. -N.4. С.39-49.

123. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990. - 222 с.

124. Митина В .С. Концептуальные основы изменения содержания общего образования в школах США // Педагогическая мысльв странах Запада на современном этапе. М.: Изд-во АПН1. СССР, I991. С.36

125. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.- 351 с.

126. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм/'/Вопросы философии.1991. N.3. - С.3-28 .

127. Москаленко А.Т.,Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность.-Новосибирск: Наука, 1989. -204 с.

128. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983.- 240 с.

129. Мясникова Л.А. Тайна и смысл индивидуального бытия. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1993. - 218 с.

130. Нартова-Бочавер С.К. Два типа нравственной самоактуализации личности // Психологический журнал. 1991. - Т.14.1. Л 4. С.24-31

131. Нарский И.С.Проблема универсалий и дискуссия на ХУ1 Всемирном философском конгрессе//Философия и мировоззренческие проблемы современной науки: ХУ1 Всемирный философский конгресс.- М.: Наука,1981. С.269-298.

132. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988.- 200 с.

133. Наумова Н.Ф. Психологические механизмы свободного выбора// Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М.: Наука, 1983. - С.197-221.

134. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-С.39-52.

135. Неплох Я.М. Человек, познай себя! Записки психиатра.1. СПб.: Наука, 1991. 208 с.

136. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988 192 с.

137. Николко В.Н. Творчество как новационный процесс: Философско онтологический анализ. Симферополь: "Таврия", 1990.-190 с.

138. Ницше Ф. Генеология морали.Т.2/ Соч.в 2-х. т.- СПб.: Сирин", 1990. С.3-148 .

139. Нюттен Ж. Мотивация// Экспериментальная психология.Вып.5.:Пер. с франц.- М-: Прогресс, 1975.- C.I6-II0.

140. Общая психодиагностика / Ред. А.А.Бодалева, В.В. Столина. М.: МГУ, 1987. - 303 с.

141. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. 288 с.

142. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс//Эстетика.Философия культуры. М.: Искусство, 1991. - 588 с.

143. Очерк теории темперамента / Ред. В.С.Мерлин, Изд. 2-е.-Пермь: Пермс.кн.изд-во, 1973. -293 с.

144. Павел Филонов в контексте художественной культуры XX века: ("круглый стол")//Философские науки.-I991.-N.2.- С.95-115.

145. Паркинсон С. Законы Паркинсона: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. - 448 с.

146. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: Учебн.пособие для вузов. М.: Высш.школа, 1989. - 3G8 с.

147. Петрова Е.Н. Экология индивидуальности: Философско-соци-ологический аспект. Екатеринбург: №зд-во Уральс.ун-та, 1992. -160 с.

148. Пигулевский В.0. Проблема применения эстетических категорийв постмодернизме//Вестник Моск.ун-та.Сер.7.Философия.- 1994. N.2.- С.76-77.

149. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. - 312 с.

150. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.:Наука,1986. 254 с.

151. Подорога В.А.Метафизика ландшафта: Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX-XX вв.- М.: Наука, 1993.-320 с.

152. Полани М. Личностное знание. На шути к посткритической философии: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. - 344 с.

153. Понимание как философско-методологическая проблема: Материалы "Круглого стола".Ч.З-я//Вопросы философии.- 1986.1. N.9. С.49-64.

154. Попов А.Б. Как научиться изобретательству // Наука в России. 1993. - Л I. - С.48-50.

155. Поппер К. Открытое общество и его враги.Т.2: Пер.с англ.-М.: Феникс,Meждун.фонд "Культурная инициатива",1992.-528 с.

156. Психологические исследования творческой деятельности/Ред. А.Я.Пономарева.-М.: Наука, 1987. -253 с.154 .Психология творчества: Общая, дифференциальная, прикладная/Я. А.Пономарев,И.Н.Семенов,С.Ю.Степанов и др. М.: Наука, 1990. - 222 с.

157. Резвицкий И.И. Личность.Индивидуальность.Общество. М.: Политиздат, 1984. - 141 с.

158. Рейнуотер Д. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ. 2-е изд.- М.: Прогресс, 1993.- 240 с.

159. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Г1ер. с франц. М.: Прогресс, 1988. - С.163

160. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию.Становление человека: Пер.с англ.- М.: Прогресс.Универс, 1994. 480 с.

161. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Ред. И.В.Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988. -336 с.

162. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -С.356

163. Рудестам К. Групповая психотерапия.2-е изд.: Пер.с англ.

164. М.: Прогресс,Универс, 1993. -368 с.

165. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально -психологических различий. М.: Наука, 1979.- 352 с.

166. Русалов В.М. Вклад биологической теории индивидуальности в решение проблемы социального и биологического в человеке // Биология в познании человека. М.: Наука, 1990. - С.109-125.

167. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм/УСумерки богов/ Ред.А.А.Яковлева.- М.: ИПЛ, 1989. - С.319-344.

168. Сержантов В.Ф. Философские проблемы биологии человека.-Ленинград: Наука, 1974. 158 с.

169. Сержантов В.Ф., Гречаный В.В.Человек как предмет частно-научного и философского знания.- Новосибирск: Наука,1985.- 216 с.

170. Сизов К.В. Индивидуальный стиль // Вопросы психологии 1988. Л 2. - С.160-166.

171. Симонов П.В. Детерминизм и свобода выбора // Методологические проблемы физиологии высшей нервной деятельности/ Отв.ред.Р.И. Кругликов. М.: Наука, 1982. -С.86-121.

172. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. - 141 с.

173. Симонов П.В. Созидающий мозг: Нейробиологические основы творчества. М.: Наука, 1993. - 112 с.

174. Системное исследование индивидуальности.Тез.докл.Всесоюз. конфер.19-22 июня 1991 г. -Пермь: Пермс.госуниверс., 1991.222 с.

175. Смирнова М. Социально-культурное многообразие в зеркале методологии// Общественные науки и современость. 1993.-N.I. - С.78-87.

176. Соловьев B.C. Философская публицистика. Соч.в 2-х т. T.I.- М.: Изд-во "Правда", 1990. 892 с.

177. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования / Ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.СЕменова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. - 288 С.

178. Стенгерс И. Точные науки и редукционизм// Современная наука: познание человека/ Отв.ред. Н.И.Смирнов. М.: Наука, 1988.- С.32-48.

179. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. -М.: Прогресс, 1982. 231 с.

180. Талызина Н.Ф., Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом М.: Изд-во Моск. ун-та, 1931.-192 с.

181. Телешевская М.Э. Искусство делать людей счастливыми: Записки психотерапевта. М.: Ангстрем, 1983.-334 с.

182. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системыи их значение для психологии // Психология индивидуальных различий. Тексты.- М. Изд-во Моск. ун-та, 1982. -С.32-38 .

183. Тихомиров O.K. Психология мышления.Уебн.пос. -М.: Изд-во Моск.ун-та, 1984. -272 с.

184. Трубецкой Е.Н.Смысл жизни.- М.: Изд-во "Республика",1994. 431 с.

185. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л. Изд-во Ленинг. ун-та, 1980.144 с.

186. Трусов В.П., Лепехин Н.Н. Измерение характеристик личности и прогнозирование поведения // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 2. С.40-44.

187. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех: 0 философии поступка.- Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. 216 с.

188. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии: Пер.с англ. -М.: Прогресс, 1990. 718 с.

189. Феномен человека: Антология/Сост.,вступ.ст.П.С.Гуревича. М.: Высш.шк., 1993. 349 с.

190. Философия и медицина/Ред.Сержантов В.Ф.Корольков А.Д.1. Л.-.Наука, 1986. 214 с.

191. Франк С.Л. Сочинения. ~М.: Изд-во "Правда", 1990.-607с.

192. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем.

193. М-: Прогресс, 1990.- 368 с.

194. Фресс П. Эмоции// Экспериментальная психология.Вып.5.:Пер. с франц.- М.: Прогресс, 1975.- С. II2-I95.

195. Фромм 3. Иметь или быть?: Пер. с анг. М.: Прогресс, 1986. - 238 с.

196. Фромм Э. Человек для себя: исследование психологических проблем этики: Пер. с англ. Минск: Коллегиум, 1992- 254 с.

197. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви: Пер. с англ.- М.: Педагогика, 1990. 160 с.

198. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер.с англ. -М.: Республика, 1994. -447 с.

199. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. - Я> 2 - С.35-40.

200. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер.с нем. М.: Республика, 1993. -447 с.

201. Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с ни-дерл.- М.: Издат.группа "Прогресс", "Прогресс-Академия", 1992. 464 с.

202. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. -480 с.

203. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры/Ред.А.Я.Гуревич М.: Наука, 1990.-240 с.

204. Честертон Р.К. Вечный человек: Пер. с англ.- М. Политиздат, 1991. -544 с.

205. Швейцер Ф. Благоговение перед жизнью: Пер.с нем. М.: Прогресс, 1992. - 576 с.

206. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры// Вопросы философии. 1992.- N.6. - С.91-114.

207. Шердаков В.Н. Смысл жизни как философско-этическая проблема// Философские науки. 1885. -N. 2.- С.41-50.

208. Шилов В.Н. К проблеме смысла жизни//Философские науки.-1985. N. 2. - С.35-40.

209. Шмелев А.Г. Психодиагностика и новые информационные технологии // Компьютеры и познание: очерки по когито-логии. М.: Наука, 1990. - С.87-104.

210. Шмелев А.Г., Похилько В.И., Козловская-Тельнова А.Ю. Практикум по экспериментальной психо семантике (Тезаурус личностных черт) М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

211. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994. - 560 с.

212. Энгельгардт В.А. 0 некоторых атрибутах жизни: иерархия, интеграция, "узнавание"// Вопросы философии.- 1978.- N.7.

213. Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. М.: Наука, 1985. -303 с.

214. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер.с нем. М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

215. Adair G. Understanding Motivation. Guildford: Talbot Adair Press, 1990. - 114 p.

216. Adorno T. et all. The Authoritarian Personality.- N.Y.: John Wiley and Sons, Inc., 1964.- Part one. 600 p., Part two - 601-900 p.

217. Allport G. Personality. A psychological Interpretation.-N.Y.: Acad.Press, 1937. 588 p.

218. Allport G.Personality and Social Encounter.Sel.Essays.

219. Chicago and London: The Univ.press.-1960.- 388 p.

220. Allport G.W. Prejudice: A Problem In Psychological and Social Causation// Toward a General Theory of Action. -N .Y.: Harper Torch books, 1951.- P.365-387.

221. Allport G.W., Bruner J.S., Jandorf E.M. Personality under social catastrophe // Personality in nature, society and oulture.Sec.ed./Ed.by С Kluckhohm, N.A.Murray.1. N.Y., 1967 . C.436-455.

222. Anastasi A. The Use of Personality Assessment in Industry // Personality assessment In organization.- N.Y., etc: Praeger, 1985. P.1 -20.

223. Brothy J. Interactions between Lerner* Characteristics and Optimal Instruction //Sooial Psychology of Education.- N.Y. 1978. P.136.

224. Brown H. I. Rationality. London and N.Y.: Routleilge, 1988.- 244 p.

225. Chase D.H. Practice vs. Motivation //Journal of Educational Psychology. 1992.- Y 84.- N 3.- P.286.

226. Checkland P.B. The application of systems thinking In real-world problem situations: the emergence of soft systems methodology//New Directions in Management Science/ Ed.by Jackson M.C.~ Gower Publ.Comp.-~ Hants.1987.-P.87-96.

227. Cortina J.M., Dohert M.L., et all The "big five" personality factors in the IPI and MMPI: Predictors of policeperformans // Personal psychology. 1992. - V.45.- N1 P.119-140.

228. Craig Al.M. Perspectives on Personality in Japanese History.- Berkeley: Univ. of California Press, 1970.- P.1-28.

229. Dial I. Creativity 101: Let's Legislate It// The Journ.of Creative Behavior.- 1991.- V.25.-N.3.- P.243.

230. Pestinger L.A. Theory of Cognitive Dissonance.-Stanford Univ.Press, 1957. 290 p.

231. Peyerabend P. Against Method. Outline ol an anarchistic theory of knowledge. London, 1975. - 339 p.

232. Peyerabend P. Farewell to Reason.- London: Verso, 1987.

233. Gibbons P. Self-Attention and Self-Report: The "veridica-lity" hypothesis// Personality and Prediction.Jorn.of Personality. Sp.iss.- V.51. n 3.- 1983. - P.517-542 .

234. Goff M., Ackerman P. Personality-Intelligence Relations: Assessment of Typical Intellectual Engadement // Journal of Educational Psychology.- 1992.- V.84.-N.4.-P.538.

235. Grossman S.A., King P.G. Eagles, Otters, and Unicorns An Anatomy of Innovation // The Journal of Creative Behavior.- 1990.- V.24.- N.2.- P.75-98 .

236. Gruber H.E. The Evolving Systems Approach to Creativity// Toward Theory of Psychological Development.-Oxford.: NFER Publ.Company, 1982. P.271.

237. Guilford J.P. Creativity// Personality growth and Lerning Ed.by A.Cashdan.- Longman for the Open univ.Press, 1972,- P.93-112.

238. Haddon P.A., Lytton H. Teaching Approach and the development of divergent thinking abilities in primary schools.// Personality grouth and Lerning., P.57-70.

239. Handy Ch.B. Understanding Organization. London: Penguin Books, 1976. - 447 p.

240. Hardimon M.O. Role obligations // The Journal of Philosophy. 1994. - V.XCI. - N 7. - P.333-363.

241. Harrison D. The Sociology of Modernization and Development. London: Unwin Hyman, 1988.- 196 p.

242. Howard J.A. Prom changing selves toward changing Society// The Self-Society dynamic./ Ed.by Howard J.A. N.Y., !991. P. 209-237.

243. Identity and individuation/Ed.by M.H.Mutitz.- N.Y.: New York univ.press, 1971.- P.252.

244. Jan C. An Essential Interrelationship: Healfhy Sell-esteem and Productive Creativity // Journal of Creative Behavior. V.25.- N 2.- P.154-161.

245. Kateb G. Notes on Pluralism// Social Research.- 1994.1. Vol.61.- N.3. P.511-538.24.3. Kluckholm C.,Murray H.A. Personality Formation: The Determinants// Personality In nature, society and culture.Sec.ed.- N.Y.: Alf.A.Knopf.,1967.- P.55-56

246. Kohlberg L., Levine Cn., Hewer Al. Moral Stages: A current Formulation and Response to Critics. Basel etc., Karger, 1983. - 178 p.

247. Kreltler S.H., Kreitler H. The Cognitive Foundations of Personality Traits. N.Y.- L.: Plenum Press, 1990.-405 p.

248. Magyari-Beok I. An Introduction to the Framework of Creati-logy//The Journal о1 Creative Behavior.- 1990.-V.24.-N.3.1. P. 151-160.

249. Manaster G.I., Corslnl R.I. Individual Psychology. -F.E.Peacock Publishes, Inc., 1982. 322 p.

250. Marlcus H.R. and Kltayama S. Cultural Variation In the Self-Concept // The Self: Interdisciplinary Approaches.- P.18-48

251. Marlowe D., Gerden K.J. Personality and Social Behavior// Personality and Social Behavior. Menlo Park: Addison-Wesley Publ. Com., 1970. - P.1-76.

252. Martin M.W. Self-Deceptlon and Morality.- Lawrenc: Uni-ver.Press of Kansas, 1986.- 177 p.

253. Masloy A. Motivation and Personality. N.Y.: Viking Press, 1954. - 394 p.

254. Mckinley R. Idiographlc gosls and method in the study of llves//Journal of Personality.- 1983.- V.51.- N.3.

255. P. 413-437255. Measures of Personality and Social Psychological Attitudes. V.1 / Ed. by J.P.Robinson et all San Diego etc.: Acad.Press. Inc., 1991.- 753 p.

256. Merton R. Bureaucratic Structure and Personality// Personality In nature, society, and culture. P.382.

257. Milgram S. Obedience to authority : An experimental view.-N.y.: Harper and Row, 1974. .224 p.

258. Miller R. What is Holism In Education? Correspondence between Miller and Corslnl // Individual Psychology. 1990.- V.46.1. N 1.- P.3-19.

259. Orne N.T., Raner-Manley N.K. Disorders of Self: Myths, Metaphores, and the Demand Characteristics of Treatment// The Self: Interdisciplinary Approachese. -P.93-106.

260. Phillips Б.Ь. Abandoning Method.Sociological studies in methodology.- San Franoisco: JoBsey-Bass Publ.,1973--202 p.

261. Ricoeur P. Imagination in discourse and In action// The Human being in action/ Ed.by A.-T.Tymleniecka. V.VII.-Dordrecht etc.: D.Reidel Publ.Com., 1978. -P.3-22.

262. Rogers C.,Stevens.В Person to Person: The Problem of Being Human. London: A Condor Book, 1976. - 276 p.

263. Rogers С .Foreword//Humanis tie Psychology: Concepts and Criticisms/Ed.by J.Royce and L.Mos- N.Y.and London: Plenum Press, 1981- P.vii-x .

264. Richardson K. Understanding Psychology Milton Keynes.

265. Philadelphia: Open Univ.Pre вв. 1988.- 114 p.

266. Santayama G. The life of Reason or the PHases of Human Progress.Reason In art.- N.Y.: Ch.Scr., 1948.- 230 p.

267. Safter H.T. Are children Becoming More Creative? // The Journal of Creative Behavior. 1986.- V.20.-N 1.-P.7.

268. Self and identity: Perspectives aoross/ Ed.by T.Honess.-London, eto.: Routledge & Kegan Paul, 1987-- 392 p.

269. Sherman S.J.f Fasio R.H. Parallels between attitudes and traits as predictors ol behavior// Personality and prediction/ Ed.by S.West.- Duke Univ.Press.-1983--V.51.-N.3.-P.318-345.

270. Shaw J.M. Cliatt M. A Model for Training Teacher to Encourage Divergent Thinking Young Children// The Journal of Creative Behavior. 1936.- Y.20.- N 2.- P.81-88.

271. Siraonton D. Formal Education: Eminence and Dogmatism: The Journ.of Creative Behavior.- 1983.- V.17.-N.2.- P.149-162.

272. Snyder M. The Influence of individuals on situations: Implications for understanding the links between personality and Social behavior // Personality and Prediction. Journ. of Personality. Sp.is3ue. Duke Univer.Press.-1983.- V.51.- N 3.- P.497-516.

273. Stagner R. Psychology of Personality.- 3d ed.- N.Y.: McGraw-Hill, 1961.- 586 p.

274. Strano D.A., Dixon P.N. The Comparative Peeling of Inferiority Index // Individual Psychology. 1990. - V.46.1. N 1. P.29-42 .

275. Swensen C.H. Ego Development and the Interpersonal

276. Relationship // Humanistic Psychology. N.Y.: Univ.Press, 1972.-P.38.

277. Taylor S. et all. Assault and the Self.//The Self: The interdlsoiplinary Approaohes P.239-24Q.

278. Terence H. The myth of Right Hemisphere Creativity//

279. The Journal of Creative Behavior.-1991.-V.25.-N3.-P.223-226.

280. The Individual Subject and Scientific Psychology/Ed.by J.Yalslner.- N.Y. ana LondoniPlenum Press, 1986.-408 p.

281. The International Handbook of Group Psychotherapy/ Ed.by J.L.Moreno et all.- N.Y.: Philosophical library,1966 -747 p.

282. Toffler A. The third wave.- Toronto: Bantam books, 1987.537 p.

283. Toward a theory of psychological development/Ed.Modgll E.Oxford: NFER Publ.comp., 1982.-814 p.

284. Urich M.F. Social interest and the Categorical Imperative // Individual Psychology. 1990. - V.46 -N 1.1. P.51-54.

285. Wakefield J.F. The Outlook for Creativity Tests// The Journ.of Creative Behavior.- 1991.- V.25.-N.3.-P. 184-193.

286. Waterman A.s. The Psychology of individualism.- N.Y. etc.: Praeger, 1984. 361 p.

287. Winch P. The Idea of a Social Science and its Relation to Philosophy.- London, N.Y.: Routledge & Kegan Paul. -143 p.

288. WItkin H.A. Psychological differentiation// Personality growth and lernlng./Ed.by A.Cashdan.- Open Univ.Press, 1972. -P.23-35.

289. Woodman R.W., Sohoenfeldt L.F. An Interactionist Model of Creative Behavior// The Journal of Creative Behavior. 1990.- V.24.- n 1. P.10-20.

290. Worsley P. Introducing Sociology. 2nd ed. Penguin Books, 1977. - P.253.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.