Феномен социальной самости личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Денисова, Ирина Валентиновна

  • Денисова, Ирина Валентиновна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Новочеркасск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 158
Денисова, Ирина Валентиновна. Феномен социальной самости личности: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Новочеркасск. 2008. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Денисова, Ирина Валентиновна

ВВЕДЕНИЕ.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

1.1. Человек и его индивидуальность: концептуализация понятий.

1.2. Социально-философские модусы человеческого «Я».

2. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ САМОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ.

2.1. Самость человека: социальная сущность и особенности проявления.

2.2. Рефлексирующее «Я» как условие формирования социальной самости.

2.3. Социальная самость личности в современных российских условиях

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен социальной самости личности»

Актуальность темы исследования. Системный кризис социально-культурной реальности в постсоветской России и как его результат -трансформация поведения человека, сформировавшегося в условиях стабильного советского общества, повлекли за собой массовую утрату идентичности на индивидуальном и групповом уровне. В настоящее время сформировалось уже новое поколение, для которого СССР - книжная история, а альтернативы советской государственно-гражданской идентичности с ее разрушенной формулой «Я — советский», в сущности, не создано. Однако для нормального и плодотворного функционирования социального целого необходим ответ на вопрос: «Кто «Я» и каков смысл моего конкретного бытия?» Попытки ответа вызывают к жизни поиск и становление новых вариантов идентичности личности и социальных групп.

Кризис идентичности является проблемой не только для России. Он актуален во всем мире в связи с наступлением культуры постмодерна, информационной экономики, мировой политики. Моральная безответственность, глобальные экологические и технологические проблемы, ядерная и военная угрозы, биотехнологические эксперименты создают обеспокоенность общества по поводу ситуации утраты идентичности, в которой современный человек может потерять свои не только социальные, но и биологические свойства. В подтверждение кризиса идентичности можно привести слова Ж.Ф. Лиотара, который писал, что современный мир похож на «дезинтеграцию социальных агрегатов в массу индивидуальных атомов, брошенных в абсурд броунова движения»1.

Потребность в идентичности, по замечанию Р. Рубинстайна, есть в «действрггельности потребность во множественной интегрированности иден

1 Лиотар Ж. Ф. Ситуация постмодерна // Философская и социологическая мысль. - 1995.-№5.-С. 15. тичности, связанная со стремлением реализовать ее»1. Приведенная мысль исследователя свидетельствует о многомерности идентичности человека: имеется в виду личностная и социальная идентичность, которые являются важными регуляторами самосознания и социального поведения. Причем идентичность в различных ее проявлениях имеет не только когнитивный, но и экзистенциально-нормативный смысл, включая в себя две большие подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность. Первая относится к самоопределению в рамках физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт, а вторая - социальная идентичность - открытие себя через другого, определяет принадлежность человека, во-первых, к различным социальным группам, и, во-вторых, самоопределение, самоидентификацию человека, что открывает путь к исследованию феномена социальной самости в контексте социальной идентичности человека.

Актуальность выбранной темы продиктована не только социальной значимостью, но и собственно научными интересами, поскольку происходящее в последнее десятилетие обновление методов и расширение области философского исследования одновременно повлекли за собой изменение теоретических основ концепции, интерпретирующих проблемы идентичности и, соответственно, самости личности.

Степень разработанности темы. Личность и самосознание человека изучались на протяжении всей истории социально-философской мысли в трудах таких классиков, как Платон2, Аристотель3, Декарт4, Локк5,

1 Цит. по: Ядов В.А. Социальная идентичность личности. - М.: Самар. ун-га, 1994.-С. 3-4.

2 Платон. Законы // Платон. Сочинения: в 3-х т. - М.: Мысль, 1971. - Т. 3, ч. 4, 2. -С. 37-238.

3 Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения: в 4-х т.: пер. с греч. A.B. Кубицкого. - М.:Эксмо, 2006. - Т. 1. - 604 с.

4 Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Сочинения: в 2-х т : пер. с латин. и фр.-М.: Мысль, 1989.-Т. 1.-С. 250-505.

5 Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Локк Дж. Избранные философские произведения: в 2-х т. -М.: Соцэкгиз, 1960. - Т.1. - С. 234-433.

Юм , Лейбниц", Кондильяк , Фихте , Гоббс , Гольбах , Дидро , Кант8,Гегель9, Шопенгауэр10, Франкл11, Фейербах12, Маркс, Энгельс13, Хайдеггер14, Сартр15, Ясперс16, Кьеркегор17 и др.

К пониманию социальной природы человека и необходимости его социальной идентификации пришли зарубежные исследователи, Ч. Кули18, Д.Г. Мид19, И. Гофман20, Т. Парсонс21,

1 Юм Д. Исследование о человеческом разумении. - М.: Прогресс, 1995. - 278 с.

2 Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме: пер. П.С. Юшкевича. - М.; J1.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1936. - 484 с.

3 Кондильяк Э.Б. де. Трактат об ощущениях. - М.: ОГИЗ, 1935. - 444 с.

4 Фихте. Несколько лекций о назначении ученого; Назначение человека; Основные черты современной эпохи: пер. с нем. - Минск: Попурри, 1998. - 474 с.

5 Гоббс Т. Философия // Гоббс Т. Сочинения: в 2 т.: пер. с латин. и англ. - М.: Мысль, 1989.-Т. 1.-621 с.

6 Гольбах П. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного. - М.: Соцэкгиз, 1940. - 456 с.

7 Дидро Д. Философия // Дидро Д. Сочинения: в 2 т.: пер с фр. - М.: Мысль, 1986.-Т.1.-С. 3-276.

8 Кант И. О мотивах чистого практического разума // Кант И. Сочинения. - М.: Мысль, 1965. - Т. 1, ч. 1. - С. 365-437.

9 Гегель. Система наук. Феноменология духа // Гегель. Сочинения. - М.: Мысль, 1977.-Т. 4, ч.1.-440 с.

10 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Собрание сочинений: в 6 т.: пер с нем. - М.: Терра-Кн. Клуб: Республика, 1999. - Т. 1. - 445 с. Франкл В. Человек в поисках смысла: пер с англ. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

12 Фейербах J1. Основные положения философии будущего // Фейербах JI. Избранные философские произведения: в 2 т. - М.: Госполитиздат. 1955. - Т. 1. - С. 134-204.

13 Маркс К., Энгельс Ф. Феноменология согласного с собой эгоиста, или Учение об оправдании // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М.: Политиздат, 1966. - Т. 3. - С. 3-260.

14 Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления: пер. с нем. - М.: Республика, 1993.-447 с.

15 Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. - М.: ТЕР-РА-Книжный клуб: Республика, 2002. - 640 с.

16 Ясперс К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. - М.: Политиздаг, 1991. - 527 с.

17 Кьеркегор С. Наслаждение и долг: пер. с дат. - 3-е изд. - Киев: Air Land, 1994.-504с.

18 Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок: пер. с англ. - М.: Идея-Пресс, 2000. - 320 с.

Mead G.H. Mind, Self and Society: From the Standpoint of a Social Behaviorist. -Chicago: University of Chicago Press, 1976.

20 Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни: пер с англ. -М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 2000. - 302 с.

21 Парсонс Т. Человек в современном мире: пер. с англ. — М.: Прогресс, 1985.

428 с.

У. Джеймс1,3. Фрейд2, К. Юнг3, Г.С. Салливен4, Э. Эриксон3, Шарден,П.6 и др.

Проблема личности с позиций ее социализации получила теоретическое обоснование в трудах классиков советской психологической школы, т активно использующей философские концепции: JI.C. Выготского , В.М.Бехтерева8, В.П. Тугаринова9, C.J1. Рубинштейна10, A.B. Запорожца11,

A.Н. Леонтьева12, В.А. Ядова13, А.Г. Здравомыслова14, Д.Н. Узнадзе15 и др. Среди современных исследователей-психологов необходимо обозначить имена Б.Г. Ананьева16, A.B. Брушлинского17, A.B. Петровского18,

B.А. Петровского,19 В.В. Столина20, Е.В. Шороховой21 и др.

1 Джеймс У. Введение в философию: пер. с англ. - М.: Республика, 2000. - 315 с.

2 Фрейд 3. Психоанализ. - Донецк: Сталкер, 2000. - 432 с.

3 Юнг К.Г. Исследование феноменологии самости. - М.: Рефл-бук: Ваклер, 1997. -ЗЗбс.

4 Sullivan H.S. The Interpersonal Theory of Psychiatry. -N.Y, 1953.

5 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. - 2-е изд. - M.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 352 с.

6 Тейяр де Шарден, П. Феномен человека: сборник очерков и эссе: пер. с фр. / сост. В.Ю. Кузнецов. - М.: ACT, 2002. - 600 с.

7 Выготский J1.C. Психология. -М.: Апрель-пресс: ЭКСМО-пресс, 2000. - 1006 с.

8 Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. - 3-е изд. - М.: ГИЗ, 1926.- 187 с.

9 Тугаринов В.П. Личность и общество. - М.: Мысль, 1965. - 191 с.

10 Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер: Питер принт, 2003.-508 с.

11 Запорожец A.B. Психическое развитие ребенка // Запорожец A.B. Избранные психологические труды: в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1986. - Т.1. — С. 3-316.

12 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977.-304 с.

13 Ядов В.А. Социальная идентичность личности. - М.: Самар. ун-т, 1994.

14 Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в социальной теории. - Л.: Изд-во Ле-шшгр. ун-та, 1964. — 74 с.

5 Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. - 451 с.

16 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1969. —

338 с.

17 Брушлинский A.B. Психология субъекта / отв. ред. В.В. Знаков. - СПб.: Але-тея, 2003.-268 с.

18 Петровский A.B. Быть личностью. - М.: Педагогика, 1990. - 110 с.

19 Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 509 с.

20 Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 286 с.

21 Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. - М.: Соц-экгиз, 1961.-342 с.

Вопросам теории личности, природе человеческой субъективности и смыслу ее существования посвящены работы И.В. Ватина1, В.Н. Брюшинкина 5 В.П. Зинченко, С.Д. Смирнов , С.А. Левицкого , М.К. Мамардашвили5. Сознание как единство двух уровней отражения -интенциального и рефлексивного, исследовалось Т.П. Матяш6; детское самосознание личности изучали A.A. Бодалев7, Л.И. Божович8, B.C. Мухина9, П.Р. Чамата10, И.И. Чеснокова11, Д.Б. Эльконин12 и др.; исследованию российской идентичности посвящены работы Ю.Г. Волкова13.

Проблема человеческого «Я», соотношения «Я» и самосознания личности исследовалась с различных сторон. Ф.Т. Михайлова14 волнует вопрос источников творческих способностей человека, диалектика творящего и сотворенного. А.Г. Спиркинаь «Я» интересует как носитель и од

I Ватин И.В. Человеческая субъективность / отв. ред. В.Е. Давидович. - Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1984. - 197 с. Брюшинкин В.Н. Логика, мышление, информация / Калинингр. гос. ун-т. - JL: Изд-во ЛГУ, 1988.- 151 с.

Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1983.- 164 с.

4 Левицкий С.А. Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения»: ст. о солидаризме. - М.: Посев, 2003. - 462 с.

5 Мамардашвили М. Психологическая топология пути. - М.; СПб., 1997.

6 Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. - Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1988.- 178 с.

7 Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. - 135 с.

8 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психол. исследование. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

9 Мухина B.C. Детская психология. - М.: Просвещение, 1985 - 272 с.

10 Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности // Проблемы сознания.-М., 1968.

II Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. —

144 с.

12 Эльконин Д.Б. Педагогическая, детская и возрастная психология. - М.: Прогресс, 1982.

Волков Ю.Г. Гуманистическая идеология и формирование российской идентичности. — М.: Соц.-гуманитар. знания, 2006. - 256 с.

14 Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. — 2-е изд. - М.: Политиздат, 1976.

287 с.

15 Спнркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972. новременно элемент самосознания. Д.И. Дубровский1 подходит к «Я» как к центральному интегрирующему и активирующему фактору субъективной реальности. И.С. Кон2 исследует загадку человеческой «самости» с позиции сохранения целостности личности во времени. В.Т. Бахур3 прослеживает формирование и трансформацию образа «Я» в истории культуры и индивидуальном развитии личности.

Приведенная экспозиция концепций и подходов, имеющих место в сфере теории (теорий) личности, свидетельствует о значительной проработанности тематики при сохранении, однако, неразрешенных вопросов, к числу которых принадлежит и проблема социальной самости личности.

Цель исследования заключается в изучении феномена самости личности в социуме.

Достижение поставленной цели осуществляется в результате поэтапного решения следующих исследовательских задач:

- проанализировать основные концептуальные понятия, с помощью которых описывается индивидуальность человека;

- рассмотреть ведущие социально-философские модусы человеческого «Я»;

- исследовать социальные детерминативы человеческой самости;

- выявить особенности проявления социальной самости человека;

- проанализировать проявления рефлексии человеческого «Я» как условия самоидентификации человека и идентификации личности социумом.

Объектом исследования является идентичность личности в социальном пространстве.

Предметом исследования выступает социальная самость личности в контексте идентичности индивида для себя и для общества.

1 Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М.: Мысль, 1983. - 228 с.

2 Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984.-335с.

3 Бахур В.Т. Это неповторимое «Я». - М.: Знание, 1986. - 192 с.

Гипотеза диссертационного исследования. Идентичность человека социально обусловлена и формируется в процессе трансформации индивида в личность, центральным элементом в структуре которой является феномен «Я», характеризующийся многомерностью проявлений: «Я» — идентичность (самость), «Эго» (субъективность) и «образ Я», которые взаимосвязаны и предполагают друг друга. Наряду с этим следует учитывать существование социальной самости как социально-ролевой детерминанты бытия индивида - «амплуа», которое приписывается личности обществом и индивидом самому себе.

Теоретико-методологические основания исследования. Диссертационная работа опирается на теоретические положения отечественных и зарубежных авторов в области философии, истории философии, культурологии, социологии, психологии. При исследовании понятий «индивидуальность» и «социальность» были привлечены частнонаучные подходы социологических и психологических школ. В частности, методы гуманистической психологии позволяют представить картину развития личности, сохраняющей свою индивидуальность и адаптирующейся социально.

Основными философско-методологическими принципами исследования являются принципы объективности, системности, детерминизма и историзма. Основываясь на принципе объективности, диссертант рассматривает социальные условия возникновения самости. Принцип системности позволил получить представление о целостности исследуемого феномена самости в его индивидуальном и социальном аспектах. Принцип историзма дал возможность рассмотреть феномен социальной самости личности в ретроспективе. Принцип детерминизма ориентировал на исследование процесса личностного развития как генетически обусловленного и социально направляемого.

В исследовании используются также общенаучные методы, такие как анализ, синтез, дедукция, индукция, идеализация, сравнение, обобщение, метод теоретического моделирования и др.

Эвристической базой стали труды Т. Парсонса, Д.Г. Мида, И. Гофмана, ориентирующие на анализ исследуемого феномена с позиций теории ролей.

Научная новизна работы заключается в следующем:

- рассмотрены и систематизированы основные концепции человеческой индивидуальности;

- изучены такие социально-философские модусы человеческого «Я», как «самость», «Эго», «образ Я»;

- исследована сущность социальной самости как условие идентичности личности человека для «себя» и для социума;

- представлен комплексный анализ феномена самости в единстве его историко-философского, социально-психологического, историко-культурного и других аспектов;

- дан анализ процессов самопознания и поиска себя как проявления рефлексирующего «Я» в контексте социальной идентичности личности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социальная идентичность человека представляет многомерное явление, включающее социальные, психологические, культурологические, биологические аспекты; определяет поведение человека, направленное на разделение внутреннего и внешнего миров, и раскрывается в таких понятиях, как «индивид», «личность» и «Я». В европейской философской традиции понятие идентичности ассоциируется с понятием самости личности, представляемой как сохранение идентичности личности и личностного «Я» в течение жизни индивида.

2. Понятие «Я» является центральным социально-философским понятием, категориальный статус которого определяется следующими его проявлениями: «Эго», «образ Я» и «самость». Указанные социально-философские модусы «Я» отражают интегральную целостность индивида, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и от остальных людей. Проблема социальной самости перерастает рамки гносеологического соотношения сознания и самосознания и приобретает ценностный, социально-нравственный аспект, и на первый план выдвигается диалектика взаимопроникновения индивидуального и социально-всеобщего.

3. Самость возникает с развитием и посредством социальной деятельности и социальных отношений. Механизм формирования самости заключается в способности людей ставить себя на место других, действовать, как действуют другие, и рассматривать себя с точки зрения других. Процесс полного развития самости включает две стадии. Самость индивида конституируется организацией: 1) отдельных установок других индивидов по отношению к нему самому и друг к другу в рамках социальной деятельности; и 2) социальных установок обобщенного другого или социальной группы, которые включаются в сферу непосредственного опыта индивида и в качестве элементов инкорпорируются в его самость.

4. Индивидуальность человека обусловлена принадлежностью к какому-либо сообществу, интериоризацией и экстериоризацией социально-культурных правил, норм, установок этого сообщества: языка как средства, благодаря которому человек обретает и выражает свою индивидуальность; различных ролей, которыми наделяют его другие члены сообщества; установок членов этого сообщества. Совокупность факторов идентичности определяет социальный контекст самости человека.

5. Условием формирования самости является рефлексирование человеческого «Я» в различных когнитивных практиках. Когнитивная схема «самости» включает четыре принципа: интериоризации, усвоения оценок других людей; социального сравнения; само атрибуции; смысловой интеграции жизненных переживаний. Хотя интериоризация внешних оценок, социальное сравнение и самоатрибуция - психологически разные процессы, они взаимосвязаны и часто переходят друг в друга на основе принципа смысловой интеграции «образа Я». Понятие смысловой интеграции подчеркивает не только системность, целостность «образа Я», но и его ценностно-смысловой характер, связь когнитивных аспектов «самости» с моти-вационными.

6. В социально-философских исследованиях уже давно утвердился подход к рассмотрению личности в социуме через теорию ролей и социальных экспектаций. Однако последнее представляется в виде общественных ожиданий и предписаний по исполнению социальной роли независимо от личных качеств и психологических особенностей индивида. Эти представления (продолжая «театральную» аналогию И. Гофмана) должны быть дополнены пониманием социальной самости личности, как того «амплуа», которое приписывается личности обществом и индивидом самому себе. Иначе говоря, речь идет о том, какие роли может, с точки зрения общества, и хочет, чувствует в себе для этого силы, с точки зрения индивида, выполнить данная личность.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе выводы могут быть использованы для дальнейших философских и культурологических исследований идентичности личности человека. Возможно применение этих выводов для изучения процессов личностной и социальной самоидентификации и поисков путей разрешения конфликтов, возникающих в ходе этих процессов, а также для экспертизы инноваций, затрагивающих самобытность сообществ.

Материалы диссертационного исследования могут использоваться при анализе актуальных проблем философии, социологии, психологии, а также при составлении общих и специальных учебных курсов по социальной философии, философской антропологии, психологии, культурологии.

Апробация работы. Концептуальные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях регионального, всероссийского и международного уровней (гг. Ростов-на-Дону, Саратов, Новочеркасск, Шахты, 2005-2008 гг.).

Содержание диссертации обсуждалось на объединенных заседаниях кафедр «Философия», «Социология и психология» и «Дизайн и культурология» Южно-Российского государственного технического университета (НПИ) (2007-2008 гг.).

Основные положения диссертации отражены в 17 научных публикациях, среди которых 4 - в изданиях, рецензируемых ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 158 страниц машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Денисова, Ирина Валентиновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящем диссертационном исследовании предпринята попытка социально-философской рефлексии самости в ее «двуединой» реальности - в форме социальной самости личности и уникального индивидуального самосознания:

1. Идентичность человека социально обусловлена и формируется в процессе индивидуализации - трансформации индивида в личность, центральным элементом в структуре которой является феномен «Я», характеризующийся многомерностью проявлений. В диссертационном исследовании мы доказали идею о трех философских модусах человеческого «Я» -идентичность (самость), «Эго» (субъективность) и «образ Я» взаимосвязаны и предполагают друг друга. Мы пришли к выводу, что среди всех философских модусов «Я» выделяется социальную самость, как социально-ролевую детерминанту — «амплуа», которое приписывается личности обществом и индивидом самому себе.

2. В качестве конкретного существа индивидуальность обладает собственным бытием, в котором единичное и общее, природное и социальное не просто присутствуют, а взаимодействуют, сливаясь в единое, в «самость». И именно «самость» индивида занимает доминирующее место среди всех других ее свойств. Единство природного и социальной неповторимости человека создает качество его сугубой (двойной) индивидуальности - личности. Личность и выступает тем самым, индивидуальной сущностью человека, включенного в общественное целое, которая образована интеграцией его биологической и социальной индивидуальностью-самостью.

3. Существуют различные подходы к исследованию самости. В бихевиоризме «самость» рассматривается как поведенческая категория, которую можно уловить только в действиях, поступках. Когнитивная психология считает «самость» познавательной схемой, благодаря которой индивид перерабатывает информацию о себе, организуя ее в особые понятия и образы. Психоанализ и эго-психология, видит в «самости» мотивационный феномен, основу которого составляют влечения и потребности. Для ин-тракционизма «самость» — продукт межличностного взаимодействия и коммуникации. Экзистенциальная психология усматривает сущность «самости» в процессах самоактуализации, актах творчества. В результате сделан вывод, что общий механизм самости заключается в способности людей ставить себя на место других, действовать, как действуют другие, и рассматривать себя с точки зрения других.

4. Процесс полного развития самости включает две стадии. Самость индивида конституируется организацией: 1) отдельных установок других индивидов по отношению к нему самому и друг к другу в рамках социальной деятельности; и 2) социальных установок обобщенного другого или социальной группы, которые включаются в сферу непосредственного опыта индивида и в качестве элементов инкорпорируются в его самость.

5. Самость достигает своего полного развития посредством организации индивидуальных установок других в организованные социальные или групповые установки, становясь тем самым индивидуальным отражением всеобщей систематической модели социального или группового поведения, в которое она вовлечена наряду со всеми другими, — модели, которая как некое целое проникает в опыт индивида в терминах этих организованных групповых установок, которые посредством механизма своей центральной нервной системы он принимает в себя.

6. В диссертации выдвинут тезис двух «Я» — люди одновременно обладают внешним «Я» для представлений и скрытым, циничным человеческим «Я». Если происходит разрыв между тем, чем человек должен быть, «фактической социальной идентичностью», и тем, что он на самом деле представляет, «реальной социальной идентичностью» — то он «заклеймен».

Это порождает конфликт, который проистекает из различия между тем, что люди ожидают от наших действий, и теми стихийными действиями, которые мы желаем. Это создает стрессовую ситуацию, выход из которой связан с осуществлением выбора социальных образов поведения. Человек свободен лишь тогда, когда он остается самим собой, сохраняя свою подлинную сущность, свою «самость».

7. Предложена новая схема «самости», в которую включены четыре принципа: интериоризация, усвоение оценок других людей; социальное сравнение; самоатрибуция; смысловая интеграция жизненных переживаний. Хотя интериоризация внешних оценок, социальное сравнение и самоатрибуция - психологически разные процессы, они взаимосвязаны и часто переходят друг в друга на основе принципа смысловой интеграции «образа Я».

Поставленные и решенные в диссертации задачи не исчерпывают проблему изучения социальной самости личности. Поэтому можно обозначить следующие вопросы, требующие дальнейшего рассмотрения:

• Диссертационное исследование ограничилось социально-философским анализом самости в контексте структурно-ролевых теорий. Возможен также анализ социальной самости в истории схоластической традиции средневековья, где самость рассматривалась как «этовость» (самотождественность единичного)» и «чтойность», позволяющая соотнести данную самость с другими элементами этого или иного множества.

• В качестве одной из возможных перспектив можно указать на философский анализ самости в контексте синергийной религиозно-философской антропологии. Так, в русле построения новой антропологии, которую С. Хоружий определяет как «энергийную предельную антропологию», возможно новое осмысление самости. Такого рода попытки представлены в работах различных религиозных мыслителей. Так, возможно обращение к теории самости А.Лосева, отличающейся своеобразным синтезом гегелевского и феноменологического подходов. Ему же принадлежат глубокие интуиции относительно личностного начала бытия, составляющего одну из центральных тем в отечественной философии и образующего ближайший контекст изучения человеческой самости и личности человека.

• Еще одно возможное направление исследования - обращение к исследованию влияния культур Востока и Запада на становление концепции самости человека. Так, в китайской философии самость дифференцируется на автохтонную самость как таковую и самость привнесенную, что открывает дальнейшие перспективы исследования самости в восточной философии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Денисова, Ирина Валентиновна, 2008 год

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -299 с.

2. Августин Блаженный. О граде Божьем // Августин Блаженный. Сочинения: в 2 т. К., 1905.- Т. 2. - Репринт: - М., 1994.

3. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. — М.: Наука, 1988. 286 с.

4. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках (Критич. очерк концепций франц. структурализма) М.: Наука, 1977. - 271 с.

5. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара: Бахрах - М, 2000. - 336 с.

6. Американская социологическая мысль: Тексты. Высокая теория / Ч. Миллс, Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц; под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 149-158.

7. Американская социологическая мысль: Тексты. Социальная самость/ Ч. Кули, Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц; под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 316-324.

8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.

9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1969.-338 с.

10. Антонова Н. В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма, когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. - №1. - С. 131-143.

11. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения: в 4-х т.: пер. с греч. A.B. Кубицкого. М.: Эксмо, 2006. -Т. 1. - 604 с.

12. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. М., 1983. -Т. 4.-С. 375-644.

13. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс-Универс, 1993. - 608 с.

14. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. ~~ М.: Изд-во МГУ, 1979. — 151 с.

15. Бандурин А.П. Социальная регуляция: рациональное и иррациональное / отв. ред. Ю.Г. Волков. М.: Соц.-гуманитар. знания, 2005. — 300 с.

16. Баразгова Е.С. Американская социология: традиции и современность. Екатеринбург, 1997. - 76 с.

17. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994. - 256 с.

18. Бассин Ф.В. К проблеме бессознательного //Вопросы философии. — 1962. -№7.- С.112-124.

19. Бахтин М.М. как философ / С.С. Аверинцев, Ю.Н. Давыдов, В.Н. Турбин и др. -М.: Наука, 1992. 256 с.

20. Бахтин М.М. Эстетическое наследие и современность: межвуз. сб. науч. тр. — Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992. Ч. 1. - 176 с.

21. Бахур В.Т. Это неповторимое «Я». М.: Знание, 1986. - 192 с.

22. Бердяев H.A. Самопознание: (Опыт филос. автобиогр.) / сост., пре-дисл. A.B. Вадимова. М.: Книга, 1991. - 445 с.

23. Бердяев H.A. Самопознание: сочинения. М.: Харьков: ЭКСМО1. Пресс, 2001.-624 с.

24. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. -480 с.

25. Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Мир философии. М.,1991. - Т. 2. - С.82-94.

26. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л.: Худож. лит., 1973. - 567 с.

27. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: пер. с англ. / общ. ред. М.С. Мацковского. СПб.; М.: Университетская книга, 1996. - 399с.

28. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. 3-е изд. - М.: ГИЗ, 1926.-187 с.

29. Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. -М.: Флинта: Наука, 1998. 167 с.

30. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-воМГУ, 1982.- 199 с.

31. Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. - 135 с.

32. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Пси-хол. исследование. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

33. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников.- Минск: МФЦП, 2002. 1008 с.

34. Брушлинский A.B. Психология субъекта / отв. ред. В.В. Знаков; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. СПб.: Алетея, 2003. - 268 с.

35. Брюшинкин В.Н. Логика, мышление, информация / Калинингр. гос. ун-т. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 151 с.

36. Брюшинкин В.Н. Феноменология русской души //Вопросы философии. 2005. - № 1. - С. 29-40.

37. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978. -216 с.

38. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие.- Киев: Наук, думка, 1991. 195 с.

39. Ватин И.В. Человеческая субъективность / отв. ред. В.Е. Давидович. -Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1984. 197 с.

40. Ватин И.В., Кохановский В.П. Диалектический метод и социальная реальность / отв. ред. В.Е. Давидович. Ростов н/Д: Изд-во Рост, унта, 1990.- 175 с.

41. Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. /сост., общ. ред. Ю.Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

42. Волков Ю.Г. Гуманистическая идеология и формирование российской идентичности. -М.: Соц.-гуманитар. знания, 2006. -256 с.

43. Волков Ю.Г. Идентичность и гуманистическая идеология: взгляд в будущее. -М.: Соц.-гуманитар. знания, 2006. С. 228.

44. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек как космопланетарный феномен. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1993. - 187 с.

45. Выготский Л.С. Вопросы возрастной психологии // Собр. соч.: в 6 т. -М., 1984.-Т.4.-251 с.

46. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психол. развития ребёнка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519 с.

47. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. - Т. 3. - С. 3-141.

48. Выготский Л.С. Психология. М.: Апрель-пресс: ЭКСМО-пресс, 2000. - 1006 с. - (Мир психологии).

49. Гайденко П.П. Герменевтика и кризис буржуазной культурно-исторической традиции //Вопросы литературы. 1977. - №5. -С.130-165.

50. Гайденко П.П. Постметафизическая философия как философия процесса //Вопросы философии. -2005. -№ 3. С. 136-140.

51. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. М.: Искусство, 1970. - 247 с.

52. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. — М.: Мысль, 1979. -288 с.

53. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. М.: Наука, 1980. - 567 с.

54. Гегель. Система наук. Феноменология духа // Гегель. Сочинения. М.: Мысль, 1977. -Т. 4, ч.1. - 440 с.

55. Гегель. Философия духа // Гегель. Энциклопедия философских наук. -М.: Мысль, 1977. Т. 3. - 474 с.

56. Гессе Г. Избранное: пер. с нем. М.: Худож. лит., 1977. - 413 с.

57. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Сов. писатель, 1971. -464 с.

58. Гоббс Т. Философия // Гоббс Т. Сочинения: в 2 т.: пер. с латин. и англ. -М.: Мысль, 1989. Т. 1. - 621 с.

59. Гольбах П. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного. -М.: Соцэкгиз, 1940. -456 с.

60. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни: пер. с англ. -М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2000. 302 с.

61. Гофман И. Самость и повседневность // Контексты современности-1: Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: хрестоматия. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2000. - С. 124-128.

62. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. — М.: Политиздат, 1973.-319 с.

63. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972.-318 с.

64. Давидович В., Аболина Р. Кто ты, человечество? Теоретический портрет. М.: Молодая гвардия, 1975. - 174 с.

65. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. М.: Политиздат, 1989. - 254 с.

66. Декарт Р. Против «третьего размышления» о существовании Бога // Декарт Р. Сочинения: в 2 х т.: пер с латин. и фр. М.: Мысль, 1994. -Т. 2.-С. 216-241.

67. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направить свой разум и отыскивать истину в науках// Декарт Р. Сочинения: в 2 х т.: пер с латин. и фр. М.: Мысль, 1989. - Т. 1. - С. 250-505.

68. Декарт Р. Страсти души // Декарт Р. Сочинения: в 2-х т.: пер с латин. и фр. ~М.: Мысль, 1989. Т. 1. - С. 482-505.

69. Декарт. Р. Против «второго размышления» о природе человеческого ума: о том, что ум легче познать, нежели тело // Декарт Р. Сочинения: в 2-х т.: пер с латин. и фр. М.: Мысль, 1994. - Т. 2. - С. 202-216.

70. Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях; Бергсонизм; Спиноза: пер. с фр. М.: Пер сэ, 2000. - 349 с.

71. Джеймс У. Введение в философию: пер. с англ. М.: Республика, 2000.-315 с.

72. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. -296 с.

73. Джеймс У. Научные основы психологии. СПб., 1902.

74. Джеймс У. Психология личности. Тексты. М., 1982.

75. Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь: Русско-английский, англо-русский: в 2 т.: пер. с англ. М.: Вече: ACT, 1999. - Т. 1: А-О. - 543 с.

76. Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь: Русско-английский, англо-русский: в 2 т.: пер. с англ. М.: Вече: ACT, 1999. - Т. 2: П-Я. - 527 с.

77. Дидро Д. Философия // Дидро Д. Сочинения: в 2 т.: пер с фр. М.: Мысль, 1986.-Т.1.-С. 3-276.

78. Дойков Ю.В. Георгий Гуревич социолог-эмигрант первой волны // Социологические исследования. - 1996. - № 2. - С.142-148.

79. Дубинин Н.П. Наследование биологическое и социальное. — М.: Коммунист, 1990.

80. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983. - 228 с.

81. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда М.: Наука, 1996. -С.141.

82. Заковоротная М.В. Идентичность человека: социально-философские аспекты Ростов н/Д: Изд-во Сев.-Кавк. науч. центра высш. шк., 1999. - 198 с.

83. Замошкин Ю.А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность. Социологический анализ некоторых тенденций в общественной психологии США. М.: Наука, 1966. - 328 с.

84. Запорожец A.B. Психическое развитие ребенка // Запорожец A.B. Избранные психологические труды: в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1986. Т. 1. - С. 3-316.

85. Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в социальной теории.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1964. 74 с.

86. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.В. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Гардарики, 2002. - 431 с.

87. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 164 с.

88. Золотухина-Аболина Е.В. Философская антропология М.: МарТ, 2006. - 240 с.

89. История зарубежной психологии, 30-е 60-е г. XX в.: тексты / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 342 с.

90. Каган М.С. Проблема субъектно-объектных отношений в марксистко-ленинской философии //Философские науки. 1980. - № 4. - С. 6774.

91. Каган М.С. Человек как средство и цель общественного развития // Диалектика общественного развития. Л., 1988. - С.40-138.

92. Кант И. О мотивах чистого практического разума // Кант И. Сочинения. -М.: Мысль, 1965. Т. 1, ч. 1. - С. 365-437.

93. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию /Ин-т «Открытое общ-во». М.: Аспект Пресс, 1996. - 215 с.

94. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335с.

95. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. -1981. -№1.- С. 25-38.

96. Кон И.С. Открытие «Я» самосознание. М.: Политиздат, 1978. -367 с.

97. Кондильяк Э.Б., де. Трактат об ощущениях. М.: ОГИЗ, 1935. - 444 с.

98. Контексты современности-1: Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: хрестоматия: пер. с англ. и нем. -2-е изд., перераб. и доп. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2000.

99. Краткий психологический словарь / под общ. ред. A.B. Петровского и М.Г. Ярошевского 2-е изд., расшир., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.-512 с.

100. Краткий словарь по философии /под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1979. — 414 с.

101. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок: пер. с англ. -М.: Идея-Пресс, 2000. 320 с.

102. Кьеркегор С. Наслаждение и долг: пер. с дат. 3-е изд. - Киев: Air Land, 1994.-504с.

103. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М.: Наука, 1965. - 263 с.

104. Левицкий С.А. Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения»: ст. о солидаризме. М.: Посев, 2003. - 462 с.

105. Лейбин В.М. Психоаналитическая трактовка структуры личности и неофрейдистская концепция самости //Вопросы философии. 1977. — № 6. - С. 149-158.

106. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990. - 395 с.

107. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме: пер. П.С. Юшкевича. Кн. 4. О познании. - М.; Л.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1936. - С. 313-462.

108. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме: пер. П.С. Юшкевича. — Кн. 2. Об идеях. М.; Л.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1936. - С. 99235.

109. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме: пер. П.С. Юшкевича. М.; Л.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1936. - 484 с.

110. Лейбниц Г.В. Опыт о человеческом разуме. М., 1938. - 204 с.

111. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. — 359 с.

112. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

113. Лиотар Ж.Ф. Ситуация постмодерна // Философская и социологическая мысль.- 1995.-№5.-С. 15, 48-56.

114. Лиотар Ж.Ф. Ситуация постмодерна // Философская и социологическая мысль. 1995. - № 6. - С. 52-64.

115. Липовая Л.П. Победить или не быть: опыт экзистенциально-онтологического анализа победы и поражения. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2002.-256 с.

116. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Локк Дж. Избранные философские произведения: в 2-х т. М.: Соцэкгиз, 1960. - Т.1.— С. 234433.

117. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос / сост. и ред. A.A. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993.-958 с.

118. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. М.: Искусство, 1988. - Кн. 1. - 413 е.; Кн. 2. - 447 с.

119. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек-текст-семиосфера-история. -М.: Яз. рус. культура, 1999. 447 с.

120. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры // Лотман Ю.М. Сочинения: в 3 т. М.: Яз. рус. культура, 1992. - Т. 1. - 479 с.

121. Лукичев П.Н. Общая социология. Вып.1.— Новочеркасск: Пресс-Сервис, 1993.-52 с.

122. Лукичев П.Н. Общая теория социодинамики: Основания и начала анализа. Ростов н/Д: СКИАПП, 2002. - 306 с.

123. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути: Научная автобиография. — М.: Изд-во МГУ, 2001.- 182 с.

124. Лэнг Р. Расколотое «Я». — М.: Академия; СПб.: Белый кролик, 1995. — 350 с.

125. Мамардашвили М. Психологическая топология пути. — М.; СПб., 1997.

126. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию: сб. М.: Прогресс, 1990.-365 с.

127. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления: курс лекций. М.: Моск. шк. полит, исслед., 2000. — 412 с. - (Культура, политика, философия).

128. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. М., 1914. - 454 с.

129. Маркс К., Энгельс Ф. Доисторические ступени культуры // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Политиздат, 1955. - Т. 21. - С. 28-178.

130. Маркс К., Энгельс Ф. К критике гегелевской философии права: Нищета философии: пер. с нем. М.: Мир кн. лит., 2007. - 414 с.

131. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.-М.: Политиздат, 1974. Т. 49. - 699 с.

132. Маркс К., Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Политиздат, 1955. - Т. 21. - С231-260.

133. Маркс К., Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. -М.: Политиздат, 1966. Т. 3. - С. 261-321.

134. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. — М.: Политиздат, 1966. 152 с.

135. Маркс К., Энгельс Ф. Феноменология согласного с собой эгоиста, или Учение об оправдании // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Политиздат, 1966. - Т. 3. - С.3-260.

136. Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1988. - 178 с.

137. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии //Ученые записки Пермского пед. ун-та. Пермь, 1970.

138. Михайлов A.A. Современная философская герменевтика: Критич. анализ. — Минск: Изд-во «Университетское», 1984. 191 с.

139. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1976.-287 с.

140. Михайловский Н.К. Герои и толпа //Михайловский Н.К. Полн. собр. соч.-СПб., 1907.-Т.2.

141. Михеева И.Н. Амбивалентность личности: морально-психологический аспект. М.: Наука, 1991. - 125 с.

142. Мухина B.C. Близнецы. -М.: Просвещение, 1969. 416 с.

143. Мухина B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. - 272 с.

144. Наумова Н.Ф. Философия и социология личности М.: КАНОН+, 2006. - 576 с. - (Философы России XX в.)

145. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Веселая наука. Злая мудрость: сб.: пер. с нем. — Минск: Попурри, 1997. — 704 с.

146. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия?: сб.: пер. М.: Наука, 1991. - 403 с. - (Мыслители XX в.).

147. Парсонс Т. Система современных обществ: пер. с англ. М.: Аспект-Пресс, 1997.-270 с.

148. Парсонс Т. Человек в современном мире: пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.-428 с.

149. Паскаль Б. Мысли: пер. с фр. Э.Л. Линецкой. СПб.: Северо-Запад, 1994.-574 с.

150. Петровский A.B. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. - 110 с.

151. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.

152. Петровский A.B., Петровский В.А. Индивид и потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. - № 3. - С.56-62.

153. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. -Ростов н/Д: Феникс, 1996. 509 с.

154. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология // Вопросы философии. 1993. -N5.-C. 54-63.

155. Пирс Ч.С. Принципы философии: пер. с англ. СПб.: СПб. философ, общ-во, 2001. - Т. 1. - 224 с. - (Горизонты феноменологии).

156. Пламмер К. Идентичность //Контексты современности-1: Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: хрестоматия: пер. с англ. и нем. 2-е изд., перераб. и доп. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2000. - С.121-124.

157. Платон. Государство // Платон. Сочинения. М.: Мысль, 1971. - Т. З.-С. 89-455.

158. Платон. Законы // Платон. Сочинения: в 3-х т. М.: Мысль, 1971. - Т. З.ч. 4, 2.-С. 37-238.

159. Платон. Протагор. М.: Прогресс, 1994. - 170 с.

160. Платон. Федон // Платон. Сочинения. М.: Мысль, 1970. - Т. 2. - С. 11-95.

161. Платонов К.К. К теории личности //Личность и труд. М.: Мысль, 1965.

162. Плеханов Г.В. Письма без адреса //Плеханов Г.В. Избр. филос. произв.: в 5 т. М.: Соцэкгиз, 1958. - Т. 5. - 903 с.

163. Плотин. Эннеады // Плотин. Сочинения. Киев: УЦИММ-ПРЕСС, 1995.-Т. 1.-393 с.

164. Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций: сб. ст. / отв. ред. Т.А. Кузьмина. — М.: Наука, 1989. 250 с.

165. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 1998. - 644 с.

166. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. Проблема индивидуализации и её социально-философский смысл. — М.: Политиздат, 1984. 141 с.

167. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002. — 688 с. - (Мастера психологии).

168. Розенберг А.Н. Саморазвитие личности как предмет философского исследования: автореф. дис. канд. филос. наук, Свердловск, 1988. — 18 с.

169. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004. -713 с.

170. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир, СПб.: Питер: Питер принт, 2003. - 508 с.

171. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959.-354 с.

172. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности //Вопросы психологии. 1957. — № 3. — С. 32, 45-54, 131.

173. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. -М., 1938.

174. Сакутин В.А. Феномен понимания: возможности рекурсивного синтеза //Рекурсивное и дискурсивное в структуре смыслообразования. — М.: Смысл, 2004.

175. Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия / ред. -сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2006. - 654 с.

176. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии.-М.: ТЕРРА-Книжный клуб: Республика, 2002. 640 с.

177. Сартр Ж.П. Воображение // Логос. № 3. - 1992. - С. 98-115.

178. Сартр Ж.П. Трансцендентность эго. Набросок феноменологического описания // Логос. 2003. - № 2. - С. 86-121.

179. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм //Сумерки богов. - М.: Изд-во полит, лит., 1989. - С. 319-344.

180. Свасьян К.А. Феноменологическое познание: Пропедевтика и критика. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1987. - 198 с.

181. Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М.: Политиздат, 1989. - 317 с.

182. Скворцов Н. Г. Индивид и этническая среда: проблема этничности в символическом интеракционизме // Социология и социальная антропология. СПб., 1997. - С. 303-321.

183. Слинин Я.А. Трансцендентальный субъект: феноменологическое исследование. СПб.: Наука, 2001. - 524 с. - (Слово о сущем).

184. Смолин В.В. Самосознание личности. М., 1983. - С.89.

185. Современная американская социология / под ред. В.И. Добренькова. -М.: Изд-во МГУ, 1994. 296 с.

186. Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова.-М.: Акад. Проект, 2004. 864 с.

187. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — М.: Изд-во МГУ, 1989. 213 с.

188. Соловьев Э.Ю. Личность и ситуация в социально-политическом анализе Маркса // Вопросы философии. 1968. - № 5. - С. 24-25.

189. Сорокин П.А. Система социологии: в 2-х т. М.: Наука, 1993. — Т.1. — 447 е.; Т. 2. - 688 с.

190. Социальная идентификация личности: сб.: в 2-х кн. М.: Ис, 1994. -Кн. 1.-153 е.; Кн. 2.-160 с.

191. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. — М.: Политиздат, 1972.

192. Спиркин А.Г.Философия. М.: Гардарики, 2008. - 736 с.

193. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии. М.: Наука, 1986. - 511 с.

194. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 286 с.

195. Столяров A.A. Патрология и патристика. М.: Канон-Ь: Реабилитация, 2001.- 118 с.

196. Сухачев В.Ю. Исследование человека: основные подходы в философской антропологии: дис. д-ра филос. наук: 09.00.13. М., 2005.

197. Твардовский К. Образы //Воображение как познавательная возможность: как возможно творческое воображение? М.: Центр гуманитарных исследований, 2001. - С. 64-76.

198. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека: сборник очерков и эссе: пер. с фр. / сост. В.Ю. Кузнецов. М.: ACT, 2002. - 600 с.

199. Тертуллиан К.С.Ф. О плоти Христа // Тертуллиан К.С.Ф. Избранные сочинения. М.: Прогресс; Культура, 1994. - 448 с.

200. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. - 784 с. - (Классическая философская мысль).

201. Тугаринов В.П. Личность и общество. М.: Мысль, 1965. - 191 с.

202. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.- М.: Наука, 1966. — 451 с.

203. Узнадзе Д.Н. Узнадзе: сб.: пер. / сост. и авт. предисл. Н.В. Имедадзе. М.: Амонашвили: Моск. гос. пед. ун-т, [2000]. - 221 с.

204. Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Фейербах Л. Избранные философские произведения: в 2 т. М.: Госполитиздат, 1955.-Т. 1.-С. 134-204.

205. Фейербах Л. Предисловие. Индивидуализм или организм // Фейербах Л. Избранные философские произведения: в 2 т. М.: Госполитиздат, 1955.-Т. 1.-С. 495-507.

206. Фейербах Л. Против дуализма тела и души, плоти и духа // Фейербах Л. Избранные философские произведения: в 2 т. М.: Госполитиздат, 1955.-Т. 1. - С. 211-238.

207. Философские и социологические проблемы формирования социальной активности личности: межвуз. сб. науч. тр. / Владимир, гос. пед. ин-т им. П.И. Лебедева-Полянского. Владимир: ВГПИ, 1989. - 155 с.

208. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1980.-445 с.

209. Фихте. Несколько лекций о назначении ученого; Назначение человека; Основные черты современной эпохи: пер. с нем. Минск: Попурри, 1998.-474 с.

210. Франк С.Л. Непостижимое //Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. - С.183-603.

211. Франкл В. Человек в поисках смысла: пер с англ. М.: Прогресс, 1990.-366 с.

212. Фрейд 3. Психоанализ. Донецк: Сталкер, 2000. - 432 с.

213. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. — Минск: Попурри, 1997. 606 с.

214. Фрейд 3. Психология Я и защитные механизмы. — М., 1993.

215. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. — 558 с.

216. Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт комплекс, постановки пробл., дискус., обобщения. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1983.-340 с.

217. Фромм Э. Душа человека: сб.: пер. /общ. ред. сост. и предисл. П.С. Гуревича. М.: Республика, 1992. - 429 с. - (Мыслители XX века).

218. Фромм Э. Иметь или быть. Бегство от свободы. М., 2000. - 330 с.

219. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления: пер. с нем. М.: Республика, 1993. - 447 с.

220. Хейде J1. Автономность и несчастное сознание // Логос. 1999. - № 9. -С. 4-15.

221. Хонин С.М. Индивид как субъект жизнедеятельности. Куйбышев: Изд-во Сарат. ун-та, 1990. - 164 с.

222. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение: пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. - 608 с. - (Мастера психологии).

223. Ципко А. Противоречия учения Карла Маркса //Через тернии: Пролог. Что дальше?: сб. статей. М.: Прогресс, 1990.

224. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности // Проблемы сознания. М., 1968.

225. Черненко C.B. Функция воображения и концепция "mauvais foi" Ж.-П. Сартра // философия о предмете и субъекте научного познания. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, филос. общ-ва, 2002. - С. 181-207.

226. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.-144 с.

227. Шелер М. Феноменология и теория познания // М. Шелер. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. - С. 195-258.

228. Шемякин Я.Г. В поисках смысла: Из истории философии и религии. -М.: РИПОЛ-классик, 2003. 431 с.

229. Шибутани Т. Социальная психология: пер. с англ. В.Б. Ольшанского. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

230. Шипунова О.Д. Интеллект и субъективность: Социально-философский анализ: дис. д-ра филос. наук: 09.00.01, 09.00.11. М,, 2005.-354 с.

231. Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики: пер с нем. Ю.И. Ай-хенвамо. -М.: ACT: Харват, 2005. 512 с.

232. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Собрание сочинений: в 6 т.: пер с нем. М.: Терра-Кн. Клуб: Республика, 1999.-Т. 1.-445 с.

233. Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании.-М.: Соцэкгиз, 1961.-342 с.

234. Шпет Г. Г. Сознание и его собственник // Г.Г. Шпет. Философские этюды. М.: Прогресс, 1994. - С.20-116.

235. Штомпка П. Социология социальных изменений: пер. с англ. / под. ред. В.А. Ядова. -М.:Аспект Пресс, 1996. 416с.

236. Элиас Н. Изменение баланса между Я и Мы // Элиас Н. Общение индивидов. М.: Праксис, 2001. - С. 215- 330.

237. Эльконин Д.Б. Педагогическая, детская и возрастная психология. М.: Прогресс, 1982.

238. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

239. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. 2-е изд. -М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 352 с.

240. Это человек: антология /редколл.: П.С. Гуревич (отв. ред.), Б.Т. Гри-горьян и др. М.: Высш. шк., 1995. - 320 с.

241. Юдин Б.Г. Системные представления в функциональном подходе // Системные исследования. М., 1973. - С.108-126.

242. Юлина Н.С. Д. Деннет: самость как центр нарративной гравитации или почему возможны самостные компьютеры // Вопросы философии. 2003. — №2. — С.104-120.

243. Юм Д. Исследование о человеческом разумении.- М.: Прогресс, 1995.-278 с.

244. Юнг К.Г. Аналитическая психология: пер. с англ. СПб.: Кентавр, 1994.

245. Юнг К.Г. Исследование феноменологии самости. М.: Рефл-бук: Вак-лер, 1997.-336с.

246. Юнг К.Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе. — М.: Наука, 1995.- 192 с.

247. Юнг К.Г. Практика психотерапии. — М.; СПб.: ACT: Университетская книга, 1998. — 416 с. — (Классики зарубежной психологии).

248. Юнг К.Г. Психологические типы: пер. с нем. — М.: Университетская книга, 1996. 716 с. - (Классики зарубежной психологии).

249. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. - С.72-96.

250. Ядов В.А. Социальная идентичность личности.- М.: Самар. ун-т, 1994.

251. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самар. ун-т, 1995. - 332 с.

252. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теорет. проблемы развития психол. науки. М.: Политиздат, 1971. - 368 с.

253. Ясперс К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.-527 с.

254. Bern D. Self perception theory // Advances in Experimental Social Psychology. - N.Y., 1972. - Vol. 6. - P. 1-62.

255. Freud S. An Outline of Psychoanalysis. -N.Y., 1949.

256. Linton R. The study of man; an introduction. N.Y., 1936.

257. Mead G.H. Mind, Self and Society: From the Standpoint of a Social Beha-viorist. Chicago: University of Chicago Press, 1976.

258. Park R.E. Race and culture Glencoe (III). The Free Press, 1950. - P. 249.

259. Problemes de la personne. P., 1973.

260. Sullivan H.S. The Interpersonal Theory of Psychiatry. N.Y., 1953.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.