Смеховые начала средневековой культуры: Запад и Русь тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Кравченко, Юлия Ивановна

  • Кравченко, Юлия Ивановна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 124
Кравченко, Юлия Ивановна. Смеховые начала средневековой культуры: Запад и Русь: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ростов-на-Дону. 2004. 124 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кравченко, Юлия Ивановна

Введение

Глава I. Теория смеховой культуры

1.1. Концепция смеховой культуры М.М. Бахтина

1.2. Образы и формы смехового поведения

Глава 2. Смеховая культура западноевропейского средневекового города

2.1. Картина мира средневекового человека

2.2. Христианство и язычество в западноевропейской средневековой культуре

2.3. Средневековый город

2.4. Средневековый мир как универсум голода и болезней

2.5. Карнавал как феномен средневекового города

Глава 3. Смеховая культура Древней Руси

3.1. Древнерусское мировидение

3.2. Древнерусский город

3.3. Специфика смеховой культуры Древней Руси

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Смеховые начала средневековой культуры: Запад и Русь»

Актуальность темы исследования. Сущность культуры выражается в представлениях человека о самом себе, о смысле своего существования в обществе. Но культура складывается не в изоляции от всего остального мира, а как форма общения людей, ибо только в общении возможно самоосознание. В этом смысле любая культура есть некая форма диалога, а ее существование есть существование на границе с другой культурой.

Однако и сама структура культуры не является монологичной. Наряду с официальной культурой, для которой характерны нормообразующие, сдерживающие функции, существует тот культурный пласт, где есть выход инстинктам, но в принятых обществом формах. Это так называемая неофициальная, народная, а по выражению М.М. Бахтина, смеховая культура, которая выделяется как специфический феномен европейской культуры в эпоху средних веков.

Средневековый этап в развитии культуры Западной Европы является уникальным периодом в истории, т.к. представляет собой переход от античности к новой, собственно европейской цивилизации. В это время зарождается особый менталитет европейца, его уникальный взгляд на мир и самого себя. Но неофициальная культура редко становилась предметом рассмотрения, она казалась «случайным» явлением, приниженным, пародийным отражением идей «высокой» культуры средневековья. Традиционное исследование культуры средневековья и Ренессанса проходило через призму официальных христианских ценностей, созданных монастырской и университетской ученостью того времени. «Мы судим о культуре людей по людям культуры».1 Рассмотрению народной культуры, культуры «безмолвствующего большинства», не уделялось должного внимания.

1 Баткин JI.M. Смех Панурга и философия культуры // М.М. Бахтин: pro et contra. Личность и творчество М.М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли. Антология. СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 2001.- Т.1. - С. 400.

Отсюда зачастую вытекает непонимание смысла и недооценка значения этой культуры, в то время как исследование смеховых начал культуры как неотъемлемой ее части, мировоззренческой ценности карнавала и сопоставление различных смеховых традиций позволяет воссоздать целостное представление о культуре эпохи средневековья и Ренессанса.

Монография М.М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» явилась первым опытом анализа структуры карнавального смеха. Несмотря на критику «смеховой» теории, именно она лежит в основе большинства современных исследований указанной проблемы.

Теория М.М. Бахтина явилась стимулом к рассмотрению и древнерусской смеховой культуры, которая предстала перед исследователями как специфическое образование, а особенности ее проявления во всех сферах жизненного уклада русского человека явно выделяются на фоне смеховой культуры стран средневековой Европы.

Исследование западноевропейской и древнерусской смеховых культур, поиски их сходства и различия, является актуальной проблемой истории и теории культуры. Поиски карнавальных начал в двух различных культурах средневекового периода, позволят глубже понять культурный диалог Запада и России современной эпохи. Так ли уникален европейский менталитет средневековья? Есть ли параллели? Пытаясь ответить на эти вопросы, автор настоящего исследования обращается к средневековой смеховой культуре Европы и Руси.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема смеховой культуры является сложной и многогранной темой, недостаточно разработанной в научных исследованиях как зарубежных, так и отечественных ученых.

Изучением народной культуры средневековья занимался ряд зарубежных авторов, в особенности стоит отметить французскую Школу «Анналов» и ее представителей: Люсьена Февра, Марка Блока, Жоржа Дюби, Эмманю-эля Леруа Ладюри и Жака Ле Гоффа. Современным французским историком Ж. Ле Гоффом были проведены исследования западноевропейской средневековой народной культуры и написаны труды2 относительно ментальности, системы ценностей, смеховых традиций и т.д.

Фундаментальность теории карнавальной культуры Бахтина может вызывать определенные сомнения, однако именно его теория стала толчком к исследованию феномена смеховой культуры. Бахтин подчеркивал, что его труд - лишь первый шаг в деле исследования необозримой карнавальной культуры. Именно поэтому вслед за «Творчеством Франсуа Рабле.» выходит ряд статей и монографий по проблеме смеховой культуры. Среди них следует отметить работы В.П. Даркевича (Даркевич В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX-XVI вв. М., 1988), посвященные праздничной культуре средневековья; А.Я. Гуревича (Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981., Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990). Теория М.М. Бахтина явилась стимулом к дальнейшим разработкам в области теории культуры (Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура // М.М. Бахтин как философ. М., 1992.; Баткин Л.М. Смех Панурга и философия культуры // М.М. Бахтин: pro et contra. Личность и творчество М.М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли. Антология. СПб., 2001.- Т.1; Иванов В.В. Из заметок о строении и функциях карнавального образа // Проблемы поэтики и истории литературы. Сборник статей. Саранск, 1973 и др.). Авторы были далеко неоднозначны в оценке первого исследования карнавальной культуры. Однако значимость постановки проблемы Бахтиным народной культуры средневековья и Ренессанса для современной философии культуры и эстетики - неоспорима.

2 Jle Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс- Академия», 1992.; Другое Средневековье: Время, труд и культура

Некоторые уязвимые стороны концепции М.М. Бахтина отмечены А.Я. Гуревичем3, и прежде всего неправомерность слишком резкого разделения авторитарной культуры католицизма и низовой карнавальной культуры, проникнутой духом утопического радикализма. В действительности столь полной противоположности культур «церкви» и «народа», считает А .Я. Гу-ревич, не существовало.

Впервые проблема существования смеховой культуры в Древней Руси была поставлена крупными русскими учеными Д.С.Лихачевым и А.М.Панченко в книге,4 вышедшей в 70 - е годы XX века вслед за работой М.М.Бахтина,5 которая и явилась основанием для рассмотрения смеха в Древней Руси вышеназванными авторами. Несмотря на острую критику как сторонников, так и противников указанного исследования, тем не менее, ценность его состоит в том, что рассмотрением смеха как отдельного явления русской культуры до сих пор никто не занимался. В то время как постановка этой проблемы предполагает множество путей исследования и научных споров вокруг пока что неизученной области русской народной культуры.

Относительно древнерусского смеха существует две устойчивые линии исследования. Во-первых, это положения Д.С.Лихачева и А.М.Панченко, согласно которым смех направлен смеющимся на себя для обновления и возрождения через осмеяние самого себя. «Смеющийся чаще всего смеется над

Запада: Пер. с фр. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000.; Средневековый мир воображаемого: Пер с фр. - М.: Прогресс, 2001.

3 Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981.; Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990.; Исторический синтез и Школа «Анналов». - М.: Индрик, 1993.; Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1984.;Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989.;Гуревич А.Я. Культура средневековья и историк конца XX в. // История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций/ Под. ред. С.Д. Серебрянного. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1998.

4 Лихачев Д.С., Панченко A.M. «Смеховой мир» Древней Руси. -Л.: Наука, 1976.

5 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990. самим собой, над своими злоключениями и неудачами».6 Данная концепция в своих заключениях продолжает поиск смеховых взглядов на мир, которые начал М.М.Бахтин, и в своих мировоззренческих представлениях придерживается его выводов относительно природы смеховых действ.

Однако после выхода в свет первого исследования7 смеха на Руси ряд ученых, высоко оценив вышеуказанную работу, дают иные представления о смеховой культуре Древней Руси, которые полностью противоречат как взглядам Д.С.Лихачева и А.М.Панченко., так и общепризнанному труду о

М.М.Бахтина. Например, Ю.М.Лотман и Б.А.Успенский настаивают на том, что Древней Руси не был присущ универсальный западноевропейский смех, отменяющий все иерархические отношения. Для нашей страны характерно разделение на зрителей и актеров, и тогда смех «работает на зрителя», «.резкое членение на действующих и созерцающих — противопоставление их по типу эмоций и поведения - делает эти зрелища именно театром, а не действом».9

Вследствие этого, опираясь на данные, полученные современными учеными за последние годы, следует дополнить существующие концепции новым материалом по культуре Древней Руси, который внесет более четкие представления о природе смеха на Руси. Между тем, следует продолжить движение в исследованиях сущности и значения смеховой культуры Древней Руси, начатое российскими учеными.

Несмотря на существование ряда исследований смеховой культуры западноевропейского средневековья и Древней Руси, сравнительный анализ карнавальных начал этих культурно- исторических типов пока не был предпринят. Изучение и соотношение смеховой культуры западноевропейского и

6 Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси».- Л.: Наука, 1984.

С.4.

•j

Лихачев Д.С., Панченко A.M. «Смеховой мир» Древней Руси. -Л.: Наука, 1976.

8 Лотман Ю., Успенский Б. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси // Вопросы литературы. - 1977. №3. - С. 148-167.

9 Лотман Ю., Успенский Б. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси // Вопросы литературы. - 1977. №3. - С. 160. древнерусского регионов средневековой эпохи позволят выделить специфические особенности карнавальной культуры двух разных культурно-исторических типов и отыскать общие механизмы развития смехового поведения.

Цели и задачи исследования. Цель исследования состоит в сравнительном анализе западноевропейского и древнерусского смехового начала эпохи средневековья.

Достижение цели предполагает решение следующих задач: анализ образов и основных форм смехового поведения на основе теории смеховой культуры М.М. Бахтина; выявление западноевропейских и древнерусских ментальных установок средневековья; обоснование западноевропейской смеховой культуры средневековья как явления городского уклада; установление специфической природы смеховой культуры Древней Руси.

Объектом исследования является народная смеховая культура как особый аспект мира, человека и человеческих отношений. Это не только карнавал в узком смысле слова, но вся народно-праздничная, неофициальная жизнь.

Предметом исследования является смеховая культура средневековой Западной Европы и Руси, ее базовые ценности и установки.

Теоретико-методологические основы исследования. Методология обусловлена задачами исследования и основана на сочетании абстрактно-теоретического и конкретно-исторического анализа, принципах системности, историзма, восхождении от абстрактного к конкретному.

В своем понимании культуры автор, опираясь на концепцию М.М. Бахтина, рассматривает ее как особый субъект творчества в социальном измерении, который выражает себя как многоголосие, полифония в различных типах архитектоники. Типам архитектоник соответствуют особые культурно-исторические типы, в пределах которых осуществляется личностное самоопределение, взаимообмен между «Я», «другими» и социальной общностью. Однако диалог не только синхроничен, но и диахроничен, позволяет взглянуть на любое явление культуры в проекции прошлого и будущего, а не только в современном ему социокультурном контексте. В обращенности к «другому» заключается разность культурных форм и залог существования и развития самой культуры. Таким образом, в любой культуре существует две стороны - официальная, общепринятая и неофициальная, народная, смехо-вая. В их диалоге и рождается тот уникальный культурно-исторический тип, который представлен в эпоху средневековья не только в Западной Европе, но и на Руси.

Научная новизна исследования заключается в следующем: выявлены основные смеховые образы и формы карнавального поведения; проведен сравнительный анализ западноевропейской средневековой картины мира и древнерусского мировосприятия с учетом выявленных форм смехового поведения; на основе анализа западноевропейского средневекового города доказано существование смеховой культуры как феномена города, отражающей проблемы, установки и желания городского населения; выявлены специфические особенности народной смеховой культуры Древней Руси при сопоставлении с западноевропейской средневековой культурой.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Сознание средневекового человека воспринимало мир в его двойном аспекте - серьезном и смеховом. «Ритуальным смехом» сопровождались аграрные обряды и обычаи, связанные с переломными моментами природной, человеческой и общественной жизнедеятельности. Смена времен года, чередование аграрных циклов, моменты смерти и рождения имели существенное значение в жизни человека, поэтому смех олицетворял смерть и рождение одновременно. Карнавальные образы и формы пронизаны отрицаниями, изнанкой, переодеваниями, высмеиваниями, хвалой и бранью, перемещением верха и низа. . Все эти приемы направлены на символическое уничтожение прежней скучной, унылой и тяжелой жизни для обновления ее в свете радости, благополучия и изобилия.

2. М.М. Бахтин, анализируя средневековую культуру Европы, приходит к выводу, что именно в это время карнавальность становится специфическим явлением, противостоящим официальной культуре, пронизанной христианскими догматами. Бахтин доказал, что средневековый смех имеет универсальный и миросозерцательный характер, формируя особое мировосприятие человека средневековья и Ренессанса.

3. Сходство смеховых начал западноевропейской и древнерусской народных культур, характеризующихся всенародностью, универсальностью и амбивалентностью, присуще народно-праздничным формам - гуляньям карнавального типа (святки, масленица, Купала), берущим начало в аграрном периоде человеческой истории.

4. Западноевропейский карнавал достигает наивысшей точки своего существования в эпоху позднего средневековья XIV-XV вв. в городах. Анализ политической организации города (коммунальное движение за независимость), экономическая и социальная организация (корпоративизм, стремление к объединению), топографическая организация (собор на рыночной площади, аграрные занятия городского населения), а также установка средневекового мира как универсума голода и эпидемий (отсюда стремление к сытости и здоровью) позволяют утверждать, что именно условия городской жизни способствовали оформлению и разворачиванию смеховых образов и форм.

5. Особенностью древнерусской смеховой культуры является разделение бытия на «мир» и «антимир». «Кромешный» мир всегда пытается перевернуть наличное бытие. В отличие от утопического западноевропейского жизнеутверждающего смехового мира, где царит изобилие, плодородие, благополучие, «опричный» древнерусский мир беден, неблагополучен, бесстыден, богохулен (кощунственен). Если западноевропейский смех переворачивает официальное бытие из вертикали в плоскость горизонтали, то для древнерусского «антимира» характерно движение, только в плоскости вертикали. Перевернув реальность, антимир теряет свое значение, поскольку сам становится действительностью.

6. Отличительной особенностью древнерусской народной культуры, является театральность и зрелищность, разделение на зрителей и актеров, в то время как Западу было присуще единение всех участников в карнавальном действе.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы позволяют углубить представления в области теории и истории средневековой культуры, а также могут быть использованы при исследовании проблем ментальности и межкультурного взаимодействия. Материалы исследования могут оказать определенную методологическую помощь при разработке общих и специальных курсов по теории и истории культуры.

Апробация диссертации Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях в Ростовском государственном университете. Основные положения исследования отражены в 5 научных публикациях автора.

Структура работы подчинена целям и задачам исследования. Общий объем - 124 страницы, список литературы включает 138 наименований. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Кравченко, Юлия Ивановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование народной культуры имеет огромное значение для понимания всей культуры средневекового периода. «Открытие» и изучение сме-хового типа образности М.М. Бахтиным, Школой Анналов и рядом других российских и зарубежных исследователей позволило пересмотреть представление о культуре средневековья и Ренессанса, ранее проходившее через призму христианских норм и оценок.

Карнавал выступал значимым компонентом народной культуры, являясь, по сути, особым поведенческим феноменом, берущим свое начало в архаической древности. Природа смеха заключалась в его амбивалентности: карнавальный смех был двуедин, он не только убивал, но и возрождал, в нем выражалась специфическая точка зрения на мир, изначальная убежденность народа в бессмертие, прежде всего на уровне социального тела, неискоренимость жизни, в ее способность постоянно обновляться. Народный смех реля-тировал серьезное, отменял его абсолютность и непререкаемость. Сферой господства смеховой культуры в средние века были фольклор, карнавал, площадное представление - неофициальные пласты, культуры, где человек мог быть мерилом мира, а не вечные ценности. Смех имеет огромную социальную и мировоззренческую силу, творящую и обновляющую культуру.

История становления народно — праздничных образов уходит корнями в древнюю архаику. На всем протяжении движения народные образы, имея прочную основу, дополнялись и обогащались, создав в конечном итоге устойчивую систему. Средневековому человеку не было необходимости искать смеховой смысл, чтобы наделить им вещи и происходящие события, он питался наследием античности.

Сравнительный анализ показывает, что наряду с объединяющими характеристиками смехового поведения средневековой Европы и Руси, в частности общими корнями ритуального смеха, существуют различия, демонстрирующие в определенной степени уникальность смеховых традиций Руси.

Для древнерусского смеха характерно двойственное проявление смеховых образов и форм. С одной стороны, народная культура использует смехо-вые культы, восходящие к аграрному периоду человеческой истории, а с другой стороны карнавальные образы связаны с темным миром, противостоящим наличному бытию. Древнерусский антимир «выворачивает наизнанку» реальную действительность, этот мир кощунственен по своей сути, он не отменяет иерархической; вертикали, не переворачивает официальную серьезность в плоскость горизонтали, а сам пытается занять главенствующее положение. Древнерусский кромешный мир, всегда неупорядочен и зол, он стремится к идеальному бытию сытости и довольства посредством антиповедения; «антигерой этого мира противостоит родовитому - поэтому он безроден, противостоит степенному - поэтому скачет, прыгает, поет веселые, отнюдь не степенные песни».177

Для западноевропейской народной культуры характерно понимание смехового жизнеутверждающего мира, как утопической мечты об изобилии, благополучии и вольности. Древнерусский антимир, используя методы карнавальной культуры, прикрываясь смеховыми формами, переворачивает реальное бытие. Примером тому может служить опричнина, как кромешный мир, перевернувший или свергнувший земские ценности и культуру.

Однако если карнавальный мир берет верх над реальной действительностью, он вскоре теряет свое смеховое значение, поскольку высмеивать более некого и незачем, официальная культура развенчана. И тогда кромешный мир становится страшным, а не смешным.

Анализ сущности двух различных смеховых культур Запада и Руси свидетельствует о том, что такой тип поведения был присущ обоим культурно-историческим типам, однако характер и смысл смеховых образов и форм, карнавального поведения принципиально различен. Отсюда можно сделать

177 Лихачев Д.С., Панченко А.М.,Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. - Л.:Наука, 1984. -С. 17. вывод о различиях в мировоззрении: смех европейца оптимистичен и ремлен в изобильное будущее, смех на Руси - это «смех сквозь слезы».

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кравченко, Юлия Ивановна, 2004 год

1. «Варвары». Сборник статей по истории древнего мира и средневековой Европы. -М.: Метагалактика, 1999.2. 50/50: опыт словаря нового мышления/ Под общ. ред. М.Ферро и Ю. Афанасьева. -М.: Прогресс, 1989.

2. Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура// М.М. Бахтин как философ. Сборник статей. -М.: Наука, 1992.

3. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы: Учебник для филол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1987.

4. Басовская Н.К. К истокам средневековой культуры // Знание- сила. — 2000. №2.-С. 90- 96.

5. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1995.

6. Бахрушин С.В. Иван Грозный. М.: Госполитиздат, 1945.

7. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.

8. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979

9. Ю.Бахтинский сборник / Под. ред. В.Л. Махлина. М.: Лабиринт, 1997. № 3.

10. П.Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Молодая Гвардия,1982.

11. Бергсон А. Введение в метафизику. Смех // А. Бергсон. Творческая эволюция. Материя и память: Пер. с фр. Минск: Харвест, 1999.

12. З.Бердяев Н.А. Истина Православия // Вестник русского западно- европейского патриаршего экзархата, Париж. 1952. № 11. — С. 4-11.

13. И.Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS , 1955 г. -М.: Наука, 1990.

14. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. —М.: Мысль, 1990.

15. Бердяев Н.А. Судьба России. Репринтное воспроизведение издания 1918 г. М.: Изд-во МГУ, 1990.

16. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб.: МИФРИЛ, 1996.

17. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб.: МИФРИЛ, 1995.

18. Боккаччо Дж. Декамерон: Пер. с итал.- М.: ННН, 1994.

19. Борев Ю.Б. Комическое. М.: Искусство, 1970.

20. Борисов С.Б. Человек. Текст. Культура. Очерки по культурной антропологии и истории духовной культуры. Шадринск: Шадринский государственный педагогический институт, 2000.

21. Валишевский К. Иоанн Грозный. Опричнина // Иван Грозный. Сборник. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.

22. Виолле-ле-Дюк, Эжен Эмануэль. Жизнь и развлечения в средние века: Пер. с фр. СПб.: Евразия, 1997.

23. Волков Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие. М.: Гардарики, 2002.

24. Всеобщая история государства и права / Под. ред. К.И. Батыра. М.: Былина, 1995.

25. Герберштейн С. Записки о Московии: Пер. с нем. -М.: Изд-во МГУ, 1988.

26. Городская культура. Средневековье и начало нового времени. Сборник статей. Л.: Наука, 1986.

27. Горсей, Джером. Записки о России. XVI — начало XVII в. / Под. ред. В.Л. Янина. М.: Изд-во МГУ, 1990.

28. Греков Б.Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII века. -М.: Госкультпросветиздат, 1954.

29. Гудков Л.Д. Феномен «простоты» (о национальном самосознании русских) // Человек. 1991. № 1. - С. 9- 22.31 .Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988. №1. - С. 56-70.

30. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». — М.: Индрик, 1993.

31. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.

32. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989.

33. Гуревич А.Я. Культура средневековья и историк конца XX в. // История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций/ Под. ред. С.Д. Серебрянного. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1998.

34. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981.

35. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990.

36. Данилов А.А. История России IX-XIX вв: справочные материалы. — М.: Владос, 1997.

37. Данте Алигьери. Божественная комедия. М.: Художественная литература, 1967.

38. Данте Алигьери. Божественная комедия: Пер. с итал. — М.: Художественная литература, 1967.

39. Даркевич В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX- XVI вв. М.: Наука, 1988.

40. Дживелегов А.К. Средневековые города Западной Европы. М.: Книжная находка, 2002.

41. Дюби Жорж. Трехчастная модель, или представления средневекового общества о себе самом: Пер. с фр. М.: Языки русской культуры, 2000.

42. Егер О. Всемирная история в 4-х т. / Под. ред. П.Н. Полевого. СПб.: Полигон, 1999. - Т. 3.

43. Емелях Л.И. Происхождение христианского культа. Л.: Лениздат, 1971.46.3абылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репринтное воспроизведение издания 1880 г. М.: Автор, 1992.

44. Зарубежная литература средних веков. Учебное пособие / Сост. Б.И. Пу-ришев. М.: Просвещение, 1974.

45. Идеология и культура феодальной России. Межвузовский сборник. -Горький: Горьковская областная типография, 1988.

46. Изборник: Повести Древней Руси /Сост. и примеч. Л. Дмитриева и Н. По-нырко; Вступит, статья Д. Лихачева. М.: Художественная литература, 1986.

47. Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юрист, 1994.51 .История Европы. Т.2. Средневековая Европа. М.: Наука, 1992.

48. История Европы: Эпоха Возрождения. Минск: Харвест. - М.: ACT, 2000.

49. История средних веков (XV — XVII вв.): Хрестоматия, ч. II. Пособие для учителей /Сост. Степанова В.Е., Шевеленко А .Я. М.: Просвещение, 1981.

50. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесо-ва книга /Сост. А.И. Баженова, В.И. Вардугин. Саратов: Надежда, 1993.

51. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М.: Наука, 1983.

52. Каравашкин А.В. Мифы Московской Руси: жизнь и борьба идей в XVI веке (Иван Пересветов, Иван Грозный, Андрей Курбский) // Россия XXI. -1999. № 1.-С. 134-166.

53. Каравашкин А.В. Мораль опричников: Проблема насилия а эпоху Ивана Грозного // Человек. 1993. № 4. - С. 155-167.

54. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 4-х книгах. Книга третья (т. VII-IX). Ростов н/Д: Ростовское книжное издательство, 1990.

55. Карсавин Л.П. Культура средних веков. М.: Книжная находка, 2003.

56. Классы и сословия средневекового общества. Сборник статей. М.: Изд-во МГУ, 1988.

57. Клемент Александрийский. Увещевание к язычникам. СПб.: РХГИ, 1998.

58. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М.: Аспект Пресс, 1996.

59. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В трех книгах. Книга первая. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

60. Кобрин В. Посмертная судьба Ивана Грозного // Знание- сила. — 1987. № 8. -С. 54-59.

61. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Наука, 1994.

62. Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. М.: Книга, 1989.

63. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М.: Республика, 1992.

64. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Репринтное воспроизведение издания 1873-1888 гг. Книга I. М.: Книга, 1990.

65. Крянев Ю.В. Павлова Т.П. Двоеверие на Руси // Как была крещена Русь. Сборник. М.: Политиздат, 1988.

66. Куза А.В. Малые города Древней Руси. М.: Наука, 1989.

67. Кузьмин А.Г. Падение Перуна: (Становление христианства на Руси). М.: Молодая гвардия, 1988.

68. Культура Возрождения и средние века. Сборник статей /Отв. ред. JI.C. Чиколин JI.C. М.: наука, 1993.

69. Культура Возрождения и средние века. Сборник статей. М.: Наука, 1993.

70. Культура и искусство западноевропейского средневековья. Сборник статей. М.: Советский художник, 1981.

71. Культура и искусство средневекового города. Сборник статей. М.: Наука, 1984.

72. Культура и общество в средние века ранее Новое время. Методология и методики современных зарубежных и отечественных исследований: Сборник аналит. и рефератив. обзоров. — М.: Российская академия наук, 1998.

73. JTe Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс- Академия», 1992.

74. Ле Гофф, Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада: Пер. с фр. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000.

75. Ле Гофф, Ж. Средневековый мир воображаемого: Пер с фр. М.: Прогресс, 2001.

76. Литература и культура Древней Руси: Словарь- справочник / О.М. Аниси-мова, В.В. Кусков, М.П. Одесский, П.В. Пятнов/ Под. ред. В.В. Кускова.-М.: Высшая школа, 1994.

77. Лихачев Д.С., Панченко A.M. «Смеховой мир» Древней Руси. — Л.: Наука, 1976.

78. Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984.

79. Лотман Ю., Успенский Б. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси// Вопросы литературы. 1977. № 3. - С. 148-167.

80. Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1997.

81. М.М. Бахтин: pro et contra. Личность и творчество М.М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли. Антология. Т.1. СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 2001.

82. Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991.

83. Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие / Под. ред. Т.Ф. Кузнецовой. М.: Языки русской культуры, 1997.

84. Панкратова А. Великий русский народ. М.: Госполитиздат, 1952.

85. Панченко A.M. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000.

86. Паньков Н. М.М. Бахтин: ранняя версия концепции карнавала // Вопросы литературы. 1997. № 5.

87. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998.

88. Пикуль B.C. Псы господни. М.: Вече, ACT, 2003.

89. Платонов С.Ф. Иван Грозный: 1530- 1584. М.: УРАО, 1998.

90. Полосин А.В. Преодоление язычества. М.: Ладомир, 2001.

91. Порьяз А.В. Мировая культура: Средневековье. М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2001.

92. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре. (Собрание трудов В.Я. Проппа) М.: Лабиринт, 1999.

93. Прошин Г. Г. Второе крещение // Как была крещена Русь. Сборник. -М.: Политиздат, 1988.

94. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль: Пер. с фр.- М.: Правда, 1956.

95. Раушенбах Б.В. Сквозь глубь веков // Как была крещена Русь. Сборник. М.: Политиздат, 1988.

96. Ровда К.И. Славянская общность и проблемы культуры //История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М.: Наука, 1973.

97. Руднев В.А. Обряды народные и обряды церковные. Л.: Лениздат, 1982.

98. Русская демократическая сатира XVII века /Отв. ред. Д.С. Лихачев; Статья и комментарии В.П. Адриановой-Петретц. М.: Наука, 1977.

99. Русский фольклор /Сост. и примеч. В. Аникина. М.: Художественная литература, 1986.

100. Рыбаков Б.А. Культура древней Руси. М.: Знание, 1956.

101. Рыбаков Б.А. Культура средневекового Новгорода // Как была крещена Русь. Сборник. -М.: Политиздат, 1988.

102. Сванидзе А. Средневековый город: вертикаль прогресса // Знание- сила. 1995. № 2.-С. 53-67.

103. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебное пособие. Брянск: Курсив, 1995.

104. Сервантес М. Дон Кихот. Собрание сочинений в пяти томах: Пер. с исп. М.: Правда, 1961. - Т. 1.

105. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М: Изд-во ВЗПИ, 1990.

106. Скрынников Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный. -Смоленск: Русич, 1998.

107. Скрынников Р.Г. Царство террора: (Об опричнине Ивана Грозного). -СПб.: Наука, 1992.

108. Словарь синонимов. Справочное пособие / Под. ред. А.П. Евгеньевой. — Л.: Наука, 1975.

109. Смирнова Е. Д. Средневековый мир в терминах, именах и названиях: (словарь справочник). - Минск: Беларусь, 1999.

110. Соколова В.К. Весенне летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX- начала XX в. - М.: Наука, 1979.

111. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия/ Под ред. Б.С. Ерасова. -М.: Аспект Пресс, 1998.

112. Становление европейского средневекового города. / Отв. ред. В.В.Седов. М.: Наука, 1989.

113. Стоклицкая Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города Х- XV веков. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960.

114. Стоклицкая Терешкович В.В. Происхождение феодального города в Западной Европе // Вест. МГУ. - 1955. № 1. - С. 3-25.

115. Стоклицкая Терешкович В.В., Плешкова C.JI. Средневековый город в Западной Европе в XI- XV веках. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1969.

116. Тресиддер Джек. Словарь символов: Пер. с англ. М., ФАИР-ПРЕСС, 1997.

117. Тушина Г.М. Черты гражданского общества в средневековом европейском городе // Вопросы истории. —1999. № 6. С. 125-135.

118. Тьерри Огюсэн. История происхождения и успехов третьего сословия. Пер. с фр. М.: Типография И.А. Баландина, Волхонка, дом Михалкова, 1899.

119. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному; Страх; Тотем и табу: Сборник: Пер. с нем. Минск: ООО «Попури», 1998.

120. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997.

121. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: Пер. с англ. М.: ООО "Фирма «Издательство ACT» ", 1998.

122. Фукс Эдуард. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса: Пер. с нем. М.: Республика, 1993.

123. Хорошкевич А.Л. Русско- славянские связи конца XV начала XVI в. и их роль в становлении национального самосознания России // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. - М.: Наука, 1973.

124. Шекспир В. Комедии: Пер. с анг. М.: Художественная литература, 1979.

125. Шохин К.В. О трагическом герое и комическом персонаже. М.: Искусство, 1961.

126. Эко У. Имя Розы. Роман: Пер. с итал. М.: Книжная палата, 1989.

127. Энциклопедический словарь по культурологии. М.: Центр, 1997.

128. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М.: Высшая школа, 1999.

129. Юрганов A.JI. Опричнина и страшный суд // Отечественная история. — 1997. №3.-С. 52-75.

130. Ястребицкая A.JI. Средневековая культура и город в новой исторической науке. Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.