Система жанров в драматургии А.М. Володина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Малахова, Татьяна Ивановна

  • Малахова, Татьяна Ивановна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 208
Малахова, Татьяна Ивановна. Система жанров в драматургии А.М. Володина: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2011. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Малахова, Татьяна Ивановна

Введение.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования.

1.1.Драматургия А. Володина: принципы изучения.

1.2.Системообразующие признаки жанра.

Глава 2. Жанровое содержание пьес А. Володина.

2.1. Своеобразие тематики и проблематики.

2.2. Особенности конфликта.

2.3. Специфика пафоса.

Глава 3. Жанровые особенности поэтики пьес А. Володина.

3.1. Сфера проявления авторской субъективности в драматургических произведениях А. Володина.

3.1.1. Ремарки как сфера проявления авторской субъективности.

3.1.2. Субъектная сфера чужого слова

Интертекстуальные связи в пьесах).

3.2. Композиция драматургических произведений А. Володина в жанровом аспекте.

3.3. Специфика пространственно-временной организации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Система жанров в драматургии А.М. Володина»

Динамика развития драматургического творчества А. Володина не только отражает эволюцию отечественной драмы, но во многом и определяет ее. На глубину и невероятное разнообразие художественного мира произведений А. Володина постоянно указывается в предисловиях к книгам драматурга, сценариста, поэта, писателя; признание значимости пьес А. Володина является общепринятым. Однако до сих пор нет такого научного исследования, в котором была бы дана целостная картина жанровой системы драматурга, вероятно, как раз вследствие ее необычайной сложности.

Принципы системного подхода к изучению литературы сформулировал еще Ю. Н. Тынянов, считавший изучение жанров «вопросом наиболее трудным, наименее исследованным» [Тынянов: 272]: «.литературное произведение является системою, и системою является литература» [Тынянов: 271]. Нас интересует системное изучение жанров, то есть конкретное произведение как система разного рода элементов, сгруппированных вокруг доминанты, а также «динамика внутри отдельной жанровой парадигмы или жанрового ряда» и «движение автора от жанра к жанру как к наиболее предпочтительному для него в тот или мной момент жизни способу видения^ мира и человека» [Беляева: 6].

Идею жанровой системности активно разрабатывает современная теория литературы. Так, в работе М. Соколянского и В. Цыбульской справедливо отмечается научная продуктивность системного изучения жанров и выделяются возможные «поля исследований» жанровой системы. Первое «поле» - это «существование жанровой системы в рамках отдельных историко-литературных направлений, течений, школ, каждая из которых вписывается в пределы определенной историко-культурной эпохи»; второе -индивидуальная жанровая система писателя. Исследователи также полагают, и с ними трудно не согласиться, что изучение индивидуальной жанровой системы возможно только в том случае, если речь идет о «разнообразном в жанровом отношении литературном наследии крупного писателя» [Соколянский: 14].

Литература о А. Володине представляет собой прежде всего журнальные и газетные публикации, отразившие полемику, разворачивавшуюся чуть ли не после каждой новой пьесы драматурга, см., например, статьи Л. Барулиной и П. Демина «Что у них за душой?» [Барулина], М.Строевой «Критическое направление ума» [Строева], Е. Холодова «Спор о трех спектаклях» [Холодов], М. Алексеева «Поиски и находки» [Алексеев], Л. Малюгина «Дела и думы героя» [Малюгин] и мн. др. Единственная монография, посвященная А. Володину, освещает творческий путь поэта, писателя, драматурга в целом [Ланина].

Различные аспекты поэтики жанров драматургии А. Володина стали целенаправленно изучаться не так и давно и не сложились в единую систему [Журчева 1987, 1994; Кондратенко]. Т. Ланина в своей монографии «Александр Володин: Очерк жизни и творчества» указывает на разнообразие драматургических жанров у А.Володина; она видит в творчестве драматурга притчу и литературный парафраз, сатирический гротеск и антиутопию, трагедии, исторические пьесы, литературные стилизации [Ланина]. Но так как целью книги было изучение творческого пути драматурга, а не рассмотрение жанров, то идея о жанровом многообразии осталась на периферии исследования.

1 Наиболее близко к изучаемой нами теме подошла О. В. Журчева в диссертационном исследовании «Эволюция драматургии Александра Володина: Конфликты, характеры, жанры» [Журчева 1994]. Но подход, предложенный исследовательницей, - «проследить творческий путь А.Володина-драматурга в жанровых рамках «лирической драмы» [Журчева 1994: 6] нам глубоко чужд. Мы в своем исследовании стараемся идти от материала, а не от теоретической идеи. А из-за того, что О. В. Журчева находится в плену идеи о «всеобщем лиризме», многие интересные наблюдения, сделанные в ее диссертационной работе и касающиеся многообразия конфликтов и героев, остались за рамками преимущественного внимания исследователя.

В последние десятилетия все более активно развивается теория жанров драматургии в целом. Вышли книги С. Я. Гончаровой-Грабовской «Комедия в русской драматургии конца XX - начале XXI века» (2006) [Гончарова-Грабовская], Т. Н. Свербиловой «Трагикомедия в советской литературе» (1990) [Свербилова], Б. С. Бугрова «Русская советская драматургия. 1960-е -1970-е годы» (1981), В.Фролова «Судьбы жанров драматургии: Анализ драматических жанров в России XX века» (1979); защищены диссертации М. Н. Кипниса «Трагикомедия как жанр драматургии. Генезис и особенности развития» (1990) [Кипнис], И. Л. Даниловой «Стилевые процессы развития современной русской драматургии» (2002) [Данилова] и др.

Активное развитие теории жанра в целом и синтетических жанров в особенности, интерес к внутренним закономерностям развития современной драматургии вообще и творчеству А. Володина в частности свидетельствуют об актуальности нашего исследования.

Материалом исследования являются драматургические произведения А. Володина - пьесы (за исключением одноактных) и сценарии («Фабричная девчонка», «Пять вечеров», «Моя старшая сестра», «Назначение», «Похождения зубного врача», «Загадочный индус», «Кастручча», «Две стрелы», «Ящерица», «Происшествие, которого никто не заметил», «Дульсинея Тобосская», «Мать Иисуса», «Дочки-матери», «С любимыми не расставайтесь!», «Осенний марафон», «Блондинка», «Графоман», «Портрет с дождем»).

Объект изучения - драматургические произведения А. Володина.

На современном этапе традиционная драма функционирует в нескольких ипостасях - это собственно драма и кино- (теле-, видео-) сценарии, пьесы для театра и пьесы для чтения. А так как А. Володин, начиная с первых произведений, постоянно нарушает принятые каноны, включая в пьесы элементы повествовательных форм, которые не хотели умирать в спектакле», мы будем изучать своеобразие поэтики драматургии избранного автора в целом, учитывая взаимодействие разных форм.

Предметом нашего исследования является жанровая система драматургии А. Володина, а также выявление и описание системы признаков, определяющих жанр. Большинство пьес А. Володина имеет несколько редакций. Для исследования привлекаются более поздние варианты, в которых драматург облекает свои размышления о мире и человеке в максимально продуманную, завершённую жанровую форму.

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить жанровую систему в драматургии А. Володина, выявить системообразующие признаки в пьесах автора.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

• проанализировать жанровое содержание пьес А. Володина: своеобразие тематики, особенности героя и конфликта, специфике пафоса;

• выявить своеобразие поэтики пьес А. Володина: особенности проявления авторской субъектности, специфики композиции и пространственно-временной организации;

• раскрыть роль повествовательного начала в системе ремарок;

• рассмотреть интертекстуальные связи и определить их функцию в пьесах А. Володина.

В наши задачи не входит изучение эволюции драматического творчества А. Володина. Данная проблема будет затрагиваться лишь постольку, поскольку представления о динамике необходимы для выявления особенностей жанрового содержания и специфики формы пьес драматурга.

Основная исследовательская гипотеза заключается в следующем: среди пьес А. Володина практически отсутствуют «чистые» образцы комедии, драмы, трагедии; господствуют разного рода синтетические образования (трагикомедии, «драмокомедии», трагифарс и пр.), определяющиеся характером конфликта, своеобразием героев и сочетанием комического, драматического, трагического пафоса.

На защиту выносятся следующие положения:

• Для пьес А. Володина характерно единство внешнего и внутреннего конфликтов, причем конфликт внешний мыслится как причина/следствие наиболее значимого для драматурга конфликта внутреннего, который обусловлен экзистенциальными проблемами, связанными с осознанием героем смысла бытия и своего места в нем.

• Специфика конфликта в драматургии А. Володина определяется тем, что даже в том случае, когда внешний конфликт разрешён, внутренний конфликт, как правило, остаётся неразрешённым (исключение составляют пьеса «Пять вечеров» и сценарий «Звонят, откройте дверь!», в которых разрешены все конфликты).

• Драматургию А. Володина отличает сложность жанрового мышления, которая в первую очередь проявляется в господстве синтетических, гибридных жанров (лирическая комедия, трагифарс, «драмокомедия» и др., которым сложно подобрать краткое обозначение);

• Маргинальные герои А. Володина осознают свою непохожесть на других и более или менее последовательно и успешно отстаивают свою индивидуальность в противостоянии деструктивному влиянию окружающего мира (Женька, Ильин, Лямин, Чесноков, Фокусник, Дульсинея и др.).

• Герой синтетического жанра отличается от трагического тем, что проявляет пассивность, не пытаясь изменить обстоятельства; в отличие от героя комедии, он не статичен, а подвержен изменению (Женька, Ильин, Лямин, Чесноков, Фокусник, Дульсинея и др.).

• В драматургических произведениях А. Володина изменяется (по сравнению с характерной для рода) роль автора в системе текста, появляется новая пространственно-временная система координат (нарушается последовательное течение событий, отдельные сцены не связаны причинно-следственными отношениями и др.), реализуется монтажная композиция.

Новизна нашего исследования определяется тем, что впервые предпринимается системное изучение драматургии А. Володина, реализующее два основных направления: изучение системы признаков, определяющих жанровое своеобразие каждой пьесы, и изучение драматургического творчества А. Володина как системы жанров.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды М.М. Бахтина, С.Н. Бройтмана, А.И. Журавлевой, Б.И.Зингермана, Г.Н. Поспелова, Н.Д. Тамарченко, Б.В. Томашевского, Ю.Н. Тынянова, В.И. Тюпы, В.Е. Хализева.

Цель и задачи исследования обусловили выбор методов анализа. Работа выполнена в рамках широкого понимания поэтики (как «системы средств выражения в литературных произведениях» [Гаспаров: 295 - 296]) и жанра (как «исторически сложившейся совокупности поэтических элементов разного рода, не выводимых друг из друга, но ассоциирующихся друг с другом в результате долгого сосуществования» [Гаспаров: 295 - 296]). В работе используется системный подход, объединивший историко-литературный, сравнительно-исторический и нсторико-функциональный методы исследования.

Теоретическая значимость заключается в применении целостного подхода к анализу системы жанров драматургии А. Володина, что способствует выработке методологической модели жанрового анализа драматургических произведений как единой художественной системы.

Материалы настоящего исследования могут быть использованы в вузовских курса, спецкурсах, спецсеминарах по истории русской литературы XX века, по современной драматургии, по творчеству А. Володина, а также теории драмы, что определяет практическую значимость диссертации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Объем работы - 192 с. Библиографический список состоит из 184 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Малахова, Татьяна Ивановна

Заключение

Подведем итоги изучению творчества А. Володина с точки зрения жанровой принадлежности его драматургических произведений, выявления и описания системы жанровых признаков (содержательных и формальных).

Нами выявлен ряд особенностей жанрового содержания драматургических произведений А. Володина. Среди них особое внимание было уделено характеру конфликта, являющемуся одним из основных жанровых признаков. Отметим, что на характер конфликта и формы его проявления в пьесах А. Володина непосредственное влияние оказали традиции «лирической драмы» (еще раз подчеркнем, что «лирическое» мы понимаем как особый тип восприятия действительности, а не принадлежность лирике как роду).

Акцент делается на внутреннем развитии сюжета» [Добрев: 120]; подлинным стержнем драматургического действия становится внутренний конфликт, борьба героя с самим собой или утверждение значимости собственных убеждений в условиях враждебной действительности: Женька («Фабричная девчонка»), Надя и Лида («Моя старшая сестра»), Ильин и Катя («Пять вечеров»), Лямин («Назначение»), Чесноков («Похождения зубного врача»), фокусник («Загадочный индус»), Настя («Происшествие, которого никто не заметил»), Ирина («С любимыми не расставайтесь!»), Альдонса и Луис («Дульсинея Тобосская»), Вадим Антонович («Дочки-матери»), Бузыкин («Осенний марафон»), Ира («Блондинка»), Мокин («Графоман»), Клавдия («Портрет с дождем»). Для пьес А. Володина не характерен «одиночный» конфликт; в его драматургических произведениях разворачивается целая система конфликтов, происходит «рассеивание» конфликта: конфликтная ситуации не преодолевается и не обостряется, а множится.

Внешние конфликты являются следствием и/или причиной конфликтов внутренних и неразрывно связаны друг с другом. Конфликт внешний, как обычно у А.Володина, помогает разрешению конфликта

183 внутреннего. В сценарии «Дочки-матери» отторжение Ольги как средоточия «свода правил» приводит Вадима Антоновича к формулировке нового жизненного кредо. Изображение социальной жизни общества является фоном для психологически точного раскрытия образов персонажей — пьесы отличаются своеобразной двуплановостью конфликта: он становится не столько прямым столкновением личности и каких-то внешних сил, сколько утверждением человека в мире. Сложность и неоднозначность быта-бытия ведет к парадоксальному переплетению, наложению внешнего и внутреннего конфликтов, когда внутреннее подменяется и вытесняется внешним (у нелюбимых героев - раз и навсегда, и временно - у героев любимых, которые иногда судят себя с позиций общественного мнения: Ильин в «Пяти вечерах», сестры в «Старшей сестре», фокусник в «Загадочном индусе» и др.).

На сопоставлении конфликтов первых трех пьес («Фабричная девчонка», «Пять вечеров», «Моя старшая сестра») можно увидеть, что основной конфликт из области «человек — социум» перемещается в область «человек - его второе я». Женька в «Фабричной девчонке» борется с чуждым ей образом жизни, который ее не устраивает; Ильин - с общественным мнением, носителем которого является он сам; Надя - с мнением Ухова, который любит сестер и вызывает чувство благодарности, что делает борьбу с ним еще труднее, и в борьбе с собой Надя первоначально принимает сторону Ухова, который считает искусство «самодеятельностью», формой проведения свободного времени.

В пьесах А. Володина происходит взаимодействие и взаимопроникновение конфликтов разных уровней:

1) становление характеров в частных отношениях (практически во всех пьесах);

2) состояние национального общества или какой-то его части (советское общество накануне «оттепели» - «Фабричная девчонка»; русское общество после «оттепели»- «Кастручча»; столкновение догм и «живой жизни» - «Пять вечеров», «Загадочный индус», «Дочки-матери» и др.; причины победы догм над «живой жизнью» - «Ящерица», «Две стрелы»);

3) соотношение человека с космическими началами, универсальными законами миропорядка и высшими силами бытия (чаще всего это соотношение осознается любимыми героями в «программных» монологах -Ильин, Настя, фокусник, Вадим Антонович и др.). На наш взгляд, практически все конфликты пьес А. Володина типологически близки друг другу, хотя материал, взятый для изображения, разнообразен (темы производственные и семейные, «исторические» и «доисторические», изображение правдоподобное и фантастическое и т.д.). Сущность же володинских пьес - в конфликтах глубинных, на первый взгляд иногда не сразу заметных. Это конфликты «субстанциальные», выступающие как «черта самого миропорядка, свидетельство его несовершенства или дисгармоничности» (курсив автора) [Хализев 1986: 133]. Экзистенциальный конфликт представлен не столько как столкновение между людьми, сколько между человеком и социумом в целом, общепринятыми основами быта, воспринимаемыми любимыми героями А. Володина и самим автором как бытие.

Хотя характер конфликтов в пьесах А. Володина типологически не меняется, кардинально меняется характер их решения, вернее, представление о возможности решения: усиливается ощущение трагичности бытия.

Авторская позиция выражается в эмоциональной напряженности драматических коллизий, лирической окрашенности речи персонажей, поэтичности стиля монологов и диалогов. А. Володин идет еще дальше - он использует прямое лирическое обращение автора к читателям и зрителям.

При непосредственно и сильно звучащем лиризме настроение «лирических драм» А. Володина не сводится только к одному типу эмоционально-экспрессивного освещения действительности. Именно поэтому «лирические драмы» часто превращаются в «лирические комедии», подобные «Вишневому саду» А. П. Чехова.

Хотя трагическое и комическое как виды пафоса присутствуют в пьесах, они не связаны с характером разрешения конфликтов и потому непосредственно не определяют специфику жанра, то есть в системе жанров А. Володина нет «чистых» трагедии и комедии.

О сложности жанрового мышления у А. Володина, как и у многих драматургов второй половины XX века, свидетельствует активизация жанра трагикомедии, в котором сосуществуют элементы трагического и комического. От трагедии в этом гибридном жанре - неразрешимость конфликта, от комедии - характер изображения героев, действий, целых сцен. Герой синтетического жанра отличается от трагического тем, что проявляет пассивность, не пытаясь изменить обстоятельства. В отличие от героя комедии, он не статичен, а подвержен изменению.

Трагикомедии А. Володина - естественный результат эволюции взглядов писателя на возможность разрешения жизненных конфликтов, находящих отражение в пьесах. От комедий, в недрах которых вырастает драматизм, А. Володин движется к «лирическим драмам», в которых герои находят возможность жить в гармонии с собой, несмотря на неразрешимость конфликта «человек - социум»; и далее - к трагикомедиям, в которых неразрешимость конфликта приводит к гибели противостоящих обществу героев, хотя при этом жизнь течет своим чередом. К трагикомедиям можно, на наш взгляд, отнести «Назначение», «Похождения зубного врача», «Загадочного индуса», «Каструччу», «Осенний марафон». Роль комического и трагического в каждом произведении различна, однако то, что герои продолжают жизнь в привычных рамках, несмотря на осознание трагичности бытия, сближает пьесы.

Подчеркнем, что проблема эволюции жанра не была предметом нашего внимания в данной работе и что динамику взглядов А. Володина можно только с большой долей приблизительности представить как линейное развитие. Изучение вариантов драматургических произведений А. Володина (в частности, сопоставление пьес и сценариев по пьесам), разных редакций пьес и сценариев (в частности, работа с черновиками) может дать более объективную картину эволюции жанровой системы драматургии А. Володина и является одной из перспективных тем дальнейшего изучения литературного наследия писателя.

Драматическое в некоторых пьесах выступает на первый план, определяя и характер конфликта, и его разрешение, что приводит к наличию в жанровой системе пьес А. Володина драмы.

В свете сказанного можно определить жанровую принадлежность пьес А. Володина следующим образом:

Фабричная девчонка», «Моя старшая сестра», «Звонят, откройте дверь», «С любимыми не расставайтесь!» - лирические драмы (герой внутренне чувствует себя противостоящим среде; герои ищут возможность жить в гармонии с собой, несмотря на неразрешимость конфликта «человек -социум»; развитие конфликта связано с душевной и духовной жизнью человека, что создает лирическую напряженность; судьбы героев не прояснены);

Пять вечеров» - мелодрама (нет социального конфликта, любовная интрига сопровождается повышенной эмоциональностью и завершается счастливой развязкой);

Происшествие, которого никто не заметил», «Дочки-матери», «Загадочный индус» - лирические комедии (благополучная развязка частной интриги знаменует победу добра над злом, а развитие внутреннего конфликта создает лирическую напряженность);

Назначение», «Похождения зубного врача», «Кастручча», «Две стрелы», «Ящерица», «Осенний марафон» - трагикомедии (конфликт «человек - социум» осознается как безысходный; герои продолжают жизнь в привычных рамках, несмотря на осознание трагичности бытия; герой и/или общество представлены в резко сатирических тонах);

Дульсинея Тобосская» - трагифарс (конфликт «человек - социум» осознается как безысходный; столкновение героев с социумом передано через фарсовые детали);

Мать Иисуса», «Блондинка», «Графоман», «Портрет с дождем» — драмы (герой внутренне, духовно чувствует себя противостоящим среде; конфликт «человек - человек» и / или «человек - социум» не разрешен).

Героев А. Володина часто называли «маргинальными», так как они не вписывались ни в русло традиционных героев социалистического реализма, ни в русло традиционно противостоящих им.

Любимые герои А. Володина отстаивают свое право быть самими собой, и это не имеет ничего общего с их желанием измениться или изменить свой статус в обществе. В пьесах А. Володина нет идеи «выпрямления "маленького человека"», как нет и «маленького человека» в терминологическом понимании выражения (как Евгений и Самсон Вырин А. С. Пушкина, Акакий Акакиевич Н. В. Гоголя, Мармеладов

Ф.М.Достоевского и др.). Если «маленький человек» вполне примирен с окружающим миром и может существовать с ним хотя бы в относительной гармонии (этих героев ставит в противостояние с окружающим какая-либо случайность: гибель невесты во время наводнения, бегство дочери, кража шинели, увольнение со службы), то несовместимость героев А. Володина со всеобщей «привычкой» к подчинению общественному мнению изначальна. При этом те, которых называют «маленькими», не только не «выпрямляются», но и отстаивают свое право быть «маленькими» (наиболее ярко это проявляется в «Назначении», когда Лямин радуется своему понижению; в «Происшествии, которого никто не заметил» в рассуждениях Насти).

Осенний марафон» - одно из произведений, в которых раскрывается не трагедия в жизни, а трагедия жизни. Но, несмотря на невозможность решения внешних и внутренних конфликтов, это не трагедия, а драма. В пьесе нет вопроса «жизни и смерти», но множество вопросов жизни: счастье, спокойствие, уверенность в завтрашнем дне. И ни один из них не находит разрешения. Ведь если Бузыкин изменится, он перестанет быть самим собой. В пьесе «Графоман» есть притча о человеке, который жаловался Богу, что на его долю достался самый тяжелый крест. Жизнь Бузыкина - это его крест, и выхода из круговорота событий нет и не будет.

Кем бы ни были любимые герои А. Володина - работницами советской фабрики или работниками науки и культуры, интеллигентами по социальному положению или людьми «от сохи» (а по отношению к «доисторическим» пьесам - «от копья» или «от стрелы»), - все они интеллигентны по сути, им свойственна душевная неуспокоенность, иногда и духовные терзания. Во всех пьесах А. Володина есть герой (герои), который «не может спать спокойно» (Жюль Ренар) и, как правило, находится в противостоянии с обществом. Именно эти герои и именно это противостояние (внутреннее и внешнее) находится в центре внимания А. Володина и определяют специфическую особенность объекта изображения. Человек, чья внутренняя цельность нарушена, как правило, обретает в пьесах А. Володина гармонию со своим «alter ego» (исключение - драмы последних лет, в частности, «Блондинка», «Графоман»);

Любимые герои А. Володина, как правило, показаны в становлении. В «Похождениях зубного врача» и «Происшествии, которого никто не заметил» А. Володин даже проводит нравственный эксперимент, суть которого состоит в испытании героя волшебным даром. Другими словами, экзистенциальные мотивы выходят на первый план. Экзистенциальный анализ исходит из того, что подлинное бытие личности обнаруживается благодаря углублению личности в себя с целью выбора не зависимого ни от чего внешнего «жизненного плана». Чесноков «возвращается» к себе, Настя убеждается в истинности своей жизненной позиции. Так, смешение реальности и фантастики не изменяет сущностную природу конфликта в «метафорических пьесах-сказках» («Похождения зубного врача», «Происшествие, которого никто не заметил»), «пьесах-притчах» («Ящерица»,

Две стрелы», «Мать Иисуса», «Кастручча»), «литературных парафразах» («Дульсинея Тобосская») А. Володина.

Характер изображения героя (изображение героя «изнутри», раскрытие «диалектики души») позволяет называть практически все драматургические произведения А. Володина «психологическими».

Помимо жанрового содержания, в нашей работе проанализирована жанровая структура пьес А. Володина, выявлены и описаны её системные особенности: субъектная сфера, организация пространства и времени, композиционно-речевая специфика.

Специфику жанра определяет повышение эмоциональности, экспрессивности за счет изменения роли авторского «я» в драматургических произведениях и - как следствие - возникновение «лирической драмы» и «лирической комедии». У А. Володина мирно сосуществуют драматургический и повествовательный принципы изображения, происходит проникновение в драматургический текст авторского «я», «разрастание» ремарок, в частности,

• формой выражения лиризма являются пейзажные зарисовки:

• авторские обращения к читателю/зрителю несут заряд особой лирической экспрессии;

• включение в пьесы стихотворных текстов, ритмизованной прозы, еще более усиливающих общее лирическое звучание произведения.

За счет присутствия автора происходит углубление психологической составляющей образа, когда в тексте представлены не только реальные действия, но их причины и последствия, а также потенциальные возможности героев.

Появление зрителя (читателя) в текстовой ткани произведения.

Наличие обобщений, которые выводят происходящее за узкие рамки сценического пространства.

Наличие информации, которая никакими другими средствами, кроме вербальных, отражена быть не может и потому остается за пределами постановки (пьесы или кинокартины).

Интертекстуальные включения в пьесах А. Володина акцентируют экзистенциальную составляющую конфликта, служат его углублению и выражают обобщение, раскрывая конкретную ситуацию как иллюстрацию к «вечным» вопросам бытия человека и социума.

Происходит расширение пространства и времени, усложняется их взаимодействие, возникает новая пространственно-временная система координат (частное время представлено как отголосок вечного; замкнутое пространство - как подобие космоса).

Изменяется структура драматического слова (в «Похождениях зубного врача» А. Володин даже передоверяет рассказ о событиях персонажу-повествователю, который выступает от первого лица: именно его глазами зритель и читатель видит Чеснокова, именно он рассказывает о падениях и взлетах главного героя).

Усложняется композиция текста (отсутствует традиционное деление на действия и картины; распадается временная последовательность сценических явлений; изображаются события, происходящие в разное время и/или в разных местах; используется «вертикальный монтаж», кольцевая композиция, открытый финал; большую роль играют текстуально и функционально повторяющиеся эпизоды).

Итак, мы рассмотрели жанровые признаки драматургических произведений (пьес и сценариев) А. Володина в их взаимосвязи взаимообусловленности. Наиболее значимыми из них являются конфликт и характер его разрешения, своеобразие героя и пафос. Эти признаки являются иерархически самыми важными в системе жанра как совокупности элементов и определяют специфику организации субъектной структуры, хронотопа, а также композиционно-речевые особенности. Бытовые и социальные проблемы осознаются А. Володиным и его любимыми героями как вопросы вневременные, вечные, экзистенциальные; «маргинальный» герой отстаивает свою «маргинальность»; трагическое, комическое, лирическое, трагикомическое, драматическое как виды пафоса сосуществуют в большинстве драматургических произведений. Автор изменяет систему ремарок, что дает большие возможности и для проявления авторской субъективности и создания лиризма, и для глобальных обобщений. Пространство и время представлены через призму субъективного взгляда автора, выражению которого способствует монтажная композиция. Такова система основных жанровых признаков, которая позволяет создать целостную концепцию жанров драматургических произведений А. Володина.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Малахова, Татьяна Ивановна, 2011 год

1. Произведения А. Володина

2. Володин А. Фабричная девчонка / А. Володин // Володин А. Осенний марафон. М.: Эксмо, 2005. - 668 с.

3. Володин А. Пять вечеров / А. Володин // Володин А. Осенний марафон.- М.: Эксмо, 2005. 668 с.

4. Володин А. Моя старшая сестра / А. Володин // Володин А. Моя старшая сестра. M.-JL: Искусство, 1961. - 64 с.

5. Володин А. Назначение / А. Володин // Володин А. Осенний марафон. -М.: Эксмо, 2005.-668 с.

6. Володин А. Похождения зубного врача / А. Володин // Володин А. Осенний марафон. М.: Эксмо, 2005. - 668 с.

7. Володин А. Загадочный индус / А. Володин // Володин А. Осенний марафон. М.: Эксмо, 2005. - 668 с.

8. Володин А. Кастручча / А. Володин // Театр. 1988. - № 5. - С.2 - 21.

9. Володин А. Две стрелы / А. Володин // Володин А. Пьесы. Сценарии. Рассказы. Записки. Стихи. Екатеринбург: У-Фактория, 1999. - 590 с.

10. Володин А. Происшествие, которого никто не заметил / А. Володин // Володин А. Осенний марафон. М.: Эксмо, 2005. - 668 с.

11. Ю.Володин А. С любимыми не расставайтесь! / А. Володин // Володин А.

12. Осенний марафон. М.: Эксмо, 2005. - 668 с. П.Володин А. Ящерица / А. Володин. Осенний марафон. - М.: Эксмо, 2005.-668 с.

13. Володин А. Дульсинея Тобосская / А. Володин // Володин А. Осенниймарафон. М.: Эксмо, 2005. - 668 с. 1 З.Володин А. Мать Иисуса / А. Володин // Володин А. Осенний марафон.- М.: Эксмо, 2005. 668 с.

14. Володин А. Дочки-матери / А. Володин // Володин А. Осенний марафон.- М.: Эксмо, 2005. 668 с.

15. Володин А. Осенний марафон / А. Володин // Володин А. Осенний марафон. М.: Эксмо, 2005. - 668 с.

16. Вол один А. Блондинка / А. Володин // Володин А. Осенний марафон. -Л., 1985.-С.297-336.

17. Володин А. Графоман / А. Володин // Володин А. Осенний марафон. -Л., 1985. -С.336- 359.

18. Володин А. Портрет с дождем / А. Володин // Володин А. Портрет с дождем.-Л., 1980.-С.148-175.

19. Володин А. Все наши комплексы / А. Володин // Володин А. Осенний марафон. М.: Эксмо, 2005. - 668 с.

20. Володин А. Каково же было их удивление. / А. Володин // Володин А. Осенний марафон. М.: Эксмо, 2005. - 668 с.

21. Володин А. Записки нетрезвого человека / А. Володин // Володин А. Осенний марафон. -М.: Эксмо, 2005. 668 с.

22. Володин А. Дерзкое величие жизни / А. Володин // Володин А. Осенний марафон. М.: Эксмо, 2005. - 668 с.23 .Володин А. Работать с удовольствием / А. Володин // Володин А. Рассказы. Л.: Советский писатель, 1954. - 172 с.1. Научная литература

23. Аверинцев С. С. Притча / С. С. Аверинцев // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. -С.305.

24. Алперс Б. Судьба лирической драмы / Б. Алперс // Алперс Б. Театральные очерки: в 2-х т. М.: Искусство, 1977. - т.2. - С. 149 - 165.

25. Аннинский Л. Искания современной драматургии / Л. Аннинский // Современная советская литература. М.: Знание, 1966. - С. 110 - 150.

26. Аристотель. Поэтика (Отрывки) / Аристотель // Хрестоматия по античной литературе. В 2 т. Для высших учебных заведений. ~ Том 1. -М.: Просвещение, 1965.

27. Арро В. Частная жизнь (Проблема конфликта в современном театральном искусстве) / В. Арро // Театр. 1987. -№11.- С.66 - 67.

28. Бабичева Ю. «Новая драма» в России начала 20 века / Ю. Бабичева // История русской драматургии (вторая половина 19 — начало 20 века). — Л.: Наука, 1987. С.481 - 493.

29. О.Бабичева Ю. Эволюция жанров русской драмы 19 начала 20 веков / Ю. Бабичева. - Вологда: Вологод. ГПИ, 1982. - 128 с.31 .Баландин Л. Современная сибирская драматургия / Л. Баландин // Сибирские огни. Новосибирск, 1988. - № 4. - С. 154-165.

30. Балухатый С. Чехов драматург / С. Балухатый. - Л.: Гослитиздат, 1936.-237 с.

31. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М.: Прогресс, 1994.

32. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин М.: Художественная литература, 1972. - 318 с.

33. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975.-С.234-407.

34. Беляева И.А. Система жанров в творчестве И. С. Тургенева / И. А. Беляева. М.: МГПУ, 2005. - 250 с.

35. Берковский Н. Я. Литература и театр / Н. Я. Берковский. М.: Искусство, 1967. - 639 с.

36. Богданова О.В. Постмодернизм в контексте совр. р. л-ры (60-90 г. XX в. начала XXI в. СПб.: филол. ф-т СПб .ун-та, 2004. - 716 с.

37. Богуславский А., Диев В. Русская советская драматургия. Основные проблемы развития / А. Богуславский, В. Диев. М.: Наука, 1968.

38. Бондаренко В. День завтрашний / В. Бондаренко // Современная драматургия. 1986. - № 1. - С.255 - 262.

39. Бояджиев Г. Ремарка / Г. Бояджиев // Литературная энциклопедия: В 11 т. — М., 1929—1939. Т. 9. — М.: ОГИЗ РСФСР, 1935. — С. 599—601.

40. Бугров Б. С. Дух творчества (Об отечественной драматургии конца века) / Б. С. Бугров // Русская словесность, 2000. № 2. - С. 20-27.

41. Бугров Б. С. Русская советская драматургия, 1960-1970-е годы. / Б. С. Бугров. М.: Высшая школа, 1981. - 286 с.

42. Бутенко А. Главный социальный конфликт в жизни и на сцене / А. Бутенко // Театр. 1987. - № 12. - С.121 - 122.

43. Бялый Г. Драматургия А. П. Чехова / Г. Бялый // История русской драматургии. Л.: Наука, 1987. - С.441 - 480.

44. Винокур Т. Г. О языке современной драматургии // Языковые процессы современной русской художественной литературы. М., 1977. - С. 130 — 197.

45. Вишневская И. Не «маленький человек» / И. Вишневская // Театр. — 1986.-№ 10. -С.122- 125.

46. Владимиров С. Драматург и современность / С.Владимиров. М.: Советский писатель. - 1962. - 191 с.

47. Владимиров С. А. М. Володин / С. Владимиров // Владимиров С. Драма. Режиссер. Спектакль. Л., 1976. - С.64 - 103.

48. Владимиров С. Действие в драме / С. Владимиров. Л.: Искусство, 1972.-159 с.

49. Вольфсон А. Размышляя о судьбах жанра / А. Вольфсон // Театр. 1975.- № 4. С. 72-75.

50. Гаспаров М. Л. Поэтика / М. Л. Гаспаров // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. - 1987. -С.295 -296.

51. Гинзбург Л. О лирике / Л. Гинзбург. Л.: Советский писатель, 1974. -407 с.

52. Гончарова-Грабовская С. Я. Комедия в русской драматургии конца XX- начала XXI века / С. Я. Гончарова-Грабовская. -М.: Флинта: Наука, 2006. 279 с.

53. Григорай И. В. Характеры как социальные функции в пьесах Александра Володина / И. В. Григорай // Вестн. ДВО РАН, 2003. №4. - С. 42-60.

54. Громова М. И. В поисках современной пьесы / М. И. Громова // Литература в школе, 1996. № 3. - С. 74-83.

55. Громова М. И. Русская современная драматургия / М. И. Громова. М.: Флинта; Наука, 1999. - 159 с.

56. Громова М. И. Современная пьеса в печати / М. И. Громова // Театральная книга между прошлым и будущим: Сборник докладов участников Четвертых чтений / Сост. А. А. Колганова. М., 2002. - С. 42-53.

57. Громова М. И. Русская драматургия конца XX начала XXI .: учебное пособие / М. И. Громова. - М.: Флинта; Наука, 2005. - 368 с.

58. Данилова И. Л. Стилевые процессы развития современной русской драматургии / И. Л. Данилова. Автореферат дис. . доктора филол. наук. - Казань, 2002. - 43 с.

59. Демин В. Маленькая ироническая трагедия/ В. Демин // Георгий Данелия. М.: Искусство, 1982. - С.168 - 204.

60. Дмитревская М. Превращение мелодрамы М. Дмитревская // Современная драматургия. 1987. - № 2. - С.235 - 243.

61. Добрев Ч. Лирическая драма / Ч. Добрев. М.: Искусство, 1983. - 325 с.

62. Дубнова М. Чудо, деньги, любовь. Основные ценности девяностых в популярных пьесах десятилетия / М. Дубнова // Вопросы литературы, 2003.-№6.-С. 57-77.

63. Дузь Л. И. Современная политическая пьеса: Художественное воплощение исторической ситуации и характеров / Л. И. Дузь // Вопр. лит. народов СССР. Киев, Одесса, 1986. - Вып. 12. - С. 37-52.

64. Дымшиц В. Две пьесы два спектакля / В. Дымшиц // Звезда. - 1959. -№ 9.-С.178- 181.

65. Еремин Ю. Источник творчества (Проблема конфликта в современном театральном искусстве) / Ю. Еремин // Театр. 1987. - № 1. - С.67.

66. Женетт Ж. Работы по поэтике. Т.2. Фигуры / Ж. Женетт. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998.-469 с.

67. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика / В. Жирмунский. Л.: Наука, 1977. - 407 с.

68. Жолковский А. Блуждающие сны и другие работы / А. Жолковский. -М.: Наука, 1994. 426 с.

69. Журавлева А. И. Становление жанра драмы и повествовательная проза / А.И.Журавлева // Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс 19 в.-М.:, 1988.-С.113 170.

70. Журчева О. В. Формы выражения авторского сознания в русской драме XX века: диссертация . доктора филологических наук / О. В. Журчева. Самара, 2009.

71. Журчева О. В. Автор в драме: формы выражения авторского сознания в русской драме XX века / О. В. Журчева. Самара: Изд-во СГПУ, 2007.

72. Журчева О. В. Образы времени и пространства как средство выражения авторского сознания в драматургии М. Горького / О. В. Журчева. -Самара: Изд-во СГПУ, 2003.

73. Ильин И. И. Интертекстуальность / И. И. Ильин // Современное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1999. - С.204 -209.

74. Имихелова С. С. Современный герой в русской советской драматургии 70-х годов / С. С. Имихелова. Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние, 1983. -128 с.

75. Ищук-Фадеева Н. И. Заглавие в драматическом тексте: к постановке проблемы Н. И. Ищук-Фадеева // Театральная книга между прошлым и будущим: Сборник докладов участников Четвертых чтений / Сост. А. А. Колганова. -М.: Фаир-Пресс, 2002. С. 234-245.

76. Канунникова И. А. Русская драматургия XX века. Учебное пособие / И. А. Канунникова. М.: Флинта, Наука, 2003. - 207 с.

77. Карпова Г. Лирическая драма А. Блока «Балаганчик» / Г. Карпова // Художественное творчество и литературный процесс. Томск: Изд-во ТГУ, 1988. -Вып.8. - С.56 - 71.

78. Карягин А. Драма как эстетическая проблема / А. Карягин. М.: Наука, 1971.-224 с.

79. Кипнис Л. О лирическом герое драматической трилогии А. Блока / Л. Кипнис // Русский театр и драматургия 20 века. Л.: ЛГТМИК, 1984. -С.45-65.

80. Кипнис М. Ш. Жанр трагикомедии в советской драматургии 70-80-х годов, генезис и особенности развития / М. Ш. Кипнис. Киев, 1990. -22 с.

81. Кипнис М. Ш. Трагикомедия как жанр драматургии. Генезис и особенности развития / М. Ш. Кипнис. Автореферат дис. . к.ф.н. -Киев, 1990.-23 с.

82. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман / Ю. Кристева // Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск, 1993. - № 4. - С.5 - 24.

83. Кугель А. Русские драматурги. Очерки театрального критика / А. Кугель. М.: Мир, 1934. - 237 с.

84. Кузякина Н. Черты лирической драмы / Н. Кузякина // Мир современной драмы. Л.: ЛГТИМИК, 1985. - С.72 - 89.

85. Метерлинк М. Полн. собр. соч. / М. Метерлинк. Пг.: Изд-во Маркса, 1915.-Т.2.-303 с.

86. Москалева Е. Тенденции жанрового развития советской драмы 19701980-х годов / Е. Москалева // Мир современной драмы. Л.: ЛГТИМИК 1985. - С.59 - 71.

87. Николина Н. А. Семантика и прагматика форм времени в авторских ремарках / Н. А. Николина // Семантика и прагматика языковых единиц Калуга: КГПУ, 2004. - С.52 - 63.

88. Николина Н. А. Динамика норм в языке современной драмы / Н. А. Николина // Русский язык сегодня. Вып.4. - Проблемы языковой нормы. - М.: Ин-т рус. яз. им. В.В.Виноградова РАН, 2006. - С.422 -432.

89. Образцова А. Поиски и категоричность жанра / А. Образцова // Театр. -1978. -№1.- С. 8 -16.96.0стровский А. Н. Полное собр. соч. в 16-ти т. / А. Н. Островский М.: Художественная литература, 1952.-Т. 12.

90. Пави П. Словарь театра / П. Пави. М., 1991. - 480 с.

91. Переведенцев В. «Личная жизнь» на сцене и в жизни / В. Переведенцев // Современная драматургия 1987 - №3. - С.226 - 237.

92. Поляков М. Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы / М. Я. Поляков. М., 2000.

93. Поспелов Г. Н. К вопросу о поэтических жанрах / Г. Н. Поспелов // Доклады и сообщения филологического факультета МГУ. Вып. 5. — М.: МГУ, 1948.-е. 59-60.

94. Пронин А. Современная одноактная драматургия 1860-1870-х годов. Конфликты и характеры в пьесах А. Володина, А. Вампилова,

95. В. Розова / А. Пронин. Автореферат дис. . канд. филол. наук. МГУ, 1984.

96. Пульхритудова Е. М. Открытия и наблюдения: Политический театр сегодня / Е. М. Пульхритудова // Литературное обозрение. М., 1988. -№3.- С. 77-83.

97. Садыкова-Грачева Д. О советской лирической драме 50-60-х годов / Д. Садыкова-Грачева. Ташкент: Фан, 1972. - 72 с.

98. Свербилова Т.Н. Трагикомедия в советской литературе / Т. Н. Свербилова. Киев: Наукова думка, 1990. - 147 с.

99. Сидикова Л. С. Проблема конфликта и характера в советской драматургии 70-х начала 80-х годов: (На материале «производственной драмы») / Л. С. Сидикова. - Автореферат дис. . кандидата филол. наук.-М., 1986.

100. Смелков Ю. Современный герой. Кто он? // Современная драматургия. 1984. - № 3. - С.232 - 238.

101. Смирнов И. П. Порождение интертекста (элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б. Л. Пастернака) / И. П. Смирнов. СПб.: Языковой центр СПбГУ, 1995.-189 с.

102. Соловьев В. Сопричастность веку. Литературная эволюция и проблема жанра / В. Соловьев // Новый мир. 1974. - № 8. - С.235 -252.

103. Соколянский М. Г., Цыбульская В. А. Система жанров как литературоведческая категория / М. Г. Соколянский, В. А. Цыбульская // Zagadnienia rodzajow literackich = Вопросы литературных жанров. -Лодзь, 1999.-V. 42. z. 1/2.

104. Старченко Е. В. Пьесы Н. В. Коляды и Н. Н. Садур в контексте драматургии 1980 90-х годов. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 2005.-22 с.

105. Степанова А. Современная советская драматургия и ее жанры / А. Степанова. М.: Знание, 1986. - 112 с.

106. Стенник Ю. В. Жанр трагедии в русской литературе. Эпоха классицизма / Ю. В. Стенник. Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1981. - 168 с.

107. Строева М. Мера откровенности / М.Строева // Современная драматургия. 1986. - № 2. - С.218 - 228.

108. Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И., Бройтман С. Н. Теория литературы в 2-х т. М.: ГУП Сарат. полигр. комб., 2004. -Т.1.-509 с.

109. Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И., Бройтман С. Н. Теория литературы в 2-х т. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М.: Академия, 2010. - 512 с.

110. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томшевский. М.: Аспект-пресс, 1996. - 333 с.

111. Тюпа В. И. Художественный дискурс (введение в теорию литературы) / В. И. Тюпа. Тверь: Твер. гос. ун-т., 2002. - 80 с.

112. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. М.: Наука, 1977. - С.255 - 270.

113. Тынянов Ю. Н. О литературной эволюции / Ю.Н.Тынянов // Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. - С. 270-281.

114. Финк Л. Теория драмы в движении / Л. Финк // Вопросы литературы. 1982. - № 7. - С. 196 - 211.

115. Фоменко А. Давайте подумаем: «новая волна» в драматургии и ее критики / А. Фоменко // Москва. 1986. - №7. - С. 172 - 182.

116. Фролов В. В. Судьбы жанров драматургии: Анализы драматических жанров в России XX века / В. В. Фролов. М.: Сов. писатель, 1979. - 424 с.

117. Хайченко Г. Страницы истории советского театра / Г. Хайченко. -М.: Искусство, 1983. 272 с.

118. Хализев В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. М.: Высшая школа, 1999.-398 с.

119. Хализев В. Е. Драма как род литературы / В. Е. Хализев. М. .: Изд-воМГУ, 1986.-256 с.

120. Хализев В. Е. Драма как явление искусства / В. Е. Хализев. М.: Искусство, 1978. - 240 с.

121. Цветков А. Возможности и границы притчи / А. Цветков // Вопросы литературы. 1973. - № 5. - С.155 - 163.

122. Чернец Л. В. Литературные жанры (Проблемы типологии и поэтики). М.: Изд-во МГУ, 1982. 192 с.

123. Чехов А. П. О литературе и искусстве / А. П. Чехов. М., 1954.

124. Шайтанов И. О. Жанровая поэтика // Вопросы литературы. М., 1996. №3.

125. Шилова М. И. Мелодрама / М.И.Шилова // Кино. Энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986. -С.264.

126. Эйзенштейн С. М. Монтаж. http://www.lib.rU/CINEMA/kinolit/EJZENSHTEJN/s тоШатк 1938.txt. В работе все цитаты даются по Интернет-изданию.

127. Эйзенштейн С. М. Четвертое измерение в кино. http://www.lib.rU/CINEMA/kinolit/EJZENSHTEJN/s сЬе^еНое ¡гтегете у kino.txt).

128. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие / А. Я. Эсалнек. М.: Флинта; Наука, 2001. - 112 с.

129. Явчуновский Я. И. Драма вчера и сегодня / Я. И. Явчуновский. -Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1980. 354 с.

130. Явчуновский Я. И. Драма на новом рубеже: Драматургия 70-х и 80-х годов: конфликты и герои / Я. И. Явчуновский. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1989. - 222 с.

131. Якименко В. Границы и возможности: Миф и притча в современной литературе / В.Якименко // Вопросы литературы. 1978. — № 11.-С.82-104.

132. Исследования по драматургии А. Володина

133. Алексеев М. Поиски и находки / М. Алексеев // Новый мир.1956.-№ 11. С.257-259.

134. Арбузов А.Любовь должна быть неделимой. А. Арбузов // Советский экран. 1969. - № 3. - С.7.

135. Барулина Л., Демин П. Что у них за душой? / Л. Барулина // Театр. 1957. — № 6. - С.54 - 58.

136. Бугров Б.С. Непосторонние люди / Б.С.Бугров // Литературное обозрение. 1979. - № 9. - С.89 - 95.

137. Винецкий Л., Королева В. О правде подлинной и мнимой / Л. Винецкий, В. Королева // Советская Татария. 1957. - 12 февраля.

138. Вишневская И. Еще о многообразии / И. Вишневская // Вопросы литературы. 1966. - № 4. - С. 17 - 22.

139. Владимиров С. А. М. Володин / С.А. Владимиров // Владимиров С. Драма. Режиссер. Спектакль. Л., 1976. - С.64 - 103.

140. Владимиров С. А.М.Володин / С.А. Владимиров // Очерки истории русского советского театра. Л., 1968. - Т.З. - С.322 - 353.

141. Владимирова 3. Черты современника / 3. Владимирова // Театр.1957. № 10. - С.25 - 27.

142. Возякова О. О Тамаре, Женьке и блондинке. Штрихи к портрету Александра Володина с последующим интервью / О. Возякова // Литературное обозрение. 1988. - № 11. - С.88 - 93.

143. Громова М. И. А. Володин / М.И.Громова // Очерки русской литературы 20 в. Проза. Поэзия. Драматургия. М., 1995. - С. 106 - 117, 213-232.

144. Григорай И. В. Характеры как социальные функции в пьесах Александра Володина / И. В. Григорай // Вестн. ДВО РАН, 2003.-№ 4. -С. 42-60.

145. Деянова Р., Синайская В. Разве это комсомольский работник? / Р. Деянова, В. Синайская // Молодой коммунист. 1958. - № 4. - С.123 -128.

146. Журчева О. В. Эволюция драматургии Александра Володина: Конфликты, характеры, жанры: диссертация . кандидата филологических наук / О. В. Журчева. Самара, 1994. - 232 с.

147. Журчева О. В. Жанровые особенности драматургии Александра Володина / О. В. Журчева // Содержательность художественных форм. Куйбышев, 1987, с.157 173.

148. Журчева Т. В. Драматургия Александра Вампилова в историко-функциональном освещении (конфликты, характеры, жанровое своеобразие) / Т. В. Журчева. Диссертация . кандидата филологических наук Куйбышев, 1984.

149. Золотницкий Д. После драки кулаками машут / Д. Золотницкий // Театр. 1962. - № 9. - С.42 - 51.

150. Зубков Ю. Репертуар и позиция журнала «Театр» / Ю.Зубков // Коммунист. 1963. - № 7. - С.94 - 101.

151. Зубков Ю. Нравственность героической эпохи / Ю.Зубков // Знамя. 1963. - № 3. - С.202 - 206.

152. Игнатьева Н. Драматургия 1962 года / Н.Игнатьева // Вопросы литературы. -1963. № 3. - С.44 - 45.

153. Караганов А. Воспитание правдой / А. Караганов // Театр. 1957. -№ 1.-С.62-71.

154. Канунникова И. А. А. М. Володин / И. А. Канунникова // Русская литература 20 века / Под ред. JL П. Кременцова. М.: Academia, 2005. -С.437-445.

155. Кичин В. Александр Володин: «Только помогает жить» / В. Кичин // Кино. Рига. - 1982. - № 1. - С.З - 6.

156. Кондратенко В. Т. Психологическая драма в творчестве А. Володина / В. Т. Кондратенко // Развитие традиций и формирование жанров в советской литературе: Межвузовский сборник научных трудов. -М.: МОПИ, 1991. С.66 - 75.

157. Крымова Н. «Кризис» бытовой режиссуры / Н. Крымова // Театр. -1960. № 3. - С.74 - 75.

158. Кулемин В. Вся ли это правда? / В. Кулемин // Комсомольская правда. 1957. - 11 июля.

159. Ланина Т. В. Александр Володин: Очерк жизни и творчества / Т.Ланина. Л.: Советский писатель: Ленингр. Отд-ние, 1989. - 319 с.

160. Львов-Анохин Б. Фарс или элегия? / Б. Львов-Анохин // Театр. -1957. № 7. - С.49 - 52.

161. Львов-Анохин Б. Беседы режиссера / Б. Львов-Анохин. М.: Советская Россия, 1972. - 227 с.

162. Малюгин Л. Дела и думы героя / Л. Малюгин // Москва. 1957. -№ 5. - С.257 - 259.

163. Плахов А. Размыкая пространство: театральная драматургия и экранная режиссура / А. Плахов // Театр. 1983. - № 12. - С.113 - 119.

164. Рассадин С. Стыдно быть несчастливым, или Непонятый Володин / С.Рассадин // Театральная жизнь. 1989. - № 1. - С.9 - 11.

165. Ратобыльская Т. Характеры и положения: Драматургия А.Володина 1970-80-х годов / Т. Ратобыльская // Мир современной драмы.-Л., 1985.-С. 116-124.

166. Садыкова-Грачева Д. Лирическая комедия А.Володина «Назначение» / Д. Садыкова-Грачева // Ученые записки Ташкентского гос. пединститута. Т. 86. - Ташкент, 1972. - С. 97 - 106.

167. Соколов В. А может, драматургия не отстает? / В. Соколов // Вопросы литературы. 1966. - № 4. - С.22 - 28.

168. Строева М. Критическое направление ума / М. Строева // Театр. -1957. — № 6. С.59 - 69.

169. Строева М. Мера откровенности / М. Строева // Современная драматургия. 1986. - № 2. - С.218 - 228.

170. Сурков Е. Когда потерян компас; Женька Шульженко, ее друзья и недруги / Е. Сурков // Сурков Е. На драматургические темы. М., 1962. - С.62 - 129, 129-173.

171. Холодов Е. Спор о трех спектаклях / Е.Холодов // Холодов Е. Лицо театра: статьи и рецензии разных лет. М.: Искусство, 1979. -С.93 -124.

172. Энциклопедическая и справочная литература

173. Западное литературоведение XX в.: Энциклопедия. М.: INTRADA, 2004. 560 с.

174. История философии: Энциклопедия / Ред.-сост. А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко / Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2002. 1376 с. - (Мир энциклопедий).

175. Литературная энциклопедия терминов и понятий (под ред.

176. A. Н. Николюкина). ИНОН РАН. М.: НПК «Интелвак», 2001.-160 стб.

177. Литературный энциклопедический словарь (под общ. ред.

178. B. М. Кожевникова, П. А. Николаева). М.: Сов. энциклопедия, 1987. -752 с.

179. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной; INTRADA, 2008. 358 с.

180. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Ред. В. С. Малахов, В. П. Филатов. М.: Культурная революция, 2008. -392 с.

181. Современное зарубежное литературоведение (стран Западной Европы и США): Концепции, школы, термины. Энциклоп-ий спр-ик. М.: ИНТРАДА-ИНИОН, 1996. 320 с.

182. Философский энциклопедический словарь /

183. Ред.-сост. Е. Ф. Губский и др. М.: Инфра-М, 2003. - 576 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.