Драматургия С.Л. Лобозерова: аксиологический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Вторушина, Надежда Ивановна

  • Вторушина, Надежда Ивановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 152
Вторушина, Надежда Ивановна. Драматургия С.Л. Лобозерова: аксиологический аспект: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Улан-Удэ. 2013. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Вторушина, Надежда Ивановна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................3

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ХАРАКТЕРА В АСПЕКТЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА.....................................................................................................................20

1.1. Обычный герой» в драматургии С. Л. Лобозёрова.........................................20

1.2. Поиски «иного» героя»......................................................................................50

ГЛАВА II. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЖАНРОВЫХ РЕШЕНИЙ И СЮЖЕТНОЙ СТРУКТУРЫ В ПЬЕСАХ С.Л. ЛОБОЗЁРОВА................................89

2.1. Ценностное содержание жанра комедии и трагедии......................................89

2.2. Аксиологическая составляющая в эволюции жанра в драматургии

С. Л. Лобозёрова......................................................................................................100

2.3. Ценности в сюжетной структуре пьес С. Л. Лобозёрова.............................121

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................136

Список использованной литературы.........................................................................140

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Драматургия С.Л. Лобозерова: аксиологический аспект»

ЬЬЕДЕН ИЕ

Развитие русской и русскоязычной литературы в Бурятии в 80-е годы XX века, в годы позднего социализма и постперестроечный период, ознаменовалось рядом явлений, среди которых следует назвать активное развитие драматургии. Степан Лобозеров, Геннадий Башкуев и другие авторывнесли заметный вклад в художественное осмысление проблем этого времени.

Сегодня уже можно смело утверждать, что драматург С. Л. Лобозеров (род.в 1946 г.) - автор не регионального, а всероссийского уровня. Тема, к которой он обращается в большинстве своих пьес - тема деревни в меняющемся мире, - подключает его творчество к авторитетной и важной традиции советской литературы XX века, традиции «деревенской прозы».

Первые пьесы С.Л. Лобозёрова вышли в предперестроечные годы, следующие в годы перестройки и постперестройки. Совершенно естественно, что в своей драматургии С.Л. Лобозеров отразил насущные вопросы времени и попытался дать решение актуальных проблем. В кризисный для национальной культуры период драматург обратился к ценностям деревенского уклада, переняв опыт своих предшественников - В.И. Белова, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина, В.П. Астафьева, М.А. Варфоломеева, напомнил о нравственных, бытийных ценностях,которые являлись и являются основой национальной духовности и в художественном произведении воплощаются на различных уровнях поэтики.Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размыты нравственные ориентиры, когда деформация личности человека, не различающего, где добро, а где зло, приобрела угрожающий характер, когда целые поколения людей находятся в плену ложных установок, как никогда важно обратиться к ценностному потенциалу литературы - как классической, так и современной, осмыслить роль традиционных ценностей в жизни человека.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что

спектакли по пьесам C.JI. Лобозёрова успешно идут на сценах более чем двухсот российских театров, включая Московский художественный академический театр им. М. Горького, Московский драматический театр им. М. Ермоловой, Санкт-Петербургский Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербургский академический театр им. Н.П. Акимова и другие, несмотря на снятый государственным телеканалом «Россия» художественный фильм «Именины» по мотивам комедии «Семейный портрет с посторонним», несмотря на огромную популярность лобозёровских пьес, творчество драматурга до сих пор остаётся малоизученным. Не опубликовано ни одной монографии, ни одного научного сборника, ни одной кандидатской диссертации, посвященных драматургии крупного современного автора С.Л. Лобозёрова. Особенности тематики, проблематики, жанровой и композиционной структуры пьес С.Л. Лобозёрова рассмотрены лишь в ряде литературоведческих статей, авторство которых принадлежит С.С. Имихеловой, В.В. Башкеевой, O.A. Колмаковой, Е. Гильмулиной, Т.В. Авдохиной.

В заключительной статье «Алмазы и изумруды Степана Лобозёрова» к первому и пока что единственному сборнику пьес драматурга «В ста шагах от праздника» (2007) С.С. Имихелова делает краткий обзор почти всех написанных драматургом пьес и приходит к выводу о существовании в современном художественном процессе особого явления под названием «театр Лобозёрова», для которого характерен особенный, индивидуальный стиль, а также талантливое отражение современной действительности [Имихелова, 2007].

В том же сборнике была опубликована статья Е. Гильмулиной «Сценическая жизнь пьес драматурга Степана Лобозёрова», посвященная постановкам пьес драматурга в Государственном русском драматическом театре им. Бестужева. Собственно литературоведческий анализ драматургии С.Л. Лобозёрова в статье отсутствует, однако исследовательница делает немаловажный для последующего изучения творчества драматурга вывод о

серьёзности нравственной проблематики в «весёлых и остроумных» комедиях Лобозёрова [Гильмулина, с. 312-314].

Жанровое разнообразие пьес С.Л. Лобозёрова рассматривает в одноименной статье O.A. Колмакова. Исследовательница пишет об укоренённости драматурга в традициях социально-бытовой и социально-психологической драмы, чем объясняется отсутствие в его пьесах таких примет «новой» драмы, как нагромождение нелепостей быта, гротескность созданной картины мира, шокирующая откровенным цинизмом речь героев. Автор статьи отмечает, что в произведениях С. Л. Лобозёрова присутствует «необыкновенная авторская причастность, теплота, доходящая порой до сентиментальности» [Колмакова, с. 141-147].

Концепции семьи в творчестве С.Л. Лобозёрова посвящена статья В.В. Башкеевой «Концепт «семья» в драматургии С.Л. Лобозёрова». Как особенность творчества С.Л. Лобозёрова исследователь выделяет доминирование в его пьесах большой патриархальной трёхпоколенной семьи, рассматривает отношения между членами семьи, особенности каждого поколения, ищет ответ на вопрос, кто, по Лобозёрову, виноват в том, что семья в современном мире оказалась под угрозой гибели [Башкеева, с. 125-137].

Исследователей волнуют и более частные вопросы - к поэтике пьесы «Коммерсанты» обращается Т.В. Авдохина в заключительной статье «Такие разные, незнакомые лица» к сборнику «Пьесы молодых драматургов» (1989). Литературовед рассматривает проблематику «Коммерсантов» с точки зрения жанра трагикомедии и выделяет главное отличие этой пьесы от всех остальных в творчестве С.Л. Лобозёрова - «изображённый мир говорит о неблагополучии и неустроенности» [Авдохина, с. 165], поскольку герои в изменившемся мире утратили внутреннюю связь с деревней.

Большинство исследователей рассматривают творчество С.Л. Лобозёрова в контексте «деревенской прозы», однако есть и другие подходы. Так, литературовед С.Н. Моторин в монографии «Русская драматургия 80 - 90 годов XX века (поствампиловское направление)» анализирует драматургию С.Л.

Лобозёрова в свете традиций театра Вампилова. По мнению автора монографии. С.Л. Лобозёров продолжает «начатый Вампиловым разговор о семье, провинциальном быте, о человеке провинции и парадоксах его сознания» [Моторин, с. 43]; основой сюжета, конфликта и характеров героев у Лобозёрова, как и у Вампилова, С.Н. Моторин считает парадокс. Автор монографии рассматривает творчество Лобозёрова в одном ряду с творчеством Н. Коляды, Г. Горина, А. Галина, что свидетельствует о достаточно высоком уровне драматурга С.Л. Лобозёрова. В русле послвампиловской драматургии рассматривает творчество С.Л. Лобозёрова и С.С. Имихелова в статье «Поствампиловская драматургия Бурятии (на материале пьес С. Лобозёрова)» (2006).

В этой связи следует отметить, что имя С.Л. Лобозёрова упоминается в статье М. Дубновой «Чудо, деньги, любовь...» как автора пьесы «Семейный портрет с посторонним», которая в 90-е годы занимала лидирующие позиции по количеству постановок в российских театрах. В учебнике С.Я. Гончаровой-Грабовской «Комедия в русской драматургии конца XX - начала XXI века» персонажи пьес С.Л. Лобозёрова рассматриваются в числе социально-экзистенциальных героев современной драматургии.

Почти все литературоведы и театральные критики отмечают в качестве отличительной черты творчества С.Л. Лобозёрова приверженность драматурга к традиционным, патриархальным ценностям, укладу деревенской жизни, но при этом драматургия С.Л. Лобозёрова никогда не рассматривалась в литературоведении в аксиологическом аспекте.

Между тем становящийся всё более распространённым аксиологический подход к исследованию литературных произведений можно считать почти универсальным: он позволяет рассмотреть как содержание, так и форму, как авторскую индивидуальность, так и тенденции читательского восприятия произведения. Синтез литературоведения и аксиологии открывает широкие возможности природы постижения литературного творчества. Постижение концепции автора,погружение в его мировоззрение, в его систему ценностей

остается основным критерием адекватности прочтения. Кроме того, с помощью аксиологического подхода можно объяснить, почему в разные эпохи остывает или подогревается читательский интерес к тем или иным литературным произведениям, ведь читатели ищут в литературе важные для себя ценности.

Сама проблема ценностей как мировоззренческого базиса любой литературы возникла, очевидно, с момента появления искусства слова. Специальный же интерес к ценностям возникает в XX веке в моменты смены цивилизационных парадигм и необходимости ценностного поиска оснований бытия. Фундамент аксиологического подхода в литературоведении заложил в XX веке М.М. Бахтин, который широко использовал понятие «ценность» при анализе историко-литературных явлений. Почти во всех крупных работах он так или иначе обращается к понятию «ценность». Так, в статье «Автор и герой в эстетической деятельности» ценностный подход определяется М. Бахтиным как «ценностно осмысливающая волевая установка» [Бахтин, 1986]. Анализируя творчество Достоевского, ученый высказывает мысль о ценностной направленности слова, выражающей многообразие ценностных отношений говорящего. Главное в диалоге - это рождение новых смыслов, а смысл, по Бахтину, всегда имеет ценностную наполненность. Вертикальная картина мира Достоевского, как она увидена М. Бахтиным, - это христианство и высшие ценности, исходящие из Евангелия.Ценностной шкалой измеряется и понятие «карнавал», теория которого выстраивается на основе биполярной структуры ценностей. Сравнивая ритуальность официальных праздников средневековья и карнавал как праздничную жизнь, М. Бахтин даёт аксиологический портрет карнавала и первое, что в нём выделяет, - свободу: «В противоположность официальному празднику карнавал торжествовал как бы временное освобождение от господствующей правды и существующего строя, временную отмену всех иерархических отношений, привилегий, норм и запретов» [Бахтин, 1990]. Более того, карнавал оказывается связан с высшими целями человеческого существования, с миром идеалов, с утопическим царством всеобщности, свободы, равенства и изобилия. Можно констатировать, что практически ко всем

обсуждаемым явлениям ученый применяет понятие «ценность». Это может свидетельствовать о всеобщем характере проблемы ценности, о связи для М. Бахтина эстетического и ценностного начал.

Одной из первых работ в отечественной культуре, в которой литературные явления и сама личность писателя были рассмотрены с точки зрения аксиологии, стала работа Н.О. Лосского «Достоевский и его христианское миропонимание» (1953). Особенность философского пути Лосского - от гносеологии и логики через метафизику и теорию ценностей к этике и религиозной философии - обусловила энциклопедический и синтетический характер книги. В первых главах работы проанализированы биографические данные, характер писателя как основание для создания духовной биографии, показано становление системы ценностей. В последующих главах («Абсолютное совершенство», «Теодицея Достоевского», «Мировое зло», «Значение страдания и др.) Лосский даёт глубокую интерпретацию основ религиозного миропонимания писателя.

В середине 1990-х годов к проблеме интеграции литературоведения и аксиологии вплотную подошёл И.А. Есаулов. В монографии «Категория соборности в русской литературе» (1995) он заявил о необходимости применения аксиологического подхода к предмету своего изучения - русской культуре, в частности - русской литературе, аксиологическая обусловленность которой проявилась уже в одном из первых памятников русской литературы «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, в котором четко разграничены ветхозаветная и христианская системы ценностей. Исследователь говорит о доминантном для отечественной культуры типе христианской духовности, ищет систему аксиологических координат, оказавшую воздействие, а возможно, и определившую поэтику русской литературы.

В те же годы активизировалось внимание литературоведов к изучению проблемы ценностей у отдельных авторов. О прочных житейских ценностях, которые стали опорой для национального духа на фронтах Великой Отечественной войны и благодаря которым выжил и победил русский народ, пишет А.Б. Есин в своей статье «О ценностной системе А.Т. Твардовского

(«Василий Тёркин»)» (1995). Стоит отметить книгу Т.А.Касаткиной «Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций» (1996). Художественное воплощение фундаментальных ценностей в национальных литературах Северного Кавказа раскрывает в своей монографии «Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы» К. Султанов (2001).

В 2005 году была опубликована монография В.Е. Хализева «Ценностные ориентации русской классики», которая посвящена «мироприемлещему началу» в русской литературе, незаслуженно забытому, по мнению исследователя, в советском литературоведении, делавшему упор на революционные взгляды писателей. В анализе литературных произведений от Пушкина до Чехова исследователь исходит из того, что «писателям-классикам было присуще уважительно-бережное отношение к живым человеческим душам, тем феноменам национального бытия, которые обладают неоспоримой ценностью» [Хализев, 2005]. В своей работе автор отразил пристальный интерес русских писателей к человеческой личности, к ситуациям выбора людьми жизненно-практических позиций, к их духовному самоопределению и инициативно совершаемым поступкам.

Одновременно с литературоведами аксиологическую природу литературного творчества изучали в работах философского, эстетического планов: монографии Ю.Б. Борева «Искусство интерпретации и оценки» (1981), A.B. Гулыги «Эстетика в свете аксиологии» (1996), Е.В.Поповой «Ценностный подход в исследовании литературного творчества» (2004), статья Т.Б. Любимовой «Аксиологическое построение произведений искусства» (1996), а также другие исследования по аксиологии.

В своём итоговом труде «Эстетика в свете аксиологии» A.B. Гулыга защищает прекрасное как высшую ценность и определяет место эстетики в системе гуманитарного знания как связующего звена между наукой и этикой: красота, доказывает автор, имеет значение для любого творческого акта, в том

числе и для литературного творчества. В свою очередь, для искусства огромное значение имеет интеллектуальное и нравственное начало.

В статье «Аксиологическое построение произведений искусства» Т.Б. Любимова различает высшие ценности (истина, добро, красота, справедливость, святость, мудрость и др.) и инструментальные ценности - в случае с литературным произведением речь идёт о художественной форме, причем именно высшие ценности формируют сферу потенциального содержания и художественную форму. «Ценности не пассивно отражаются в содержании произведения искусства, а, напротив, они его строят и интегрируют», - считает исследователь [Любимова, с. 101].

В монографии «Ценностный подход в исследовании литературного творчества» (2004), написанной на стыке методологии литературоведения и философии, Е.В. Попова изучает аксиологический фактор в литературном творчестве и методологически обосновывает значимость и перспективность ценностного подхода в литературоведении. На материале русской литературы XIX- XX веков автор показывает возможности ценностного подхода в изучении духовных ценностей отечественной литературы, отразившей национальное самосознание и ценностные приоритеты писателей.

В последние годы аксиологический подход активно разрабатывается филологами в многочисленных кандидатских диссертациях, авторство которых принадлежит И.А. Анашкиной, Э.Л. Афанасьеву, Т.С. Власкиной, А.П. Власкину, В.Б. Петрову, И.К. Подковыровой, З.К. Сафаргалиной, Д.С. Абдуллиной, И.Н. Михеевой, Е.Ю. Котуковой, A.B. Фроловой и др. Исследователи анализируют как аксиологическую составляющую отдельных литературных произведений (романа Ф.М. Достоевского «Идиот», трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность», цикла Н.С. Лескова «Праведники» и др.), так и ценностные системы отдельных авторов (Н.Р. Эрдмана, М.А. Булгакова, Б. Пастернака). Реже предметом исследования становятся периоды в истории отечественной литературы (рубеж XVIII-XIX вв. как переломный в национальном

самосознании) или литературные течения (новокрестьянская поэзия 1 -й трети XX

Т-, Л о.;.

О том, как работает аксиологический подход, пишет в своей кандидатской диссертации А.П. Власкин: «Подразумевается, что всякий человек (или автор, или герой) вольно или невольно во всём руководствуется ценностями как жизненными ориентирами. Они могут быть разного достоинства - ценностями истинными и мнимыми, вечными или преходящими, общечеловеческими или личными, социальными или идеологическими (в том числе, например, религиозными). Возможны поэтому «ценностные характеристики» человека, общества, эпохи <...>. Аксиологический уровень в произведении всегда есть, его можно и нужно рассматривать - он многое может подсказать» [Власкин, с. 46].

Таким образом, на сегодняшний день прослеживается отчетливая тенденция сближения аксиологии и литературоведения, однако методология использования ценностного подхода нуждается в дальнейшей разработке, а сам ценностный подход в апробации на как можно более широком литературном материале. Следует отметить, что в работах исследователей, применяющий аксиологический подход для анализа литературных произведений, авторские ценности часто находят своё воплощение в концептах - «сгустках энергии в сознании человека» (Д. Лихачев), «системе ценностных кодов, единых для культурной традиции» (В. Зусман). Такой подход к изучению литературных произведений позволяет «вычленить» из ткани произведений ведущие ценности и антиценности автора, определить, как они влияют на содержание и форму произведения, проследить становление авторского мировоззрения.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена таким образом двумя факторами. Во-первых, данное исследование продолжает в современном литературоведении активную разработку аксиологического подхода к анализу литературного произведения, который уже показал свою продуктивность, но требует дополнительной апробации на произведениях разных литературных жанров. Во-вторых, драматургия С.Л. Лобозёрова вызывает живой интерес у читателей, зрителей и режиссёров, но при этом остаётся относительно

неизученной. До сих пор не определены основные черты «театра Лобозёрова», не составлена типология лобозёровских героев, не изучены в полной мере жанровое своеобразие его произведений, особенности конфликта и сюжета.

Научная новизна данного диссертационного исследования обусловлена тем, что в нём творчество современного драматурга С.Л. Лобозёрова впервые системно анализируется в аспекте аксиологического подхода. Это позволило рассмотреть художественный мир пьес С.Л. Лобозёрова с точки зрения выявления внутренних закономерностей, сопряженных с мировоззренческими, аксиологическими принципами. Благодаря аксиологическому подходу к анализу литературного произведения разработана развернутая типология героев, основанная на ценностях персонажей и авторских ценностях и включающая в себя типы «обычного» героя и «иного» героя. Последний тип героев подразделяется на подтипы: «запутавшийся» герой, герой-резонёр, антигерой и герой-интеллигент. В исследовании выявлены взаимосвязи между авторскими ценностями и выбором жанра произведения, определены три основные сюжетные схемы в драматургии С.Л. Лобозёрова (сюжет-непонимание, сюжет-искушение и сюжет-испытание) и их аксиологическая наполненность.

Объект исследования: проблема ценностей в современной отечественной драматургии на примере творчества С.Л. Лобозёрова.

Предмет, исследования: своеобразие типологии героя, жанрово-композиционных решений в драматургии С.Л. Лобозёрова в свете ценностных представлений автора.

Цель исследования: раскрыть аксиологическую содержательность драматургии С.Л. Лобозёрова.

Выдвинутая цель определяет содержание задач исследования:

1. Выявить и охарактеризовать тип «обычного» героя в драматургии С.Л. Лобозёрова в контексте деревенской прозы и современной драматургии;

2. Определить и исследовать тип «иного» героя (героя-резонёра, «запутавшегося» героя, антигероя и героя-интеллигента) в сравнении с героями русской драматургии конца XX - начала XXI века;

3. Выявить ценностное содержание жанров комедии и трагедии;

4. Рассмотреть аксиологическую составляющую в эволюции жанра от комедии к трагикомедии через жанры трагифарса и драмы в драматургии C.JI. Лобозёрова;

5. Определить основные сюжетные схемы в драматургии С.Л. Лобозёрова и роль авторских ценностей и ценностей героев в развитии сюжета.

Материал исследования: пьесы С.Л. Лобозёрова, написанные в период с 1982 по 2007 год, когда вышло первое печатное издание пьес драматурга: «Маленький спектакль на лоне природы» (1982), «По соседству мы живём» (1985), «От субботы к воскресенью» (1988), «Коммерсанты» (1990), «Семейный портрет с посторонним» (1994), «Его алмазы и изумруды» (1995), «Семейный портрет с дензнаками» (1998), «В ста шагах от праздника» (2007), - и достаточно полно репрезентирующие его ценностный идеал.

Гипотеза исследования: аксиологический подход позволяет увидеть глубину в простых и развлекательных, на первый взгляд, пьесах С.Л. Лобозёрова и комплексно изучить его драматургию как единое художественное целое, разработать типологию героев, выявить закономерности в выборе жанра, в построении сюжетов, что позволит приблизиться к пониманию ценностной системы автора.

Методологическая основа исследования: аксиологический метод в интерпретации литературного произведения, позволяющий увидеть связи творчества отдельного автора с ценностями национальной культуры. Кроме того, в диссертации используются общенаучные методы наблюдения, анализа, интерпретированные в духе сравнительно-типологического, историко-генетического методов. В отдельных случаях автор обращается к методам изучения концептов.

Теоретической основой исследования послужили труды по философии и философской аксиологии H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, Г.П. Выжлецова, Г.Д. Гачева, М.С. Кагана, Н.О. Лосского, Г. Риккерта, Н.С. Розова, B.C. Соловьева, Л.Н. Столовича, П.А. Флоренского; по теории литературы -

М.М. Бахтина, В.Е. Хализева, В.В. Кожинова, Н.Д. Тамарченко, А.Б. Есина;по творчеству C.JI. Лобозерова — С.С. Имихеловой, В.В. Башкеевой, O.A. Колмаковой, Т.В. Авдохиной.

Что касается понятийного языка исследования, то следует уточнить содержание понятий «ценность» и «антиценность». В существующей на сегодняшний день отечественной литературе, посвященной аксиологической проблематике, понятию «ценность», его определению и содержанию уделяется значительное внимание, однако общепринятого определения до сих пор не выработано.

В философии термин «ценность» используется для «указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности. По существу, всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений может выступать в качестве «предметных» ценностей или объектов ценностного отношения, т.е. оцениваться в плане добра или зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д.» [БСЭ, 491].

Создатель русской философской теории ценностей Н.О. Лосский в своей работе «Ценность и бытие» (1931) так определяет ценность: «Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка. Всякое малейшее изменение, вносимое в мир каким бы то ни было деятелем, имеет ценностную сторону и предпринимается не иначе, как на основе каких- либо ценностных моментов и ради них. Все сущее или могущее быть и вообще как-либо принадлежать к составу мира таково, что оно не только есть, но еще и содержит в себе оправдание или суждение своего бытия: обо всём можно сказать, что оно хорошо или дурно, что должно или не должно, следует или не следует, чтобы оно было, что оно существует по праву или против права» [Лосский, 1931]. Ценность, по Лосскому, стремится к осуществлению абсолютной полноты бытия, которое понимается как

«высший предел», как «абсолютное совершенство», как «абсолютное Добро», как «Бог и Царство Божие».

Через несколько десятилетий к анализу понятия приступают ученые. Вот определение понятия «ценность» В.П. Тугаринова: «То, что нам (обществу или определённой группе, классу) нужно, полезно, мы называем ценностью или благом. Что нам не нужно или вредно, то мы ценностью не называем... Понятие полезности употребляется здесь в самом общем и широком смысле, свойственном этому понятию, а не только в смысле материальной выгоды, и поэтому относится и к духовным, этическим, эстетическим и прочим ценностям... Такими ценностями для всей истории человечества являются, например, факторы, способствующие общественному прогрессу, а также личность человека, его жизнь, свобода, достоинство, благосостояние, счастье» [Тугаринов, с. 15-20].

По мнению М.С. Кагана, «Ценность... не вещь, не свойство, а отношение». Это специфическое отношение рассмотрено в составе деятельности человека в контексте взаимодействия субъекта с объектом, когда субъект есть носитель социальных и культурных качеств, определяющих содержание его духовной деятельности. «Ценность и возникает в объектно-субъектном отношении» [Каган, 1997]. Как основную черту ценности исследователи выделяют «значимость какого-то явления, события, процесса - короче, сущего - для жизнедеятельности субъекта» [Василенко, с. 5]. В.В. Крюков и М.П. Данилова отмечают, что «ценности существуют в форме общественных идеалов, т.е. моделей должного» [Крюков, с. 45].

Как видно из вышеизложенного, исследователи сходятся на том, что ценности имеют конвенциональный характер, то есть с определением главных ценностей в обществе существует согласие. М.М. Бахтин назвал конвенциональные ценности «утверждённым контекстом ценностей», которые ценны «для всего исторического человечества». Для нас, таким образом, ценность есть то, что стремится к «абсолютному пределу» в нравственном отношении, исторически укоренено в культуре и осознается личностью в выстраивании ее отношения к миру.

В самой простейшей, базовой классификации ценности подразделяются на положительные и отрицательные. Впервые в таком виде классификация ценностей была предложена Н.О. Лосским: «... любое содержание бытия есть положительная или отрицательная ценность не в каком-либо своём отдельном качестве, а насквозь всем своим бытийным содержанием»; «...само бытие ... есть не только бытие, но и ценность» [Лосский, с. 1931].

Эта классификация, несколько упрощенная, была принята отдельными исследователями ценностей, например, В. А. Василенко: «Положительной ценностью обладают явления, которые способствуют субъекту в выполнении программы его жизнедеятельности; отрицательную представляют те, которые препятствуют развёртыванию его жизнедеятельности и выступают причиной его гибели»; «рассматриваемое с точки зрения его ценности любое явление может быть классифицировано как благо - то есть имеющее положительную ценность, или как зло - то есть отрицательно-ценное» [Василенко, с. 6]. Были предложены и другие определения для понятия «отрицательные ценности»: «неценности», «квазиценности», «псевдоценности», «антиценности» [Тугаринов, с. 15]. Или «позитивно ценный», «негативно ценный», «ценностно нейтральный» [Ивин, с. 968]. Нам кажется важным подчеркнуть противоположное по отношению к ценностям начало, поэтому вслед за В. Тугариновым будем использовать понятие «антиценность». Его широко используют современные исследователи Л.К. Байрамова, Л.В. Куликова и др.

На защиту выносятсяследующие основные положения диссертационной работы:

1. Типология героев в драматургии С.Л. Лобозёрова формируется на основе ценностной позиции автора и ценностных установок героев, имеет развёрнутую структуру, выстроенную по принципу «от простого к сложному». Выделяются два ведущих типа - тип «обычного» героя и тип «иного героя», причем последний подразделяется на подтипы (герой-резонёр, «запутавшийся» герой, ангигерой и герой-интеллигент). Аксиологические установки героев могут совпадать или не совпадать с ценностной системой автора.

2. «Обычный» герой С.Л. Лобозёрова придерживается традиционных онтологических ценностей: дом, семья и дети, традиционный уклад жизни. Старшее поколение «обычных» героев в драматургии С.Л. Лобозёрова является аксиологически и поведенчески образцовым и становится своеобразной точкой отсчета для определения остальных типов героев.

3. «Иной» герой С.Л. Лобозёрова характеризуется различными по своей значительности отступлениями от традиционных ценностей («запутавшийся» герой, антигерой) или же, напротив, «возвышением» до авторских ценностей (герой-резонёр, герой-интеллигент).

4. Жанры драматургических произведений С.Л. Лобозёрова аксиологически обусловлены. Возврат к традиционным ценностям, идеальному патриархальному прошлому связан у драматурга с жанром комедии. Попытки осмыслить действительность, найти выход из ценностного кризиса эпохи выливаются в жанровые формы трагифарса, драмы и трагикомедии.

5. Сюжетно-мотивная структура пьес С.Л. Лобозёрова также ценностно детерминирована и отражает становление мировоззрения автора. От сюжета-непонимания драматург переходит к сюжету-искушению и сюжету-испытанию; от взаимопонимания как главной ценности в жизни человека к ценности стойкой в своих нравственных убеждениях личности.

6. Выявленные в ходе исследования закономерности позволяют говорить о существовании театра Лобозёрова как своеобразного, целостного и законченного явления, значение которого в русской литературе и культуре еще предстоит оценить.

Теоретическая значимость результатов данного диссертационного исследования заключается в изучении поэтики художественного мира современного драматурга с точки зрения аксиологии, что способствует постижению глубинных смыслов его творчества как значимого явления отечественной литературы.

Практическое значение диссертационной работы заключается в возможности её использования в курсах вузовского и школьного преподавания

современной русской литературы, а также в преподавании спецкурсов по художественной аксиологии, по современной драматургии на филологических факультетах университетов.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационная работа посвящена исследованию аксиологической составляющей драматургии C.JI. Лобозерова, выявлению типологических, жанрово-композиционных особенностей его творчества. Полученные результаты соответствуют формуле специальности 10.01.01 - Русская литература, пунктам 4, 7, 9 области её исследования.

Степень достоверности результатов исследования подтверждена в выступлениях на конференциях различного уровня. Апробация диссертационной работы прошла на заседаниях кафедры русской литературы филологического факультета Бурятского государственного университета, на международных научных конференциях «Россия-Азия: ценностные установки и социальный опыт» (Улан-Удэ, 2012 г.), «Евразийский фронтир: проблемы взаимодействия культур в многонациональном обществе» (Улан-Удэ, 2012 г.), ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов филологического факультета (2009, 2010, 2011, 2012 годы).

Содержание диссертационной работы представлено в шести статьях, в том числе из перечня ВАК МОиН РФ:

1. Вторушина Н.И. Художественная аксиология в комедии С. Лобозёрова «Маленький спектакль на лоне природы» / Н.И. Вторушина // Вестник Бурятского государственного университета. Серия «Филология». -2012.-№Ю.-С. 126-131.

2. Вторушина Н.И. Развитие аксиологических доминант в драматургии С. Лобозёрова: от «Семейного портрета с посторонним» к «Семейному портрету с дензнаками» / Н.И. Вторушина // Вестник Бурятского государственного университета. Серия «Язык. Литература. Культура». - 2013. - №1. - С. 115 - 124.

3. Вторушина Н.И. Пьеса С. Лобозёрова «По соседству мы живём»: аксиологический аспект / Н.И. Вторушина // Россия - Азия: ценностные

установки и социальный опыт: сб. науч. ст. по результатам работы междунар. науч. конф. (16-19 июня 2011 г.). - Вып.4. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2011.-С. 15-18.

4. Вторушина Н.И. Праздник как ценность в драматургии Степана Лобозёрова / Н.И. Вторушина // Евразийский фронтир: проблемы взаимодействия культур в многонациональном обществе: сборник научных статей / науч. ред. И.С. Болдонова. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2012. - С. 199 - 202.

5. Вторушина Н.И. Типология героев в драматургии Степана Лобозёрова / Н.И. Вторушина // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания : сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции / под общей редакцией С.С. Чернова - Новосибирск : Издательство ЦРНС, 2013. -С. 25-28.

6. Вторушина Н.И. Аксиологический потенциал жанровых решений в драматургии С.Л. Лобозёрова / Н.И. Вторушина // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания : сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции / под общей редакцией С.С. Чернова - Новосибирск : Издательство ЦРНС, 2013. - С. 28-33.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 146 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Вторушина, Надежда Ивановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была сделана попытка выявить закономерности развития и особенности того особого художественного явления, которое С.С. Имихелова определила как «театр Лобозёрова». Аксиологический подход как особый способ измерения художественной реальности текстов, применённый к драматургии С.Л. Лобозёрова, позволил обнаружить в произведениях драматурга нюансы художественного содержания, которые вряд ли исчерпаемы как в рамках аксиологического анализа, так и при использовании любого другого подхода. Это обусловлено тем, что по уровню художественного мастерства и уровню проблематики С.Л. Лобозёрова можно считать достойным продолжателем «деревенской прозы» и всей русской реалистической традиции в целом.

По результатам исследования можно заключить следующее.

Типология героев в драматургии С.Л. Лобозёрова достаточно обширна и соотносится с жанром произведения и особенностями сюжета. Эта корреляция осуществляется через особый, ценностный пласт произведения, включающий в себя ценности автора и ценности его героев.

Героев С.Л. Лобозёрова можно с известной долей условности разделить на типы «обычного» героя и «иного героя». К последнему типу героев относятся подтипы запутавшегося героя, антигероя, героя-резонёра и героя-интеллигента. «Обычный герой» С.Л. Лобозёрова по большому счету придерживается традиционных онтологических ценностей: деревенский дом, трёхпоколенная семья, обязательное наличие детей, гостеприимство, семейные праздники, старинные песни. В большей степени это относится к старшему поколению, которое выступает хранителем вековой мудрости, правильного отношения друг к другу, традиционного уклада жизни. При этом героиня-женщина и сильнее, и мудрее, чем герой-мужчина, а в среднем поколении героев именно она является главой семьи и добытчиком. Обычный герой мужчина, в свою очередь, часто

слабохарактерен, безответственен, инфантилен и подвержен различным порокам, к числу которых можно отнести пьянство и лень.

Поиски «иного» героя в творчестве С.Л. Лобозёрова вызваны и постперестроечными переменами в российском обществе, и становлением мировоззрения самого автора. Тип «иного» героя характеризуется различными по своей значительности отступлениями от традиционных ценностей, которые в типологии героев выступают как своеобразная точка отсчета, норма, или более сложным, чем у «обычного» героя, внутренним миром, при сохранении верностей традиционным ценностям.

Отступления от традиционной системы ценностей характерны для запутавшегося героя и антигероя. Запутавшийся герой Лобозёрова - это, по сути, «обычный» герой, но сбившийся с пути, потерявший жизненные ориентиры. Антигерой сознательно отказывается от традиционной системы ценностей, ставя во главу угла материальное обогащение.

Носителями традиционных ценностей и одновременно персонажами с более сложным духовным миром, чем у «обычного» героя, являются герой-резонёр и герой-интеллигент. Герой-резонёр, выражает авторскую позицию по отношению конфликту пьесы, прямо транслирует авторские ценности. Для типа героя-интеллигента характерна неприспособленность к рыночным условиям постперестроечного мира, способность ставить духовные ценности выше материальных, рефлексия, а также острые переживания, которые могут заставить его всерьёз задумываться о совершении поступков, идущих вразрез с традиционными ценностями. Однако воспитание, связь с корнями и ценностные ориентации не позволяет герою-интеллигенту переступить через нравственные законы.

Цикличность типологии героев С.Л. Лобозёрова объясняется авторскими убеждениями и ценностями: проведя героя через испытание непониманием, деньгами, любовью, драматург возвращает его к вечным ценностям прощения, согласия с собой и с окружающим миром, взаимопомощи, веры в лучшее, а также к традиционным ценностям семьи, детей, дома.

Эволюция жанров драматургии С.Л. Лобозёрова связана со сменой типов героев и представляет собой сложное поэтапное движение от комедии к трагикомедии. Точкой отчета становится комедия, в которой драматург обращается к традиционным, патриархальным, идеальным, с его точки зрения, ценностям обычных героев, живописует мир русской деревни. Через кризисный жанр трагифарса, запутавшиеся герои и антигерои которого являются воплощением авторских антиценностей, и философский жанр пьесы с необычными, новыми героями Василием и Ольгой Лобозёров приходит к жанру трагикомедии, в котором наиболее полно выразились авторские ценности, и к герою-интеллигенту. В трагикомедии («Семейный портрет с дензнаками», «В ста шагах от праздника») автор понимает мир как сложное сочетание комического и трагического, ценностей и антиценностей, причем, источником последних часто является сам человек. Опираясь на традиционный уклад жизни, в жанре трагикомедии С.Л. Лобозёров обращается к православным ценностям (вере, прощению, радостному мировосприятию, самопожертвованию) и общечеловеческим ценностям (любви, гармонии с самим собой и с окружающим миром, единению).

Как видим, особенностью драматургии С.Л. Лобозёрова можно считать жанровую многоплановость, выражающуюся в переплетении комедийных, трагедийных, фарсовых, мелодраматических, драматических элементов в его пьесах, парадоксальным соединением комедийного сюжета с неоднозначным, психологически сложным содержанием.

На аксиологических доминантах автора, или ценностных концептах, строится сюжет его пьес. Центральным ценностным концептом в драматургии С.Л. Лобозёрова можно считать концепт взаимопонимание. Однако далеко не всегда понимание или непонимание между героями является «двигателем» сюжета. Такую функцию концепт взаимопонимание выполняет только в тех пьесах С.Л. Лобозёрова, которые по жанру относятся к комедии. Их герои придерживаются традиционных ценностей, поэтому конфликт может быть решен или исчерпан относительно легко - через преодоление непонимания. Усложнение

конфликта в дальнейших произведениях, которые по жанру относятся к трагифарсу, драме и трагикомедии, влечет за собой появление в творчестве драматурга новых сюжетных схем: сюжета-искушения для запутавшихся героев и сюжета-испытания для антигероев и героев-интеллигентов. Обращение С.Л. Лобозёрова к сюжету-искушению и сюжету-испытаниюроднит его со всей предшествующей литературной и христианской традицией. В то же время сюжет-непонимание является новаторским в пьесах С.И. Лобозёрова.

В заключение можно кратко обозначить возможные перспективы работы так, как они представляются на данном, заключительном этапе. Во-первых, целесообразно использовать аксиологический подход для рассмотрения последней из написанных на сегодня пьес С.Л. Лобозёрова «Вечерний звон» (2013), рассмотреть которую в рамках данной работы не представилось возможным. Во-вторых, продуктивно было бы апробировать аксиологический подход на большем количестве произведений литературы Бурятии. Возможно, это позволит не только глубже проникнуть в художественный мир авторов, но и выявить ряд ценностных концептов, являющихся особенностью региональной литературы, культуры и мировидения в целом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Вторушина, Надежда Ивановна, 2013 год

Список использованной литеоатуры

Ш. V ж.

I

1. Башкуев Г.Т. Пьесы разных лет / Г. Т. Башкуев. - Улан-Удэ : Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2007. - 208 с.

2. Белов В.И. За тремя волоками : Повести; Рассказы; Очерки / В.И. Белов. -М . : Худож. лит., 1989. - 527с.

3. Вдоль деревни: Пьесы / А.Х. Абдуллин, О. Т. Перекалин, С. JI. Лобозёров. -М. : Сов. Россия, 1987. - 144 с.

4. Галин А. Восточная трибуна // Совр. драматургия. 1982. №3.

5. Галин A.M. Пьесы / A.M. Галин. - М. : Союз театр.деятелей РСФСР, 1989. -442 с.

6. Горин Г.И. Тот самый Мюнхгаузен : Пьесы / Г. Горин. - Екатеринбург :У-Фактория, 2004. - 653 с.

7. Гуркин В.П. Любовь и голуби : Пьесы для театра / В.П. Гуркин. - Иркутск : Изд-во Иркут.ун-та, 1997. - 302 с.

8. Данилов О. Мы идём смотреть «Чапаева» // Совр. драматургия. 1992. №1.

9. Дударев. А. Свалка // Театр. 1988. №3.

10.Коляда Н. Уйди-уйди : Пьесы / Н. Коляда. - Екатеринбург : Сред.-Ур. кн. изд-во «Новое время». 2000. - 435 с.

11.Лобозёров С.Л. Пьесы / С.Л. Лобозёров. - Улан-Удэ, 2007. - 336 с.

12.Петрушевская Л.П. Квартира Коломбины : Пьесы / Л.П. Петрушевская. -СПб. : Амфора, 2007. - 413 с.

13. Птушкина Н. Пьесы [Электронный ресурс] / Н. Птушкина. - Режим доступа :http // vyww.ptushkina.com.

14.Пьесы молодых драматургов : сборник / сост. О. Т. Перекалин. - М. : Советский писатель, 1989. - 448 с.

15.Распутин В. Г. Повести / В.Г. Распутин. - М. : Молодая гвардия, 1978. - 656 с.

16.Семёнова H.A. Печка на колесе : Пьесы / H.A. Семёнова. -Сов.писатель, 1989.

М.

II

17.Авдохина Т.В. . Такие разные, незнакомые лица / Т.В. Авдохина // Пьесы молодых драматургов : сборник / сост. О. Т. Перекалин. - М. : Советский писатель, 1989. - С. 165 - 174.

18.Аникст А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова / А. Аникст. - М. : Издательство «Наука», 1972.

19.Аникст А. Теория драмы от Гегеля до Маркса / А. Аникст. - М. : Наука, 1983 г.-287 с.

20.Арбатова М. Мне 40 лет... / М. Арбатова. - М. : Захаров, 1999. - 464 с.

1 21.Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Аристотель.

- М. : Минск Лит, 1998. - 1391 с.

22.Байрамова Л.К. Аксиологический фразеологический словарь русского языка. Словарь ценностей и антиценностей / Л.К. Байрамова. - Казань : Центр инновационных технологий, 2011. - 372 с.

23.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М. : ^ Искусство, 1986.-444 с.

24.Бахтин М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники: Ежегодник, 1984-1985. Публ. и вступ. зам. С.Г.Бочарова, примеч. С.С.Аверинцева. - М.: 1986. - С.80-160.

25.Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин ; сост. С.Бочаров и В.Кожинов. - М.: Худож. лит., 1986. - 543 с.

26.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М. : Сов. Россия, 1979.-316 с.

27.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1990. - 541 с.

28.Бахтин М.М. Эпос и роман / М.М. Бахтин. - СПб. : Азбука, 2000 - 301 с.

29.Башкеева B.B. Семья в драматургии Степана Лобозёрова / В.В. Башкеева // Концепты в литературе Бурятии концептного периода : кол. Монография / отв. ред. В.В. Башкеева, С.С. Имихелова. - Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2011. - Вып. 4. - С. 125-137.

30.Бердникова O.A. Мотивы искушения в творчестве И.А. Бунина в аспекте христианской антропологии / O.A. Бердникова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №85. -М., 2008. - С. 279 - 288.

31.Бердяев Н. А. Судьба России / H.A. Бердяев. - М. : Изд -во МГУ, 1990 (репринт, изд.). - 256 с.

32.Бердяев H.A. Русская идея / H.A. Бердяев // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М. : 1990. -С.43-271.

33.Бердяев H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. - М. : Республика, 1994.-480 с.

34.Библейская энциклопедия. - 3-е изд. - М. : ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. - 768 с.

35.Борев Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки. Опыт прочтения Медного всадника» / Ю.Б. Борев. - М. : Советский писатель, 1981. - 399 с.

36.Бэнтли Э. Жизнь драмы / Э. Бэнтли. - М. : Айрис-пресс, 2004 г. - 416 с.

37.Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения / В.А. Василенко // Проблема ценностей в философии. - Л. : Наука, 1966. — 214 с.

38.Власкин А.П. Деньги как аксиологический ориентир в художественном мире Достоевского / А.П. Власкин // Три века русской литературы. М. ; Иркутск : Изд-во Иркутск.гос. пед. ун-та, 2005. - Вып. 10. - С. 56-65.

39.Власкина Т.С. К вопросу об аксиологическом содержании романа Лермонтова «Герой нашего времени» / Т.С. Власкина // Вестник МаГУ. -Магнитогорск : МаГУ, 2002. - Вып. 2-3. - С. 42-45.

40.Выжлецов Г.П. Аксиология культуры в системе культурфилософского знания / Г.П. Выжлецов // Вестник Новогородского государственного университета. - 200. - №16. - С. 35-40.

41 .Выжлепов Г.П. Аксиология культуры / Г.П. Выжлецов. - СПб.: Изд-во СПб.университета, 1996. - 150 с.

42.Гаспаров М. JI. Голос культурной традиции / M.JI. Гаспаров // Вопросы литературы. -1991. №11-12. - С. 181-182.

43.Гачев Г.Д. Космо-Психо-Логос / Г.Д Гачев. - М. : Академический проект, 2007.-512 с.

44.Гачев Г.Д. Национальные образы мира : Курс лекций / Г.Д. Гачев. - М. : Академия, 1998. -432 с.

45.Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм: эпос, лирика, театр / Г.Д. Гачев. - М. : МГУ, 2008. - 302 с.

46.Гимульдина Е. Сценическая жизнь пьес драматурга Степана Лобозёрова / Е. Гимульдина // В ста шагах от праздника. - Улан-Удэ, 2007. - С. 312-314.

47.Гончарова-Грабовская С.Я. Комедия в русской драматургии конца XX -начала XXI века : учеб.пособие / С.Я. Гончарова-Грабовская. - М. : Флинта : Наука, 2006. - 280 с.

48.Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии / М.Н. Громов // Вопросы философии. - 1994. -№1. - С. 54-61.

49.Громова М.И. Русская драматургия конца XX - начала XXI века : учеб.пособие / М.И. Громова. - 3-е изд., испр. - М. : Флинта : Наука, 2007. -368 с.

50.Гулыга А. В. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке / A.B. Гулыга. - СПб.: Алетейя, 2000. - 447 с.

51.Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы / A.B. Гулыга. - М. : Соратник, 1995. -308 с.

52.Гуревич П.С. Ценность и культура / П.С. Гуревич // Культурные ценности: прошлое и современность. - М.,1988. - С. 8-20.

53.Гуревич П.С. Человек и статус ценности / П.С. Гуревич // Гуманистические ценности современной культуры. -М., 1988.-С. 6-11.

54. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. / Владимир Даль; Под ред. И. А. Бодуэна де Куртенэ. - М. : Прогресс : Изд. фирма «Универс», 1994. - 1619 стб.

55.Дилигенский Г.Г. Российский горожанин конца девяностых: генезис постсоветского сознания (социально-психологические исследования) / Г.Г. Дилигенский. - М. : Рос.акад. наук. Ин-т мировой экономики и междунар. Отношений, 1998.- 134 с.

56. Дубнова М. Театральная публика девяностых: бывшие, небогатые и немолодые / М. Дубнова // Знамя. - 2003. - №2. - С. 178 - 189.

57.Дубнова М. Чудо, деньги, любовь... Основные ценности девяностых в популярных пьесах десятилетия / М. Дубнова // Вопросы литературы. -2002. - №6. С.57-77.

58.Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе / И.А. Есаулов. -Петрозаводск : Изд. ПетГу, 1995. - 288 с.

59.Есаулов И.А. Литературоведческая аксиология: опыт обоснования понятия / И.А. Есаулов // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. науч. трудов. -Петрозаводск, 1994.-С.378-383.

60.Есаулов И.А. Тоталитарность и соборность: два лика русской культуры / И.А. Есаулов // Вопросы литературы. - 1992. - № 1. - С. 148-170.

61.Есин А.Б. О ценностной системе А.Т. Твардовского («Василий Тёркин») / А.Б. Есин // Русская словесность. - 1995. - №5. - С. 34-39.

62.Есин А.Б. О чеховской системе ценностей / А.Б. Есин // Избранные труды. -М. : Флинта, 2011.-С. 159-167.

63.Есин А.Б., Касаткина Т.А. Система эмоционально-ценностных ориентаций / А.Б. Есин // Филологические науки. 1994. - № 5-6. - С. 10-19.

64.Журавлёва А.И. Церковь и христианские ценности в художественном мире А.Н. Островского / А.И. Журавлёва // Русская словесность. - 1995. - №3. -С. 13-17.

65.Журчева T.B. От «Новой драмы» к «Новой драме» : смерть трагикомедии

(постановка проблемы) / Т.В. Журчева // Современная российская драма : Сборник статей и материалов международной научной конференции (27-29 сентября 2007 г.). - Казань : РИЦ «Школа», 2008. - С. 8-18. 66.Зайцева И.П. Поэтика современного драматического дискурса. Монография

/ И.П. Зайцева. - М. : Прометей, 2002. - 252 с. 67.3олотухина-Аболина Е. В. О специфике высших духовных ценностей / Е.В. Золотухина - Аболина // Философские науки. - 1987. - № 4. - С. 11-18.

68.Ивин A.A. Оценка // Философия. Энциклопед. Словарь. - М. : Гардарики, 2004.-с 623.

69.Ильин В.В. Аксиология / В.В. Ильин. - М. : Изд-во МГУ, 2005. - 216 с.

70.Имихелова С.С. Алмазы и изумруды Степана Лобозёрова / С.С. Имихелова // В ста шагах от праздника. - Улан-Удэ, 2007. - С. 315-319.

71.Имихелова С.С. В простом лишь бьётся жизнь / С.С. Имихелова // Бурятия. - 2008 г. - №35(4168). - С.8.

72. Имихелова С.С. Идентификация и перевоплощение художника в творческом процессе / С.С. Имихелова // Русская литература XX - XXI веков : проблемы теории и методологии изучения : Материалы Третьей Международной научной конференции. - М. : МГУ имени М.В. Ломоносова, 4-5 декабря 2008 г. / Ред.-сост. С.И. Кормилов. - М. : МАКС Пресс. 2008.-С. 117-121.

73.Имихелова С.С. Концепт дом в бурятской русскоязычной прозе (на материале творчества Г. Башкуева) / С.С. Имихелова // Поэзия национального бытия. О литературе и театре Бурятии: рецензии и статьи 1980-2010 гг. - Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010. - С. 94-103.

1 74.Имихелова С.С. Поствампиловская драматургия Бурятии (на материале пьес

С.Л. Лобозёрова) / С.С. Имихелова // Евразийский фронтир : общее ментальное пространство в русской и монгольской культурах. - 2006 г. - С. 47-52.

75. Каган М.С. Морфология искусства / М.С. Каган. - М. : Искусство, 1972. -440 с.

76.Каган М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган.- СПб. : Петрополис, 1997. - 205 с.

77.Кара-Мурза С.Г. Демонтаж народа / С.Г. Кара-Мурза. - М. : Алгоритм, 2008. - 702 с.

78.Кара-Мурза С.Г. Кризисное обществоведение : курс лекций / С.Г. Кара-Мурза. - М. : Научный эксперимент, 2002.

79.Кара-Мурза С.Г. Россия не Запад, или что нас ждёт / С.Г. Кара-Мурза. - М. : Алгоритм, 2011. - 256 с.

80.Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций / Т.А. Касаткина. - Рос.акад. наук. Ин-т мировой лит.им. А.М.Горького. - М. : Наследие, 1996. - 336 с.

81.Касьянова К. О русском национальном характере / К. Касьянова. - М. : Ин-т нац. модели экономики, 1994. - 367 с.

82.Кипнис М.Ш. Трагикомедия как жанр драматургии, генезис и особенности развития : автореф. дис. ... кандидата филологических наук / М.Ш. Кипнис ; -Киев, 1990-22 с.

83.Кожинов В.В. Размышления об Искусстве, Литературе и Истории / В.В. Кожинов. - М. : Согласие, 2001. - 815 с.

84.Кожинов В.В. Россия как цивилизация и культура / В. Кожинов. - М. : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 1064 с.

85.Кожинов В.В. Статьи о современной литературе / В.В. Кожинов. - М. : Современник, 1991. - 542 с.

86.Кожинов В.В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра / В.В. Кожинов. - М. : Воениздат, 1997. - 397 с.

87.Колмакова O.A. Жанровое своеобразие пьес С.Л. Лобозёрова / O.A. Колмакова // Развитие русского национального миробраза в пространстве межкультурного диалога: материалы Международной научной конференции (15-16 мая 2008 г.) ; под ред. Н.Е. Разумовой и др. - Томск :

Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2008. -С. 141 - 147.

88.Крюков В.О. Философское понимание ценностей культуры / В.О. Крюков, М.П. Данилова. - Новосибирск : Сиб. УПК, 2002. - 88 с.

89.Кургинян М.С. Драма / М.С. Кургинян // Теория литературы : Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. - М. : Наука, 1964. - Т.2. - С. 238 - 263.

90.Лавров К. Отзывы о творчестве драматурга С. Лобозёрова / К. Лавров // Современная драматургия. - М., 1992. - С. 3-4.

91.Лейдерман Н.Л. Теория жанра : исследования и разборы / Н.Л. Лейдерман. -Екатеринбург : УрГПУ, 2010. - 904 с.

92.Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 19501990-е годы : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений : В 2 т. - Т. 2 : 1968 - 1990. - М. : Издательский центр «Акадения», 2003. - 688 с.

93. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996.- №4- С. 15-26.

94.Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. - М. : НПК «Интелвак», 2001. - 1600 стб.

95.Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. - М. : НПК «Интелвак», 2001. - 1600 стб.

96. Лосский Н.О. Бог и мировое зло / Н.О. Лосский. - М. : Республика, 1994. -432 с.

97.Лосский Н.О. Избранное / Н.О. Лосский ; вст. ст., сост., подгот. текста и примеч. В.П. Филатова. - М. : Правда, 1991. - 622 с.

98.Лосский Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. - М. : Советский писатель, 1991. - 478 с.

99.Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. Характер русского народа / Н.О. Лосский. - М. : Политиздат, 1991. - 368 с.

100. Лосский Н.О. Ценность и бытие / Н.О. Лосский. - Париж :YMCAPRESS, 1931. - 136 с.

101. Любимов Б. Что может статистика? / Б.Любимов. Театр. - 1984. -С.19.

102. Мантатов В.В., Мантатова Л.В. Революция в ценностях: Философские перспективы цивилизационного развития /В.В. Мантатов, Л.В. Мантатова. - Улан-Удэ : Изд-во ВСГУТУ, 2007. - 263 с.

103. Моторин С. А. Русская драматургия 80-90-х годов XX века (поствампиловское направление) : Учебное пособие / Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2004. - 56 с.

104. Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс] / B.C. Степин. - М. : Мысль, 2000-2003. - Режим доступа :http : // www.iph.ras.ru.

105. Ович С. Жить для того, чтобы... / С. Ович // Бурятия. - 2007 г. - №237. -С. 12.

106. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Российская академия наук, Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М. : Азбуковник, 1999.-944 с.

107. Павловская A.B. Русский мир: характер, быт и нравы. В 2 т. / A.B. Павловская. - М. : СЛОВО / SLOVO, 2009. Т. 1 - 592 с.

108. Павловская A.B. Русский мир: характер, быт и нравы. В 2 т. / A.B. Павловская. - М. : СЛОВО / SLOVO, 2009. Т. 2 - 544 с.

109. Перевалова C.B. Эмоционально-ценностный контекст прозы В. Маканина / C.B. Перевалова // Русская литература XX - XXI веков : проблемы теории и методологии изучения : Материалы Третьей Международной научной конференции. - М. : МГУ имени М.В. Ломоносова, 4-5 декабря 2008 г. / Ред.-сост. С.И. Кормилов. - М. : МАКС Пресс. 2008. - С. 62-66.

110. Першина Л.А. Теплый отблеск лобозёровских вечеров / Л.А. Першина // Омск Театральный. - 2009 г. - №16(38). - С. 37 - 41.

111. Попова E.B. Ценностный подход в исследовании литературного творчества /' Е.В. Попова ; под ред. Б.В. Кунавина. - Владикавказ : Изд-во СОГУ, 2004.-256 с.

112. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии / Н.С. Розов. -Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 1998. - 291 с.

113. Рубинштейн М.М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу : в 2 т. / М.М. Рубинштейн. - М. : издательский дом «Территория будущего», 2008. - Т.1. -573 с.

114. Рубинштейн М.М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу : в 2 т. / М.М. Рубинштейн. - М. : издательский дом «Территория будущего», 2008. - Т.2. -371 с.

115. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев. - М.: Аграф, 2001. - 608 с.

116. Сафаргалина 3. К. Художественная аксиология Н.Р. Эрдмана в контексте драматургии 1920-1930 гг. : автореф. дис. ... канд филол. наук / З.К. Сафаргалина ; ГОУ ВПО «Магнитогорский университет». -Магнитогорск, 2009. - 23 с.

117. Свительский В.А. Личность в мире ценностей : аксиология русской психологической прозы 1860-1870 годов) / В.А. Свительский. - Воронеж : Изд-во ВНУ, 2005.-231 с.

118. Селищев A.M. Забайкальские старообрядцы. Семейские [Электронный ресурс] / A.M. Селищев. - Иркутск : изд-во Гос. Иркутского Ун-та, 1940. - Режим доступа :http : // www.semeyskie.ru/bibl_sel.html.

119. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках / А.П. Скафтымов ; сост. Е.Покусаева. -М.: Худож. лит., 1972. - 544 с.

120. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л.И. Тимофеева, C.B. Тураева. - М. : Просвещение, 1974. - 509 с.

121. Современная российская драма : Сборник статей и материалов международной научной конференции (27-29 сентября 2007 г.). - Казань : РИЦ «Школа», 2008. - 244 с.

122. Соломатов С. Театр с берегов Байкала / С. Соломатов // Северная правда. - 1989. - 1 июня (№127). - С.5.

123. Старостин Б.А. Ценности и ценностный мир / Б.А. Старостин. - М. : Компания «Спутник», 2002. - 143 с.

124. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе / Ю.В. Стенник -М. : Наука, 1981.- 173 с.

125. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 2-е, испр. и доп. / Ю.С. Степанов. - М. : Академия 2001. - 990 с.

126. Степанова И.Ж. Ценностные приоритеты семейских Забайкалья / И.Ж. Степанова // Евразийский фронтир : общее ментальное пространство в русской и монгольской культурах. - 2006 г. - С. 66-70.

127. Степанова Н.С. Аксиология детства в автобиографической прозе первой волны русского зарубежья / Н.С. Степанова. - Курск : Курский институт социального образования (филиал), 2011. - 214 с.

128. Столович JI. Н. Природа эстетической ценности / Л.Н. Столович. - М. : Политиздат, 1972. -271с.

129. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии / Л.Н. Столович. - М. : Республика, 1994. - 464 с.

130. Столович Л.Н. Об аксиосфере / Л.Н. Столович // Вестник СПбГУ. -1997. - Серия 6. - Вып. 32 (№13). - С. 11-16.

131. Султанов К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы / К. Султанов. - М. : ИМЛИ РАН, Наследие, 20001. - 196 с.

132. Трубецкой E.H. Смысл жизни / Н.Е. Трубецкой. - М. : ACT, Фолио, 2000. - 650 с.

133. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов -. Л. : Изд. Ленингр. унта, 1960. - 156 с.

134. Тулохонов С. М. Историзм литературы Бурятии / С.М. Тулохонов. -Улан-Удэ : ВСГТУ, 2006. - 206 с.

135. Тулохонов С. М. Силуэты писателей Бурятии. Выпуск 1 / С.М. Тулохонов. - Улан-Удэ : ВСГТУ, 1998. - 112 с.

136. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы / Р. Уэллек, О. Уоррен ; Пер. с англ. - М. : Прогресс, 1978.-325 с.

137. Фадеева Н.И. Трагикомедия. Теория жанра : автореф. дис. ... доктора филологических наук / Н.И. Фадеева ; - М., 1996. - 36 с.

138. Хализев В. Е. Теория литературы: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. / В.Е. Хализев. - М. : Высшая школа, 2002. - 437 с.

139. Хализев В. Е. Ценностная ориентация М. М. Бахтина и его духовная драма / В.Е. Хализев // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. -1995. - № 6.- С. 5-20.

140. Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование) / В.Е. Хализев. - М. : Изд-во МГУ, 1986. - 260 с.

141. Хализев В.Е. Интерпретация и литературная критика / В.Е. Хализев // Проблемы теории литературной критики / Под ред. П. Николаева, Л. Чернец.-М., 1980.

142. Хализев В.Е. Ценностные ориентации русской классики / В.Е. Хализев. - М. : Гнозис, 2005. - 432 с.

143. Хсю Ф.Л.К. Базовые американские ценности и национальный характер / Ф.Л.К. Хсю // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология ; под ред. А.А.Бялика. - М. : Смысл, 2001. -555 с.

144. Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики) / Л.В. Чернец. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 192 с.

145. Черняк М.М. Современная русская литература : учеб.пособие. - 2-е изд. - М. : ФОРУМ : САГА, 2008. - 352 с.

146. 146. Шукшин В.М. Монолог на лестнице / В.М. Шукшин // Собрание сочинений в пяти томах. - М. : Венда, 1992. - С. 377 - 391

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.