Феномен одиночества: философско-антропологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Бячкова, Наталия Борисовна

  • Бячкова, Наталия Борисовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Пермь
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 141
Бячкова, Наталия Борисовна. Феномен одиночества: философско-антропологический анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Пермь. 2006. 141 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бячкова, Наталия Борисовна

Введение

Степень разработанности проблемы исследования

Цель и основные задачи исследования

Теоретико-методологические проблемы исследования

Междисциплинарный характер исследования

Многоаспектный характер исследования

Научная новизна исследования

Научно-практическая значимость исследования

Апробация работы.

Глава I. Одиночество как сущностная характеристика человека

§1. Причины бегства человека от одиночества

Пустота Я.

Конечность разума (непостижимость себя и окружающего мира)

Невозможность понять другого

§2. Уровни одиночества.

Одиночество природное

Одиночество социальное

Одиночество индивидуальное

Глава II. Иллюзия снятия одиночества

§1. Обретение Я в Ты.

§2. Формирование Я-концепции.

§3. Формирование человека общественного

Социализация как процесс формирования человека общественного

Общественный инструментарий формирования человека общественного

Наказующее одиночество

Оберегающее одиночество

Набор социальных ролей

Система социального контроля

Социальный характер как результат социализации

Человек общественный

Характеристики человека общественного

Глава III. Реальность одиночества

§1. Человек уникальный

Эстетическое одиночество

§2. Перспективы сосуществования человека уникального и общества

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен одиночества: философско-антропологический анализ»

В центре внимания настоящей работы — одиночество. Это, безусловно, один из самых загадочных и интересных «объектов» социальной философии. Одиночество принадлежит к числу тех понятий, смысл которых, казалось бы, отчетливо представляется даже обыденному сознанию, однако подобная ясность обманчива, ибо она скрывает сложное, противоречивое философское содержание, ускользающее от рационального анализа. Каждая эпоха имеет свое лицо одиночества. Чем сложнее культура, тем «ветвистее», прихотливее проблематика одиночества, тем труднее прослеживается в ней его основной организующий стержень.

Степень разработанности проблемы исследования

Философское и художественное осмысление одиночества имеет давние традиции. Еще в ветхозаветной книге Екклесиаста можно встретить убедительное описание социального одиночества и подтверждение тому, что одиночество остро воспринималось людьми той далекой эпохи: «Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; и всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством» [Еккл. 4:8]. В самом общем приближении слово «одиночество» означает разрыв каких-либо связей с окружающими, отсутствие эмоционального, физического или другого контакта. По мере приближения и рассматривания этого понятия с более близкого «расстояния», мы начинаем видеть, как оно расслаивается, показывая нам свои многочисленные грани. Прежде всего р нем начинают различаться внешний и внутренний аспекты: с одной стороны, мы можем говорить о ситуации одиночества, или обстоятельствах, при которых человек оказался один, вне окружения близких ему людей (или людей вообще), а с другой — о состоянии одиночества, то есть чувствах и ощущениях одинокого человека. Еще более внимательное рассмотрение дает разделение на еще более мелкие и тонкие грани: отделение от других людей может быть объективным, физическим (в реальном пространстве) и субъективным, психологическим (в пространстве общения). Оно может быть желанным (добровольным, внутренне мотивированным) или вынужденным (насильственным, обусловленным извне). При этом человек может осознавать себя как субъект, ответственный за это обособление, или как объект, жертва чьей-то воли, какого-то процесса, обстоятельств и т.д.

В нашем языке этому многообразию соответствуют различные слова, выражающие ту или иную форму одиночества. Например, слово «уединение» означает добровольный уход, а «изоляция» — вынужденное отдаление; «изгой» — это «человек, отвергнутый обществом», а «отшельник» — это человек, «чуждающийся других», сам бегущий от общества; в слове «отчужденный» звучит «внутреннее отдаление» и «погружение в себя», а в словах «покинутый» и «заброшенный» — реальное отдаление [35] .

Однако вряд ли найдутся слова, способные описать всю многоликость ситуаций и внутренних ощущений, связанных с понятием «одиночества» даже в рамках одной культуры. Если же учитывать описания «одинокого человека», взятые из других культурных и исторических слоев, то получится огромная мозаика, составленная из разнообразного «опыта одиночества», в котором едва ли можно уловить какие-либо общие закономерности, если не прибегать к отсечению «мешающих» частей.

Пожалуй, одним из наиболее привычных для западного человека является представление об одиночестве как о ненормальном и нежелательном состоянии. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» [Быт. 2,18]. Во все времена в одиночестве видели некую опасность как для самого человека, так и для всего общества (рода), а одинокий человек в этом случае мог считаться нарушителем государственных законов. Одним из признаков «одержимости дьяволом» (по изданию 1644 г.) состоял в том, что «человек чуждается людей и проводит жизнь в строгом одиночестве» [86, 23].

В фольклоре одиночество чаще всего связывается с последующими неприятными событиями, какой-либо опасностью. Одиночество как основа беды четко прослеживается в народном творчестве. Действие любой сказки, по словам В.Я.Проппа, «начинается с того, что происходит какое-нибудь несчастье». Чтобы оно произошло, кто-нибудь из персонажей должен уехать, потеряться или даже умереть. Эту сюжетную функцию Пропп назвал «временной отлучкой». «Смысл ее состоит в том, что разлучаются старшие и младшие, сильные и беззащитные. Беззащитные дети, женщины, девушки остаются одни. Этим подготавливается почва для беды.» [99, 178].

Характерной особенностью некоторых эпических героев, а именно эпических героев, принадлежащих, по словам И.В.Шталь, «первому поколению», является одиночество [147]. Они обычно резко отличаются от людей либо своими размерами, либо строением тела (чаще всего это уродливые чудовища), живут они в большом отдалении от людей — на острове, в горах, в лесу; жизнь этих существ «напоминает эпический «Золотой век»», свидетельствуя о самодостаточности их существования [147, 203].

Сегодня говорить об одиночестве можно, по меньшей мере, в четырех аспектах: философском, психологическом, социологическом, культурном.

Мотивы неизбежного земного одиночества явственно прослеживаются в сочинениях Аврелия Августина [3], в понимании которого первородная греховность и смертность человека сами по себе определяют его одиночество перед лицом бога, стремясь к которому человек только и может преодолеть свое пагубное состояние.

Еще более отчетливо эта тенденция, усугубляющая земную изолированность человека и, соответственно, абсолютизирующая его сугубо интимное (а потому вновь изолированное) общение с богом, заявляла о себе в раннем протестантизме. У Жана Кальвина читаем: «Ведь если небеса — это наша родина, что же тогда земля, как не место изгнания? Если уход от мира — это вхождение в жизнь, что тогда такое мир, как не гробница? Что есть пребывание в нем, как не погружение в смерть? Если освобождение от тела есть вхождение в полную свободу, что есть тогда тело, как не тюрьма?.» [154, 11]. Признавалась таким образом значимость лишь одной формы общения — сугубо индивидуальной, по-своему замкнутый «диалог» с богом.

Согласно Паскалю [90], совершенно одинокий человек заброшен в бессмысленное бытие. На лоне бесконечной и пустой вселенной он в ужасе сталкивается со своим собственным одиночеством. «Созерцая всю безмолвную вселенную и человека, оставленного во тьме на произвол судьбы, заброшенного в эти закоулки вселенной, не ведающего, на что надеяться, что предпринять, что будет после смерти меня охватывает ужас как человека, которому пришлось заночевать на страшном необитаемом острове, который, проснувшись, не знает, как ему выбраться с этого острова, и не имеет такой возможности» [90, 194] .

В работе с характерным заглавием «Несчастнейший» Кьер-кегор сравнил людей с одинокими птицами в ночном безмолвии, собравшимися один-единственный раз, дабы проникнуться назидательным зрелищем ничтожества жизни, медлительности дня и бесконечной длительности времени» [57, 38] .

В английской философской традиции мы находим у Э. Бёрка вполне четкое определение одиночества: «Абсолютное и совершенное одиночество, то есть полное и постоянное исключение из всякого общения, представляет собой такое огромное безусловное неудовольствие, какое только можно себе представить. вся жизнь, проведенная в одиночестве, противоречит целям нашего существования, поскольку даже сама смерть вряд ли является идеей, внушающей больший ужас» [14, 7 6]. «Полное одиночество, - читаем у Юма, - может быть, величайшее наказание, которое может нас постигнуть» [148, 499]. Шефтсбери размышлял о том, что «естественная доля социальной привязанности человека действительно такова, что он явно менее всех других существ способен переносить одиночество» [177, 315]. Названные мыслители XVIII века явно подчеркивают страх перед одиночеством как универсальную структуру человеческого сознания.

Интересные размышления мы находим у Гегеля [28] . Его понятие отчужденности (Entfremdung), в противоположность экстернализации, дифференциации, объективации, отчуждению (Entausserung) и даже отрицанию, является, по сути, на наш взгляд, моделью одиночества. Речь идет о человеке, отчужденном от Бога. С аналогичных позиций рассматривает человека и Фейербах [125], как обособленного, отчужденного от родовой сущности, от самосознающей себя всеобщности, от своих собратьев. Подобно этому и Маркс считает [68], что в условиях капиталистической экономической структуры отдельный индивид в гражданском обществе, основанном на конкуренции, отчужден от себя самого и от своих сограждан в результате развития новейшей технологии. Гегель рассматривает отчужденность (отстраненность), Фейербах и Маркс описывают сам процесс отчуждения. Для Гегеля, Фейербаха, Маркса очевидно, что человек может преодолеть отчуждение посредством «диалектической» и/или все расширяющейся гуманизации. Они трактуют одиночество, как нечто в принципе преодолимое при определенных обстоятельствах, будь то растворение личности в «абсолютной» системе, или в человечестве как таковом, или же посредством изменения структуры социо-экономической системы.

Стоит отметить интересную попытку «разделить» одиночество на первичное и вторичное. Так, Witzleben von [183] проводит различие между «первичным» одиночеством и как результатом осознания человеком одиночества в мире и «вторичным» одиночеством, обусловленным потерей индивидом социального партнера.

И только, пожалуй, экзистенциальная традиция связывает понимание одиночества с сутью человека. Сартр [113; 115] и Камю [47; 48] в своих работах анализируют одиночество как сущностную природу человека.

Зарубежная социальная психология, почти детально изучив многообразные проявления того вида одиночества, который мы позже определим как социальное, дает нам богатейший эмпирический материал [74; 83; 91; 161; 163; 170; 175], но такие попытки — при их кажущейся научной объективности и достоверности — практически сводят все исследования к собиранию бесчисленных подробностей, создают впечатление мо-заичности и не позволяют понять ни структуру изучаемого феномена, ни динамику его развития.

Современная социальная психология выделяет сегодня два вида одиночества [172]:

1) aloneness - одиночество как возможность индивида уединиться и быть одному, осмысляя и переживая события своей жизни. В данном случае одиночество носит позитивный характер .

2) loneliness - одиночество как острое мучительное чувство, возникающее в том случае, когда человек находится один в результате отсутствия значимых для него связей и отношений. Одиночество, понимаемое в этом смысле, и является предметом пристального внимания психологов. Представители социальной психологии [63; 108; 181] сходятся на том, что одиночество однозначно связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Здесь, на наш взгляд, важно разобраться, что стоит за этим пониманием «оторванность». Своеобразной аксиомой всех психологических теорий одиночества стало признание того, что физическая изолированность человека далеко не всегда сопряжена с одиночеством. Более того, человек может чувствовать одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного общения — в городской толпе, в кругу собственной семьи, в среде друзей. Объективная изолированность человека, в свою очередь, может быть и добровольной, и исполненной внутреннего смысла.

Отдельные авторы попытались осмыслить истоки одиночества, связав этот феномен с более глубокими механизмами психики. Так, Sullivan [181], например, считал, что ключевая проблема психологии состоит не удовлетворении или фрустрации отдельных инстинктивных стремлений, а в отношении индивида к миру. У Fromm-Reichmann, в свою очередь, читаем: «Будучи одиноки и изолированны от других, люди испытывают страх перед возможностью утратить свои границы, потерять способность различать субъективное «Я» и объективный окружающий мир» [158, 32]. Медицинский взгляд не помешал F. Fromm-Reichmann заметить, что «.истина заключается в том, что человек по своей сути — и метафизически, и,психологически — одинок» [158, 358].

Еще одной причиной расстройства психики в ситуации переживания одиночества может, на наш взгляд, послужить то, что человек чувствует себя особенно одиноко в так называемом кризисном состоянии. Именно в таких состояниях: в моменты «безумного» горя и «сумасшедшей радости» многие люди могут чувствовать себя и выглядеть совершенно неадекватными, что и может быть расценено как болезнь. Тем более, что некоторые травмирующие события и их последствия чаще всего имеют долговременный характер (например, смерть близкого, развод) и требуют от человека значительного напряжения и мобилизации всех ресурсов — физических и эмоциональных — что может приводить к проявлению и обострению самых разных «странностей», и все это вполне естественно, то есть не патологично. Психиатры [53; 77; 152; 156], в свою очередь, занимаются теми случаями, когда человек не может справиться с кризисным состоянием, а, следовательно, с эмоциональным перенапряжением. Если кризисный период затягивается, одиночество может восприниматься человеком как нечто мучительное и болезненное переживание.

Однако чаще всего социальная психология усматривает основную причину одиночества в нарушении социальных связей между людьми. Так, например, В.Серма [58] ведущим фактором возникновения одиночества считает определенные обстоятельства (или ситуации) в жизни человека, такие как, например, смерть близких, развод, переезд в другую местность и т.д., в результате которых человек может почувствовать себя одиноким. В.Серма даже разработал в свое время «анкету ситуативного одиночества». Одиночество, по его мнению, - это субъективно переживаемое «несоответствие между наблюдаемой реальностью и желанным идеальным состоянием» [58; 231]. Заканчивается ситуация, «заканчивается» и одиночество.

Представители когнитивной теории [91] предполагают, что одиночество наступает в том случае, когда человек осознает несоответствие между двумя факторами - желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов: «. человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих социальных отношений в каком- либо важном аспекте» [91, 169] .

В отличие от психологов социологи [173; 174] рассматривают одиночество как среднестатистический показатель. В этом утверждении звучит необходимое нам утверждение о том, что одиночество — социально нормативное явление, то есть явление, укладывающееся в норму и присущее каждому человеку. ЬИеэтап [173], выдвинувший в 50-е годы XX века термин «одинокая толпа», с одной стороны, способствовал объяснению сути (всеобщность, сложность, неожиданность проявления) одиночества, с другой, — внес еще большую неясность в понимание природы этого явления. Представители социологической теории [174] полагают, что к усилению одиночества в современном обществе ведут три силы: ослабление связей в первичной группе; увеличение семейной мобильности; увеличение социальной мобильности. Одиночество часто рассматривается социологической школой только как продукт социальных сил. Эта, кстати, точка зрения относится не только к социологической теории одиночества, она очень распространена в житейской психологии: однозначной причиной одиночества считают и урбанизацию, и развитие техники, и даже возможность людей жить в отдельных квартирах.

Можно с уверенностью сказать, что психология и социология изучают один из уровней феномена одиночества, упуская из виду, что социальное одиночество является только следствием, сформированным глубоким и изначальным одиночеством человека. Когда мы обращаемся к современной художественной литературе, становится очевидным, что именно литература уже давно усвоила модель изначального человеческого одиночества. С этой позиции совершенно иначе прочитываются произведения Ф.Достоевского («Записки из подполья», «Братья Карамазовы»), Л.Толстого («Смерть Ивана Ильича»), Т.Харди («Возвращение земляка»), Д.Лондона («Мартин Иден»), Г.Гессе («Степной волк»), Т.Вулфа («Взгляни на дом свой, ангел», «Домой возврата нет»), Дж.Джойса («Портрет художника в юности»), Ю.О'Нила («Долгий день уходит в ночь»), А.Камю («Посторонний», «Чума», «Падение»), Ф.Кафки («Процесс»), Г.Грина («Человек внутри», «Суть дела»), Дж.Сэлинджера («Над пропастью во ржи», «Смеющийся человек») , Дж.Конрада («Сердце тьмы», «Победа») пьесы Т.Уильямса, Б.Шоу, Г.Ибсена, вся поэзия русского декаданса и многие другие произведения.

Цель и основные задачи исследования

Цель данной работы — показать, что переживание человеком одиночества является движущей силой развития сознания человека и человеческого общества.

Наша цель актуализируется в нескольких задачах. Во-первых, предполагается взглянуть на одиночество как на естественное состояние человека. Во-вторых, взглянуть более широко, показав многоаспектность и многоуровневость этого явления. В-третьих, важно изучить природу одиночества. В-четвертых, нами ставится задача рассмотреть одиночество как некий процесс, движущий развитие сознания человека и во многом определяющий развитие человеческого общества. В-пятых, изучая «взаимоотношения» общества и одиночества важно показать, что это диалектический процесс, который во многом обусловливает развитие человечества. Таким образом, основными предметами нашего исследования являются: одиночество как сущностное свойство сознания человека; одиночество как философско-антропологический феномен.

Главная гипотеза исследования состоит в том, что движущей силой развития сознания человека и человеческого общества в целом является не одиночество человека само по себе, а процесс осознания, открытия человеком своей одинокой сущности и переживание им этого открытия.

Теоретико-методологические проблемы исследования

В своем исследовании феномена одиночества автор опирается на работы философов, размышлявших об одиночестве, о становлении человека и общества, о существовании человека, его самопонимании и самосознании. Среди них идеи Ж.П.Сартра и А.Камю, теория М.Бубера, гуманистическая онтология Э.Фромма, экзистенциальная онтология языка М.Хайдеггера, структурная антропология Леви-Строса, фило-софско-антропологическое направление Х.-Г.Гадамера, М.Шелера, Х.Плеснера, мысли А.Августина, Б.Паскаля, Э.Берка, Д.Юма, Ф.Ницше.

Большое влияние в осмыслении одиночества как процесса оказало изучение автором немецкой классической философии: трудов И.Канта, И.Г.Фихте, Г.В.Ф.Гегеля.

Свое отражение нашли в нашей работе труды отечественных философов Н.М.Бахтина, Э.В.Ильенкова, А.Ф.Лосева, Л. Шес-това.

Кроме этого автор обращается к работам античных философов: Платону, Аристотелю, Лукрецию Кару.

Междисциплинарный характер исследования

Необходимость комплексного подхода к проблемам одиночества обусловила использование в настоящем исследовании ссылок на работы представителей смежных с философией дисциплин: социологов (О.Шезтап, Ы.С1агег, И.Оеппеу); психологов (З.Фрейд, С.Л.Рубинштейн, Ж.Пиаже, Б.Миюскович, Р.Оди, А.Кемпиньски, Д. Майерс, А.Маслоу, К.Р.Роджерс, К.

Рубинстайн, Ф.Шейвер, Л.Э.Пепло, М.Мицели, Б.Мораш,

B.Серма, F.Fromm-Reichmann, J.Henry, A.J.Ferreira, J.P.Flanders, C.E.Cutrona, L.A.Peplau, S.L.Gordon, J.Hartog, L.Horowitz, R. de S.French, E.Kahler,

C.E.Moustakas, В.Ph.D.Powell, H.S.Sullivan, R.S.Weiss); историков и культурологов (Ж.Ле Гофф, А.Донини, Г.С.Кнабе, Л.Леви-Брюль, М.Мид, К.Леви-Строс, Д.Мацумото, М.А.Орлов, Э.Ренан, М. де Унамуно, Л.Д.Фрэзер, Я.Буркхардт, Л.Винничук); филологов (А.А.Алексеев, А.С.Мартынов, Н.С.Николаева, И.В.Шталь, Н.А.Абаев), а также поэтов и писателей, размышлявших о месте одиночества в жизни человека .

Многоаспектный характер исследования

Можно с уверенностью говорить о необходимости рассмотрения феномена одиночества, используя несколько уровней анализа : социально-философский; экзистенциально-личностный; социально-психологический.

Научная новизна исследования

Понятие «одиночество» вынесено из узких контекстов смежных дисциплин и рассматривается как неотъемлемое свойство сознания.

- Одиночество рассматривается как бесконечно разворачивающийся диалектический процесс, «запускающий» и во многом определяющий развитие человека и общества.

- Выделены уровни одиночества, которые «осваивает» человек в своем развитии и которые определяют уровни развития человека.

- Одиночество рассматривается как философско-антропологический феномен, имеющий гносеологическую природу, то есть феномен естественным образом рождаю щийся на пути развития человека.

Феномен одиночества представлен с точки зрения позитивного подхода, то есть как феномен, выполняющий со циальные и личностные функции.

Научно-практическая значимость исследования

Научные результаты исследования имеют значение для решения проблем, связанных с изучением современного человека .

Разработанные в исследовании положения могут стать кон цептуальной основой для проведения дальнейших социально-философских и социально-психологических исследований.

Практический смысл настоящего исследования напрямую связан с профессиональной деятельностью автора - психологической работой. Одну из своих главных профессиональных задач автор видит в том, чтобы помочь человеку понять себя, совладать со своим одиночеством, и таким образом внести ясность и стабильность в свою душу.

Апробация работы

Апробация и практическое внедрение основных положений диссертации осуществлялись главным образом в контексте профессиональной деятельности автора, то есть психологиче ского консультирования людей. Многие идеи, высказанные в работе, нашли также реализацию в проводимых автором специализированных обучающих программах, предназначенных для студентов и психологов-профессионалов.

Основные положения настоящего исследования отражены в 8 статьях и тезисах, опубликованных в специализированных журналах и межвузовских сборниках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Бячкова, Наталия Борисовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей работе понятие «одиночество» вынесено из узких контекстов смежных дисциплин и рассматривается как неотъемлемое свойство сознания; бесконечно разворачивающийся диалектический процесс, «запускающий» и во многом определяющий развитие человека и общества.

Мы определяем одиночество как неотъемлемое свойство сознания человека, само-собой-разумеющееся условие существования и развития сознания; как естественное переживание человека; феномен естественным образом рождающийся на пути развития человека.

Сознание в процессе своего становления продуцирует несколько уровней переживания одиночества. Постижение одиночества не есть развитие по прямой. Каждый уровень включает в себя уровень предыдущий.

Мы выделяем три уровня одиночества:

Одиночество природное.

Одиночество на данном уровне вообще есть для человека. По отношению к Я природное одиночество выступает неким самостоятельным другим. Переживание одиночества на этом этапе выталкивает человека из природы, но не навстречу к себе самому, а навстречу другому человеку и постольку к самому себе. На наш взгляд, подобные переживания испытывает любой человек независимо от эпохи, в которой он живет.

Одиночество социальное.

Если одиночество природное дает человеку возможность почувствовать самого себя, то одиночество социальное, в свою очередь, отдаляет человека от себя самого и в то же время создает условия для того, чтобы человек, личностно окрепнув, снова вернулся к себе. Одиночество человека не может быть «нормализовано» обществом. В этом смысле диалектика одиночества носит негативный характер.

Переход от второй ступени переживания одиночества к третьей возможен, но не обязателен. Человек может не стремиться к осознанию своей уникальности.

Индивидуальное одиночество.

Сущностной характеристикой одиночества на этой ступени развития является то, что одиночество становится внутрен-■ ним содержанием человека, сливается с Я, становится его частью, частью внутреннего пространства человека, а не чем-то извне преходящим и чуждым. Одиночество различено человеком в самом себе, а, следовательно, различено и Я.

Однако при всей очевидной естественности и полезности одиночества, человеку свойственно воспринимать одиночество негативно. В нашей работе нами последовательно доказывается, что болезненное переживание одиночества связана с тем, что человек, испытывая одиночество, открывает три важнейших мысли: подлинное Я пусто, возможности разума конечны (окружающий человека мир чужд и непознаваем), человек не может постичь и понять другого человека. В этом открытии — сущность человека: человек может быть удивительно свободен. Но мы утверждаем, что именно эта свобода невыносима для него, так как свобода от окружающего есть одиночество Я; одиночество Я есть несвобода от себя. По сути, переживание одиночества лишает человека уверенности в необходимости своей жизни, смысла, которым он наполняет свою жизнь.

Общество делает все, чтобы помочь человеку избежать переживания одиночества. Основную цель социализации можно определить следующим образом: создать основу в сознании человека для того, чтобы он заполнил внутреннюю пустоту и как можно меньше обращался к себе самому, обрел смысл своей жизни и поверил в него, не сомневался в бесконечности и силе своего разума, нашел родное и близкое в окружающем его мире, убедился в его познаваемости и в своей способности понимать других людей.

На внутреннюю пустоту человека общество «накладывает» Я-концепцию: свод специфических убеждений, с помощью которых человек определяет, кто он есть; создает условия для постоянного отражения в Другом и приобщения к процессу понимания людьми друг друга. Жизнь в обществе как будто избавляет человека от одиночества, создает иллюзию полноты жизни. Социализация - это двоякий процесс: встраивания человека в общество и встраивания общества в человека.

Цель «встраивания» общества в человека — вырастить из человека природного человека социального (общественного) — человека, который будет обладать необходимым набором качеств и черт, которые позволят ему жить среди других людей и, следовательно, чувствовать себя одиноко как можно реже.

Ярким результатом интеграции внешнего и внутреннего является формирование и развитие социального характера человека и, как результат, формирование человека общественного.

В результате развития самосознания человек неминуемо должен обратиться к себе. Но чтобы пройти этот путь, человеку необходимо «пережить» жизнь в обществе. Чтобы вернуться к себе.

Переживание индивидуального одиночества позволяет человеку, с одной стороны, столкнуться с неведомым в себе, понять, что внутри человека нет ничего кроме пустоты, которую заполняют многочисленные отражения других, а с другой,, — почувствовать себя одним из многих, одиноким и, следовательно, уникальным.

Человек социальный если может быть одиноким, то только социально. Человек индивидуальный может быть только одиноким.

Возможно ли говорить о сосуществовании (интеграции) социального сознания и сознания индивидуального? Подобное сосуществование всегда драматично. Но чем больше человек понимает себя, тем легче он воспринимает и примиряет в себе существование несовместимых, противоречащих друг другу явлений, потребностей, черт, тем легче и безболезненнее он встраивается в общество, а общество — в него. Человек реализует себя в обществе, обогащая социальный контекст, а не только общество реализует себя в человеке. Общество, в свою очередь тоже заинтересовано в уникальных людях. Человечеству для развития нужны люди, обладающие индивидуальностью и ответственностью. Подобное утверждение может показаться несколько странным. Но мы готовы утверждать, что развитие человека уникального выгодно обществу. Благодаря тому, что индивидуальный контекст обогащает контекст социальный, общество все более дифференцируется и начинает предлагать человеку все больше и больше моделей приспособления, встраивания, избегания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бячкова, Наталия Борисовна, 2006 год

1. Абаев Н.А., Нестеркин С П Человек и природа в чаньской (дзэнской) культуре; некоторые философскопсихологические аспекты взаимодействия Проблема человека в традиционных китайских учениях. М.: Наука, 1983. 57-72.

2. Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения Психологический журнал, 1999, Т. 20, 5. 5-14. 3. 4. 5. 6.

3. Августин Аврелий. Исповедь; Абеляр П. История моих бедствий. М.: Республика, 1992. 335 с. Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: «Академия», 2002. 264 с. Анонимные атеистические трактаты. М.: «Мысль», 1969, 355 с. Антология мировой философии в 4-х томах. М.: Мысль, 1

4. Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности Человек в системе наук. М., 1989. 426-433. 8.

5. Аристотель. Соч. в 4 т. М.: Мысль, 197 6-1

6. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: (19.00.07) АПН СССР. НИИ общ и пед. психологии. М., 1990. 19 с.

7. Ашкеров А.Ю. Гражданин мира полисов Человек. 2002. 6. 129-148. 127

8. Белль Г. Избранное. М.: Правда, 1987. 571 с.

9. Белль Г. Самовольная отлучка: Романы. Повести. Мн.: Мает. л±т., 1990. 464 с. 14. Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979. 237 с.

10. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Лениздат, 1992. 400 с.

11. Борхес Х.Л. Письмена Бога. М.: Республика, 1992. 510 с.

12. Боуэн М.В.-Б. Духовность и личностно-центрированный подход Вопросы психологии. 1990. 2-3. 24-33.

13. Бронте Ш. Джейн Эйр. М., 1983. 490 с.

14. Бубер М. Я и Ты Два образа веры. М.: Республика, 1995. 464 с.

15. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М.: Интрада, 1996. 523 с.

16. Вербицкая Л. От описания особенностей восприятия одиночества к его определению Прикладная психология. 2001. 5. 1-9.

17. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.: Высш. шк., 1988. 140 с.

18. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. 1136 с.

19. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка Психология личности. Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 161-165. 128

20. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). М.: Издво МГУ, 1987. 216 с.

21. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2 т. М.: Мысль, 1976.

22. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. М.: Мысль, 1977. Т. 3. философия духа. 471 с.

23. Гельвеции. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1974.

24. Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. 703 с.

25. Григорьева Т.П. Человек и мир в системе традиционных китайских учений Проблема человека в традиционных китайских учениях. М.: Наука, 1983. 6-16.

26. Гуревич П.С. Философская антропология Э.Фромма Философские науки. 1990. 8. 85-95.

27. Гуссерль Э. Амстердамские доклады Логос. 1992. 3. 7-25.

28. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т 1. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 336 с.

29. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 12 т. М.: Мир книги, 2004.

30. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. 511 с.

31. Долгинова О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена Прикладная психология. 2000. 4. 28-36. 129

32. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М.: Изд-во МГУ, 1993. 240 с.

33. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 7 т. Т.б. М.: Лексика, 1994. 560 с.

35. Дюрренматт Ф. О смысле художественного творчества в наше время Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.-европ. лит. XX в. М.: Прогресс, 1986. 403-408.

36. Зюскинд П. Парфюмер: история одного убийцы. СПб: Азбука-классика, 2003. 309 с.

37. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 464 с.

38. Иноуэ Ясуси. Охотничье ружье. Рассказы. М.: Наука; Гл. ред. вост. лит-ры, 1983. 189 с.

39. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники. М., 1978.

40. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. 222-319.

41. Камю А. Посторонний Камю А. Избранное. М.: Радуга, 1989. 464 с.

42. Кант И. Критика чистого разума. М.: Наука, 1998. 656 с.

43. Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2000. 432 с. 51. Кар Л. О природе вещей. М.: АН СССР, 1946. 130

44. Кемпиньски А. Человек и невроз. Структура и психотерапия неврозов. М.: Независимая ассоциация психологовпрактиков, 1997. 270 с.

45. Кнабе Г.С. Историческое пространство и историческое время в культуре Древнего Рима Культура Древнего Рима. Т.2. М.: Наука, 1985. 397 с.

46. Козелецкий Ю. Человек многомерный (психологические эссе) К.: Лыбидь, 1991. 288 с.

47. Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества. М.: Медицина, 1972. 336 с.

48. Кьеркегор Несчастнейший Северные цветы, кн. 4. СПб., 1908.

49. Лабиринты одиночества. М.: прогресс. 1989. 624 с. 59. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. 376 с.

50. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 608 с.

51. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с.

52. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.

53. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: 1997. 688 с.

54. Майленова Ф.Г. Два лика одиночества Человек. 2002. 2. 129-135.

55. Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. М.: Лабиринт, 1996. 432 с. 131

56. Мандельштам О. Стихи. Пермь: Кн. изд-во, 1990. 381 с.

57. Маркс К., Энгельс Ф. Экономико-философские рукописи 1844 г. Из ранних произведений. М., 1956. VIII. 689 с.

58. Мартынов А.С. Буддийские темы у Су Дунпо (1037-1101) Проблема человека в традиционных китайских учениях. М.: Наука, 1983. 73-88.

59. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. 304 с.

60. Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2002. 416 с.

61. Маяковский В.В. Собрание сочинений в 8 т. Т.1. М.: Правда,1968. 465 с. 73. Мид М. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте культуры Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. 98-114.

62. Миюскович В. Одиночество: междисциплинарный подход Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. 5288.

63. Моруа А. Прилив Фиалки по средам. Рассказы. М.: Патриот, 1991. 112 с.

64. Моэм Луна и грош. Театр. М.: Правда, 1983. 576 с.

65. Назлоян Г. К концепции патологического одиночества Московский психотерапевтический журнал. 2000. 2. 51-73. 132

66. Некрасов И.А. Кому на Руси жить хорошо Полное собрание сочинений и писем в 15 т. Т.5.

67. Николаева Н.С. Художественная культура Японии XVI столетия. М.: Искусство, 1986. 240 с.

68. Ницше Ф. Антихристианин Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. 17-94.

69. Ницше Ф. Утренняя заря: Мысли о моральных предрассудках. Свердловск: Воля, 1991. 304 с. 83. Оди Р. Человек существо одинокое: биологические корни одиночества Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. 129-152.

70. Ожегов С И Словарь русского языка. М. Русский язык, 1990. 917 с.

71. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека Вопросы психологии. 1995. 2. 519.

72. Орлов М.А. История снощений человека с дьяволом. М.: Республика, 1992.

73. Орлов Ю.М. Выживание при разводе. М.: ИмпринтГольфстрим, 1996. 24 с.

74. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991 588 с.

75. Павич М. Хазарский словарь: Роман-лексикон. СПб.: Азбука-классика, 2003. 352 с.

76. Паскаль Мысли. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2003. 236 с. 133

77. Перлз Ф. и др. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии). М.: Гиль-Эстель, 1993. 240 с.

78. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: междунар. пед. акад., 1994. 674 с.

79. Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. I. М Мысль, 1990. 860 с.

80. Плеснер X. Ступени органического и человек Проблема человека в западной философии: Общ. ред. Ю.Н.Попова. М.: Прогресс, 1988. 96-152.

81. Поульсен Б. Башня из слоновой кости Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.европ. лит. XX в. М.: Прогресс, 1986. с.с.427-449.

82. Приходько Д.Н. Отчуждение и пути его преодоления: автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук: (09.00.11)/ Томск, гос. ун-т. Томск, 1995. 71 с.

83. Проблема человека в западной философии: Общ. ред. Ю.Н.Попова. М.: Прогресс, 1988. 552 с.

84. Пропп В.Я. Русская сказка. Л.: Изд-во Лен. Ун-та, 1984. 335 с.

85. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 3 т. Т.З. М.: Художественная литература, 1964. 448 с. 1О

86. Ренан Э. Марк-Аврелий и конец античного мира. М.: Изд. центр «Терра», 1991. 350 с.

87. Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. СПБ.: «Владимир Даль», 2002. 474 с. ЮЗ.Ретке Т. Избранные поэмы Теодора Ретке, 1975. 134

88. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс; Универс, 1994. 480 с.

89. Розанов В.В. Уединенное. М.: Политиздат, 1990. 543 с.

90. Рубинстайн К., Шейвер Ф. Опыт одиночества Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. 275-301.

91. Рубинштейн Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с. ИО.Садлер У.А., Джонсон Т.Б. От одиночества к аномии Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. 2152. Ш С а л ь с к и й Ф «О беседах и одиночестве» Silentium: Философско-художественный альманах. Вып. 1. СПб: Философско-культурологическая исследовательская лаборатория «Эйдос», 1991. 304 с.

92. Самоукина Н.В. Женское одиночество Прикладная психология. 2002. 5-6. 65-82.

93. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. 639 с.

94. Сартр Ж.П. Стена: Избранные произведения. М.: Политиздат, 1992. 480 с.

95. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. 319-345.

96. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995. 416 с. 135

97. Спенсер Г. Ассоциативная психология. М.: АСТ-ЛТД, 1998. 560 с.

98. Сэлинджер Дж.Д. Над пропастью во ржи. Повести. Рассказы. М.: Правда, 1991. 608 с.

99. Тертулиан К.С.Ф. О свидетельстве души Избранные сочинения. М.: Прогресс. Культура, 1994. 443 с.

100. Токарев А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. 622 с.

101. Торо Г.Д. Уолден, или Жизнь в лесу. М., 1980.

102. Уальд О. Портрет Дориана Грея Избранное. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990. 448 с.

103. Унамуно М. де. О трагическом чувстве жизни у людей и народов. К.: Символ, 1996. 416 с.

104. Фейербах Л. Сущность христианства Соч. в 2-х т. Т.2. М., 1995. 425 с.

105. Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении ученого; Назначение человека; Основные черты современно эпохи: Сборник. Мн.: 000 «Попурри», 1998. 480 с.

106. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга I. Тбилиси: Мерани, 1991. 398 с.

107. Неудовлетворенность культурой Избранное. Т. 1. 255-333. 13О.Фрищ М. Общественность как партнер Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.европ. лит. XX в. М.: Прогресс, 1986. 408-415.

108. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 447 с. 136

109. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430 с.

110. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. 238 с.

111. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с.

112. Фромм Э. человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995. 238 с.

113. Фрэзер Л.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1983. 703 с.

114. Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: «Фолио», 2003. 503 с.

115. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер-Пресс, 1997. 608 с.

116. Цветущая вишня. Японские пятистишия. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. 320 с.

117. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995.

118. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. XII, 413 с.

119. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт догматического мышления. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. 216 с.

120. Шестов Л. Лекции по истории греческой философии. М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2001. 304 с. 145.Шоу Б. Пьесы. М.: Правда, 1985. 352 с. 137

121. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993. ббЗ с.

122. Японская лирика. М.: 000 «Издательство ACT», Мн.: Харвест, 2000. 456 с.

123. Becker Т. (1974а). Оп latency. The Psychoanalytic Study of the Child, 29, 3-11. New York: International Universities Press.

124. Bourguignon 0., at al. Du divorse et des enfants. Paris: Presses univ. de France, 1985. VIII, 247 p.

125. Calvin J. Works. Philadelphia, 1938? vol. 1 p. 771 f.

126. Cutrona C.E. Peplau L.A. (1979a). A longitudinal study of loneliness. Paper presented at the annual meeting of the Western Psychological Association. San Diego. 138

127. Flanders J.P. A general Systems approach to loneliness. //Loneliness. A. Sourcebook of Current Theory, Research and Therapy. A Wiley-Interscience Publication, 1982 p.p. 166-179.

128. Fromm-Reichmann F. Loneliness. The Anatomy of loneliness. New York: Intern. Univ. Press, 1981. XIV, p.p. 338-361.

129. Gold L. Between. Lave and hate: A guide to civilized divorse: How to resolve conflict, improve communication and avoid costly legal battles! New York; London: Plenum Press, cop. 1992. XXVIII, 353 P

130. Gordon S.L. (1981). The sociology of sentiments and emotion. In: M.Rosenberg R.H. Turner (Eds.). Social psychology: Sociological perspectives. New York: Basic Books.

131. Hartog J. The Anlage and Ontogeny of loneliness The Anatomy of loneliness. New York: Intern. Univ. Press, 1981. XIV,p.p. 13-33.

132. Hayduk L. Personal space: where we now stand Psychological Bull. 1983. V. 94.

133. Holahan C. Environmental psychology Ann. Rev. Psychol. 1986. V. 37.

134. Henry J. Loneliness and Vulnerability The Anatomy of loneliness. New York: Intern. Univ. Press, 1981. XIV, p.p.95-110. 139

135. Howard (1975). The flesh-colored cage: The impact of mans essential aloneness on his attitudes and behavior. New York: Hawthorn.

136. Kahler E. (1957). The tower and the abyss. New York: Braziller.

137. Leiderman P.H. Pathological Loneliness: A Psychodynamic Interpretation. The Anatomy of loneliness. New York: Intern. Univ. Press, 1981. XIV, p.p. 377-393.

138. Moscovici S. (1972). Society and theory in social psychology. In: J.Israel H.Tajfel (Eds.). The context of social psychology: A critical assessment. New York: Academic Press.

139. Moustakas C.E. Loneliness and love. N. J.: PrenticeHall, 1972.

140. Moustakas C.E. Creative Live. N.Y.: Van Nostrand Reinhold Company, 1977. 116 p.

141. Powell B.Ph.D. Alone, alive, and well: How to fight loneliness and win Barbara Powell. Emmaus (Pa.): Rodale press. Cop. 1985. VII, 247 p.

142. Riesman D. (1958). Die einsame Mass. Hamburg: Rowolth rde 72/73.

143. Riesman D., Glazer N. Denney R. The loneli crowd: A stady of the changing American character. New Haven: Yale University Press, 1961. 140

144. Schafer, B. Schloder, B. Identitat und Fremdheit. Sozialpsychologische Aspekte der Eingliederung und Ausgliederung des Fremden. Jahrbuch fur Christliche Sozialwissenschaft, 35, 69-87.

145. Shaftesbury A.A.C. (1964). Characterisics of men, manners, opinions, nimes. Ed. J.M.Robertson. Indianapolis: Bobbs-Merrill.

146. Shaw M. Group dynamics: the psychology of small group behavior. 2nd ed. N.Y., 1981.

148. Sullerot E. Quel peres? Quel fils? Paris: Fayard, 1992. 381 p.

149. Sullivan H.S. (1953). The interpersonal theory of psychiatry. New York: Norton.

150. Weiss R.S. (Ed.). (1973). Loneliness: The Experience of Emotional and Sociale Isolation. Cambridge: MIT Press.

151. Witzleben H.D. von (1958). On loneliness. Psychiat., 21, 37-43. 141

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.