Семантика русского изразцового искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Лобанова, Татьяна Андреевна

  • Лобанова, Татьяна Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 203
Лобанова, Татьяна Андреевна. Семантика русского изразцового искусства: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2012. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лобанова, Татьяна Андреевна

Введение

Глава 1. История развития изразцового искусства

1.1. Ранний период развития изразцового искусства (X - XVI века)

1.2. Зрелый период развития изразцового искусства (XVII век)

1.3. Поздний период развития изразцового искусства

(XVIII-XXI века)

1.4. Язычество и христианство в церковных изразцах

Глава 2. Семантика образов изразцового искусства

2.1. Символизм изразцового искусства и его источники

2.2. Геометрические орнаменты и растительные мотивы

2.3. Орнитоморфные мотивы

2.4. Зооморфные мотивы и мифические персонажи

2.5. Сюжетные композиции

2.6. Христианские мотивы

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Семантика русского изразцового искусства»

I. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования связана с поисками путей возрождения духовности российского народа на основе обращения к национальным ценностям. Только память о глубинных истоках народной жизни может способствовать укреплению национального самосознания, патриотизма, гордости за свою великую страну и консолидации нации. Одним из путей возрождения России является приобщение народа к традициям православной культуры.

Последние десятилетия отмечены строительством новых храмов и восстановлением разрушенных храмов по всей стране. Древние храмы и монастыри в старинных русских городах отличались пышным изразцовым убранством, но многие из них нуждаются в реставрации и восстановлении. Реставрация памятников древнерусского зодчества и строительство новых храмов требует тщательного изучения изразцового искусства. Для глубокого понимания этого искусства необходимо знание не только технологии изготовления изразцов, но и семантики образов, встречающихся на них. Эти образы представляют особый интерес при изучении истории русской культуры. На храмах, построенных в разные эпохи, помещались одни и те же изображения, которые пришли из глубокой древности и не менялись на протяжении веков. Аналогии этим образам можно найти в других видах декоративно-прикладного искусства: вышивке, резьбе, ковке, ювелирных изделиях и т.п. Они относятся к дохристианской эпохе, что вызывает вопрос о причинах их появления на стенах православных храмов. Церковь постоянно боролась с пережитками язычества, и помещение таких образов на стенах церквей требует серьезного анализа и объяснения. Целый ряд образов, встречающихся на изразцах, дает также определенный материал для рассмотрения вопроса о взаимодействии культур. Например, из древнегреческой мифологии в русское изразцовое искусство пришли

мифические персонажи, такие, как кентавры, сирены, и даже исторические герои (Александр Македонский).

Таким образом, изразцовое искусство оказывается достаточно сложным феноменом, требующим тщательного изучения не только с точки зрения искусствознания, но и с точки зрения культурологии.

Степень научной разработанности темы. Изразцовое искусство является уникальным явлением русской культуры. С одной стороны, оно относится к декоративно-прикладному искусству и глубоко пропитано народным духом. С другой стороны, изразцы, украшающие православные храмы, относятся к христианскому искусству. В связи с этим промежуточным положением изразцовое искусство редко попадает в поле зрения исследователей.

Русская история изучалась огромным количеством авторов, таких как Бонгард-Левин Г. М., Гильфердинг А.Ф., Греков Б.Д., Данилевский И.Н., Забелин И.Е., Карамзин Н.М., Ключевский В.О., Костомаров Н.И., Никольский Н.М., Платонов С.Ф., Рыбаков Б.А., Соловьев С.М. и многие другие. Развитие изразцового искусства в работах историков не отражено, за исключением трудов И.Е.Забелина.

Свой вклад в изучение русской культуры внесли такие исследователи, как Алпатов М.В., Аронов A.A., Афанасьев А.Н., Белова О.В., Бессонов П.А., Владышевская Т.Ф., Вагнер Г.К., Велецкая H.H., Веселовский А.Н., Гура

A.B., Забылин М.М., Истрин В.М., Латынин Л.А., Лихачев Д.С., Любимов Л.Д., Маслова Г.С., Милюков П.Н., Сахаров И.П., Толстой Н.И., Топоров

B.Н., Трубецкой E.H., Федотов Г.П. и многие другие. В их трудах уделено внимание либо народной культуре - ремеслу, фольклору, обрядам, - либо христианской культуре - церковной архитектуре, фресковой живописи и иконописи. Изразцовое искусство в работах всех этих исследователей не рассматривается.

Изучением изразцового искусства занимались немногие энтузиасты: Баранова С.И., Маслих С.А., Овсянников Ю.М., Петрова В.М., Розенфельдт

Р.Л., Султанов Н.В., Салтыков А.Б., Удальцова А.Л., Филиппов A.B. При этом изразец обычно рассматривался как самостоятельное произведение искусства, поэтому церковные стенные изразцы описывались вместе с мирскими печными. Однако на печных изразцах часто встречаются сюжеты бытовые, которые не могли быть помещены на стенах православного храма, в крайнем случае, они допускались на галереях. Поэтому, во-первых, при изучении образов изразцового искусства стенные церковные изразцы должны быть рассмотрены отдельно от печных. Во-вторых, эти образы необходимо анализировать в контексте общей символики православного храма. Таким анализом никто из исследователей изразцового искусства специально не занимался. Отдельные образы, встречающиеся на изразцах, подробно описаны в трудах названных исследователей, но семантика этих образов, их символический смысл нигде не рассматривались.

К символу и мифу как культурным феноменам обращалось огромное количество исследователей. Прежде всего, это философы, такие, как Кант П., Кассирер Э., Крейцер Ф., Тодоров Ц., Шеллинг Ф.В.Й., Шлегель Ф. и многие другие. В отечественной философии это Аверинцев С.С., Бердяев H.A., Булгаков С.Н., Зеньковский В.В., Лосев А.Ф., Мамардашвили М.К., Соловьев B.C., Флоренский П.А., Шевцов Е.В. и т.д., и многочисленные культурологи, такие как Воеводина Л.Н., Гриненко Г.В., Ермолин Е.А., Краснобаев Б.И., Леви-Брюль Л., Леонтьева И.П., Лотман Ю.М., Сарабьянов Д.В., психологи, прежде всего З.Фрейд, Э.Фромм и К.Г.Юнг, историки религии, например, Лосский В.Н., Мень A.B., Мюллер М., Поснов М.Э., Токарев С.А., Элиаде М., Флоровский Г.В. Работы этих авторов способствовали пониманию природы образов, встречающихся в изразцовом искусстве.

Объект исследования - семантика изразцового искусства в контексте русской культуры.

Предмет исследования - образы и сюжеты русских церковных изразцов, их происхождение и слои смыслов в них.

Цель исследования - культурологический анализ образов русского церковного изразцового искусства.

Задачи исследования:

1. Выявить основные этапы развития изразцового искусства в России и их связь с русской культурой соответствующих периодов;

2. Проанализировать основные гипотезы о возможных путях проникновения изразцового искусства на Русь и влиянии западной и восточной культуры на русское изразцовое искусство;

3. Выявить и проанализировать возможные причины использования дохристианских образов на изразцах в православных храмах;

4. Рассмотреть понятие символа применительно к изразцовому искусству и связь символов с мифологическим мировоззрением;

5. Обобщить имеющиеся сведения об образах и сюжетах, встречающихся на изразцах православных храмов, и провести их систематизацию;

6. Выявить и проанализировать связь образов на церковных изразцах с языческим и христианским мировоззрением, исследовать семантику этих образов и слои смыслов в них.

Теоретико-методологические основы исследования. Методология исследования является комплексной и определяется спецификой предмета исследования, его целью и задачами, а также междисциплинарным подходом к изучаемой проблеме. Однако ведущими при этом являются методологические принципы современной культурологии (ее теории и истории) и в, частности, принцип историзма, системного подхода и компаративистики.

Методы исследования. В процессе исследования были использованы научные методы, адекватные комплексу исследовательских задач, обусловленные его предметом и целью: эволюционизм, компаративистика, синхронный и диахронный анализ, метод исторической реконструкции, метод аналогии.

Центральным в данной работе является иконологический метод исследования, разработанный Эрвином Панофски. Согласно данному методу, первая ступень интерпретации - доиконографическое описание Мотива или сюжета, в нашем случае это описание образа, встречающегося в изразцовом искусстве. Вторая ступень интерпретации - иконографический анализ, то есть знакомство с сюжетами мифов, литературных источников, составляющих мир образов, историй и аллегорий. Третья ступень -иконологическая интерпретация. Это определение внутреннего значения или содержания образа, составляющего мир символических ценностей. Главным средством интерпретации является синтетическая интуиция, основанная на постижении основополагающих тенденций человеческого мышления, а также обусловленная мировоззрением интерпретатора.

Гипотеза исследования. Художественные образы, воплощенные в церковных настенных изразцах в русских православных храмах, можно трактовать как символы, имеющие религиозную природу и многослойный смысл. Они выполняют коммуникативные функции, устанавливая связь между человеком и высшей сакральной реальностью, открывающей человеческому сознанию трансцендентные истины.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые произведен культурологический анализ истории развития и семантики церковных настенных изразцов. Основные результаты могут быть сформулированы следующим образом:

1. Выявлены восемь основных этапов развития изразцового искусства в России и их связь с русской культурой соответствующих периодов.

2. Проанализированы основные гипотезы о путях проникновения изразцового искусства на Русь и о влиянии западной и восточной культур на русское изразцовое искусство.

3. Сформулированы три основные гипотезы о возможных причинах использования дохристианских образов на изразцах, украшающих православные церкви, и произведен их анализ.

4. Рассмотрено понятие символа применительно к изразцовому искусству, предложена трактовка образов на изразцах как многослойных символов и исследована их связь с мифологическим мировоззрением.

5. Проведено обобщение сведений об образах и сюжетах, встречающихся на настенных изразцах православных храмов, проведена их систематизация в соответствии с классификацией, используемой при изучении декоративно-прикладного искусства.

6. Проанализирована связь данных образов с языческим и христианским мировоззрением, с мифологией и литературными источниками, исследована семантика данных образов и выявлены слои смысла в них.

Теоретическая значимость исследования связана, в первую очередь, с его научной новизной и заключается в проведенном анализе семантики образов изразцового искусства. Результаты исследования имеют большое значение для понимания сущности русского изразцового искусства как уникального феномена русской культуры. Эти результаты предполагают принципиально новый подход к изучению изразцов как многослойных символов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при изучении и восстановлении храмов, украшенных изразцами, а также при строительстве новых храмов с изразцовым убранством. Понимание смысла изразцового искусства необходимо для сохранения отечественного культурного наследия.

Основные выводы и конкретные результаты, полученные в исследовании, могут использоваться в преподавательской деятельности в курсах по истории отечественной культуры и истории искусства, а также при разработке спецкурсов по истории русского декоративно-прикладного искусства.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Диссертационное исследование, посвященное анализу символики русского изразцового искусства, соответствует п.З. «Исторические аспекты теории

культуры, мировоззренческие и ментальные аспекты теории культуры», п.7. «Культура и религия», п.9. «Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов», п. 15 «Роль культурного наследия в жизнедеятельности общества», п. 16 «Традиции и механизмы культурного наследования», п.21. «Традиционная, массовая и элитарная культура», п.22. «Культура и национальный характер», п.ЗО «Художественная культура как целостное образование, ее строение и социальные функции» паспорта специальности 24.00.01 - теория и история культуры (культурология).

Положения, выносимые на защиту:

1. В истории церковного изразцового искусства России можно выделить восемь основных периодов: период зарождения (X - середина XIII вв.), первый период упадка (вторая половина XIII - XV вв.), первый период «возрождения» (XVI в.), период зрелого искусства (XVII в.), второй период упадка (XVIII - середина XIX вв.), второй период «возрождения» (конец XIX - начало XX вв.), третий период упадка (советская эпоха) и период возрождения в настоящее время. При этом первые четыре периода коррелируют с общим подъемом, упадком (в период татаро-монгольского ига) и возрождением русской культуры. Второй период упадка связан с обмирщением русской культуры, а второй период «возрождения» - с общим подъемом русской культуры в ее «серебряный» век, возникновением неорусского стиля и стиля модерн в архитектуре. Третий период упадка связан с гонениями на церковь и уничтожением храмов в советскую эпоху (в это время изразцы используют только в светской архитектуре). В постсоветский период, в связи с возрождением православия, восстановлением храмов и монастырей возрождается церковное изразцовое искусство. Существенным является тот факт, что развитие церковного изразцового искусства происходило только в техническом отношении, образы и сюжеты не менялись на протяжении веков.

2. Существует три основные гипотезы проникновения изразцового искусства на Русь: первая, и наиболее вероятная, «византийская», вторая -«европейская», но она менее вероятна, так как в Х-ХШ веках Русь опережала Европу по культурному развитию, третья гипотеза - «восточная» (через монгольских завоевателей). Эта гипотеза представляется также маловероятной, так как в эпоху монгольского ига отмечался упадок всей русской культуры, в том числе каменного строительства, в котором использовались изразцы. В XV веке усилилось европейское влияние на развитие изразцового искусства в русских городах, не затронутых монгольским нашествием. В XVII веке отмечено восточное влияние на русское изразцовое искусство через торговый город Ярославль.

3. Русское изразцовое искусство представляет собой уникальный культурный феномен: изразцы помещены на стенах православных храмов, и в то же время многие изображенные на них образы имеют дохристианское (языческое) происхождение. Можно сформулировать три основные гипотезы, объясняющие это явление.

Согласно первой гипотезе, эти образы свидетельствуют о двоеверии русского народа. Однако ей противоречит тот факт, что те же самые языческие образы воспроизводились на церковных изразцах и позднее, когда христианство уже полностью доминировало и вело последовательную борьбу со следами язычества в культуре. И если элементы язычества в народных праздниках, в украшениях жилищ и предметов быта могли терпимо восприниматься церковью, то помещение языческих образов на стенах храмов было бы слишком большой уступкой язычеству.

Согласно второй гипотезе, древние языческие образы попали на стены христианских храмов потому, что получали новую интерпретацию в духе христианского вероучения и считались теперь христианскими символами. Но в таком случае должны были существовать христианские истолкования для всех образов, встречающихся в изразцовом искусстве, и с ними могли ознакомиться художники. Такие толкования, действительно, существовали,

например, в переводных бестиариях, однако они известны далеко не для всех образов, встречающихся в изразцовом искусстве. Правда, некоторые из них могли просто не сохраниться до наших дней.

Третья гипотеза (которую можно считать частным случаем второй) опирается на идею прамонотеизма. Исходя из последней, все дохристианские образы понимаются как вневременные универсальные символы единого Бога, и поэтому их смысл не входит в противоречие с христианской верой. В настоящее время учение о прамонотеизме, как и любые другие теории происхождения религии, не может быть ни доказано, ни опровергнуто. Однако оно прекрасно объясняет появление дохристианских образов на христианских храмах, и поэтому принимается в данном исследовании в качестве рабочей гипотезы.

4. Образы, воплощенные на русских церковных изразцах, можно трактовать как символы, имеющие религиозную природу и глубокий многослойный и порой противоречивый смысл. В рамках религиозного мировоззрения они выполняют коммуникативные функции, устанавливая связь между человеком и высшей сакральной реальностью. Возникновению этих символов способствовало мифологическое мировоззрение, которым пронизана русская культура.

5. Существует определенный набор образов и композиций, встречающихся в изразцовом искусстве. Их можно разбить на несколько групп в соответствии с классификацией, принятой в декоративно-прикладном искусстве. Это геометрический орнамент, растительные орнаменты (разнообразные цветы, цветочные розетки, плоды, деревья и древовидные мотивы), орнитоморфные мотивы (различные виды птиц, в том числе птицы как символы власти), зооморфные мотивы (олени, львы или барсы), мифические персонажи (птица Сирин, кентавр, единорог, грифон и другие фантастические существа), сюжетные композиции (в том числе изображения Александра Македонского), христианские мотивы (кресты, звезды, херувимы).

6. Основной смысл всех символов, встречающихся в изразцовом искусстве - творящая мощь Бога, создавшего этот мир, поддерживающего его и спасающего его. Эти символы появились в основном еще в первобытную эпоху, язычество, а затем христианство внесли в эту символику дополнительные смыслы. Поэтому изображения на изразцах обычно имеют несколько слоев смысла. Причем христианские образы русского изразцового искусства (кресты и херувимы) также являются древними символами и несут в себе, помимо христианских, различные оттенки смыслов языческой эпохи.

Апробация и внедрение результатов исследования. По теме диссертационного исследования опубликованы 4 статьи (2 - в журналах, входящих в перечень изданий ВАК Минобрнауки РФ для кандидатских и

докторских диссертаций).

Основные положения диссертационного исследования представлены на научных конференциях: «Культура в эпоху экономического кризиса» (МГУКИ, 2009) и «Февральские чтения» (МГУКИ, 2009).

Результаты диссертационного исследования внедрены в учебные курсы «Художественная керамика», «Основы композиции в народном и декоративно-прикладном искусстве», «Руководство студией ДПИ» в Московском государственном университете культуры и искусств.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств 07.06.2011 г. (протокол № 12).

Структура работы обусловлена логикой исследования и раскрытия темы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИЗРАЗЦОВОГО

ИСКУССТВА

Русское религиозное искусство отличается неповторимым своеобразием, величайшие шедевры его архитектуры и иконописи известны во всем мире. На этом фоне изразцовое искусство выглядит гораздо скромнее. Однако изучение церковных изразцов представляет большой интерес не только для искусствознания, но и для культурологии. Яркие керамические фризы и вкрапления на стенах церквей являются как бы заключительным штрихом, придающим храмам и монастырям завершенность и великолепие. Во всех старинных русских городах сохранились памятники изразцового искусства. Особых высот это искусство достигло в Москве в XVII веке. Изразцами украшались не только храмы, но и общественные здания, дворцы. Облик нашей столицы без этих архитектурных шедевров утратил бы нечто особенное, присущее только ей. В настоящее время многие памятники архитектуры восстанавливаются, возрождается вместе с тем и изразцовое искусство. Так, восстановлен комплекс зданий в Измайлово. Начались масштабные реставрационные работы в Новом Иерусалиме. Все это требует пристального внимания к изразцам и изучения изразцового искусства как неотъемлемой части отечественного культурного наследия.

Изразцовое искусство возникло в глубокой древности. По свидетельству археологов, родиной декоративных плиток из обожженной глины, покрытых цветной глазурью, следует считать древнейшие города Египта, Ассирии и Вавилонии [ИЗ, с.5]. Со времен правления Джосера (2630 - 2611г.г. до н.э.) египтяне использовали маленькие голубовато-зеленые глазурованные плитки в украшении подземной гробницы в пирамидах Сахары. На Ближнем Востоке издревле ассирийцы и вавилоняне удивительно эффектно использовали керамику в архитектуре. Прекрасно раскрашенные фигурные изразцы IX века до н.э. известны из ассирийских городов Ашур и Нимруд. Скульптурными

глазурованными изразцами были оформлены великолепные ворота богини Иштар в Вавилоне (часть их сейчас находятся в государственном музее Берлина, часть - в Британском музее в Лондоне). Это выдающееся величественное сооружение, построенное около 600 года до н.э., декорировано рельефным орнаментом с мотивами львов, быков и драконов. Изразцами с изображением деревьев, львов и красочным орнаментом облицованы стены тронного зала Южного дворца Навуходоносора. В Сузах, столице Ахеменидского государства, дворец V века до н.э. был украшен изразцовым фризом с фигурами царских телохранителей, т.н. «бессмертных», в богато украшенных одеждах [156].

Однако традиция использования глазурованных кирпичей и изразцов на Ближнем Востоке постепенно вымерла. Ее возрождение началось с IX века у исламских гончаров. Мусульманское искусство Ирана широко использовало архитектурные изразцы. Например, изразцами украшена соборная мечеть в Исфагане XI - XII веков. Особенно прекрасны памятники Самарканда, воздвигнутые при Тимуре и его преемниках. Знаменитый мавзолей Шах-и-Зинда (XIV - XV веков) не знает себе равных по керамическим облицовкам голубых куполов и порталов, покрытых тончайшим узором. Наивысшего расцвета изразцовое искусство Ирана и Средней Азии достигло в XVII веке. Ярким примером является ансамбль зданий площади Регистан в Самарканде: купола, пилоны и минареты покрыты изразцовыми узорами и надписями. Опыт керамистов Ирана и Средней Азии унаследовало сельджукское изразцовое искусство. Глазурованные изразцы с тонким золотым узором украшают медресе и мечети XIII века. Чаще всего использовался растительный орнамент, но на изразцах из Кубадабада присутствуют хищные звери, кони, птицы. К концу XV века небольшой город Изник (Никея) становится центром керамического производства Османской империи. Турецкую керамику отличает разнообразная растительная орнаментика. Это деревья, стебли, листья,

цветы, плоды. В Турции изразцы использовались в основном для украшения интерьеров мечетей и медресе.

Искусство Востока было воспринято Византийской империей. Через арабов, персов, а затем и крестоносцев многие сюжеты и мотивы Древнего Востока проникли также в Европу. К концу первого тысячелетия новой эры цветные керамические плитки широко использовались в архитектуре Испании, Италии, Византии и Балканских стран [113, с.5]. Из Византии и Европы это искусство попало на Русь.

В истории изразцового искусства России можно выделить несколько периодов:

1. ранний период (X - середина XIII вв.)

2. первый период упадка (вторая половина XIII - XV вв.)

3. первый период «возрождения» (XVI в.)

4. период зрелого искусства (XVII в.)

5. второй период упадка (XVIII - середина XIX вв.)

6. второй период «возрождения» (конец XIX - начало XX вв.)

7. третий период упадка (20-е - 80-е годы XX века).

8. третий период возрождения (с 90-х годов XX века).

Первые три периода можно объединить в один - «ранний этап». Последние четыре периода также можно объединить в один - «поздний этап». Основные этапы развития изразцового искусства в целом соответствуют историческим эпохам развития русской культуры, при этом первые три периода коррелируют с общим подъемом и упадком русской культуры, а второй период упадка связан со значительным обмирщением русской культуры. Третий период упадка церковных изразцов связан с гонениями на церковь и уничтожением храмов в советскую эпоху.

Развитие изразцового искусства происходило не одновременно в разных регионах. Кроме того, новые ступени мастерства с точки зрения техники изготовления изразцов и художественного творчества иногда не сменяли старые, а сосуществовали с ними некоторое время.

Ниже будет более подробно прослежено развитие изразцового искусства в России по данным периодам, а также отмечены особенности развития в разных регионах.

1.1. Ранний период развития изразцового искусства (X - XVI века)

Ранний период, как указывалось выше, состоит из трех периодов:

а) возникновение изразцового искусства на Руси (X - середина XIII вв.);

б) долгая, почти 300-летняя пауза, связанная с монгольским нашествием (вторая половина XIII - XV вв.); в) возрождение изразцового искусства после окончания монгольского ига (XVI в.).

Возникновение изразцового искусства непосредственно связано с крещением Руси князем Владимиром Святославичем в 988 году и началом строительства христианских храмов. Принятие христианства стало важнейшим событием в истории Древней Руси. Оно имело огромное политическое, культурное и духовное значение. Вместе с христианством на Русь пришли храмы и монастыри. В любую эпоху и в любой цивилизации храмы выражают мощь и духовные силы государства. Православные же храмы Древней Руси являлись символами объединения всего народа, его духовного устремления к единому Богу. Они также являлись символами политического могущества молодой страны, которая уже в правление Ярослава Мудрого достигла процветания и величия. Русь эпохи Ярослава -это большое по размерам, сильное и культурное государство. Берестяные грамоты того времени доказывают грамотность даже рядовых горожан. Князья же владели несколькими языками, изучали науки и философию. Благодаря династическим бракам были установлены прочные связи Руси с Византией и со странами Европы. Главным символом величия и культуры Руси явился собор святой Софии в Киеве. Величаво раскинулся он в длину и в ширину, непринужденно выстраиваясь по земле, как и вся Киевская Русь, разраставшаяся вокруг столицы. Внушительный и торжественный облик храма, его многоглавие знаменовало мощь и роскошь Киевской державы, ее

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лобанова, Татьяна Андреевна, 2012 год

Список использованной литературы

1. Аверинцев, С.С. Символ / С.С.Аверинцев // Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1983.

2. Аверинцев, С.С. София-Логос: Словарь / С.С.Аверинцев / 2-е, испр. изд. -К.: Дух i Л1тера, 2001.

3. Анциферова, Г.М. Изразцовая композиция «Евангелисты» / Г.М.Анциферова // Памятники русской архитектуры и монументального искусства XIII - XIX веков.- М.: Наука, 2000.

4. Аронов, A.A. История русской культуры: узловые вопросы (IX - XX века): учебно-методическое пособие /А.А.Аронов. - М.: Экон-Информ, 2008.- 171 с.

5. Афанасьев, А.Н. Древо жизни: Избранные статьи / А.Н.Афанасьев / Подготовка текста и коммент. Ю.М.Медведева, вступит, статья Б.П.Кирдана. - М.: «Современник», 1983. - 464 е., портр. - (Б-ка «Любителям российской словесности»).

6. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки. В 3-х т. / А.Н.Афанасьев. - М.: Гослитиздат, 1957, Т.1. - 516 с.

7. Афанасьева, В.К. Искусство Древнего Востока / В.К.Афанасьева, В.Г.Луконин, H.A. Померанцева. - М: Искусство, 1976. - 375 е., ил.

8. Баранова, С.И. Изразцовый декор памятников архитектуры Москвы XVII в.: Диссертация / С.И.Баранова. - М.: 2006.

9. Баранова, С.И. Москва изразцовая / С.И.Баранова. - М.: «Москвоведение», 2006.- 400 е., илл.

10. Белова, О.В. Славянский бестиарий: Словарь названий и символики / О.В.Белова.- М.: «Индрик», 2001.-318 е., ил.

11. Бердяев, H.A. Философия свободного духа / Н.А.Бердяев. - М.: Республика, 1994. - 480 с. - (Мыслители XX века).

12. Берегова, О. Символы славян/О.Берегова. - М,: СПБ: ДИЛЯ, 2011. - 425 с.

13. Бессонов, П. Калики перехожие / П.Бессонов. - М., 1861. - Ч. 1. Вып. 2.

14. Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д.С.Лихачева.- СПб.: 1997.

15. Бобков, К.В. Символ и духовный опыт православия / К.В.Бобков, Е.В. Шевцов. - М.: ТОО «ИЗАН», 1996.

16. Бонгард-Левин, Г. М. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история / Г. М.Бонгард-Левин, Э.А.Грантовский. - М.: Мысль, 1983.

17. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н.Булгаков. - М.: Республика, 1994. - 415с. - (Мыслители XX века).

18. Бусева-Давыдова, И.Л. Декор русской архитектуры XVII в. и проблема стиля / И.Л.Бусева-Давыдова // Архитектурное наследство. Вып. 38. Проблемы стиля и метода в русской архитектуре.- М.: Стройиздат, 1995.

19. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / Вступит, статьи, сост. и коммент. В.ПАникина, Д.С.Лихачева и Т.Н.Михельсон. - М.: Дет. лит., 1986.-640 с.

20. Вагнер, Г.К. Декоративное искусство в архитектуре Руси X - XIII веков / Г .-К.Вагнер. - М.: Наука, 1964.- 267 е., ил.

21. Ваулина, Л. А. Коллекция изразцов из фондов Соликамского краеведческого музея URL: // http://skm.solkam.ru/index.php? razdel=stat&text=stat3_08 (дата обращения 25.04.2011.)

22. Введение христианства на Руси / Ин-т философии АН СССР; Отв. ред. А.Д.Сухов. - М.: Мысль, 1987. - 302 с.

23. Велецкая, H.H. Языческая символика славянских архаических ритуалов / Н.Н.Велецкая. - М.: София, 2003. - 237 с.

24. Ветка Палестины: Стихи русских поэтов об Иерусалиме и Палестине / Сост., вступ. ст., подгот. текста и примеч. Б.Н.Романова. - М: «Фирма Алеся», 1993.-384 е., ил. - («Святая Русь»).

25. Владышевская, Т.Ф. Музыкальная культура Древней Руси / Т.Ф.Владышевская.- М.: Знак, 2006.- 468 е., ил.

26. Воеводина, Л.Н. Введение в мифологию: учебное пособие / Л.Н.Воеводина.- М.: МГУКИ, 2005,- 160 с.

27. Вышегородских, H.B. Птицы в народном фольклоре, мифах и легендах / Н.В .Вышегородских.- М.: 2008.

28. Гильфердинг, А. История балтийских славян / А.Гильфердинг. - СПб.: 1874.

29. Гладкая, М.С. Каталог белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире / М.С.Гладкая. - Владимир: вып.З, 2003.

30. Гладкая, М.С. Каталог белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире / М.С.Гладкая. - Владимир: вып.4, 2004.

31. Гладкая, М.С. Каталог белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире / М.С.Гладкая. - Владимир: вып.5, 2005.

32. Гнедовский, Б.В. Ярославль. Тутаев / Б.В.Гнедовский, Э.Д. Добровольская. - М.: «Искусство», 1981. - 310 е., ил.

33. Голубев, Д. Концепция первобытного монотеизма в трудах В. Шмидта URL: // http://www.religare.ru/2_63502.html (дата обращения 07.04.2011).

34. Гомер. Илиада. Перевод с древнегреческого Н. Гнедича.- М.: Дюна, 1993. - 432 е., ил.

35. Гриненко, Г.В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация / Г.В.Гриненко. - М.: «Издательский дом «Новый век», 2000.- 448 с.

36. Тура, A.B. Символика животных в славянской народной традиции / А.В.Гура. - М.: Индрик, 1997,- 912 с.

37. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т.1: А- 3 / В.И.Даль. - М.: «Терра», 1995. - 800 с.

38. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). Лекция 7. Раздел «Проблема двоеверия» // URL: http://www.distedu.ru/mirror/_hist/lants.tellur.ru/history/danilevsky/d07_5.htm (дата обращения 06.06.2011).

39. Дмитриев, Л.А. Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Кн.З. / Л.А.Дмитриев. - М.: Художественная литература, 1994.

40. Евдокимов, И.В. Старинные красноборские печи / И.В.Евдокимов. -Вологда: «Вологодское общество изучения северного края», 1916.

41. Ересько, М.Н. Символ в религиозном сознании: Диссертация / М.Н.Ересько. - М.: 1983.

42. Ермолин, Е.А. Символы русской культуры X - XVIII вв. / Е.А.Ермолин. -Ярославль: 1998.

43. Забелин, И.Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы / И.Е.Забелин. - М.: 1884.

44. Забылин, М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / М.Забылин. - М.: «Рипол классик», 1997. - 541 с.

45. Зеньковский, В.В. Смысл православной культуры / В.В.Зеньковский / Сост., предисл. B.JI. Шленова. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. -272 с. - (Духовное наследие русского зарубежья).

46. Иванов, А.И. Забытое производство. Очерк изразцовой промышленности Владимирского края / А.И.Иванов. - Владимир: «Окружное бюро краеведения и историко-краеведческого музея», 1930.

47. Иванов, В.И. Родное и вселенское / В.И.Иванов. - М.: Республика, 1994.428 с.

48. Изразцы в собрании Новгородского музея: каталог выставки.- Великий Новгород: Моби Дик, 2006.

49. Истрин, В.М. Александрия русских хронографов / В.М.Истрин. - М.: Университетская типография, 1893.

50. Калевала. Карело-финский народный эпос. Руны 1 - 25. - Петрозаводск: «Карелия», 1978.

51. Кассирер, Э. Философия символических форм. Том 1. Язык / Эрнст Кассирер. - М.; СПб.: Университетская книга, 2001.

52. Кассирер, Э. Философия символических форм. Том 2. Мифологическое мышление / Эрнст Кассирер. - М.; СПб.: Университетская книга, 2001.

53. Керлот, Х.Э. Словарь символов / Х.Э.Керлот. - М.: «REFL - book», 1994,608 с.

54. Климов, K.M. Удмуртское народное искусство / К.М.Климов / Научный редактор и автор предисловия М.А.Некрасова. - Ижевск: «Удмуртия», 1988. -199с., ил.

55. Ключевский, В.О. О русской истории: Сборник / В.О.Ключевский / Сост., авт. предисл. и примеч. В.В. Артемов; Под ред. В.И.Буганова.- М.: Просвещение, 1993. - 576 с.

56. Кондратьев, А. Нордическая религиозность и научные мифы // URL: http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9 XvoT-

twMUKrgCbXY9MpaLOemd8 VGyHMWmNo JyORM31 wcwI3KuyE2 Vc7XApS

OQnnPM8iNlPuJqAHFw9bXPaq6wKYicHZ9AgOL3KdPceRFd4EqNSVlibHNrf9

?

data=UlNrNmk5WktYejROeWJFYklLdmtxc3QlT3YlQllYOUJScDZYcVY3Qk RUQ Wpj SUNqZ W9mUDV3MXhLNFhVaVpwRGF wcGd5 aHBjZm 1 qQ WF2 SE V SS2thV INjRjRkQkZRVjRvMjNl WUg5Q 1 B2d 1 pKeVZTdOVIYlozTzNUWndoVj R4cC03Mm 16NW9OOXNtY3hxRHg5UDEzX0c 1 bDlDZm5xLUJ6 Yy 1 ybDBNW GxjQnFNdEdDWHY5MHF6eWp6eGtmRVdOdld5&b64e=2&sign=b5d3585badf e02e76487be3996ceb32b&keyno=8&110n=ru&mc=0&i=?5 (дата обращения 17.05.2011).

57. Краснобаев, Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века: Кн. для учителя / Б.И.Краснобаев. - М.: Просвещение, 1987. - 319 е., ил.

58. Кривоносов, В.Т. Изразцовый декор ростовской и борисоглебской архитектуры URL: // http ://www.rostmuseum.ru/publication/ srm/015/krivionosov01 .html (дата обращения 18.04.2011).

59. Крылов, А. Религия современных абхазов: реликт прамонотеизма // URL: http://abkhazia.narod.ru/religion.htm (дата обращения 07.04.2011).

60. Латынин, Л. Основные сюжеты русского народного искусства / Леонид Латынин. - М.: Глас, 2006.- 144 стр., илл.

61. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление / Л.Леви-Брюль. - М.: Атеист, 1930.-337 с.

62. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / сост. А.А.Нейхардт.- М.: Правда, 1987.- 576 с.

63. Леонтьева, И.П. Феномен символа: опыт осмысления и исследования в европейской культуре: Диссертация / И.П.Леонтьева. - М: 2003.

64. Лихачев, Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого // Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре.-Спб, 2006.

65. Лихачев, Д.С. Слово и изображение в Древней Руси // Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. -Спб, 2006.

66. Лосев, А.Ф. Бытие - имя - космос / А.Ф.Лосев / Сост. и ред. А.А.Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1993.-958 с.

67. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа // А.Ф.Лосев. Философия. Мифология. Культура.- М.: Политиздат, 1991. - 525с. - (мыслители XX века).

68. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Ф.Лосев. -М.: Искусство, 1995.

69. Лосский, В.Н. Боговидение / Владимир Лосский; пер. с фр. В.А.Рещиковой; сост. и вступ. ст. А.С.Филоненко. - М.: ACT, 2006. - 759 с.

70. Лотман, Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Лотман Ю.М. Об искусстве.- СПб.: Искусство, 1998.

71. Луппов, П.Н. Вотская языческая религия / П.Н.Луппов // Памятники Отечества: Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Полное описание России: Удмуртия.- М.: вып. № 1 - 2, 1995, стр. 18-21.

72. Любимов, Л.Д. Искусство древнего мира: Кн. для чтения / Л.Д.Любимов. -М.: «Просвещение», 1971.- 319 е., ил.

73. Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси: Кн. для чтения / Л.Д.Любимов. - М.: Просвещение, 1981. - 336 е., ил.

74. Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. Кн.З. История русской церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240 — 1589) - М: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. - 670 с.

75. Мамонтов, С.П. Основы культурологии / С.П.Мамонтов. - М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1994. - 208 с.

76. Маслих, С.А. Русское изразцовое искусство XV - XVI веков: Альбом / С.А.Маслих. - М.: Изобразительное искусство, 1976.

77. Маслова, Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С.Маслова. - М.: Наука, 1978.

78. Мень, A.B. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В семи томах. T.I.: Истоки религии / А.В.Мень / Предисл. С.С.Аверинцева. - М.: СП «Слово», 1991.-287 с.

79. Мень A.B. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В семи томах. Т.2.: Магизм и Единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей / А.В.Мень. - М.: СП «Слово», 1991. - 462 е., ил.

80. Мень, A.B. Православное богослужение. Таинство, Слово и Образ / А.В.Мень. - М.: СП «Слово», 1991. - 191 с.

81. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т.: Т.2, ч.1. / П.Н.Милюков.- М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. - 416 с.

82. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т.: Т.2, ч.2. / П.Н.Милюков.— М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. - 496 с.

83. Мировое древо Иггдрасиль. Сага о Вёльсунгах. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 432с., илл. - (Серия «Антология мудрости»).

84. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х томах // Гл. ред. С.А.Токарев.-М.: Российская энциклопедия, 1995.- Т.1. А - К.

85. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х томах // Гл. ред. С.А.Токарев.-М.: «Советская энциклопедия», 1980.- Т.1. А - К. 672с., илл.

86. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х томах // Гл. ред. С.А.Токарев,-М.: «Советская энциклопедия», 1982.- Т.2. К - Я. 720 е., илл.

87. Морозов, Ю. Почему Соловей стал разбойником // URL: http://www.100velikih.ru/view858.html (дата обращения 31.03.2011).

88. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во Эксмо-пресс, 1998. - 832 с. - (Серия «Антология мысли»).

89. Мюллер, М. От слова к вере. Миф и религия / Мюллер, М., Вундт, В. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 864 с. (Серия «Антология мысли»).

90. Народные мастера. Традиции и школы / Рос. акад. художеств. НИИ теории и истор. изобразит, искусств. Общая ред. и состав, д-ра искусствоведения, проф. М.А.Некрасовой.- М.: Академия, 2006.- 432 е.: илл., 40 с. вклейка.

91. Народные русские легенды А.Н.Афанасьева.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.-270 с.

92. Некрасова, М.А. Народное искусство России. Народное искусство как мир целостности / М.А.Некрасова. - М.: «Советский художник», 1983.

93. Немцова, Н.И. Владимиро-Суздальские рамочные изразцы / Н.И.Немцова // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Пространство и пластика (сборник статей).- М: «Наука», 1991.

94. Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим»: сб. ст.- М.: 2002.

95. Никольский, Н.М. История русской церкви / Н.М.Никольский. - М.: ACT, 2004 (ГУП ИПК Ульяновский Дом Печати).

96. Новая философская энциклопедия.- М.: РГБ, 2008.

97. Оборин, В.А. Древнее искусство народов Прикамья / В.А.Оборин. -Пермь: Пермское книжное изд-во, 1976. - 190 с.

98. Овсянников, Ю.М. Солнечные плитки (Рассказы об изразцах) / Ю.М.Овсянников. - М: «Советский художник», 1966.- 208 е., илл.

99. Оля, Б. Боги Тропической Африки / Богумил Оля / Пер. с франц. - М.: «Наука», 1976.- 286 стр. с илл.

100. О происхождении богов / Сост., вступ. ст. И.В.Шталь; Примеч. В.В .Вересаева, И.В.Шталь.- М.: Сов. Россия, 1990. - 320 с.

101. Основы религиоведения: Учеб. / Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.- М.: Высшая школа, 2000. - 480 с.

102. Орел, В.Е. Культура, символы и животный мир / В.Е.Орел. - X.: Гуманитарный центр, 2008.- 584 с.

103. Памятники литературы древней Руси.- М.: 1978.

104. Петрова, В.М. Художественная керамика на фасадах зданий Москвы и Петербурга кон. XIX - нач. XX века: Диссертация канд. искусствоведения / В.М.Петрова. - М: 1993.

105. Попов, Алексей. Карелия. Страницы тайной истории // URL: http://www.karyin.ru/volhv/blubux/grandbux/ (дата обращения 20.02.2011).

106. Поснов, М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей -1054г.) / М.Э.Поснов. - Киев: Издание христианской благотворительно-просветительской ассоциации «Путь к истине», 1991. - 614 с.

107. Постников, В.В. Образ Александра Македонского в русской материальной культуре // URL: http://eps.dvo.ru/vdv/2006/3/pdf/vdv-141-147.pdf (дата обращения 20.02.2011).

108. Поучение Владимира Мономаха. Перевод Д.С.Лихачева // «Повести Древней Руси». -М.: Художественная литература, 1987.

109. Раппопорт, П.А. Зодчество Древней Руси / П.А.Раппопорт. - Л.: Наука, 1986.-159 с.

110. Розенфельдт, Р.Л. Красные Московские изразцы / Р.Л.Розенфельдт // Памятники культуры. Вып.З.- М.: 1961.

111. Роллестон, Т. Мифы, легенды и предания кельтов / Т.Роллестон. - М.: Центрполиграф, 2004.- 349 с.

112. Русская литература XX века: Дооктябр. период: Хрестоматия / Сост. Н.А.Трифонов. - М.: Просвещение, 1987. - 655с.

113. Русские изразцы: Альбом / Составитель и автор вступительной статьи Ю.М.Овсянников. - Л.: «Художник РСФСР», 1968.- 135 стр., илл.

114. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б.А.Рыбаков / АН СССР, Отделение истории, Ин-т археологии. - М.: «Наука», 1981.- 740 с.

115. Рыбаков, Б.А. Язычество древней Руси / Б.А.Рыбаков / АН СССР, Отделение истории, Ин-т археологии. - М.: Наука, 1987. - 782 с.

116. Сарабьянов, Д.В. Модерн. История стиля / Д.В.Сарабьянов. - М.: «Галарт», 2001.-343 е., ил.

117. Сергеенко, И.И. Русский изразец: Государственный Исторический музей / И.И.Сергеенко. - М.: Внешторгиздат.

118. Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым: Сборник / Вступ. статья, подгот. текста В. Аникина. - М.: «Художественная литература», 1990. - 398 с.

119. Словарь мифов / под ред. П.Бентли.- М.: ФАИТ - ПРЕСС, 2001.- 432 с.

120. Соколова, З.П. Животные в религиях / З.П.Соколова. - СПб.: Издательство «Лань», 1998.- 288 с.

121. Соловьев, С.М. Чтения и рассказы по истории России / С.М.Соловьев / Сост. и вступ. ст. С.С.Дмитриева.- М.: Правда, 1989. - 768 с.

122. Сорокин, В. Историко-культурный контекст Ветхого Завета // URL: http://www.bible-center.ru/book/context/till/pramonoteism (дата обращения 23.05.2011).

123. Султанов, Н.В. Древнерусские красные изразцы / Н.В.Султанов. - М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1895.

124. Султанов, Н.В. Изразцы в древнерусском искусстве / Н.В.Султанов // Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной, издаваемые по Высочайшему соизволению В.Прохоровым. - М.: 1885.

125. Тимофеева, Т.П. и др. Дмитриевский собор во Владимире / Т.П.Тимофеева. - М.: Северный паломник, 2004.

126. Тодоров, Ц. Теории символа / Цветан Тодоров / Перевод с французского Б.Нарумова - М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1998.- 408 с.

127. Токарев, С.А. Религии в истории народов мира / С.А.Токарев. - М.: Республика, 2005.- 542 с.

128. Толстой, Н.И. «Язычество и христианство древней Руси» // URL: http://www.hqlib.ru/st.php?n=56 (дата обращения 06.06.2011).

129. Трубецкой, E.H. Смысл жизни / Е.Н.Трубецкой / Сост. А.П.Полякова, П.П.Апрышко. - М.: Республика, 1994. - 432 с. - (Мыслители XX века).

130. Уваров, A.C. Христианская символика. Часть 1. / А.С.Уваров. - СПб.: 2001.

131. Удальцова, А.Л. Изразцовый декор в русской архитектуре XVII в. (композиционные закономерности и методы строения фасадных изразцов): Диссертация / А.Л.Удальцова. - М.: 1988.

132. Федотов, Г.П. Трагедия интеллигенции / Г.П.Федотов // «О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья».- М.: «Наука», 1990.

133. Федотов, Г.П. Стихи духовные / Г.П.Федотов. - М.: «Гнозис», 1991.

134. Федотов, Г.П. Национальное и вселенское / Г.П.Федотов // «О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья». - М.: Наука, 1990.

135. Федотов Г.П. Святые Древней Руси / Г.П.Федотов. - М.: «Московский рабочий», 1990.

136. Физиолог / изд. подготовила Е.И.Ванеева.- СПб, 1996.

137. Филиппов, A.B. Древнерусские изразцы / А.В.Филиппов. - М: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1938.

138. Филиппов, A.B. Русские поливные изразцы XVI века / А.В.Филиппов. -М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1915.

139. Филиппов, A.B. Архитектурная терракота / A.B.Филиппов.- М.: Гос. Архитект. Изд., 1941.

140. Флора и Фавн. Мифы о растениях и животных: Краткий словарь / сост. В.М.Федосеенко.- М.: Русь, 1998.- 256 с.

141. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины // Флоренский П. Сочинения: В 3 т.- М.: Правда, 1990.

142. Флоровский, Г.В. Пути русского богословия / Г.В.Флоровский. - Киев: Изд. «Путь к истине», 1991.

143. Фоли, Д. Энциклопедия знаков и символов / Д.Фоли / Пер. с англ. 2-е изд. - М.: Вече, 1997,- 512 с. (Энциклопедии. Справочники. Неумирающие книги).

144. Фромм, Э. Забытый язык // Эрих Фромм. Душа человека.- М.: ООО «Издательство ACT - ЛТД», 1998, с.283 - 407.

145. Чаадаев, П.Я. Статьи и письма / П.Я.Чаадаев / Вступ. статья и коммент. Б.Н.Тарасова.- М.: Современник, 1987,- 367 е., портр.- («Любителям российской словесности». Из литературного наследия).

146. Шеллинг, Ф.В.Й. Соч. В двух томах / Ф.В.Й.Шеллинг. - М.: Мысль, 1989.

147. Шумов, К.Ю. Енисейские изразцы XVIII века // URL: http ://www.naov.ru//?eniseiskie_izrazci_XVIII_veka&id=3 61 (дата обращения 18.05.2011).

148. Элиаде, М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское / Мирча Элиаде / Перев. С фр. - М.: Ладомир, 2000. - 414 с.

149. Элиаде, М. Мефистофель и андрогин / Мирча Элиаде. - СПб: ДИЛЯ, 2011.-425 с. (

150. Элиаде, М. Аспекты мифа / Мирча Элиаде / Пер. с фр. В.П.Болыиакова.-М.: Академический проект, 2010.- 251 с. \

151. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. - М-СПб., 2005.

152. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г.Юнг. -М.: Ренессанс, 1991.- 304 с.

153. Юрасова, И.В. Символика архитектурных форм русского православного храма (связь с идеей православного храма) // URL: http://www.msarch.ru/jurasoval.htm (дата обращения 20.09.2010).

154. Юрченко, А.Г. Александрийский «Физиолог». Зоологическая мистерия / А.Г.Юрченко. - СПб.: Евразия, 2001.- 448 с.

155. Ярославль. Памятники архитектуры и искусства: Альбом / Автор-составитель Выголов В.П. - М: «Советская Россия», 1985.

156. Graves, Alun. Tiles and tile work of Europe - London: 2002.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.