Организация монументально-декоративного синтеза в архитектуре Петербурга второй половины XIX - начала XX века: на примере декоративной керамики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Григорьева, Мария Дмитриевна

  • Григорьева, Мария Дмитриевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 303
Григорьева, Мария Дмитриевна. Организация монументально-декоративного синтеза в архитектуре Петербурга второй половины XIX - начала XX века: на примере декоративной керамики: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2014. 303 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Григорьева, Мария Дмитриевна

Оглавление

Оглавление

Введение

Глава 1. Проблемы изучения взаимодействия декоративной керамической композиции и архитектурной композиции: историографический обзор

1.1 Взаимодействие декоративной керамической композиции и архитектурной композиции

1.2 Взаимодействие декоративной керамической композиции и архитектурной композиции Петербурга и его агломерации

1.3 Изменения функций керамического изделия, происходящие при взаимодействии декоративной композиции и архитектурной композиции

Глава 2. Композиционное взаимодействие монументально-декоративной керамики и архитектуры и изменение ее значения

2.1 Техники и технологии изготовления и применения керамических изделий

2.2 Виды работ с керамическими материалами при организации архитектурных поверхностей

2.3 Приемы применения керамического убранства в соответствии с его местоположением в архитектурной композиции

Глава 3. Монументально-декоративная керамика как фактор формирования единства градостроительной среды Петербурга второй половины XIX - начала XX века

3.1 Принципы организации монументально-декоративного синтеза, установленные на основе анализа результатов композиционного взаимодействия керамического убранства и архитектуры

3.2 Композиционное взаимодействие керамического убранства и

архитектуры как стилеобразующий фактор

Заключение

Список литературы

Приложение 1. Конкорданс

Приложение 2. Альбом иллюстраций

Раздел 1. Механизмы взаимодействия керамической композиции и архитектурной композиции в памятниках мирового архитектурного

наследия

Раздел 2. Пластические изменения керамических изделий

Раздел 3. Технико-технологические особенности изготовления и

применения керамических изделий

Раздел 4. Способы размещения керамических изделий в

архитектуре

Раздел 5. Виды работ с керамическими материалами при организации

архитектурных поверхностей

Раздел 6. Механизмы взаимодействия керамического убранства и

архитектуры

Раздел 7 . Принципы композиционного взаимодействия керамического

убранства и архитектуры

Раздел 8. Художественная и утилитарная функции керамического убранства

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Организация монументально-декоративного синтеза в архитектуре Петербурга второй половины XIX - начала XX века: на примере декоративной керамики»

Введение

Исследование посвящено изучению композиционных особенностей керамического убранства в архитектуре Петербурга второй половины XIX -начала XX века.

Актуальность исследования

На современном этапе градостроители имеют возможность обращаться к архитектуре различных эпох и стилей при возведении новых сооружений. Такая же широта выбора архитектурных и декоративных мотивов была и у зодчих во второй половине XIX - начале XX века. Современные архитекторы стали все чаще обращаться к органичным архитектурным формам модерна.

Метод взаимодействия декоративной керамической композиции и архитектурной композиции - один из важных методов стилеобразования модерна - недостаточно изучен до настоящего времени. Его необходимо подробно исследовать, чтобы избежать поверхностного стилизаторства при возведении новых построек.

В архитектуре Петербурга керамические изделия не были распространенным фасадным элементом вплоть до середины XIX века. Их роль в зодчестве начала меняться в эпоху эклектики, а во времена модерна и классицизирующего модерна изменилась кардинально: вместо обособленного украшения они стали значимым элементом в организации монументально-декоративного синтеза.

Исследование особенностей организации монументально-декоративного синтеза на примере композиционного взаимодействия декоративной керамики и архитектуры второй половины XIX - начала XX века может стать еще одним ключом к пониманию стилевых методов эклектики, модерна и периода классицизирующего модерна.

Состояние проблемы

Вопросы взаимосвязи различных видов искусств уже рассматривались в отечественной науке. Существует ряд направлений, в рамках которых изучается эта взаимосвязь.

1. Проблема композиционного взаимодействия архитектуры с другими видами искусства рассматривалась в работах: A.JL Лунина (1963), O.A. Швидковского (1972, 1974, 1984), А.К. Барутчева (1974), Ю.И.Курбатова (1977), И.А. Азизян (1968, 1987), Е.Б. Муриной (1982), И.В. Рязанцева (1983), Г.П. Степанова (1984), в сборнике статей под редакцией М.А. Некрасовой (1988), Д.В. Сарабьянова (1989), И.А. Азизян и Л.И. Кирилловой (1990), М.Ю. Козловой (2008).

2. Проблема композиционного взаимодействия керамического убранства и архитектуры Москвы второй половины XX века исследовалась в работе K.M. Митрофанова (1967).

3. Проблему композиционного взаимодействия различных видов искусств, в том числе и керамики, в архитектуре Петербурга и Москвы конца XIX - начала XX века исследовали: Б.М. Кириков (1987), В.А. Фролов (2000), М.В. Нащокина (2001, 2014), E.H. Румянцева (2012).

Вопрос изменения функций керамических изделий при взаимодействии с архитектурой лежит в области теории композиции, теории архитектуры и теории декоративного искусства: В.А.Фаворский (1988), А.И.Некрасов (1994), К.А.Макаров (1966), В.Г.Власов (2009), O.J1.Некрасова-Каратеева (2010).

Однако работы, в которой всесторонне изучено композиционное взаимодействие керамического убранства и архитектуры Петербурга второй половины XIX - начала XX века, на сегодняшний день не существует.

Остаются не до конца разработанными и некоторые терминологические вопросы. Так, М.В. Нащокина, ведущий специалист в области исследования архитектуры периода модерна, определяет керамические изделия в архитектуре рассматриваемого периода как

архитектурную керамику\ В то время как О.Л. Некрасова-Каратеева, ведущий специалист в области исследования истории и теории декоративного искусства, определяет керамическое изделие, изготовленное

у

для архитектуры, прежде всего как предмет декоративного искусства .

Поэтому возникает необходимость определить, как декоративное по природе керамическое изделие становится полноправной частью целой архитектурной композиции, и проанализировать, как изменения, происходящие в керамической композиции, повлияли на формирование образов петербургской архитектуры.

Материалом исследования являются памятники архитектуры Петербурга и его агломерации, возведенные во второй половине XIX -начале XX века, в убранстве которых присутствуют керамические изделия. Градостроительный комплекс города, активно развивавшийся в рассматриваемый период времени, включает в себя более 500 памятников с керамическими композициями.

Границы исследования

Нижняя хронологическая граница исследования определяется временем широкого распространения в архитектуре Петербурга литых терракотовых изделий. Это время связано с ростом градостроительной активности. Верхняя хронологическая граница определяется временем распространения керамических изделий, которые имитируют другие отделочные материалы. Градостроительное развитие города тогда в целом прекратилось из-за политических событий в стране. Таким образом, нижней границей исследования стал конец 1850-х годов, а верхней границей исследования стал 1916 год.

Географическими границами исследования являются границы Петербурга и его агломерации.

1 Нащокина М.В. Золотой век московской архитектурной керамики // Архитектурное наследство. 2001. № 44. С. 210-229.

2 Некрасова-Каратеева О.Л. Этот удивительный мир предметов. СПб., 2010. С. 32.

Объект исследования — взаимодействие архитектурной композиции и декоративной керамической композиции.

Предмет исследования - принципы организации монументально-декоративного синтеза, устанавливаемые на основе анализа взаимодействия декоративной керамической композиции и архитектурной композиции.

Целью данной работы является исследование художественной и утилитарной функций керамических изделий при взаимодействии их с архитектурой Петербурга второй половины XIX - начала XX века.

Гипотезой исследования является предположение о том, что реализация принципов, на основе которых осуществлялся синтез керамической композиции и архитектурной композиции, «переводит» керамику из области декоративного искусства в область архитектуры -пространственно-тектонического искусства.

Для достижения цели исследования необходимо выполнить следующие условия:

- проанализировать существующие работы, освещающие проблему композиционного взаимодействия керамических изделий и архитектуры в мировом искусстве, с целью установления приемов описания, анализа и интерпретации;

- проанализировать существующие работы, освещающие проблему композиционного взаимодействия керамических изделий и архитектуры Петербурга и его агломерации, также с целью установления приемов описания, анализа и интерпретации;

- проанализировать существующие работы, освещающие проблему художественной и утилитарной функций керамических изделий, возникающих при взаимодействии с архитектурой.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи.

1. Провести анализ механизмов взаимодействия керамической композиции и архитектурной композиции Петербурга и установить схожие

приемы в средневековых русских ансамблях, в архитектуре Средней Азии XV века и в западноевропейской архитектуре эпохи модерна.

2. На основе анализа структуры керамических композиций, являющихся частью архитектурных сооружений Петербурга, возведенных с конца 1850-х годов по 1916 год, выполнить систематизацию техник и технологий изготовления и применения керамических изделий.

3. Определить утилитарную и художественную функции керамического убранства.

4. На основе анализа видов работ с керамическими материалами при организации архитектурных поверхностей установить:

- способы размещения керамических изделий в архитектуре;

- виды облицовочной керамической плитки и кирпича;

- типы их кладки;

- виды работ с керамическими материалами при организации архитектурных поверхностей, основанных на сочетании керамических изделий, размещенных в архитектуре разными способами как между собой, так и с другими облицовочными и строительными материалами.

5. На основе анализа местоположения керамической композиции в архитектурной композиции выявить механизмы их взаимодействия.

6. Установить принципы организации монументально-декоративного синтеза в соответствии с совокупностью данных (2,4,5 задачи) и определить, как на основе этих принципов осуществилась организация монументально-декоративного синтеза керамической композиции и архитектурной композиции в рамках стилевых направлений эклектики, модерна и периода классицизирующего модерна.

7. Проследить, как реализация данных принципов повлияла на формирование архитектурно-художественных качеств городского ансамбля Петербурга.

Методология исследования

Методологической основой диссертации являются теория композиции, теория архитектуры и теория декоративно-прикладного искусства. Исследование базируется на дисциплинарных подходах, направленных на выявление принципов, на основе которых осуществлялся монументально-декоративный синтез керамической композиции и архитектурной композиции в архитектуре Петербурга и его агломерации второй половины

XIX - начала XX века.

Методы искусствоведческого исследования

Ряд методов, направленный на изучение петербургских сооружений с керамическим убранством, возведенных во второй половине XIX - начале

XX века:

- метод натурного исследования применён для выявления статистически достаточного числа памятников архитектуры Петербурга и его агломерации, в которых присутствуют керамические изделия;

- историко-художественный метод применён для установления существующих приемов анализа, с помощью которых можно проследить механизмы организации монументально-декоративного синтеза в архитектуре Петербурга и его агломерации;

- историографический метод применён для установления схожих механизмов взаимодействия керамической композиции и архитектурной композиции в средневековых русских ансамблях, в архитектуре Средней Азии XV века, в западноевропейской архитектуре эпохи модерна и в архитектуре Петербурга рассматриваемого периода;

- метод систематизации применён для выполнения сводов техник и технологий изготовления и применения керамических изделий, для установления способов размещения керамических изделий в архитектуре, а также для установления видов работ с керамическими материалами при организации архитектурных поверхностей, основанных на сочетании керамических изделий, размещенных в архитектуре разными способами как

между собой, так и с другими облицовочными и строительными материалами;

- метод композиционного анализа применен для установления местоположения керамической композиции в архитектурной композиции и выявления механизмов их взаимодействия;

- метод типологизации применён при разработке принципов, на основе которых происходила организация монументально-декоративного синтеза в архитектуре Петербурга рассматриваемого периода;

- метод стилистического анализа применен для выявления этапов организации монументально-декоративного синтеза в архитектуре Петербурга.

Положения, выносимые на защиту

1. Изменения функций керамических изделий, которые произошли при их взаимодействии с архитектурой Петербурга, позволяют считать керамическое убранство полноправным участником организации монументально-декоративного синтеза наравне с архитектурой, то есть монументально-декоративной керамикой.

2. Монументально-декоративная керамика - это керамическая композиция, которая находится в резонансе с архитектурной композицией на основе принципов соответствия и включения и «действующая» по законам архитектурной композиции.

3. Комплекс данных, полученный путем анализа технико-технологических особенностей изготовления и применения керамических изделий, способов их размещения в архитектуре, видов работ с керамическими материалами при организации архитектурных поверхностей, местоположения керамических изделий в архитектуре, принципов взаимодействия, на основе которых осуществлялось взаимодействие керамической композиции и архитектурной композиции, позволяет установить три этапа организации монументально-декоративного синтеза в петербургской архитектуре второй половины XIX - начала XX века.

4. На рассматриваемом отрезке времени особенности композиционного взаимодействия керамического убранства и архитектуры являются стилевыми признаками эклектики, модерна и периода классицизирующего модерна.

5. Организация монументально-декоративного синтеза на основе принципа включения характерна для архитектуры Петербурга рубежа XIX -XX веков.

6. Сооружения, возведенные на основе принципов соответствия и включения, не оставляют предметный ансамбль, но благодаря тому, что их керамическое убранство подчинено логике архитектурной композиции, эти сооружения органично включены в градостроительную среду Петербурга.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые получены следующие результаты.

1. Комплексно исследован феномен организации монументально-декоративного синтеза в архитектуре Петербурга второй половины XIX -начала XX века на примере декоративной керамики.

2. Разработана развернутая система анализа видов применения керамических изделий в архитектуре по трем направлениям.

Первое направление: выявлены техники изготовления керамических изделий и технологии применения керамических изделий в архитектуре (2.1).

Второе направление: установлены виды работ с материалами при организации архитектурных поверхностей, то есть установлены способы размещения керамических изделий в архитектуре, виды облицовочной керамической плитки и типы ее кладки, виды керамического кирпича и типы его кладки, виды работ с керамическими материалами при организации архитектурных поверхностей, основанные на сочетании керамических изделий, размещенных в архитектуре разными способами как между собой, так и с другими облицовочными и строительными материалами (2.2).

Третье направление: выявлены типы приемов применения керамических изделий, которые устанавливаются в соответствии с их

| местоположением в архитектурной композиции. Эти приемы

обнаруживаются в пяти группах памятников (2.3).

3. Установлены три принципа композиционного взаимодействия керамического убранства и архитектуры: принцип несоответствия, принцип соответствия, принцип включения (3.1). При этом установлено, что в памятниках мирового искусства организация монументально-декоративного

!

синтеза проводилась в первую очередь на основе принципа несоответствия и принципа соответствия. Организация монументально-декоративного синтеза на основе принципа включения характерна для архитектуры Петербурга рубежа XIX - XX веков.

Теоретическая значимость

Положения диссертации являются методологическим основанием для дальнейших исследований в области композиционного взаимодействия различных видов искусств.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее материалы и положения могут быть использованы в дальнейшем при создании керамического убранства для новостроящихся зданий. Исследование может представлять интерес для художников-керамистов, архитекторов, дизайнеров, скульпторов в их творческой работе.

Рекомендации по использованию результатов исследования

Полученные результаты исследования могут найти практическое применение при разработке методических пособий, подготовке лекций, а также при проведении занятий на творческих и теоретических факультетах в высших и средних учебных заведениях.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается полнотой собранного теоретического и художественного материала. Базируется на трудах ведущих экспертов в области исследования керамики и архитектуры и обеспечивается выбранной методикой исследования. Также достоверность результатов подтверждается мнением реставраторов, осуществляющих воссоздание керамического убранства

т

памятников изучаемого периода.

Апробация и внедрение результатов исследования

Ход работы обсуждался на заседаниях кафедры художественного образования и декоративного искусства РГПУ им. А.И. Герцена. Диссертация обсуждалась на семинарских занятиях для соискателей и аспирантов на факультете изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена. Основные положения диссертации изложены в ряде статей, в том числе в трех статьях, опубликованных в изданиях из перечня ведущих российских рецензируемых научных журналов (общий объем публикаций составляет 3,5 п.л.). Основные положения диссертации излагались в докладах на конференциях: международной научно-практической конференции «Санкт-Петербург в истории и культуре России» (25.04.2012, СПбГАСУ); международной научной конференции «Архитектура эпохи модерна в странах Балтийского региона» (25-27. 04. 2014, НИИТИАГ РААСН, Библиотека № 2 им. Л.Н. Толстого, Санкт-Петербург); международной научной конференции «Декоративное искусство второй половины XIX -начала XX века. Художники, архитекторы и русская художественная промышленность» (06-07.11.2014, НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва).

Результаты диссертационного исследования реализуются в разработанной автором программе «Керамическое убранство в архитектуре петербургских домов эпохи модерна» в рамках социально-педагогической деятельности СПб ГБУ «КЦСОН Приморского района СПб».

Структура и объем диссертации

Диссертация представлена в виде текста, состоящего из введения, трех глав и заключения, общим объёмом 170 страниц, а также библиографического списка (208 наименований). Работа сопровождается двумя приложениями: конкорданс и альбом иллюстраций. Альбом иллюстраций состоит из восьми разделов: механизмы взаимодействия керамической композиции и архитектурной композиции в памятниках

мирового архитектурного наследия, пластические изменения керамических изделий, технико-технологические особенности изготовления и применения керамических изделий, способы размещения керамических изделий в архитектуре, виды работ с керамическими материалами при организации архитектурных поверхностей, механизмы взаимодействия керамического убранства и архитектуры, принципы композиционного взаимодействия керамического убранства и архитектуры, художественная и утилитарная функции керамического убранства.

Глава 1. Проблемы изучения взаимодействия декоративной керамической композиции и архитектурной композиции: историографический обзор

1.1 Взаимодействие декоративной керамической композиции и архитектурной композиции

Чтобы установить приемы описания, анализа и интерпретации композиционного взаимодействия керамических изделий и архитектуры, необходимо проанализировать существующие работы, освещающие эту проблему.

Выделяются два тематических раздела источников.

Первый тематический раздел источников посвящен изучению керамического убранства в памятниках мирового архитектурного наследия. В раздел входят следующие группы изданий.

1-я группа изданий. Издания, посвященные исследованию изразцового убранства архитектурных памятников русского Средневековья.

Известно, что со второй половины XIX века в русском искусстве усиливается стремление к национальной самоидентификации. Этот фактор обусловил обращение к древнерусской культуре, в том числе к изразцам, которыми в изобилии украшены русские средневековые храмы.

Чтобы определить степень разработанности вопроса «композиционное взаимодействие керамических изделий и архитектуры», прежде всего необходимо обратиться к источникам, в которых изучается первый расцвет керамического убранства, произошедший на территории Москвы, Ярославля, Новгорода и Пскова в XV - XVII веках.

Это явление раскрывают труды: Н. Ашукина «Печные поливные кафли XVIII - XIX вв.» (1918), A.B. Филиппова «Древнерусские изразцы XI - XVII веков. Вып. 1» (1938) и «Древнерусские изразцы» - вып. II «Архитектурная терракота» (1941), А.Б. Салтыкова «Русская керамика XVIII - XIX веков.

Пособие по определению памятников материальной культуры» (1952) и «Первый русский керамический завод» (1952), И.Е. Забелина «Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России. Ценина» (1853), Ю.М. Овсянников «Солнечные плитки» (1966), С.А. Маслиха «Русское изразцовое искусство XV - XIX веков» (1976), С.И. Барановой «Москва изразцовая» (2007), «Русский изразец. Записки музейного хранителя» (2011), «"Золотой век" московского изразца» (2010), «Московский архитектурный изразец XVII века» (2013).

Приведем цитаты из некоторых вышеперечисленных источников, характеризующие композиционное взаимодействие керамики и архитектуры:

A.B. Филиппов, изучая керамическое убранство, определяет его как «облицовочную керамику»3.

С.А. Маслих дает такое определение: «керамику в архитектуре» как: «изразцы - одна из замечательных отраслей прикладного искусства. Изразцовые декоры составляли единое целое с архитектурным решением зданий, подчеркивая в некоторых случаях их конструктивные особенности, создавая яркие живописные акценты, придавая постройкам праздничность и нарядность»4.

С.И. Баранова определяет это явление в древнерусской архитектуре как «архитектурный изразец»5.

2-я группа изданий. Издания, посвященные исследованию керамического убранства в мировых архитектурных памятниках: Э.В. Сайко «Среднеазиатская глазурованная керамика XII - XV вв.» (1969), A.A. Берсенева «Европейский модерн» (1991), A.B. Тарханова «История керамики. Неолит и Древний мир» (2010), Х.-Э. Сирлот «Гауди» (2010).

3 Филлипов A.B. Древнерусские изразцы. Выпуск 1-й. М., 1938. С. 11.

4 Маслих С.А. Русское изразцовое искусство XV -XIX веков. М., 1983, С. 9.

5 Баранова С.И. «Золотой век» московского изразца // Московский журнал. 2010. № 7 (235). URL: http://www.mosjour.ru

Второй тематический раздел источников посвящен изучению деятельности русских керамических производств второй половины XIX -начала XX века. В раздел входят следующие группы изданий.

1-я группа изданий. Издания, в которых зафиксированы технические данные керамических производств, изготавливавших керамику для архитектуры Москвы, Петербурга и других городов.

На рубеже XIX - XX веков появились новые разработки мастеров-керамистов, такие как Л.П. Бонафеде «Применение в архитектуре эмалированных глиняных изделий» (1874), П.К. Ваулина «Как получаются радужные металлические люстры» (1904), «О положении керамического производства в России» (1907), «О художественной керамике» (1911), «Художественно-керамическая промышленность в России» (1912), «Новые перспективы применения и использования глиняного сырья окрестностей Ленинграда» (1929), A.B. Филиппова «Керамика. Восстановительный огонь и глазури с металлическими отблесками» (1907), Н.Ф. Роота «Художественная керамика: пособие и практическое руководство по художественно-гончарному и майоликовому производству» (1908), которые непосредственно трудились над усовершенствованием технико-технологического процесса производства декоративной керамики для архитектуры.

В середине XX века тема технологии изготовления майолики, а также составов и цвета глазурей и эмалей, вновь зазвучала в книгах C.B. Филипповой «Архитектурная майолика» (1956) и E.H. Хохловой «Производство художественной керамики» (1978).

Современные труды, направленные на изучение технико-технологических особенностей петербургского керамического убранства: Л.Г. Матвеев (2007), A.B. Олейник (2010), А.И. Роденков (2014).

Реставрации архитектурной керамики посвящены труды И.Г. Французовой: «Изготовление изразцов для реставрации керамического

декора памятников архитектуры. Методические рекомендации» (1990) и «Реставрация изразцов» (2003).

Автор определяет: «Изразцы - архитектурные керамические изделия в виде плит или криволинейных деталей, имеющих с обратной стороны коробчатый выступ - румпу, служащую для крепления в кладке стены, печи и др. элементов интерьера и фасада зданий и сооружений»6.

2-я группа изданий. Издания, освещающие деятельность керамических производств и художественно-стилистические особенности изделий, которые они изготовляли.

Это книги О.И. Арзумановой, В.А. Любартович, М.В. Нащокиной «Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии» (2000), Э.В. Пастон «Абрамцево: искусство и жизнь» (2003) и Е.Р. Арензон «Савва Мамонтов» (1995), посвященные абрамцевской мастерской, с чьей деятельностью связан необычайный расцвет керамики в архитектуре Москвы. К.Н. Пруслина в книге «Русская керамика конца XIX - начала XX века» (1993) рассматривает деятельность керамических мастерских того времени: Строгановского училища, Талашкина, «Муравы», Кикерино, Абрамцева и работы художников-керамистов, в основном мелкую пластику.

Комплексное исследование проведено в диссертации В.М. Петровой «Художественная керамика на фасадах зданий Москвы и Петербурга конца XIX - начала XX века» (1993). Работа освещает деятельность подмосковных, московских и петербургских мастерских, а также непосредственно исследуется иконография керамических изделий, преимущественно московских.

Возникает необходимость определить, как декоративное по природе керамическое изделие становится полноправной частью целой архитектурной композиции, и проанализировать, как изменения,

6 Французова И.Г. Изготовление изразцов для реставрации керамического декора памятников архитектуры: методические рекомендации. Л., 1990. С. 42.

происходящие в керамической композиции, повлияли на формирование образов петербургской архитектуры.

Поиск механизмов композиционного взаимодействия керамического убранства и архитектуры происходил по трем направлениям:

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Григорьева, Мария Дмитриевна, 2014 год

Список литературы:

1. Азизян, И.А. Вопросы взаимодействия искусств / И.А. Азизян // Советское искусствознание. -М., 1975. - С. 284-296.

2. Азизян, И.А. Взаимодействие архитектуры с другими видами искусства: автореф. дис. ... докт. иск. / Азизян Ирина Атыковна. - М., 1987.

3. Акунова, Л.Ф. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий / Л.Ф. Акунова, В.А. Крапивин. - М.: Высшая школа, 1984.-208 с.

4. Алмазов, Б.А. Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга / Б.А. Алмазов. - М.: Центрполиграф, 2012. -431 с.

5. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства / Анри де Моран. - М.: Искусство, 1982. - 540 с.

6. Арензон, Е.Р. Савва Мамонтов / Е.Р. Арензон. - М.: Русская книга, 1995. -295 с.

7. Архитектор Андрей Андреевич Оль. 1883-1958. Графика и документы в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга. - СПб: ГМИСПб, 2008.- 180 с.

8. Архитектурная бионика / Ю.С. Лебедев, В.И. Рабинович, Е.Д. Положай и др.; под ред. Ю.С. Лебедева. - М.: Стройиздат, 1990. - 269 с.

9. Архитектурный ансамбль как форма реализации синтеза. Сборник статей под ред. И.А. Азизян, Л.И. Кирилловой. - М.: ВНИИТАГ Госкомархи-тектуры, 1990. - 98 с.

10. Асеев, М.Ю. Воссоздание и его место в научной реставрации петербургской керамики XVIII - начала XX вв. / М.Ю. Асеев // Реставрация керамики, паркета и резьбы по дереву в зданиях - памятниках истории и культуры Ленинграда и пригородов. Материалы междунар. семинара. - Л., 1990.-С. 4-8.

11. Асеев, М.Ю. Проблематика и практика комплексной экстерьерной петербургской керамики XVIII - начала XX вв. / М.Ю. Асеев // Реставрация керамики, паркета и резьбы по дереву в зданиях - памятниках истории и культуры Ленинграда и пригородов. Материалы междунар. семинара. - Л., 1990.-С. 9-10.

12. Баранова, С.И. Москва изразцовая / С.И. Баранова. - М.: AHO ИЦ «Москвоведение», 2006. - 400 с.

13. Баранова, С.И. Русский изразец. Записки музейного хранителя / С.И. Баранова. - М.: МГОМЗ, 2011. - 432 с.

14. Баранова, С.И. Московский архитектурный изразец XVII века в собрании Московского государственного объединенного музея-заповедника Коломенское - Измайлово - Лефортово - Люблино: художественный альбом / С.И. Баранова. - М.: МГОМЗ, 2013.-134 с.

15. Барутчев, А.К. Образ в архитектуре, его содержание, становление, особенности / А.К. Барутчев // Проблемы синтеза искусств и архитектур. -1974.-С. 3-16.

16. Бенуа, А.Н. История русской живописи в XIX в. / А.Н. Бенуа. - 3-е изд.; [сост., вступ., ст. и коммент. В.М. Володарского], - М.: Республика, 1999. -448 с.

17. Берсенева, A.A. Европейский модерн: венская архитектурная школа: Об О. Вагнере, А. Лоосе / A.A. Берсенева. - Екатеринбург: Урал, архит.-худож. ин-т, 1991.-209 с.

18. Берсенева, A.A. Архитектура модерна. Европейское зодчество на рубеже XIX - XX веков. Учебное пособие / A.A. Берсенева. - Екатеринбург: Урал, архит.-худож. ин-т, 1992. - 136 с.

19. Блаватский, В.Д. История античной расписной керамики / В.Д. Блаватский. - М.: МГУ, 1953. - 304 с.

20. Блинова, Е.К. Ордерный ансамбль Петербурга / Е.К. Блинова. - СПб.: Ризограф НОУ «Экспресс», 2011. - 214 с.

21. Блинова, E.K. Художественные принципы становления и развития архитектурного ордера в Санкт-Петербурге: автореф. дис. ... докт. иск.: 17.00.04 / Блинова Елена Константиновна. - СПб, 2012. - 49 с.

22. Бонафеде, Л.П. Применение в архитектуре эмалированных глиняных изделий / Л.П. Бонафеде // Зодчий. - 1874. - № 5. - С. 55-57.

23. Боне, Л. Отто Вагнер. Густав Климт / Л, Боне. - М.: Арт-родник, 2004. -95 с.

24. Борисова, Е.А. Русская архитектура конца XIX - начала XX века / Е.А. Борисовой, Т.П. Каждан. - М.: Наука, 1971. - 240 с.

25. Борисова, Е.А. Русский модерн / Е.А. Борисова, Г.Ю. Стернин. - М.: Советский художник, 1990. - 360 с.

26. Бочаров, Г.Н. Деятельность художников по возрождению народного искусства. Абрамцево и Талашкино / Г.Н. Бочаров // Русская художественная культура конца XIX начала XX века. - М.: Наука, 1969. - Кн. 2. - С. 341-352.

27. Буббико, Д. Керамика: техника, материалы, изделия / Джованна Буббико, Хуан Крус. - М.: Ниола-пресс, 2009. - 128 с.

28. Булах, А.Г. Каменное убранство Петербурга (город в необычном ракурсе) / А.Г. Булах, Н.Б. Абакумова. - СПб.: Сударыня, 1997. - 144 с.

29. Ваулин, П.К. Как получаются радужные металлические люстры / П.К. Ваулин // Керамическое обозрение. - 1904. - 15 февраля. - № 14. - С.249-251.

30. Ваулин, П.К. О положении керамического производства в России / П.К. Ваулин // Зодчий. - 1907. - № 20. - С. 205-207.

31. Ваулин, П.К. О художественной керамике / П.К. Ваулин // Труды IV съезда рус. зодчих, состоявшегося в Санкт-Петербурге с 5 по 12 янв. -1911.-С. 95-105.

32. Ваулин, П.К. Художественно-керамическая промышленность в России / П.К. Ваулин // Искусство. Живопись, графика и художественная печать, -Киев. - 1912. -№ 9-10. - С. 358-364.

33. Ваулин, П.К. Новые перспективы применения и использования глиняного сырья окрестностей Ленинграда / П.К. Ваулин. Кембрийская глина и ее применение в промышленности. - М., 1929. - С. 48-55.

34. Власов, В.Г. Стили в искусстве: словарь: архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура: в 3 т. / В.Г. Власов. - СПб.: Кольна, 1997. - Т. 2. - 672 с.

35. Власов, В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие. - СПб.: СПбГУ, 2012. - 156 с.

36. Володина, Т. Модерн: проблемы синтеза / Т. Володина // Вопр. искусствознания. - М., 1994. - Вып. 2/3. - С. 327-356.

37. Воронов, Н.В. Изразцы: т. 1 / Н.В. Воронов. - М.: Русское декоративное искусство, 1962.

38. Воронцов, В.М. Стекло и керамика в архитектуре: учебное пособие / В.М. Воронцов, И.И. Немец. - Белгород: БГТУ, 2010.-106 с.

39. Габричевский, А.Г. Теория и история архитектуры / А.Г. Габричевский. -Киев: Ред. журн. «Самватас», 1993. - 255 с.

40. Галкин, П.А. Облицовочные и плиточные работы. Технологии и материалы для внутренних и наружных работ / П.А. Галкин, А.Е. Галкина. -М.: Эксмо, 2012.-256 с.

41. Гацура, Г. Мебель и интерьеры модерна (1880-1917) / Генрих Гацура. -М.: Московская городская организация Союза писателей России, 2009. - 234 с.

42. Гельдвейн, О. Гельдвейн и Ваулин: художественно-керамическое производство / О. Гельдвейн. - СПб.: Родник, 1910. - 42 с.

43. Гинзбург, В.П. Керамика в архитектуре / В.П. Гинсбург. - М.: Стройиздат, 1983. - 200 с.

44. Глезеров, С.Е. Предместья СПб.: быт и нравы начала XX века. 2-е изд. / С.Е. Глезеров. -М.: Центрполиграф, 2009. - 573 с.

45. Горюнов B.C. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. - 2-е изд./ B.C. Горюнов, М.П. Тубли. - СПб: Стройиздат, 1994. -360 с.

46. Горюнов, B.C. «Византийское возрождение» в Петербурге / B.C. Горюнов, Е.Г. Бакусова // 100 лет петербургскому модерну. - СПб, 2000. - С. 98-106.

47. Грабарь, В.К. Нахимовское училище. История. Традиции. Судьбы / В.К. Грабарь // Искусство-СПб. - СПб., 2003. - 510 с.

48. Гусарова, А.П. Национальное и общеевропейское в творчестве М.А. Врубеля / А.П. Гусарова // Стиль жизни - стиль искусства. - М., 2000. - С. 366-381.

49. Гусарова, Ю.В. Ленинградская керамика как феномен отечественного искусства второй половины XX века: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.04 / Гусарова Юлия Васильевна. - СПб., 2011. - 24 с.

50. Дмитриев, А.И. Современное декоративное искусство / А.И. Дмитриев // Зодчий. - 1903. - № 39. _ с. 453- 457.

51. Дулькина Т.И. Своя национальная нота в керамике. // Русский стиль. Собрание Государственного исторического музея: Каталог. - М., 1998.

52. Дутов, A.A. Изразцовое производство Л.П. Бонафеде (из истории русской печной керамики) / A.A. Дутов // Петербургские чтения. Тезисы докладов конф. - 1992. - С. 61.

53. Дутов, A.A. Финская печная керамика конца XIX - начала XX века в Санкт-Петербурге / A.A. Дутов // Петербургские чтения 97. - 1997. - С. 430434.

54. Дутов, A.A. Работы художника-керамиста П. К. Ваулина и его мастерских для интерьеров Петербурга / A.A. Дутов // Пунинские чтения. - СПб., 1998. -С. 59-65.

55. Дятлева, Г.В. Эциклопедия символизма. Энциклопедия живописи / Г.В. Дятлева, E.H. Биркина. -М.: Олма-Пресс, 2001. - 320 с.

56. Ежегодник ОАХ. Вып. 1. - СПб., 1906.

57. Емохонова, JI.Г. Художественная культура ислама / Л.Г. Емохонова. - М.: Академия, 2007. - 80 с.

58. Забелин, И.Е. Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России. Ценина / И.Е. Забелин // Записки императорского археологического общества. - СПб., - 1853. - Т. VI. - С. 238-338.

59. Залесская, В.Н. Памятники византийского прикладного искусства. Византийская керамика IX - XV веков / В.Н. Залесская. - Государственный Эрмитаж, 2011.-256 с.

60. Ивановская, В.И. Орнамент стиля модерн / В.И. Ивановская. - М.: В. Шевчук, 2007.-191 с.

61. Ивановская, В.И. Архитектурный орнамент / В.И. Ивановская. - М.: В. Шевчук, 2008. - 224 с.

62. Ивановская, В.И. Русский орнамент X - XVI веков по древним рукописям / В.И. Ивановская. - Арт-Родник, 2008. - 336 с.

63. Иконников, A.B. Архитектура города. Эстетические проблемы композиции / A.B. Иконников. - М.: Изд-во литературы по строительству, 1972.-215 с.

64. Иконников, A.B. Поэтика архитектурного пространства / A.B. Иконников // Искусство ансамбля. Художественный предмет - интерьер - архитектура -среда. - М.: Изобразительное искусство. - 1988. - С. 163-204.

65. Иконников, A.B. Утопическое мышление и архитектура / A.B. Иконников. - М.: Архитектура-С, 2004. - 400 с.

66. Иконников, A.B. Пространства и форма в архитектуре и градостроительстве / A.B. Иконников. - М.: КомКнига, 2006. - 352 с.

67. Иннес, М. Камины всего мира / Миранда Иннес. -М.: Арт-родник, 2004. -160 с.

68. Исакова, Е.В. Храмы Кронштадта / Е.В. Исакова, М.В. Шкаровский. -СПб: Паритет, 2004. - 384 с.

69. Исакова, Е.В. Морской собор в Кронштадте. Исторический очерк / Е.В. Исакова, М.В. Шкаровский. - СПб: Площадь Искусств, 2012. - 88 с.

70. Каган, М.С. Морфология искусства / М.С. Каган. - Л.: Искусство, 1972. -440 с.

71. Карякина, Т.Д. О специфике художественного языка европейской керамики модерна (идеи, материалы, образы) / Т.Д. Карякина // Европейский символизм. - СПб., 2006. - С. 332-349.

72. Каталог майоликовых каминов, печей, печных изразцов, плиток для облицовки стен, иконостасов и киот Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова. -М., 1901.

73. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии / О.И. Арзуманова, В.А. Любартович, М.В. Нащокина. - М.: Жираф, 2000. - 224 с.

74. Кириллов, В.В. Архитектура «северного модерна» / В.В. Кириллов. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 112 с.

75. Кириков, Б.М. Петербургский модерн. Заметки об архитектуре и монументально-декоративном искусстве // Архитектура Петербурга конца XIX - начала XX века. Эклектика, Модерн. Неоклассицизм. - СПб., 2006. -С. 201-228.

76. Кириков, Б.М. Архитектура Петербурга конца XIX - начала XX века: Эклектика. Модерн. Неоклассицизм / Б.М. Кириков. - СПб.: Коло, 2006. -448 с.

77. Кириков, Б.М. Дом компании «Зингер» / Б.М. Кириков, A.B. Вознесенский. - СПб: Коло, 2008.

78. Кириков, Б.М. Архитектура петербургского модерна. Общественные здания. Книга первая / Б.М. Кириков. - СПб.: Коло, 2011. - 576 с.

79. Кириков, Б.М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. Изд. 4-е, с измен. / Б.М. Кириков. - СПб: Коло, 2012. - 576 с.

80. Кириллов, В.В. Архитектура русского модерна / В.В. Кириллов. - М.: Издательство Московского университета, 1979. - 214 с.

81. Кириченко, Е.И. Русская архитектура 1830-1910 годов / Е.И. Кириченко. - М.: Искусство, 1978. - 400 с.

82. Кириченко, Е.И. К вопросу о художественных принципах организации пространственной среды на рубеже XIX - начала XX веков. (Интерьеры Ф.О. Шехтеля) / Е.И. Кириченко // Искусство ансамбля. Художественный предмет - интерьер - архитектура - среда. - М.: Изобразительное искусство. - 1988. -С. 249-285.

83. Кириченко, Е.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII - начала XX века / Е.И. Кириченко. - М.: Галарт, 1997. - 432 с.

84. Коган, Д.З. Мамонтовский кружок / Д.З. Коган. - М.: Изобразительное искусство, 1970. -218 с.

85. Коган, Д.З. М.А.Врубель / Д.З. Коган. - М.: Искусство, 1980. - 350 с.

86. Контора и выставка изразцовых печей акционерного общества «Або». Або, 1907.

87. Козлова, М.Ю. Место скульптурной композиции в архитектуре зданий Петербурга 1896-1915 годов / М.Ю. Козлова // Художественное образование. Содержание и методы обучения. Вып. 4. / Под ред. П.А. Кудина. - СПб. -2008. - С. 28-38.

88. Короткова, М.В. Традиции русского быта: энциклопедия / М.В. Короткова. - М.: Дрофа-Плюс, 2008. - 319 с.

89. Кошаев, В.Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития / В.Б. Кошаев. - М.: Владос, 2010. - 272 с.

90. Крестьянинов, В.Я. Кронштадтский Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца / В.Я. Крестьянинов. - СПб.: Лики России, 2014. - 320 с.

91. Крюковских, А.П. Петербургские храмы / А.П. Крюковских. - СПб.: Паритет, 2008.

92. Кудрявцева, Т.В. Керамист Петр Ваулин в Петербурге / Т.В. Кудрявцева // Труды Государственного Эрмитажа, том XXX. Из истории русской культуры. - 2004. - С. 142-158.

93. Кулененок, B.B. Синтез искусств - основа построения целостно-структурированной среды: история и современные тенденции / В.В. Кулененок // Искусство и культура. - 2011. - № 3(3). - С. 52-64.

94. Куприянов, C.B. Элементы художественного синтеза в парковой архитектуре Антонио Гауди / C.B. Куприянов, H.H. Пиликина // Общество. Среда. Развитие. - 2010. - № 3. - С. 146-150.

95. Курбатов, Ю.И. Внешние связи архитектурных форм / Ю.И. Курбатов // Проблемы синтеза искусств и архитектуры. - 1977. - С. 3-22.

96. Курбатов, Ю.И. Ссылки на модерн в новейшей архитектуре Петербурга / Ю.И. Курбатов // 100 лет петербургскому модерну. - СПб, 2000. - С. 244250.

97. Курбатов, В. Расцвет и смерть произведений искусства / В. Курбатов // Зодчий.- 1908.-№ 19.-С. 167-172.

98. Курбатов, В. Об украшении Петербурга / В. Курбатов // Зодчий. - 1908. -№45. -С. 415-418.

99. Лисовский, В.Г. Особенности русской архитектуры конца XIX - начала XX века / В.Г. Лисовский. - Л.: Знание, 1976. - 56 с.

100. Лисовский, В.Г. Архитектура Петербурга: три века истории / В.Г. Лисовский. - СПб.: Славия, 2004. - 387 с.

101. Лисовский, В.Г. Санкт-Петербург: очерки архитектурной истории города. От классики к современности, т. 2. / В.Г. Лисовский. - СПб: Коло, 2009.-221с.

102. Лисовский, В.Г. Архитектура России: поиски национального стиля / В.Г. Лисовский. - М.: Белый город, 2009. - 568 с.

103. Лисовский, В.Г. Николай Васильев. От модерна к модернизму / В.Г. Лисовский, P.M. Гашо. - СПб: Рос. акад. архитектуры и строит, наук, НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства, Коло, 2011, - 464 с.

104. Лисовский, В.Г. Стиль модерн в архитектуре / В.Г. Лисовский. - М.: Белый город, 2013-480 с.

105. Литвинова, Ж.П. Искусство вечных красок. Уроки творчества художника-керамиста П.К. Ваулина / Ж.П. Литвинова. Строительство и архитектура Ленинграда. - 1976. - № 8. - С. 38-41.

106. Лихолат, К.В. Керамическая мастерская Леопольда Бонафеде / К.В. Лихолат, А.И. Роденков. - СПб: Коллекция, 2012.-106 с.

107. Лихолат, К.В. В творческой мастерской П.К. Ваулина / К.В. Лихолат, А.И. Роденков. - СПб: Коло, 2013. - 144 с.

108. Лихолат, К.В. Изразцовые печи Выборга / К.В. Лихолат, А.И. Роденков. - СПб.: Остров, 2013. - 160 с.

109. Лопато, М.Н. Ювелиры старого Петербурга / М.Н. Лопато. - СПб.: издательство Государственного Эрмитажа, 2006. - 272 с.

110. Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства [Предисл. С.М. Даниэля, сост. Р.Г. Григорьва] / Ю.М. Лотман. - СПб: Академический проект, 2002. - 543 с.

111. Лотман, Ю.М. Художественный ансамбль как бытовое пространство / Ю.М. Лотман // Декоративное искусство СССР. - 1974. - № 4. - С. 48-51.

112. Макаров, К.А. Декоративность как форма выражения красоты: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 17.00.04 / Макаров Кирилл Александрович. - М., 1966.- 16 с.

113. Макаров, К.А. К понятию декоративности / К.А. Макаров // Искусство ансамбля. Художественный предмет - интерьер - архитектура - среда. - М.: Изобразительное искусство. - 1988. - С. 289-333.

114. Мамонтов, B.C. Воспоминания о русских художниках. Абрамцевский художественный кружок / B.C. Мамонтов. - М.: Академия художеств СССР, 1950.-75 с.

115. Маслих, С.А. Русское изразцовое искусство XV - XIX веков / С.А. Маслих. -М.: Изобразительное искусство, 1976. - 208 с.

116. Матвеев, Л.Г. Стилистика произведений монументальной керамики художественно-керамического производства «Гельдвейн-Ваулин» / Л.Г. Матвеев // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007. - № 45. - С. 149-155.

117. Махлина, С.Т. Моделирование семиотики повседневности в художественной культуре / С.Т. Махлина // Вестник СПбГУКИ. - 2004. - С. 36-45.

118. Миклашевский, А.И. Технология художественной керамики / А.И. Миклашевский. - Л.: Ленстройиздат, 1971. - 303 с.

119. Миллер, Ю. Художественная керамика Турции / Ю. Миллер. - Л.: 1972. -184 с.

120. Митрофанов, K.M. Современная монументально-декоративная керамика / K.M. Митрофанов. - Л. - М.: 1967. - 184 с.

121. Морозов, В. Магометанская Соборная мечеть в Петербурге // Зодчий. -1914.-№ 14.-С. 161-164.

122. Морской собор в Кронштадте. 1903-1913 / СПб: Якорь, 1913.

123. Мурина, Е.Б. Проблема синтеза пространственных искусств / Е.Б. Мурина. - М.: Искусство, 1982. - 192 с.

124. На рубеже веков: Искусство эпохи модерна. - СПб.: Государственный Эрмитаж, 2006. - 160 с.

125. Назарова, В.И. Отделка, эксплуатация, ремонт печей и каминов. Материалы, технология работ / В.И. Назарова. - М.: РИПОЛ классик, 2011. -64 с.

126. Нащокина, М.В. Судьба мимолетного стиля (еще раз о русском модерне) / М.В. Нащокина // 100 лет петербургскому модерну. - СПб., 2000. - С. 2543.

127. Нащокина, М.В. Сто архитекторов московского модерна: творческие портреты / М.В. Нащокина. - М.: Жираф, 2000. - 302 с.

128. Нащокина, М.В. Золотой век московской архитектурной керамики / М.В. Нащокина // Архитектурное наследство. - 2001. - № 44. - С. 210-229.

129. Нащокина, М.В. Московский модерн / М.В. Нащокина. - СПб.: Коло, 2011.-792 с.

130. Нащокина, М.В. Московский архитектор Лев Кекушев / М.В. Нащокина. -СПб.: Коло, 2012.-504 с.

131. Нащокина, M.B. Московская архитектурная керамика. Конец XIX -начало XX века / М.В. Нащокина. - М.: Прогресс-Традиция, 2014. - 560 с.

132. Некрасова-Каратеева, O.JI. Этот удивительный мир предметов: образовательная программа «Путь в изобразительное искусство». Методическое пособие / O.JI. Некрасова-Каратеева. - СПб.: ГРМ, 2010. - 248 с.

133. Некрасов, А.И. Теория архитектуры / А.И. Некрасов. - М.: Стройиздат, 1994.-480 с.

134. Некрасова, М.А. Проблема ансамбля в декоративном искусстве / М.А. Некрасова // Искусство ансамбля. Художественный предмет - интерьер -архитектура - среда. - М.: Изобразительное искусство. - 1988. - С. 13-42.

135. Некрасова, М.А. Ансамбль как образная система / М.А. Некрасова // Искусство ансамбля. Художественный предмет - интерьер - архитектура -среда. - М.: Изобразительное искусство. - 1988. - С. 43-96.

136. Новикова, A.C. Аналитический обзор развития отечественной стеновой керамики / A.C. Новикова // Современные техника и технологии. — Томск, 2013.-T.3.-С. 335-336.

137. Овчинников, К.В. Изразцовые печи в петербургских домах / К.В. Овчинников, Т.А. Овчинникова // История Петербурга. - 2003. - № 1 (11). -С. 50-53.

138. Олейник, A.B. Реставрация и воссоздание по историческим образцам XVIII - начала XX вв.: Архитектурная керамика, фаянс, фарфор / A.B. Олейник // Antiq. Info. - 2009. - № 74. - С. 50-53.

139. Пастон, Э.В. Абрамцево: искусство и жизнь / Э.В. Пастон. - М.: 2003. -430 с.

140. Петрова, В.М. Художественная керамика на фасадах зданий Москвы и Петербурга конца XIX - начала XX веков: дис. ... канд. иск.: 17.00.04 / Петрова Валентина Михайловна. - М.,1993. - 258 с.

141. Православные храмы и комплексы: пособие по проектированию и строительству. Том 2. (к СП 31-103-99). МДС 31-9.2003/АХЦ «Арххрам». -

M.: ГУП ЦПП, 2003.

142. Прейскурант Финляндского Ракколаниокского гончарного завода. 1914. СПб., 1913.

143. Пруслина, К.Н. Русская керамика (конец XIX - начало XX вв.) / К.Н. Пруслина. - М.: Наука, 1974. -128 с.

144. Пундик, Я. Искусство модерна / Я. Пундик - М.: Эксмо, 2012. - 240 с.

145. Пунин, А.Л. Вопросы синтеза искусств в архитектуре модерна / А.Л. Лунин // Доклады XXI научной конференции ЛИСИ. Графика. - 1963. - С. 22-26.

146. Пунин, А.Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Том 2: Петербург 1860-1890-х годов в контексте градостроительства пореформенной России / А.Л. Пунин. - СПб.: Крига, 2014. - 600 с.

147. Ревзин, Г.И. Теория и история архитектуры и градостроительства / Г.И. Ревзин // Синтез в архитектуре и градостроительстве. 1990. - С. 43.

148. Роот, Н. Художественная керамика в прошлом и настоящем / Н. Роот // Зодчий. - 1907. - № 49. - С. 497^199.

149. Роот, Н. Художественная керамика в прошлом и настоящем / Н. Роот // Зодчий. - 1907. - № 48. - С. 493.

150. Роот, Н. Художественная керамика в прошлом и настоящем / Н. Роот // Зодчий. - 1907. - № 20. - С. 204-207.

151. Роот, Н. Художественная керамика в прошлом и настоящем / Н. Роот // Зодчий. - 1907. -№ 35. - С. 378-379.

152. Роот, Н. Ф. Художественная керамика: пособие и практ. руководство по худож.-гончар. и майоликовому пр-вам / Н. Ф. Роот. - СПб.: Т-во А. Ф. Маркс, 1908. -158 с.

153. Румянцева, E.H. Декоративное убранство петербургских зданий рубежа XIX - XX веков: К проблеме синтеза монументальных искусств и петербургской архитектуры. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. - 96 с.

154. Рязанцев, И.В. О некоторых проблемах синтеза искусств / И.В. Рязанцев // Проблемы синтеза искусств и архитектуры. 1983. - С. 54-61.

155. Савельев, Ю.Р. Николай Владимирович Султанов. Портрет архитектора эпохи историзма / Ю.Р. Савельев. - Спб.: Лики России, 2009. - 352 с.

156. Сайко, Э.В. Среднеазиатская глазурованная керамика XII - XV вв. / Э.В. Сайко. - Душанбе: Дониш, 1969. - 187 с.

157. Сайко, Э.В. Техника и технология керамического производства Средней Азии в историческом развитии / Э.В. Сайко. - М.: Наука, 1982. - 212 с.

158. Салтыков, А.Б. Русская керамика XVIII - XIX веков: пособие по определению памятников материальной культуры / А.Б. Салтыков; под ред. проф. Г.А. Новицкого. - М.: Культпросветиздат, 1952. - 272 с.

159. Сарабьянов, Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы / Д.В. Сарабьянов. -М.: Искусство, 1989. - 294 с.

160. Сарабьянов, Д.В. Стиль модерн / Д.В. Сарабьянов. - М.: Галарт, 1989. -344 с.

161. Семенцов, C.B. Градостроительное развитие Санкт-Петербурга в 17032000-е годы: автореф. дис. ... докт. арх.: 18.00.01 / Семенцов Сергей Владимирович. - СПб, 2007. - 65 с.

162. Симаков, В.Г. Печи и камины / В.Г. Симаков. - М.: Эксмо, 2013. - 304 с.

163. Сирлот, Хуан-Эдуардо. Гауди: введение в его архитектуру / Хуан-Эдуардо Сирлот. - 2011. - 288 с.

164. Сойни, Е. Северный лик Николая Рериха / Е. Сойни. - Самара: Агни, 2001.-232 с.

165. Степанов, Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств Г.П. Степанов. - Л.: Художник РСФСР, 1984. - 320 с.

166. Султанов, Н.В. Изразцы в древнерусском искусстве / Н.В. Султанов. -СПб., - 1885.-64 с.

167. Султанов, Н.В. Возрождение русского искусства / Н.В. Султанов // Зодчий. - 1881.-№ 2.-С. 8-11.

168. Сухорукова, А. Вечные картины / А. Сухорукова // Журнал «Еврострой». - 2001. - № 23. - С. 90-92.

169. Тарханова, A.B. История керамики. Неолит и Древний мир / A.B. Тарханова. - СПб.: СПГУТД, 2010. - 255 с.

170. Тарханова, A.B. История керамики. История керамики: Средние века / A.B. Тарханова. - СПб.: СПГУТД, 2010. - 239 с.

171. Тенишева, М.К. Впечатления моей жизни / М.К. Тенишева. - Л.: Искусство, 1991.-288 с.

172. Уайт, Э., Робертсон, Б. Архитектура. Формы, конструкции, детали. Справочник / Энтони Уайт, Брюс Робертсон. - М.: ACT, 2005. - 112 с.

173. Фаворский, В.А. Литературно-теоретическое наследие / В.А. Фаворский. -М., 1988.-456 с.

174. Федорова, З.С. История художественной керамики / З.С. Федорова, P.P. Мусина. - M.: МГХПУ им. С.Г.Строганова, 2010. - 376 с.

175. Филиппова, C.B. Архитектурная майолика / C.B. Филиппова. - М.: Государственное изд-во литературы по строительным материалам, 1956. - 89 с.

176. Филиппов, A.B. Древнерусские изразцы XI - XVII века / A.B. Филиппов. -М., 1938.-Вып. 1.

177. Филиппов, A.B. Архитектурная терракота / A.B. Филиппов. -М., 1941.

178. Филиппов, A.B. Керамика: восстановительный огонь и глазури с металлическими отблесками / A.B. Филиппов. - М.: т-во тип. А.И. Мамонтова, 1907.-43 с.

179. Филичева, Н.В. Модерн: к вопросу о проблеме стиля / Н.В. Филичева // Научно-технический вестник. - СПб., 2003. - Вып. 8. - С. 194-208.

180. Французова, И.Г. Изготовление изразцов для реставрации керамического декора памятников архитектуры: методические рекомендации / И.Г. Французова. -М.: Объединение «Росреставрация», 1990.

181. Художественно-керамическое производство «Гельдвейн-Ваулин». Проспект. - СПб., б.г.

182. Фролов, В.А. Архитектура модерна: проблема взаимодействия искусств / В.А. Фролов //100 лет петербургскому модерну. - СПб, 2000. - С. 56-77.

183. Фролов, В.А. Особенности творческого почерка художника-керамиста П.К. Ваулина / В.А. Фролов // К истории русского изобразительного искусства XVII - XX вв.: Новые материалы, тенденции, концепции. СПб.: 1993.-С. 61-72.

184. Фролов, В.А. Майолика: цвет и жизнь / В.А. Фролов // Музей и город. Тематический выпуск № 2. - журнала «Аре». СПб., 1993. - С. 84-90.

185. Хохлова, E.H. Производство художественной керамики / E.H. Хохлова. -М., 1978.-94 с.

186. Художественно-керамическое производство под руководством П.К. Ваулина // Обозрение международной строительно-художественной выставки. Общество гражданских инженеров. - СПб., 1908. - № 6. - С. 6-7.

187. Цербст, Р. Антонио Гауди-и-Корнет - жизнь в архитектуре / Райнер Цербст. - М.: Арт-родник, 2004. - 239 с.

188. Штиглиц, М.С. Промышленная архитектура Петербурга / М.С. Штиглиц. - СПб.: Нева, 1995.- 127 с.

189. Штиглиц, М.С. Модерн в промышленной архитектуре Петербурга / М.С. Штиглиц //100 лет петербургскому модерну. - СПб., 2000. - С. 160-169.

190. Швидковский, O.A. Синтез искусств в современной советской архитектуре / O.A. Швидковский. - М.: Знание, 1972. - 48с.

191. Швидковский, O.A. Искусство взаимодействия / O.A. Швидковский // Синтез искусств и архитектура общественных зданий / Сб. статей под ред. И.Н. Воейковой. -М.: Советский художник, 1974. - С. 7-32.

192. Швидковский, O.A. Гармония взаимодействия. Архитектура и монументальное искусство / O.A. Швидковский. - М.: Стройиздат, 1984. -280 с.

193. Яремич, С. Михаил Александрович Врубель: Жизнь и творчество / С. Яремич. -М.: И. Кнебель, 1911. - 188 с.

194. Ясиевич, В.Е. Памятники архитектуры XIX - начала XX века в городской среде / В.Е. Ясиевич // Стр-во и архитектура. - 1978. - № 11.-

С. 21-25.

195. Sarnitz, A. Otto Wagner / August Sarnitz. - 2005. - 96 c.

196. Permanyer, L. In Detail: Barcelona Art Nouveau / Lluis Permanyer. - 2005. -183 c.

197. Rothenberg, P. The complete book of ceramic art / Polly Rothenberg. - 1972. - 273 с.

Электронные ресурсы

198. Баранова, С.И. «Золотой век» московского изразца [Электронный ресурс] / С.И. Баранова // Московский журнал. История государства Российского. - 2010. - № 7 (235). - Режим доступа: http://www.mosjour.rn/index.php7icN517

199. Величко, С. Твоих домов наряд чудесный [Электронный ресурс] / С. Величко // Наука и жизнь. - 1999. - № 11. - Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/articles/9925/.

200. Власов, В.Г. К определению понятия «декоративность» в различных видах изобразительного искусства [Электронный ресурс] / В.Г. Власов // Архитектон: известия вузов. - 2009. - № 26. - Режим доступа: http ://archvuz.ru/2009_2/16.

201. Власов, В.Г. Архитектурный словарь терминов и определений [Электронный ресурс] / В.Г. Власов. - Режим доступа: http://www.xn-j 1 afcde.xn~p 1 ai/article/eid666.php.

202. Роденков, А.И. Печи и камины [Электронный ресурс] / А.И. Роденков. -http ://terij oki.spb .ru/pechi/trk_pechi.php.

203. Роденков, А.И. Печь «Павлин» в петербургском особняке [Электронный ресурс] / А.И. Роденков // Камины и печи [индустрия]. - 2009. - № 3. -Режим доступа: http://terijoki.spb.ru/pechi/pechi_articles.php.

204. Роденков, А.И. Публикации [Электронный ресурс] / А.И. Роденков. -Режим доступа: http://www.pallada-afina.ru/iio/.

205. Савенко, M. Фасадная художественная керамика: три расцвета [Электронный ресурс] / М. Савенко // Строительство. - 2011. - № 1 (1). -Режим доступа: http://marta-savenko.livejournal.com/26120.html.

206. Соколов, A.M. Керамическая технология [Электронный ресурс] / A.M. Соколов. - СПб., Владимирская Типо-Литография, 1904. - 362 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/30710/read#page.

207. Стиль модерн в искусстве конца XIX - начала XX веков. Проблема синтеза искусств в модерне [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://webplus.info/index.php?page=48&article=l 34

208. Французова, И.Г. Реставрация изразцов [Электронный ресурс] / И.Г. Французова // Технологии строительства. - 2003. - № 4. - Режим доступа: http://art-con.ru/node/2207.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.