Семантика художественного пространства в лирике М.И. Цветаевой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Крысанова, Анастасия Владимировна

  • Крысанова, Анастасия Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Калининград
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 254
Крысанова, Анастасия Владимировна. Семантика художественного пространства в лирике М.И. Цветаевой: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Калининград. 2014. 254 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Крысанова, Анастасия Владимировна

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................................................................3

ГЛАВА 1. ЛИРИЧЕСКАЯ ГЕРОИНЯ М. ЦВЕТАЕВОЙ:

МОДУС БЫТИЯ..........................................................................................................................................................12

§1. Русская культура начала XX века и творчество М. Цветаевой:

перестройка ценностной парадигмы и поиски «нового» бытия........................................12

1.1. Категория художественного пространства: основные референции и вопросы исторического «освоения»..................................................................................................................12

1.2. Культурная ситуация начала XX века и лирика М. Цветаевой: негации, индифференции, пересечения..........................................................................................19

§ 2. Вхождение М. Цветаевой в литературу: поиски лирического «я»......................33

2.1. Лирическая героиня Цветаевой: обретение своего спациума..........................33

2.2. Структура художественного пространства в ранней лирике Цветаевой (1910-1915 гг.)..................................................................................................................................................................39

§ 3. Топология тела в лирике Цветаевой..............................................................................................46

3.1. Душа и тело: отрицания и детерминанты............................................................................46

3.2. Плоть и дух: соотношения и трансформации..................................................................57

3.3. Микрокосм Цветаевой: мифопоэтические модели......................................................69

ГЛАВА 2. ДОМ И БЕЗДОМЬЕ В ЛИРИКЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ......................................................88

§ 1. Дом земной и дом небесный: типологические характеристики..............................88

1.1. Истинный дом..............................................................................................................................................88

1.2. Альтернативный дом. Ложный дом. Казенный дом..................................................103

§ 2. Пространство поэта: сакральный Бранит в земном мире..................................................113

2.1. Путь поэта по «божественной лестнице»............................................................................113

2.2. Дорога в небеса на коне........................................................................................................................114

2.3. Поэтические спацио-«лакуны»......................................................................................................119

§ 3. Поиск пространства любви......................................................................................................................134

3.1. Любовь - «юдоль плачевна»............................................................................................................134

3.2. Топосы влюбленных: отсутствие общего пространства........................................146

ГЛАВА 3. ЗЕМЛЯ И НЕБО В ПОЭТИЧЕСКОМ МИРЕ

М.ЦВЕТАЕВОЙ..............................................................................................................................................................172

§ 1. Топология земного мира..............................................................................................................................172

§ 2. Небесное пространство: иерархия уровней..................................................................................195

§ 3. Поэтический мир М. Цветаевой как движущаяся субстанция................................226

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................................................235

БИБЛИОГРАФИЯ......................................................................................................................................................240

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Семантика художественного пространства в лирике М.И. Цветаевой»

ВВЕДЕНИЕ

Последние два десятилетия в изучении жизни и творчества М.И. Цветаевой отмечены обширнейшим корпусом исследований. 1991 год (50-летие со дня смерти) и 1992 год (100-летие со дня рождения) стали временем, как пишет А. Мота-лыго-Крот - составитель библиографического указателя советских публикаций Цветаевой и о Цветаевой, когда «пришел черед ее стихам и письмам, ее прозе и переводам, настало время для пристального внимания к местам и дням ее жизни, к окружавшим ее людям и событиям»1; настало время, о котором сама Цветаева в 1913 году писала «Моим стихам, как драгоценным винам, / Настанет свой черед». С 1985 по 1990 годы вышло около 20 книг Цветаевой. «Такой популярности (приблизительно 4 книги в год), - как отмечает исследовательница, - Цветаева не зна-

ла с 1922 года, когда в Берлине вышло сразу несколько ее сборников»". Среди этих книг много таких, которые были изданы на родине поэта впервые или впер-

■у

вые публиковались на русском языке . Это способствовало появлению новых исследований, открывающих «новую» Цветаеву.

Системное изучение творчества Цветаевой начинается с монографии С. Карлинского «Marina Cvetaeva: Her Life and Art» (Berkley, 1966)4 и монографии А. Саакянц «Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества (1910-1922)» (М., 1986). Официально поэзия Цветаевой в Советском Союзе появилась, как утверждают исследователи, в пятидесятые и в начале шестидесятых годов. Правда, М. Белкина, автор книги о Цветаевой «Скрещение судеб», современница и собеседница поэта (ее муж, А.К. Тарасенков - литературовед, критик и библиофил, соби-

I

равший и распространявший в том числе и издания М. Цветаевой) сообщает о том, что между двадцатыми и сороковыми годами стихи Цветаевой «все же доходили до Москвы»5, в отличие от прозы, которой, как предполагает автор, сложнее

1 Моталыго-Крот, А. Марина Цветаева и о ней: библиографический указатель советских публикаций (1985-1990) // Норвичские симпозиумы по русской литературе и культуре. Том 2. Ма-

рина Цветаева. 1892-1992. Нортфилд, Вермонт, 1992. С. 271. 5 Там же. С. 267-268.

3 «Флорентийские ночи» и «Письмо к амазонке» (в оригинале - на французском языке).

4 По свидетельству самого С. Карлинского, «...эта книга была первой на Западе, и даже в России о ней начали писать только в 80-х годах...». Цит. по: Могутин, Я. Кучер русской литературы (Интервью Саймона Карлинского) // Независимая газета. 1993. 8 сент. С. 5. С. Карлинский является автором еще одной книги: «Марина Цветаева. Женщина, ее мир, ее поэзия» (Marina Tsvetaeva: The Woman, Her World and Her Poetry. Cambridge University Press, 1985).

5 Белкина, М.И. Скрещение судеб. М.: Книга, 1988. С. 30.

было добраться до столицы. Осмыслению творческого пути поэта посвящена также работа А. Саакянц «Марина Цветаева. Жизнь и творчество» (М., 1997), работа В. Швейцер «Быт и бытие Марины Цветаевой» (Париж, 1988. - М., 1992), М. Разумовской «Марина Цветаева. Миф и действительность» (М., 1994), М. Белкиной «Скрещение судеб» (М., 1988), И. Кудровой «Версты, дали... Марина Цветаева 1922-1939» (М., 1991), «После России. О поэзии и прозе Марины Цветаевой» (М., 1997).

Исследование творчества поэта в контексте эпохи с обращением к пластам русской и западной культуры осуществляется в работе Н. Осиповой «Творчество М.И. Цветаевой в контексте культурной мифологии Серебряного века» (Киров, 2000), М.М. Полехиной «Прерванный полет в "огнь-синь". Марина Цветаева: художественная космогония» (М., 2000) и «Творчество Марины Цветаевой в контексте русской литературы начала XX века» (Одинцово, 2011), E.J1. Лавровой «Поэтическое миросозерцание М.И. Цветаевой» (Горловка, 1994) и «Марина Цветаева: человек - поэт - мыслитель» (Донецк, 2001), И. Шевеленко «Литературный путь Цветаевой: Идеология - поэтика - идентичность автора в контексте эпохи» (М., 2002).

Выявлению интертекстуального и контекстуального субстрата образа Психеи в творчестве Цветаевой посвящено, в частности, исследование P.C. Войтехо-вича «Психея в творчестве М. Цветаевой: эволюция образа и сюжета», которая вошла в его сборник «Марина Цветаева и античность» (М., 2008). На выявлении «чужого слова» у Цветаевой сосредоточен М. Мейкин в своей работе «Марина Цветаева: поэтика усвоения» (М., 1997).

В основе объемного и основательного труда С. Ельницкой «Поэтический мир Цветаевой: конфликт лирического героя и действительности» (Wien, 1990) -мотивно-тематический анализ поэзии Цветаевой.

Значительное место в исследованиях цветаевских текстов занимают работы, посвященные мифопоэтике. Первым к этой проблематике обратился Е. Фарыно. Его работа «Мифологизм и теологизм Цветаевой» (Wien, 1985) считается непревзойденной в этой области исследований. Вопросам мифологизма в творчестве Цветаевой посвящены работы Н. Осиповой «Мифопоэтика лирики М. Цветаевой» (Киров, 1995), «Поэмы М. Цветаевой 1920-х годов: проблема художественного мифологизма» (Киров, 1997) и уже упомянутая книга «Творчество М.И. Цветаевой в контексте культурной мифологии Серебряного века» (Киров, 2000), работа

О. Хейсти «Marina Tsvetaeva's Orphie Journeys in the Worlds of the World (Evans-ton, 1996), Т. Суни «Композиция "Крысолова" и мифологизм М. Цветаевой (Хельсинки, 1996), А. Динеги «А Russian Psyche: The Poetic Mind of Marina Tsvetaeva» (Madison, 2001).

Помимо монографий значительный пласт исследовательских работ составляют статьи, трудно поддающиеся исчислению, и диссертации. За последние два десятилетия область «неизведанного» в цветаеведении заметно сузилась, и вместе с тем появляются новые работы, которые обнаруживают новые «лакуны» для исследовательских разысканий, вскрывают ранее не замеченные аспекты той или иной проблематики. При устойчивом интересе исследователей к творчеству Цветаевой и расширении проблемно-тематического «ареала» недостаточно изученной остается проблема семантики художественного пространства. Отдельные наблюдения относительно пространственной организации художественного мира поэта не часто, но встречаются в работах некоторых исследователей, например, в статье И.Ю. Беляковой «Семантика пространств и голосов в поэме М. Цветаевой "Красный бычок"», Е.В. Сомовой «Диалог о пространстве (К проблеме поэта в художественной концепции М.И.Цветаевой)», Л.Г. Яцкевич «Осевое пространство и время в поэзии М.И. Цветаевой и H.A. Клюева», В.М. Хаимовой «Лирическая поэма М.Цветаевой: поэтика пространства и времени», С.Ю. Лавровой «Концепт 'ДОМ' в модели мира М. Цветаевой» (На материале стихотворения «Чердачный дворец мой...»)», Т.Е. Маловой «Седой венецианский лев (Locus et nomen в творчестве М.Цветаевой)», И.Б.Ничипорова «Художественное пространство и время в "Блоковском цикле" М. Цветаевой», Натальи Арлаускайте «Поэтика частного пространства Марины Цветаевой: пространство неповседневности», H.A. Пала-марчук «Концепция пространства у М. Цветаевой в контексте русской культуры начала XX века».

Весь комплекс влияний, отторжений, сам диалог поэта со своим временем, с мировой и национальной культурой, с историей неизбежно проецируется на пространственный модус бытия, его структуру, имеющую индивидуализированный, существенно отличающийся от «нормативного» характер. В случае с Мариной Цветаевой мы сталкиваемся с такой пространственной структурой, которая самим поэтом позиционируется как соперничающая с изначально данной структурой. «Выстраивая» вслед за автором эту структуру, мы имеем возможность сделать выводы об авторской картине мира, которая, в свою очередь, дает представление

о сложных процессах эпохи Серебряного века, в частности, о духовно-ментальной трагедии поколения и его поисках бытия, не «разломанного» событиями мировой истории. Этим определяется актуальность диссертационного исследования.

Обращение к вопросам структурирования пространства Цветаевой в монографических работах, как правило, связано с необходимостью разъяснить нечто в другой научной проблеме, касающейся цветаевского художественного мира. И это совсем не удивительно, скорее, закономерно и объясняется, как очень точно и убедительно формулирует H.A. Паламарчук, тем, что «именно с пространством как элементом структуры текста поэт работает чаще всего (общая "идеология" многих цветаевских текстов может быть прочитана на уровне пространства), а кроме того, ряд определенных, постоянно повторяющихся пространственных категорий служит у Цветаевой языком описания многих явлений и понятий»6. Одно из любопытнейших наблюдений над пространственной структурой мира Цветаевой содержится в статье M.JI. Гаспарова, посвященной «Поэме Воздуха». Мир Цветаевой Гаспаров видит «как разомкнутое кольцо, вроде подковообразного магнита <...> по одну сторону разрыв в кольце - апофеоз духа..., по другую -апофеоз красоты и страсти...»7. В работе исследователь предпринимает попытку «приблизительно разметить последовательность семи воздухов = семи небес в космосе Цветаевой» . Некоторые наблюдения над образом семи цветаевских небес, правда, в виде кратких тезисов, делает и Вяч. Вс. Иванов в работе, также посвященной «Поэме Воздуха»9. Исследователь указывает на возможность расшифровывания образа семи «воздухов» посредством сопоставления со «Славянской книгой Еноха Праведного» и обращением к идеям антропософии Р. Штейнера,

6 Паламарчук, Н.А. Концепция пространства у М. Цветаевой в контексте русской культуры начала XX века // Поэтика хронотопа: языковые механизмы и когнитивные основания: Материалы международной научной конференции. Вильнюс: Изд-во Института литовского языка, 2010. С. 169.

7 Гаспаров, М.Л. "Поэма Воздуха" Марины Цветаевой: опыт интерпретации // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М.: НЛО, 1995. С. 264.

8 Там же. С. 272.

9 Иванов, Вяч. Вс. «Поэма Воздуха» Цветаевой и образ семи небес // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 2. Статьи по русской литературе. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 649.

«для которого, - уточняет Иванов, - семь (в связи с символикой металлов и планет) лежало в основе понимания человека и мира»10.

Объектом исследования стала лирика Цветаевой. К анализу привлекается эпистолярий, дневниковая проза, эссеистика, записи Цветаевой, которые она делала в тетрадях и записных книжках.

Предметом диссертационной работы явились особенности структурной организации пространства поэтического мира Цветаевой, образная и мотивная система лирики Цветаевой, своеобразие концепции бытия поэта.

Научная новизна исследования заключается в том, что в предлагаемой диссертационной работе впервые предпринята попытка целостного анализа пространственной организации поэтического мира Цветаевой. Проблема структуризации пространства, его семантики не часто затрагивалась в работах исследователей. Подробное описание каждого выявленного спациума, его семантической, функциональной нагрузки в сложной пространственной парадигме представляется особенно важным, поскольку одно из принципиальных свойств цветаевского

11 т-г

мира состоит в спациализации аксиологических и онтологических констант. Поэтический мир Цветаевой - это исключительный пример спациализированной модели.

Цель диссертационного сочинения состоит в исследовании художественного пространства в лирике М. Цветаевой как сложной системы и важнейшего компонента поэтического мира.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. Выявить общие закономерности структурной организации художественного пространства, описать его уровни, обозначив функциональную нагрузку каждого в сложной пространственной парадигме;

10 Иванов, Вяч. Вс. «Поэма Воздуха» Цветаевой и образ семи небес // Иванов, Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры... С. 649.

" Мы используем термин спациум, спациалъный вслед на Ю.М. Лотманом, употребившим его в работе «Художественное пространство в прозе Гоголя»: «Герой пути перемещается по определенной пространственно-этической траектории в линеарном эрайит'е» (Лотман, Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988. С. 256). Термин спациум представляет собой эквивалент термина пространство. Согласно латинско-русскому словарю И.Х. Дворецкого «эрайиш - пространство, протяжение» {Дворецкий, И.Х. Латинско-русский словарь. М., 1976. С. 944).

2. Исследовать пространственную макроструктуру цветаевского поэтического мира и обозначить ее специфику;

3. Изучить микропространственные структуры и определить особенности их функционирования в макросистеме;

4. Установить своеобразие микрокосма лирической героини Цветаевой и определить его важнейшие поэтические модели;

5. Обозначить семантическую, смыслообразующую роль пространства в поэтическом мире Цветаевой и установить особенности авторской картины мира.

Теоретическую основу исследования составили прежде всего работы М.М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике», Д.С. Лихачева «Поэтика художественного пространства», Ю.М. Лотма-на «О метаязыке типологических описаний культуры», «Семиосфера» («Семиотическое пространство», «Понятие границы», «Символические пространства»), «Художественное пространство в прозе Гоголя», В.Н. Топорова «Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы», «Миф. Ритуал. Символ. Образ», Е.М. Ме-летинского «Поэтика мифа» и др.

В работе были использованы методы структурно-семантического и контекстуального анализа.

Научно-практическое значение исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по истории русской литературы XX века в вузовской практике преподавания, в дисциплинах, посвященных анализу поэтического текста, в проведении спецсеминаров.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Основным лейтмотивом творчества Цветаевой, начиная с самого первого поэтического сборника «Вечерний альбом», становится стремление лирической героини покинуть мир дольний и тоска по миру горнему. Отсюда ощущение ее категорического бездомья в земном мире, неприемлемость земного пространства и поиски своего духовного отечества, представляющего собой в художественном мире Цветаевой пространство вдохновения, в котором происходит долгожданная встреча лирической героини с братьями по поэтическому ремеслу.

2. Аксиома поэтической онтологии Цветаевой оформляется уже в ранней лирике: творение миров является основным способом противостояния данности земного пространства.

3. Оппозиция души и тела, духовного и телесного становится ключевой в формировании самоощущения лирической героини. Поэтическое переживание собственного тела - одно из самых устойчивых и сильных в лирике Цветаевой -приобретает пространственные формы функционирования и осмысляется спа-циально. Тело мыслится как тюрьма, а жизнь связывается с ощущением отя-гощенности телом, которое необходимо разрушить, чтобы освобожденная от него душа могла устремиться навстречу духовному бытию.

4. Мир в домашнем пространстве расценивается как находящийся в состоянии вакуума, тупика и нередко тюрьмы, в которой томится лирическая героиня. Уже в ранней лирике переживание дома, как сокровенного пространства, полного внутренней духовной жизни, радостных событий и неповторимых по своей значимости моментов сосуществует с постепенно проявляющим себя негативным осмыслением домашнего пространства.

5. Земное бытие связано с так называемыми альтернативным, ложным и казенным домами. Ложный и казенный дома представляют собой губительное пространство несвободы, земной, бытовой мир. Альтернативный дом пространственно разомкнут в направлении инобытийного мира или являет собой движение, противостоя в этом качестве статике земного бытия. Благодаря близости альтернативного дома инобытийному пространству и способности его временно перенимать функции истинного небесного дома, лирическая героиня Цветаевой обретает возможность творить, преодолевая «глушизны» земного бытия.

6. Сакральное пространство поэта может простираться по вертикали от самой нижней точки в пространстве до самой высокой, формируя своеобразный пространственный «коридор». По этому «коридору» героиня перемещается из земного мира в небесный. Подобные перемещения происходят посредством «божественной лестницы» или коня, курсирующего между мирами. В то же время пространственный «коридор» способствует образованию сакральных пространств в рамках земного мира - так называемых спацио-«лакун», внутри которых располагается пространство поэтического вдохновения. Такие спацио-

«лакуны» в поэтическом мире Цветаевой образуются лунным лучом, рабочим столом поэта и звуковым потоком.

7. Земная, страстная любовь отрицается героиней и квалифицируется как "духовный тупик и болезненное состояние, поэтому ее главной «программой» становится стремление одухотворить любовь. Тяготение влюбленных к разным пространствам (лирической героини - в небеса, ее возлюбленного - в земной мир) разъединяет их, создавая между ними духовно и топологически непреодолимые расстояния. Если же возлюбленный героини равновелик ей и тяготеет к высотам небесного мира, то духовное пространство, где происходит их встреча, исключает из их отношений любовное влечение и страсть. Любовь приобретает качество высокой дружбы, соратничества, отношений брата и сестры.

8. Пространственная макроструктура мира Цветаевой симметрична. «Верхний» и «нижний» миры являются зеркальными отражениями друг друга. Они имеют трехуровневую структуру. Самой крайней точкой «верхнего» мира, освоенного героиней, является вершина горы. Крайняя точка «нижнего» мира - дно водоема, которое выполняет функции «черного входа» в инобытие. Земной мир, понимаемый героиней как место порабощения человека, пространство искривленных норм и отсутствия преображающих возможностей, приобретает характеристики ада. Поэтому так называемый подземный мир в макроструктуре мира Цветаевой отсутствует. Водный и подводный мир, занимающие его место, становятся еще одним способом обретения инобытия. Небесное пространство (божественный мир высоких отношений и смыслов) противопоставлено земному пространству - страшному миру страстей и неизбывных мучений человека.

9. Поэтический мир Цветаевой - это постоянно движущаяся субстанция. В нем все перемещается и устремляется, подчиняясь перемещениям самой героини. Переполненный всевозможными границами земной мир образует закрытое, тупиковое пространство и сообщает героине ощущение тесноты и скованности. Это провоцирует ее активное сопротивление земным ограничениям; борьба, преодоление и разрушение границ - основные составляющие движения героини. Согласно мировоззренческим константам Цветаевой, только такой подвижный, беспокойный мир имеет право на существование и может называться полноценным: в его беспокойном поиске воплощается цветаевское представление о гармоничном бытии. Движение, борьба, нарушение и разрушение ста-

бильной, устойчивой структуры дают возможность реструктуризации мира, его воссоздания согласно собственному проекту поэта.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы апробированы в докладах, прочитанных на следующих конференциях: VI международная конференция «Икона в русской словесности и культуре» (Москва, 2010), Международная конференция молодых филологов (Эстония, Тарту, 2010), «1910-й - год вступления Марины Цветаевой в литературу», XVI Международная научно-тематическая конференция (Москва, 2010), XII Международная конференция «Духовные начала русского искусства и просвещения» (Никитские чтения) (Великий Новгород, 2012), Международная научная конференция «Коммуникация как предмет междисциплинарных исследований: научные теории и социальная практика» (Калининград, 2012), «Актуальная Цветаева», XVII Международная научная конференция (Москва, 2012), XXI век: Русское слово в России и за рубежом. Международный молодежный гуманитарный форум (Калининград, 2012), XIII Международная конференция «Духовные начала русского искусства и просвещения» (Никитские чтения) (Великий Новгород, 2013), Православный ученый в современном мире, II международная научная конференция (Воронеж, 2013), Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи -Смирновские чтения (Москва, 2013). По материалам диссертационного исследования опубликовано 8 статей, из них 5 - в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем работы обусловлены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Основной текст диссертационного исследования изложен на 254 страницах, библиографический список насчитывает 186 наименований.

ГЛАВА 1

ЛИРИЧЕСКАЯ ГЕРОИНЯ ЦВЕТАЕВОЙ: МОДУС БЫТИЯ

§/. Русская культура начала XX века и творчество М. Цветаевой: перестройка ценностной парадигмы и поиски «нового» бытия

I.¡.Категория художественного пространства: основные референции и вопросы исторического «освоения»

Вопросы пространственной организации мира ученые разных областей науки относят к одним из самых фундаментальных. Это объясняется тем, что «одной из универсальных особенностей человеческой культуры, - как отмечает Ю.М. Лотман, - возможно связанной с антропологическими свойствами сознания человека, является то, что картина мира неизбежно получает признаки пространственной характеристики»12.

С помощью пространственных универсалий (верх/низ, правое/левое, внешнее/внутреннее) и вещественного наполнения пространства (согласно В.Н. Топорову, это «первотворец, боги, люди, животные, растения, элементы сакральной топографии, сакрализованные и мифологизированные объекты из сферы культу-

13

ры и т.п.» ) бытие человека онтологизируется - он не просто получает возможность пространственного ориентирования, но бытийственного, что связано в первую очередь с «разнообразными содержательными интерпретациями (универсалий. - А.К.) (религиозными, социальными, политическими, моральными и т.д.)»14. Закономерно в этом смысле и утверждение Лотмана о том, что «культура организует себя в форме определенного "пространства - времени" и вне такой организации существовать не может»15.

Пространство не статично и видоизменяется параллельно происходящим культурным трансформациям. Изменения мировоззренческой парадигмы, антропологические «повороты», новые исторические обстоятельства существенно кор-

12 Лотман, Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры // Лотман Ю.М. Семиосфе-ра. СПб.: Искусство—СПБ, 2010. С. 466.

13 Топоров, В.Н. Пространство и текст // Топоров В.Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. С. 324.

14 Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю.М. Семиосфера. С. 258.

15 Там же. С. 259.

ректируют представление о пространстве, сама пространственность16 претерпевает порой колоссальные «превращения». П.А. Флоренский пишет о том, что «вся культура может быть истолкована как деятельность по организации пространства»17. Эту же мысль высказывает В.Н. Топоров, утверждая: «Каждая литературная эпоха, каждое большое направление (школа), строят свое пространство»18.

Мифологическое пространство мифопоэтической архаической модели мира «оживотворено, одухотворено... это... пространство-космос, пространство-мир»19, - по определению Л.Г. Пановой. Это совершенно иной спациум, нежели геометрическое пространство, которое можно измерить. В древнегреческом языке, например, как отмечает исследовательница, «отсутствовало отдельное слово для пространства по той причине, что пространство не было абстрагировано от

мира и от вещей (это произойдет только в Новое время, в философии Декарта)» . Эквивалент пространства в древнегреческой философии - космос, пустота, воздух, вместилище, место. На заключительном этапе мифопоэтической эпохи, - как свидетельствует В.Н. Топоров, - <...> пространство предпочитают описывать не столько как гармоническое равновесие соподчиненных частей, имеющее эстетическую ценность... сколько как то, что измеряется... и в чем ориентируют-21

ся» .В Новое время появляется представление об абстрактном пространстве (после того, как было «освоено» конкретное). В ХУН-ХУШ вв. формируются абсолютное пространство Ньютона и относительное пространство Лейбница. Постепенное «осваивание» пространства реализует механизм его аккумуляции, и это процесс обязательно двусторонний: «человек, открывая-порождая пространство, познавая его, овладевает им..., - отмечает Топоров, - но и пространство открывает-порождает человека, познает его и овладевает им... Эта взаимопринадлеж-

16 Пространственность В.Н. Топоров определяет как «вещество или стихию пространства»; «она выступает как то начало, которое пронизывает и время, и сознание, и язык, всё бытие и связывает всё между собой». Это свойство пространственности получает название «пан-спациальность» (Топоров. В.Н «Минус»-пространство Сигизмунда Кржижановского // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Прогресс-Культура, 1995. С. 500).

17 Флоренский, П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях // Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории философии, искусства и археологии. М.: Мысль, 2000. С. 112.

1 Топоров, В.Н. Об индивидуальных образах пространства («Феномен» Батенькова) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ... С. 447.

19 Панова, Л.Г. Пространство в поэтическом мире О. Мандельштама // Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 429.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Крысанова, Анастасия Владимировна, 2014 год

Источники

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Großwallstadt: Христианское издательство, 1992. 296 с.

2. Цветаева, М. Собр. соч.: в 7 т. / М. Цветаева. М.: Эллис Лак, 1994-1995.

3. Цветаева, М. Мне нравится, что вы больны не мной / М. Цветаева. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 656 с.

4. Цветаева, М. Неизданное. Записные книжки: в 2 т. Т. 1: 1913-1919 / М. Цветаева. М.: Эллис Лак, 2000. 560 с.

5. Цветаева, М. Неизданное. Записные книжки: в 2 т. Т. 2: 1919-1939 / М. Цветаева. М.: Эллис Лак, 2001. 544 с.

6. Цветаева, М. Неизданное. Сводные тетради / М. Цветаева. М.: Эллис Лак, 1997. 640 с.

7. Цветаева, М. Письма к Константину Родзевичу / М. Цветаева. Ульяновск: Ульяновский Дом Печати, 2001. 200 с.

8. Цветаева, М. Стихотворения и поэмы / М. Цветаева. Волгоград: НижнеВолжское кн. изд-во, 1989. 480 с.

9. Бердяев, H.A. Новое религиозное сознание и общественность / H.A. Бердяев. М.: Канон +, 1999. 464 с.

Ю.Бердяев, H.A. Смысл творчества / H.A. Бердяев. М.: ACT: Астрель: Поли-графиздат, 2010. 414 [2] с. (Философия. Психология).

11. Бердяев, H.A. Русский культурный ренессанс начала XX века. Встречи с людьми / H.A. Бердяев // Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Международные отношения, 1990. С. 127-155.

12. Бердяев, H.A. Кризис искусства / H.A. Бердяев // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры, искусства: в 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1994. С. 399419.

13. Бердяев, H.A. Судьба России / H.A. Бердяев. М.: Философское общество

14. Блок, A.A. О современном состоянии русского символизма / A.A. Блок // Блок A.A. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4: Очерки. Статьи. Речи. 1905-1921. Л.: Худ. лит., 1982. С. 141-151.

15. Блок, А. А. Дневник / A.A. Блок. М.: Сов. Россия, 1989. 512 с. (Русские дневники).

16. Вейнингер, О. Пол и характер / О. Вейнингер. М.: Астрель, 2012. 509 [2]с.

17. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. / Вергилий / пер с лат.; вступ. ст. М. Гаспарова; коммент. Н. Старостиной и Е. Рабинович. М.: Худ. лит., 1979. 550 с. (Б-ка античн. лит-ры).

18. Волошин, М. Пути Эроса (Мысли и комментарии к Платонову «Пиру») / М. Волошин // Волошин М. Из литературного наследия. Т. 2. СПб.: Алетейя, 1999. С. 19-38.

19. Гёльдерлин, Ф. Смерть Эмпедокла / Ф. Гёльдерлин. М.; Л.: Academia, 1931. 136 с.

20. Дионисий Ареопагит. Что такое Божественный Мрак [Электронный ресурс] / Дионисий Ареопагит // Мистическое Богословие. Послание к Тимофею св. Дионисия Ареопагита.

Режим доступа: http://psylib.org.Ua/books/_dioar01.htm#l.

21. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея: в 2 кн. Кн. 2 / Иоанн Златоуст. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. 310 с.

22. Клавдиан. Похищение Прозерпины I, 153-156 / Клавдиан // Поздняя латинская поэзия. / Пер. с лат.; состав, и вступ. статья М. Гаспарова. М.: Худ. лит., 1982. 719 с. (Б-ка античн. лит-ры).

23. Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / В.Н. Лосский. Сергиев Посад: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. 586 с.

24. Мандельштам, О.Э. Стихотворения / О.Э. Мандельштам. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1998. 496 с.

25. Пастернак, Б.Л. Люди и положения / Б.Л. Пастернак // Пастернак Б.Л. Избранное: в 2 т. Т. 2: Проза, Стихотворения. М.: Худ. лит., 1985. С. 224-274.

26. Пастернак, Б.Л. Собр. соч.: в 5 т. Т. 1. Стихотворения и поэмы 1912-1931 / Б.Л. Пастернак. М.: Худ. лит., 1989. 751 с.

27. Платон. Пир / Платон // Платон. Диалоги. Ростов н/Д: Феникс, 1998. С. 152-229.

28. Платон. Федр / Платон // Платон. Диалоги. Ростов н/Д, 1998. С. 230-311.

29. Платон. Федон / Платон // Платон. Диалоги. Ростов н/Д, 1998. С. 372-475.

30. Плотин. Эннеады: в 2 т. / Плотин. Киев: УЦИММ-ПРЕСС, 1995-1996.

31. Райнер Мария Рильке, Борис Пастернак, Марина Цветаева. Письма 1926 года. М.: КНИГА, 1990. 256 с.

32. Соловьев, ß.C. Сочинения: в 2 т. Т. 2 / B.C. Соловьев. М.: Мысль, 1988. 822 [2] с. (Филос. наследие. Т. 105).

33.Святитель Афанасий Великий. Творения: в 4 т. Т. 4 [Электронный ресурс] / Афанасий Великий. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994. Режим доступа: http://www.orthlib.ru/Athanasius/psalms.html.

34. Тиллих, П. Мужество быть / П. Тиллих // Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М.: Юрист, 1995. С. 7-131.

35. Трубецкой, E.H. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе / E.H. Трубецкой. М.: Ин-фоАрт, 1991. 112 с.

36. Флоренский, П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П.А. Флоренский // Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории философии, искусства и археологии. М.: Мысль, 2000. С. 81-296.

37. Флоренский, П.А. Иконостас // Флоренский П.А. Сочинения: в 4 т. Т. 2 / П.А. Флоренский. М.: Мысль, 1996. С. 419-526.

38. Цветаева, А.И. Воспоминания / А. Цветаева. М.: Сов. писатель, 1983. 767 с.

39. Шекспир, В. Комедии, хроники, трагедии / В. Шекспир / пер. М. Лозинского. Т. 2. М.: Худ. лит., 1989. 670 с. (Б-ка лит-ры Возрождения).

40. Шекспир, В. Гамлет. Ромео и Джульетта: Пьесы. Сонеты / В. Шекспир / пер. Б.Л. Пастернака. Калининград: Кн. изд-во, 1984. 304 с.

41. Шестов, JI.H. Неистовые речи (Об экстазах Плотина) / Л.И. Шестов // Шестов Л.И. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1993. С. 325-364.

Исследования

42. Азадовский, K.M. Панорама русского штейнерианства / K.M. Азадовский // Русская литература. №2. 2007. С. 209-215.

43. Айзенштейн, Е.О. Шекспировские мотивы в творчестве М. Цветаевой / Е. О. Айзенштейн // Марина Цветаева и Франция. Новое и неизданное. М.: Русский путь; Париж: Институт славяноведения (Париж), 2002. С. 140-155.

44.Айзенштейн, Е.О. Борису Пастернаку - навстречу! Марина Цветаева: О книге Марины Цветаевой «После России» (1928) / Е.О. Айзенштейн. СПб.: Журнал «Нева», 2000. 384 с.

45. Айзеньитейн, Е.О. Сны Марины Цветаевой / Е.О. Айзенштейн. СПб.: Академический проект, 2003. 464 с.

46. Айзенштейн, Е.О. «Построен на созвучьях мир...»: Звуковая стихия М. Цветаевой / Е.О. Айзенштейн. СПб.: Журнал «Нева», ИТД «Летний сад», 2000. 288 с.

47. Арлауекайте, Н. Поэтика частного пространства Марины Цветаевой: пространство неповседневности / Н. Арлаускайте // НЛО. 2004. № 68. С. 148— 153.

48. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. М.: Высшая школа, 1976. 543 с.

49. Асоян, А. Орфическая тема в культуре Серебряного века / А. Асоян // Вопросы литературы. 2005. №4. С. 41-66.

50. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Худ. лит., 1975. С. 234-407.

51. Белкина, М.И. Скрещение судеб / М.И. Белкина. М.: Книга, 1988. 464 с.

52. Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии / Н.Я. Берковский. Л.: Худ. лит., 1973. 568 с.

53. Берштейн, Е. Трагедия пола: две заметки о русском вейнингерианстве / Е. Берштейн // НЛО. 2004. № 65. С. 208-228.

54. Богомолов, H.A. Поэты вне течений и групп: Владислав Ходасевич, Г. Иванов, М. Цветаева и др. / H.A. Богомолов // Русская литература рубежа веков (1890-е - нач. 1920-х годов). Кн. 2. / ИМ ЛИ РАН. М.: Наследие, 2001. С. 650-681.

55. Богомолов, H.A. Русская литература начала XX века и оккультизм / H.A. Богомолов. М.: НЛО, 2000. 560 с.

56. Бонецкая, Н.К. Андрогин против сверхчеловека / Н.К. Бонецкая // Вопросы философии. № 7. 2011. С. 81-95.

57. Боровикова, М. Поэтика Марины Цветаевой (лирика конца 1900-х - 1910-х годов): дис. ...д-ра философии по русской литературе / Боровикова Мария. -Tartu, 2011. 148 с.

58. Бочаров, С.Г. Сюжеты русской литературы / С.Г. Бочаров. М.: Языки русской культуры, 1999. 632 с.

59. Бродский, И. Об одном стихотворении. Footnote to a Poem / И. Бродский // Бродский И. Меньше единицы: Избранные эссе. М.: Независимая газета, 1999. С. 191-250.

60. Волгина, С.С. Стилистическая роль знаков препинания в поэзии М. Цветаевой / С.С. Валгина // Русская речь. 1978. №6. С. 58-66.

61. Васильева, О.В. Тема дома в лирике A.C. Пушкина и М.Ю. Лермонтова / О.В. Васильева // Проблемы современного пушкиноведения: сб. ст. Псков, 1999. С. 75-83.

62. Войтехович, P.C. Марина Цветаева и античность / P.C. Войтехович. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2008. 464 с.

63. Волков, Е.В. «Дом» и «дорога» как реалии и как символы в работах М. Ю. Лермонтова / Е.В. Волков // Вопросы философии. 2007. № 1. С. 169-174.

64. Выготский, JI.C. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. 368 с. (Акад. пед. наук СССР).

65. Гайденко, П.П. "Новое религиозное сознание" и культура Серебряного века / П.П. Гайденко // Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 323-355.

66. Гаспаров, M.JI. «Поэма Воздуха» Марины Цветаевой: опыт интерпретации / М.Л. Гаспаров // Гаспаров М.Л. Избр. статьи. М.: НЛО, 1995. С. 259-274.

67. Гаспаров, М.Л. Марина Цветаева. От поэтики быта к поэтике слова / М.Л. Гаспаров // Гаспаров М.Л. Избр. статьи. М.: НЛО, 1995. С. 307-315.

68. Горбаневский М.В. «Мне имя - Марина...». Заметки об именах собственных в поэзии М. Цветаевой / М.В. Горбаневский // Русская речь. 1985. № 4. С. 56-64.

69. Дацкевич, Н., Гаспаров, М. Тема дома в поэзии Марины Цветаевой / Н. Дацкевич, М. Гаспаров // Здесь и теперь. №2. 1992. С. 116-130.

70. Дмитровская, М.А. Категория пространства у А. Платонова в лингвистическом и культурологическом освещении / М.А. Дмитровская. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. 103 с.

71. Дмитровская, М.А. Трансформации мифологемы мирового дерева у А. Платонова / М.А. Дмитровская // Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 420-428.

72. Елъницкая, С. Поэтический мир Цветаевой: конфликт лирического героя и действительности / С. Ельницкая. Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 30. Wien, 1990. 396 с.

73. Ельницкая, С. «Возвышающий обман». Миротворчество и мифотворчество Цветаевой / С. Ельницкая // Норвичские симпозиумы по русской литературе и культуре. Т. 2: Марина Цветаева, 1892-1992 / Русская школа Норвичского университета. Нортфилд (Вермонт), 1992. С. 45-62.

74. Жильцова, В.В. Композиционно-поэтическая функция тире в поэзии Марины Цветаевой / В.В. Жильцова // Язык как творчество: сб. ст. к 70-летию В.П. Григорьева. М.: ИРЯ РАН, 1996. С. 353-363.

75. Жогина, К. Эстетика жизни и творчества М.И. Цветаевой: приметы символизма / К. Жогина // Марина Цветаева в XXI веке: XV и XVI Цветаевские чтения в Болшеве (2003, 2004 гг.): сб. докладов. М.: Музей Цветаевой в Болшеве, 2005. С. 112-122.

76. Жолковский, А.К., Щеглов, Ю.К Место окна в поэтическом мире Пастернака / А.К. Жолковский, А.К. Щеглов // Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты - Тема - Приемы - Текст. М.: Прогресс, 1996. С. 209-239.

77. Зубова, Л.В. Поэзия Марины Цветаевой: лингвистический аспект / JI.B. Зубова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1989. 264 с.

78. Зубова, Л.В.. Небо Марины Цветаевой: слово в контексте творчества / Л.В. Зубова // Марина Цветаева и Франция. Новое и неизданное. М.: Русский путь; Париж: Институт славяноведения (Париж), 2002. С. 42-54.

79. Иванов, Вяч. Вс., Топоров, В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы / Вяч. Вс. Иванов, В.Н. Топоров. М.: Наука, 1965. 246 с.

80. Иванов, Вяч. Вс. «Поэма Воздуха» Цветаевой и образ семи небес / Вяч. Вс. Иванов // Иванов Вяч. Вс. Избр. труды по семиотике и истории культуры. Т. 2: Статьи по русской литературе. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 649.

81. Исупов, К.Г. Философия и литература «серебряного века» (сближения и перекрестки) / К.Г. Исупов // Русская литература рубежа веков (1890-е - нач. 1920-х годов). Кн. 1. / ИМЛИ РАН. М.: Наследие, 2001. С. 69-130.

82. Кабакова, Г.И., Конт, Ф. От русской души к русскому телу? / Г.И. Кабакова, Ф. Конт // Тело в русской культуре. М.: НЛО, 2005. С. 5-16.

83. Келдыш, В. А. Русская литература «серебряного века» как сложная целостность / В.А. Келдыш // Русская литература рубежа веков (1890-е - нач. 1920-х годов). Кн. 1. / ИМЛИ РАН. М.: Наследие, 2001. С. 13-68.

84. Кессиди, Ф.Х. Гераклит / Ф.Х. Кессиди СПб.: Алетейя, 2004. 217 с.

85. Кирьянова, E.H. Феномен дома в ранней лирике Марины Цветаевой: дис. ...канд. филол. наук: 10.01.01 / Кирьянова Е. Н. - М., 2012. 218 с.

86. Клинг, O.A. Поэтический стиль М. Цветаевой и приемы символизма: притяжение и отталкивание / O.A. Клинг // Клинг O.A. Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х годов: проблемы поэтики. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2010. С. 249-267.

87. Клинг, O.A. Поэтический мир М. Цветаевой: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / O.A. Клинг. М.: Изд-во МГУ, 2001. 112 с. (Перечитывая классику).

88. Ковтунова, H.H. Марина Цветаева / И.И. Ковтунова // Ковтунова И.И. Очерки по языку русских поэтов. М.: Азбуковник, 2003. С. 105-113.

89. Коркина, Е.Б. Летопись жизни и творчества М.И. Цветаевой: в 3 ч. Ч. 1: 1892-1922 / Е.Б. Коркина. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2012. 192 с.

90. Короткова, P.C. Мир творчества против «жизни как она есть»: К 70-летию лирической сатиры М. Цветаевой «Крысолов» / P.C. Короткова // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания: Вып. 6. Воронеж: Воронежский университет, 1996. С. 90-99.

91. Клюс, Э. Ницше в России. Революция морального сознания / Э. Клюс. СПб.: Академический проект, 1999. 240 с. (Сер. «Современная западная русистика»; т. 23).

92. Кнабе, Г.С. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России / Г.С. Кнабе. М.: Российск. гос. гуман. ун-т, 2000. 240 с.

93. Колесникова, С.М. Авторское тире у Цветаевой / С.М. Колесникова // Русская словесность. 2005. №8. С. 67-73.

94. Кудрова, И.В. Формула Цветаевой: «Лучше быть, чем иметь» / И.В. Кудро-ва // Норвичские симпозиумы по русской литературе и культуре. Т. 2: Марина Цветаева, 1892-1992 / Русская школа Норвичского университета. Нортфильд (Вермонт), 1992.С. 74-88.

95. Кузнецова, T.B. Цветаева и Штейнер. Поэт в свете антропософии / Т.В. Кузнецова. М.: Присцельс, 1996. 160 с.

96. Лаврова, Е.Л. Марина Цветаева: человек - поэт - мыслитель / E.JI. Лаврова. Донецк: ООО «Лебедь», 2001. 328 с.

97. Лаврова, Е.Л. Поэтическое миросозерцание М.И. Цветаевой / Е.Л. Лаврова. Горловка: ГГПИИЯ, 1994. 368 с.

98. Лаврова, С.Ю. Концепт 'дом' в модели мира М. Цветаевой (На материале стихотворения «Чердачный дворец мой...» / С.Ю. Лаврова // Шестая цветаевская международная научно-тематическая конференция (9-11 октября 1998) [Москва]: Сб. докл. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1999. С. 230235.

99. Лихачев, Д.С. Поэтика художественного пространства / Д.С. Лихачев // Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. С. 335-351.

100. Лосев, А.Ф. Платон и Плотин [Электронный ресурс] / А.Ф. Лосев // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 6: Поздний эллинизм. М., 1980. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/lose006/txt21 .html.

101. Лосская, В. По поводу статьи Н. Струве «Кризис Цветаевой» / В. Лосская // Вестник русского христианского движения. Париж; Нью-Йорк; Москва, 1983. № 138.

102. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха / Ю.М. Лот-ман. Ленинград: Просвещение, 1972. 271 с.

103. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. М.: Искусство, 1970. 384 с.

104. Лотман, Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры / Ю.М. Лотман // Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2010. С. 462^184.

105. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров / Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2010. С. 150-390.

106. Лотман, Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988. С. 251-293.

107. Максимова, Т.Ю. Тютчев и М.И. Цветаева / Т.Ю. Максимова // Литературоведческий журнал. 2004. №18. С. 144-171.

108. Максимова, Т.Ю. Марина Ивановна Цветаева // История русской литературы XX века: в 4 кн. Кн. 2: 1910-1930 годы. Русское зарубежье / Т.Ю. Максимова. М.: Высшая школа, 2005. С. 295-316.

109. Максимова, Т.Ю. «Лебединый стан: Стихи 1917-1921 гг.» / Т.Ю. Максимова // Литературная энциклопедия русского зарубежья. 1918-1940. Т. 3. Книги. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. С. 585-588.

110. Макарова, К. Тема сна в творческом сознании М. Цветаевой / К. Макарова // Марина Цветаева в XXI веке: XV и XVI Цветаевские чтения в Болшеве (2003, 2004 гг.): сб. докладов. М.: Музей Цветаевой в Болшеве, 2005. С. 201-214.

111. Малова, Т.Е. «Седой венецианский лев» (Locus et nomen в творчестве Марины Цветаевой / Т.Е. Малова // Шестая цветаевская международная научно-тематическая конференция (9-11 октября 1998) [Москва]: Сб. докл. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1999. С. 247-251.

112. Марина Цветаева: «Берегите Гнездо и Дом...». Страницы русского лихолетья в творчестве поэта / Авт.-сост. Т.И. Радомская. М.: Совпадение, 2005. 240 с.

113. Мейкин, М. Марина Цветаева: поэтика усвоения / М. Мейкин. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1997. 311 с.

114. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. М.: Наука, 1976. 406 с.

115. Микушевич, В. Лебединая песня новой души (Теодицея Марины Цветаевой) / В. Микушевич // Здесь и теперь. 1992. № 2. С. 156-179.

116. Минц, З.Г. Структура «художественного пространства» в лирике Ал. Блока / З.Г. Минц //Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. СПб.: Искусство-СПб, 1999. С. 201-421.

117. Могутин, Я. Кучер русской литературы // Независимая газета. 1993. 8 сент.

118. Моталыго-Крот, А. Марина Цветаева и о ней: библиографический указатель советских публикаций (1985-1990) / А. Моталыго-Крот // Норвичские симпозиумы по русской литературе и культуре. Т. 2: Марина Цветаева, 1892-1992 / Русская школа Норвичского университета. Нортфильд (Вермонт), 1992. С. 267-278.

119. Ничипоров, И.Б. Художественное пространство и время в «Блоковском цикле» М. Цветаевой / И.Б. Ничипоров // Марина Цветаева: личные и творческие встречи, переводы ее сочинений: Восьмая цветаевская международная научно-тематическая конференция (9-13 октября 2000 г., Москва): сб. докладов. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2001. С. 51-63.

120. Ортега-и-Гассет, X. О точке зрения в искусстве / X. Ортега-и-Гассет // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. С. 186-202.

121. Осипова, Н.О. Творчество М.И. Цветаевой в контексте культурной мифологии Серебряного века / Н.О. Осипова. Киров: ВГПУ, 2000. 271 с.

122. Павловская, Г. Ч. Влияние немецкого романтизма на концепцию творчества М.И. Цветаевой / Т.Ч. Павловская // A.C. Пушкин - М.И. Цветаева: Седьмая цветаевская международная научно-тематическая конференция (911 октября 1999 г., Москва): сб. докладов. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2000. С. 332-337.

123. Паламарчук, H.A. Концепция пространства у М. Цветаевой в контексте русской культуры начала XX века / H.A. Паламарчук // Поэтика хронотопа: языковые механизмы и когнитивные основания: материалы международной научной конференции. Вильнюс: Изд-во Института литовского языка, 2010. С. 165-173.

124. Панова, Л.Г. Пространство в поэтическом мире О. Мандельштама / JI.T. Панова // Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 429-439.

125. Панова, Л.Г. «Мир», «пространство», «время» в поэзии Осипа Мандельштама / Л.Г. Панова. М.: Языки славянской культуры, 2003. 808 с. (Studia philologica).

126. Панова, Л.Г. Стихи о Москве М. Цветаевой и О. Мандельштама: два образа города - две поэтики - два художественных мира / Л.Г. Панова // A.C. Пушкин - М.И. Цветаева: Седьмая цветаевская международная научно-тематическая конференция (9-11 октября 1999 г., Москва): сб. докладов. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2000. С. 236-250.

127. Переславцева, P.C. «Для чего я выросла большая?». Раннее творчество М. Цветаевой / P.C. Переславцева // Русская литература XX века: учебное пособие. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999. С. 186-192.

128. Пешкова, Г.Т. Лирический цикл в творчестве М. Цветаевой (проблемы поэтики) / Г.Т. Петкова // Филологические науки. 1994. №3. С. 14-22.

129. Подорога, В.Г. Понятие тела / В.Г. Подорога // Подорога В.Г. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992-1994 годов. M.: Ad Marginem, 1995. С. 9-98.

130. Подорога, В.Г. Человек без кожи (Материалы к исследованию Достоевского) / В.Г. Подорога // Ad Marginem'93. Ежегодник лаборатории постклассических исследований Института философии РАН. M.: Ad Marginem, 1994. С. 71-115.

131. Полехина, М.М. Творчество Марины Цветаевой в контексте русской литературы начала XX века : учеб. пособие к спецкурсу / М.М. Полехина. Один-цово: ОГИ, 2011. 392 с.

132. Полехина, М.М. Русская поэзия первой трети XX в.: Художественная космогония. М. Цветаева и В. Маяковский: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / Полехина M. M. М., 2001. 444 с.

133. Разумовская, М. Марина Цветаева. Миф и действительность / М. Разумовская / Пер. с нем. Е. Разумовской-Сайн-Витгенштейн; Письма М. Цветаевой / сост. писем Л. Мнухина. М.: Радуга, 1994. 576 с.

134. Раков, В.П. О сферичности стиля М. Цветаевой / В.П. Раков // Раков В.П. Филология и культура. Статьи. Иваново: Изд-во МИК, 2003. С. 119-126.

135. Ревзина, О.Г. Собственные имена в поэтическом идиолекте М. Цветаевой / О.Г. Ревзина // Поэтика и стилистика: 1988-1990. М.: Наука, 1991. С. 172192.

136. Ревзина, О.Г. Горизонты Марины Цветаевой / О.Г. Ревзина // Здесь и теперь. 1992. №2. С. 98-116.

137. Ронен, О. Часы ученичества Марины Цветаевой / О. Ронен // Норвичские симпозиумы по русской литературе и культуре. Т. 2: Марина Цветаева, 1892-1992 / Русская школа Норвичского университета. Нортфильд (Вермонт), 1992. С. 89-99.

138. Саакянц, A.A. Марина Цветаева. Жизнь и творчество / A.A. Саакянц. М.: Эллис Лак, 1999. 816 с.

139. Саакянц, A.A. Из книг Марины Цветаевой / A.A. Саакянц // Встреча с книгой. М.: Книга, 1984. С. 130-155.

140. Саакянц, A.A. Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица-феникс / A.A. Саа-кянц. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. 827 с.

141. Савельева, В.В. «Ко всем протягиваю руки». «Руки» в творчестве М. Цветаевой / В.В. Савельева // Русская речь. 2010. №3. С. 22-30.

142. Сандлер, С. Тело и слово: тендер в цветаевском прочтении Пушкина / С. Сандлер // Русская литература XX века. Исследования американских ученых. СПб.: Петро-Риф; Университет Джеймса Медисона (Вирджиния, США); Санкт-Петербургский государственный университет, 1993. С. 234257.

143. Святополк-Мирский, Д.С. Марина Цветаева / Д.С. Святополк-Мирский // Святополк-Мирский Д.С. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год. Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2007. С. 746-747.

144. Святополк-Мирский, Д.С. Эстетическое возрождение: Бенуа / Д.С. Свято-полк-Мирский // Святополк-Мирский Д.С. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год. Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2007. С. 626-629.

145. Семьям, Т. Телесность в книге Генриха Сапгира «Тактильные инструменты» / Т. Семьян // Полилог. 2009. № 2. С. 8-13.

146. Сомова, Е.В. Диалог о пространстве (К проблеме поэта в художественной концепции М.И. Цветаевой) / Е.В. Сомова // «...Все в груди слилось и спелось»: Пятая цветаевская международная научно-тематическая конференция (9-11 октября 1997), [Москва]: Сб. докл. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1998. С. 189-195.

147. Страда, В. Литература конца XIX века (1890-1900) / В. Страда // История русской литературы: XX век: Серебряный век. М.: Прогресс-Литера, 1995. С. 11-47.

148. Стрельникова, НД. М. Цветаева и В. Нилендер, переводчик Гераклита Эфесского / Н.Д. Стрельникова // Русская литература. 1992. №1. С. 160-169.

149. Струве, H.A. Кризис Цветаевой / H.A. Струве // Вестник русского христианского движения. Париж - Нью-Йорк - Москва, 1982. №137.

150. Тагер, Е.Б. Из воспоминаний о Марине Цветаевой / Е.Б. Тагер // Тагер Е.Б. Избранные работы о литературе. М.: Сов. писатель, 1988. С. 494-507.

151. Тагер, Е.Б. У истоков XX века / Е.Б. Тагер // Тагер Е.Б. Избранные работы о литературе. М.: Сов. писатель, 1988. С. 284-313.

152. Тамарченко, A.B. Диалог Марины Цветаевой с Шекспиром / A.B. Тамар-ченко // Норвичские симпозиумы по русской литературе и культуре. Т. 2: Марина Цветаева, 1892-1992 / Русская школа Норвичского университета. Нортфильд (Вермонт), 1992. С. 159-176.

153. Топоров, В.Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. 448 с.

154. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области ми-фопоэтического: Избранное. М.: Прогресс-Культура, 1995. 624 с.

155. Тульчинскый, Г.Л. Тело свободы / Г.Л. Тульчинский // Эпштейн М.Н. Философия тела. Тульчинский Г.Л. Тело свободы. СПб.: Алетейя, 2006. С. 196— 408.

156. Фарино, Е. Введение в литературоведение. СПб.: учеб. пособие / Е. Фари-но. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 639 с.

157. Фарыно, Е. «Бессонница» Марины Цветаевой (Опыт анализа цикла) / Е. Фарыно // Слово.Ру: Балтийский акцент. Калининград. 2011. №3-4. С. 259300.

158. Faryno, J. «Мифологизм и теологизм Цветаевой («Магдалина» - «Царь-Девица» - «Переулочки») / Jerzy Faryno. Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 18. (Literarische Reiche herausgegeben von A. Hansen-Löve). Wien, 1985. 413 c.

159. Хаимова, B.M. Поэтика пространства, времени и вечности в лирической поэме М. Цветаевой и В. Маяковского / В.М. Хаимова // Век и Вечность: Марина Цветаева и поэты XX века: межвуз. сб. науч. работ. Вып. 1. Череповец: Изд-во ЧТУ, 2002. С. 131-140.

160. Цвигун, Т.В. К описанию текстопорождающего механизма в традиции русской литературы начала XIX и начала XX вв. (На примере поэтик A.C. Пушкина и М.И. Цветаевой) / Т.В. Цвигун // A.C. Пушкин - М.И. Цветаева: Седьмая цветаевская международная научно-тематическая конференция (911 октября 1999 г., Москва): сб. докладов. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2000. С. 215-225.

161. Цивьян, Т.В. Отношение к себе и к своему телу в русской модели мира / Т.В. Цивьян // Тело в русской культуре. М.: НЛО, 2005. С. 38-48.

162. Цимборска-Лебода, М. Мифологема души и метафора телесности в поэзии Вячеслава Иванова / М. Цимборска-Лебода // Вячеслав Иванов. Ис-

следования и материалы. Вып. 1. СПб.: Изд-во Пушкинского Дома, 2010. С. 242-257.

163. LUanup, М.И. "Versus" vs "Prosa": пространство-время поэтического текста / М.И. Шапир // Шапир М.И. Universum versus: Язык - стих - смысл в русской поэзии XVIII - XX веков. М.: Языки русской культуры, 2000. Кн. 1. VIII. С. 36-75.

164. Швейцер, В.А. Быт и бытие Марины Цветаевой / В.А. Швейцер. М.: Молодая гвардия, 2003. 591 с.

165. Шевеленко, И. Литературный путь Цветаевой: Идеология - поэтика -идентичность автора в контексте эпохи / И. Шевеленко. М.: НЛО, 2002. 464 с.

166. Шпенглер, О. Символика картины мира и проблема пространства / О. Шпенглер // Шпенглер О. Закат Европы. Минск: Харвест; М.: ACT, 2000. С. 237-271.

167. Щукин, В.Г. Дом и кров в славянофильской концепции. Культурологические заметки / В.Г. Щукин // Вопросы философии. 1996. №1. С. 135-146.

168. Щукина, М. Марина Цветаева и Беттина фон Арним (О пометах Цветаевой, сделанных на полях книг из ее личной библиотеки) / М. Щукина // Вопросы литературы. 1996. №4. С. 307-313.

169. Элиаде, М. Мифы, сновидения, мистерии / М. Элиаде. М.: Рефл-бук : Вак-лер, 1996. 285 с.

170. Элиаде, М. Священное и мирское / М. Элиаде. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.

171. Эпштейн, М. Тело на перекрестке времен. К философии осязания / М. Эпштейн // Вопросы философии. 2005. №8. С. 66-81.

172. Яцкевич, Л.Г. Осевое пространство и время в поэзии М.И. Цветаевой и H.A. Клюева / Л.Г. Яцкевич // Век и Вечность: Марина Цветаева и поэты XX века: межвуз. сб. науч. работ. Вып. 1. Череповец: Изд-во ЧТУ, 2002. С. 21-27.

Словари и энциклопедические издания

173. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.

под ред. С.И. Соболевского. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1958. 1904 с.

175. Керлот, Х.Э. Словарь символов / Х.Э. Керлот. M.: REFL-book, 1994. 608 с.

176. Клименко, Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтыри / Л.П. Клименко. Нижний Новгород: Изд-во Братства Во Имя Святого Князя Александра Невского, 2004. 448 с.

177. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 76.

178. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. М.: Сов. энциклопедия, 1980.

179. Свирелин А. Церковнославянский словарь. Для толкового чтения святого Евангелия, Часослова, Псалтири, Октоиха (учебных) и других богослужебных книг / А. Свирелин. Нижний Новгород: Христианская литература, 2008. 272 с.

180. Тресиддер, Дж. Словарь символов / Дж. Тресиддер / пер. с англ. С. Паль-ко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 448 с.

181. Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Дж. Холл. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. 656 с.

182. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / М. Фасмер. М.: Прогресс, 1986-1987.

183. Православие: словарь-справочник. / Ред.-сост. Терещенко Т.Н. М.: Даръ, 2007. 960 с.

184. Православная Энциклопедия: в 32 т. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000-2013.

185. Французско-русский словарь активного типа. М.: Русский язык, 2000. 1056 с.

186. Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия. М.: Астрель; ACT, 2004. 556 е., (Ad Marginem).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.