Поэтика дихотомии "Тело - Душа / Ева - Психея" в творчестве М.И. Цветаевой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Ибрагимова, Светлана Рифкатовна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 166
Оглавление диссертации кандидат наук Ибрагимова, Светлана Рифкатовна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Универсалии «Душа» и «Тело» в философии и литературе
1.1. Проблема соотношения души и тела в античной
и западноевропейской литературе
1.2. Актуализация мотивов «душа» и «тело» в русской философии
и литературе
ГЛАВА 2. Вариативность внутренних состояний в процессе эволюции
лирической героини в поэтических циклах М.И. Цветаевой
(Я - Тело и Душа)
2.1. Борьба тела и души в стихотворном цикле «Бессонница»
2.2. Мотив преодоления страсти в цикле «Комедьянт»
2.3. Метания души в поэтическом цикле «Н.Н.В.»
2.4. Торжество духа и смирение плоти в циклах «Земные приметы»
и «Жизни»
ГЛАВА 3. Парадигма оппозиций «Я - Они», «Поэт - мир» в поэзии М.И. Цветаевой
3.1. «Галерея духов» в стихотворениях М.И. Цветаевой 1920-1930-х гг.: от «крылатки» к демону
3.2. Мотив соперничества в стихотворениях «С другими
- в розовые груды...» и «Попытка ревности»
3.3. Лирическая героиня и ее возлюбленный в «мире Тела» и «мире Души» в незавершенных цветаевских поэмах «Певица» и «Автобус»
3.4. Логос как наивысшая ипостась Души в над-мирном состоянии поэта
в «Поэме воздуха»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Семантика художественного пространства в лирике М.И. Цветаевой2014 год, кандидат наук Крысанова, Анастасия Владимировна
Поэтическая онтология Марины Цветаевой, 1926-1941 гг.1998 год, кандидат филологических наук Бабушкина, Светлана Валерьевна
Библейские мотивы в поэзии М. Цветаевой2000 год, кандидат филологических наук Мещерякова, Ирина Анатольевна
Мифология Имени М. Цветаевой2006 год, кандидат филологических наук Гончарова, Наталья Андреевна
Итальянский субстрат в творчестве Марины Цветаевой2006 год, кандидат филологических наук Быстрова, Татьяна Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика дихотомии "Тело - Душа / Ева - Психея" в творчестве М.И. Цветаевой»
ВВЕДЕНИЕ
Современное литературоведение последних лет особое внимание уделяет осмыслению феномена поэзии Серебряного века, новым подходам в анализе художественного текста. Исследователи активно обращаются к наследию одного из самых сложных поэтов ХХ века М.И. Цветаевой, что не в последнюю очередь вызвано возросшим интересом читателя XXI века к ее личности, своеобразию творчества.
Художественная образность любого поэтического мира есть отражение бытия в его сложной, текучей, меняющейся целостности. Творчество каждого художника содержит ключевые, основополагающие сюжеты, мотивы и образы. Поэтический мир М.И. Цветаевой не исключение, ибо наполнен мифопоэтическим контекстом, многочисленными межтекстовыми перекличками и рассчитан на вдумчивого и всесторонне образованного и развитого читателя. Цветаевой присуще стремление добраться до сути, до глубинного смысла слова. Она стремилась реализовать в поэзии все богатство потенций слова. Справедливо отмечает Л.Я. Гинзбург: «Лирика открывает психологический опыт. Орудием душевного анализа служит [в лирике] синтетическое по своей природе слово. Слово лирики, которое несет в себе целостность своего контекста, суммирует его смысловые сцепления»1.
Созданный поэтом мир позволяет увидеть всевременной конфликт между «землей» и «небом» (конфликт быта и бытия), «неизменную двоякость» (А. Саакянц), требующую очередной разгадки. Интеллектуальное пространство цветаевской поэзии создается из смысловых оппозиций; порой соперничающие смыслы тесно связаны между собой и образуют семантически емкую художественную систему. Оппозиции находят разнообразные художественные воплощения на разных уровнях организации текста. Сложный мир цветаевской поэзии подразумевает и более сложные отношения - дихотомические, составляющие также художественный мир поэта и позволяющие понять
1 Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. С.228.
философские и психологические основы поэзии. Причем если в оппозиции одна часть считается всегда маркированной положительно, а другая - отрицательно, и «монтажный эффект строится на бинарных оппозиционных противопоставлениях»2, то дихотомические отношения предполагают не только полярность, но и структурное единство.
Так в парадигме мифотворчества М. Цветаевой смыслопорождающими элементами ее поэтической системы становятся мифы о Еве и Психее как воплощения земного, телесного и, соответственно, душевного, духовного, устремленного к небу, к Богу. Миф понимается не как феномен древней литературы, а как определенный тип сознания, функционирующий в творчестве поэта, как одна из форм собственного понимания себя в мире и освоения действительности. Ева и Психея как мифологические «архетипы» присутствуют в явном и снятом виде в цветаевских художественных образах лирических героинь, являя собой тот или иной тип художественного сознания.
Мифы о Еве и Психее, чьи образы - одни из наиболее часто встречающихся в художественном мире Цветаевой, - позволяют постичь не только типы поэтического сознания, но и с помощью данной системы смысловых координат понять природу человека и природу Поэта.
«Тело - Душа» и их символический эквивалент «Ева - Психея» составили дихотомическую парадигму, организующую цветаевскую картину мира и отражающую ее «понимание жизни как жизни поэта» 3 и авторефлексию в вопросах собственных души и тела.
Проблема дихотомии «Тело - Душа» настолько же древняя, насколько стара философская мысль человека. К ней обращались мыслители всех времен и народов, независимо от национальной и территориальной принадлежности. Философы-идеалисты и материалисты, поэты и писатели, художники и просветители, простые люди - каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о существовании своей души, ее обитания в человеческом теле (а
2 Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М.: Агграф, 2009. С.240.
3 Пастернак Б. Охранная грамота // Пастернак Б.Л. Избранное. В 2 т. Т.2. М., 1985. С. 12.
может быть, и вне его); задавался вопросом, что же случится с душой (если она есть) после смерти физической оболочки, существуют ли рай и ад, в которых она обретет блаженный покой или будет испытывать вечные мучения.
Степень изученности и разработанности темы следует признать недостаточной. В книге «Марина Цветаева. Жизнь и творчество» (1999) А.А. Саакянц отмечает, что цветаевский «творческий рывок к той себе, <...> где она прозревает Поэта-Женщину-Любовь - в их противоположных началах, где ее поэтической интуиции приоткрывается двоякость природы человека; две женские сути, символизирующиеся в Психее (душа) и Еве (тело)»4 происходит в цикле «Комедьянт» и поэзии 1918 - 1919 гг. По мнению исследователя, Цветаева мыслит собственными философскими и поэтическими категориями: порой Ева наделяется возвышенными чувствами и свойствами, а Психея являет читателю свои темные стороны (например, Генриэтта из пьесы «Приключение» - Душа, но в то же время - дитя тьмы), иногда женский образ может представлять собой симбиоз Евы и Психеи (Франциска из «Конца Казановы»). С темой души и тела А.А. Саакянц связывает и цветаевское понимание своего предназначения как Поэта: отречение от земных страстей во имя Души и Долга.
A.А. Саакянц отмечает, что Тело для Цветаевой - это всегда всего лишь оболочка, и если она красива, то несет в себе знак пустоты, постоянно притягивающей низменную страсть и зло. Откровенное и подчеркнутое противостояние Психеи и Евы в цветаевском творчестве 1920-х гг. - после смерти дочери Ирины - переросло в откровенную «войну» не только с Евой, но и со всем телесным и земным - войну бытия с бытом.
B. Лосская в книге «Песни женщин» (1999) бегло касается темы души и тела в цветаевском творчестве, указывая на невозможность их гармонии в понимании поэта и на андрогинность цветаевских персонажей как на «одно из выражений ее "надсексуальности" или внесексуальности ее личности» 5 .
4 Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. М.: Эллис Лак, 1999.URL: http://tsvetaeva.narod.ru/WIN/saakyan/saakMT05.html (дата обращения: 18.03.2017).
5 Лосская В. Песни женщин: Анна Ахматова и Марина Цветаева в зеркале русской поэзии ХХ века. М.: ГУП «Редакция журнала "Московский журнал. История государства Российского"», 1999. С.195.
Пытаясь вникнуть в истоки возникновения в цветаевском поэтическом сознании понимания тела и души как двух вечно борющихся начал, Лосская придает большое значение философским настроениям эпохи Серебряного века и мифу об изначальной андрогинности человеческого существа, раздвоению которого на две половины (мужское и женское) послужило грехопадение.
Интересно замечание В. Лосской о влиянии стихиры (текста о падшей Еве) на женские библейские образы в цветаевской поэзии и на творчество Ахматовой и Пастернака.
И.А. Мещерякова в своей диссертации (2000 г.) исследует библейские мотивы как функционально значимые компоненты мифопоэтики автора. Исследователь обращает внимание на все этапы творческого пути поэта и подчеркивает, что в произведениях Цветаевой очень сильно сказывается православный менталитет, что не отменяет богоборческих мотивов в стихотворениях мятежного поэта. «Цветаевское страстное сознание, экзистенциальная основа которого — восприятие мира как своего переживания, своего наслаждения, своей муки с трудом могло (если вообще в полной мере могло!) впитать в себя и принять христианство»6.
Мировоззрению Цветаевой органично утверждение важности, первостепенности поэтического дара перед человеческой, плотской природой. Поэт для Цветаевой - существо неземное, но посланное в мир нести свою миссию, передать «строй души поэта» в своих творениях. Поэт - это некий медиум между миром высоких субстанций и социумом, погрязшим в суете и быте. Отсюда рождается противопоставление Тела и Души в широком понимании: в ранних произведениях (поэтических циклах, отдельных стихотворениях) эта оппозиция осуществляется во внутреннем конфликте, раздирающем сознание лирической героини (эволюция личности: от влечения к душевным и телесным страстям и наслаждениям к пониманию своего высокого предназначения), в более позднем творчестве - реализуется в противостоянии
6 Мещерякова И.А. Библейские мотивы в поэзии М. Цветаевой: Дисс. .. .канд. филол. наук. М., 2000. 228 с. URL: http://www.dissercat.com/content/bibleiskie-motivy-v-poezii-m-tsvetaevoi (дата обращения: 18.03.2017).
лирической героини (души) обывателям как представителям земного, обытовленного и неодухотворенного существования, в противостоянии с самой Жизнью, приведшем к трагическому финалу.
Один из основных и ключевых образов в поэтике М. Цветаевой - образ Психеи. Ему посвящен научный труд Р.С. Войтеховича «Психея в творчестве М. Цветаевой: эволюция образа и сюжета» (2005). Исследователь обращается ко всему творчеству Цветаевой - поэзии, прозе, драматургии, письмам. Учитывая выводы Р.С. Войтеховича, мы обнаруживаем особенности, присущие лирической героине, олицетворяющей душевное и духовное начало в цветаевских произведениях (например, эфемерность образа или его священность), трепетное отношение к долгу и предназначению, связанному с поэтической миссией, а также различные трансформации мифологических, библейских, фольклорных сюжетов, «работающих» на создание нужной картины, в которой главная роль отведена Душе.
Р.С. Войтехович анализирует образ Психеи как «понятие, портрет,
п
персонаж и авторское амплуа, т.е. миф о себе» . Подчеркивая неразрывную переплетенность образа Психеи с темой души в цветаевских произведениях, Войтехович рассматривает проблему в широком контексте и указывает на различные источники - античные (миф о Психее, «Золотой осел» Апулея), западные (Лафонтен) и отечественные (Аксаков, Жулавский, Брюсов) истоки образа и сюжета, выделяет типологию образа (Психея невыразимая, Психея-ведомая и т.д.) и его компоненты (душа, личность, женщина, роль, личный миф), прослеживает динамику развития образа Психеи у Цветаевой.
А.С. Акбашева, анализируя «Попытку ревности» в статье «Две «Попытки» Марины Цветаевой: поэтика преодоления» 8 , замечает, что лирическая героиня в стихотворении воспринимает себя как соблазнительницу
7Войтехович Р.С. Психея в творчестве М. Цветаевой: эволюция образа и сюжета: Дисс. .. .д-ра филол. наук. Тарту, 2005. С. 9.
8 Акбашева А.С. Две «Попытки» Марины Цветаевой: поэтика преодоления // Русский язык и литература рубежа XX - XXI веков: специфика функционирования. Всероссийская научная конференция языковедов и литературоведов (5 - 7 мая 2005 года). Самара: СГПУ, 2005. С.576 - 582.
Лилит, противостоящую Еве (жене), причем Ева оказывается недостойна ревности, т.к. лишена божественного вдохновения.
И.Ю. Латыпова в своей статье «Мотивы души в лирике Марины Цветаевой» обращает внимание на преломление понятия «душа» в философии и психологии, в мифологии и богословии. Анализируя некоторые стихотворения Марины Цветаевой, исследователь тонко подмечает, что «природу лирической героини М. Цветаевой определяют растущая, расширяющаяся душа и вечно становящееся тело, которое в этом становлении утрачивает все физические признаки и уподобляется душе»9.
И.А. Кребель в книге «Мифопоэтика Серебряного века: Опыт топологической рефлексии» (2010) посвящает обширный параграф исследованию творчества Марины Цветаевой и приходит к выводу о том, что «душа (как и Дух, тело, Бог) в мире/мифе Цветаевой не вбирает в себя готовых, теологически заданных, смысловых сюжетов; она воспринимается мифологемой, семантика которой вполне конкретна и определенна»10.
В целом создается впечатление о том, что мотив Души стал приоритетной областью для целого ряда исследований. Однако еще в 1993 г. американская исследовательница творчества М.И. Цветаевой Стефани Сандлер в статье, посвященной гендеру в цветаевском прочтении Пушкина обратила внимание на то, что в творчестве Цветаевой нет отказа от плоти, что именно в сфере женской сексуальности у нее раздвоение тела и души исчезает, и физические, и психические потребности женского тела мощно возникают в ее текстах; что именно в поэзии глубоко высвечивается эта тема. Сандлер рассматривает три стихотворения Цветаевой и отмечает: «женское сексуальное «я»
9 Латыпова И. Ю. Мотив душив лирике М. Цветаевой // Проблемы образотворчества и смыслопорождения в словесном искусстве. Сборник статей к 80-летию профессора В.А. Зарецкого / Под общ. ред. И.Е. Карпухина; Отв. ред. А.С. Акбашева. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2008. С.107.
10 Кребель И.А. Мифопоэтика Серебряного века: Опыт топологической рефлексии / И.А. Кребель. СПб.: Алетейя, 2010. С. 394.
метафорически изображает акт поэтического творчества через акт деторождения»11.
Учитывая то обстоятельство, что на сегодня крайне мало работ, посвященных изучению универсалий Тело - Душа в мифопоэтике Марины Цветаевой, и они носят «эпизодический» характер, мы в нашем исследовании обращаемся к поэтике дихотомии «Тело - Душа» в цветаевском мире, которая подразумевает соприродный характер отношений и внутреннюю оппозиционность, что дает нам основание обратиться параллельно и к оппозиции «Ева - Психея». Цветаева в письме к Борису Пастернаку от 10 июля
1926 г. пишет: «Пойми меня: ненасытная исконная ненависть Психеи к Еве, от
12
которой во мне нет ничего. А от Психеи — всё.» . Эта фраза из цветаевского письма стала кристаллизованной формулой не только для всего творческого пути поэта, но и для ее трагической судьбы.
Материалом исследования является лирика Марины Цветаевой (стихотворения, поэмы, стихотворные циклы разных лет). В своей работе мы используем преимущественно хронологический подход, располагая цветаевские произведения по времени их написания, что позволяет проследить эволюцию авторского отношения к исследуемой нами проблеме. Кроме того, мы руководствовались репрезентативностью выбранных произведений для прослеживания и иллюстрирования развития цветаевского отношения к проблеме дихотомии души и тела на всех этапах творческого пути М.И. Цветаевой. Нами не преследуется цель охватить весь творческий путь М.И. Цветаевой, что является крайне сложной задачей. Проведенный нами анализ избранных текстов позволил выстроить концепцию исследования, отражающую наличие сквозного смыслового стержня, который все их связывает между собой.
11 Сандлер С. Тело и слово: гендер в цветаевском прочтении Пушкина // Русская литература XX века. Исследования американских ученых. СПб: Санкт-Петербургский государственный университет; Петро-Риф: Университет Джеймса Медисона (Вирджиния США), 1993. С.235-258. С.247-249.
12 СС6, с. 263.
Поэтика дихотомии «Тело - Душа / Ева - Психея» в творчестве М. Цветаевой в качестве предмета исследования анализируется с позиций сходного, различного и оппозиционного. Избранные нами для анализа циклы -целостные тексты, которым свойственна сюжетность с последовательностью событий, репрезентированных авторским сознанием в аспекте мотивов «Тело -Душа / Ева - Психея». Такой подход составляет один из аспектов научной новизны исследования.
Несмотря на то, что отдельные стихотворения и поэтические циклы М. Цветаевой в отечественном и зарубежном литературоведении освещаются в целом ряде работ, чаще интерес исследователей сфокусирован на таких цветаевских циклах, как «Подруга», «Ахматовой», «Стихи к Блоку», «Москве» (диссертации Г.Т. Петковой13, М.В. Серовой14 и др.). Такие поэтические циклы, как «Комедьянт» и «Н.Н.В.» исследованы цветаеведами избирательно и исключительно в соответствии с изучаемой ими проблемой.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые предпринята попытка рассмотреть поэтику дихотомии «Тело - Душа / Ева -Психея» как эстетический код, позволяющий оценить отображенный мир в его вариативности и системности и носящий ключевой и сквозной характер в творчестве М.И. Цветаевой, проследить движение мысли автора, раскрывающее новые грани его поэтического мастерства, эволюцию в художественном наследии поэта, увидеть отражение двух типов художественного сознания. В современном цветаеведении в сфере мифопоэтики диады Тело - Душа / Ева - Психея как взаимодополняющие эстетические категории мало исследованы, и их дихотомические отношения как проблема требуют комплексного подхода.
Актуальность исследования связана с потребностью современной науки в поиске новых подходов к тексту как смыслопорождающему устройству, в
13 Петкова Г.Т. Поэтика лирического цикла в творчестве Марины Цветаевой: Дисс.... канд. филол. наук. М., 1994. 154 с.
14 Серова М. В. Поэтические циклы Марины Цветаевой (Художественный смысл и поэтика): Автореферат дис. ... канд. филол. наук. Иваново, 1994. 21 с.
расширении смысловых уровней, в комплексном изучении характерных для творчества М. Цветаевой дихотомических отношений «Тело - Душа / Ева -Психея», которые можно рассматривать как единицу метаязыка -необходимого элемента «интеллектуального целого»15.
Термин «дихотомия» подразумевает раздвоенность целого, предполагающую взаимоисключаемость / противоположность двух его частей. Человек природно дихотомичен, двойственен, что соответствует библейскому видению, представленному в Ветхом Завете. В поэзии Серебряного века интерес к человеку репрезентирован поэтами как более обостренный и многосторонний. И может быть, поэтому дихотомия «Тело - Душа» и ее символический эквивалент «Ева - Психея» в творчестве М. Цветаевой стали исходной знаковой структурой, определяющей сюжетно-образный и мотивный строй художественного мира поэта.
Анализируя концепт «Тело» как отражающий глубинный смысл, свернутый в смысловую структуру в поэтических произведениях М Цветаевой, мы закономерно (и по научной мифопоэтической логике, и по цветаевской логике) обращаемся к образу Евы, которая является антиподом цветаевской Психеи. Для поэта в мифе об Адаме и Еве ключевым стал мотив грехопадения женщины, повлекшего за собой изгнание из Рая. Цветаевская Ева - не праматерь человеческого рода, а либо обыкновенная женщина (обыватель), не наделенная никакими исключительными чертами (например, поэтическим даром), либо женщина, не отрицающая и не отказывающаяся от своей гендерной принадлежности, ищущая наслаждений, влекомая страстями и т.д.
Гипотеза нашего диссертационного исследования основывается на том, что в творчестве М. Цветаевой диады «тело - душа», «Ева - Психея», носящие дихотомический характер, репрезентированы
- в единстве соприродности тела и души (мотив страсти), с чем связан субстанциональный «код» человеческого существа;
15 Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн: Александра, 1992. - Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. С. 39
- в устремленности тела к душе - попытке обретения гармонии;
- во внутреннем конфликте лирической героини - противостоянии души телу и неприятии Евы;
- образами отчаянной, страстной Евы, бессонной, воздушной Психеи и над всем - Женщины-Поэта;
- внешним конфликтом «Я - Он», «Я - Они», «Поэт - обыватели», «бытие - быт» сквозь призму диады «Душа - Тело».
Все эти уровни семантики дихотомии «Тело - Душа / Ева - Психея» в системе являют собой целостную картину цветаевского поэтического мира.
Выдвинутая нами гипотеза позволяет сформулировать цель исследования: определить особенности поэтики дихотомии «Тело - Душа / Ева - Психея» в художественном мире М. Цветаевой и проанализировать функционирование этих дихотомических отношений в ее эстетике. «Погружение» в поэтику цветаевских произведений предоставляет возможность постичь мировосприятие М. Цветаевой, философичность и художественное своеобразие ее творчества, в котором дихотомия «Тело-Душа / Ева - Психея» - система координат, один из ключей к пониманию художественного мировоззрения автора.
В соответствии с поставленной целью нами определены задачи научного исследования:
1) выявить круг произведений, в которых затрагивается тема души и тела или присутствуют образы, расширяющие и дополняющие смысловой ряд дихотомических отношений;
2) определить цветаевскую концепцию дихотомии «Тело (Ева) - Душа (Психея)» как «кода» для понимания эволюции (от раннего к зрелому периодам) творчества поэта;
3) выявить логику дихотомических отношений, заключающих в себе отношения структурных оппозиций и отражающих соприродность и структурное единство;
4) рассмотреть уровни семантики дихотомии «Тело - Душа / Ева -Психея» в системе, составляющей собой целостную картину цветаевского поэтического мира и смысловой стержень;
5) обнаружить / постичь смысловую разноуровневость и вариативность в «ответе» М. Цветаевой на «чужую» тему (искусство - это не вопрос, а ответ, - одна из любимейших мыслей зрелой Цветаевой).
Методологическую основу нашего исследования составляют биографический, структурный, типологический, герменевтический, мифопоэтический методы. Мы используем элементы структурного метода, разработанного в отечественном литературоведении Ю.М. Лотманом. Данный метод продуктивен при анализе повторяющихся (эксплицитно или имплицитно) тематических элементов и предполагает, что художественное произведение рассматривается как система разноуровневых отношений, при этом уровни выделяются на основе оппозиции.
Используем типологический метод, проиллюстрированный в исследовании Э.А. Радь, посвященном модификациям архетипического сюжета о блудном сыне в истории русской литературы (сюжет о блудном сыне затрагивает проблему соотношения «духовное - материальное (душа - тело)», отражая двойственную природу человека, что также весьма близко нашему исследованию. «Типологическая классификация и парадигма определяются системой социального функционирования текстов с единой структурной тематической единицей. Звенья парадигмы представляют собой различные варианты единого инвариантного значения. Инвариант как метаязык исполняет роль организатора системы, мерками которой мы измеряем другие тексты-объекты» 16.
Мифопоэтический метод позволяет обозначить трансформации различных мифологических и литературных образов и сюжетов, преломленных сквозь призму индивидуально-авторского сознания М. Цветаевой.
16 Радь Э.А. История «блудного сына» в русской литературе: модификации архетипического сюжета в движении эпох: Дисс. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. Саратов: Саратовский государственный ун-т им. Н.Г. Чернышевского, 2014. С.7.
Теоретической базой стали труды видных литературоведов - М.Л. Гаспарова, Е.Г. Эткинда, В. Лосской, С. Ельницкой, Е. Фарыно, Р. Войтеховича; фундаментальные биографические исследования И. Кудровой, А. Саакянц, В. Швейцер; статьи и монографии А.С. Акбашевой, посвященные анализу творчества М. Цветаевой. Теоретическую основу составили принципы структурного и типологического методов, разработанные Д.С. Лихачевым и Ю.М. Лотманом, теория М.М. Бахтина о диалогической природе образотворчества и об авторе и герое в эстетической деятельности, учение Б.О. Кормана об авторе и субъектной организации художественного произведения, формах выражения авторского сознания в нем, точка зрения В.В. Заманской об экзистенциальном сознании как метасодержательной категории, позиция Е.К. Созиной о художественном сознании.
Термин «тип художественного сознания» 17 избран нами в качестве метаязыка для прочтения художественных явлений в поэтическом мире М.
Цветаевой, для анализа содержательного и формально-структурного уровней
18
текста . В.В. Заманская отмечает, что возникновение экзистенциального компонента человеческого сознания связано с тем моментом, когда человек впервые осознал себя в мире, задумался о собственном существовании в нем19. Экзистенциальное авторское сознание через такие формы как мифологические типы художественных сознаний Евы и Психеи выявляет смысловые и поэтологические сферы его воплощения.
Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в систематизации представлений об «отношениях» «Тело (Ева) - Душа (Психея)» в художественном мире М. Цветаевой и специфике их реализации на разных уровнях художественной структуры. Полученные выводы вносят новый вклад в разработку истории литературы. Материалы диссертации могут быть широко
17 Варианты трактовки дефиниции данного термина в истории русского литературоведения многоаспектны.
18 Созина Е.К. Динамика художественного сознания в русской прозе 1830-1850 годов и стратегия письма классического реализма: Автореф. дис. .д-ра филол. наук: 10.01.01. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. С.14.
19 Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий. М.: ФЛИНТА: Наука, 2002. С.22
использованы в литературоведческих исследованиях, в возможности использования ее положений и выводов в дальнейшем изучении культуры Серебряного века. Опыт анализа творчества М. Цветаевой может быть использован в вузовских курсах по истории русской литературы ХХ века, в спецсеминарах и спецкурсах по анализу текста, в вузовском и школьном преподавании, в практике работы библиотек и литературных музеев.
На защиту выносятся следующие положения диссертации:
1. Проблема дихотомии «Тело - Душа (Ева - Психея)» - ключевая для всего цветаевского творчества. Поэт пытается постичь собственную «двуединую суть». Большинство лирических стихотворений и поэм можно разделить на несколько групп: произведения, в которых явлено сознание Психеи; произведения, в которых господствует Ева; поэтические циклы, в которых наблюдается движение сознания лирической героини от тела к душе, от Евы к Психее.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Проблема театральности в жизни и творчестве М.И. Цветаевой. Цикл пьес "Романтика". 1918-1919 гг.2013 год, кандидат наук Шаинян, Наталья Багратовна
Незаконченные поэмы в творческой эволюции М. Цветаевой2013 год, кандидат наук Головина, Ирина Сергеевна
Миф о поэте в художественном мире М.И. Цветаевой2008 год, кандидат филологических наук Латыпова, Ирина Юрьевна
Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова и М.И. Цветаевой2008 год, кандидат филологических наук Ситдикова, Гузель Фидарисовна
"Адресованная" лирика Марины Цветаевой: коммуникативно-жанровый аспект2008 год, кандидат филологических наук Круглова, Татьяна Сергеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ибрагимова, Светлана Рифкатовна, 2017 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
I. Художественные тексты
1. Цветаева М.И. Собрание сочинений: в 7 т. / Сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц и Л. Мнухина. М.: Эллис Лак, 1994.
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета канонические. М.: Российское библейское общество, 1994. 935 с.
3. Гумилев Н.С. Полное собрание сочинений в 10 т. М.: Воскресенье, 1998 - 2007.
4. Лермонтов М.Ю. Стихотворения и проза / Сост., предисл., коммент. В.И. Коровина. М.: Просвещение, 1987. 175 с.
II. Монографии, статьи, сборники научных трудов, словари
5. Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат. Мн.: Харвест, 1999. 1600 с. (Классическая философская мысль).
6. Адмони В.Г. Марина Цветаева и поэзия XX века // Звезда. - 1992. -№ 10. - С. 163-169.
7. Айзентшейн Е.О. Построен на созвучьях мир / Звуковая стихия М. Цветаевой. СПб.: Журнал «Нева», ИТД «Летний сад», 2000. 288 с.
8. Айзенштейн Е.О. «.Как луна одна сквозь льды окна» (Марина Цветаева в черновой тетради 1939 года). К 70-летию возвращения Цветаевой в Россию. // Марина Цветаева в XXI веке: Цветаевские чтения в Болшеве (2007, 2009 гг.): Сб. материалов. Королёв: Дом-музей М.И. Цветаевой в Болшеве -2011. С. 164-172.
9. Айзенштейн Е.О. Сон Марины Цветаевой о М.Л. Слониме // Звезда. - 2012. - № 10. - С. 154-158.
10. Айзенштейн Е.О. Шекспировские мотивы в творчестве М. Цветаевой // Марина Цветаева и Франция: новое и неизданное. М., 2002. С. 140156.
11. Акбашева А.С. Бытийное пространство М. Цветаевой: попытка и преодоление // Кормановские чтения. Вып.12. Статьи и материалы Межвузовской научной конференции (апрель, 2013) / Ред.-сост. Д.И. Черашняя. Ижевск: УдмГУ, 2013. С.216-221.
12. Акбашева А.С. Две «Попытки» Марины Цветаевой: поэтика преодоления // Русский язык и литература рубежа XX - XXI веков: специфика функционирования. Всероссийская научная конференция языковедов и литературоведов (5 - 7 мая 2005 года). Самара: СГПУ, 2005. С.576 - 582.
13. Акбашева А.С. Поэзия и проза Марины Цветаевой. Стерлитамак: СГПИ, 1999. 102 с.
14. Акбашева А.С. Серебряный век: художественное и читательское творчество: монография. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2011. 201 с.
15. Акбашева А.С., Ситдикова Г.Ф. Смысловые координаты одиночества в лирике М.И. Цветаевой // «Любить дело в себе.» Книга Памяти профессора Валентина Айзиковича Зарецкого: воспоминания, материалы личного архива, статьи / Ред.-сост. А.С. Акбашева. Стерлитамак: СФ БашГУ, 2013. 500 с., илл.
16. Акбашева А.С., Ситдикова Г.Ф., Латыпова И.Ю., Осипова О.В. «ЕСТЬ ТАКИЕ ГОЛОСА.»: Диалоги Марины Цветаевой: Монография. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2007. 249 с.
17. Акимова Т.И. Мифологические образы в драматургии М.И. Цветаевой // Русский язык и литература рубежа XX - XIX веков: специфика функционирования: Всероссийская научная конференция языковедов и литературоведов (5-7 мая 2005 года). Самара: Изд-во СГПУ, 2005. С. 460-465.
18. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Монография. Л.: Сов. писатель, 1990. 368 с.
19. Аристотель. О душе / Предисловие В. К. Сережникова; Перевод и примечания П. С. Попова. М.: Государственное социально-экономическое изд-во, 1937. 179 с.
20. Афанасий Великий, О явлении во плоти Бога Слова, и против ариан // Творения, т. III. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. 526 с.
21. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М.: Современник, 1982. 464 с.
22. Ахметова Г.А. Мотивы голода и жажды в романе Льва Толстого «Анна Каренина» // Проблемы образотворчества и смыслопорождения в словесном искусстве: Сб. статей к 80-летию профессора В.А. Зарецкого / Под общ. ред. И.Е. Карпухина; Отв. ред. А.С. Акбашева. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2008. С. 44-52.
23. Бакулина Ю.Б. Мотив духовного странничества в лирике Н.С. Гумилева. // Проблемы образотворчества и смыслопорождения в словесном искусстве: Сб. статей к 80-летию профессора В.А. Зарецкого / Под общ. ред. И.Е. Карпухина; Отв. ред. А.С. Акбашева. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2008. С. 52-63.
24. Барковская Н.В. Поэзия «серебряного века»: Учеб. пособие. Издание 2-е, дополненное. / Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1999. 170 с.
25. Барт Р. Мифологии. / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С.Н. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 312 с.
26. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов / Пер. с нем. Г. Гаева. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. 512 с. Серия «Академия».
27. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. / Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. С.7-181.
28. Беглов В., Ануфриев Г. Борис Леонидович Пастернак // Голоса Серебряного века. Сборник материалов по русской литературе для учителей-словесников и учеников старших классов. Ч.1. А. Ахматова, Б. Пастернак. Стерлитамак: Изд-во Стерлитамак. гос. пед. института, 1992. С.112-131.
29. Белый А. Душа самосознающая. М.: Канон+, 1999. 560 с.
30. Белякова И. Ю. Концепт «пути» в поэзии Марины Цветаевой // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - №3 - С.144-149.
31. Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви // Русский Эрос, или философия любви в России / Сост. и авт. вступ. ст. В.П. Шестаков; Коммент. А.Н. Богословского. М.: Прогресс. 1991. С. 232-266.
32. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 382 с.
33. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
480 с.
34. Благов В.В. Особенности подтекстовой информации и средства ее выражения в поэтическом цикле МИ. Цветаевой «Провода» // Вестник Томского государственного педагогического университета. - № 10 (125) - 2012. С. 184-188.
35. Благов В.В. Особенности подтекстовой информации и средства ее выражения в поэтическом цикле МИ. Цветаевой «Провода» // Вестник Томского государственного педагогического университета. - № 10 (125) - 2012. С.184-188.
36. Блок А. «Я лучшей доли не искал.» (Судьба А. Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях) / Сост., очерки и комм. В.П. Енишерлова. М.: Правда, 1988. 560 с.
37. Бобринская Е. Новый человек в эстетике русского авангарда 1910-х годов // Бобринская Е. Русский авангард: истоки и метаморфозы. М.: Пятая страна, 2003. С. 71-93.
38. Бондарев Г.А. Триединый человек тела, души и духа: Опыт осмысления методологии науки о духе. М., 1999. 688 с.
39. Бонфельд М. Мощь и невесомость // Вопросы литературы. - 2003. -№5. - С. 91-99.
40. Брылина И.В. Пол как исток жизни: В.В. Розанов, Л.Н. Толстой, М.И. Цветаева // Известия Томского политехнического университета. - 2007. -Т. 311, N 7 : Философия, социология и культурология. - С. 98-103
41. Брюсов В.Я. Среди стихов: 1894-1924. М.: Советский писатель, 1990. 714 с.
42. Будаева И.Ю. «Возможные миры»: пространство как текст и текст как пространство в творчестве М. Цветаевой // Русский язык и литература рубежа XX - XIX веков: специфика функционирования: Всероссийская научная конференция языковедов и литературоведов (5-7 мая 2005 года). Самара: Изд-во СГПУ, 2005. С. 586-590.
43. Быков А.В. Поэзия М. Цветаевой и христианство // Марина Цветаева в контексте культуры Серебряного века: Материалы Четвёртых Международных Цветаевских чтений. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2008. С. 33-39.
44. Войтехович Р. Марина Цветаева и античность. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2008. 464 с.
45. Войтехович Р.С. Двойное «Я» в картине мира Цветаевой // Марина Цветаева в контексте культуры Серебряного века: Материалы Четвертых Международных Цветаевских чтений. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2008. С. 65-71.
46. Войтехович Р.С. О нраве и нравственности Цветаевой // Добро и зло в мире Марины Цветаевой: XIV Международная научно-тематическая конференция (Москва, 9 - 12 октября 2006 г.): Сб. докладов / Отв. редактор И.Ю. Белякова. - М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2007. - С. 109 - 116.
47. Волков С.О. Марине Цветаевой: Диалог с Иосифом Бродским // Звезда. - 1997. - № 1. - С. 72-79.
48. Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988. 848 с.
49. Врубель М. Письма к сестре. Воспоминания о художнике Анны Александровны Врубель. Отрывки из писем отца художника. Вступительная статья А. П. Иванова. — «Комитет популяризации художественных изданий при Государственной академии материальной культуры». Л., 1929. 208 с.
50. Гайденко П.П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века. М.: Прогресс - Традиция, 2001. 472 с.
51. Гаспаров М.Л. «Гастрономический пейзаж» в поэме Марины Цветаевой «Автобус» // Русская речь. - 1990. - № 4. - С. 20-26.
52. Гаспаров М.Л. Избранные статьи / Гаспаров М.Л. М.: Новое литературное обозрение, 1995. 478 с.
53. Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. СПб.: Азбука, 2001. 480 с.
54. Геворкян Т. «Дарующий отлив» весны 1926 года (Истоки и подтексты поздних статей Цветаевой об искусстве) // Вопросы литературы. -2002. - № 5. - С. 17-44.
55. Геворкян Т. «Пойми, как давило ее прошлое, как гудело оно, как говорило!» // Вопросы литературы. - 2007. - № 5. - С. 135-170.
56. Геворкян Т. Мифы и догадки при свете фактов. К новым материалам о Марине Цветаевой // Вопросы литературы. - 2006. - №5. - С.248-282.
57. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Том 3. Философия духа. М.: Мысль, 1977. 471с.
58. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. 409 с.
59. Головина И.С. Разграничение незаконченных произведений М. Цветаевой по степени реализации смысла // Самарский научный вестник - 2013 - № 3 (4). - С. 25-26.
60. Гостев В. А. Проблема человеческого мышления в трактате Аристотеля «О душе». // Знание и традиция в истории мировой философии. М., 2001. С. 30-68.
61. Декарт Р. Сочинения в 2т.: Пер. с лат.и франц. Т! / Сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова. М.: Мысль, 1989. 654 с.
62. Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом //Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: Пер. с лат. и фр. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 3-72.
63. Дзуцева Н. В. Игра как принцип творческого поведения в поэтическом сознании М. Цветаевой // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. Иваново: ИГУ, 1996. С. 81-90
64. Дзуцева Н.В. Поэтика автопортрета в лирике М. Цветаевой // XIII Международн. научно-тематич. конф.(9-12 октября 2005). М: Дом-музей М. Цветаевой, 2006. С. 63-75.
65. Дзуцева Н.В. Поэтология М. Цветаевой: Стихия, демон, игра // Стихия и разум в творчестве Марины Цветаевой: XII международная научно-тематическая конференция (9 -11 октября 2004 года ). М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2005. С.91-101.
66. Донецких Л.И., Ватлецова Н.А. Контрастные репрезентации словообразов Дух и Тело, объединенные темой любви в идиостиле М. Цветаевой (на материале цикла «Земные приметы») // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология», 2008. - № 3. - С. 47-54.
67. Ельницкая С.И. Пастернаковский подтекст в поэме Цветаевой «Автобус» // Марина Цветаева и Франция: Новое и неизданное: Сб. докладов международного симпозиума «Цветаева-2000» / Под ред. В. Лосской и Ж. де Пройар. М.: Русский путь. 2002. C.15-31.
68. Ельницкая С.И. Поэтический мир Марины Цветаевой: Конфликт лирического героя и действительности. Wiener Slawistischer Almanach. Wien, 1990. 396 c.
69. Ермилова Ю. Н. Концепция природы в поэме Марины Цветаевой «Автобус» // Известия Саратовского университета. 2010. Т.10. Сер. Филология. Журналистика, Вып.4. - C.74-77.
70. Ермолова И.Е., Култышева И.С., Светилова Е.И., Шопина Н.Р. АНТИЧНОСТЬ. Словарь-справочник по истории, культуре и мифологии. / Под общей ред. В.Н. Ярхо. Издание второе, исправленное. Дубна: Феникс+, 2003. 296 с.: ил.
71. Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий: Учебное пособие. М.: ФЛИНТА: Наука, 2002. 304 с.
72. Зарецкий В., Хрящева Н. Пора смятений и ее поэты // Голоса Серебряного века. Сб. материалов по русской литературе для учителей-
словесников и учеников старших классов. Ч.1. А. Ахматова, Б. Пастернак. -Стерлитамак: Изд-во Стерлитамак. гос. пед. института, 1992. - С. 3-16.
73. Зубова Л. Небо Марины Цветаевой: слово в контексте творчества // Марина Цветаева и Франция: Новое и неизданное: Сб. докладов международного симпозиума «Цветаева-2000» / Под ред. В. Лосской и Ж. де Пройар. М.: Русский путь. 2002. C.42-54.
74. Карабутенко И. Цветаева и «Цветы зла». // Москва. - № 1. - 1986. -С. 192-199.
75. Карпухина Т. П. Опыт сопоставительного исследования переводов стихотворения М. Цветаевой «Попытка ревности» на английский язык // Вестник ТОГУ, 2013. - №3 (30). - С. 229-240.
76. Катаева-Лыткина Н. «Большевик» и Марина Цветаева (Борис Бессарабов как личность и прототип героя стихотворения «Большевик» и поэмы «Егорушка») // Вопросы литературы. - №5. - 1996. - С. 272-292.
77. Кацис Л.Ф. Анализ поэмы "Автобус", или еще раз о Цветаевой, Пастернаке и Рильке // Стихия и разум в жизни и творчестве М. Цветаевой. XII Международн. научно-темат. конф.(9-11 октября 2004). Сб. докладов. М.: Дом-музей М. Цветаевой, 2005. С.205-217.
78. Кертман Л.Л. «Вы в мире подтверждены помимо меня.» (Об одной героине цветаевской прозы) // Марина Цветаева в XXI веке: Цветаевские чтения в Болшеве (2007, 2009 гг.): Сб. материалов. Королёв: Дом-музей М.И. Цветаевой в Болшеве, 2011. С. 21-30.
79. Климчукова В.Н.. Мечта о преображении реального мира в книге лирики Н. Гумилева «Огненный столп» // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - №1 (84), 2015. - С. 95 - 98.
80. Клинг O.A. Поэтический стиль М. Цветаевой и приемы символизма: притяжение и отталкивание // Вопросы литературы. - 1992. - Вып. З. - С. 74-93.
81. Кондаков И. Адова пасть (Русская литература ХХ века как единый текст) // Вопросы литературы. - 2002. - №1. - С. 3-70.
82. Кондратьева О.Н. Концепт душа в зеркале орнитологической метафоры // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. - 2011. - №2 - С.63-66.
83. Кононова М.М. Итальянские отзвуки в творческой судьбе Марины Цветаевой. СПб.: Алетейя, 2010. 424 с.: ил.
84. Корман Б.О. Избранные труды. Методика вузовского преподавания литературы. / Ред.-сост. Е.А. Подшивалова, Н.А. Ремизова, Д.И. Черашняя, В.И. Чулков. Ижевск: Изд-во «Удмуртский государственный университет», 2009. 716 с.
85. Косарева Л. А. Смысл творчества в поэзии М. Цветаевой // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. Иваново: ИГУ, 1996. С. 91-99
86. Крохина Н. П. Жизнь души как первичная ценность поэзии Цветаевой // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. Иваново: ИГУ, 1998. С. 139-146
87. Кребель И.А. Мифопоэтика Серебряного века: Опыт топологической рефлексии / И.А. Кребель. СПб.: Алетейя, 2010. 592 с.
88. Кудрова И.В. "Загадка злодеяния и чистого сердца" // Звезда. -1992. - № 10. С. 144-150.
89. Кудрова И.В. Версты, дали.: Марина Цветаева: 1922 - 1939. М.: Сов. Россия, 1991. 368 с.: ил.
90. Кудрова И.В. О Марине Цветаевой: Эссе. Письма. СПб: Союз писателей Санкт-Петербурга, 2013. 480 с.
91. Кудрова И.В. «Это ошеломляет»: (Иосиф Бродский о Марине Цветаевой) // Звезда. -1997. - № 1. - С. 210-216.
92. Кудрова И.В. «Я вся курсивом!»: (Об экспрессии в поэзии Марины Цветаевой) // Знамя. - 2011. - № 12. - С. 184-188.
93. Кудрова И.В. Болшевская Голгофа // Звезда. - 1994. - № 11. - С. 138 -155.
94. Кудрова И.В. Путь комет: В 3 т. СПб.: Крига; Издательство Сергея Ходова, 2007, ил.
95. Кудрова, И.В. Жизнь Марины Цветаевой до эмиграции: документальное повествование. СПб.: Изд-во журнала «Звезда», 2002. 310 с.
96. Кудрявцева Е.Л. Сон в жизни и творчестве Марины Цветаевой. // МПГУ - 125 лет: Научные труды МПГУ им. В.И. Ленина. Серия: Гуманитарные науки. М.: Прометей, 1997. С. 48 - 50.
97. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Йошкар-Ола: Марийский полигр.-издат. комбинат, 1998. 493 с.: ил.
98. Купцова И. А., Шишиморова Ю. И. Формирование представлений о человеке в русской культуре // Вестник Оренбургского государственного университета. - № 7. - 2007. - С. 117-122.
99. Латыпова И. Ю. Мотив душив лирике М. Цветаевой // Проблемы образотворчества и смыслопорождения в словесном искусстве. Сборник статей к 80-летию профессора В.А. Зарецкого / Под общ. ред. И.Е. Карпухина; Отв. ред. А.С. Акбашева. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2008. С. 101-108.
100. Латыпова И.Ю. Об одном поэтическом уподоблении в лирике М. Цветаевой и О. Мандельштама: время - песок // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. -№33, том 12. - С. 144-148.
101. Латыпова И.Ю. Образ вожатого в творчестве М. Цветаевой сквозь призму оппозиции «мир сей - мир тот» // Добро и зло в мире Марины Цветаевой: XIV Международная научно-тематическая конференция (Москва, 9 - 12 октября 2006 г.): Сб. докладов / Отв. редактор И.Ю. Белякова. - М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2007. - С. 179 - 184.
102. Лебедева О.Б. Традиции commediadeП'arte в лирике и драме Александра Блока («Стихи о Прекрасной Даме» - «Балаганчик» - «Снежная маска») // Имагология и компаративистика. - № 1. - 2014. - С. 145-164.
103. Лейдерман Н.Л. Русская литературная классика ХХ века: Монографические очерки / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1996. 308 с.
104. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. Харьков: Фолио.; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. 880 с. (Вершины человеческой мысли).
105. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 21-186.
106. Лосева И.Н., Капустин Н.С., Кирсанова О.Т., Тахтамышев В.Г. Мифологический словарь. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. 576 с.
107. Лосская В. Песни женщин: Анна Ахматова и Марина Цветаева в зеркале русской поэзии ХХ века. М., ГУП «Редакция журнала "Московский журнал. История государства Российского"», 1999. 320 с.
108. Лосская В. Франция Марины Цветаевой: 1939 год // Марина Цветаева в XXI веке: Цветаевские чтения в Болшеве (2007, 2009 гг.): Сб. материалов. Королёв: Дом-музей М.И. Цветаевой в Болшеве. 2011. С. 128-139.
109. Лосская В. Марина Цветаева в жизни. Неизданные воспоминания современников. М.: Культура и традиции, 1992. 347 с.
110. Лосский Н.О. Восприятие чужой душевной жизни // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1994. - №4. - С. 48-57.
111. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн: Александра, 1992. - Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. 479 с.
112. Лотман Ю.М. «Фаталист» и проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова // Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб.: Искусство, 2005. С.605-620.
113. Лубянникова Е.И. Об одной черновой тетради Цветаевой // Марина Цветаева в XXI веке: Цветаевские чтения в Болшеве (2007, 2009 гг.): Сб. материалов. Королёв: Дом-музей М.И. Цветаевой в Болшеве, 2011. С. 173-184.
114. Льюис, Д Р. Энциклопедия представлений о жизни после смерти. Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. 544с.
115. М. Цветаева об искусстве. М.: Искусство, 1991. 479 с.: ил.
116. Макашева С. Ж. Идеи Ф. Ницше в творчестве М. Цветаевой // Вестник Тюменского государственного университета. 2004. - № 2. - С. 53-59.
117. Маслова В.А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой: Учебное пособие. М: ФЛИНТА: Наука, 2004. 256 с.
118. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2000. 407 с.
119. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1991. 736 с.
120. Назиров Р.Г. О мифологии и литературе, или Преодоление смерти. Статьи и исследования разных лет. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2010. 408 с.
121. Некрасова Е.Н. Проблема человека в русском экзистенциализме (этический аспект) // Человек как философская проблема: Восток-Запад. М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1991. С. 106-117.
122. Неретина С.С. Смерть как условие бессмертия // Человек. 2002. -№4. - С. 48-62.
123. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Институт философии. М.: Культурная Революция, 2005. - Т. 4. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. / Пер. с нем. Ю.М. Антоновского; пер. комментария А.Г. Жаворонкова; науч. ред. Е.В. Ознобкиной. 2007. 432 с.
124. Новоченко В. Ева и неандерталец // Наука и религия. - 2012. - №3. - С. 40-42.
125. Нольман М.Л. От «Демона» Пушкина к «Демону» Некрасова // К истории русского романтизма. М., «Наука», 1973. С. 386 - 418.
126. Осипова Н. Семантика заглавия в художественной системе лирического цикла Марины Цветаевой «Подруга» (1914-1916) // Марина Цветаева в XXI веке: Цветаевские чтения в Болшеве (2007, 2009 гг.): Сб. материалов. Королёв: Дом-музей М.И. Цветаевой в Болшеве. 2011. С. 57-63.
127. Осипова Н.О. Марина Цветаева и Москва 1939 года // Марина Цветаева в XXI веке: Цветаевские чтения в Болшеве (2007, 2009 гг.): Сб. материалов. Королёв: Дом-музей М.И. Цветаевой в Болшеве, 2011. С. 153-163.
128. Осипова Н.О. Слово и культура в диалогах Серебряного века. М., 2008. 280 с.
129. Остапенко М.А. Образ совершенного человека в православной антропологии. Екатеринбург: ОМТА, 2004. 143 с.
130. Панн Л. Попытка теодицеи в поэзии Цветаевой // Добро и зла в мире Марины Цветаевой. XIV Международная научно-темат. конф. 9-12 октября 2006 г. Сб. докладов. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2007. С.155-166.
131. Павловский А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой: Монография. Л.: Сов. писатель, 1989. 352 с.
132. Павловский А. На перекрестке дорог: Лирический дневник М. Цветаевой. 1917-1920 // Нева - 1988. - № 7 - С. 177-194.
133. Пастернак Б. Охранная грамота // Пастернак Б.Л. Избранное. В 2 т. Т.2. М., 1985. 559 с.
134. Петровский, А.В., Туровский, М.Б. Душа // Философская энциклопедия: в 5 т. Т. 2./ гл. ред. Ф.В. Константинов. М.; 1962. С.86-90.
135. Пименова М.В. Дух и душа: особенности концептуализации. -Кемерово: Графика . 386 с.
136. Платон, Аристотель. Наука об управлении государством. М.: Изд-во Эксмо; СПб: ТеггаРайаБЙса, 2003. 864 с. (Серия «Антология мысли»)
137. Платон. Диалоги. / Пер. с древнегреч. В.Н. Карпова. СПб.: Азбука, 2000. 448 с.
138. Плотникова А.А. Душа // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995. С. 173-175.
139. Полехина М.М. Творчество Марины Цветаевой в контексте культуры: Учеб. пособие к спецкурсу для студентов гуманитарных факультетов
высших учебных заведений (для бакалавриата). М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. 242 с.
140. Поликовская Л. Главная тайна Цветаевой. «Живая душа в мертвой петле». М.: Эксмо, 2011. 228 с. (Тайная жизнь гениев).
141. Поликовская, Л. «Мудрец-филолог». Кто он? К биографии одного лирического героя Марины Цветаевой // Звезда. - 1992. - №10. - С. 173-179.
142. Понятие Души в новоевропейской философии // Православная энциклопедия. Том XVI: «Дор - Евангелическая церковь союза». М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. С. 482-489.
143. Прокофьева В.Ю. Русский поэтический локус в его лексическом представлении (На материале поэзии «серебряного века»): Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 153 с.
144. Радищев А.Н. Полное собрание сочинений в 3 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. Т. 2. 429 с.
145. Радь Э.А. История "блудного сына" в русской литературе: модификации архетипического сюжета в движении эпох: монография. М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. 276 с.
146. Радь Э.А. «Верно услышать - вот моя забота»: триединства в жизнетворчестве М.И. Цветаевой // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017, №6(72), ч.2 . - С. 45-48.
147. Райнер Мария Рильке. Борис Пастернак. Марина Цветаева. Письма 1926 года. М.: «Книга», 1990. 237 с.
148. Раков В. П. Логос и стиль Марины Цветаевой: опыт теоретического описания // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. Иваново: ИГУ, 1996. С. 71-80
149. Раков В.П. «Неизреченное» в структуре стиля М. Цветаевой // Вопросы онтологической поэтики. Потаенная литература. Иваново, 1998. С. 87102.
150. Розанов В.В. Люди лунного света: Метафизика христианства. М.: Дружба народов, 1990. 297 с.
151. Роттердамский Эразм. Философские произведения. Серия: Памятники философской мысли. М.: Наука. 1986. 704 с.
152. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М.: Агграф, 2009. 384 с.
153. Руссова С. Из уцелевших осколков (Об исследованиях жизни и творчества М. Цветаевой) // Вопросы литературы. - 2003. - №5. С. 317-329.
154. Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. М.: Эллис Лак, 1999. 816с.
155. Саакянц А.А. Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица-феникс. М.: Центрполиграф, 2000. 827 с.
156. Саакянц А.А. Тайный жар: Очерки о Цветаевой. М.: Правда, 1986.
47 с.
157. Саакянц А.А. Твой миг, твой день, твой век: Жизнь Марины Цветаевой / Вступ. ст. Н. Валеевой. М.: Аграф, 2002. 416 с.
158. Саакянц А.А. Только ли о Марине Цветаевой?: Воспоминания. М.: Аграф, 2002. 384 с., ил.
159. Савельева Л.И. Античность в русской романтической поэзии. (Поэты пушкинского круга). Казань: Изд-во Казан. университета, 1986. 77 с.
160. Сайко Е.А. Миф как прецедентный феномен в культуре Серебряного века // Миф и художественное сознание ХХ века / [отв. ред. Н.А. Хренов]; Гос. ин-т искусствознан. М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2011. С. 382-406.
161. Сандлер С. Тело и слово: тендер в цветаевском прочтении Пушкина // Русская литература XX века: исследования американских ученых. Вирджиния - СПб., 1993. С. 235-257.
162. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. М., 1993. 320 с.
163. Ситдикова Г.Ф. Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова и М.И. Цветевой //Акбашева А.С., Ситдикова Г.Ф., Латыпова И.Ю., Осипова О.В. «ЕСТЬ ТАКИЕ ГОЛОСА.»: Диалоги Марины Цветаевой: Монография. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2007. С. 135 - 201.
164. Соболевская Е.К. Соболевская Е.К. Апология смерти, или размышления по поводу ухода М.Цветаевой //Лики Марины Цветаевой: XIII Международная научно-тематическая конференция (Москва, 9 - 12 октября 2005 г.): Сб. докл./ Отв. редактор И.Ю. Белякова. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2006. С. 337 - 348.
165. Солнцева Н.М. Реальность мифа (К истории отношений М.И. Цветаевой и Н.Н. Вышеславцева) // Кафедральные записки: вопросы новой и новейшей русской литературы / Отв. ред. Н.М. Солнцева. М.: МГУ, 2002. С. 30-42.
166. Соловьев В. Оправдание добра. Нравственная философия. См. главу 2: Аскетическое начало в нравственности // Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т.1. М.: Мысль, 1988. 893с.
167. Соловьев В. Россия и Вселенская Церковь. / Пер. с англ. Г.А. Рачинского. М.: ТПО «Фабула» (репринт с издания А.И. Мамонтова, М., 1911), 1991. 448 с.
168. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб., 1893 - 1912. М., 2003. Т.1. 1420 с.
169. Тамарченко А. Диалог М. Цветаевой с Шекспиром. (Проблема "Гамлета") // Марина Цветаева. 1892-1992: Норвичские симпозиумы по русской литературе и культуре. Нортфилд (Вермонт): Русская школа Норвичского университета, 1992. С. 159-169.
170. Толкачева Е.В. Марина Цветаева на пути в Москву (По письмам и записной книжке июня 1939 года) // Марина Цветаева в XXI веке: Цветаевские чтения в Болшеве (2007, 2009 гг.): Сб. материалов. Королёв: Дом-музей М.И. Цветаевой в Болшеве, 2011. С. 140-152.
171. Толстая С. Тело как обитель души: славянские народные представления // Тело в русской культуре. М., 2005. С.51-66.
172. Тюленева Е. М. М. Цветаева и Б. Пастернак: миф о спутнике // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. Иваново: ИГУ, 1996. С. 131134.
173. Уфимцева Н.П. Античный миф как средство поэтического самоутверждения М. Цветаевой (лирический цикл «Сивилла») // «Все в груди слилось и спелось»: Пятая цветаевская международная научно-тематическая конференция (9 - 11 окт. 1997): Сб. докладов. М., 1998. С. 227 - 233.
174. Фарыно Е. «Бессонница» Марины Цветаевой (Опыт анализа цикла) // Слово.ру: Балтийский акцент. - 2011. - № 3-4. - С. 259-300.
175. Фарыно Е. Мифологизм и теологизм Цветаевой («Магдалина», «Царь-Девица», «Переулочки»). Wiener Slawistischer Almanach. Wien, 1985. 386 c.
176. Флоровский Г. Пути русского богословия. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 848 с.
177. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. 800 с. (Исследования по фольклору и мифологии Востока).
178. Фрейдин Ю.Л.Анализ стихотворения Марины Цветаевой «В огромном городе моём - ночь... » // International Journal of Slavic Linguistics and Poetics. XI. Mouton; The Hague. 1968.
179. Фромм Э. Душа человека / Эрих Фромм, пер. с нем. В. Закса. М.: АСТ: Астрель, 2011. 251 с. (Философия. Психология).
180. Харитонова А.М. Понятие тела и проблема научности новоевропейской метафизики: от Декарта к Канту // Кантовский сборник. -2012. - № 2 (40). - С. 7-29.
181. Хачатурян Л.В. Дневник поэта как литературный памятник: две редакции «Юношеских стихов» М.И. Цветаевой // Русская литература. - 2016. -№ 4. - С. 181-190.
182. Хрящева Н. Анна Андреевна Ахматова // Голоса Серебряного века. Сборник материалов по русской литературе для учителей-словесников и учеников старших классов. Ч.1. А. Ахматова, Б. Пастернак. Стерлитамак, Изд-во Стерлитамакского гос. пед. института, 1992. С.17-34.
183. Цветкова М. Английские лики Марины Цветаевой // Вопросы литературы. - 2003. - №5. - С.100-134.
184. Чепурин К.В. Человеческая душа, ее интенсивность и судьба: введение в антропологию Гегеля // История философии. - 2012. - № 17. - С. 141-159.
185. Черниенко Л.В. «Благоговение перед жизнью» как основа трагического мироощущения Марины Цветаевой // Добро и зло в мире Марины Цветаевой: XIV Международная научно-тематическая конференция (Москва, 9
- 12 октября 2006 г.): Сб. докладов. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2007. С. 145-152.
186. Четверикова Н. А. Философско-антропологические идеи В. В. Розанова в проблемном поле русского зарубежья // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2009. - №6. - С. 13-19.
187. Чирков Н. «Война и мир» Л.Н. Толстого как художественное целое // Русская классическая литература: Анализы и разборы / Под ред. Д. Устюжанина. М.: Просвещение, 1969. С. 332-357.
188. Чупашева О.М. Авторская ремарка в автобиографической прозе М. Цветаевой // Русский язык в школе. - 2012. - № 8 - С. 62-68.
189. Шалагинов Б. Поэтический цикл Марины Цветаевой «Хвала Афродите» (опыт структурального анализа) // Бiблiя i культура. - 2009. - № 11.
- С. 199-202.
190. Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии: Около 1000 статей. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Русские словари», 2001. 624 с.
191. Шахриари Маргочоиех С. Категория женской ментальности в ранней поэзии Марины Цветаевой и в поэтическом творчестве Фуруг Фаррохзад // Вестник Московского университета. Сер.9. Филология. - 2012. -№ 2. - С. 147-157.
192. Швейцер В. А. Марины Цветаева - 3-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 591 [1] с.: ил. - (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1180)
193. Шевеленко И.Д. Литературный путь Цветаевой: Идеология -поэтика - идентичность автора в контексте эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 464 с.
194. Шевеленко И.Д. M. Цветаева в 1911-1913 годы: (Формирование авторского самосознания) // Учен. зап. Тарт. унта. Вып. 917: Блоковский сб. II. Тарту, 1990. С. 50-66.
195. Шевеленко И.Д. По ту сторону поэтики: (К характеристике литературных взглядов М. Цветаевой) // Звезда. - 1992. - № 10. - С. 151-161.
196. Шехтер Т.Е. Динамика художественного сознания // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C. 323-326.
197. Щукина М. Марина Цветаева и Беттина фон Арним (О пометах Цветаевой, сделанных на полях книг из ее личной библиотеки) // Вопросы литературы. - 1996. - №4. - С. 307-313.
198. Эткинд Е. Г. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. СПб.: «Максима», 1995. 568 с.
199. Юнг К. Психологические типы. М.: Университетская книга: АСТ — (Классики зарубежной психологии), 1998. 720 с.
200. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе; сост. P.A. Гальцева. М.: Политиздат. 1991. С. 103-130.
III. Диссертации, авторефераты
201. Войтехович Р.С. Психея в творчестве М. Цветаевой: эволюция образа и сюжета: Дисс. .д-ра филол. наук. Тарту, 2005. 165 с.
202. Воскресенская М.А. Мировидение творцов Серебряного века: Дисс.. ..докт. истор. наук - СПб., 2008. 303 с.
203. Гончарова Н.А. Мифология Имени М. Цветаевой: Дисс.. канд. филол. наук. Барнаул, 2006. 171 с.
204. Гаязов Р.А. Эволюция понимания души человека: Дисс.. канд. филос. наук. Казань, 2004. 149 с.
205. Данилова Л.А. Традиции Серебряного века в творчестве, художественной критике и педагогической работе Н.Н. Вышеславцева: Дисс. .канд. искусствоведч. наук. Москва, 2009. 207 с.
206. Иванова Р.М. Судьбы России творчестве М.И. Цветаевой: литературно-художественный и историко-культурный аспекты: Дисс.. канд. филол. наук. Елец, 2011. 163 с.
207. Кавакита Н.С. Проблема архетипа в творческом опыте М.И. Цветаевой: Дисс..канд. филол. наук. М., 2004. 200 с.
208. Каспина М.М. Сюжеты об Адаме и Еве в свете исторической поэтики: Автореф..канд. филол. наук. М., 2001. 24 с.
209. Каспина M. М. Сюжеты об Адаме и Еве в свете исторической поэтики: Дисс.....канд. филол. наук. М., 2001. 251 с.
210. Кирьянова Е. Н. Феномен дома в ранней лирике Марины Цветаевой: Дисс. .канд. филол. наук. Москва, 2005. 218 с.
211. Крохина Н.П. Софийность и ее коннотации в русской литературе XIX-XX веков (поэтика всеединства): Дисс....докт. филол. наук. Шуя, 1998. 2011 с.
212. Макашева С.Ж. Творческая эволюция М.И. Цветаевой: онтология, концепция личности: Дисс....докт. филол. наук. М., 2006. 378 с.
213. Мещерякова И.А. Библейские мотивы в поэзии М. Цветаевой: Дисс. .канд. филол. наук. М., 2000. 228 с.
214. Мирская Л.А. Мифы о душе в европейской культуре XIX - ХХ вв.: Дисс.. докт. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2011. 406 с.
215. Павлова Т.Л. Конфликтосфера поэзии Марины Цветаевой: Автореферат дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2013. 18 с.
216. Переславцева Р.С. Поэтика трагического в творческой эволюции М.И. Цветаевой: Дисс..канд. филол. наук. Воронеж, 1998. 178 с.
217. Петкова Г. Поэтика лирического цикла в творчестве Марины Цветаевой: Дисс.. канд. филол. наук. М., 1994.154 с.
218. Попова Л.В. «Демоническое» в художественной культуре Серебряного века: культурфилософские аспекты: Дис. .канд. культуролог. наук. М., 2014. 221 с.
219. Радь, Э.А. История «блудного сына» в русской литературе: модификации архетипического сюжета в движении эпох: Дисс. . д-ра филол. наук: 10.01.01. Саратов, 2014. 356 с.
220. Санаева И.В. Аксиологический аспект языковой картины мира в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»: дихотомия «добро - зло»: Дисс.. канд. филол. наук. Калининград, 2007. 188 с.
221. Севастьянова В.С. Поэтика не-бытия в русской литературе 19001920-х гг. : Дисс.. докт. филол. наук. Магнитогорск, 2012. 333 с.
222. Серова М. В. Поэтические циклы Марины Цветаевой (Художественный смысл и поэтика): Автореферат дис. ... канд. филол. наук. Иваново, 1994. 21 с.
223. Скобелева В.А. Эволюция представления о душе в Древней Греции: Дисс.... канд. культурол. наук. Нижневартовск, 2009. 130 с.
224. Писарь Н.В. Дихотомия «бог - дьявол» в древнерусской языковой картине мира. Дисс.. канд. филол. наук. Калининград, 2011. 197 с.
225. Созина Е.К. Динамика художественного сознания в русской прозе 1830-1850 годов и стратегия письма классического реализма: Автореф. дисс. .д-ра филол. наук: 10.01.01 / Е.К. Созина; Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. 36 с.
226. Сомова, Е. В. Личность поэта, природа и назначение творчества в художественной концепции М. И. Цветаевой: Дисс. . канд. филол. наук. Краснодар, 1997. 274 с.
227. Цаликова, И.К. Жизнь и творчество Марины Цветаевой в рецепции зарубежной славистики (Англия, США): Дисс.. канд. филол. наук. Ишим, 2005. 224 с.
IV. Интернет-ресурсы
228. Боровикова М. Из комментария к поэме Марины Цветаевой «На Красном Коне» // Пушкинские чтения в Тарту 4: Пушкинская эпоха: Проблемы рефлексии и комментария: Материалы международной конференции. Тарту: Tartu Ülikooli Kirjastus. 2007. С.396-407. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruthenia.ru/document/542834.html (дата обращения: 27.03.2017).
229. Бургин Л.Д. Марина Цветаева и трансгрессивный эрос [Электронный ресурс]. URL: http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/tsv/?r=burgin&id=3 (дата обращения: 26.09.2016).
230. Грек Максим. Нравоучительные сочинения // [Электронный ресурс]. URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/maksim_grek/nrav_soch_1/index.html (дата обращения: 19.09.2016)
231. Демон сидящий. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 15.04.2015).
232. Мещерякова И.А. Библейские мотивы в поэзии М. Цветаевой: Дисс. ...канд. филол. наук. М., 2000. 228 с. URL: http://www.dissercat.com/content/bibleiskie-motivY-v-poezii-m-tsvetaevoi (дата обращения: 18.03.2017).
233. Независимость души от тела, её главенство // URL: http://www.verapravoslavnaya.ru/?Dusha#9 (дата обращения: 21.09.2016)
234. Ревзина О. Г. Поэтический мир М. Цветаевой в произведениях 30-х годов (цикл «Куст» и поэма «Автобус») // Творчество и Коммуникативный процесс. Вып. 6. Jerusalem, 1999. Или [Электронный ресурс]. URL: http://www.danefae.org/lib/ogrevzina/avtobus.htm. (дата обращения: 7.11.2013).
235. Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. М.: Эллис Лак, 1999.URL: http: //tsvetaeva.narod.ru/WIN/saakyan/saakMT05. html (дата обращения: 18.03.2017).
236. Сова // Новый акрополь. Философская школа // [Электронный ресурс]. URL: http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/owl/ (дата обращения: 26.09.2016).
237. Соловьев В. Божественная Сущность и Ее троякое проявление // [Электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/soloviev/vselcerk/33.html (дата обращения: 23.08.2016).
238. Соловьев В. Чтения о богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из "Трех разговоров...": Краткая повесть об Антихристе. Сост. и примечания А.Б. Муратов. - СПб.: "Худож. Лит.",1994 - 528 с.// [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/HRISTIAN/SOLOWIEW/chteniya.txt (дата обращения: 24.08.2016).
239. Юниверг Л. Абрам Вишняк и Марина Цветаева // Лехаим, май 2007. - № 5 (181) [Электронный ресурс]. URL: http: //lechaim.ru/ARHIV/181 /univerg.htm (дата обращения: 01.04.2017).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.