Секуляризация как проблема теории и истории культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Сунайт Тимур
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 162
Оглавление диссертации кандидат наук Сунайт Тимур
Введение
Глава I. Предварительное уточнение понятия секуляризма
1.1. Человек, культура, природа, цивилизация
1.2. Секуляризация, философия, наука и бытие культуры после формирования цивилизации
1.3.Секулярность, религия, атеизм, индивидуализм
Глава II. Секулярность и основные эпохи западной культуры
2.1. Античность, Средневековье и секуляризм
2.2. Ренессанс, Реформация и секуляризм
2.3. Секуляризм в Просвещении и романтизме
2.4. Особенности секулярной культуры XX века
Глава III. Индивидуализм как одно из измерений секуляризма
3.1. Понятие индивидуализма в контексте данной работы и первоначальные условия индивидуализации
3.2. Античная индивидуализация и индивидуализм
3.3. Средневековая индивидуализация и индивидуализм
3.4. Реформация, буржуазность и индивидуализм
Глава IV. Секуляризация и миф
4.1. Просвещение и миф
4.2. Миф о прогрессе в секулярной культуре XIX в
4.3. Неоархаический миф и художественное творчество
Глава V. Кризисные явления в секулярной культуре
5.1.Философия жизни, марксизм и массовизация секулярной культуры
5.2. «Сексуальная революция» и надлом мифологизма в первом послевоенном поколении в Европе
5.3. Пост-секулярный проект как реальность секулярной культуры
Заключение
Список использованной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Постсекуляризм как феномен культуры (диалектика старого и нового)2022 год, кандидат наук Лепешкин Дмитрий Германович
Философско-культурологические основания генеалогии секулярного дискурса в постсекулярном контексте2023 год, доктор наук Щипков Василий Александрович
Феномен секуляризации в европейской истории2000 год, доктор философских наук Гура, Владимир Аврамович
Дворянство как субъект секуляризации российского общества2016 год, доктор наук Радугина Ольга Алексеевна
Метафизика русского Просвещения2003 год, доктор философских наук Бубнов, Юрий Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Секуляризация как проблема теории и истории культуры»
Введение
Диссертационная работа посвящена изучению процесса секуляризации западной культуры в связи с поэтапной индивидуализацией форм культурно-исторического существования.
Актуальность темы диссертационного исследования. Современная эпоха все чаще осмысляется в терминах секуляризации и секулярной культуры. Секуляризм стал широко употребляемым понятием в публицистике, на круглых столах и в рамках дискуссий в средствах массовой информации. Распространенности данного термина и использованию его в качестве одной из глобальных характеристик современной культуры сопутствует
неопределенность, позволяющая применять данное понятие слишком свободно и без должной интеллектуальной ответственности. Это порождает ряд серьезных вопросов. Когда началась секуляризация культуры? Можно ли говорить о секулярных явлениях в пределах античной эпохи, средневековой культуры и Ренессанса или этот феномен появился в относительно недавнее время? Каковы фундаментальные признаки секулярной культуры? Возможно ли сегодня говорить о завершении секулярной эпохи и о переходе к постсекулярному обществу? Каковы были базовые предпосылки секуляризации? Тем не менее, несмотря на значительный интерес к теме научной проработки ключевого понятия не происходит. Термин «секулярная культура» выступает самоочевидным объяснительным принципом, в свою очередь не нуждающимся в объяснении. Между тем, он по прежнему четко не локализован в историческом времени. Открыт вопрос о самоизживании секуляризма в постсекулярном проекте. Этот круг вопросов создает проблемное поле для исследовательской работы и определяет ее актуальность. Опираясь на исследования, с разной степенью полноты разрабатывающие темы, соприкасающиеся с намеченной в диссертации проблемой, настоящая работа посвящена дальнейшему осмыслению процесса секуляризации с позиций культурологического знания.
Объектом исследования являются предсекулярные тенденции и оформившийся секуляризм в западной культуре.
Предметом исследования выступают базовые основания и измерения секуляризации, взятые как в диахронном, так и в синхронном аспектах.
Цель исследования заключается в выявлении логики секуляризации в ряде ее основных моментов, позволяющих выстроить ее теоретическую модель.
Для реализации поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:
1. Проследить тенденцию к секуляризации в досекулярных эпохах западной культуры;
2. Определить аналоги секуляризации в античной, средневековой и ренессансной культурах;
3. Выявить характер перехода от индивидуализации к индивидуализму в становлении секулярной культуры;
4. Рассмотреть своеобразие проявлений секуляризма в Просвещении, романтизме, массовой культуре;
5. Выявить тенденции мифологизирования в секулярной культуре;
6. Рассмотреть характерные признаки и основные этапы кризиса секуляризма.
Степень научной разработанности проблемы.
В отечественной теории культуры существуют несколько подходов к проблемам, образующим смысловую базовую структуру секуляризма как культурологического понятия.
М.М. Бахтин своим классическом трудом «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» внес значительный вклад в культурологический анализ проблематики секулярности. Карнавальные обряды рассматриваются в этой работе как полное, хотя и ограниченное праздничным временем, освобождение от благоговения перед религиозными формами, т.е. явление внецерковное, спорадический акт секуляризма.
Особенно следует отметить многотомный труд А.Ф. Лосева «История
античной эстетики», где впервые прозвучала идея о допустимости сближения
5
греческой софистики с эпохой Просвещения. Этот тезис был озвучен и в работе, испытавшей влияние Лосева, П.П. Гайденко «История греческой философии в ее связи с наукой». Эта научная позиция позволила пропустить морфологически схожие понятия сквозь сито культурологического анализа, используя в качестве критерия фундаментальную социокультурную характеристику Просвещения в качестве секулярной эпохи.
Л.М. Баткин разработал подход к вопросу о смысловой структуре секуляризма в ракурсе, близком к предложенному в данной работе, а именно в перспективе становления индивидуализма. В своей монографии «Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности» ученый подверг тщательному анализу возникновение этого феномена. Л. М. Баткин выдвинул гипотезу его зарождения и постепенного становления в период, охватывающий эпохи Возрождения, барокко и Просвещения, проведя ясную границу между индивидуализмом Нового времени и индивидностью прошлых культурно-исторических эпох.
Важную веху в истории исследования проблемы составляет работа А.М. Панченко «Русская культура в канун петровских реформ». Автор развенчивает распространенную версию о внезапности секуляризации русской культуры, произошедшей в эпоху петровских преобразований. В данной монографии демонстрируется постепенное, хотя и спорадического типа, нарастание секуляризационных процессов в течение всего XVII века.
Заслуживает отдельного упоминания монография О.А. Богдановой «Процесс секуляризации и кризис личности в западной культуре XX века". В этой работе продемонстрирована четкая корреляция между секуляризационными процессами и феноменом личности, индивидуальности. Однако хронологические рамки исследования создают определенные сложности. С точки зрения теории культуры, в отличие от историософского дискурса, в пределах которого разворачивается исследование Богдановой, невозможно корректно интерпретировать кризис личности и апогей секуляризма, не затрагивая в должной мере культурно-исторические истоки индивидуализма как одного из измерений секуляризма.
Зарубежная теория культуры затрагивает интересующую нас проблематику в первую очередь в фундаментальных трудах таких крупных ученых, как М.Вебер, Х.Зедльмайр, Х. Ортега-и-Гассет, Э. Кассирер. Проблема секуляризации входила в сферу научных интересов немецкого ученого М. Вебера на протяжении всей его научной деятельности. Классический труд Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» открыл для научного сообщества проблему взаимовлияния религии и капиталистической экономики. Поскольку капитализм напрямую связан с буржуазной культурой, то М. Вебер видел в протестантской Реформации, сыгравшей важную роль в трансформации средневекового бюргерства в буржуазно-секулярный тип культуры, одну из базовых предпосылок секуляризации.
Э. Кассирер в своем сочинении «Философия Просвещения» в значительно большей степени погрузился в сущность процесса секуляризации культуры. Это объясняется двумя основополагающими принципами, которыми руководствовался немецкий ученый. Во-первых, он детально описал инструментальный характер просвещенческой рациональности, которая действительно носила уже чисто секулярный характер. Во-вторых, максимально дистанцировался от просвещенческого типа культуры. Провести линию подобной дистанции к буржуазной культуре М. Веберу было значительно сложнее, поскольку его научная деятельность осуществлялась в эпицентре развития буржуазной культуры и капитализма.
Х. Ортеге-и-Гессету принадлежит заслуга в выдвижении и разработке проблемы массовизации общества, которая переходит в массовизацию культуры. В своей работе «Восстание масс» Ортега-и-Гассет анализирует причины массовизации культуры и интерпретирует этот процесс как кризисное явление новейшего времени. Этот подход открывает возможность вплотную подойти к изучению кризисных явлений в современной секулярной культуре.
Значительный вклад в развитие проблематики секуляризации с точки зрения
теории культуры принадлежит австрийскому ученому Х. Зедльмайру. В своем
труде «Утрата Середины» целая глава «Секуляризация ада» посвящена проблеме
7
секуляризации в области искусства, а именно в сфере изображений инфернального пространства. Исследования Зедльмайра дают возможность разрабатывать тему секуляризации, привлекая различные аспекты трансформации западной культуры. И, в числе прочих, аспект искусства.
Положения, выносимые на защиту:
1. Необходимо различать тенденции к секуляризации от секуляризации как устойчивой культурной формы.
2. Фундаментальное значение для секулярной культуры имеют мифологемы: прогресса, индивидуализма как «естественного состояния человека».
3. Секулярная культура, начиная с конца XVIII века, раздваивается на магистраль Просвещения и романтическую коррективу к нему.
4. Массовая культура представляет собой позднейший этап развития индивидуализма.
5. Обращение к архаике есть попытка преодоления кризиса секуляризма. Одним из главных парадоксов неоархаики является то, что она представляет собой феномен культуры модерна.
6. Феномен пост-секулярности должен рассматриваться осторожно, критически, в качестве гипотезы, поскольку существует множество аргументов в пользу того, что пост-секулярность не более чем вариация секуляризма
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Системный метод дал возможность рассмотреть секуляризационные процессы в качестве трансформаций, протекающих в пределах единой культурно-антропологической целостности.
Компаративный метод позволил провести сравнительный анализ отдельных феноменов, принадлежащих пространству секулярной культуры и их предпосылок, относящихся к предыдущим культурно-историческим эпохам.
Типологический метод использовался для верификации принадлежности той или иной культуры или того или иного культурно-исторического феномена к секулярному типу культуры. Соответственно, и отсутствие такой типологической принадлежности подлежало выявлению в ходе применения данного метода. Метод исторической культурологии позволил установить целостную динамику развития секуляризационных процессов в перспективе индивидуализации и формирования секулярных мифов.
Научная новизна исследования. Данная работа является первым специальным исследованием секулярной культуры, сочетающем в себе разработку теоретических предпосылок с рассмотрением культурно-исторических реалий. При этом понятие секулярной культуры проработано именно на уровне рабочих принципов осмысления эмпирического материала. Рассматривается перспектива формирования мифологии на секулярной почве и образование индивидуализма в качестве устойчивой культурно-антропологической формы, а также элементы самоотрицания секуляризма в течениях романтизма, в антибуржуазных движениях, в проектах «пост-секуляризма»: все это создает уникальные условия для комплексного, свободного от идеологических влияний исследования данного проблемного поля.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем культурологическом, историческом и философском изучении проблемного поля секулярности по целому ряду направлений и прежде всего в направлении создания теоретической модели секулярной культуры и ее проверки на прочность при обращении к различным проявлениям секулярности в пространстве и во времени.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать результаты и выводы диссертационной работы для построения специальных культурологических курсов по направлениям, изучающим истоки секулярного дискурса, секулярной мифологии, проблем массового сознания, индивидуализма и гражданского общества.
Апробация исследования.
Основные положения диссертации были представлены на научных конференциях «Свято-Троицкие ежегодные международные чтения» в г. Санкт-Петербурге (20.05.2015г.-31.05.2015г.), «Ежегодная межвузовская конференция молодых ученых «Бог. Человек. Мир» в г. Санкт-Петербурге (17.12.2015г.- 18.12.2015г.). В рамках спецкурса «Секулярные тенденции в западноевропейской Реформации и русском старообрядческом расколе» проводившемся на базе Института богословия и философии Русской христианской гуманитарной академии. В ходе «круглых столов» в цикле передач на радиостанции «Мария» («Россия: прошлое и будущее», 2011-2016гг.)
Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников и литературы, который составляет 192 наименований. Общий объем диссертационной работы - 161 страница.
Глава I
Предварительное уточнение понятия секуляризма 1.1 Человек, культура, природа, цивилизация
Секуляризация на всем протяжении своего развертывания во времени является масштабным и единым комплексом культурно-исторических процессов. Поэтому культурологический метод в изучении этого феномена наиболее соответствует самой природе данного явления. Как совокупность масштабных процессов, секуляризация развертывается во многих формах. Градация и характер этих форм является дискуссионной областью, однако будет целесообразным классифицировать эти формы по двум генеральным линиям, каждая из которых не подлежит сомнению, т.к. включает в себя исключительно общепринятые элементы понятия секуляризации. Учитывая условный, исключительно методологический, характер любого расчленения единого масштабного исторического процесса, примем как исходное в определении секуляризации два ее аспекта взаимопроникновения. В наиболее общем виде обозначить их можно так:
а) Секуляризация это процесс поэтапного исключения религии и реигиозного мировосприятия из сферы искусства, науки, отделение государства от Церкви. Формирование инструментально-технической рациональности как феномена цивилизации.
б) Секуляризация это укоренение фундаментальных изменений в пространстве самой религии. Причем речь идет не о любых трансформациях религиозного пространства, а о такого рода изменениях религиозных форм и самого мышления, которые осуществляются не исходя из собственной логики религиозного мира, а под влиянием внешних культурно-социальных процессов, которые могут быть выявены, зафиксированы.
Если секуляризация - это процесс, происходящий в культуре, то секулярность -
это фундаментальная характеристика культуры, где процесс секуляризации
зашел настолько далеко, что сама культура может быть названа и становится
секулярной. Секуляризм, в свою очередь - это самоопределение секулярной
11
культуры на уровне мифа, концепта, базовой установки и т.д. Поскольку секуляризм все же не есть просто комплекс идей и установок, а представляет себой смысловой процесс, то его динамический концепт на разных стадиях его действенности может быть вычленен лишь из исторически состоявшихся и зафиксированных культурных целостностей, имплицитно содержащих его в своем становлении. Другими словами, фундаментальный концепт секуляризма, который может быть извлечен из целого данной секулярной культуры как его смысловой элемент, указывает на его предельные основания, поскольку смысловой концепт в отличие от идеологии, ничего не превозносит для пользы дела, а именно очерчивает эти предельные основания в их данности, каковыми бы они не являлись.
Первая секулярная культура, как завершенная в своих основных чертах целостность, может быть названа без всякого сомнения: это культура Просвещения XVIII века. Именно в XVIII столетии в Западной Европе, и прежде всего во Франции, просвещенческое движение достигло такого уровня развития своих главных предпосылок, проникающей мощи своих мотивов и такой всеохватности своих методов, что больше не могло рассматриваться в качестве одного из составляющих элементов культурного целого, но само создало новую культуру, секулярную культуру Просвещения.
Обозначенные выше два измерения секуляризации предполагают множество вариаций. Однако базовым остается следующий принцип: отныне человек существует только в соотношении с другими людьми и в отношениях взаимного воздействия с природой. Такова основа секулярного взгляда на положение и место человека. Человек не воспринимает более себя и другого в вертикальном измерении с божественной трансцендентностью, как это имело место в досекулярные эпохи. Религиозность может существовать отныне лишь включаясь в рамки основополагающих секулярных структур: «человек в мире людей», «человек, пронизанный и окруженный природным миром» и т.п.
Секуляризм впервые зарождается как новый принцип исторического времени
там, где человек осознает, что помимо самого человека существует только
природный мир. Только с природным миром он может находиться в некоторых инструментальных отношениях. Это существование мира и человека, конечно, не обязательно исключает, что есть и надмирная реальность: одного Бога или множества богов. Однако сфера трансцендентного как бы выносится за скобки. Возникает дистанция по отношению ко всему религиозному строю жизни и как следствие вымывание высокой религиозности из всех измерений культуры. Секуляризм полагает принцип инструментальных отношений в основу реальности. Инструментализм выступает в качестве регулятивного принципа секуляризма. Пока что это лишь аксиоматическое утверждение. Дальше мы стараемся продемонстрировать, в следствие чего это происходит.
Итак, начиная с эпохи Просвещения, человек осознает себя внутри вполне определенных инструментальных отношений, он часть мира природного и зависим от мира. Но обладая сознанием, он неизбежно противопоставлен этому миру. Как инобытие природного мира, человек образует свой отдельный мир -культуру. Конечно, культура существовала на протяжении всей человеческой истории и даже в доисторическую эру, эпоху первобытности. Но именно секулярный человек впервые формулирует концептуальное понятие культуры. Культура противополагает себя нечеловеческому миру, который обнаруживается как оппозиция культуре и начинает пониматься как природная данность, неоформленность, природная стихийность.
Поскольку мир культуры противопоставлен природе и только природе, постольку секулярный принцип также и идею Бога и религиозные традиции включает в культуру, постольку и Бог и религия больше не над культурой, а в самой культуре, и сами «небеса», представления о божественном и священном, теперь подчинены культуре в ее противостоянии природе.
В секулярном понимании культура неизбежно начинает приобретать характер
противостояния. Теперь культура - это в самом широком смысле война человека
против неподвластной ему природы. Логика войны все более перемещается из
собственно исторического феномена столкновения между человеческими
сообществами в войну культуры за власть над природой. Поэтому война в ее
13
старом, не секулярном, понимании становится все менее легитимной, все более бедной по части смысла, все более воспринимается как проявление бессмыслицы, исторического зла.
Секулярная культура, полностью вобрав в себя логику войны и господства над природой, приходит к фундаментальному и беспрецедентному перерождению. Культура обретает задачу получить как можно большую власть над природой и, в пределе, сделать природу целиком культурой, целиком, по выражению Маркса, «неорганическим телом человека». Но что значит эта власть над природой? Это значит сделать все природные стихийные процессы подконтрольными человеку.
В конце концов, и тело человека для секуляризма ещё не достаточно принадлежит человеку. Его организм как часть природы по прежнему нуждается в завоевании. Человек болеет, испытывает физические страдания и умирает: в его организме идет множество природных, а значит неподконтрольных человеку процессов, и смерть рассматривается как доказательство того, что до тотального покорения природы ещё очень далеко. Эту часть войны ведет медицина со всеми ее отраслями. С появлением психиатрии даже сознание человека становится объектом, нуждающемся в изучении и покорении.
Однако, тут проявляется парадокс и перерождение секулярной культуры в нечто иное, нежели культура. Появление психиатрии можно фиксировать в качестве одного из симптомов перерождения культуры в цивилизацию. Парадокс ситуации состоит в том, что здесь именно сознание противопоставило человека и его культуру природе. Но при этом сама логика подчинения природы секулярной культурой на определенном этапе делает и человеческое сознание частью природы, нуждающейся в покорении. И в отношении сознания человека начинают применяться выработанные секулярной культурой инструменты овладения природой.
Цивилизация прочно связана с механизацией, а затем и автоматизацией
производства. Переход от ручного труда к фабрично-заводскому выступает в
качестве важного момента в формировании цивилизации. Заводской конвейер с
его принципом точности и калькуляции прочно связан с логикой контроля и
14
власти над природой. Стремление секулярной культуры подчинить себе природу переходит тут в преобразование природы в материал для производства. Эта трансформация характерна для цивилизации.
1.2 Секуляризация, философия, наука и бытие культуры после
формирования цивилизации Инструменты покорения природы разрабатываются секулярным сознанием предельно тщательно. В конце концов, этот инструментарий и позволяет секулярной культуре продвигаться вперед в ее борьбе за власть над природой. С момента своего появления на исторической арене секуляризм неустанно совершенствует этот инструментарий.
Известно, что философская традиция мысли существовала задолго до появления секуляризма. Начиная с Фалеса Милетского, философская традиция основывалась на стремлении к Истине. Секулярное сознание ставит перед философией иные задачи. Философия становится первой областью, которую берет на вооружение секуляризм. Так в просвещенческом движении философия становится орудием, где свет разума должен вывести человека из непросвещенного дикого состояния и сделать его хозяином природы, сделать его просвещенным и свободным: «Несомненно, существуют люди, более свободные, чем другие, по той простой причине, что не все мы просвещены одинаково»1.
Логика развития секуляризации, т.е. логика инструментального подхода, однако, находится в определенном непреодолимом противоречии с внутренней логикой самой философии, которая оказалась неспособной полностью раствориться в инструментальном мышлении. Так или иначе, философия всегда с неизбежностью выходила за пределы тех задач, которые ставились перед «инструментом покорения» природы. Более того, философия в дальнейшем сумела дистанцироваться от самой идеи «философии как инструмента покорения», определив такие интеллектуальные конструкты в качестве идеологических.
1 Вольтер. Метафизический трактат // Вольтер. Философские сочинения. М., 1988. С 227.
Однако секулярной традиции оказалось под силу сформировать более надежный дискурс в качестве инструмента власти над природой. Уже в XIX веке таковым стала научно-техническая сфера. И чем дальше, тем более определенно техническая сторона получала перевес в научном дискурсе. Огромное число научных работ посвящено теме самодовлеющего существования техники в XX веке. 2Уже звучит как аксиома постулат о том, что научно-технические революции XX века, помимо всего прочего, прочно утвердили приоритет техники.3 Техника не только становится неотъемлемой частью цивилизации, но и вырабатывается особое отношение к технике со стороны науки. Наука все более трансформируется в рационализацию техники. Именно в таком качестве, наука становится определенной универсалией для секулярной традиции XX века.
Движения секулярной традиции, развитие секуляризма в целом, должно рассматриваться как сложный и противоречивый процесс. Так, переродившись в цивилизацию, секулярная культура не исчезла полностью и в качестве культуры. Более того, культура как таковая получила в секуляризме определенный статус и защиту. Именно внутри секулярного интеллектуализма культура впервые была открыто провозглашена ценностью. Определенная отрасль научного дискурса, а именно гуманитарные дисциплины, поставили культуру и различные аспекты культуры - от языка до искусства - в центр своих исследований. Ни одно философское движение в XX веке больше не обходило проблему культуры. Все эти процессы привели к парадоксальному привилегированному положению и освобождению культуры от инструментальной роли овладения природой в рамках секуляризма. Функция борьбы за власть над природой была целиком усвоена цивилизацией.
Неожиданный факт освобождения культуры от инструментальных функций может быть подтвержден самым убедительным образом. Следует просто указать
2 См. Маркузе, Г. Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной критике.// Замечания к уточнению определения культуры. М.: АСТ, 2011. — С.79-87.
3 Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. // Размышления о технике. М.: Издательство «Весь Мир», 1997.—С. 345353..
на все более и более высокую степень освобождения секулярной культуры от морально-этических требований, норм, предписаний и табу. Этот процесс начался ещё в XIX веке в недрах романтического движения в Германии. Однако, начиная с 60-х годов XX века, он приобрел неоспоримо универсальный размах.
Сфера морали с самого начала эпохи секуляризации постепенно, но последовательно трансформировалась в сторону автономности. Уже в XIX веке в Западной Европе область морали приняла настолько автономный характер, что в свою очередь оказалась способной влиять на целые религиозные направления. Последнее особенно затронуло либеральный протестантизм и было зафиксировано в теологии одного из столпов протестантской мысли XIX века Альбрехта Ричля.4 Он утверждал, что религия приоритетным образом связана с моралью. Основным понятием теологии этого авторитетного немецкого теолога своего времени было Царство Божие. Однако оно понималось уже не как некая реальность будущего, а как то, что зреет в самой истории, постепенно раскрываясь в ней. Традиционное церковное учение о Царстве Божием тоже предполагает, что оно не есть только дело будущего. Но в резком контрасте с секулярным подходом Царство Божье воспринимается как реальность «не от мира сего»: оно и в мире и над миром. Альбрехт Ричль, уже в полном соответствии с секулярной традицией, видит Царство Божие в качестве исключительно внутриисторической реальности. Теперь оно - продукт постепенного развития самой истории. Иисус Христос, с такой точки зрения, две тысячи лет назад заложил семена постепенного культурного и морального прогресса. В конечном счете, Царство Божие - это идеал, то есть, опять же, «инструмент власти» людей над своими природными, дикими, не окультуренными побуждениями. В качестве идеала оно представляет из себя принцип такого человеческого общества, в котором людей объединяют между собой отношения любви, взаимного уважения, взаимопомощи и дружественных связей. Но это и есть принцип секулярной автономной морали, как благого инструмента власти человека над природой, в данном случае природой внутри
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Эпоха Просвещения: Целостность цивилизации и тип человека1998 год, кандидат философских наук Пеев, Георгий Иванович
Влияние секулярных и антисекулярных аспектов «нового религиозного сознания» на становление метафизики Н.А. Бердяева2021 год, кандидат наук Павлов Илья Ильич
Десекуляризация в современном российском обществе: на примере православия2019 год, кандидат наук Здоровцева Ольга Валерьевна
Христианство как системообразующий фактор в истории средневековой европейской цивилизации2012 год, доктор культурологии Пиков, Геннадий Геннадьевич
Процесс индивидуализации и мифологическое мышление в эпоху современности2007 год, доктор философских наук Матецкая, Анастасия Витальевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сунайт Тимур, 2016 год
Список использованной литературы:
1. Аверинцев С. С. Образ античности. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 480 с.
2. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. — М.: Наука, 1976. — С. 17—64.
3. Адорно Т., Хоркхаймер М.Диалектика Просвещения. Философские
фрагменты. - М.-СПб.: Медиум, Ювента,1997. — 312 с.
4. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. — М.: Серебряные нити, 2001. — 416 с.
5. Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь. - СПб.: Паритет, 2002. — 336 с.
6. Арендт Х. О революции.- М.: Европа, 2011. — 464 с.
7. Арон Р. Опиум интеллектуалов. М.: АСТ, 2015. — 480 с.
8. Асмус В. Ф. Жан Жак Руссо. — М.: Знание, 1962. — 228 с.
9. Бадью А. Малое руководство по инэстетике. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. — 156 с.
10.Барт К. Введение в евангелическую теологию. М.: Центр «Нарния», 2006 — 192 с.
11.Барт Р. Мифологии. М.: Академический Проект, 2010. — 351 с.
12.Баткин. Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М: Наука, 1989. — 272 с.
13.Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.: Наука, 1978. — 208 с.
14.Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. // Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1986. — 543 с.
15.Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990 — 159 с.
16.Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - СПб.: Азбука-классика, 2001. — 510 с.
17.Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. — 413 с.
18.Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального.
- Екатеринбург.: Издательство Уральского университета, 2000. — 95 с.
19.Бодрийяр Ж. Город и ненависть// Логос. - 1997- №9 — С.107-116.
20.Бодрийар Ж. Забыть Фуко. - СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2000— 96 с.
21.Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. М.: Прогресс, 1994.— 344 с.
22.Брагина Л. М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры. М.: Изд-во МГУ, 2002. — 384 с.
23.Бультман Р. Избранное: вера и понимание. М.:РОССПЭН, 2004. — 752 с.
24. Бурдье П. О символической власти//Социология социального пространства. — М.: Институт экспериментальной социологии; 2007. — 288 с.
25.Бурхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. — М.: Интрада, 1996.
— 390 с.
26.Валь Ж. Несчастное сознание в философии Гегеля.- СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2006. — 334 с.
27.Васильев В. А. Конфуций о добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6. С.132-146.
28.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: РОССПЭН, 2006. — 226с.
29. Вежбицкая А., Понимание культур через посредство ключевых слов, М.: Языки славянской культуры, 2001—288 с.
30.Вен П. Фуко. Его мысль и личность. - СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2013 — 193 с.
31.Вислёфф, К.Ф. Теология Лютера. - СПб.: ООО«Издательство Светоч»,
2009. —239 с.
32.Витгенштейн Л. Культура и ценность. О достоверности. — М.: АСТ,
2010. — 256 с.
33.Вольтер. Философские трактаты и диалоги .// Трактат о веротерпимо сти. М.: Эксмо, 2005.— 432 с.
34.Гайденко П.П. Время, длительность, вечность. М.: Прогресс-Традиция, 2006.— 464 с.
35.Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX в. — М.: Республика, 1997.— 495 с.
36. Гайм Р. Романтическая школа. СПб.: Наука, 2007. - 893 с.
37. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993. — 480 с.
38. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - М., 2000.????
39. Гегель Г.В.Ф. Философия религии в 2-х тт. Т..1 М.: Мысль, 1976. — 532 с.
40. Гельдерлин Ф. Гиперион. Стихи. Письма. - М.: Наука, 1988.— 718 с.
41. Гобри И. Лютер. М.: Молодая гвардия, 2000.— 513 с.
42.Гоголь Н.В. Мертвые души. - М.: Художественная литература, 1980. — 400 с.
43.Гоголь Н.В. Ночь перед Рождеством. М.: Изд. дом "Вита", 1996.-207c.
44. Гоголь Н.В. Сорочинская ярмарка. М.: Рипол классик, 2013.-39c.
45.Голосовкер Я.Э. Избранное. Логика мифа. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. — 496 с.
46.Гомер. Илиада. Спб.: Азбука-классика, 2008. — 576 с.
47. Григорьева Е.Г. Эмблема. Очерки по теории и прагматике регулярных механизмов культуры. М.: Водолей Publishers, 2005. — 232 с.
48. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001— 416 с.
49.Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М.: РОССПЭН, 2005. — 422 с.
50.Гуревич. А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. Exempla, XIII в. М.: Искусство, 1989. — 366 с.
51.Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М.: Искусство, 1990. — 395 с.
52.Делюмо Ж.Грех и страх: Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII-XVIII вв.) Екатеринбург.:Изд-во Урал. ун-та, 2003. — 752 с.
53.Делюмо Ж. Ужасы на Западе. - М.: Голос, 1994. — 416 с.
54.Деффо Д. Робинзон Крузо. - М.: Детская литература, 1970.— 272 с.
55. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. — 629 с.
56. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М.; Художественная литература, 1973.
57.Жижек С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014.— 544 с.
58.Жирар Р. Насилие и религия: причина или следствие? СПб.: Логос. 2008. № 4. С. 129-139.
59.Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: Аксиома, 1996. - 230 с.
60.Жирмунский В.М. Религиозное отречение романтизма. Материалы для характеристики Клеменса Брентано и гейдельбергских романтиков. М., 1919. - 204 с.
61.Захер-Мазох Л. фон. Венера в мехах. С-Пб.: Азбука-классика, 2008. — 224 с.
62.Зедльмайр Х. Утрата середины. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. — 640 с.
63. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека — М.: Наука, 1994.— 443 с.
64.Зомбарт В. Социология . - М.: Эдиториал УРСС, 2003.— 144 с.
65.Исаев С.А. Теология смерти: Очерки протестантского модернизма. М.: Политиздат, 1991.— 236 с.
66.Кальвин Ж. Наставление в христианское вере. Т.2.М.: Издательство РГГУ, 1998.— 479 с.
67.Кальвин Ж. Толкование на Послания апостола Павла к Римлянам и Галатам. Минск.: Издательство «Евангелие и Реформация», 2007.— 560 с.
68.Камю А. Падение. СПб.: Азбука-Классика, 2004.— 224 с.
69. Кант И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995.— 843 с.
70. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.— 591 с.
71. Карсавин Л. Монашество в Средние века. М.: Издательство «Ломоносов», 2012.— 192 с.
72. Кассирер. Э. Философия Просвещения. М.: РОССПЭН, 2004.— 400 с.
73. Кассирер Э. Философия символических форм. Т.1-3. М.: Университетская книга, 2001.— 280 с.
74. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М.: Мысль, 1989.— 285 с.
75. Кокс Х. Мирской град: Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М.: Восточная литература, 1995.— 263 с.
76. Кром М. М. Историческая антропология: Пособие к лекционному курсу. 2-е изд. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — 164 с.
77. Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М.: Наука, 1991. — 288 с.
78. Кьеркегор С. Или-или. Фрагмент из жизни: в 2 ч. СПб.: Издательство Русской Христианской Гуманитарной Академии: Амфора, 2011. — 823 с.
79. Кьеркегор С. Несчастнейший. - Сборник сочинений./Серия "Религиозные мыслители". 3-е изд. - М.:Библейско-богословский институт св. апостола Андрея,2007.- 368 с.
80. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. — 383 с.
81. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 160 с.
82. Ле Гофф Ж. Рождение Европы. СПб.: Александрия, 2007. — 400 с.
83. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М.: Прогресс, 2001— 440 с.
84. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс, 1992 . — 376 с.
85.Леви-Брюль Люсьен. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994—608 с.
86.Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М.: РОССПЭН, 2004. — 752 с.
87.Леви-Стросс Клод. Первобытное мышление. -М.: Республика, 1994.—384 с.
88.Леонтьев К.Н., Русь многоликая. К. Леонтьев, наш современник. СПб.: Изд-во Чернышева, 1993.—460 с.
89. Лифинцева Т.П. Философия и теология культуры Пауля Тиллиха. М.: Издательство «Канон+», 2009.—288 с.
90. Локк Дж. «Мысли о воспитании».// Сочинения в трех томах: Т. 3.- М.: Мысль, 1988.—668 с.
91. Локк Дж. «Опыт о человеческом разумении». М.: Мысль, 1985.—621 с.
92. Лосев А. Ф. Античная литература: учебник для высшей школы. М.: Омега-Л, 2005. — 541 с.
93. Лосев А.Ф. Двенадцать тезисов об античной скульптуре. //Студенческий меридиан №9, 10. 1983.
94. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. — 558 с.
95. Лосев А.Ф. История Античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. Т.2. М.: «Искусство», 1969. — 848 с.
96. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысь, 1978. — 624 с.
97.Лотман Ю. Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллин.: «Александра», 1992.— 472 с.
98. Лукач Г. История и классовое сознание. М.: «Логос-Альтера», 2003.— 416 с.
99. Лурье В.М. История византийской философии.- СПб.: Ах1оша, 2006.— 553 с.
100. Льюис В. Спиц. Возрождение и движение реформации. Т.II М.: Лютеранское наследие, 2003.— 452 с.
101. Лютер М. 95 тезисов. СПб.: Роза мира, 2002. — 720 с.
102. Лютер М. О рабстве воли. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1986. — 703 с.
100. Маграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса.: "Богомыслие", 1994.— 316 с.
101. Малевич К. Черный квадрат: Статьи. - СПб.: «Лениздат», 2013.— 288 с.
102. Маннгейм К. Избранное: Социология культуры. — М.: Университетская книга, 2000. — 501 с.
103.Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. М.: Академический Проект, 2010. — 775 с.
104.Маркузе, Г. Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной критике. М.: АСТ, 2011. — 382 с.
106.Мосс М. Социальные функции священного. СПб.: Евразия, 2000. — 444 с.
107.Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: Культурная революция, 2005. — 880 с.
108.Ницше Ф. Так говорил Заратустра.//Избранные произведения. СПб.: 2003. — 768 с.
109.Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.// Ортега-и-Гассет Х «Дегуманизация искусства» и другие работы. М., 1991. ???
110. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. — 587 с.
111. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. // Размышления о технике. М.: Издательство «Весь Мир», 1997.—704с.
112. Отто Р. Священное. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. — 274 с.
113. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. СПб.: Азбука-классика, 2006. — 544 с.
114. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Ленинград.: Наука, 1984. — 203 с.
115.Пико делла Мирандола Джованни. Девятьсот тезисов. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2010. — 259 с.
116.Платон. Собрание сочниений в четырех томах. Т.III. М.: Мысль,1994.- 655 с.
116. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. М.: Логос, 2001.- 296 с.
117.Руткевич А. М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития. М.: Форум, 1997. — 344 с.
118.Сад де, маркиз. Жюстина и Несчастья добродетели. М.:АСТ, 2010.- 254 с.
119. Сапронов П.А. Реальность человека в богословии и философии. СПб.: 2004.
120. Сапронов П.А. Человек среди людей. СПб.: 2014.
121.Сартр Жан Поль. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: АСТ, 2012.— 925 с.
122.Сартр Жан Поль. За закрытыми дверями. М.: АСТ, 1999.
123.Сартр Ж.П. Проблемы метода. Статьи. М.: Академический Проект, 2008. — 222 с.
124.Секст Эмпирик. Против ученых. М.: Мысль, 1975— 399 с.
125.Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений. М.: Мысль, 1975— 421 с.
126.Сервантес М. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. М.: Художественная литература, 1951.— 608 с.
127. Серебряный волк. Мистика Серебряного века: Повести и рассказы.// Чехов А.П. Черный монах. С. 210-235.
127.Смирин М.М. Германия эпохи реформации и Великой Крестьянской войны. М.:Учпелгиз, 1962.— 264 с.
128. Сочинения итальянских гуманистов XIV в. М.,1985
129.Стец Т.А. Символ, религия и история у Кассирера и Тиллиха// Философия культуры. М.:МГУ, 1994. С. 63-76.
130.Тиллих П. Теология культуры //Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юристъ, 1995. С. 236-395.
131.Тиллих П. Мужество быть // Тиллих П.Избранное. Теология культуры. М.: Юристъ, 1995. С. 7-131.
132.Тойнби А.Дж. Постижение истории: Сборник. М.: Рольф, 2001.-640 с.
133.Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1997. — 384 с.
134.Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М.: Юрист, 1994.— 719 с.
135.Узланер Д.А. Картография постсекулярного//Отечественные записки. -2013. № 1 (52)
136.Успенский Б.А. Этюды о русской истории.- СПб.: Азбука, 2002.— 480 с.
137.Фаулз Д.Р. Волхв. М.: Независимая газета, 1993.— 800 с.
138. Франклин Б. Путь к богатству. Автобиография. - М.: Эксмо, 2015 .— 472 с.
139.Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989.— 576 с.
140.Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1980.— 831 с.
141.Фрейд. З. Неудобства культуры. СПб.: Азбука-классика, 2010.— 192 с.
143.Фрейд З. Тотем и табу. СПб.: Азбука-классика, 2005.— 256 с.
144.Фридмен М., Хайек Ф. О свободе. — М.: Социум, 2003.— 186 с.
145.Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.— 272 с.
146.Фуко М. Археология знания. - Киев.: Ника-Центр, 1996.— 208 с.
147.Фуко М. История безумия в Классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997.— 576 с.
148.Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Margmem, 1999.— 480 с.
149.Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998.— 310 с
150. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: А-cad, 1994. — 408 с.
151.Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI) Диалектика секуляризации. О разуме и религии. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006.— 112 с.
152.Хабермас Ю. Постсекулярное общество - что это? Часть1// Российская философская газета. Апрель 2008. № 4 (18)
153. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб.: Наука, 2006.— 451 с.
154.Хайдеггер М. Вопрос о технике.//Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С.221-238
155.Хайдеггер М. Европейский нигилизм.// Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993
156.Хайдеггер М. Исток художественного творения. М.: Академический проект, 2005. — 526 с.
157. Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. — М.: Изограф, 2000. — 256 с.
158.Хайек Ф. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. — М.: Либеральная миссия, 2003. — 288 с.
Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. -М.: Прогресс, 1992.— 464 с.
159.Хейзинга Й. Осень Средневековья. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011.— 768 с.
160.Хейзинга Йохан. Homo ludens. Человек играющий. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011.— 416 с.
161.Хеффнер Йозеф. Христианское социальное учение. М.: Духовная Библиотека 2001.— 324 с.
162.Хоружий С.С. Постсекуляризм и ситуация человека. М.: Институт синергийной антропологии, 2011.
163.Хренов Н.А. Логика художественного процесса Нового времени: взгляд из XX века // Искусство Нового времени. Опыт культурологического анализа. СПб., 2000.
164.Хренов Н.А. Переход как повторяющееся явление в истории культуры: опыт интерпретации// Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры. М., 2000.
165.Шестов. Л. Апофеоз безпочвенности. YMCA-PRESS, PARIS. 1971. — 302 с.
166. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. СПб.: Алетейя, 1994. — 432 с.
167.Шмонин Д.В. В тени Ренессанса. Вторая схоластика в Испании. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. — 277 с.
168.Шопенгауэр. А Мир как воля и представление. М.:Наука,1993. — 672 с.
169.Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1998. — 606 с.
170. Шпенглер О. Пруссачество и социализм. М.: Праксис, 2002. - 228 с.
171.Штайн О. А. Маска как форма идентичности: Введение в философию образа. СПб. РХГА, 2012. — 160 с.
172.Эко У. Эволюция средневековой эстетики. - СПб.: Азбука-классика, 2004. — 288 с.
173.Элиаде М. Священное и мирское М.: Издательство МГУ 1994.— 144 с. 174.Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический проект. 2010.— 256 с. 175.Элиас Н. Общество индивидов. М.: Праксис, 2001. — 330 с.
176.Элиас Н. Придворное общество. М.: Языки славянской культуры, 2002. — 368 с.
177.Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. СПб.: Университетская книга, 2001. — 382 с.
178.Энафф М. дар философов. Переосмысление взаимности. М.: издательство гуманитарной литературы, 2015. — 320 с.
178.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. СПб.: Лениздат, 2014. — 256 с.
179.Эразм Роттердамский . Воспитание христианского государя. М.: Мысль, 2001. — 368с.
180.Юнгер Фридрих Георг. Ницше. М.: Праксис, 2001. — 256 с.
181.Юнг К.Г. Избранные работы. СПб.:Издательство РХГА, 2014. — 288 с.
182.Юнг К.Г. Психологические типы. СПб.: Азбука, 2001. — 736 с.
183.Berking H. «Ethnicity is Everywhere»: On Globalization and Transformation of Cultural Identity// Current Sociology. May, 2003 - Vol. 51. - № 3-4.
184. Bultmann R. Jesus Christus und die Mythologie // Glauben und Verstehen. Gesammelte Aufsatze von R. Bultmann. Bd. 4. J.C.B. Mohr (Paul Siebeck) Tubingen, 1984. - S. 141-189.
185.Fulton John. Modernity and Religious change in Western Roman Catholicism/ Two Contrasting Paradigms//Social Compass. 1997
186.Hanegraaff W.J. New Age Spiritualities as Secular Religion: a Historians Perspective// Social Compass. 1999.
187.Hanegraaff W. New Age Religion and Western Culture: Esotericism in the Mirror of Secular Thought. — Leiden. 1998.
188.Hanf Theodor. The Sacred Marker Religion, Communalism and nationalism// Social Compass. 1994 .
189.Heelas P. The New Age: Religion, Culture and Society in the Age of Postmodernity. - Oxford: Blackwell, 1996.
190.Lienard P., Boyer P. Whence Collective Rituals? A Cultural Selection Model of Ritualized Behavior// American Antropologist. - 2006.-Vol.108.- Issue 4.- P.814-827.
191. McGrath A. The open secret: a new vision for natural theology. Blackwell Pub., 2008.
192. Tillich P. Main works. N.Y.: De Gryuter, 1988.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.