Десекуляризация в современном российском обществе: на примере православия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Здоровцева Ольга Валерьевна

  • Здоровцева Ольга Валерьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 198
Здоровцева Ольга Валерьевна. Десекуляризация в современном российском обществе: на примере православия: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет». 2019. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Здоровцева Ольга Валерьевна

Введение

Глава 1. Десекуляризационные тенденции в современном российском обществе

1.1. Понятие десекуляризации в контексте современных исследований религии: теоретический анализ

1.2. Православие в структуре современного российского общества: тенденции и характеристика институциональных изменений

1.3. Десекуляризация и состояние религиозности православных россиян

Глава 2. Православная традиция в контексте секуляризации десекуляризации российского общества в ХХ - нач. ХХ1 вв

2.1. Православная религиозность в период революционной перестройки российского общества и утверждения секулярного режима в СССР (с 1917 до конца 50-х годов ХХ века)

2.2. Изменение характера православной религиозности со второй половины советского периода до распада СССР (конец 50-х -1991 г.)

2.3. Состояние религиозности православных в период перехода Российского государства от воинственно атеистического к демократическому светскому (1991-2000)

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Десекуляризация в современном российском обществе: на примере православия»

ВВЕДЕНИЕ

Религиозное возрождение, отмечаемое с конца ХХ столетия в странах Европы, Америки, России и Ближнего Востока, привлекает внимание ученых по всему миру. Переосмысление представлений о роли религии в современном обществе способствовало пересмотру концепции секуляризации и основанных на ней прогнозов о неизбежном ослаблении религии в ходе модернизации. В процессе переработки концепции секуляризации в научный оборот вошли понятия «десекуляризация» и «постсекулярное общество», призванные описать общемировые тенденции активизации религиозных верований и практик. Однако использование данных терминов в научных публикациях последней четверти века до сих пор не привело к разработке концепции, единодушно признаваемой научным сообществом, как в России, так и за рубежом. Предложенная в 2010 г. В.В.Карповым теория десекуляризации пока не нашла своих последователей, несмотря на научную необходимость в подробной разработке данного понятия и выявления его взаимосвязей с процессами секуляризации.

В России в ХХ веке секуляризация сопровождалась насильственной атеизацией общества, связанной с жестким секуляристским режимом. Это наложило отпечаток на состояние российского социума в постсоветский период. Несмотря на то, что основанная масса населения в первое десятилетие после распада СССР быстро сменила свои взгляды с нерелигиозных на религиозные, объявив себя приверженцами православия, российское общество продолжало и продолжает оставаться секулярным. Согласно данным последних статистических опросов, из определяющих себя православными граждан России - а это 86%1 - только около 3,5% ведут

Общественное мнение - 2016. М., 2017. 272 с.

религиозный образ жизни2. Среди тех, кто относит себя по конфессиональному признаку к православным, 32,5%, неверующие и 75% колеблющиеся3.

Отмечаемое в исследованиях последних 25 лет несоответствие заявленной религиозной принадлежности, практики и религиозных убеждений породило ряд научных интерпретаций «идеологического» и «этнического» православия4.

Анализируя, что представляет собой постсоветское общество в отношении к религии, часть российских ученых приходит к выводу, что в России происходят процессы возрождения религии (А.И. Кырлежев, Д.А. Узланер, А.В. Шишков), в то время как другие исследователи полагают, что о возрождении религии (в частности, православия) в полном смысле этого слова говорить еще рано(Б. Дубин, Г.Л. Кертман, А.В. Апполонов, А.А. Радугин, С.А. Королев, Б.К. Кнорре).

Между тем, начиная с 1991 года, православие вышло в публичное пространство России, Русская Православная Церковь закрепила свои позиции в отношениях с государственной властью, значительно расширила сферу общественной и культурной деятельности, в том числе в сфере образования, социальной работы и благотворительности. За православной религией законом от 1997 г. признана особая роль в истории России, в

2Casanova J. Secular Regimes and Religious Dynamics in Post-Soviet Societies: A Comparative Analysis of East Germany, Poland, Ukraine, and Russia. Lecture at Kyiv-Mohyla Academy June 18, 2013 // Общецерковная аспирантура и докторантура им.святых Кирилла и Мефодия: сайт. 2013-2017. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.doctorantura.ru/ru/proekti/seriya-lektsij-religiya-nauka/materialy (дата обращения: 17.07.2013).

3 Синелина Ю.Ю. Религиозность в современной России // Отечественные записки: электрон. науч. журн. 2013. № 1 (52). URL: http://www.strana-oz.ru/2013/1/religioznost-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 30.01.2015).

4 См., напр.: Фурман Д.Е., Каариайнен К. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании в постсоветской России. М., 2007. 248 с. ; Дубин Б. Вера большинства // Монтаж и демонтаж секулярного мира: сборник статей. М., 2014. С. 185-202 ; Зоркая Н. А. Православие в безрелигиозном обществе // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2009. № 2 (100). С. 65-84 ; Андреева Л.А. Особенности государственно-церковных отношений в СССР в 80-е годы XX века: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1996. С. 17-18 ; Karpov V., Lisovskaya E., Barry D. Ethnodoxy: How Popular Ideologies Fuse Religious and Ethnic Identities // Journal for the scientifi c Study of Religion. 2012. Vol. 51. № 4. P. 644.

становлении ее национальной культуры5. Эти тенденции вкупе со стремительным ростом числа храмов и других объектов церковной инфраструктуры свидетельствуют о происходящих в российском обществе десекуляризационных процессах. Однако, очевидно, что они имеют свою специфику.

Актуальность данного диссертационного исследования определяется необходимостью выяснить особенности протекания десекуляризационных процессов в России и причин, которые обуславливают эти особенности.

Степень разработанности темы исследования

Теоретическая разработка концепции секуляризации, с которой непосредственно связано понятие «десекуляризация», среди исследований как зарубежных, так и российских исследователей, представлена очень широко: П. Бергер, Т. Парсонс, Б. Уилсон, Р. Белла, Н. Луман, Б. Вильсон, Д. Мартин, Р. Фенн, К. Доббелере, В.И. Гараджа, А.В. Миронов, Н.Н.Зарубина, Г.В. Милославский, И.Н. Полонская, С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, Д.М. Угринович, И.Н. Яблоков. Согласно их определениям, секуляризация есть высвобождение различных сфер общества из-под религиозного влияния.

Также достаточно большой диапазон работ посвящен критике теории секуляризации и осмыслению постсекулярности: это работы конца ХХ -начала ХХ1 века зарубежных ученых Р. Старка, Р. Финка, У. Бэинбриджа, Л. Яннакконе, С. Уорнера6, Б.Тернера, Э. Звеерде, Б. Трейнора7, Х. Казановы, Ч. Тейлора, М. Розати8, а также российских: А.И. Кырлежева, Д.А.

5 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ .

6 См., например: Руткевич Е.Д. «Новая парадигма» в социологии религии: pro и contra // Вестник Института социологии. 2013. № 6. С.207-233.

7 См.подборку статей в журнале «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом» №2 (30) 2012.

8 Розати М. Постсекулярные современности: социологическое прочтение // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2014. № 1. с.272-293.

Узланера, А.О. Морозова, Е.В. Кузьминой и Р.Р. Фазлеевой9. И.Г.Каргина10 поднимает вопрос о качественном изменении дискурса секуляризации в связи с десекуляризационными тенденциями во всем мире.

При всем многообразии тематики секуляризации и секулярности, а также постсекулярности, очень мало научных исследований посвящено десекуляризации и ее концептуальной разработке, несмотря на то, что термин «десекуляризация» встречается практически у всех вышеназванных авторов и используется в значении «явление или процесс, противоположный секуляризации».

Первое и пока единственное в России диссертационное исследование, посвященное процессам десекуляризации и их философскому анализу, было проведено Э.В. Даниловой в 2003 г.11 В своей работе она выявила сущность, основные признаки, формы десекуляризации, а также ее диалектический характер и взаимосвязь с процессом секуляризации. Э.В. Даниловой также были охарактеризованы основные черты десекуляризации в России, и условия, ей благоприятствующие. Десекуляризация рассматривается исследователем с точки зрения ее прогрессивности, делается вывод о регрессивном значении данного процесса как для религии в целом (использование религии в качестве идеологии), так и для общества (автор считает, что десекуляризационные процессы ведут к нарушению права свободы совести и размыванию основ светского государства).

В.В. Карповым12 в 2010 г. была предложена теория десекуляризации в противовес существующим теориям секуляризации и постсекулярного общества. Его теория не нашла поддержки в научном мире и никем до сих пор не перерабатывалась. Более того, она была подвергнута критике А.Е.

9 Кузьмина Е.В. Фазлеева Р.Р. Постсекулярность: тенденции анализа феномена в современных религиоведческих исследованиях // Грамота. 2017. № 8(82). C. 106-112.

10 Каргина И.Г. Качественные изменения дискурса секуляризации в конце ХХ-начале XXI века // Социологические науки. Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 109-114.

11 Данилова Э.В. Десекуляризация в современном обществе: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. фил. наук. Красноярск, 2003. 24 с.

12 Карпов В.В. Концептуальные основы теории десекуляризации // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. № 2 (30). С. 114-164.

Тицианом13, который отнес ее к гипотезе ad hoc. На наш взгляд, это не умаляет ее научной ценности как основы для последующей теоретической разработки и использования в исследованиях социологического характера.

Свою интерпретацию процессов десекуляризации, секуляризации, а также постсекулярности в современном российском обществе дают А. А. Кырлежев, Д. А. Узланер, А. В. Апполонов, А. В. Шишков, А. А. Радугин, А. А. Радугина14, С. А. Королев15, К. А. Багаева16, Д. К. Богатырев, М. И. Шишова17, Б. А. Кнорре18 и др., вопроса предистории десекуляризационных процессов в России касаются Ж. Кормина и С. Штырков 19

Циклический характер процессов секуляризации в России за период с конца XVII - начала XXI века как специфическая закономерность, присущая нашему обществу, раскрыт в научной работе Ю.Ю. Синелиной 20

Научных работ, глубоко рассматривающих вопросы секуляризации сознания, практически нет. Об этом феномене упоминали в своих трудах П. Бергер, Б. Уилсон, более подробно - Х. Кокс. 21

Вопрос о секуляризации личности в России впервые был исследован Н.Б. Тузановичем22. Он рассмотрел процессы формирования секулярной личности в отечественной социокультурной практике XVII в., который

13 Тициан А.Э. Концепция десекуляризации в социологии религии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2016. № 4. С. 105-118.

14 Радугин А.А. Радугина А.А. Постсекуляризм как мировоззренческая матрица постмодерна // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 85-88.

15 Королев С.А. Секуляризация и десекуляризация в контексте концепции псевдоморфного развития России // Философская мысль. 2015. № 4. С. 1-54. Б01: 10.7256/2409-8728.2015.4.15258.

16 Багаева К.А. Концептуальные основы десекуляризации в России // Вестник Бурятского государственного ун-та. 2017. Вып. 2. С. 29-36.

17 Богатырев М.А., Шишова М.И. Постсекулярная гипотеза и особенности российской постсекулярности. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Том 16. Выпуск 3. С .95-109.

18 Кнорре Б. А. Российское православие. Постсекулярная институционализация в пространстве власти, политики и права // Монтаж и демонтаж секулярного мира: сборник статей. М., 2014. С. 42-102.

19 Кормина Ж., Штырков С. «Это наше исконно русское, и никуда нам от этого не деться»: предыстория постсовесткой десекуляризации // Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте. Сборник статей. СПб., 2015. С.7-45.

20 Синелина Ю.Ю. Циклический характер процесса секуляризации в России (социологический анализ: конец XVII - начало XXI века): дис. ... д-ра социол. наук. М., 2009. 325 с.

21

Кокс Х. Мирской град: Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте / Пер. с англ. О.Боровой и К.Туровской. М., 1995. 263 с.

22 Тузанович Н.Б. Процесс формирования секулярной личности в российском обществе первой половины xvii века: автореф. дис. ... канд. истор. наук. М., 2008. 33 с.

можно считать временем начала секуляризационных процессов в российском государстве.

Отдельные научные исследования затрагивают вопросы соотношения религиозного сознания и секуляризационных процессов. Вопрос деформации религиозного сознания под влиянием секуляризационных процессов в России рассматривает Э.А. Николаев23, проблемы мифологизации и секуляризации сознания и феномен религиозной веры в наши дни исследуют Л.Г. Интымакова24, Е.Н. Чеснова25. Л.А. Андреева26 в статье «Европа: секулярный или постсекулярный мир» с критической точки зрения рассматривает постсекулярность и ставит вопрос о секуляризации сознания более конкретно, чем другие российские и зарубежные

27

исследователи27.

Определения религиозности и религиозного сознания даны в работах религиоведов В.И. Гараджи, И.Н. Яблокова, И.Н.Полонской, С.И. Самыгина, В.Н. Нечипуренко, Д.М. Угриновича, М.Ю. Смирнова.

Вопросы современного количественного и качественного исследования религиозности рассматривают в своих работах О.В. Хлопкова28, Е.В. Пруцкова29, проблемы ее измерения в советской и современной России -

23 Николаев Э.А. Религиозное сознание и секуляризационные процессы в России // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 14. С. 78-83.

24 Интымакова Л. Г. Проблема мифологизации и секуляризации сознания в современном обществе // Концепт: электрон. науч.-методич. журн. 2013. № 7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-mifologizatsii-i-sekulyarizatsii-soznaniya-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 27.01.2017).

25 Чеснова Е.Н. Феномен религиозной веры в современном мире: особенности существования и перспективы // Научный диалог. 2013. № 11 (23): История. Философия. Социология. С. 164-176.

26 Общественные науки и современность. 2014. № 5. С. 157-165.

27 См., например: Кузьмина Т.А. Секулярное сознание и судьбы культуры // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. URL: http://portalus.ru/modules/philosophy/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1109153556&archive=0217&start _from=&ucat=& ; Кырлежев А.И. Секуляризм и постсекуляризм в России и в мире // Отечественные записки: электрон. науч. журн. 2013. № 1 (52).URL: http://www.strana-oz.ru/2013/1/sekulyarizm-i-postsekulyarizm-v-rossii-i-v-mire ; Багаева К.А. Концептуальные основы десекуляризации в России ; Хабермас Ю. Против «воинствующего атеизма» «Постсекулярное» общество - что это такое // Русский журнал. 2015. № 6.

28 Хлопкова О.В. Современные проблемы исследования религиозности // Современные исследования социальных проблем: электрон. науч. журн. 2012. № 9 (17). Систем. требования: Power Point. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-issledovaniya-religioznosti (дата обращения: 20.12.2013).

29 Пруцкова Е. В. Религиозность: способы операционализации и количественной оценки // Социология религии: материалы семинара 2010-5. Серия: Количественные исследования религии. Международная

Е.А. Кублицкая30, Л.И. Сосковец31, О.Е. Казьмина32, Б. Дубин33. К. Каариайнен и Д.Е. Фурман34 проводили социологические измерения религиозности в наиболее сложный период для российского общества -переходный от советской государственной системы к демократической.

Проблема религиозности поднимается также в работах Е.В. Панкратовой,35 А.В. Митрофановой36, измерения религиозности православных - в работах М.С. Алексеевой37, С.Д. Лебедева38 Исследование религиозных практик в современной России (в том числе и православных христиан) отражено в сборнике К. Русселе, А. Агаджанян39. Религиозность в советский период - рассматривается в подборке статей журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» № 3-4 (30) за 2012 год.

В советский период исследования религиозности населения СССР носили прерывистый характер. После революции 1917 г. и до Великой Отечественной войны крупных исследований (за исключением Всероссийской переписи 1937 г.) не проводилось. В послевоенный период

практика. М., 2010. 43 с. ; Ее же. Связь религиозности и ценностно-нормативных показателей: фактор религиозной социализации. // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2015. Вып.3(59). С.62-80.

30 Кублицкая Е.А. Особенности религиозности в современной России // Социологические исследования. 2009. № 4. С. 96-107.

31 Сосковец Л.И. Советские верующие: общие социодемографические и культурные характеристики // Вестник Томского государственного университета. 2004. № 281. С. 62-65.

32 Казьмина О.Е. Православная религиозность в современной России: историческая проблема соотношения религиозной идентичности и религиозной практики // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия История России. 2007. № 1. С.129- 135.

33 Дубин Б. Вера большинства // Монтаж и демонтаж секулярного мира: сборник статей. М., 2014. С.185-202.

34 Фурман Д.Е., Каариайнен К. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании в постсоветской России. М., 2007. 248 с. ; Их же. Религиозность в России в 90-е годы ХХ - начале XXI века / РАН. Ин-т Европы. Вып. 173. М., 2006. 92 с. ; Их же. Религиозность в России на рубеже XX-XXI столетий // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 103-119.

35 Панкратова Е.В. Религиозность и религиозная самоидентификация. URL: http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/pankrat.htm (дата обращения: 09.01.2014).

36 Митрофанова А.В. «Политическое православие» и проблема религиозности // Философия и общество. 2006. № 1. С.78-95.

37 Алексеева М.С. Воцерковленность как показатель религиозности // Социологические исследования.

2009. № 9. С. 97-102.

38 Лебедев С.Д. Парадоксы религиозности в мире Позднего Модерна // Социологические исследования.

2010. № 12. C. 85-94 ; Лебедев С.Д., Сухоруков В.В. Тесный путь не туда? // Социологические исследования. 2013. № 1. С.118-126.

39 Религиозные практики в современной России: сборник статей / под ред. К.Русселе и А.Агаджаняна. М., 2006. 298 с.

проблем религиозности в своих работах касались академики П.Н. Федосеев, Ю.П. Францев, А.Ф. Окулов, В.К. Танчер, М.И. Шахнович и др.40 Пробел в довоенных исследованиях частично был восполнен Н.Ф. Платоновым в 1961 г. публикацией работы «Православная церковь в 1917-1935 годах»41. Религиозность православных достаточно скрупулезно исследовалась в период с середины 60-х до середины 70-х годов ХХ века. Под руководством П.К. Курочкина были проведены исследования Р.А. Лопаткиным, Н.П. Андриановым, В.В. Павлюком42 В этот же период исследования православной обрядности, религиозности и религиозного сознания православного населения проводили и другие научные сотрудники Института научного атеизма СССР: А.С. Ворошилов43, Т.В. Сергиенко, Ю.Ф. Борунков, М.П. Чугуев, В.В. Сапроненко, Н.Г. Тережева, В.М. Мартынова44, также философы-религиоведы Н.С. Гордиенко45, Ю.Н. Сафронов46, Е.А. Карповский47, В.Г. Пивоваров48, А.С. Онищенко49. В позднесоветское время проблемами состояния православия и религиозности

40 Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. М., 1971. 270 с.

41 Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т.У. М.-Л., 1961, стр.206-271. Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. С. 32.

42 Результатом этой работы стали публикации: Андрианов Н.П., Лопаткин Р.А., Павлюк В.В. Особенности современного религиозного сознания. М.,1966; К обществу, свободному от религии /сборник научных статей под общей ред. Курочкина П.К., М., 1970; Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. М., 1971. Позднее Андрианов Н.П. издал отдельную книгу «Эволюция религиозного сознания» (Л., 1974. 172 с.).

43 Ворошилов А.С. Почему они в сетях религии? Современный верующий глазами социолога. Ростов н/Д., 1974. 72 с.

44 См.: Пивоваров В.Г. Религиозность: опыт и проблемы изучения. Йошкар-Ола, 1976. С.117.

45 Гордиенко Н.С. Современное православие. М.,1968, 143 с. ; Его же. Критика новых тенденций современного православия. Л, 1974. 32 с. ; Его же. Современное русское православие. Л.,1987. 304 с.

46 Сафронов Ю.Н. Общественное мнение и религиозные традиции. М.,1970.144 с.

47 Карповский Е.А. Проблемы исследования структуры религиозного сознания. Горький. 1973., 106 с.

48 Пивоваров В.Г. На этапах социологического исследования (теория и практика социологических исследований проблем атеизма и религии). Грозный. 1974., 209 с. ; Его же. Религиозность: опыт и проблемы изучения. Йошкар-Ола. 1976.,183 с.

49 Онищенко А.С. Социальный прогресс, религия, атеизм. (Эволюция современного религиозного сознания и проблемы формирования атеистического мировоззрения). Киев,1977. 343 с.

в условиях атеистической системы занимались - В.И. Гараджа50, В.К. Арсенкин51, Д.Е. Мануйлова52, В.Д. Бондаренко53.

Подробным изучением религиозности православных христиан в постсоветский период занималась В.Ф. Чеснокова54, позже - Ю.Ю. Синелина55. В.Ф. Чесноковой был разработан так называемый «индекс воцерковленности» для определения религиозности православных применительно к российским условиям.

В наши дни В.Б. Жиромская, И.Н. Киселев, Ю.А.Поляков56 провели всестороннее исследование засекреченной ранее переписи 1937 года, дающей богатый статистический материал, позволяющий судить о религиозной ситуации в советской России к началу Великой Отечественной войны.

Большая работа по исследованию проблем православия и Русской Православной Церкви проделана Н.А. Митрохиным Кроме обширной монографии «Русская Православная Церковь. Современное состояние и актуальные проблемы»57, у него есть ряд работ, посвященных православной

50 Гараджа В. И. К марксистскому пониманию роли религии и церкви в историческом процессе // Вопросы научного атеизма. Вып. 37. Православие в истории России / Редкол. В. И. Гараджа (отв. ред.) и др. М., 1988. 303 с.

51 Арсенкин В.К. В поисках духовных наследников. М., 1975. 88 с. ; Его же. Кризис религиозности и молодежь. М. 1984. 254 с.

52 Мануйлова Д.Е. Церковь как социальный институт. М.,1978. 64 с. ; Ее же. Церковь и верующий. М. 1981. 77 с.

53 Бондаренко В.Д. Религиозная община в современном обществе. Киев., 1988. 125 с.

54 Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М., 2005. 267 с. URL: http://krotov.info/history/20/1990/chesnokova_04.htm#5 (дата обращения:15.01.2014).

55 Синелина Ю.Ю. Религиозность в современной России // Отечественные записки: электрон. науч. журн. 2013. № 1 (52). URL: http://www.strana-oz.rU/2013/1/religioznost-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 30.01.2015).

56 Жиромская В.Б., Киселев И.Н., Поляков Ю.А.Полвека под грифом секретно. Всесоюзная перепись населения 1937 года. М., 1996 .152 с.

57 Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2004. 648 с.

религиозности в СССР58 и проблеме ее исследования в историческом

59

аспекте59.

Л.И. Емелях60 занималась проблемой православия в дореволюционной России и атеистическом государстве на протяжении всей своей научной деятельности, что отражено в многочисленных ее исторических работах.

Проблема упадка религиозности населения в дореволюционной России с исторической и социологической точек зрения рассмотрена в работах Л.И. Емелях, Л.А. Андреевой61, философской - в трудах В.В. Розанова, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева и др. русских философов предреволюционного периода.

Обширный материал по истории взаимоотношений церкви, общества и государства, а также подробное описание методов советской секуляризации в XX веке представлен в работах историков В.А. Цыпина, Д.В. Поспеловского, В. Русака62, С.Л. Фирсова63, М.В. Шкаровского64, К. Шайо, А.Л. Беглова65, Е.Ю. Зубковой66, а также ряда региональных исследователей Ю.В. Гераськина67, Д.Ю. Макаровой68, А.А. Федотова.69

58 Митрохин Н. Советская власть, церковь и верующие в послевоенный период // Неприкосновенный запас. 2008. №3 (59) ; Его же. Религиозность в СССР в 1954-1965 годах глазами аппарата ЦК КПСС // Неприкосновенный запас. 2010. № 5(73).

59 Митрохин Н. Болезнь под названием «Фонд уполномоченного» или несколько страниц об актуальных проблемах изучения религиозности в СССР // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. № 3-4 (30). С.505-511.

60 Например: Емелях Л. И. Антиклерикальные движения крестьян в первой русской революции. М.-Л., 1965, 202 с.; Ее же. Крестьяне и церковь накануне Великого Октября. Л. 1976, 174 с. ; Ее же. Исторические предпосылки преодоления религии в советской деревне (Секуляризация деревни накануне Великого Октября). Л., 1975, 150 с.; Русское православие и атеизм в отечественной истории. Л., 1988, 154 с.

61 Андреева Л.А. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке. // Общественные науки и современность. 2003. № 1. С. 90-100 ; Ее же. Свержение монархии в 1917 году: крушение трона и алтаря // Российский Государственный гуманитарный ун-т. РОДНАЯ ИСТОРИЯ: сайт. 2018.иЯЬ: http://rodnaya-istoriya.ru/index.php/istoriya-cerkvi/sinodalniie-period-1700-g.—поуаЬг-1917-g/sverjenie-monarxii-v-1917-godu-krushenie-trona-i-altarya.html (дата обращения: 24.01.2015) ; Ее же. Феномен религиозного индефферентизма в Российской империи // Общественные науки и современность. 2008. № 4. С. 114-124.

62 Русак В. (Степанов). История Российской церкви. Со времени основания до наших дней. Джорданвиль, 2002. 580 с.

63 Фирсов С.Л. Церковь в империи. Очерки из церковной истории эпохи императора Николая II. СПб., 2007. 460 с.

64 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939—1964 годах). М.,1999. 399 с.; Его же. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010. 480 с.

65 Беглов А. Л. В поисках безгрешных катакомб. Церковное подполье в СССР. М., 2008. 352 с.

Статистика гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке представлена в работах Н.Е. Емельянова70, Н.В.Сомина.71

В анализе и оценках состояния православия в России в советский и постсоветский период рассматриваются взаимоотношения Русской Православной Церкви и государства, и мало уделено внимания взаимоотношениям Церкви и общества. В современных исследованиях состояния православия и десекуляризации в России анализируется отношение социума к православию, проблемы религиозности и состояния религиозной практики, однако в них практически не поднимается вопрос зависимости современных десекуляризационных тенденциий от специфики советской секуляризации, в частности, проблемы секулярности сознания. Церковь, общество и индивиды являются акторами десекуляризационных процессов наряду с государством и государственными органами власти. От активности Церкви, с одной стороны, и активности общества и индивидов, обусловленной состоянием их религиозности, с другой, зависит эффективность взаимодействия всех участников десекуляризации и характер протекания десекуляризационных процессов.

Данное исследование призвано частично восполнить пробел в изучении особенностей российской десекуляризации через рассмотрение состояния религиозности православных христиан в советский и постсоветский период.

66 Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945—1953. М., 2000. 230 с.

67 Гераськин Ю.В. Русская православная церковь, верующие, власть (конец 30-х — 70-е годы ХХ века): монография. Рязань, 2007. 272 с.

68 Макарова Д.Ю. Эволюция взаимоотношений Русской православной Церкви и советского государства в 1943-1991 г.г. (на материалах Курской области): дисс. ... канд. ист. наук. Курск, 2015. 313 С.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Здоровцева Ольга Валерьевна, 2019 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева М.С. Воцерковленность как показатель религиозности // Социологические исследования. 2009. № 9. С. 97-102.

2. Андреева Л.А. Европа: секулярный или постсекулярный мир? // Общественные науки и современность. 2014. № 5. С.157-165.

3. Андреева Л.А. Особенности государственно-церковных отношений в СССР в 80-е годы XX века: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1996. 21 С.

4. Андреева Л.А. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке. // Общественные науки и современность. 2003. № 1. C. 90-100.

5. Андреева Л.А. Свержение монархии в 1917 году: крушение трона и алтаря // Российский Государственный гуманитарный ун-т. РОДНАЯ ИСТОРИЯ: сайт. 2018.URL: http://rodnaya-istoriya.ru/index.php/istoriya-cerkvi/sinodalniie-period-1700-g.—noyabr-1917-g/sverj enie-monarxii-v-1917-godu-krushenie-trona-i-altarya.html (дата обращения: 24.01.2015).

6. Андреева Л.А. Феномен религиозного индефферентизма в Российской империи // Общественные науки и современность. 2008. № 4. C. 114-124.

7. Андреенкова А.В. Престиж Русской Православной Церкви среди населения стабильно высок // СРЕДА: сайт некоммерческой Исследовательской Службы «Среда». 2011. 16 сентября. 2018. URL: http://sreda.org/opros/interes-k-pravoslaviyu (дата обращения: 15.07.2018).

8. Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. Л., 1974. 172 с.

9. Андрианов Н.П., Лопаткин Р.А., Павлюк В.В. Особенности современного религиозного сознания. М.,1966. 247 с.

10. Аполлонов А.В. Россия пострелигиозная. Краткие замечания к дискуссии о постсекулярности // Отечественные записки: электрон. науч.

журн. 2013. №1(52). URL: http://www.strana-oz.ru/2013/1/rossiya-postreligioznaya (дата обращения: 30.10.2013).

11. Арена. Атлас религий и национальностей России. URL: http://sreda.org/ru/arena/maps (дата обращения: 26.01.2015).

12. Арсенкин В.К. В поисках духовных наследников. М., 1975. 88 с.

13. Арсенкин В.К. Кризис религиозности и молодежь. М. 1984. 254 с.

14. Багаева К.А. Концептуальные основы десекуляризации в России // Вестник Бурятского государственного ун-та. 2017. Вып. 2. С.29-36.

15. Беглов А. Л. В поисках безгрешных катакомб. Церковное подполье в СССР. М., 2008. 352 с.

16. Беглов А.Л. К осмыслению феномена новомучеников и исповедников российских. Доклад на VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви на тему «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи». 2010. 25 ноября // Преображенское братство: сайт. 2016. URL: https://psmb.ru/a/k-osmysleniyu-fenomena-novomuchenikov-i-ispovednikov-rossiyskih.html (дата обращения: 04.07.2015).

17. Бергер П. Недоработанная концепция // Религиоведческие исследования. 2011. № 5-6. С. 103-109.

18. Бергер П. Фальсифицированная секуляризация // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. № 2(30). С. 8-20.

19. Бергер П., Лукман Т. Конструирование социальной реальности. М., 1995. 323 с.

20. Богатов В. Православное телевидение: проблемы и перспективы // Кавказский геополитический клуб. 06.04.2015. URL: http://kavkazgeoclub.ru/content/pravoslavnoe-televidenie-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 15.07.2018).

21. Богатырев М.А., Шишова М.И. Постсекулярная гипотеза и особенности российской постсекулярности. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Том 16. Выпуск 3. С.95-109.

22. Бондаренко В.Д. Религиозная община в современном обществе. Киев., 1988. 125 с.

23. Верховенский А. Русская православная Церковь как Церковь большинства // Pro et Contra. 2013. № 5 (60). С.17-30.

24. Владимир Путин: Русская православная церковь - одна из основ российской нации и многонационального государства // ТАСС: сайт. 2013. 23 июля. URL: http://tass.ru/politika/535265 (дата обращения: 21.10.2013).

25. Воронина Т.В. Пост как показатель религиозности российского общества ХХ века // Исторический вестник. 1999. №1. Сайт Воронежской епархии. 2018. URL: http://www.vob.ru/ (дата обращения: 16.07.2018).

26. Ворошилов А.С. Почему они в сетях религии? Современный верующий глазами социолога. Ростов н/Д., 1974. 72 с.

27. Воскресные школы: полтора века истории и новые перспективы // Русская Православная Церковь: официальный сайт Московского Патриархата. 2013. 05 марта. 2005-2017. URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/294573.html (дата обращения: 28.09.2013).

28. В Рождественских богослужениях приняли участие свыше 3 млн. человек // СОВА. Информационно-аналитический центр: сайт. 2004. 09 января. URL: http://www.sova-center.ru/religion/discussions/how-many/2004/01/d1588/ (дата обращения: 14.11.2013).

29. Всесоюзная перепись населения 1937 года: общие итоги. Сборник документов и материалов М., 2007. 320 с.

30. Гараджа В.И. Социология религии. М., 2005. 352 с.

31. Гараджа В. И. К марксистскому пониманию роли религии и церкви в историческом процессе // Вопросы научного атеизма. Вып. 37. Православие в истории России / Редкол. В. И. Гараджа (отв. ред.) и др. М., 1988. 303 с.

32. Гераськин Ю.В. Русская православная церковь, верующие, власть (конец 30-х — 70-е годы ХХ века): монография. Рязань, 2007. 272 с.

33. Гераськин Ю.В., Михайловский А.Ю. Проблема периодизации истории отношений советского государства и Русской Православной

179

Церкви // Вестник Томского государственного университета. История. 2010. № 3(11). С. 110-122.

34. Гордиенко Н.С. Современное православие. М.,1968, 143 с.

35. Гордиенко Н.С. Критика новых тенденций современного православия. Л, 1974. 32 с.

36. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л.,1987. 304 с.

37. Данилова Э.В. Десекуляризация в современном обществе: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. фил. наук. Красноярск, 2003. 24 с.

38. Данные о количестве посетивших пасхальные богослужения // СОВА. Информационно-аналитический центр: сайт. 2009. 20 апреля. URL: http://www.sova-center.ru/religion/discussions/how-many/2009/04/d15793/(дата обращения: 14.11.2013).

39. Данные о посетивших пасхальные богослужения в 2016 году // СОВА. Информационно-аналитический центр: сайт. 2016. 06 мая. URL: http://www.sova-center.ru/religion/discussions/how-many/2016/05/d34454 (дата обращения: 05.11.2017).

40. Данные о посетивших рождественские богослужения // СОВА. Информационно-аналитический центр: сайт. 2008. 09 января. URL: http://www.sova-center.rU/religion/discussions/how-many/2008/01/d12353/ (дата обращения: 14.11.2013).

41. Данные о посетивших рождественские богослужения в 2016 году // СОВА. Информационно-аналитический центр: сайт. 2016. 12 января. URL: http://www.sova-center.ru/religion/discussions/how-many/2016/01/d33594 (дата обращения: 05.11.2017).

42. Динамика доверия социальным институтам за последние 5 лет // ЛЕВАДА-ЦЕНТР: сайт. 2016. 13 октября. 2003-2017. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.levada.ru/2016/10/13/institutsionalnoe-doverie-2/ (дата обращения: 15.10.2017).

43. Доверие Русской православной церкви. Опрос населения // База данных Фонда «Общественное мнение». 2010. 14 января. 2003-2011. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: https: //bd. fom. ru/report/map/az/%C2/dominant2010/dom 1001/d100110 (дата обращения: 10.10.2013).

44. Дубин Б. Вера большинства // Монтаж и демонтаж секулярного мира: сборник статей. М., 2014. 406 С.

45. Емельянов Н.Е. К вопросу о числе новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в ХХ веке // СТАВРОС: сайт.2014. URL: http://stavroskrest.ru/content/emelyanov-ne-k-voprosu-o-chisle-novomuchenikov-i-ispovednikov-russkoj -pravoslavnoj -cerkvi-v-xx (дата обращения: 05.07.2015).

46. Емельянов Н.Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917-1952 годы). URL: http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/nmstat4.html?/ans (дата обращения: 18.12.2014).

47. Емелях Л. И. Крестьяне и церковь накануне Великого Октября. Л. 1976, 174 с.

48. Емелях Л. И. Исторические предпосылки преодоления религии в советской деревне (Секуляризация деревни накануне Великого Октября). Л., 1975, 150 с.

49. Жидкова Е. Советская гражданская обрядность как альтернатива обрядности религиозной// Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 3-4 (30).С. 424.

50. Жиромская В.Б. Религиозность народа в 1937 году (По материалам Всесоюзной переписи населения) // Исторический вестник. 2000. № 5. URL: http://krotov.info/history/20/1930/1937_zher.htm (дата обращения: 23.01.2015).

51. Жиромская В.Б., Киселев И.Н., Поляков Ю.А. Полвека под грифом «секретно»: Всесоюзная перепись населения 1937 года. М., 1996.152 с.

52. Жук С. Религиозные практики, повседневная религиозность и

западная массовая культура в закрытом городе Днепропетровске в

181

послесталинское время // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 3-4 (30). С.373-374.

53. Журавский А.К. О защите светского государства, Конституции и законодательства // MAXPARK: социальная сеть. 2012.11.декабря. 20092014. URL: http://maxpark.com/community/43/content/1703119 (дата обращения: 30.10.2013).

54. Журнал «Безбожник» и другая антирелигиозная пропаганда в СССР // История пропаганды: сайт. URL: http://propagandahistory.ru/393/ZHurnal-Bezbozhnik-i-drugaya-antireligioznaya-propaganda-v-SSSR/ (дата обращения: 23.12.2014).

55. Журналы Московской Патриархии. Выпуски 1946-1991 годы.

56. Звеерде Э. Осмысливая «секулярность». // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. № 2(30). С.69-113.

57. Зимова Н.С. Аудитория «Православного интернета» в России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 24 (119). Выпуск 12. с.171-174.

58. Зоркая Н.А. Православие в безрелигиозном обществе // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2009. № 2 (100). С. 6584.

59. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945—1953. М., 2000. 230 с.

60. Ильин И.А. Кризис безбожия: сборник статей. М., 2005. 496 с.

61. Игумен Дамаскин (Орловский). Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период // URL: http://www.goldentime.ru/nbk_22.htm (дата обращения: 23.12.2014).

62. Игумен Никон (Воробьев). Письма духовным чадам. Аудиокнига. Русский Паломник, 2006. 1 MP 3. Загл. с этикетки диска.

63. Игумен Петр (Мещеринов). Духовная борьба в России. Доклад на XVII Международной Экуменической конференции в Бозе //

БОГОСЛОВ.RU: науч. богосл. портал. 2009. 6 октября. 2007-2017. URL: http://www.bogoslov.ru/text/486182.html (дата обращения: 16.03.2014).

64. Интерес к православию и спрос на духовное образование // СРЕДА: сайт некоммерческой Исследовательской Службы «Среда». 2011. 16 сентября. 2018. URL: http://sreda.org/opros/interes-k-pravoslaviyu (дата обращения: 15.07.2018).

65. Интымакова Л. Г. Проблема мифологизации и секуляризации сознания в современном обществе // Концепт. электрон. науч.-методич. журн. 2013. № 7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7problema-mifologizatsii-i-sekulyarizatsii-soznaniya-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 27.01.2017).

66. Ипатова Л.П. Типы религиозного обращения современных верующих женщин Русской Православной Церкви МП: дисс. ... канд. соц. наук. М., 2006. 178 с.

67. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Религиозность в России на рубеже ХХ-XXI столетий // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 103119.

68. Казьмина О.Е. Православная религиозность в современной России: историческая проблема соотношения религиозной идентичности и религиозной практики // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия История России. 2007. № 1. С.129- 135.

69. Каргина И.Г. Качественные изменения дискурса секуляризации в конце ХХ-начале XXI века // Социологические науки. Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С.109-114.

70. Карпов В.В. Концептуальные основы теории десекуляризации // Государство, религия, Церковь в России и зарубежом. 2012. № 2 (30). С. 114-164.

71. Карповский Е.А. Проблемы исследования структуры религиозного сознания. Горький, 1973. 106 с.

72. Касьянова К. О русском национальном характере. Монография. М., 2003. 560 с.

73. Кириченко О.В. Особенности традиции духовничества в советский период // Исторический вестник. 1999. №1. Сайт Воронежской епархии. 2018. URL: http://www.vob.ru/ (дата обращения: 16.07.2018).

74. Кнорре Б. А. Российское православие. Постсекулярная институционализация в пространстве власти, политики и права // Монтаж и демонтаж секулярного мира: сборник статей. М., 2014. С. 42-102.

75. К обществу, свободному от религии: сборник научных статей / под ред. П.К.Курочкина. М., 1970. 278 с.

76. Кожевина К. «Верит - не верит»: особенности российской религиозности. О религиозности россиян и американцев // ФОМ: сайт фонда «Общественное мнение». 2013. 14 июня. URL: http://fom.ru/blogs/11820 (дата обращения: 07.07.18)

77. Кокс Х. Мирской град: Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте / Пер. с англ. О.Боровой и К.Туровской. М., 1995. 263 с.

78. Количество людей, посетивших на Пасху кладбища, в два раза превышает количество пришедших в храмы // СОВА. Информационно-аналитический центр: сайт. 2004.13 апреля. URL: http://www.sova-center.ru/religion/discussions/how-many/2004/04/d2125/ (дата обращения: 14.11.2013).

79. Кормина Ж., Штырков С. «Это наше исконно русское, и никуда нам от этого не деться»: предыстория постсовесткой десекуляризации // Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте. Сборник статей. СПб., 2015. 280 С.

80. Королев С.А. Секуляризация и десекуляризация в контексте концепции псевдоморфного развития России // Философская мысль. 2015. № 4. С.1-54. DOI: 10.7256/2409-8728.2015.4.15258.

81. Королева Л.А., Молькин А.Н. Религиозность советского населения в 1960-1980 гг. (по материалам Пензенской области) // Genesis: исторические исследования. 2014. № 1. С.17-23. DOI: 10.7256/2306-420X.2014.1.10344.

82. К Поясу Пресвятой Богородицы приложилось почти 3 млн. россиян // VESTI.RU: интернет-газета. 2011. 28 ноября. 2001-2017. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=644160&tid=94594 (дата обращения: 14.11.2013).

83. Кравченко М.И. Демографическая ситуация в России // URL: http://rusrand.ru/forecast/demograficheskaja-situatsija-v-rossii- (дата обращения: 21.03.2017).

84. Краснов М.А. Государство светское или секулярное? // Нескучный сад. Журнал о православной жизни: электрон. журн. 2011. № 0"0000. URL: http://www.nsad.ru/articles/gosudarstvo-svetskoe-ili-sekulyarnoe (дата обращения: 15.10.2013).

85. Кублицкая Е.А. Особенности религиозности в современной России // Социологические исследования. 2009. № 4. С. 96-107.

86. Кузьмина Т.А. Секулярное сознание и судьбы культуры // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. URL: http: //portalus .ru/modules/philosophy/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1 109153556&archive=0217&start_from=&ucat=& (дата обращения: 15.04.2018).

87. Кузьмина Е.В. Фазлеева Р.Р. Постсекулярность: тенденции анализа феномена в современных религиоведческих исследованиях // Грамота. 2017. № 8(82). C. 106-112.

88. Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. М., 1971. 270 с.

89. Кырлежев А.И. Постсекулярная концептуализация религии // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. № 2(30) с.52-68.

90. Кырлежев А.И. Постсекулярная эпоха // Континент. 2004. № 120. С.252-264.

91. Кырлежев А.И. Секуляризм и постсекуляризм в России и в мире // Отечественные записки: электрон. науч. журн. 2013. № 1 (52) URL: http://www. strana-oz.ru/2013/1/sekulyarizm-i-postsekulyarizm-v-rossii-i-v-mire (дата обращения: 24.02.2018).

92. Кырлежев А.И., Троицкий К.Е. Современное российское православие // Континент. 2011. № 149.

93. Кырлежев А.А., Шишков А.В. Постсекулярное в пост-атеистической России. Систем.требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://synergia-isa.ru>wp...2012/02/kyrlezhev-shishkov (дата обращения: 20.10.2013).

94. Кырлежев А.И. Эра постсекуляризма. // PRAVMIR.RU Православие и мир: портал. 2013. 20 февраля. 2003-2017. URL: http://www.pravmir.ru/era-postsekulyarizma/ (дата обращения: 09.10.2013).

95. Лебедев С.Д. Парадоксы религиозности в мире Позднего Модерна // Социологические исследования. 2010. № 12. C. 85-94.

96. Лебедев С.Д., Сухоруков В.В. Тесный путь не туда? // Социологические исследования. 2013. № 1. С.118-126.

97. Мазырин А. В., иерей. Место женщин с соборе новомучеников и исповедников российских. Доклад на IV Международных образовательных Покровских чтениях «Образ женщины в небесном и земном» (Хельсинки, 14-15.10.2013 г. ) // Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т: сайт. 2005-2012. URL: http://pstgu.ru/news/life/history_rpc/2013/10/29/48859/ (дата обращения:18.05.2015).

98. Макарова Д.Ю. Эволюция взаимоотношений Русской православной Церкви и советского государства в 1943-1991 г.г. (на материалах Курской области): дисс. ... канд. ист. наук. Курск, 2015. 313 С.

99. Мануйлова Д.Е. Церковь как социальный институт. М.,1978. 64 с.

100. Мануйлова Д.Е. Церковь и верующий. М. 1981. 77 с.

101. Матецкая А.В. Диффузная религиозность в современном обществе // СВЕЧА-2013. Том 25. Религия, religio и религиозность в региональном и глобальном измерении. Материалы международной конференции «Религия и религиозность в локальном и глобальном измерении» (30-31.10.2013, Владимир, ВлГУ). Владимир, 2013. С. 6-14.

102. Матяш Т.П. Религиозная культура: аргументы «за» и «против» // Философия права. 2014. № 1 (62). С. 92-96.

103. Матяш Т.П. Истоки русской культуры: «славизм» или византизм? // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Философия. Социология. Право. 2017. № 10(259). С. 192-198.

104. МЕМОРИАЛ: сайт правозащитного Центра «Мемориал».1989-2017. URL: https://www.memo.ru/ru-ru/events/calendar/206#list (дата обращения: 22.12.2017).

105. Митрополит Ростовский Меркурий: Именно воскресная школа и является тем местом, где ребенок и взрослый могут получить полноценные знания о православной вере // Русская Православная Церковь: официальный сайт Московского Патриархата. 2013. 20 марта. 2005-2017. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2858911.html (дата обращения: 28.09.2013).

106. Митрофанова А.В. «Политическое православие» и проблема религиозности // Философия и общество. 2006. № 1. С.78-95.

107. Митрофанов Г.Н., протоиерей. Канонизация новомучеников и исповедников российских в Русской Православной Церкви // PRAVMIR.RU Православие и мир: портал. 2012. 14 ноября. 2003-2017. URL:http://www.pravmir.ru/protoierej-georgij-mitrofanov-kanonizaciya-novomuchenikov-i-ispovednikov-rossij skix-v-russkoj-pravoslavnoj -cerkvi/ (дата обращения: 05.07.2015).

108. Митрохин Н.А. Болезнь под названием «Фонд уполномоченного» или несколько страниц об актуальных проблемах изучения религиозности в СССР // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. № 3-4 (30). С.505-511.

109. Митрохин Н.А. Религиозность в СССР в 1954-1965 годах глазами аппарата ЦК КПСС // Неприкосновенный запас. 2010. № 5(73). С.94-114.

110. Митрохин Н.А. Русская православная церковь в 1990 году // НЛО.2007. № 83.URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2007/83/mi21.html (дата обращения: 01.017.2018).

111. Митрохин Н.А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2004. 648 с.

112. Митрохин Н.А. Советская власть, церковь и верующие в послевоенный период // Неприкосновенный запас. 2008. №3 (59). С.89-93.

113. Морозов А.О. Наступила ли постсекулярная эпоха? // Континент: электрон. журн. 2007. № 131. 2007-2017.

114. Николаев Э.А. Религиозное сознание и секуляризационные процессы в России // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 14. С.78-83.

115. Образ Русской Православной Церкви // СРЕДА: сайт некоммерческой Исследовательской Службы «Среда». 2013. 6 июля. 2017. URL: http://sreda.org/2013/04-07-13-obraz-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi/25144 (дата обращения: 13.10.2013).

116. Об участии верных в Евхаристии // Русская Православная Церковь: официальный сайт Московского Патриархата. 2015. 03 февраля. 2005-2017. URL. http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html (дата обращения:

30.11.2017).

117. Общественное мнение - 2016. М., 2017. 272 с.

118. Оленич Т.С., Несмеянов Е.Е. «Молодежь и православие» в контексте формирования традиционных культурных ценностей // www.Theologos.ru: сайт. 22 с. URL: http://theologos.ru/fond/kulturologiya/molodezh_i_pravoslavie_v_kontekste_for mirovaniya_traditsionnykh_kulturnykh_tsennostey/ (дата обращения:

24.10.2018).

119. Онищенко А.С. Социальный прогресс, религия, атеизм. (Эволюция современного религиозного сознания и проблемы формирования атеистического мировоззрения). Киев,1977. 343 с.

120. Основы религии и светской этики в школе. Опрос населения // База данных Фонда «Общественное мнение». 2007. 24 марта. 2003-2011. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: https://bd.fom.ru/report/cat/rel_rel/d101116 (дата обращения: 10.10.2013).

121. Открытое письмо десяти академиков РАН президенту Российской Федерации В.В.Путину. URL: http://www.skeptik.net/religion/science/10academ.htm (дата обращения:

19.10.2013).

122. Панкратова Е.В. Религиозность и религиозная самоидентификация // URL: http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/pankrat.htm (дата обращения:

09.01.2014).

123. Патриарх Кирилл: четыре года церковного служения // Всероссийский центр изучения общественного мнения: сайт. 2013. 06 февраля. Пресс-выпуск № 2224. 2000-2017. http ://wciom.ru/ zh/print_q.php?s_id=890&q_id=61884&date=27.01.2013 (дата обращения: 16.11.2013).

124. Пивоваров В.Г. На этапах социологического исследования (теория и практика социологических исследований проблем атеизма и религии). Грозный. 1974., 209 с.

125. Пивоваров В.Г. Религиозность: опыт и проблемы изучения. Йошкар-Ола. 1976., 183 с.

126. Под шифром 26.00.01. ВАК приняла под свое крыло новую специальность - теологию // Российская газета: интернет-портал. Федеральный выпуск. 2015. 12 октября. № 6801 (230). 1998-2017. URL: https://rg.ru/2015/10/13/teologiya.html (дата обращения: 12.11.2015).

127. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке. М.,1995. 511 с.

128. Попов И. В., Шкаровский М. В. Приходы Псковской миссии //Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 26-27. СПб., 2002. С. 53-62.

129. Православие в России: прошлое и настоящее // Всероссийский центр изучения общественного мнения: сайт. 2013.12.11. Пресс-выпуск № 2451. 2000-2017. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114598 (дата обращения: 15.11.2013).

130. Православное Рождество. Опрос населения // База данных Фонда «Общественное мнение». 2007. 24 марта. 2003-2011. URL: https://bd.fom.ru/report/cat/lei_/new_ye/d070313 (дата обращения: 11.10.2013).

131. Православная Русь // RESTEC: сайт выставочного объединения. 2017. URL: http://pravoslav-expo.ru/press-centre/press-releases/ (дата обращения:

30.11.2017).

132. Православная Русь 2017 // GENERALEXPO: выставочный портал. 2012-2017. URL: https: //generalexpo. ru/cat_exhibition/events/event_info/e 13602 (дата обращения: 02.12.2017).

133. Православное христианство. Каталог православных ресурсов сети интернет. URL: http://www.hristianstvo.ru/massmedia/radio/(дата обращения

15.07.2018).

134. Протест ученых против кафедры теологии в МИФИ священник сравнил с публичным доносом советских времен // NEWSru.com: сайт. 2013. 11 июня. Дата обновления: 07.12.2017. 2000-2017. URL: http://www.newsru.com/religy/11jun2013/schmalij.html (дата обращения: 30.10.2013).

135. Пруцкова Е. В. Религиозность: способы операционализации и количественной оценки // Социология религии: материалы семинара 2010-5. Серия: Количественные исследования религии. Международная практика. М., 2010. 43 с.

136. Пруцкова Е.В. Связь религиозности и ценностно-нормативных показателей: фактор религиозной социализации //Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2015. Вып.3(59). С.62-80.

137. Радугин А.А. Радугина А.А. Постсекуляризм как мировоззренческая матрица постмодерна // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С.85-88. Розанов В.В. Около церковных стен. Т.1. СПб., 1906. 416 с.

138. Рейснер М.А. Государство и верующая личность / Сборник статей. СПб.,1905. 429 С.

139. Религиозная идентичность и воцерковленность. Опрос населения // База данных Фонда «Общественное мнение». 2008. 24 апреля. 2003-2011. URL: https://bd.fom.ru/report/map/d081623 (дата обращения: 10.10.2013).

140. Религиозные практики в современной России: сборник статей / под ред. К. Русселе и А. Агаджаняна. М., 2006. 298 с.

141. Розати М. Постсекулярные современности: социологическое прочтение // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2014. № 1. с.272-293.

142. Россияне высказались против преподавания религии в школе // Известия: сайт. 2013.01.03. URL: https://iz.ru/news/545876 (дата обращения: 26.07.2018).

143. Русак В. (Степанов). История Российской церкви. Со времени основания до наших дней. Джорданвиль, 2002. 580 с.

144. Руткевич Е.Д. «Новая парадигма» в социологии религии: pro и contra // Вестник Института социологии. 2013. № 6. С.207-233.

145. Сайт рекламного агентства Бренд Медиа. URL:

http://www.brandmedia.ru/serv_idP_51_idP1_68_idP2_2425.html (дата

обращения: 1.07.2018).

146. Самыгин С. И., Нечипуренко В. Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996. 672 с.

147. Сафронов Ю.Н. Общественное мнение и религиозные традиции. М.,1970.144 с.

148. Сибирева О.А. Православная религиозность в позднем СССР // Неприкосновенный запас. 2010. № 5(73). С 115-126.

149. Синелина Ю.Ю. Религиозность в современной России // Отечественные записки: электрон. науч. журн. 2013. № 1 (52). URL: http://www.strana-oz.ru/2013/1/religioznost-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 30.01.2015).

150. Синелина Ю.Ю. Циклический характер процесса секуляризации в России (социологический анализ: конец XVII - начало XXI века). Дисс. ... д-ра социол. наук. М., 2009. 325 с.

151. Синодальная комиссия по канонизации святых // Русская Православная Церковь: официальный сайт Московского патриархата. 20052018. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/65980.html) (дата обращения: 08.05.2015).

152. Смерть патриарха Алексия II. Опрос населения // База данных Фонда «Общественное мнение». 2008. 18 декабря. 2003-2011. URL: https: //bd.fom.ra/report/map/az/о/new/d085010 (дата обращения: 10.10.2013).

153. Современное общество. 1879,1880,1881. Вып.1 Год второй. Книга 3. СПб.,1881 г. 948 С.

154. Солодовник С. Россия: официальная Церковь выбирает власть// Pro et Contra. 2013. № 3-4(59). С.6-26.

155. Сомин Н. В. К вопросу о числе репрессированных за православную веру в России в ХХ в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 3 (64). С. 101-110.

156. Сосковец Л.И. Советские верующие: общие социодемографические и культурные характеристики // Вестник Томского государственного университета. 2004. № 281. С. 62-65.

157. Состав и количество религиозных организаций, сведения о которых внесены в ведомственный реестр зарегистрированных в Российской Федерации некоммерческих организаций на 01.07.2015 года // Interfax: сайт. 1991-2017. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=reference&div=98 (дата обращения: 29.11.2017).

158. Социологическое исследование «Религия в молодежной среде» // ШАНС: сайт многофункционального молодежного Центра «Шанс». URL: http://dmoshans.ru/shans-press/sociologicheskie-issledovaniya/sociologicheskoe-issledovanie-religiya-v-molodezhnoy-srede-/ (дата обращения: 17.07.2018).

159. Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991 -2015г.г. (приложение к сборнику «Российский статистический ежегодник. 2016») // Федеральная служба государственной статистики: сайт.1999-2017. Систем. требования: Microsoft Excel. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publication s/catalog/doc_1270707126016 (дата обращения: 16.11.2017).

160. Статистический ежегодник России 1913 г. (год десятый). СПб., 1914. 112 с. // Исторические материалы: сайт. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://istmat.info/node/7683 (дата обращения: 26.01.2015).

161. Тициан А.Э. Концепция десекуляризации в социологии религии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2016. № 4. С.105-118.

162. Теология в светских вузах // СОВА. Информационно-аналитический центр: сайт. 2015. 28 октября. URL: http://www.sova-center.ru/religion/publications/2015/10/d33126/ (дата обращения: 12.11.2015).

163. Тернер Б. Религия в постсекулярном обществе // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. № 2(30). С. 21-51.

164. Трофимов С.В. Образ Церкви: Заметки на полях тезисов «СРЕДЫ» // PRAVMIR.RU Православие и мир: портал. 2013. 5 июля. 2003-2017. URL: http://www.pravmir.ru/zametki-na-polyax-tezisov-sredy/ (дата обращения: 13.10.2013).

165. Тузанович Н.Б. Процесс формирования секулярной личности в российском обществе первой половины XVII века: автореф. дис. ... канд. истор. наук. М., 2008. 33 с.

166. Узланер Д.А. Дело Пусси райот и особенности российского постсекуляризма // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 93-133.

167. Узланер Д.А. Картография постсекулярного // Отечественные записки: электрон. науч. журн. 2013. № 1 (52). URL: http://www.strana-oz.ru/2013/1/kartografiya-postsekulyarnogo (дата обращения: 22.02.2018).

168. Узланер Д.А. Неоклассическая модель секуляризации в западной социологии религии второй половины ХХ- начала XXI века: дис. ... канд. филос. наук. М., 2009. 209 С.

169. Узланер Д.А. Секуляризация как социологическое понятие (По исследованиям западных социологов) // Социологические исследования. 2008. № 8. С.62-67.

170. Уфимцева Е.И. Особенности воцерковления в оценках православной молодежи // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 127-135.

171. Федотов А.А. Русская Православная Церковь в 1943-2000 г.г.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России):дисс. ... канд. ист. наук. Иваново, 2009. 402 с.

172. Фестиваль «Вера и слово» // Московский патриархат. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации: сайт. URL: http://sinfo-mp.ru/festival-vera-i-slovo (дата обращения: 20.12.2017).

173. Фирсов С.Л. Церковь в империи. Очерки из церковной истории эпохи императора Николая II. СПб., 2007. 460 с.

174. Фриз Г.Л. «Вся власть приходам»: возрождение православия в 1920-е г.г. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 3-4 (30). С. 86-105.

175. Фурман Д.Е., Каариайнен К. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании в постсоветской России. М., 2007. 248 с.

176. Фурман Д.Е., Каариайнен К. Религиозность в России в 90-е годы XX - начале XXI века / РАН. Ин-т Европы. Вып. 173. М., 2006. 92 с.

177. Xабермас Ю. Против «воинствующего атеизма» «Постсекулярное» общество - что это такое // Русский журнал. 2015. № 6.

178. Xвостова Г.И. Использование социалистической обрядности для преодоления религиозности населения // Неприкосновенный запас. 2010. № 5(73). С.127-138.

179. Xлопкова О.В. Современные проблемы исследования религиозности // Современные исследования социальных проблем: электрон. науч. журн. 2012. № 9 (17). Систем. требования: Power Point. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-issledovaniya-religioznosti (дата обращения: 20.12.2013).

180. Xун У. С иконами и песнопениями, или епископ, сбежавший от своих прихожан. Массовые паломничества в России эпохи Сталина и Xрущева // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 3-4 (30). С.232-256.

181. Ценности: религиозность. Сколько россиян верят в Бога, посещают храм и молятся своими молитвами? ФОМ. 14.06.2013. URL: http://fom.ru/obshchestvo/10953 (дата обращения: 07.07.2018).

182. Цеханская К.В. Россия: тенденции религиозности в XX веке (некоторые статистические данные) // Исторический вестник. 2000. № 5 (1). Сайт Воронежской епархии. URL: http://krotov.info/history/20/iz_istori/tsehans.html (дата обращения: 15.07.2016).

183. Цыпин В.А. История Русской Православной Церкви 1917-1990. М., 1994. 256 с.

184. Чеснова Е.Н. Феномен религиозной веры в современном мире: особенности существования и перспективы // Научный диалог. 2013. № 11 (23): История. Философия. Социология. С.164-176.

185. Чеснокова В.Ф. Должно ли стать православие государственной религией России // База данных Фонда «Общественное мнение». 2002. 19 июня. 2003-2011. URL: https://bd.fom.ru/report/map/oz02061905 (дата обращения: 10.10.2013).

186. Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М., 2005. 267 с. URL: http://krotov.info/history/20/1990/chesnokova_04.htm#5 (дата обращения: 15.01.2014).

187. Чикин И. Ростки нового быта //Безбожник. 1929. №3. С.6.

188. Чумакова Т. В. «Карта религий» для неудавшейся Всесоюзной переписи 1937 г.: забытая страница советского религиоведения // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 3-4 (30). С.106-133.

189. Шайо К. Православная Церковь в Восточной Европе. ХХ век. Киев, 2010. С. 356.

190. Шишков А.В. Некоторые аспекты десекуляризации в советской России // Государство. Религия. Церковь в России и за рубежом. №2 (30) 2012. С.165-177.

191. Шишков А.В. Осмысление понятия постсекулярного в русскоязычной периодике за десятилетие. URL: http://www.bogoslov.ru/text/733826.html (дата обращения: 02.03.2018).

192. Шлихта Н. «От традиции к современности»: православная обрядность и праздники в условиях антирелигиозной борьбы (на материалах УССР , 1950-е-1960-е гг.) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 3-4 (30). С.380-407.

193. Шмеман А.Д., протоиерей. Богослужение в секулярный век // Александр Шеман, прот. Собрание статей. 1947-1983. М., 2009. 896 с.

194. Шмеман А.Д., протоиерей. Святая святым. Некоторые замечания о причащении святых Таин / Alexander Shmemann. Great Lent. Crestwood, New York, 1990. Пер. с англ. В. Прокопченко.

195. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939—1964 годах). М.,1999. 399 с.

196. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010. 480 с.

197. Элиаде М. Священное и мирское / М.Элиаде. Пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского. М., 1994.144 с.

198. Энциклопедический словарь социологии религии / Под редакцией М.Ю.Смирнова. СПб., 2017. 508 с.

199. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М.,1994. 368 с.

200. Яковлев Я. А. Деревня как она есть (очерки Никольской волости). М., 1923. 145 С.

201. Яковлев Я. А. Наша деревня. Новое в старом и старое в новом. М.; Л., 1925. 191 С.

202. 19 сентября 2012 на социологическом факультете МГУ состоялся семинар «Тесный путь не туда» // СРЕДА: сайт некоммерческой Исследовательской Службы «Среда». 2012. 25 сентября. 2017. URL: http://sreda.org/2012/poddaetsya-li-pravoslavnost-analizu-na-sotsiologicheskom-fakultete-mgu-sostoyalsya-seminar-tesnyiy-put-ne-tuda/11564 (дата обращения: 13.02.2014).

203. Asad Т. Formations of the Secular: Christianity, Islam, Modernity. Stanford University Press, 2003.

204. Berger, Р. "The Desecularization of the World: A Global Overview," in The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics, ed. Peter L. Berger (Grand Rapids: William B. Eerdmans Publishing Company, 1999).

205. Berger Peter L. The Social Reality of Religion. Faber and Faber. 1969. 231 p.

206. Casanova J. Secular Regimes and Religious Dynamics in Post-Soviet Societies: A Comparative Analysis of East Germany, Poland, Ukraine, and

197

Russia. Lecture at Kyiv-Mohyla Academy June 18, 2013 // Общецерковная аспирантура и докторантура им.святых Кирилла и Мефодия: сайт. 20132017. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.doctorantura.ru/ru/proekti/seriya-lektsij-religiya-nauka/materialy (дата обращения: 17.07.2013).

207. Chaves M. Secularization as Declining Religious Authority // Social Forces. 1994. Vol. 72. No. 3. P. 752.

208. Gauthier F., Martikainen T., Woodhead L. Religion in the neoliberal age: Political economy and modes of governance. London-New York. 2016.

209. Heelas, P. The Spiritual Revolution: from 'Religion' to 'Spirituality' // Religion in the Modern World /Edited by L.Woodhead, London. 2002.

210. Karpov V., Lisovskaya E., Barry D. Ethnodoxy: How Popular Ideologies Fuse Religious and Ethnic Identities // Journal for the scientifi c Study of Religion. 2012. Vol. 51. № 4. P. 644.

211. Nesmeyanov E.E., Olenich T.S., Plotnikov S.A. "YOUTH AND ORTHODOX" WITHIN THE CONTEXT OF TRADITIONAL CULTURE VALUES FORMATION (on the base of social research "Attitude of Rostov Region youth to Russian Orthodox Church and the believers in the context of the support of traditional culture values") // Научный альманах стран Причерноморья, 2016 г. С. 50-62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7youth-and-orthodox-within-the-context-of-traditional-culture-values-formation-on-the-base-of-social-research-attitude-of-rostov-region-youth (дата обращения: 24.10.2018).

212. Smith Ch. (ed.) The Secular Revolution: Power, Interests, and Conflict in the Secularization of American Public Life. Berkeley: University of California Press, 2003.

213. Feil E. From the Classical Religio to the Modern Religion: Elements of a Transformation between 1550 and 1650 //Religion in history. The Word, the Idea, the Reality / La religions dans l'histoire. Le mot, l'idee, la realite (eds. M. Despland, G. Vallee). Waterloo: Wilfred Laurier University Press, 1992. P. 32.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.